GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Кровоточащие и плачущие изображения с точки зрения современного естествознания (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Кровоточащие и плачущие изображения с точки зрения современного естествознания (Культурология)



М Г Л У


Кафедра математики и информатики

Реферат по курсу КСЕ

“Кровоточащие и плачущие изображения с точки зрения современного
естествознания”

[pic]



Проверил:
Доц. Сидоров О.В.



Москва

2002г.



“Ничто не поражает так, как чудо, - разве только наивность,
с которой его принимают на веру.”
Марк Твен



ПО КОМ ИКОНА ПЛАЧЕТ?

Как может гипсовая статуя Христа кровоточить, а образ Мадонны
плакать? Как бы это ни выглядело, но такие случаи происходят. С
незапамятных времен известны упоминания о плачущих и кровоточащих святынях.
"Явления свыше" чаще всего имеют рукотворное происхождение, особенно
«плачущие», «кровоточащие» и иные «одушевленные» иконы, которые, возникая
вновь и вновь, будоражат общественное мнение, заставляя даже верующих людей
задавать "неудобные" вопросы. Ведь одно дело воспринимать скульптуру как
образ, и совсем другое - верить, что она является "одушевленной", - здесь
как раз и проходит водораздел между поклонением и идолопоклонством. Однако
при всех условиях либо выясняется, что эти чудеса не более чем подделка,
либо церковники просто не допускают их тщательного изучения.
Тем, что тут или там закровоточила икона, сейчас никого не удивишь.
Сообщения о кровоточении настолько же плотно вошли в наше восприятие и
жизнь, как и сводки об авариях, пожарах или напротив - небывалых выигрышах
или рождении сразу пяти детей в одной семье. Часто мы слишком заняты
повседневностью, чтобы еще думать о том, как такое может быть, почему икона
вдруг "заплакала", действительно ли то чудо Божие, знак, посланный свыше,
или же просто сенсация, раздутая в чьих-то целях.



СТАТИСТИКА И ФАКТЫ


Кровоточащие изображения


Количество сообщений о чудесах от икон в конце XX века - начале XXI
века побило все рекорды.
Один из таких случаев произошел в Италии. В 1953 году в Сиракузах
несколько икон с изображением Мадонны "плакали" кровавыми слезами.
По свидетельству газеты "News of World" от 24 июля 1966 года, в
Великобритании было обнаружено «плачущее» распятие размером 16 дюймов. Оно
принадлежит Алфреду Болтону из Уолтамстоу, Лондон. Распятие "проливало
слезы" около 30 раз с мая по июль 1966 года. По мнению специалиста по
судебной медицине, который тщательно исследовал феномен, это абсолютная
загадка.
Иллинойская газета "Vuster Telegram" 10 мая 1970 года сообщила, что
в церкви святого Адриана в Чикаго из шеи, кистей рук и стоп тела святой
Максимины сочится "водяная кровь". Кости этой святой, которым более 1700
лет, вмонтированы в восковое тело, воссоздающее образ прекрасной женщины.
Кости рук и ног демонстрируются отдельно. И "тело", и кости помещены в
стеклянный гроб. В 1972 году небольшое распятие из известняка,
принадлежащее семье Пицци из Сиракуз (Сицилия), стало кровоточить. Капли
крови появлялись там, где, по преданию, римский воин нанес Христу удар
копьем. По заявлению С. Роданте, президента католической ассоциации
острова, сделанному в декабрьском номере журнала "Фейт" за 1972 год,
выделяющаяся на распятии кровь тут же свертывается, в отличие от крови,
взятой у членов семьи Пицци. Сравнительные анализы проводились с целью
исключить возможность обмана со стороны кого-либо из домашних.
Лондонская "Sunday People" от 11 января 1976 года сообщила о
деревянной статуе Христа, сделанной более 300 лет назад в бразильской
деревне Порту-дас-Кайшас, и о целительном действии на людей "крови",
текущей из нарисованных ран. Проверка, проведенная специалистами, показала,
что это действительно кровь, однако, кому она принадлежит - неизвестно.
Несмотря на тщательные обследования статуи, ведущиеся с 1968 года, когда
впервые были обнаружены следы кровоточения, их источник так и не был
обнаружен.
Российская газета "Новый Петербург" от 16 ноября 1997 года сообщила,
что жители Санникола ди Лечче (Южная Италия) и многочисленные паломники
верят в то, что слезы, появляющиеся на скульптуре Девы Марии в местной
церкви, - чудесное знамение. В первый раз явление отмечено 22 июня.
В 1968 году 300-летнее деревянное распятие в бразильском городе
Порто дом Кашнсас начало кровоточить. Исследования подтвердили, что кровь
была настоящей. Девятью годами раньше то же самое произошло с распятием в
церкви Святого Игнатия в Риме. В январе 1981 года кровоточила правая щека
статуи Девы Марии в сицилийском городке Калтанизетте.
В апреле 1975 года начали кровоточить руки гипсовой статуи Христа,
принадлежавшей одной американке из штата Пенсильвания. Особенно сильно
кровь текла по пятницам и в дни святых праздников. Статую просветили
рентгеновскими лучами, но не нашли никаких следов резервуара или какого-то
другого механизма. Подлинность крови было доказана. Правда, она содержала
небольшое количество гемоглобина (свидетельство того, что кровь старая).
Однако были зафиксированы случаи не только кровоточащих и плачущих
статуй и икон, но также и их напечатанных фотографий.
Так, например, в Меццоломбардо кровь появилась на газетной
фотографии девы Марии.
В Нью-Мексико в мае 1979 года изображение Христа на запаянной в
пластик почтовой открытке тоже начало кровоточить. Эту открытку купила Кейт
Мелотт. Многие люди впоследствии осматривали это изображение. Казалось,
кровь текла прямо из поверхности пластика. Проверка жидкости в медицинском
центре Нью-Мексико показала, что кровь настоящая.

Мироточащие изображения
Когда говорят о мироточении икон, нужно понимать, что название этого
чудесного явления - условное. Некое светлое, маслянистого вида вещество,
выделяющееся при чудотворениях не тождественно священному миру,
применяемому в таинстве миропомазания. Вообще церковное миро – это
вещество, которое приготовляется особым способом и состоит из множества
компонентов, в том числе ароматических масел, белого виноградного вина,
различных ладанов. В православной церкви миро варят каждые четыре года в
мироваренных печах. Затем миро раздается по всем храмам для свершения
таинства миропомазания. На иконах появляется жидкость, лишь напоминающая
миро, столь же благоуханная. Вид, цвет и консистенция образующейся жидкости
разнообразны: от густой, тягучей смолы до росы, поэтому иногда говорят о
"елеоточении" или "росоточении".
Однако, вопрос о том, дерево или не дерево выделяет влагу (или не
влагу) - не настолько принципиален, ибо существует множество свидетельств о
мироточении не только древних икон, но и бумажных ксерокопий с чудотворных
икон. В 1997 году 7 ноября замироточила цветная ксерокопия иконы царя-
мученика Николая II. С тех пор икона периодически источает миро.
Эта икона путешествовала по России, ее торжественно принимали в
разных епархиях, совершая молебны царю-мученику. Хранитель этой иконы -
Олег Иванович Бельченко, врач-хирург - рассказывал один удивительный
случай. Когда икону принимали на Украине, в Винницкой епархии, в городе
Тучине, привезли тяжко болящую. Она была раздута как бочка, много лет не
могла двигаться. Когда она приложилась к иконе, вся раздутость опала, она
стала совершенно нормальной. Олег Иванович, как практикующий врач-хирург,
несмотря на то что много раз наблюдал исцеления перед этой иконой, сказал:
"Я понимаю, что это великое чудо, но как врач не могу понять, куда жидкость
делась?»
Существует ли в православной традиции какое-либо отношение к этим
знамениям? Мироточение - это знак одобрения, поддержки, милости, посылаемый
живущим, или предвестие каких-то суровых испытаний? Большинство верующих
считают мироточение иконы благодатным знаком. Миро, источаемое чудотворными
иконами, собирается и раздается прихожанам, так как оно излечивает от
многих заболеваний, в том числе и неизлечимых. Православные объясняют это
по-разному. «Мироточение - это одновременно и призыв к покаянию, и
проявление милости.» Некоторые считают, что явление такого рода - истинное
чудо, у верующих это всегда вызывает чувство покаяния, чувство собственного
недостоинства. Однако, у атеистов-скептиков такие феномены могут вызывать
совершенно другие чувства.

ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЕ ИЛИ МИСТИФИКАЦИЯ?
На изображениях Христа кровь течет из рук и ног (гвозди), лба (следы
тернового венка) и бока (удар пики). Слезы катятся из глаз Девы Марии. Что
же происходит? Конечно, легковнушаемые люди могут принять иллюзорные слезы
или кровь за настоящие. Но чаще всего – это не так. Это послужило поводом
затронуть такую тонкую вещь как церковное чудо и еще раз попробовать
разобраться.
Тщательная проверка вышеупомянутых фактов в России часто
показывала, что "чудеса" такого рода были рукотворными. В этом убеждались
многие, начиная от царя Петра I, лично вскрывшего якобы чудотворную икону,
до советских ученых, обследовавших мощи святых. Их создавали церковные
служители или шутники-мистификаторы. Например, происхождение "слез" Христа
на могиле Пахомовых в начале 60-х годов вполне объяснимо. Лик Всевышнего
находился тогда под стеклом. Оно треснуло, в щель попала дождевая вода,
металлические части иконы дали ржавчину, вдоль образа возник водяной потек.
После того, как вставили новое стекло, солнце высушило влагу и Христос
перестал "плакать".
Примером обмана может служить статуя Пресвятой Девы Марии в
католической церкви города Торнтона, Калифорния. В 1981 году прихожане
стали замечать, что статуя меняет положение глаз, наклоняет подбородок и
"плачет". Поговаривали даже, что ночами она ходит по церкви. Епископ провел
расследование и установил, что глаза и подбородок изменяли свое положение,
когда на статую смотрели под разным углом зрения. А "слезы" и "хождение"
иерарх заклеймил как откровенный обман.
Ученые - это только люди, они охотно верят, что факты, которые не
могут быть объяснены теориями настоящего времени, не существуют. В
настоящее время те ученые, которые занимались исключительно физическими,
химическими и физико-химическими аспектами физиологических процессов, все
еще смотрят на телепатию и другие метафизические феномены, как на иллюзию.
Очевидные факты, если они выглядят неортодоксально, не признаются.
Действительно, с этими словами трудно не согласиться. Однако для верующих
людей ложь и подтасовка в таких вопросах скорее исключение, чем правило.
Что касается мироточения икон в храмах, многие священники стараются
не сообщать в светский мир о таких случаях, так как для них есть очень
серьезная опасность: люди обращают внимание на внешние проявления чуда, а
их внутренняя жизнь остается прежней. Христиане отвечают, что чудо является
только там, где есть духовная необходимость для его проявления и где оно
достигает определенной духовной цели. Чудо - это тоже закономерность, но
духовная, слабым отблеском которой является закономерность, данная нам
окружающей нас действительностью.
Атеисты имеют свое мнение не сей счет: они уверены, что никаких
чудес нет, и все подстроено с определенной целью. Истории, действительно,
известны факты, когда “мироточение” подстраивалось церковными служителями с
определенной “политической” целью. Как известно, Петр I особенно воевал со
священниками, не одобрявшими его новшеств и считавшими его антихристом.
Известен случай, когда священники пытались “организовать” мироточение иконы
Пресвятой Богородицы с целью показать неправедность действий Петра и скорбь
Богоматери по этому поводу. Аналогичный случай был и не так давно - в ходе
недавнего визита Папы Римского в Грецию, где основной религией является
православие. Тогда появились сведения о том, что икона источает кровавые
слезы, и это будто бы свидетельствовало о богопротивной сущности визита
главы конкурирующей конфессии. Однако анализ "слез" по результатам
официального расследования показал, что они являются соком дикой вишни.


Из чего сделана икона?


Существует ли вероятность, что дерево или используемые краски со
временем появляются на иконе в виде конденсата?

Выяснилось, что сейчас иконы пишутся в основном как в древности -
используются только натуральные материалы и краски. Доской для иконы, как
правило, служат липа или кипарис. Шпонки (горизонтальные деревянные вставки
с обратной стороны иконы) должны быть более плотного дерева, обычно
дубовые. Шпонки необходимы для того, чтобы доску "не вело", чтобы она не
выгибалась. Лицевую сторону иконы (где живопись) защищает от испарений
большой защитный слой. Это левкас, который готовится на природном клею по
старинным технологиям. Затем кладется паволока - ткань - для того, чтобы
более плотно держать сам левкас, а также для избежания появления на левкасе
микроскопических трещинок вследствие того, что доска имеет способность
забирать влагу и отдавать ее, поэтому все время то чуть-чуть расширяется,
то сужается. Испарение древесной влаги идет с торцов и с оборотной стороны
иконы. Можно заметить, что чем старше возраст иконы, тем она более
выгнутая. После того, как икона написана, поверхность покрывается олифой.
Испарения по естественным причинам на иконе появляться не могут,
несмотря на то, что дерево вбирает и отдает влагу. Дерево не выделяет
столько влаги, чтобы она была заметна в виде конденсата. Те испарения, о
которых говорилось выше, ничтожно малы и за несколько столетий лишь немного
искривляют форму доски, на которой написана икона. Кроме того, липа, на
которой чаще всего пишутся иконы, не смолистое дерево, поэтому и никакая
смола из липы выделяться не может.


ЗАКЛЮЧНИЕ

Христианством дозволялось принимать не любые чудеса, но лишь такие,
которые имели, с точки зрения церковников, несомненно "божественную
причину". Массы, сохранившие и принесшие в христианство множество языческих
верований, нуждались, по мнению многих практичных священнослужителей, в
чуде - и мнение это не раз оправдывалось. Протестантизм, появившийся в XVI
в., изгнал из реформированной церкви множество суеверий, объявив их
"папистскими бреднями". Лютеранское, кальвинистское и прочие протестантские
вероучения не признают чудесного появления слез, крови, мира и т. п.
Католическая церковь в том же XVI в. на Тридентском соборе в борьбе
с реформаторами признала суеверными и невозможными многие прежние "чудеса".
Но вера в плачущие или кровоточащие образы сохранилась у католиков вплоть
до наших дней. Слухи о подобных случаях распространяются, как правило, во
времена смутные: так было во время испанской интервенции в Италии и грабежа
Рима, упоминаемого в этой главе, так было и в 1920 году в Ирландии во время
гражданской войны. О православных "плачущих иконах" мы, по крайней мере,
имеем больше документированных сведений. Любое исследование таких икон - от
Петра I до кампаний по вскрытию мощей и проверке "чудес", проведенных в
первые годы Советской власти, - показывало, что "чудеса" фабриковались
церковниками. Судя по некоторым деталям, современные "чудеса" также
рукотворны: они совершаются или с корыстными целями, или их авторами
являются шутники-мистификаторы.
И нет ничего удивительного в том, что сами церковники после
подобных разоблачений вынуждены были признаваться, что "чудеса" оказывались
рукотворными. Вся разница лишь в том, кто их творил: священники и монахи,
стремящиеся возбудить религиозный фанатизм и извлечь из этого для себя
материальную выгоду, или мистически настроенные люди, жаждущие чуда.
Все еще остается загадкой, являются ли чудом плачущие изображения
или нет. Однако это малосущественно для непредвзято мыслящего человека, для
которого любые чудеса - плод самообмана и мистификации.



Литература.

1. «Невероятный мир», Санкт-Петербург, 1977 г.
2. «Почему плакала богородица?», Стратонов В., Одесса,
1960 г.
3. «Бессильные владыки», Скибицкий М.М., Москва, 1961 г.
4. «Теология и чудо», Г.А. Гибинский, Москва, 1978 г.
5. http://www.atheism.ru/





Реферат на тему: Крылатые выражения из древнегреческой мифологии и Библии


Крылатые выражения из древнегреческой мифологии


1. Авгиевы конюшни.


В греческой мифологии Авгиевы конюшни — обширные конюшни Авгия, царя
Элиды, которые в продолжение многих лет не убирались. Очищены они были в
один день героем Гераклом (Геркулесом): он направил через конюшни реку,
воды которой и унесли весь навоз. Миф этот впервые сообщен греческим
историком Диодором Сицилийским (1 в. до н. э.). Возникшее отсюда выражение
«авгиевы конюшни» применяется для обозначения очень грязного помещения, а
также сильной запущенности, засоренности, беспорядка в делах, требующих
больших усилий для их устранения; крылатым оно стало еще в древности
(Сенека, Сатира на смерть императора Клавдия; Лукиан, Александр).


2. Антей.


В греческой мифологии Антей — гигант, сын Посейдона (бога морей) и
Геи (богини земли). В единоборстве он побеждал всех своих противников,
так как черпал новые силы, прикасаясь к земле — своей матери. Погиб в
борьбе с Гераклом (Геркулесом), который поднял его на воздух, лишив
возможности прикоснуться к земле, и задушил его. Миф этот передан
греческим писателем Аполлодором (II в. до н. э.) в «Библиотеке» (2, 5, II).
Образом Антея пользуются, говоря о силе, которой человек обладает, когда он
связан с родной землей, родным народом.


3. Аврора.


В римской мифологии Аврора — богиня утренней зари. В образной и
поэтической речи — синоним утренней зари. Выражение «розоперстая Аврора»
вошло в литературную речь из поэм Гомера.


4. Аргус.


В греческой мифологии Аргус — многоглазый великан. Ревнивая богиня
Гера приставила его стражем к Ио, дочери аргосского царя, в которую
влюбился Зевс. Не знающий сна Аргус зорко охранял


5. Ариаднина нить.


Выражение, означающее: путеводная нить, руководящая мысль, способ,
помогающий выйти из затруднительного положения, решить трудный вопрос.
Возникло из греческих мифов об афинском герое Тесее, убившем Минотавра,
чудовищного полубыка-получеловека. Афиняне обязаны были по требованию
критского царя Миноса каждый год отправлять на Крит семь юношей и семь
девушек на съедение Минотавру, обитавшему в построенном для него лабиринте,
из которого никто не мог выйти. Совершить опасный подвиг Тесею помогла
полюбившая его дочь критского царя Ариадна. Тайно от отца она дала ему
острый меч и клубок ниток. Когда Тесея и обреченных на растерзание юношей
и девушек отвели в лабиринт. Тесей привязал у входа конец нитки и пошел по
запутанным переходам, постепенно разматывая клубок. Убив Минотавра, Тесей
по нитке нашел обратный путь из лабиринта и вывел оттуда всех обреченных
(Овидий, Метаморфозы, 8, 172; Героиды, 10, 103).


6. Ахиллесова пята.


В греческой мифологии Ахиллес (Ахилл) — один из самых сильных и
храбрых героев; он воспет в «Илиаде» Гомера. Послегомеровский миф,
переданный римским писателем Гигином, сообщает, что мать Ахиллеса, морская
богиня Фетида, чтобы сделать тело сына неуязвимым, окунула его в священную
реку Стикс; окуная, она держала его за пятку, которой не коснулась вода,
поэтому пятка осталась единственно уязвимым местом Ахиллеса, куда он и был
смертельно ранен стрелой Париса. Возникшее отсюда выражение «ахиллесова
(или ахиллова) пята» употребляется в значении: слабая сторона, уязвимое
место чего-либо.


7. Бочка Данаид.


Данаиды в греческой мифологии — пятьдесят дочерей царя Ливии
Даная, с которым враждовал его брат Египет, царь Египта. Пятьдесят сыновей
Египта, преследуя Даная, бежавшего из Ливии в Арголиду, вынудили беглеца
отдать им в жены его пятьдесят дочерей. В первую же брачную ночь Данаиды,
по требованию отца, убили своих мужей. Только одна из них решилась
ослушаться отца. За совершенное преступление сорок девять Данаид были после
своей смерти присуждены богами вечно наполнять водой бездонную бочку в
подземном царстве Аида. Отсюда возникло выражение «бочка Данаид»,
употребляемое в значении: постоянный бесплодный труд, а также — вместилище,
которое никогда не может быть наполнено. Миф о Данаидах впервые изложен
римским писателем Гигином (Басни, 168), однако образ бездонного сосуда
встречается у древних греков раньше. Лукиан первый использовал выражение
«бочка Данаид».


8. Век Астреи.


В греческой мифологии Астрея — богиня справедливости. Время, когда
она находилась на земле, было счастливым, «золотым веком». Она покинула
землю в железном веке и с тех пор под именем Девы сияет в созвездии
Зодиака. Выражение «век Астреи» употребляется в значении: счастливая пора.


9. Возлияние [поклонение] Бахусу [Вакху].


Бахус (Вакх) — в римской мифологии — бог вина и веселья. У древних
римлян при жертвоприношениях богам существовал обряд возлияния,
заключавшийся в выливании вина из чаши в честь бога. Отсюда возникло
шутливое выражение «возлияние Бахусу», употребляемое в значении: попойка.
Имя этого древнеримского бога употребляется и в других шутливых выражениях
о пьянстве: «поклоняться Бахусу», «служить Бахусу».


10. Геркулес. Геркулесов труд [подвиг]. Геркулесовы столпы [столбы].


Геркулес (Геракл) — герой греческих мифов («Илиада», 14, 323;
«Одиссея», II, 266), одаренный необыкновенной физической силой; он совершил
двенадцать подвигов — убил чудовищную Лернейскую гидру, очистил конюшни
Авгия и проч. На противоположных берегах Европы и Африки у
Гибралтарского пролива он поставил «Геркулесовы столпы (столбы)». Так в
древнем мире называли скалы Гибралтарскую и Джебель-Муса. Столпы эти
считались «краем мира», дальше которого нет пути. Поэтому выражение
«дойти до 'Геркулесовых столбов» стало употребляться в значении: дойти до
предела чего-либо, до крайней точки. Имя легендарного греческого героя
стало нарицательным для человека, обладающего большою физической силой.
Выражение «Геркулесов труд, подвиг» употребляется, когда говорят о каком-
либо деле, требующем необыкновенных усилий.


11. Геркулес на распутье.


Выражение возникло из речи греческого софиста Продика (V в. до н. э.),
известной лишь в изложении Ксенофонта «Воспоминания о Сократе», 2, 1,
21—33). В этой речи Продик рассказал сочиненную им аллегорию о юноше
Геркулесе (Геракле), сидевшем на распутье и размышлявшем о жизненном пути,
который ему предстояло избрать. К нему подошли две женщины: Изнеженность,
нарисовавшая ему жизнь, полную удовольствий и роскоши, и Добродетель,
указавшая ему тяжелый путь к славе. Выражение «Геркулес на распутье»
применяется к человеку, затрудняющемуся в выборе между двумя решениями.


12. Гидра.


В греческой мифологии гидра — многоглавая змея, у которой, когда у
нее отрубали одну голову, вновь вырастали две новых; впервые миф о ней
передан древнегреческим поэтом Гесиодом (VIII—VII в. до н.э.) в «Теогонии».
Переносно: враждебная сила, борьба с которой необычайно трудна. Образ гидры
широко применялся в парламентских речах, брошюрах и газетах в эпоху
буржуазной французской революции XVIII в.; появились выражения «гидра
аристократии», «гидра анархии» и др. (Поль Л а фар г, Сочинения, т. III,
М.— Л. 1931, с. 252). В русской литературе образ гидры появляется также в
XVIII в. Так, например, поэт В. П. Петров (1736—1799) в послании 1772 г.
Г. Г. Орлову призывал его, имея в виду участников «чумного бунта» в Москве:



Пронзи сих гидр, Орлов, то звание твое...


Перекарай, окуй и ноги им и руки


И пригвозди к горам для вящей дерзким муки.


В реакционных кругах было распространено выражение «гидра революции»;
в кругах революционных — «гидра контрреволюции».


13. Гименей. Узы [цепи] Гименея.


В Древней Греции слово «гименей» означало и свадебную песню, и
божество брака, освященного религией и законом, в отличие от Эроса, бога
свободной любви. Иносказательно «Гименей», «Узы Гименея» — брак,
супружество.


14. Дамоклов меч.


Выражение возникло из древнегреческого предания, рассказанного
Цицероном в сочинении «Тускуланские беседы». Дамокл, один из приближенных
сиракузского тирана Дионисия Старшего (432— 367 гг. дон. э.), стал
завистливо говорить о нем как о счастливейшем из людей. Дионисий, чтобы
проучить завистника, посадил его на свое место. Во время пира Дамокл
увидел, что над его головой висит на конском волосе острый меч. Дионисий
объяснил, что это — эмблема тех опасностей, которым он, как властитель,
постоянно подвергается, несмотря на кажущуюся счастливой жизнь. Отсюда
выражение «дамоклов меч» получило значение нависшей, угрожающей опасности.


15. Дары данайцев. Троянский конь.


Выражение употребляется в значении: коварные дары, несущие с собой
гибель для тех, кто их получает. Возникло из греческих сказаний о Троянской
войне. Данайцы, после длительной и безуспешной осады Трои, прибегли к
хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен
Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берега Троады. Жрец Лаокоон,
увидя этого коня и зная хитрости данайцев, воскликнул: «Что бы это ни было,
я боюсь данайцев, даже дары приносящих!» Но троянцы, не слушая
предостережений Лаокоона и пророчицы Кассандры, втащили коня в город.
Ночью данайцы, спрятавшиеся внутри коня, вышли, перебили стражу, открыли
городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким
образом овладели Троей («Одиссея» Гомера, 8, 493 и ел.; «Энеида» Вергилия,
2, 15и сл.). Полустишие Вергилия «Боюсь данайцев, даже дары приносящих»,
цитируемое часто по-латыни («Timeo Danaos et dona ferentes»), вошло в
поговорку. Отсюда же возникло выражение «троянский конь», употребляемое в
значении: тайный, коварный замысел.


16. Двуликий Янус.


В римской мифологии Янус — бог времени, а также всякого начала и
конца, входов и выходов (janua — дверь) — изображался с двумя лицами,
обращенными в противоположные стороны: молодым — вперед, в будущее, старым
— назад, в прошедшее. Возникшее отсюда выражение «двуликий Янус» или
просто «Янус» означает: двуличный человек.


17. Золотое руно. Аргонавты.


В древнегреческих мифах рассказывается, что герой Язон отправился в
Колхиду (восточное побережье Черного моря) добывать золотое руно (золотую
шерсть барана), которое охраняли дракон и быки, извергавшие из пасти
пламя. Язон построил корабль «Арго» (быстрый), по имени которого участники
этого, по преданию первого, дальнего плавания древности были названы
аргонавтами. С помощью волшебницы Медеи Язон, преодолев все препятствия,
благополучно завладел золотым руном. Первым, изложившим этот миф, был поэт
Пиндар (518—442 гг. до н. э.). Золотым руном называют золото, богатство,
которым стремятся овладеть; аргонавтами — смелых мореплавателей, искателей
приключений.


18. Кассандра.


По Гомеру («Илиада», 13, 365), Кассандра—дочь троянского царя
Приама. Аполлон наделил ее даром прорицания. Но когда она отвергла его
любовь, он внушил всем недоверие к ее пророчествам, хотя они всегда
сбывались; так, она тщетно предупреждала троянцев, что деревянный конь,
которого они внесли в город, принесет им гибель (Вергили и, Энеида, 2,
246) (см. Дары данайцев). Имя Кассандры стало нарицательным именем
человека, предостерегающего об опасности, но которому не верят.


19. Кастор и Поллукс.


В греческой мифологии Кастор и Полидевк (римск. Поллукс) — сыновья
Зевса и Леды, близнецы. В «Одиссее» (II, 298) о них говорится как о детях
Леды и Тиндарея, сына спартанского царя. По другой версии мифа, отец
Кастора — Тиндарей, а отец Поллукса — Зевс, поэтому первый, рожденный от
смертного, смертен, а второй — бессмертен. Когда Кастор был убит, Поллукс
стал умолять Зевса, чтобы он дал возможность умереть и ему. Но Зевс
предложил ему на выбор: или вечно пребывать на Олимпе без брата, или
вместе с братом проводить один день на Олимпе, другой — в Аиде. Поллукс
избрал последнее. Имена их стали синонимом двух неразлучных друзей.


20. Лета. Кануть в Лету.


В греческой мифологии Лета — река забвения в Аиде, подземном
царстве; души умерших по прибытии в подземное царство пили из нее воду и
забывали всю свою прошлую жизнь (Гесиод, Теогония; Вергилий, Энеида, 6).
Название реки стало символом забвения; возникшее отсюда выражение «кануть в
Лету» употребляется в значении: навсегда исчезнуть, быть забытым.


21. Марс. Сын Марса. Марсово поле.


В римской мифологии Марс — бог войны. Переносно: военный, воинственно
настроенный человек. В этом же значении употребляется выражение «сын
Марса»; выражение «Марсово поле» в значении: поле битвы. Так же в
древнем Риме называлась одна из частей города на левом берегу Тибра,
предназначенная для военных и гимнастических упражнений. В Париже это
название носит площадь в западной части города, служившая первоначально
для военных парадов. В Петербурге так называлась площадь между Летним
садом и казармами лейб-гвардии Павловского полка, на которой при Николае
I и позднее проводились большие военные парады.


22. Между Сциллой и Харибдой.


По сказаниям древних греков, на прибрежных скалах по обе стороны
Мессинского пролива обитали два чудовища: Сцилла и Харибда, поглощавшие
мореплавателей. Сцилла,


...без умолку лая,


Визгом пронзительным, визгу щенка молодого подобным,


Всю оглашает окрестность чудовище. К ней приближаться


Страшно не людям одним, но и самым бессмертным...


Мимо ее ни один мореходец не мог невредимо


С легким пройти кораблем: все зубастые пасти разинув,


Разом она по шести человек с корабля похищает...


Близко увидишь другую скалу...


Страшно все море под тою скалою тревожит Харибда,


Три раза в день поглощая и три раза в день извергая


Черную влагу. Не смей приближаться, когда поглощает:


Сам Посейдон от погибели верной тогда не избавит...


(«Одиссея» Гомера, 12, 85—124.


Перевод В. А. Жуковского.)


Возникшее отсюда выражение «между Сциллой и Харибдой» употребляется
в значении: оказаться между двумя враждебными силами, в положении, когда
угрожает опасность и с той и с другой стороны.


23. Минерва [Паллада], вышедшая из головы Юпитера [Зевса].


Минерва — в римской мифологии богиня мудрости, покровительница наук
и искусств, отождествляемая с греческой богиней Афиной-Палладой, которая,
согласно мифам, родилась из головы Юпитера (греческая параллель
его—Зевс), выйдя оттуда во всеоружии — в латах, шлеме, с мечом в руке.
Поэтому, когда говорят о ком- или о чем-нибудь, якобы появившемся сразу
вполне законченным, появление это сравнивают с Минервой, вышедшей из
головы Юпитера, или с Палладой, вышедшей из головы Зевса (Гесиод,
Теогония; Пиндар, Олимпийские оды, 7, 35).


24. Морфей. Объятия Морфея.


В греческой мифологии Морфей - сын бога Гелиоса, крылатый бог
сновидений. Имя его - синоним сна.


25. Муки Тантала.


В греческой мифологии Тантал, царь Фригии (называемый также царем
Лидии), был любимцем богов, которые часто приглашали его на свои пиршества.
Но, возгордившись своим положением, он оскорбил богов, за что и был жестоко
наказан. По Гомеру («Одиссея», II, 582—592), наказание его состояло в том,
что, низвергнутый в Тартар (ад), он вечно испытывает нестерпимые муки жажды
и голода; он стоит по горло в воде, но вода отступает от него, как только
он наклонит голову, чтобы напиться; над ним нависли ветви с роскошными
плодами, но, как только он протягивает к ним руки, ветви отклоняются.
Отсюда и возникло выражение «муки Тантала», имеющее значение: нестерпимые
муки вследствие невозможности достигнуть желанной цели, несмотря на ее
близость.


26. Нарцисс.


В греческой мифологии — красивый юноша, сын речного бога Кефиса и
нимфы Лейриопы. Однажды Нарцисс, никогда никого не любивший, наклонился
над ручьем и, увидев в нем свое лицо, влюбился в самого себя и умер от
тоски; тело его обратилось в цветок (Овидий, Метаморфозы, 3, 339—510).
Имя его стало нарицательным для человека, любующегося собой,
самовлюбленного. М. Е. Салтыков-Щедрин называл Нарциссами современных ему
либеральных болтунов, влюбленных в собственное красноречие, тех «сеятелей
прогресса», которые по ничтожным поводам пререкались с правительственной
бюрократией, прикрывая болтовней о «святом деле», «светлом будущем» и т. п.
свои личные интересы («Новый Нарцисс, или Влюбленный в себя». «Признаки
времени»).


27. Начинать с яиц Леды.


В греческой мифологии Леда — дочь Фестия, царя Этолии, поразила своей
красотой Зевса, который явился ей в образе лебедя. Плодом их союза была
Елена («Илиада», 3, 426; «Одиссея», II, 298). По позднейшему варианту
этого мифа, Елена родилась из одного яйца Леды, а братья ее, близнецы
Кастор и Поллукс — из другого (Овидий, Героиды, 17, 55; Гораций,
Сатиры, 2, 1, 26). Выйдя впоследствии замуж за Менелая, Елена была
похищена Парисом и оказалась, таким образом, виновницей похода греков на
Трою. Выражение «начинать с яиц Леды» восходит к Горацию (65—8 гг. до н.
э.), который («Об искусстве поэзии») восхваляет Гомера за то, что он свое
повествование о Троянской войне начинает не ab ovo — не от яйца (разумеется
миф о Леде), не с самого начала, а сразу вводит слушателя in mйdias res — в
середину вещей, в самое существо дела.


Следует к этому добавить, что выражение «ab ovo» у римлян было
поговорочным; в полном виде: «ab ovo usque ad mala» — от начала до конца;
буквально: от яйца до фруктов (римский обед начинался с яиц и оканчивался
фруктами).


28. Нектар и амврозия.


В греческой мифологии нектар - напиток, амврозия (амброзия) - пища
богов, дающая им бессмертие (“Одиссея”, 5, 91-94). Переносно: необычайно
вкусный напиток, изысканное блюдо; высшее наслаждение.



29. Олимп. Олимпийцы. Олимпийское блаженство, величие, спокойствие.


Олимп — гора в Греции, где, как рассказывается в греческих мифах,
обитали боги (Гомер, Илиада, 8, 456). У позднейших писателей (Софокл,
Аристотель, Вергилий) Олимп — небесный свод, обитаемый богами. Олимпийцы —
бессмертные боги; переносно — люди, всегда сохраняющие величественную
торжественность внешнего облика и невозмутимое спокойствие духа; так же
называют людей высокомерных, недоступных. Отсюда возник ряд выражений:
«литературный Олимп», «музыкальный Олимп» — группа признанных поэтов,
писателей, музыкантов. Иногда выражения эти употребляются иронически,
шутливо. «Олимпийское блаженство» — высшая степень блаженства; «олимпийское
величие» — торжественность в манерах, во всем облике; «олимпийское
спокойствие» — спокойствие ничем невозмутимое.


30. Панический страх.


Выражение употребляется в значении: безотчетный, внезапный, сильный
страх, охватывающий множество людей, вызывающий смятение. Возникло из
греческих мифов о Пане, боге лесов и полей. Согласно мифам, Пан наводит
внезапный и безотчетный ужас на людей, особенно на путников в глухих и
уединенных местах, а также на войска, бросающиеся от этого в бегство.
Отсюда же возникло слово «паника».


31. Парнас.


В греческой мифологии Парнас — гора в Фессалии, местопребывание
Аполлона и муз. В переносном значении: совокупность поэтов, поэзия какого-
либо народа. «Парнасские сестры» — музы.


32. Пегас.


В греческой мифологии — крылатый конь Зевса; под ударом его копыта на
горе Геликон образовался источник Ипокрена, вдохновляющий поэтов (Гесиод,
Теогония; Овидий, Метаморфозы, 5). Символ поэтического вдохновения.


33. Пигмалион и Галатея.


В древнегреческом мифе о прославленном ваятеле Пигмалионе
рассказывается, что он открыто выражал свое презрение к женщинам.
Разгневанная этим богиня Афродита заставила его влюбиться в статую молодой
девушки Галатеи, им же самим созданную, и обрекла его на муки безответной
любви. Страсть Пигмалиона оказалась, однако, настолько сильной, что
вдохнула жизнь в статую. Оживленная Галатея стала его женой. На основе
этого мифа Пигмалионом переносно стали называть человека, который силой
своего чувства, направленностью своей воли способствует перерождению
другого (см., например, пьесу Бернарда Шоу «Пигмалион»), а также
влюбленного, встречающего холодное равнодушие любимой женщины.


34. Прометей. Прометеев огонь.


Прометей в греческой мифологии — один из титанов; он похитил с неба
огонь и научил людей пользоваться им, чем подорвал веру в могущество богов.
За это разгневанный Зевс повелел Гефесту (богу огня и кузнечного
искусства) приковать Прометея к скале; ежедневно прилетавший орел терзал
печень прикованного титана (Гесиод, Теогония; Эсхил, Скованный
Прометей). Возникшее на основе этого мифа выражение «прометеев огонь»
употребляется в значении: священный огонь, горящий в душе человека,
неугасимое стремление к достижению высоких целей в науке, искусстве,
общественной работе. Образ Прометея является символом человеческого
достоинства, величия.


35. Работа Пенелопы.


Выражение возникло из «Одиссеи» Гомера (2, 94—109). Пенелопа, супруга
Одиссея, в течение многолетней разлуки с ним оставалась верной ему,
несмотря на домогательства женихов; она сказала, что откладывает новый
брак до того дня, когда она кончит ткать гробовой покров для своего свекра,
старца Лаэрта; целый день она проводила за тканьем, а ночью все, что
наткала за день, распускала и снова принималась за работу. Выражение
употребляется в значении: верность жены; нескончаемая работа.



36. Сфинкс. Сфинксовая загадка.


В греческой мифологии Сфинкс — чудовище с лицом и грудью женщины,
туловищем льва и крыльями птицы, обитавшее на скале около Фив; Сфинкс
подстерегал путников и задавал им загадки; не сумевших разгадать их он
убивал. Когда же фиванский царь Эдип разгадал заданные ему загадки,
чудовище лишило себя жизни (Гесиод, Теогония). Отсюда слово «сфинкс»
получило значение: что-либо непонятное, загадочное; «сфинксовая загадка» —
что-либо неразрешимое.



37. Сизифов труд. Сизифова работа.


Выражение употребляется в значении: тяжелая, бесконечная и
бесплодная работа. Возникло из греческой мифологии. Коринфский царь Сизиф
за оскорбление богов был присужден Зевсом к вечной муке в Аиде: он должен
был вкатывать на гору огромный камень, который, достигнув вершины, опять
скатывался вниз. Впервые выражение «сизифов труд» встречается в элегии
(2, 17) римского поэта Пропорция (1 в. до н. э.)


38. Титаны.


В греческой мифологии—дети Урана (неба) и Геи (земли), восставшие
против богов-олимпийцев, за что были низвергнуты в тартар (Гесиод,
Теогония). Переносно титаны—люди, отличающиеся силой, исполинской мощью
ума, гении; титанический — огромный, грандиозный.


39. Филемон и Бавкида.


В древнегреческом сказании, обработанном Овидием (Метаморфозы, 8, 610
и ел.),— чета скромных престарелых супругов, которые радушно приняли у себя
Юпитера и Меркурия, пришедших к ним в образе утомленных путников. Когда
боги, разгневанные тем, что остальные жители этой местности не оказали им
гостеприимства, затопили ее, хижина Филемона и Бавкиды, оставшаяся
невредимой, была обращена в храм, а супруги стали жрецами. По их желанию
они умерли одновременно,— боги обратили Филемона в дуб, Бавкиду — в липу.
Отсюда Филемон и Бавкида стали синонимом неразлучной пары старых супругов.


40. Фортуна. Колесо Фортуны.


Фортуна — в римской мифологии богиня слепого случая, счастья и
несчастья. Она изображалась с повязкой на глазах, стоящей на шаре или
колесе и держащей в одной руке руль, а в другой — рог изобилия. Руль
указывал на то, что фортуна управляет судьбой человека, рог изобилия — на
благополучие, изобилие, которое она может подарить, а шар или колесо
подчеркивали ее постоянную изменчивость. Имя ее и выражение «колесо
Фортуны» употребляется в значении: случай, слепое счастье.


41. Фурия.


В римской мифологии — каждая из трех богинь мщения (в греч.
миф.—эринии). Эсхил, который вывел эриний на сцену, изобразил их
отвратительными старухами со змеями вместо волос, с налитыми кровью
глазами, с высунутыми языками и оскаленными зубами. Символ мщения,
переносно — злобная разъяренная женщина.


42. Химера.


В греческой мифологии — огнедышащее чудовище, описываемое различно.
Гомер в «Илиаде» (6, 180) сообщает, что оно имеет голову льва, туловище
козы и хвост дракона. Гесиод в «Теогонии» утверждает, что химера о трех
головах (льва, козы, дракона). Иносказательно химера - нечто нереальное,
плод соображения.



43. Цербер.


В греческой мифологии трехголовый пес, охраняющий вход в подземное
царство (Аид). О нем впервые рассказано в «Теогонии» древнегреческого
поэта Гесиода; говорит о ней Вергилий («Энеида», 6) и др. Отсюда слово
«цербер» (латинская форма; греч. Кербер) употребляется переносно в
значении: свирепый, бдительный страж, а также — злая собака.


44. Цирцея.


Цирцея (латинская форма; греч. Кирке) — по Гомеру, коварная
волшебница. В «Одиссее» (10, 337—501) рассказывается, как с помощью
волшебного напитка она превратила спутников Одиссея в свиней. Одиссей,
которому Гермес дал магическое растение, победил ее чары, и она предложила
ему разделить ее любовь. Заставив Цирцею поклясться в том, что она не
замышляет ничего дурного против него и вернет человеческий облик его
спутникам, Одиссей склонился на ее предложение. Имя ее стало синонимом
опасной красавицы, коварной обольстительницы.


45. Яблоко раздора.


Выражение это в значении: предмет, причина спора, вражды, впервые
употребил римский историк Юстин (II в. н. э.). Основано оно на греческом
мифе. Богиня раздора Эрида покатила между гостями на свадебном пире золотое
яблоко с надписью: «Прекраснейшей». В числе гостей были богини Гера, Афина
и Афродита, которые заспорили о том, кому из них получить яблоко. Спор их
разрешил Парис, сын троянского царя Приама, присудив яблоко Афродите. В
благодарность Афродита помогла Парису похитить Елену, жену спартанского
царя Менелая, из-за чего произошла Троянская война.


46. Ящик Пандоры.


Выражение, имеющее значение: источник несчастий, великих бедствий;
возникло из поэмы греческого поэта Гесиода «Труды и дни», в которой
рассказывается, что некогда люди жили, не зная никаких несчастий, болезней
и старости, пока Прометей не похитил у богов огонь; за это разгневанный
Зевс прислал на землю красивую женщину — Пандору; она получила от Зевса
ларец, в котором были заперты все человеческие несчастья. Подстрекаемая
любопытством, Пандора открыла ларец и рассыпала все несчастья.



47. Десятая муза.


Античная мифология насчитывала девять муз (богинь — покровительниц
наук и искусств). Древнегреческий поэт Гесиод в «Теогонии» («Родословная
богов», 77) впервые в дошедших до нас источниках называет их имена.
Разграничение областей наук и искусств (лирическая поэзия, история,
комедия, трагедия, танцы, любовная поэзия, гимны, астрономия и эпос) и
закрепление их за определенными музами было произведено в более позднюю
эпоху (III — I вв. до н. э.).


Выражением «десятая муза» обозначают какую-либо область искусства,
преимущественно вновь возникшую и не вошедшую в канонический список: в
XVIII в. так называли критику, в середине XIX в. в Германии — театр-
варьете, в наше время — кино, радио, телевидение и т. д.


48. Золотой дождь.


Этот образ возник из греческого мифа о Зевсе, который, пленившись
красотой Данаи, дочери аргосского царя Акрисия, явился к ней в виде
золотого дождя, после чего у нее родился сын Персей.


Даная, осыпаемая дождем золотых монет, изображена на картинах многих
художников эпохи Возрождения (Тициан, Корреджо, Ван-Дейк и др.).


Выражение употребляется в значении: большие деньги. Переносно «золотым
дождем» называют без труда добытое богатство.


49. Циклопы. Циклопические постройки.


В греческой мифологии одноглазые великаны-кузнецы. Древне греческий
поэт Гесиод (8—7 вв. до н. э.) в «Теогонии» («Родословной богов»)
рассказывает, что они выковывали для Зевса молнии и громовые стрелы. По
Гомеру («Одиссея», 9, 475) — одноглазые силачи, великаны, людоеды,
жестокие и грубые, живущие в пещерах на вершинах гор, занимающиеся
скотоводством. Циклопам приписывалось строительство гигантских построек.
Отсюда «циклоп» употребляется в значении одноглазый, а также кузнец.
«Циклопическая постройка» — громадное сооружение.







Новинки рефератов ::

Реферат: Жизнь и педагогическая деятельность К.Д. Ушинского (Педагогика)


Реферат: Брежнев, портрет лидера застоя (История)


Реферат: William Shakespeare (Иностранные языки)


Реферат: Форми і методи професійної підготовки майбутнього вчителя (Педагогика)


Реферат: Порядок прохождения военной службы офицерским составом и статус военнослужащих (Военная кафедра)


Реферат: Стрижка Каре (Косметология)


Реферат: Совершенствование реалистического метода в зарубежном изобразительном искусстве. Творчество Э. Дега и К. Моне (Искусство и культура)


Реферат: Влияние рекламы на ценообразование (Менеджмент)


Реферат: Находка (География)


Реферат: Тенденции развития программного обеспечения (Программирование)


Реферат: Показатели эффективности коммерческой деятельности предприятия (Предпринимательство)


Реферат: Київська Русь (История)


Реферат: Античное ораторское искусство (Культурология)


Реферат: Генетика пола, наследование, сцепленное с полом (Биология)


Реферат: Растения семейства Сложноцветные (Биология)


Реферат: Как И.В. Сталин установил личную диктатуру в ВКП(б)? (Исторические личности)


Реферат: Макаренко, Ушинскому, Сухомлинскому и Шацкому Word97 (Педагогика)


Реферат: Картина мира, показанная в "Младшей Эдде" Снорри Стурлуссона (Искусство и культура)


Реферат: Волонтёрство в психолого-педагогической деятельности (Психология)


Реферат: Вирусы и их разновидности (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист