GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Лекции культурология (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Лекции культурология (Культурология)



введение
Курс культурологии дает знания о сущности, системе, культуры.
1)Становление понятия культура от Античности до начала 20в. Ответ--В
древнем мире Латинское. Слово культура означало возделывание земли, Познее
в трудах Цицерона
встречается полный расклад термина Культура Культура Аними первод
совершенствование души.Со временем в Романском и других языках слово
культура начинает употребляться как близкое к значением
образование,умение,почитание.
В современных словарях Культура означает а)Совокупность достижений и
творчества того или инного народа.б)Характерные особенности жизни и
деятельности определенных человеческих общностей.в)Степень
совершенствования человеческих достижений в той или иной степени(культура
речи,культура труда, и т.д.) Тот или иной вид сельскохозяйственных
растений.(Бахчевые итд).
Сначала попытки осознанать что такое Культура пытались сделать Французские
Философы,однако до 1века слово культура лишь употреблялось как синоним к
близким понятиям.По Шилеру культура состоит в гармонии и примерении
физической природе человека.У Гегеля сущность культуры определяется не
преодолением биологических начал в человеке,а духовным приобщением
индивидума к мировому целому,включая себя как природу,так и
историю.Немецкий эстетик Гумбольдт применил Гегелевские понятия духа к
культуре.Язык по Гумбольду - это деятельность духа.
Итог Культурологической мысли-Распространение в Европе понятия культура
нашли религиозный характер.
Тема:Русская культурологическая мысль
до и после 1917г.
Культурологическая мысль в России развивалась с опозданием и имеет ряд
особенностей.
Культурология в россии развивалась также как и на западе она делала первые
шаги в недрах философии, понимание сущности культуры в России теснейшим
образом связано с видением мира.
Русский народ отличался патриотизмом.Революционные катаклизмы в России
оказывали огромное влияние на развитие культуры, все повороты в россии
отразились на ее культуре.
Соловьев (поэт, критик) он проповедовал утопический идеал всемирной
теократии,оказал большое влияние на русский идеолизм и символизм.
Данилевский-публицист и естествоиспытатель - он выдвинул теорию
обособленных культурно-исторических типах, которые развиваются подобно
биологическим организмам.
Бердяев определил становление отечественной идеологии.
В условиях непремеримой вражды между капитализмом и социализмом Бердяев
сделал попытку объективно оценить на сколько и та и другая форма сознания
отвечает релегиозному культурному идеалу человечества.
Бердяев уделил огромное внимание разработке таких основополагающих тем для
нашей дисциплины как культура и познания.
Также огромный вклад в развитие Отечественной культурологии внесли такие
известные люди как Федоров,Франк,Шестов и другие.
Основные культорологические школы 20 в.
Основные школы сложившиеся в течении 20в.
Можно выделить 4 направления в культурологии.1Общественно историческое.
2Натуралистическое 3Социологическое 4Структурно-символическое.
Общественно-историческое направление--имеет наиболее давнии классические
традиции и восходит к Канту,Гумбольту группируя возле себя историков и
философоф.Ее видными представителями в Зап.Европе были Шпенглер,а в России
Донилецкий.
Шпенглер-немецкий философ идеолист представитель Философии жизни. Развил
учение о культуре,как о множестве замкнутых органов. Концепция Шпенглера
проникнута ирроционалистическим фактором судьбы.
Тоенби--выдвинул идеологическую теорию круговорота сменяющих друг друга
локальных цивилизаций,кждая из которых проходит аналогичные стадии роста
возникновения,развития.
Натуралистическое направление.Ее главная черта это стремление подчеркнуть
биологическую обусловленность культуры значительно приувеличив ее. Это
направление обьединяет медиков,психологов,биологов. Культура представляется
им таким же приспособлением человека,как в окружающей среде,так и в
животном мире. Наиболее яркие представители направления.
Фрейд-австрийский врач,психолог основатель психоанализма (научное
направление стремящееся применить психологические концепции) Фрейд и его
последователи рассматривали культуру как проекцию индивидуальной психики.
Исходя из учений Фейда,Фрейдизм стремится свести формы культуры и соц.жизни
к проявлениям первичных влечений.Половой инстинкт Фрейда обозначил термином
либидо--главная направляющая сила человеческого влечения.Юнг-
психиатр,Философ,идиолист основатель аналитической психологии.Развил учение
о количественном и бессзознательном(в образах которого видил источник общей
человеческой символики в том числе мифов и сновидений) Цель психотерапии по
Юнгу-это осуществление индивидуализации личности. Юнг оказал влияние на
культурологию сравнительно елиговедению.Нюредс-австрийский зоолог вместе с
Немецким и Голандским ученымиТИМБЕРГЕНОМ и ФРИШЕМ стали создателями левой
науки ЭТОЛОГИИ изучающей поведение животных в естественных условиях.
Перенеся наблюдения накопленные Этологией на человека ЛОРЕКС и его
коллеги разработали теорию инстинктивных основ человеческой культуры. К
натуралистической коле примыкает Аглийский ученый малиновский --основатель
так называемого функционального направления в этнографии основная идея
Малиновского состоит в том что культура первоначально зародилась как ответ
на элемент биологической потребности человека.
Социологическое направление,представители Элеот-англо-американский поэт и
критик модернизского направления автор книги "Заметки к определению
культуры".Элеот считал что исчерпанность сознательной энергии чел-ва может
быть преодалена лишь на путях поддержки культурных элит.
Сорокин-русско-американский историк,социолог.Он выдвиннул 3 возможных типа
культуры.1Чувственный(преобладает истина чувства) 2Идециональный (где
преобладают сверх чувственные ценности) 3Идеолистический ( представляет
некий синтез чувств и идеоналистического,где чувства уравновешиваются
верой,наукой,интеллектом,интуицией.
Динамика общества и культуры.
Вебер-нем экономист,социолог автор труда "Соц история культуры".Он
разрабатывал концепцию социальной истории и культуры,на которой ход истории
определяется процессом дух.творчества осуществляемого интеллектуальной
элитой.Парсонс-амер социолог.Его теория культуры сводится к тому что все
духовное-это материальное достижение людей, которое мы обьединяем понятием
культура она является результатом общественно-обусловенных действий на
уровне двух систем социальной и культурной.
Символическая концепция.-самая молодая самая влиятельная из современных
школ,которая сложилась в результате могучего развития средств массовой
информации.Ученые пришли к мысли что у истоков человеческой культыры лежит
свойственная лишь человеку способность создовать знаки его реальности и
передовать их во времени и пространстве.Представители напр-я
Кисирет-нем философ автор труда "Философия символических форм". Он подходет
к культуре с позиции семиотики.К.Леби-Строс-фран этнограф и
социолог,создатель структурной антропологии.Мысль Леби-строса сводится к
тому что все мы так или иначе живем условностями и мифами,все больше
отделяющей нас от реальной жизни.Культурообразующая специфика мифа
обьесняет в равной степени как прошлое так и настоящее и будущее.
Науки получившие развитие в 19в.
В последней трети 19в стали развиваться многочисленные новые науки, такие
как Антропология,Этнография,Социология,Психология,Этнопсихология,
Семиотика,Демография,Фрейдизм,Информатика.Антропология-наука о
происхождении и эволюции человека.Этнография-эта наука научила с пониманием
относится к материальным и духовным достижениям чел-ка,как мыслящего и
духовного существа.Не зависимо от того к какому этносу он принадлежит
(большому или маленькому).Социология-наука об обществе как целостной
системе помогает культуроведению правильно понять всю гамму духовных и
материальных проявлений.Соц.психология-эта наука изучает закономерное
поведение и деятельность людей принадлежащих к отдельным
соц.группам.Этнопсихология-помогает обьяснить разнообразие той или иной
национальной культурыы.Демография-также имеет прямое отн к развитию
культуры.Фрейдизм-психологическое учение созданное выдающимся австрийским
врачом,психиатором Фрейдом и его последователями.Семиотика-это наука
занимающаяся исследованием знаков и знаковых систем.
Место и функции культуры в обществе.
Предначертанные культуре задачи-связывать людей в единое целое.
Функции культуры.1Функция приспособления людей к среде.2Познавательная
3Комуникативная 4информационная 5Регулятивная 6Оценочная 7Разграничение и
интеграции человеческих групп. 8 Человеко-творческая ф-я.
1Мыслители считают самой древней и общей для человека и животного мира
функцией.2Позновательная функция находит свое выражение в науке,научном
поиске.3Функция обеспечивает историческую приемственность и передачу
соц.опыта. У человека нет другого пути сохранения,приумножения,накопления
духовных богатств как только через культуру.Каналом передачи информации
является духовное и материальное богатство.5Регулятивная функция
проявляется как система норм и требований общ по всем своим членам,во всех
областях их жизни и деятельности. Древнейшим соц.институтом формирующим и
поддерживающим нормы морали-церковь,ее различные религии и конфессии.
Основные заповеди крупнейших религий мира во многом совпадают т.е. носят
обще-человеческий характер. Следующим уровнем на котором осуществляется
регулятивная функция культуры яв-ся нормы права.Нормы права основываются на
нормах морали,подробно излагаются в конституциях и законах.При этом они
обретают не только нравственную,но и юр/силу. Неотьемлемой частью культуры
где проявляется ее нормативная сторона,наряду с моралью и правом выступают
обычаи и обряды.
Обычай-устойчивая система поведения чел-ка в разных сферах жизни и в разных
ситуациях,ставшая нормой передающегося из поколения в поколение.
Обычай-весьма устойчивый и консервативный-он сопровождает народы в течении
веков несмотря ни накакие общ потрясения.Обычаи в гораздо большей степени
национально-окрашены, сохраняют неповторимую самобытность, выражают душу
народов.Помимо норм морали,права обычаев и обрядов регулятивная функция
культуры проявляется и в нормах поведения на работе в быту,в общении,в отн
к природе,к этому уровню относятся правила воспитанности,этикета,личной
гигиены,культура общения с людьми и т.д.
Культура как общее человеческое достояние.
1Современное достижение культуры.2Сущьность культуры 3Деятельность как
способ развития культуры 4Культура как историческая категория.
1Существует более 100 определений культуры,как простых так и сложных
понятий.Самое распространенное понятие культуры--совокупность достижений
общ в рез-те материального и духовного развития.Но в тоже время культура
представляет собой непрерывный творческий акт,единственный способ
существования чел-ва. При этом культура-это сложное исторически
развивающеяся система норм и взаимоотношений сложившихся за 100 тыс.лет
внутри биологического вида Homo sapiensa и направлена на его выживание и
его совершенство. Следует помнить что понятие культура семиаспектное.
-Результат -Процесс -Деятельность -Способ -Отношение -Норма -Система.
Главным обьектом и субьектом яв-ся сам человек.Вторым обьектом культуры
помимо человека выступает природа,окр мир,который представляет
экологический аспект культуры.Культура яв-ся основным отличительным
признаком разделяющим чел-ка и окр природный мир.
2Сущность культуры следует искать там где кончается природа и начинается
человек,как средство мыслящее,нравственное. Наглядней всего культура
воплощается в материальных продуктах человека мысли и его руках. Думется
что культура выростает на материальной основе неуклонно расширяя ее.
Философское понимание культуры-сущностью культуры является гуманизм в самом
широком смысле этого слова. Всемирное культивирование в каждом из нас общих
человеческих ценностей, интеллектуальной,этнической и эстетической сферы
т.е.служение истине добру и красоте.Признавая чел-ка и субьектом и обьектом
высшим мерилой культуры нельзя допускать противопоставления людей друг с
другом, а тем более разжигать м/д ними вражду.Одна из важных задач культуры
-это преодоление всех видов внутри видовой вражды и создание более
человеческой сферы.
3Гуманистическая суть культуры-эта деятельность должна быть всегда
направлена на благо чел-ка.Развитие культуры всегда заключалось в
достижении не только внешних полезных для людей результатов,но и в
совершенствовании личности самого человека. Культуру как целостную систему
обычно принято делить на 2 категории.-МАТЕРИАЛЬНУЮ
-ДУХОВНУЮ. Материальная культура охватывает всю сферу мат.проиводства
деятельности человека и ее результаты,орудие труда предмет повседневного
обихода,искусство,литература.Научные ценности проверенные практикой
человеческого знания наиболее обьективны и устойчивы во времени и лишины
национальной или классовой окраски.Национальной науки нет как нет
национальной таблицы умножения.(Чехов).Художественные ценности-или ценности
искусства-это продукция такой области духовной ценности,где работают все
психические силы чел-ка,не только разум,но прежде всего чувства. Предмет
Искусства это нетолько внешний мир и нетолько отн м/д людьми,но и
внутренний мир чел-ка.Национальные ценности-занимают важное место в жизни
любого народа и отдельно взятойличности.(Пушкин,Толстой). Нац.ценности-это
все то из чего складывается специфика культуры того или иного
народа.Локально-групповые ценности-сравнительно небольшие группы людей как
по месту жительства,так и по возврасту.Важнейшей и самой древней
группой,основой общества является семья.Индивидуально-личностные ценности-
включает в себя предметы и идеи особенно близкие отдельно взятому человеку.
Культура во времени и пространстве.
1Диахронный подход и синхронный поход к культуре. Диахронный подход где
рассматривается ее развитие во времени,она выдвигает перед исследователями
2 проблемы. Во-первых,предположить соответствующюю переодизацию культурного
процесса. Во-вторых вскрыть механизмы позволяющие культуре не только
развиться,но постоянно наращивать свой потенциал. Культурология тесно
связана с историей и она использует сложные схемы историографии.
1 этап - каменный век-древнейший период в развитии человечества.На
протяжении каменного века люди научились добывать огонь искусственным
путем.2этап Каменный век он делится на 3 подэтапа.Палеолит(когда появился
человек предпологают что и была приручена собака).Мезолит(когда были
изобретены лук и стрелы).Неолит(когда человек перешел от присвоения плодов
земли к их выращиванию и скотоводству,когда появились зачаткиискусства,
наскальные рисунки,скульптуры из каменных бивней мамонта.
На следующем этапе развития чел-ва-медный век-охватывающий 2-3тыс летие до
н.э.Укрепляется родовой строй,наравне с каменными деревянными орудиями
появляются медные орудия труда. Расширяется мотыжское земледелие.
Развиваются элементы Пиктографии (рисуночное письмо).К медному веку
относится - изобретение колеса.
Бронзовый век-это время рассцвета древнейших мировых цивилизаций. Среди
которых одно из наиболее известных Др.Египет.Культура Др.Египта зародилась
еще во времена ПАЛЕОЛИТА-и обогатило человечество достижениями в обработке
золота и серебра,появление стекла, развивается письменность, появляются
зачатки алгебры,геометрии,использование календаря год делился на 365дней.
В середине 1тыс до н.э.возникла обработка железа.Железный век середина 1тыс
летие в этот период появляется металлургия,изготовляются железные орудия
труда для земледелия и обработке строй.материалов.
Средневековье(период зарождения и разложения феодализма в Зап.Европе с
начала 5 по середину 8 в).Отличительные черты культуры средневековья как
природа духовного регресса,отказ от признания самоценности чел.личности.
Эпоха возрождения или ренесанс-понятие имеющее прямое отн к культуре.Именно
к этой эпохе отн имена Л.ДА ВИНЧИ,К.КОЛУМБА, КОПЕРНИКА и др гении
человечества. Главные отличительные черты эпохи возрождения:Возрождение
культуры средневиковья,защита гуманистических материалов на более высоком
уровне вера в безграничные возможности человека.Век просвещения-его
главными лчагами былиФранция, Германия и Англия. Главным политическим
итогом просвещения стала великая французская революция(1789) со всеми
последствиями для западной культуры. В россии век просвещения воплотился в
творчестве М.ЛОМОНОСОВА. Деятели просвещения боролись за установление
"царства разума",за политическую свободу граждан,Равенство.Большое значение
они придавали знаниям.
Приемственность как фактор развития культуры.
Одним из основных свойств культуры яв-ся приемственность.В самом общем
смысле приемственности это способность культуры передоваться во времени,
приобретая новые качества.Пример:От античности до наших дней.Вся западная
юриспруденция основывается на римском праве.
Приемственность в духовной сфере обеспечиваетсч прежде всего языком.
Существует известное понятие о том что культура переходит из поколения в
поколение.В этой формуле заключен большой смысл.Культурные изменения
осуществляются гораздо медленнее,чем меняется поколение,по мере того как
сменяется одно поколение другим.Таким поколением в нашей истории было
поколение ВОВ. Духовное единство данной возврастной группы складывается в
молодом возврасте.
Реализуя свои способности в постоянном споре с "ОТЦАМИ" именно "ДЕТИ" в
конечном счете двигают вперед КУЛЬТУРУ.
Искусство как чувственная сфера культуры.
1Общее понимание искусства.2Искусство среди древнейших сфер культуры.
3Классификация искусства.4Направление,стиль,течение искусства.
Важнейшей частью культуры яв-ся искусство.Искусство-это специфический вид
обьединяющий людей,формирующий сознательного человека в духовной
деятельности для которой харктерно восприятие и передача другим людям.
2Искусство как вид творческой деятельности человека тесно связана сдругими
ее проявлениями такими как религия,мораль,политика,Средства массовой
информации.Искусство как бескорыстное стремление к некому нематериальному
идеалу,искусство сохраняет наиболее тесные связи срелигией. Это обьясняется
не только общностью их происхождения,но прежде всего тем, что обе эти
стороны Дух.Жизни человека религия и искусство относятся к его
эмоциональной чувственной сфере.
Искусство всегда считалось могучим средством исправления человеческого
несовершенства.
Нравственность и красота-это категории дополняющие друг друга.Однако они не
всегда находятся в идеальном синтезе.
В облсти искусства существовали произведения совершенные по форме,т.е.
красивые но весьма далекие от норм морали.
Во взаимоотношениях м/д политикой и искусством явно ощущается скрытое
противостояние.Попытка всегда связана с определенным групповым эгоизмом, в
то время как настоящее искусство обычно политически бескорыстно и
осуществляется из любви к человеку.
Обладая огромной силой воздействия на сознание искусство становится
орудием в безнравственных политических интересах. Плодотворным результатом
взаимодействия техники и искусства было изобретение аппаратов и
приспособлений благодаря которым появилось кино,TV, и т.д.
3 Современная классификация выделяет и такие разновидности искусства, как
ИЗО, музыкальное,декоративно прикладное и др.
ИЗО воздействует визуально т.е. через зрительное восприятие. Произведения
изобразительного искусства как правило воздействуют на предметнуую или
материальную форму и не изменяются во времени и пространстве.К ним отн
Живопись, Скульптура, Графика.
МУЗЫКА--Вид искуства расчитанный на слуховое восприятие, этот вид является
прямым и особо активным действием на чувства людей.
В отличии от ИЗО




Реферат на тему: Лекции по культурологии

[pic]

Международный институт
экономики и права


В.В.Горохов
И.Е.Кознова

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА



Москва 1998



Автор В.В.Горохов, И.Е.Кознова

Культурология: План-конспект лекционного курса. — М.: МИЭП, 1998. — 81
с.

Курс разработан в соответствии с принятой в МИЭП концептуальной
формулой образовательной деятельности

© Международный институт экономики и права, 1998



Курс культурологии входит составной частью в цикл общеобразовательных
дисциплин, преподаваемых в высшей школе России. Культурология является
особой наукой и особой учебной дисциплиной в том смысле, что она
синтезирует гуманитарное знание. Гуманитарное знание непосредственно
включает в себя философию, историю, право, психологию, педагогику,
филологию, мораль, искусство, мифологию, религию. Необходимость
преподавания культурологии обусловлена возрастающей ролью гуманитарного
знания в современном обществе. На протяжении последних веков точные науки
постоянно сравниваются с человековедческими. В недавние времена пальма
первенства неизменно принадлежала так называемым конкретным наукам. Однако
в ХХ в. существеннейшей тенденцией развития научной мысли является все
более активное взаимодействие естественных и гуманитарных наук, двух
культур, еще недавно дошедших до казалось бы полного взаимного отчуждения –
sciences и humanities. Если продуктивна связь гуманитарного знания с
естествознанием, то тем органичнее взаимодействие разных наук, изучающих
человечество, общество, культуру. Ведь культура охватывает все
многообразные формы человеческой деятельности. Сегодня мы осознаем
безусловное значение гуманитарного знания. Оно многолико и разнообразно. За
ним постоянно стоит человек – творец и творение культуры.
Цель данного курса – на основе полученных и имеющихся у студентов
знаний выработать понятие о происхождении, сущности, структуре культуры,
общих закономерностях ее развития и функционирования, специфики локальных и
региональных культур, их связи и преемственности с другими культурами.
Основной задачей курса выступает стремление помочь студенту стать
подвижником идеи диалога культур и непременным участником этого диалога.
Структура курса определяется необходимостью познакомить студента с
основными понятиями, школами, направлениями и концепциями современной
культурологии. Основное внимание в курсе уделяется историческому
культуроведению, позволяющему рассмотреть историко-культурный процесс в
единстве и многообразии отдельных культур и целых культурных эпох (темы
1–16).
За последние годы в нашей стране обнаружил себя некий
“культурологический бум”. Вышли в свет индивидуальные и коллективные
исследования, посвященные различным аспектам истолкования культуры,
издаются сборники первоисточников, антологии работ представителей мировой
культурологической мысли. Среди них можно рекомендовать следующие:
Антология культурологической мысли /Авт.-сост. С.П.Мамонтов, А.С.Мамонтов.
М., 1996.
Введение в культурологию: Учеб.пособие для вузов /Рук. авт.колл. и отв.
ред. Е.В.Попов М., 1995.
Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь. Спб., 1995.
Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. М., 1996.
Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.
Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1995.
Культурология /Сост. и отв.ред. А.А.Радугин. М., 1996.
Культурология. История и теория культуры: Учебное пособие. М., 1996.
Культурология ХХ в.: Антология. М., 1995.
Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 1996.
Мифы народов мира. В 2 т. М., 1996.
Самосознание европейской культуры ХХ в. М., 1991.
Учебный курс по культурологии /Науч.ред. Г.В.Драч. Ростов-на-Дону, 1996.
Чернокозов А.И. История мировой культуры. Ростов-на-Дону. М., 1997.
Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX-XX вв.: Учебное
пособие. М., 1996.

Введение. Культурология как область гуманитарного знания


Основные вопросы темы

1. Сущность и предназначение культуры.
2. Культурология – что это такое?
3. Культура в системе ценностей человечества.

Культура – ключевое понятие культурологии. Определений, что такое
культура, очень много, ибо каждый раз, говоря о культуре, имеют в виду
совершенно разные явления. Можно говорить о культуре, как о “второй
природе”, то есть обо всем, что создано руками человека и привнесено в мир
человеком. Это самый широкий подход и, в таком случае, орудия массового
уничтожения – тоже в определенном смысле явления культуры, равно как и
душегубки Освенцима или какие-нибудь суперсовременные суперточные ракеты
дальнего поражения. Можно говорить о культуре как своего рода
производственных навыках, профессиональных достоинствах – мы употребляем
такие выражения, как культура труда, культура игры в футбол и даже культура
карточной игры.

Для многих культура – это прежде всего сфера духовной деятельности
людей на протяжении всего исторического развития человечества. Под
духовными ценностями мы подразумеваем все то, что не связано
непосредственно с человеческим существованием и выживанием. В этом смысле
культура – всегда роскошь, излишество, но ведь именно потребностью не
довольствоваться лишь необходимым и отличается человек от животного.
Культура может включать в себя такие понятия как образование, воспитание,
этикет, но не сводится к ним, мало того, все эти понятия, формируемые
обществом и средой, весьма относительны. Мы употребляем сейчас такое
определение, как ментальность. Можно сказать, что и образование, и
воспитание, и этикет ментальны, то есть в разной среде, в разных
цивилизациях, разных национальных контекстах имеют и разное содержание.
Культура же всегда национальна, исторична, конкретна по своему
происхождению и предназначению, а понятие – мировая культура – также весьма
условно и являет собой лишь сумму национальных культур. Изучают мировую
культуру во всех ее национальных, социальных, конкретно-исторических
проявлениях ученые самых различных специальностей – историки,
искусствоведы, социологи, философы.
Что же в таком случае остается на долю культурологам, тем более, что
само понятие – культурология появилось лишь в ХХ веке и до сих пор
оспаривается как недостаточно точное и научное. Наука ли культурология
вообще? Может быть, это просто сумма всех знаний о культуре, достигнутых
гуманитарными науками, вообще – все гуманитарные науки? Нет, культурология
– наука, ибо имеет и свой собственный объект изучения – какой, мы отметим
позже – и свой собственный метод изучения. В основу культурологии положено
понятие ценности, сформулированное еще в 40-е годы XIX в. немецким
философом Г.Зиммелем, но тогда не получившим должного резонанса. Существуют
духовные ценности устойчивые, непреходящие, создаваемые человечеством на
всем протяжении своего существования и временные, но исторически важные,
значимые, представляющие историко-культурный интерес, шедевры мирового
художественного творчества и значимые творения безвестных мастеров,
характерные для своей эпохи, своего времени или, наоборот, противостоящие
характерным тенденциям своего времени, словом, все, что составляло и
составляет культурную ауру человека и выражается ярче и полнее всего
сознательно ли, бессознательно ли – в художественном творчестве.
Культуролога интересует и когда художник говорит, и когда проговаривается,
и когда молчит или не договаривает.
Общие рассуждения можно подкрепить примером хорошо всем знакомого
архитектурного шедевра – храма Василия Блаженного в Москве на Красной
площади. Историк, говоря о храме, непременно свяжет его строительство с
фигурой и деятельностью основного заказчика – Ивана Грозного. Для него
важно, в каком году и в честь какого события, кем был построен храм, что
означала постройка храма в деле укрепления авторитета царской власти.
Философ или историк философии вспомнит концепцию “Москва – Третий Рим” и
поговорит об идейной стороне этого строительства.
Искусствовед обратит внимание прежде всего на композиционные
особенности постройки, ее художественное оформление, стилевые особенности,
влияния, веяния. Для культуролога же все это тоже важно и представляется
интересным, но лишь попутно. Для него главное – какие новые ценности
утверждал храм и какие характерные традиционные ценностные представления
эпохи он выразил собой. В этом смысле для культуролога храм прежде всего
памятник культуры, явление в истории русской культуры.
Но в чем отличие произведений искусства от памятников культуры, разве
это не одно и то же – спросите Вы? Нет, и лучшим ответом на этот вопрос
будет другой пример. Можно ли назвать, скажем блочные “пятиэтажки” образца
1959-1963 гг. произведением искусства, не шедевром, а просто –
произведением искусства? Пожалуй, нет, ибо в архитектуре этих сооружений,
уже не говоря об их примитивном инженерном решении, вообще отсутствует
какое бы то ни было художественное, образное начало. Однако, вместе с тем –
это очень характерное и интересное явление, символ культуры 60-х годов.
Сама простота сооружений говорит о ценностных ориентациях времени, когда
главной задачей было как-нибудь, более-менее нормально расселить людей,
рассредоточить перенасыщенные центры мегаполисов в кратчайшие сроки и по
типовым проектам. Таким образом, пресловутые “хрущобы” несут весьма
содержательную историко-культурную информацию.
Таким образом, культурология всегда имеет дело со смысловым содержанием
эпохи, которое может быть выражено и на уровне бессознательного, что
особенно интересно и перспективно в научном плане.
Особый вопрос, какую роль вообще играла и играет культура в системе
других человеческих ценностей, когда она востребована, когда отходит на
второй план и что именно из всего культурного богатства прошлого и
настоящего становится популярным, массовым, а что – теряется в дымке
времен. Комплексно эта проблема рассматривается только культурологами, а
между тем – проблема из важнейших, ибо она помогает оценить перспективы
человечества с точки зрения творцов и потребителей духовных ценностей в
целом. Богатство современного культурного мира зачастую лежит мертвым
грузом, оседает на складах, пылится в запасниках. Интересное наблюдение
сделано музыковедами-социологами – 90% хранящихся в музыкальных библиотеках
Европы произведений вообще никогда и никем не исполнялись, то есть они
существуют как музыкальные произведения т.к. они зафиксированы в нотах и
изданы. Однако эти произведения оказались невостребованными в реальный
ценностный мир человека, почему – это уже отдельная проблема, требующая
специального изучения.
Таким образом, подводя некоторые предварительные итоги, можно
сформулировать: культура с точки зрения культуролога – это созданные на
протяжении всей человеческой истории общепризнанные нематериальные
ценности; во-первых, классовые, сословные, групповые духовные ценности,
характерные для различных исторических эпох, во-вторых, что может быть
особенно важно, отношения между людьми, складывающиеся в результате и
процессе производства, распределения и потребления этих ценностей. Все эти
процессы изучает формирующаяся наука, область гуманитарных знаний особого,
комплексного рода, условно называемая культурологией.

Литература

Антология культурологической мысли /Авт.-сост. С.П.Мамонтов, А.С.Мамонтов.
М., 1996.
Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.
Культурология /Сост. и отв.ред. А.А.Радугин. М., 1996.
Культурология: История и теория культуры. М., 1996.
Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 1996.
Учебный курс по культурологии /Науч.ред. Г.В.Драч Ростов-на-Дону, 1996.
Чернокозов А.И. История мировой культуры. Ростов-на-Дону, 1997.

Тема 1. Культура первобытной эпохи


Основные вопросы темы

1. Генезис и основные черты первобытной культуры.
2. Роль мифа в становлении человеческого сознания.
3. Искусство первобытной эпохи. Ценностный мир первобытного человека.

Процесс становления культуры начался с... облавной охоты на крупного
зверя – основы хозяйственного бытия и всей жизни первобытного общества.
Охота эта была и коллективной и орудийной, она требовала значительно
большей сноровки, умений, чем примитивные формы охоты и была к тому же
более результативной. Те племена, которые не ощущали этого “зова будущего”
и пытались существовать по-прежнему за счет индивидуальной охоты на мелких
животных или собирательства, были обречены либо на исчезновение, либо, в
лучшем случае, на длительное застойное существование – ведь не было никаких
стимулов для развития творческого мышления. Ремесло еще только начиналось и
заключалось лишь в некотором усовершенствовании способов обработки камня,
но и здесь только те племена имели будущее, которые культивировали, т.е.
совершенствовали, развивали свое умение.

Культура складывалась постепенно, вместе с формированием самого
человека и человеческого общества. На протяжении сотен тысяч лет мозг
нашего предка постепенно превращался в человеческий, т.е. стали различаться
функции правого и левого полушарий. Их обособленная работа долгое время
была невозможна, следовательно, и невозможно и абстрактное, логическое
мышление. Длительное время, как и у ребенка, у первобытного человека два
полушария действовали нераздельно. На основе именно такого типа мозговой
работы и формировалось так называемое мифологическое сознание. В таком
сознании творения фантазии, творческий вымысел не отделяются от мира
реального. Такую культуру, которая основана на мифологическом сознании, мы
называем синкретической.
В родоплеменном коллективе все существует в неразрывном единстве – у
всех одно имя, одна раскраска тела, одни украшения, одна прическа; пляски,
мифы, обряды – одинаковые, короче, “я” растворено в “мы”. В такой
культурной ситуации всегда преобладает мир фантазии, воображения над
осмыслением, анализом и как более яркий, и как более целостный в отличие от
раздробленного, непостижимого в своих закономерностях и данного только в
противоречивых ощущениях внешнего мира, к тому же просто пугающего своей
откровенной враждебностью человеку, и, наконец, просто как наиболее
доступный невысокому уровню тогдашнего человеческого мозга в целом.
Второй основополагающий принцип первобытной культуры – ее
традиционность. Все особенности структуры бытия и повседневного быта каждой
родоплеменной общности, мифы, обряды, нормы, вкус и способы художественной
деятельности оказывались стабильными, жесткими, нерушимыми и неизменяемыми.
Они передавались из поколения в поколение как неписаный закон, освященный
мифологическими представлениями.
Миф – особый способ объяснения мира, в котором человек, общество и
природа существуют нераздельно, понимаются как некое синкретическое целое.
Миф наделяет единичные события символическим значением и всеобщим
характером. Основная задача мифа – упорядочение человеческой жизни –
робкого ростка перед лицом могущественной, загадочной, властной стихией
природного мира.
Мифы возникли потому, что человек не мог объяснить окружающий мир. Но
мифы, в отличие от самого первобытного человека, не остались в прошлом.
Произошло это потому, что мифологический мир обладает особой,
универсальной, очень привлекательной в чисто человеческом отношении
ценностью. Ведь никакое общество в принципе не может существовать, если
основная масса его граждан не готова выступить на его защиту, спокойно
подчиняться его законам (какие бы мифологические представления лежали в
основе этих законов!), следовать его нормам, традициям, обычаям, наконец,
если она не испытывает удовлетворения от принадлежности к миру этого
общества как своему миру.
С другой стороны, общество сохраняет жизнеспособность лишь там, где у
граждан есть убеждение в осмысленности его норм, в наличии в обществе
собственных общезначимых ценностей и потенциальной осуществимости этих
ценностей, в значительности его традиций. Между тем сама действительность
не дает для такого убеждения непосредственных, очевидных, бесспорных
оснований, поскольку она никогда не совпадает с той, какую хотелось бы
видеть, а интересы каждого никогда не могут полностью и целиком совпасть с
общими интересами. Неизбежно возникающий зазор если не исчезает, то
отступает на второй план лишь там, где человек способен верить в свое
общество и его ценности, разумеется, исходя из жизненных обстоятельств, но,
в конечном счете, зачастую, как бы поверх их. Здесь идет на помощь
мифология. Вера как мощная культурная опора, смыслообразующая доминанта
всей жизни, общества, культуры.
В первобытном обществе вся духовная жизнь могла выразиться в силу
неразвитости умственных представлений только в художественной деятельности,
т.е. в искусстве. Отсюда чрезвычайное многообразие функций первобытного
искусства: это – и познание, самоутверждение человека, и систематизация
мира, фиксация его видимой оболочки, вера в магическую силу изображения и
т.д. Появление искусства, нового вида деятельности, не направленного
непосредственно на удовлетворение насущных материальных нужд, связано с
развитием у человека духовных потребностей. Однако эти новые потребности
лишь со временем становятся потребностями эстетическими, чувствами, где уже
различаются прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное и т.д.
Искусство возникает только тогда, когда у человека появляется
свободное время, т.е. когда решена основная проблема – проблема выживания и
решается уже другая, качественно иная проблема – жизни. Однако, первобытное
искусство, что вполне естественно, отражает собой не более, чем
коллективное сознание и, в еще большей степени, коллективное
бессознательное эпохи – оно однотипно, безлично, синкретично, мифологично,
образно. В Европе – от России до Франции на территории протяженностью
несколько десятков тысяч километров с запада на восток – найдено огромное
количество однотипных памятников первобытного искусства, в которых
обнаруживается не только сюжетное, но и стилистическое единство трактовки
некоторых образов, например, так называемых “палеолитических Венер”,
символов плодородия, продолжения рода.
В своем стремлении овладеть силами природы первобытный человек
обращается к магии. В основе магии лежал принцип аналогии – вера в
получение власти над предметом через овладение его образом (ведь в
мифологическом представлении образ и реальный предмет, как мы уже отмечали,
неразличимы). Первобытная охотничья магия направлена на удачную охоту.
Первыми магическими изображениями принято считать отпечатки рук на стенах
пещер и отдельных предметах. Отпечатки рук, в отличие от обычных следов
являются сознательно оставленными человеком знаком своего присутствия в
данном месте. Позднее этот знак становится знаком обладания и приобретает
тем самым магический смысл.
В дальнейшем все религиозные культы и обряды связываются с различными
видами искусства. Все древнейшие формы образного творчества, в которых
использовались скульптура и живопись (маски, статуи, настенные рисунки и
наскальная живопись), музыка, пение, речитатив настолько были пронизаны
искусством, что в этих коллективных действиях трудно отличить, где
начинается собственно религиозный экстаз, настолько он связан и обусловлен
экстазом художественным, вызванным собственно ритмами музыки, пластики,
живописи.
Естественно, спектр возможностей первобытного искусства, в силу его
социальных особенностей и характера самого уклада общества, о которых уже
говорилось выше, был относительно неширок, однако, со временем, создавались
естественные возможности для его расширения. С течением времени, с
развитием ремесла, появлением земледелия и скотоводства именно из этого
зачаточного, первобытного искусства и первобытной культуры выросли не
только культура скотоводческих племен, которая так и оказалась обреченной
на замкнутый характер развития в условиях консервации кочевых форм жизни и
примитивного ремесла, но и культуры другого типа, заложившие основу
человеческой цивилизации, ставшие фактором всемирного значения. Это прежде
всего:
. культура земледельческих народов, оседавших на плодородных поливных
землях Ближнего и Дальнего Востока и консолидировавшихся в мощные
государственные образования, поскольку государство оказывалось
необходимым для проведения крупномасштабных оросительных работ как
условия продуктивного земледельческого хозяйства;
. культура древних греков и римлян, опирающаяся на развитое ремесло,
мореплавание, международную торговлю, культура, которая базировалась
в “городах-государствах” нового типа, отличавшихся более высоким
уровнем ремесленного производства, обеспечивавшим, в свою очередь, и
более высокий уровень духовной и художественной жизни.

Литература

Введение в культурологию /Рук. авт.колл. и отв.ред. Е.В. Попов. М., 1995.
Алексеев В.П. Первобытное общество: проблемы изучения. М., 1993.
Культурология /Сост. и отв.ред. А.А.Радугин. М., 1996.
Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1994.
Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
Фрэзер Дж. Золотая ветвь: исследования магии и религии. М., 1980.

Тема 2. Древнейшие культуры и цивилизации


Основные вопросы темы

1. “Восток” как культурная традиция.
2. Характерные черты и особенности древнейших культур и цивилизаций.

“Восток” и “Запад” – две во многом противоположные культурные традиции,
два типа духовности, две системы мировоззрения, две системы миропонимания,
что находит свое выражение в образе жизни народов, их психологии,
нравственных принципах и ценностных ориентациях. Это “две системы
координат”, два мира, каждый из которых шел своей дорогой развития в своем
ритме. Восток, оставаясь для Запада загадкой (вспомним хорошо известное
высказывание Р.Киплинга: “Восток есть Восток, Запад – Запад, а вместе они
никогда не сойдутся”), оказывал, тем не менее огромное влияние на поиски
Западом путей самобытного духовного развития, а Запад, в свою очередь, как
бы “подстегивал” Восток в процессе переосмысления своих традиций,
универсализации своего уникального опыта. Можно сказать, что при всем своем
различии Восток и Запад как бы дополняют друг друга, с одной стороны,
помогая осознать себя в общем цивилизационном процессе, с другой – придавая
мировому культурному процессу дополнительную глубину, объемность,
многокрасочность.

Обладая огромным, техническим, земледельческим, духовным потенциалом,
Восток зачастую получал плоды индустриальной цивилизации от Запада, причем,
зачастую ценою огромных жертв и потерь. Научно-исследовательская,
познавательная деятельность для народов Востока всегда имела
самостоятельную ценность, независимо от практического применения. Можно
сказать, что в широком смысле для Востока чувство пути было значительно
более важным, чем чувство цели. Практически-прагматическому, целесообразно
ориентированному Западу Восток противопоставил внутреннюю собранность,
сосредоточенность, познание ради знания, а не ради преобразования, как на
Западе.
Восточные общества всегда уделяли особое внимание науке, образованию,
вообще духовной сфере человеческой жизнедеятельности, развивая производство
материальных благ до определенного предела. На Востоке не было материально-
технических и социальных условий для обособления отдельных семей от общины.
Единение человека с общиной и природой обуславливали и дополняли друг
друга. Отсюда проистекало благоговейное отношение как к правилам
совместного коллективного общежития, так и к природе, преклонение перед ее
красотой и таинственностью.
Связь человека и природы на Востоке проявлялись в том, что практически
вся деятельность человека увязывалась с окружающей средой. Государство на
Востоке было предметом общественного производства, а в его руках была
сосредоточена вся собственность на землю. Собственность и власть были в
традиционных восточных обществах слиты воедино. Абсолютная власть царя-
деспота была непререкаемой, она освящалась и религией, и философией. Особая
роль государства на Востоке с гигантским управленческим аппаратом
обусловила особый, зависимый, с одной стороны, и чрезвычайно властный, с
другой, тип бюрократии. Тотальная регламентация всех сторон общественной
жизни и отмеченные выше особенности бюрократии традиционных восточных
государств всегда были связаны с главной целью восточного общества –
стремлением к стабильности и неизменности во всем. Поддержанию стабильности
восточного общества служили и деспотизм правителей, и религия, и обычаи, и
законы. Ключевую роль в общественной стабилизации играла система социальных
корпораций – от общин до каст и сословий. Стремление восточного общества к
стабильности наложило отпечаток и на развитие труда, и на развитие личности
на Востоке. Разделение труда в рамках общины не подрывало, как это было в
Европе, а сплачивало ее. Общественные отношения на Востоке в целом
препятствовали уже в столетия нашей эры развитию рынка и капиталистического
способа производства. Для перехода на путь капитализма Востоку понадобился
толчок извне. Но и сам человек на Востоке изначально не соответствовал
характеру капиталистического способа производства. Некоторая экономическая
застойность Востока отнюдь не означала, что здесь не было никакого
индивидуального развития человека. Неразвитость и пассивность человека в
восточном обществе была относительной и касалась тех сфер деятельности, в
которых европейцы, начиная с XVI в. явно преуспели: производство
материального богатства, развитие экспериментальной науки, покорение
природы.
На Востоке существовала своя система норм и правил поведения человека.
Они сдерживали стремление человека к богатству, поддерживали уклад жизни.
Труд был естественным свойством человека и освящался волей богов.
Полезность для восточного человека определялась тем, что обеспечивало ему
гармонию с окружающим миром. Важнейшей чертой общественного сознания на
Востоке, сознания архаического аграрного общества было представление о
неизменности человеческого бытия, цикличности жизни. Отсутствовало жесткое
противопоставление души и тела, игнорировалось различие между человеческим
и божественным. Особенностью восточной цивилизации был относительная
религиозная терпимость. Личное, индивидуальное на Востоке – это, прежде
всего, духовное совершенство, проявляющееся в творчестве, искусстве.
Религия считалась здесь искусством жизни, а созерцательное мироощущение
требовало полного слияния с природой. Тип личности, сформировавшейся на
Востоке, практически исключал грабительское отношение к природе, забвение
духовной жизни во имя приращения материального богатства, совершенствование
технологии, которое нарушало бы установившийся порядок вещей и образ жизни.
История культуры народов Востока восходит к далекой древности и
связывается многими историками с переходом человечества от стадии
первобытности к цивилизации. В IV-III тыс. до н.э. в поймах рек – Нила,
Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхе и Янцзы возникают великие культуры
древности – «речные цивилизации». Это были аграрные цивилизации с
элементами урбанистической культуры. Для создания сложных ирригационных
систем требовалось умение управлять массами людей, организовывать все
население долины, держать в повиновении непокорных, а также иметь
определенные знания в области математики, строительной и других наук, уметь
письменно фиксировать результаты.
Именно на Востоке появилась письменная культура, которая на многие
тысячелетия определила культурные ритмы не только Востока, но и Запада.
Изобретенная в Шумере в виде клинописи, письменная система
совершенствовалась, дав возможность финикийцам изобрести алфавит, который
впоследствии стал основой большинства современных алфавитов.
Сакрализация власти объединяла людей, возвышала правителя над
обществом, и, следовательно, позволяла мобилизовывать ресурсы на
приоритетных направлениях деятельности: строительстве гидросооружений,
городов, дворцов и храмов там, где требовалось привлечь массы людей. Вся
культура древневосточных обществ была тесным образом связана с религией,
обслуживая ее потребности. Архитектура, скульптура и живопись здесь были
подчинены строгим религиозным канонам. Искусство цивилизаций Древнего
Востока роднит стремление к реализму при сохранении условности,
плоскостность изображения, ограничение красочной гаммы локальными тонами,
неумение передавать светотень и перспективу. В древневосточной
земледельческой культуре появляется портретное изображение конкретного
человека – царствующей персоны, фараона, потом обычного человека в виде
пластической маски или живописного фаюмского портрета.
Следует особо подчеркнуть, что мы можем достаточно аргументированно
говорить об успехах и, несомненно, очень высоком уровне достижений, скажем,
египетской цивилизации, однако дать какую-либо качественную оценку культуре
Древнего Египта не в состоянии, так как не знаем, и вряд ли когда-либо уже
узнаем, какое духовное содержание несли в себе символы религиозного
поклонения древних египтян, какие духовные ценности были свойственны
египетскому обществу. Ясно одно, что те же знаменитые пирамиды и Сфинкс
воспринимались египтянами совсем не так, как туристами в ХХ веке.
Одной из самых самобытных и самых загадочных культур Древнего Востока
была индийская культура, основанная прежде всего на религии индуизма.
Поклонение многим божествам, обожествление природы, как мы говорим,
своеобразный пантеизм, - обстоятельно разработанное представление о
переселении душ, отношение к мирозданию как высшей ценности и высшей
загадке, представление об изначальной смертности всего живого и
животворящего, в том числе и богов (этот мотив присутствует в древних
ведических гимнах) – основные составляющие индуизма, легшие в основу одной
из крупнейших мировых религий – буддизма. “Будда” имеет в данном случае
двоякий смысл. Во-первых, это имя, означающее буквально “просветленный”,
данное основателю буддизма как целостного мироучения Сиддхартхе Таутаме,
жившему в VI веке до н.э., а во-вторых, это любое существо, достигшее
состояния высшего совершенства. Это совершенство достигается лишь спасением
через нирвану, спасти человек себя может только сам, не надеясь на какую-
либо внешнюю, пусть даже божественную силу. Путь к нирване ведет через
жизнь – страдание, отрешение от земных радостей, интенсивное
самоуглубление, самопознание.
Основа китайской культуры – философия конфуцианства. Конфуцианство –
государственная религия, освящающая власть земного правителя, императорскую
власть как власть Сына Неба, утверждающая неизменность иерархического строя
в государстве.
Отмеченная специфика миропонимания обусловила и особенности культурного
развития каждого из крупнейших культурных регионов Древнего Востока.
Так, Двуречье, где возникли культуры Шумера и Аккада, Вавилона и
Ассирии, всегда было открыто внешним влияниям и воздействиям. Сюда
стремились и здесь укоренялись многие этнические группы, постоянно
смешиваясь друг с другом. Гончарный круг и колесо, металлургия бронзы и
железа, боевая колесница как принципиально новое средство ведения войн,
различные формы письма – все это и многое другое восходит именно к Западной
Азии, откуда эти нововведения распространялись далее по остальному миру.
Через античные Грецию и Рим, Византию, Иран эпохи Сасанидов, арабов, а
затем и крестоносцев многие образцы культуры этого региона дошли до нашего
времени. Именно в Месопотамии родились клинопись, уникальное храмовое
строительство, многие мифы, ставшие затем основой библейских сказаний
(вспомним, хотя бы знаменитые мифы о вселенском потопе и Вавилонской
башне), высокого уровня достигла бронзовая скульптура и изделия из
терракоты, всевозможного рода поделки из золота и серебра.
Ирригационное земледелие и скотоводство, а вместе с ними хозяйственная
и этническая стабильность, сильная государственная власть – все это стало
важнейшим условием прочной культурной традиции в Древнем Египте. Уже в
глубокой архаической древности зародились и сохранились на протяжении
нескольких тысячелетий все виды знаков египетского иероглифического
письма, система счета, записи текстов на свитках папируса, строгий канон
(незыблемый свод правил) в искусстве, монументальные сооружения. В духовной
жизни особую роль играли культ фараона и храмы. Храмы выступали в Египте и
как своеобразные центры знаний – здесь составлялись религиозно-магические,
литературные, медицинские и другие тексты, находились библиотеки, архивы,
велись погодные записи.
В Индии высокого развития достигла литература, многообразная по жанрам,
масштабная и глубоко поэтическая. Знаменитые фрески пещеры Аджанты,
сохранившиеся до наших дней, демонстрируют чрезвычайно высокий уровень
научных познаний индийцев, проявившихся и в широко известной десятичной
системе исчисления с применением нуля. Интересно, что такие математические
термины, как “цифра”, “корень”, “синус” имеют индийское происхождение.
В свою очередь Китай, общество которого наряду с конфуцианской моралью
исповедовало так называемый “даосизм”, проповедовавший примирение с миром,
следование естественному ходу событий, не случайно достиг особых успехов в
пейзажном искусстве, пейзажной архитектуре и даже пейзажной поэзии.
Достижения китайской науки также напрямую связаны с углубленным постижением
природы – изобретение компаса, сейсмографа, небесного двигателя,
водоподъемного насоса, бумаги, шелка и т.д.

Литература

Гоголев К.Н. Мировая художественная культура: Индия, Китай, Япония. М.,
1997.
Керам К. Боги, гробницы, ученые. М., 1963.
Массон В.Н. Первые цивилизации. Л., 1989.
Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1994.
Мировая художественная культура. М., 1996.

Тема 3. Античная культура


Основные вопросы темы

1. Античный тип культуры.
2. Культура античной Греции.
3. Культура античного Рима.

Античная культура – колыбель европейской цивилизации, прекрасное
“детство человечества”, высший и по сей день художественно-эстетический
идеал – классика в подлинном смысле этого слова – то есть образец для
подражания, изучения, творческого переосмысления. Термин сам по себе
условен, так как во времена Возрождения греко-римская культура считалась
“древнейшей” (античной), однако употребляется он и по сей день.

Вся античная культура строилась вокруг единой, основной и исходной
общественной формы античного мира – самостоятельного города-государства.
Античный полис – “город-государство” представлял собой самостоятельную
политическую, экономическую, торгово-ремесленную, производственно-
культурную единицу. Полис был высшей общественной ценностью, высшей
духовной ценностью, высшей священной ценностью. Гражданин полиса –
гражданин общества, изгнанный из города-полиса, изгонялся из общества
вообще, его нигде не принимали, а путь оставался один – бродяжничество,
разбой, государственная измена. Связь с землей, натуральное хозяйство,
иерархически организованный замкнутый гражданский коллектив, рабовладение,
система колоний – весь этот миропорядок воспринимался как единственно
естественный.
Однако человеку, разумеется, было тесно жить в таких рамках, да и
интересы общества требовали чего-то большего, чем простое следование нормам
и обычаям полиса. Это вполне объективное противоречие составляло не только
главную отличительную особенность античного общества, но и придавало этому
обществу классический характер. Эта своеобразная диалектика несовпадения
идеала и действительности заставляла постоянно стремиться к идеалу, искать
гармонию, если не в общественной жизни, то хотя бы в духовной сфере, в
художественном творчестве. В повседневной жизни существовала и непрерывно
разворачивалась во все возрастающем масштабе борьба верхов и низов,
демократов и олигархов, подозрительность ко всем, кто выделялся и стоял
выше массы, хотя бы даже своими подвигами или же самоотверженным служением
полису (вспомним, судьбы Сократа, Демоснера, Юлия Цезаря, Овидия).
Существовало, наконец, рабство, которое никак не вписывалось в гармоничную
картину мира – в древних Афинах на каждого свободного гражданина в среднем
приходилось в эпоху расцвета греческой демократии (век Перикла) около 40
рабов. Идеал полисного общества с его нормами героизма, гармоничности
развития, гражданской солидарности, консервативной морали и спокойного
подчинения личности в целом оказался мифом, однако мифом, что очень важно,
ставшим своеобразным катализатором интенсивной творческой деятельности.
Таким образом, под античным типом культуры мы подразумеваем:
1. Понятие высокой гражданской нормы, с точки зрения которой оценивается
всякая человеческая деятельность.
2. Понятие классики, то есть динамического живого равновесия,
соразмерности интересов полиса и отдельного гражданина, идеала и
жизни.
3. Понятие эстетической формы, в которую должно облечься любое жизненное
и творческое содержание, ибо только ясная, совершенная форма делает
содержание общезначимым, а следовательно, и подлинно реальным.
4. Определение нравственной ценности человека или его поступка с точки
зрения одобрения все того же полиса, общества. Внутренние, лирические
формы самовыражения имели в глазах римлянина и, особенно, грека
меньшую ценность. Мораль и нравственность сводились к ораторским
призывам, риторике. Индивидуальная мораль, совесть в сегодняшнем
понимании вообще отсутствовали.
5. Культ человека-созидателя, человека-мыслителя, человека-борца, т.е.
деятельное, творческое отношение к миру.
Культура Греции возникла на пересечении исторических путей
Средиземноморья. Мироощущению древнего грека и характеру его деятельности
не была свойственна гигантомания Востока, стремление перебороть природу,
утвердиться в ней. Теплый климат, яркая щедрая природа, масштабность
окружающего пространства приводила древнего эллина к идее соразмерности
сил человека и природы, человека как “микрокосма” Вселенной. Вся культура
Древней Эллады пронизана сознанием человеческой мощи. Свою практическую
деятельность греки назвали словом “техне”, оно означало, по Аристотелю,
“единство опыта и знаний”, то есть охватывало всю преобразующую природу
созидательную активность людей, осуществляемую умело, мастерски, искусно –
так, как может созидать только человек, по греческой терминологии,
“свободнорожденный” – ведь только свобода открывает перед людьми
возможность накапливать новый опыт и новые знания, неизбежно изменяющие
сложившееся и устоявшееся, традиционное и канонизированное, а прежде всего
– мифологически-фантастическое.
Греки полагали, что в культуре, как и в самой жизни, должны сочетаться
два начала – гармония красоты и покоя (аполлоническое) и раскованности,
свободы, природной стихии (дионисийское). В их сплаве – залог
жизнестойкости культуры, ибо господство одного из них приведет, в конце
концов, либо к стагнации, застою, либо к разрушению и хаосу, протесту ради
протеста. Воспитание в понимании греков – неразрывное единство
“гимнасического” и “мусического”, т.е. физического и нравственного
развития. Агонистика – состязательность – ведущий принцип греческой
культуры. Сочетание разнообразия и взаимной лояльности породило
соревнование отдельных личностей, групп и полисов в целом за достижение
превосходных результатов во всех сферах жизни, но особенно – в спортивных
играх.
Греция создала прецедент плодотворного соперничества двух основных
направлений в философии. В русле ее образовалась почва для развития
античной науки. Именно в греческой философии – “матери всех наук” возник
метод, приложимый к любым сферам познания и жизни, и способ мышления,
позволяющий из одного знания выводить другое.
Доминанта сознания грека-гражданина полиса – ощущение свободы. Оно
нарастает в период архаики, достигает высшей точки в классический период и
постепенно угасает в эпоху эллинизма. Обретение такого сознания и
самосознания явилось еще неизвестной человечеству основой культуры,
выраженной в двух формулах – в гиперболе художника: “Много в природе сил,
но сильней человека нет” (Софокл) и в тезисе философа: “Человек есть мера
всех вещей” (Протагор). Сами боги в греческой мифологии стали “идеальными
людьми”, которые воплощали в обобщенно-типизированном виде все прекрасны

Новинки рефератов ::

Реферат: Методические указания по курсу "Математика" для студентов I курса исторического факультета (Математика)


Реферат: Комиссия Евросоюза (Право)


Реферат: Стимулирование самостоятельной деятельности в формировании стержневых интересов у старшеклассников с широкими интересами (Педагогика)


Реферат: Великая Отечественная Война (История)


Реферат: Социальная адоптация бывших заключенных (Социология)


Реферат: Автоматизация расчета начислений заработной платы в строительном управлении N 151 (Компьютеры)


Реферат: Автомобильное сцепление (Транспорт)


Реферат: Конспект лекций по "Основам психотерапии" (Психология)


Реферат: Анкета "Спорт в жизни людей" (Физкультура)


Реферат: Разделение властей по Конституции Украины. Система сдержек и противовесов (Право)


Реферат: Конституционная защита прав граждан от неправомерных действий (бездействия) чиновников (Право)


Реферат: Исследование работы триггеров в интегральном исполнении (Компьютеры)


Реферат: Битва під Москвою (История)


Реферат: Netware (Компьютеры)


Реферат: Социальная стратификация (Социология)


Реферат: Археология. Камень (История)


Реферат: Анализ и экономическая оценка технологий в цветной металлургии (Металлургия)


Реферат: Концепции современной физики (Естествознание)


Реферат: Образ мира в философии: Структура общества (Философия)


Реферат: Лекции по истории международных экономических отношений (Международные отношения)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист