GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Семейная психотерапия (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Семейная психотерапия (Психология)



Реферат по курсу Семейная психотерапия

“Семейная психотерапия”

Семейная психотерапия
Развитие семейной психотерапии
Направления в семейной психотерапии
1. Школа Пало Алто

2. Семейная психоаналитическая психотерапия

3. Семейная системная психотерапия

4. Стратегическая семейная психотерапия

5. Семейная поведенческая психотерапия

6. Другие направления

Супружеская психотерапия
Семейное консультирование
Психотерапевтическая коррекция отношений в семьях
Список литературы



Семейная психотерапия


Семейной психотерапией называется особый вид психотерапии, направленный
на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение
эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена
семьи.



В ходе семейной терапии, продолжительность которой может колебаться от
нескольких недель до даже нескольких лет, выделяют ряд этапов. Её
длительность обусловливается тяжестью психических расстройств у “носителя
симптома”, выраженностью межличностных конфликтов в семье, мотивацией
членов семьи к достижению терапевтических изменений. Вначале семейная
терапия проводится с частотой 1-2 сеанса в неделю, а затем встречи
происходят 1 раз в 2 недели, а далее – 1 раз в 3 недели.



Часто в семейной терапии выделяют 4 этапа (Эйдемиллер, Юстицкис):

1) семеный диагноз, диагностический этап;

2) ликвидация семейного конфликта;

3) реконструктивный;

4) поддерживающий.



Под семейным диагнозом понимается типизация нарушенных семейных отношений
с учётом индивидуально-личностных свойств членов семьи. Диагностика
семейных отношений осуществляется в процессе присоединения к семейной
группе психотерапевта, выдвигающего и проверяющего проблемные
диагностические гипотезы. Особенность процедуры семейной диагностики
заключается в том, что она сопровождает семейную терапию на всех этапах и
предопределяет выбор психотерапевтических техник. Её другая особенность
состоит в необходимости соотнесения полученной от одних членов семьи
информации о происходящем с информацией от других членов семьи и
собственного впечатления психотерапевта, которое сложилось на основании
расспроса и наблюдения за поведением участников процесса психотерапии
(“семья глазами ребёнка”, “семья глазами психотерапевта”, “какие мы на
самом деле”).



На втором этапе в ходе односторонних встреч психотерапевта с клиентом и
членами его семьи происходит выявление и прояснение истоков семейного
конфликта и ликвидация его посредством эмоционального отреагирования
каждого члена семьи, вовлечённого в конфликт, в результате установления
адекватного контакта с психотерапевтом. Психотерапевт помогает участникам
конфликта научиться говорить на языке, который понятен всем. Кроме того, он
берёт на себя роль посредника и передаёт в согласованном объёме информацию
о конфликте от одного члена семьи к другому. Невербальный компонент этой
информации может быть передан психотерапевтом на сеансе семейной
психотерапии, для чего используется приём “робот-манипулятор”, когда
психотерапевт переводит противоречивое сообщение участника сеанса на язык
жеста, сообразуя выразительность жеста с чувствительностью и толерантностью
участников. Итак, на этом этапе семейной терапии ведущими
психотерапевтическими методами являются: недирективная психотерапия,
нацеленная на вербализацию неосознаваемых отношений личности, а также
специально разработанные методы воздействия членов семьи друг на друга.



На этапе реконструкции семейных отношений осуществляется групповое
обсуждение актуальных семейных проблем либо в отдельно взятой семье, либо в
параллельных группах клиентов со сходными проблемами и их родственников. В
этих же группах проводится ролевой поведенческий тренинг и обучение
правилам конструктивного спора.



Поддерживающий этап семейной терапии состоит в закреплении приобретённых
на предыдущих этапах навыков эмпатического общения и расширенного диапазона
ролевого поведения в естественных семейных условиях. Также проводятся
консультирование и коррекция приобретённых навыков общения применительно к
реальной жизни.



Выделение этапов позволяет структурировать процесс семейной терапии,
обосновывает последовательность применения различных психотерапевтических
методов в зависимости от целей и объёма диагностических сведений. Приёмы,
которые наиболее часто применяются в семейной психотерапии:



1) Эффективное использование молчания;

2) Умение слушать;

3) Обучение с помощью вопросов;

4) Повторение;

5) Суммирование, резюмирование;

6) Уточнение (прояснение) и отражение аффекта;

7) Конфронтация, то есть предъявление супружеской паре неосознаваемых или
амбивалентных установок, отношений или стереотипов поведения с целью их
осознания и проработки;

8) Проигрывание ролей;

9) Создание “живых скульптур”;

10) Анализ видеозаписи.



Развитие семейной психотерапии


В последней четверти XIX века возникло учение о “семейной диагностике” и
“семейном лечении” различных психических расстройств. Подлинным
основоположником семейной терапии в России и одним из первых в мире
считается И.В. Маляревский, который в 1882 году в Санкт-Петербурге основал
врачебно-воспитательное заведение для психически больных детей и
подростков, персонал которого уделял большое внимание диагностике
взаимоотношений в семьях психически больных, роли дисгармоничного
воспитания в формировании тех или илных проявлений душевных болезней. С
родственниками больных детей проводилось так называемое “семейное
воспитание”, являвшееся прообразом современной семейной терапии.



Потребность в семейной терапии возрастала, особенно начиная с 40-ых годов
ХХ века, после завершения 2-ой мировой войны. В настоящее время выделяют
несколько основных направлений в семейной терапии: психодинамическое,
системное и стратегическое, а также эклектическое. Исторически первым стало
психодинамическое направление, выросшее из анализа Фрейда случая
“маленького Ганса”. Тогда были сформулированы основные черты
психодинамического подхода, а именно анализ исторического прошлого членов
семьи, их неосознанных желаний, психологических проблем и взаимных
проекций. Задачей психотерапии являлось достижений инсайта – то есть
осознания того, как нерешённые в прошлом проблемы влияют на взаимоотношения
в семье в данный момент и как из этого нарушенного контекста отношений
возникают невротические симптомы и неконструктивные способы адаптации к
жизни у некоторых её членов. В настоящее время такой подход, требующий
больших усилий как со стороны психотерапевта, так и со стороны членов
семьи, считается экономически менее целесообразным, хотя и
высокоэффективным.



В настоящее время более половины семейных психотерапевтов работают в
русле системной семейной терапии, четверть представляют психодинамическое
направление. Сторонники эклектического направления соединяют в
психотерапевтической работе различные по лечебным механизмам методы:
гипноз, аутогенную тренировку, медитацию, домашние задания по модификации
поведения, анализ и интерпретацию взаимоотношений, групповые дискуссии и
другие.



Направления в семейной психотерапии


Кратко расскажу о направлениях и школах зарубежной семейной психотерапии.



1. Школа Пало Алто
Джей Хейли, представитель школы Пало Алто, стал автором метода
“проблеморешающей терапии”. Многие методики им были позаимствованы у
Милтона Эриксона. Хейли считал, что отношения в семье определяются исходом
борьбы супругов за контроль над другими членами семьи. Симптом – один из
способов контролировать поведение окружающих. По мнению Джея Хейли, задача
психотерапии состоит в предоставлении людям других способов воздействия.
Лечебный эффект семейной терапии значительно возрастает, если на
терапевтической сессии собираются все члены семьи. Вкладом Хейли в семейную
психотерапию стали различные директивы (задания) членам семьи. Выполнение
заданий обеспечивало равенство, каждый член семьи имел право высказать своё
мнение или что-то сделать. Психотерапевт даёт задания как во время сеанса,
так и на дом. Цель этих заданий:

. изменить поведение членов семьи;

. найти дополнительный стимул для построения отношений психотерапевта с
членами семьи;

. изучить реакции членов семьи при выполнении ими заданий;

. осуществить поддержку членов семьи, т.к. во время выполнения заданий
психотерапевт как бы незримо присутствует.

Хейли также применял метафорические и парадоксальные задания. Первые
строились на поисках аналогий между событиями и поступками, которые на
первый взгляд совсем разные; вторые представляют собой такие инструкции,
которым члены семьи сопротивляются и тем самым меняют своё поведение в
нужном направлении.



Другой крупной фигурой в школе Пало Алто был Мюррей Боуэн, которого
считают одним из основоположников семейной терапии в США. К середине 60-ых
годов 20-го века им был разработан метод семейной психотерапии, состоящий
из 4-х принципов:

1. Определение и прояснение отношений.

2. “Невовлечение в треугольник” (Боуэн рекомендовал психотерапевтам не
вовлекаться эмоционально в конфликты, а сосредоточивать своё внимание
на процессе отношений);

3. Обучение супругов эффективному эмоциональному общению;

4. Занятие “Я-позиции”.



2. Семейная психоаналитическая терапия
Целью психоаналитической семейной терапии является изменение личности
участников психотерапии таким образом, чтобы они были в состоянии
взаимодействовать как целостные здоровые личности на базе нынешней
реальности, а не на базе неосознаваемых отношений прошлого.
Психоаналитически-ориентированные терапевты также менее директивны, чем
представители других школ.



Следующие техники используются в этом терапевтическом направлении:
конфронтация, кларификация, интерпретация и переработка опыта, техники
улучшения коммуникативных способностей, техника “свободных ассоциаций”.
Психоаналитики предпочитают наблюдать и слушать, резко останавливая пустое
обсуждение вопросами.



3. Семейная системная психотерапия
Крупнейшие представители этого направления – Мара Сельвини-Палаццоли, Клу
Маданес, Сальвадор Минухин и др. В настоящее время системное направление
считается одним из наиболее широко представленных, перспективных,
экономически целесообразных и терапевтически эффективных направлений
семейной терапии. Значительное влияние на развитие этого направления
оказали положения общей теории систем Ильи Пригожина.



В системной семейной психотерапии семья рассматривается как целостная
система, которая стремится к сохранению и эволюции сложившихся связей. На
всём протяжении своего существования семьи проходят через закономерные
кризисы развития (вступление в брак, отделение от родительских семей,
беременность, рождение ребёнка, поступление ребёнка в дошкольные/школьные
учреждения, окончание им школы и выбор своего жизненного пути, разрыв с
родителями, уход родителей на пенсию и т.д.) Именно на этих отрезках
своего существования семьи оказываются неспособными разрешать новые
проблемы прежними способами и поэтому встают перед необходимостью усложнять
свои приспособительные реакции.



Основные шаги семейной системной психотерапии выглядят следующим образом:

1. Объединение психотерапевта с семьёй, присоединение его к предъявляемой
семьей структуре ролей.

2. Формулирование психотерапевтического запроса.

3. Реконструкция семейных отношений.

4. Завершение психотерапии и отсоединение.



Мара Сельвини-Палаццоли ввела такой принцип работы, когда бригада
терапевтов разного пола работают с семьёй, а другие наблюдают за их
работой, находясь за односторонне-прозрачным зеркалом. Единицей
психотерапии является участие на всех сессиях всех ленов семьи, живущих под
одной крышей. Частота встреч была 1 в месяц, всего до 10 сессий. Её метод
был краток и внезапен, она использовала метод парадоксальных предписаний,
стремилась вызывать изменения в семье внезапным решающим движением.
Парадоксальное задание (иначе “инвариантное предписание”) разрабатывалось
очень тщательно и вовлекало всех членов семьи в серию действий,
противоречащих сложившимся в семье ригидным правилам и мифам.


4. Стратегическая семейная психотерапия
Этот метод семейной терапии также называется “проблеморешающая”,
“короткая”, так как он ориентирован на решение проблем. Наиболее известные
фигуры этого направления – Джей Хейли, Карл Уитекер, Клу Маданес. В своей
работе психотерапевты этого направления не концентрируются на особенностях
личности членов семьи. Данный подход характеризуется чрезвычайным вниманием
к деталям симптома и меньшим интересом к семье. Широкую популярность это
направление приобрело к 1970 г. Многие идеи представители этого метода
почерпнули из опыта работы Милтона Эриксона. Для его практики характерны
два подхода: использование косвенных методов воздействия и принятие всего,
что предлагает клиент.



Сутью стратегического подхода является разработка стратегии для решения
проблем, так как изменения в семье важнее, нежели понимание причин
нарушений. Стратегические терапевты исследуют факторы, обеспечивающие
устойчивость проблемы, которая поддерживается существующим взаимодействием
в семье, и поэтому стремятся выявить то поведение, которое подкрепляет
проблему. Многие стратегические психотерапевты полагают, что нормально
функционирующая семья – это та, которая избегает симптомов и способна
функционировать в соответствии с требованиями меняющихся обстоятельств.



5. Семейная поведенческая психотерапия
Семейная поведенческая терапия как свой основной принцип видит
подкрепление поведения последствием, из чего следует, что паттерн поведения
сопротивляется изменениям во всех случаях, кроме тех, когда возникнут более
благоприятные последствия. Представителей этого направления интересует
анализ последовательности поступков. За основу берётся положения, что
удовлетворённость в браке в значительно большей степени обусловлена
отсутствием взаимных фрустраций, нежели объёмом доставляемых друг другу
удовольствий.



Одной из наиболее часто применяемых техник является поведенческий тренинг
родителей. Процесс психотерапии начинается с того, что терапевт
переформулирует представления клиента о сущности проблемы и возможных путях
её решения. Поведенческие психотерапевты одними из немногих не приглашают
всю семью на лечение, а лишь ребёнка и кого-нибудь из родителей.
Поведенческий тренинг родителей преследует цель повышения их компетентности
в вопросах воспитания детей, распознавания и модификации паттернов
эмоционально-поведенческого реагирования.



Наиболее популярны следующие техники работы:

формирование (shaping) – достижение желаемого поведения небольшими
порциями через последовательное подкрепление;

жетонная система – использует деньги или очки в качестве вознаграждения
детей за успешное поведение;

контрактная система – включает в себя соглашение с родителями об
изменении их поведения синхронно с изменением поведения ребёнка;

обмен изменениями за вознаграждение;

прерывание (timeout) – наказание в виде изоляции.



Семейная поведенческая психотерапия – это один из самых популярных
методов ввиду своей простоты и экономности, хотя часто терапевтические
изменения оказываются однобокими или кратковременными.



6. Другие направления
Семейная коммуникативная терапия выделилась из направления Пало Алто.
Ведущими представителями её являются П. Вацлавик, Д. Джексон и другие.
Целью семейной коммуникативной терапии являются изменение способов
коммуникации, или “сознательные действия с целью изменить плохо
функционирующие образцы интеракций”. Сначала представители этого
направления, например, Вирджиния Сатир, ставили целью просто улучшение
коммуникации в семье, затем эта идея сузилась до изменения именно тех
способов коммуникации, которые поддерживают симптом. Основными группами
техник семейной коммуникативной терапии являются: обучение членов семьи
правилам ясной коммуникации; анализ и интерпретация способов коммуникации в
семье; манипуляция коммуникацией в семье с помощью разных приёмов и правил.
Этот вид семейной психотерапии не смог утвердиться как высокоэффективной
метод.



Из представителей направления семейной психотерапии, основанной на опыте,
наиболее известны Карл Уитейкер (Carl Whitaker) и Огаст Напир (August
Napier). Этот метод основан “на опыте и здравом смысле” (Эйдемиллер,
Юстицкис, “Психология и психотерапия семьи”, 1999).


Супружеская психотерапия


Супружеской психотерапией называется форма психотерапии, которая
ориентирована на семейную пару, помогает ей в преодолении семейных
конфликтов и кризисных ситуаций, в достижении гармонии во взаимоотношениях,
обеспечении взаимного удовлетворения потребностей. Она может работать как
самостоятельный метод и как этап семейной психотерапии.



Работа проводится либо с супружеской парой, либо с одним из партнёров,
который пришёл на приём к психотерапевту. При этом варианте супружеской
психотерапии с психотерапевтом обсуждаются не проблемы супруга, а лишь те
мысли, чувства, переживания, которые есть у заявителя проблемы по поводу
его (её) супружества.



В настоящее время в супружеской психотерапии наиболее распространены
динамический, поведенческий и гуманистический подходы.



При динамическом подходе супружеская дисгармония рассматривается с точки
зрения внутренней мотивации поведения обоих партнёров. Прослеживается
динамика межличностных отношений и её связь с динамикой психических
процессов.



Целью поведенческого подхода в супружеской психотерапии является прежде
всего изменение поведения партнеров, при этом используются методы
обусловливания и обучения, что обеспечивает:



1. Управление взаимным положительным поведением супругов;

2. Приобретение необходимых социальных знаний и навыков, особенно в
области общения и совместного решения возникающих проблем;

3. Выработку и реализацию супружеского соглашения о взаимном изменении
своего поведения.



Поведенческое направление в супружеской психотерапии в настоящее время
является наиболее распространённым. Самые популярные его формы – заключение
супуржеских контрактов, коммуникативные тренинги, конструктивный спор,
приёмы решения проблем и т.д. В настоящее время многие специалисты
используют интегративный подход, сочетая чаще всего методы когнитивно-
поведенческой терапии и системной психотерапии.



В основе контракта лежит соглашение, в котором супруги чётко определяют
свои требования в терминах поведения и взятые на себя обстоятельства. При
формулировании требований рекомендуется использовать следующий порядок:
общие жалобы, далее их конкретизация, далее положительные предложения,
наконец, договор с перечислением обязанностей каждого из супругов.



В гуманистическом подходе к психологической коррекции супружеских
отношений ведущими являются представления о том, что в основе гармоничного
брака лежат открытость, аутентичность, толерантность, потребность в
самовыражении, принадлежности другому и независимое развитие личности
каждого. Этот подход развился как противоположность динамическому, который
излишне ориентирован на влияние исторического прошлого супруга и его
родительской семьи, так и слишком манипулятивному поведенческому подходу.
Здесь психотерапевт создаёт условия, в которых супруги стремятся к
вербализации своих чувств и тем самым к улучшению взаимопонимания. Были
сформулированы принципы открытого брака, создающего наиболее благоприятные
условия для личностного роста партнёров:



1. Принцип реальности, “здесь и сейчас”;

2. Уважение к личной жизни партнёра;

3. Открытое общение – не “читать мысли” другого, а открыто говорить о
своих чувствах и желаниях;

4. Подвижность в исполнении семейных ролей;

5. Равноправие;

6. Доверие;

7. Аутентичность – знать себя и свою цену, ценить право другого жить
согласно своим представлениям;

8. Открытое партнёрство – каждый имеет право на собственные интересы и
увлечения.



Семейное консультирование


Семейное консультирование – это одна из разновидностей семейной
психотерапии, которая имеет свои отличительные признаки и границы
терапевтического вмешательства. Семейное консультирование развивалось
параллельно с семейной терапией, взаимно обогащая друг друга. Основной
целью, стоящей перед семейным консультированием, является изучение проблемы
члена или членов семьи для изменения взаимодействия в ней и обеспечения
возможностей личностного роста.



Чем отличаются семейное консультирование и семейная терапия? Во-первых,
семейное консультирование не принимает концепцию болезни. Во-вторых, оно
ставит акцент на анализе ситуации и аспектов ролевого взаимодействия в
семье. В-третьих, оно призвано помочь в поисках личностного ресурса
субъектов консультирования и обсуждении способов разрешения ситуации.



В числе ведущих теоретических концепций семейного консультирования
приводятся когнитивно-поведенческая терапия, рационально-эмоциональная
терапия и другие. Этим обусловлено то разнообразие приёмов и методов,
которые имеются в его арсенале.



Основные принципы и правила семейного консультирования сводятся к
следующим пунктам:

1. Установление контакта и присоединение консультанта к клиентам.
Достигается с помощью соблюдения конструктивной дистанции,
способствующей оптимальному общению, а также приёмов синхронизации
мимики и дыхания консультанта и консультируемого, использования
консультантом речевых форм, отражающих доминирующую репрезентативную
систему того, кто сообщает о своей семейной проблеме.

2. Сбор информации о проблеме клиента с использованием приёмов мета-
моделирования (НЛП) и терапевтических метафор. Чтобы достичь этой цели,
консультант может задавать уточняющие вопросы типа: “Какого результата
Вы хотите достигнуть?”, “Чего Вы хотите?”, “Попробуйте сказать об этом
без отрицательной частицы “нет”, то есть словами, описывающими
положительный результат”.

3. Обсуждение психотерапевтического контракта, что является одной из
важнейших задач семейного консультирования. На этом этапе происходит
обсуждение того, как будет распределяться ответственность между
клиентом и его консультантом. Например, консультант отвечает за условия
безопасности семейного консультирования, за технологии доступа к
разрешению проблемы клиента. В свою очередь, клиент становится
ответственным за собственную активность, искренность в желании изменить
своё ролевое поведение и так далее. После успешного прохождения этой
фазы участники договариваются о продолжительности работы (например, 3-6
часов), длительности проведения одного сеанса и периодичности
терапевтических встреч (например, сначала 1 раз в неделю, впоследствии
уже реже – 1 раз в 2-3 недели). Наконец, обсуждаются условия оплаты, а
также санкции за нарушение сторонами условий контракта.

4. Далее происходит уточнение проблемы клиента, также определяются ресурсы
семьи в целом и каждого её члена в отдельности. Этому способствуют
вопросы наподобие: “Как вы раньше справлялись с трудностями? Что вам в
этом помогало?”, “В каких ситуациях вы были сильными? Как вы
использовали свою силу?”

5. Проведение собственно консультации. Здесь необходимо укрепить веру
клиентов в успешность и безопасность процедуры консультирования: “Ваше
желание осуществить изменения, ваш прежний опыт, активность и
искренность в сочетании с желанием консультанта сотрудничать с вами,
его профессиональные качества и опыт работы будут надёжной гарантией
успешности работы”. С участниками консультирования обсуждают
положительные и отрицательные стороны сложившихся стереотипов
поведения, например, с помощью таких вопросов: “Что, по вашему мнению,
является самым негативным в сложившейся ситуации? А что самое хорошее в
этих обстоятельствах?” Осуществляется совместный поиск новых шаблонов
поведения. Консультант предлагает следующие вопросы: “Чего вы ещё не
делали, чтобы разрешить проблему? Как вели себя значимые для вас люди,
если оказывались в сходной ситуации? Смогли бы вы так поступить?” или
“Что поможет вам совершить такой же поступок?” Консультант может
использовать приёмы визуализации: клиенты, находясь в трансе, создают
образ новой ситуации, фиксируя при этом возникающие кинестетические
ощущения.

6. “Экологическая проверка”. Консультант предлагает членам семьи
представить себя в сходной ситуации через 5-10 лет и исследовать своё
состояние.

7. Приближаясь к завершению семейного консультирования, консультант
предпринимает усилия по “страхованию” результатов. Это связано с тем,
что клиенты иногда нуждаются в действиях, помогающих им обрести
уверенность при освоении новых шаблонов поведения. Они могут получить
от консультанта какое-нибудь домашнее задание и приглашение прийти на
повторную консультацию спустя некоторое время для обсуждения полученных
результатов.

8. Отсоединение. Такая процедура оказывается нужной в ряде случаев.
Например, в литературе описывается, как это делал Джей Хэйли с помощью
“парадоксального задания”, точное выполнение которого приводит к
противоположному результату. Молодым супругам, с которыми проводилась
консультация по поводу выражения своих чувств, было предложено
ссориться по часу в день “для проверки своего эмоционального
реагирования”. Хэйли учитывал таким образом человеческую природу, зная,
что никто не будет сознательно вредить себе. Супруги попробовали
выполнять задание и бросили его, у них укрепилось желание ценить друг
друга, и они приняли решение отказаться от услуг “поглупевшего
консультанта”, таким образом, совершилось “отсоединение”.



В настоящее время семейное консультирование является широко
востребованным видом психотерапевтической помощи среди населения России.
Семейные консультанты работают в психологических центрах, в консультациях,
действующих в системе министерства социальной защиты и комитетов по охране
семьи и детства, а также в других учреждениях.



Психотерапевтическая коррекция отношений в семьях


Непосредственно семейная психотерапия начинается, когда психотерапевт,
изучив семью и установив семейное нарушение, организует воздействие на
семью и её отдельных членов с целью достижения желательных изменений в их
жизни. При этом возникают проблемы и задачи, которые условно разделяют на 3
группы (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999): формирование правильного отношения
семьи к семейной терапии; общие вопросы проведения терапии; наконец,
методики семейной психотерапии.



Формировать позитивное отношение к процессу семейной психотерапии
необходимо, хотя и непросто для членов семьи – её участников, вследствие
причин организационных, эмоциональных и интеллектуальных. Поэтому
психотерапевту надо формировать сильную и устойчивую мотивацию к участию в
психотерапии.



Как правило, первая встреча является определяющей для дальнейшего – во
время её выясняется степень сложности проблем, с которыми сталкивается
психотерапевт, а клиенты (член семьи) получают первое представление о
семейной психотерапии и решают, продолжать ли в ней своё участие. Вообще,
задача психотерапевта в ходе первой встречи – помочь клиенту в короткий
срок понять, что необходима серьёзная и длительная работа и что от него
потребуются активность и чувство ответственности за успех психотерапии.
Поэтому необходим хорошо разработанный план первой встречи с членом семьи.
Сначала психотерапевт должен ознакомиться с проблемами клиента,
актуализировать его эмоциональные переживания, связанные с семьёй и т.д.,
дать клиенту увидеть совокупность фрустраций, с которыми он имеет дело в
повседневной жизни. Дальнейшая задача психотерапевта – создание у клиента
представления о том, что семейная психотерапия даст возможность найти
решение его проблем, т.к. последний ещё плохо представляет себе семейную
психотерапию. Психотерапевт должен использовать состояние клиента для
создания мотивов к участию в психотерапии, а так же, что не менее важно,
проработать мотивы, препятствующие участию, увидеть будущие сложности и
найти пути для их решения. Ещё один важный аспект этой встречи –
сформировать у клиента активный интерес к самому содержанию
психотерапевтической деятельности, чтобы избежать в будущем ситуации, когда
клиент пассивно ждёт помощи от психотерапевта. Вместо этого он
настраивается на активный поиск решения своих семейных проблем с помощью
психотерапевта.



Семейному психотерапевту приходится при организации своей работы решать
проблемы разного вида, например:

* Работать одному или пригласить ко-терапевта?

* Какова оптимальная продолжительность психотерапии?

* Где работать с семьёй – в кабинете или по месту её жительства?

* Проводить ли занятия со всей семьёй сразу или сначала с отдельными
членами семьи?

* Каковы наилучшая частота и длительность встреч?

* С каких проблем начать, с частных или семейных?

* Разрабатывать ли подробный план действий или положить на экспромт?



Способ организации и проведения семейной психотерапии не должен
определяться “научными воззрениями” семейного психотерапевта. В идеале
выбор способа организации семейной психотерапии должен зависеть от
особенностей семьи. Также любой семейный психотерапевт должен быть в равной
мере готов к применению самых различных стилей психотерапии (и их смены) в
зависимости от семьи, отдельных её членов, её проблемы и семейных условий.
Возможно, что с одним членом семьи предпочтителен авторитарный стиль, с
другим – недирективный. Итак, ответ на все эти стоящие перед
психотерапевтом вопросы зависит от всей совокупности условий.



Далее рассматривается вопрос, какие методики семейной психотерапии
наиболее применимы. Методика семейной психотерапии – это типовая
совокупность действий, с помощью которых психотерапевт решает определённую
психотерапевтическую задачу. Семейная психотерапия за время своего развития
приобрела большое число различных техник, пришедших из опыта вновь
появившихся школ. Перечислю основные виды психотерапевтических техник,
наиболее широко применяемых в семейной психотерапии.



Директивы (или указания) – это прямые, конкретные указания о
необходимости определённых действий со стороны всей семьи или отдельных её
членов для того, чтобы они добились своих целей. Это могут быть указания
сделать что-то; делать что-то иначе, чем до сих пор; не делать что-то, что
делали до этого. В случае так называемой парадоксальной директивы истинная
её цель противоположна провозглашаемой. Эффективность применения директив
решающим образом зависит от правильности её применения, требует тщательного
изучения семьи, психотерапевтического воздействия на семью примером самого
психотерапевта, а главное, достаточного авторитета психотерапевта.



Метод семейной дискуссии тоже широко применяется в практике семейной
психотерапии. Во время её проведения члены семьи обсуждают широкий круг
проблем, касающийся её жизни, и способы решения различных семейных
вопросов. Дискуссия можно преследовать многочисленные цели: например,
исправление неправильных представлений о семейных взаимоотношениях или
обучение членов семьи методам дискуссии. Управление дискуссией требует от
психотерапевта должного умения. В числе основных приёмов, используемых при
ведении семейных дискуссий, называются эффективное использование молчания,
умение слушать, обучение с помощью вопросов, повторение, обобщение,
конфронтация с определённым мнением или членом семьи и т.д.



Подчас выясняется, что у членов семьи недостаточно развиты те навыки и
умения, необходимые для успешной семейной жизни; в ходе семейной
психотерапии эти недостающие навыки формируются с помощью разнообразных
психотерапевтических техник, специальных упражнений и “тренировок”:
формирование версионного мышления, проигрывание семейных ролей и т.д. Общий
их принцип состоит в том, что перед членом семьи ставится определённая
задача, например, в виде умения или навыка, который он должен сформировать,
и сообщается критерий, с помощью которого он судит о том, удалось ли ему
(ей) справиться с заданием.



Список использованной литературы:


Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. Психология и психотерапия семьи. С-Пб, 1999.

Психотерапевтическая энциклопедия (под редакцией Б. Карвасарского). СПб,
1998.

К. Маданес. Системная семейная психотерапия. М, 1999.

П. Пэпп. Семейная терапия и её парадоксы. М, 1998.

С. Минухин, Ч. Фишман. Техники семейной терапии. М, 1998.







Реферат на тему: Семейные конфликты
СТОЛИЧНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

ИНСТИТУТ

психологии
ФАКУЛЬТЕТ

психология
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ



Реферат
по дисциплине
Конфликтология
Тема: «Семейные конфликты»



СГИ, 2001 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Типичные межличностные конфликты у супругов……………………..4
1. Психотравмирующие последствия…………………………………….7
2. Предупреждение супружеских конфликтов…………………………..8
3. Разрешение конфликтов между супругами…………………………...9
2. Конфликты во взаимодействии родителей и детей……………………..10
3. Психологическое консультирование конфликтных семей…………….14
1. Этапы психологического консультирования……………………….15
Заключение………………………………………………………………………17
Библиография……………………………………………………………………18
Введение
Проблема конфликта всегда была в той или иной степени актуальна для
любого общества. Однако в России на всех этапах развития конфликты
оказывали не просто заметное, а, как правило, решающее влияние на ее
историю. Войны, революции, борьба за власть, борьба за собственность,
межличностные и межгрупповые конфликты в организациях, убийства, бытовые и
семейные конфликты, самоубийства как способы разрешения внутриличностных
конфликтов – основные причины гибели людей в нашей стране. Конфликт был,
есть и в обозримом будущем будет решающим фактором, влияющим на
безопасность России и ее граждан.
Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми
можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла.
Конфликт наиболее острый способ разрешения значимых противоречий,
возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии
субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
В своей работе я хочу рассмотреть семейные конфликты, т.к. семья —
древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее
уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом
взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет,
т. е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе
интенсивного, взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и
кризисы.



1. Типичные межличностные конфликты у супругов

В зависимости от субъектов взаимодействия семейные конфликты
подразделяются на конфликты между: супругами, родителями и детьми,
супругами и родителями каждого из супругов, бабушками (дедушками) и
внуками.
Ключевую роль в семейных отношениях играют супружеские конфликты. Они
чаще возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов. Исходя из
этого выделяют основные причины супружеских конфликтов:
• психосексуальная несовместимость супругов;
• неудовлетворение потребности в значимости своего «Я», неуважение чувства
достоинства со стороны партнера;
• неудовлетворение потребности в положительных эмоциях: отсутствие ласки,
заботы, внимания и понимания;
• пристрастие одного из супругов к чрезмерному удовлетворению своих
потребностей (алкоголь, наркотики, финансовые расходы только на себя и
т.д.);
• неудовлетворение потребности во взаимопомощи и взаимопонимании по
вопросам ведения домашнего хозяйства, воспитания детей, в отношении к
родителям и т.д.;
• различия в потребностях по проведению досуга, увлечениях.
Кроме того, выделяют факторы, влияющие на конфликтность супружеских
отношений. К ним относят кризисные периоды в развитии семьи (С. Кратохвил).
Первый год супружеской жизни характеризуется конфликтами адаптации
друг к другу, когда два «Я» становятся одним «Мы». Происходит эволюция
чувств, влюбленность исчезает и супруги предстают друг перед другом такими,
какие они есть. Известно, что в первый год жизни семьи вероятность развода
велика, до 30% общего числа браков (И. Дорно).
Второй кризисный период связан с появлением детей. Еще неокрепшая
система «Мы» подвергается серьезному испытанию. Что же лежит в основе
конфликтов в этот период?
• Ухудшаются возможности профессионального роста супругов.
• У них становится меньше возможностей для свободной реализации в лично-
привлекательной деятельности (увлечения, хобби).
• Усталость жены, связанная с уходом за ребенком, может привести к
временному снижению сексуальной активности.
• . Возможны столкновения взглядов супругов и их родителей по проблемам
воспитания ребенка
Третий кризисный период совпадает со средним супружеским возрастом,
который характеризуется конфликтами однообразия. В результате многократного
повторения одних и тех же впечатлений у супругов наступает насыщение друг
другом. Это состояние называют голодом чувств, когда наступает «сытость» от
старых впечатлений и «голод» по новым (Ю. Рюриков).
Четвёртый период конфликтности отношений супругов наступает после
18—24 лет совместной жизни. Его возникновение часто совпадает с
приближением периода инволюции, возникновением чувства одиночества,
связанного с уходом детей, усиливающейся эмоциональной зависимостью жены,
ее переживаниями по поводу возможного стремления мужа сексуально проявить
себя на стороне, «пока не поздно» (С. Кратохвил).
Значительное влияние на вероятность возникновения супружеских
конфликтов оказывают внешние факторы: ухудшение материального положения
многих семей; чрезмерная занятость одного из супругов (или обоих) на
работе; невозможность нормального трудоустройства одного из супругов;
длительное отсутствие своего жилья; отсутствие возможности устроить детей в
детское учреждение и др.
Перечень факторов конфликтности семьи был бы неполным, если не назвать
макрофакторы, т. е. изменения, происходящие в современном обществе, а
именно: рост социального отчуждения; ориентация на культ потребления;
девальвация моральных ценностей, в том числе традиционных норм сексуального
поведения; изменение традиционного положения женщины в семье
(противоположными полюсами этого изменения являются полная экономическая
самостоятельность женщины и синдром домохозяйки); кризисное состояние
экономики, финансов, социальной сферы государства.
Исследования психологов показывают, что в 80—85% семей есть конфликты.
Оставшиеся 15—20% фиксируют наличие «ссор» по различным поводам (В.
Поликарпов, И, Залыгина). В зависимости от частоты, глубины и остроты
конфликтов выделяют кризисные, конфликтные, проблемные и невротические
семьи (В. Торохтий).
Кризисная семья. Противостояние интересов и потребностей супругов
носит острый характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи.
Супруги занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к
другу, не соглашаясь ни на какие уступки. К кризисным брачным союзам можно
отнести все те, которые или распадаются, или находятся на грани распада.
Конфликтная семья. Между супругами имеются постоянные сферы, где их
интересы сталкиваются, порождая сильные и продолжительные отрицательные
эмоциональные состояния. Однако брак может сохраняться благодаря другим
факторам, а также уступкам и компромиссным решениям конфликтов.
Проблемная семья. Для нее характерно длительное существование
трудностей, способных нанести ощутимый удар стабильности брака. Например,
отсутствие жилья, продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие
средств на содержание семьи, осуждение на длительный срок за преступление и
ряд других проблем. В таких семьях вероятно обострение взаимоотношений,
появление психических расстройств у одного или обоих супругов.
Невротическая семья. Здесь основную роль играют не наследственные
нарушения в психике супругов, а накопление воздействия психологических
трудностей, с которыми встречается семья на своем жизненном пути. У
супругов отмечается повышенная тревожность, расстройство сна, эмоции по
любому поводу, повышенная агрессивность и т.д.
Конфликтное поведение супругов может проявляться в скрытой и открытой
формах. Показателями скрытого конфликта являются: демонстративное
молчание; резкий жест или взгляд, говорящий о несогласии; бойкот
взаимодействия в какой-то сфере семейной жизни; подчеркнутая холодность в
отношениях. Открытый конфликт проявляется чаще через открытый разговор в
подчеркнуто корректной форме; взаимные словесные оскорбления;
демонстративные действия (хлопанье дверью, битье посуды, стучание кулаком
по столу), оскорбление физическими действиями и др.

1.1 Психотравмирующие последствия
Конфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для
супругов, их детей, родителей, в результате чего они приобретают ряд
отрицательных свойств личности. В конфликтной семье закрепляется
отрицательный опыт общения, теряется вера в возможность существования
дружеских и нежных взаимоотношений между людьми, накапливаются
отрицательные эмоции, появляются психотравмы. Психотравмы чаще проявляются
в виде переживаний, которые в силу выраженности, длительности или
повторяемости сильно воздействуют на личность. Выделяют такие
психотравмирующие переживания, как состояние полной семейной
неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение и
состояние вины.
Состояние полной семейной неудовлетворенности возникает в результате
конфликтных ситуаций, в которых проявляется заметное расхождение между
ожиданиями индивида по отношению к семье и ее действительной жизнью.
Выражается в скуке, бесцветности жизни, отсутствии радости, ностальгических
воспоминаниях о времени до брака, жалобах окружающим на трудности семейной
жизни. Накапливаясь от конфликта к конфликту, такая неудовлетворенность
выражается в эмоциональных взрывах и истериках.
Семейная тревога чаще проявляется после крупного семейного конфликта.
Признаками тревоги являются сомнения, страхи, опасения, касающиеся прежде
всего действий других членов семьи.
Нервно-психическое напряжение — одно из основных психотравмирующих
переживаний. Оно возникает в результате:
• создания для супруга ситуаций постоянного психологического давления,
трудного или даже безвыходного положения;
• создания для супруга препятствий для проявления важных для него чувств,
удовлетворения потребностей;
• создания ситуации постоянного внутреннего конфликта у супруга.
Проявляется в раздражительности, плохом настроении, нарушениях сна,
приступах ярости.
Состояние вины зависит от личностных особенностей супруга. Человек
чувствует себя помехой для окружающих, виновником любого конфликта, ссор и
неудач, склонен воспринимать отношения других членов семьи к себе как
обвиняющие, укоряющие, несмотря на то, что в действительности они такими не
являются.

1.2 Предупреждение супружеских конфликтов
Разработано много рекомендаций по нормализации супружеских
взаимоотношений, предупреждению перерастания спорных ситуаций в конфликты
(В. Владин, Д. Капустин, И. Дорно, А. Егидес, В. Левкович, Ю. Рюриков).
Большинство из них сводится к следующему:
Уважай себя, а тем более другого. Помни, что он (она) самый близкий
для тебя человек, отец (мать) твоих детей. Старайся не копить ошибки,
обиды и «грехи», а сразу реагируй на них. Это исключит накопление
отрицательных эмоций.
Исключи сексуальные упреки, так как они не забываются.
Не делайте замечаний друг другу в присутствии других (детей, знакомых,
гостей и т.д.).
Не преувеличивай собственные способности и достоинства, не считай себя
всегда и во всем правым. Больше доверяй и ревность своди к минимуму. Будь
внимательным, умей слушать и слышать супруга. Не опускайся, заботься о
своей физической привлекательности, работай над своими недостатками.
Никогда не обобщай даже явные недостатки супруга, веди разговор только о
конкретном поведении в конкретной ситуации.
Относись к увлечениям супруга с интересом и уважением. В семейной жизни
иногда лучше не знать правду, чем во что бы то ни стало пытаться
установить истину. Старайтесь находить время для того, чтобы хотя бы
иногда отдохнуть друг от друга. Это поможет снять эмоционально-
психологическую перенасыщенность общением.

1.3 Разрешение конфликтов между супругами
Конструктивность разрешения супружеских конфликтов, как никаких
других, зависит в первую очередь от умения супругов понимать, прощать и
уступать.
Одно из условий завершения конфликта любящих супругов — не добиваться
победы. Победу за счет поражения любимого человека трудно назвать
достижением. Важно уважать другого, какая бы вина ни лежала на нем. Нужно
быть способным честно спросить у самого себя (и главное, честно ответить
себе), что же тебя на самом деле волнует. При аргументации своей позиции
стараться не проявлять неуместный максимализм и категоричность. Лучше самим
придти к взаимопониманию и не втягивать в свои конфликты других —
родителей, детей, друзей, соседей и знакомых. Только от самих супругов
зависит благополучие семьи.
Отдельно стоит остановиться на таком радикальном способе разрешения
супружеских конфликтов, как развод . По мнению психологов, ему предшествует
процесс, состоящий из трех стадий: а) эмоциональный развод, выражающийся в
отчуждении, безразличии супругов друг к другу, утрате доверия и любви; б)
физический развод, приводящий к раздельному проживанию; в) юридический
развод, требующий правового оформления прекращения брака.
Многим развод приносит избавление от враждебности, неприязни, обмана и
того, что омрачало жизнь. Конечно, он имеет и негативные последствия. Они
различны для разводящихся, детей и общества. Наиболее уязвима при разводе
женщина, у которой обычно остаются дети. Она больше, чем мужчина,
подвержена нервно-психическим расстройствам.
Негативные последствия развода для детей гораздо значительнее по
сравнению с последствиями для супругов. Ребенок теряет одного (подчас
любимого) родителя, ибо во многих случаях матери препятствуют отцам
встречаться с детьми. Ребенок часто испытывает давление сверстников по
поводу отсутствия у него одного из родителей, что сказывается на его нервно-
психическом состоянии. Развод ведет к тому, что общество получает неполную
семью, увеличивается число подростков с отклоняющимся поведением, растет
преступность. Это создает для общества дополнительные трудности.

2. Конфликты во взаимодействии родителей и детей

Данная разновидность конфликтов — одна из самых распространенных в
повседневной жизни. Однако она в определенной степени обойдена вниманием
специалистов — психологов и педагогов. Мы не рассматриваем проблему
конфликта поколений, которая намного шире и активно разрабатывается
социологами. Из более чем 700 психолого-педагогических работ по проблеме
конфликта вряд ли наберется с десяток-другой публикаций, в центре которых
стояла бы проблема конфликтов между родителями и детьми. Она, как правило,
изучается в контексте более обширных исследований; семейных отношений (В.
Шуман), возрастных кризисов (И. Кон), влияния супружеских конфликтов на
развитие детей (А. Ушатиков, А. Спиваковская) и др. Однако невозможно найти
такую семью, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми. Даже
в благополучных семьях в более чем 30% случаев отмечаются конфликтные
взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями (И.
Горьковая).
Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? Кроме общих
причин, продуцирующих конфликтность взаимоотношений людей, которые
рассмотрены выше, выделяют психологические факторы конфликтов во
взаимодействии родителей и детей.
1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный
типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное
равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена
семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать
противоречия.
Дисгармония семьи — это негативный характер супружеских отношений,
выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень
психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию,
приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства
постоянного беспокойства у детей.
2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты
деструктивных типов воспитания:
• разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
• противоречивость, непоследовательность, неадекватность;
• опека и запреты во многих сферах жизни детей;
• повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений,
3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной
конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от
одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети
становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в
конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает
отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до
упрямства. Выделяют следующие возрастные кризисы детей:
• кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);
• кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);

• кризис б—7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);
• кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому
возрасту — 12—14 лет);
• подростковый кризис 15-17 лет (Д. Эльконин).
4. Личностный фактор. Среду личностных особенностей родителей,
способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ
мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам
(употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность
убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как
низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций
родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм,
самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты
могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.
Выделяют следующий типы отношений родителей и детей:
• оптимальный тип отношений родителей и детей;
• потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а
дети делятся с ними своими мыслями;
• скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними
(возникает обоюдное недовольство);
• скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в
заботы, интересы и занятия детей;
• поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при
этом скорее правы родители;
• поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при
этом скорее правы дети;
• родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания
делиться с ними (противоречия не замечались родителями и переросли в
конфликты, взаимное отчуждение— С. Годник).
Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового
возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с
родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная
смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и
сверхожидания); конфликт неуважения прав на самостоятельность
(тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторитета
(стремление добиться своего в конфликте любой ценой).
Обычно ребёнок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает
такими реакциями (стратегиями), как:
• реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);
• реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);
• реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с
родителями, сокрытие информации и действий). Исходя из этого основными
направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть
следующие:
1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать
возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.
2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы,
определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные
увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.
3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного
процесса.
4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям. По мнению
психологов (Д. Лешли, А. Рояк, Т. Юферова, С. Якобсон), конструктивному
поведению родителей в конфликтах с маленькими детьми может способствовать
следующее:
o всегда помнить об индивидуальности ребенка;
o учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;
o стараться понять требования маленького ребенка;
o помнить, что для перемен нужно время;
o противоречия воспринимать как факторы нормального развития;
o проявлять постоянство по отношению к ребенку;
o чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;
o одобрять разные варианты конструктивного поведения;
o совместно искать выход путем перемены в ситуации;
o уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»;
o ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их
справедливость и необходимость;
o дать ребенку возможности прочувствовать неизбежность негативных
последствий его проступков; логически разъяснять
возможности негативных последствий;
o расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;
o использовать положительный пример других детей и родителей;
o учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.

3. Психологическое консультирование конфликтных семей

Сущность психологического консультирования конфликтных семей
заключается в выработке рекомендаций по изменению негативных
психологических факторов, затрудняющих жизнь семьи и вызывающих конфликты,
особенно при переходе семьи из одной стадии развития в другую.

Основные задачи психологического консультирования:
индивидуальные и групповые консультации лиц, обратившихся к специалисту с
целью решения сложных проблем, приобретения психологических знаний или
разрешения конфликтов;
выявление конфликтных семей и проведение с ними консультаций;
оказание помощи супругам в выявлении их ошибок и выборе правильного
поведения в трудных ситуациях семейной жизни;
обучение методам саморегуляции психического состояния.

Семейное консультирование рассматривается как одна из форм супружеской
терапии, поскольку речь идет о более простых, поверхностных и
кратковременных психотерапевтических воздействиях, в основном в конфликтных
и кризисных ситуациях. Консультации позволяют найти выход из конкретных
конфликтных ситуаций, при этом применяются прежде всего такие методы, как
экспликация, поощрение, индивидуальные рекомендации и советы (С.
Кратохвил).
Психологическое консультирование сопряжено с определенными
трудностями.
1. Проблема времени. Психолог должен за короткий срок определить причины,
мотивы, условия конфликта, показать супругам возможности восстановления их
отношений;
2. Различная степень конфликтности семейной жизни у супругов.
Значительная часть обращающихся за психологической помощью — это молодые
люди недавно поженившиеся. Для них коррекция психологической
несовместимости эффективна. Однако нередко психолог имеет дело с семьями,
которые неизбежно эволюционируют к разводу. Эффективность их
психологического консультирования незначительна.
Еще одна группа консультируемых — люди с противоречивой системой
мотивов, как препятствующих, так и содействующих сохранению супружеских
отношений. Первая группа мотивов обусловливает сохранение конфликтов,
вплоть до готовности идти на развод, в то время как мотивы, содействующие
сохранению семьи, делают возможным психологическую коррекцию супружеских
отношений.
3. Повышенная агрессивность консультируемого по отношению к супругу и
консультанту. Особенность конфликтных семей, находящихся на стадии развода,
— упрощенная мотивировка такого решения. Это затрудняет полную диагностику
супружеских отношений. Важно заинтересовать консультируемых в более
глубоком раскрытии их семейных и личных, проблем, а также трансформировать
ситуацию, где психолог проводит экспертизу взаимоотношений супругов, в
ситуацию, когда сами они с помощью психолога переосмысливают мотивы
конфликта.
4. Наличие неосознаваемых компонентов конфликтного поведения супругов
значительно усложняет положение консультируемых и работу психолога-
консультанта (В. Смехов).

3.1 Этапы психологического консультирования
Определение необходимости консультирования и прогноз эффекта
воздействия на семью — это начальная диагностическая стадия коррекции
супружеских отношений. Диагностическая стадия может включать структурный,
описательный, динамический» генетический и прогностический уровни . Для
диагностики супружеского конфликта рекомендуется использовать методику
анализа конфликтной ситуации — МАКС (В. Смехов). Она представляет собой
свободное описание конфликта в виде ответов на вопросы, которые объединены
в одиннадцать рефлексивных планов. Важно представить внутреннюю картину
конфликтного события хотя бы одного из его участников. Эффективное
использование методики возможно после установления психотерапевтического
контакта.
Вторым этапом консультирования конфликтных семей является
восстановление супружеских отношений. Успешность перехода к нему зависит от
снижения психической напряженности консультируемого. Иногда в супружеском
конфликте сложившиеся отношения воспринимаются как неизбежные, из-за чего
появляются чувства беспокойства, безысходности, жалости к себе. Важно
стремиться изменить пессимистичное отношение супругов к ситуации.
При нормализации супружеских отношений важно:
не допустить нового обострения конфликта в присутствии психолога
(обвинений, оскорблений, грубости);
не стать на сторону одного из супругов, так как нередки попытки включить
консультанта в качестве «союзник

Новинки рефератов ::

Реферат: Борьба Кубинского народа против режима Батисты и победа революции 1 января 1959 года (История)


Реферат: Анализ качества продукции на конкурентоспособность предприятия (Предпринимательство)


Реферат: Кроссворд по культурологии (Философия)


Реферат: Історія розвитку інформаційних технологій (Информатика)


Реферат: Бухгалтерский учет резерва незаработанной премии (Бухгалтерский учет)


Реферат: Антропогенез: эволюционная теория происхождения человека (Биология)


Реферат: Развитие элементарных математических представлений у детей 4-5 лет в свете современных рекомендаций (Педагогика)


Реферат: Кубинская революция (История)


Реферат: История развития социальной работы в России (Социология)


Реферат: Договор коммерческого найма (Право)


Реферат: Базовые виды спорта (Спорт)


Реферат: Архимед (Физика)


Реферат: Понятие государства и права (Государство и право)


Реферат: Сезанн (Искусство и культура)


Реферат: Система автоматической стабилизации пневмоколесной платформы для транспортировки крупногабаритных грузов (Радиоэлектроника)


Реферат: Утесов и Райкин - жизнь и творчество (Искусство и культура)


Реферат: Ранний Донателло (Искусство и культура)


Реферат: Виды налогов за рубежом (Право)


Реферат: Административная ответственность за экологические правонарушения (Экологическое право)


Реферат: Билеты по геометрии (11 класс) (Математика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист