GeoSELECT.ru



Менеджмент / Реферат: Информационная служба фирмы (Менеджмент)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Информационная служба фирмы (Менеджмент)


Содержание:

Введение…………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Информационные службы на предприятиях………………..стр.4
1.1. История создания информационных служб на предприятиях….стр.4
1.2. Информационная служба в фирме. Современное состояние…...стр.7
Глава 2. Принципы работы информационной службы……………….стр.13
1. Функции и задачи информационной службы .………………...стр.13
2. Структура информационной службы…………………………..стр.16
Глава 3. Методы работы информационной службы…………………. стр.21
3.1. Информационное обеспечение……………………………………стр.21
3.2. Обработка документов…………………………………………….стр.31
3.3. Экономическая разведка…………………………………………...стр.39
3.4. Конфиденциальность и защита коммерческой информации……стр.48
3.5. Источники информации………………………………………….стр.54
Заключение………………………………………………………………стр.62
Список использованной литературы…………………………………стр.64
Приложения……………………………………………………………...стр.70



Введение
Тема: Информационная служба фирмы.
Актуальность: Эффективное развитие рыночных отношений тесно взаимосвязано
с организацией информационных служб на предприятиях, т.к. успешная
деятельность предприятия невозможна без информационного обеспечения.
Информация позволяет ориентироваться в общей обстановке, уменьшить
финансовый риск, следить за внешней средой, рынком, оценивать свою
деятельность, вырабатывать и корректировать стратегию предприятия.
Новизна: Существует много работ, посвященных теме: Информационное
обеспечение коммерческой деятельности. Следует выделить специалистов,
работающих в данной области. Это Бакланов М., Яновский А.М., Шкардун В.Д.,
Новикова О.А. и другие. Но конкретно по деятельности информационных служб
фирмы информация рассеяна по различным источникам.
Цель: Комплексирование информации об организации и методах работы
информационной службы в фирме.
Задачи:
1) Проанализировать литературу по теме
2) рассмотреть историю создания информационных служб на предприятиях
3) рассмотреть принципы, функции и задачи работы информационной службы
4) рассмотреть методы работы информационной службы.
Объект: Информационная служба на предприятиях
Предмет: Функции, задачи и методы работы информационной служб
Методы исследования: анализ специальной литературы.
База исследования: фонды РНБ, Публичной библиотеки имени Маяковского.
I. Информационные службы на предприятиях

1.1. История создания информационных служб на предприятиях

В СССР задачи обеспечения научной и технической информацией решались в
рамках созданной в период 1952-1985 годов Государственной системы научной и
технической информации (ГСНТИ), которая условно разделялась на систему
открытой гражданской информации и систему информации в оборонных отраслях.
В связи с распадом Советского Союза ГСНТИ, отражающая характерные для
прежнего строя ведомственные структуры управления экономикой, тоже
распалась. В рамках ГСНТИ была создана сеть информационных органов, имеющих
статус всесоюзных, отраслевых, территориальных, республиканских и низовых
на предприятиях (14).
В советское время активно создавались на крупных предприятиях
специальные библиотеки или информационные отделы. Они вели многогранную
справочно-информационную работу. Информационное обслуживание специалистов
осуществлялось на базе укомплектованного книжного фонда. Фонд включал
справочный аппарат, состоящий из системы каталогов и картотек. В своей
работе информационные службы и технические библиотеки использовали
традиционные методы информационного обслуживания. Это обслуживание в
системе МБА, режиме «запрос-ответ», в системе ИРИ (избирательное
распределение информации) и ДОР, проведение «Дней информации» и «Дней
специалиста» (11).
ИРИ включает в себя следующие обязательные элементы: адресную
(алфавитную) картотеку абонентов, предметную картотеку информационных
запросов, картотеку источников информации, картотеку карт обратной связи,
картотеку заказов МБА для удовлетворения абонентов ИРИ запрашиваемыми
документами. Преимущество ИРИ – наличие обратной связи. Обеспечение
специалистов в режиме ИРИ способствует внедрению на предприятиях новых
методов труда, передовой техники и прогрессивных технологий. До доведения
информации до цехов были организованы Доски информации, на которых
вывешивался список новых поступлений.
Специальные библиотеки при заводах изучали информационные потребности
специалистов по следующим группам:
1) руководящий состав завода
2) рядовой состав ИТР
3) рабочие массовых профессий
На основании собранных анкет и выявленных в беседе запросов составляется на
год тематика информационного обеспечения ведущих специалистов завода.
Основными источниками для обеспечения информационных потребностей
специалистов являлись – журналы, издания отраслевых информационных
институтов, книги, библиографические пособия.
Большое значение придавалось выставкам, посвященным различным
социалистическим соревнованиям. Для выставок библиотеки подбирали
литературу, посвященным лучшим людям завода, новаторам, передовикам. На
выставках широко представлялись и сами книги в помощь соревнованию, и
определенные номера газет и журналов, папки с подобранными по тем или иным
проблемам соревнования вырезками из периодических изданий.
Для рабочих проводились Дни информации, где много уделялось вопросам
системы подготовки и повышения квалификации рабочих кадров.
Основные направления работы библиотек в советское время:
- пропаганда внутренней и внешней политики КПСС
- целенаправленная помощь в решении социально-экономических и научно-
технических задач, стоящих перед производственными коллективами
- пропаганда достижений в области науки, техники, прогрессивной
технологии, содействие внедрению передового производственного опыта
трудовых починов, развитию технического творчества
- содействие системе профессиональной подготовки и повышению
профессионального уровня кадров
- популяризация научно-технических знаний.
Библиотеки работали в тесном содружестве с профсоюзными комитетами (10,
27,29).

Т.о., в советское время информационным обеспечением специалистов
занимались специализированные библиотеки и информационные центры на
предприятиях. Можно сказать, что информационная инфраструктура была
хорошо развита (правда, только в отношении НТИ), однако, в последние
годы он был в значительной степени утерян, так как в условиях
экономического кризиса отделы информации и научно-технические библиотеки
государственных предприятий и учреждений стали первыми кандидатами для
ликвидации. Вместе с тем, в последние годы такие службы стали вновь
создаваться в рамках коммерческих структур, и некоторые банки и
финансовые компании в настоящее время уже имеют весьма мощные собственные
информационные службы. Вновь была осознана важность высококачественного
информационного обеспечения для успеха во всех сферах деятельности, и во
многих западных компаниях появилась должность «управляющий знаниями», он
должен выполнять те же работы, что в 60-70-х годах предполагались для
советских информационных работников отделов НТИ на предприятиях и
организациях. Это говорит о том, что в советское время информационные
отделы всегда обеспечивали высокое качество услуг и несли за это
ответственность за счет тщательного отбора, оценки, редактирования
информации.



1.2. Информационная служба в фирме. Современное состояние.

За последние несколько лет информационно-аналитическая
деятельность в российских государственных и коммерческих учреждениях
получила существенное развитие. Это объясняется рядом причин. Переход к
рыночной экономике возможен только при условии возрождения
предпринимательства. В немалой степени успех любого дела зависит от того
объема информации, которым владеет лицо, принимающее решение. Генри Форд
говорил: «Основа успеха в бизнесе – своевременно полученная, правильно
понятая и умело использованная информация». Важно не просто получить
информацию, но и иметь ее в таком виде, который бы обеспечивал ее
однозначную интерпретацию и был нагляден для восприятия. На первый
взгляд, информации в окружающем мире настолько много, что, кажется,
недостатка в ней не испытывает никто. Однако нынешнее состояние экономики
в значительной степени связано с острой информационной недостаточностью.
Для принятия адекватных ситуации решений на всех уровнях управления нужна
оперативная, доступная и качественная информация. Информация должна
поступать к руководителю в тщательно обработанном и подготовленном для
анализа виде. Таким образом, возникает задача установки некоего
«информационного фильтра» на нескольких ветвях информационной
«магистрали». Частично данная задача решается за счет наличия в фирме
референта. Частичность решения заключается в том, что один референт может
просмотреть только часть из поступающего потока информации и выделить из
него наиболее важные моменты, другая же часть информационного потока
остается невостребованной. О каком-либо оперативном получении
дополнительных сведений, разнообразном анализе, планировании и
прогнозировании здесь не может быть и речи. Кроме этого референт
ориентирован только на высшее руководство, и при этом совершенно не
учитывается заинтересованность рядового сотрудника в оперативном
получении необходимой ему информации. В качестве «улучшенных фильтров»
выступает информационная служба.
Сегодня все крупные и процветающие коммерческие структуры развитых
государств имеют в своем штате подразделения, которые занимаются
информационной деятельностью. В одних фирмах - это информационно-
аналитический отдел, в других - отдел маркетинга, на который
руководство фирмы наряду с другими возлагает и информационно -
аналитические задачи, в третьих – отдел коммерческой разведки. Часто все
зависит от степени понимания руководством фирмы степени важности
информационно - аналитической работы для безопасности всех сторон
деятельности любой коммерческой структуры (18).
Вся поступающая в информационную службу информация может
рассматриваться как маркетинговая, поскольку она отбирается в интересах
предприятия. Задача информационной службы – квалифицированно обработать
ее и распределить по потребителям, то есть обслужить внутренний рынок
информационной продукции и услуг на предприятии. При этом происходит
специфический переход информационной службы из состояния участника
маркетинга продукции предприятия, его информационных аспектов, в
производителя информации, осуществляющего маркетинг информационной
продукции и услуг.
Основная цель – это обеспечение оперативного получения руководителем
и другими службами максимального объема качественной и конкретной
информации, необходимой им для принятия более обоснованных и взвешенных
решений, адекватного реагирования на происходящие события, а также
получения своевременных рекомендаций и предложений. Наличие качественной
информации у руководства помогает не только при принятии каких-либо
решений, но может сыграть в его пользу при проведении переговоров или
дискуссий (9).
В качестве основных аспектов информационной деятельности и новых
задач информационной службы предприятия могут быть представлены:
- проведение исследований рынка сбыта продукции предприятия или участие
в такой работе
- проведение и организация рекламной кампании
- проведение маркетинга информационной продукции и услуг на предприятии
в интересах маркетинга его продукции.
Как и в маркетинге любых товаров, важным является повышение качества
информационной продукции и услуг и снижение издержек информационного
производства, предоставление специалистам предприятия возможности
выгодного сотрудничества с информационной службой, предпочтительного по
сравнению с другими каналами коммуникации.
Поэтому маркетинг информационной продукции и услуг на предприятии
должен преследовать, как минимум, две цели:
1) реализация задач маркетинга продукции предприятия в части его
информационных аспектов
2) обеспечение эффективной деятельности информационной службы предприятия
в условиях рыночной экономики.
Для достижения первой цели необходимо:
- создать и вести информационную базу, включающую информацию о сильных и
слабых сторонах своего предприятия и его продукции, а также сведения о
конкурентах
- обеспечить поступление на предприятие необходимой научно-технической и
конъюктурно-экономической информации
- обеспечить переработку и распределение этой информации «по
принадлежности» между подразделениями предприятия
- создать коммуникации для свободной циркуляции идей всех участников
маркетинга до потребителя с целью координации усилий в создании
продукции, удовлетворяющей потребности данного сегмента рынка.
Для достижения второй цели необходимо провести:
- определение возможностей информационной службы и номенклатуры
выполняемых работ и услуг
- исследование и сегментацию рынка информационной продукции и услуг на
предприятии
- рекламу информационных работ и услуг, мероприятия по стимулированию
сбыта
- мероприятия по уменьшению издержек информационного производства
- оценку эффективности мероприятий маркетинга информационной продукции и
услуг на предприятии с последующей корректировкой плана маркетинга.
Весьма важно, чтобы наряду с количественными оценками в информации
содержались также качественные характеристики. Особенно ценны сведения
прогнозного характера, дающие представление о намечающихся структурных
изменениях и новых тенденциях и имеющие принципиальное значение для
выработки стратегий маркетинга.
Участие информационной службы в маркетинговых исследованиях может
осуществляться посредством решения двух равнозначных задач:
- создания и ведения фактографических баз данных, содержащих
количественную информацию (списки поставщиков, данные о фирмах,
продукции и т.д.)
- проведение на этой базе обзорно-аналитической деятельности,
результатом которой является получение прогнозных оценок состояния
рынка продукции предприятия.
Решение данных задач возможно на основе создания автоматизированных
банков данных в рамках информационной службы предприятия.
Эффективность стратегии маркетинга, реализация его целей зависят от
качества информации, на основе которой эта стратегия развивается. Поэтому
основной задачей участия информационной службы в маркетинге продукции
предприятия является создание и поддержание системы информации,
обеспечивающее оперативное поступление достоверных сведений, необходимых
для успешной маркетинговой деятельности предприятия. Эта информация
должна освещать спрос на определенные товары и услуги, содержать
характеристики возможных конкурентов, а также внешних условий, в которых
протекает маркетинговая деятельность предприятия (инфраструктура, уровень
развития, правовые и экономические требования и т.д.) (12).

Т.О., целесообразно рекомендовать хозяйствующим объектам иметь в своей
структуре специальное подразделение, ответственное за подготовку условий
успешного развития предприятия – информационную службу. Предприятие,
стремящееся к успешному выходу на рынок, закреплению на нем, усилению
конкурентных позиций, а в перспективе – к лидерству, должно в первую
очередь обладать как можно более полной информацией о состоянии и
динамике внешней среды – о конъюнктуре, объеме и структуре рынков, а
также о состоянии внутрифирменной среды – о производственных и
интеллектуальных возможностях реализации практических и стратегических
задач.



II. Принципы работы информационной службы:

2.1. Функции и задачи информационной службы

В условиях рыночной экономики существует взаимосвязь между службой
информации и службой маркетинга, которая в состоянии взять на себя всю
маркетинговую работу, включая планирование. Если предприятие маленькое,
то все маркетинговые обязанности могут быть возложены на одного
человека. Если предприятие крупное, необходимо создать новое
подразделение, структура которого должна быть ориентирована на выполнение
трех основных функций:
- сбор информации, анализ и прогнозирование
- формирование производственной программы
- осуществление рекламы и маркетинга.
Это подразделение может называться службой маркетинга или информационно-
аналитическим отделом.
Информационно-аналитическая служба является основным центром, в котором
концентрируется, обрабатывается и анализируется самая разнообразная
внешняя информация. То же справедливо и по отношению к внутренней
информации, но с некоторыми оговорками. Большая часть внутренней
информации попадает в нее из других подразделений фирмы и в основном
представлена в уже обработанном (стандартные формы статической
отчетности), подготовленном для анализа виде. Таким образом, обозначаются
основные задачи, стоящие перед информационной службой:
1) сбор, обработка и анализ внешней информации
2) сбор, обработка и анализ внутренней информации
3) на основе проводимого анализа выработка соответствующих рекомендаций и
предложений
4) оперативное, полное наглядное предоставление результатов анализа,
соответствующих выводов и выработанных рекомендаций
5) долговременное хранение всей собранной информации для последующего ее
использования в работе
6) решение нестандартных задач анализа деятельности фирмы
Иногда бытует мнение, что ИС и экономическая служба дублируют друг
друга. Экономическая служба ориентирована, прежде всего, на
решение стандартных задач внутреннего учета. Одной из основных задач ИС
является сбор, обработка и анализ самой разнообразной внешней информации.
Экономической службой решаются задачи анализа и планирования текущей
деятельности фирмы и ее подразделений, а также стратегического
планирования. Здесь находится первая точка пересечения интересов ИС и
экономической службы. ИС не решает стандартных задач учета – она является
пользователем информации, полученной в результате решения данных задач
другими подразделениями (экономической службой). И, наоборот, другие
подразделения, в частности экономическая служба, являются пользователями
информации, предоставленной ИС. Здесь вторая точка пересечения интересов.
Деятельность экономической службы строго ориентирована на руководство фирмы
и контролирующие инстанции. Деятельность ИС ориентирована как на
руководство, так и на рядового сотрудника. Данные службы не дублируют, они
взаимодополняют друг друга.
Исходя из задач, стоящих перед службой, можно обозначить ее
функциональную структуру, обеспечивающую наиболее эффективное ее
функционирование. Функционально ИС подразделяется на 3 направления –
аналитическое, информационное и техническое. Аналитическое и информационное
направления являются основными. Основные задачи аналитического – это пункты
1,2,3 и 6 из выше перечисленного списка. Аналитическое подразделение
разделяется на две составляющие. Одна из них ориентирована на решение
стратегических задач (выявление тенденций, прогнозирование, стратегическое
планирование), вторая – мониторинг текущих событий и решение тактических
задач. Основными задачами информационного направления являются 4 и 5, а
также часть от задач 1 и 2 – сбор и обработка информации. Техническое
подразделение является вспомогательным. Оно занимается решением технических
вопросов, связанных с пунктами 4 и 5, и оказывает соответствующую помощь
при решении задач 1,2,3 и 6 (18).
Систематизируем и обобщим основные проблемы и трудности, характерные
для деятельности информационной службы:
- информационные отдел получает большие объемы информации из самых
различных источников. Это приводит к невозможности одному человеку
качественно обработать материал
- как правило, основная масса информации представлена на бумажных
носителях и имеет самую разнообразную форму представления. Это
существенно затрудняет и замедляет ее предварительную обработку
- на этапе обработки и преобразования данных в электронный вид возникает
вероятность появления ошибок и ввода неправильной информации, что
иногда может привести к искажению ситуации и выработки неверных
рекомендаций
- основная масса информации поступает на бумажных носителях. С течением
времени скапливаются большие объемы разнообразных печатных изданий, а
также ксерокопий. Когда возникает потребность в каких-либо материалах,
их поиск занимает слишком много времени
- отдельно следует выделить проблему представления информации.
Информация, которая предлагается конечному пользователю, должна быть
лаконичной, конкретной, легко читаемой.
Предлагаются следующие шаги для их решения:
1) разграничение обязанностей между специалистами службы
2) внедрение современных компьютерных и информационных технологий работы
с информацией.
Это не что иное, как информационная система. Создание ИС призвано решить
следующий спектр задач:
- создание единого информационного пространства фирмы
- повышение эффективности деятельности информационной службы
- обеспечение оперативного доступа любого сотрудника со своего рабочего
места к необходимой ему в данный момент информации
- повысить уровень профессиональной подготовки каждого сотрудника фирмы.
Информационным наполнением ИС служит самая разнообразная внешняя и
внутренняя информация (18).


2.2. Структура службы информации


Руководителю, заинтересованному в развитии предприятия и завоевании
новых рынков сбыта своей продукции с минимальным риском потерь, задавшемуся
целью создать полноценную службу информации, необходимо ясно представить
себе цели, которые следует поставить перед этой службой, и структуру,
которая позволит их реализовать. Лишь грамотно организованная, хорошо
оснащенная, с квалифицированным персоналом служба сможет решить весь
комплекс задач. Только для такой службы целесообразно разрабатывать и
применять критерии эффективности при оценке ее функционирования. Успешная
деятельность службы информации предприятия возможна при условии ее опоры и
ориентации на реальные интеллектуальные, научные, технические и
производственные возможности предприятия, его финансовый потенциал и
реальные перспективы развития (48).
Данная модель информационно-аналитической службы предприятия может
быть полезной, в первую очередь, для крупных предприятий рыночной
ориентации, имеющих обширную номенклатуру выполняемых работ (Приложение
№1).
Рассмотрим функции каждой группы.
Группа маркетинга:
- мониторинг динамики рынка и конъюнктуры
- формирование модели потребительских ожиданий
- формирование «идеальной» модели продукции
- все о фирмах конкурентах и товарах-аналогах
- разработка бизнес-планов
- реклама
- предложения по совершенствованию продукции и ее ассортимента
- динамика объемов производства и организация системы товародвижения
- предложения по сервисному обеспечению пользователей.
Патентно-правовая группа:
- патентно-правовая защита промышленной и интеллектуальной собственности
- рекомендации по организации конкурентной борьбы на рынках продукции
(услуг) предприятия
- рекомендации по безопасному вывозу новой продукции на рынок.
Группа сбора и обработки информации:
- поиск, обработка, систематизация, классификация и первичное
преобразование (свертывание) информации
- формирование, ведение и совершенствование баз данных
- подготовка дифференцированной информации для руководителей и лиц,
принимающих решения.
Группа экспертов:
- поиск новых источников информации, потенциальных инвесторов
- отбор «нужной» информации (порог избыточности, достоверности)
- определение структуры и объема информации, необходимой и достаточной
для информационного обеспечения деятельности и развития предприятия
Группа анализа и синтеза информации:
- подготовка аналитической информации для обеспечения хозяйственной
деятельности предприятия
- подготовка информации о деятельности предприятия для передачи во
внешнюю среду.
Следует отметить, что в данной работе модель информационной службы
представлена в самом общем виде. В каждой конкретной области существует
своя специфика (49).
Сотрудники информационной службы должны обладать следующими
качествами:
- аналитическое, ассоциативное мышление
- способность идентифицировать и концептуализировать проблемы (темы,
запросы)
- умение анализировать исходные документальные массивы (информацию)
- обостренное чувство нового
- мобильность сознания, восприимчивость к инновациям
- целеустремленность и последовательность действий
- коммуникабельность
В круг профессиональных знаний сотрудников должны входить:
- теория и практика коммуникации, информатизации, библиотечно-
информационной деятельности
- менеджмент и маркетинг библиотечно-информационных ресурсов, услуг,
продукции
- экономика библиотечно-информационной деятельности
- теория конъюнктуры
- стандартизация библиотечно-информационной деятельности
- авторское право смежные права на интеллектуальную собственность
- хозяйственно-договорное (контрактное) право
- порядок лицензирования видов деятельности
- экспертные системы оценки потоков информации
- логическое моделирование
- справочно-информационное источниковедение (бизнес-информ-ресурсы)
- характеристики и свойства нетрадиционных носителей информации
- принципы подготовки и характерные особенности метаинформации
- основы реферирования документной информации
- информационные потребности малого и среднего бизнеса
- поведение потребителей информации
- методика социологических исследований
- теория факторного анализа
- технология автоматизированной обработки, организации (систематизации),
управления, поиска и передачи информации
- методика работы с компьютером и современными средствами связи,
копировально-множительной техникой
- свободное владение минимум одним межгосударственным языком (прежде
всего английским как интернациональным языком бизнеса, дополнительными
языками могут быть немецкий, французский и испанский).
Основные практические навыки:
- экспертиза информационных потоков
- целевой отбор документальных материалов
- разноаспектный поиск первичных источников и информационный поиск, в
том числе библиографический и фактографический поиск
- организация и контроль (сохранение) зафиксированной информации
- использование конкретных программно-методических продуктов
- динамичное чтение (скоротечное) текстовой информации
- многофакторный анализ:
библиографическое описание
реферирование
индексирование
организация и ведение баз данных
информационный мониторинг
- применение машиночитаемых носителей информации (кассеты, диски,
дискеты)
- владение микропроцессорной техникой (компьютерная грамотность),
прогрессивными средствами связи (электронная почта, телефакс,
видеотекст, сотовая телефонная связь и др.), копировально-
множительными аппаратами
- маркетинг и бизнес планирование, оценка эффективности информационной
деятельности
- деловое общение
- организационно-правовое оформление экономических отношений предприятия
с партнерами (юридическими и физическими лицами) (65).



III. Методы работы информационной службы:

3.1. Информационное обеспечение

Успешная деятельность предприятия в современных условиях невозможна
без информационного обеспечения по вопросам, относящимся как
непосредственно к деятельности предприятия, так и к общей экономической и
политической ситуации в стране. Под информационным обеспечением понимают:
1) Совокупность процессов по подготовке и доведению до потребителей
информации для решения управленческих, научно-технических задач в
соответствии с этапами их выполнения
2) Совокупность единой системы классификации и кодирования информации и
единой системы документации, используемых в автоматизированной ИПС;
совокупность методов и средств организации машинных массивов
информации
Информация позволяет ориентироваться в общей обстановке, уменьшить
финансовый риск, следить за внешней средой, рынком и изменениями рыночной
конъюнктуры, оценивать свою деятельность, вырабатывать и корректировать
стратегию предприятия.
Информация не только становится особым товаром во всех сферах деятельности,
но и приводит в движение иные ресурсы – материальные, денежные, кадровые.
Информационные ресурсы преодолевают ограниченность природных ресурсов,
приводят к колоссальной экономии живого труда, увеличивают совокупность
мощность материально-вещественных факторов производства.
Согласно Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите
информации» от 22 февраля 1995 года: «Информационные ресурсы – это
отдельные документы и массивы документов, которые могут являться составной
частью информационной системы, базы данных» (1).
Информационные ресурсы – множество профессионально-значимых источников
информации, необходимых для развития определенной сферы деятельности в
каждый конкретный период времени. Информация – основное условие
конкурентной способности организации (16).
Любое предприятие можно представить погруженным в поток информации,
поступающей от внешней среды, которое включает государство, общественные
организации, поставщиков, конкурентов, инфраструктуру рынка и т.п.
Информационные органы предприятия отфильтровывают из этого потока
информацию, необходимую для жизнедеятельности предприятия и преобразуют ее
в удобную для выработки управляющих решений форму.
Хотя приемников маркетинговой информации на предприятии может быть
множество (вплоть до отдельных сотрудников, получающих важную информацию в
служебных командировках, на конференциях и т.п.), центр ее обработки и
первичного анализа должен быть един, что исключит «разрывы» и дублирование
в информационных потоках. Логично представить таким центром службу
информации, являющейся главным «нервным узлом» информационной системы
предприятия (44).
Информационная служба должна обеспечивать информацией любую
возникающую ситуацию в условиях рыночной экономики и это достаточно сложно,
поскольку среда в каждой конкретной фирме всегда имеет различия, вполне
специфична и зависит от многих мотивов. Важнейшими являются пять признаков:
- организационно-правовая структура: государственные и муниципальные
предприятия (бюджетные), смешанные предприятия, частные фирмы и
кооперативы
- функциональная деятельность фирм: инновация, проектирование,
конструирование, технология, маркетинг, менеджмент, консультирование,
консалтинг и т.д.
- отраслевая направленность работы фирм: комплекс отраслей
(лесохимический, топливно-энергетический, машиностроительный комплекс
и т.д.), отрасли здравоохранения, культуры, сельского хозяйства и их
узкоотраслевые направления
- региональная направленность работы фирм: район Санкт-Петербурга, весь
город, весь Северо-Запад или другие области и республики России, СНГ,
зарубежные страны
- личностно-профессиональные особенности руководства и сотрудников фирм
(базовое образование, профиль, специализация, стаж и опыт работы,
уровень знания иностранных языков, компьютерной подготовки и т.д.).
Информационное обеспечение, представленное в виде процесса, предполагает
выполнение следующих операций:
- сбор данных
- обработка данных и формирование информационных банков пользователей
- хранение информации
- поиск информации
- преобразование информации
- передача информации
Исходной и главной операцией считается сбор данных. От качества выполнения
ее зависит соблюдение требование полноты, достоверности и оперативности,
предъявляемых не только к самим сведениям, но и в отношении всего процесса
информационного обеспечения.
Сбор данных происходит в форме приема сообщений, каждое из которых
представляет собой совокупность данных, содержащих какие-либо сведения,
предназначенные для передачи по каналу связи от источника к
пользователю информации. Технически эта операция совершается с помощью
специальных средств передачи (приема) данных – модемов, факсов, телефонов и
т.п.
Возникающий в ходе разнообразной предпринимательской деятельности
информационный дефицит (недостаток или нехватка информации, перебои с
информированием) предопределяет необходимость поиска информации, которая
была бы способна его удовлетворить. Иными словами, поиску информации всегда
предшествует появление информационного дефицита.
В наши дни, как и прежде, информационный дефицит необычайно
разнообразен, но наиболее частыми являются три разновидности
информационного дефицита:
- фактографический дефицит
- концептографический дефицит
- документальный дефицит.
Фактографический информационный дефицит предполагает нахождение и
предоставление специалисту реально существующего факта (сведения, события),
максимально соответствующего потребности. В настоящее время чаще других
требуются факты адресные, статистические, ценовые и отраслевые
(тематические), касающиеся в первую очередь профессиональной деятельности
предпринимателей.
Обычно считается, что найти адрес просто. Но на самом деле далеко не
всегда удается установить точный, достоверный адрес организации,
предприятия, объединения. Даже в пределах нашего города поиск не всегда
успешен по разным и подчас весьма неожиданным причинам. Например, фирма не
заинтересована в рекламе, нет необходимости сообщать свои адресные сведения
в силу желания изменить свой профиль деятельности или предполагается
поменять адресные сведения, закрыть фирму, открыть новую и т.д. И в такой
ситуации даже простейший информационный дефицит остается неудовлетворенным.
Другой пример – поиск статистических сведений может оказаться еще более
длительным, особенно если необходимы конкретные факты. Выполнить и тем
более оперативно такой поиск далеко не всегда удается, если и вообще
возможно. И не потому, что специалист не знает источников информирования
или профессионально безграмотен, а по вполне объективным причинам –
задержка выпуска статистических изданий и трудности доступа к компьютерной
информации или простое отсутствие конкретных статистических данных в
информационных сетях. Совсем нелегко найти объективные сведения о цене
продукта или услуги. Предприниматель многократно сталкивается с указанием
цен прежних, не соответствующих определенному периоду, региону, продукту, и
источники информации далеко не всегда удовлетворяют этот фактографический
информационный дефицит.
Для удовлетворения четвертого направления фактографического
информационного дефицита требуются весьма разнообразные источники
отраслевого (тематического) профиля: справочники и даже другие типы
первичных документов (монографии, практические пособия, имеющие в фирме
официальные документы).
Для удовлетворения этих видов фактографического информационного дефицита
могут быть использованы разные пути и варианты фактических сведений.
Опытный менеджер информационной фирмы должен выбрать самый правильный
вариант.
Получить ответ на возникший концептографический информационный дефицит
еще труднее, тем более что число источников информации, дающих ответ в виде
готовой концепции весьма ограниченно особенно после 1991 года, а сами
объекты концептографического дефицита являются всегда сложными. Нередко
подобный дефицит требует глубокого поиска источников, обеспечивающих
обобщенными сведениями концептуального и конъюнктурного характера, или
проведения собственных разработок.
Документальный информационный дефицит – третий возникающий в настоящее
время дефицит, для удовлетворения которого необходимы документ или комплекс
документов.
Необходим поиск и таких документов, которые по разным причинам далеко
не сразу публикуются или вообще сообщения о них отсутствуют. В первую
очередь это касается ведомственных, особенно внутренних документов. Поэтому
удовлетворение даже такого простейшего как документальный информационный
дефицит требует достаточного знания путей поиска, времени на их нахождение
и предоставление в реальном режиме.
Предпринимательская идея - понимание, предчувствие , смутное знание
предпринимателя о том, что он ощущает наметившиеся изменения в области
своего профессионального интереса необычайно важны в условиях рыночной
экономики. Для реализации идеи предприниматель собирает информацию и
анализирует ее исходя их информационного дефицита.
Можно назвать 4 группы изменений, которые по существу являются их
индикаторами в пределах фирм и даже отраслевых и региональных направоений
деятельности:
- неожиданные события;
- несоответствия, несовпадение с тем, что должно быть и что реально
происходит;
- насущная потребность, проявление негативных симптомов, которые могут
быть и должны быть устранены внутри предприятий;
- внешнее давление на фирмы вследствие внезапных изменений в отрасли
или регионе;
В сферах внешней деловой среды тоже проявляются и создаются условия
для новых возможных изменений. Таких ситуаций три:
- последствия демографических изменений;
- культурные изменения, вызывающие трансформации восприятий,
настроений и ценностей жизни;
- научно-информационные изменения, связанные с расширением границ и
результатов познания мира.
Усилия информационной службы должны быть направлены на обеспечение и
удовлетворение информационного дефицита.
Таким образом, цель информирования в фирме – полное и быстрое
удовлетворение информационного дефицита фирмы в целом и конкретной
предпринимательской идеи ( 17).
Специальным средством информационного обеспечения коммерческой
деятельности выступает технология электронного обмена деловой документацией
по стандарту ООН-ЭДИФАКТ. Он представляет собой набор принципов обмена
деловыми данными между различными участниками хозяйственных связей в сфере
коммерческой деятельности – производственными предприятиями, торгово-
посредническими организациями, банками, страховыми компаниями и т.д., -
принципов, выработанных на базе информационной логистики.
ЭДИФАКТ – это особый структурированный язык данных, связанных с
описанием фактически всех видов коммерческой деятельности. Технологию
ЭДИФАКТ можно сравнить с кубиком Рубика. Постоянная сцепка его составляющих
позволяет, не разрушая формы куба, создавать из одних и тех же элементов
при вращении в разных плоскостях все новые и новые зрительские (суть –
аналитические) комбинации. По этим же принципам формируется ЭДИФАКТ-
сообщение.
Язык позволяет с помощью элементов, стандартных информационных
сообщений составлять описание любого распространенного в коммерческой
практике документа, сформулировать его электронную версию и транслировать в
открытых телекоммуникационных сетях без опасения перехвата конфиденциальной
коммерческой информации. При этом, будучи, например, составленным на
русском языке, счет или накладная может быть успешно транслирован как для
российских получателей, так и для зарубежных партнеров на всех основных
европейских языках. В месте получения закодированного документа с помощью
специальных программных средств, настроенных только на систему получателя,
ЭДИФАКТ-сообщение разворачивается в обычную читаемую форму, которая
превращается в стандартный бумажный документ. Одновременно такое сообщение,
передаваемое в сетях, оборудованных запоминающими устройствами – серверами,
частично выполняет и роль автоматизированной системы делового
администрирования, которая не позволяет какому- либо партнеру по обмену
документами в ЭДИФАКТ уйти от ответственности за свои послания.
Технология ЭДИФАКТ внедряется в России уже несколько лет – факт
чрезвычайно важный в связи с переходом ЕвроСоюза с 1 января 1995 года на
обязательное использование электронного языка ЭДИФАКТ при обмене
документацией и информацией между государственными ведомствами ЕС,
работающими на английском, французском и немецком языках. Промедление с
внедрением ЭДИФАКТ в России означало бы появление нетарифного барьера в
торговле между Востоком и Западом. Ведущими организациями по
распространению технологии изначально выступили: ВО «ИНФОРМВЭС»,
Роскоинформ, ЦБ России, Государственный таможенный комитет, Минтранс,
Российская академия наук, Торгово-промышленная палата России. Крупнейшими
центрами распространения технологии ЭДИФАКТ в Европе являются СИТПРО в
Англии, ЕДИФРАНС во Франции, ДЕНИШПРО в Дании и т.д.
Существует множество наработок в области информационных технологий,
а именно методов, технологий и общих подходов, применяемых при построении
информационных систем.
Для разработки таких систем используются профессиональные СУБД.
Учитывая сложившиеся тенденции, для обеспечения взаимодействия конечного
пользователя с информационной системой целесообразным видится применение
технологий INTERNET ( 36).
ИС должна создаваться с таким расчетом, чтобы обеспечивать доступ
удаленным пользователям. Естественно, что подключение к ИС осуществляется
строго в соответствии с правами доступа конкретного пользователя только к
разрешенным сегментам ИС. Запрещенным является конфиденциальный сегмент
информации, доступ к которой имеет ограниченный круг пользователей и только
внутри локальной сети фирмы. Пользователи внутри фирмы также имеют
разграничения по доступу к информации. Вопросам безопасности необходимо
уделить самое пристальное внимание.
Большинство информации поступает в информационный отдел в бумажном
виде, и очень много времени занимает ее обработка и занесение в компьютер.
Получается, как бы двойная работа – все печатные издания формируются на
компьютерной основе. После поступления печатного издания наиболее
интересные материалы преобразуются и заносятся в компьютер. Очевидным
является устранение лишнего звена в этой цепочке (электронная форма –
печатное издание – электронная форма), поэтому, по возможности, всю
поступающую информацию необходимо получать в электронном виде (хотя в
некоторых случаях целесообразно ее дублирование на бумажных носителях).
Информация бывает представлена в самом разнообразном виде – цифровая
(табличная), текстовая, аудиографическая, видео, может иметь различные
форматы. Появляется задача быстрого ввода, обработки, оптимального
хранения, обеспечения доступа и оперативного анализа такого многообразия
информации.
Существуют технологии, позволяющие решить данные проблемы.
Проблема оптимального хранения большого объема разнородных данных решается
с помощью технологии Хранилищ Данных. Технология OLTP обеспечивает ввод и
оперативную обработку информации. Оптимальный доступ и получение данных
обеспечивается применением технологий работы с многомерными структурами
данных – OLAP.
Вышеперечисленные технологии – это не конечный продукт, а только методы и
рекомендации, применение которых помогает решить указанные задачи. Для
анализа данных и прогнозирования ситуации перспективным является новые
направления – нейросети, генетические алгоритмы, а также различные методы
моделирования (математическое моделирование).
Очень важная задача, которую нельзя недооценивать, - предоставление
результатов анализа. Поскольку информация лучше воспринимается визуально,
то основной упор необходимо сделать на максимально возможную визуализацию
материала. Простейшими способами графического представления информации
являются различные схемы, графики, диаграммы.
Следующим шагом в этом направлении являются Географические
Информационные Системы (ГИС), использующие оцифрованные географические
карты в качестве основы, на которой потом накладываются самые разнообразные
числовые данные и имеется возможность их дальнейшей обработки и анализа
(построение диаграмм, цветное выделение, различные отчеты по выбранным
объектам, областям и т.д.).
Очень интересным и перспективным является использование технологии VRML
(язык моделирования виртуальной реальности), который применяется в ГИС.
Целесообразно также использование звукового сопровождения процесса
предоставления информации (22).

3.2. Обработка документов

Информационные службы используют как новые методы обработки, так и
традиционные методы библиографирования.
Методы библиографирования делятся на две группы:
- аналитические;
- синтетические.
К аналитическим методам относятся:
1) Общий библиографический анализ документа, осуществляемый в целях
выяснения ее основной тематики, формальных и содержательных особенностей,
достоинств и недостатков, целевого и читательского назначения;
2) Библиографическое описание документа;
3) Аннотирование или реферирование;
4) Индексирование и предметизация, т.е. выражение содержания документа с
помощью предметных рубрик или условных знаков какой-то классификации.
Результат последних трех операций в совокупности объединяются в
библиографическую запись, составление которой образует переход от
аналитических методов к синтетическим.
К синтетическим методам библиографирования относятся:
1) Выявление документа как объекта библиографирования в целях их
последующей библиографической обработки, представляющее собой начальный
синтез, фактически предшествующий библиографическому анализу;
2) Отбор документов по заранее заданным критериям;
3) Группировка библиографических записей в библиографическом пособии.
Условность выделения аналитических и синтетических методов
библиографирования состоит в том, что в действительности процессы
библиографического анализа и синтеза диалектически взаимосвязаны и взаимно
обусловлены, они переходят друг в друга и в реальном процессе
библиографирования осуществляются в значительной мере одновременно.
Библиографическое описание – результат анализа первичного документа с
целью идентификации и выявления совокупности необходимых и достаточных
внешних признаков, преимущественно выявляемых по титулу документа без
ознакомления с содержанием текста. Библиографическое описание первичных
документов – самая лаконичная, «отчужденная» от содержания первичных
документов разновидность вторичных документов.
Библиографическое описание позволяет:
- выделить по перечню сведения данного первичного документа и найти его
среди множества других (адресная функция);
- получить предварительное представление об отраслевой принадлежности,
тематике, содержании, целевом и читательском назначении, актуальности,
достоверности и объеме приведенных сведений (функция информирования);
- при достаточно информативном (точном, емком) заглавии выполнять
сигнальную функцию, способствуя подготовке оперативных вторичных
источников информации.
Общие требования и правила библиографического описания, набор элементов, их
последовательность, условные разделительные знаки и выбор
библиографического описания регулирует ГОСТ 7.1-84.
По решению информационных служб в фирмах в ряде случаев используется
краткое библиографическое описание без указания подзаголовочных и
надзаголовочных сведений, сведений об издательстве или издающих
организациях. Но каждый из элементов библиографического описания позволяет
определить основные ценностные свойства документов: актуальность тематики,
новизну документа, степень обобщенности и разработанности проблемы,
соответствие информационному дефициту и т.д.
Даже полное библиографическое описание – самый отчужденный, свернутый
вторичный документ. Единые требования к составлению библиографического
описания обеспечивают единообразие, выполнение которых обязательно и для
традиционного (бумажного) и для компьютерного режимов.
Аннотация – такая форма свертывания, при которой составляется краткая
обобщенная характеристика, отражающая необходимый минимум сведений для
идентификации первичных документов.
В условиях рыночной экономики для предпринимателей составляются
справочные аннотации, различающиеся охватом трех групп рассмотренных
данных: элементы, дополняющие библиографические описания или
расшифровывающие недостаточно информативные заглавия; историко-
библиографические сведения; тематические элементы.
Следует отметить, что в современных фирмах составляются чаще
специализированные, а не общие справочные аннотации. При этом общие –
отражают все основные вопросы, а специализированные справочные аннотации
обычно составляются для специалистов с целью удовлетворения вполне
определенного информационного дефицита. В этом случае из всего текста в
аннотацию включаются только те сведения, которые представляют
непосредственный и наибольший интерес при удовлетворении информационного
дефицита. Но это не значит, что объем специализированных справочных
аннотаций будет меньшим из-за такой конкретизированной выборки, поскольку в
них отражаются все возможные аспекты содержания с подробным освещением
проблем. Такой подход к выбору информации повторно позволит не обращаться к
первичным документам, особенно если они относятся к постановочным,
теоретическим, методическим документам и т.д.
Практический опыт аннотирования в условиях рыночной экономики позволяет
сформулировать общие требования к аннотациям:
- содержание определяется библиографическим описанием, но не повторяет
его заглавия и другие элементы, предполагает выявление структуры
первичных документов и основных аспектов раскрытия содержания;
- аннотацию можно рассматривать как расширенное оглавление (структуру)
первичного документа, позволяющего получить представление о том,
освещен ли данный вопрос, как широко освещен, в сочетании с какими
вопросами, в каких областях дополнительно может быть использован;
- аннотация определяется характером анализируемого материала
(технология, оборудование, материал, свойства, направления
исследований и т.д.)
- аннотация должна быть соразмерна отражению отдельных аспектов по
отношению к их объему в полном тексте и должна передавать смысл
первичного документа своими словами;
- аннотации должны отражать сведения о степени новизны, точно передавать
содержание, грамотно, четко и сжато излагать материал.
Реферирование предполагает подробное ознакомление с текстом первичного
документа с целью идентификации новизны, полноты, полезности содержания,
выявления основных, наиболее важных, принципиальных фактических сведений и
гипотез, теорий, методик, методов.
Самое трудоемкое установить важнейшие факты, поскольку гипотезы,
теории, методики и методы включаются обычно полностью или в очень
обобщенном виде. Факты же должны быть оценены и отобраны для включения в
реферат, тем более, что селективные процессы не только сложны, но и
субъективны. Выбор основных фактов возможен из следующих частей текста:
введения или предисловия; той части текста, где указываются цель и задачи
документа; где излагаются гипотезы и концепции; теории, методики и методы;
где формулируются выводы. Фактические сведения содержатся и в заключении,
рекомендациях и даже предположениях.
Понимание значимости в современных условиях рыночной экономики
рефератов особенно на зарубежные издания, отсутствующие в библиотеках и
других информационных центрах, приносит значительный эффект и прежде всего
при выполнении научно-практических разработках.
Из всех вторичных документов реферат отражает подробное содержание
первичного документа и отличается объемом и степенью обобщения материала
(17).
После экстенсивного развития методологического аппарата в аналитико-
синтетической обработке информации активизировался процесс слияния методов
и приемов анализа в общие технологические цепочки. В результате в начале 90-
х годов разрабатывалась технология информационного мониторинга, способная
объединить разнообразные методы библиографической, статистической и
интеллектуальной обработки документов (данных) об объекте.
Информационная диагностика – технология анализа информации об объекте,
реализуемая с помощью специальных процедур и методов в фиксированном
предметном поле по избранным индикаторам для оценки состояния, тенденций и
перспектив развития объекта.
Диагностироваться может объект любой природы, если он изменчив с течением
времени, а сведения об этих изменениях имеются в документальном потоке.
Главные условия реализации процедур информационной диагностики:
1) Анализируется не сам объект, а известная в обществе информация о нем;
2) Для успешной диагностики должна обеспечиваться определенная полнота
сбора документов (данных) об объекте, границы которого заранее
описываются информационным аналитиком виде упорядоченного перечня
ключевых слов или проблемно-ориентированного рубрикатора, фиксирующего
предметное поле объекта;
3) Диагностические признаки – оценочные индикаторы – могут быть выбраны из
числа признаков объекта – его свойств, качеств, физических параметров.
4) Технологическая цепочка методов и процедур диагностики должна позволять
информационному аналитику осуществлять диагностику незнакомого объекта с
воспроизводимыми результатами оценки объекта.
По хронологическому признаку исследуемого периода в жизни объекта можно
выделить три основных режима диагностики:
- Ретроспективный анализ объекта;
- Оперативная диагностика объекта;
- Мониторинговое наблюдение за объектом.
Ретроспективный анализ предполагает выявление закономерностей развития
объекта за предшествующий период времени. Ориентирован на выявление
«критических» временных точек в развитии объекта. В информационной
диагностике целесообразен обратно хронологический сбор источников
информации об объекте, позволяющий прервать процесс накопления
информационного массива при получении достаточных сведений о нем.
Используя совокупность процедур информационного моделирования объекта (
поиск, отбор, аналитико-синтетическая обработка и систематизация
документов) с заданными критериями подобия на хронологической шкале,
аналитик может варьировать набор конкретных методических процедур с учетом
специфики диагностируемого объекта и его документального шлейфа. В
технологическую цепочку ретроанализа легко вкладываются процессы создания
ретрорубрикатора, хронособытийная и хронолингвистическая шкалы, являющиеся
основным методическим средством диагностики объектов.
Для сложных социальных объектов уместно использовать менее жесткие
приемы формализации данных – типологические ряды, номинативные шкалы.
В зависимости от величины анализируемого периода могут использоваться
методические подходы, существенно различающиеся по стратегии сбора и доле
анализируемой информации:
Равномерный точечный прием предполагает фиксацию индикаторов в определенных
временных точках на шкале – через десятилетие, пятилетие, ежегодно. Для
ретроанализа динамики цен на товары и архива биржевых котировок акций
выбирается ежемесячный, еженедельный, ежедневный и даже почасовой «тик». На
результаты диагностики весьма повлияют «пробелы» – отсутствие информации
об объекте в заданных точках.
Капельный метод целесообразен при диагностике стохастических процессов, а
также при углубленном ретроанализе объекта в критических точках его
развития. Избирательно фиксируется информация об объекте в любом месте
хронологической шкалы, сравнивается с предыдущей «каплей» информации до
относительно стабильного состояния объекта, которое и принимается за
исходное.
Пошаговый метод – длительность «шага» в развитии объекта выявляется
эмпирически в обратной или прямой хронологии анализа информации. В отличие
от предыдущих подходов, он предполагает неравный по времени, но планомерный
по всей шкале ретроанализ объекта.
В результате ретроанализа информационный аналитик имеет в своем
распоряжении материал для выделения этапов развития объекта, их сводной
характеристики, выделения тенденций развития объекта за анализируемый
период времени, а при использовании методов информационного прогнозирования
может вычленять и перспективные направления его дальнейшего существования в
определенных условиях.
Оперативная диагностика – экспресс-анализ состояния объекта в
определенный момент развития. Может реализовываться в любой хронологической
точке, но ориентирован, как правило, на оценку современного состояния
объекта.

Мониторинговый анализ – непрерывное наблюдение за развитием объекта с
определенными временными интервалами в фиксированном информационном поле по
заданным индикаторам. Именно мониторинговый режим предоставляет реальную
возможность информационного прогнозирования объектов (20).



3.3. Экономическая разведка

Среди современных предпринимателей Запада бытует мнение, что,
используя всего 5 основных правил, можно добиться значительных успехов в
бизнесе.
К ним относят:
1.Разведку.
2.Профессионализм в установлении контактов.
3.Квалификацию (которая выявляется, прежде всего, в том, чтобы
тратить время только с нужными людьми).
4.Умение преодолевать препятствия.
5.Умение завершать сделку.
Итак, на первое место ставят разведку.
Тем средством, с помощью которого разведка оказывает влияние на
проведение и разработку политики любой фирмы и обеспечение ее
безопасности, является информация, представляемая своевременно в устной
или письменной форме руководству фирмы.
Какая же нужна руководству фирмы информация? Кто и как должен
ее готовить? Разведка в бизнесе относится к данным об окружающей среде и
конкурентах, анализируемым с целью использовать их в конкретной ситуации.
Ни отдельное лицо, ни организация не могут эффективно
действовать в условиях конкуренции без глубокого понимания этой среды или
не располагая новейшей информацией о том, что в ней происходит. Вид нужной
информации зависит от вида компании (фирмы), ее конкурентной среды и
многих других характеристик самой фирмы и ее окружения.
Потребность в информации варьируется в зависимости от
осуществляемой или планируемой деятельности. Компания может иметь
долгосрочные (стратегические) планы, тактические или краткосрочные, планы
и текущие операции; все они требуют хорошо выверенной информации.
В широкой печати иногда пытались обрисовать деловую разведку о
конкурентах, как «шпионаж». Возможно, до некоторой степени это
действительно так. Однако следует отметить, что сегодня подавляющая масса
деловой информации может быть получена из этичных источников. Список
того, что хотела бы знать о конкуренте деловая фирма, может быть
бесконечным. Примерный перечень требующейся информации может служить
иллюстрацией полезности разведки. Подробности могут меняться от компании к
компании, но есть основные элементы, необходимые для большинства из них.

Информация о рынке:

1.Цены, скидки, условия договоров, спецификации продукта.
2.Объем, история, тенденции и прогноз для данного продукта.
3.Доля на рынке и тенденции ее изменения.
4.Рыночная политика и планы.
5.Отношения с потребителями и репутация.
6.Численность и размещение торговых агентов.
7.Каналы, политика и методы сбыта.
8.Программа рекламы.

Информация о производстве и продукции:

1.Оценка качества и эффективности.
2.Номенклатура изделий.
3.Технология и оборудование.
4.Уровень издержек.
5.Производственные мощности.
6.Размещение и размер производственных подразделений и складов.
7.Способ упаковки.
8.Доставка.
9.Возможночти проведения НИР.

Информация об организационных особенностях и финансах:

1.Определение лиц, принимающих ключевые решения.
2.Философия лиц, принимающих ключевые решения.
3.Финансовые условия и перспективы.
4.Программы расширения и приобретений.
5.Главные проблемы/возможности.
6.Программы НИР.

Подобный список может создавать неверное впечатление, что
разведка против конкурентов - скорее набор данных, чем информация. На самом
деле значение такой разведки воплощено в основных элементах поведения
конкурента. Какая же информация должна быть продуктом деятельности
информацион

Новинки рефератов ::

Реферат: Бухгалтерский учет и анализ затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (Бухгалтерский учет)


Реферат: Реорганизация и ликвидация коммерческих организаций (Право)


Реферат: ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ (Физкультура)


Реферат: Государственное социальное страхование (Страхование)


Реферат: Французское искусство XVII века (Искусство и культура)


Реферат: Государство, право, религия (Религия)


Реферат: Буденновская порода лошадей (Ботаника)


Реферат: Размещение промышленности в городе (Архитектура)


Реферат: Менеджмент: сущность и структура (Менеджмент)


Реферат: Hазработка системы регулирования, контроля и регистрации потребления энергоносителей печью скоростного нагрева (Цифровые устройства)


Реферат: Выборы как форма непосредственной демократии (Право)


Реферат: Физика 9-10 класс (Физика)


Реферат: творчество Апухтина (Литература : русская)


Реферат: Державній бюджет України (Финансы)


Реферат: Excel (Программирование)


Реферат: Очередные задачи советской власти (История)


Реферат: Основы права (Право)


Реферат: Автоматическая система регулирования вязкости топлива (Программирование)


Реферат: Фольклор (Культурология)


Реферат: Билеты по предмету Организация торговли продовольственными и непродовольственными товарами. 1 семестр 2001-го. (Менеджмент)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист