GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Праздники в России и в зарубежных странах (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Праздники в России и в зарубежных странах (Культурология)



Введение.

Неизвестно, каков будет человек
через 1000 лет, но если отнять
у
современного человека этот
нажитой и доставшийся ему в
наследство скарб праздников,
обрядов - тогда он все забудет
и
всему разучится, и должен будет
все начинать сначала.
В. О. Ключевский

Семья - один из древнейших институтов человеческого общества. Она стала
фундаментом государственности у всех без исключения народов планеты,
регулируя численность населения, не позволяя забыть истоки этноса,
сохраняя вековые традиции и преобразовывая старинные обряды и ритуалы в
соответствии с требованиями времени и развитием цивилизации. Состояние
института семьи во многом отражает состояние общества. «Семья - кристалл
общества, - считал Виктор Гюго, - природа ... даровала людям великое
утешение от всех зол, наделив их семьей и Родиной». Этому закону
одинаково подвластны и многочисленные нации, и малые народности, и
этнические группы. Именно в семье происходит социализация личности,
формируются ее культурные, этические, эстетические устои и
мировоззренческие позиции. Она хранит национальную память народов, и -
вне зависимости от численности и «возраста» - память эта облечена в форму
различных обрядов, ритуалов, праздников.
А праздники были всегда. С течением столетий из просто ритуальных
элементов они превращались в обряды, сохранившие глубокие корни и несущие
извечную мудрость народного отношения к природе, обществу, близким.
Пройдя сложный многовековой путь развития, они донесли до наших дней и
светлую духовность, и бережность в познании мира, которые сегодня
являются неотъемлемой частью нашей культуры. И это свидетельствует,
прежде всего, о том, что символическое, яркое, художественное оформление
важных событий в жизни личности, семьи и общества является объективной
потребностью сегодняшнего дня.
Праздники - неизменные спутники народной жизни.
Как бы далеко ни углублялись мы в историю народов России (да и не
только России), нам не удастся найти такое время, такой период, в котором
не было бы праздников. Начиная от плясок вокруг костра по случаю удачной
охоты и кончая Святками, Масленицей, Пасхой, Купальной неделей и прочими
календарными торжествами нынешних дней. Со времен первобытных капищ и
языческого осмысления природы и своего места и роли в ней народа не
упускал случая попеть, потанцевать, поиграть. Славили богов, поклонялись
идолам, стремились умилостивить их жертвоприношениям, песнями, танцами,
играми. Эта первооснова доживших до наших дней обрядов и ритуалов легко
узнаваема, если знать историю формирования и развития нации.
Праздники, обряды, ритуалы обладают способностью группового
воздействия, утверждают стабильные стереотипы поведения, соответствующие
данным общественным отношениям нормы нравственности и ценностные
ориентации.
С развитием цивилизации праздники становились делом официальным, а с
утверждением государственности как формы и средства управления
человеческим сообществом еще и регламентированными. Тем же путем шла и
церковь. Причем и церковь, и государство очень строго следили за тем,
чтобы празднества любого масштаба и содержания не выходили за официально
установленные рамки. Эта система жива и сегодня.
Но когда речь идет о семейных праздниках, официальная регламентация
теряет свою довлеющую силу. В узком родственном кругу, внутри «ячейки»
общества действуют свои правила и регламенты и, независимо от официальных
канонов, рождаются, умирают, преобразовываются самые разные - большие и
малые - праздники. Не будет преувеличением сказать, что без праздников
существование нормальной семьи невозможно, без них нет и самой семьи.
Само понятие праздник, в том числе и семейный, содержание, которое в
это понятие вкладывается, трансформируется в зависимости от условий
существования каждой отдельной семьи, ее духовных, религиозных,
нравственных, политических ориентаций, образовательного и материального
цензов.
Семейные праздники очень многообразны, в каждом отдельном случае - свои
традиции, нормы, способы их ознаменования, даже свои критерии в
определении значимости того или иного события. Но при всем при этом
семейные торжества можно разделить на общечеловеческие, общенациональные,
общегосударственные и лично-семейные. К общечеловеческим торжествам
относятся рождение детей (за редчайшим исключением это всегда радость);
нет на земле народа, нации, племени, где рождение новой семьи не
воспринималось как бы праздник; не менее важны дни рождения, именины,
годовщины супружества.
Общенациональные торжества связаны с народными традициями, поверьями и
уходят глубоко в историю формирования нации. Они вырабатываются в
процессе становления политической формации и, как правило, отмирают после
ее смены. Но не всегда. Скажем, советская эпоха породила такие явления,
как чествование семьи вообще и многодетной в частности, а также
профессиональных семейных династий. Сегодня, несмотря на смену
политической ориентации и государственного устройства, эти праздники
продолжают жить.
А кроме того, непроходимой пропасти между общественными и лично-
семейными торжествами нет. Убедительный пример тому - юбилеи супружества.
Конечно, это внутреннее дело каждой семьи. Но вот традиционные, веками
выработанные торжества, определяющие различные вехи супружества, не
только могут, но и должны быть объектами постоянного внимания
администраций всех уровней и трудовых коллективов. И потому, с учетом
роли семьи, они стали одним из главных составляющих нашей работы. Прежде
всего, мы, работники ЗАГСов, обязаны сохранять, поддерживать и развивать
эти традиции, пропагандировать их, способствовать их глубокому внедрению
в быт. Потому что государство начинается в семье, а эти праздники
помогают сохранить семью как государственную ячейку, источник воспитания
и формирования людей, способных хранить и развивать то, что успели
создать предыдущие поколения, не дать оскудеть духовно человечество
вообще и нашей России в частности.
Обряды и обрядовые церемонии вообще могут существовать и развиваться
как самостоятельно, так и в комплексе с теми праздниками, которым
свойственна в первую очередь массовость действия.
Ритуал - это обрядовое действие, церемониал, торжественный акт, в ходе
которого раскрывается идейное содержание обряда.
Каждый обряд, ритуал, праздник требует постоянного совершенствования
обогащения новыми достижениями современной культуры. Необходимо, чтобы в
обрядах различные компоненты и структурные элементы развивались в
правильных соотношениях, постоянно повышался их эмоционально-
психологический и эстетический потенциал, росла воспитательная роль.
Обряды и праздники - немаловажный фактор формирования духовного мира
человека. Современные праздники и обряды существуют в тесной связи как с
многовековыми традициями, так и со сложившимися ныне общественными
отношениями, политической и культурной жизнью общества.
Современная обрядность развивается в двух направлениях. Первое -
утверждение совершенно новых по форме и содержанию праздников и обрядов.
Второе - возрождение и (с высоты времени) переосмысление и отбор всего
лучшего, наиболее ценного, что оказалось неподвластно времени и
сохранило, пройдя через столетия, первозданную вечную мудрость и высокое
духовное воздействие на душевный мир сегодняшних людей.
Особое место среди семейных праздников занимают свадебные. История
формирования любого народа, становления любой нации включает в себя
огромное количество обрядов, ритуалов, обычаев. Но наиболее богаты и
разнообразны свадебные обряды и традиции. Видимо потому, что сознание и
сохранение семьи - вопросы для любого (и малого, и большого) народа
жизненно важные. Одновременно это - один из значительных этапов в жизни
каждого человека.
В семье Настоящее встречается с Прошлым, и вместе они рождают Будущее.
Именно семья, передавая традиции из поколения в поколение, меняя и
совершенствования нации в данную историческую эпоху, стремилась пронести
через толщу времени главное: любой обряд или ритуал должен служить
сохранению нации, народа. Результатом этих тысячелетних усилий и стала
семья в современном виде. И сегодня мы обязаны сделать все, чтобы
сохранить семью, ибо без нее нет ни государства, ни нации. Чтобы успешно
решать эту, во все времена актуальную задачу, необходимо знать истоки
рождения и формирования семьи, ее исторического развития и становления.
Возрождение старых и создание новых обрядов - дело довольно сложное, по-
настоящему творческое и требует большого такта, серьезности и бережности
в воплощении.
За последние годы в нашей жизни многое изменилось. Но тяга людей к
праздникам, желание как-то по-особому отметить то или иное семейное
событие остались неизменными. Более того, потребность в праздниках
значительно возросла.



Новый год.______________________

И счастья земного нехрупкий
цветок нам нежно подарит
природа. И празднична полночь,
и полдень высок в преддверии
Нового года.
Л. Щипахина

Традиция встречи Нового года восходит к древним римлянам. Сегодня Новый
год 1 января встречают многие народы мира, люди разных верований,
обычаев, национальностей. Его празднуют с особенным волнением и
надеждами, так как это - день благоприятного предзнаменования. Новый год
- волшебное время, таинственное и загадочное, как сказка. Взрослые и дети
- ждут от него чуда.
С этим праздником люди всегда связывали самые большие надежды и мечты,
подводили итоги прошедшему году и заклинали все двенадцать месяцев года
предстоящего. И когда мы желаем друг другу: «С Новым годом, с новым
счастьем!», то сами того не подозревая, «колдуем», вселяя добрыми
пожеланиями новые надежды, мечты, ожидания и как бы нацеливая себя и
окружающих на счастье, здоровье, благополучие, молодость, внушая веру,
что все обязательно сбудется. Это дает своеобразный заряд энергии на весь
следующий год.
Начиная с X века Новый год на Руси отмечали 1 марта, когда приступали к
весенним сельскохозяйственным работам, а через пять веков, в 1492 году, в
соответствии с новым церковным установлением, начало года в России
перенесли на 1 сентября, на момент окончания уборки, и отмечали так более
двухсот лет. Название месяцев тогда были чисто славянскими, тесно
связанными с их климатическими характеристиками.
19 декабря 7208 года от соответствия мира Петра I подписал указ о
реформе календаря. Собственно, календарь остался тот же, юлианский,
полученный Русью от Византии вместе с официальным крещением. Менялись
только эра и дата начала года. Теперь оно «наступило» - по велению царя -
1 января. Вместе с этой датой пришла и новая эра - летосчисление «от
Рождества Христова». На следующий день глашатаи объявили царский указ «О
праздновании Нового года»: «...И для того доброго и полезного дела,
указом Великий Государь впредь лета счислять в Приказ и во всяких делах и
крепостях писать нынешнего Генваря с 1 числа Рождества Христова 1700
года». То есть, в указе предписывалось день после 31 декабря 7208 года от
сотворения мира считать первым днем января 1700 года - но уже от
Рождества Христова. Указ заканчивался словами: «А буде кто захочет писать
оба те лета, от сотворения мира и от Рождества Христова, сряду свободно».
Указ также предписывал отмечать это событие особенно торжественно: «А в
знак того доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга
поздравлять с Новым годом... чинить стрельбу из небольших пушечек и
ружей, и пускать ракеты, сколько у кого случиться, и зажигать огни». В
канун первого по новому летосчислению Нового года Петр I сам зажег на
Красной площади первую ракету, дав этим сигнал к открытию праздника.
Новогоднее празднество продолжалось тогда шесть дней и надолго
запомнилось москвичам. Город был освещен иллюминацией. В память о таком
важном событии , как введение нового летосчисления в России, бал
разработан проект специальной медали.
Празднование Нового года тогда хорошо вписалось в святки, став как бы
продолжением празднования Рождества.
Отсюда и ритуалы празднования Нового года. И прежде всего - елка!
Считалось, да и сегодня считается, что без елки нет в доме праздника. Но
почему именно елка?
С языческих времен люди относились к деревьям, как к живым существам, и
наделяли их способностью творить добро или зло. Немцы, например, считали,
что в вечнозеленых ветвях ели обитает добрый «дух лесов» - защитник
правды; славяне полагали, что в душистых еловых ветвях зимуют добрые
духи, и несли им подношения, украшали пушистые ветви подарками. Отсюда и
пошел обычай украшать новогоднюю ель. Зеленая в любое время года, она и
ее шишки олицетворяли бессмертие, вечную молодость, верность, долголетие,
достоинство, были символами огня жизни, восстановления здоровья.
После указа Петра I «О праздновании Нового года» по европейскому
образцу ель становится символом новогоднего праздника и на Руси. В
петровском указе писалось: «...По большим и проезжим улицам знатным людям
и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить
некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... а людям
скудным дому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своего
поставить».
Так с середины XIX века хвойные воцарились у нас на новогодних
торжествах. А в первые наряженная красавица засветилась огоньками в Санкт-
Петербурге в 1852 году в помещении Екатерининского (ныне Московского)
вокзала. Ныне наряженную ель стремятся установить даже в тех краях, куда
ее надо привозить издалека, например, в Средней Азии, или на кораблях,
бороздящих океаны.
У каждого народа свои обычаи и обряды, связанные со встречей Нового
года, но смысл их один: «обеспечить» в новом году благополучие, удачу,
счастье. Поэтому многие новогодние обряды носили магический характер.
Например, по верованиям почти всех народов мира, в новогоднюю ночь по
земле разгуливают злые духи, старающиеся причинить людям всевозможные
бедствия. Значит, нужно принять меры предохранения от нечистой силы.
Очень многие народы самым надежным средством от злых духов считали огонь,
отсюда обычай прыгать в новогоднюю ночь через костры или зажженные
поленья. Отсюда и обязательные на новогоднем столе горящие свечи.
У многих народов елка стала главным атрибутом новогоднего праздника. А
традиционными героями - старинные народные персонажи - Дед Мороз и
Снегурочка. Дед Мороз - воплощение доброты и щедрости - всегда появляется
на Новый год с мешком подарков. Снегурочка символизирует молодость,
радость, веселье, она - хозяйка новогоднего праздника. Добрый лесной
дедушка и его спутница появились вместе с елкой. Они легко и быстро
вписались в новогодний ритуал. И это так понятно: их прототипы испокон
веков жили в русских народных сказках.
А еще было принято перед Новым годом отдавать все долги, прощать все
обиды, те , кто были в ссоре , обязаны были помириться. Поэтому многие
ходили просить друг у друга прощения. Под Новый год выбрасывали из дома
всю разбитую посуду, мыли зеркала. Карнавалы и карнавальные маски под
Новый год появились в России после 1721 года, когда впервые был устроен
пышный маскарад по случаю заключения мира со шведами. Впоследствии эту
форму празднования перенесли на новогодние торжества.
Обильный праздничный стол, по древнему обычаю, как бы обеспечивал
благополучие на весь предстоящий год и считался залогом богатства семьи.
Поэтому на него стремились поставить все то, что хотели бы иметь в
достатке в своем хозяйстве. К новогоднему столу подавали множество
мясных, крупяных и мучных блюд, варили компоты, взвары, кисели, пиво,
пекли пироги с различной начинкой. Много угощений готовили из свинины,
так как свинья считалась символом плодовитости. У русских, украинцев,
белорусов, молдаван ритуальным новогодним блюдом была сладкая каша-кутья.
Ее варили из цельных зерен, а то и из нескольких видов злаков. На Руси
издревле было принято на Новый год выпекать из теста фигурки домашних
животных: коней, коров, быков, которыми потом, вместе со сладостями и
орехами, угощали колядовщиков.
Вообще новогодний стол сам по себе - это произведение дизайнерского и
кулинарного искусства. Он всегда отличается от всех других праздничных
столов особой красотой, торжественностью и изобилием. Его украшают
высокими канделябрами с витыми или красочными свечами (так как
электрический свет полагается гасить за пять минут до двенадцати, чтобы
встреча Нового года происходила при свечах). Используют также цветы,
еловые и сосновые ветки с шишками, надувные разноцветные шары.
Сервировать новогодний стол следует так же, как и обычный банкет, но
только с учетом того обстоятельства, что новогоднее гулянье, в том числе
и застолье, может продолжаться до утра.
Традиционные блюда новогоднего стола - фаршированная и заливная рыба,
целиком зажаренный гусь, индейка или заяц; подают также и другие мясные
и рыбные горячие блюда, такие, как запеченный в тесте окорок, горячий
паштет из дичи, мясо на вертеле, корейка в собственном соку и др. на
закуску обычно «идут» соленья и грибы, малосоленая рыба, рыбные
деликатесы, салаты, закуски из мяса, кур, печени и других продуктов.
К перечисленным закускам хорошо подходят водки, коньяки, красные и
белые вина.
Специального «регламента» новогодних блюд не существует. Новогодний
стол накрывают - у кого как получается. Однако несколько традиционных
блюд известны всему миру. Так, англичане не могут обойтись без
«рождественского» гуся, обязательного и на новогоднем столе; у семитских
народов на новогоднем столе обязательна рыба, и т. д.
На Руси испокон веку новогодний стол без жареной или тушеной индейки не
считался праздничным.



Рождество.________________________

Тысячелетье век с собой
уводит;
В былые дни, в былые времена,
Как волны Дона, поглотив года,
Былая жизнь в небытие уходит.
Л. Б.


Ни один из христианских праздников на Руси, кроме Пасхи, не отмечается
так торжественно и значительно, как РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО - один из главных
христианских праздников. Но если Пасха - праздник громкий, торжествующий,
то Рождество - тихий, проникновенный, домашний.
Отмечается он 7 января (25 декабря по старому стилю). Христиане верят,
что бог послал в этот греховный, развращенный мир Своего Сына Иисуса
Христа, чтобы спасти человечество от грехов и вечной гибели. С этого дня
начался отчет земной жизни Бога, новое летоисчисление - от Рождества
Христова, новое время.
Он был обещан согрешившим в раю людям и пришел на Землю через 5000 лет
после первородного греха. Сегодня к Иисусу Христу ежечасно обращаются
миллионы верующих в разных странах на сотнях языков.
Как отмечался этот праздник на Руси? Прежде всего, ему предшествовал
шестинедельный пост, включавший не только воздержание от «скромной пищи»,
но и от дурных поступков, грубости, черствости, эгоизма. К празднику
церкви и дома обычно украшали еловыми или наряженными елями, которые
сохранялись в течение святок. (В нашей стране, после перехода на
григорианский календарь, елка под Новый год ставиться только дома, а
церковь украшается к 7-му января.) Рождественская служба начиналась
поздно ночью и заканчивалась в 5 часов утра.
К празднику Рождества Христова члены семьи готовят друг другу подарки.
И щедрые праздничные угощения с «рождественским гусем». Но за стол
садятся только после утомительной ночной службы в церкви. Раньше на Руси
стол, на котором располагалась трапеза, устилался соломой или сеном. Это
делало его и лавки вокруг него похожими на те ясли, в которые был положен
новорожденный Спаситель. Перед началом трапезы хозяин зажигал лампаду у
образов в так называемом красном углу, ставил там свечи, произносил вслух
молитвы, и только потом все принимались за еду.
Но прежде чем приступить к трапезе, отсылали подарки бедным. Вообще в
сочельник помогали немощным, старым, обделенным жизнью, посещали больных,
стремились сотворить какое-то доброе дело. В сочельник христиане особо
внимательны друг к другу. Ссориться и наносить обиды в этот день - очень
плохая примета. Наступающий праздник несет обновление, всеобщую любовь и
примирение.
Утром мальчики-христославы ходили по дворам «Христа славить». Входя в
дом, они пели и поздравляли хозяина, а он угощал и одаривал славильщиков.
Словом, в праздничные дни царили радушие, хлебосольство, доброта и
милосердие. Второй день Рождества посвящали матерям-роженицам. А все
последующие дни, вплоть до Масленицы, отводились сватовству и свадьбам.
Такой была далекая и не совсем далекая старина. И то, что было, на чем
держались вера, самоощущение, самобытность народа, его дух, снова
возвращается к нам. Суть рождественского праздника сохраняется и поныне.
В полночь ставят свечи на праздничном столе. И после церковной службы
вкушают кутью, взвар и современные закуски. И под звон бокалов славят
приход на землю Иисуса Христа. В нынешнем году Рождество было особым -
Христу исполнилось 2000 лет!
Канун Рождества именуется - сочельник, от слова «сочиво», т. е. особым
образом приготовленная каша. Это ритуальное блюдо (которое называют еще
кутья) и взвар - компот из сушеных фруктов, обязательны на рождественском
столе в этот вечер.
Фирменным праздничным блюдом на Рождество всегда был жаренный гусь.
Особенно ценится печенка. Из нее готовят паштеты. Используют также для
изготовления фарш, которым начиняют гуся.



Рождество и Новый в Европе._______

. . . в Риме
В Италии Рождество отмечают с театральной пышностью. В центре торжеств
священный атрибут - presepio - ясли, в которых родился Иисус. Изображение
библейской сцены поклонения младенцу Христу волхвов встречается на каждом
шагу - в витринах магазинов, церквях, офисах, квартирах - и похоже на что-
то среднее между музеем восковых фигур и игрушечной железной дорогой. В
сцене, кроме куклы младенца Христа и волхвов, участвуют фигурки Марии,
Иосифа и животных (действие-то происходит в хлеву). В итальянских семьях
годами собирают красивые фигурки библейских персонажей. Они переходят по
наследству из поколения в поколение. Самые большие «ясли» устраиваются на
площади перед собором Святого Петра в Риме. Здешние «игрушки» - в
натуральный человеческий рост.
Совершенно уникальные декорации к сюжету о Рождестве Христовом созданы
в церкви Санта-Мария, которая была построена в 1250 г. на Капитолийском
холме в Риме, где, по преданию, пророчица предсказала кесарю Августу
рождение Христа. Здесь каждый год 24 декабря разыгрывается
театрализованное представление сцен по библейским сюжетам. Исполнители
ролей Марии, Иосифа и других персонажей готовятся к выступлению на
протяжении нескольких месяцев. Только младенец Христос, «бамбинелло
Джезу», или просто «бамбинелло» («младенчик»), как его любовно называют
итальянцы, - это фигурка, вырезанная из дерева.
С 5 на 6 января католики отмечают праздник Богоявления. В деревнях на
севере Италии до сих пор сохранился обычай 5 января ставить на ночь перед
порогом дома миски с молоком. Предназначены они для верблюдов, на которых
прибывают волхвы.
В Италии обожают фейерверки. Ни одно торжественное событие не обходится
без огненных потех. Чем значительнее праздник, тем больше пиротехнических
зарядов взлетает в небо. Очередной сезон фейерверков начинается у
итальянцев с Нового года. Победителем в новогоднюю ночь становиться не
тот, кто запустит самые красочные огни, а тот кто сделает это громче
всех. Согласно историческим хроникам, первый в Европе фейерверк появился
именно в Италии - в городе Виченце в 1379г.
В селенье Санта-Эуфимию на главной площади на кострах варят кашу и
угощают всех желающих. Под звуки маленького деревенского оркестра
начинается танец «пупы» (это слово означает одновременно младенца и
куколку бабочки, пчелы). Танцует мужчина, который держит на плечах
высокий каркас из легких металлических трубок. Часть каркаса скрыта ярким
маскарадным костюмом. Перед началом танца к концам трубок (в них заложены
пиротехнические заряды) подносят огонь. «Пупа» начинает кружиться под
музыку, разбрасывая снопы искр. Пока длится танец, огонь по трубкам
каркаса пробирается все выше, и вот в дело вступают «огненные колеса»,
расположенные на верхнем этаже каркаса. Стремительными сверкающими
каскадами они обрушивают на землю огненные потоки. Высоко в небе
раскрываются цветы, их стебли переливаются всеми цветами радуги. Все
вокруг - и дети, и взрослые - приходят в восторг.



. . . в Стокгольме
Для шведов Рождество длится 20 дней. Так отдают должное «повороту к
солнцу», который символизирует зимнее солнцестояние, возвращающее людям
свет. Радость понятна - в декабре в Швеции сумерки опускаются на землю
уже в полдень, и большую часть суток приходится проводить при
искусственном освещении. Рождества ждут с нетерпением, потому что после
него день начинает прибавляться.
В домах стоят огромные рождественские елки, богато украшенные игрушками
из соломки, бумаги, дерева, глины, часто самодельными, а также
сладостями. В саду, перед крестьянской усадьбой, или за окнами городских
квартир, вывешивают пучки пшеницы и других злаков, надетые на палку. Эта
метелка нарядного золотистого цвета предназначена для того, чтобы
отгонять злых духов от людей и домашних животных. С языческих времен
пришел и обычай освещать окна свечами и рождественскими звездами - чтобы
указать путнику дорогу в ночи.
Шведский Дед Мороз похож на Святого Николая и на Санта-Клауса. Красная
шуба, белая борода, красная шапка, отороченная белым мехом, большие
меховые рукавицы. Наряд этот чаще всего скрывает родного папу, дедушку
или брата, которые рискуют тем, что их невинный обман разоблачит какой-
нибудь не по годам смышленый карапуз.
Дед Мороз иногда прибывает на машине, иногда - на олене, но всегда - с
мешком подарков. Вручение подарков по традиции сопровождаются
поэтическими поздравлениями собственного сочинения, даже если их авторы и
не в ладах со стихосложением.
Когда все подарки розданы и все восторги выражены, семья танцует вокруг
елки, образуя обязательный рождественский хоровод. Заканчивается танец
тем, что под звуки полонеза все торжественно направляются к столу. А там
уже благоухает ароматный ветчинный бульон, красуется специальный соус из
сала и лука, дразнит взгляд треска с гарниром. На десерт подают рис,
сваренный на молоке с сахаром и корицей.
Еще более активно чревоугодию шведы предаются на следующий день. На
столе появляются студень, ветчина, колбасы, паштеты, рыбы, сыр - воистину
скатерть-самобранка с десятками деликатесов. Кому кажется, что готовить
все это дома чересчур хлопотно, тот переносит встречу с гастрономическими
радостями в ресторан. Поскольку дело происходит в Швеции, то главенствует
здесь «шведский стол».



. . . в Берлине
Пред рождественская неделя приносит бурное оживление и в крупные города
и в самые отдаленные уголки Германии. Главные действующие лица - дети,
которые штурмуют временные парки аттракционов на площадях. Глядя на эти
парки, не подумаешь, что рождественские декорации, включая новогоднюю
ель, стали популярны в Германии лишь с середины прошлого века, когда в
стране появились первые елочные плантации.
В Берлине центр праздничной суеты - на Брайтшайдплац, где сходятся
Курфюрстендам, или, как попросту называют ее, Кудам, самая оживленная
улица города, и Тауэнтциен. В начале декабря на этом перекрестке
расцветает огромный рождественский рынок. Игрушки, елочные украшения,
венки из вечнозеленых растений, всевозможные подарки, забавные
аттракционы. . . Вокруг больших елок, забавляя прохожих, веселятся
многочисленные Санта-Клаусы.
Вечером в Сочельник на улицах все стихает. Эту ночь большинство немцев
встречает у домашнего очага. Светятся гирлянды, мерцают стеклянные шары,
крутятся пропеллеры пирамидок (эта игрушка - обязательный атрибут
праздника), на страже у елки стоит деревянный Щелкунчик. На окнах,
согласно древнему обычаю, горят свечи и путеводные рождественские звезды.
Нетерпеливые дети весь день заглядывают под елку - вдруг Санта-Клаус уже
положил туда подарки. Впрочем, все равно пакеты, коробки и чулки
разрешается распечатать и открыть только после торжественного ужина. На
праздничном столе - запечатанная индейка или гусь с яблоками, крепкое и
сладкое вино высшего класса и, конечно, всевозможные печенья и пирожные,
среди которых выделяется Christstollen - рождественская коврижка. Это
кондитерский шедевр, длиною иногда больше метра, на приготовление
которого уходит масса муки, яиц, изюма, сметаны и миндальных орехов.



. . . в Париже
«Веселится и ликует весь народ . . .» Эти слова из старинного романса
Нестора Кукольника вполне применимы к французской столице в
рождественскую ночь. В отличие от жителей маленьких городов, многие
парижане в Сочельник выходят на улицы. «Заросший» искусственными и
натуральными праздничными елками, весь Париж светится, как летающая
тарелка из фантастического фильма. Многие рестораны в эту ночь берут
деньги только за выпивку - закуска прилагается бесплатно. За столиком
уличного кафе можно насладиться знаменитым французским деликатесом - фуа-
гра (печенью специально откормленного гуся). На Монмартре стоит отведать
горячих блинчиков с медом или творогом (их выпекают мгновенно, прямо на
ваших глазах).
Центр веселья в эту ночь - Елисейские поля. Собираясь сюда, не забудьте
захватить с собой бутылку-другую шампанского. Встречные будут угощать
шампанским вас, а вы - встречных. Настоящая встреча Нового года!



Пасха.
Светлое Христово Воскресение______

Уже горят на горных льдинах
Лучи огнистые зари!
..............................
Они взойдут в красе желанной
И возвестят с высот небес,
Что день настал обетованный,
Что Бог воистину воскрес!
И. Бунин

Среди многочисленных христианских торжеств церковь особенно чтит 12
двунадесятых праздников:
Вход Господень в Иерусалим (или Вербное воскресение), Вознесение
Господне, Пятидесятница, или Сошествие Святого духа на апостолов и
другие. Пасха - один из них. Это - праздник праздников - Светлое Христово
Воскресение! Он является подвижным, переходным, от него зависят еще
несколько праздников, которые отмечаются в дни, указанные в Пасхалии.
Празднуется всегда в воскресенье.



Пасхалия

| | |Вход | | | |
| |Сыропустная |Господень в | | |Пятидесятниц|
|Год |(Масленица) |Иерусалим |Пасха |Вознесение |а |
| | |(Вербное | | |(Троица) |
| | |воскресение)| | | |
|2000 |12 марта |23 апреля |30 апреля |8 июня |18 июня |
|2001 |25 февраля |8 апреля |15 апреля |24 мая |3 июня |
|2002 |17 марта |28 апреля |5 мая |13 июня |23 июня |
|2003 |9 марта |20 апреля |27 апреля |5 июня |15 июня |
|2004 |22 февраля |4 апреля |11 апреля |20 мая |30 мая |
|2005 |13 марта |24 апреля |1 мая |9 июня |19 июня |
|2006 |5 марта |16 апреля |23 апреля |1 июня |11июня |
|2007 |18 февраля |1апреля |8 апреля |17 мая |27 мая |


Как вычисляются дни Пасхи
Как видно из таблицы - Пасха обычно отмечается не ранее 4 апреля и не
позднее 8 мая.
Эти границы были установлены Никейским собором в 325 году после
Рождества Христова. Именно поэтому христиане празднуют Пасху в первое
воскресенье после первого полнолуния, наступившего за весенним
равноденствием, при обязательном условии ее несовпадения с иудейской
Пасхой. Но если православные церкви при составлении пасхалий пользуются
юлианским календарем, то католическая - григорианским. Соответственно
расходятся и дни празднования название «Пасха» перешло от названия
ветхозаветного праздника, установленного в память об избавлении евреев от
египетского плена. Еврейское «песах» обозначает «прохождение». Когда
ангел Божий пролетал над Египтом, поражая всех первенцев (такова была
плата египтян за притеснения, чинимые евреям), он обходил еврейские
хижины, узнавая их по крови жертвенного ягненка на дверных косяках.
По учению церкви, пасхальный агнец 5евреев является прообразом Иисуса
Христа, почему в Священном Писании Христос именуется агнцем Божиим,
агнцем пасхальным, Пасхой.
Пасха это праздник победы Спасителя над злом, жизни - над смертью.
Пасху предваряют 7 недель Великого поста. В эти недели христианам
рекомендуется избегать праздного времяпрепровождения, посвящать себя
делам благотворительности и милосердия, всецело готовясь к встрече
Светлого Христова Воскресения. В Страстной четверг, который в народе
называют Чистым, полагается убирать избы, дворы, окуривать их
можжевельником и ставить «четверговую соль» от всякой хвори. А девицы и
молодцы, как встарь, ходят в полночь на речку или озеро, чтобы умыться
или искупаться в холодной воде и стать красивыми и здоровыми.
В Великую субботу уже вовсю идет подготовка к большому празднику.
Готовят разную снедь: щи, кашу, лапшу, пекут пироги, заранее варят брагу,
пиво, мед, ибо «для праздника Христова не грех и выпить чарочку
простого». Ближе к двенадцати Великой субботней ночи наступает
полуночница, а в полночь под колокольный перезвон совершается крестный
ход вокруг храма. После этого начинается светлая заутреня. Собравшиеся
славят Воскресение Христа радостными приветствиями: «Христос воскрес!» -
«Воистину воскресе!». а потом возвращаются домой, к праздничным столам.
Главные лакомства пасхального стола - куличи, пасхи, крашенные яйца.


Красное яичко

Яйцо стало символом Пасхи, потому что с древнейших времен считалось
символом жизни, которая в нем зарождалась. Относились к яйцу с особым
почтением фольклор знает о нем немало легенд. Вот несколько таких
проявлений народной фантазии.

Легенда первая. Говорят, кровь из Христовых ран стекала на круглые
камешки в изножье креста. Сделались камни - крашенками.

Легенда вторая. Говорят: это чудесным образом изменившиеся слезы
Богоматери.

Легенда третья. По церковному преданию, обычай красить яйца связан с
именем Марии Магдалины. Объясняя римскому императору Тиверию значение
Пасхи, она сказала, что на этот праздник принято одаривать знакомых. «Но
у меня ничего нет, кроме этого яйца. Прими же его как дар и символ того,
что Христос воскрес и спас мир своей кровью». И протянуло ему обычное
белое яйцо со словами: «Христос воскресе!». Тиверий не поверил, что можно
спастись пролитием крови, и потребовал доказательств. В ту же минуту
белое яйцо на ладони Марии стало красным. И много лет пасхальные яйца
были только красные. Но народная фантазия не знает удержу. Она расцветила
их яркими красками, как символ радости, зарождения и возрождение жизни.

Как красили яйца

Окрашенное яйцо называли в народе «крашенка», а расписанное разными
узорами - «писанка». «Писали» яйца и цветными красками, и специальными
маленькими крючочками из проволоки, обмакивая их в растопленный воск.
Расписанное таким образом яйцо, положенное в краску, окрашивалось только
в нетронутых воском местах. До наших дней сохранилось народное
промысловое творчество - изготовление расписных «поддельных» пасхальных
яиц из дерева. Такие яйца носили иное название - яйчата.
На Руси делали так: кончалось Рождество - начинали собирать луковую шелуху
к Пасхе. Чем больше шелухи - тем гуще цвет: от желтого до темно-кирпичного.
И держать яйцо в отваре необходимо до тех пор, пока не прочтешь три раза
«Отче наш». Второй наиболее интересный способ - окрашивание листьями
березы. Молодые листья отваривают и дают им хорошо настояться. Потом яйца
моют, насухо вытирают и опускают в теплый настой, в котором и варят в
течение 10 минут после закипания. Вынимают и остужают. Яйца получаются
желтого цвета. При желании можно нанести на них узор: на смоченную скорлупу
наложить березовый или какой-либо другой небольшой листок красивой формы,
плотно обвязать яйцо капроном и тогда уже отварить в настое.

Как украшали пасхальный стол

Крашеные яйца можно просто уложить (разноцветные) на тарелку, и будет
красиво. Но лучше добавить к ним зелень и цветочки (любые, только мелкие:
маргаритки, гиацинты, веточку яблоневого цвета и просто весенней зелени).
Но тогда вам потребуется что-то плетеное: низкая корзина, поднос или блюдо.
Выстилаете его полиэтиленом, кладете на него мокрую губку, а в нее
вставляете мелкие цветочки, вокруг горизонтально укладываете веточки. Среди
всей этой прелести и размещаете разноцветные яйца. В этом случае их хорошо
покрасить в нежные тона.
У пасхального яйца много разных «обязанностей»:
на Христово Воскресение выходили в поле, подбрасывали пасхальную крашенку
в воздух - и ждали от ржи такого же роста;
им «христосовались»;
благословляли жениха и невесту;
дарили родным и друзьям;
с «крашенкой» шли на кладбище - помянуть близких;
чтобы быть здоровыми и красивыми, умывались водой, в которую опускали
«крашенку»;
клали в кадку с семенами, и чтобы был хорошим урожай;
в Юрьев день, выпуская скотину, гладили каждое животное красным яйцом по
хребту и «наказывали»: будь сытая - гладкая, как яичко!
По народным поверьям, можно даже потушить пожар, если бросить в него
освященное в церкви яйцо.



День св. Валентина________________

Слова любви всегда бессвязны,
Они дрожат, они алмазы,
Как в час предутренний - звезда;
Они журчат, как ключ в пустыне,
С начала мира и доныне,
И будут первыми всегда.
Бальмонт. Слова любви

14 ФЕВРАЛЯ - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ВЛЮБЛЕННЫХ. Правда, праздник этот установлен не
ООН, и вообще нашему веку достался по наследству от минувших столетий. Но
от этого он не менее любим. Этот день отмечается во всех странах мира,
независимо от государственного строя, вероисповедания и географического
положения. Исключение до недавнего времени составляла наша страна, но вот и
мы отмечаем этот праздник уже с 1996 года.
История Дня всех влюбленных несколько странная. Ведь, по сути, у него нет
ни привычного нам героя, ни талисмана. Даже не совсем понятно, почему св.
Валентин считается покровителем влюбленных. Хотя существует легенда о том,
как наказанный за какие-то провинности католический монах по имени
Валентин, сидючи в яме, увидел прелестную девочку - дочь тюремщика. Она
была так хороша, так трогательно невинна, что монах полюбил ребенка и стал
посылать ей письма с голубиной почтой. Так это или нет, доподлинно
неизвестно, да и теперь уже неважно романтическая привязанность монаха к
ребенку подарила всем последующим поколениям прекрасный праздник, который,
по странному капризу судьбы, совпал с календарной встречей зимы с весной,
что добавляет ему радостных красок и романтичности. Именно на этот день
приходится начало окончания зимы, первые знаки пробуждения природы, ее
готовности к новому жизненному циклу. В этот день мы раскрываемся навстречу
«утру года» и любви.
У Дня св. Валентина масса разных примет и традиций. Скажем, первый
встречный на улице мужчина должен стать на этот день вашим «Валентином»,
или: накануне этого дня полагается посылать своим знакомым, друзьям,
любимым открытки с самыми добрыми пожеланиями и теплыми признаниями.
Конечно же, в этот день любимым преподносят подарки и цветы. У нас, в
России, это - подснежники, а вообще главным цветком, символизирующим
любовь, всегда была красная роза, символом мечты о любви - маленькая
«валентинка», записка невидимой феи любви, которую вы любым способом, но
обязательно отправляете любимому. А чтобы пожелания или загаданное желание
исполнилось, «валентинку» нужно, немедленно до окончания дня, бросить к
освященному любовью символическому месту. В Ростове этим местом является
Камень заветных желаний у Дворца бракосочетания.







Реферат на тему: Предмет и задачи культурологии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



Кафедра социологии и культурологии



Реферат по дисциплине «Культурология»


на тему:

«Предмет и задачи культурологии»



Выполнила: студентки 1 курса
заочного отделения группы ПИЭ-1
Колосова Олеся Николаевна

Работу проверил___________________
_________________________________


2002г.

ПЛАН:

1. Введение……………………………………………………….3 стр.

2. Формирование культурологии как науки………………...4 стр.


3. Рассмотрение задач культурологии с позиций культурной
антропологии………………………………………………….6 стр.

4. Исторические этапы культурологии………………………9 стр.


5. Современное понимание культурологии как науки……15 стр.

6. Заключение……………………………………………………18 стр.



1. Введение.
Культурология наука о культуре, о смыслах. От истории культурологию
отличает то, что история пытается установить время того или иного факта,
для историка важен сам факт, а ля культуролога важно, что значила культура
в то или иное время. Наиболее распространенным определением культурологии
является ее понимание как науки о наиболее общих закономерностях развития
культуры. Культурология, как и гуманитарное знание в целом, в силу ряда
причин не полностью удовлетворяет тем критериям научности, которые
сформировались в рамках естественных наук. Поэтому, когда хотят подчеркнуть
социально-научный характер культурологического исследования, опирающегося
на соответствующие методы, говорят о социальной культурологии. Следование
научной методологии в данном случае является обязательным и затрагивает как
объект, так и предмет и метод концептуального изложения. Необходимый
эмпирический и теоретический базис, который служит своего рода критерием
обоснованности культурологических гипотез, определяет границы их
применения. Гуманитарная проблематика и соответствующий ей стиль мышления
обусловлены как неповторимостью каждой личности, ее внутреннего мира,
эмоциональных состояний, чувств, одаренности, так и ее принадлежностью к
социокультурной среде. В зависимости от того, стремимся ли мы исследовать
социальные формы жизни человека в культуре, или, напротив, хотим понять
индивидуальное, личностное преломление социокультурных феноменов,
выбирается и аспект культурологии - либо социальный либо гуманитарный.



2. Формирование культурологии как науки.
Культурология - это гуманитарная наука о сущности, закономерностях
существования и развития, человеческом значении и способах постижения
культуры. Тэйлор ввел термин культурология Хотя культура стала предметом
познания с момента возникновения философии, оформление культурологии как
специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и
связано с философскими концепциями истории Дж. Вика (1668 -1744), И. Г.
Гердера (1744-1803) и Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831). Основополагающее влияние
на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей, О. Шпенглер
(1880-1936), автор одной из самой интересных концепций, вызвавшей взлет
широкого общественного интереса к культурологии. Основные идеи и концепции
культурологии XX в. связаны также с именами 3. Фрейда, К. Г. Юнга, К. А.
Бердяева, В нашей стране культурология представлена работами Н. Я.
Данилевского (1822-1885), Н. А. Бердяева. Метод культурологии есть
единство объяснения и понимания. Каждая культура рассматривается как
система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая
может постигаться путем рационального объяснения. Культурология не может
ограничиваться объяснением. Ведь культура всегда адресована человеческой
субъективности и не существует вне живой связи с нею. Поэтому культурология
для постижения своего предмета нуждается в понимании, т.е. обретении
целостной интуитивно - смысловой причастности субъекта к постигаемому
явлению. Задача культурологии - это осуществление диалога культур, в ходе
которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, но не
растворяемся в них. В культурологии есть не только система рационального
знания, но и система внерационального понимания, и обе эти системы
внутренне согласованы и одинаково важны для научно-гуманитарного
постижения культуры. Высшим достижением культурологии является полнота
понимания, опирающаяся на полноту объяснения. Это позволяет приникать в
жизненный мир иных культур, осуществлять диалог с ними и таким образом
обогащать и глубже постигать свою собственную культуру. Культурология
изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма
специфические, сферы культурной жизни, взаимодействуя (вплоть до
взаимопроникновения) с антропологией, этнографией, психиатрией,
психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой и т. д., и в
то же время сохраняя собственное лицо и решая свои собственные
исследовательские задачи. Иными словами, культурология является комплексной
гуманитарной наукой.



3. Рассмотрение культурологии с позиции культурной антропологии.
«Специфически человеческие особенности, отличающие род Homo saprins от всех
прочих животных видов, охватываются наименованием «культура»;
следовательно, науку о специфически человеческих способах деятельности
вполне можно было бы назвать культурологией…»
Культурология как интегративная наука формируется на стыке целого ряда
научных направлений, создавших собственные традиции изучения культуры.
Наиболее важным из них стали философия культуры, культурная антропология,
сравнительное языкознание, история культуры, социология культуры и т. д.
Специфику антропологической традиции точно подметил американский
культурантрополог Л. Уайт. Определив культуру как специфический класс
явлений, наделенных символическим значением и присущих только человеческому
сообществу, он выявил принципиально важную черту антропологии как науки о
человеке, дополнив свое определение соображениями о том, что мир человека –
это мир культуры.
Таким образом, на протяжении более 150 лет антропология (особенно
культурная), сохраняя целостный подход в изучении человека, как существа
биологического и культурного одновременно, выделяла культуру как объект
исследования, а мир человека рассматривала как совокупность тщательно
изучаемых этнографически, археологически, исторически других культур.
Системный подход, предложенный Л. Уайтом, преодолевая разнообразные
мнения о возможности или невозможности существования единой науки о
культуре, способствовал выявлению сущности культурологии как науки о
целостном феномене культуры, специфики ее как гуманитарной науки 20 века, и
новом качестве исследования, которое она как инструмент познания мира
человека дает изучающему культуру.
Термин «Культура» каждый понимает по- своему. Для одних культура-
научаемое поведение. Для других- не поведение как таковое, а его
абстракция. Для одних антропологов каменные топоры и керамические сосуды-
культура, для других ни одни материальный предмет таковой не является. Одни
полагают, что культурой лишь осязаемые предметы и явления внешнего мира.
Некоторые антропологи представляют культуру совокупностью идей, но спорят
друг с другом по поводу того, где эти идеи обитают: одни полагают, что в
сознании изучаемых людей, другие- что в сознании самих этнологов. Далее
следует понимание культуры как защитного механизма физического мира», «
культуры как совокупности составляющих «n» различных социальных сигналов,
которым соответствуют «m» различных ответов», затем царит уже полная
путаница и неразбериха.
В последнее время дискуссия вокруг понятия культуры заострилась на
проблеме различия между терминами «культура» и «человеческое поведение».
Долгие годы антропологи совершенно спокойно определяли культуру как
научаемое поведение, свойственное человеческому виду и передающееся от
одного индивида, группы индивидов или поколения другим при помощи механизма
социальной наследственности. Однако теперь на этот счет возникли сомнения,
которые привели к утверждению, что культура есть не само поведение, а лишь
его абстракция.
Когда культура превращается в абстракцию, она не только становится
невидимой и неуловимой, но вообще перестает существовать как таковая.
Почему же тогда столь многие выдающиеся антропологи поддерживают
«абстрактную» концепцию? Ключ к пониманию этого- а может, и просто
объяснение данного явления – дают Кребер и Клакхон: «Поведение для
психологии – материал первостепенной важности, интересная лишь постольку,
поскольку влияет на поведение; и совершенно естественно, что психологи и
социопсихологи считают своим предметом исследования в первую очередь
поведения, а уже потом распространяют свои интересы на культуру».
Кребер и Клакхон предложили простое и тактичное решение: пусть
психологи имеют дело с поведением, а антропологи занимаются абстакциями
поведения. Эти абстракции, мол, и являются культурой. С тех пор вопрос о
том, следует ли рассматривать культуру как поведение или как его
абстракцию, стал основополагающим во всех попытках выработать адекватную,
конструктивную, плодотворную и надежную концепцию культуры.
Проведя небольшие исследования американский культурантрополог Л. А.
Уайт сделал вывод, что существуют два различных научных подхода к изучению
предметов и явлений, зависящих от символической способности человека к
символизации. Если мы их рассматриваем во взаимосвязи с организмом
человека, т. е. В соматическом контексте, то эти предметы и явления есть
для нас человеческое поведение, а сами мы занимаемся психологией. Если же
мы будем рассматривать их во взаимосвязи друг с другом, независимо от
организма человека, т. е. в экстра соматическом контексте, то эти предметы
и явления станут для нас культурой – культурными элементами или культурными
чертами. Психология человека и культурология имеют в качестве объекта
исследования одни и те же феномены: предметы и явления, зависящие от
способности человека символизирования (символаты). А отличаются эти две
науки друг от друга различными контекстами, в которых изучаются эти
феномены. Таким образом, пишет Л. А. Уайт, культура представляет собой
класс предметов явлений, зависящих от способности человека к символизации,
который рассматривается в экстрасоматическом контексте. Это определение
спасает культурную антропологию от неосязаемых, неуловимых и онтологически
не существующих абстракций и снабжает ее реальным, материальным,
познаваемым предметом исследования. Ибо оно проводит четкую грань между
поведением и культурой; между наукой о психологии и наукой о культуре.



4. Исторические этапы культурологии
Среди множества классов предметов и явлений, рассматриваемых
современной наукой, есть одни, для которого нет названия. Это класс
феноменов, связанных с присущей исключительно человеку способностью
придавать символическое значение мыслям, действиям и предметам и
воспринимать символы. К этому классу относятся идеи, верования, отношения,
чувства, действия, модели поведения, обычаи, законы, институты,
произведения и формы искусства, язык, инструменты, орудия труда, механизмы
утварь, орнаменты, фетиши, заговоры и т. д.
Так повелось, что эти предметы и явления, связанные со способностью
человека к символизированию, ученые рассматривали в двух различных
контекстах, которые можно обозначить как соматический и экстрасоматический.
В первом случае для исследования важна взаимосвязь между этими предметами и
явлениями и организмом человека. Рассмотренные в соматическом контексте
предметы и явления, связанные с символической способностью человека,
называются поведением человека; точнее, поведением являются идеи,
отношения, действия: топоры и керамика непосредственно не могут быть
названы поведением, но они созданы трудом человека, т. е. они являются
овеществлены поведением человека. В экстрасоматическом контексте
взаимосвязь этих предметов и явлений друг с другом важнее, чем их
взаимосвязь с организмом человека. И в данном случае названием им будет
культура.
Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в
современном языке. Но это говорит скорее о многозначности и осмысленности
явления. Разнообразие обыденного словоупотребления перекликается со
множественностью научных определений. Такая неоднозначность говорит прежде
всего о многообразии самого феномена культуры. Мы привыкли говорить о
материальной и духовной культуре и прекрасно понимаем, что речь идет о
музыке, театре, религии в одном и о земледелии и садоводчестве,
компьютерном обеспечении производства, в другом. Но классифицируя, в
соответствии со сложившимся словоупотреблением, различные области культуры,
мы редко задумываемся над тем обстоятельством, что культура- это не только
различные области действительности, но и сама действительность человека в
этих областях. Все, чем мы пользуемся в области культуры (в том числе и
само понимание культуры), было когда- то открыто, осмысленно и введено в
человеческую повседневность. Другое дело, что существуют разные
национальные и исторические традиции, которые причудливо переплелись в
современном облике культуры, определяя содержание наших представлений о
культуре, а также, будучи переосмысленными в научных исследованиях, и
содержание научных теорий.
Очевидно, что культурология как наука 20 века не просто сводит воедино
существующее многообразие представлений о культуре и классифицирует
бесчисленные дефинции своего главного понятия, она опирается на
определенную традицию. Для европейской культурологии основные исторические
этапы этой традиции (исторического развития представлений о культуре и ее
понимания) составляют античность, средние века, новое время.
В понятии «культура», восходящем к римской античности, обычно
подчеркивается фиксируемое им отличие «человеческой жизнедеятельности от
биологических форм жизни». И действительно, первое значение этого термина
это возделывание, обработка, уход. Наиболее же привычное для нас значение
«культуры» как воспитания и образования в этом контексте воспринимается как
нечто дополняющее, а иногда и исправляющее человеческую природу и даже
противостоящее ей. Культурный человек всем обязан образованию и воспитанию,
и это и составляет содержание культуры всех народов, сохраняющих культурную
преемственность и традиции как форму коллективного опыта во
взаимоотношениях с природой.
Однако в этом случае контекст понятия «культура» невольно искажается.
Не принимается в расчет еще одно важное обстоятельство: «культура» - это
поклонение, почет, культ. И прежде всего религиозный культ. В древности
человек постоянно находился в окружении богов: он встречался с ними в поле,
роще, но боги жили и в доме человека, они жили в городе, оберегали
городские законы и безопасность граждан. В таком городе культура была
одновременно «воспитанием», «возделыванием» и «культом». И этим сочетанием
характеризуется процесс подготовки граждан в античном полисе, формирование
зрелого мужа из несмышленого ребенка, что и обозначили греки при помощи
понятия «пайдейя» (pais- ребенок).
Греческий термин «пайдейя» обозначает как непосредственно воспитание,
обучение так и в более широком смысле: образование; образованность;
просвещение; культуру. Основные ценности греческой пайдейи выходят за
пределы собственно педагогической сферы и формируются как нормы и образцы в
контексте культуры.
Но уже в эпоху эллинизма, с потерей античным полисом своей прежней
самостоятельности разрушаются идеалы греческой «пайдейи». Превратилась
связь времен, общество перестало нуждаться в гражданах. Сомнения во всех
ценностях, крайний скепсис, цинизм, с одной стороны, и догматическая вера в
судьбу и предопределение, с другой, характеризуют растерянность античного
человека перед лицом социальных катаклизмов. Как всегда в таких условиях
страдает культура. Падает престиж образованности и познания. Ядро греческой
образованности оказывается невостребованным.
Средневековая культура – культура христианская, отрицая языческое
отношение к миру, тем не менее, сохранила основные достижения античной
культуры. Если в основе античного понимания культуры лежало признание без
личностного абсолюта, то средневековая культура осознает себя в постоянном
стремлении к самоусовершенствованию и избавлению от греховности.
Единый и вездесущий бог как сверхъестественная личность создает мир и
от мира не зависит, мир и человек имеют свои основания в боге. Божественная
символика, разлитая в мире, заставляла человека вчитываться в «письмена
бога». «Природа виделась огромным хранилищем символов. Элементы различных
природных классов- деревья в лесу символов. Минералы, растения, животные
все символично, и традиция довольствовалась тем, что некоторым из них
давала преимущество перед другими» (Жак Ле Гофф).
Здесь обнаруживаются радикальные изменения в понимании культуры,
отличающие одну эпоху от другой. Античное понимание культуры, основанное на
признании рационального поиска как пути к добродетели (совершенству в какой-
либо области, в том числе и этической), оказалось совершенно беспомощным,
как только окружающий мир, природа потеряли свою суверенность, так только
человек увидел, что кроме вещественно телесного мира, его земной родины,
есть родина небесная, духовный мир, где человек обретает подлинное
блаженство, поскольку, хотя его тело принадлежит земному миру, душа его
бессмертна и принадлежит миру небесному. Оказавшийся перед лицом
необозримого мира, человек увидел, что в нем действуют законы и нормы,
неподвластные человеческому разуму.
Культура вновь предстала перед человеком как необходимость
«возделывания» собственных способностей, в том числе и разума, но
«естественного разума», от природы не испорченного и дополненного верой.
Новое понимание культуры позволило человеку осознать свою уникальность: Бог
создал человека, его бессмертную душу. Счастье человека не в познании себя,
а в познании Бога. Познать себя невозможно, открываются глубины
человеческой души, уникальности человека. Счастье и свобода не в его
независимости, а в осознании того духовного родства, в котором он находится
со Всевышним. Тогда человек научится преодолевать себя, достигать
недостижимого. Культура начинает осознаваться не как воспитание меры,
гармонии и порядка, а как преодоление ограниченности, как культивирование
неисчерпаемости, бездонности личности, как ее постоянное духовное
совершенствование.
Новое время (17 – 19 в.в.) демонстрирует целый ряд философских теорий
культуры. понятие культуры разрабатывается в контексте философского
рассмотрения вопросов познания и метода, рационального устройства общества
и т. д. И постепенно перемещается в центр философский интересов. В
философии нового времени переосмысливается античное и средневековое
понимание культуры, в плане философии культуры наиболее интересные идеи
выдвигаются в философии Просвещения. Просвещение – особый исторический
период, предшествующий буржуазным преобразованиям, в частности, в Англии,
Франции, Германии. Это восемнадцатое столетие (в Англии- Толанд, во Франции
– Вольтер, в Германии – Гетте, Шиллер), которое отнимает у религии
монопольное право на истину о мире и че

Новинки рефератов ::

Реферат: Физкультура при близорукости (Физкультура)


Реферат: Социальная работа в пенитенциарной системе (Социология)


Реферат: Самолет Hawker Hurricane ( Космонавтика)


Реферат: Героическая оборона Порт-Артура (История)


Реферат: Влияние семьи на становление личности (Психология)


Реферат: Дюркгейм (Социология)


Реферат: Гиппиус и Бурлюк (Литература : русская)


Реферат: Конституционный строй в Республике Беларусь (Право)


Реферат: Субкультуры как способ межличностной и межкультурной коммуникации (Социология)


Реферат: Юридическое лицо (Государство и право)


Реферат: Билеты по предпринимательскому праву (Предпринимательство)


Реферат: Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия за IV квартал 2001 года (Бухгалтерский учет)


Реферат: Разработка интерактивной среды обучения работе (Компьютеры)


Реферат: Металлургический комплекс России (Металлургия)


Реферат: Александр Флеминг (Исторические личности)


Реферат: История возникновения, сущность и этапы развития аудита (Бухгалтерский учет)


Реферат: Подготовка и использование жидкого навоза (Сельское хозяйство)


Реферат: Физическая связь (Химия)


Реферат: Искусство на Руси (Искусство и культура)


Реферат: Аудиторская проверка счетов организации в банках (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист