GeoSELECT.ru



Естествознание / Реферат: Естествознание эпохи средневековья (Естествознание)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Естествознание эпохи средневековья (Естествознание)



Естествознание эпохи Средневековья
1. Средневековая духовная культура.
Средними веками культурологи называют длительный период в истории
Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает
более тысячелетия с V по XV века.
Внутри тысячелетия принято выделять по меньшей мере три периода:
Раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до X - XI
вв);
Высокое (Классическое) Средневековье - от X -XI веков до примерно XIV
века;
Позднее Средневековье, XIV- XV века.
Некоторые авторы в контексте Средневековья рассматривают и так
называемый переходный период от Средних веков к Новому Времени (XVI-XVII
века), однако представляется более обоснованным рассматривать период
Реформации и Конрреформации как отдельный период истории и культуры,
оказавший большое влияние на дальнейшее формирование культурного сознания
народных масс.
Народная культура этой эпохи - новая и почти неразведанная еще в науке
тема. Идеологам феодального общества удалось не только оттеснить народ от
средств фиксации его мыслей и настроений, но и лишить исследователей
последующих времен возможности восстановить основные черты его духовной
жизни. “ Великий немой”, ”великий отсутствующий”, “люди без архивов и без
лиц” - так именуют современные историки народ в эпоху, когда для него был
закрыт непосредственный доступ к средствам письменной фиксации культурных
ценностей.
Народной культуре средневековья не повезло в науке. Обычно, когда
говорят о ней, упоминают самое большее остатки древнего мира и эпоса,
пережитки язычества. В тех сравнительно редких случаях, когда современный
специалист обращается к народной религиозности средневековья, у него не
находится для нее иных характеристик как “наивная”, “примитивная”,
“неотесанная”, “грубая”, “поверхностная”, “пралогическая”, ”ребяческая”;
это религия “народа-ребенка“, переполненная суевериями и ориентированная на
сказочное и баснословное.
Критерии для подобных оценочных суждений берут из “высокой” религии
просвещенных и именно с их позиции судят о сознании и эмоциональной жизни
простолюдинов, не ставя перед собой задачи рассмотреть ее “изнутри”,
руководствуясь ее собственной логикой.
Таким образом, долгое время в историко-культурологической литературе
господствовал взгляд на Средневековье как на “темные века”. Основы такой
позиции были заложены просветителями. Однако история культуры
западноевропейского общества была далеко не столь однозначна.
Раннее Средневековье - время, когда в Европе происходили бурные и
очень важные процессы, такие, как вторжение варваров, закончившиеся
падением Римской империи. Варвары селились на землях бывшей империи,
ассимилировались с ее населением, создавая новую общность Западной Европы.
Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство,
которое к концу существования Рима стало его государственной религией.
Христианство в различных его формах вытесняло языческие верования, и этот
процесс после падения империи только ускорился. Это второй важнейший
исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной
Европе.
Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей
Римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же
“варварами”. Племенные вожди провозглашали себя королями, герцогами,
графами, постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей.
Характерной особенностью жизни в раннее Средневековье были постоянные
войны, грабежи и набеги, которые существенно замедляли экономическое и
культурное развитие.
В период раннего средневековья идейные позиции феодалов и крестьян еще
не оформились и крестьянство, только рождавшееся как особый класс общества,
в мировоззренческом отношении растворялось в более широких и неопределенных
слоях.
Главная масса населения Европы того времени - сельские жители, образ
жизни которых был всецело подчинен рутине, а кругозор до крайности
ограничен. Консерватизм - неотъемлемый признак этой среды.

Крестьянство и его жизнь почти вовсе не отражаются в социальной
картине мира, как мыслилась она в ту пору, и этот факт сам по себе весьма
симптоматичен. Общество, аграрное по своей природе, строившееся на
эксплуатации и подчинении широких слоев сельского населения, как бы
позволяло себе идеологически игнорировать собственное большинства.
Парадокс: простой люд, прежде всего - крестьянство, презираемое и
игнорируемое господствующим классом, вместе с тем, в определенном смысле,
доминировало в духовной жизни раннего Средневековья. Сельская жизнь с ее
неторопливой размеренностью и периодической сменой производственных
сезонов, была главным регулятором социального ритма общества.
Церковь не разделяла открытой враждебности к крестьянам. Ее задача
состояла в том, чтобы по возможности сглаживать социальные конфликты и
антагонизмы. Обращаясь к сильным мира сего, она взывала к милосердию по
отношению к угнетенным и обездоленным.
Это сочувствие проистекало в значительной мере из социального учения
церкви, которая превозносило бедность, считая ее идеальным состоянием.
Правда, осуждение богатства, столь решительное в произведениях церкви
III-V веков, было несколько приглушено в литературе более позднего
времени, когда церковь стала крупнейшим собственником. Прославление же
бедности проходит лейтмотивом через все литературные памятники Раннего
Средневековья.
Необходимо отметить важную черту средневековой словесности - в
обществе, подавляющая часть которого была неграмотна, письменность не
служила определяющим средством человеческих коммуникаций. Средневековое
общество в своей толще было обществом бесписьменным.
На протяжении большого исторического периода народные диалекты и
языки Западной Европы, будучи средствами устного общения людей, не могли
овладеть сферой письменности - она оставалась всецело под властью латыни -
языка, который был унаследован от предшествовавшей эпохи европейской
истории и являвшегося официальным и профессиональным языком единственно
образованного и монополизировавшего образование слоя общества -
духовенства. Быть грамотным означало знать латынь. Соответственно
сохранялось, как существенное и значимое, утвердившееся в поздней
античности деление людей на litterati и illiterati , т. е. на
образованных, знающих латынь, и на “идиотов” - неграмотных,
довольствующихся данным им от рождения грубым народным языком.
В V-IX вв все школы в странах Западной Европы находились в руках
церкви. Церковь составляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная
задача была определена как воспитание служителей церкви. В церковных школа
преподавались “ унаследованные” от античности так называемые “семь
свободных искусств”: грамматика, риторика, диалектика с элементами логики,
арифметика, геометрия, астрономия и музыка.
Кроме монашеских школ существовало также незначительное количество так
называемых “внешних” школ, где обучались юноши, не предназначенные для
церковной карьеры. Однако это были , в основном, дети из знатных семей.
Уровень преподавания в разных школах был неодинаков, соответственно,
менялся и уровень образования людей. После определенного подъема VIII-IX вв
развитие умственной жизни в X-начале XI вв заметно затормозилась.
Духовенство, в основном, было неграмотно, распространялось невежество.
Пришли в упадок скриптории - мастерские, существовавшие при церквях, в
которых переписывались рукописи, а также церковные и монастырские
библиотеки. Книг было мало и стоили они баснословно дорого, что закрыло
путь к образованию даже детям из относительно обеспеченных семей.
В период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия,
особенно героический эпос, что было характерно прежде всего для Англии и
стран Скандинавии.
Однако, следует еще раз подчеркнуть, что все же средневековый
европеец, включая и высшие слои общества, был преимущественно неграмотен.
Ужасающе низким был уровень грамотности даже священников в приходах.
Уровень же образованности мирян был вообще минимальным. Масса
прихожан слушала неграмотных священников. При этом сама Библия была для
рядовых мирян запретна, ее тексты считались слишком сложными и недоступными
для непосредственного восприятия простых прихожан. Толковать ее
дозволялось только священнослужителям. Массовая средневековая культура -
это культура бескнижная, “догутенбергова”. Она опиралась не на печатное
слово, а на изустные проповеди и увещевания. Она существовала через
сознание безграмотного человека. Это была культура молитв, сказок, мифов и
волшебных заклятий. ([3],стр .31)
Вместе с тем, значение слова, написанного и особенно - звучащего, в
средневековой культуре было чрезвычайно велико. Молитвы воспринимались
функционально как заклинания, проповеди на библейские сюжеты - как
руководство к обыденной жизни, магические формулы - как способ решить
проблемы. Все это также формировало средневековый менталитет. Люди
привыкли напряженно вглядываться в окружающую действительность, воспринимая
ее как некий текст, систему символов, содержащий некий высший смысл. Эти
слова-символы надо было уметь распознавать и извлекать из них божественный
смысл. Этим, в частности, объясняются и многие особенности средневековой
художественной культуры, рассчитанной на восприятие именно такого, глубоко
религиозного и символического сознания. Поэтому для средневекового сознания
, средневекового менталитета культура, прежде всего, выражала смысл, душу
человека, приближала человека к Богу, как бы переносила в иной мир, в
отличное от земного бытия пространство. И пространство это выглядело так,
как описывалось в Библии, в житиях святых. Соответственно этому
определялось и поведение средневекового европейца, вся его деятельность.
В Средние века комплекс представлений о мире, верований, умственных
установок и системы поведения, который условно можно было бы назвать
“народной культурой” или “ народной религиозностью” так или иначе был
достоянием всех членов общества.
Мышление средних веков было преимущественно теологическим.
Средневековая церковь, с опаской и подозрением относившаяся к обычаям,
вере и религиозной практике простонародья, испытывала на себе их влияния.
Как пример, можно привести санкционирование церковью культа святых в его
народной интерпретации.
Магический подход к природе распространялся на христианские обряды,
вера в чудеса была повсеместной.
Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в
значительной степени определялась христианством.
Европейское средневековой общество было очень религиозно и власть
духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным
моментом всякого мышления, все науки - юриспруденция, естествознание,
философия, логика- все приводилось в соответствие с христианством. Высшее
духовенство было единственно образованным классом, однако средневековый
европеец , включая и высшие слои общества, был неграмотен. Ужасающе низким
был уровень грамотности даже священников в приходах. Лишь к концу XV века
церковь осознала необходимость иметь образованные кадры и начала открывать
духовные семинарии.
Массовая средневековая культура - это культура бескнижная,
“догутенбергова”. Она опиралась не на печатное слово, а на изустные
проповеди и увещевания. Она существовала через сознание безграмотного
человека. Это была культура молитв, сказок, мифов и волшебных заклятий.
“ Переводом” мыслей социальной и духовной элиты на доступный для
понимания всех людей язык стали проповеди, предствляющие собой значительный
пласт средневековой культуры. Приходские священники, монахи, миссионеры
должны были растолковывать народу основные положения богословия, внушать
принципы христианского поведения и искоренять неправильный образ мыслей.
Создавалась специальная литература, которая популярно излагала основы
христианского учения, давая пастве образцы для подражания. Эта литература,
в основном, предназначалась священникам, чтобы они использовали ее в своей
повседневной деятельности.



2. Естественнонаучные достижения в эпоху Средневековья
2.1. Страны Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока
В эпоху Средних веков возросло влияние церкви на все сферы жизни
общества. Европейская наука переживала кризис вплоть до XII-XIII вв. В это
время эстафету движения научной мысли Древнего Мира и античности перехватил
Арабский мир, сохранив для человечества выдающиеся труды ученых тех времен.
Ф. Шиллер писал, что арабы как губка впитали в себя мудрость античности, а
затем передали его Европе, перешедшей из эпохи варварства в эпоху
Возрождения.
Ислам, объединив всех арабов, позволил им потом в течение двух-трех
поколений создать огромную империю, в которую помимо Аравийского
полуострова вошли многие страны Ближнего Востока, Средней Азии, Северной
Африки, половина Пиренейского полуострова. Развитие исламской
государственности в VIII—XII вв. оказало благотворное влияние на
общемировую культуру. К Х в. сформировались наиболее крупные культурные
центры Арабского мира: Багдад и Кордова. В этих городах было много
общественных библиотек, книжных магазинов, существовала мода и на личные
библиотеки.
Арабский мир дал человечеству много выдающихся ученых и организаторов
науки. Так, например, Мухаммед, прозванный аль-Хорезми (первая половина IX
в.) был выдающимся астрономом и одним из создателей алгебры; Бируни (973-
1048) — выдающийся астроном, историк, географ, минералог; Омар Хайям (1201—
1274) — философ и ученый, более известный как поэт; Улугбек (XV в.) —
великий астроном и организатор науки, один из наследников Тимура, а также
Джемшид, Али Кушчи и многие другие ученые.
Аль-Хорезми значительно улучшил таблицы движения планет и
усовершенствовал астролябию — прибор для определения положения небесных
светил. Бируни со всей решительностью утверждал, что Земля имеет
шарообразную форму, и значительно уточнил длину ее окружности. Он также
допускал вращение Земли вокруг Солнца. Омар Хайям утверждал, что Вселенная
существует вечно, а Земля и другие небесные тела движутся в бесконечном
пространстве.



2.2 Европейские государства
Однако естествознание развивалось и в средневековой Европе, причем его
развитие шло по самым разным путям. Особо необходимо упомянуть поиски
алхимиков и влияние университетов, которые были чисто европейским
порождением. Огромное число открытий в алхимии было сделано косвенно.
Недостижимая цель (философский камень, человеческое бессмертие) требовала
конкретных шагов, и, благодаря глубоким знаниям и скрупулезности в
исследованиях, алхимики открыли новые законы, вещества, химические
элементы.
С XIII в. в Европе начинают появляться университеты. Самыми первыми
были университеты в Болонье и Париже. Благодаря университетам возникло
сословие ученых и преподавателей христианской религии, которое можно
считать фундаментом сословия интеллектуалов.
Периодом «научной революции» иногда называют время между 1543 и 1687
гг.
Первая дата соответствует публикации Н. Коперником работы «Об
обращениях небесных сфер»; вторая — И. Ньютоном «Математические начала
натуральной философии».
Все началось с астрономической революции Коперника, Тихо Браге,
Кеплера, Галилея, которая разрушила космологию Аристотеля — Птолемея,
просуществовавшую около полутора тысяч лет.
Коперник поместил в центр мира не Землю, а Солнце;
Тихо Браге — идейный противник Коперника — движущей силой, приводящей
планеты в движение, считал магнетическую силу Солнца, идею материального
круга (сферы) заменил современной идеей орбиты, ввел в практику наблюдение
планет во время их движения по небу;
Кеплер, ученик Браге, осуществил наиболее полную обработку результатов
наблюдений своего учителя: вместо круговых орбит ввел эллиптические он
количественно описал характер движения планет по этим орбитам;
Галилей показал ошибочность различения физики земной и физики
небесной, доказывая, что Луна имеет ту же природу, что и Земля, и формируя
принцип инерции. Обосновал автономию научного мышления и две новые отрасли
науки: статику и динамику. Он «подвел фундамент» под выдающиеся обобщения
Ньютона, которые мы рассмотрим далее.
Данный ряд ученых завершает Ньютон, который в своей теории гравитации
объединил физику Галилея и физику Кеплера.
В течение этого периода изменился не только образ мира. Изменились и
представления о человеке, о науке, об ученом, о научном поиске и научных
институтах, об отношениях между наукой и обществом, между наукой и
философией, между научным знанием и религиозной верой. Выделим во всем этом
следующие основные моменты.
1. Земля, по Копернику, — не центр Вселенной, созданной Богом, а
небесное тело, как и другие. Но если Земля — обычное небесное тело, то не
может ли быть так, что люди обитают и на других планетах?
2. Наука становится не привилегией отдельного мага или просвещенного
астролога, не комментарием к мыслям авторитета (Аристотеля), который все
сказал. Теперь наука — исследование и раскрытие мира природы, ее основу
теперь составляет эксперимент. Появилась необходимость в специальном
строгом языке.
3. Наиболее характерная черта возникшей науки — ее метод. Он допускает
общественный контроль, и именно поэтому наука становится социальной.
4. Начиная с Галилея наука намерена исследовать не что, а как, не
субстанцию, а функцию.
Научная революция порождает современного ученого-экспериментатора,
сила которого — в эксперименте, становящемся все более и более точным,
строгим благодаря новым измерительным приборам. Новое знание опирается на
союз теории и практики, который часто получает развитие в кооперации
ученых, с одной стороны, и техников и мастеров высшего разряда (инженеров,
художников, гидравликов, архитекторов и т.д.) — с другой.
Возникновение нового метода исследования – научного эксперимента
оказало огромное влияние на дальнейшее развитие науки.



2.3 Развитие физики, алхимии и биологии в период средневековья
Внутренние (непроизводительный рабский труд, презрение свободных
граждан к труду, восстание рабов и т.д.) и внешние (нашествие варваров)
причины привели к распаду Римское государство. Античная цивилизация
погибла, многие культурные и научные достижения были утрачены.
Организованной силой сохранилось христианская церковь, сумевшая быстро
приспособиться к происшедшим изменениям. Становление нового, феодального
уклада во многом осуществлялось с опорой на христианство. Римская эпоха
мало что дала теоретической науке, но она оставила богатый опыт в военном,
техническом и административном деле, который, на ряду с латинской грамотой,
осваивался завоевателями. Постепенно создавались школы, колледжи,
университеты, попавшие под влияние церкви. В монастырях оказались
сосредоточенными труды древних авторов. Колледжи, монастыри и университеты
превращались в центры новой западноевропейской культуры. В это время на
Ближнем Востоке на основе ислама было создано на Аравийском полуострове
сильное арабское государство, быстро завоевавшее Иран, Египет, страны
Среднего Востока, юг Пиринейского полуострова. Поскольку основной задачей
арабов было совершенствование военного дела, сбор даней и разнообразных
податей, то производством, торговлей занимались представители коренных
народов. И хотя арабский язык стал государственным языком, завоеватели
сохраняли культуру завоеванных народов. На арабский язык были переведены
труды античных авторов. Стали создаваться университеты в Кордове (755 г.),
Багдаде (795 г.), Каире (972 г.). Для сравнения образование университетов в
Европе: в Монпелье (1180 г.) Винченце (1205 г.), Ареццо (1215 г.), Падуе
(1222 г.), Тулузе (1229 г.), Гренобле (1339 г.), Праге (1348 г.),
Флоренции (1349 г.), Кракове (1368 г.). Важно подчеркнуть, что влияние
ислама в арабских университетах было слабее, чем христианства в западно-
европейских университетах. Таким образом, арабы в VII- XI вв. были звеном,
связывающим восточную и западную культуру. Многие труды античных авторов на
латинский язык переводились с арабского языка. Тот факт, что в качестве
языка культурного общения на Арабском Востоке использовался живой
разговорный язык, а не мертвый латинский (как в Европе), был важным
культурным фактором. Кроме того, распространение среди арабов суфизма,
обязывавшего мусульман исповедовать три обязательных догмата - веру в
Аллаха, в его пророков и загробный суд, - давало больше свободы для решения
проблем естествознания, благодаря чему на Арабском Востоке могли
развиваться научные представления, в основе которых лежало научное наследие
античности. Начавшись с комментариев трудов античных авторов (прежде всего
в области механики и оптики), физические учения приобретали самостоятельный
вид. Наиболее значительными фигурами среди арабских ученых были Ибн Сина,
аль-Бируни и Ибн Рушд.
Аль-Бируни изобрел "конический прибор", позволявший определять
плотность металлов и других веществ, причем с весьма высокой точностью.
(Вклад аль-Бируни в развитие астрономии описан в разделе "Концепции
астрономии".)
Ибн Рушд, известный в Европе под именем Аверроэс, дан комментарий к
"Физике" Аристотеля. В античной механике проблемы различия между
кинематикой и динамикой не существовало. В античной механике математической
формулировки скорости движения не было, ибо само представление о
возможности количественной оценки качественной определенности отсутствовало
(Аристотель эти категории считал принципиально различными). Одни
интерпретаторы Аристотеля полагали, что движение надо рассматривать лишь
как чистое перемещение . Ибн Рушд настаивал на необходимости описывать
движение с учетом вызвавших его причин.
В области физических учений Ибн Сины (980-1037), которого в Европе
называли Авиценной, связано с проблемой движения брошенного тела. По данной
проблеме он разработал собственную концепцию, суть которой заключается в
признании того, что движимое получает склонность от движителя. По Ибн Сине,
существуют три вида склонностей: психическая (связанная с жизнью),
естественная и противоестественная (насильственная). Естественная
склонность присуща свободно падающим телам. Противоестественная склонность
(или приложенная сила) присуща противоестественно движущимся телам, причем
ее действие зависит о величины веса тела, которому она сообщена. Ибн Сина
утверждал, что противоестественная склонность ощущается как сопротивление
насильственной попытке остановить естественное движение или перевести один
вид противоестественного движения в другой. Если насильственное движение
снаряда вызвано действующей в пустоте силе, то оно должно силой, то оно
должно сохраняться, не уничтожаясь и не прерываясь. Если же сила существует
в теле, то она должна либо оставаться в нем, либо исчезнуть. Но если она
остается, то движение будет продолжаться непрерывно. Признание действия
зависимости противоестественной склонности от величины веса тела, которому
она сообщена, было шагом к количественной оценке склонности.
Аристотелевские представления о роли воздуха в передаче движения Ибн Синой
были отвергнуты. Таким образом, Ибн Сина полагал, что в теле может быть
только одна "склонность". Веком позже аль- Баркат утверждал возможность
одновременного существования в одном теле разных "склонностей" - при
свободном падении тяжелого тела источник естественной склонности находится
в самом теле и поэтому может непрерывно действовать, пока тело не достигнет
своего естественного места.
В XIII веке к анализу данной проблемы обратился Фома Аквинский,
который отрицал возможность передачи телу самостоятельной способности
движения. У. Окхэм проблему брошенного тела свел к чисто кинематической
задаче, снимая вопрос об источнике движения, а Ж.Буридан, выявив
противоречия аристотельской трактовки проблемы, формирует физическое
представление о зависимости напора от скорости перемещения и "количества
материи", заключенного в движущемся теле, солидаризировавшись с концепцией
аль-Барката.
Достижения в области оптики эпохи средневековья связаны прежде всего с
именами аль-Хайсама, известного в Европе как Альхазен. Он создал
капитальный труд "Сокровище оптики", оказавший большое влияние на развитие
этой области физики. Он впервые дал анатомическое описание глаза и
разработал концепцию, в соответствии с которой зрение вызывается лучами,
приходящими в глаз от объектов, а изображение формируется внутри хрусталика
прежде, чем достигнет оптического нерва. Рассматривая свет как поток
частиц, Альхазен отражение света трактует как механическое явление.
Установив, что нормаль к поверхности зеркала, падающий и отраженный лучи
находятся в одной плоскости, он усовершенствовал формулировку закона
отражения. В Западной Европе оптические исследования начинаются в XIII
веке. Р.Гросетет разрабатывает геометрическую теорию происхождения радуги
как эффекта преломления света в каплях воды и концепцию прямолинейного
распространения света и звука на основе представления их как волн -
отражение света рассматривалось по аналогии с эхом. Несомненным достижением
было и изобретение в XIII веке очков, но оно не основывалось на каких-либо
теоретических разработках . К достижениям следует отнести и исследования
магнетизма П. де Марикура (Перегрина), который высказал мысль о том, что
стрелка компаса поворачивается не к Полярной звезде (как думали древние
китайцы), а к полюсу.
При оценке результатов развития физических представлений в эпоху
средневековья большинство историков науки исходит из того, что за это время
ни в одной из областей физики не было разработано ни одной последовательной
физической теории, ни эффективных экспериментных методов. Теоретические
построения отличались абстрактностью. Технические достижения не
основывались на теоретических разработках, теория и практика разобщены.
Новая физика существовала лишь в потенции - в отдельных, не всегда
отчетливых догадках, идеях. Но религиозные предрассудки (как христианства,
так и ислама) не дает возможности им раскрыться. Умственная деятельность
остается еще подчиненной религиозным догматам. В физике отсутствовали
развитые количественные оценки. Однако развитие деловой жизни требовало
качественных расчетов все больше и больше. Феодальная система хозяйства
обнаруживала признаки разложения. Зарождавшиеся новые экономические
отношения способствовали техническому прогрессу главным образом за счет
рационализации труда. Медленное, но постепенно ускоряющееся развитие
техники и научных запросов готовил почву для возникновения новой
общественно-экономической формации. Можно сказать, что наука развивалась
вслед за развитием зарождающегося капитализма, усиливая свое влияние на
этот процесс.
Список литературы.

1. Гуревич А.Я. “Средневековый мир: культура безмолствующего
большинства”. М., 1990 г
2. Заковский И.С. “ Проблемы средневековой науки и культуры”. М., 1981
г.
3. Гуревич А.Я. “ Категории средневековой культуры” М., 1984 г
4. Под ред. Марковой А.Н. ”Культурология”, М., 1995 г.
5. Под ред. Радугиной А.А. “Культурология” . М., 1997 г
6. Данилова B.C., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного
естествознания. — М.: Аспект Пресс, 2000.





Реферат на тему: Звезды и их судьба

Министерство образования РФ
Уральский государственный технический университет - УПИ
Кафедра физики.



РЕФЕРАТ


Тема работы: «Звезды и их судьба»



Руководитель: Лобанов В. В.
Студентка: Климова Ю. В.

Группа: ФГО-145



Екатеринбург
2001 г.
Содержание.


Введение………………………………………………………………………3


Краткая история изучения звезд…………………………………………….4


Классификация, характеристики звезд……………………………………..6


Внутреннее строение звезд………………………………………………...10


Происхождение и эволюция звезд…………………………………………12

Список литературы…………………………………………………………18

Введение.
| |


С древних времен люди видели на небе звезды, и хотели понять, что они
из себя представляют. Объяснить природу звезд пытались с древних времен,
однако понять, что такое звезда смогли только в XX в., но и сейчас есть
немало загадок.
Звезды - это одна из основных форм вещества во Вселенной. В них
сосредоточена большая часть вещества во вселенной. В основном звезды
расположены в галактиках, вне галактик звезды редки.
Многие небесные “туманности”, если смотреть на них в телескоп, также
оказываются группами звёзд. Таков, например, Млечный путь - наша Галактика,
включающая сотни миллиардов звёзд. До недавнего времени считалось, что в
звёздах сосредоточено почти всё вещество Вселенной. В Солнечной системе,
например, масса центральной звезды, Солнца, намного превосходит суммарную
массу всехдругих тел: планет, астероидов, комет, пылинок, льдинок. В
середине 20-го века казалось, что мы понимаем строение Вселенной: множество
Галактик, состоящих из звёзд, с планетными системами вокруг некоторых из
них, и всей этой иерархией правит сила всемирного тяготения, или
гравитация. Даже считавшиеся редкими двойные звёзды, планеты, газовые и
пылевые облака должны подчиняться этой великой силе. Но изучая
распределение и движение звёзд в окрестностях Солнечной системы и во всей
Галактике, учёные открывали один неожиданный факт за другим.
В Солнечной системе действует правило: чем ближе планета к Солнцу, тем
быстрее она вращается вокруг него. То же самое правило должно действовать в
Галактике: звёзды близкие к центру Галактики должны вращаться вокруг него
гораздо быстрее звёзд, находящихся на периферии. Однако, на самом краю
Галактики звёзды движутся также быстро, как близкие к центру. Это не
соответствует законам Кеплера, механики Ньютона и, в конечном счёте, закону
всемирного тяготения. Чем пристальнее учёные следили за движением звёзд,
тем более странным оно выглядело. Группы звёзд, которые должны разлетаться
в разные стороны, как выяснилось, держатся вместе миллиарды лет. Некоторые
звёзды меняли направление своего движения в космосе без видимых причин,
словно куклы-марионетки. Казалось, звёзды перестали подчиняться силе
тяготения. Кто-то невидимый оказался настоящим хозяином Вселенной. Как
будто у звёзд, источников света, появились тени. Прояснялась одна
удивительная истина: свет и масса не обязательно сопутствуют друг другу, во
Вселенной много и ярких объектов малой массы, и слабо светящих массивных
тел.

Краткая история изучения звёзд.

Изучение звезд было вызвано потребностями материальной жизни общества
(необходимость ориентировки при путешествиях, создание календаря,
определение точного времени). Уже в глубокой древности звёздное небо было
разделено на созвездия. Долгое время звезды считались неподвижными точками,
по отношению к которым наблюдались движения планет и комет. Со времён
Аристотеля (4 в. до н. э.) в течение многих столетий господствовали
взгляды, согласно которым звёздное небо считалось вечной и неизменной
хрустальной сферой, за пределами которой находилось жилище богов. В конце
16 в. итальянский астроном Джордано Бруно учил, что звезды - это далёкие
тела, подобные нашему Солнцу. В 1596 (немецкий астроном И. Фабрициус) была
открыта первая переменная звезда а в 1650 (италийский учёный Дж. Риччоли) -
первая двойная. В 1718 английский астроном Э. Галлей обнаружил собственные
движения трёх звезд. В середине и во 2-й половине 18 в. русский учёный М.
В. Ломоносов, немецкий учёный И. Кант, английские астрономы Т. Райт и В.
Гершель и др. высказывали правильные идеи о той звёздной системе, в которую
входит Солнце. В 1835-39 русский астроном В. Я. Струве, немецкий астроном
Ф. Бессель и английский астроном Т. Гендерсон впервые определили расстояния
до трёх близких звезд. В 60-х гг. 19 в. для их изучения применили
спектроскоп, а в 80-х гг. стали пользоваться и фотографией. Русский
астроном А. А. Белопольский в 1900 экспериментально доказал для световых
явлений справедливость принципа Доплера, на основании которого по смещению
линий в спектре небесных светил можно определить их скорость движения вдоль
луча зрения. Накопление наблюдений и развитие физики расширили
представления о звездах.
В начале 20 в., особенно после 1920, произошёл переворот в научных
представлениях об этих космических объектах. Их начали рассматривать как
физические тела; стали изучаться структура звезды, условия равновесия их
вещества, источники энергии. Этот переворот был связан с успехами атомной
физики, которые привели к количественной теории звёздных спектров, и с
достижениями ядерной физики, давшими возможность провести аналогичные
расчёты источников энергии и внутреннего строения звезд (наиболее важные
результаты были получены немецкими учёными Р. Эмденом, К. Шварцшильдом, Х.
Бете, английскими учёными А. Эддингтоном, Э. Милном, Дж. Джинсом,
американскими учёными Г. Ресселом, Р. Кристи, советским учёным С. А.
Жевакиным). В середине 20 в. исследования приобрели ещё большую глубину в
связи с расширением наблюдательных возможностей и применением электронных
вычислительных машин (американские учёные М. Шварцшильд, А. Сандидж,
английский учёный Ф. Хойл, японский учёный С. Хаяси и др.). Большие успехи
были достигнуты также в изучении процессов переноса энергии в фотосферах
звезд (советские учёные Э. Р. Мустель, В. В. Соболев, американский учёный
С. Чандрасекар) и в исследованиях структуры и динамики звёздных систем
(голландский учёный Я. Оорт, советские учёные П. П. Паренаго, Б. В.
Кукаркин и др.).
Классификация, характеристики звезд.

В результате огромной работы, проделанной астрономами ряда стран в
течение последних десятилетий, мы многое узнали о различных характеристиках
звезд, природе их излучения и даже эволюции. Как это ни покажется
парадоксальным, сейчас мы гораздо лучше представляем образование и эволюцию
многих типов звезд, чем собственной планетной системы. В какой-то степени
это понятно: астрономы наблюдают огромное множество звезд, находящихся на
различных стадиях эволюции, в то время как непосредственно наблюдать другие
планетные системы мы пока не можем.
Мы упомянули о «характеристиках» звезд. Под этим понимаются такие их
основные свойства, как масса, полное количество энергии, излучаемой звездой
в единицу времени (эта величина называется «светимостью» и обычно
обозначается буквой L), радиус и температура поверхностных слоев.
Температура определяет цвет звезды и ее спектр. Так, например, если
температура поверхностных слоев звезды 3-4 тыс. К, то ее цвет красноватый,
6-7 тыс. К - желтоватый. Очень горячие звезды с температурой свыше 10-12
тыс. К имеют белый и голубоватый цвет. В астрономии существуют вполне
объективные методы измерения цвета звезд. Последний определяется так
называемым «показателем цвета», равным разности фотографической и
визуальной звездной величины. Каждому значению показателя цвета
соответствует определенный тип спектра. У холодных красных звезд спектры
характеризуются линиями поглощения нейтральных атомов металлов и полосами
некоторых простейших соединений (например, CN, СН, Н2О и др.). По мере
увеличения температуры поверхности в спектрах звезд исчезают молекулярные
полосы, слабеют многие линии нейтральных атомов, появляются линии
ионизованных атомов, а также линии нейтрального гелия. Сам вид спектра
радикально меняется. Например, у горячих звезд с температурой поверхностных
слоев, превышающей 20 тыс. К, наблюдаются преимущественно линии
нейтрального и ионизованного гелия, а непрерывный спектр очень интенсивен в
ультрафиолетовой части. У звезд с температурой поверхностных слоев около 10
тыс. К наиболее интенсивны линии водорода, в то время как у звезд с
температурой около 6 тыс. К - линии ионизованного кальция, расположенные на
границе видимой и ультрафиолетовой частей спектра. Заметим, что такой вид
имеет спектр нашего Солнца. Последовательность спектров звезд, получающихся
при непрерывном изменении температуры их поверхностных слоев, обозначается
следующими буквами: О, В, A, F, G, К, М, от самых горячих к очень холодным.
Каждая такая буква описывает спектральный класс. Спектры звезд настолько
чувствительны к изменению температуры их поверхностных слоев, что оказалось
целесообразным ввести в пределах каждого класса 10 подклассов. Например,
если говорят, что звезда имеет спектр В9, то это означает, что он ближе к
спектру А2, чем, например, к спектру В1.
Светимость звезды L часто выражается в единицах светимости Солнца.
Последняя равна 3,8*1026 Вт . По своей светимости звезды различаются в
очень широких пределах. Есть звезды (их, правда, сравнительно немного),
светимости которых превосходят светимость Солнца в десятки и даже сотни
тысяч раз. Огромное большинство звезд составляют «карлики», светимости
которых значительно меньше солнечной, зачастую в тысячи раз.
Характеристикой светимости является так называемая абсолютная величина
звезды. Видимая звездная величина зависит, с одной стороны, от ее
светимости и цвета, с другой - от расстояния до нее. Если отнести какую-
либо звезду на условное стандартное расстояние 10пс, то ее величина будет
называться «абсолютной». Поясним это примером. Если видимая (относительная)
звездная величина Солнца (определяемая потоком излучения от него) равна
-26.8, то на расстоянии 10пс (которое приблизительно в 2 млн. раз больше
истинного расстояния от Земли до Солнца) его звездная величина будет около
+5. На таком расстоянии наше дневное светило казалось бы звездочкой, едва
видимой невооруженным глазом (напомним, что самые слабые звезды, видимые
невооруженным глазом, имеют величину +6). Звезды высокой светимости имеют
отрицательные абсолютные величины, например -7, -5. Звезды низкой
светимости характеризуются большими положительными значениями абсолютных
величин, например +10, +12 и т.д.
Важной характеристикой звезды является ее масса. В отличие от
светимости массы звезд меняются в сравнительно узких пределах. Очень мало
звезд, массы которых больше или меньше солнечной в 10 раз. Масса Солнца
равна 1,989*1030 кг, что превышает массу Земли в 330 раз.
Еще одна существенная характеристика звезды - ее радиус. Радиусы звезд
меняются в очень широких пределах. Есть звезды, по своим размерам не
превышающие земной шар (так называемые «Белые карлики»), есть огромные
«пузыри», внутри которых могла бы свободно поместиться орбита Марса. Мы не
случайно назвали такие гигантские звезды «пузырями». Из того факта, что по
своим массам звезды отличаются сравнительно незначительно, следует, что при
очень большом радиусе средняя плотность вещества должна быть ничтожно
малой. Если средняя плотность солнечного вещества равна 1410 кг/м3, то у
таких «пузырей» он может быть в миллионы раз меньше, чем у воздуха. В то же
время белые карлики имеют огромную среднюю плотность, достигающую десятков
и даже сотен миллионов килограммов на кубический метр. Большое значение
имеет исследование химического состава звезд путем тщательного анализа их
спектров. При этом необходимо учитывать температуру и давление в
поверхностных слоях звезд, которые также получают из спектров. Вообще
спектрографические наблюдения дают наиболее полную информацию об условиях,
господствующих в звездных атмосферах.
По химическому составу звезды, как правило, представляют собой
водородные и гелиевые плазмы. Остальные элементы присутствуют в виде
сравнительно незначительных «загрязнений». Средний химический состав
наружных слоев звезды выглядит примерно следующим образом. На 10 тыс.
атомов водорода приходится 1000 атомов гелия, 5 атомов кислорода, 2 атома
азота, один атом углерода, 0.3 атома железа. Относительное содержание
других элементов еще меньше. Хотя по числу атомов так называемые «тяжелые
элементы» (т.е. элементы с атомной массой, большей, чем у гелия) занимают
во Вселенной весьма скромное место, их роль очень велика. Прежде всего они
в значительной степени определяют характер эволюции звезд, так как
непрозрачность звездных недр для излучения существенно зависит от
содержания тяжелых элементов. В то же время светимость звезды, как
оказывается, тоже зависит от ее непрозрачности.
Спектроскопические исследования показали, что имеются удивительные
различия в химическом составе звезд. Так, например, горячие массивные
звезды, концентрирующиеся к галактической плоскости, сравнительно богаты
тяжелыми элементами, между тем как у звезд, входящих в состав шаровых
скоплений, относительное содержание тяжелых элементов в десятки раз меньше.
Этот важный факт находит обоснование в современных теориях эволюции звезд и
звездных систем.
Наконец, стоит сказать несколько слов о магнетизме звезд. Тем же
спектроскопическим методом было обнаружено наличие мощных магнитных полей в
атмосферах некоторых звезд. Напряженность этих полей в отдельных случаях
доходит до 10 тыс. Э (эрстед), т. е. в 20 тыс. раз больше, чем магнитное
поле Земли. Заметим, что в солнечных пятнах напряженность магнитных полей
доходит до 3-4 тыс. Э. Вообще магнитные явления, как выяснилось в последние
годы, играют значительную роль в физических процессах, происходящих в
солнечной атмосфере. Имеются все основания полагать, что то же самое
справедливо и для звездных атмосфер.
Вращение звёзд. Вращение звезд изучается по их спектрам. При вращении
один край диска звезда удаляется от нас, а другой приближается с той же
скоростью. В результате в спектре звезды, получающемся одновременно от
всего диска, линии расширяются и, в соответствии с принципом Доплера,
приобретают характерный контур, по которому возможно определять скорость
вращения. Звезды ранних спектральных классов О, В, А вращаются со
скоростями (на экваторе) 100-200 км/сек и больше. Скорости вращения более
холодных - значительно меньше (несколько км/сек). Уменьшение скорости
вращения связано, по-видимому, с переходом части момента количества
движения к окружающему её газо-пылевому диску вследствие действия магнитных
сил. Из-за быстрого вращения звезды принимает форму сплюснутого сфероида.
Излучение из звёздных недр просачивается к полюсам скорее, чем к экватору,
вследствие чего температура на полюсах оказывается более высокой. Поэтому
на поверхности звезд возникают меридиональные течения от полюсов к
экватору, которые замыкаются в глубоких слоях космического тела. Такие
движения играют существенную роль в перемешивании вещества в слоях, где нет
конвекции.

Зависимости между звёздными параметрами.

Массы звезд заключены в пределах от 0,04 до 100 масс Солнца,
светимости от 5Ї10-4 до 105 светимостей Солнца, радиусы от 2Ї10-1 до 103
радиусов Солнца. Эти параметры связаны определёнными зависимостями.
Наиболее важные из них выявляются на диаграммах "спектр - светимость"
(Герцшпрунга - Ресселла диаграммах) или "эффективная температура -
светимость", и др. Почти все звезды располагаются на таких диаграммах вдоль
нескольких полос, и соответствующих различным последовательностям, или
классам светимости. Большинство из них расположено на главной
последовательности (V класс светимости). Левый её конец образуют звезды
класса О с температурами 30 000-50 000°, правый - красные звёзды-карлики
класса М с температурами 3000-4000°. На диаграмме видна последовательность
гигантов (III класс), в которую входят звезды высокой светимости (т. е.
имеющие большие радиусы). Выше расположены последовательности ещё более
ярких сверхгигантов Ia, Iв и II. (Принадлежность З. к числу карликов,
гигантов и сверхгигантов обозначалась ранее буквами d, g и с перед
спектральным классом.) Внизу диаграммы расположены белые карлики (VII),
размеры которых сравнимы с размерами Земли при плотности порядка 106 г/см3.
Кроме этих основных последовательностей, отмечаются субгиганты (IV) и
субкарлики (VI).
Внутреннее строение звёзд.

Поскольку недра звезд недоступны непосредственным наблюдениям, их
внутреннее строение изучается путём построения теоретических звёздных
моделей, которым соответствуют значения масс, радиусов и светимостей,
наблюдаемые у реальных звезд. В основе теории внутреннего строения обычных
звезд лежит представление о них как о газовом шаре, находящемся в
механическом и тепловом равновесии, в течение длительного времени не
расширяющемся и не сжимающемся. Механическое равновесие поддерживается
силами гравитации, направленными к центру звезды, и газовым давлением в
недрах, действующим наружу и уравновешивающим силы гравитации. Давление
растет с глубиной, а вместе с ним увеличиваются и плотность и температура.
Тепловое равновесие заключается в том, что температура звезды - во всех её
элементарных объёмах - практически не меняется со временем, т. е. что
количество энергии, уходящей из каждого такого объёма, компенсируется
приходящей в него энергией, а также энергией, вырабатываемой там ядерными
или др. источниками.
Температуры обычных звезд меняются от нескольких тыс. градусов на
поверхности до десяти млн. градусов и более в центре. При таких
температурах вещество состоит из почти полностью ионизованных атомов,
благодаря чему оказывается возможным в расчётах звёздных моделей применять
уравнения состояния идеального газа. При исследованиях внутреннего строения
звезд существенное значение имеют предпосылки об источниках энергии,
химическом составе и о механизме переноса энергии.
Основным механизмом переноса энергии в является лучистая
теплопроводность. При этом диффузия тепла из более горячих внутренних
областей звезды наружу происходит посредством квантов ультрафиолетового
излучения, испускаемого горячим газом. Эти кванты поглощаются в др. частях
звезды и снова излучаются; по мере перехода во внешние, более холодные слои
частота излучения уменьшается. Скорость диффузии определяется средней
величиной пробега кванта, которая зависит от прозрачности звёздного
вещества, характеризуемой коэффициент поглощения. Основными механизмами
поглощения в звезде являются фотоэлектрическое поглощение и рассеяние
свободными электронами.
Лучистая теплопроводность является основным видом переноса энергии для
большинства звезд. Однако в некоторых частях звезд, а в звездах с малой
массой - почти во всём объёме, существенную роль играет конвективный
перенос энергии, т. е. перенос тепла массами газа, поднимающимися и
спускающимися под влиянием различия температуры. Конвективный перенос, если
он действует, гораздо эффективнее лучистого, но конвекция возникает только
там, где водород или гелий ионизованы частично: в этом случае энергия их
рекомбинации поддерживает движение газовых масс. У Солнца зона конвекции
занимает слой от поверхности до глубины, равной около 0,1 его радиуса: ниже
этого слоя водород и гелий ионизованы уже полностью. У холодных звезд
полная ионизация наступает на большей глубине, так что конвективная зона у
них толще и охватывает большую часть объёма. Наоборот, у горячих водород и
гелий полностью ионизованы, начиная почти от самой поверхности, поэтому у
них нет внешней конвективной зоны. Однако они имеют конвективное ядро, где
движения поддерживаются теплом, выделяющимся при ядерных реакциях.
Звёзды-гиганты и сверхгиганты устроены иначе, чем звезды главной
последовательности. Маленькое плотное ядро их (1% радиуса) содержит 20-30%
массы, а остальная часть представляет собой протяжённую разреженную
оболочку, простирающуюся на расстояния, составляющие десятки и сотни
солнечных радиусов. температуры ядер достигают 100 млн. градусов и более.
Белые карлики по существу представляют собой те же ядра гигантов, но
лишённые оболочки и остывшие до 8-10 тыс. градусов. Плотный газ ядер и
белых карликов обладает особыми свойствами, отличными от свойств идеального
газа. В нём энергия передаётся не излучением, а электронной
теплопроводностью, как в металлах. Давление такого газа зависит не от
температуры, а только от плотности, поэтому равновесие сохраняется даже при
остывании звезды, не имеющей источников энергии.
Химический состав вещества недр звезды. на ранних стадиях их развития
сходен с химическим составом звёздных атмосфер, который определяется из
спектроскопических наблюдений (диффузионное разделение может произойти лишь
за время, значительно превосходящее время жизни звезд). С течением времени
ядерные реакции изменяют химический состав звёздных недр и внутреннее
строение меняется.
Происхождение и эволюция звезд.

Сейчас твердо установлено, что звезды и звездные скопления имеют
разный возраст, от величины порядка 1010 лет (шаровые звездные скопления)
до 106 лет для самых молодых (рассеянные звездные скопления и звездные
ассоциации). Мы будем подробно говорить об этом ниже. Многие исследователи
предполагают, что звезды образуются из диффузной межзвездной среды. В
пользу этого говорит положение молодых звезд в пространстве - они
сконцентрированы в спиральных ветвях галактик, там же, где и межзвездная
газопылевая материя. Диффузная среда удерживается в спиральных ветвях
галактическим магнитным полем. Звезды этим слабым полем удерживаться не
могут. Поэтому более старые звезды меньше связаны со спиралями. Молодые
звезды образуют часто комплексы, такие, как комплекс Ориона, в который
входит несколько тысяч молодых звезд. В комплексах наряду со звездами
содержится большое количество газа и пыли. Газ в этих комплексах быстро
расширяется, а это значит, что раньше он представлял собой более плотную
массу.
Сам процесс формирования звезд из диффузной среды остается пока не
вполне ясным. Если в некотором объеме, заполненном газом и пылью, масса
диффузной материи по каким-то причинам превзойдет определенную критическую
величину, то материя в этом объеме начнет сжиматься под действием сил
тяготения. Это явление называется гравитационной конденсацией.
Величина критической массы зависит от плотности, температуры и
среднего молекулярного веса. Расчеты показывают, что необходимые условия
могут создаться лишь в исключительных случаях, когда плотность диффузной
материи становится достаточно большой. Такие условия могут возникать в
результате случайных флуктуаций, однако не исключено, что увеличение
плотности может происходить и в результате некоторых регулярных процессов.
Наиболее плотными областями диффузной материи являются, по-видимому,
глобулы и "слоновые хоботы" - темные компактные, непрозрачные образования,
наблюдаемые на фоне светлых туманностей. Глобулы имеют вид круглых
пятнышек, "слоновые хоботы" - узких полосок, которые вклиниваются в светлую
материю (рис. 243). Глобулы и "слоновые хоботы" являются наиболее
вероятными предками звезд, хотя прямыми доказательствами этого мы не
располагаем. В качестве косвенного подтверждения могут рассматриваться
кометообразные туманности. Эти туманности выглядят подобно конусу кометного
хвоста. В голове такой туманности обычно находится звезда типа Т Тельца -
молодая сжимающаяся звезда. Возникает мысль, что звезда образовалась внутри
туманности. В то же время сама туманность напоминает по форме и
расположению "слоновые хоботы".
Очень многое в процессе звездообразования остается не ясным. Не все
исследователи соглашаются, например, с тем, что звезды образуются из
диффузной межзвездной материи. Советский астроном акад. В. А. Амбарцумян
считает, что звезды образуются в результате расширения плотных тел
неизвестной природы, которые непосредственно не наблюдаются.
Допустим, по каким-то причинам облако межзвездной материи достигло
критической массы и начался процесс гравитационной конденсации. Пылевые
частицы и газовые молекулы падают к центру облака, потенциальная энергия
гравитации переходит в кинетическую, а кинетическая энергия в результате
столкновений - в тепло. Облако нагревается и вследствие увеличения
температуры возрастает его излучение. Оно превращается в протозвезду
(звезда в начальной стадии развития). Судя по тому, что молодые звезды
наблюдаются группами, можно думать, что в начале процесса гравитационной
конденсации облако межзвездной материи разбивается на несколько частей и
одновременно образуется несколько протозвезд.
Полный поток энергии, излучаемой протозвездой, определяется, как можно
показать, обычным законом масса - светимость, но размеры протозвезды
значительно больше.
Поэтому температура ее поверхности много меньше, чем у обычной звезды
такой же массы, и на диаграмме спектр - светимость протозвезды должны
располагаться справа от главной последовательности. По мере сжатия
протозвезды температура ее увеличивается, и она перемещается по диаграмме
Герцшпрунга - Рессела сначала вниз, потом влево, почти параллельно оси
абсцисс. Когда температура в недрах звезды достигает нескольких миллионов
градусов, начинаются термоядерные реакции.
Сначала "выгорает" дейтерий, а затем литий, бериллий и бор. Сжатие в
результате выделения дополнительной энергии замедляется, но не прекращается
совсем, так как эти элементы быстро оказываются израсходованными. Когда
температура повышается еще больше, начинают действовать протонные реакции
(для звезд с массой, меньшей 1,5 M¤) или углеродно-азотный цикл (для звезд
с большей массой). Эти реакции могут поддерживаться длительное время,
сжатие прекращается и протозвезда превращается в обычную звезду главной
последовательности. Давление внутри звезды уравновешивает притяжение, и она
оказывается в устойчивом состоянии.
Время гравитационного сжатия звезд сравнительно невелико. Оно зависит
от массы протозвезды. Чем больше масса, тем быстрее протекает процесс
гравитационной конденсации. Протозвезды, имеющие такую же массу, как
Солнце, сжимаются за 108 лет. Так как сжатие происходит быстро, наблюдать
звезды в этой первой наиболее ранней стадии эволюции трудно.
Предполагается, что в этой стадии находятся неправильные переменные звезды
типа Т Тельца.
Известно несколько рассеянных звездных скоплений, состоящих из звезд
классов О и В и переменных типа Т Тельца. Такие звезды еще не пришли в
состояние равновесия, и этим, вероятно, объясняется типичный для них
неправильный характер изменения блеска. Эти звезды связаны с пылевыми
туманностями, которые являются остатками первоначальных скоплений диффузной
материи.
Находясь на главной последовательности, звезды длительное время
излучают энергию благодаря термоядерным реакциям, почти не испытывая каких-
либо внешних изменений: радиус, светимость и масса остаются почти
постоянными. Положение звезды на главной последовательности определяется ее
массой. Ниже главной последовательности на диаграмме спектр - светимость
проходит последовательность ярких субкарликов. Они отличаются от звезд
главной последовательности химическим составом: содержание тяжелых
элементов в субкарликах в несколько десятков раз меньше. Причина этого
отличия, связанна с тем, что субкарлики являются звездами сферической
составляющей.
В результате термоядерных реакций, протекающих в недрах звезды,
происходит постепенная переработка водорода в гелий, или, как говорят,
"выгорание" водорода. Время пребывания на главной последовательности
зависит от скорости термоядерных реакций, а скорость реакций от
температуры. Чем больше масса звезды, тем выше должна быть температура в ее
недрах, чтобы газовое давление могло уравновесить вес вышележащих слоев.
Поэтому ядерные реакции в более массивных звездах идут быстрее и время
пребывания на главной последовательности для них меньше, так как быстрее
расходуется энергия.
Звезды В0 остаются на главной последовательности менее 107 лет, в то
время как для Солнца и звезд более поздних спектральных классов период
пребывания на главной последовательности превышает 1010 лет.
Ядерные реакции идут только в центральной части звезды. В этой области
(конвективное ядро звезды) вещество все время перемешивается. При выгорании
водорода радиус и масса конвективного ядра уменьшаются. Расчеты показывают,
что звезда при этом перемещается по диаграмме спектр - светимость вправо.
Более массивные звезды перемещаются быстрее, и в результате верхний конец
главной последовательности постепенно отклоняется вправо.
Когда весь водород в ядре звезды превратится в гелий, вторая стадия
эволюции (стадия главной последовательности) заканчивается. Реакции
превращения водорода в гелий продолжают идти только на внешней границе
ядра. Расчеты показывают, что при этом ядро сжимается, плотность и
температура в центральной части звезды возрастают, увеличивается светимость
и радиус звезды. Звезда сходит с главной последовательности и становится
красным гигантом, вступая в третью стадию эволюции.
Все, о чем говорилось выше, представляет собой результаты
теоретических работ по внутреннему строению звезд. Эти результаты можно
проверить, сопоставляя их с диаграммами спектр - светимость для звездных
скоплений. Можно полагать, что звезды одного и того же скопления
образовались совместно и имеют одинаковый возраст, иначе трудно было бы
объяснить само существование скоплений.
У шаровых и старых рассеянных скоплений хорошо представлена ветвь
красных гигантов. Это означает, что большинство наблюдаемых звезд этих
скоплений находится в третьей стадии эволюции.
Ветвь красных гигантов для звезд рассеянных скоплений идет ниже, чем
для звезд шаровых скоплений, а главная последовательность, наоборот, выше.
Теоретически это можно объяснить более низким содержанием тяжелых элементов
в звездах шаровых скоплений. И действительно, наблюдения показывают, что в
звездах сферической подсистемы, к которой принадлежат шаровые скопления,
относительное обилие тяжелых элементов меньше, чем в звездах плоской
подсистемы. Таким образом, наблюдения удовлетворительно согласуются с
теоретическими представлениями об эволюции звезд и подтверждают их. Тем
самым получает наблюдательную проверку и теория внутреннего строения звезд,
на которой эти представления основаны.
Предполагается, что в стадии красного гиганта (или сверхгиганта) в
плотном ядре звезды в течение некоторого времени может идти реакция
превращения гелия в углерод. Для этого температура в центральных частях
звезды должна достигать 1.5 108 °K. Расчеты показывают, что такие звезды
должны располагаться на диаграмме цвет - светимость слева от главной ветви
красных гигантов. Когда гелиевая реакция внутри ядра и водородные реакции
на его границе исчерпывают себя, третья стадия эволюции (стадия красного
гиганта) приходит к концу. Протяженная оболочка гиганта при этом
расширяется, ее наружные слои не могут удерживаться силой тяготения и
начинают отделяться. Звезда теряет вещество, и масса ее уменьшается.
Наблюдения показывают, что у красных гигантов и сверхгигантов действительно
иногда имеет место истечение вещества из атмосферы. В этом случае процесс
происходит медленно. Однако при некоторых условиях, точно пока не
выясненных, звезда может быстро выбросить существенную часть массы, и
процесс будет иметь характер взрыва, катастрофы. Такого рода взрывы мы
наблюдаем при вспышках сверхновых звезд.
При медленном истечении вещества из красных гигантов, по-видимому,
образуются планет

Новинки рефератов ::

Реферат: Автоспорт - виды и особенности (Физкультура)


Реферат: Товароведная характеристика сыров (Кулинария)


Реферат: Наука в Башкортостане (История)


Реферат: Забезпечення санітарного та епідемічного благополуччя населення. Санітарні норми та правила (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Коммуникационные подсети (Компьютеры)


Реферат: Влияние исторических, политических, культурных событий на изменение образа человека в живописи Испании XVII и XVIII веков (Культурология)


Реферат: Барий и его соединения (Металлургия)


Реферат: Задачи по семейному праву условие-вопрос-решение (Контрольная) (Право)


Реферат: Кровеносная система человека (Биология)


Реферат: Анализ экономических показателей Японии 1960-1992 гг. Компьютерная подготовка в ГУУ. 2 курс. (Программирование)


Реферат: Организация деловой коммуникации (Педагогика)


Реферат: Управляем ли мы процессом урбанизации? (Социология)


Реферат: Нефть и продукты её переработки (Химия)


Реферат: Конституция Болгарии (Контрольная) (Право)


Реферат: Бизнес-план фабрики обувной (Предпринимательство)


Реферат: АРМ и перспективы его развития (Программирование)


Реферат: Альберт Эйнштейн (Исторические личности)


Реферат: Социология политики Макса Вебера (Социология)


Реферат: Шаляпин и синтез Культур (Искусство и культура)


Реферат: Разделение властей в современной России (Государство и право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист