GeoSELECT.ru



Литература : зарубежная / Реферат: Александр Дюма (Литература : зарубежная)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Александр Дюма (Литература : зарубежная)




Александр Дюма-отец (Alexandr Dumas)



Александр Дюма
(1802- 6 декабря 1870)
Французский писатель. Автор многочисленных исторических авантюрных
романов. Наиболее известны: "Три мушкетера" (1844), "Двадцать лет
спустя
"(1845), "Виконт де Бражелон "(1848-1850), "Королева Марго "
(1845),
"Граф Монте-Кристо"( 1845-1846).
Герои Дюма привлекают рыцарским благородством, отвагой, верностью в

дружбе и любви. Перу писателя принадлежат "Мои мемуары " в 22-х
томах
(1852-1854).
История



"Это не человек, а сила природы", - говорил о писателе историк Жюль
Мишле,
трудами которого Дюма восхищался. Мишле платил ему той же монетой.
Гигант,
живший не по средствам, широкая натура, тонкий знаток кулинарного
искусства, неистощимый автор, которого всегда сопровождал успех,
долги и
женщины. В этом весь Александр Дюма. Более того, жизнь писателя -
сплошной
роман, вроде тех, что писал он сам, история о великане-обжоре,
торопившемся съесть все и сразу; жизнь, в которой сменяли друг друга
работа, приключения, размышления, мечты, любовь ко всем женщинам и в
то же
время ни к одной (за исключением, конечно, его матери Марии-Луизы).
В 1806 году, когда умер отец писателя генерал Дюма, Александру было
всего
три с половиной года. Ребенок схватил ружье, сказав заплаканной
вдове, что
идет на небо, чтобы "убить Боженьку, который убил папу".
Образ отца был возведен в семье в культ: внебрачный ребенок, к тому
же
мулат, и такой свирепый, что немцы в Тироле в 1797 году прозвали
генерала
"черным дьяволом". Он обладал неимоверной силой: подвешенный к
люстре, он
мог подтянуть к себе лошадь, ставил в вертикальное положение сразу
четыре
ружья, вдев в дула пальцы. Сын небогатого маркиза Александра Антуана
де Ла
Пайетри и рабыни, "ветреной женщины", как говорили в Сан-Доминго
(ныне
Гаити), отец одарил Александра и гигантским ростом, и силой
Геркулеса, и
мужественной внешностью (у него было смуглое лицо и курчавая
шевелюра):
все это приводило женщин в экстаз, бесило соперников и выводило из
себя
критиков, не скупившихся на оскорбительные расистские выпады по его
адресу. Бальзак, например, говорил: "Только не сравнивайте меня с
этим
негром!" Один из завсегдатаев литературного салона, дерзнувший
пошутить на
эту тему, получил от Дюма резкий ответ: "Мой отец был мулатом, моя
бабушка
была негритянкой, а мои прадедушки и прабабушки вообще были
обезьянами.
Моя родословная начинается там, где ваша заканчивается".
Об обычном детстве, проведенном в местечке Виллер-Котре, где он жил
со
своей любимой матерью, но где ему уже не хватало простора, об учебе,
весьма поверхностной из-за страстного увлечения театром, писатель
поэтично
рассказал в книге воспоминаний "Мои мемуары". В них сквозит
ненасытная
жажда жизни, неистовое стремление одержать верх над всем и вся. И вот
в 20
лет он оказался в Париже! Этот неуч Александр, говорили о нем кумушки

Виллер-Котре, уже служит писателем у герцога Орлеанского, то есть у
будущего короля Луи-Филиппа. Александр был уверен: он завоюет Париж,
Францию, Весь мир своим пером. Будущее показало его правоту.
После нескольких бесплодных попыток написать произведение для театра
наконец пришел успех: на сцене была поставлена первая драма Дюма
"Генрих
III и его двор". Герцог Орлеанский лично способствовал успеху
премьеры.
ради привлечения на свою сторону романтической молодежи. Пьеса,
правда,
вызывала гнев сторонников классицизма, но годом позже Дюма вновь
одержал
победу во время легендарной битвы вокруг пьесы Виктора Гюго "Эрнани".
Дюма
активно поддержал своего друга, кричал в партере вместе с другими,
участвовал в словесной перепалке, доходившей порой до рукопашной.
Театр
дал Дюма первый билет к славе. Бедный молодой человек, в 16 лет
игравший
Гамлета (некоего Дюси, а не Шекспира) на чердаке Виллер-Котре,
сочиняя
пьесу за пьесой, скоро начал завоевывать парижские салоны,
великосветских
дам и известных актрис. После драмы "Христина", он написал драмы
"Антони",
а затем "Ричард Дарлингтон"...
22 мая 1832 года в театре "Порт-Сен-Мартен" пьесу "Нельская башня"
(не
подписанную автором) встретили бурными аплодисментами. К этому
времени за
неполных 17 месяцев на сцене было поставлено семь пьес Александра
Дюма:
пять за его подписью и две без. И ему уже стало скучно. С театром у
Дюма
все происходило, как с женщинами: пылкая страсть вначале и
безразличие
потом, когда они сдались. Он был подобен охотнику, для которого
главное -
погоня. И Дюма отошел от театра, чтобы открыть для себя жанр повести
и
рассказа, а затем исторического романа. Один или с помощью
"литературного
негра" Огюста Макэ он создал "Трех мушкетеров", "Графа Монте-Кристо",

"Королеву Марго", "Двадцать лет спустя", "Кавалеpa де ла Мэзон Руж",
"Графиню де Монсоро", "Жозефа Бальзамо" и "Сорок пять" (эти восемь
романов
написаны меньше чем за четыре года, с 1844 по 1847-й).
Но не следует думать, будто он в то время только писал. В его жизни
большое место занимали друзья - Виктор Гюго, Альфред де Виньи и
герцог
Фердинанд Орлеанский. К тому же еще женщины. Сколько внебрачных детей
Дюма
оставил повсюду, но признал лишь старшего, Александра, и то с
семилетним
опозданием. А, кроме того, еще путешествия, охота на косуль, сеансы
спиритизма, интерес к недвижимости...
В июле 1830 года Дюма вместе с восставшими стрелял, воздвигал
баррикады на
улицах Парижа. Когда народ волнуется, писатель не может оставаться в
стороне. Дюма был республиканцем, но это не мешало ему дружить с
аристократами и восхищаться империей, сочувствовать представителям
младшей
(Орлеанской) ветви династии Бурбонов, и, как и Виктор Гюго, встать на

сторону Луи Наполеона Бонапарта в 1858 году, а затем не отойти от
него,
предвидя революцию. Он симпатизировал Трем Славным революциям.
Правда, в
1848 году писатель выдвигал на парламентских выборах свою кандидатуру
от
лагеря умеренных, но не прошел.
Известно, во что обошлась ему эта свобода, которой он пользовался с
безумной смелостью.
Жорд Санд назвала Александра Дюма "гением жизни". К этой прекрасной
характеристике вполне можно было бы прибавить слова "... и любви".
Дюма мог иметь одновременно сразу нескольких любовниц, правда, он не
требовал постоянства и от своих женщин. Однажды с ним произошел
курьезный
случай, который на следующий день обсуждал весь Париж.
Автор "Трех мушкетеров" жил на улице Риволи с Идой Феррье, актрисой,
весьма легкомысленной особой, на которой он только что женился. Она
занимала квартиру на втором этаже, а он - три комнаты на пятом этаже.
В один из вечеров писатель отправился на бал в Тюильри. Не прошло и
часа,
как он вернулся весь в грязи, прошел в квартиру своей жены и с
ругательствами ворвался в спальню Иды. Оказалось, он поскользнулся и
упал
в грязь, настроение его было безнадежно испорчено, и он отказался от
увеселения. Он взял бумагу, чернила и перо и углубился в работу.



Через полчаса дверь, ведущая в туалетную комнату, с шумом
распахнулась, на
пороге появился Роже де Бовуар, почти совсем голый, и сказал: "С меня

хватит, я совершенно продрог!"
Изумленный Дюма, вскочив, с яростной бранью набросился на любовника
своей
жены. Как человек, привыкший писать для театра, он обрушил на его
голову
гневную тираду, которой сам остался очень доволен. Наконец писатель
решил
сменить гнев на милость: "Я не могу выгнать вас на улицу в такую
непогоду.
Садитесь поближе к огню. Вы переночуете в этом кресле". И он снова
уткнулся в свои бумаги.
В полночь он лег рядом с Идой и задул свечу. Через некоторое время
огонь в
камине потух, и он услышал, как у Роже де Бовуара стучат зубы от
холода.
Дюма бросил ему одеяло.
Но это не помогло, неудачливый любовник пытался поворошить угли в
камине.
Тогда писатель разрешил ему лечь в постель. Бовуар не заставил себя
ждать
и устроился между Идой и Александром.
Утром Дюма взял руку Роже, опустил ее на интимное место супруги и
торжественно провозгласил: "Роже, примиримся, как древние римляне, на

публичном месте".
Дюма часто дарил своим любовницам непристойные эпиграммы и стихи
собственного сочинения. Если дама обижалась, он успокаивал ее тем,
что
"все, что вышло из-под пера папаши Дюма, когда-нибудь будет стоить
очень
дорого".
Когда Дюма-отца навещал подросший Дюма-сын, что бывало не так уж и
часто,
в доме поднимался переполох, отец метался по комнатам, пытаясь
спрятать в
чуланах и комнатах для слуг многочисленных полуодетых женщин.
Вскоре между отцом и сыном возникло полное взаимопонимание. Насколько
они
сблизились, показывает беседа, которую случайно услышал один из общих

знакомых. "Послушай-ка, отец, - сказал Дюма-младший, - но это уже
просто
скучно. Ты всегда даешь мне своих прежних любовниц, с которыми я
должен
спать, и свои новые туфли, которые я должен разнашивать".
"Так на что же ты жалуешься? - воскликнул удивленный отец. - Это же
огромная честь. Это лишний раз доказывает, что у тебя большой фаллос
и
маленькая нога!"
Говоря о Дюма, трудно обойтись без цифр. Дотошные биографы
подсчитали,
будто у творца "Трех мушкетеров" было 500 любовниц; это впечатляет,
но
меньше количества созданных им произведений, которых всего 647. В
Париже
ходили легенды о бурном темпераменте Дюма; "Поговаривают о моих
"африканских страстях", - признавался он. Создатель бессмертного
гасконца
даже бравировал своей любвеобильностью: "Много любовниц я завожу из
человеколюбия; если бы у меня была одна любовница, то она умерла бы
через
неделю".
Славы Александр Дюма - до кончика ногтей человек театра - прежде
всего
добился как драматург. Если верна старинная метафора, что мир -
театр, то
для Дюма на его подмостках всегда разыгрывалась увлекательная, вечно
новая
драма - драма любви. В любви и литературе он не изменял завету
Вольтера:
"Все жанры хороши, кроме скучного". Среди множества пережитых
писателем
сердечных авантюр были трагедии и комедии, романтические мелодрамы и
легкие веселые водевили. Поэтому большинство героинь его любовных
романов
- актрисы. В бесконечной пьесе о любви, в которой для него самым
важным
была захватывающая интрига страсти, Александр Дюма сумел сыграть все
роли
- от пылкого первого любовника до обманутого мужа.
Знаменитая актриса эпохи романтизма Мари Дорваль, подруга Дюма,
удивлялась: "Ну где же ты так хорошо узнал женщин?" Теперь можно
ответить
на ее вопрос: он постиг их в жизни своим гением. Дюма понимал душу
женщин,
а самое главное - он их любил и всегда был благодарен им за любовь.
Этот
страстный донжуан имел доброе сердце, что чувствовали и ценили все
его
возлюбленные. Одна из них, Мелани Вальдор, после смерти Александра
Дюма
писала его сыну: "Если существовал мужчина, который был неизменно
добр и
великодушен, то это, конечно, твой отец".
...Приехав в 1823 году из своего родного городка Виллер-Котре в
Париж,
молодой Дюма поселился в доме на площади Итальянцев. Его соседкой
оказалась добрая, милая и кроткая женщина - портниха Лор Лабе,
которая
была старше Александра на восемь лет. Мари-Катрин-Лор Лабе родилась в
1749
году в Бельгии, но родители ее были французами. До приезда в Париж
она
жила в Руане, где вышла замуж, но быстро разошлась с мужем, который
был
сумасшедшим. По свидетельству одного мемуариста, "Мари не была
красавицей,
но в ее лице сквозила какая-то прелесть, которая нравилась". Прелесть
эта
не ускользнула от пылкого провинциала, сумевшего быстро покорить
сердце
своей соседки. 27 июля 1824 года Лор Лабе подарила Александру Дюма
сына
Александра, который остался в истории литературы как автор романа
"Дама с
камелиями". Дюма-отец признал ребенка в 1831 году, но с матерью не
поддерживал почти никаких отношений. Правда, в 1832 году он помог Лор
Лабе
открыть так называемый "кабинет для чтения" (на них в разгар
романтизма
была мода).
26 мая 1864 года Лор Лабе и Александр Дюма встретились в мэрии на
бракосочетании их сына с княгиней Надеждой Нарышкиной. У Дюма-сына
возникла мысль поженить престарелых родителей, но успеха он так и не
добился. Мари-Катрин-Лор Лабе скончалась в Париже 22 октября 1868
года. 3
июня 1827 года в салоне ученого и литератора Матье Вильнава. Дюма
познакомился с его дочерью Мелани Вальдор.
Судьба и личность Мелани романтичны. Она родилась в Нанте 28 июня
1796
года, ее детство прошло в поэтичном поместье отца в Вандее. В феврале
1818
года внезапно умерла лучшая подруга Мелани, в брата которой она была
безответно влюблена. От отчаяния она вышла замуж за лейтенанта
Франсуа-Жозефа Вальдора, служившего в Нантском гарнизоне, у них
родилась
дочь. Но супруги не жили вместе; мужа служба бросала из гарнизона в
гарнизон, а жена стала хозяйкой парижского литературного салона отца.

Дюма, с бешенной энергией покорившей Париж, заодно покорил, но
гораздо
быстрее, за сто с небольшим дней, и 30-летнюю поэтессу, замужнюю даму
с
доселе безупречной репутацией. Известна даже дата, когда свершилось
это:
23 сентября 1827 года; десятью днями раньше произошло бурное
объяснение в
любви - обе эти даты должны были быть высечены, согласно ее
завещанию, на
белом могильном мраморе.
Мелани - натура страстная, безумно ревнивая, романтичная - мечтала
стать
музой-вдохновительницей молодого таланта. Она поняла, что Дюма ждет
великое будущее, и поощряла его стремление всерьез отдаться театру и
поэзии. Мелани была очень талантливой женщиной и сама писала стихи,
которые ее возлюбленный печатал в издаваемом им журнале "Психея".
Роман Мелани и Александра был бурным, грозовым и пылким; Мелани
терзала
ревность, потому что ее кумир не пропускал ни одной хорошенькой
актрисы,
которые оказались не способны "сопротивляться такой огромной любви".
Одной
из них была величайшая трагическая актриса Мари Дорваль, другой -
актриса
Белль Крельсамер. Последняя родила ему дочь.



Мечтала о ребенке от Александра и Мелани. У замужней женщины и
вольнолюбивого Александра это стремление обзавестись совместным
младенцем
носило кодовое название "вырастить герань". Но случилась беда: герань

сломалась. В 1830 году у нее случился выкидыш.
Несчастная женщина слегла от потрясения. Дюма успокаивал подругу: "Не

терзайся из-за сломанной герани... Наши бурные объяснения привели к
этому
преступлению - потому что это было преступление".
В начале 1831 года произошел мучительный разрыв. Мелани угрожала
покончить
жизнь самоубийством (тогда и появилось завещание), писала своему
любовнику
умоляющие письма ("О, как ты жесток! Какой позор моя любовь к тебе и
как я
презираю себя!", "И вдали от тебя я думаю только о тебе"), однако
Дюма
остался непреклонным.
Писатель обессмертил Мелани Вальдор в своей самой прославленной драме

"Антони", премьера которой состоялась 3 мая 1831 года. Автор
пригласил на
премьеру отвергнутую им возлюбленную. Герой драмы "Антони" в финале
убивает замужнюю Адель, которую любит. Мужу жертвы он бросает самую
знаменитую фразу французского театра XIX века: "Она не уступала мне,
я
убил ее!"
Дюма признавался, что перенес на сцену свой бурный роман с Мелани.
"Антони" - это пятиактная любовная сцена ревности и ярости. Антони -
это
я, но без убийства. Адель - это она..." - писал он.
Безутешная Мелани Вальдор после разрыва с Дюма вела светскую и
литературную жизнь. Она писала стихи и романы, в 1841 году была
поставлена
ее пьеса "Школа девушек", где в одном из героев легко угадывается
Дюма.
Она была принята в салоне Виктора Гюго, переписывалась с Готье, Сент-
Бевом
и Флобером.
Ярая бонапартистка, Мелани Вальдор восторженно приветствовала
государственный переворот Наполеона III, который произошел 2 декабря
1851
года. Она много писала в газетах под псевдонимом Синий Чулок; ее
панегирики новому режиму обратили на себя внимание императора,
который
назначил ей пенсию 6000 франков.
Мелани Вальдор ненамного пережила Дюма. Она умерла весной 1871 года.
После
смерти автора "Антони" она писала Дюма-сыну: "Я никогда не забуду
твоего
отца".
30 марта 1830 года состоялась премьера пьесы Александра Дюма
"Христина,
или Стокгольм, Фонтенбло и Рим". На следующий день Дюма шел по
площади
Одеон. Неожиданно рядом с ним остановился фиакр, дверца распахнулась,
и
его окликнула незнакомая женщина: "Так это вы и есть месье Дюма?" -
"Да,
мадам". - "Прекрасно. Садитесь ко мне и поцелуйте меня... Ах, какой
же вы
талантливый и как хорошо вам удаются женские образы!"
Этой восторженной поклонницей молодого драматурга оказалась
прославленная
актриса французского театра эпохи романтизма Мари Дорваль.
Мари Дорваль (настоящая фамилия Делоне) родилась в 1798 году.
Внебрачная
дочь бродячих комедиантов, она в пятнадцать лет вышла замуж за актера

Дорваля, который вскоре умер. Другой актер, Шарль Потье, привез Мари
в
Париж и устроил ее в театр "Порт-Сен-Мартен". Именно здесь, в 1823
году,
юный Дюма впервые увидел на сцене Мари: она играла в мелодраме Шарля
Нодье
"Вампир".
Мари Дорваль исполняла роль Адели в шедевре Дюма "Антони". Актриса
вознаградила автора за мастерство в изображении женских характеров и
стала
его любовницей в конце 1833 года. Мари в шутку называла Александра
Дюма
"мой добрый пес". "Это была дружеская, я бы даже сказал, любовная
кличка,
которую мне дала Дорваль, - писал он в "Мемуарах". - "И добрый пес"
остался ей предан до конца".
Связь их продолжалась недолго. Мари решила не огорчать изменой
влюбленного
в нее поэта Альфреда де Виньи, а Дюма - Иду Феррье.

Установка дачной канализации (249 42 32) - продажа.
"БИИКС" Бурение скважин на воду.Канализация. Бестраншейная
прокладка
(249 99 83) - продажа.
Продам станок для компьютерной резки пенополистирола
(пенопласта)
СРП-3000. (150 000 руб) - продажа.
оптовые поставки Слонимской пряжи (123-черная 120-цветная) -
продажа.


20 мая 1849 года умирающая, впавшая в бедность Мари Дорваль призвала
к
себе Дюма и умоляла его не допустить, чтобы ее схоронили в общей
могиле.
Дюма исполнил последнюю волю актрисы (Дорваль желала быть
похороненной
рядом со своим внуком Жоржем), для чего продал свои ордена. В 1855
году
Александр Дюма написал книжку "Последний год Мари Дорваль" (посвящена
Жорж
Санд): на вырученные деньги он купил в вечное владение участок на
кладбище
и воздвиг своей подруге надгробие.
В 1839 году Александру Дюма было тридцать семь лет; он уже десять лет
был
парижская знаменитость, но до "Трех мушкетеров" оставалось еще пять
лет.
Семь лет Дюма жил с актрисой Идой Феррье. В том же 1839 году писатель
имел
неосторожность познакомить на балу свою любовницу с герцогом
Орлеанским,
сыном короля Луи-Филиппа. "Разумеется, мой дорогой Дюма, представить
мне
вы могли только вашу жену", - любезно заметил герцог. Дюма понял
прозрачный намек и решил... жениться. Подписание брачного контракта
состоялось 1 февраля 1840 года; свидетелями со стороны жениха были
сам
великий Шатобриан и член Французской академии Вальмен. Этот странный
брак
изумил весь Париж, который знал, что у Дюма есть сын и дочь от разных

женщин, а кроме того - бесчисленные любовницы. По другой версии,
единственная официальная женитьба Александра была результатом
шантажа. Ида
Феррье, актриса, попросила сообщника скупить все долговые расписки
начинающего писателя и великодушно предоставила ему выбор: жениться
на ней
или угодить в тюрьму за неуплату долгов.
Маргарита Жозефина Ферран (по сцене - Ида Феррье) родилась в Нанси 31
мая
1811 года. Когда ей было семнадцать лет, отец умер, оставив семью в
тяжелом положении. Девушка, получившая хорошее образование и
усвоившая азы
драматического искусства в маленьком театре при пансионе в
Страсбурге,
решила "завоевать Париж", куда и переехала к своему брату, который
контролировал маленькие театрики в столичных пригородах. Под
псевдонимом
Ида она дебютировала в театре Бельвиля, получая 50 франков в месяц.
Ида
быстро нашла себе богатого покровителя Жака Доманжа, который именовал
себя
ее опекуном; он снял ей квартиру в Париже и устроил в театр "Нувоте".
Впервые Дюма увидел Иду в декабре 1831 года: юная актриса
репетировала в
его пьесе "Тереза". Тогда Ида была пухленькой блондинкой с
ослепительно
белой кожей и голубыми глазами. Только к сорока годам она, по словам
одной
мемуаристки, "стала толстой, как гиппопотам". 6 февраля 1832 года с
большим успехом прошла премьера; Ида, бросившись в объятия Дюма,
воскликнула: "Я просто не знаю, как вас благодарить!" Прославленный
драматург - у него тогда была связь с актрисой Бель Крельсанер,
которая
родила ему дочь Марию-Александрину, - не отказался вкусить прелестей
дебютантки.
Несколько лет Ида потратила на то, чтобы завоевать своего ветреного
любовника. В 1836 году она окончательно поселилась у Дюма. Ида очень
любила дочь Дюма, но терпеть не могла Дюма-сына.
Мемуаристы рисовали малопривлекательный портрет единственной законной
жены
Дюма. "На земле Ида любила только себя и больше никого", - писала
графиня
Даш. Ида - женщина страстная, но расчетливая - была особой капризной
и
ревнивой. Она беспрестанно устраивала Дюма сцены и ссоры. Занималась
она
главным образом своими туалетами и посвящала все время заботе о
собственной красоте. Актерский ее талант был невелик, и в 1839 году
она
оставила сцену.
Мадам Дюма недолго была верна своему знаменитому супругу. В 1841 году
она
встретила знатного сицилийского вельможу, князя Виллафранка, и стала
его
любовницей. В октябре 1844 года Александр Дюма и Ида Феррье
расстались.
Умерла Ида Феррье сорока восьми лет от роду в Генуе, унеся с собой в
могилу, говоря словами князя, "половину его души". Но Александр Дюма
навсегда вычеркнул ее из своего сердца.
Незабываемой для Дюма стала встреча с итальянской актрисой Фанни
Гордоза.
Первый муж Фанни так устал от ее сексуального аппетита, что заставлял
ее
носить обвязанное вокруг талии мокрое холодное полотенце, чтобы хоть
как-то охладить жар любовный. Дюма же не испугался страстной актрисы,
и
полотенце ей завязывать больше не приходилось. Дюма, впрочем, вскоре
выставил Фанни из дому: она, связавшись с учителем музыки, тем не
менее
ревновала его к другим женщинам.
Дюма объехал Италию, сопровождаемый Эмилией Кордье, которую он
называл
"мой адмирал". Днем она одевалась и выдавала себя за мальчика.
Впрочем, об
этом маскараде все знали. Вскоре "мальчик" оказался беременным. У
"адмирала" в положенный срок родилась дочь Микаэлла, которую Дюма
нежно
любил. К большому огорчению, Эмилия не позволила Дюма официально
объявить
о своем отцовстве.
Затем Дюма развлекался со знаменитой танцовщицей Лолой Монтес, чьи
выступления шокировали женщин и восхищали мужчин. Лола добавила Дюма
к
длинной череде своих знаменитых любовников, проведя с ним лишь две
ночи.
Сделала она это, впрочем, с необыкновенным изяществом.
Летом 1866 года весь Лондон сходил с ума от американской актрисы-
наездницы
Ады Менкен, которая играла в цирковой драме "Мазепа", созданной по
мотивам
поэмы Байрона. Затянутая в трико телесного цвета, Ада, привязанная к
лошади, галопом проносилась по арене: это тогда именовалось
"эротико-конными трюками".
Из Лондона она приехала в Париж и покорила французскую столицу, играя
те
же трюки в пьесе "Пираты саванны". Когда Дюма пришел в артистическую
выразить восхищение отважной актрисе. Ада Менкен бросилась на шею к
старому писателю. Дюма ввел ее в мир литературной и светской богемы
Парижа, обещал написать ей пьесу по роману Вальтера Скотта
"Монастырь",
возил на ужины в Буживаль. И стареющая знаменитость Александр Дюма
согласился сфотографироваться с Адой Менкен в весьма фривольной позе.
Эти
снимки сделал фотограф Лебьер, которому Дюма был должен.
Предприимчивый
мастер художественной фотографии, стремясь вернуть свои деньги,
пустил в
продажу эти открытки, которые были выставлены во всех парижских
витринах.
Это фото привело в восторг юного Поля Верлена, который написал
стихотворение, где есть такие строчки: "Дядя Том с мисс Адой -
зрелище, о
котором можно лишь мечтать".
Но дочь Дюма, Мария, была другого мнения: она делала все возможное,
чтобы
изъять открытки из продажи. Александр Дюма судился с Лебьером, и
наконец
24 мая 1867 года фотографии из продажи исчезли.
Со своей стороны Дюма-сын заклинал отца не афишировать скандальную
связь с
эксцентричной американкой, которая уже успела четырежды побывать
замужем.
Но Дюма не внял благоразумию. В июле 1868 года он снова встречался в
Гавре
с Адой, которая возвращалась из гастролей в Англии.
Судьба Ады Менкен оказалась трагичной. Она внезапно заболела и 10
августа
1868 года умерла от острого перитонита. На кладбище Пер-Лашез ее
провожали
горничная, несколько актеров и... любимая лошадь.
В сохранившемся письме Дюма к Аде Менкен автор "Графа де Монте-
Кристо"
писал: "Если верно, что у меня есть талант - то верно, что у меня
есть
любовь, и они - принадлежат тебе".
В 1870 году Александр Дюма вновь, в двадцатый раз в жизни, разорился.
"Мне
делают упреки в том, что я был расточителен, - говорил Дюма перед
смертью
своему сыну. - Я приехал в Париж с двадцатью франками в кармане. - И,

указывая взглядом на свой последний золотой на камине, закончил: - И
вот,
я сохранил их... Смотри!" Через несколько дней, 6 декабря, его не
стало.
Писатель прожил бурную жизнь. Наслаждался и работал, жил на широкую
ногу и
трудился не покладая рук. Натуры заурядные вынуждены выбирать, чем
довольствоваться. Он же брал от жизни все.


наверх



Литература, используемая при создании сайта

ЛЮДИ | Поиск | Стартовая | Закладки | Кинематограф | Ужасы | Миры |
Ежи |
Факты | Queen | Календарь



Copyright (c) 1999 MagNet | Design by D'Art studio
Email: people@magnet.ru





Реферат на тему: Американская мечта в романе Фитцжеральда "Великий Гэтсби"


АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА В РОМАНЕ Ф.С.ФИЦДЖЕРАЛЬДА "ВЕЛИКИЙ ГЭТСБИ"


"Американская мечта" - это мечта о земном святилище для "человека-
одиночки": в Америке, в этой стране всеобщего равенства рядовому человеку
не закрыт путь на самые верхние ступени общественной лестницы. .
Согласно эссе Фолкнера "О частной жизни", каждому человеку дано
"право личного достоинства и свободы". И от поколения к поколению
передавался этот идеал осуществленного равенства ("для любого человека
земли здесь найдется место, для бездомного, угнетенного, обезличенного").
Говоря словами Фолкнера, "нам даже не дано было принять или отвергнуть
мечту, ибо мечта уже обладала и владела нами с момента рождения".
Так же неосознанно владеет она Джеем Гэтсби. Правила, которые он
с юности для себя установил, - это в своем роде законченный кодекс
поведения для всякого верующего в "мечту" и твердо вознамерившегося
старанием, бережливостью, трезвым расчетом и упорным трудом пробить себе
путь в жизни, собственным примером доказать, что шансы равны для всех и
решают только качества самого человека.
Однако Гэтсби ведомы и устремления совсем другого рода - не
утилитарные. И такие устремления тоже созвучны "мечте". Она внушала, что
в Америке человек волен сам выбрать себе судьбу и ничто не мешает ему
жить в гармонии с самим собой. Она говорила,что в стране, где всем
хватает места под солнцем и перед каждым открыто множество нехоженых
троп, человек вновь безгранично свободен и может вновь сделаться
"естественно" счастлив, как был свободен и счастлив Адам.
И, осуществляя свое право на счастье - на личную независимость,
материальный достаток, семейное благополучие, - он тем самым
восстанавливает и гармонию социальных отношений. Утверждая себя, он
помогает осуществляться человеческой общности, в фундаменте которой, по
словам Фолкнера, лежат "личное мужество, честный труд и взаимная
ответственность".
В некоторых отношениях Гэтсби - это законченный "новый Адам",
каких и до Фицджеральда немало прошло через американскую литературу. Но в
20-е годы что-то всерьез поколебалось в представлениях о "мечте". Может
быть, впервые и сама "мечта" начала осознаваться как трагическая иллюзия.
"Легенда" сопутствовала самому Фицджеральду, побудив его весной
1924 года уехать в Европу с единственной целью "отбросить мое прежнее "я"
навсегда".
Прочитав рукопись, присланную Фицджеральдом из Парижа, его
редактор М.Перкинс посоветовал четче обрисовать фигуру главного героя:
сказать о его профессии, его прошлом, его интересах. Фицджеральд
отказался. "Странно, - ответил он Перкинсу, - но расплывчатость, присущая
Гэтсби, оказалась как раз тем, что нужно". Фицджеральд настойчиво
стремился создать у читателя ощущение какой-то загадки, таящейся в судьбе
Гэтсби.
Неясность, расплывчатость заключена в самом характере Гэтсби. Он
"расплывчат" по сути, потому что в душе Гэтсби разворачивается конфликт
двух несовместимых устремлений, двух разнородных начал. Одно из этих
начал - "наивность", простота сердца, негастнущий отблеск "зеленого
огонька", звезды "неимоверного будущего счастья", в которое Гэтсби верит
всей душой, - черты "нового Адама". Другое же - трезвый ум привыкшего к
небезопасной, но прибыльной игре воротилы-бутлеггера, который и в
счастливейший для себя день, когда Дэзи переступает порог его дома,
раздает по телефону указания филиалам своей "фирмы". На одном полюсе
мечтательность, на другом - практицизм и неразборчивость в средствах, без
чего не было бы ни особняка, ни миллионов. Широта души и беспринципность,
переходящие одно в другое. Фицджеральда привлекают энергия, сила и
тревожит пустая растрата сил.
Средства, избранные героем для завоевания счастья, не способны
обеспечить счастье, каким его себе мыслит фицджеральдовский "новый Адам".
"Мечта" рушится - не потому лишь, что Дэзи продажна, а еще и потому, что
Гэтсби вознамерился завоевать счастье, выплатив за Дэзи большую, чем
Дэзи, сумму и не брезгуя ничем, чтобы ее собрать. А без "мечты"
существование "нового Адама" бессмысленно: выстрел Уилсона подобен удару
кинжалом, каким в средневековье из милосердия приканчивали умирающего от
ран.
Чем велик Гэтсби? Он "велик" в своей роли богача с таинственной
репутацией, хозяина пышных вечерних празднеств, которые он устраивает в
надежде привлечь внимание Дэзи. Он велик силой своего чувства,
преданностью мечте, "редкостным даром надежды", душевной щедростью.
Он велик своей стойкой приверженностью идеалу "нового Адама. Но,
если воспользоваться метафорой, которой Фицджеральд завершил свой роман,
идеал благороден лишь при условии, что человек "плывет вперед" без всяких
помех, словно бы "течения" не существует. На деле же - "мы пытаемся плыть
вперед, борясь с течением, а оно все сносит и сносит наши суденышки
обратно в прошлое".
В "Великом Гэтсби" впервые было открыто выражено неверие в то,
что Америка и впрямь когда-нибудь сделается "земным святилищем для
человека-одиночки". В заключительной сцене "Великого Гэтсби" Каррауэй
провидит "древний остров, возникший некогда перед взором голландских
моряков, - нетронутое зеленое лоно нового мира. Шелест его деревьев, тех,
что потом исчезли, уступив место дому Гэтсби, был некогда музыкой
последней и величайшей человеческой мечты; должно быть, на один короткий,
очарованный мир человек затаил дыхание перед новым континентом".
Но так и не наступит "одно прекрасное утро".
Заканчивая "Гэтсби", Фицджеральд писал одному из друзей: "Мой
роман - о том, как растрачиваются иллюзии, которые придают миру такую
красочность, что, испытав эту магию, человек становится безразличен к
понятию об истинном и ложном". В "Великом Гэтсби" выразился и трагизм
"века джаза", и его особая, болезненная красота. Через всю книгу проходят
два образных ряда, соотнесенных по контрасту и тесно переплетающихся в
грустной и поэтичной тональности романа.
"Великий Гэтсби" - пример "двойного видения", которое сам автор
определял как способность "одновременно удерживать в сознании две прямо
противоположные идеи", вступающие одна с другой в конфликтные отношения,
тем самым создавая драматическое движение сюжета и развитие характеров.
Двойственность заглавного персонажа придает ему трагический колорит.
Повествование насыщено метафорами, своим контрастом подчеркивающими эту
двойную перспективу происходящих в нем событий: карнавал в поместье
Гэтсби - соседствующая с его домом свалка отбросов, "зеленый огонек"
счастья - мертвые глаза, смотрящие с гигантского рекламного щита и т.п.
Хрупкая поэзия "века джаза" - и его обратная сторона: разгул
стяжательских инстинктов.
"Одна из желтых девиц сидела за роялем, а рядом стояла рослая
молодая особа с рыжими волосами, дива из знаменитого эстрадного ансамбля,
и пела. Она выпила много шампанского, и на втором куплете исполняемой
песенки жизнь вдруг показалась ей невыносимо печальной - поэтому она не
только пела, но еще и плакала навзрыд. Каждую музыкальную паузу она
заполняла короткими судорожными всхлипываниями, после чего дрожащим
сопрано выводила следующую фразу. Слезы лились у нее из глаз - впрочем,
не без препятствий: повиснув на густо накрашенных ресницах, они
приобретали чернильный оттенок и дальше стекали по щекам в виде
медлительных черных ручейков. Какой-то шутник высказал предположение, что
она поет по нотам, написанным у нее на лице; услышав это, она всплеснула
руками, повалилась в кресло и тут же уснула мертвецки пьяным сном".
Это пример сознательного использования стиля отчуждения. Мы ясно
видим присутствующих, но не можем ощутить их как живых людей с присущей
человеку внутренней жизнью. Как будто они из другого мира. И описывая
отчуждение людей друг от друга или отчуждение от своей человеческой
сущности, Фицджеральд показывает также и собственное отстранение от них.
Фицджеральда признают автором, который с редкой пластичностью
смог передать ритмы, краски, верования, иллюзии Америки, в 20-е годы
затеявшей, по его словам, "самую дорогостоящую оргию" за всю свою
историю. Лихорадочный "джазовый век" нашел в Фицджеральде своего
летописца и поэта.
В "Отзвуках века джаза" (1933) Фицджеральд писал об этом времени,
полном ликующей жажды жизни, так:
"...самое необузданное из всех поколений, то поколение, которое в
смутные годы войны еще переживало отрочество, бесцеремонно отодвинуло в
сторону моих ровесников и бодро вышло на авансцену. Их девочки
разыгрывали прожженных львиц. Оно подорвало моральные устои старших, но в
конце концов раньше времени исчерпало себя, и не потому, что ему не
хватало морали, а потому, что ему не хватало вкуса...
К 1923 году взрослые, которым надоело с плохо скрытой завистью
наблюдать за этим карнавалом, решили, что молодое вино вполне заменит им
молодую кровь, и под вопли и гиканье началась настоящая оргия...
Всю страну охватила жажда наслаждений и погоня за удовольствиями.
Слово "джаз", которое теперь никто не считает неприличным,
означало сперва секс, затем стиль танца и, наконец, музыку. Когда говорят
о джазе, имеют в виду состояние нервной взвинчинности, примерно такое,
какое воцаряется в больших городах при приближении к ним линии фронта."
В "Великом Гэтсби" Фицджеральда увлекла противоречивость большой
идеи, воплотившейся в главном персонаже и в конце концов его погубившей.


ЛИТЕРАТУРА

Аллен У. Традиция и мечта. М., 1970.
Горбунов А.Н. Романы Скотта Фицджеральда. М., 1974.
Старцев А. Горькая судьба Фицджеральда. "Иностранная литература",
№2, 1965.
Мендельсон М. "Второе зрение" Скотта Фицджеральда. "Вопросы
литературы", №3, 1965.
Фицджеральд Ф.С. М., 1965.






Новинки рефератов ::

Реферат: Содействие устойчивому ведению сельского хозяйства и развитию сельских районов (Ботаника)


Реферат: Автоматизация банковской деятельности. Банковские сети (Банковское дело)


Реферат: Кризис рабовладельческого строя и зарождение феодальных отношений (История)


Реферат: Анархизм в Европе в 1/2 XX века (История)


Реферат: Цепные дроби (Математика)


Реферат: Создание текстовых документов с помощью MS Word (Компьютеры)


Реферат: Греко-католическая церковь (Религия)


Реферат: Потребительство как социальный феномен современности (Социология)


Реферат: Сплавы (Химия)


Реферат: Бизнес-план “Фаст-фото” (Менеджмент)


Реферат: Разработка технологического процесса (Металлургия)


Реферат: Рождение здорового ребенка (Биология)


Реферат: Зарождение социологии в России и формирование различных направлений (Социология)


Реферат: Петербург - Петроград. Литературная жизнь города (Литература)


Реферат: Тревожность и страхи младших школьников (Педагогика)


Реферат: Тоталитаризм (Политология)


Реферат: Пластика Древнего Египта и Месопотамии (Культурология)


Реферат: Организация и проведение урока по физической культуре и часа здоровья (Педагогика)


Реферат: Толпа и масса: психологические аналогии и упущения (Социология)


Реферат: Крайняя необходимость, понятие и признаки (Уголовное право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист