GeoSELECT.ru



Философия / Реферат: Мода и философия (Философия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Мода и философия (Философия)




МОДА как социально-экономический аспект


Мода – неоднозначный и интересный социально-психологический,
культурный феномен. К сожалению, мода зачастую ассоциируется только с
изменениями в одежде и предметах быта, при этом теряется её важное
социальное значение. В действительности же, для моды практически не
существует границ: она может проникать в науку, искусство, политику,
идеологию.
Слово "мода" происходит от латинского "modus" (мера, способ, образ,
правило, норма); в свою очередь, латинский вариант – от санскритского madh
(мерить, взвешивать). Латинское "modus" использовалось философией XVII -
XVIII вв. как преходящее свойство материи (предмета). В русском языке слово
"мода" появляется при Петре I и фиксируется в первых русских словарях.
Необходимо провести анализ сущности моды и выполняемых ею социальных
функций. Для представления более полной картины следует раскрыть функции
моды и механизмы её возникновения и распространения.
Это истолкование моды как феномена по своей природе
психофизиологического, социально-психологического, социально-регулятивного
и т. п. (Т. Оллпорт, Г. Зиммель, Г. Тард, Г. Спенсер и др.). Такой подход
позволяет отграничить моду от тех областей культуры, где мода действует,
делает возможным структурный анализ моды и подводит к восприятию её как
явления системного порядка. Мода включает в себя обуславливающие её
объективные факторы, особые состояния общественного сознания, специфические
формы поведения людей и соответствующие им культурные изменения и формы.
Происходит обогащение и конкретизация моды за счёт категорий "модное
поведение", "модное сознание", "модные санкции", "механизм моды" и т. п.
Подход к моде как к особому механизму, воздействующему на культуру, делает
возможной постановку вопроса о широких социальных функциях моды, не
связанных непосредственно с потребностями развития тех областей, где она
действует. Это способствует преодолению распространённых взглядов на моду
как на явление в социальном отношении маловажное.
Б. Д. Парыгин и Г. Г. Шубин выделяют три важнейшие функции,
выполняемые модой: коммуникативную, интеракционную и компенсаторную [6; с.
294-295]. Коммуникативная функция проявляется в обмене информацией. Мода
выступает как особый социальный знак, символ престижа. Интеракционная
функция – это средство согласования действий, способ взаимодействия. Мода
ориентирует на признанных лидеров, объединяет в соответствии с определённым
способом поведения, стимулирует интерес к новому. Компенсаторная функция
позволяет восполнять неудовлетворённые или недостаточно удовлетворённые
потребности, выступая в качестве регулятора социальных потребностей.
Социальное неравенство (как и неравенство вообще) выступает как стимул
подражания и приводит к возникновению различных вкусов и мод. Что же влияет
на выбор индивида? В ходе социологического исследования было поставлено
целью выяснить, в какой мере покупка зависит от материального
благосостояния семьи, уровня образования и удовлетворенностью различными
сторонами жизни. При опросе людей различных возрастов, профессий и
образования выяснилось следующее.
" Требовательность к надежности в использовании, соответствию своему
назначению выше у тех, кто имеет высокий доход на одного члена семьи, а
также у тех, кто испытывает денежные затруднения в настоящем. Люди,
которые избежали материальных затруднений в прошлом и имеют хорошие
жилищные условия , предъявляют больше претензий к функциональным качествам
покупки. То же относится и к лицам, имеющим более высокое образование. С
условиями жизни связан подход к надежности вещей. Так, люди, не
удовлетворенные материальным положением семьи, условиями жизни в городе и
своими жизненными возможностями более требовательны к утилитарным
свойствам вещей, их соответствию назначению, полезности, чем те, кто более
благополучен. Чем выше уровень материального достатка, высокий доход и
обеспеченность вещами, отсутствие материальных трудностей, хорошие
жилищные условия, образования ладей, тем большее значение они придают
удобству и уюту. Вместе с тем высокие запросы представители этой группы
обследованных высказывают относительно покупок, материального положения
семьи, условий населенного пункта, жизненных возможностей в целом,
Благоприятные материальные условия жизни в сочетании высоким
образовательным уровнем стимулируют требовательность к оформлению вещей.
Особые запросы у тех, кто взыскателен к материальному положению семьи,
городским условиям жизни, своим жизненным возможностям и конечно к
покупкам... Стремление пробрести товары , соответствующие другим, уже
тлеющимся в употреблении, характерно для людей хорошей материальной
обеспеченности, людям образованным". Однако есть и другие немаловажные
факторы оказывающие больше влияние на выбор человека. Таким фактором
является реклама.
Ее психологическая функция в современном обществе, пожалуй, важнее
информационной. Оказывая воздействие на людей, она во многом предопределяет
выбор покупаемого товара. Броскость, навязчивость рекламы вызывает
желательное для Фирм- производителей отношение к их изделиям. Западные
экономисты и философы давно признали, что в обществе человек принимает под
воздействием рекламы в качестве собственных потребности, навязанные ему.
"Допустим, что наши аппетиты, как и наши насущные потребности, - пишут
Веркор и Коронель в романе " Квота, или Сторонники изобилия", -
ограничены. Но в отношении чего? Только в отношении к тем предметам,
которые существуют. Ведь не могут же люди пресытится чем-то заранее!
Значит, мы будем изобретать потребности, вот и все! Разве ваши предки в
прошлые века могли испытывать потребности в телевизоре и телефоне? Они
великолепно обходились без них. Но стоило их изобрести и мы оказались в их
власти. То же можно сказать и о таких потребностях, как кофе, чай, аспирин,
губная помада, нейлоновые чулки, не говоря уже об автомобиле.
Таким образом встает вопрос о сущности потребности. Этот вопрос -
многосторонняя сложная проблема, разрешить которую под силу лишь комплексу
наук. "Многоликость" потребностей как объекта научного изучения
представляет определенные трудности в определении их сущности, создании
стройной системы их классификации. В этой связи актуальна разработка
вопроса о соотношении объективного и субъективного, материального и
идеального, экономического и духовного факторов в механизме потребностей.
Нам кажется, что разработка вопроса о моде, как социально-экономической
потребности является весьма перспективной в качестве примера такого
соотношения. Представляется глубоко неверным считать моду лишь делом вкуса
индивида или группы индивидов, проявлением лишь субъективного начала.
Наоборот, очень важно понимание, моды как объективного социально-
экономического явления, как объективной потребности человека. Необходимо
рассмотреть моду в связи с экономической жизнью общества, показать
объективный характер ее существования, возможность ее изучения,
прогнозирования, использования при формировании потребительского спроса.
Закономерно, что по мере роста благосостояния трудившихся повышаются
требования к качеству изделий и прежде всего к эстетическим показателям
качества, таким как соответствие стилю, моде, внешнее оформление и т.п. Об
этом свидетельствует каждодневная практика, это иллюстрирует и статистика.
Материалы многочисленных опросов показывают, что основными причинами
ограниченного спроса на швейные изделия являются следующие /в % к итогу
ответов:
не соответствует ткань… 47
не соответствует моде… 46
высокая цена: .... 7
Эти цифры показывают, что сегодня покупатель, выбирая одежду, обувь прежде
всего считается с модой, а не с ценой.
Сегодня мода оказывает сильное воздействие на отдельные социально-
экономические процессы. Если изделия не отвечают тенденциям моды, то они
«замораживаются», оседают на полках магазинов, складов. Производители таких
изделий, не выдержав конкуренции, разоряется!
Необходимость исследования понятия мода, закономерностей ее развития
связано не только с экономикой, но и с социальными проблемами воспитания
нового человека. В настоящее время у населения расширяются возможности
приобретения модных вещей. Однако, это вовсе не означает, сил, времени,
средств, развитию "вещизма". Воспитание разумных потребностей, понимания
истинной ценности вещей также связано с правильной оценкой понятия мода,
Однако следует учитывать, что насильственная борьба с модой безуспешна!
Задача заключается в том, чтобы согласовать моду с реальными возможностями
и превратить моду из регулятора массового поведения в регулируемое
явление.
До недавнего времени господствовало не обоснованное мнение, что мода
слишком несерьезный, прихотливый и изменчивый объект для строгого научного
исследования, считая ее, главным образом, стихийно возникающей благодаря
причудам общественного или, скорее всего, личного вкуса. Еще в прошлом
столетии 0. де Бальзак создатель "Человеческой комедии" заметил по этому
поводу! "Глупец, кто в моде видит только моду..."
И действительно, нельзя назвать умным подход, объявляющий конкретно
существующее явление не заслуживающим никакого внимания науки лишь по
причине его якобы случайного, ничем не обусловленного и алогичного
характера.
- Отрицание не есть определение - гласит одно из правил логики. При всех
условиях нельзя забывать, что и случайное имеет свои причины и
закономерности. Случайное и необходимое взаимосвязаны и взаимодействуют в
каждом единичном явлении.
Более широкое распространение (особенно в кругах художников -
модельеров) получил взгляд на моду как на эстетический феномен. Подобная
точка зрения распространена и сейчас и во многом имеет право на
существование. Ведь hикто не станет отрицать связь моды с такими
категориями и понятиями как "красота", "стиль", "гармоничность" и т.д. Как
и любое явление из сферы материальной культуры, одежда, интерьер жилища
подчиняется определенным эстетическим закономерностям. Кроме того,
подобная трактовка моды - значительный шаг вперед по сравнению со
взглядами на нее, как на случайную причуду или необъяснимую прихоть людей.
Мода предстает здесь уже как объективно существующее явление, со своими
специфическими чертами и закономерностями, И все же, не смотря на то, что
эстетический аспект моды важен, но эстетический подход к моде является
весьма односторонним. Мода - явление социальное и потому должна
исследоваться и изучаться под разными углами зрения. То же
можно сказать и об определении моды как психологического феномена, Гораздо
ближе к истине определение ее как формы поведения, сходной с обычаем. Так
Б.Д. Парыгин считает, что «мода - это специфическая и весьма динамичная
форда стандартизированного массового поведения, возникающая преимущественно
стихийно, под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро
изменяющихся вкусов, увлечений и т.д. Несмотря на некоторую тяжеловесность
данного определения и во многом туманность, Б.Д. Парыгин отметил и выделил
действительно существенные черты моды, и это делает его определение
наиболее удачным, но, в то же время, он затушевал понятием «стихийности»
истинные причины этого «стандартизированного массового поведения», указав
лишь вскользь на «доминирующие в обществе настроения, вкусы, увлечения и
т.д., вновь не объяснив причины их возникновения и развития. Все это, к
сожалению, роднит удачное определение моды Б,Д» Парыгина с не совсем
удобоваримым определением широко представленным в специальной литературе по
данной проблеме. Вот оно: «Мода - непродолжительное господство в
определенной общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихся во
внешних формах быта, особенно в костюме. Или «непродолжительное господство
определенного вкуса в какой – либо сфере жизни или культуре . Подобное
определение через описание не прибавляет ничего нового к нашим знаниям о
моде, впрочем, как и любое описательное определение.
Итак, мода - это форма массового поведения, точнее отношения между
индивидами, ибо мода - это всегда диалог, общение людей друг с другом, так
как «человек сначала смотрится как в зеркало в другого человека». И эти
отношения детерминированы, прежде всего, социальными причинами,
детерминированы, разумеется, опосредствованно, завуалировано, и раскрытие
этих причин явится раскрытием сущности моды, ее социальной природа. Мода,
понимаемая как форма массового стандартизованного отношения между людьми,
как форма общения, приближает нас к постижению ее сути. Но данное понимание
лишь первый шаг на пути от поверхности явления к его сущности, от
конкретного к абстрактному, от единичного к особенному, чтобы затем
подняться к всеобщему, т.е. непосредственно к определению моды как таковой.

Причины, обуславливающие господство в обществе того или иного типа
массового стандартизованного поведения не случайны, также как не случайно
возникновение того или иного вкуса или стиля, которым отводится часто роль,
почти дающей рождение различным модам. Корни, основы данных явлений следует
искать в базисе общества, «Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они
сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с тем что
они производят и как они производят. Что представляют собой индивиды, - это
зависит, следовательно, от материальных условий их производства. В основе
моды как отношения общения, лежит (как, впрочем, и в основании всех
человеческих отношений) отношение субъекта и объекта, индивида, условий
материального производства и отношений индивидов в нем.
По мере развития производства индивид получает все большую возможность
удовлетворять свои потребности не только количественно, но и качественно.
Пропорционально развитию производства растет и влияние моды как фактора,
влияющего на производство. Однако этот фактор образуется, формируется самим
материальным производством. На первый взгляд кажется, что мода диктует свои
законы, сформулированные общественным вкусом производству, на деле же
(практика доказывает это), наоборот, производство создает и обуславливает
господство того или иного общественного вкуса, моды. Итак, моду можно
определить как требования потребителя или потребность к производству,
сформированную самим производством.
Потребность определяется объективными материальными и социальными
условиями жизнедеятельности людей и является их отражением
в сознании людей. Потребность - это отношение между индивидом и
материальными условиями его существования, данное отношение является
противоречивым. Оно осознается индивидом и побуждает его к материальной
деятельности в рамках исторически данного способа производства. Этот момент
крайне важен, ибо раскрывает конкретно-исторический характер потребности,
ее обусловленность определенным уровнем развития производительных сил и
производственных отношений, и эта деятельность удовлетворяет данную
потребность, создает новую и т.д. Таким образом, социальная потребность
есть ощущаемое субъектом противоречие между ним и материальными условиями
его существования и побуждаемое к активной предметной деятельности в рамках
определенного способа производства, т.е. потребности являются одновременно
и стимулом к деятельности и ее результатом. Развитие потребностей связано с
развитием общественного производства.
Потребность, как всякая категория - отражает движение, становление.
Первый исторический акт - это производство средств, необходимых для
удовлетворения этих потребностей, производство самой материальной жизни.
Удовлетворенная потребность постоянно рождает новую потребность, которая в
свою очередь стимулирует производство, здесь существует тесная взаимосвязь.

Итак, мы пришли к пониманию потребности как отношения между индивидом
и материальным производством, как основного условия его существования, как
физического, так и духовного. Мы пришли к тому, что потребность - источник
всякой деятельности индивида и наоборот.
Мода - это искусство, мода - это бесконечный список жертв, мода - это
стиль жизни, мода - это философия, мода - это эпатаж, индустрия моды - это
бизнес! Мода - это управляемая эпидемия.
Мода, как любая потребность формируется под влиянием объективного
фактора, однако здесь не следует забывать, не дооценивать и факторы
субъективного порядка. В развитии моды находят отражение субъек-тивные
склонности, вкусы, психологические и физиологические особенности, духовное
развитие и интересы личности. Именно сложности моды, многофакторность как
явления объясняет трудности в создании теории моды. Во всем мире действуют
десятки тысяч модельеров, которые ежегодно предлагают населению земного
шара сотни тысяч вариантов одежды, общественное признание находят лишь
десятки из них, а глобальное распространение - 1 образец раз в 6-8 лет.
Всякому изменению моды предшествует скрыто созреваемая (под воздействием
производства) и не вполне осознаваемая (субъективное мнение) общественная
потребность. Именно она и является той почвой, на которой прорастают и дают
всходы семена моды, высеваемые щедрой рукой модельеров и промышленников.
При этом всхожими они оказываются только тогда, когда попадают в
подготовленную почву. Крупнейший модельер Сессиль Биттон объясняет принятие
моды так: «Мы изменяем моду тогда, когда чувствуем неосознанную другими
потребность в этом изменении, и раньше других готовимся к ее восприятию».
Итак, именно созревшая общественная потребность в подавляющем большинстве
случаев диктует, на какие явления налагается печать моды, а на какие нет.
Процессу «созревания моды» может способствовать налаженная система
воспитания общественных потребностей, разумного вкуса, соответствующего
образа жизни.
Успешная карьера, как и все хорошее в жизни, берет свое начало в самом
раннем возрасте. Например, советуют шведские психологи и модельеры, ни в
коем случае не разрешайте ребенку безнаказанно портить и грязнить свою
одежду, пусть даже самую дешевую. Привыкнет – и уже ни когда не превратится
в настоящего джентльмена, самые дорогие его костюмы неизбежно будут
заляпаны или измяты. А плохие ботинки, да еще промокающие, вообще способны
сделать ребенка изгоем, ибо, как говорят шведы, «плохая обувь на всю жизнь
несет с собой дурные запахи».
От одежды, экономно покупаемой подросткам на вырост, также может
возникнуть на всю жизнь ряд комплексов – человеку будет казаться, что он не
соответствует окружающему его миру, что он влез « не в свою шкуру», до
которой ему еще надо дорасти.
У взрослых, казалось бы, все совсем по – другому. Стиль одежды диктуют
им место работы, требования этикета, национальные особенности, привычки.
Почему, например, из всех женщин, работающих в отделе, чай заварить , как
правило, просят одну и ту же? Проверили – оказалось, дело прежде всего в
ее стиле одежды. Чаще всего – это кофта, которая у всех (не только у
мужчин) символизируется с непритязательностью, спокойствием и добротой.
Женщина в кофте – это милая «поварешка», которая приготовит все куда
лучше «пиджачной особы», но и на рабочем месте особого уважения не
добьется.
Можно узнать по одежке и того, кто все время получает неожиданные
дополнительные задания, а то и становится «мальчиком на побегушках», - его
характеризует «несерьезность» одежды или полное наплевательство на
сочетания цветов и элементов туалета. И того, кто больше всего
«поддежуривает», его безотказность видна по «сжившемуся» с ним
однообразному неяркому и не слишком модному гардеробу в стиле «на работе
надо работать».
Помните женскую притягательность напрочь уничтожают толстые брюки,
рюшечки, волны, жабо, широкие юбки, складки и все небрежности и
несоответствия при подкраске губ (лучше вообще не красить). А мужчин губят
в глазах прекрасной половины мягкая обувка «тапочного типа», затрепанные
манжеты, Слишком длинные рукава и широкие брюки. А вот сбитый в сторону
галстук или отсутствие такового мужскому образу не вредит.
Блиц опрос среди некоторых известных компаний показал, что в ходе
беседы работодатели оценивают не только ваши познания, но и ваш внешний
вид. В агентствах по подбору кандидатов для иностранных фирм давно
заметила, что главные точки приковывающие взгляд, это: ботинки, воротники и
манжеты.
Таким образом, мода представляет собой социально-экономическую
потребность, категорию специфически историческую, выражающую отношения
людей, категорию, которая объективно зависит от материальных .и социальных
условий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что изучение деятельности личности
в сфере выбора и потребления материальных благ является столь же важным,
как и в других сферах. Гармонизация отношений в сложной системе «люди и
вещи» есть одна из проблем совершенствования образа жизни, формирования
нового человека. Трудность воспитания культуры потребления и заключается в
нахождении той единственной меры материального и духовного, которая и
обеспечивает прогрессивное развитие личности и общества в целом. Внешний
вид человека - мощное орудие, с помощью которого мир вещей, одновременно с
удовлетворением многообразных потребностей, духовно обогащает, сформирует и
развивает личность, облагораживает быт и труд, поднимает культуру. Мир
вещей и мир человека существуют в неразрывном единстве. Жизнь общества
невозможна без вещей. Вещи же приобретают свою подлинную жизнь, лишь
находясь в человеческом обществе. Чем богаче общество, тем шире возможности
потребления, тем соответственно сложнее и много образнее ориентация
личности в потреблении.





Реферат на тему: Моделирование, как необходимый научный метод познания и его связь с детерминированными и стохастическими методами ИЗУЧЕНИЯ ЛЮБОГО явления или процесса

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Новочеркасский государственный технический университет

ПЕТРОВ ИГОРЬ АЛЬБЕРТОВИЧ,
ассистент каф. СМ, СиПМ НГТУ,
соискатель кафедры “Сопротивление
материалов, строительная и
прикладная механика”.

Моделирование как необходимый научный метод познания и его связь с
детерминированными и стохастическими методами ИЗУЧЕНИЯ ЛЮБОГО явления или
процесса
Р Е Ф Е Р А Т

Реферат представлен для сдачи кандидатского экзамена по философии.


Научный руководитель
Зарифьян Александр Захарович,
профессор, д-р техн. наук,
зав. каф. “Сопротивление материалов,
строительная и прикладная механика”.

Руководитель по кафедре философии
Ефимов Владимир Иванович,
доцент, канд. фил. наук.



Новочеркасск — 1996 г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е

|ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |3 |
|. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
|1. |МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭТАП ПОЗНАНИЯ СУЩНОСТИ ИЗУЧАЕМОГО | |
| |ЯВЛЕНИЯ ИЛИ ПРО-ЦЕССА ПРИ РАЗРАБОТКЕ ЕГО ТЕОРИИ . . . . . . . . .| |
| |. . . . . . . . . |4 |
|2. |ГИПОТЕЗЫ КАК НЕОБХОДИМЫЕ ПРИЗНАКИ, ОПРЕДЕ-ЛЯЮЩИЕ СВОЙСТВА | |
| |РАЗРАБАТЫВАЕМОЙ МОДЕЛИ ИЛИ ПРОЦЕССА . . . . . . . . . . . . . . .| |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |8 |
|3. |ПРЕДСКАЗАНИЯ — ВАЖНЕЙШИЙ КРИТЕРИЙ ИСТИН-НОСТИ РАЗРАБАТЫВАЕМОЙ | |
| |ТЕОРИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |15 |
|4. |ПРИМЕНЕНИЕ РАЗРАБОТАННОЙ ТЕОРИИ К ПРАКТИ-ЧЕСКИМ ЗАДАЧАМ . . . . .| |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .|16 |
|5. |СВЯЗЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ С ДЕТЕРМИНИРОВАННЫМИ И СТОХАСТИЧЕСКИМИ | |
| |МЕТОДАМИ ИЗУЧЕНИЯ ЯВЛЕ-НИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |17 |
| |. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .| |
| |. | |
|ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |19 |
|. . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
|СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . |20 |



В В Е Д Е Н И Е

Бурный рост промышленности и науки во всех сферах человеческой
деятельности привели в настоящее время к такому положению вещей, что
создание и разработка каких-либо новых технологий, технических средств
(машин, приборов, оборудования и т. п.), а также методик их применения для
нужд человека становится затруднительным, а в некоторых случаях
невозможным, без интенсивного применения научных методов познания и поиска
[2].
Одной из таких обязательных сторон научного исследования является
метод моделирования, без которого не обходится ни одна конструкторская и ни
одна исследовательская работа. По этой причине, в реферате сделан
значительный акцент на метод моделирования как необходимый научный метод
познания явлений природы и использование этого познания для практических
целей [4].



1. МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭТАП
ПОЗНАНИЯ СУЩНОСТИ ИЗУЧАЕМОГО ЯВЛЕНИЯ
ИЛИ ПРОЦЕССА ПРИ РАЗРАБОТКЕ ЕГО ТЕОРИИ

Всякое вновь изучаемое явление или процесс бесконечно сложно и
многообразно и потому до конца принципиально не познаваемо и не изучаемо.
Поэтому, приступая к изучению явления или процесса, исследователь заменяет
его схематической моделью, которая выбирается тем более сложной, чем
подробнее и точнее нужно изучить упомянутое явления. В моделе сохраняется
только самые существенные стороны изучаемого явления, а все мало
существенные свойства и закономерности отбрасываются [6].
Какие стороны изучаемого явления необходимо сохранить в модели и
какие отбросить, зависит от постановки задачи исследований. Цель и задачи
исследований формулируются перед началом разработки теории еще неизученного
явления или уточнения уже существующей теории с целью более адекватного
описания изучаемого процесса или явления [7]. Построение теории начинается
с выбора некоторого достаточного множества понятий и определения тех
объектов, с которыми будет оперировать формируемая теория. Иногда список
исходно определяемых понятий и объектов называют терминами теории. Они
должны быть определены так, чтобы воспринимались любым исследователем
однозначно.
Далее необходимо ввести, при построении модели явления, самые
необходимые свойства определяемых объектов (“кирпичей” теории) и правила их
взаимодействия и преобразования. Список введенных свойств и правил должен
быть полным, т. е. таким, оперируя с которым можно осуществить любое
действие по решению поставленных в исследовании задач и доведения решения
логического и однозначного результата. Указанный список должен быть
логически непротиворечивым, иначе создаваемая теория приведет к ошибочным
заключениям. Вводимые правила должны быть выполнимы, а результаты их
использования однозначными и определенными.
Выделенное множество объектов-терминов теории и правил их
преобразования должно допускать проверку практикой или иными надежными
методами. При этом выбранная модель должна обеспечивать необходимую
точность результатов [6].
В философском смысле дать определение некоторому понятию-термину —
это значит подвести более узкое определяемое понятие или подпонятие под
более широкого и указать отличительную особенность. Это означает, что,
давая определения вводимым в теорию терминам, мы определяем их в конце
концов через ряд неопределимых исходных понятий. Тем самым становится
возможным неоднозначное толкование, которое позволяет прилагать
сформулированную теорию к любым явлениям, имеющим в своей основе
аналогичные структуры исходных понятий.
Так, например, в курсе геометрии в разделе планиметрия понятие точки
не вводится, а понятие отрезок прямой o-b вводится как континуальное
множество точек — последовательность точек c, ведущих из начальной точки
отрезка o к конечной точке b, имеющее наименьшую длину

[pic]
Рис. 1
Путем продолжения отрезка в направлении от точки d к с получаем
полупрямую, а продолжая отрезок и в противоположную сторону от точки d,
будем иметь бесконечную прямую(рис. 1).
В дальнейшем, точки рассматриваются как места пересечения линий.
Рассмотрим проективные модели Римана: проведем через точку o прямой
перпендикуляр (рис. 2), на котором отметим точку o p, на отрезке o-o p, как
на диаметре, построим окружность, касающуюся прямой в точке o. Точку o
назовем полюсом.

[pic]
Рис. 2

Соединим полюс с точками d, c и b, каждая из приведенных проектирующих
прямых пересекает окружность в точках d (, c ( и b (. Очевидно, между
точками d и d (, c и c (, b и b (, имеется взаимооднозначное соответствие.
Полюс o p взаимооднозначно соответствует бесконечно удаленной точке прямой.
Как видно в проективной модели Римана имеется образ одной бесконечно
удаленной точки прямой — это точка, совпадающая с полюсом o p, в то время
как на рис. 1 могло показаться, что прямая обладает двумя бесконечно
удаленными точками. В развитие этой модели приведем проективную модель
Римана для сферы и плоскости N.
Возьмем плоскость N, в точке o которой поместим сферу диаметром o-o
p. Рассматривая точку o p как полюс проектирования, спроектируем

[pic]
Рис. 3

прямыми, проходящими через полюс o p, расположенные в плоскости N, то точки
d, c, b на поверхность сферы в виде точек-образов d (, c (, b (. Как и в
линейном случае (рис. 2) между точками d, c, b и их проективными образами d
(, c (, b ( имеется взаимно однозначное соответствие. Доказывается, что при
таком проективном преобразовании сохраняются углы между линиями d, c, b на
плоскости и линиями d (, c (, b ( на поверхности сферы. Рассмотренное
проектированное преобразование служит теоретическим основанием для
изображения карты земной поверхности на плоскости N и широко используется в
навигации, в морском и авиационном штурманском деле. Полюс проектирования o
p по Риману, также как и в линейном случае (рис. 2), является проективным
образом бесконечно удаленной точки плоскости. Риманова модель дает
основание считать, что плоскость содержит не множество бесконечно удаленных
точек, а только одну. Такой подход дает большие удобства для математических
построений в теории функции комплексного переменного и в прикладных
задачах.

2. ГИПОТЕЗЫ КАК НЕОБХОДИМЫЕ ПРИЗНАКИ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СВОЙСТВА РАЗРАБАТЫВАЕМОЙ
МОДЕЛИ ИЛИ ПРОЦЕССА

Изучение всякого непознанного явления начинается с наблюдения его
проявления в природе или в лаборатории. Сделанные наблюдения позволяют
высказать ряд исходных предположений (гипотез), позволяющих объяснить на
модели изучаемое явление и его свойства. Справедливость высказанных гипотез
проверяется экспериментом. Подтвержденные экспериментом гипотезы путем
логических рассуждений желательно оформленных в виде математического
описания и построения превращаются в теорию исследуемого явления. При этом
высвечиваются две стороны явления — качественное и количественное [1].
Таким образом, модель изучаемого явления с помощью вводимых гипотез
приобретает ряд свойств, опираясь на которые можно путем математических и
логических действий проследить, как принятая модель взаимодействует с
окружающими объектами и, следовательно, как она реагирует на внешнее
воздействие. При этом варианте возможно, что и первоначальное свойство
модели изменится [5].
Проиллюстрируем роль вводимых гипотез на примерах.
Для хранения сжатого газа при высоких давлениях обычно применяются
тонкостенные цилиндрические резервуары-баллоны, представляющие собой
цилиндрическую оболочку вращения. Оболочка считается тонкостенной, если
толщина стенки в 20-30 раз меньше диаметра баллона. Такая оболочка может
рассчитываться по безмоментной теории, следовательно элемент стенки баллона
работает только на растяжение-сжатие, таким образом гипотеза о малой
толщине стенки сводится к тому, что изгибающими моментами, возникающими в
стенке баллона можно пренебречь; в этом случае для определения действующих
в оболочке нормальных напряжений можно пользоваться известным уравнением
Лапласа (см. рис. 4)

[pic]

где [pic], [pic] — радиусы меридиана кольцевого сечения;
[pic] — давление газа;
[pic] — толщина стенки.
Из этого уравнения выходит, что меридиональные нормальные напряжения
(м в стенке баллона в 2 раза меньше тангенциальных (кольцевых) ((
напряжений, следовательно разрушение баллона происходит в виде трещины,
сориентированной вдоль образующей оболочки.
Для расчета толстостенной цилиндрической оболочки приходится
применять моментную теорию, основанную на гипотезе, что и в стенке оболочки
действуют наряду с нормальными напряжениями еще и поперечные силы и
изгибающие моменты (рис. 5). Это уточненная модель приводит к совершенно
иным уравнениям (дифференциальному уравнению четвертого порядка)

[pic]

[pic]

где W — перемещение элемента стенки резервуара в радиальном направлении;
[pic]
Рис. 4.


[pic]
[pic]

Рис. 5.
[pic] — упругая постоянная стенки;
[pic]— модуль упругости материала;
[pic] — толщина стенки резервуара;
[pic] — удельный вес жидкости в резервуаре;
[pic] — глубина жидкости в резервуаре;
[pic] — коэффициент Пуассона.

Изменение гипотезы привело к резкому усложнению модели и к более
сложному алгоритму расчета оболочки на прочность.
Рассмотрим еще один пример из физики.
В классической механике Галилея-Ньютона при рассмотрении движения
материального тела в пространстве вводятся, на первый взгляд, совершенно
естественные гипотезы о том, что масса движущегося тела от скорости его
движения не зависит, а время, отсчитываемое как в покоящейся, так и в
движущейся инерционной системе отсчета, одинаково. При скоростях движения,
близких к скорости света, такие гипотезы оказываются не верны и их
приходится заменять гипотезами специальной теории относительности,
предложенной Альбертом Эйнштейном. Специальная теория относительности
представляет собой современную физическую теорию пространства и времени.
В специальной теории относительности, как и в классической
Ньютоновской механике, предполагается, что время однородно, а пространство
однородно и изотропно. В основе специальной теории относительности лежат
две основные гипотезы, отличные от гипотез Галилея-Ньютона. Первая из них
утверждает, что в любых инерциальных системах отсчета все физические
явления при одних и тех же условиях протекают одинаково. Вторая гипотеза
утверждает, что скорость света в вакууме не зависит от движения источника
света. Она одинакова во всех направлениях и во всех инерциальных системах
отсчета. Опыты показывают, что скорость света в вакууме — предельная
скорость в природе. Скорость любых частиц, а также скорость любых
взаимодействий сигналов не может превосходить скорость света c.
Объединение специальной теории относительности и классических
представлений об абсолютном времени, идущем одинаково во всех системах
отсчета, приводят к абсурду, что световой сигнал должен одновременно
достигать точек пространства, принадлежащих двум различным сферам.
В специальной теории относительности ход времени в разных инерционных
системах отсчета различен. Соответственно, промежуток времени между какими-
либо двумя событиями относителен. Он измеряется при переходе от одной
инерционной системы к другой. В частности, относительна одновременность
двух событий, происходящих в разных точках пространства.
События, связанные причинно-следственной связью, не могут совершаться
одновременно ни в одной системе отсчета, так как всякое следствие
обусловлено каким-то процессом, вызываемым причиной. Между тем любой
процесс (физический, химический, биологический) не может протекать
мгновенно. Поэтому относительность ни в коей мере не противоречит
причинности. В любой инерциальной системе отсчета события-следствия всегда
совершаются позже, чем его причина.
Из гипотез специальной теории относительности, а также из
однородности и изотропности пространства и однородности времени следует,
что соотношение между координатами и временем одного и того же события в
двух инерциальных системах отсчета выражаются преобразованиями Лоренца, а
не преобразованиями Галилея, как это считается в классической Ньютоновской
механике.
Преобразования Лоренца имеют простейший вид в случае, когда
сходственные оси декартовых координат неподвижной и движущейся инерциальных
систем попарно параллельны. Причем движущаяся система перемещается
относительно неподвижной со скоростью вдоль оси OX. При этом преобразования
Лоренца имеют вид

[pic]

[pic]

[pic]

где c — скорость света в вакууме.
Преобразования Лоренца показывают, что при переходе от одной
инерциальной системы отсчета изменяются не только пространственные
координаты рассматриваемых событий, но и соответствующие им моменты времен.
Из преобразования Лоренца следует, что скорость относительного движения
любых инерциальных систем отсчета не может превосходить скорость света в
вакууме.
Из преобразования Лоренца следует, что линейный размер тела,
движущегося относительно инерциальной системы отсчета, уменьшается в
направлении движения. Это изменение продольного размера при движении
называется Лоренцовым сокращением

[pic].

Поперечные размеры тела не зависят от скорости его движения и
одинаковы во всех инерциальных системах отсчета
Итак, линейные размеры тела относительны. Они максимальны в той
системе отсчета, относительно которой тело покоится — эти размеры тела
называются его собственными размерами
В релятивистской динамике, в отличие от классической, масса
материальной точки не постоянна, а зависит от скорости этой точки.
Зависимость массы от скорости выражается формулой

[pic]

где m0 — масса покоя частиц.
В релятивистской механике делается важный вывод, что масса и энергия
находятся в зависимости

[pic]

Приведенные примеры показывают, что простая замена исходных гипотез
может приводить к серьезнейшим изменениям свойств модели явления.


3. ПРЕДСКАЗАНИЯ — ВАЖНЕЙШИЙ КРИТЕРИЙ
ИСТИННОСТИ РАЗРАБАТЫВАЕМОЙ ТЕОРИИ

После построения теории исследуемого явления делаются и анализируются
важнейшие выводы, вытекающие из сформулированной теории, справедливость
которых проверяется по специально разработанной методике с помощью
специальных экспериментов [3]. Если логические предсказания, вытекающие из
построенной теории имеют место в действительности и во всех случаях, то
разработанная теория признается верной. Других способов проверки истинности
теории не существует. Одновременно с проверкой истинности выявляются
границы применимости созданной теории. В случаях, когда теория не
подтверждается экспериментальной проверкой, то устанавливаются границы ее
применимости, за пределами которых теория должна быть уточнена путем
добавления новых или замены введенных ранее гипотез.



4. ПРИМЕНЕНИЕ РАЗРАБОТАННОЙ ТЕОРИИ
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАДАЧАМ

После того, как разработанная теория выдержала экспериментальную
проверку и опыты показали, что она справедлива и применима к поставленным
практическим задачам, разрабатываются методики и аппаратура для реализации
полученных результатов.



5. СВЯЗЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ С ДЕТЕРМИНИРОВАННЫМИ И
СТОХАСТИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ ИЗУЧЕНИЯ ЯВЛЕНИЯ

Выше были приведены ряд примеров, касающихся применяемых в науке
моделей из области геометрии, картографии, математики, строительной
механики, теории упругости, классической динамики и теории относительности.
Эти модели и описываемые с их помощью явления можно назвать
детерминированными моделями и процессами, т. е. такими, суть которых
определяется жесткими рамками законов природы, а случайная компонента
пренебрежимо мала. Адекватность модели, описываемого с ее помощью процесса
устанавливается в зависимости от описываемого явления теми или иными
способами. Так, теория тонкостенных оболочек и толстостенных цилиндрических
оболочек отличаются путем задания доверительного интервала толщин,
определяющего пределы применимости каждой теории. Пределы применимости
каждой теории классической динамики от теории относительности среди прочих
признаков отделяются еще тем, что сделанные на основе теории
относительности предсказания проверяются путем эксперимента,
организованного в лаборатории или непосредственно в природе.
Однако такое положение имеет место далеко не всегда. Известны
явления, сущность которых в своей основе содержит существенную случайную
компоненту. Такие явления и модели называются стохастическими. Философия
признает наряду с детерминированностью еще и случайность, которая
рассматривается не как царство произвола, а как философскую категорию,
обозначающую случайность как специфическую форму проявления необходимости в
природе, случай, когда параллельно основному изучаемому процессу протекают
независимые и неуправляемые сопутствующие процессы, пути развития которых,
пересекаясь, суммируются, давая всплески и выбросы случайных компонентов.
В основе стохастической теории случайных процессов могут быть
положены два различных подхода. Первый из них основан на использовании
теории многомерных функций распределения случайных величин и второй — на
основе корреляционной теории случайных процессов.



З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Постоянное расширение масштабов исследований в науке позволит
обеспечить глубокие качественные изменения в двух взаимодействующих сферах
материального мира, природы и общества, имеющие тождественные и различные
черты. Природа — объективная реальность, существующая в виде
неорганического мира. Общество — это высшая форма развития материального
мира, закономерно выделившаяся из природы. Развитие науки возможно лишь при
условии, что она постоянно будет учитывать запросы производства в двух
взаимодействующих сферах материального мира [2] .
Научная и практическая деятельность исследователя, тесно связанная с
научно производственной активностью с применением теоретических знаний и
логических средств: анализ и синтез, обобщение и абстрагирование, индукция
и дедукция, аналогия, моделирование, прогнозирование и другие научные
подходы. На различных этапах исследований теоретические знания определяют
цель, проблему и гипотезу. Эксперименты логически обосновывают объект
исследования. На этапе проведения эксперимента и получения исходных
эмпирических данных теоретические знания выполняют роль ориентиров в
восприятии, осознании, фиксации и истолковании полученных результатов. На
этапе логико-теоретической обработки эмпирических зависимостей
теоретические знания составляют основу анализа и синтеза, обобщения и
интерпретации результатов. На указанных этапах логические средства активно
используются, влияя на процесс экспериментального исследования и
одновременно воспринимая его обратное действие [4].


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

|1. |Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. |
| |М., 1991. 263 с. |
|2. |Алтухов В.Л., Шапошников В.Ф. О перестройке мышления: |
| |философско-методологические аспекты. М., 1988. |
|3. |Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. 16. |
|4. |Познавательные действия в современной науке / Под ред. Ю.А. Харина. —|
| |Минск: Наука и техника, 1989. 200 с. |
|5. |Сичивица О.М. Методы и формы научного познания. М.: Высш. шк., 1993. |
| |95 с. |
|6. |Философский словарь / Под ред. М.Т. Фролова. — М: Политическая |
| |литература, 1986. 560 с. |
|7. |Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. |



Р Е Ц Е Н З И Я

на реферат по философии “Моделирование как необходимый науч-
ный метод познания и его связь с детерминированными и стохасти-
ческими методами изучения любого явления” соискателя
ПЕТРОВА И.А.

Реферат посвящен необходимому научному этапу познания сущности любого
явления или процесса. Рассматриваются вопросы о выборе гипотез, описывающих
свойства выбранной модели, даются оценки построения качественной и
количественной теории изучаемого процесса и роли предсказания как
важнейшего критерия истинности разрабатываемой теории процесса.
Устанавливается связь между постановкой задач исследований и выбором
детерминированной или стохастической модели процесса.
В целом реферат отвечает требованиям, предъявляемым к работам при
сдаче кандидатского экзамена по разделу “Философские методы научного
познания”.


Научный руководитель
профессор, д-р техн. наук ЗАРИФЬЯН А.З.




Новинки рефератов ::

Реферат: Электронные деньги (Финансы)


Реферат: Мысль как планетное явление (Философия)


Реферат: Культура России 9-19 вв (История)


Реферат: Социально-педагогическое движение в странах Запада (Социология)


Реферат: Биоритмы (Биология)


Реферат: Образование Киевского государства (История)


Реферат: Симметрия (Математика)


Реферат: Модернизация АСР (автоматическая система регулирования) молотковой дробилки типа ДДМ (Технология)


Реферат: Журнально-публицистическая деятельность М.Б. Салтыкова-Щедрина (Исторические личности)


Реферат: Общее собрание акционеров (Гражданское право и процесс)


Реферат: Кондорсе про основні епохи історичного процессу (Социология)


Реферат: Социальное обслуживание лиц, с вредными условиями труда (Социология)


Реферат: Фотография (Фотография)


Реферат: Экспертные системы на базе VP-Expert (Программирование)


Реферат: A.C.Пушкин (Литература)


Реферат: Моделирование процессов ионной имплантации (Химия)


Реферат: Устойчивые словесные комплексы в (немецком) публицистическом тексте (Иностранные языки)


Реферат: Гражданство Украины (Право)


Реферат: Сплавы (Химия)


Реферат: Размножение папоротников в оранжерейных условиях (Сельское хозяйство)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист