GeoSELECT.ru



Литература : русская / Реферат: "На дне" - философская драма (Литература : русская)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: "На дне" - философская драма (Литература : русская)


Пьеса «На дне» как философская драма.

Пьеса Горького «На Дне» написана в тысяча девятьсот втором году. В эти
предреволюционные годы писателя особенно волнует вопрос о Человеке. С одной
стороны, Горький осознает, какие обстоятельства заставляют людей опускаться
на «дно жизни», с другой- он старается подробно изучить эту проблему и ,
возможно, найти её решение. В драме разворачиваются два конфликта. Первый
,социальный- между хозяевами ночлежки и босяками, другой- философский ,
затрагивающий основные вопросы бытия , разворачивается между обитателями
ночлежки. Он- то и является основным. Мир ночлежки- это мир «бывших людей».
Раньше они были людьми разных слоев: здесь и барон, и проститутка, и
слесарь, и актер, и картузник, и торговка. И всё равно в этом страшном мире
отверженных эти люди ведут поиск истины, стараются решать вечные проблемы.
Как вынести тяжесть жизни? Что противопоставить страшной силе обстоятельств-
открытый бунт, терпение, основанное на сладкой лжи, или смиренность? Вот
это три позиции , которых придерживаются персонажи пьесы.
Самый мрачный мыслитель в ночлежке- Бубнов. Он неприятен Горькому,
потому что в его репликах отражена «правда факта». Жизнь в оценке Бубнова
лишена всякого смысла. Она однообразна и течет по законам, которые человек
не может изменить: «все так: родятся , поживут и умирают… Чего жалеть?»
Мечты для него- стремление человека казаться лучше или, как сказал Барон:
«у всех людей души серенькие… все подрумяниться желают».
С появлением Луки накаляется атмосфера в ночлежке. Странник Лука-
сложный и интересный персонаж в пьесе. Его идеи основаны на том, что он не
верит в возможности человека, для него все люди ничтожны, слабы, мелки,
нуждаются в сострадании и утешении. Лука полагает, что правда может быть
«обухом» для человека. Иногда лучше обмануть человека вымыслом, вселить в
него веру в будущее : «для лучшего живет человек». Но это философия рабской
покорности, недаром Сатин говорит, что «… ложь- религия рабов и хозяев.
Одних она поддерживает, другие прикрываются ею». Идеи Луки направлены на
то, чтобы заставить людей либо как бы «обойти» жизнь, либо постараться
приспособиться к ней. Советы странника никому не помогли : Васька убивает
Костылева и попадает в тюрьму, актер кончает жизнь самоубийством. Прямой
вины Луки в этом , конечно, нет, просто обстоятельства оказались сильнее
людей. Но косвенно он виноват, точнее не он , а его идеи: они внесли
изменения в жизнь ночлежников и в их мировоззрения, после которых они уже
не могли нормально продолжать жить.
Против этой вредоносной лжи выступает Сатин. В его монологе звучит
требование свободы и гуманного отношения к человеку : «Надо уважать
человека! Не жалеть… не унижать его жалостью,... уважать надо!». Сатин
убежден в следующем- необходимо не примирить человека с действительностью,
а заставить эту действительность работать на человека. « Всё в человеке ,
все для человека» . «Существует только Человек, все остальное – дело его
рук, его мозга». «Человек! Это звучит гордо!».
Сатин, несомненно, симпатичен автору, хотя он и «герой слова». В
отличие от большинства ночлежников он в прошлом совершил решительный
поступок, за что и поплатился: четыре года провел в тюрьме. Но он не жалеет
об этом : «Человек свободен, он за все платит сам…».
Таким образом, писатель утверждает, что человек способен изменить
обстоятельства, а не подстраиваться пл них.




Реферат на тему: "Необыкновенная история". И.А. Гончаров


РЕФЕРАТ

“Необыкновенная история”
И.А.Гончарова
ученика 10 класса 577 школы
Коренивского Сергея



СОДЕРЖАНИЕ:
1) О И.А.Гончарове
2
2) “Обыкновенная история”
3
3) Список используемой литературы 8



О И.А.Гончарове

“Обыкновенная история”, опубликованная в 1847 году в “Современнике”,


была первым художественным произведением И.А.Гончарова , появив-


шимся в печати.


Над “Обыкновенной историей” писатель работал в течении трех лет.


В статье автобиографического характера “Необыкновенная история”(1875-


1878) он писал : “ Роман задуман был в 1844 году, писался в 1845, и в 1846


мне оставалось дописать несколько глав “. Гончаров несколько вечеров


сряду читал Белинскому свою “Нобыкновенную историю”.Белинский был


в восторге от нового таланта, выступавшего так блистательно. До того,


как отдать свое произведение “на суд” Белинскому, Гончаров несколько


раз читал его в дружеском литературном кружке Майковых. Прежде чем


появиться в печати, роман претерпел много исправлений и переделок.


Вспоминая позднее 40-е годы, мрачную пору николаевского царствова


ния когда огромную роль в борьбе с феодально-крепостнической реак-


цией играла передовая русская литература, Гончаров писал : ”Крепостное


право,телесное наказание,гнет начальства, ложь предрассудков обществен-


ной и семейной жизни, грубость, дикость нравов в массе - вот что стояло


на очереди в борьбе и на что были устремлены главные силы русской ин-


теллигенции тридцатых и сороковых годов”.


“Обыкновенная история” показала, что Гончаров был чутким к интере-


сам своего времени писателем. В произведении нашли отражение измене


ния и сдвиги,которые происходили в жизни крепостнической России 1830-


1840 гг.Призывая к борьбе с “всероссийским застоем”, к труду на благо от-


чизны , Гончаров страстно искал вокруг себя те силы, тех людей которые


могли бы осуществить стоящие перед русской жизнью задачи.


“Обыкновенная история”


Сущность псевдоромантического миросозерцания, присущего значитель-


ной части идеалистически настроенной , оторванной от действительности


дворянской интеллигенции 30-х годов, вскрыта Гончаровым в образе ос-


новного героя романа - Александра Адуева. Почву, на которой вырас-


тало это явление, художник видел в дворянско - поместном , крепостни


ческом строе жизни , в барском помещичьем воспитании .


Романтическое восприятие жизни, возвышенные отвлеченные мечты


о славе и подвигах , о необыкновенном, поэтические порывы - кто не про


ходил в какой - то мере через все это в молодости , в “эпоху юношеских


волнений”. Но заслуга Гончарова как художника в том, что он показал, как


извращают и уродуют эти юношеские мечты и иллюзии барски - крепост


ническое воспитание .


Молодой Адуев о горе и о бедах знает только “по слуху” - “жизнь от пе-


лен улыбается ему”. Праздность , незнание жизни “преждевременно” разви


ли в Адуеве “сердечные склонности” и чрезмерную мечтательность. Перед


нами один из тех “романтических ленивцев”, барчуков ,которые привыкли


беспечно жить за счет труда других. Цель и счастье жизни молодой Адуев


видит не в труде и творчестве (трудиться казалось ему странным), а в “воз-


вышенном существовании”. В имении Адуевых царят “тишина.. неподвиж-


ность... благодатный застой”. Но в имении он не находит поприща для се


бя. И Адуев уезжает “искать счастья” ,”делать карьеру и фортуну - в Петер-


бург”. Вся фальшь житейских понятий Адуева начинает раскрываться в ро-


мане уже в первых столкновениях избалованного ленью и барством пле-


мянника - мечтателя с практическим и умным дядюшкой, Петром Иваны-


чем Адуевым.В борьбе дяди с племянником отразилась и тогдашняя,толь-


ко что начинавшаяся ломка старых понятий и нравов - сентиментальнос-


ти , карикатурного преувеличения чувства дружбы и любви, поэзия празд


ности , семейная и домашняя ложь напускных, в сущности небывалых


чувств , пустая трата времени на визиты, на ненужное гостеприимство и


т.д. Словом, вся праздная мечтательная и аффектационная сторона ста-


рых правов с обычными погрывами иности - к высокому,великому,изящ-


ному, к эффектам, с жаждой высказать это в трескучей прозе, всего более


в стихах.


Адуев-старший на каждом шагу безжалостно высмеивает напускную,


беспочвенную мечтательность Адуева-младшего.“Твоя глупая восторжен-


ность никуда не годиться “, ”с твоими идеалами хорошо сидеть в деревне”,


“забудь эти священные да небесные чувства, а приглядывайся к делу”. Но

молодой герой не поддается нравоучениям. “А разве любовь не дело? “ -

отвечает он дядюшке. Характерно , что после первой неудачи в любви

Адуев-младший жалуется “на скуку жизни, пустоту души”. Страница ро-

мана, посвященные, описанию любовных похождений героя, - разоблаче-

ние эгоистического,собственнического отношения к женщине,несмотря на

все романтические позы, которые принимает герой перед избранницами

своего сердца.

Восемь лет возился с Александром дядюшка. В конце концов племянник


его становится деловым человеком, его ждет блестящая карьера и выгод-


ный брак по расчету. От былых “небесных” и “вогзвышенных” чувств и


мечтаний не осталось и следа. Эволюция характера Александра Адуева,


показанная в “Обыкновенной истории”, являлась “обыкновенной” для час-


ти дворянской молодежи того времени. Осудив романтика Александра


Адуева, Гончаров противопоставил ему в романе другое, бесспорно по


ряду черт более положительное, но отнюдь не идеальное лицо - Петра Ива-


новича Адуева. Писатель, не бывший сторонником революционного преоб-


разования феодально-крепостнической России, верил в прогресс, основан-


ный на деятельности просвещенных, энергичных и гуманных людей. Одна-


ко в произведении нашли отражение не столько эти взгляды писателя, коль-


косуществовавшие в реальной действительности противоречия,которые нес


ли с собой шедшие на смену “всероссийскому застою” буржуазно - капита-


листические отношения. Отвергая романтизм адуевского толка, писатель


вместе с тем чувствовал неполноценность философии и практики буржуаз-


ного “здравого смысла”, эгоизм и бесчеловечность буржуазной морали аду-


евых-старших. Петр Иваныч умен, деловит и по-своему “порядочный чело-


век”. Но он в высшей степени “безразличен к человеку, к его нуждам, инте-


ресам”.”Смотрят, что у человека в кармане да в петлице фрака, а до осталь-


ного и дела нет”,-говорит о Петре Иваныче и ему подобных его жена Лиза-


вета Александровна о своем супруге :”....что было главной целью его тру-



дов? Трудился ли он для общей человеческой цели, исполняя заданный ему


судьбою урок, или только для мелочных причин, чтобы приобресть между


людьми чиновное и денежное значение, для того ли, наконец, чтобы его не


гнули в дугу нужда, обстоятельства? Бог его знает. О высоких целях он раз-


говаривать не любил, называл это бредом , а говорил сухо и просто, что на-


до дело делать”.


Александр и Петр Иваныч Адуевы противопоставлены не только как про-


винциальный дворянин- романтик. и делец-буржуа, но и как два психоло-


гически противоположные типа. “Один восторжен до сумабродства, дру-


гой - ледян до ожесточения”, - говорит Лизавета Александровна о племян-


нике и муже.


Гончаров стремился найти идеал, то есть нормальный тип человека не в



Адуеве-старшем и не в Адуеве-младшем, а чем-то ином, третьем, в гармо-


нии “ума” и “сердца”. Ясный намек на это содержится уже в образе Лизаве-


ты Александровны Адуевой, несмотря на то, что “век” ее “заел” , по спра-


ведливому замечанию Белинского, Петр Иваныч.

К числу этих замечательных образов следует отнести не только Лизавету

Александровну, но и Наденьку.

Дочь несколькими шагами - впереди матери. Она без спросу полюбила


Адуева и почти не скрывает этого от матери или молчит только для прили-


чия, считая за собою право распоряжаться по-своему своим внутренним ми


ром и самим Адуевым , которым, изучив его хорошо,овладела и командует.


Это ее послушный раб, нежный, бесхарактерно-добрый,что-то обещающий,


но мелко самолюбивый , простой, обыкновенный юноша,каких везде - куча.


И она приняла бы его, вышла бы замуж - и все пошло бы обычным ходом.


Но явиласчь фигура графа, сознательно-умная, ловкая, с блеском. Наденька


увидала , что Адуев не выдерживает сравнения с ним ни в уме, ни в характе-


ре, ни в воспитании. Наденька в своем быту не приобрела сознания ни о ка-


ких идеалах мужского достоинства, силы и какой силы? Ее достало разгля-


деть только, что она видела тысячу раз во всез других юношах., с которыми


танцевала , немного кокетничала. Она на минуту прислушалась к его стихам.


Она ждала , что сила, талант кроются там. Но оказалось, что он только пи-



шет сносные стихи, но о них ни кто не знает , да еще дуется про
себя на


графа за то,что этот прост, умен и держит себя с достоинством. Она переш-


ла на сторону последнего: в этом пока и состоял сознательный шаг русской


девушки - безмолвная эмансипация, протест против беспомощного для нее


авторитета матери.


Но тут и кончилась эта эмансипация . Она сознала, но в действие
своего


сознания не обратила, остановилась в неведении, так как и самый момент


эпохи был моментом неведения.

“Обыкновенная история” сразу же поставила Гончарова в первый ряд

прогрессивных писателей-реалистов. В “Обыкновенной истории” в полной


мере сказался сильный и оригинальный талант Гончарова, призванного ма-

стера русского реалистического романа.



Список используемой литературы:
1) Собрание сочинений И.А.Гончарова
2) Собрание сочинений В.Г.Белинского
3) “Творчество И.А.Гончарова” А.Рыбасов




Новинки рефератов ::

Реферат: Развитие творческих способностей ребенка (Психология)


Реферат: Высоковольтный воздушный выключатель ВНВ-500 (Технология)


Реферат: Эффективное привлечение инвестиций в экономику республики Узбекистан (Предпринимательство)


Реферат: Италия (Политология)


Реферат: Металлохозяйственные товары (Товароведение)


Реферат: Калькуляция себестоимости продукции нормативный метод (Бухгалтерский учет)


Реферат: Общественно-политическая жизнь советской страны в середине 60-х - середине 80-х годов (Политология)


Реферат: Зоопсихология (Психология)


Реферат: Питирим Сорокин (Культурология)


Реферат: Сравнительный анализ конституций России и США (Политология)


Реферат: Культура звучания судебной речи (Педагогика)


Реферат: Институт Религии (Социология)


Реферат: Образование в Англии (Педагогика)


Реферат: Билеты по истории психологии (Психология)


Реферат: Цифровые ЭВМ (Компьютеры)


Реферат: Лекции по гражданскому процессу (Гражданское право и процесс)


Реферат: Встреча с кометой Галлея (Астрономия)


Реферат: Творчество и жизнь Джузеппе Верди (Музыка)


Реферат: Получение моноклональных антител (Биология)


Реферат: Необходимость и возможность как реальные модальности онтологии в философском наследии Б. Спинозы (Философия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист