GeoSELECT.ru



История / Реферат: Украина (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Украина (История)



Украина

В июне 1990 года на географической карте мира возникло новое
независимое государство - Украина, что венчало многовековую борьбу
украинского народа за независимость и суверенитет.
Корни государства ведут в Киевскую Русь, государство которое
называлось в разные исторические периоды развития - Русь, Великая Русь,
Малая Русь, Украина-Русь.
Название «Украина» впервые упоминается в 1187 году в одном из
старейших памятников старорусской культуры, известной под названием
«Ипатьевская летопись» .
Самое древнее описание современной украинской территории и ее
населения дано в трудах Геродота (484-425 г.г. до н.э.), который называл
эту землю Скифией. В период с 4 века до нашей эры и до начала нашей эры
Украину называли Сарматией, во 2- 3 веках – Роксоланией. Такое название
сохранялось и в последующие годы на картах С.Минстера из Базеля (1552 год),
Ортелиуса (1590 г) и др.
Большинство исследователей считают прародиной славян территорию между
Днепром, Припятью, Карпатами и Вислой. На переломе двух эр завершилось
разделение славян на западных и восточных. Восточные славяне, проживающие
на территории нынешней Украины, начиная с 4 века н.э. создали
государственное объединение антов, характеризовавшееся демократическим
устройством греческого типа. Под давлением аварских племен в конце 7 века
основная масса населения антского государства отступила на север от Черного
моря на Полесье, Киевщину, Черниговщину.
В летописи «Повесть временных лет» указывается, что в 8-9 веках на
правом берегу Днепра возле Киева жили поляне, над Десной, Сеймом и Сулой –
северяне, между реками Тетеревом и Припятью – древляне, вдоль Буга -
дулибы, бужане или волыняне, в Прикарпатье - белые хорваты, над Бугом –
уличи, над Днестром - тиверцы. Праукраинские племена имели общий язык,
одинаковые верования (язычество). Из этих племен в дальнейшем сформировался
украинский народ.
Центрами племен были множественные города с окружающими их селами.
Главными городами были у полян - Киев, у северян - Чернигов, у древлян -
Искоростень (Коростень), у дулибов –Волынь (городок над Бугом), у уличей -
Пересичень и др. Наиболее развитым среди племен были поляне, их князь Кий
согласно «Повести временных лет» основал в середине 1-го тысячелетия
г.Киев. Благоприятное географическое положение которого на перекрестке
торговых путей быстро превратило его в могучий культурный и политический
центр.
Социально-экономическое развитие восточных слявян в середине 9-го века
вследствие роста продуктивности земледелия и скотоводства, ремесел и
торговли привело к активной интервенции варягов - норманов из Скандинавии,
и к кардинальным переменам на востоке Европы, где на землях
восточнославянских племен возникла новая политическая формация – Киевская
Русь. Так как главную роль в ней на протяжении пяти столетий играли князья,
этот важнейший период украинской истории получил название – княжий.
Большое значение для укрепления централизованного государства имело
принятие Русью христианства по инициативе Великого князя Владимира
Святославовича в 988 году. В это время государство достигло наивысшего
могущества, расширив свою территорию на север, восток и юг.
С 12 века Киевское государство распалось на несколько отдельных
самостоятельных княжеств: Киевщину, Черниговщину, Переяславльщину,
Тмутороканскую землю, Турово-Пинскую землю, Волынь, Галичину (Галицию). В
это же время наряду с названием «Русь» для обозначения южных территорий
киевского государства стало употребляться название « Украина», которое в
дальнейшем приобрело значение этнонима, для обозначения всех территорий,
заселенных украинским народом.
В 1199 году волынский князь Роман Мстиславович объединил Галицию с
Волынью и одновременно овладев Киевом создал могущественное государство с
центром во Владимире (на Волыни), которое включало большинство украинских
территорий и простиралось от Карпат до Днепра. Летопись называет Романа
«самодержцем всей Руси». Особенно заметной эта роль стала после
уничтожения в 1240 году Киева как политического, экономического ,
культурного и церковного центра, в результате татаро-монгольского
нашествия. Особенностью политического устройства Галицко-Волынского
государства было усиление боярства (феодалов), культурного влияния Западной
Европы и внедрения в городах Украины магдебургского права.
Галицко-Волынское государство просуществовало до 1349 года, так как с
оформлением новой государственной организации в Прибалтике - Литвы и в
дальнейшем объединения ее с Польшей в истории Украины начался новый этап -
литовско-польский, длившийся с 14 по 16 век. Этот период характеризовался
непростыми взаимоотношениями между тремя народами, образовавшими новую
государственную структуру. С одной стороны успешные военные действия против
монголо-татарских, турецких и германских (Грюнвальдская битва 1410 г),
шведских и других нашествий сближали, с другой стороны усиление религиозной
розни – отдаляли поляков, литовцев и украинцев друг от друга. После
Люблянской унии 1569 года к Польше было присоединено большинство украинских
территорий.
Усиление роли Польши и насильственная полонизация вызывали все
возрастающее недовольство основной массы украинского населения, которое
вылилось в многочисленные восстания и начало гражданской войны, носившей
явно религиозный оттенок. Центром повстанческих настроений стала
Запорожская Сечь – первая казачья демократическая республика на территории
Украины.
Период с 1648 г. до конца 18 века в истории Украины характеризуется
разделением украинских земель и известен как эра козацко-гетманского
государства, образовавшегося на левобережных территориях.
Значительную роль в возникновении этого государственного образования
сыграл Богдан Хмельницкий, заключивший в 1654 году Переяславльское
соглашение с Московским государством , которое к этому времени значительно
усилилось и успешно противостояло влиянию своих западных и восточных
соседей.
Взаимоотношения между двумя государствами строились на конфедеративных
началах, которые в дальнейшем превратились в федеративные. Во времена
правления Екатерины Второй, после ликвидации Запорожской Сечи, гетманская
Украина прекратила свое существование как государство.
В результате ослабления Польши и ее последующих трех разделов между
соседними государствами, земли правобережной Украины находились до 1917
года в составе – Австро-Венгрии, Румынии и России.
С середины 19 века по 20-е годы 20 столетия начался новый этап
становления третьего украинского государства, который осуществлялся в
условиях нарастания революционных событий на территориях Австро-Венгерской
и Российской империй.
17 марта 1917 года представители политических, культурных религиозных
течений создали в Киеве Украинскую Центральную Раду- всеукраинское
общественное представительство и координационный центр, который возглавил
профессор Михаил Грушевский.
20 ноября 1917 года была провозглашена Украинская Народная Республика
(УНР) , а 29 апреля 1918 года принята Конституция и избран первый президент-
М.Грушевский.
Параллельно государственное возрождение происходило и на западных
украинских землях в Галиции, Буковине и Закарпатье, входивших в состав
Австро-Венгрии. 9 ноября 1918 года создана Западно-Украинская Народная
Республика (ЗУНР ) во главе с К .Левицким.
22 января 1919 года в Киеве было провозглашено соединение ЗУНР
(Галиция, Буковина, Венгерская Русь) с УНР (Надднепровская Украина).Этот
период характеризуется тяжелой политической, социально-экономической
обстановкой, так как новому государству пришлось воевать с Польшей,
Румынией и большевистской Россией. В итоге Буковину оккупировали румыны,
Закарпатье осталось под Венгрией и Чехословакией, а Галиция под Польшей.
В этот период, в противовес национально-патриотическим настроениям в
Харькове большевиками была также провозглашена Украинская Народная
Республика, которая в дальнейшем трансформировалась в Украинскую Советскую
Социалистическую Республику (УССР) окончательно установившуюся на
центральных украинских землях в декабре 1919 года.
До 1939 года , когда украинские земли воссоединились в составе СССР
вследствие принятия Пакта Молотова-Риббентропа, украинский народ оказался
вновь разделенным. История советской Украины омрачена несколькими
трагическими событиями: репрессиями против интеллигенции, раскулачиванием,
искусственной голодовкой 1933 года, в результате которой погибли от 5 до 13
( по данным разных авторов) млн. человек.
В период Второй мировой войны (1939 - 1945 гг.) Украина испытала
величайшие потери – около 4, 5 млн. погибших и 2 миллионов вывезенных на
принудительные работы в Германию. На конференции в Сан-Франциско 1945 года
УССР была принята в ООН как член- основатель этой организации.
После Второй мировой войны изменилась территория и численность
населения УССР. В июне 1945 года Чехословакия отказалась от Закарпатской
Украины, в сентябре окончательно определена советско-польская граница, от
Румынии отошли территории оккупированной Буковины. 19 февраля 1954 года, в
соответствии с декретом Верховного Совета СССР в состав Украины вошла
Крымская область.
Послевоенный период характеризуется восстановлением разрушенной
экономики, десталинизацией (1953-1959 гг.), хрущевской «оттепелью»,
появлением элементов демократизации , возрастанием национального
самосознания . В 60–е - 80-е годы наступило время ущемления демократических
свобод и национального движения, в результате чего сотни известных деятелей
культуры, искусства, науки были репрессированы.
В начале 80-х годов кризис в СССР охватил все сферы жизни:
замедление темпов экономического развития привело к падению уровня жизни
населения. Неудачная Афганская война и Чернобыльская катастрофа
окончательно подорвали доверие к социалистической идее. Поэтому генеральным
секретарем ЦК КПСС М. Горбачевым на апрельском пленуме 1985 года был взят
курс на изменение экономической, социальной и внешней политики СССР.
Демократическая революция в России способствовала реализации права на
самоопределение в отдельных союзных республиках, некоторые из которых
провозгласили независимость. 24 августа 1991 года депутаты украинского
республиканского парламента почти единогласно приняли Акт провозглашения
государственной независимости Украины, который подтвержден всенародным
референдумом 1 декабря 1991 года. В голосовании приняли участие 84, 2 %
граждан Украины, из которых 90, 3 % высказались за независимость.
Президентом Украины был избран Леонид Кравчук.
После столетий борьбы Украина получила еще один шанс осуществить
великую национальную и государственную идею, которая является наивысшим
правом каждого народа.





Реферат на тему: Украина и образование СССР

Министерство образования и науки Украины
Севастопольский национальный технический университет.



Украина и образование СССР.



Выполнил: ст. гр. ????
??????????

Проверила: ??????????



Севастополь 2004
План

1. Введение. Приход к власти Большевиков.
2. Советская власть в Украине 1919 – 1921 гг. Украинско-
русские отношения.
3. Объединительное движение в 1922 г. I Съезд советов СССР
и его решения.
4. Договор об образовании СССР
5. Заключение.



Введение. Приход к власти Большевиков.

После победы февральской буржуазной революции 1917 года в
Российской Империи сразу же активизировались многочисленные партии
и националистические элементы. Во всех регионах России стала расти
политическая нестабильность. Революция затронула сначала только
большие города, а провинция ещё некоторое время жила по старым
устоям. Развивающимся партиям и движениям нужны были последователи,
которых они рассчитывали найти в основном в густо населенных
промышленных и сельхоз районах. Из-за этого за первые месяцы после
февральской революции наибольшее влияние и количество
последователей имели партии народного и национального направлений.
Партия Меньшевиков опиралась на крестьянство, рабочий класс и самую
«мелкую» буржуазию. Также в это время на политической арене были
партии Эсеров, кадетов и большевиком. При этом партия большевиков,
которая через полгода придет к власти, была самая непопулярная и
малочисленная, так как изначально опиралась в основном на крупную и
среднюю буржуазию. Временное правительство было не в состоянии
держать эти партии под контролем. Оно было не популярно среди
рабочих и крестьян, когда свершалась февральская революция народу
обещали лучшую жизнь и новые возможности. После революции Временное
правительство не спешило выполнять обещанное и стало резко терять
популярность, а партии пронародного толка стали очень быстро расти.
Так же в это время на заводах и фабриках стали создаваться «Советы»
которые в первое время были подконтрольны Эсерам и Меньшевикам. В
Украине в этот период ситуации ничем не отличалась от ситуации в
других регионах Российской Империи, но с уклоном в национальное
русло. Национальные и националистические партии рвались во власть.
Что бы хоть как-то можно было контролировать ситуацию и упорядочить
амбиции новых партий в Украине по инициатива ТУП (Товарищество
Украинских Поступовцев) 3 марта 1917 года бала создана Центральная
Рада во главе в Грушевским. В неё вошли представители из всех
регионов Украины, которые были выходцами из всех слоев общества.
Свои интересы в Центральной Раде защищали 25 партий. «Народные»
партии составляли большинство. ЦР была расколота на два лагеря. В
первом лагере находились националисты, которые желали немедленно
отколоться от России и провозгласить независимость Украины. Они
выдвигали стандартный лозунг для всех националистических партий:

«Украина для Украинцев!»

Во втором лагере находились умеренные парии, которые хотели
создания широкой Украинской автономии в составе России. Грушевский
был на стороне второго лагеря.
Самое интересное, что ЦР не была признана Временным
Правительством, и сама ничего решать не могла.
В это время по России и Украине прокатилась волна
манифестаций, итогом которых стал созыв Украинского национального
конгресса, на котором решались организационные вопросы построения
вертикали власти и решения внутренней и внешней политики. В итоге
был сформирован парламент из 150 человек и избранно куроводство
Центральной Рады. Националистические партии были в новом парламенте
в меньшинстве. Этот момент является поворотным в истории ЦР, так
как теперь Украина имела свои органы власти и легитимно избранное
правительство, которому подчинялась армия и внутренние силы. Но это
было пока не признанное правительство. Что бы провозгласить свои
интересы и утвердить статус ЦР как органа правления был
провозглашен «I Универсал ЦР». Он провозглашал:
1) Автономию Украины в составе России, 2) Требование от
Временного Правительства признать ЦР властью в Украине, 3) ЦР имеет
право провозглашать Универсалы, 4) Создать при Временном
Правительстве комиссара по делам Украины, и т.д.
Народ принял I Универсал неоднозначно. Временное
Правительство не приняло I Универсал, то есть не признало не одного
из его положений. В Украину для разбирательства была направлена
комиссия во главе с Керенским. После длительных переговоров был
достигнут компромисс, и ЦР приступила к созданию II Универсала.
После его завершения 3 июля 1917 года, Временное правительство
признало ЦР органом власти в Украине. Первое правительство
возглавил Винниченко.
Всё это время большевики играли совершенно незначительную
роль в политике ЦР и Временного Правительства, но всё изменилось
после приезда в Петроград В.И. Ленина. Своим выступлением на
Финском вокзале Петрограда он склонил огромные массы рабочих и
крестьян в сторону большевизма. Дальнейшие митинги и выступления с
участием Ленина имели грандиозный успех у народа. Большевики из
самой отсталой партии превращались в могучую силу, которая
стремительно набирала сторонников. Уже к осени 1917 года большевики
стали самой влиятельной силой в России. Большевики провозгласили
лозунги:

«Вся власть советам!»
«Землю крестьянам, а фабрики рабочим!»



Ленин на Путиловском заводе в мае 1917 года.

В партии большевиков назревал раскол на коммунистов и
социалистов. Социалистическое крыло было в меньшинстве и всячески
пыталось отсрочить или провалить октябрьскую революцию вплоть до
опубликования секретных планов партии в прессе. Народ в большинстве
своём поддерживал идею революции, так как очень хотел, что бы
наступили перемены к лучшему. У большевиков созревал план
построения коммунизма в России. В Украине большевики имели не
меньше сторонников, чем в России. Основными очагами большевистских
настроений были Донбасс, Киев, Харьков. В этих регионах активность
«Советов» была наивысшей.
10 октября 1917 года на заседании ЦК партии было озвучено
предложение Ленина о проведении революции. 16 октября на
расширенном заседании ЦК партии были оговорены механизмы проведения
и сроки начала.
25 октября Ленин прибыл в Смольный для руководства восстанием.
Большевики за одну ночь заняли ключевые объекты во всех крупных
городах. Штурмом был взят Зимний Дворец, где располагалось
Временное Правительство. Утром, выступая перед экстренным собранием
Петроградского совета, Ленин сказал:

«Отныне наступает новая полоса в истории России, и данная
третья русская революция должна в своем конечном итоге привести к
победе социализма!

После прихода к власти Ленина Россия вышла из Первой Мировой
войны, путем территориальных уступок Германии. Этим большевики
получили признание у большой массы народа, но были и недовольные и
откровенно разъяренные таким положением дел в стране. Россия была
на пороге Гражданской войны и Интервенции.
В это время в Украине сформировалась Украинская Народная
Республика (УНР). ЦР и её руководители были свергнуты. От УНР
отошли большие территории на западе, они попали под влияние
Германии и её союзников. Националистические партии бежали на запад
и продолжали свою деятельность на оккупированных территориях.
Сразу же после революции во многих регионах России начали
вспыхивать небольшие восстания недовольных. В большинстве своём это
были сторонники царя или аппозиционных партий.
Капиталистическим государствам тоже очень не понравилось
появление на мировой арене столь сильного Социалистического
государства. Из-за этого разразилась Гражданская война и
Иностранная Интервенция. Советы национализировали зарубежные
капиталы и аннулировали задолженность России перед западом. Что бы
вернуть себе влияние в регионе и вернуть свои деньги
капиталистические страны стали поддерживать восстания в России как
финансово, так и прямой интервенцией. Начинало формироваться Белое
движение во главе с Колчаком, Врангелем, Деникиным. Также
образовался большой отряд Анархистов во главе Махно, которые
воевали как с «Белыми» так и с «Красными», но в последствии всё же
перешел на советскую сторону.



Советская власть в Украине 1919 – 1921 гг. Украинско-русские
отношения.

С приходом к власти в Украине Советов ситуация стала быстро
меняться. При царе и Временном правительстве Украина была лишь
сырьевым придатком России, страна была аграрного типа,
индустриальные объекты были отсталыми и небольшими. Основу
населения составляли крестьяне. Но происходящие перемены не имели
благотворного характера. Был введен «Военный Коммунизм» -
экономическая политика советов в период интервенции и гражданской
войны. Были национализированы все промышленные предприятия, с
крестьян стали взымать продразверстку. Была установлена всеобщая
трудовая повинность. В это время главным был лозунг:

«Кто не работает, тот не ест!
Но в Военном Коммунизме были и хорошие стороны. Пресса и
общественный транспорт стали бесплатными, была отменена плата за
коммунальные услуги, а долги реструктуризированы. Продукты стали
выдавать по карточкам.
Всё это было сделано, для того чтобы поднять экономические
показатели. Но поднимались они за счет народа, и в первую очередь
за счет крестьян. Очень скоро первичный рост перешел в быстрый
спад. На местах небольшие начальники, желая выполнить и превзойти
план, отбирали у крестьян не излишки, а вообще все запасы. На
промышленных предприятиях тоже увеличили продолжительность
трудового дня и ввели семидневную рабочую неделю. Предприятия
работали по военным законам, а все рабочие считались
мобилизованными, за прогул или самовольное оставление рабочего
места людей судили по законам военного времени. Большевикам очень
были нужны средства на борьбу с интервентами и белой армией. Но уже
к 1920 году рабочие сильно устали, и показатели промышленности
резко пошли вниз. На селе ситуация складывалась ещё более плачевно.
Время продразверстки совпало с неурожайными годами, из-за этого на
Украине и в Поволжье начался голод, который унес несколько
миллионов жизней.
УНР в это время беспрекословно подчинялась Москве. На её
территории шли бои с белогвардейцами. Воеска во главе с Деникиным и
Врангелем удерживали южные районы Украины и Крым. Их постоянно
финансировали и помогали материально интервенты. Эмигрировавшие на
запад представители ЦР вели из за границы пропагандистскую
деятельность. Но большевики тоже пропагандировали свои идеалы на
западных территориях Украины и среди белогвардейцев. Ближе к
середине 1920 года, когда красная армия разбила отряды Колчака в
Сибири и Деникина на юге России, Врангель был «заперт» в Крыму. В
ноябре 1920 года был разбит и бежал на запад.
В марте 1921 года по решению X съезда партии продразверстка
была заменена продналогом, что послужило началом введения Новой
Экономической Политики (НЭП). Теперь крестьяне могли продавать
излишки своей продукции на рынке. Были в полной мере возвращены
валютные отношения. Уже к лету 1921 года в рамках НЭПа мелкие
промышленные объекты начали переходить в собственность кооперативов
и частных лиц. Расцвела частная торговля. Сильно выросло частное
предпринимательство. Экономические показатели резко пошли вверх.
На государственных предприятиях был введен хозрасчет. Началась
подготовка денежной реформы. Народ воспринял решения партии с
воодушевлением. Жизненный уровень с 1921 по 1924 годы сильно вырос
и по многим показателям превысил уровень 1913 года.


Объединительное движение в 1922 г. I Съезд советов СССР и его
решения.

В ходе гражданской войны сложились 2 формы национальной
государственности: 1-я, федерация основанная на автономии, и 2-я,
федерация основанная на конфедерации. Другая форма федерации начала
складываться на основе сплочения других наций. Объединение начало
происходить сперва на военной основе. В зародыше это была форма
конфедерации. Но на практике же, эта конфедерация была под диктатом
СССР. Сохранялась единая Коммунистическая партия, оставалась четкая
централизация, через коммунистическую партию происходило полное
подчинение. Решающим политическим условия объединения было единство
их политического строя - в результате революции во всех республиках
была установлена диктатура пролетариата. Переход к нэпу усилил
объективную потребность к объединению республик. Сталин в это
время был Наркомом по делам национальностей, и он был сторонником
объединения на основе автономий, так как при этом была возможность
полного контролирования всей территории. На Х съезде партии Сталин
выступил с докладом. Он говорил о потребности преодолеть социально
- культурное и экономическое неравенство народов. Он считал, что
шовинизм и местный национализм представляет собой одинаковую
опасность для коммунистического интернационализма. На этом же
съезде, Сталин предложил покончить с национальным вопросом навсегда
и предложил административный передел России. Изменение границ
происходило не очень гладко. При рассмотрении вопросов
экономического районирования страны, национальные вопросы в расчет
не брались. Часть партийных деятелей, в том числе и И.В.Сталин,
изначально считали создание независимых национальных республик
решением чисто временных, политических задач.
Нэп требовал воссоздания государственного единства на основе
конфедерации. Было организованно единое управление железными
дорогами Закавказья. Но большевики недооценили национальный вопрос.
Началась политика форсированного сближения, объединения
национальностей. В июле 1922 года был предложен проект ФСССРЗ. При
этом основные полномочия оставались в руках республик. Это был союз
на основе конфедераций. Этим был очень недоволен Орджоникидзе.
Сталин как и Орджоникидзе был сторонником жесткой централизации. В
конце августа Сталин предложил проект, в котором предлагал
"...приспособить форму взаимоотношений между центрами и окраинами к
фактическим взаимоотношениям, в силу которых окраины во всем,
безусловно, должны подчиняться центру...". В результате на
добровольной основе СССР стал состоять из 6-ти республик -
РСФСР,УССР,БССР и ЗСФСР.
В канун I съезда Советов СССР 29 декабря 1922 г. в Москве
была созвана Конференция полномочных делегаций РСФСР, УССР, БССР и
ЗСФСР. Она рассмотрела и приняла Декларацию и Договор об
образовании Союза Советских Социалистических Республик. Конференция
подготовила все для работы съезда Советов.
I съезд Советов начал работу 30 декабря 1922 г. в Москве. На
нем присутствовало 1727 делегатов от РСФСР, 364 делегата от УССР,
91 делегат от ЗСФСР и 33 делегата от БССР.
Съезд утвердил Декларацию и Союзный договор об образовании
СССР и избрал Центральный Исполнительный Комитет Союза СССР (ЦИК
СССР). В Декларации говорилось: "...что Союз этот является
добровольным объединением равноправных народов, что за каждой
республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ
в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как
существующим, так и могущим возникнуть в будущем... новое союзное
государство явится... новым решительным шагом по пути объединения
трудящихся в Мировую Социалистическую Советскую Республику". Надо
при этом заметить, что вопрос о праве вхождения в состав Союза
новых членов был непростым. Интересна постановка этого вопроса
И.В.Сталиным на четвертом Совещании ЦК РКП (б) (июнь 1923 г.). В
ответ на слова докладчика от Бухарской республики Ф.Ходжаева о том,
что Бухара еще не вошла в СССР, но это, мол, вопрос, решенный ею, и
входить в Союз она должна только непосредственно, Сталин резко
ответил, что недостаточно лишь захотеть
"войти в союз Республик, чтобы распахнулись ворота. Нет,
товарищи, дело обстоит не так просто. Надо еще спросить, пустят ли
в Союз республик? Чтобы иметь возможность войти в Союз, нужно
предварительно заслужить в глазах народов Союза, нужно завоевать
себе это право. Я должен напомнить т.т. бухарцам, что Союз
Республик нельзя рассматривать как свалочное место".
Договор об образовании СССР определял сферу полномочий Союза
Советских Социалистических Республик. К его компетенции относились:
1) представительство Союза в международных отношениях, 2) изменение
внешних границ Союза, 3) заключение договоров о приеме в состав
Союза новых республик, 4) объявление войны и заключение мира, o
установление системы внешней и внутренней торговли, 5) установление
основ и общего плана всего хозяйства Союза, 6) заключение
концессионных договоров, 7) регулирование транспортного и почтово-
телеграфного дела, 8) установление основ организации Вооруженных
Сил Союза, 9) утверждение единого государственного бюджета Союза,
монетной, денежной и кредитной системы, системы общесоюзных,
республиканских и местных налогов, 10) установление общих начал
землеустройства и землепользования, а также пользования недрами,
лесами и водами по всей территории Союза, основное законодательство
в области союзного гражданства и в отношении прав иностранцев, 11)
отмена, нарушающих договор, постановлений Съезда Советов,
Центральных Исполнительных Комитетов и Советов Haродных Комиссаров
союзных республик и ряд других пунктов.
Договор предусматривал формирование общесоюзных органов
государственной власти. Народные комиссариаты иностранных дел,
внешней торговли, по военным и морским делам, путей сообщения,
почты и телеграфа теперь становились общесоюзными. А комиссариаты
финансов, народного хозяйства, продовольствия, труда и рабоче-
крестьянской инспекции создавались как союзно-республиканские.
Республиканскими же оставались комиссариаты земледелия,
просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних
дел, юстиции, то есть те, что имеют прямое отношение к особенностям
быта, нравам, специфическим формам землеустройства и
судопроизводства, языку и культуре народов.
В заключительной 26-й статье было записано, что " за каждой
из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза".
В Договоре вместе с тем не было никаких указаний на сроки его
существования, на возможность отмены. Статья 25 лишь гласила:
"Утверждение, изменение и дополнение союзного Договора подлежат
исключительно ведению Съезда Советов Союза Советских
Социалистических Республик".
Документ подписали 17 представителей РСФСР, по 23
представителя УССР и ЗСФСР, а также 24 представителя от БССР.
I съезд Советов, в соответствии, с принятым Договором, избрал
Центральный Исполнительный Комитет СССР - верховный орган власти
Союза (из представителей союзных республик пропорционально
населению каждой - всего 371 член). Сессия ЦИК избрала президиум
ЦИК (19 человек) и четырех председателей ЦИК - по числу
объединившихся республик.
Образование СССР было событием исторического значения.
Советский Союз, созданный в те годы, сыграл важную роль в жизни
населявших его народов. Он оказал огромное воздействие на мировое
развитие. Вместе с тем суверенность входящих в него республик уже
изначально нарушалась. Очень образно о расхождении слова и дела на
практике сказал на заседании фракции РКП(б) (26 декабря 1922 г.)
товарищ Удалов: "В наших лозунгах мы говорим о независимости,
самоопределении и т.д., а между тем, стремимся слопать это
самоопределение". В тезисах по национальному вопросу к XII съезду
партии Сталин обращал внимание на то, что значительной частью
чиновников в центре и на местах образование СССР было признано " не
как союз равноправных государственных единиц, а как шаг к
ликвидации этих республик, как начало образования так называемого
"единого-неделимого". Троцкий, в замечаниях на эти тезисы,
подчеркнул, что наблюдается тенденция советской бюрократии к началу
ликвидации национальных автономных государственных организаций и
областей. Подобная линия аппарата чиновников была в то время резко
осуждена как "непролетарская и реакционная". Однако жизнь показала,
что и сам Сталин имел ту же тенденцию.


Договор об образовании СССР
Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика
(РСФСР), Украинская Социалистическая Советская Республика (УССР),
Белорусская Социалистическая Советская Республика (БССР) и
Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика
(ЗСФСР - Грузия, Азербайджан и Армения) заключают настоящий союзный
договор об объединении в одно союзное государство - "Союз Советских
Социалистических Республик" - на следующих основаниях.
1. Ведению Союза Советских Социалистических Республик, в лице
его верховных органов, подлежат:
а) представительство Союза в международных сношениях;
б) изменение внешних границ Союза;
в) заключение договоров о приTме в состав Союза новых
республик;
г) объявление войны и заключение мира;
д) заключение внешних государственных займов;
е) ратификация международных договоров;
ж) установление систем внешней и внутренней торговли;
з) установление основ и общего плана всего народного
хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров;
и) регулирование транспортного и почтово-телеграфного дела;
к) установление основ организации вооружTнных сил Союза
Советских Социалистических Республик,
л) утверждение единого государственного бюджета Союза
Советских Социалистических Республик, установление монетной,
денежной и кредитной системы, а также системы общесоюзных,
республиканских и местных налогов;
м) установление общих начал землеустройства и
землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по
всей территории Союза;
н) общее союзное законодательство о переселениях;
о) установление основ судоустройства и судопроизводства, а
также гражданское и уголовное союзное законодательство;
п) установление основных законов о труде;
р) установление общих начал народного просвещения;
с) установление общих мер в области охраны народного
здоровья;
т) установление системы мер и весов;
у) организация общесоюзной статистики;
ф) основное законодательство в области союзного гражданства в
отношении прав иностранцев;
х) право общей амнистии;
ц) отмена нарушающих союзный договор постановлений съездов
Советов, Центральных Исполнительных Комитетов и Советов Народных
Комиссаров союзных республик.
2. Верховным органом власти Союза Советских Социалистических
Республик является съезд Советов Союза Советских Социалистических
Республик, а в периоды между съездами - Центральный Исполнительный
Комитет Союза Советских Социалистических Республик.
3. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик
составляется из представителей городских Советов по расчTту 1
депутат на 25 000 избирателей и представителей губернских съездов
Советов по расчTту 1 депутат на 125 000 жителей.
4. Делегаты на съезд Советов Союза Советских Социалистических
Республик избираются на губернских съездах Советов.
5. Очередные съезды Советов Союза Советских Социалистических
Республик созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза
Советских Социалистических Республик один раз в год; чрезвычайные
съезды созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза
Советских Социалистических Республик по его собственному решению
или же по требованию не менее двух союзных республик.
6. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик
избирает Центральный Исполнительный Комитет из представителей
союзных республик пропорционально населению каждой, всего в составе
371 члена.
7. Очередные сессии Центрального Исполнительного Комитета
Союза Советских Социалистических Республик созываются три раза в
год. Чрезвычайные сессии созываются по постановлению Президиума
Центрального Исполнительного Комитета Союза или по требованию
Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических
Республик, а также Центрального Исполнительного Комитета одной из
союзных республик.
8. Съезды Советов и сессии Центрального Исполнительного
Комитета Союза Советских Социалистических Республик созываются в
столицах союзных республик в порядке, устанавливаемом Президиумом
Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
Социалистических Республик.
9. Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских
Социалистических Республик избирает Президиум, являющийся высшим
органом власти Союза в периоды между сессиями Центрального
Исполнительного Комитета Союза.
10. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза
Советских Социалистических Республик избирается в составе 19
членов, из коих Центральный Исполнительный Комитет Союза избирает
четырTх председателей Центрального Исполнительного Комитета Союза
по числу союзных республик.
11. Исполнительным органом Центрального Исполнительного
Комитета Союза является Совет Народных Комиссаров Союза Советских
Социалистических Республик (Совнарком Союза), избираемый
Центральным Исполнительным Комитетом Союза на срок полномочий
последнего в составе:
Председателя Совета Народных Комиссаров Союза,
Заместителей председателя,
Народного комиссара по иностранным делам,
Народного комиссара по военным и морским делам,
Народного комиссара внешней торговли,
Народного комиссара путей сообщения,
Народного комиссара почт и телеграфов,
Народного комиссара рабоче-крестьянской инспекции,
Председателя Высшего Совета Народного Хозяйства,
Народного комиссара труда,
Народного комиссара продовольствия,
Народного комиссара финансов.
12. В целях утверждения революционной законности на
территории Союза Советских Социалистических Республик и объединения
усилий союзных республик по борьбе с контрреволюцией учреждается
при Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских
Социалистических Республик Верховный Суд, с функциями верховного
судебного контроля, а при Совете Народных Комиссаров Союза -
объединTнный орган Государственного Политического Управления,
председатель которого входит в Совет Народных Комиссаров Союза с
правом совещательного голоса.
13. Декреты и постановления Совнаркома Союза Советских
Социалистических Республик обязательны для всех союзных республик и
приводятся в исполнение непосредственно на всей территории Союза.
14. Декреты и постановления Центрального Исполнительного
Комитета и Совнаркома Союза печатаются на языках,
общеупотребительных в союзных республиках (русский, украинский,
белорусский, грузинский, армянский, тюркский).
15. Центральные Исполнительные Комитеты союзных республик
опротестовывают декреты и постановления Совнаркома Союза в
Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
Социалистических Республик, не приостанавливая их исполнения.
16. Постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров
Союза Советских Социалистических Республик могут быть отменяемы
лишь Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских
Социалистических Республик и его Президиумом; распоряжения же
отдельных народных комиссаров Союза Советских Социалистических
Республик могут быть отменяемы Центральным Исполнительным Комитетом
Союза Советских Социалистических Республик, его Президиумом и
Совнаркомом Союза.
17. Распоряжения народных комиссаров Союза Советских
Социалистических Республик могут быть приостанавливаемы
Центральными Исполнительными Комитетами или Президиумами
Центральных Исполнительных Комитетов союзных республик лишь в
исключительных случаях, при явном несоответствии данного
распоряжения постановлениям Совнаркома или Центрального
Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических
Республик. О приостановке распоряжения Центральный Исполнительный
Комитет или Президиум Центрального Исполнительного Комитета союзных
республик немедленно сообщает Совету Народных Комиссаров Союза
Советских Социалистических Республик и соответствующему народному
комиссару Союза Советских Социалистических Республик.
18. В состав Совета Народных Комиссаров союзных республик
входят:
Председатель Совета Народных Комиссаров,
Заместители председателя,
Председатель Высшего Совета Народного Хозяйства,
Народный комиссар земледелия,
Народный комиссар продовольствия,
Народный комиссар финансов,
Народный комиссар труда,
Народный комиссар внутренних дел,
Народный комиссар юстиции,
Народный комиссар рабоче-крестьянской инспекции,
Народный комиссар по просвещению,
Народный комиссар здравоохранения,
Народный комиссар социального обеспечения,
Народный комиссар по национальным делам,
а также с правом совещательного голоса уполномоченные
наркоматов Союза: по иностранным делам, по военным и морским делам,
внешней торговли, путей сообщения и почт и телеграфов.
19. Высший Совет Народного Хозяйства и народные комиссариаты:
продовольствия, финансов, труда и рабоче-крестьянской инспекции
союзных республик, непосредственно подчиняясь Центральным
Исполнительным Комитетам и Совнаркомам союзных республик,
руководствуются в своей деятельности распоряжениями соответственных
народных комиссаров Союза Советских Социалистических Республик.
20. Республики, входящие в состав Союза, имеют свои бюджеты,
являющиеся составными частями общесоюзного бюджета, утверждаемого
Центральным Исполнительным Комитетом Союза. Бюджета республик в их
доходных и расходных частях устанавливаются Центральным
Исполнительным Комитетом Союза. Перечень доходов и размеры доходных
отчислений, идущих на образование бюджетов союзных республик,
определяются Центральным Исполнительным Комитетом Союза.
21. Для граждан союзных республик устанавливается единое
союзное гражданство.
22. Союз Советских Социалистических Республик имеет свой
флаг, герб и государственную печать.
23. Столицею Союза Советских Социалистических Республик
является город Москва.
24. Союзные республики вносят в соответствии с настоящим
договором изменения в свои конституции.
25. Утверждение, изменение и дополнение союзного договора
подлежат исключительному ведению съезда Советов Союза Советских
Социалистических Республик.
26. За каждой из союзных республик сохраняется право
свободного выхода из Союза.

Заключение.
Приход к власти в России большевиков сыграл огромную роль в
дальнейшем развитии России и будущих республик СССР. С введением
НЭПа положение в стране стало улучшатся и лидеры советского
государства заручились поддержкой большинства населения. Окончание
гражданской войны и интервенции победой коммунизма вселили в народ
надежду на «светлое будущее». Мероприятия по ликвидации
безграмотности и введение плана ГОЭЛРО вывели молодой СССР на новый
уровень развития государства. Все промышленные показатели к 1926
году превысили уровень 1913 года, и продолжали расти. Начинались
великие стройки коммунизма. Была построена Днепрогэс, более чем в
двое увеличена длинна железных дорог, количество заводов за первые
10 лет советской власти увеличилось более чем в двое. Социально
направленная политика начала приносить свои плоды, увеличилась
рождаемость и сильно упала смертность, средняя продолжительность
жизни превысила 60 лет. Уровень жизни обычных людей вырос. Рост
экономики и производства продолжался до 30х годов, когда отменили
НЭП экономика перестала расти.
В общем можно заключить, что создание государства советов и
СССР имели положительное значение для большинства населения, но от
этого сильно пострадали национально освободительные движения в
республиках СССР.



Список использованной литературы.


1. БСЭ «СССР» Изд. Москва 1957 г. 764 стр.
2. Диск «Красные» «ИДДК» и «МЦФ» Москва 2001.
3. Диск «Белые» «ИДДК» и «МЦФ» Москва 2001.
4. "Пособие по истории СССР" Изд. Москва 1987.
5. Материалы сайта http://www.nasledie.ru





Новинки рефератов ::

Реферат: Гуманитаризация обучения математике (Педагогика)


Реферат: Категории земель. Земли поселений (Право)


Реферат: Конфликтология (Психология)


Реферат: Основные системы буржуазного права: англосаксонская и континентальная (Теория государства и права)


Реферат: Хип-Хоп, как стиль жизни (Музыка)


Реферат: Организация технического обслуживания и ремонта автотранспорта (Транспорт)


Реферат: СНГ: на пути к экономическому союзу (Международное публичное право)


Реферат: Social stratification in modern Russia (Социология)


Реферат: Педагогика А.С. Макаренко (Педагогика)


Реферат: Концепция бесконечности и современная космология (Астрономия)


Реферат: Бизнес-план предприятия, процедура разработки и характеристика системы показателей (Финансы)


Реферат: Создание фигурного текста посредством WordArt (Программирование)


Реферат: Пётр I (История)


Реферат: Конституция 1918 (История)


Реферат: Половое воспитание (Педагогика)


Реферат: История Царского села (Государство и право)


Реферат: Развитие быстроты (Спорт)


Реферат: Культура Древнего Китая (Культурология)


Реферат: Анализ кредитоспособности предприятия ОАО Благкомхлебпродукт (Деньги и кредит)


Реферат: Затраты и издержки предприятия (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист