GeoSELECT.ru



История / Реферат: Иран (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Иран (История)




Реферат

З !!!!!
на тему:

“ !!!!!! ”



Бачинської Алли Валеріївни
ЗОШ І-ІІ ст. – ліцей №7



Вінниця 2000

Общие сведения
Иран — одна из наиболее крупных стран Юго-Западной Азии — по площади
(1648 тыс. кв. км) намного превосходит граничащие с ним Турцию (на северо-
западе), Афганистан и Пакистан (на востоке), Ирак (на западе). А если
сравнивать Иран со странами Европы, то получается, что его территория
равна Англии, Испании, Франции, Италии и Швейцарии, вместе взятым. В
Зарубежной Азии он существенно уступает по площади только Китаю и Индии.
На севере Иран омывают воды Каспийского моря, на юге — Персидского и
Оманского заливов. Из общей протяженности государственных границ около
8000 км 1/3, приходится на морские границы.
Иран — это название страны, происходящее от более древнего
наименования Ариана — «страна ариев». Этот термин употреблялся для
наименования основной части государства Сасанидов (III—VII вв. н. э.).
В самом Иране не только в древности и в средние века, но и в новое
время страна всегда называлась Ираном, однако в Европе и Америке ее
называли Персией, по названию центральной области страны Фарс, или Парс
(по-гречески), где издавна проживала основная народность Ирана — персы,
говорящие на фарси. Желая подчеркнуть былое величие государства,
правительство Ирана в 1935 г. обратилось ко всем государствам мира с
просьбой официально называть страну Ираном. Современная столица страны —
Тегеран.
Иран отличается пестротой национального состава. При населении в 34
млн. человек (1977 г.) основное этническое ядро — персы — составляет
только около 50%; другие крупные национальности — азербайджанцы (около
20%) и курды (около 9%).
По конституции (принятой в 1906— 1907 гг.) Иран был конституционной
монархией; во главе государства стоял шах, он же — главнокомандующий
вооруженными силами страны. Неоднократно вносившиеся по инициативе шаха
изменения в конституцию дали ему целый ряд прерогатив, которые позволили
установить режим личной власти. Это стало важной причиной широкого
недовольства, переросшего в 1978 г. в социально-политический кризис. В
январе 1979 г. шах был вынужден покинуть Иран. Введенная шахом в 1975 г.
однопартийная система вызывала массовое недовольство и в 1978 г. была
отменена.
В результате массового народного движения режим шаха рухнул.
Иран относится к развивающимся странам, избравшим капиталистический
путь развития. Используя огромные доходы, получаемые от экспорта нефти и
опираясь на социально-экономические реформы, проведенные правящими кругами
страны, Иран за последнее десятилетие совершил значительный скачок в
развитии хозяйства, и теперь вряд ли его можно называть, как это было
сравнительно недавно, отсталой сельскохозяйственной страной с
полуколониальным укладом экономики.
В результате аграрной реформы, в основном завершенной в 1972 г.,
позиции помещиков были подорваны. Землю получило около 15 млн. крестьян
(на условиях выплаты ее стоимости государству в рассрочку за 12 лет), но
основными собственниками земли стали зажиточные крестьяне, которые явились
опорой правительства в деревне. Помещики же, проживавшие и до реформы, как
правило, в крупных городах, получив от государства выкуп за землю, стали
держателями акций промышленных предприятий.
Иран в настоящее время является страной аграрно-индустриального типа.
При огромных поступлениях иностранной валюты от продажи нефти (около 20
млрд. долл. в 1976 г.) Иран ускоренными темпами развивает свою
промышленность, создает новые ее отрасли (нефтехимическую,
машиностроительную, в том числе автомобильную, авиационную, военную),
расширяет металлургическую промышленность. Иран тесно сотрудничает с
крупнейшими монополиями ведущих капиталистических держав. Возникающая на
условиях совместного участия иранского капитала с капиталом монополий США,
Англии, Франции, Италии, Японии и ФРГ (60—70% — доля Ирана, 30—40% — доля
иностранного капитала) иранская промышленность рассчитана на сбыт товаров
не только в Иране, но в значительной степени и в соседних странах Ближнего
Востока, Юго-Восточной Азии и Африки. Будучи не в состоянии в первое время
освоить все доходы от нефти, Иран начал экспортировать капитал. Он
превратился в страну, оказывающую финансовую помощь как развитым, так и
развивающимся странам. В середине 1970-х гг. Иран санкционировал займы
Англии (1,2 млрд. долл.), Египту (более 1 млрд.), Индии (1 млрд.),
Пакистану (1 млрд.), а также Заиру и др. Общая сумма займов,
предоставленных Ираном другим странам, составила 10 млрд. долл. Иран стал
кредитором Международного валютного фонда.
Социально-политический кризис 1978—1979 гг. нанес серьезный ущерб
экономике Ирана и существенно ослабил его внешнеэкономические позиции.
Забастовка рабочих-нефтяников парализовала добычу нефти — основного
источника финансовых поступлений. С осени 1978 г. замерла экономическая
жизнь страны.


Важнейшие исторические события


В условиях развития капитализма в Европе и борьбы империалистических
держав за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала
феодально отсталый Иран стал объектом их эксплуатации.
Наиболее характерной была политика империалистических держав в
отношении Ирана в первые годы после второй мировой войны. Правительства
Англии и США, пользуясь тем, что они оказали правящим кругам Ирана помощь
в подавлении национально-демократического движения в стране (особенно в
Иранском Азербайджане), заключили с Ираном ряд военных и экономических
договоров и соглашений, которые способствовали ориентации внешней и
внутренней политики Ирана на империалистические государства. США и Англию
интересовало как выгодное военно-стратегическое положение Ирана у границ
Советского Союза, так и иранская нефть. Поэтому в 1955 г. они вовлекли
Иран в Багдадский пакт (ныне СЕНТО), направленный против СССР и других
социалистических стран, и с помощью Международного нефтяного консорциума
(созданного в 1954 г.), займов, различного вида «безвозмездных» субсидий,
кредитов и других средств оказывали влияние на иранскую экономику. Ряд
военных договоров и соглашений, в том числе и американо-иранское
соглашение 1959 г., потребовали от Ирана больших расходов на
непроизводительные цели. Все это в сочетании с внутренними социально-
экономическими трудностями, кризисом в сельском хозяйстве (в силу
значительных остатков феодализма), промышленности, финансовой системе
привело в конце 50-х — начале 60-х годов к широкому недовольству народа
обанкротившейся внешней и внутренней политикой Ирана.
В этих условиях правящим кругам страны пришлось существенно изменить
политику. Во внутриполитическом плане это выразилось в проведении
социально-экономических реформ (названных «белой революцией»),
направленных против феодальных порядков и призванных форсировать развитие
капитализма; во внешнеполитическом — в нормализации (с 1962 г.)
отношение с СССР и другими социалистическими странами.
Новая политика Ирана дала определенные положительные результаты:
произошли заметные сдвиги в экономике, в основном было покончено с
господством полуфеодальных производственных отношений в деревне. За
последние 15 лет темпы роста экономики Ирана ежегодно превышали 10%
(вместо 2—3% в прошлом), возросла доля промышленности по сравнению с долей
сельского хозяйства в валовом национальном продукте. Новая экономическая
политика Ирана дала и отрицательные результаты: бурный рост цен на товары,
жилье, расширение безработицы. Сельское хозяйство не обеспечивает всех
потребностей страны в продовольствии. В то же время огромные средства
затрачивались на милитаризацию Ирана, на закупку новейших видов оружия.
Все это вело к дальнейшему ухудшению положения трудящихся.
В течение 1978 г., в условиях усиливающихся внутренних социально-
экономических трудностей в Иране проходили массовые антиправительственные
демонстрации. Осенью начались массовые забастовки рабочих и служащих
нефтяной промышленности, транспорта, связи, коммунального хозяйства.
Иранский народ требовал коренных преобразовании в политической,
социальной, экономической и культурной областях. Такого накала
политической борьбы страна не знала. В столице и других крупных городах
ставленники шаха были смещены.

Население
Иран наряду с Афганистаном принадлежит к числу самых многонациональных
государств Юго-Западной Азии. Здесь проживает свыше 30 крупных и мелких
народов, а если учесть также отдельные племена и. этнические группы, в той
или иной степени сохранившие культурно-бытовое своеобразие, число их еще
больше.
Подавляющее большинство народов Ирана принадлежит к иранской группе
индоевропейской языковой семьи и к тюркской группе алтайской языковой
семьи (соответственно около 75 и свыше 20%). К первой из них относятся
персы (13,5 млн.), гилянцы (1,6 млн.), мазандеранцы (1,2 млн.), курды (2,5
млн.), луры (0,8 млн.), бахтиары (0,5 млн.), белуджи, талыши, таты,
хазарейцы, джемшиды, афганцы и таджики. Ко второй относятся азербайджанцы
(5 млн.), туркмены, кашкайцы, каджары, афшары, шахсевены, карапапахи,
бахарлу, эйналу, нафары, хорасани и др. Из других проживающих в стране
народов арабы (0,55 млн.) и ассирийцы говорят на языках семитской группы
семито-хамитской языковой семьи, армяне — на стоящем особняком языке
индоевропейской семьи, грузины — на языке картвельской группы кавказской
семьи.
Многонациональность Ирана в значительной мере является наследием
завоевательной политики его древних и средневековых правителей,
объединявших под своей властью множество разноязычных племен и народов, а
также тех завоеваний, которым подвергался сам Иран. В дальнейшем
сохранению этнической дробности способствовала феодальная отсталость
страны и племенной строй кочевой части населения.
Основная этническая общность — персы — сосредоточена главным образом в
центральных и южных районах страны. В других районах, кроме Иранского
Азербайджана, они составляют большинство населения городов. К северу от
основного ареала расселения персов живут этнически близкие им, но
сохраняющие ряд диалектных и культурных особенностей гилянцы, мазандеранцы
и талыши, к западу — курды, луры и бахтиары, к востоку — афганцы, белуджи,
хазарейцы, таджики. Вторая по величине этническая общность — азербайджанцы
— населяет северо-западную часть страны, граничащую с Азербайджаном. С
ними соседствуют родственные им полукочевые и оседлые племена афшаров,
шахсевенов и карапапахов. На юге страны обитают кашкайцы и некоторые
другие тюркские кочевые племена, а также арабы.
В настоящее время персы и иранские азербайджанцы являются
сформировавшимися буржуазными нациями, другие же народы стоят на различных
ступенях этносоциального развития, составляя частью племена, частью
народности. Некоторые из них постепенно ассимилируются с персами, что в
известной степени является результатом политики иранизации, проводимой в
стране. Официально считается, что все исповедующие ислам народы страны
составляют вместе с персами единую иранскую нацию. Как национальные
меньшинства рассматриваются только представители других вероисповеданий:
христиане — армяне и ассирийцы; зороастрийцы — парсы, или гебры; иудаисты
— евреи. При проведении переписи населения 1956 г. впервые было учтено
количество говорящих на так называемых местных языках, но уже при
проведении следующей переписи 1966 г. такой учет не проводился.
В последнее время ассимиляционным процессам в Иране способствует также
развитие капиталистических отношений, ведущее к смешению и культурно-
языковому взаимодействию разнонационального населения в городах, на
нефтепромыслах, крупных стройках и т. п. Особенно заметна иранизация
гилянцев и мазандеранцев. В то же время малочисленные тюркские народы
Северного Ирана, а отчасти и ираноязычные талыши ассимилируются
азербайджанцами.

Экономика
Самое характерное для экономики современного Ирана — это завершение
перехода от полуфеодальных социально-экономических отношений к
капиталистическим и превращение страны из аграрной в аграрно-
индустриальную. Правящие круги Ирана поставили задачу индустриализировать
страну, создать многоотраслевое хозяйство, способное через 15 — 20 лет
обеспечивать в основном внутренние потребности страны, и стать крупным
экспортером промышленной продукции,
В первой половине 70-х годов экономика Ирана развивалась быстро.
Валовой национальный продукт (ВНП) возрастал ежегодно более чем на 10% и
составил в 1975 г. 20,7 млрд. долл., что превышало валовой национальный
продукт 1960 г. почти в 5 раз. Резко изменилось соотношение долей основных
отраслей экономики в ВНП. Если в 1941 г. доля сельского хозяйства в ВНП
составляла 71 и в промышленности 25%, а в 1962 г. — соответственно 28 и
33%, то в 1972 г. доля сельского хозяйства в ВНП уменьшилась до 15 %, а
доля промышленности увеличилась до 43%. Однако под влиянием экономического
кризиса в капиталистической мире темпы экономического развития Ирана
снизились, рост ВНП в 1976 г. составил уже 4,9 %.
О промышленном развитии страны свидетельствует и сокращение, доли
занятости сельского населения в производстве национального дохода. Если 30
лет назад сельское население Ирана, составлявшее 78% всех жителей страны,
производило 3/4 национального дохода, то теперь 60% населения,
проживающего в сельской местности, производит уже менее 1/5 национального
дохода.
Экономическое развитие Ирана стало возможным благодаря огромным
доходам от нефти. В июле 1973 г. Иран добился полного контроля над своими
нефтяными ресурсами. В связи с разразившимся в 70-х годах в
капиталистическом мире энергетическим кризисом Иран стал получать огромное
количество валюты (в 1973 г. — 6,3 млрд., в 1974 г. — 18,6 млрд., в 1975 и
1976 гг. — около 20 млрд. долл. в год), значительная часть которой
направлялась на развитие экономики. Годовой бюджет страны за 15 лет возрос
примерно в 20 раз, составив в 1977 г. около 50 млрд. долл.
В будущем Иран вероятно сможет получать значительные средства и от
продажи газа, который до недавнего времени бесполезно сжигался в факелах в
местах добычи нефти, а также от развития горно-добывающей промышленности.
В ноябре 1975 г. в Тегеране было подписано два многосторонних
соглашения на компенсационной основе о поставке иранского природного газа
в ФРГ, Австрию и Францию через территорию Советского Союза и Чехословакии
по 13,4 млрд. куб. м ежегодно, начиная с января 1981-го и вплоть до 2003
года. В соответствии с этими соглашениями поставляемый Ираном газ будет
потребляться в Советском Союзе, а в ФРГ, Францию и Австрию будет
поставляться эквивалентное количество советского природного газа. До
обострения внутриполитической обстановки Иран по экспорту природного газа
занимал третье место среди капиталистических и развивающихся стран.
На экономическое развитие Ирана благотворное влияние оказало улучшение
отношений с СССР. В 60-е годы между СССР и Ираном был заключен ряд
договоров и соглашений, в том числе об оказании экономического и
технического содействия в строительстве Исфаханского металлургического
завода и других предприятий.
В 1962 г. иранским правительством были разработаны, а 26 января 1963
г. (по старому иранскому календарю — 6 бахмана 1341 г.) утверждены
референдумом социально-экономические реформы, названные «белой
революцией», или «революцией 6-го бахмана». Они касались вопросов
осуществления земельной реформы, национализации лесов и пастбищ, продажи
государственных предприятий частным лицам в целях получения средств для
финансирования земельной реформы и поощрения частнокапиталистического
предпринимательства, создания «корпуса просвещения».
Однако в условиях режима личной власти и постоянного несоблюдения
конституционных норм, проведение реформ сопровождалось многочисленными
нарушениями законности. Коррупция, расхищение государственных средств,
злоупотребления властью привели к тому, что результатами реформ
воспользовалась численно небольшая имущая верхушка общества. Что же
касается широких народных масс, а также так называемых средних слоев, то
они продолжали страдать от безработицы, неуклонного роста стоимости жизни
и бесправия.
Отрицательно сказывался на положении трудящихся также безудержный рост
непроизводительных (военных и других) расходов, в частности, на содержание
аппарата насилия (тайной полиции, жандармерии и других), вызывавших
всеобщее недовольство. Ежегодно Иран расходовал около трети
государственного бюджета (в 1978 г. — 10 млрд. долл.) на закупки
современного оружия (главным образом в США) и на другие военные цели.
До начала претворения в жизнь аграрной реформы Иран был страной
крупного полуфеодально-помещичьего землевладения. Шаху, его семье,
помещикам, вождям племен, высшему духовенству, т. е. небольшому кругу
семей, составлявшим примерно 1% населения страны, принадлежало свыше 80%
пригодных к обработке земель. На долю же мелких землевладельцев
приходилось всего лишь около 12—15% всех обрабатываемых земель. Около
70% крестьян землей не владели, арендуя ее на кабальных условиях
полуфеодальной издольщины.
Аграрная реформа ставила своей целью не ликвидацию земельной
собственности помещиков, а лишь ее ограничение, точнее — ликвидацию
крупного землевладения, ведущегося на полуфеодальной основе. Излишки
земель у помещиков подлежали изъятию за выкуп и продаже в рассрочку
крестьянам, работающим на этой земле.
Несмотря на сопротивление отдельных крупных феодалов, вождей племен и
части духовенства, иранскому правительству удалось, в основном,
осуществить земельную реформу и разукрупнить помещичьи владения.
Полуфеодальное землевладение и землепользование в целом было
ликвидировано. Первоначально владения помещиков ограничивались землями
одной деревни (вне зависимости от размеров площади имения), затем с 1965
г. размер имений был установлен в пределах от 20 до 150 га (в зависимости
от климата и наличия воды).
Разделу не подлежали земли тех имений, в которых сельскохозяйственное
производство велось на капиталистической основе (с применением
сельскохозяйственных машин и наемных рабочих) и размеры которых не
превышали 500 га, а также сады. Земельные излишки сверх установленного
максимума помещик мог по своему усмотрению либо продать своим арендаторам,
либо сдать в аренду на 30 лет. В долгосрочную аренду (на 99 лет) сдавались
лишь неотчуждаемые земли мечетей — вакфы. Следующий этап реформы (с конца
1968 г.) касался вопросов дальнейшего урегулирования взаимоотношений
помещиков с крестьянами: все земли, отдаваемые ранее помещиками в аренду,
должны были быть проданы; предполагалась также интенсивная механизация
сельского хозяйства у более зажиточных крестьян.
Земельная реформа позволила 2,9 млн. крестьянских семей (около 15 млн.
человек) приобрести небольшие участки земли, в среднем около 2,4 га на
одну семью.
Земельная реформа нанесла удар по ^полуфеодальному землевладению —
главной опоре средневекового способа производства и одному из источников
отсталости Ирана — и тем самым расчистила путь для развития сельского
хозяйства в капиталистическом направлении.
Аграрная реформа изменила социально-экономические отношения в иранской
деревне. Помещик перестал быть центральной фигурой деревни, уменьшилась
роль ростовщика, в финансировании сельскохозяйственного производства
возросла роль кооперативного кредита. Повысилась техническая
оснащенность сельского хозяйства. Если в 1962 г. один трактор приходился
на 9 деревень, то в начале 1970-х гг. — на 2 деревни. За период
проведения реформы более чем в 4 раза возросло применение минеральных
удобрений. Однако усилия иранского правительства, направленные на
изменение сложившегося веками отсталого сельскохозяйственного производства
со средневековыми в целом методами ведения растениеводства и
животноводства, не дали эффективных результатов. Сельское хозяйство не
обеспечивает (за исключением некоторых благоприятных по погодным условиям
годов) внутренних потребностей страны. Оно в значительной степени
подвержено влиянию стихийных природных явлений, таких, как засуха,
наводнения, снегопады и др.
Аграрные преобразования тем не менее привели к определенным сдвигам.
Уже за период с 1964 по 1969 г. продукция земледелия возросла примерно на
одну треть, что позволило Ирану в начале 1970-х гг. превратиться из
импортера в экспортера пшеницы. За 60—70-е годы производство пшеницы и
ячменя увеличилось с 2,6 млн. до 6 млн. т риса — с 566 тыс. до 1,45 млн.
т, более чем в 2 раза возросло производство фруктов и овощей. Однако в
середине 70-х годов страна стала вновь испытывать очень острую нехватку
продовольствия, особенно зерна. Импорт продуктов земледелия и
животноводства в страну растет из года в год.
Рост сельскохозяйственного производства происходит главным образом
путем увеличения посевных площадей и в меньшей степени за счет механизации
хозяйства и применения химических удобрений.
За период с 1960 по 1973 г. посевные площади в Иране увеличились с 6,4
млн. до 8 млн. га. В результате строительства 12 новых плотин и ввода их
в действие площадь обрабатываемых земель увеличилась в начале 80-х годов
до 10—12 млн. га. Намечается построить, первые установки по опреснению
соленой воды, что также позволит увеличить производство
сельскохозяйственной продукции.
В 1972 г. иранское правительство утвердило план строительства
нескольких крупных аграрно-индустриальных центров. Один из них создается в
Марвдаште (провинция Фарс), другой — в Муганской степи.
Таким образом, развитие сельского хозяйства Ирана мыслится посредством
вовлечения мелких крестьянских хозяйств в систему капиталистических
отношений, с одной стороны, и, с другой — с помощью создания аграрно-
индустриальных комплексов и кооперативов капиталистического типа.
Однако, несмотря на предпринимаемые правительством меры к подъему
сельского хозяйства, поставленная им задача — добиться самообеспечения
страны сельскохозяйственными продуктами — в ближайшие десятилетия вряд ли
может быть решена. Рост внутреннего потребления (13% в год в среднем) в
связи с постоянным приростом населения значительно превышает рост
сельскохозяйственного производства (среднегодовой темп роста его за
1968—1972 гг. — 3,9%). В результате Иран вынужден ежегодно закупать в США,
Австралии и других странах многие продовольственные товары.
Правительство Ирана проводит курс на индустриализацию страны, пытается
превратить ее в промышленно развитое государство.
Опираясь на постоянно растущие доходы от нефти (они покрывают примерно
80 % валютных и более 50 % государственных расходов), Иран производит
диверсификацию, т. е. усиливает тенденцию к многообразию структуры своей
экономики. Создаются такие новые для этой страны отрасли промышленности,
как металлургия, машиностроение, автомобилестроение, химическая
промышленность, электротехника, добыча и переработка нефти и других
полезных ископаемых, строительство ирригационных сооружений,
электростанций (в том числе атомных).
Иностранные международные компании охотно идут на вложение своих
капиталов в совместные предприятия в Иране. Монополии США, Англии,
Франции, ФРГ, Японии и других капиталистических стран отводят Ирану роль
опорной базы для своей деятельности на Ближнем и Среднем Востоке.
Создаваемые ими на паях с иранским капиталом (иностранные капиталы по
иранским законам не должны превышать 50% совместных капиталовложений)
акционерные компании завоевывают не только иранский рынок, но уже выходят
на региональные международные рынки сбыта.

Культура: традиции и современность

Развитие экономики и сдвиги в общественной жизни, происходящие в Иране
в последнее десятилетие, привели к определенному прогрессу в области
просвещения, науки, здравоохранения, спорта.
Для борьбы с неграмотностью создан так называемый корпус просвещения.
Молодые люди, призванные на военную службу и зачисленные в этот корпус,
направляются на два года преподавателями в сельские школы. Они учат не
только детей, но и взрослых. Для распространения навыков гигиены и
санитарии в сельской местности и оказания крестьянам медицинской помощи
создан подобный же корпус здравоохранения.
В стране значительно выросло число населения, умеющего читать и
писать. Если в 1956 г., по данным ЮНЕСКО, население Ирана было неграмотно
на 85—90% (среди сельского населения грамотных было менее 4%, в том числе
среди женщин — около 1 %), то в 1968 г. неграмотность снизилась до 70%. В
1974 г., по иранским данным, неграмотное население моложе 50 лет уже
составило немногим менее 50%.
За последнее десятилетие в Тегеране и в других крупных городах созданы
новые высшие учебные заведения (государственные и частные), проведена
перестройка системы высшего образования с ориентацией на подготовку
технических кадров для развивающейся промышленности и сельского хозяйства.
При этом была сокращена подготовка специалистов в области гуманитарных
наук. Организованы центры профессионального и технического образования.
Медицинское обслуживание в Иране в настоящее время далеко не
удовлетворяет потребности страны, но и в этой области произошли довольно
значительные сдвиги.
В стране полностью ликвидированы заболевания трахомой, которая раньше
была бичом населения южных городов и деревень, большие успехи достигнуты в
борьбе с туберкулезом, венерическими болезнями, проказой. В
результате борьбы с детскими эпидемическими заболеваниями детская
смертность значительно снизилась.

Используемая литература:
Масляк П.О., Олійник Я.Б., Степаненко А.В., Шищенко П.Г. Географія. –
К.: Знання, - 1998. – 829 с.
Руснак П.П., Жебка В.В., Рудий М.М., Чалий А.А. Економіка сільського
господарства. – К.: Урожай, 1998. - 320 с.
Страны и народы. Науч.-попул. геогр.-этногр. изд. В 20-ти т.
Зарубежная Азия. Общий обзор. Юго-Западная Азия/Редкол.: Н.И. Прошин
(отв.ред.), И.А.Дементьев и др. – М.: Мысль, 1979. – 381 с.







Реферат на тему: Искусство Древней Греции

План:


Вступление

I. Гомеровский период(11-8 вв до н. э.)
а) изобразительное и декоративно-прикладное искусство
б) архитектура

Архаика(8-6 вв до н. э.)


а) градостроительство


б) архитектура


IV Классицизм (6-4 вв до н. э.)


V Эллинизм(середина 4-2 в до н. э.)


VI Заключение



Искусство Древней Греции знаменует один из высочайших взлетов в культурном
развитии человечества. В своем творчестве греки использовали опыт более
древних художественных культур, и в первую очередь эгейского искусства.
Истории собственно древнегреческого искусства начинается после падения
Микен и дорийского переселения и охватывает 11-1 вв. до н. э. В этом
историко-художественнолм процессе обычно выделяют 4 этапа, которые
соответствуют основным периодам общественного развития Древней Греции: 11-8
вв. до н. э. – гомеровский период; 7-6 вв. до н. э. -- архаика; 5 в –
первые 3 четверти 4 в до н. э. – классика; 4 четверть 4 в – 1 в до н. э. –
эллинизм. Область распространения древнегреческого искусства выходила
далеко за пределы современной Греции, охватывая Фракию на Балканах,
значительную часть Малой Азии, многие о-ва и прибрежные луниты на
Средиземном и Черном морям, где находились греческие колонии. После походов
Александра Македонского греческая художественная культура распространилась
по всему Ближнему Востоку.
Древнегреческое искусство полнее всего раскрыло свои возможности в
период классики, когда переживала рассвет рабовладельческая демократия,
полисы(города- государства) достигли наивысшего подъема, а свободные
ремесленники и землевладельцы ощущали себя полноправными гражданами
общества. Результатом этого был и особо, более демократический характер
идеологии по сравнению с идеологией рабовладельческих обществ Древнего
Востока и императорского Рима. На основе всех этих предпосылок и выросла
художественная культура древней Греции. Ее ведущей отраслью были
пластические искусства, которые по самой своей природе соответствовали
проникнутому жизнеутверждающим пафосом, цельному мировосприятию древних
греков. Греки впервые осознали красоту естественного бытия последнего, в
частности красоту нормально развитого человеческого тела. Идеальное
представление о человеке и мире, воплощенное в древнегреческих
художественных образах, не противостоит реальной жизни. Образ человека в
искусстве Древней Греции -это кристально ясная, очищенная от случайностей
концентрация прекрасных духовных и физических качеств реального человека.
Прогресс пластических искусств в античн6ой Греции был поистине огромен.
Впервые в истории мировой художественной культуры сложилась развитая
система реалистических принципов; наряду с культовыми развились
многочисленные светские формы искусства; возросла его общественно-
воспитательная роль. В архитектуре были выработаны ордерные принципы и
заложены основы градостроительства; в скульптуре осознана выразительность
человеческого тела на основе великолепного знания его анатомической
структуры; в живописи были созданы первые станковые картины, зародились
принципы светотени и перспективы; развилась совершенная по своим
декоративным качествам вазопись. Древнегреческие художники блестяще
разрешили проблему синтеза пластических искусств, о чем свидетельствуют
скульптурные фризы и фронтоны храмов , образцы монументальной живописи,
статуи, созданные с расчетом на
архитектурное окружение.
Каждая последующая эпоха в той или иной мере использовала опыт
древнегреческого искусства. Особенно значительной оказывалась его роль в те
периоды, когда искусство руководствовалось гуманистическими идеалами, и
античная традиция выдвигалась в противовес спиритуализму и мистике готике и
барокко. Некоторые стороны общественного бытия и качества общественного
человека никогда не были отражены искусством в такой классической форме,
которая была найдена древними греками.

Гомеровский период(11-8 вв. до н. э.)
Первый период в развитии собственно греческого искусства совпадает с
последней стадией первобытнообщинного строя. Наиболее отражена эта эпоха в
поэмах Гомера, именем которого ее и принято называть. До начала нашего века
единственным источником для изучения истории Греции XI-IX вв. до н. э. были
знаменитые творения Гомера “Илиада” и “Одиссея”, да немногие отрывочные
сообщения значительно более поздних греческих авторов. Однако,
археологические раскопки , которые, особенно на протяжении последних 4х
десятилетий, почти непрерывно велись на территории Эллады, дали возможность
накопить ряд важных данных. Новые открытия позволили значительно дополнить
данные эпоса.

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство гомеровской эпохи носят
достаточно примитивный характер. Среди них относительно большего развития
достигает искусство керамики, подразделяемое на субмикенское(1я половина
11в. до н. э. ), протогеометрическое(2я половина 11-10в. до н. э. ) и
геометрическая(9-8вв. до н. э. ). Субмикенские гончары и вазописцы
опирались на позднемикенскую традицию; при этом усилилась тенденция к
геометризации орнамента: преобладают круги, волнистые линии, треугольники.
Сосуды протогеометрического периода более стройны, более четко расчленены
росписью. Состав орнамента сохраняется, но окружности наносятся циркулем.
Сложнее и совершеннее вазы геометрического стиля. Ее поверхность
целиком покрыта росписью, состоящей из полос лесандра, крестов, окружностей
и т. д. На вазах развитого стиля(“дипилонские” вазы, т. е. найденные на
Дипилонском некрополе в Афинах)появляется геометризованное изображение
человека.
Геометризмом форм отличается и мелкая пластика 9-8ии. До н. э. :
вотивные (т. е. приносимые в святилище во исполнение обета или с какой-либо
просьбой к божеству) фигурки животных, главным образом коней, бронзовая
статуетка воина с Акрополя, одна из многих подобных, многочисленные
терракотовые статуетки из Беотии.
Монументальная скульптура геометрической эпохи не сохранилась. В
древнейших храмах стояли деревянные, иногда обитые кованой бронзой статуи
богов(“ксоаны”). Они были предельно обобщены, геометризированы. Так,
статуя Аполонна в Амиплах, по словам греческого писателя 2в. н. э.
Павсанием, напоминала медную колонну.
К гомеровскому периоду относятся первые памятники греческого искусства
резьбы по камню. Резные камни с углубленными изображениями(инталии)
использовались как личные печати, амулеты, украшения. Они изготовлялись
преимущественно из мягких пород камня(гематит, стеатит и др. ). Изображения
на камнях напоминают геометрические рисунки на вазах. В числе
художественных изделий из металла сохранились украшенные рельефными
изображениями посуда, вотивные треножники, предметы вооружения.

Архитeктура
Некоторые представления об архитектуре гомеровской эпохи дают эпос,
немногие остатки древнейших построек, терракотовые модели храмов, найденные
при раскопках так называемых священных участков. Скудость археологических
данных не позволяет воссоздать архитектурный облик городов того времени. В
отдельных местах”Илиады” и “Одиссеи” встречаются описания древних святилищ-
свящeнных рощ и пещер с примитивными алтарями, дается характеристика жилой
усадьбы, группировавшейся вокруг двора(“ауле”), разделенной на мужскую и
женскую половины и включающей специальные помещения для рабов; главным
помещением жилого дома был примыкавший ко двору “мегарон”- прямоугольныйзал
с очагом в центре, отверстием для выхода дыма в пoтолке и входным портиком,
образуемым выступающими концами продольных стен(“антами”) и столбами между
ними.
Мегарон был исходным архитектурным типом в развитие греческого храма.
Судя по раскопанным фрагментам зданий, строительная техника гомеровской
эпохе заметно уступает микенской и критской. Постройки возводились из глины
или сырцового кирпича(редко из плитняка) на фундаментах из бута,
скрипленного глиняным раствором; вытянуные в плане, они завершались
криволинейной апсидой. В 9-8вв. до н. э. Начали применять деревянный
каркас, укрепляющий стерцовую постройку(храм Артемиды Орвали в Спарте), что
способствовало переходу к прямоугольным планам. Глиняная модель храма 8в.
до н. э. Из Герайона близ Аргоса свидетельствует о развитие двуматной
кровли и появлением потолка и фронтонов; столбы образуют самостоятельный
портик. Позже возникает портик вокруг всего храма, защищающий сырцовые
стены от дождя(1й храм Геры в Герайоне близ Самоса, ныне Тигани, здание в
Гермоне).
Описание в “Одиссее” дворца Алкиноя позволяет угадать эстетические
воззрения той эпохи, когда архитектура еще не отделилась от ремесел , a
представления о красоте- от восхищения мастерством, по словам Гомера,
сияющим, подобно солнечному отсвету, на всех продуктах человеческого труда.
Это сияние и делает “лучезарным” сказочный дворец, при виде которого сeрдце
Одиссея забилось сильнее; он чарует не столько специфическими средствами
архитектуры, сколько искусными металлическими деталями и обшивками, резьбой
по дереву, росписями , декоративными тканями; путника манят богатый дом,
искусно орошенный сад, прохлада помещений, продуманная организация всей
усадьбы, наполненной творениями человеческих рук.

Архаика(8-6 вв. до н. э.)
Греческая культура VIII-VI вв. до н. э.- это культура общества, в
котором ведущая роль принадлежит рабскому труду, хотя в отдельных отраслях,
требовавших высокой квалификации производителей, как, например,
художественное ремесло, широко применялся свободный труд.

Эпоха архаики- это время постепенного формирования классового,
рабовладельческого общества, колонизации греками побережья Средиземного и
черного морей , бурного роста городов и образования полисов, дальнейшая
история которых насыщена борьбой между аристократами и демосом, между
правящей верхушкой и большинством свободного населения. Кругозор человека,
вышедшего за пределы родовой общины, значительно расширяется. Колонизация
дала возможность грекам ближе познакомиться с художественными культурами
других народов. Становление греческой государственности сопровождалось
выработкой монументальных, изобразительных и архитектурных форм; возрастает
общественное значение искусства, становящегося выразителем новых,
гражданских и государственных идеалов. Напряженная борьба демоса с
аристократией в известном смысле проявилась и в искусстве.
Архаическая эпоха была временем зарождения античного реализма. Однако,
художественная культура архаики ценна не только как предвестие реализма
классики. Культуре архаики свойственна и могучая цельность, в какой-то мере
утраченная классикой, и человечность, неведомая древнейшим культурам.

Архитектура
В то время город обычно располагался вокруг укрепленного холма-
“акрополя”, на вершине кoторого находилось святилище с храмом, посвященным
богу-покровителю полиса. У подножия акрополя размещались живые кварталы;
их планировка складывалась стихийно; ремесленники каждой профессии селились
отдельными слободами. Центром нижнего города была торговая площадь “агора”-
место политических собраний граждан.
В связи с возникновением нoвых форм общественной жизни складываются
различные темы зданий общественного назначения; среди них ведущее место
принадлежало храмам.
Наряду с храмами сложились другие типы общественных зданий:
“булевтерий“- дом для собрания совета общины;”пританей”- дoм со священным
очагом общины, предназначенный для официальных приемов и торжественных
трапез. Рано появились “ста”- портики, открытые спереди, а часто и с других
сторон, служившие местом oтдыха и прогулок.К числу общественных зданий
относились также “лесхи”(свoего рода клубы), фонтаны, театры, стадионы.
Целые комплексы сооружений отводились для “палестр” и “гимнасиев”- школ для
физического и общего воспитания молодежи. Большинство общественных
сооружений свободно размещалось вокруг агоры.
Нaчало поисков более долговечных, чем известных прежде, более
внушительных и соответствующих требованиям новой эпохи архитектурных форм
знаменует храм Аполонна Терепиоса в Гермоне и храм Геры в Олимпии.
Эти храмы в большей мере свидетельствуют о поисках, чем об успехах
зодчества архаики. Его крупнейшие достижения были связаны с созданием и
последовательным применением ордерных принципов. Ордер представляет особый
тип архитектурной композиции, характерными чертами которого является
трехчастность(стереобой, колонны и антаблемент), четкое разделение частей
на несомые и несущие, нарастание сложности построения снизу вверх. Ордер
возник как важный элемент архитектуры общественного здания.
Дорический ордер сложился на базе строительного опыта дорийских племен,
заселявших греческую метрополию. Он встречается уже в первых сооружениях,
построенных из камня, как в метрополии(ст. храм Афины Пронайи и ст. фолос в
Дельфах), так и в дорийских колониях(храм Артемиды в Керпире, храм Аполлона
в Сиракузах) . На первых порах дорические постройки имели много местных
особенностей. Со временем стерлись различия в плане. Исчезли и резкие
колебания в пропорциях колонн, первоначально весьма значительных. Вышла из
употребления керамическая облицовка, бессмысленная в каменных сооружениях,
но иногда применявшаяся по традиции(сокровищница илоян в Олимпии).
Примерами сложившейся архаической дорике служит храм Афины на о-ве Эгида,
сокровищница афинян в Дельфах, храм Аполонна в Коринфе, “базилика”и храм
Деметры в Пестуме.
Важным элементом архаической архитектуры был декор:cкульптура,
заполнявшая поля метол и фронтонов, и раскраска фасадов(восковыми красками
по тончайшей мраморной шукатурке или прямо по камню). В дорических храмах
фоны для скульптуры окрашивались в синий или красный цвет, мутулы, триглифы
и регулы-в син6ий, нижние поверхности карниза тении; под капителями- в
красный. Основные, “работающие”части здания(архитрав, колонна) не
окрашивались. Раскраска пoдчеркивала кoнструкцию и в то же время придавала
архитектуре праздничный, мажорный характер.
Легкий в пропорциях декоративно-изящный ионический ордер сформировался
в богатых торговых городах островной и малоразийской Греции, испытавших
воздействие культуры Востока. Конструктивным прототипом ионического
антаблемента была плоская, совмещенная с потолком глинобитная кровля,
уложенная по сплошному накату из мелкого леса. В этой конструкции и находит
свой прообраз высокая ионическая сила и зубчики, расположенные поверх
архитрава. Ионический ордер встречается спервые в больших малоазийских
диптерах середины 6 в до н. э., возведенных из известняка и мрамора. Среди
них наиболее прославлен храм Артемиды(архитекторы Херсифон и Метаген) в
Эфесе.
В 6 в до н. э. греческие зодчие добились крупных успехов и в создании
архитектурных ансамблей. Важнейшим типом ансамбля, наряду с опорой и
акрополем, было святилище. В ансамбле святилище в Дельфах, определившиеся в
основных чертах в 6 в до н. э., важным элементом архитектурного образа
является пейзажное окружение. Композиция святилища была рассчитана на
восприятие человека, который в составе торжественной процесии поднимался по
зигзагам освещенной дороги, обрамленной сокровищницами и вотивными
статуями; на одном из поворотов перед его взором возникали неожиданно
крупные и потому особенно впечатляющие массы главного храма, стоявшего на
высокой террасе.
Классика (6-4 вв до н. э.)

Великий расцвет

Золотому веку греческой культуры, знаменующему «высочайший внутренний
расцвет Греции»1 (К. Маркс), пред шествовало великое испытание, выпавшее на
долю греческого народа.
В эту пору персидская держава владычествовала над множеством разноязычных
народов. Персия Ахеменидов стремилась к мировому господству и уже почти
достигла его в масштабах того времени, властно утвердившись на землях, где
в свое время процветали другие древние культуры Востока. Борьба с грозной
персидской державой в чем-то означала для греков борьбу со Зверем, которого
они изгнали из своего сознания и своего мироощущения и который теперь
яростно обрушивался на них извне. Это была борьба цивилизации с
варварством, сил прогресса с реакцией и в то же время великая война
греческого народа против чужеземных захватчиков за свою культуру, свободу и
национальную самобытность.
Трижды персидские полчища вторгались в континентальную Грецию (492, 490 и
480 гг. до н. э.). Они разорили Афины и принесли греческому народу
неисчислимые страдания. Но, очевидно, символ Эллады — греческая колонна,
увенчанная геометрически стройным антаблементом, украшенным прекрасными
изваяниями, славящими человеческую отвагу и красоту, тверже стояла тогда на
земле, чем персидская, бесспорно величественная, но утверждавшая своей
капителью силу Зверя, а не Человека.
В этой великой войне греческий народ окончательно возмужал, осознал
свою силу, свое превосходство над варварским миром Востока. Главная роль в
одержанной победе принадлежала Афинам, где демократия была наиболее широкой
и прочной. Афины возглавили мощный греческий морской союз, обеспечивший им
гегемонию на море. Почти во всех греческих государствах рождалось
демократическое движение, властно освобождавшее духовные силы народа.
Следствием победы над персами явился экономический подъем греческой
культуры с главенством Афин.
Но полное торжество духа свободы не сразу еще проявилось в искусстве.
Окончательное овладение формой могло быть достигнуто лишь постепенно.
Мраморные изваяния эгинских фронтонов были исполнены уже после марафонской
победы. Но, как мы видели, еще не свобода, а лишь воля к свободе находит в
них свое воплощение. В 472 г., через восемь лет после решительной победы
при Каламине, Эсхил, старший из великих греческих трагиков, сам участник
этого сражения, посвятил ему свою героическую трагедию «Персы». Примерно с
этого же времени в греческом искусстве начинается период, который можно
назвать раннеклассическим. Ведь почти вся греческая скульптура V в.
погибла. Так что по позднейшим римским мраморным копиям с утраченных,
главным образом бронзовых, оригиналов часто вынуждены мы судить о
творчестве великих гениев, равных которым трудно найти во всей истории
искусства.
Мы знаем, например, что Пифагор Регийский (480—450 гг. до н. э.) был
знаменитейшим скульптором. Раскрепощенностью своих фигур, включающих как бы
два движения (исходное и то, в котором часть фигуры окажется через
мгновение), он мощно содействовал развитию реалистического искусства
ваяния. Современники восхищались его находками, жизненностью и правдивостью
его образов. Но, конечно, немногие дошедшие до нас римские копии с его
работ (как, например, «Мальчик, вынимающий занозу». Рим, Палаццо
консерваторов) недостаточны для полной оценки творчества этого смелого
новатора.
Ныне всемирно известный «Возничий» — редкий образец бронзовой скульптуры,
случайно уцелевший фрагмент групповой композиции, исполненной около 470г.
...В 70-е годы прошлого века немецкие археологи предприняли раскопки
Олимпии в Пелопоннесе. Там в древности про исходили обще греческие
спортивные состязания, знаменитые олимпийские игры, по которым греки вели
летосчисление В угоду христианской церкви византийские императоры запретили
игры и разрушили Олимпию со всеми ее храмами, алтарями, портиками и
стадионами.
Раскопки были грандиозны: шесть лет подряд сотни рабочих вскрывали огромную
площадь, покрытую многовековыми наносами. Результаты превзошли все
ожидания: сто тридцать мраморных статуй и барельефов, тринадцать тысяч
бронзовых предметов, шесть тысяч монет, до тысячи надписей, тысячи глиняных
изделий были извлечены из земли. Отрадно, что почти все памятники были
оставлены на месте и, хотя и полуразрушенные, ныне красуются под привычным
для них небом, на той же земле, где они были созданы.
Метопы и фронтоны храма Зевса в Олимпии, несомненно, самые значительные из
дошедших до нас изваяний второй чет верти V в. Как бы ни били искалечены
мраморные скульптуры фронтона, это звучание полностью доходит до нас
Потому что в отличие от эгинских фронтонов, где фигуры не спаяны между
собой органически, здесь все проникнуто единым ритмом, единым дыханием.
Вместе с архаической стилистикой совершенно исчезла архаическая улыбка.
Аполлон царит над жаркой схваткой, верша ее исход. Только он, бог света,
спокоен среди бури, бушующей рядом, где каждый жест, каждое лицо, каждый
порыв дополняют друг друга, составляя единое, неразрывное целое, '
прекрасное в своей стройности и исполненное динамизма. Так же внутренне
уравновешены величественные фигуры восточного фронтона и метоп олимпийского
храма Зевса (Олимпия. Музей). Мы не знаем в точности имени ваятелей (их
было, по-видимому, несколько), создавших эти скульптуры, в которых дух
свободы празднует свое торжество над архаикой.
Классический идеал победно утверждается в скульптуре. Бронза становится
излюбленным материалом ваятеля, ибо металл покорнее камня и в нем легче
придавать фигуре любое положение, даже самое смелое, мгновенное, подчас
даже «выдуманное». И это отнюдь не нарушает реализма. Ведь, как мы знаем,
принцип греческого классического искусства — это воспроизведение природы,
творчески исправленное и дополненное художником, выявляющим в ней несколько
более того, что видит глаз. Ведь не грешил против реализма Пифагор
Регийский, запечатлевая в едином образе два разных движения!..
Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в. в Афинах, создал
статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства.
Это его бронзовый «Дискобол», известный нам по нескольким мраморным римским
копиям, настолько поврежденным, что лишь их совокупность позволила как-то
воссоздать утраченный образ. Искусство другого великого ваятеля — Поликлета
— устанавливает равновесие человеческой фигуры в покое или медленном шаге с
упором на одну ногу и соответственно приподнятой рукой. Образцом такой
фигуры служит его знаменитый «Дорифор» — юноша-копьеносец (Мраморная
римская копия с бронзового оригинала. Неаполь, Национальный музей). В этом
образе — гармоническое сочетание идеальной физической красоты и
одухотворенности: юный атлет, тоже, конечно, олицетворяющий прекрасного и
доблестного гражданина, кажется нам углубленным в свои мысли — и вся фигура
его исполнена чисто эллинского классического благородства. Это не только
статуя, а канон в точном смысле слова.
Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры,
согласные с его представлением об идеальной красоте. Вот некоторые
результаты его вычислений: голова— 1/7 всего роста, лицо и кисть руки—
1/10, ступня— 1/6. Однако уже современникам его фигуры казались
«квадратными», слишком массивными. То же впечатление, несмотря на всю свою
красоту, производит и на нас его «Дорифор».
Свои мысли и выводы Поликлет изложил в теоретическом трактате (до нас не
дошедшем), которому он дал название «Канон»; так же называли в древности и
самого «Дорифора», из ваянного в точном соответствии с трактатом.
Поликлет создал сравнительно мало скульптур, весь по глощенный своими
теоретическими трудами. А пока он изучал «правила», определяющие красоту
человека, младший его современник, Гиппократ, величайший медик античности,
посвящал всю жизнь изучению физической природы человека.
Полностью выявить все возможности человека — такова была цель искусства,
поэзии, философии и науки этой великой эпохи. Никогда еще в истории
человеческого рода так глубоко не входило в душу сознание, что человек —
венец природы. Мы уже знаем, что современник Поликлета и Гиппократа,
великий Софокл, торжественно провозгласил эту истину в своей трагедии
«Антигона».
Человек венчает природу — вот что утверждают памятники греческого
искусства эпохи расцвета, изображая человека во всей его доблести и
красоте.
Для греческого же живописца реалистическая передача природы стала
первоочередной задачей. Знаменитому художнику Полигноту (работавшему между
470 и 440 гг.) принадлежит в этой области новшество, ныне представляющееся
нам, возможно, наивным, но которое произвело тогда целую революцию в
живописи.
О творчестве Полигнота мы можем судить только с чужих слов, правда очень
авторитетных. Его многофигурные росписи в Афинах и в Дельфах погибли
безвозвратно. Это огромная потеря. Прославленный римский естествоиспытатель
Плиний Старший утверждает, что Полигноту первому удалось передать мимику
лица и прозрачность женских одеяний. А великий Аристотель подчеркивает, что
Полигнот стремился запечатлеть «моральное выражение» и что его
монументальные росписи являлись вершиной искусства.
Замечательное же его новшество заключалось в следующем.
Вместо того чтобы изображать фигуры в ряд (как это делали его
предшественники), он вводил в композицию пейзаж и размещал их на различных
уровнях, как бы на склоне горы, частично скрытыми неровностью почвы. Он
рассчитывал таким образом создать впечатление глубины, утвердить третье
измерение. Однако без светотени и ракурсов, еще недоступных Полигноту,
этого нельзя было достигнуть. Расписанный под несомненным влиянием его
больших композиций краснофигурный кратер с изображением Геракла в подземном
царстве (Париж, Лувр) ясно показывает призрачность попытки Полигнота. Но
эта попытка двинула греческую живопись по новому пути.
Вольтер назвал эпоху величайшего культурного расцвета Афин «веком Перикла».
Понятие «век» тут надо понимать не буквально, ибо речь идет всего лишь о
нескольких десятилетиях. Но по своему значению этот краткий в масштабе
истории период заслуживает такого определения. Во второй половине V в.
Афины были, несомненно, самым значительным культурным центром Эллады, а
первым человеком в Афинах почитался Перикл, глава демократической партии,
из года в год избиравшийся на высшую должность стратега. Сороковые и
тридцатые годы V в. до н. э. были кульминацией высшего расцвета Афин.
Со своим двухсоттысячным населением это был по тому времени большой
город, насчитывавший более десяти тысяч домов. Однако Аттика, столицей
которой были Афины, по территории не могла бы соперничать, например, с
нашей Татарской автономной республикой, где свободно уместилось бы тридцать
таких государств. Но ведь и вся балканская Греция была даже тогда, в
сущности, очень маленькой страной.
Именно в Аттике происходило благодатное слияние идущего из Пелопоннеса,
через Коринф и Эгину, дорийского культурного потока, строгого и
размеренного, с ионийским, проникавшим с малоазийского берега, через
острова Эгейского моря, и ) приносившим с собой пряный аромат и негу
Востока в сочетаний с чисто эллинской утонченностью и изобретательностью.
Так что в культурном отношении Аттика представляла собой как бы синтез
всего эллинского мира и в то же время его увенчание, утверждаемое ее
наиболее прогрессивным политическим и социальным устройством.
Власть Перикла была очень обширной, но он не злоупотреблял ею, и при нем
демократическое правление не вырождалось в тиранию. Идеи гражданственности
и патриотизма, позволившие грекам восторжествовать над персами, нашли в его
лице яркого и особенно авторитетного выразителя. Недаром знаменитый
греческий историк Фукидйд вкладывает в уста Перикла следующие
знаменательные слова: «Я держусь того мнения, что благополучие государства,
если оно идет по правильному пути, более выгодно для частных лиц, нежели
благополучие ^отдельных граждан при упадке всего государства в его
совокупности. Ибо если гражданин сам по себе благоденствует, между тем как
отечество разрушается, он все равно гибнет вместе с государством...»
Высшая слава Афин, лучезарное сияние этого города в мировой культуре
неразрывно связаны с именем Перикла. Он заботился об украшении Афин,
покровительствовал всем искусствам, привлекал в Афины лучших художников,
был другом и покровителем Фидия, гений которого знаменует, вероятно, самую
высокую ступень во всем художественном наследии античного мира.
Прежде всего Перикл решил восстановить Афинский Акрополь, разрушенный
персами, вернее, на развалинах старого Акрополя, еще архаичного, создать
новый, выражающий художественный идеал полностью раскрепощенного эллинизма.
Акрополь был в Элладе тем же, что Кремль в древней Руси: городской
твердыней, которая заключала в своих стенах храмы и другие общественные
учреждения и служила убежищем для окрестного населения во время войны.
Знаменитый Акрополь — это Афинский Акрополь с его храмами Парфеноном и
Эрехтейоном и зданиями Пропилеи, величайшими памятниками греческого
зодчества. Даже в своем полуразрушенном виде они и по сей день производят
неизгладимое впечатление. В 1687 г. во время войны между Венецией и
Турцией, владычествовавшей тогда над Грецией, венецианское ядро, залетевшее
на Акрополь, взорвало пороховой погреб, устроенный турками в. Парфеноне.
Взрыв произвел страшные разрушения. Вполне планомерное нападение на
Афинский Акрополь было организовано в самом начале прошлого века
Эту операцию осуществил «просвещеннейший» ценитель искусства лорд Эльджин,
генерал и дипломат, занимавший пост английского посланника в
Константинополе. Он подкупал турецкие власти и, пользуясь их
попустительством на греческой земле, не останавливался перед порчей или
даже разрушением знаменитых памятников зодчества, лишь бы завладеть
особенно ценными скульптурными украшениями. Непоправимый урон причинил он
Акрополю: снял с Парфенона почти все уцелевшие фронтонные изваяния и
выломал из его стен часть знаменитого фриза. Фронтон при этом обрушился и
разбился Боясь народного возмущения, лорд Эльджин вывез ночью всю свою
добычу в Англию. Многие англичане (в частности, Байрон в своей знаменитой
поэме «Чайльд Гарольд») сурово осудили его за варварское обращение с
великими памятниками искусства и за неблаговидные методы приобретения
художественных ценностей. Тем не менее английское правительство при обрело
уникальную коллекцию своего дипломатического представителя — и скульптуры
Парфенона ныне являются главной гордостью Британского музея в Лондоне.
Обобрав величайший памятник искусства, лорд Эльджин обогатил
искусствоведческий лексикон новым термином: подобный вандализм иногда
именуют «эльджинизмом». Греческому философу Гераклиту, который жил накануне
высшего расцвета Эллады, принадлежит следующее знамени тое изречение: «Этот
космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и
никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами
загорающимся, мерами потухающим». И он же говорил, что «расходящееся само
собой согласуется», что из противоположностей рождается прекраснейшая
гармония и «все происходит через борьбу».
Классическое искусство Эллады точно отражает эти идеи .
Афинский Акрополь — это памятник, провозглашающий веру человека в
возможность такой все примиряющей гармонии не в воображаемом, а вполне
реальном мире, веру в торжество красоты, в призвание человека создавать ее
и служить ей во имя добра. И потому этот памятник вечно юн, как мир, вечно
волнует и притягивает нас. В его немеркнущей красоте—и утешение в
сомнениях, и светлый призыв: свидетельство, что красота зримо сияет над
судьбами человеческого рода.
Акрополь — это лучезарное воплощение творческой человеческой воли и
человеческого разума, утверждающих стройный порядок в хаосе природы. И
потому образ Акрополя царит в нашем воображении над всей природой, как
царит он, под небом Эллады, над бесформенной глыбой скалы.
...Богатство Афин и их главенствующее положение предоставляли Периклу
широкие возможности в задуманном им строительстве. Для украшения
знаменитого города он черпал средства по своему усмотрению и в храмовых
сокровищницах, и даже 'в общей казне государств морского союза.
Горы белоснежного мрамора, добываемого совсем близко, доставлялись в
Афины. Лучшие греческие зодчие, ваятели и живописцы считали за честь
работать на славу общепризнанной столицы эллинского искусства.
Мы знаем, что в строительстве Акрополя участвовало несколько
архитекторов. Но, согласно Плутарху, всем распоряжался Фидий. И мы
чувствуем во всем комплексе единство замысла и единое руководящее начало,
наложившее свою печать даже на детали главнейших памятников.
Общий замысел этот характерен для всего греческого мироощущения, для
основных принципов греческой эстетики. ...Афины, названные по имени дочери
Зевса Афины, были главным центром культа этой богини. В ее славу и был
воздвигнут Акрополь.
Согласно греческой мифологии, Афина вышла в полном вооружении из головы
отца богов. Это была любимая дочь Зевса, которой он ни в чем не мог
отказать.
Вечно девственная богиня чистого, лучезарного неба. Вместе с Зевсом
посылает гром и молнии, но также — тепло и свет. Богиня-воительница,
отражающая удары врагов. Покровительница земледелия, народных собраний,
гражданственности. Воплощение чистого разума, высшей мудрости; богиня
мысли, наук и искусства. Светлоокая, с открытым, типично аттическим округло-
овальным лицом.
Поднимаясь на холм Акрополя, древний эллин вступал в царство этой
многоликой богини, увековеченной Фидием
Ученик скульпторов Гегия и Агелада, Фидий овладел полностью техническими
достижениями своих предшественников и пошел еще дальше их. Но хотя
мастерство Фидия ваятеля и знаменует преодоление всех трудностей,
возникавших до него в реалистическом изображении человека,— оно не
исчерпывается техническим совершенством. Умение передавать объемность и
раскрепощенность фигур и их гармоническая группировка сами по себе не
рождают еще подлинного взмаха крыльев в искусстве.
Тот, кто «без ниспосланного Музами исступления подходит к порогу
творчества, в уверенности, что благодаря одной сноровке станет изрядным
поэтом, тот немощен», и все им созданное «затмится творениями
исступленных».
Так вещал один из величайших философов античного мира — Платон. ...Над
крутым склоном священного холма архитектор Мнесикл воздвиг знаменитые
беломраморные здания Пропилеи с расположенными на разных уровнях
дорическими портиками, связанными внутренней ионической колоннадой. Поражая
воображение, величавая стройность Пропилеи — торжественного входа на
Акрополь, сразу же вводила посетителя в лучезарный мир красоты,
утверждаемый человеческим гением.
По ту сторону Пропилеи вырастала гигантская бронзовая статуя Афины
Промахос, что значит Афины-воительницы, изваянная Фидием. Бесстрашная дочь
Громовержца олицетворяла здесь, на площади Акрополя, военное могущество и
славу своего города. С этой площади открывались взору обширные дали, а
мореплаватели, огибавшие южную оконечность Аттики, ясно видели сверкающие
на солнце высокий шлем и копье богини-воительницы. Парфенон, совершеннейшее
творение всей греческой архитектуры, или, вернее, то, что сохранилось от
великого храма, под сенью которого некогда возвышалась другая статуя Афины,
тоже изваянная Фидием, но не воительницы, а Афины-девы: Афины Парфенос. Как
и Олимпийский Зевс, то была статуя хризо-элефантин-ная: из золота (по-
гречески — «хризос») и слоновой кости (по-гречески — «элефас»), облегающих
деревянный остов. Всего на ее изготовление пошло около тысячи двухсот
килограммов драгоценного металла.
Под жарким блеском золотых доспехов и одеяний загоралась слоновая кость на
лице, шее и на руках покойно-величественной богини с крылатой Никой
(Победой) в человеческий рост на протянутой ладони. Парфенон был построен
(в 447—432 гг.) архитекторами Иктином и Калликратом под общим руководством
Фидия. В согласии с Периклом он по

Новинки рефератов ::

Реферат: Алкоголь и курение (Спорт)


Реферат: Чарты магазина Питч (Музыка)


Реферат: Педагогическая деятельность и система взглядов на педагогику К.Д. Ушинского (Психология)


Реферат: Колдовство и магия Зигмунда Фрейда (Психология)


Реферат: Методика преподавания географии (конспекты уроков) (Педагогика)


Реферат: Кадрове діловодство 2 (Управление)


Реферат: Психологическая готовность ребенка к обучению в школе (Педагогика)


Реферат: Организация и менеджмент (Менеджмент)


Реферат: Индивидуализация и внутриклассная дифференциация (Педагогика)


Реферат: Обшество в послевоенные годы (История)


Реферат: Благословение Патриархом Иаковом своих сыновей и пророчески прообразовательное его значение (Религия)


Реферат: Ортодоксальность теории З. Фрейда (Психология)


Реферат: Концепции современного естествознания (Естествознание)


Реферат: Закон Украины «О гражданстве» (Право)


Реферат: Восстание Спартака (История)


Реферат: Влияние изменения в структуре предприятия и продукции на стоимостные показатели продукции (Предпринимательство)


Реферат: Теория бухучета (Аудит)


Реферат: Навигационные комплексы "Гланасс" и "Новстар" (Радиоэлектроника)


Реферат: Финансовая отчетность и анализ финансового состояния предприятия (Аудит)


Реферат: Блок-схема: вычитание чисел в форме плавающая точка, сдвиг вправо на один, два разряда (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист