GeoSELECT.ru



Литература : русская / Реферат: Жизненный путь Некрасова (Литература : русская)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Жизненный путь Некрасова (Литература : русская)





Реферат по литературе на тему:



Выполнил ученик 10 «В» класса


Школы-лицея № 48

Дудко Виктор.

Проверила: Юферева В.В.



Краснодар 1999 год



Вступление



«Не принижая ни на минуту ни великих алтарей Пушкина и Лермонтова, ни
более скромных, но прекрасных памятников Алексея Толстого, Тютчева, Фета и
других писателей, мы все же говорим: нет в русской литературе, во всей
литературе нашей такого человека, перед которым мы с любовью и
благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова».
Так сказал о Некрасове А. В Луначарский. Существо поэзии Некрасова
можно определить так – демократизм. На протяжении ста с лишним лет
творчеству Некрасова давалось много определений: крестьянский писатель,
говорили одни, поэт Петербурга, утверждали другие, автор разночинцев,
писали третьи, певец русской демократии и т. д. и т. п. Но если эти
определения и верны, то только все вместе, ибо Некрасов не только народный,
но и национальный поэт. Дело, конечно, не в том, что он писал о крестьянах,
помещиках, революционерах и о петербургских чиновниках. Но в русской
литературе можно найти много поэтов и писателей, тематика творчества
которых достаточно разнообразна, но которые, тем не менее не стали
народными. Некрасов – народный поэт не только потому, что он говорил о
народе, а потому, что народ говорил им. Отсюда все особенности его языка:
темы, герои, образы. И нет в русской литературе поэта, которого бы слова
«народный поэт» определяли бы так точно.
Картины народной жизни, нарисованной Некрасовым, Впечатляют
правдивостью и глубиной. Вера в революционное возрождение России никогда не
покидала его. Он верил, что народ сам, своими руками завоюет себе счастье:
Рать поднимется –

Неисчислимая!

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Поэт хорошо нарисовал картину пробуждения сознания и чувства
собственного достоинства у русских крестьян. В своих произведениях он
выражал самые сокровенные мечты и надежды русского крестьянства. С любовью
и уважением Некрасов рисует образы простого человека. Он подчеркивает его
ум, смекалку, талант и человеческое достоинство.
Для передовой молодежи второй половины XIX века поэт – гражданин,
народный поэт был идеалом писателя. Молодые люди стремились быть полезными
народу, делать дело, нужное для него. Некрасов познакомил молодежь с
народом, дал ей пищу для размышления, заставил полюбить и понять его.
Революционное воздействие его стихов было очень велико. Своими стихами
Некрасов будил сознание современной ему передовой молодежи, призывал ее к
действию. Он показал угнетенное состояние народа, которое должно было
родить протест в сердцах молодых людей, небезразличных к судьбе родины. Из
воспоминаний Георгия Валентиновича Плеханова: «Мы сидели после обеда
группой в несколько человек и читали Некрасова. Едва мы кончили «Железную
дорогу», раздался сигнал, звавший нас на фронтовое учение.… Когда мы начали
строиться, мой приятель С. подошел ко мне и, сжимая в руке ружейный ствол,
прошептал: «Эх, взял бы я это ружье и пошел бы сражаться за русский
народ!…».
На приведениях Некрасова воспитывалось не одно поколение
революционеров. Его запрещенные цензурой стихи издавались в подпольных
типографиях, его песни пелись в революционных кружках, его мысли были
созвучны лучшим умам эпохи.
Некрасов оказал огромное влияние на русскую литературу. Но Некрасов не
только выразитель надежд крестьян, борец за светлое будущее народа, но еще
и лирик, прозаик и драматург, сатирик и критик. На протяжении тридцати лет
Некрасов издавал самые прогрессивные журналы того времени – «Современник»,
а после его закрытия – «Отечественные записки». В них публиковали свои
произведения Белинский, Тургенев, Толстой, Достоевский, Чернышевский,
Добролюбов, Салтыков-Щедрин, А. Островский и другие крупнейшие писатели
России.



Детство и становление поэта.


Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года (по новому
стилю) в местечки Немирове, Каменец – Подольской губернии, ныне Винницкой
губернии.
Его отец, Алексей Сергеевич, небогатый помещик, служил здесь в 36-м
егерском полку в чине капитана. Через три года после рождения сына он,
выйдя в отставку майором, навсегда переселился в свое родовое поместье в
ярославском имении Грешневе, которое находилось недалеко от Волги.
Грешнево находилось на равнине, среди бесконечных лугов и полей. Здесь,
в деревне, поэт провел свое детство.
При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором.
Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома,
зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на
яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоили няньке крикнуть: «Барин, барин
идет!» - как они мгновенно исчезали.
Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных
крестьян. Но, улучшив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к
своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке.
Этот момент его жизни – непосредственное общение с крестьянскими детьми,
оказал влияние на его творчество.
Мальчик рано начал развивать в себе волю, упорство, настойчивость –
качества, которые он постоянно развивал и сохранил до конца жизни. Сестра
поэта Анна Алексеевна вспоминала, как брат учился ездить верхом: «Приучали
его к верховой езде очень оригинально и не особенно нежно. Он сам
рассказывал, что однажды восемнадцать раз упал с лошади. Дело было зимой –
мягко. Зато после всю жизнь он не боялся никакой лошади, смело садился на
клячу и на бешеного жеребца». Еще один случай произошел на охоте. Случилось
ему подстрелить утку. Дело было зимой, собака не захотела лезть в холодную
воду. Но молодой охотник сом поплыл и достал утку. «Это стоило ему горячки,
но от охоты не отвадило»,- писала сестра.
Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в то время многолюдной.
Некрасов знакомился со всяким рабочим людом, шедшим в деревню в поисках
работы. Позднее поэт вспоминал о этих встречах:


Под наши густые, старинные вязы

На отдых тянуло усталых людей.

Ребята обступят: начнутся рассказы

Про Киев, про турки, про чудных зверей…

Рабочий расставит, разложит снаряды –

Рубанки, подпилки, долота, ножи:

«Гляди, чертенята?» а дети и рады,

Как пилишь, как лудишь, - им все покажи.



Так народная жизнь и народная речь стали близки Некрасову с самого
детства.
Также близки с детства стали ему родные поля, луга. После заграничной
поездки он написал в черновой рукописи:


Я посещал Париж, Неаполь, Ниццу,

Но я нигде так сладко не дышал,

Как в Грешневе…

Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, которой он посвятил много
стихов. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по
берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и вслед увидел бурлаков, которые
брели вдоль реки,
Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой.

Они стонали от непосильной работы.
Некрасов позднее писал:
О, горько, горько я рыдал,

Когда в то утро я стоял

На берегу родной реки,

И в первый раз ее назвал

Рекою рабства и тоски!..

Ребенок начал задумываться над жестокостью жизни. Рано ему открылась
картина народного бедствия.
Еще одно горе постоянно было рядом с ним. Это горе в родной семье.

Его мать, Елена Андреевна, кроткая женщина, очень страдала в
замужестве. Она была человеком высокой культуры, а ее муж, отец Николая,
был человеком грубым, жестоким, невежественным. Целыми днями сидела она
дома одна, а ее муж постоянно разъезжал по соседним помещикам: его
излюбленными развлечениями были карты, попойки, псовая охота на зайцев.
Бывали такие дни когда она целыми днями сидела за роялем, пела и плакала о
своей горькой участи. Некрасов писал: «Она была певица с удивительным
голосом». В некоторых его стихах он воспроизводил тот печальный мотив,
навеянный ему песнями матери:
Играла ты и пела гимн печальный

Ту песню, вопль души многострадальной,

Твой первенец наследовал потом.

Она нередко принимала участие в вопросах, связанных с крестьянами,
заступалась за них перед мужем. Но он нередко накидывался на нее с кулаками
и избивал. Как ненавидел его Некрасов в такие минуты!
Елена Андреевна была знатоком мировой поэзии и часто рассказывала сыну
отрывки из произведений великих писателей, которые он мог понять. Будучи
уже пожилым человеком Некрасов вспоминал в стихотворении «Мать»:
И голос твой мне слышится впотьмах,

Исполненный мелодии и ласки,

Которым ты мне сказывала сказки

О рыцарях, монахах, королях.

Потом, когда читал я Данте и Шекспира,

Казалось, я встречал знакомые черты:

То образы из их живого мира

В моем уме напечатлела ты.

Любовь к матери описана в многих стихах поэта: «Родина», «Мать»,
«Баюшки-баю», «Рыцарь на час» и др. Это стихотворения автобиографического
характера, они описывают людей той эпохи, их взаимоотнашения, их нравы и
обычаи.
Некрасов говорил, что именно страдания матери пробудили в нем протест
против угнетения женщины. В его стихотворениях видна не только жалость к
женщине, то и ненависть к ее угнетателям.



Учеба


В 1832 году Николай со своим братом Андреем поступил в первый класс
ярославской гимназии. Единственное воспоминание, которое осталось у него
после этого времени отражено в двух строчках:
…придешь, бывало, в класс

И знаешь: сечь начнут сейчас!

Отец не хотел платить за обучение, ссорился с учителями. Учителя были
плохие, невежественные и требовали тупой зубрежки. Некрасову не нравилось
учиться, он посещал гимназию с большой неохотой. Ему нравилось лишь чтение,
и он пристрастился к нему. Читал что придется, в основном журналы, но
попадались и серьезные книги. Большое впечатление на него произвела
революционная ода Пушкина «Вольность».
В июне 1837 года Некрасов ушел из гимназии.
Отец решил отправить его в Петербург, в Дворянский полк – так
называлась военная школа, славившаяся бессмысленной и жестокой муштрой.
Но Некрасова привлекала другая судьба. Он хотел поехать в Петербург,
чтоб учиться. Он несколько лет тайно писал стихи и хотел напечататься в
столичных журналах. В конце 1838 года шестнадцатилетним подростком после
многодневного путешествия в ямщицкой телеге он приехал в Петербург. «За
славой я в столицу торопился»,- шутя вспоминал он в позднейших стихах, так
как с детства хотел стать поэтом.
В Петербурге Некрасов нашел земляков, учившихся с ним вместе в
гимназии. Они помогали ему устроится, и он стал готовиться к вступительным
экзаменам. Отец узнал, что его сын не поступил в Училище и направил ему
грубое письмо, в котором писал, что не будет давать сыну денег.
В октябре 1837 года он напечатал свои первые стихи в столичном журнале
«Сын отечества» с примечанием «Первый опыт 16-летнего юного поэта».
Отец привел свою угрозу в исполнение, и Некрасов остался без денег. Это
был самый трудный период жизни Некрасова. Он жил в убогой комнатушке в
подвале, питался черным хлебом, а когда хозяйка пригрозилась его выгнать,
переселился к художнику Дананбергу, такому - же бедняку, как и он сам.
В июле 1839 года пытается сдать вступительные экзамены на факультет
восточных языков Петербургского университета, но потерпел неудачу. Однако в
сентябре того же года он поступил «вольным слушателем» по первому
отделению философского факультета.
Первые стихи поэта хоть и были напечатаны, но за них он почти ничего не
получил и продолжал голодать.
В 1840 году Некрасов напечатал свой первый сборник юношеских стихов
«Мечты и звуки». Но сомнения терзали его, и он отправился за советом к
В.А. Жуковскому. Прочитав, он сказал: «Если хотите печататься, то
издавайтесь без имени, впоследствии вы напишите лучше». Некрасов
послушался, и скрыл свое имя под псевдонимом «Н.Н».
Но вскоре стали появляться отрицательные отзывы на первый сборник.
Некрасов вспоминал: «Белинский тоже обругал мою книгу. Я роздал на комиссию
экземпляры, - ни одного не продалось. Это был лучший урок». Поэт скупил
почти весь тираж своей книги и уничтожил его.
Неуспех книги не остановил поэта. В 40-е годы было написано огромное
количество стихов, пьес, фельетонов, водевилей, сказок, критических статей,
рецензий, комедий, и все под псевдонимами. Но так мало платили поэту за его
титаническую работу. Он продолжал испытывать нужду еще пять лет.
Именно в этот момент жизни он научился смотреть на жизни иначе, найти
свое предназначение в литературе. Он видел, каково живется бедноте в
условиях рабства, навсегда возненавидел притеснителей трудового народа.
Впервые это сказалось в его стихотворении «Говорун» 1843 года:


Столица наша чудная

Богата через край,

Житье в ней нищим трудное,

Миллионерам – рай.

Здесь всюду наслаждения

Для сердца и очей.

Здесь все без исключения

Возможно для людей:

При деньгах вдвое вырасти,

Чертовски разжиреть,

От голода и сырости

Без денег умереть…

В том же году – или немного позднее – в одной своей прозаической
повести он написал: «Я узнал, что есть несчастливцы, которым нет места даже
на чердаках и в подвалах, потому что есть счастливцы, которым тесны целые
дома».



Знакомство с Белинским


Примерно к этому времени приходится знакомство с великим руским
критиком, революционным демократом Белинским. В начале 1845 года Некрасов
пришел к Белинскому и стал читать ему свое стихотворение «В дороге». В этом
только что написанном стихотворении рассказывалось о крестьянской девушке,
которую загубили «господа»: взяли ее на воспитание в барский дом, а потом
отослали в деревню и выдали замуж за темного, хотя и доброго крестьянского
парня. Когда были прочитаны последние строки, «…у Белинского засверкали
глаза, - вспоминает присутствующий при этой сцене писатель И.И. Панаев, -
он бросился к Некрасову, обнял его и сказал чуть ли не в слезах:
- Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?»
Этот день, видимо, следует считать днем рождения Некрасова как поэта.
Белинский подолгу беседовал с ним и открыл ему глаза на все злое, что
совершается вокруг. Некрасов понял, что грабеж и эксплуатирование народа –
это многовековая заведенная система, узаконенная государственным строем.
Ему стало ясно, что все благополучие помещиков основано на эксплуатации
миллионов людей, закабаленных и помещиками-крепостниками и нарождающейся
буржуазией. Вспоминая все тягостные воспоминания детства, он под влиянием
Белинского окончательно решил посвятить свою жизнь и свое творчество, свой
талант на борьбу с этим.
Похвала Белинского помогла Некрасову поверить в свои силы. После того
как стихотворение «В дороге» было напечатано в сборнике 1846 года, великий
критик подтвердил свое мнение печатно: «Они проникнуты мыслию; это – не
стишки к деве и луне; в них много умного, дельного и современного».
« Ясно припоминаю, - рассказывал впоследствии Некрасов, - как мы с ним
вдвоем часов до двух беседовали о литературе и о разных других предметах.
После этого я всегда долго бродил по опустелым улицам в каком-то
возбужденном состоянии, столько для меня было нового в высказанных мыслях.
Моя встреча с Белинским была для меня спасением».
Белинский требовал от современных писателей правдивого, реалистичного
изображения русской действительности. Некрасов отвечал этим требованиям.
Под влиянием Белинского он обратился к реальным сюжетам, описывающим
подлинную жизнь, он стал писать проще, без прикрас о самых обыденных вещах.
Сразу проявился талант молодого писателя.
Некрасов всегда с умилением говорил о патриотизме Белинского. В поэме
«Несчастные» он, как предполагают исследователи, воспроизводил те речи,
которые слышал от Белинского:
Он не жалел, что мы не немцы,

Он говорил: «Во многом нас

Опередили иноземцы,

Но мы догоним в добры час!

Лишь бог помог бы русской груди

Вдохнуть пошире, повольней –

Покажет Русь, что есть в ней люди,

Что есть грядущее у ней».

Некрасов разделял веру Белинского в силу народа. Он постоянно повторял
в стихах, что русский народ – богатырь, что он пробьется к желанному
счастью и что служение народу есть патриотический долг каждого:
Иди в огонь за честь отчизны,

За убеждение, за любовь…

Иди и гибни безупречно,

Умрешь недаром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь…

Белинский первым пробудил в нем революционное сознание. Поэт до конца
жизни оставался благодарным учителю за те уроки, которые получил от него:
Белинский был особенно любим…

Молясь твоей многострадальной тени, Учитель!
перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени!

Ты нас гуманно мыслить научил,

Едва ль не первый вспомнил о народе,

Едва ль не первый ты заговорил

О равенства, о братстве, о свободе…



Творчество Некрасова после знакомства с Белинским.


«Рассказ ямщика» стал первым антикрепостническим стихотворением
Некрасова. Вскоре появились и другие стихи, продолжающие эту тему:
«Родина», «Тройка», «Перед дождем», «Огородник», «Еду ли ночью по улице
темной…», «Псовая охота».
«Родина» была запрещена цензурой, но распространялась в списках,
особенно популярным было стихотворение в революционных кругах. Некрасов
вспоминал, что Белинский высоко ценил эти стихи: «Приношу к нему
стихотворение «Родина», напечатано было только начало, Белинский пришел в
восторг…»
«Родина» – автобиографичное произведение. Это стихотворение навеяно
детскими воспоминаниями. Оно обличает крепостничество, деспотизм.
«Псовая охота» также автобиографично. Некрасов очень любил охоту, и эта
тема была ему близка. В нем обличется деспотизм помещиков на примере псовой
охоты.
У Некрасова есть несколько стихотворений, посвященных русским
писателям, среди них «Блажен незлобивый поэт», написаное на смерть Гоголя.
Оно является первым манифестом гражданского направления в борьбе против
школы «чистого искусства».
В стихотворении «Памяти Белинского», написанном в то время, когда имя
критика находилось под строжайшим запретом, Некрасов вспоминал своего
учителя:
Наивная и страстная душа,

В ком помыслы прекрасные кипели,

Упорствуя, волнуясь и спеша,

Ты честно шел к одной высокой цели…

В стихотворениях, посвященных русским писателям, Некрасов говорил о
духовно близких ему людях, единомышленниках и соратниках по борьбе. После
смерти Добролюбова и ареста Чернышевского Некрасов писал:
Узы дружбы, союзов сердечных –

Все порвалось: мне с детства судьба

Посылала врагов долговечных,

А друзей уносила борьба…

Живя постоянно в Петербурге, Некрасов частенько бывал в Грешневе. Он
любил бродить по лугам и лесам в одиночестве или с кем-нибудь из
деревенских друзей. Поэт распрашивал их о радости и горе, бедах и
невзгодах. В общении с народом, вдали от города и городского шума Некрасов
отдыхал и стряхивал с себя заботы:
Какой восторг! За перелетной птицей

Гонюсь с ружьем, а вольный ветер нив

Сметает сор, навеянный столицей,

С души моей. Я духом бодр и жив…

В стихотворении «Деревенские новости» поэт вспоминает об одном из своих
приездов в родные места:
Вот и Качалов лесок,

Вот и пригорок последний

Вот уж запасный амбар,

Вот уж и риги…как сладок

Теплого колоса пар!

Некрасов вспоминает, как его с нетерпением ждали приятели – крестьяне.
Они рассказывали ему обо всем, что случилось в его отсутствие. С какой
радостью встречали его крестьяне:
«Здравствуй, как жил-поживал?

Не понапрасну мы ждали,

Ты таки слово сдержал.

………………………

Сходится в хате моей

Больше да больше народу:

«Ну, говори поскорей,

Что ты слыхал про свободу?»

Но почему подчас угрюмые и неразговорчивые крестьяне были откровенны с
Некрасовым? Сам он говорил: «Я постоянно играл с деревенскими детьми, и
когда мы подросли, то естественно, что между нами была такая кроткость».
«Деревенские новости» были написаны в 1860 году, накануне отмены
крепостного права. Некрасов не мог не написать о том, что так волновало его
друзей – о свободе.
Неподалеку от Грешнева на взгорье находилась село Абакумцево. На краю
села была похоронена безвременно умершая мать Некрасова. Она оказала
благотворное влияние на формирование взглядов поэта, на его духовное
развитие. С самого детства до конца жизни он писал о ней:
И если я наполнил жизнь борьбою

За идеал добра и красоты,

И носит жизнь, слагаемая мною,

Живой любви глубокие черты –

О мать моя, подвергнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты.

В стихотворении «Рыцарь на час» запечатлена могила Елены Андреевны.
Поэт не раз приезжал на могилу матери, постоянно страдал, что не смог
повидаться с матерью перед ее смертью. Так получилось, что поэт собирался
на свадьбу сестры, а попал на похороны матери. В этом стихотворении
Некрасов жалуется, что молодость прошла, силы для борьбы кончаются:
От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви.

По цензурным соображениям под словом «любовь» подразумевается
свобода.
Любить свой народ для Некрасова, как для Гоголя и Белинского, значит
ненавидеть его притеснителей. Поэзия Некрасова, начиная с 1845 года, стала
поэзией обличения. Он обличал в своих стихотворениях помещиков («В дороге»,
«Родина», «Псовая охота»), чиновников («Чиновник», «Колыбельная песня»,
«Современная ода»), богатеев - купцов ( «Секрет» ). Также в этот момент он
много писал о простых зависимых крестьянах.
Кроме стихов Некрасов также писал прозой. В 40-е годы появляется очерк
«Петербургские углы», который, однако, был сильно изрезан цензурой. Здесь
Некрасов описывает состояние Петербурга того времени: бедноту, трущобы.
Очерк является частью большого романа « Жизнь и похождения Тихона
Тростникова», так и оставшегося неоконченным. Роман во многом напоминает
жизнь самого Некрасова в молодости, его становление


Издательство «Современника»


Выступать в печати с такими идеями было тогда очень трудно. Некоторые
писатели, поддерживающие идеи правительства, такие как Фаддей Булгарин,
Сенковский и Греч, сплотили вокруг себя – с своих журналах, газетах,
альманахах – обширную группу стихотворцев и прозаиков, которые отвлекали
внимание читателей от повседневной действительности, прославляя
крепостнический строй. Всем этим «писателям» стихи Некрасова показались
неслыханной наглостью. Они набросились на него с бесстыдной бранью. И
царская цензура была полностью на их стороне: она либо запрещала, либо
вырезала до неузнаваемости его стихи. Булгарин то и дело писал клеветные
доносы в Третье отделение на Некрасова, утверждая, что Некрасов
«коммунист», который «горой стоит за революцию».
Но Некрасова не смущали ни доносы, ни ругань, ни цензура. Он затеял
одно предприятие, которое требовало от него безудержной смелости. В
противовес журналам, поддерживающим крепостнический строй, он задумал
революционно – демократический журнал, который, несмотря на цензуру,
пропогандировал бы идеи освобождения крестьян.
В конце 1846 года он раздобыл взаймы денег и вместе с писателем Иваном
Панаевым взял в аренду журнал «Современник», основанный еще Пушкиным. В
«Современник» перешел он со своими преверженцами – молодыми передовыми
писателями. Таким образом, в журнале Некрасова собрались лучшие
литературные силы, объединенные ненавистью к крепостному праву.
Первая книжка «Современника» вышла 1 января 1847 года. Впервые в России
появился журнал с ярко выраженной революционно – демократической
программой. В нем прослеживалась единая позиция по поводу освещения всех
вопросов: общественно-политических, литературных, философский,
исторических. По случаю выхода первой книжки был дан торжественный обед.
Этот обычай отмечать выход каждой книжки сохранился много лет.
В первых же книжках «Современника» были напечатанны «Кто виноват?»,
«Сорока – воровка», Герцена, многие из «Записок охотника» Тургенева,
«Псовая охота» Некрасова, статьй Белинского и другие произведения,
заключавшие протест против строя. Но в 1848 году правительство было
испуганно восстаниями и революцией во Франции и ужесточило полицейские меры
против распространения всяческих прогрессивных идей, сделав выпуск
передового журнала практически невозможным. Наступил цензурный террор. Не
пропускали в печать практически ничего, во всем видели проявление
прогрессивных идей. Под красными чернилами цензора погибало больше половины
произведений, предназначенных для печати в «Современнике». Нужно было
срочно добывать статьи и рассказы, которым грозила такая же участь. Но
Некрасов срочно засел вместе с А.Я. Панаевой за новый роман «Три стороны
света», который писал по ночам, так как днем был занят своим журналом.
Роман был написан исключительно для того, чтобы заполнить страницы романа,
но и здесь удались выразить протест против ненавистного строя.
«Бывало, запрусь, засвечу огни и пишу, пишу, – вспоминал Некрасов об
этой работе, - мне случалось писать без отдыху более суток. Времени не
замечаешь. Никуда ни ногой. Огни горят, не знаешь, день ли, ночь ли;
приляжешь на час, другой – и опять то же».
Работа была титаническая. Чтобы выпустить одну книжку «Современника»
он читал около двенадцати тысяч страниц разных рукописей, правил до
шестидесяти печатных листов корректуры (то есть девятьсот шестьдесят
страниц), из которых половину уничтожала цензура, писал множество писем
цензорам, сотрудникам – и порой сам удивлялся, «как паралич не хватил его
правую руку».
Принимаясь за издание «Современника» Некрасов надеялся, что Белинский
будет играть руководящую роль в издательстве. Но в 1847 году Белинский
умер. Не было тогда в России другого писателя, который мог бы стать таким
же «властителем дум» целого поколения, каким был Белинский. Но через
несколько лет после смерти Белинского Некрасов призвал на работу его
учеников, продолжателей дела русской революционной демократии – Добролюбова
и Чернышевского.
Начиная с 1855 года у Некрасова наступил расцвет творчества. Появляется
поэма «Саша». Некрасов писал Тургеневу: «Помнишь, на охоте как-то прошептал
я тебе начало рассказа в стихах – оно тебе понравилось; весной нынче в
Ярославле я этот рассказ написал, и так как это сделано единственно по
твоему желанию, то и посвятить его желаю тебе…».
В этом произведении Некрасов обличает так называемых «лишних людей», то
есть либеральных дворян, которые выражали свои чувства не делами, а
громкими фразами.
Поэма «Саша» было принята читателем, особенно демократически
настроенной интеллигенцией. Чернышевский и Добролюбов оценили поэму, но по
цензурным соображениям не могли выступить полной оценкой произведения.
В 1856 году Некрасов выпустил свой сборник «Стихотворения Н. Некрасова»
– первый стихотворный сборник поэта, для которого он отобрал сои лучшие
стихотворения, написанные им в период с 1845 по 1856 год. Сборник открывало
стихотворение «Поэт и гражданин», в котором звучала мысль о том, что поэзия
– это важное общественное дело, что долг каждого человека быть гражданином
своей родины. В сборник входили такие стихотворения поэта как «В дороге»,
«Псовая охота», «Саша», «Современная ода», «Родина», «Огородник», «Забытая
деревня» и другие стихотворения поэта, обличающие ненавистный политический
режим, помещиков, крепостное право.
Поэма «Коробейники» была связанна с реальными фактами и реальным лицом
Г. Я. Захаровым, которому Некрасов посвятил свое стихотворение. Однажды
Гаврила Яковлевич рассказал ему историю об убийстве двух коробейников,
которое произошло в лесу. Этот рассказ с незначительными изменениями лег в
основу поэмы. Это была первая поэма, написанная не только о народе, но и
для народа.
В начале 60-х годов Некрасов работает над поэмой «Мороз, Красный нос».
В ней поэт рассказывает пореформенную жизнь крестьянина, характер его
труда, народные обычаи и нравы. В августе 1863 года Николай Алексеевич из
Ярославля ездил в Нижний Новгород на ярмарку на пароходе. Во время поездки
Некрасов и закончил поэму, которую посвятил вскоре своей сестре Анне
Алексеевне. Полностью поэма была опубликована в «Современнике» в первых
номерах за 1864 год. Она вызвала резко отрицательную реакцию
славянофильской критики и глубокое сочувствие демократической критики.
Признание выразил в своем письме сын декабриста Михаил Сергеевич
Волконский: «Сейчас я прочел ваш Мороз. Он пробрал меня до кости и не
холодом, – а до глубины души тем теплым чувством, которым пропитано это
прекрасное произведение…»
В 1865 году Некрасов опубликовал в «Современнике» цикл стихотворений «О
погоде», представляющих собой сатирическое изображение пореформенной
российской действительности. В нем поэт дает исторически полную
характеристику Петербурга 60-х годов с точки зрения революционера –
демократа.
В конце 60-х Некрасов создает цикл стихотворений, посвященных русским
детям: «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и
зайцы». «Дедушка Мазай и зайцы» имеет под собой реальную основу. «Дед
Мазай, - писал М.М. Пришвин, - жил не только в воображении Некрасова, а
действительно жил все время в Вежах, охотился с Некрасовым, спасал зайцев,
а после него в этом же самом доме живут до сих пор его потомки».
Но в 1861 году умирает Добролюбов. Через год арестован и сослан в
Сибирь Чернышевский. Правительство решает раз и навсегда разделаться с
ненавистным журналом. В 1865 году «Современник» был запрещен.
Но долго без журнала Некрасов обходиться не мог. Через два года он
основывает журнал «Отечественные записки», его соавтором становится
Салтыков - Щедрин.



«Отечественные записки»


Цензура жестоко преследовала журнал, и Некрасову приходилось вести
такую же упорную борьбу, как и во времена «Современника».
В начале 70 – х годов автора захлестнула важная тема – декабристы. До
тех пор цензура не пропускала ни одного произведения, посвященного
декабристам. Но в 1870 год цензурный гнет был немного ослаблен, и Некрасов
воспользовался первой возможностью, чтоб напомнить молодому поколению о
великих начинателях революционной борьбы.
Интерес к этой теме воплатился в две поэмы, объединенные под общим
названием «Русские женщины». В этих произведениях рассказывается о женах
декабристов, которые поехали за своими мужами, сосланными с Сибирь за
революционную деятельность.
Поэмы «Княгины Трубецкая» и «Княгиня Волоконская» Некрасов сначала
назвал «Декабристки», но вскоре заменил его на более общее – «Русские
женщины». В основу этих поэм, посвященным женам декабристов, положены
реальные исторические факты и участвуют реальные исторические лица. В
примечаниях к поэме «княгиня Трубецкая» Некрасов писал о причинах,
побудивших его взяться за эту тему: «С издания манифеста Александра II от 6
августа 1856 года в нашей литературе начали появляться от времени материалы
для изучения эпохи, к которой относится этот рассказ. Перечитывая эти
материалы, автор постоянно с любовью останавливался на роли, выпавшей тогда
на долю женщин и выполненной ими с изумительной твердостью…
Самоотвержение, высказанное ими, останется навсегда свидетельством душевных
великих сил, присущих русской женщине, и есть прямое достояние поэзии».
Поэма «Княгиня Трубецкая» была написана в Карабихе летом 1871 года и
опубликована в 4-м номере «Отечественных записок» за 1872 год. Несмотря на
то, что поэма была изкаверкана цензурой, публика приняла ее очень хорошо.
Вскоре Некрасов задумал написать еще одну поэму о декабристках. Он
приехал к Михаилу Сергеевичу Волоконскому и попросил его показать ему
записки его матери. Но сын отказался, сославшись на то, что записки слишком
личные. Но Некрасов сказал, что образ княгини Волконской в его новой поэме
будет сильно искажен. Михаил согласился. Волконский писал, как Некрасов во
время чтения вскакивал с места и криком: «Довольно, не могу» садился к
камину и плакал навзрыд.
Поэма «Княгиня Волоконская» была закончена летом 1872 года. Она
подверглась цензурным переделкам несколько в меньшей степени, чем «Княгиня
Трубецкая», но все же весьма значительным. Поэма появилась в январской
книжке «Отечественных записок» за 1873 год и была высоко оценена публикой.
«Моя поэма «Кн. Волоконская», которую я написал летом в Карабихе, имела
такой успех, какого еще не имело ни одно из моих прежних писаний…- сообщал
Некрасов своему брату, - литературные шавки меня щиплют, а публика читает и
раскупает».


Последнее произведение Некрасова.


Величайшее произведение поэта «Кому на Руси жить хорошо» создавалось в
60 - 70 годы прошлого столетия в эпоху социальных конфликтов. Некрасов
начал писать его на сорок восьмом году жизни, то есть в рассвет своих сил.
«Я задумал, - говорит Некрасов, - изложить в связанном рассказе все,
что я знаю о народе, все, что мне пришлось услыхать из уст его, и я затеял
«Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской
жизни».
Героем поэмы не является какой-то один человек, героями поэмы является
весь русский народ. Главными героями являются семь мужиков –
правдоискателей. Однажды собрались они вместе и решили узнать, «кому
живется весело, вольготно на Руси?»
В России к концу 50-х годов назревала революционная ситуация. Царское
правительство после окончания Крымской войны было напугано странными
крестьянскими волнениями. Был обнародован манифест об освобождении
крестьян. Но этот манифест не оправдал даже самых скромных надежд поэта.
Да, крестьяне было лично освобождены, но они были до такой степени бедны и
забиты, что не могли продолжать нормальную жизнь. «Воля», которой так
ожидали крестьяне, оказалась лишь прикрытием от социальных волнений. Причем
реформа оказалась неблаготворной не только для крестьян, но и для других
социальных слоев. Как реформа ударила по барину – видно из рассказа самого
барина, а многочисленные крестьянские бунты свидетельствовали, как реформа
отразилась на крестьянах.
Многие моменты в поэме имеют под собой реальную основу. Например,
события, описанные в главе «Про холопа примерного, Якова верного»
действительно происходили. История, поведанная Некрасову А.Ф. Кони, была
включена почти без изменений в поэму.
С первых строк мы знакомимся с крестьянами и узнаем, из каких мест они
родом. Названия говорят сами за себя: Заплатово, Дырявино, Разутово,
Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Мы видим, что не от хорошей жизни
назвали такими названиями деревни. Люди бедствуют, голод и болезни правят
ими. В главе «Счастливые» мы видим, что это за люди. Но они богаты, пусть
не материально – они богаты нравственно. По их словам они все счастливые.
Некрасов пишет об их счастье:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями,

Проваливай домой!

Среди всего народа в поэме мы видим отдельных представителей
крестьянства. Яким Нагой – защитник чести трудового народа. Он
рассказывает, что крестьян нельзя осуждать за питье водки, например. Ведь
крестьянин так наработается за день, что ему остается только одно средство
для отдыха – напиться. Мы узнаем, что это за человек. С ним произошел
случай: купил он картиночек сыну, да и самому они нравились. Но случился
пожар, и вместо того, что спасти деньги, он стал картиночки со стенки
снимать. Это говорит о глубоком нравственном богатстве.
Ярмило Гирин – человек исключительно правдивый. Из – за свой
правдивости его полюбил весь простой народ. Он был выбран деревенским
старостой, и за несколько лет своего нахождения на этом посту он ни разу не
скривил душой, не взял взятки, выполнял работу по совести. Но однажды
случилось крестьянское восстание, и Ярмило стал на сторону народа, за что и
поплатился. Но он остался верным себе.
Савелий, которого Некрасов назвал «богатырем святорусским» - идеал
Некрасова. Таких богатырей, по словам Некрасова, в России очень много:
Ты думаешь, Матренушка,

Мужик не богатырь?…

…Цепями руки кручены,

Железом ноги кованы,

Спина…леса дремучие

Прошли по ней – сломалися…

…И гнется, да не ломится,

Не ломится, не валится…

Ужли не богатырь?

Савелий – человек огромной силы, как бы созданный для революционной
борьбы. Однажды он живьем закопал в землю помещика, который жестоко
обходился со своими крестьянами, и не разочаровался в себе после этого. Он,
как и Некрасов, верил в освобождение народа.
В 1876 году Некрасов вернулся к эпопее после перерыва, но сил на
завершение уже не оставалось. Он тяжело заболел. Врачи отправили его в
Ялту, на берег моря. С каждым днем становилось все хуже и хуже.
Новая часть поэмы названа «Пир на весь мир». Последняя часть была
задумана как последнее напутствие будущим поколениям революционеров. Здесь
рассказывается притча «О двух великих грешниках», в которой Некрасов
говорит, что расправа с тираном – святое, благородное дело.
В самом конце рассказыватся о «народном заступнике», будущем
революционере – патриоте Грише Добросклонове:
Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Некоторые считают, что в его лице Некрасов показал нам Добролюбова.
Но хоть ему и угрожает каторга и смерть, Гриша, пожалуй, истинный
счастливец, один во всей огромной поэме. Счастье отдельного человека –
служение народу. Эта мысль и стала основной в «Пире». Некрасов как можно
скорее хотел напечатать эти стихи, но цензура вырезала оттуда произведение
Некрасова.
Кроме этой поэмы Некрасов уже при смерти создал цикл стихов, где
слышится та же боль народа.
В своих «Последних песнях» поэт говорил:
Скоро стану добычею тленья.

Тяжело умирать, хорошо умереть.

Ничьего не прошу сожаленья,

Да и некому будет жалеть.

Поэту стали приходить прощальные приветы от друзей, студентов,
соратников. Особенно растрогал поэта привет, присланный из далекой Сибири
Чернышевским в августе 1877 года. «Скажи ему, - писал Чернышевский одному
литератору, - что я горячо любил его как человека, что я благодарю его за
доброе расположение ко мне, что я целую его, что я убежден: его слава
бессмертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и
благороднейшему из всех русских поэтов. Я рыдаю о нем. Он действительно был
человек очень высокого благородства души и человек великого ума».
Умирающий выслушал этот привет и сказал еле слышно:
- Скажите Николаю Гавриловичу, что я очень благодарю его… Я теперь
утешен… Его слова мне дороже, чем чьи-либо слова…
Некрасов умер 27 декабря 1877 года. Его гроб, несмотря на сильный
мороз, провожало множество народа. Перед гробом несли венки: «От русских
женщин», «Некрасову – студенты», «Певцу народных страданий», «Бессмертному
певцу народа» и т.д.
По воспоминаниям Г.В. Плеханова, в процессии участвовали революционеры,
проживающие в столице нелегально. Они несли венок «От социалистов». Вместе
с ними вокруг этого венка тесным кольцом сомкнулись члены рабочих кружков,
которых было немало на петербургских заводах и фабриках.
Над гробом поэта говорили речи Ф.М. Достоевский, В.А. Панаев, от лица
землевольцев – Г.В. Плеханов, который, не боясь присутствия полиции,
подчеркивал революционное значение поэзии Некрасова. Некрасов стал первым
русским поэтом, на похоронах у которого присутствовало столько много
революционеров передовых организаций.



Оглавление



Вступление

1. Детство и становление поэта
2. Учеба
3. Знакомство с Белинским
4. Творчество поэта после знакомства с Белинским
5. Издательство «Современника»
6. «Отечественные записки»
7. Последнее произведение поэта



Список использованной литературы


1. Н.А. Некрасов. Избранное – М.,1983
2. Н.А. Некрасов. Избранное – М.,1982
3. Л.А. Розанова. О творчестве Н.А. Некрасова – М.,1988
4. Н.Н. Скатов. «Я лиру посвятил народу своему» – М.,1985
5. Н.И. Якушин. Тропа к Некрасову – М.,1987



Printed by Spirit
1999 год




Реферат на тему: Жизнь М.Ю. Лермонтова в Петербурге
Санкт-Петербургский комитет образования


Средняя школа 83



Реферат

По литературе:


«Жизнь М.Ю.Лермонтова в Петербурге»


Выполнила ученица 9 Б класса


Власова Кристина.



Санкт Петербург
2004г.

Оглавление:
1. Введение:
Краткая хроника жизни.
2. Основная часть:
Жизнь М.Ю.Лермонтова в Петербурге.
3. Заключение.
4. Список литературы.
Лермонтов Михаил Юрьевич - гениальный русский поэт. Родился
в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814 г.
По преданию, русская ветвь рода Лермонтовых ведет свое начало от Жоржа
Лермонта, выходца из Шотландии, взятого в плен при осаде крепости Белой и с
1613 года числившегося на "государевой службе", владевшего поместьями в
Галичском уезде (ныне Костромской губернии). Еще более дальние кровные узы
связывали русского поэта с Байроном.


Мать Лермонтова умерла весной 1817 года, оставив в воспоминаниях сына
смутные, но дорогие воспоминания. Бабушка Лермонтова, Арсеньева, перенесла
на внука всю свою любовь к умершей дочери и страстно к нему привязалась, но
тем хуже стала относиться к зятю. Распри между ними приняли такой
обостренный характер, что уже на 9-й день после смерти жены Юрий Петрович
вынужден, был покинуть сына и уехать в свое поместье. Он лишь изредка
появлялся в доме Арсеньевой, каждый раз пугая ее своим намерением забрать
сына к себе.
До самой смерти его длилась эта взаимная вражда, и ребенку она причинила
очень много страданий. Лермонтов сознавал всю неестественность своего
положения, и все время мучился в колебаниях между отцом и бабушкой. В драме
"Menschen und Leidenschaften" отразилось болезненное переживание им этого
раздора между близкими ему людьми. Арсеньева переехала вместе с внуком в
имение "Тарханы", Пензенской губернии, где и протекало все детство поэта.
Окруженный любовью и заботами, он уже в ранние годы не знает радости и
погружается в собственный мир мечты и грусти. Здесь сказывалось, быть
может, и влияние перенесенной им тяжелой болезни, которая надолго приковала
его к постели и приучила к одиночеству; сам Лермонтов сильно подчеркивает
ее значение в юношеской неоконченной "Повести", где рисует свое детство в
лице Саши Арбенина: "Он выучился думать... Лишенный возможности
развлекаться обыкновенными забавами детей, Саша начал искать их в самом
себе. Воображение стало для него новой игрушкой... В продолжение
мучительных бессонница, задыхаясь между горячих подушек, он уже привыкал
побеждать страдания тела, увлекаясь грезами души... Вероятно, это раннее
умственное развитие немало помешало его выздоровлению".
Когда мальчику было 10 лет, его повезли на Кавказ, на воды; здесь он
встретил девочку лет 9-ти и в первый раз узнал чувство любви, оставившее
память на всю его жизнь и неразрывно слившееся с первыми подавляющими
впечатлениями Кавказа, который он читает своей поэтической родиной ("Горы
Кавказа для меня священны; вы к небу меня приучили, и я с той поры все
мечтаю о вас, да о небе"). Первыми учителями Лермонтова были какой-то
беглый грек, больше занимавшийся скорняжным промыслом, чем уроками,
домашний доктор Ансельм Левис и пленный офицер Наполеоновской гвардии,
француз Капэ. Из них наиболее заметное влияние оказал на него последний,
сумевший внушить ему глубокий интерес и уважение к "герою дивному" и "мужу
рока". По смерти Капэ был взят в дом французский эмигрант Шандро,
выведенный потом Лермонтовым в "Сашке" под именем маркиза de Tess, "педанта
полузабавного", "покорного раба губернских дам и муз", "парижского
Адониса". Шандро скоро сменил англичанин Виндсон, знакомивший Лермонтова с
английской литературой, в частности с Байроном, который сыграл в его
творчестве такую большую роль.

В 1827 году Лермонтов вместе с бабушкой едет в Москву, где поступает в
пансион. В этом же году он начал впервые писать стихи. Уже в 1828 году
появились поэмы "Черкесы" и "Кавказский пленник".


Осенью 1830 году Лермонтов поступает в Московский университет на
нравственно-политическое отделение. В студенческой среде Лермонтов не
вращается, со студентами не сходится; он больше тяготеет к светскому
обществу. Впрочем, кое-что из надежд и идеалов лучшей тогдашней молодежи
находит отражение в его творчестве, например, в драме "Странный человек"
(1831), главный герой которой, Владимир, - воплощение самого поэта.


В Московском университете Лермонтов пробыл менее двух лет. Профессора,
помня его дерзкие выходки, срезали его на публичных экзаменах. Он не
захотел остаться на второй год на том же курсе и переехал в Петербург
вместе с бабушкой. Незадолго до этого умер его отец; впоследствии, в часы
горестных воспоминаний, поэт оплакал его в стихотворении: "Ужасная судьба
отца и сына".


В Петербургский университет Лермонтов не попал: ему не зачли
двухлетнего пребывания в Москве и предложили держать вступительный экзамен
на первый курс. По совету своего друга Столыпина он решил поступить в школу
гвардейских юнкеров и подпрапорщиков, куда и был зачислен приказом от 10
ноября 1832 года в звании унтер-офицера. Почти в одно время с ним поступил
в школу и его будущий убийца, Н.С. Мартынов, в биографических записках
которого поэт-юнкер рисуется как юноша, "настолько превосходивший своим
умственным развитием всех других товарищей, что и параллели между ними
провести невозможно".


В 1834 году Лермонтов получил звание юнкера и был отправлен в Царское
Село на службу. Много времени он проводил в столице - Петербурге. Именно
тогда сформировалось отношение Лермонтова к жизни как к пустой, ненужной
вещи. Отражением его взглядов стала драма "Маскарад". Любовная интрига с
Варварой Лопухиной была описана в "Княгине Лиговской».

Автобиографические моменты романа связаны с Варенькой Лопухиной, глубокое
чувство к которой всю жизнь не оставляло поэта.
Петербург не был в числе ведущих тем в творчестве Лермонтова, но этот
«непостижимый город» все же не оставил его равнодушным. Им создан один из
лучших романтических пейзажей Петербурга:
Над городом таинственные звуки,

Как грешных снов нескромные слова,

Неясно раздавались, и Нева,

Меж кораблей, сверкая на просторе,

Журча, с волной их уносила в море.

Задумчиво столбы дворцов немых

По берегам теснилися, как тени,

И в пене вод гранитных крылец их

Купалися широкие ступени…
Но Петербург предстает в стихах Лермонтова не только в белую ночь,
полную неясного томления. Например, стихотворение «Соседка» он написал в
доме Ордонанс-гауза (комендантского управления), расположенного на углу
Инженерной и Садовой улиц:
Не дождаться мне, видно, свободы,

А тюремные дни, будто годы;

И окно высоко над землей!

И у двери стоит часовой!
В Ордонанс-гаузе, на третьем этаже, Лермонтов содержался после дуэли
с сыном французского посла де Барантом.
Известие о гибели А.Пушкина потрясло Лермонтова и на следующий же
день он пишет стихотворение "На смерть поэта", а через неделю -
заключительные 16 строк этого стихотворения, которое сразу сделало его
известным, переписывалось и заучивалось наизусть. 3 марта 1837 поэт был
арестован по делу "о непозволительных стихах". Сидя под арестом, пишет
несколько стихотворений: "Узник", "Сосед", "Молитва", "Желанье". Лермонтов
был переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк и 1 апреля
отправился из Петербурга на Кавказ. Направляясь в свою первую ссылку, он на
месяц задержался в Москве, которая готовилась к большому торжеству - 25-
летию Бородинского сражения. Поэт перерабатывает свое юношеское
стихотворение "Поле Бородино", и появляется "Бородино", опубликованное в
"Современнике" в 1837.
Во время кавказской ссылки познакомился с декабристами, тоже отбывавшими
здесь ссылку, а с поэтом А.Одоевским даже подружился. Почти все, что создал
Лермонтов в период между двумя ссылками, так или иначе связано с Кавказом.
Кавказские темы и образы нашли широкое отражение в его творчестве: в лирике
и в поэмах, романе "Герой нашего времени" (1838). Они запечатлены и в
многочисленных зарисовках и картинах Лермонтова-одаренного живописца.
В начале января 1838 г. поэт приехал в Петербург и пробыл здесь до половины
февраля, после этого поехал в полк, но там прослужил меньше двух месяцев: 9
апреля он был переведен в свой прежний лейб-гвардии Гусарский полк.
Лермонтов возвращается в "большой свет", снова играет в нем роль "льва"; за
ним ухаживают все салонные дамы: "любительницы знаменитостей и героев". Но
он уже не прежний и очень скоро начинает тяготиться этой жизнью; его не
удовлетворяют ни военная служба, ни светские и литературные кружки, и он то
просится в отпуск, то мечтает о возвращении на Кавказ. "Какой он
взбалмошный, вспыльчивый человек, - пишет о нем А.Ф. Смирнова, - наверно
кончит катастрофой... Он отличается невозможной дерзостью. Он погибает от
скуки, возмущается собственным легкомыслием, но в то же время не обладает
достаточно характером, чтобы вырваться из этой среды. Это - странная
натура". Под Новый год 1840 г. Лермонтов был на маскарадном балу в
Благородном собрании. Присутствовавший там Тургенев наблюдал, как поэту "не
давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска
сменялась другою, и он почти не сходил с места и молча слушал их писк,
поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, -
говорит Тургенев, - что я уловил на лице его прекрасное выражение
поэтического творчества". Как известно, этим маскарадом и навеяно его
полное горечи и тоски стихотворение "Первое января". На балу у графини
Лаваль (16 февраля) произошло у него столкновение с сыном французского
посланника, Барантом. В результате - дуэль, на этот раз окончившаяся
благополучно, но повлекшая для Лермонтова арест на гауптвахте, а затем
перевод (приказом 9 апреля) в Тенгинский пехотный полк на Кавказе. Во время
ареста Лермонтова посетил Белинский . Они познакомились еще летом 1837 г. в
Пятигорске, в доме товарища Лермонтова по университетскому пансиону Н.
Сатина , но тогда у Белинского осталось о Лермонтове самое неблагоприятное
впечатление, как о человеке крайне пустом и пошлом. На этот раз Белинский
пришел в восторг "и от личности и от художественных воззрений поэта".
Лермонтов снял свою маску, показался самим собою, и в словах его
почувствовалось "столько истины, глубины и простоты". В этот период
петербургской жизни Лермонтова он написал последний, пятый, очерк "Демона"
(первые четыре - 1829, 1830, 1831 и 1833 года), "Мцыри", "Сказку для
детей", "Герой нашего времени"; стихотворения "Дума", "В минуту жизни
трудную", "Три пальмы", "Дары Терека" и др. В день отъезда из Санкт-
Петербурга Лермонтов был у Карамзиных. Стоя у окна и любуясь тучами,
плывшими над Летним садом и Невою, он набросал свое знаменитое
стихотворение "Тучки небесные, вечные странники". Когда он кончил читать
его, передает очевидец, "глаза его были влажны от слез". По дороге на
Кавказ Лермонтов остановился в Москве и прожил там около месяца. 9 мая он
вместе с Тургеневым, Вяземским , Загоскиным и другими присутствовал на
именинном обеде у Гоголя в доме Погодина и там читал своего "Мцыри". 10
июня Лермонтов уже был в Ставрополе, где находилась тогда главная квартира
командующего войсками Кавказской линии. В двух походах - в Малую и Большую
Чечни - Лермонтов обратил на себя внимание начальника отряда
"расторопностью, верностью взгляда, пылким мужеством" и был представлен к
награде золотою саблею с надписью: "за храбрость". В половине января 1841
г. Лермонтов получил отпуск и уехал в Санкт-Петербург. На другой же день по
приезде он отправился на бал к графине Воронцовой-Дашковой. "Появление
опального офицера на балу, где были Высочайшие Особы", сочли "неприличным и
дерзким"; его враги использовали этот случай как доказательство его
неисправимости. По окончании отпуска друзья Лермонтова начали хлопотать об
отсрочке, и ему разрешено было остаться в Санкт-Петербурге еще на некоторое
время. Надеясь получить полную отставку, поэт пропустил и этот срок и уехал
лишь после энергичного приказания дежурного генерала Клейнмихеля оставить
столицу в 48 часов. Говорили, что этого требовал Бенкендорф , которого
тяготило присутствие в Петербурге такого беспокойного человека, как
Лермонтов. На этот раз Лермонтов уехал из Петербурга с очень тяжелыми
предчувствиями, оставив родине на прощание свои изумительные по силе стихи:
"Прощай немытая Россия". В Пятигорске, куда он приехал, жила большая
компания веселой молодежи - все давнишние знакомые Лермонтова. "Публика -
вспоминает князь А.И. Васильчиков , - жила дружно, весело и несколько
разгульно... Время проходило в шумных пикниках, кавалькадах, вечеринках с
музыкой и танцами. Особенным успехом среди молодежи пользовались Эмилия
Александровна Верзилина, прозванная "розой Кавказа". В этой компании
находился и отставной майор Мартынов, любивший пооригинальничать,
порисоваться, обратить на себя внимание. Лермонтов часто зло и едко
вышучивал его за "напускной байронизм", за "страшные" позы. Между ними
произошла роковая ссора, закончившаяся "вечно печальной" дуэлью. Поэт пал
жертвой своей двойственности. Нежный, отзывчивый для небольшого круга
избранных, он по отношению ко всем прочим знакомым держался всегда
заносчиво и задорно. Недалекий Мартынов принадлежал к последним и не понял
"в сей миг кровавый, на что он руку поднимал". Похороны Лермонтова,
несмотря на все хлопоты друзей, не могли быть совершены по церковному
обряду. Официальное сообщение об его смерти гласило: "15 июня, около 5
часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое
время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М.Ю.
Лермонтов". По словам князя Васильчикова, в Петербурге, в высшем обществе,
смерть поэта встретили словами: "туда ему и дорога".
Весною 1842 г. прах Лермонтова был перевезен в Тарханы. В 1899 г. в
Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской
подписке. По сложности и богатству своих мотивов поэзия Лермонтова занимает
исключительное место в русской литературе. "В ней, - по выражению
Белинского, - все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия:
несокрушимая мощь духа, смирение жалоб, благоухание молитвы, пламенное,
бурное одушевление, тихая грусть, кроткая задумчивость, вопли гордого
страдания, стоны отчаяния, таинственная нежность чувства, неукротимые
порывы дерзких желаний, целомудренная чистота, недуги современного
общества, картины мировой жизни, укоры совести, умилительное раскаяние,
рыдание страсти и тихие слезы, льющиеся в полноте умиренного бурею жизни
сердца, упоения любви, трепет разлуки, радость свидания, презрение к прозе
жизни, безумная жажда восторгов, пламенная вера, мука душевной пустоты,
стон отвращающегося от самого себя чувства замершей жизни, яд отрицания,
холод сомнения, борьба полноты чувства с разрушающею силою рефлексии,
падший дух неба, гордый демон и невинный младенец, буйная вакханка и чистая
дева - все, все в этой поэзии: и небо, и земля, и рай, и ад".
Еще при жизни Лермонтова консервативная критика объявила его талант
"протеистическим" собирательным, заключающим в себе отголоски различных
влияний, отказывала ему в оригинальности. В противовес этому прогрессивная
критика и широкая публика вслед за В. Г. Белинским и Н. Г. Чернышевским
восприняли поэзию Лермонтова как явление глубоко самобытное.
Великая человечность Лермонтова, пластичность его образов, его
способность "перевоплощаться" — в Максима Максимыча, в Казбича, в Азамата,
в Бэлу, в княжну Мери, в Печорина, соединение простоты и возвышенности,
естественности и оригинальности — свойства не только созданий Лермонтова,
но и его самого. И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека
— грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого,
благородного, язвительного, мечтательного. насмешливого, застенчивого,
наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом.
Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого.
Прощай,немытая Россия,
Страна рабов,страна господ,
И вы,мундиры голубые,
И ты,им преданный народ.

М.Ю.Лермонтов



[pic]

Краткая хроника жизни:

1814, 3(15) октября - М. Ю. Лермонтов родился в Москве. Воспитывался в
имении Тарханы Пензенской губернии у своей бабки по матери - Арсеньевой.
1828 - поступил на 4-й курс Благородного пансиона (при Московском
университете), начинает писать стихи.
1830-1832 - учился на нравственно-политическом отделении Московского
университета.
1832 - оставляет университет и поступает в юнкерскую школу в Петербурге.
1837 - пишет стихотворение "Смерть поэта", за которое сослан на Кавказ,
где провел около года.
1840 - вторичная ссылка на Кавказ, участие в военных действиях.
1841, 15(27) июля - убит на дуэли Н. С. Мартыновым в Пятигорске.
1842 - тело М. Ю. Лермонтова привезено из Пятигорска и захоронено в
Тарханах.



[pic]

Литература:
1. М.Ю.Лермонтов. Сочинения в 2-х томах.
Москва, Издательство «Правда» 1988г.

2. Лермонтовская энциклопедия.
Москва,1981г.
3. М.Ю.Лермонтов.Живопись,акварель,рисунки.
Москва,1980г.
4. А.Закржевский.Лермонтов и современность.
Киев,1915г.


Сайты в интернете:
. www.red.by
. www.hrono.ru
. www.google.com



-----------------------
[pic]






Новинки рефератов ::

Реферат: Лидер в моем представлении (Менеджмент)


Реферат: Особенности сельскохозяйственной проблематики в современный период. Структура, типология аграрной прессы; формы и методы пропаганды (Сельское хозяйство)


Реферат: Калькуляция себестоимости продукции нормативный метод (Бухгалтерский учет)


Реферат: Сравнение экономики Польши и Болгарии (Международные отношения)


Реферат: Совершенствование программы развития туризма Псковской областии (Менеджмент)


Реферат: Государственный долг (Деньги и кредит)


Реферат: Статистика населения (Статистика)


Реферат: Италия (География)


Реферат: Характерные черты русской философии (Философия)


Реферат: Лекарственные растения (Биология)


Реферат: Невербальні засоби комунікації (Журналистика)


Реферат: Чем отличается папка Мой компьютер и программа Проводник? Как настроить рабочий стол? (и другие ответы на вопросы) (Программирование)


Реферат: Герхард Шрёдер (Политология)


Реферат: Адроны (Физика)


Реферат: Разработка курса по OS/2 Warp (Программирование)


Реферат: Модели развития демократии в России (Политология)


Реферат: Великие реформы 60-70-х годов. Александр II (История)


Реферат: Хозяйственная деятельность предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Основы полномочия парламента (Право)


Реферат: Лидерство (Менеджмент)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист