|
Реферат: В чём был прав и в чём заблуждался Раскольников? (Литература)
В чём был прав и в чём заблуждался Раскольников?
Прочитав роман «Преступление и наказание» и вникнув в суть событий, можно определённо ответить на этот вопрос. Вероятно, психиатрия России того времени была не на высоте, врачи упустили социально опасного больного и вовремя не изолировали от общества. Что и не удивительно: Петербург того времени показан в романе грязным городом, где царят нищета и разврат, где на каждом углу распивочные. Это мир униженных и оскорбленных. Не удивительно, что в таких условиях рождается преступление. Раскольников так говорил Соне о своей “конуре”: “А знаешь ли, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!” Причём болезненность касается не только фактического итога – зверского убийства двух ни в чём не повинных женщин, но и самой сомнительной теории, плода больного сознания, проверка которой и привела к кровавой развязке. В чём же состояла эта теория, и как пришёл к ней Родион? После ознакомления становится ясно, что он был одержим сверхценной идеей относительно собственной исключительности. Далее весь роман воспринимается уже как история больного паранойей, облечённая в литературную форму. Как же возникла и прогрессировала эта теория, суть болезнь? Родион, несмотря на то, что ничего из себя не представлял и не был занят общественно полезным трудом, жаждал самоутверждения. Аудитории для этого у него не было, талантов тоже, поэтому возвыситься он пытался в собственных глазах. Социальная несправедливость, безысходность, духовный тупик рождают в больном мозгу абсурдную теорию о «высших» и «низших» представителях общества. Куда зачислить себя – вопроса не стояло. Конечно, в «высшие». Он хотел считать себя одним из тех, кому «все дозволено», чтобы от него хоть кто-нибудь зависел, власти «над всей дрожащей тварью, над всем муравейником»… В общем, типичная психология маньяка-убийцы. Что и подтверждается последующими событиями. Болезненная теория всё больше определяет его мысли и действия, он становится все более уверенным в себе и в своей теории. Родиону Раскольникову не нужны ни деньги, ни драгоценности. Все это — ничто по сравнению с возведением себя в разряд «сверхлюдей», и единственным средством для того, чтобы быть таким, для Раскольникова явилось убийство. То есть, если он не «тварь дрожащая», то, по его искажённой логике, «право имеет» разнести топором голову любому человеку, кого он зачислил в «низшие». Начать он решил со старухи… Вообще, с логикой у Родиона было скверно. Во многих эпизодах нормальному человеку его сложно понять: многие его высказывания опровергаются одно другим. Болезнь берёт верх, и он не видит преступления в своих действиях. Криминальный аспект игнорируется начисто (“Старушонку эту черт убил, а не я”). Правда, некоторые сомнения, перемежаясь ночными бредом и кошмарами, появляются после убийства, они и приводят Раскольникова к явке с повинной, но в романе не найти раскаяний Раскольникова в двойном убийстве; он только и делает, что, будучи приперт к стене, мастерски выкручивается из безнадежных, кажется, ситуаций. "Ну-с, а насчет его совести-то?" – вопрошает его дотошный Порфирий Петрович, разумея совесть гипотетического, абстрактного убийцы. "Да какое вам до нее дело?" – удивляется Раскольников. Даже попав в острог, он не отрекается от своей теории, а напротив, укрепляется в ней. Окончательная стадия болезни - та книга, которую он прячет под подушкой в финале романа. Впереди ещё семь лет каторги; кем-то выйдет Родион из ворот острога? Остаётся надеяться, что не выйдет вовсе.
Реферат на тему: В. Быков "Облава"
В. Быков. "Облава".
Писатель В.Быков - участник Великой Отечественной войны. После окончания службы в армии в родной Белоруссии он работал в областной газете, а потом занялся литературным творчеством. Тема войны - основная тема в его творчества. Большую известность получили такие его повести, как "Альпийская баллада", "Третья ракета", "Сотников", "Карьер". В последние годы писатель обратился к теме драматических тридцатых годов. Повесть "Облава" относится именно к таким произведениям. Действие происходит в белорусской деревне в середине тридцатых годов. Уже прошла коллективизация, создан колхоз, раскулачены и выселены в необъятные места так называемые кулаки, а на самом деле - крепкие хозяева. Один из них - Федор Ровба - когда-то поверил революционным идеалам, провозгласившим, что крестьянин - истинный хозяин земли. От советской власти получил он земельный надел, усердно работал на этой земле, получал хороший урожай. Хозяйство давало прибыль, и он приобрел молотилку. Вся округа пользовалась этой машиной, а платили, кто сколько может. Федор не наживался засчет своих односельчан. Но жил он в достатке, это его и погубило. Районные власти по доносу завистливого человека решили принять меры к "новому богачу". Один непосильный налог, затем другой - все это не только разоряло Федора, но и делало его, по понятиям местных руководителей, врагом народа. Ему бы бежать из деревни, куда глаза глядят, но он корнями врос в родную землю, в свой дом, в свою усадьбу. Да еще хотелось Федору, чтобы сын Миколка вышел в люди. Федор не хотел опрометчивым поступком мешать его служебной карьере. Но вот в деревне началось раскулачивание. И хотя семья Федора уже бедствовала, не сумев рассчитаться с государством, Федора все же признали кулаком. Тут постарался один из соседей, активист комбеда, который задолжал Федору за молотьбу. Именно он и подсказал записать Федора в кулаки. С женой и маленькой дочкой Федор был сослан на север. Работал на лесозаготовках, не имея возможности хоть как-то уберечь от бед и болезней жену и дочь. Жену схоронил в мерзлой северной земле, а затем и дочку не сумел спасти от беды и недобрых людей. Оставшись один, Федор задумал бежать во что бы то ни стало. Не сразу это удалось ему, но в конце концов оказался он снова в родных краях. Он даже сам толком не знал, зачем он вернулся. Какая-то сила тянула его к тем местам, где он рос, трудился, где росли его дети, где был он когда-то счастлив. Ничего не осталось от его прежней усадьбы, но Федор безошибочно мог бы найти то место, где она стояла. Но вся беда в том и заключалась, что не мог он просто так подойти к знакомому месту, пройтись по деревне, взглянуть в глаза людям. Красная пропаганда сделала свое черное дело: люди считали его классовым врагом, преступником. Как же так могло случится, что бывшие соседи стали врагами? Это для Федора было больнее всего. Голодный, измученный, бродил он вокруг родной деревни. Ему очень хотелось узнать, какова она, новая жизнь. Случайный разговор с незнакомым стариком, встреченным на опушке леса, убедил его, что дела в колхозе идут неважно. Кормов не хватает, урожаи бедные. Пережили страшный голод, замучены налогами. Да Федор и сам видел, как работали крестьянские женщины на колхозном картофельном поле. Так за что же тогда он пострадал? Его несчастья не стали основой для зажиточной и радостной жизни других людей. Но самое страшное было впереди. Он все-таки попался на глаза односельчанам, и те поднялись против него, устроили облаву, как на дикого зверя. Приехали из города милиционеры, районные активисты, которыми руководил его родной сын Миколка. Федора окружили со всех сторон, оставив ему один путь - в болотные топи. Но болотная глушь казалась не такой страшной, как преследовавшие его люди. Федор для них уже не человек, эти люди уже не живут по человеческим законам. У них своя правда, свои лозунги, свои законы. Новое время разрушило сложившиеся годами жизненные устои. Государство подавило человека. И Федор не хочет быть своим среди таких людей. Он знает, что там, в болоте, его погибель, но он не вернется к людям, у него с такими людьми ничего общего нет. Трясина поглотила его вместе с его болью. Быков очень остро переживает судьбу своего народа, по которому прокатилось "красное колесо" сталинских преобразований. Книга написана с сердечной болью, и с большой любовью к народу-труженику, понесшему огромные жертвы во имя ложных идеалов.
| |