GeoSELECT.ru



Физика / Реферат: Занимательные опыты по физике (Физика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Занимательные опыты по физике (Физика)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Курский Государственный Университет
Кафедра общей физики

РЕФЕРАТ

Занимательные опыты по физике


Выполнил: студент 3 курса физико-
математического факультета
Сесин Антон Васильевич
Проверила: доцент каф. общей физики
Вервейко М.В.



Курск 2004 г.
Содержание
Введение


ГЛАВА 1 Теоретическая часть


ГЛАВА 2 Виды и роль эксперимента в обучающем процессе
1. Демонстрационный эксперимент
2. Фронтальные лабораторные работы
3. Физический практикум


ГЛАВА 3 Занимательные опыты по физике

1. Инерция
2. Сила тяжести давления
3. Сила трения
4. Закон Бернулли

Заключение

Литература
Введение
Законы физики основаны на фактах, установленных опытным путем. Причем
нередко истолкование одних и тех же фактов меняется в ходе исторического
развития физики. Факты накапливаются в результате наблюдений. Но при этом
только ими ограничиваться нельзя. Это только первый шаг к познанию. Дальше
идет эксперимент, выработка понятий, допускающих качественные
характеристики в форме числа. Чтобы из наблюдений сделать общие выводы,
выяснить причины явлений, надо установить количественные зависимости между
величинами. Если такая зависимость получается, то найден физический закон.
Если найден физический закон, то нет необходимости ставить в каждом
отдельном случае опыт, достаточно выполнить соответствующие вычисления.
Изучив экспериментально количественные связи между величинами, можно
выявить закономерности. На основе этих закономерностей развивается общая
теория явлений.
Следовательно, без эксперимента нет и не может быть рационального
обучения физике; одно словесное обучение физике неизбежно приводит к
формализму и механическому заучиванию. Первые мысли учителя должны быть
направлены на то, чтобы учащийся видел опыт и проделывал его сам, видел
прибор в руках преподавателя и держал его в своих собственных руках. Однако
если учащиеся будут проделывать различные опыты и наблюдать за
демонстрацией опытов, выполняемых учителем, но не будут слышать продуманных
ярких рассказов преподавателя, не будут решать задач, не будут читать
учебника и знакомиться с литературой, то такую работу учителя еще нельзя
назвать удовлетворительной. Преподавание предполагает широкое использование
эксперимента, обсуждение со школьниками особенностей его постановки и
наблюдаемых результатов. Проведение лабораторного эксперимента и решение
расчетных задач не предусматриваются. Для проверки усвоения рекомендуются
контрольные работы, ответы на качественные вопросы, написание рефератов с
последующим анализом их содержания на уроках.
1.Теоретическая часть
Механика (от греческого (((((((( - мастерство, относящееся к машинам;
наука о машинах) – наука о простейшей форме движении материи – механическом
движении, представляющем изменение с течением времени пространственного
расположения тел, и о связанных с движением тел взаимодействиях между ними.
Механика исследует общие закономерности, связывающие механические движения
и взаимодействия, принимая для самих взаимодействий законы, полученные
опытным путем и обосновываемые в физике. Методы механики широко
используются в различных областях естествознания и техники.
Механика изучает движения материальных тел, пользуясь следующими
абстракциями:
1) Материальная точка, как тело пренебрежимо малых размеров, но
конечной массы. Роль материальной точки может играть центр инерции системы
материальных точек, в котором при этом считается сосредоточенной масса всей
системы;
2) Абсолютно твердое тело, совокупность материальных точек,
находящихся на неизменных расстояниях друг от друга. Эта абстракция
применима, если можно пренебречь деформацией тела;
3) Сплошная среда. При этой абстракции допускается изменение взаимного
расположения элементарных объемов. В противоположность твердому телу для
задания движения сплошной среды требуется бесчисленное множество
параметров. К сплошным средам относятся твердые, жидкие и газообразные
тела, отражаемые в следующих отвлечённых представлениях: идеально упругое
тело, пластичное тело, идеальная жидкость, вязкая жидкость, идеальный газ и
другие. Указанные отвлечённые представления о материальном теле отражают
действительные свойства реальных тел, существенные в данных условиях.
Соответственно этому механику разделяют на:
механику материальной точки;
механику системы материальных точек;
механику абсолютно твердого тела;
механику сплошной среды.
Последняя в свою очередь подразделяется на теорию упругости,
гидромеханику, аэромеханику, газовую механику и другие.
Термином «теоретическая механика» обычно обозначают часть механики,
занимающуюся исследованием наиболее общих законов движения, формулировкой
её общих положений и теорем, а также приложением методов механики к
изучению движения материальной точки, системы конечного числа материальных
точек и абсолютно твердого тела.
В каждом из этих разделов, прежде всего, выделяется статика,
объединяющая вопросы, относящиеся к исследованию условий равновесия сил.
Различают статику твердого тела и статику сплошной среды: статику упругого
тела, гидростатику и аэростатику. Движение тел в отвлечении от
взаимодействия между ними изучает кинематика. Существенная особенность
кинематики сплошных сред заключается в необходимости определить для каждого
момента времени распределение в пространстве перемещений и скоростей.
Предметом динамики являются механические движения материальных тел в связи
с их взаимодействиями.
Существенные применения механики относятся к области техники. Задачи,
выдвигаемые техникой перед механикой, весьма разнообразны; это – вопросы
движения машин и механизмов, механика транспортных средств на суше, на море
и в воздухе, строительной механики, разнообразных отделов технологии и
многие другие. В связи с необходимостью удовлетворения запросов техники из
механики выделились специальные технические науки. Кинематика механизмов,
динамика машин, теория гироскопов, внешняя баллистика представляют
технические науки, использующие методы абсолютно твердого тела.
Сопротивление материалов и гидравлика, имеющие с теорией упругости и
гидродинамикой общие основы, вырабатывают для практики методы расчёта,
корректируемые экспериментальными данными. Все разделы механики развивались
и продолжают развиваться в тесной связи с запросами практики, в ходе
разрешения задач техники.
Механика как раздел физики развивался в тесной взаимосвязи с другими
её разделами – с оптикой, термодинамикой и другими. Основы так называемой
классической механики были обобщены в начале XX в. в связи с открытием
физических полей и законов движения микрочастиц. Содержание механики
быстродвижущихся частиц и систем (со скоростями порядка скорости света)
изложены в теории относительности, а механика микродвижений – в квантовой
механике.
В основе механики лежат следующие законы Ньютона. П е р в ы й з а к о
н, или закон инерции, характеризует движение тел в условиях изолированности
от других тел, либо при уравновешенности внешних воздействий. Закон этот
гласит: всякое тело сохраняет состояние покоя или равномерного и
прямолинейного движения, пока приложенные силы не заставят его изменить это
состояние. Первый закон может служить для определения инерциальных систем
отсчета. В т о р о й з а к о н, устанавливающий количественную связь между
приложенной к точке силой и вызываемым этой силой изменением количества
движения, гласит: изменение движения происходит пропорционально приложенной
силе и происходит в направлении линии действия этой силы. Согласно этому
закону, ускорение материальной точки пропорционально приложенной к ней
силе: данная сила F вызывает тем меньшее ускорение а тела, чем больше его
инертность. Мерой инертности служит масса. По второму закону Ньютона сила
пропорциональна произведению массы материальной точки на её ускорение; при
надлежащем выборе единицы силы последняя может быть выражена произведением
массы точки m на ускорение а:
F = ma.
Это векторное равенство представляет основное уравнение динамики
материальной точки. Т р е т и й з а к о н Ньютона гласит: действию
всегда соответствует равное ему и противоположно направленное
противодействие, т. е. действие двух тел друг на друга всегда равны и
направлены по одной прямой в противоположных направлениях. В то время как
первые два закона Ньютона относятся к одной материальной точке, третий
закон является основным для системы точек. Наряду с этими тремя основными
законами динамики имеет место закон независимости действия сил, который
формулируется так: если на материальную точку действует несколько сил, то
ускорение точки складывается из тех ускорений, которые точка имела бы под
действием каждой силы в отдельности.
Но любое изучение и преподавание физики не возможно без проведения
экспериментов.
Эксперимент имеет большое значение для преподавания учащимся
физических законов и явлений. Значение физического эксперимента непрерывно
возрастает в связи с небывалым развитием физики. Гигантское развитее науки
требует совершенствования методики преподавания физики. Эта задача
приобретает особую важность в связи с перестройкой школы.
Осуществление двух видов школьного эксперимента: демонстрации опытов и
проведение лабораторных работ – позволяет успешно решать задачу физики с
техникой. Этим и объясняется огромный интерес, проявляемый учителями физики
к постановке школьного физического эксперимента.
Использование демонстрационного эксперимента, обсуждение со
школьниками особенностей его постановки и наблюдаемых результатов.
Проведение лабораторного эксперимента и решение расчетных задач не
предусматриваются. Для проверки усвоения рекомендуются контрольные работы,
ответы на качественные вопросы, написание рефератов с последующим анализом
их содержания на уроках.
2.Виды и роль эксперимента в обучающем процессе.
Демонстрационный эксперимент является одной из составляющих учебного
физического эксперимента и представляет собой воспроизведение физических
явлений учителем на демонстрационном столе с помощью специальных приборов.
Он относится к иллюстративным эмпирическим методам обучения. Роль
демонстрационного эксперимента в обучении определяется той ролью, которую
эксперимент играет в физике-науке как источник знаний и критерий их
истинности, и его возможностями для организации учебно-познавательной
деятельности учащихся.
Значение демонстрационного физического эксперимента заключается в том,
что:
-учащиеся знакомятся с экспериментальным методом познания в физике, с
ролью эксперимента в физических исследованиях (в итоге у них формируется
научное мировоззрение);
-у учащихся формируются некоторые экспериментальные умения: наблюдать
явления, выдвигать гипотезы, планировать эксперимент, анализировать
результаты, устанавливать зависимости между величинами, делать выводы и
т.п.
Демонстрационный эксперимент, являясь средством наглядности,
способствует организации восприятия учащимися учебного материала, его
пониманию и запоминанию; позволяет осуществить политехническое обучение
учащихся; способствует повышению интереса к изучению физике и созданию
мотивации учения. Но при проведении учителем демонстрационного эксперимента
учащиеся только пассивно наблюдают за опытом, проводимым учителем, сами при
этом ничего не делают собственными руками. Следовательно, необходимо
наличие самостоятельного эксперимента учащихся по физике.
Обучение физике нельзя представить только в виде теоретических
занятий, даже если учащимся на занятиях показываются демонстрационные
физические опыты. Ко всем видам чувственного восприятия надо обязательно
добавить на занятиях “работу руками”. Это достигается при выполнении
учащимися лабораторного физического эксперимента, когда они сами собирают
установки, проводят измерения физических величин, выполняют опыты.
Лабораторные занятия вызывают у учащихся очень большой интерес, что вполне
естественно, так как при этом происходит познание учеником окружающего мира
на основе собственного опыта и собственных ощущений.
Значение лабораторных занятий по физике заключается в том, что у
учащихся формируются представления о роли и месте эксперимента в познании.
При выполнении опытов у учащихся формируются экспериментальные умения,
которые включают в себя как интеллектуальные умения, так и практические. К
первой группе относятся умения: определять цель эксперимента, выдвигать
гипотезы, подбирать приборы, планировать эксперимент, вычислять
погрешности, анализировать результаты, оформлять отчет о проделанной
работе. Ко второй группе относятся умения: собирать экспериментальную
установку, наблюдать, измерять, экспериментировать.
Кроме того, значение лабораторного эксперимента заключается в том, что
при его выполнении у учащихся вырабатываются такие важные личностные
качества, как аккуратность в работе приборами; соблюдение чистоты и порядка
на рабочем месте, в записях, которые делаются во время эксперимента,
организованность, настойчивость в получении результата. У них формируется
определенная культура умственного и физического труда.
Фронтальные лабораторные работы - это такой вид практических работ,
когда все учащиеся класса одновременно выполняют однотипный эксперимент,
используя одинаковое оборудование. Фронтальные лабораторные работы
выполняются чаще всего группой учащихся, состоящей из двух человек, иногда
имеется возможность организовать индивидуальную работу. Соответственно в
кабинете должно быть 15-20 комплектов приборов для фронтальных лабораторных
работ. Общее количество таких приборов будет составлять около тысячи штук.
Названия фронтальных лабораторных работ приводятся в учебных программах. Их
достаточно много, они предусмотрены практически по каждой теме курса
физики. Перед проведением работы учитель выявляет подготовленность учащихся
к сознательному выполнению работы, определяет вместе с ними ее цель,
обсуждает ход выполнения работы, правила работы с приборами, методы
вычисления погрешностей измерений. Фронтальные лабораторные работы не очень
сложны по содержанию, тесно связаны хронологически с изучаемым материалом и
рассчитаны, как правило, на один урок. Описания лабораторных работ можно
найти в школьных учебниках по физике.
Физический практикум проводится с целью повторения, углубления,
расширения и обобщения полученных знаний из разных тем курса физики;
развития и совершенствования у учащихся экспериментальных умений путем
использования более сложного оборудования, более сложного эксперимента;
формирования у них самостоятельности при решении задач, связанных с
экспериментом. Физический практикум не связан по времени с изучаемым
материалом, он проводится, как правило, в конце учебного года, иногда - в
конце первого и второго полугодий и включает серию опытов по той или иной
теме. Работы физического практикума учащиеся выполняют в группе из 2-4
человек на различном оборудовании; на следующих занятиях происходит смена
работ, что делается по специально составленному графику. Составляя график,
учитывают число учащихся в классе, число работ практикума, наличие
оборудования. На каждую работу физического практикума отводятся два учебных
часа, что требует введения в расписание сдвоенных уроков по физике. Это
представляет затруднения. По этой причине и из-за недостатка необходимого
оборудования практикуют одночасовые работы физического практикума. Следует
отметить, что предпочтительными являются двухчасовые работы, поскольку
работы практикума сложнее, чем фронтальные лабораторные работы, выполняются
они на более сложном оборудовании, причем доля самостоятельного участия
учеников значительно больше, чем в случае фронтальных лабораторных работ. К
каждой работе учитель должен составить инструкцию, которая должна
содержать: название, цель, список приборов и оборудования, краткую теорию,
описание неизвестных учащимся приборов, план выполнения работы. После
проведения работы учащиеся должны сдать отчет, который должен содержать:
название работы, цель работы, список приборов, схему или рисунок установки,
план выполнения работы, таблицу результатов, формулы, по которым
вычислялись значения величин, вычисления погрешностей измерений, выводы.
При оценке работы учащихся в практикуме следует учитывать их подготовку к
работе, отчет о работе, уровень сформированности умений, понимание
теоретического материала, используемых методов экспериментального
исследования.
3. Занимательные опыты по физике
Но опыты в физике могу не только иллюстрировать различные физические
процессы но и стимулировать познавательную активность и желание учиться.
Так, например некоторые опыты предназначенные для проведения в школе на
уроках по механике.
Инерция.
Интереснейшим подтверждением существования инерции служит
обыкновенный волчок. Каждая частица волчка движется по окружности в
плоскости, перпендикулярной оси вращения. По закону инерции частица в
каждый момент времени стремится сойти с окружности на прямую линию,
касательную к окружности. Но всякая касательная расположена в той же
плоскости, что и сама окружность; поэтому каждая частица стремится
двигаться так, чтобы все время оставаться в плоскости, перпендикулярной к
оси вращения. Отсюда следует, что все плоскости в волчке, перпендикулярны к
оси вращения, стремятся сохранить свое положение в пространстве, а поэтому
и общий перпендикуляр к ним, т.е. сама ось вращения, также стремится
сохранить свое равновесие, волчок как бы сопротивляется попытке его
опрокинуть. Чем массивнее волчок и чем быстрее он вращается, тем упорнее
противодействует он опрокидыванию.

Так же в лабораторных условиях можно проделать следующий эксперимент.

. Возьмем центробежную машину и укрепим на ней диск(сирену дисковую).
На край диска поставьте свечу которую накройте коническим сосудом
для демонстрации гидростатического парадокса. Сосуд закрепите на
диске проволокой. Почему при вращении диска пламя свечи отклоняется
от оси вращения?
Ответ: холодный, болие плотный воздух удаляется от оси вращения, а
теплый, менее плотный, приближается, чем и объясняется отклонение пламени.
Сила тяжести давления
Силу тяжести с которой тела притягиваются к Земле, нужно отличать от
веса тела. Понятие веса широко используется в повседневной жизни.
Весом тела называют силу, с которой тело вследствие его притяжения к
Земле действует на опору или подвес. При этом предполагается, что тело
неподвижно относительно опоры или подвеса. Пусть тело лежит на неподвижном
относительно Земли горизонтальном столе. Систему отсчета, связанную с
Землей, будем считать инерциальной.
Сила, с которой Земля или другая планета действует на все тела,
находящиеся у ее поверхности, называется силой тяжес­ти. Сила тяжести прямо
пропорциональна массе тела. Теперь вам ясно, почему тело, обладающее
большей массой тяжелее, ведь его Земля притягивает с большей силой. Сила
тяжести действу­ет на тело вертикально вниз. Изображается так же, как и
другие силы

Для проверки теории можно использовать следующие опыты:
. Возьмем диск из метала(фанеры или пластмассы ) диаметром 10 см. по его
размерам вырежем кусок бумаги. В одну руку возьмите бумажный диск, а в
другую металлический (фанерный или пластмассовый) и предоставьте им
возможность свободно падать с одной и той же высоты. Почему
металлический диск упадет быстрее бумажного? Положите бумажный диск на
металлический и дайте им возможность свободно падать. Почему в этом
случае они падают одновременно?
Ответ: На каждый диск действует две силы: сила тяжести и сила
сопротивления воздуха. В начале движения равнодействующая этих сил
направлена в низ, больше для металлического диска, поэтому он будет
двигаться с большим ускорением. Но с увеличением скорости сила
сопротивления воздуха увеличится и станет равной силе тяжести. В итоге оба
диска будут двигаться равномерно, но металлический диск – с большей
скоростью. (Похожая ситуация возникает когда парашютист находится в
состоянии свободного полета: выпрыгивая из самолета он имеет сравнительно
небольшую скорость потом разгоняясь примерно до 50 м/с эти две силы
уравновешиваются и он подает с постоянной скоростью).
Во втором случае сопротивление воздуха преодолеет только металлический
диск, а сила тяжести сообщает телам равные ускорения в независимости от их
масс.
. Возьмите два одинаковых по размерам и массе листа бумаги. Один лист
скомкайте. Одновременно отпустите листы с одной и той же высоты.
Почему скомканный лист падает быстрее?
Ответ: скомканный лист бумаги падает быстрее, так как на него
действует меньшая сила сопротивления со стороны воздуха.
Сила трения.
Трение – один из видов взаимодействия тел. Оно возникает при
соприкосновении двух тел. Трение, как и все другие виды взаимодействия,
подчиняется третьему закону Ньютона: если на одно из тел действует сила
трения, то такая же по модулю, но направленная в противоположную сторону
сила действует и на второе тело. Силы трения, как и упругие силы, имеют
электромагнитную природу. Они возникают вследствие взаимодействия между
атомами и молекулами соприкасающихся тел.
Силами сухого трения называют силы, возникающие при соприкосновении
двух твердых тел при отсутствии между ними жидкой или газообразной
прослойки. Они всегда направлены по касательной к соприкасающимся
поверхностям.
Сухое трение, возникающее при относительном покое тел, называют
трением покоя. Сила трения покоя всегда равна по величине внешней силе и
направлена в противоположную сторону
Вот опыт, показывающий, что происходит если действие силы трения мало.
. Возьмем шелковую нить. Привяжем ее конец узлами к какому-либо грузу
и дерним за второй конец нити. Узлы развяжутся.
Или еще опыт более сложный для объяснения.
. Возьмем линейку и положим горизонтально на указательные пальцы рук. Не
торопясь перемещаем пальцы к центру линейки. Почему линейка двигается
то по одному, то по другому пальцу?
Ответ: Сила давления со стороны линейки на пальцы изменяется при
движении. Стало быть изменяется и сила трения между пальцами и линейкой.
Если один палец расположен ближе к центру то на него сила давления
действует больше. Между ним и линейкой действует большая сило давления
следовательно перемещается второй палец и т.д.
Закон Бернулли.
Согласно ему полное давление в установившемся потоке жидкости(газа)
остается постоянным вдоль этого потока. Полное давление состоит из
весового, статического и динамического давления. Из закона Бернулли
следует, что при уменьшении сечения потока, из-за возрастания скорости,
т.е. динамического давления, статическое давление падает. Закон Бернулли
справедлив и для ламинарных потоков газа. Явление понижения давления при
увеличении скорости потока лежит в основе работы различного рода
расходомеров, водо и пароструйных насосов.
Данный опыт прямое следствие вышеизложенного закона.
. Возьмите стеклянную воронку вместимостью 80-100 см3, вставьте ее в
отверстие резиновой пробки, находящийся на патрубке пылесоса. Включите
пылесос и на ладони поднесите к воронке шарик от настольного тенниса
(возможно, шарик внутри воронки надо будет приподнять). Хотя поток
воздуха идет через воронку наружу, шарик поднимется к верхенй части
раструба и прочно удержится там. Почему?
Ответ: Явление объясняется законом Бернулли. При продувании воздуха
скорость его движения между стенками воронки и шарика больше чем у
основания конуса. А где скорость меньше, там давление больше.
Следовательно, давление воздуха на основании конуса больше. Это давление
удерживает его в раструбе воронки.
Это некоторые опыты которые можно демонстрировать на уроке. Но
изучение физики не ограничивается рамками урока, возможно проведение
различных викторин, физических вечеров и конкурсов.
Разработать и провести подобное мероприятие дело весьма трудоемкое,
что бы вечер удался следует помнить о некоторых правилах.
Вечер нужно начинать с показа такова интересного опыта, чтобы сразу
привлечь внимание учеников. Если в плане вечера есть вопросы их необходимо
чередовать с опытами. Заканчивать вечер надо наиболее интересным
экспериментом.
После демонстрации опыта желающие объясняют его и отвечают на заданные
вопросы. Для ответа следует увлекать как можно больше ребят. Поэтому
ученики, правильно ответившие на 1-2 вопроса, в дальнейшем участвуют в
исправлении ошибок и неточностей. Иногда целесообразно начать вечер с
небольшого сообщения ученикам по тому или иному вопросу с показом
соответствующих демонстраций.
Опыты следует тщательно готовить, так как самый занимательной опыт, не
удавшийся сразу перестает интересовать детей и внимание их ослабевает. Опыт
не вызывает интереса и в том случае, неудачно сформулирован вопрос, когда
плохо пояснена демонстрация.

Заключение

Уже в определении физики как науки заложено сочетание в ней как
теоретической, так и практической частей. Считается важным, чтобы в
процессе обучения учащихся физике учитель смог как можно полнее
продемонстрировать своим ученикам взаимосвязь этих частей. Ведь когда
учащиеся почувствуют эту взаимосвязь, то они смогут многим процессам,
происходящим вокруг них в быту, в природе, дать верное теоретическое
объяснение. Это может являться показателем достаточно полного владения
материалом.
Какие формы обучения практического характера можно предложить в
дополнение к рассказу преподавателя? В первую очередь, конечно, это
наблюдение учениками за демонстрацией опытов, проводимых учителем в классе
при объяснении нового материала или при повторении пройденного, так же
можно предложить опыты, проводимые самими учащимися в классе во время
уроков в процессе фронтальной лабораторной работы под непосредственным
наблюдением учителя. Еще можно предложить: 1)опыты, проводимые самими
учащимися в классе во время физического практикума; 2)опыты-демонстрации,
проводимые учащимися при ответах; 3)опыты, проводимые учащимися вне школы
по домашним заданиям учителя; 4)наблюдения кратковременных и длительных
явлений природы, техники и быта, проводимые учащимися на дому по особым
заданиям учителя.
Опыт же не только учит он увлекает ученика заставляет лучше понимать
то явление которое он демонстрирует. Ведь известно, что человек
заинтересованный в конечном результате добивается успеха. Так и в данном
случае заинтересовав ученика, пробудем тягу к знаниям. Использование
всякого рода викторин основана тоже на том что бы заинтересовать но здесь и
проявляется монет игры соревнования то есть спортивный интерес. От умение
учитель применять такого рода опыты напрямую зависит успеваемость его
учеников.

Литература

1. . Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы.
Л.А.Горев. М.: “Просвещение”, 1985.
2. Занимательная физика. Я.И. Перельман. М.: “Наука”, 1991.
3. Сборник по методике и технике физического эксперимента. Под ред. Н.В.
Алексеева. М.: “Учпедгиз”, 1960.
4. Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы. Под ред.
С.Е.Каменецкого, Н.С.Пурышевой. М.: “Академия”, 2000
5. Т.И.Трофимова. “Курс физики”, изд. “Высшая школа”, М., 1999г.
6. Методическая литература по курсу физика WWW.METODIST.RU
7. Сборник физических законов “закон Бернулли” WWW.ADNET.RU





Реферат на тему: Зачет

1.Законы Ньютона. Закон сохранения импульса.
Первый закон Ньютона.
Всякое тело продолжает оставаться в своем состоянии покоя или равномерного
прямолинейного движения, пока приложенные силы не заставят его изменить это
состояние. Само явление сохранения скорости постоянной называется инерцией.
Второй закон Ньютона.
Ускорение, сообщенное телу, прямо пропорционально силе, действующей на
тело, и обратно пропорционально массе тела.
Третий закон Ньютона.
Действия двух тел друг на друга равны, но противоположны по направлению.
Этот закон показывает, что из-за взаимодействия тел силы всегда появляются
парами. (Сила возникает при взаимодействии тел.
Применение законов Ньютона к движению материальной точки по окружности.
Точка может двигаться по окружности, если она обладает центростремительным
ускорением. Для этого ей надо сообщить центростремительную силу, которая
является мерой воздействия на точку всех внешних тел или объектов. Такими
силами могут быть: Земля (сила тяжести), нить (реакция опоры) или несколько
тел.
Закон сохранения импульса.
Геометрическая сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему,
остается постоянной при любых движениях и взаимодействиях тел системы.
Замкнутая система тел - совокупность тел, взаимодействующих между собой, но
не взаимодействующих с другими телами. Импульс - одна из немногих
сохраняющихся величин.
2.Механника твердого тела. Момент силы. Момент импульса. Основной закон
динамики вращательного движения.
Момент силы F относительно неподвижной точки О называется физическая
величина, определяемая векторным произведением радиуса вектора r
проведенного из точки О в точку А приложения силы, на силу F.
M= [rF]
Здесь М – псевдовектор его направление совпадает с направлением
поступательного движения правого винта при его вращение от r к F.
Моментом силы относительно неподвижной оси z называется скалярная величина
Mz, равная проекции на эту ось вектора М момента силы, определенного
относительно произвольной точки О данной оси z. Если ось z совпадает с
направлением вектора М, то момент силы представляется в виде вектора,
совпадающего с осью.
Mz= [rF]z
Моментом импульса (количества движения) материальной точки А относительно
неподвижной точки О называется физическая величина, определяемая векторным
произведением:
L= [rp]= [r, mv]
Где r- радиус вектор, проведенный из точки О в точку А; p= mv – импульс
материальной точки; L – псевдовектор, его направление совпадает с
направление поступательного движения правого винта при его вращение от r к
p.
Уравнение динамики вращательного движения твердого тела.
[pic]
3.Момент инерции материальной точки, система материальных точек, твердого
тела. Теорема Штейнера. Физический маятник.
Моментном инерции системы ( тела) относительно данной оси называется
физическая величина, равная сумме произведения масс n материальных точек
системы на квадраты их расстояний до рассматриваемой оси:
[pic]

Моментном инерции твердого тела: [pic]
Теорема Штейнера: момент инерции тела J относительно произвольной оси равен
моменту его инерции Jc относительно параллельной оси, проходящей через
центр масс C тела, сложенному с произведением массы m на квадрат расстояния
a между осями: [pic]
Физический маятник – это твердое тело, совершающее под действием силы
тяжести колебания вокруг неподвижной горизонтальной оси, проходящей через
точку О, не совпадающий с центром масс С тела. Физический маятник совершает
гармонические колебания с циклической частотой (0 и периодом: [pic]где L –
приведенная длинна физ. маятника.
4. Кинетическая энергия вращю тела. Закон сохранения энергии. Закон
сохранения момента импульса.
Кинетическая энергия вращ тела. [pic]
Закон сохранения энергии: в системе тел, между которыми действуют только
консервативные силы, полная механ энергия сохраняется, т.е. не изменяется
во времени. Eк + Ep = E = const. Энергия превращается из одного вида в
другой. Полная энергия тела- сумма потенциальной и кинетической энергии
тела. EK2+EP2=EK1+EP2.
Закон сохранения момент[pic]а импульса: момент импульса замкнутой системы
сохрон, т.е. не изменяется с течением времени.
5. Первое начало термодинамики и его применение к разл изопроцессам. Первый
закон термодинамики- закон сохранения энергии в тепловых процессах:
теплота, переданная системе, идет на увеличение внутренней энергии и на
совершение работы: Q= (U+A , (U – Изменение внутренней энергии.
Применение первого закона термодинамики к изопроцессам.
Количество теплоты, сообщенное системе извне, расходуется на изменение ее
внутренней энергии и на работу, совершаемую системой против внешних сил.
Q=(U+Aвнешних сил
Следствия:
A=0 ( Q=(U (Q=(cm(t, Q=((m, Q=(Lm)
Q=0 ( A=-(U
(U=0 ( Q=A
Термодинамические процессы:
T=const ( (U=0 ( QT=A
V=const ( (V=0, A=0 ( QV=(U
3) P=const ( QP=(U+A=(U+P(V=QV+P(V.
6.Средняя кинетическая энергия молекул идеального газа. Теплоемкость
идеальных газов и их расчет.
7.Второе начало термодинамики. Тепловые машины. К.П.Д.цикла Карно.
Второе начало термодинамики. Невозможно провести теплоту от холодного тела
к горячему, не совершая работы. Тепловой двигатель- устройство,
преобразующее теплоту в механическую энергию. Физические принципы, лежащие
в основе устройства тепловых машин, являются следствием второго закона
термодинамики. Работа любого теплового двигателя должна состоять из
периодически повторяющихся циклов расширения и сжатия. К.П.Д. Цикла Карно
из всех периодически действующих машин, имеющих одинаковые температуры
нагревателей и холодильников, наибольшим к.п.д. обладают обратимые машины:

[pic] Т1- нагреватель, T2 –
холодильник.
8.Энтропия- функция состояния, дифференциалом которой является (Q/T.
Обозначается – S
(Q/T- Q сообщ телу. Статистический смысл – энтропия является мерой
непорядочности системы. Энтропия системы и термодинамическая вероятность
связаны между собой: S= klnW , где k – пост Больцмана.
9. Напряженность и потенциал электрического поля. Принцип суперпозиции
полей.
Напряженность электрического поля.
Напряженность- векторная физическая величина, равная отношению силы, с
которой электрическое поле действует на пробный заряд к величине этого
заряда. Напряженность численно равна силе, действующей на единичный пробный
заряд. Пробный заряд всегда положителен, всегда точечный (чтобы не искажать
поле основного заряда). ((F/q, ((((((л].
Принцип суперпозиции полей.
В любой точке системы, содержащей несколько зарядов, напряженность равна
сумме напряженностей полей, созданных каждым зарядом системы: [pic]
Потенциал и разность потенциалов.
Потенциальная энергия заряда q численно равна той работе, которую могут
совершить силы поля, перемещая заряд q из данной точки поля в
бесконечность. Потенциал- энергетическая характеристика точек
электрического поля. Потенциал какой-либо точки электрического поля
измеряется потенциальной энергией точечного заряда, находящегося в этой
точке. (=EP/q. (=q/4((r, А=q((1-(2). Разность потенциалов между двумя
точками электрического поля измеряется работой, совершаемой полем при
перемещении точечного заряда из одной точки поля в другую и называется
напряжением. Вольт- такая разность потенциалов между двумя точками
электрического поля, при которой силы поля, перемещая заряд в 1 Кл из одной
точки в другую, совершают работу в один Джоуль. (В(=(Дж/Кл(. Связь разности
потенциалов с напряженностью электростатического поля. А=Fd=Eqd=Uq (
E=U/d=((1-(2)/d. Напряженность электрического поля численно равна изменению
потенциала на единицу длины силовой линии.
10.Теорема Остроградского – Гаусса и ее применение к расчету
электростатического поля.
[pic] [pic]
Поток вектора напряженности электростатического поля в вакууме сквозь
произвольную замкнутую поверхность равен алгебраической сумме заключенных
внутри этой поверхности зарядов, деленной на (0 – эл.постоянная (Ф/м).
11.Конденсаторы. Энергия и плотность эл.поля.
Конденсаторы.
Конденсаторы- устройства, предназначенные для накопления зарядов обладающие
большой емкостью. Образующие конденсатор проводники называют его
обкладками разделенные диэлектриком. В зависимости от формы обкладок
конденсаторы делятся на плоские (2 плоские пластины), цилиндрические (2
коаксиальных цилиндра) и сферические (2 концентрические сферы). Емкость
конденсатора определяется как отношение заряда конденсатора к разности
потенциалов между его обкладками. C=Q/((=Q/U.
Энергия электростатического поля. Формула показывает, что энергия
конденсатора выражается через величину, характеризующую электростатическое
поле, - напряженность E.
V=Sd – объем
конденсатора.
Плотность эл-ого поля. [pic]

12. Правила Кирхгофа. Законы постоянного тока. Первое правило Кирхгофа.
Точка соединения нескольких проводников называется узлом. Алгебраическая
сумма токов в узле равна нулю. Токи, идущие к узлу, будем считать
положительными, от узла отрицательными. Второе правило Кирхгофа.
Алгебраическая сумма падений напряжений на замкнутом контуре разветвленной
цепи равна алгебраической сумме эдс. Законы постоянного тока. Закон Ома для
участка цепи (не содержащая источника тока): сила тока в проводнике прямо
пропорциональна приложенному напряжению и обратно пропорциональна
сопротивлению проводника.
I= U/R,
[I] =[A]
I =U/R – закон Ома для однородного участка цепи, т.е. такого , в котором не
действует ЭДС ( нет действия сторонних сил).
I= [pic] - закон Ома для неоднородного участка цепи.
Если для данного участка (Е=0), то из закона
Ома для неоднородной цепи приходим к закону Ома для однородного участка
цепи: I= ((1-(2)/R = U/R
Если (1=(2 тогда получаем Закон ома для замкнутой цепи:

I = E/R, где E – э.д.с. действующая в цепи, R=
(r+R)- суммарное сопротивление всей цепи

r-внутреннее сопротивление

R- сопротивление внешней цепи.

13.Характеристики магнитного поля и связь между ними. Закон Био-Савара -
Лапласа и его применение к выч. магн. индукции. Магнитное поле неразрывно
связанная с током материальная среда, через которую осуществляется
взаимодействие на расстоянии проводников с током. Магнитное поле обладает
энергией, которая непрерывно распределена в пространстве. Магнитное поле
создается либо движущимися электрическими зарядами, либо переменным
электрическим полем и действует только на движущиеся заряды. Магнитные поля
токов одинакового направления усиливают друг друга, а токов
противоположного направления ослабляют друг друга.
Действие магнитного поля на рамку с током.
Магнитное поле оказывает ориентирующее действие на рамку с током. В
качестве направления мы выбираем направление нормали рамки с током,
свободно установленной в поле. Направление вектора В определяется правилом
правого винта.
Закон Био-Савара – Лапласа для проводника с током I, элемент dl которого
создает в некоторой точке А индукцию поля dВ, записывается в виде:[pic] где
: dl - вектор, по модулю равный длине dl эл.проводника и совпадающий по
направлению с током, r- радиус вектор, r – модуль радиуса вектора r
Магнитная индукция результирующего поля, создаваемого несколькими токами
или движущимися зарядами, равна векторной сумме магнитных индукции
складываемых полей, создаваемых каждым током или движ. зарядом в
отдельности:
[pic]
14.Действие магн. поля на движ. заряд и на проводник с током. Сила Лоренца
и сила Ампера.
Сила, действующая на проводник с током в магнитном поле.
На проводник с током, находящийся в магнитном поле, действует магнитная
сила F. Направление этой силы можно определить по правилу левой руки. F-
большой палец, I- другие пальцы, B- входит в ладонь. Сила Ампера- сила,
действующая на прямолинейный проводник с током в магнитном поле. Эта сила
прямо пропорциональна длине проводника, величине тока в нем и зависит от
синуса угла между направлениями тока и магнитных силовых линий. F=IBlsin(-
закон Ампера. При этом происходит превращение электрической энергии в
механическую.
Закон Ампера.
F=IBlsin(- закон Ампера. Сила, действующая на прямолинейный проводник,
равна произведению силы тока на проводнике, длине проводника, магнитной
индукции и синуса угла между направлениями отрезка проводника и вектора
магнитной индукции.
Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца.
Сила, действующая на эл. заряд q, движущейся в магнитном поле со
скоростью v : F=q[vB]. Сила Лоренца всегда перпендикулярна плоскости,
проходящей через векторы индукции поля и скорости заряда. Ее направление
для положительного заряда определяется правилом левой руки. На
отрицательный заряд, движущийся в том же направлении, эта сила действует в
обратную сторону. Сила Лоренца всегда центростремительна.

15.Уравнение Максвелла в интегральной форме.



16.Уравнение эл-магн волны. Интерференция света. Оптическая разность хода.
Электромагнитные волны. Их свойства.
Электромагнитная волна- процесс распространения электромагнитного поля
(происходит со скоростью света). Однажды начавшийся в некоторой ты=очке
пространства процесс изменения электромагнитного поля охватывает все новые
и новые области окружающего пространства (Максвелл). (=1/(((0((0(.
Электромагнитные волны- волны, направление колебаний которых
перпендикулярно направлению их распространения (поперечные волны). Они
отражаются, преломляются, поляризуются, то есть ведут себя идентично другим
волнам.
Интерференция света. При положение двух когерентных световых волн
происходит пространственное перераспределение светового потока, в
результате чего в одних местах возникает max, а в других – min
интенсивности. Когерентные источники. Когерентные источники- источники
колебаний, происходящих в одной фазе с одинаковой частотой. Два различных
источника не могут быть когерентными. Условия образования максимумов и
минимумов в интерференционной картине. При наложении двух когерентных волн
происходит перераспределение энергии по волновому фронту, в результате чего
происходит чередование областей максимума и минимума.
Оптическая разность хода. Произведение геометрической длинны s пути
световой волны в данной среде на показатель n преломления этой среды наз.
оптической длинной пути L, а (= L2 – L1 - разность оптических длин
проводимых волнами путей – наз. оптической разностью хода. Если, оптической
разностью хода равна целому числу длин волн в вакууме (=+m(0.
17.Дифракция света. Дифракция Френеля. Построение зон Френеля.
Дифракцией называется сгибание волнами препятствий, встречающихся на их
пути, или любое отклонение распространения волн вблизи препятствий от
законов геометрической оптики. Явление дифракции характерно для волновых
процессов. Дифракция Френеля. Френель первым открыл это явление, проведя
опыт: в центре тени от шара получено светлое пятно. Световые волны, огибая
края шара, заходят в область тени и, достигая центра тени на экране,
проходят одинаковые расстояния независимо от какой точки на краю шара они
идут. В этом случае они достигают центра тени в одинаковой фазе и в
результате интерференции усиливают друг друга, поэтому и получается светлое
пятно. В остальных частях тени происходит поочередное наложение волн в
противоположных и одинаковых фазах, и мы видим концентрические темные и
светлые пятна. Построение зон Френеля.
18. Дифракция в параллельных лучах. Дифракционная решётка. Разрешающая
способность дифракционной решётки.
Дифракционная решётка-система параллельных равных по ширине, лежащей в
одной плоскости и разделённых равными по ширине непрозрачными промежутками.
Дифракционная решётка может быть использована как спектральный прибор.
Суммарная ширина прозрачной и непрозрачной полосы называется периодом
дифракционной решетки d. Щели являются когерентными источниками.
Разрешающая способность дифракционной решётки пропорциональна m спектру и
числу N щелей, т.е. при заданном числе щелей увеличивается при переходе к
большим значениям порядка m интерференции: R= mN
19. Энергия и импульс световых квантов. Давление света. Кванты
электромагнитного излучения называются фотоном.
Энергия светового кванта: (0=h(=hc/( , где h- постоянная Планка (дж с).
Импульс светового кванта: p( =(0/c= h(/c ,при массе покоя фотона m=0
Давление света: [pic] Eе=Nh( - энергия всех фотонов, подающих на единицу
поверхности в единицу времени, Eе/c=w – объемная плотность энергии
излучения, (- коэф. отражения света от поверхности.
Давление света на поверхность обусловлено тем, что каждый фотон при
соударении с поверхностью передает ей свой импульс. Фотон- порция энергии
света
20.Внешний фотоэффект.
Внешним фотоэффектом называется испускание электронов веществом под
действием электромагнитного излучения. Наблюдается в твердых телах
(металлах, полупроводниках, диэлектриках). Законы Столетова для внешнего
фотоэффекта:
1 Закон: при фискальной частоте подающего света число фотоэлектронов
вырываемых из катода в единицу времени, пропорционально интенсивности
света;
2 Закон: max начальная скорость фотоэлектронов не зависит от интенсивности
падающего света, а определяется только его частотой.
3 Закон: для каждого вещества существует красная граница фотоэффекта, то
есть min частота света (зав. от хим. прир. вещества и состояния его
поверхности), ниже которой фотоэффект не возможен.
Уравнение Эйнштейна для внешнего фотоэффекта:[pic]
21.Эффект Комптона. Диаграмма импульсов для рассеяния фотона на свободном
электроне.
Эффект Комптона называется упругое рассеяние коротковолнового
электромагнитного излучения (рентгеновского и т.д.) на свободных электронах
вещества, сопровождающееся увеличение длинны волны. Он основан на квантовых
представлениях о природе света. Эффект Комптона – результат упругого
столкновения рентгеновских фотонов со свободными электронами вещества. В
процессе этого столкновения фотон передает электрону часть своих энергии и
импульса в соответствии с законом их сохранения, [pic], где ( ( угол
рассеяния, mo – масса покоя электрона.

Диаграмма импульсов для рассеяния фотона на свободном электроне. Рассеяние
происходит при взаимодействии фотона со свободным электроном, а фотоэффект
– со связанными электронами. При столкновении фотона со свободным
электроном не может произойти поглощение фотона, так как это находится в
противоречии с законами сохранения импульса и энергии. При взаимодействии
фотона со свободными электронами может наблюдаться только их рассеяние т.
е. Эффект Комптона.
22. Волновое свойство микрочастиц. Гипотеза Деброля.
Волновые свойства света. Свет - сферическая волна, распространяющаяся во
всех направлениях от источника света. Она подвержена интерференции,
дифракции.
Гипотеза Деброля. Гипотеза утверждает, что не только фотоны, но и электроны
и любые другие частицы материи наряду с корпускулярными обладают также
волновыми свойствами. С каждым микрообъектом связываются, с одной стороны,
корпускулярные характеристики – энергии E и импульс p, а с другой –
волновые характеристики – частота и длинна волны:
E = h(, p = h/(
Таким образом, любой частицы, обладающей импульсом, сопоставляют волновой
процесс с длинной волны, оред. по формуле Бройля: [pic] Это отношение
справедливо для любой частицы с импульсом p.
23. Соотношение неопределенностей Гейзенберга, микрочастица (микрообъект)
не может иметь одновременно и определенную координату (x, y, z), и
определенную соответствующую проекцию импульса (px,py,pz), причем
неопределенности этих величин удовлетворяют условиям
[pic] (x(px (h, [pic] (y(py (h, [pic] (z(pz (h, т.е.
произведение неопределенностей координаты и соответствующей ей проекции
импульса не может быть меньше величины порядка h. Соотношение
неопределенностей для энергии E и времени t: (E(t (h. (E-
неопределенность энергии некоторого состояния системы, (t – промежуток
времени, в течение которого оно существует.
24.Свойство волновой функции. Уравнение Шредингера.
Уравнение справедливо для любой частицы, движущийся с малой скоростью.



25.Квантовая энергия электронов в одномерной потенциальной яме с бесконечно
высокими стенкам.



26.Боровская теория атомов водорода. Квантовые постулаты Бора.
1)«постулат о стационарных состояниях»:
Атомы могут существовать длительное время только в определенных состояниях;
в этих состояниях, несмотря на движение электронов в атоме, атомы не
излучают и не поглощают энергию. В этих состояниях атомы обладают
энергиями, образующими дискретный (прерывистый) ряд. Эти состояния получили
название стационарные. me(r=nh/2(.
2)«постулат условия частот»:
При переходе из одного стационарного состояния в другое атомы поглощают или
испускают строго определенное количество энергии. h(=En-Em, где n- исходный
уровень, m- уровень, на который перешел электрон; когда n(m, то энергия
излучается, когда n(m, то энергия поглощается.
27.Энергетические зоны в кристаллах. Металлы. Диэлектрик. Полупроводники.
Полупроводники – в широкий класс веществ, характеризующийся значениями
удельной электропроводности (, лежащей в диапазоне между удельной
электропроводностью металлов и хороших диэлектриков, то есть эти вещества
не могут быть отнесены как к диэлектрикам (так как не являются хорошими
изоляторами), так и к металлам (не являются хорошими проводниками
электрического тока). К полупроводникам, например, относят такие вещества
как германий, кремний, селен, теллур, а также некоторые оксиды, сульфиды и
сплавы металлов. Полупроводники преобразуют ток. К ним относятся:
германий, кремний и тд. Отличается от проводников характером зависимости
электропроводности от температуры. Удельное сопротивление с увеличением t0
не растет как у металлов, а наоборот резко уменьшается. При низких t0
полупроводник ведет себя как диэлектрик. Проводимость полупроводников,
обусловлена наличием у них свободных электронов, называют электронной
проводимостью
(= (( [pic] Где (( - постоянный коэффициент ,
соот. электропроводности при T стрем. к бесконечности
Диэлектрики – тела в которых практически отсутствуют свободные заряды (
стекло, пластмасса). В диэлектриках нет свободных зарядов. Полярные
диэлектрики состоят из диполей, которые в отсутствие электрического поля
расположены хаотично, и суммарное электрическое поле в диэлектриках равно
нулю. Диполь представляет собой совокупность равных по модулю и
разноименных зарядов, находящихся на малом расстоянии друг от друга.
Независимо от природы диэлектрика напряженность внешнего поля в нем всегда
ослаблена в ( раз: ( = Ео/Е. Относительная диэлектрическая проницаемость (
показывает, во сколько раз напряженность электрического поля в диэлектрики
меньше, чем в вакууме.
Металлы. В узлах кристаллической решетки располагаются + ионы металла. В
металлах между положительными ионами хаотически, подобно молекулам газа,
движутся свободные электроны, наличие которых обеспечивает хорошую
электропроводность металлов. Если внутри металла нет электрического поля,
то движение электронов хаотично, и в каждый момент скорости различных
электронов имеют разную величину и направление. Металлы встреч. В виде
полекресталлов.
28. Атомное ядро. Нуклоны. Ядерная сила. Энергия связи нуклонов в ядре.
Состав ядра атома.
Атом образован из нуклонов, которые в свою очередь состоят из двух видов
микрочастиц - протонов и нейтронов. Z- число протонов, N- число нейтронов,
A=Z+N- массовое число. По составу атомного ядра элементы делятся на:
1)изотопы - химические элементы, имеющие одинаковое число протонов, но
разное число нейтронов;
2)изобары- атомы с различным составом ядра, но с одинаковым числом
нуклонов;
3)изотон - атомы, имеющие ядра с одинаковым числом нейтронов.
Атомное ядро характеризуется зарядом Ze, где Z – зарядовое число ядра.
Нуклоны – протоны и нейтроны. Ядерная сила – силы, превышающие кулоновские
силы отталкивания между протонами. Основные свойства:
1) явл. силами притяжения;
2)явл. короткодействующими;
3)зарядовая независимость- силы имеют не эл.природу;
4)свойственно насыщение - удельная эн. не ростет, а остается постоянной;
5)зависит от ориентации спинов взаимод. нуклонов;
6)не явл. центральными.
Энергия связи нуклонов в ядре. Оболочечная модель предполагает
распределение нуклонов в ядре по дискретным энергетическими уровням,
заполняемым нуклонами, и связывает устойчивость этих ядер с заполнением
этих уровней.
29. Альфа – распад и бета- распад. Закон радиоактивного распада.
Закон радиоактивного распада: [pic], где N0 – начальное число не
распавшихся ядер (t = 0), N – число не распавшихся ядер в момент времени t
. Формула выражает закон радиоактивного распада, согласно которому число не
распавшихся ядер убывает со временем по экспоненциальному закону.
Альфа – распад.
Бета- распад.



-----------------------
[pic]

[pic]






Новинки рефератов ::

Реферат: Маркетинговi дослiдження фiрми (Менеджмент)


Реферат: Розвиток і розміщення промислового комплексу України (География)


Реферат: Жерико Теодор (Искусство и культура)


Реферат: Пожарная безопасность (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Летучая Мышь - Рыжая Вечерница (Биология)


Реферат: Правила поведінки на підприємстві (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Наше восприятие мира (Психология)


Реферат: Проблема разума: традиции решения (Статья) (Философия)


Реферат: Историко-психологический портрет А.П. Извольского (Исторические личности)


Реферат: Австрия (География)


Реферат: Анализ и сравнение правовых систем (семей) современности (Право)


Реферат: Развитие системы взаимоотношений с окружающими людьми в ранней юности (Педагогика)


Реферат: Эрмитаж (Искусство и культура)


Реферат: Современная демографическая ситуация в России и демографическая политика (Социология)


Реферат: Бухгалтерия предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Организация коммерческой работы на внутреннем водном транспорте (Транспорт)


Реферат: Римское право (Государство и право)


Реферат: Управление качеством продукции (Менеджмент)


Реферат: Алкалоиды (Химия)


Реферат: РАЗВИТИЕ И ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист