GeoSELECT.ru



Менеджмент / Реферат: Информационная система и организация (Менеджмент)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Информационная система и организация (Менеджмент)



Содержание.



1. Введение. Информационная система и организация.
2. Как организация воздействует на информационную систему?
3. Влияние информационной системы на организационную структуру.
4. Человеческий фактор в управлении информационными ресурсами.
5. Интеграция организаций на базе информационных технологий.
6. Стратегическая роль информационной технологии и стратегия организации.
6.1. Стратегия организации и информационная система.
6.2. Стратегические информационные системы.
6.3. Информационная интенсивность.
6.4. получение конкурентного преимущества.
6.5. Проблемы стратегического управления в области информационных систем.
7. Заключение.
8. Список литературы.



1. Введение. Информационная система и организация.

Существует ряд основных вопросов, с которыми общество сталкивается
постоянно: эффективность, конкуренция, безработица, качество жизни и т.д.
Применение ИС – это один из путей решения таких проблем, так как технология
радикально меняет и технологический процесс, и окружающую среду. Однако не
всегда можно предсказать последствия применения ИС. Ввиду того, что все
части организации взаимосвязаны, изменение в одной части неизбежно ведет к
изменению в другой, поэтому факторы, влияющие на взаимодействие организации
и ИС, включают в себя и политические, и структурные, и культурные, и
природные ресурсы и т.д.
Взаимодействие информационной системы и организации обычно происходит на
двух уровнях (кроме того, что оно может быть как положительным, так и
отрицательным):
> микроуровне, который выражается во влиянии на отдельных индивидуумов
и их работу, а также на работу отделов;
> макроуровне – на всю организацию, отрасль и общество в целом.

Мы должны понимать, что массовый потребитель не подготовлен в современных
экономических условиях к восприятию информационных технологий и
информационных систем как средства решения его важнейших проблем в бизнесе.
Современные средства используются узкими группами лиц. При этом действуют
две тенденции в стоимостном аспекте функционирования информационной
системы.

С одной стороны, развитие технологий снижает затраты на создание
информационной системы. А с другой - стоимость информационного
обслуживания растет в связи с высокой стоимостью квалифицированного труда.



2. Как организация воздействует на информационную систему?

Менеджеры решают вопросы роли ИС в организации, кто и как будет управлять
ИС, прямо или косвенно она будет воздействовать на решения.
Причины построения ИС можно подразделить на два вида внешние (повышение
стоимости труда и других ресурсов, изменение политики государства) и
внутренние (организационная стратегия, культура, ценности).
Управленческие решения по поводу роли ИСЧ в организации обычно принимаются
на основе экономической и стратегической необходимости ИС. Часто очень
сложно подсчитать пользу от введения ИС в стоимостном выражении, поэтому
такое решение особенно важно; кроме того, не всегда система работает так,
как планировалось, причина чему – опять же влияние организации.
Управленческие решения относительно роли информационной системы.
Место ИС в организационной структуре.
Управленцы должны решить, кто будет разрабатывать, устанавливать и
управлять ИС, которая для своей корректной работы требует специалистов,
специальный отдел в организации. Кроме того, важно решить, кто будет
конечным пользователем, решить вопрос о степени децентрализации управления
системой, кто отвечает за доступ к данным и их расположение.
Существует ряд решений, имеющих преимущества и недостатки. Одно из них –
степень централизации. Это очень индивидуально. Возможно два подхода:
централизованное и децентрализованное расположение ИС.
Владение данными.
Вопрос об ответственности за данные и авторство тесно связан с вопросом о
том, где располагается отдел ИС. При централизованном расположении значение
данных хорошо осознается, они защищаются, но иногда недоступны. Бизнесу
нужна информация, а не данные. Децентрализованный подход имеет свои
проблемы. Функциональные отделы владеют различными данными, но существует
множество вопросов безопасности и сохранности.
Структура отдела ИС может быть самой различной в различных организациях. В
организации реально существуют только те подотделы, которые удовлетворяют
деловым потребностям. Структура отдела ИС также зависит от различных
факторов, включая организационную структуру, стратегию, степень
децентрализации, авторство, культуру и т.д.
Отдел ИС может быть подразделен на следующие подотделы:
> операционная группа, ответственная за работу и поддержку аппаратных
средств и прикладного обеспечения, телекоммуникации и сети,
состоящая из компьютерного оператора, обслуживающего персонала,
специалиста по охране данных, системного программиста, системного
аналитика, телекоммуникационного менеджера;
> группа создания приложений, которая отвечает за создание новых ИС,
состоящая из программистов, системного аналитика, проектных
менеджеров;
> центральная информационная группа, которая отвечает за поддержку
конечных пользователей.

3. Влияние информационной системы на организационную структуру.

В этом вопросе гораздо больше теории, нежели реальных данных и приемлемых
находок, поэтому мы здесь будем говорить не о тенденциях, а о
предположениях, теоретических моделях.
Первые исследования указывают на то, что, прежде всего ИС сокращает число
менеджеров средней руки, так как проанализированная информация может
поступать уже непосредственно главному менеджеру. Но современные
исследования критикуют эту теорию. Они говорят о том, что нельзя забывать о
других функциях менеджеров, которые не могут управляться ИС, и что подобное
влияние – это всего лишь одно из многих, и говорить о нем как о тренде не
имеет смысла. Теоретически ИС может уменьшить средний уровень иерархии, но
увеличивает при этом высший, улучшая обратную связь.
Другие теории говорят о том, что ИС поставляет средним менеджерам гораздо
больше информации, ввиду чего они принимают более важные решения и
потребность в низшем уровне иерархии отпадает. Результаты видны в структуре
типа бриллианта. Также есть социальные теории о малом влиянии ИС на
менеджеров.
В любом случае внедрение информационных технологий приводит к изменению
организационной структуры предприятия в рамках подразделений, реализующих
производства (производство, сборка, обработка и хранение материалов,
хранение и обслуживание инструментов, контроль качества) и появлению новых
структурных подразделений, ответственных за автоматизацию и интеграцию.
Одна из тенденций развития информационных технологий приводит к ликвидации
промежуточных звеньев внутри предприятий и между ними. Это происходит
потому, что информация является основным продуктом обмена при
взаимоотношениях внутри предприятия, а также между предприятием и
поставщиком или потребителем. Она является основным продуктом договора,
сделки или усилий по координации действий отдельных звеньев. В этом случае
ликвидация промежуточных звеньев является следствием внедрения
информационных технологий, поскольку становятся ненужными посредники между
источником и получателем информации. Это в свою очередь приводит к
изменению организационной структуры предприятия. Ликвидируются целые
звенья, связанные с дополнительными затратами. Появляются более простые
иерархические связи и более широкие системы контроля.
При внедрении информационной технологии в организации необходимо выбрать
одну из двух основных концепций, отражающих сложившиеся точки зрения на
существующую структуру организации и роль в ней компьютерной обработки
информации.
Первая концепция ориентируется на существующую структуру организации.
Информационная технология приспосабливается к организационной структуре и
происходит лишь модернизация методов работы. Коммуникации развиты слабо,
рационализируются только рабочие места. Функции распределяются между
техническими работниками и специалистами. Степень риска от внедрения новой
информационной технологии минимальна, так как затраты незначительны, и
организационная структура фирмы не меняется.
Основной недостаток такой стратегии – необходимость непрерывных изменений
формы представления информации, приспособленной к конкретным
технологическим методам и техническим средствам. Любое оперативное решение
«вязнет» на различных этапах информационной технологии.
К достоинствам стратегии можно отнести минимальные степень риска и
затраты.
Вторая концепция ориентируется на будущую структуру фирмы. Существующая
структура будет модернизироваться.
Данная стратегия предполагает максимальное развитие коммуникаций и
разработку новых организационных взаимосвязей. Продуктивность
организационной структуры фирмы возрастает, так как рационально
распределяются архивы данных, снижается объем циркулирующей по системным
каналам информации и достигается сбалансированность между решаемыми
задачами.
К основным ее недостаткам следует отнести:
> существенные затраты на первом этапе, связанные с разработкой общей
концепции и обследованием всех подразделений фирмы;
> наличие психологической напряженности, вызванной предполагаемыми
изменениями структуры фирмы и, как следствие, изменениями штатного
расписания и должностных обязанностей.
Достоинствами данной стратегии являются:
> рационализация организационной структуры фирмы;
> максимальная занятость всех работников;
> высокий профессиональный уровень;
> интеграция профессиональных функций за счет использования
компьютерных сетей.
Новая информационная технология в фирме должна быть такой, чтобы уровни
информации и подсистемы, ее обрабатывающие, связывались между собой единым
массивом информации. При этом предъявляются два требования. Во-первых,
структура системы переработки информации должна соответствовать
распределению полномочий в фирме. Во-вторых, информация внутри системы
должна функционировать так, чтобы достаточно полно отражать уровни
управления.
Централизация власти.
Существуют две тенденции при установлении степени централизации. Первая
тенденция – это централизация власти. Часто в этом случае имеет место и
централизация принятия решений. Но существует также другая – современные ИС
позволяют принимать важные решения нижним уровням управления. В этом случае
мы будем говорить о децентрализации принятия решений. Верхний слой
управления делегирует больше ответственности среднему менеджменту, но
оставляет за собой возможность контроля. В этом случае мы видим
децентрализацию принятия решений и централизацию контроля власти.
Изменение в формализации.
ИС может также повлиять на степень формализации организации. Здесь под
формализацией понимается степень, в которой организация зависит от
формальных правил и уставов операций. В неформальной организации
используется меньше правил и формальных процедур.
Использование ИС может повлиять во многих направлениях. Большинство старых
централизованных систем не являются гибкими. С другой стороны,
использование ИС приносит ряд преимуществ. В конце концов, ввиду того, что
маленькие организации менее формальны, ИТ может уменьшить формализованность
путем уменьшения размеров организации.
4. Человеческий фактор в управлении информационными ресурсами.

Существует много причин отрицательного отношения людей к нововведениям.
Отрицательные моменты внедрения новых информационных систем и технологий в
том, что отношение к ним изменяется в зависимости от уровня знаний
пользователя в области прикладных задач информационных технологий и от
потенциальных возможностей сокращения непроизводственных организаций. Очень
часто персонал не образован, не стимулирован, не готов. К тому же,
внедрение информационных технологий часто разрушает неформальные связи.
Какие причины влияют на углубление и расширение положительного восприятия
информационных технологий?
Исследования показали, что отношение к новым технологиям изменяется в
зависимости от двух факторов:
1. От уровня знаний пользователя в области прикладных задач информационных
технологий (аналитики хорошо воспринимают текстовые и табличные процессоры,
информационно-поисковые системы и т.п. Малознакомые области, например,
видеоконференции встречают плохо).
2. От потенциальных возможностей сокращения непроизводительных операций
(работники, посещающие большое число конференций, хорошо воспринимают
видеоконференции, так как они экономят им время).
Служащие, проработавшие в фирме много лет, менее образованные и занимающие
небольшие посты, как правило, самые невосприимчивые к информационным
технологиям. Возраст отдельно от должности представляет собой наименее
существенный фактор для восприятия информационных технологий.
Меры по созданию привлекательности внедрения информационных технологий.
К ним относятся:
> внедрение средств автоматизации, существенно сокращающее менее
продуктивно затрачиваемое время, которое является источником самой
большой неудовлетворенности интеллектуальных работников;
> привлечение будущих пользователей к выбору и созданию новых
автоматизированных мест, учет их мнения;
> отказ от стремления к немедленному всеобщему одобрению новых средств
и соответствующих перемещений персонала, которые могут привести к
снижению уровня вспомогательных служб;
> внедрение в первую очередь легких прикладных задач с обязательным
проведением интенсивного курса обучения будущих пользователей.
Результат внедрения информационных технологий – экономия времени
специалистов. Единственный способ получения ощутимого экономического
эффекта от экономии времени – переориентация этого времени на достижение
конкретных целей данного подразделения, определяемых общей стратегией
фирмы.
Постепенность внедрения:
> Реализация первичной, базовой системы.
> Расширение круга пользователей.
> Увеличение числа прикладных задач.
> Интеграция.
Влияние ИС на работников.
ИС может вносить большие изменения в содержание многих работ и профессий в
организации и в задачи работников и менеджеров.
> К примеру, многие высококвалифицированные специалисты могут
прекратить заниматься консультациями и заняться исследовательской и
научной работой.
> Работники нижних уровней иерархии теперь могут выполнять работу,
которой раньше занимались высшие слои организации.
> Создаются новые рабочие места.
Занятость.
Влияние компьютеров на занятость и производительность непосредственно
связано с их использованием для получения информации. Но важно помнить, что
РС как создают новые рабочие места для своего обслуживания, так и сокращают
множество других рабочих мест. И затраты на обучение или переобучение
персонала определенным навыкам работы с компьютером могут быть очень
велики. Здесь имеет место своего рода замкнутый круг. Использование
автоматизации увеличивает производительность и сокращает занятость, затем
уменьшает цены в определенный момент, а, следовательно, увеличивает спрос,
что ведет к созданию новых рабочих мест. Компьютерная технология постоянно
требует все более и более квалифицированных работников.
Обучение.
Результатом нововведений является то, что большое количество людей должны
переобучаться, чтобы продолжать работать, все они по-разному к этому
относятся. Компании же, в свою очередь, тоже поступают различно. Одни
тратят огромные суммы на переквалификацию кадров, а другие просто увольняют
всех неквалифицированных служащих и набирают новых работников с
необходимыми знаниями и навыками.
На отдельных работников.
Мотивация личного развития.
Политика внутри организации и организация.
Центральная конструкция политического анализа – это власть. С политической
точки зрения организация – это объединение коалиций, которые борются за
ресурсы. Власть же в этом случае определяется как возможность человека или
группы людей влиять на действия других. У власти очень много источников,
таких, например, как награды, контроль за доступом к ресурсам и т.д.
Использование ИС влияет на власть в разных направлениях. Прежде всего, ИС
влияет на доступ к информации, потенциально ценный ресурс. Понятно также,
что ИС сильно видоизменяет взаимоотношения сотрудников и отдельных групп.
Поэтому ИС может сильно увеличить власть того, кто контролирует ИС.
Культура организации и информационная система.
Культура организации – это определенный свод занятий о том, что должна
производить организация, где и для кого. Все остальное – технология,
ценности, нормы, публичные заявления и т.д. – это все лишь следствия из
этой культуры. Организационная культура гораздо более сильна, нежели ИТ.
Большинство организаций делают все возможное, чтобы избежать изменений в
основных культурных установках, поэтому почти всегда ИТ подбирают для
поддержки культуры, а не наоборот. Организационные изменения занимают
гораздо больше времени, чем технологические. Когда культурные установки
перестают соответствовать реальности, члены этой культуры могут
игнорировать реальность, отрицать ее, пытаться ее изменить для соответствия
культуре. Культура же меняется только тогда, когда умирает поддерживающая
ее организация или к власти приходит противоположная группа, которая все
меняет.
Организационное сопротивление изменениям.
Ввиду того, что ИС потенциально изменяет структуру, культуру, политику и
работу организации, существует значительное сопротивление со стороны
организации.
1. Борьба за власть между различными группами. За доступ к ресурсам.
2. Значительное сопротивление служащих, которым необходимо учиться. Иногда
большие боссы бояться учиться, так как это может повлиять на их статус
в организации. Иногда это проблемы физического толка.
Это сопротивление приводит к сбоям многих систем. Поэтому при планировании
введения ИС необходимо оценить степень сопротивления.

5. Интеграция организаций на базе информационных технологий.

Для большинства предприятий перспективы для интеграции информационных
технологий являются теорией. Сомнительные экономические выходы, зачаточное
состояние технологий, сложившиеся формы труда и методов управления, которые
перевешивают возможные преимущества.
Существующие технические и программные средства превратили в реальность
концепцию автоматизированного предприятия
Использование информационных технологий создает эксплуатационные проблемы,
которые служат поводом для отказа их использовать и осуществлять в них
капитальные вложения.
Однако использование интегрированных информационных технологий, на базе
которых может быть полная автоматизация, является правильным и единственным
путем для большинства разрозненных производителей и той же движущей силой,
которая обеспечила бы предприятиям конкурентоспособность на мировом рынке.
Эффективность интегрированного на основе информационных технологий
производства связана с низкими производственными расходами, большим
разнообразием продукции и большей гибкостью производства, большей экономией
в сфере обеспечения производства, снижением накладных расходов.

6. Стратегическая роль информационной технологии и стратегия организации.
6.1. Стратегия организации и информационная система.

Нужно сказать, что любая организация существует не изолированно, т.е. у
нее есть конкуренты, партнеры, поставщики и покупатели. Может ли ИС
повлиять на внешнюю сторону деятельности организации?
Суммируя многочисленные примеры, мы можем сказать, что ИС является
источником конкурентного преимущества. Конкурентные силы в отрасли в связи
с возможностями информационных технологий и информационной системы показаны
на рис. 1



Рис. 1 Конкурентные силы в отрасли в связи с возможностями информационных
технологий.
П. Кин (1991 г.) предложил рассматривать использование ИС в организации по
трем основным параметрам:
1. Платформа ИТ – это совокупность аппаратных, прикладных средств и
стандартов, которые использует организация для построения ИС. Она
влияет на спектр услуг и продуктов, которые фирма может предложить на
своем месте в рыночной экономике.
2. Доступ к информации, который показывает, кто из внешних и внутренних
пользователей может иметь доступ к информации через платформу ИТ
организации.
3. Информационный спектр, показывающий информационные услуги, которые
могут быть непосредственно получены через платформу ИТ организаций.
По мнению П. Кина, цель ИТ – стать вездесущей, т.е. доступной для кого
угодно, когда угодно и с любой информацией, подобно телефонной сети. Такое
плавное соединение технологий и систем на сегодня не является реальностью.
Недостаток в хороших платформах, телекоммуникациях, узкий организационный
взгляд на реальность и т.д. – это все те препятствия, которые не позволяют
достичь цели и ограничивают ранг систем.
Требования ИТ-платформе, при соблюдении которых организация может получить
преимущества на рынке:
> Использует стандартные и повсеместно распространенные технологии;
> Обеспечивает телекоммуникационное сообщение между внешней средой и
организацией;
> Разработана с акцентом на потребности, запросы и характеристики
других организаций в этой рыночной нише;
> Можно создать возможность для получения рыночного преимущества.
6.2. Стратегические информационные системы.
Говоря проще, такие системы являются рычагами для применения в бизнесе
стратегий, которые используют информацию, обработку информации,
коммуникации. Часто использование телекоммуникаций является центральным
пунктом введения стратегических информационных систем (СИС).
ИС является стратегической, если она дает возможность для сохранения или
поддерживает изменения в организации или сервисе или способе соревнования в
отрасли.
Главное в этом утверждении – «дает возможность». ИТ должна быть
использована как часть общего бизнес-плана, обычно для соответствия
потребностям покупателей. Обычно конкурентное преимущество касается
конкретного рынка и конкретного продукта.
6.3. Информационная интенсивность.
Для некоторых фирм огромный объем информации – неотъемлемая часть бизнеса.
Информационная интенсивность – это степень зависимости продукта или фирмы
от информации и ИТ. Страховые, банковские и другие организации являются
фирмами с высокой интенсивностью информации, и ИС всегда в них будут играть
главную роль при применении стратегий.
6.4. Получение конкурентного преимущества.
СИС может быть использована для получения конкурентного преимущества.
Организация может использовать информационные системы для изменения баланса
власти между конкурентами, поставщиками, фирмами, производящими товары-
заменители. Портер и Миллар (1985 г.) предложили модель, которая описала
все эти конкурентные силы.
Философия информационного деления является центральной для получения
конкурентного преимущества через информационную технологию. СИС
поддерживает коммуникации между работниками, клиентами, поставщиками и т.д.
Но для того, чтобы так происходило, необходимо, чтобы два изменения
произошли в организации:
> Информационная система должна быть открыта для внешних организации.
> Информация должна быть доступной для всех, кто в ней нуждается.
Очевидно, что такое распространение информации основано на доверии,
которое должно быть частью организационной системы ценностей. Для того,
чтобы быть эффективной, такая информация должна быть полезной, ценной и
охраняемой. Покупатели не будут вводить заказы непосредственно в компьютер
Вашей системы, пока это не будет означать, что цена ниже, доставка быстрее
или ряд преимуществ. Далее клиенты полагают, что данные об их операциях с
Вашей организацией не будут доступны для манипулирования и анализа другим
организациям.
В современной ситуации все стремятся использовать стандартные технологии,
чтобы иметь связь (быть совместимыми) со всеми остальными. Это означает,
что ключ к успеху в том, чтобы быть более смышлеными, используя ИТ методы,
которые ведут от силы и мощи к уникальным возможностям в организации.

6.5. Проблемы стратегического управления в области информационных систем.
В прошлом стратегия ИС во многих организациях представляла собой сумму
существующих видов деятельности и планов, которые в свою очередь,
появлялись чаще из развивающихся снизу вверх систем, чем из
последовательных бизнес-планов. Такой частичный подход к ИС привел к
упущению различных возможностей и неэффективному использованию ресурсов.
Успех или провал являлись результатом способности или неспособности
организации к применению технологии для поддержки обработки информации или
информационных систем управления без потребности к внесению изменений в
бизнес или организацию. Тем не менее сейчас ситуация изменилась.
Деловая стратегия организации и стратегия в области информационных
технологий связаны следующим образом.



Рис. 2 Деловая стратегия организации и стратегия в области информационных
технологий.

Сегодня инвестиции в системы и технологию внешними группами, такими, как
покупатели, поставщики или конкуренты, могут потребовать от организации
изменения подхода к управлению ИС/ИТ для того, чтобы избежать значительных
деловых рисков и недостатков. Недостаток последовательной стратегии ИС
может привести к любому количеству перечисленных ниже проблем:
1. Конкуренты, поставщики и покупатели могут получить преимущества над
организацией.
2. Цели могут стать недостижимыми из-за ограничений систем.
3. Системы не являются интегрированными, что влечет за собой удвоение
затрат, небрежность, провалы и скудость управленческой информации.



Рис. Выходы и входы ИС/ИТ-стратегии.
4. Запоздалое введение систем не приносит предполагаемой прибыли из-за
слабой ориентации на ключевые цели.
5. Приоритеты и планы постоянно меняются, что порождает конфликты между
пользователями и персоналом ИС, уменьшая тем самым производительность.
6. Выбранные технологии не объединяют, а даже скорее разъединяют в бизнес.
7. Не существует средств для создания подходящих ИС/ИТ уровней ресурсов,
чтобы оценить вложения и создать постоянство приоритетов.
Бизнес-стратегия организации формулируется путем анализа различных
внутренних и внешних входных сигналов с использованием ряда возможностей
для создания планов целей, политики и действий. Некоторые из этих процессов
потребуют развития или улучшения информационных систем. Установление
потребностей (что должно быть сделано) должно быть, затем переведено в
решения, основные на технологии (как потребности могут быть удовлетворены).
ИС/ИТ могут и должны быть учтены в процессе формулирования стратегии, в
условиях которой они могут содействовать деловой стратегии.
Потенциальное влияние ИС/ИТ на организацию в ее долевой среде будет
зависеть не только от того, что она хочет сделать, но также от того, что
делают другие, или на что они способны.
Основываясь на подобном входном сигнале ИС/ИТ, а также на других
определениях, таких, как рынки, услуги, продукты и ресурсы, деловой
стратегический анализ должен определить области для потенциальных
инвестиций ИС. Так или иначе, достигнуты они или нет, это будет зависеть от
того, насколько хорошо деловые потребности переведены в действующие ИС и
насколько хорошо им способствует стратегия ИТ. Ясно, что весь процесс
является продолжительным, как и любой аспект делового стратегического
менеджмента, требующим мониторинга и усовершенствований по мере не
достижения результатов и изменения деловых параметров.
Поэтому двумя компонентами стратегии ИС/ИТ являются стратегия
информационных систем и стратегия информационной технологии.
Стратегия информационных систем определяет потребности бизнеса и его
отдельных функций в информации и системах. Если организация состоит из
более чем одного бизнеса, тогда каждый из них будет определять для себя
такого рода стратегию и в добавление будет существовать стратегия для
удовлетворения общих корпоративных потребностей.
Стратегия ИС должна определять, какие ИС необходимы для бизнеса в
обозримом будущем, базируясь на анализе бизнеса, его среды и основной
бизнес-стратегии. Цель состоит в определении спроса на операции ИС/ИТ,
связанные строго с бизнес-планом и положениями. Подобные потребности со
временем будут меняться, и спрос должен постоянно корректироваться с учетом
приоритетов основных бизнес-направлений.
Иногда удовлетворить все эти требования за короткий промежуток времени не
представляется возможным экономически или технически, но с течением времени
они становятся все более достижимыми. Стратегия должна также определять
того, кто в рамках организации будет ответственным за планирование,
доставку и введение необходимых информационных систем.
Стратегия информационной технологии определяет, как будут достигнуты цели,
основываясь на приоритетах ИС-стратегии информационной технологии,
необходимой для развития и применения существующих и будущих операций. Это
включает в себя определение того, как операции будут доставлены и как
технологические и людские ресурсы будут получены, использованы и
проконтролированы, также решаются вопросы их управления для поддержки
достижения деловых целей. Она должна описывать действия, которые необходимо
произвести, и как они должны быть организованны, таким образом, она будет
создавать основу для определения и исполнения проектов, которые, в конце
концов, достигнут цели.
Стратегическое планирование ИС/ИТ – структура процесса.
Поскольку процесс стратегического планирования ИС/ИТ является постоянным и
повторяющимся, то во время каждого очередного шага создания стратегии или
переоценки очень важно иметь структуру, понятную для всех участвующих в
процессе. Продукты процесса – это стратегии ИС для бизнеса, которые
определяют его нужды и приоритеты, и стратегии ИТ для отдела обработки
данных, которые описывают инфраструктуру и услуги доставки. Соединение этих
двух продуктов – это портфель для будущих программ ИС/ИТ, которые будут
соответствовать деловым потребностям.



7. Заключение.

Для достижения необходимых результатов процесс планирования должен
учитывать все необходимые входные данные. Четкие, надежные и понятные
входные сигналы – вместе с некоторыми инновационными творческими подходами
– необходимы для определения лучших действий.
Общая стратегия ИС для корпорации – это композиция стратегий отделов плюс
потребности корпорации и/или бизнес-отделов в информации и системах. Это
будет основано на методах развития управления и контроля за всем бизнесом.



8. Список литературы.

1. Годин В.В., Корнеев И.К. «Управление информационными ресурсами»; ИНФРА-
М Москва, 2000 год.
2. Трутнев Д.Р. «Information Systems Management», Санкт-Петербург, 1998
год.



-----------------------
Давление новых прибывших: могут ли ИС/ИТ возвести входные барьеры

Соперничество между существующими конкурентами: может ли ИС/ИТ изменить
основу конкуренции

Давление товаров-заменителей: может ли ИС/ИТ генерировать новые продукты
или услуги

Торговая сила поставщиков: могут ли ИС/ИТ изменять торговую силу

Сила покупателей: может ли ИС/ИТ уменьшить силу покупателей

Деловая стратегия

Стратегия ИС

Стратегия ИТ

Внутренняя деловая среда

Внешняя деловая среда

Внешняя ИС/ИТ - среда

Внутренняя ИС/ИТ - среда

Деловая стратегия

ИС-стратегия (Что должно быть сделано)

ИС/ИТ-стратегическое планирование

ИС-стратегия (Как должно быть сделано)

Портфель будущих применений (или applications)

Портфель текущих операций (applications)

Приоритеты потребностей

Услуги архитектуры






Реферат на тему: Информационная служба фирмы
Содержание:

Введение…………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Информационные службы на предприятиях………………..стр.4
1.1. История создания информационных служб на предприятиях….стр.4
1.2. Информационная служба в фирме. Современное состояние…...стр.7
Глава 2. Принципы работы информационной службы……………….стр.13
1. Функции и задачи информационной службы .………………...стр.13
2. Структура информационной службы…………………………..стр.16
Глава 3. Методы работы информационной службы…………………. стр.21
3.1. Информационное обеспечение……………………………………стр.21
3.2. Обработка документов…………………………………………….стр.31
3.3. Экономическая разведка…………………………………………...стр.39
3.4. Конфиденциальность и защита коммерческой информации……стр.48
3.5. Источники информации………………………………………….стр.54
Заключение………………………………………………………………стр.62
Список использованной литературы…………………………………стр.64
Приложения……………………………………………………………...стр.70



Введение
Тема: Информационная служба фирмы.
Актуальность: Эффективное развитие рыночных отношений тесно взаимосвязано
с организацией информационных служб на предприятиях, т.к. успешная
деятельность предприятия невозможна без информационного обеспечения.
Информация позволяет ориентироваться в общей обстановке, уменьшить
финансовый риск, следить за внешней средой, рынком, оценивать свою
деятельность, вырабатывать и корректировать стратегию предприятия.
Новизна: Существует много работ, посвященных теме: Информационное
обеспечение коммерческой деятельности. Следует выделить специалистов,
работающих в данной области. Это Бакланов М., Яновский А.М., Шкардун В.Д.,
Новикова О.А. и другие. Но конкретно по деятельности информационных служб
фирмы информация рассеяна по различным источникам.
Цель: Комплексирование информации об организации и методах работы
информационной службы в фирме.
Задачи:
1) Проанализировать литературу по теме
2) рассмотреть историю создания информационных служб на предприятиях
3) рассмотреть принципы, функции и задачи работы информационной службы
4) рассмотреть методы работы информационной службы.
Объект: Информационная служба на предприятиях
Предмет: Функции, задачи и методы работы информационной служб
Методы исследования: анализ специальной литературы.
База исследования: фонды РНБ, Публичной библиотеки имени Маяковского.
I. Информационные службы на предприятиях

1.1. История создания информационных служб на предприятиях

В СССР задачи обеспечения научной и технической информацией решались в
рамках созданной в период 1952-1985 годов Государственной системы научной и
технической информации (ГСНТИ), которая условно разделялась на систему
открытой гражданской информации и систему информации в оборонных отраслях.
В связи с распадом Советского Союза ГСНТИ, отражающая характерные для
прежнего строя ведомственные структуры управления экономикой, тоже
распалась. В рамках ГСНТИ была создана сеть информационных органов, имеющих
статус всесоюзных, отраслевых, территориальных, республиканских и низовых
на предприятиях (14).
В советское время активно создавались на крупных предприятиях
специальные библиотеки или информационные отделы. Они вели многогранную
справочно-информационную работу. Информационное обслуживание специалистов
осуществлялось на базе укомплектованного книжного фонда. Фонд включал
справочный аппарат, состоящий из системы каталогов и картотек. В своей
работе информационные службы и технические библиотеки использовали
традиционные методы информационного обслуживания. Это обслуживание в
системе МБА, режиме «запрос-ответ», в системе ИРИ (избирательное
распределение информации) и ДОР, проведение «Дней информации» и «Дней
специалиста» (11).
ИРИ включает в себя следующие обязательные элементы: адресную
(алфавитную) картотеку абонентов, предметную картотеку информационных
запросов, картотеку источников информации, картотеку карт обратной связи,
картотеку заказов МБА для удовлетворения абонентов ИРИ запрашиваемыми
документами. Преимущество ИРИ – наличие обратной связи. Обеспечение
специалистов в режиме ИРИ способствует внедрению на предприятиях новых
методов труда, передовой техники и прогрессивных технологий. До доведения
информации до цехов были организованы Доски информации, на которых
вывешивался список новых поступлений.
Специальные библиотеки при заводах изучали информационные потребности
специалистов по следующим группам:
1) руководящий состав завода
2) рядовой состав ИТР
3) рабочие массовых профессий
На основании собранных анкет и выявленных в беседе запросов составляется на
год тематика информационного обеспечения ведущих специалистов завода.
Основными источниками для обеспечения информационных потребностей
специалистов являлись – журналы, издания отраслевых информационных
институтов, книги, библиографические пособия.
Большое значение придавалось выставкам, посвященным различным
социалистическим соревнованиям. Для выставок библиотеки подбирали
литературу, посвященным лучшим людям завода, новаторам, передовикам. На
выставках широко представлялись и сами книги в помощь соревнованию, и
определенные номера газет и журналов, папки с подобранными по тем или иным
проблемам соревнования вырезками из периодических изданий.
Для рабочих проводились Дни информации, где много уделялось вопросам
системы подготовки и повышения квалификации рабочих кадров.
Основные направления работы библиотек в советское время:
- пропаганда внутренней и внешней политики КПСС
- целенаправленная помощь в решении социально-экономических и научно-
технических задач, стоящих перед производственными коллективами
- пропаганда достижений в области науки, техники, прогрессивной
технологии, содействие внедрению передового производственного опыта
трудовых починов, развитию технического творчества
- содействие системе профессиональной подготовки и повышению
профессионального уровня кадров
- популяризация научно-технических знаний.
Библиотеки работали в тесном содружестве с профсоюзными комитетами (10,
27,29).

Т.о., в советское время информационным обеспечением специалистов
занимались специализированные библиотеки и информационные центры на
предприятиях. Можно сказать, что информационная инфраструктура была
хорошо развита (правда, только в отношении НТИ), однако, в последние
годы он был в значительной степени утерян, так как в условиях
экономического кризиса отделы информации и научно-технические библиотеки
государственных предприятий и учреждений стали первыми кандидатами для
ликвидации. Вместе с тем, в последние годы такие службы стали вновь
создаваться в рамках коммерческих структур, и некоторые банки и
финансовые компании в настоящее время уже имеют весьма мощные собственные
информационные службы. Вновь была осознана важность высококачественного
информационного обеспечения для успеха во всех сферах деятельности, и во
многих западных компаниях появилась должность «управляющий знаниями», он
должен выполнять те же работы, что в 60-70-х годах предполагались для
советских информационных работников отделов НТИ на предприятиях и
организациях. Это говорит о том, что в советское время информационные
отделы всегда обеспечивали высокое качество услуг и несли за это
ответственность за счет тщательного отбора, оценки, редактирования
информации.



1.2. Информационная служба в фирме. Современное состояние.

За последние несколько лет информационно-аналитическая
деятельность в российских государственных и коммерческих учреждениях
получила существенное развитие. Это объясняется рядом причин. Переход к
рыночной экономике возможен только при условии возрождения
предпринимательства. В немалой степени успех любого дела зависит от того
объема информации, которым владеет лицо, принимающее решение. Генри Форд
говорил: «Основа успеха в бизнесе – своевременно полученная, правильно
понятая и умело использованная информация». Важно не просто получить
информацию, но и иметь ее в таком виде, который бы обеспечивал ее
однозначную интерпретацию и был нагляден для восприятия. На первый
взгляд, информации в окружающем мире настолько много, что, кажется,
недостатка в ней не испытывает никто. Однако нынешнее состояние экономики
в значительной степени связано с острой информационной недостаточностью.
Для принятия адекватных ситуации решений на всех уровнях управления нужна
оперативная, доступная и качественная информация. Информация должна
поступать к руководителю в тщательно обработанном и подготовленном для
анализа виде. Таким образом, возникает задача установки некоего
«информационного фильтра» на нескольких ветвях информационной
«магистрали». Частично данная задача решается за счет наличия в фирме
референта. Частичность решения заключается в том, что один референт может
просмотреть только часть из поступающего потока информации и выделить из
него наиболее важные моменты, другая же часть информационного потока
остается невостребованной. О каком-либо оперативном получении
дополнительных сведений, разнообразном анализе, планировании и
прогнозировании здесь не может быть и речи. Кроме этого референт
ориентирован только на высшее руководство, и при этом совершенно не
учитывается заинтересованность рядового сотрудника в оперативном
получении необходимой ему информации. В качестве «улучшенных фильтров»
выступает информационная служба.
Сегодня все крупные и процветающие коммерческие структуры развитых
государств имеют в своем штате подразделения, которые занимаются
информационной деятельностью. В одних фирмах - это информационно-
аналитический отдел, в других - отдел маркетинга, на который
руководство фирмы наряду с другими возлагает и информационно -
аналитические задачи, в третьих – отдел коммерческой разведки. Часто все
зависит от степени понимания руководством фирмы степени важности
информационно - аналитической работы для безопасности всех сторон
деятельности любой коммерческой структуры (18).
Вся поступающая в информационную службу информация может
рассматриваться как маркетинговая, поскольку она отбирается в интересах
предприятия. Задача информационной службы – квалифицированно обработать
ее и распределить по потребителям, то есть обслужить внутренний рынок
информационной продукции и услуг на предприятии. При этом происходит
специфический переход информационной службы из состояния участника
маркетинга продукции предприятия, его информационных аспектов, в
производителя информации, осуществляющего маркетинг информационной
продукции и услуг.
Основная цель – это обеспечение оперативного получения руководителем
и другими службами максимального объема качественной и конкретной
информации, необходимой им для принятия более обоснованных и взвешенных
решений, адекватного реагирования на происходящие события, а также
получения своевременных рекомендаций и предложений. Наличие качественной
информации у руководства помогает не только при принятии каких-либо
решений, но может сыграть в его пользу при проведении переговоров или
дискуссий (9).
В качестве основных аспектов информационной деятельности и новых
задач информационной службы предприятия могут быть представлены:
- проведение исследований рынка сбыта продукции предприятия или участие
в такой работе
- проведение и организация рекламной кампании
- проведение маркетинга информационной продукции и услуг на предприятии
в интересах маркетинга его продукции.
Как и в маркетинге любых товаров, важным является повышение качества
информационной продукции и услуг и снижение издержек информационного
производства, предоставление специалистам предприятия возможности
выгодного сотрудничества с информационной службой, предпочтительного по
сравнению с другими каналами коммуникации.
Поэтому маркетинг информационной продукции и услуг на предприятии
должен преследовать, как минимум, две цели:
1) реализация задач маркетинга продукции предприятия в части его
информационных аспектов
2) обеспечение эффективной деятельности информационной службы предприятия
в условиях рыночной экономики.
Для достижения первой цели необходимо:
- создать и вести информационную базу, включающую информацию о сильных и
слабых сторонах своего предприятия и его продукции, а также сведения о
конкурентах
- обеспечить поступление на предприятие необходимой научно-технической и
конъюктурно-экономической информации
- обеспечить переработку и распределение этой информации «по
принадлежности» между подразделениями предприятия
- создать коммуникации для свободной циркуляции идей всех участников
маркетинга до потребителя с целью координации усилий в создании
продукции, удовлетворяющей потребности данного сегмента рынка.
Для достижения второй цели необходимо провести:
- определение возможностей информационной службы и номенклатуры
выполняемых работ и услуг
- исследование и сегментацию рынка информационной продукции и услуг на
предприятии
- рекламу информационных работ и услуг, мероприятия по стимулированию
сбыта
- мероприятия по уменьшению издержек информационного производства
- оценку эффективности мероприятий маркетинга информационной продукции и
услуг на предприятии с последующей корректировкой плана маркетинга.
Весьма важно, чтобы наряду с количественными оценками в информации
содержались также качественные характеристики. Особенно ценны сведения
прогнозного характера, дающие представление о намечающихся структурных
изменениях и новых тенденциях и имеющие принципиальное значение для
выработки стратегий маркетинга.
Участие информационной службы в маркетинговых исследованиях может
осуществляться посредством решения двух равнозначных задач:
- создания и ведения фактографических баз данных, содержащих
количественную информацию (списки поставщиков, данные о фирмах,
продукции и т.д.)
- проведение на этой базе обзорно-аналитической деятельности,
результатом которой является получение прогнозных оценок состояния
рынка продукции предприятия.
Решение данных задач возможно на основе создания автоматизированных
банков данных в рамках информационной службы предприятия.
Эффективность стратегии маркетинга, реализация его целей зависят от
качества информации, на основе которой эта стратегия развивается. Поэтому
основной задачей участия информационной службы в маркетинге продукции
предприятия является создание и поддержание системы информации,
обеспечивающее оперативное поступление достоверных сведений, необходимых
для успешной маркетинговой деятельности предприятия. Эта информация
должна освещать спрос на определенные товары и услуги, содержать
характеристики возможных конкурентов, а также внешних условий, в которых
протекает маркетинговая деятельность предприятия (инфраструктура, уровень
развития, правовые и экономические требования и т.д.) (12).

Т.О., целесообразно рекомендовать хозяйствующим объектам иметь в своей
структуре специальное подразделение, ответственное за подготовку условий
успешного развития предприятия – информационную службу. Предприятие,
стремящееся к успешному выходу на рынок, закреплению на нем, усилению
конкурентных позиций, а в перспективе – к лидерству, должно в первую
очередь обладать как можно более полной информацией о состоянии и
динамике внешней среды – о конъюнктуре, объеме и структуре рынков, а
также о состоянии внутрифирменной среды – о производственных и
интеллектуальных возможностях реализации практических и стратегических
задач.



II. Принципы работы информационной службы:

2.1. Функции и задачи информационной службы

В условиях рыночной экономики существует взаимосвязь между службой
информации и службой маркетинга, которая в состоянии взять на себя всю
маркетинговую работу, включая планирование. Если предприятие маленькое,
то все маркетинговые обязанности могут быть возложены на одного
человека. Если предприятие крупное, необходимо создать новое
подразделение, структура которого должна быть ориентирована на выполнение
трех основных функций:
- сбор информации, анализ и прогнозирование
- формирование производственной программы
- осуществление рекламы и маркетинга.
Это подразделение может называться службой маркетинга или информационно-
аналитическим отделом.
Информационно-аналитическая служба является основным центром, в котором
концентрируется, обрабатывается и анализируется самая разнообразная
внешняя информация. То же справедливо и по отношению к внутренней
информации, но с некоторыми оговорками. Большая часть внутренней
информации попадает в нее из других подразделений фирмы и в основном
представлена в уже обработанном (стандартные формы статической
отчетности), подготовленном для анализа виде. Таким образом, обозначаются
основные задачи, стоящие перед информационной службой:
1) сбор, обработка и анализ внешней информации
2) сбор, обработка и анализ внутренней информации
3) на основе проводимого анализа выработка соответствующих рекомендаций и
предложений
4) оперативное, полное наглядное предоставление результатов анализа,
соответствующих выводов и выработанных рекомендаций
5) долговременное хранение всей собранной информации для последующего ее
использования в работе
6) решение нестандартных задач анализа деятельности фирмы
Иногда бытует мнение, что ИС и экономическая служба дублируют друг
друга. Экономическая служба ориентирована, прежде всего, на
решение стандартных задач внутреннего учета. Одной из основных задач ИС
является сбор, обработка и анализ самой разнообразной внешней информации.
Экономической службой решаются задачи анализа и планирования текущей
деятельности фирмы и ее подразделений, а также стратегического
планирования. Здесь находится первая точка пересечения интересов ИС и
экономической службы. ИС не решает стандартных задач учета – она является
пользователем информации, полученной в результате решения данных задач
другими подразделениями (экономической службой). И, наоборот, другие
подразделения, в частности экономическая служба, являются пользователями
информации, предоставленной ИС. Здесь вторая точка пересечения интересов.
Деятельность экономической службы строго ориентирована на руководство фирмы
и контролирующие инстанции. Деятельность ИС ориентирована как на
руководство, так и на рядового сотрудника. Данные службы не дублируют, они
взаимодополняют друг друга.
Исходя из задач, стоящих перед службой, можно обозначить ее
функциональную структуру, обеспечивающую наиболее эффективное ее
функционирование. Функционально ИС подразделяется на 3 направления –
аналитическое, информационное и техническое. Аналитическое и информационное
направления являются основными. Основные задачи аналитического – это пункты
1,2,3 и 6 из выше перечисленного списка. Аналитическое подразделение
разделяется на две составляющие. Одна из них ориентирована на решение
стратегических задач (выявление тенденций, прогнозирование, стратегическое
планирование), вторая – мониторинг текущих событий и решение тактических
задач. Основными задачами информационного направления являются 4 и 5, а
также часть от задач 1 и 2 – сбор и обработка информации. Техническое
подразделение является вспомогательным. Оно занимается решением технических
вопросов, связанных с пунктами 4 и 5, и оказывает соответствующую помощь
при решении задач 1,2,3 и 6 (18).
Систематизируем и обобщим основные проблемы и трудности, характерные
для деятельности информационной службы:
- информационные отдел получает большие объемы информации из самых
различных источников. Это приводит к невозможности одному человеку
качественно обработать материал
- как правило, основная масса информации представлена на бумажных
носителях и имеет самую разнообразную форму представления. Это
существенно затрудняет и замедляет ее предварительную обработку
- на этапе обработки и преобразования данных в электронный вид возникает
вероятность появления ошибок и ввода неправильной информации, что
иногда может привести к искажению ситуации и выработки неверных
рекомендаций
- основная масса информации поступает на бумажных носителях. С течением
времени скапливаются большие объемы разнообразных печатных изданий, а
также ксерокопий. Когда возникает потребность в каких-либо материалах,
их поиск занимает слишком много времени
- отдельно следует выделить проблему представления информации.
Информация, которая предлагается конечному пользователю, должна быть
лаконичной, конкретной, легко читаемой.
Предлагаются следующие шаги для их решения:
1) разграничение обязанностей между специалистами службы
2) внедрение современных компьютерных и информационных технологий работы
с информацией.
Это не что иное, как информационная система. Создание ИС призвано решить
следующий спектр задач:
- создание единого информационного пространства фирмы
- повышение эффективности деятельности информационной службы
- обеспечение оперативного доступа любого сотрудника со своего рабочего
места к необходимой ему в данный момент информации
- повысить уровень профессиональной подготовки каждого сотрудника фирмы.
Информационным наполнением ИС служит самая разнообразная внешняя и
внутренняя информация (18).


2.2. Структура службы информации


Руководителю, заинтересованному в развитии предприятия и завоевании
новых рынков сбыта своей продукции с минимальным риском потерь, задавшемуся
целью создать полноценную службу информации, необходимо ясно представить
себе цели, которые следует поставить перед этой службой, и структуру,
которая позволит их реализовать. Лишь грамотно организованная, хорошо
оснащенная, с квалифицированным персоналом служба сможет решить весь
комплекс задач. Только для такой службы целесообразно разрабатывать и
применять критерии эффективности при оценке ее функционирования. Успешная
деятельность службы информации предприятия возможна при условии ее опоры и
ориентации на реальные интеллектуальные, научные, технические и
производственные возможности предприятия, его финансовый потенциал и
реальные перспективы развития (48).
Данная модель информационно-аналитической службы предприятия может
быть полезной, в первую очередь, для крупных предприятий рыночной
ориентации, имеющих обширную номенклатуру выполняемых работ (Приложение
№1).
Рассмотрим функции каждой группы.
Группа маркетинга:
- мониторинг динамики рынка и конъюнктуры
- формирование модели потребительских ожиданий
- формирование «идеальной» модели продукции
- все о фирмах конкурентах и товарах-аналогах
- разработка бизнес-планов
- реклама
- предложения по совершенствованию продукции и ее ассортимента
- динамика объемов производства и организация системы товародвижения
- предложения по сервисному обеспечению пользователей.
Патентно-правовая группа:
- патентно-правовая защита промышленной и интеллектуальной собственности
- рекомендации по организации конкурентной борьбы на рынках продукции
(услуг) предприятия
- рекомендации по безопасному вывозу новой продукции на рынок.
Группа сбора и обработки информации:
- поиск, обработка, систематизация, классификация и первичное
преобразование (свертывание) информации
- формирование, ведение и совершенствование баз данных
- подготовка дифференцированной информации для руководителей и лиц,
принимающих решения.
Группа экспертов:
- поиск новых источников информации, потенциальных инвесторов
- отбор «нужной» информации (порог избыточности, достоверности)
- определение структуры и объема информации, необходимой и достаточной
для информационного обеспечения деятельности и развития предприятия
Группа анализа и синтеза информации:
- подготовка аналитической информации для обеспечения хозяйственной
деятельности предприятия
- подготовка информации о деятельности предприятия для передачи во
внешнюю среду.
Следует отметить, что в данной работе модель информационной службы
представлена в самом общем виде. В каждой конкретной области существует
своя специфика (49).
Сотрудники информационной службы должны обладать следующими
качествами:
- аналитическое, ассоциативное мышление
- способность идентифицировать и концептуализировать проблемы (темы,
запросы)
- умение анализировать исходные документальные массивы (информацию)
- обостренное чувство нового
- мобильность сознания, восприимчивость к инновациям
- целеустремленность и последовательность действий
- коммуникабельность
В круг профессиональных знаний сотрудников должны входить:
- теория и практика коммуникации, информатизации, библиотечно-
информационной деятельности
- менеджмент и маркетинг библиотечно-информационных ресурсов, услуг,
продукции
- экономика библиотечно-информационной деятельности
- теория конъюнктуры
- стандартизация библиотечно-информационной деятельности
- авторское право смежные права на интеллектуальную собственность
- хозяйственно-договорное (контрактное) право
- порядок лицензирования видов деятельности
- экспертные системы оценки потоков информации
- логическое моделирование
- справочно-информационное источниковедение (бизнес-информ-ресурсы)
- характеристики и свойства нетрадиционных носителей информации
- принципы подготовки и характерные особенности метаинформации
- основы реферирования документной информации
- информационные потребности малого и среднего бизнеса
- поведение потребителей информации
- методика социологических исследований
- теория факторного анализа
- технология автоматизированной обработки, организации (систематизации),
управления, поиска и передачи информации
- методика работы с компьютером и современными средствами связи,
копировально-множительной техникой
- свободное владение минимум одним межгосударственным языком (прежде
всего английским как интернациональным языком бизнеса, дополнительными
языками могут быть немецкий, французский и испанский).
Основные практические навыки:
- экспертиза информационных потоков
- целевой отбор документальных материалов
- разноаспектный поиск первичных источников и информационный поиск, в
том числе библиографический и фактографический поиск
- организация и контроль (сохранение) зафиксированной информации
- использование конкретных программно-методических продуктов
- динамичное чтение (скоротечное) текстовой информации
- многофакторный анализ:
библиографическое описание
реферирование
индексирование
организация и ведение баз данных
информационный мониторинг
- применение машиночитаемых носителей информации (кассеты, диски,
дискеты)
- владение микропроцессорной техникой (компьютерная грамотность),
прогрессивными средствами связи (электронная почта, телефакс,
видеотекст, сотовая телефонная связь и др.), копировально-
множительными аппаратами
- маркетинг и бизнес планирование, оценка эффективности информационной
деятельности
- деловое общение

Новинки рефератов ::

Реферат: Пирамида Хеопса (История)


Реферат: Банківські операції (Банковское дело)


Реферат: Были ли в Германии плавающие танки накануне Второй Мировой Войны? (История)


Реферат: Учет, анализ и аудит налогообложения промышленных предприятий налогом на добавленную стоимость (Бухгалтерский учет)


Реферат: Вагон (Транспорт)


Реферат: Институт уполномоченного по правам человека в РФ (Право)


Реферат: Политика и экономика Петра Первого (История)


Реферат: Домашние наблюдения и опыты учащихся по физике. Их организация (Педагогика)


Реферат: Стихии (Искусство и культура)


Реферат: Градский (Музыка)


Реферат: К.Д. Ушинский о народном учителе и его подготовке (Педагогика)


Реферат: Идеология власти средневекового Востока - общее и особенное (История)


Реферат: Гражданско-правовое положение несовершеннолетних (Гражданское право и процесс)


Реферат: Изобразительное искусство римской империи (Искусство и культура)


Реферат: Автоматическая коммутация (Радиоэлектроника)


Реферат: Лицей Пушкина (Литература)


Реферат: Засоби РЕБ, їх характеристики (типи літаків) і основи їх бойового застосування (Военная кафедра)


Реферат: Розвиток господарства України у період Хрущовщини (История)


Реферат: Виды налогов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Проектирование локальной вычислительной сети для агетства по трудоустройству (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист