GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Теория социальной работы (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Теория социальной работы (Социология)



СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………………………………… 2
Глава 1.
ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ И ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
1.1. Социальная работа – ее сущность…………………… 3
1.2. Объекты социальной работы…………………………………… 5
1.3. Субъекты социальной работы………………………………… 11

Глава 2.
Одинокие люди как объект социальной работы………….21
Заключение……………………………………………………………………………………………………25
Литература……………………………………………………………………………………………………
…27



ВВЕДЕНИЕ
Необходима помощь сегодня, сейчас, когда всем так трудно.
Трудно по разным причинам. Многие оказались в результате реформ за
той социальной чертой, когда вопрос о хлебе насущном стал первоочередным.
С не меньшей остротой возникли проблемы лечения, обра-зования детей, их
отдыха. Страшит потеря работы, от безработицы не застрахован никто.
Большую тревогу вызывают преступность, падение нравов, вседозволен-
ность.
Не у каждого есть силы бороться с подобным злом. Многие потеряли
уверенность, надежду на лучшие переме-ны.
Но ведь кто-то должен помочь этим людям.
Важно знать: куда можно обратиться со своими проблема-ми.
Анализ проблемы социальной работы предполагает полу-чение ответа на
вопросы : Кто защищает? Кого защищает? То есть важно выяснить , что
является субъектом социа-льной работы и кто является объектом.
Вопрос формирования системы социальной помощи и под-держки в России в 90-
х годах рассматривает М.В.Фирсов 1 , а структуру и функции в обществе
рассматривается рядом авторов, ученых МГСУ2 .
1 – М.В.Фирсов. Социальная работа в России: теория,история,
общественная практика.- М.,»Союз»,1996г., с. 344-356.
2 – Теория и методика социальной работы . Учебное пособие –
М.,Союз,1994г.,ч.1,с.130-137


ГЛАВА 1

1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА – ЕЕ СУЩНОСТЬ.

На протяжении уже 9 лет в Российской Федерации
динамично развивается новый вид профессиональной
деятельности, одновременно являющийся специальностью в системе высшего
образования, - социальная работа.
Авторы «Общедоступного словаря по психологии, социологии и
социальной работе», изданного в г.Барнауле1 определяют социальную работу
как «разновидность социа-льной деятельности, имеющей своей целью
оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жиз-ни
общества в процессе совместного удовлетворения пот-ребностей, поддержания
жизнеобеспечения и деятельного существования личности».
Н.С.Данакин определяет социальную работу как «содейст-вие людям в решении
их личных проблем»2.
Более конкретное определение социальной работы дано в американском
словаре: «Социальная работа – это про-фессиональный вид деятельности,
направленный на ока-зание помощи отдельному человеку, группе или общности в
решении их социальных проблем, в усилении или восста -
_______________________________________________________
1 Общедоступный словарь по психологии, социологии и социальной работе –
Барнаул,1991 – С.69
2 Теория и методика /технология/ социальной работы:
Учебная программа – Москва,1992- С.9



новлении способности социального функционирования и создание общественных
условий, способствующих дости-жению этих целей».
Интегрируя подходы отечественных и зарубежных ученых к определению
сущностного содержания социальной работы, можно предположить, что оно
включает в себя три аспекта: 1/ оказание помощи отдельному человеку или
группе лиц, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, путем поддержки,
консультирования, реабилитации, патро-нажа и использования других видов
социальных услуг;
2/ актуализацию потенциала самопомощи лиц, оказавшихся в сложной жизненной
ситуации ;
3/ целенаправленное влияние на формирование и реализа-цию социально
-экономической политики на всех уровнях – от муниципального до федерального
с целью обеспечить социально здоровую среду жизнедеятельности человека,
создать систему поддержки людей.
Становление социальной работы как специального института и особой
профессии вызвано не только возрос-шими запросами населения на социальную
поддержку, но и изменением содержания этих запросов, их индивидуализацией,
обусловленностью более глубокими личностными потребностями, более
опосредованными усло-виями их удовлетворения.
Степень социальной защиты населения и его отдельных слоев позволяет
судить о прогрессивности общественного строя, уровне экономического
развития страны и благо-состояния народа. Вот почему социальная работа
сегодня – это такое непреходяще важное дело, от которого никто не может
оставаться в стороне.

2. ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Тоталитарное государство во второй половине 80-х годов впервые публично
обнажило свои язвы, опубликовав статистические данные о масштабах и
тенденции роста таких социальных болезней, как пьянство и алкоголизм,
подростковая преступность, семейное насилие и развал семей, отказ от детей,
социальное и физическое сиротство. Оказалось, что инвалидность,
бездомность, нищенство, одиночество существуют не только в странах «желтого
дьявола», но и в государстве, завершившем построение «развитого
социализма».
А когда Россия с большим опозданием от развитых стран мира решительно
встала на путь построения рыночных отношений все негативные тенденции
прошлых лет не толь-ко углубились , но появились и новые: безработица,
детская беспризорность, вынужденная миграция, беженцы, пострадавшие в
результате военных действий и межнацио-нальных конфликтов.
Следует сказать, что объектом исследования теории социальной работы
являются социальные отношения, и в связи с его многогранностью в нем можно
выделить целый ряд направлений:
1. Индивидуальные, семейные, организационные проблемы. Начиная с индивида
/одиночество, социальная изоля-ция/ и заканчивая различными
организационными проб-лемами / рост беженцев, бездомных/.
2. Социально- экологические проблемы – охрана окружаю-щей среды,
экологические катастрофы.
3. Социально – экономические проблемы. В ходе новых экономических реформ в
России 90% населения оказа-лось за чертой бедности.
4. Проблемы социальной стратификации. Социальное рас-слоение, неравенство в
обществе, ведущее к разде-лению общества на «высшие» и «низшие» классы,
эконо-мической эксплуатации.
5. Проблемы поведенческого функционирования индивидов, групп, общностей –
аспекты дивиантного поведения, социальных отношений; наркомании,
алкоголя и т.д..
6. Проблемы символизации и моделирования мира и людей в нем. Они могут
выражаться в неадекватных образах, невысоком самоуважении, недостатке
чести и морали, а отсюда – в отчуждении, социальных предрассудках, в
античеловеческих ценностях.
7. Проблемы структур власти, от их действия, программ зависит социальная
напряженность и стабильность в обществе, от их режима: тотальности,
демократии или авторитарности зависит социальная активность населе-ния.
Решение всех этих задач, стоящих перед социальной работой, достигается
разными способами, но ясно одно: то, что все вопросы сосредоточены на
людях.
Таким образом, можно сказать, что объектом социаль- ной работы , в
первую очередь, является конкретный индивид – равноправный с социальным
работником человек, его нужды и потребности, его право быть защищенным и
достойно жить.
Рассмотрим некоторые из них.


А ПЕНСИОНЕРЫ и ИНВАЛИДЫ
Демографическая ситуация последних десятилетий ха-рактеризуется
значительным увеличением доли пожилых людей в структуре населения.
Демографическое старение как глобальная тенденция развития современной
цивили-зации привлекает внимание к положению пожилых в совре-менном мире.
Эта ситуация обуславливает формирование новых потребностей пожилых людей.
Проблемы их социаль-ной защищенности становятся особенно актуальными в
современных условиях.
Пожилые люди и инвалиды в Российской Федерации обладают всей полнотой
социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией
Российской Федерации. Однако изменение социального статуса челове-ка в
старости и инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и
общественной деятельности, испытывание затруднений в социально-бытовой
и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные
социальные проблемы.
Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых
людей и инвалидов.
В решении этой проблемы первостепенное значение приоб-ретает
совершенствование системы социальной реабили-тации и социальной помощи
престарелым и инвалидам.
Составным элементом социальной защиты пожилых людей и инвалидов на
современном этапе является оказание социальной помощи.
Социальная помощь – это обеспечение в денежной и натуральной форме, в
виде услуг или льгот, предостав-ляемое с учетом законодательно
установленных государ-ством социальных гарантий по социальному обеспечению.

Важным условием социальной реабилитации инвалидов и престарелых в
современный период перехода к рыночным отношениям становится поддержание
уровня жизни за счет повышения размеров пенсий.
Одной из эффективных мер социальной реабилитации пожилых людей и
инвалидов является их трудовая занятость.
В условиях перехода к рыночным отношениям резко обострились проблемы
инвалидов, связанные с их трудоустройством. Законодательством предусмотрен
комплекс мер , направленных на решение проблем трудовой занятости
инвалидов. Среди них : развитие сети специализированных предприятий
общества инвалидов, совмещенных со службами медицинского обеспечения и
реабилитационного процесса; трудоустройство инвалидов на условиях
сокращенного рабочего дня или недели, предоставление дополнительных
перерывов в работе; расширение возможностей трудовой деятельности –
индивидуальной, по месту проживания и т.д..
Особая роль в системе реабилитации принадлежит медико-социальной
реабилитации инвалидов.
В связи с ухудшением важнейших социально- гигиенических и социально-
экономических показателей здоровья число инвалидов в Российской Федерации
ежегодно увеличивается на 800-900 тыс..
Введение нового понятия «инвалидности», ориентированного на оценку
состояния здоровья, ставит неотложную задачу совершенствования деятельности
медико-социальной экспертизы.
Эти учреждения должны обеспечивать разработку индивидуальных программ
реабилитации, в которых должны быть определены конкретные объемы, виды и
сроки осуществления реабилитационных мер, а также виды необходимой
социальной помощи.
Вместе с тем анализ проблем социальной реабилитации и помощи пожилым
людям и инвалидам свидетельствует о том, что темпы формирования целостной и
взаимосвязанной системы социальной защиты и социальной поддержки этих слоев
общества не обеспечивают нормальных условий жизнедеятельности и интеграции
их в общество. Необходимость увеличения расходов на социальные программы в
современных условиях резко возрастает.
Б Семья – главный объект социальной работы.
В семье , в значительной мере, зарождаются и прорастают все здоровые
предпосылки. Кто и как будет жить и работать в будущем – это зависит от
того, каково социальное самочувствие современной семьи, как она растит
детей и какие качества им прививает. Поэтому семья находится в центре
внимания социального работника и составляет одну из важнейших сфер его
деятельности.
Реформирование общества резко обострило проблему семей, нуждающихся в
социальной защите. Среди ее объектов – семьи одиноких матерей ;
военнослужащих срочной службы с детьми ;семьи с детьми-инвалидами;
многодетные семьи; с малолетними детьми в возрасте до трех лет;
студенческие семьи; семьи безработных, имеющих несовершеннолетних детей и
т.д..
За последние три года произошел рост семей всех категорий, нуждающихся в
материальной поддержке. Особенно заметен рост малообеспеченных семей среди
многодетных и неполных. Причины кризисного положения семей можно условно
разделить на экономические и социальные. Экономические – такие как потеря
работы, невыплата заработной платы и пособий, низкий уровень оплаты труда-
являются наиболее характерными. Среди социальных причин чаще встречаются
такие как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих
супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень,
бездуховность, безответственность перед детьми. Ребенок, растущий в такой
семье, часто неуравновешен, психологически подавлен . Очень часто дети
именно из таких семей – трудные дети , из их числа рекрутируются юные
правонарушители.
Государство стремится оказать возможную помощь в содержании и
воспитании детей. Однако централизованных средств недостаточно и не всегда
они используются рационально. Очень важна деятельность местных органов
власти, которые изыскивают за счет внутренних ресурсов возможность оказать
помощь семьям.
Семейные конфликты и насилие в семье, эмоциональный разлад, пьянство и
многие другие проблемы – все это заботы социальной работы.
Задача социальной работы с семьей – научить семьи самопомощи и
взаимопомощи.



1.3.СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
А/Главный субъект социальной работы – государство с его органами
исполнительной власти как местного, так и регионального уровня.
Государство является субъектом социальной защиты, выражающим общественные
интересы. Решение этой проблемы является его неотъемлемой функцией.
Обязанности государства вытекают из Конституции Российской Федерации:
«Российская Федерация – социальное государство, политика которого
направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей,
устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда ,
обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и
детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных
служб, устанавливается государственные пенсии, пособия и иные гарантии
социальной защиты».1
Меры, предпринимаемые государственными структурами по смягчению
ситуации, известны.
В начале 90-х годов начала развиваться система нестационарного
социального обслуживания. К организации нового вида деятельности –
социальной работы и созданию сети учреждений подтолкнули экономический
кризис и рост социальных проблем в обществе.
В 1994 году Правительством Российской Федерации провозглашаются
основные направления деятельности в области социальной политики.
1 – Конституция РФ, ст.7 – М.,Юридическая литература,1996г.,с.6

Среди мер в области поддержки и защиты нетрудоспособных и
малообеспеченных слоев населения предполагается улучшение пенсионного
обеспечения / индексация в зависимости от роста цен на потребительские
товары/, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным ,
инвалидам. Большое место отводилось социальному обслуживанию населения.
В 1995 году выходит целый пакет Федеральных Законов :
«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»/май/,»Об
основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»/апрель/,
Федеральный Закон «О ветеранах» /декабрь/, Федеральный закон «Об
улучшении пенсионного обеспечения участников ВОВ и вдов военнослужащих,
погибших в ВОВ, получающих пенсию по Закону «О государственных пенсиях в
РСФСР»/май/, Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам,
имеющим детей» /май/. Они стали основой законодательной базы в сфере
социального обслуживания. В постановлении Правительства Российской
Федерации от 25 ноября 1995года был утвержден перечень гарантированных
государством социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого
возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями
социального обслуживания. Среди них такие виды помощи, как материально-
бытовые, санитарно-гигиенические, социально-медицинские,
консультативные, социально-патронажные на дому и др.
Государство создало структуру субъектов, определилось с объектами
обязательной помощи и ассортименте услуг, которые оно гарантировало данной
категории нуждающихся.
С принятием концепции развития социального обслужи-вания населения в
Российской Федерации 4 августа 1993года, по сути дела, произошел отход
от принципов социального обеспечения и переход к системе социальной защиты,
принятой в европейских странах. В ее основу была положена забота
государства, «включающая как устранение причин, препятствующих
человеку, семье, группам людей достичь оптимального уровня благосос-
тояния, так и организацию индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную
жизненную ситуацию».
Б/ Органы исполнительной власти – основной субъект социальной защиты
населения в г.Москве.

В системе государственного управления особое место занимают проблемы
местных органов власти, органов местного саморегулирования. Главной же
задачей местных органов власти является проведение постоянной , плано-
мерной, организующей деятельности по созданию условий жизнедеятельности
населения, реализации его интеллек-туального , творческого потенциала и
обеспечению социальной защиты нуждающихся в этом граждан.
Появившиеся взгляды на уменьшение роли государственного влияния на
социальную жизнь общества в условиях рынка – несостоятельны.
Но с другой стороны, жизнь доказала необходимость повышения
самостоятельности региональных и местных органов исполнительной власти в
вопросах социальной защиты населения.
Государственные структуры власти располагают широчайшим спектром
возможного влияния на общественную жизнь. Разрабатываемые социальные
программы на всех уровнях государственной власти – тому подтверждение.
Несомненный практический интерес для органов исполнительной власти
представляет оценка населением эффективности работы государственных и
муниципальных органов, социальных служб. Восприятие качества и уровня
жизни, социальная адаптация населения в изменяющихся социально-
экономических и политических условиях в значительной мере определяются
эффективностью работы государственных, муниципальных и иных организаций,
непосредственно связанных с обслуживанием населения и оказания ряда услуг.
Только 5,3% населения довольны работой магазинов, 3%- работой городского
транспорта, качеством воспитания и обучения детей в школе – 3,7%.
Учитывая мнение населения префектурой внесены значительные коррективы в
Программу социальной защиты населения, реализуемую за счет внебюджетных
источников.
Таким образом, функционирование системы социальной защиты населения,
которое происходит в условиях нарастания социально-экономических проблем в
обществе, все более переносится на региональный и муниципальный уровень.
В/ Специалист по социальной работе как субъект.
Мировая потребность в социальных работниках возникла в конце прошлого
века в связи с проявлениями острых социальных проблем. После двух мировых
войн, невиданных экономических и социальных кризисов эта необходимость
стала еще более насущной и осознанной.
Признание за социальной работой статуса самостоятельной профессии
произошло не сразу. Еще в 1915 году американец Флекснер высказал мнение,
что социальная работа не может квалифицироваться как профессия, потому что
она не имеет предмета научного познания1.
Однако по мере расширения в мире практики и методов подготовки социальных
работников, число сторонников признания социальной работы как новой
профессии, увеличилось.
В 1947 году Линдерман /США/ обосновал такой подход тем, что социальная
работа включает в себя знания из других профессий: врача, юриста,
психолога, администратора и в условиях противоречивого мира все больше
выделяется как самостоятельная профессия 2.
Исследователь Хэлл в 1968 году дополнил перечень характеристик,
определяющих социальную работу как профессию:
вера в государственные услуги общества, саморегулирование, профессиональная
автономия и специализированная база знаний.
Социальные работники отличаются прежде всего своим когнитивным опытом,
стремлением помочь своим клиентам.
Это в первую очередь касается тех из них, которые ведут индивидуальную
социальную работу с детьми, молодежью, семьей, пожилыми и другими
пациентами.
Эти и люди работают, руководствуясь научными принципами /
специализированное умение, техника работы/.
1 - Encyclopedia of Social work . 19th Edition. 1995
NASW PRESS p.2266
2 – Linderman “ Social work Natures in a Confuseol World”-
N.-Y.,1947.,p.51


Должность социального работника введена в 1991 году. В квалификационном
справочнике он наделяется разнообразными должностными обязанностями:
выявляет в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-
медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной
помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья;
устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в
т.ч. по месту работы, учебы, оказывает им содействие в их разрешении и
социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных
государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию
необходимой социально-экономической помощи населению;проводит психолого-
педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака,
воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным
поведением; выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в
опеке и попечительстве, получении материальной, социально-бытовой и иной
помощи и многое другое.
Общественная значимость социальных работников и потребность в них резко
возросли из-за изменений , происходящих в семье, демографических процессах.
Если раньше семья практически в полной мере заботилась о детях и
пожилых, то сейчас изменившееся ее модель не может выполнять эти функции.
Старение населения ставит перед социальными работниками новые задачи,
усиливает потребность общества в развитии геронтологических служб, в
проведении научно-исследовательских работ по социальной проблематике.
Таким образом, социальная работа как профессия требует основательной
подготовки и постоянного совершенствования специалистов в этой области.
«Наша работа не только, а может быть, и не столько профессия… это –
судьба, наша судьба и судьба людей, которым мы по долгу службы помогаем……»
Эти слова, сказанные одним из шведских специалистов, в полной мере отражают
суть деятельности социального работника, его место в обществе и отношение к
своей не совсем обычной, но очень гуманной и нужной людям профессии.
Г/ Роль общественных и благотворительных организаций как субъектов
социальной работы.
Поначалу благотворительная и общественная деятельность в нашей стране
проходила в условиях правового вакуума.
Разработка законопроекта началась в 1991 году. И только в 1995 году
закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»
был принят Государственной Думой.
Значение закона – в признании государством эти организаций как особо
социально значимого сектора, способствующего решению важных для общества
проблем.
Наиболее многочисленны среди российских общественных организаций
объединения, созданные инвалидами, ветеранами, многодетными семьями,
родителями детей-инвалидов, то есть теми людьми, которые лично озабочены
какой-то проблемой и пытаются решить ее совместно. Кроме того эти
организации очень помогают социальным службам в выявлении нуждающихся
граждан.
Переход от исключительно государственной системы социальной защиты к
смешанной, включающей общественную и частную благотворительность, может и
должен гаранти-ровать подлинную защиту граждан.
Д/Специалист по социальной работе как субъект.
Мировая потребность в социальных работниках возникла в конце прошлого
века в связи с проявлениями острых социальных проблем. После двух мировых
войн, невиданных экономических и социальных кризисов эта необходимость
стала еще более насущной и осознанной.
Признание за социальной работой статуса самостоятельной профессии
произошло не сразу. Еще в 1915 году американец Флекснер высказал мнение,
что социальная работа не может квалифицироваться как профессия, потому что
она не имеет предмета научного познания1.
Однако по мере расширения в мире практики и методов подготовки социальных
работников, число сторонников признания социальной работы как новой
профессии, увеличилось.
В 1947 году Линдерман /США/ обосновал такой подход тем, что социальная
работа включает в себя знания из других профессий: врача, юриста,
психолога, администратора и в условиях противоречивого мира все больше
выделяется как самостоятельная профессия 2.
Исследователь Хэлл в 1968 году дополнил перечень характеристик,
определяющих социальную работу как профессию:
1 - Encyclopedia of Social work . 19th Edition. 1995
NASW PRESS p.2266
2 – Linderman “ Social work Natures in a Confuseol World”-
N.-Y.,1947.,p.51



вера в государственные услуги общества, саморегулирование, профессиональная
автономия и специализированная база знаний.
Социальные работники отличаются прежде всего своим когнитивным опытом,
стремлением помочь своим клиентам.
Это в первую очередь касается тех из них, которые ведут индивидуальную
социальную работу с детьми, молодежью, семьей, пожилыми и другими
пациентами.
Эти и люди работают, руководствуясь научными принципами /
специализированное умение, техника работы/.
Должность социального работника введена в 1991 году. В квалификационном
справочнике он наделяется разнообразными должностными обязанностями:
выявляет в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-
медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной
помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья;
устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в
т.ч. по месту работы, учебы, оказывает им содействие в их разрешении и
социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных
государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию
необходимой социально-экономической помощи населению;проводит психолого-
педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака,
воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным
поведением; выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в
опеке и попечительстве, получении материальной, социально-бытовой и иной
помощи и многое другое.
Общественная значимость социальных работников и потребность в них резко
возросли из-за изменений , происходящих в семье, демографических процессах.
Если раньше семья практически в полной мере заботилась о детях и
пожилых, то сейчас изменившееся ее модель не может выполнять эти функции.
Старение населения ставит перед социальными работниками новые задачи,
усиливает потребность общества в развитии геронтологических служб, в
проведении научно-исследовательских работ по социальной проблематике.
Таким образом, социальная работа как профессия требует основательной
подготовки и постоянного совершенствования специалистов в этой области.
«Наша работа не только, а может быть, и не столько профессия… это –
судьба, наша судьба и судьба людей, которым мы по долгу службы помогаем……»
Эти слова, сказанные одним из шведских специалистов, в полной мере отражают
суть деятельности социального работника, его место в обществе и отношение к
своей не совсем обычной, но очень гуманной и нужной людям профессии.

И все же, учитывая объектно- субъектный характер социальной работы,
важнейшим субъектом является человек, который при квалифицированной помощи
социального работника , может найти в себе внутренние потенциалы для помощи
самому себе.


ГЛАВА 2

ОДИНОКИЕ ЛЮДИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

В нашей стране, как и во всем мире, в последнее десятилетие наблюдается
значительное увеличение численности одиноких пожилых людей. Это вытекает из
увеличения численности пожилых людей вообще. Тенденция к росту численности
престарелых требует коренного изменения социальной политики в отношении
этой, наиболее социально- незащищенной категории общества, освоения новых
технологий социальной работы с ними.
Народонаселение планеты стареет. Причем довольно быстрыми, вызывающими
тревогу темпами. Если в 1950 году 60- летнюю границу перешагнули 200
миллионов человек, в 1992 – 400 миллионов, то год 2001-й встретит каждый
десятый. А в 1025 году ожидается увеличение до 1,2 млрд. человек.
В России, согласно переписи 1989 года, 10126 тысяч – люди одинокие.
Одинокие люди являются важнейшим объектом социальной работы.
Уже говорилось о негативных последствиях социальных, экономических
изменений в период рыночных отношений для личности. Характерным
проявлением этих последствий становится одиночество человека, которое
охватывает все большую часть населения. Конечно, одиночество, в известной
мере, естественное чувство. Но когда оно затягивается, начинается переход
от этой меры к чему-то неестественному, болезненному , всегда встает вопрос
о необходимости лечения такого одиночества.
Социальный работник должен хорошо ориентироваться в методиках терапии
одиночества для того, чтобы иметь возможность в каждом конкретном случае
выбрать наиболее оптимальную модель, которая будет способствовать
практическому результату. Терапия одиночества должна удовлетворять трем
принципам: 1/ изучение индивида в среде; 2/ понимание психосоциального
становления личности как пожизненного процесса; 3/ учет социокуль-турных
факторов формирования индивида.

Профилактика одиночества тесно связана с диагностикой. Знание причин
ведет к определению путей практической деятельности. В этой связи важно
знать, что одной из альтернатив одиночеству является общение.
Охарактеризуем ряд факторов, которые порождают или усиливают нашу
сегодняшнюю разобщенность.
Фактор «личной автономии».
Цивилизация , к которой мы принадлежим, формирует у каждого
представление о его собственном «Я» как о чем-то отдельном и
самодостаточном. В какие-то периоды жизни мы начинаем более остро
чувствовать кровную и духовную связь с предками.
Фактор урбанизации – распадается на несколько моментов. Возьмем два из
них. Первый- повышение уровня благосостояния людей. Пожилые люди иногда по-
доброму вспоминают эпоху коммунальных квартир. Забываются трудности, зато
помнится теплота взаимного интереса и взаимовыручки… Второй момент –
избыточность принудительных контактов, неизбежных в больших городах.
Горожанин в изнурительной спешке устает от мелькающих «объектов» и сам
интерес к человечеству у него начинает падать. А ведь утратив интерес к
другим, мы делаемся равнодушными и к себе.
Фактор массовой коммуникации.
Средства массовой коммуникации /радио,телевидение/ представляют
возможность получать почти всю значимую информацию, не покидая собственной
квартиры. Это как бы избавляет нас от необходимости искать реального
собеседника. И некоторые считают , что этого вполне достаточно, но в
действительности для полноценного общения, мы думаем, требуется
периодическое обновление круга собеседников.
Фактор «информационного взрыва».
Сегодняшний переизбыток информации делает каждого из нас в какой-то
области некомпетентными, даже люди одной профессии специализированы столь
узко, что подчас не могут нас ни подменить, ни даже понять друг друга.
Так как же вернуть людей к полноценному общению?
Среди мер, противостоящих «факторам разобщения» , свое место найдут,
очевидно, и специально психологи-ческие методы работы с людьми.
Чтобы справиться с «синдромом дискоммуникации», нужна хорошо
поставленная, разветвленная психологи-ческая служба. Она должна защитить
пожилого человека от давления факторов урбанизации, массовой коммуникации и
информационного взрыва. Первые шаги в нашей стране уже сделаны. Их цель-
вернуть людям свежесть восприятия других и самовосприятия, погрузить в
исключительно разнообразный внутренний мир, помочь разговориться в
атмосфере духовности.
Общение- неотъемлемая часть практически каждого из видов
профессиональной деятельности людей. Особенно это касается профессий,
представители которых постоянно находятся в непосредственном контакте с
людьми, во взаимодействии и общении с ними. Это работники культуры,
образования, здравоохранения, социальной сферы и т.д..
Большое значение в процессе общения имеет умение проявлять интерес к
собеседнику,заряжать его своим оптимизмом, бодростью, внушать ему веру в
свои силы.
Необходимо отметить , что рассматривая общение как средство от
одиночества пожилых людей, следует помнить, что оно не может быть
универсальным, подходящим всем и всегда. Необходим учет социальных,
образовательных и других факторов.
Широкое распространение в последние годы, в том числе и в России,
получили клубы общения, где с помощью тренингов социальных навыков
обучаются люди, страдающие от одиночества.
Следующим фактором профилактики одиночества является удовлетворение
потребности человека в уедине-нии. Уединении не прекращает общения, но лишь
концентрирует человека на наиболее важных, обогащающего его духовных формах
общения. В уединении наиболее полно и глубоко можно постичь смысл
классических произведений искусства, раскрывается красота природы. Но между
уединением и одиночеством больше различия, чем сходства и путать их
нельзя.
Социальные работники оперируют системным , социологическим подходом к
рассматриваемой проблеме.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Социальная деятельность в России, как и в других странах, служит
благородным целям – обеспечить удовлетворение потребностей населения,
особенно социально уязвимых его слоев, создать более благоприятную
атмосферу для достойной поддержки их возможностей.
Социальная работа играет огромную роль в помощи одиноким пожилым людям.
Изучение показало, что в терапии одиночества нужно учитывать многообразие
факторов, ведущих к одиночеству ,этому должно соответствовать и
многообразие стратегий вмешательства; помощь одиноким людям должна состоять
в изменении ситуации, а не личности человека.
Для того, чтобы работа субъектов социальной деятельности была более
целенаправленной и эффективной нужно иметь четкое представление о проблемах
различных социально уязвимых категорий населения. А для этого в каждом
районе необходимо регулярно проводить социологи-ческие исследования
проблем. Для систематизации инфор-мации создать единый банк данных по
району.
Понимая необходимость совершенствования системы социального обслуживания
и в то же время ограниченные финансовые возможности, можно поставить две
задачи – изыскание дополнительных средств на оказание социальной помощи и
внедрение новых форм и методов обслуживания.
Безусловно, для улучшения социальной работы необходимо укрепить
материально- техническую базу социальных служб.



ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Конституция Российской Федерации –М.,Юридическая
литература,1996г.
1. Федеральный Закон РФ от 02.08.95г. №122-ФЗ
« О социальном обслуживании граждан пожилого
возраста»
2. Федеральный Закон РФ от 24.11.95г. №181-ФЗ
« О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации»
3. Федеральный Закон РФ от 10.12.95г. №195-ФЗ
« Об основах социального обслуживания населения
в Российской Федерации»
4. Комплексная программа мер социальной защиты
населения жителей Москвы на 1999г.- М.,1999г.
6. Сборник нормативных и инструктивных документов по
вопросам деятельности ЦСО в г.Москве – М.,1998,Агар
7.Сборник нормативных актов по социальной защите
граждан России – М.,1995,Брандес
8. Теория м методика социальной работы – М.,1995,под
ред.В.И.Жукова,Аспект –Пресс
9. «Деньги и благотворительность» - М.,1995,№4,Наука
10. «Исторический опыт социальной работы в Росси»-
М.,1994
11. «Работник социальной службы» – М.,1997,№2
12. Российская энциклопедия социальной работы-
М.,1997,ИСР,под ред. А.М.Панова и Е.И.Холостовой
13. «Социальная защита» - М.,1998,№11
14. «Третий сектор» – М.,1995,№6
15. Уход за престарелыми на дому – М.,1998,Сострадание




Реферат на тему: Теория стратификации: генезис, механизм, анализ



Содержание



1. Введение…………………………………………………………….3
2. Теория социальной стратификации………………………………..5
1) Механизм…..…………………………………………………...10
2) Генезис………………………………………………………….14
3) Анализ…………………………………………………………..16
3. Вывод………………………………………………………………..22
4. Литература………………………………………………………….23



2



Введение


СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ - центральная тема социологии. Она объясняет
социальное расслоение на бедных, зажиточных и богатых.
Рассматривая предмет социологии, мы обнаружили тесную связь трех
фундаментальных понятий социологии - социальной структуры, социального
состава и социальной стратификации. Структуры мы выразили через
совокупность статусов и уподобили ее пустым ячейкам пчелиных сот. Она
располагается как бы в горизонтальной плоскости, а создается общественным
разделением труда. В примитивном обществе мало статусов и низок уровень
разделения труда, в современном - множество статусов и высок уровень
организации разделения труда.
Но как бы много ни было статусов, в социальной структуре они равны и
связаны друг с другом функционально. Но вот мы заполнили пустые ячейки
людьми, каждый статус превратился в большую социальную группу. Совокупность
статусов дала нам новое понятие – социальный состав населения. И здесь
группу равны друг другу, они также расположены горизонтально.
Действительно, с точки зрения социального состава, все русские, женщины,
инженеры,
беспартийные и домохозяйки равны.
Однако мы знаем, что в реальной жизни неравенство людей играет огромную
роль. Неравенство – это критерий, при помощи которого мы можем разместить
одни группы выше или ниже других. Социальный состав превращается в
социальную стратификацию – совокупность расположенных в вертикальном
порядке социальных слоев, в частности, бедных, зажиточных, богатых. Если
прибегнуть к физической аналогии, то социальный состав – это беспорядочная
совокупность железных опилок. Стратификация – это определенным образом
«ориентированный» состав населения.
Что же « ориентирует » большие социальные группы? Оказывается
неодинаковая оценка обществом значения и роли каждого статуса или группы.
Сантехник или дворник ценятся ниже адвоката и министра. Следовательно,
высокие статусы и занимающие их люди лучше вознаграждаются, имеют больший
объем власти, выше престиж их занятия, более высоким должен быть и уровень
образования. Вот мы и получили четыре главных измерения стратификации –
доход, власть, образование, престиж. И все, других нет. Почему? А потому
что они исчерпывают круг
социальных благ, к которым стремятся люди. Точнее сказать, не самих благ
(их как раз может быть много), а каналов доступа к ним. Дом за границей,
роскошный автомобиль, яхта, отдых на Канарских островах и т. п. –
социальные блага, которые всегда в дефиците (т.е. высокочтимы и не
доступны большинству) и приобретаются благодаря доступу к деньгам и власти,
которые, в свою очередь, достигаются благодаря высокому образованию и
личным качествам.
Таким образом, социальная структура возникает по поводу общественного
разделения труда, а социальная стратификация – по поводу общественного
распределения результатов труда, т.е. социальных благ.
А оно всегда неравное. Так возникает расположение социальных слоев по
критерию неравного доступа к власти, богатству, образованию и престижу.



Теория социальной стратификации


Социальная стратификация выражает социальную неоднородность общества,
существующее в нем неравенство, неодинаковость социального положения людей
и их групп. Под социальной стратификацией понимается процесс и результат
дифференциации общества на различные социальные группы (слои, страты),
отличающиеся по своему общественному статусу. Критерии подразделения
общества на страты могут быть самыми разнообразными, притом как
объективными, так и субъективными. Но чаще всего сегодня выделяются
профессия, доход, собственность, участие во власти, образование, престиж,
самооценка личностью своей социальной позиции (самоидентификация) и др. В
эмпирических социологических исследованиях социальной стратификации обычно
выделяют три-четыре основных измеряемых признаков - престиж профессии,
уровень дохода, отношение к политической власти и уровень образования.
При всем различии теоретических толкований сути социальной
стратификации можно все же выделить общее: это естественное и социальное
расслоение общества, имеющее иерархический характер, устойчиво закрепляемое
и поддерживаемое различными социальными институтами, постоянно
воспроизводимое и модернизируемое. Естественные различия между людьми
связаны с физиологическими и психологическими их особенностями и могут
служить основой социального неравенства.
Неравенство людей – социальных общностей является одной из главных
характеристик общества на протяжении всей истории его развития. Каковы же
причины социального неравенства? В современной западной социологии
господствует мнение, что социальная стратификация вырастает из естественной
потребности общества в стимулировании деятельности индивидов, мотивируя их
деятельность через соответствующие системы наград и поощрений. Однако
данное стимулирование в различных научно-методологических школах и
направлениях интерпретируются по-разному. В этой связи можно выделить
функционализм, статусную, экономическую теории и др.
Представители функционализма объясняют причину неравенства
дифференциацией функций, выполняемых различными группами, слоями, классами.
Функционирование общества, по их мнению, возможно только благодаря
разделению труда, когда каждая социальная группа, слой, класс осуществляют
решение соответствующих жизненно важных для всего социального организма
задач: одни занимаются производством материальных благ, другие создают
духовные ценности, третьи управляют т т.д. Для нормального функционирования
общественного организма необходимо оптимальное сочетание всех видов
деятельности, но некоторые из них с позиций этого организма являются более
важными, другие менее важными. Так, на основе иерархии социальных функций
складывается соответствующая иерархия групп, слоев, классов их выполняющих.
На вершину социальной пирамиды ставятся те, кто осуществляет общее
руководство и управление, ибо только они могут поддерживать единство
государства, создавать необходимые условия для успешного выполнения других
функций.
Подобная иерархия существует не только на уровне государства в целом, но
и в каждом социальном институте. Так, по мнению П. Сорокина, на уровне
предприятия – основу межпрофессиональной стратификации составляют два
параметра: 1) важность занятия (профессии) для выживания и функционирования
организма в целом; 2) уровень интеллекта, необходимый для успешного
выполнения профессиональных обязанностей. П.А. Сорокин считает, что
наиболее социально-значимые профессии это те, которые связаны с функциями
организации и контроля. Недобросовестная работа рядового труженика принесет
вред предприятию. Но этот вред несравним с тем, который будет нанесен
предприятию, если недобросовестно, безответственно будут поступать его
высшие должностные лица, руководители. Таким образом, в любом конкретном
сообществе более профессиональная работа проявляется в более высоком уровне
интеллекта, в функции организации и контроля, в более высоком ранге,
который занимают люди этих профессий в межпрофессиональной иерархии. Ясным
подтверждением этому положению, по мнению П. Сорокина, служит постоянно
действующий универсальный порядок, который состоит в том, что
профессиональная группа неквалифицированных рабочих всегда находится внизу
профессиональной пирамиды. Люди, принадлежащие к этой профессиональной
группе, являются самыми низкооплачиваемыми работниками. У них меньше всего
прав и самый низкий уровень жизни, самая низкая функция контроля в
обществе.
Близким по смыслу функционализму является статусное объяснение причин
социального неравенства. С точки зрения представителей этой теории,
социальное неравенство – это неравенство статусов, вытекающее как из
способностей индивидов выполнять ту или иную социальную роль (например,
быть компетентным, чтобы управлять, обладать соответствующими знаниями и
навыками, чтобы быть профессором, изобретателем, адвокатом и т.д.), так и
из возможностей, позволяющих человеку достичь того или иного положения в
обществе (происхождение, владение собственностью, принадлежность к
влиятельным политическим силам и т.д.).
Экономический подход при объяснении причин социального неравенства
связан с интерпретацией отношений собственности. С точки зрения
представителей этого подхода те индивиды и группы, которые обладают
собственностью, прежде всего собственностью на средства производства,
занимают господствующее положение и в сфере управления, и в сфере
распределения и потребления материальных и духовных благ.
Наиболее краткое определение социальной стратификации, часто встречающееся
в социологической литературе, отождествляет ее с социальным неравенством
как универсальным феноменом человеческой цивилизации. При более тщательном
анализе этого явления в нем, как правило, выделяют две главные черты.
Первая связана с дифференциацией населения в иерархически оформленные
группы, т.е. высшие и низшие слои (классы) общества. Второй момент,
характеризующий социальную стратификацию, заключается в неравном
распределении в обществе различных социокультурных благ и ценностей,
перечень которых весьма широк.
В социологической теории социальная стратификация анализируется под
углом зрения взаимодействия трех фундаментальных уровней общественной
жизни: культуры, образующей ценностно-нормативный уровень регуляции
поведения людей, социальной системы (системы социального взаимодействия
людей, в ходе которого образуются различные формы групповой жизни) и,
наконец, уровня поведения самой личности, затрагивающего его мотивационную
сферу.
Если эти общие принципы социологического анализа перенести на сферу
социальной стратификации, то следует признать, что конкретные формы ее
проявления в том или ином обществе будут определяться взаимодействием двух
основных факторов: социальной системы или, точнее говоря, происходящих в
обществе процессов социальной дифференциации с одной стороны, и
господствующих в данном обществе социальных ценностей и культурных
стандартов, с другой.
Рассмотрим этот процесс более подробно. Сразу уточним исходное понятие
социальной дифференциации, которое в нашей литературе истолковывается
довольно узко и обычно отождествляется с разделением общественного труда. В
социологической теории под социальной дифференциацией понимается вычленение
различных подсистем и единиц социальной системы в ходе ее развития, в
качестве которых выступают социальные институты, коллективы, группы и
социальные роли. Однако в теории социальной стратификации внимание в первую
очередь обращается на социально-дифференцирующие признаки, порождающие
неравенство между людьми.
По мнению Т. Парсонса, заложившего основы теоретического анализа
социальной стратификации, многообразие существующих в обществе социально-
дифференцирующих признаков может быть классифицировано по трем основным
группам. Первую образуют «качественные характеристики» людей, которыми они
обладают от рождения, такие, например, как этническая принадлежность,
половозрастные особенности, родственные связи, различные физические и
интеллектуальные особенности личности. Вторая группа включает социально-
дифференцирующие признаки, связанные с «исполнением роли», куда относятся
различные виды профессионально-трудовой деятельности. И, наконец, третью
группу образуют, как их называет Т. Парсонс, «обладания», сюда включаются
собственность, материальные и духовные ценности, привилегии, товары и др.
Не трудно заметить, что на различных ступенях общественного развития в
качестве социально-дифференцирующих признаков выдвигались различные
критерии. Так, на ранних ступенях общества социальное неравенство в
значительной мере определялось «качественными характеристиками». В условиях
современного промышленно развитого общества критерии социальной
дифференциации перемещаются в область производственно-трудовой
деятельности, хотя определенную роль продолжают играть и «качественные
признаки», не говоря уже о значении критериев третьей группы, роль которых
в истории всегда была значительной. С точки зрения социологического подхода
принципиально важно зафиксировать, что господствующие в обществе культурные
стандарты и ценности, идеологические нормативы определяют объекты и
критерии социальной дифференциации, их социальную значимость.

В социологической теории социальная стратификация увязывается не только с
процессом социальной дифференциации, но в большей мере с оцениванием
занимаемой человеком позиции вообще. По словам Б. Барбера, социальная
стратификация «есть продукт взаимодействия социальной дифференциации и
социальной оценки». Уточняя этот теоретический постулат, С. Айзенштадт
подчеркивает, что «социальная стратификация связана с дифференцированной
оценкой ролей и соответствующим размещением наград». Термин «награда»
следует понимать в данном случае предельно широко, относя сюда не только
материальный доход и привилегии, но и любые другие общественные ценности,
которые стремятся получить индивиды. Термины «оценка» и «оценивание»
используются здесь не в моральном, а более широком смысле слова, как
общественно значимое вознаграждение человеческой деятельности. Хотя следует
признать, что моральная оценка, выносимая общественным мнением,
одобрительная или неодобрительная, как правило, сопровождает почти любое
передвижение по лестнице социальной иерархии. Оценивание эффективности
выполняемой человеком социальной роли и соответствующей ей позиции
составляет ключевой момент в социологической интерпретации социальной
стратификации.
Следовательно, процесс оценивания, как бы автоматически, предопределяет
место индивида или группы в социальной иерархии. Поэтому под социальной
стратификацией следует понимать «структурно регулируемое неравенство, в
котором люди ранжируются «выше» или «ниже» в соответствии с той социальной
значимостью, которой обладают социальные роли и различные виды
деятельности».
Если принять вслед за американским социологом Б. Барбером
процитированное выше положение о социальной стратификации как «структурно
регулируемом неравенстве», то мы невольно приходим к выводу о том, что
социальное неравенство должно выполнять в обществе определенные позитивные
функции. Эта идея звучит диссонансом популярной в нашем обществе
уравнительной морали и она, на первый взгляд, кажется противоречащей
принципам гуманизма и демократии. Но в действительности дело обстоит как
раз наоборот. Старые идеологические догмы и все еще крепко живущие в
общественном сознании иллюзии всеобщего равенства и справедливости мешают
видеть тот несомненный исторический факт, что социальное неравенство при
правильном его регулировании может служить мощным стимулом общественного
прогресса. И напротив, при его искусственном сдерживании и попытках строгой
регламентации, как это имело место в недавней истории нашей страны,
превращается в тормоз общественного развития. Н. Бердяев, будучи одним из
самых последовательных оппонентов коммунистической утопии, справедливо
отмечал, что «свобода есть право на неравенство».
Итак, каков же конкретный механизм дифференцирования оценки различных видов
человеческой деятельности, лежащей в основе процесса социальной
стратификации?



Механизм


Исходный постулат гласит: существующая в обществе система стратификации
теснейшим образом связана с господствующей системой ценностей, на основе
которой формируется «нормативная шкала оценивания», позволяющая ранжировать
различные виды деятельности, вознаграждая их неравным образом. Иными
словами, сущность социальной стратификации заключается в размещении людей и
коллективов по определенным социальным позициям, которые, в свою очередь,
подвергаются оцениванию, как находящиеся «выше» или «ниже» по нормативной
шкале стратификации, т.е. ранжируются как обладающие различной степенью
социального престижа. По словам Т. Парсонса, «стратификация в своем
оценочном аспекте представляет собой ранжирование единиц в социальной
системе в соответствии с общеразделяемыми ценностными стандартами». Эта
оценка, уточняет американский социолог, носит дифференцированный характер,
а действующая в обществе нормативная шкала оценивания и ранжирования
базируется на господствующей системе ценностей. Впервые эту интерпретацию
стратификации предложил известный американский социолог У. Л. Уорнер, автор
знаменитого исследования «Янки-сити». С точки зрения функционирования
социальной системы как целого, отмечал он, дифференцированная оценка ролей
необходима для того, чтобы обеспечить необходимую для нормального
функционирования общества координацию различных видов деятельности,
соответственно мотивируя людей через систему наград и поощрений. Стало
быть, объективная потребность в социальной стратификации общества
заключается в необходимости размещения людей и коллективов по различным
социальным позициям, имеющим неравный общественный престиж и
соответствующие ему привилегии, доход, власть, культурные ресурсы, которые
играют роль побудительного мотива эффективного исполнения людьми своих
обязанностей.
Предпосылкой процесса ранжирования является сравнение различных позиций
и выполняемых людьми ролей, ибо эффективность выполнения ролевых
предписаний, отношение к работе значительно варьируются среди индивидов.
Если иметь в виду современное общество, то социальные статусы (позиции)
могут подвергаться сравнению по трем критериям: во-первых, по личностным
характеристикам, таким как интеллигентность, красота или сила, т.е.
относятся к индивидуально-биологическим предпосылкам выполнения роли. Во-
вторых, сравнение может осуществляться под углом зрения профессионального
мастерства и способностей, необходимых для эффективного выполнения роли. И
третий критерий для сравнения связан с теми последствиями, которые
оказывают на общество или коллектив выполнение данной роли. Сравнение
позиций и последующее их ранжирование по принятой в обществе нормативной
шкале стратификации имеет своей целью, подчеркивает М. Тюмин, «обеспечить
поиск наиболее подходящих людей для соответствующих ролей», особенно важно
найти талантливых и способных людей, осуществить их эффективную подготовку
и тренировку.
В рамках теоретического подхода к изучению социальной стратификации
обобщенная оценка предполагает наличие «совокупного социального статуса»,
под которым подразумевается «место индивида и иерархии социальных оценок,
основанное на некотором типе кумулятивной оценки всех занимаемых статусов и
всех наград, которые он способен получить». В эмпирической социологии, где
обязательно требуется использовать измеряемые факторы, обобщенная оценка
престижа позиции обычно операционализируется посредством трех измеряемых
признаков – престижа профессии, уровня дохода и уровня образования. Этот
популярный в западной социологии тип обобщенного статуса принято называть
Социально-экономическим индексом позиций.
Что касается «наград», в которых как бы объективируется социальная
оценка деятельности, то их перечень довольно широк и зачастую сводится к
трем-четырем основным, таким как материальные блага, собственность, власть
и культурные ресурсы (образование), хотя в реальности их может быть гораздо
больше. Дифференцированная оценка деятельности индивидов и групп
подразумевает наряду с этим автоматическое распределение «наград» вместе с
размещением позиций по шкале социальной иерархии. Получается, что «награды»
как бы встроены в ранжированные социальные позиции индивидов. Таким
образом, размещение позиций по шкале социального престижа (социальное
оценивание) и распределение в обществе материальных благ, ценностей и
прочих наград, включая власть, это две стороны одной медали.
Такого рода трактовка процесса социальной стратификации дает основание
некоторым исследователям считать ее характерной особенностью именно
неравное распределение в обществе различных «наград». Так поступает,
например, американский социолог Дж. Ленски, отождествляющий социальную
стратификацию с процессом распределения в обществе трех основных ценностей,
к которым, по его убеждению, всегда стремятся люди. Это – власть,
привилегии и престиж. Дифференциация общества на различные классы как раз и
объясняется, по его мнению, неравным распределением указанных ценностей, из
которых он на первое место выдвигает власть.
Однако далеко не всегда оценка (награда) адекватна социальной позиции,
занимаемой человеком. Нередко случается так, что занимаемая человеком
позиция является довольно высокой, а ее оценка – низкой. Типичный случай
несоответствия статуса и оценки, когда человек с высоким уровнем
образования получает низкую зарплату. Этот феномен получил название
«статусной инкосистенции» (несовместимости). Он относится не только к двум
указанным позициям (образованию и зарплате) совокупного статуса, но и к
любым другим. Многолетнее его изучение выявило ряд интересных
закономерностей. Обратим внимание на две из них. Первая касается
индивидуальной реакции человека на статусную несовместимость. Как правило,
она характеризуется наличием стрессовой реакции у индивида, который
переживает несправедливую оценку занимаемого им статуса. Второй момент
относится к сфере политической социологии. Изучение поведения избирателей в
период выборов показало, что люди, находящиеся в ситуации статусной
несовместимости, чаще всего имеют довольно радикальные политические взгляды
и предпочитают оказывать поддержку кандидатам либерального и радикального
толка.
В том же случае, когда имеет место совпадение или близость позиций по
ряду существенных признаков у определенной группы людей, то принято
говорить о «классовой кристаллизации» или, иными словами, формирование
класса в самом широком смысле этого слова. Правда, может возникать и
определенная путаница с понятиями «класса» и «страты», ибо их нередко
отождествляют, хотя в узком и строгом смысле слова под стратой следует
понимать определенный социальный срез или слой, выделяемый по какому-то
отдельному параметру стратификации – доходу, образованию, собственности и
т.п.
Размышляя о проблемах взаимоотношения личности и социальной
стратификации, следует напомнить, что человек не является пассивным
носителем социальной позиции. Занимаемое им место в обществе, его
социальный престиж обязательно вызывают в нем определенные личностные
реакции. Так, существующая в обществе нормативная шкала социальной
стратификации может стать объектом его личных устремлений, переживаний,
удовлетворенности или фрустации, что в конечном счете затрагивает
мотивационную сферу личности – побуждает человека к активному выполнению
своих профессиональных обязанностей или, напротив, относиться к ним
индифферентно, работать, так сказать «спустя рукава». В отдельных случаях
человек может негативно расценивать существующую в обществе нормативную
шкалу стратификации, уклоняться от участия в трудовой и общественной
деятельности или даже вступить на путь борьбы против господствующих
общественных устоев, будучи убежденным в несправедливости сложившейся в
данном обществе системы распределения материальных благ, культурных
ценностей, властных полномочий. Общественная практика свидетельствует, что
фактически для любого индивида, занимаемый им в обществе статус является
важнейшим условием самоутверждения его как личности.
Исторический опыт свидетельствует о том, что формирование нормативной
шкалы оценивания социальных позиций не может опираться только на власть и
принуждение, ибо любая власть, как справедливо отмечает Г. Ленски,
стремится быть легитимной, опираться не только на право и закон, но и на
убеждение, на принятие в обществе моральные нормы и ценности, в том числе и
понятия о справедливости. Эту функцию общественной морали В. Джеффи
называет феноменом «поддерживающей» идеологии. Она есть результат
господствующей в обществе системы ценностей и верований, норм и убеждений,
создающих идейную и моральную почву для применения с помощью действующей
власти нормативной шкалы оценивания, в соответствии с которой
распределяются материальные блага и ценности, привилегии, да и сама власть.
«Для людей, занимающих высокие позиции, господствующая идеология
обеспечивает оправдание их привилегий и исключительных прав. Для людей,
находящихся на невыгодных позициях, идеология стремится внушить
оправданность и приемлемость их положения. В американском обществе,
например, существование «социального дна» объясняется обычно нежеланием
этих людей «делать карьеру», неприятием ими господствующих в обществе
моральных образцов и ценностей, ориентирующих людей на достижение успеха и
ка

Новинки рефератов ::

Реферат: Новейшая разрядно-импульсная технология укладки бетона (Технология)


Реферат: Шпаргалки (Гражданское право и процесс)


Реферат: Билеты по аудиту (Бухгалтерский учет)


Реферат: Джайнизм (Религия)


Реферат: Баннерная реклама (Программирование)


Реферат: Виноделие во Франции (Культурология)


Реферат: Обманные приемы и уловки в общении. Возможности противостояния (Психология)


Реферат: Решение уравнений в целых числах (Математика)


Реферат: Современный комплексный подход к преодолению заикания (Педагогика)


Реферат: Концепция Л.Н. Гумилева "Этногенез и биосфера земли" и ее значение в развитии философии истории (История)


Реферат: Золотая Орда и ее падение (История)


Реферат: Безопасность жизнедеятельности (конспект лекций) (Военная кафедра)


Реферат: Композиционные и порошковые материалы (Технология)


Реферат: Политические партии России в 1917 году (История)


Реферат: Курсовик по электротехнике (Радиоэлектроника)


Реферат: Галогены (Химия)


Реферат: Двухпалатная структура Федерального Собрания (Право)


Реферат: Проектирование обуви (Технология)


Реферат: Обеспечение комфортности жизнедеятельности людей, как способ повышения уровня их защищенности (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Авторитет руководителя, условия его завоевания и поддержания (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист