|
Реферат: Шпоры на экзамен 2003 (Литература : русская)
|№9 Горе от ума - Чацкий и|№14 РОЛЬ ЭПИЗОДА |№13(7) ГЕРОЙ НАШЕГО | |Молчалин |«СОВЕЩАНИЕ В ФИЛЯХ» |ВРЕМЕНИ" | | | | | |В самом название своей |Лев Николаевич Толстой в | | |комедии “Горе от ума” |романе «Война и мир» |Многие писатели разных | |Грибоедов закладывает |неоднократно подчеркивал |эпох и народов стремились | |основную идею поизведения,|предопределенность |запечатлеть своего | |мы уже можем понять, что |происходящих событий. Он |современника, через него | |всё в нём будет относиться|отрицал роль личности в |донося до нас свое время, | |к понятию “ум”. |истории, но отстаивал |свои идеи, свои идеалы. | |Грибоедов сам говорил что |предначертан-ность судьбы |Каков он, молодой человек,| |в его произведениях на 1 |отдельного человека и |разных эпох? Пушкин в | |умного приходятся 15 |государства в целом. |романе "Евгений Онегин" | |глупцов. Мы понимаем, что |Несмотря на то что на |запечатлел молодого | |здесь будет один |Бородинском поле русские |человека 20-х годов: | |единственный герой |одержали «нравственную» |умного, неудовлетворенного| |наделенный умом, а все |победу и собирались на |существующей | |люди его окружающие его |следующий день продолжать |действительностью, жизнь | |будут теми 15-ю глупцами, |сражение, выяснилось, что |которого так и прошла без | |о которых говорил |войска потеряли убитыми и |пользы. Не успели | |Грибоедов. |ранеными до половины |отгреметь страсти вокруг | | |состава и сражение |Онегина, как вслед за ним | |Чацкий и Молчалин |оказалось невозможным. Еще|появился другой герой - | |Главная роль, конечно, - |до совещания в Филях всем |Григорий Печорин, молодой | |роль Чацкого, без которой |здравомыслящим военным |человек, представляющий | |не было бы комедии, а была|было ясно, что нового |поколение 30-х годов XIX | |бы, пожалуй, картина |сражения давать |века из романа | |нравов. |невозможно, но это должен |М.Ю. Лермонтова "Герой | |В Чацком Грибоедов мог |был сказать «светлейший». |нашего времени". И опять | |изображать Самого себя, но|Кутузов постоянно задавал |та же судьба, трагическая,| |мне кажется что он не |себе вопрос: «Неужели это |неординарная. Страстное | |хотел бы быть таким |я допустил до Москвы |стремление героев понять | |человеком, но хотел бы |Наполеона, и когда же я |смысл жизни, поиски | |видеть его рядом с собой, |это сделал? Когда же это |истины, с одной стороны, и| |быть может своего родного |решилось?..» Кутузов |бесцельное, паразитическое| |сына. И только по этому |продолжает ту же линию |существование, с другой | |Грибоедов выставляет |поведения, что и во время |стороны, - это трагический| |Чацкого самым умным, а |Бородинского сражения. Он |разлад мечты и | |всех его партнеров по |сидит внешне безучастный к|действительности. Вслед за| |комедии беспросветными |окружающим, но ум его |ними в литературе | |дураками. Чацкий на много |лихорадочно работает. Он |появляется целая галерея | |умнее людей даже тех |ищет единственно верное |героев своего времени: | |которые на много старше |решение. Главнокомандующий|тургеневский Базаров, | |его и как казалось бы |свято верит в свою |натура совершенно | |должны иметь своё мнение и|историческую миссию |противоположная Онегину и | |огромный жизненный опыт. |спасения России. |Печорину, Андрей | |Но Чацкий не просто умен, |Интересно, что, описывая |Болконский и Пьер | |но и его подчеркивает все |такую драматическую сцену,|Безухов - лучшие | |негативные качества прочих|как решение оставлять |представители передового | |лиц. Его ум переполнен |Москву французам или |дворянства из романа Л. | |остроумием, которое за |драться за нее, Лев |Толстого "Война и мир". | |частую переходит в |Николаевич не упускает |Почему же до сих пор споры| |острословие. Это человек |случая поиронизировать над|об Онегине и Печорине | |большого сердца, но при |ложным патриотизмом |очень злободневны, хотя | |этом он слишком честен в |Бенигсена, который |образ жизни в настоящее | |своих высказываниях. Тут |настаивает на защите |время совершенно другой. | |показано то, что может |Москвы, начиная свою речь |Все другое: идеалы, цели, | |сделать любовь даже с |высокопарной фразой: |мысли, мечты. На мой | |очень умным человеком. |«Оставить ли без боя |взгляд, ответ на этот | |Чацкий не приемлет этого |священную и древнюю |вопрос очень прост: смысл | |общества, но вынужден |столицу России или |человеческого | |оставаться в нём ради |защищать ее?» Всем ясна |существования волнует | |своей любви к человеку, |фальшь этой фразы, но лишь|всех, независимо от того, | |который не понимает |Кутузов вправе ответить на|в какое время MJI Живем, о| |простых вещей, шуток и |нее протестом. Он выбран |чем думаем и мечтам. | |который не просто не может|главнокомандующим по |Особенно углубленным | |сделать правильный выбор |желанию народа, вопреки |психологическим анализом | |между казалось бы простыми|воле государя, и ему, |характеризуется | |вещами: глупость и ум. |истинному патриоту, претит|Центральная часть романа -| |Чацкий как бы родился на |всякое позерство. Кутузов |"Дневник Печорина". | |много лет раньше своего |искренне уверен, что на |Впервые в русской | |времени.Чацкий не похож на|Бородинском поле одержана |литературе появляется | |людей которым нечего |победа русскими, но он же |такое беспощадное | |делать так как он усердно |видит и необходимость |обнажение героем своей | |готовится к деятельности. |оставления Москвы. Он |личности. Переживания | |“Он славно пишет, |говорит гениальнейшие |героя анализируются им же | |переводит”, говорит о нём |слова, ставшие на долгие |со "строгостью судьи и | |Фамусов, и все только и |годы хрестоматийными: |гражданина". Печорин | |говорят о его высоком уме.|«Вопрос, для которого я |говорит: "Я до сих пор | |Не прошли и даром поездки |просил собраться этих |стараюсь объяснить себе, | |за границу, в свободные |господ, это вопрос |какого рода чувства кипят | |страны. |военный. Вопрос следующий:|в груди моей". Привычка к | |Служить бы рад,- |«Спасение России в армии. |самоанализу дополняется | |прислуживаться тошно!- |Выгоднее ли рисковать |навыками беспрестанного | |Он не приемлет для себя |потерей армии и Москвы, |наблюдения за окружающими.| |скуки и праздной жизни. И |приняв сражение, или |В сущности все отношения | |одна из главных его ошибок|отдать Москву без |Печорина с людьми являются| |заключается в том что он |сражения?.. Вот на какой |своеобразными | |серьёзно видет в Софье |вопрос я желаю знать ваше |психологическими | |свою будущею жену, и да же|мнение». Кутузову трудно, |экспериментами, которые | |не думает о том что что-то|чисто по-человечески |интересуют героя своей | |может быть не так как он |невозможно произнести |сложностью" на время | |этого хочет.Чацкий |приказ об отступлении из |развлекают удачей. Такова | |приезжает в Москву лишь |Москвы. Но здравый смысл и|история с Бэлой, история | |для того чтобы увидеть её |мужество этого человека |победы над Мэри. Похожей | |и натыкаясь на холодную |возобладали над остальными|была психологическая | |стену в её душе он сразу |чувствами: «...я (он |"игра" с Грушницким, | |должен был понять что ему |остановился) властью, |которого Печорин дурачит, | |нет больше места в этом |врученной мне моим |заявляя, что Мэри он | |доме. Но он слишком сильно|государем и отечеством, я |небезразличен, чтобы потом| |её любит чтобы уехать. И |— приказываю отступление».|доказать его плачевную | |полностью окунается в мир |Сцена совета в Филях дана |ошибку. Печорин рассуждает| |ему чуждый и противный. Он|глазами ребенка, внучки |о том, что "честолюбие | |не признаёт его и в этом и|Андрея Савостьянова, |есть не что иное, как | |заключается его главная |Малаши, оставшейся в |жажда власти, а счастье - | |трагедия. |горнице, где собрались |всего лишь напыщенная | |О Чацком мы можем писать |генералы. Шестилетняя |гордость". Если А.С. | |ещё много и плохого и |девочка, конечно же, |Пушкина принято считать | |хорошего, а о Молчалине |ничего не понимает в |создателем первого | |всего несколько |происходящем, ее отношение|реалистического | |предложений и мы уже |к Кутузову, «дедушке», как|стихотворного романа о | |раскрыли всю его сущность.|она его окрестила, и |современности, то, на мой | | |Бенигсену, «длиннополому»,|взгляд, Лермонтов является| |Молчалин довольно серый |построено на |автором первого | |человек без своего |подсознательном уровне. Ей|социальнопсихологического | |суждения и мнения. Он |симпатичен дедушка, |романа в прозе, его роман | |пользуется мнением |который о чем-то спорил с |отличается глубиной | |посторонних за неимением |длиннополым, а потом |анализа психологического | |своего, даже если оно |«осадил его». Такое |восприятия мира, изображая| |неправильно, при этом он |отношение между спорящими |свою эпоху, Лермонтов | |выбирает мнение |«утешило» Малашу. Она |подвергает ее глубокому | |большинства. Молчалин |относится с симпатией к |критическому анализу, не | |искренне уверен что |Кутузову, и ей приятно, |поддаваясь никаким | |главным качествами для |что он одержал верх. Такое|иллюзиям и обольщениям. | |человека должны бать |восприятие сложнейшего |Лермонтов показывает все | |умеренность и |эпизода романа нужно |самые слабые стороны | |аккуратность, а Чацкий с |автору, вероятно, потому, |своего поколения: | |ним не согласен, и даже |что «устами младенца |холодность сердец, эгоизм,| |после разговора с ним |глаголет истина», но и |бесплодность деятельности.| |думает, что Софье лишь |потому, что Кутузов, по |Реализм "Героя нашего | |пошутила и просто не может|мысли Толстого, не |времени" во многом отличен| |любить на столько |рассуждает, не умничает, а|от реализма пушкинского | |бездарного и глупого |поступает так, как |романа. Отодвигая в | |человека. |невозможно не поступить; |сторону бытовые элементы, | |Для Фамусовского общества |он выбирает единственно |историю жизни героев, | |оба и Чацкий и Молчалин |правильное решение. |Лермонтов сосредотачивает | |всего лишь молодые люди, |Конечно, старику оно |внимание на их внутреннем | |которые должны |дается нелегко. Он ищет |мире, подробно раскрывая | |беспрекословно во всём |свою вину в происшедшем, |мотивы, побудившие того | |слушаться его и его |но уверен, что гибель |или иного героя на | |друзей. |французов в скором времени|какие-либо поступки. Автор| |Чацкий и Молчалин |неминуема. Уже поздно |изображает всевозможные | |полностью разные люди: |ночью он говорит, кажется,|переливы чувств с такой | |один из них свободный |без всякой связи вошедшему|глубиной, | |человек и скорее всего |адъютанту: «Да нет же! |проникновенностью и | |останется без высокого |Будут же они лошадиное |детализированностью, | |поста или чина, а другой |мясо жрать, как турки... |которой еще не знала | |напротив если и не |будут и они, только бы...»|литература его времени. | |добьется высоких постов |Сколько боли в этих |Многие считали Лермонтова | |из-за недалекости своего |словах, он все время думал|предшественником Льва | |ума то уж точно не |о судьбе армии, России, |Толстого, И с этим я | |останется на низшей |своей ответственности |абсолютно согласна, именно| |ступеньке. |перед ними, только поэтому|у Лермонтова Толстой | |Каждый человек, который |прорываются горькие слова.|учился приемам раскрытия | |прочитает эту ”комедию” |Эпизод совета в Филях |внутреннего мира | |должен подчерпнуть что то |многое объясняет, он |персонажей, портретному | |своё. Один может просто |показывает драматизм |мастерству и речевому | |смеяться над шутками и |ситуации, вынужденное |стилю. Из творческого | |остротами в сторону нашего|отступление войск, не как |опыта Лермонтова исходил и| |дворянства, а другой более|злую волю кого-то одного, |Достоевский, однако | |умный может и задуматься |решившего погубить Москву,|раздумья Лермонтова о роли| |над смыслом этого |а единственный возможный и|страданий в духовной жизни| |произведения и может |верный выход. Толстой |человека, о раздвоении | |понять в чём истенное горе|восхищен мудростью и |сознания, о крахе | |Чацкого. |дальновидностью |индивидуализма сильной | |Каждый человек должен |главнокомандующего, его |личности превратились у | |сделать выбор Молчалин или|умением понять ситуацию, |Достоевского в изображение| |Чацкий. Можно быть |воспользоваться своей |болезненной напряженности | |Молчаленым и молча |властью и принять |и мучительных страданий | |подниматься по лестнице на|непопулярное, но |героев его произведений. | |верх. Или стать Чацким и |мужественное и благое |Мятежная натура Печорина | |всю жизнь спорить, |решение. Кутузов не |отказывается от радостей и| |бороться, добиваться |нуждается в дешевом |душевного спокойствия. | |своего, сражаться с не |популизме, он истинный |Этот герой вечно "просит | |просветной глупостью |патриот, думающий о благе |бури". Его натура слишком | |окружающих. |отечества, и это помогает |богата страстями и | | |ему принять правильное |мыслями, слишком свободна,| | |решение. |чтобы довольствоваться | | | |малым и не требовать от | | | |мира больших чувств, | | | |событий, ощущений. | | | |Самоанализ необходим | | | |современному человеку, | | | |чтобы верно соотнести свою| | | |судьбу и предназначение с | | | |настоящей жизнью, чтобы | | | |понять свое место в этом | | | |мире. Отсутствие убеждений| | | |- настоящая трагедия для | | | |героя и его поколения. | | | |В "Журнале Печорина" | | | |открывается живая, | | | |сложная, богатая, | | | |аналитическая работа | | | |разума. Это доказывает нам| | | |не только то, что главный | | | |герой - фигура типичная, | | | |но и то, что в России | | | |существует молодежь, | | | |которая трагически | | | |одиноко, Печорин | | | |причисляет себя к жалким | | | |потомкам, которые | | | |скитаются по земле без | | | |убеждений. Он говорит: "Мы| | | |не способны более к | | | |великим жертвам ни для | | | |блага человечества, ни | | | |даже для собственного | | | |нашего счастья". Эта же | | | |мысль повторяется и у | | | |Лермонтова в стихотворении| | | |"Дума": Богаты мы, едва из| | | |колыбели, Ошибками отцов и| | | |поздним их умом, И жизнь | | | |уж наc томит, как ровный | | | |путь без цели, Как пир на | | | |празднике чужом. | | | |Каждому истинно русскому | | | |человеку становится не по | | | |себе от мысли, что М.Ю. | | | |Лермонтов рано ушел из | | | |жизни. Решая нравственную | | | |проблему цели жизни, | | | |главный герой его | | | |произведения Григорий | | | |Печорин не смог найти | | | |применения своим | | | |способностям. "Зачем я | | | |жил? Для какой цели я | | | |родился..? А ведь, верно, | | | |было мне назначение | | | |высокое, так как я | | | |чувствую в душе силы | | | |необъятные", - пишет он. В| | | |этой неуверенности и лежат| | | |истоки отношения Печорина | | | |к окружающим людям. Он | | | |равнодушен к их | | | |переживаниям, поэтому он, | | | |не задумываясь, коверкает | | | |чужие судьбы. Пушкин писал| | | |о таких молодых людях: | | | |"Двуногих тварей миллионы | | | |для них название одно". | | | |Пользуясь пушкинскими | | | |словами, о Печорине можно | | | |сказать, что в его | | | |взглядах на жизнь | | | |"отразился век, и | | | |современный человек | | | |изображен довольно верно, | | | |с его безнравственной | | | |душой, себялюбивой и | | | |сухой". Таким увидел свое | | | |поколение Лермонтов. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |№31 Анализ одной из поэм | | | |Есенина. | |Шолохов. Судьба человека. | | |№5(7) Сюжет и герои одного| | |Поэма "Анна Снегина" |из рассказов | | |написана в стихотворной |В.Шукшина.(Обида) |О красоте души советского | |форме, но ее особенностью | |человека говорится в | |является слияние | |рассказу М. Шолохова "СЧ",| |эпического и лирического |Люди, что с нами |в котором герой сумел | |жанров в единое |происходит? Надо человеком|подняться над своей личной| |нераздельное целое. В |быть... В. Шукшин В |трагической судьбой и | |поэме нет сквозного |рассказе Василия |жизнью, во имя жизни | |действия, нет |Макаровича Шукшина "Обида"|одолеть смерть. Андрей | |последовательного рассказа|речь идет об обыкновенном |Соколов рассказывает о | |о событиях. Они даны |житейском случае, |своей жизнью, которая была| |отдельными эпизодами, |свидетелем или участником |полна мук, "горюшка", | |автора интересуют его |которого может оказаться |которого ему "пришлось | |собственные впечатления и |каждый из нас в любую |хлебнуть по самые ноздри и| |переживания от |минуту: в транспорте, в |выше". Читаешь рассказ, и | |столкновения с этими |магазине, в любом |кажется, будто прямо в | |событиями. Лирический |учреждении. Это, к |душу тебе глядят | |герой поэмы выступает и |сожалению, стало обыденной|опустошённые, как бы | |как рассказчик, и как |реальностью. Речь идет |"присыпанные пеплом глаза | |герой произведения, и как |о... хамстве, обыкновенном|Андрея, которые были | |участник событий |хамстве. Сашке Ермолаеву |наполнены такой | |предреволюционного и |нахамила продавщица, ее |неизбывной, смертной | |революционного времени. |поддержала очередь. И все |тоской". Но оказывается, | |Поэма начинается и |это в присутствии |что эти глаза, видевшие | |заканчивается лирическим |крохотули-дочки, которая |муки и гибель, видевшие | |аккордом -- воспоминания |еще в силу своего возраста|чудовищно изощрённого в | |автора о ранней юности, о |не может понять, что |своём стремлении убить в | |"девушке в белой накидке".|случилось, но сердцем |людях всё человеческое | | |чувствует, что эти тети и |врага, на каждом шагу | |Развитие сюжета начинается|дяди "плохие", они обидели|видевшие в глаза смерть, -| |в первой части поэмы: |ее папу. И Сашке стыдно |не утратили способности | |герой возвращается в |перед дочерью за этих |видеть и чутко | |родные места после |людей. Как поступить ему? |воспринимать всё чистое, | |трехлетнего отсетствия. |Может, промолчать, |прекрасное в природе, в | |Свершилась февральская |повернуться и уйти? Как |окружающей жизни. Сердце | |революция, но война |говорится, лбом стену не |Соколова исполнено доброты| |продолжается, земли |прошибешь, только шишки |к живому, к людям. Его | |крестьяне не получили. |себе набьешь. А этих людей|потрясла судьба маленького| |Назревыют новые грозные |словом не переубедишь. И |человека - Ванюшки, в | |события. Но герой хочет |грубиянку-продавщицу, и |чём-то схожая с его | |остаться в стороне от них,|людей из очереди, |собственной печальной | |отдохнуть в общении с |поддержавших ее, особенно |судьбой. Много страданий | |природой, вспомнить |Плаща-Чукалова. Но ведь |выпало на долю Андрея | |юность. Но союытия сами |далеко не каждый человек |Соколова: "Куда меня | |врываются в его жизнь. Он |сможет хотя бы внешне |только не гоняли за 2 года| |толко что пришел с войны, |спокойно перенести обиду. |плена! Половину Германии | |бросил винтовку и "решил |Просто не сможет. Тогда, |объехал за это время, и в | |лишь в стихах воевать". |может быть, проще на |Саксонии был, на | | |грубость ответить |силикатном заводе работал,| |"Война мне всю душу |грубостью, отвести душу и |и в Рурской области был, | |изьела. |тут же забыть о |на шахте уголёк откалывал,| |За чей-то чужой интерес |случившемся? Как говорят в|и в Баварии на земляных | |Стрелял я в мне близкое |народе, когда не хватает |работах горб наживалЕ" Но | |тело |слов, помогают выражения. |каторжный труд зверства | |И грудью на брата лез". |Но опять-таки не каждый |фашистов не сломили его, | | |человек может опуститься |не убили в нём чувства | |Февраль 1917 года |до грубости и хамства. По |долга, любовь к родной | |всколыхнул деревню. Былая |своему складу он не может |земле. Своими руками | |вражда между жителями села|этого. Но есть еще один |задушил А. Соколов | |Радово и деревни Криуши |аргумент — сила, к |предателя, грозившего | |вспыхнуло с новой силой. |которому и решил |своему взводному выдать | |Появился у Криушей свой |обратиться Сашка Ермолаев.|его немцам. Стойко перенёс| |вожак -- Прон Оглобин. |В данном случае этот |Соколов все муки | |Приехавший из Питера |аргумент — молоток. И |концлагеря. Кто-то донёс | |бывший односелбчанин, |только счастливая |начальству "горькие слова"| |герой поэмы, встречен ими |случайность, только |Андрея о тяжести | |и с радостью, и "с |вмешательство жены |каторжного труда. И вот | |любопытством". Он теперь |предотвратило катастрофу, |его привели к коменданту. | |"важная шишка", столичный |иначе могло произойти |Андрей понимает, что вот | |поэт, но все же "свойский,|непоправимое. В состоянии |сейчас, может быть через | |мужицкий, наш". От него |аффекта, не рассчитав |несколько минут, его | |ждут ответа на самые |силы, Сашка мог бы убить |убьют, но он не испугался,| |жгучие вопросы: "Скажи, |человека... А это уже |не стал умолять о пощаде, | |отойдут ли крестьянам без |самое страшное. Как потом |а наоборот. "Захотелось | |выкупа пашни господ?" ... |жить дальше, зная, что ты |мне им, проклятым, | |"За что же тогда на фронте|лишил жизни пусть и |показать, чтоЕ у меня есть| |мы губили себя и других?" |плохого, но человека. |своё русское достоинство и| |Но и эти вопросы и для |Убить кого-то — это убить |гордость и что в скотину | |самого поэта еще |и большую часть своей |они меня не превратили, | |недостаточно ясны. |души, самого себя. Это |как ни старались". | |Другие впечатления волнуют|однозначно. Что может быть|Необыкновенное мужество и | |этот романтический образ |труднее и страшнее жизни с|достоинство, с которым | |до боли знакомой и родной |постоянным ощущением своей|Соколов вёл себя, вызвали | |природы и не менее |вины, вечными угрызениями |уважение даже у фашиста, | |романтический образ - |совести? Об этом страшно |который благосклонно | |воспоминание о "девушке в |даже подумать. Так как же |подарил Андрею жизнь, | |белой накидке". Юношеская |быть? Сам автор не дает |маленькую буханку хлеба и | |любовь была безответной, |однозначного ответа, но |ещё более маленький кусок | |но воспоминания о ней - |как бы между прочим |сала. Андрей Соколов | |легкие, радостные. Любовь,|говорит: "...Ведь мы сами |понимал, что только | |молодость, природа, родина|расплодили хамов, сами... |поддержка товарищей | |- все это для поэта |Никто нам их на парашютах |помогла ему выжить, и, | |слилось в единое целое. |не забросил...". Значит, |вернувшись в барак, Андрей| |Это все в прошлом, а |он оставляет решение на |делит добытый хлеб со | |прошлое - прекрасно и |совести каждого из нас. Я |всеми поровну. С первых | |поэтично. |лично в подобной ситуации |минут плена Соколова не | |От своего друга, старого |просто бы расплакалась и |покидала мысль о побеге. | |мельника, герой узнает, |долго не могла забыть |Первый раз побег не | |что Анна, дочь соседней |происшедшего. А между тем |удался, но во второй раз | |помещицы Снегиной, помнит |беззаконие, произвол и |Андрей не только сам | |его. Герой поэмы не ищет с|хамство все умножаются. Мы|вырвался из плена, но и | |ней встречи. Все |живем среди обозленных, |привёз с собой "немца, | |изменилось, изменились они|агрессивно настроенных, |инженера в чине майора | |сами. Ему не хочется |грубых людей. И грубость, |армии" с очень важными | |тревожить тот легкий |к несчастью, становится |документами. Поправившись | |поэтический образ, который|как бы нормой поведения и |в госпитале, Андрей | |остался от ранних |общения. Если тебе |возвращается домой, но | |юношеских впечатлений. |спокойно, доброжелательно |здесь новое тяжёлое горе | |Да, теперь Анна Снегина - |ответили, то ты |сваливается на его плечи: | |важная дама, жена боевого |воспринимаешь это не как |гибель жены и дочерей. | |офицера. Она сама находит |норму, а как редкое и |Соколов снова возвращается| |поэта и почти прямо |приятное исключение. . И в|а фронт и там узнаёт о | |говорит, что любит его. Но|этом мире зла все труднее |геройской гибели сына, | |прошлый образ юной девушки|жить каждому из нас и всем|который оставался | |в белом ему милее, он не |вместе. Поневоле задаешь |последней радостью и | |хочет поменять его на |тот же вопрос, что и |опорой в его жизни. | |случайную любовную |Василий Макарович Шукшин: |Встреча с Ванюшей сыграла | |интригу. В ней нет поэзии.|"Люди, что с нами |большую роль в жизни А. | | |происходит?" Да, что с |Соколова. Этот | |Жизнь еще теснее сближает |нами происходит? К чему мы|мальчик-сирота, со | |поэта с местными |идем? В этом быстром ритме|"светлыми, как небушко, | |крестьянами. Он идет с |жизни, наверное, |глазами", оживил его душу.| |ними к помещице Снегиной |обязательно нужно найти |Всю свою отцовскую любовь,| |просить, что бы она отдала|минуту и вспомнить истину:|всю теплоту своего сердца | |им землю без выкупа. Но в |"Надо человеком быть". |Андрей отдаёт этому | |доме Снегиных горе - |Быть человеком... |мальчугану. Встреча этих | |пришло известие о том, что| |двух людей, всё потерявших| |на фронте погиб муж Анны. | |в годы войны, помогает им | |Конфликт между поэтом и | |обоим "выдюжить". Написано| |Анной кончается разрывом. | |много произведений, но, на| |"Он умер... А вот вы | |мой взгляд, ни в одной | |здесь",- упрекает она | |книге так не отражена сила| |героя своего недолгого | |духа советского человека, | |романа. | |как в рассказе М. Шолохова| |События октябрьских дней | |"СЧ". Сколько их, | |снова сталкивают | |известных и безымянных | |рассказчика с Анной. | |героев, о которых уже | |Имущество помещицы | |написаны или только ещё | |Снегиной конфисковано, | |пишутся книги и стихи. Мы | |мельник привез бывших | |всегда останемся в | |хозяек к себе. Последняя | |неоплатном долгу перед | |встреча не сблизила бывших| |людьми. Защитившими мир от| |влюбленных. Анна полна | |фашизма, перед солдатами, | |личными, интимными | |их матерями и вдовами. Они| |переживаниями, а герой | |всегда жили и будут жить в| |охвачен бурей гражданских | |памяти народа, всегда | |событий. Она просит | |будут примером для нас, | |извинить ее за невольные | |молодых. Именно к нам | |оскорбления, а он думает о| |обращены слова "Реквиема" | |переделе помещичьих | |Р. Рождественского: Не | |земель: " Скажите, вам | |плачьте! В горле сдержите | |больно, Анна, за ваш | |стоны. Памяти павших | |хуторской разор?" Так | |Будьте достойны, Вечно | |жизнь переплела, | |достойны | |перепутала личное и | | | |общественное, разъединила | | | |этих людей навсегда. Герой| | | |умчался в Питер, Анна - в | | | |Лондон. | | | |Последняя часть поэмы - | | | |это описание суровых | | | |времен гражданской войны. | | | |И на этом фоне - два | | | |письма. Одно от мельника с| | | |сообщением о том, что в | | | |Криушах расстрелян | | | |Оглоблин Прон. Другое - из| | | |Лондона, от Анны Снегиной.| | | |Его вручил герою мельник | | | |во время очередного его | | | |приезда на родину. | | | |Что же осталось от прежних| | | |впечатлений и переживаний?| | | |Все приходит, как | | | |налетевшая буря. И для | | | |тоскующей на чужбине Анны | | | |теперь воспоминания о | | | |прежней любви сливаются с | | | |воспоминаниями о Родине. | | | |Любовь, Родина, природа - | | | |вот истинные ценности, | | | |способные согреть и | | | |возвысит душу человека. | | | | | | |
|№2 №10 Баллада Жуковского |№6(7)Проблематика и герои |№9,17Своеобразие | | |одного из рассказов Бунина|проблематики ранней прозы | | |(г. изС-Ф) |Горького. | |В. А. Жуковский — | | | |известный поэт, мастер |...Это очень ново, очень |М.Горький входит в русскую| |поэтического слова, тонкий|свежо и очень хорошо, |литературу в 90-х годах | |знаток русской культуры и |только слишком компактно, |XIX века. Вхождение его | |фольклора. В балладе |вроде сгущенного бульона. |было очень ярким, он сразу| |"Светлана" автор |А. П. Чехов Мастерство и |же вызвал большой интерес | |реалистично описал русский|лиризм произведений Ивана |у читателей. Современники | |быт, народные обряды, |Алексеевича Бунина имеют |с изумлением писали, что | |раскрыл русскую душу, |несколько составляющих. |народ России, не знавший | |такую большую, щедрую, |Его прозу отличают |Достоевского, мало знающий| |трепетную и горячую. Жизнь|лаконизм и трепетное |Пушкина и Гоголя, не | |русского человека раньше |изображение природы, |знающий Лермонтова, больше| |тесно была связана с |пристальное внимание к |других, но только | |традициями и обрядами. По |герою и детализация |кусочками знающий Тостого,| |знамениям судьбы или |описываемого предмета или |знает Максима Горького. | |природы корректировалась |явления. Кажется, писатель|Правда, в этом интересе | |жизнь и деятельность |излишне подробно |был и некоторый налет | |одного человека или целой |останавливается на |сенсационности. Людей из | |семьи. Раз в крещенский |окружающей его героев |низов привлекала сама | |вечерок Девушки гадали... |обстановке, замедляет |мысль, что в литературу | |Страх перед неизвестным, |течение сюжета, но в |пришел писатель из их | |любопытство, желание |этом-то и заключается его |среды, не понаслышке | |узнать гудьбу близких |художественная |знавший жизнь с самых | |толкали к гаданию. |особенность, неповторимая |мрачных и страшных ее | |Богатство или нищета, |лирическая манера. Начав |сторон. Литераторов и | |аамужество или |творческий путь со |читателей, принадлежащих к| |одиночество, жизнь или |стихосложения, Бунин позже|элитарному кругу, личность| |смерть, вечные ски-гания |привносит и в прозу |Горького привлекала, | |или оседлая жизнь в кругу |конкретность и сжатость |помимо таланта, своей | |семьи — все расскажет |слога. Еще А. П. Чехов |экзотичностью: человек | |(гадание в праздничные |отличал эту особенность |видел такие глубины "дна | |дни. В. А. Жуковский, сын |манеры Ивана Алексеевича: |жизни", которые до него | |помещика Бунина и пленной |«...это очень ново, очень |никто из писателей не знал| |тур-|чанки Сальхи, знал |свежо и очень хорошо, |изнутри, на личном опыте. | |русскую душу, любил |только слишком компактно, |Этот богатый личный опыт | |российскую глубинку, |вроде сгущенного бульона».|дал М.Горькому обильный | |чувствовал природу. В |Стиль Бунина заставляет |материал для его ранних | |балладе "Светлана" все это|читателя предельно |произведений. В эти же | |слилось воедино, и в |внимательно и неторопливо |ранние годы вырабатываются| |результате обнажилась |знакомиться с |магистральные идеи и темы,| |грусть души, страх потерь.|произведениями автора. |которые позднее | |Стих поэта наполнен |Писатель стремится не |сопровождали писателя на | |музыкой, богат полутонами |только всесторонне и |всем протяжении его | |и нюансами. Не зря ведь А.|обстоятельно описать |творчества.Это, прежде | |С. Пушкин считал |предмет изображения, но |всего, идея активной | |Жуковского великим поэтом,|конкретизировать его |личности. Писателя всегда | |проложившим много троп для|особенность, место в |интересовала жизнь в ее | |русской поэзии. Жуковский |окружающей обстановке. |брожении. У М.Горького | |обладал редким даром |Порой его детали |вырабатывается новый тип | |охватить в коротком |самодостаточны, могут |взаимоотношений человека с| |стихотворении или балладе |существовать автономно, |окружающей средой. Вместо | |тревоги русского человека,|без видимой связи с |формулы "среда заела", | |окрасить их музыкой и |окружающим, но это лишь |которая была во многом | |звучанием, раскрыть их |кажущаяся независимость. |определяющей для | |тайну, не нарушив |Для Бунина-художника не |литературы | |целостности. Баллада |существует незначительных |предшествовавших 90-м | |"Светлана" посвящена |мелочей, каждая несет |годам XIX столетия лет, у | |Сашеньке Протасовой, в |необходимую информацию, |писателя звучит мысль о | |которую был влюблен |складываясь в общую |том, что человека создает | |Жуковский. Гадание на |картину жизни. И если уж |сопротивление окружающей | |зеркале девушки, |деталь или слово выбрано |среде. С самого начала | |тревожащейся о судьбе |художником, то они несут |произведения М.Горького | |своего жениха, традиционно|максимально возможную |распадаются на два типа: | |для русских святочных |информацию и отдачу. Так, |ранние романтические | |обрядов. Светлана |в рассказе «Господин из |тексты и реалистические | |всматривается в зеркало, и|Сан-Франциско» Бунин |рассказы. Идеи же, | |перед ней проходит |излишне подробно описывает|высказываемые автором в | |фантасмагория образов: и |маршрут планируемого |них, во многом близки. | |разбойничий притон, и |путешествия семьи |Ранние романтические | |"подменный" жених, который|господина, распорядок дня |произведения М.Горького | |оказывается убийцей. Но |на «Атлантиде». И нет |многообразны по жанру: это| |светлой и ясной улыбкой |незначительных мелочей, |рассказы, легенды, сказки,| |разрешаются романтические |каждая несет смысловую |поэмы. Наиболее известны | |ужасы: это лишь страшный |нагрузку, подчеркивая |его ранние рассказы - | |сон. Жизнь улыбается |иронию писателя над |"Макар Чудра", "Старуха | |девушке, а автор заклинает|«вещными» интересами этих |Изергиль". В первом из них| |судьбу: О, не знай, сих |«хозяев жизни». Не потому |писатель по всем законам | |страшных снов Ты, моя |ли так плачевно и скоро |романтического направления| |Светлана. Будущее реальной|заканчивается тщательно |рисует образы красивых, | |Светланы оказалось |продуманное путешествие, |смелых и сильных людей. | |трагичным, замужество — |сулящее вначале |Опираясь на традицию | |неудачным. Но в истории |безмятежную радость и |русской литературы, | |литературы осталась |удовольствия? «Господин из|М.Горький обращается к | |светлая, поэтичная красота|Сан-Франциско сел в |образам цыган, ставших | |баллады. |глубокое кожаное кресло в |символом воли и | | |углу, возле лампы под |безудержных страстей. В | | |зеленым колпаком, надел |произведении возникает | | |пенсне и, дернув головой |романтический конфликт | | |от душившего его |между чувством любви и | | |воротничка, весь закрылся |стремлением к воле. | | |газетным листком...— как |Разрешается он гибелью | | |вдруг строчки вспыхнули |героев, но эта гибель не | | |перед ним стеклянным |воспринимается как | | |блеском, шея его |трагедия, а скорее, как | | |напружилась, глаза |торжество жизни и воли. В | | |выпучились, пенсне слетело|рассказе "Старуха | | |с носа... Он рванулся |Изергиль" повествование | | |вперед, хотел глотнуть |также строится по | | |воздуха — и дико |романтическим канонам. Уже| | |захрипел...» Писатель |в самом начале возникает | | |описывает смерть этого |характерный мотив | | |человека, не испытывая |двоемирия: | | |почтения к великому |геройповествователь - | | |таинству, а лишь |носитель общественного | | |констатируя этапы, с |сознания. Ему говорится: | | |излишним натурализмом |"... стариками родитесь | | |раскрывая будничность |вы, русские. Мрачные все, | | |происходящего. И странно, |как демоны". Ему | | |сцена перерастает в |противостоит мир | | |символическую. Вот |романтических героев - | | |неизбежный и страшный |красивых, смелых, сильных | | |конец каждого, и хорошо, |людей: "Они шли, пели и | | |если он происходит в кругу|смеялись". В рассказе | | |близких, в стенах родного |ставится проблема | | |дома, иначе унижения ждут |этической направленности | | |теперь уже бездыханное |романтической личности. | | |тело. Никакие деньги, |Романтический герой и | | |почет и уважение, |другие люди - как | | |сопутствующие господину из|складываются их | | |Сан-Франциско в жизни, не |взаимоотношения? Иначе | | |помогают ему после смерти.|говоря, ставится | | |Неуловимо меняется лексика|традиционный вопрос: | | |писателя. Теперь господин |человек и среда. Как и | | |— это просто старик, |положено романтическим | | |вызывающий жалость. «Тело |героям, горьковские | | |же мертвого старика из |персонажи противостоят | | |Сан-Франциско возвращалось|среде. Это, очевидно, | | |домой, в могилу, на берега|проявилось в образе | | |Нового Света. Испытав |сильного, красивого, | | |много унижений, много |свободного Ларры, который | | |человеческого невнимания, |открыто нарушил закон | | |с неделю пространствовав |человеческой жизни, | | |из одного портового |противопоставил себя людям| | |пакгауза в другой, оно |и наказан вечным | | |снова попало наконец на |одиночеством. Ему | | |тот же самый знаменитый |противопоставлен герой | | |корабль, на котором так |Данко. Рассказ о нем | | |еще недавно, с таким |построен как аллегория | | |почетом везли его в Старый|пути людей к лучшей, | | |Свет». Кольцевая |справедливой жизни, из | | |композиция рассказа лишь |мрака к свету. В Данко | | |подчеркивает огромную |М.Горький воплотил образ | | |разницу между первым и |вождя народных масс. И | | |вторым путешествиями. |образ этот написан по | | |Вначале кажется, что |канонам романтической | | |господин из Сан-Франциско |традиции. Данко так же, | | |крепко стоит на ногах, |как и Ларра, противостоит | | |держит жизнь под уздцы. |среде, враждебен ей. | | |Теперь же это бездыханное |Столкнувшись с трудностями| | |тело, тщательно скрываемое|пути, люди ропщут на | | |от счастливых и |ведущего их, обвиняют его | | |беззаботных пассажиров, |в своих бедах, при этом | | |дабы не омрачить их |масса, как и положено в | | |путешествие. Писатель тем |произведении | | |самым подчеркивает |романтическом, наделена | | |иллюзорность счастья и |отрицательными | | |благополучия в «вещном» |характеристиками ("Данко | | |мире. Все преходяще, кроме|смотрел на тех, ради | | |стихии океана, плещущей |которых он понес труд, и | | |волны о борт «Атлантиды». |видел, что они - как | | |Все призрачно и обманчиво |звери. Много людей стояло | | |в безумном мире людей, как|вокруг него, но не было на| | |нанятая пара влюбленных, |лицах их благородства"). | | |давно надоевших друг |Данко - герой-одиночка, он| | |другу. Читая рассказ |убеждает людей силой | | |Бунина, постепенно |своего личного | | |понимаешь мелочность |самопожертвования. | | |людских помыслов и |М.Горький реализует, | | |мечтаний перед космосом, |делает буквальной | | |вечной природой, которые |распространенную в языке | | |окружают нас, мудро |метафору: огонь сердца. | | |принимая все наши |Подвиг героя перерождает | | |притязания на |людей, увлекает их за | | |исключительность. Мы лишь |собой. Но от этого сам он | | |песчинки в огромном мире, |не перестает быть | | |и, когда осознаем это, |одиночкой, у людей, им же | | |возможно, будем более |увлеченных вперед, | | |счастливы, чем сейчас. |остается к нему не только | | | |чувство равнодушия, но и | | | |враждебности: "Люди же, | | | |радостные и полные надежд,| | | |не заметили смерти его и | | | |не видали, что еще пылает | | | |рядом с трупом Данко его | | | |смелое сердце. Только один| | | |осторожный человек заметил| | | |это и, боясь чего-то, | | | |наступил на гордое сердце | | | |ногой". Горьковская | | | |легенда о Данко была | | | |активно использована как | | | |материал для революционной| | | |пропаганды, образ героя | | | |приводился как пример для | | | |подражания, позднее был | | | |широко привлекаем | | | |официальной идеологией, | | | |усиленно внедрялся в | | | |сознание молодого | | | |поколения (были даже | | | |конфеты с названием | | | |"Данко" и с изображением | | | |на обертке горящих | | | |сердец). Однако у | | | |М.Горького все не так | | | |просто и однозначно, как | | | |пытались это представить | | | |подневольные комментаторы.| | | |Молодой писатель сумел | | | |ощутить в образе | | | |героя-одиночки и | | | |драматическую ноту | | | |непонятности и | | | |враждебности ему среды, | | | |массы. В рассказе "Старуха| | | |Изергиль" явственно | | | |ощущается присущий | | | |М.Горькому пафос | | | |учительства. Еще | | | |явственнее он в особом | | | |жанре - песнях ("Песня о | | | |Соколе", "Песня о | | | |Буревестнике"). Сегодня | | | |они воспринимаются скорее | | | |как забавная страница | | | |истории литературы и не | | | |раз давали материал для | | | |пародийного осмысления | | | |(так, в период эмиграции | | | |М.Горького появилась | | | |статья с названием "Бывший| | | |Главсокол, ныне | | | |Центроуж"). Но на одну | | | |важную для писателя в | | | |ранний период его | | | |творчества проблему, | | | |сформулированную в "Песне | | | |о Соколе", мне бы хотелось| | | |обратить внимание: | | | |проблема столкновения | | | |героической личности с | | | |миром обыденности, с | | | |обывательским сознанием. | | | |Эта проблема во многом | | | |развита М.Горьким и в его | | | |реалистических рассказах | | | |раннего периода. Одним из | | | |художественных открытий | | | |писателя стала тема | | | |человека дна, | | | |опустившегося, нередко | | | |спившегося бродяги - в те | | | |годы их принято было | | | |называть босяками. | | | |М.Горький хорошо знал эту | | | |среду, проявлял к ней | | | |большой интерес и широко | | | |отразил ее в своих | | | |произведениях, заслужив | | | |определение "певец | | | |босячества". В самой этой | | | |теме не было полной | | | |новизны, к ней обращались | | | |многие писатели XIX века. | | | |Новизна была в авторской | | | |позиции. Если люди | | | |вызывали прежде всего | | | |сострадание как жертвы | | | |жизни, то у М.Горького все| | | |иначе. Его босяки - это не| | | |столько несчастные жертвы | | | |жизни, сколько бунтари, | | | |которые сами эту жизнь не | | | |принимают. Они не столько | | | |отверженные, сколько | | | |отвергающие. Пример этого | | | |можно видеть в рассказе | | | |"Коновалов". Уже в начале | | | |писатель подчеркивает, что| | | |у его героев была | | | |профессия, он "прекрасный | | | |пекарь, умелец", им | | | |дорожит хозяин пекарни. | | | |Коновалов представляет | | | |собой одаренную натуру, | | | |одарен живым умом. Это | | | |человек, который | | | |задумывается о жизни и не | | | |принимает в ней | | | |обыденного, безгеройного | | | |существования: "Тоска она,| | | |канитель: не живешь, а | | | |гниешь!". Коновалов | | | |мечтает о героической | | | |ситуации, в которой могла | | | |бы проявиться его богатая | | | |натура. Он говорит о себе:| | | |"Не нашел я себе места!". | | | |Его увлекают образы | | | |Стеньки Разина, Тараса | | | |Бульбы. В обыденной жизни | | | |Коновалов чувствует себя | | | |ненужным и уходит от нее, | | | |в конце концов трагически | | | |погибая. Сродни ему и | | | |другой горьковский герой | | | |из рассказа "Супруги | | | |Орловы". Григорий Орлов - | | | |один из самых ярких и | | | |противоречивых | |