GeoSELECT.ru



Исторические личности / Реферат: Правление Бориса Годунова (Исторические личности)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Правление Бориса Годунова (Исторические личности)





План реферата:


1. Вступление
2. Кратковременное правление Федора Иоановича
3. Борьба за царский престол
4. Восцарение Бориса Годунова
5. Правление Бориса Годунова
6. Усиление общественных противоречий
7. Голод 1601-1603гг
8. Голодные бунты
9. Оценка деятельности Годунова историками
10. Начало «смуты». Появление Лжедмитрия I
11. Восцарение и правление Лжедмитрия I
12. Заговор против Лжедмитрия и его свержение I
13. Василий Шуйский у власти…



Вступление…

История полна загадок и неожиданностей. Тем не менее, все они, как в
зеркале, отражают нравы, обычаи и интересы общества, в котором возникли.
Таким образом, изучая события того далекого времени, мы получаем
относительно полную и объективную картину жизни. На фоне истории всегда
были личности, которые по некоторым причинам выделялись из числа остальных:
некоторые – своей мудростью, другие – жестокостью и т.д. Меня более всего
привлекла личность Бориса Годунова, его политика и преобразования,
сделанные за годы правления. А, кроме того, люди, промелькнувшие на
историчеком фоне за этот период, также отличались своей неординарстью,
соответствуя своему времени. Правление Бориса Годунова стало периодом,
повлекшим за собой глобальные изменения в судьбах страны …

Кратковременное правление Федора Ивановича


В припадке гнева Иван Грозный убил своего старшего сына Ивана, такого
же крутого нравом, как и его отец. В 1584 г. на престол взошел другой сын
Грозного, Федор. Оставался, однако, еще и малолетний Дмитрий от последней
жены Ивана IV из рода Нагих. В отличие от отца Федор обладал мягким нравом,
был, по выражению современников, «кротким» царем. Но Федор Иванович
совершенно не любил государственные дела, быстро уставал от них. Он
предпочитал проводить время в церкви, за тихими беседами, в покое. Основные
государственные заботы и власть вместе с этим перешли к шурину (брату жены)
царя Борису Годунову. Государь очень любил свою супругу Ирину, а Годунов, в
свою очередь, имел на сестру большое влияние. Власть Бориса Годунова всилу
его личных качеств в тот период главным образом держалась на родстве с
женой царя.


6 января 1598г умер царь Федор Иванович. Между тем у Федора и Ирины
детей не было, и среди знати постоянно возникали требования о расторжении
этого бездетного брака. Сам царь и, понятно, особенно Годунов всячески
противились этому. Бездетному Федору должен был наследовать младший сын
Грозного Дмитрий.


В 1591 г в результате угличской драмы погиб малолетний Дмитрий,
законный наследник царского престола. Обстоятельства этого дела полностью
не ясны. Официальная версия гласила, что царевич в припадке падучей болезни
(которой наградил его отец) упал на нож и зарезался. Однако в самом Угличе
произошел мятеж, поскольку молва вполне определенно называла виновниками
убийства царевича подосланных Годуновым людей. Скорее всего, так и было. За
мятеж угличан строго наказали, многих выселили. Существует и еще одна
версия, что царевич был спрятан, а убит другой ребенок.


Борьба за царский престол


Смерть Дмитрия и Федора приближала исполнение властолюбивых замыслов
Годунова. С этим событием прекратила свое существование многовековая
династия Рюриковичей. Это было очень серьезно для страны с уже устоявшимися
представлениями о совершенной необходимости царской власти, о том, что
править в Москве могут только лица определенной династии, что страна в
определенной мере не просто Россия, а их законная вотчина. Царь имеет право
на жизнь и смерть, собственность любого. Царь — божий помазанник: его
власть от бога, а потому он должен быть из определенной династии. Сознание,
не только народа, но и знати было почти полностью проникнуто религиозными
догмами, верой в сверхъестественное, в различные события нравственно-
религиозного характера (например, несправедливый развод с супругой,
несоблюдение церковного обета и прочее), которые могут иметь важнейшее
значение для страны. С другой стороны, всяческие бедствия объяснялись
господним гневом за те или иные грехи. Следовательно, за грехи царя могла
страдать от бога вся держава. В этих условиях пресечение династии давало
пищу для самых различных толкований, слухов, высказываний, юродствований и
т. п.


Престол государя Руси оказался свободным. Загадочная смерть царевича
Дмитрия в Угличе в 1591 г., выгодная Годунову, и смерть болезненного и
бездетного царя Федора, поставили перед страной небывалую проблему:
необходимость выбора царя.


Царь Федор Иванович не оставил письменного завещения. По поводу его
последней воли существует 2 версии. Одна из них исходила от правительства
Бориса Годунова и гласила, что Федор «оставил державу» своей супруге,
родной сестре Бориса, а своими душеприказчиками назначил патриарха Иова и
Бориса Федоровича. По другой версии, подкрепленной свидетельствами
современников, Федор наказал Ирине «принять иноческий образ» и остаток
жизни провести и монастыре.


С первого же дня междуцарствия началась упорная борьба между
претендентами на обладание высоким троном государя. Среди желающих надеть
на себя шапку Мономаха первыми называли представителей высшей знати –
Федора Никитича Романова (родного племянника царицы Анастасии и двоюродного
брата царя Федора) и «принцев крови» Василия, Дмитрия, Александра и Ивана
Шуйских. Борис Годунов по своему родословию был одним из последних в ряду
тех, кого аристократы ститали достойным занять первое место в государстве.
По их глубокому убеждению, царем на Руси мог быть только князь Рюрикович, а
Борис, который происходил не от «царского корени», не мог и не должен был
думать о царской короне. И все же в трудной, полной драматизма борьбе за
корону, нелегкую победу в конечном счете одержал Годунов.


Таким образом, боярин Годунов приобрел исключительное влияние в
царстве. Надо отметить, что Борис обладал серьезным государственным умом,
хваткой, имел широкий кругозор. Дела России при нем пошли достаточно
успешно. Страна отдыхала от бесконечных войн, казней, нестабильности,
происходивших из-за взбалмошного характера Грозного. Постепенно заселялись
покинутые села, началась колонизация Сибири.


Восцарение Бориса Годунова


За все время царствования Годунов сокрушил и избавился от многих
политических противников и сумел откужить себя верными людьми. К концу
царствования Федора и в Боярской Думе, и в Государевом дворе были
сторонники Бориса, обязанные ему своим выдвижением и опасавшиеся перемен.
Тем не менее со смертью Федора ситуация а Думе изменилась – сильно возросло
влияние противников Бориса, группировавшихся на этот раз вокруг Романовых.
Поэтому Годунов вопреки воле Федора не хотел пострижения вдовствующей
царицы Ирины и надеялся временно закрепить за ней трон, с тем, чтобы
потомполучить его из ее рук. Возведению Бориса на трон всячески
способствовал его преданный слуга – патриарх Иов, всецело обязанный
правителю своим избранием на патриарший престол.


1 сентября 1598г в Новодевичий монастырь, где в то время вместе со
своей сестрой, все же ушедшей в монастырь 15 января 1598г, находился Борис
Годунов, отправилась депутация во главе с Иовом. После торжественного
«моления» Борис милостиво согласился венчаться на царство «по древнему
обычаю». Через 2 дня в Успенском соборе Кремля состоялась коронация
Годунова. По этому обычаю многих представителей феодальной знати царь
пожаловал новыми думными чинами. Не обошел вниманием и своих противников:
боярство было «сказано» Александру Никитичу Романову, окольничими стали
Михаил Никитич Романов и Богдан Яковлевич Бельский. Выдано было тройное
жалование боярам, дворянам, дьякам. Годунов торжественно объявил об
амнистии и отмене смертной казни на 5 лет.


Патриаха Иова Борис отблагодарил особо. В 1599 ему была дана
жалованная грамота, по которой монастыри с крестьянами и все слуги
первосвятителя освобождались от их суда (кроме дел о душегубстве) и
подлежали теперь только париаршему суду.


Итак, Борису Годунову удалось преодолеть преграды на пути в высшей
власти, не прибегая к насилию, без кровоприлития сломитьсопротивление бояр.
Он был умным политическим деятелем и стремился к стабилизации своей власти
путем консолидации всего правящего класса.


Правление Бориса Годунова


Бориса не покидал страх перед тайными кознями бояр. Подозревая их в
двуличии и стремясь узнать о злых умыслах недругов, он стал подстрекать
холопов к доносам на своих господ. Так родилась система слежки и доносов:
доносили друг на друга именитые, священники, жены на мужей, дети на отцов,
причем в большинстве своем доносы были ложными.


При коронации Борис дал обет править милостиво, и превые 2 года его
правления были спокойными. Но уже в 1600г разрозился первый политический
кризис, жертвой которого стал родственник нового царя Богдан Бельский,
решивший самостоятельно править в основанном им городе недалеко от Азова,
Цареве-Борисове. Бельский был схвачен и подвергнут особому наказанию: его
выставили к позорному столбу и волос за волосом выщипали всю бороду, затем
он был лишен думного чина и отправлен в ссылку в Нижний Новгород.


Потом начались преследования семьи Романовых, обвиненных в покушении
на царскую семью. Опальным братьм грозила смертная казнь, но Борис от
публичной казни воздержался. Федора Никитича Романова под именем Филарета
постригли в монахи и отправили в ссылку в отдаленный Антониево-Сийский
монастырь. Младших братьев также отправили в ссылку. Трое из них:
Александр, Михаил и Василий – вскоре умерли в изгнании.


Особенно жестоко он расправился с семьей крупнейших и родовитейших
бояр Шуйских, имевших большой авторитет в стране за полководческие заслуги
Петра Ивановича Шуйского и его сына Ивана Петровича.


Однако такая тактика Бориса была обусловлена и его болезнью, бывшей
одной из причин, побудивших его устранить с политической арены Бельского и
Романовых. Первый добивался популярности у армии, а у других болезь царя
возрождала надежды на обладание престолом. Малолетний сын Бориса, Федор, не
смог бы удержать трон после смерти отца, поэтому для Годунова очень важно
было избавиться от опасных претендентов вовремя.


Правительство Годунова стремилось к поддержанию мирных отношений с
соседями и сумело добиться не только некоторой мирной передышки, но и
подальше отодвинуть восточные границы страны. Борис поддерживал
добрососедские отношения с Крымским ханом и османским султаном, сумел
урегулировать спорные вопросы с польским королем. В 1601г Россия подписала
20-летние перемирие с Речью Посполитой.


Годунов поощрял экономические, культурные и торговые отношения со
странами Западной Европы. Для торговли с ганзейским городом Любеком он
попытался наладить морское сообщение через Ивангород, но эта попытка была
неудачной, так как шведы блокировали Ивангород с моря, ссылаясь на условия
Тявзинского договора. Для укрепления международных позиций совй семьи Борис
сделал попытку породниться с датским королем. В 1602г в Москву прибыл брат
короля герцог Ганс в качастве жениха царевны Ксении. Но планам царя не
суждено было осуществиться: после месяца прибывания в Москве Ганс заболел
неизвестной медикам желедочной болезнью и умер.


Борис Годунов был первым русским правителем, решившимся отправить
дворянских «робят» за границу «для науки разных языков и обучения грамоте».
При нем успешно развивалось книгопечатание. Борис хотел также создать в
России школы и даже университет по европейскому образцу. В 1600 в Германию
им был послан немец Иоанн Крамер, которому было поручено подобрать и
привести в Москву профессоров и докторов. К сожалению, эти его планы не
были претворены в жизнь из-за сильного ортодоксального противодействия
духовества, полагавшего неразумным поручение католикам и лютеранам обучать
юношей.


Также большое внимание царь уделял благоустройству столицы. При нем в
Кремле был построен водопровод с мощным насосом. Вода теперь «великой
мудростью» поднималась по подземелью на Конюшенный двор. Возле
Архангельского собора были построены обширные палаты для приказных военных
ведомств, а в Китай-городе на месте сгоревших торговых рядов возникли
каменные лавки. Старый обветшалый мост через Неглинную был заменен широким
мостом, по краям которого были выстроены торговые помещения. На Красной
площади было сооружено каменное Лобное место. Также Борис приказал
надстроить столп колокольни Ивана Великого и сам заложил крепость в
Смоленске. В ее сооружении принимали участие «все города Московского
государства». Увенчанная 38 башнями, эта крепость стала мощным
оборонительным форпостом на западе страны.


Усиление общественных противоречий


Оскудение и разорение России при Иване Грозном между тем даром не
прошло. Крестьяне массами уходили на новые земли от крепостей и
государственной тягости. Эксплуатация оставшихся усиливалась. Земледельцы
были опутаны долгами и повинностями. Все более затруднялся переход от
одного помещика к другому. При Борисе Годунове было издано еще несколько
указов, усиливающих крепостную неволю. В 1597г – о пятилетнем сроке поиска
беглых, в 1601—02 – об ограничении перевода крестьян одними
землевладельцами от других. Желания дворянства исполнялись. Но общественная
напряженность от этого не ослабевала, а лишь росла.


Главной причиной обострения противоречий в конце XVI – начале XVII
вв. было усиление крепостной тягости и государственных повинностей крестьян
и горожан (посадских людей). Большие противоречия были между московским
привилегированным и окраинным, особенно южным, дворянством. Составившееся
из беглых крестьян и иных вольных людей, казачество представляло собой
горючий материал в обществе: во-первых, у многих были кровные обиды на
государство и бояр-дворян, во-вторых, это были люди, главное занятие
которых составляли война и грабеж. Сильны были интриги между различными
группами бояр.


Голод 1601—03гг.


В 1601-03 гг. в стране разразился небывалый голод. Это непредвиденное
трагическое событие сыграло едва ли не роковую роль в судьбе царя.


Сначала шли проливные дожди 10 недель, потом, в конце лета, мороз
повредил хлеб. На будущий год опять неурожай. Наступил страшный голод, о
котором Н.М.Карамзин писал: «Тогда началось бедствие, и вопль голодных
встревожил царя. Не только гумна опустели, и четверть ржи возвысилась ценою
от 12 и 15 денег до 3 рублей. Борис велел отворить царские житницы в Москве
и других городах; убедил духовенство и вельмож продавать хлебные запасы
свои также низкою ценою; отворил казну: в 4-х оградах, сделанных близ
деревянной стены московской, лежали кучи серебра для бедных: ежедневно, в
час утра, каждому давали 2 московки, деньгу или копейку, – но голод
свирепствовал: ибо хитрые корыстолюбцы обманом скупали дешевый хлеб в
житницах казенных, святительских, боярских, чтобы возвышать цену и
торговать им с прибытком бессовестным: бедные, получая в день лишь копейку
серебрянную, не могли питаться…» Последствия были тяжелыми, несмотря на све
мероприятия, призванные облегчить положение простых людей. Только от
болезней, последовавших за голодом, в одной Москве умерло около 130 тысяч
человек, в селах и в других областях от голода и холодов еще несравненно
более, зимой люди десятками замерзали на дорогах.


Голодные бунты


Многие от голода отдавали себя в холопы, и, наконец, нередко господа,
не в силах прокормить скот, выгоняли слуг. На окраины, особенно южные и
юго-западные бежало множество людей. Там скапливался горячий материал,
готовый вспыхнуть в любое время. Начались разбои и волнения беглых и
гулящих людей, которые действовали под самой Москвой и в бою с царскими
войсками даже убили воеводу Басманова. Бунт подавили, а его участники
бежали на юг, где присоединились к войскам самозванца, Болотникова и
другим. Отряды разбойников нападали на помещиков и богачей, забирая у них
прошлогодние продовольственные запасы.


В 1603г началось восстание Хлопка. Оно вспыхнуло в юго-восточных
уездах страны, где собрались тысячи холопов, из которых, судя по прозвищу,
вышел их предводитель, и других обездоленных людей. Восставшие громили
дворянские имения. Их отряды собрались в огромное и двинулись к столице.
Против “воров” было брошено большое войско во главе с молодым талантливым
полководцем, окольничим И.Ф.Басмановым. В октябре 1603г оба войска сошлись
к западу от Москвы. Повстанцы неожиданно напали на авангард Басманова,
разгромили его, погиб и главнокомандующий. Сражение основных сил было
ожесточенным и кровопролитным. Лишь с большим напряжением правительственное
войско одолело сермяжную рать Хлопка. Его взяли в плен и казнили, как и
многих повстанцев. Но другие спаслись, бежали туда, откула пришли: на юго-
западные окраины.


Голод и другие несчастья обострили все противоречия. Народ связывал
бедствия страны с убийством Дмитрия и неправедным воцарением Годунова.
Восстание Хлопка было кульминацией “голодных бунтов” 1601-03 гг и в
дальнейшем переросло в движения времени самозванцев.


Оценка деятельности Годунова историками


Многогранную деятельность Годунова современники оценивают
противоречиво. Для князя И.А.Хворостина Борис хотя и «лукав нравом», но и
«боголябив», борец с мздоимством и укротитель лихоимцев. Согласно мнению
Авраамия Палицына, он был «разумен в царских правлениях», знаменит по всему
свету. Дьяк Иван Тимофеев обличал Годунова как «злоковарного» правителя и
воздавал должное его правому суду и миролюбивой внешней политике. По поводу
этих высказываний А.А.Зимин писал: «…если их сопоставить с реальной
деятельностью Бориса Годунова 80-90 годов, можно найти отражение
действительных фактов, свидетельствующих, что перед нами незаурядный
политик. Острожный, проницательный, вероломный, щедрый, Борис умел быть
всяким, точнее, таким, каким требовали обстоятельства. Этим он обязан
природному уму и непреклонной воле».


Начало «смуты». Появление Лжедмитрия


В этот критический для Бориса момент в Москву пришло неожиданно для
всех известие, что последний сын Ивана Грозного, царевич Дмиирий, жив, что
15 мая 1591г в Угличе погиб не законный наследник русского престола, а
неизвестное подставное лицо. Утверждалось также, что царевич подчужим
именем скрывался от своих врагов и в последнее время, уже, будучи взрослым,
объявился в пределах Польско-Литовского государства, где нашел высокое
покровительство короля Сигизмунда III. Про Дмитрия в Москве вспоминали лишь
дважды: на второй день после смерти Федора и во время тяжелой болезни
Бориса. И теперь, спустя несколько лет, его прищрак воплотился в живом
человеке, открыто называвшем себя законным наследником русского престола.


Было известно несколько версий о человеке, одиннадцать месяцев
занимавшем первое место в России. В его лице пытались видеть:


поляка или литовца по происхождению, чуть ли не внебрачного сына
польского короля Стефана Баторина, специально подготовленного иезуитами;


неизвестного русского, найденного для этой роли боярами, чтобы
свергнуть Бориса Годунова;


истинного представителя великокняжеской династии Рюриковичей,
спасенного от убийц в Угличе;


и, наконец, Григория Отрепьева, беглого дьякона московского Чудова
Монастыря, выдававшего себя за сына Ивана IV – Дмитрия.


Наиболее правдоподобной оказалась последняя версия. Сначала московские
власти считали самозванца безвестным вором и баламутом. Потом, после
тщательного расследования, в результате полученных сведений о похождениях
реального Отрепьева и показаний его матери, дяди и других родственников
была установлена подлинная личность лжецаревича.


В миру – Юрий, в монашестве – Григорий, Отрепьев был сыном мелкого
обедневшего галицкого дворянина Богдана Яковлевича Отрепьева,
дослужившегося до стрелецкого сотника. Малолетнего Юшку воспитывала мать,
так как отец был убит в пьяной драке не за долго после рождения сына. Позже
отрок отправился в Москву, где служил у бояр Романовых и у князя Бориса
Черкасского, которые в 1600г попали в опалу. После службы у бояр Юрий
постригся в монахи под именем Григория. Что побудило его к этому шагу точно
не известно.


Молодой чернец Григорий скитался по разным монастырям, попав, наконец,
в столичный Чудов монастырь, где на первых порах жил в келии под началом
своего дела Замятни.


Здесь в полной мере проявились его способности. Очень скоро их заметил
сам патриарх Иов, посвятив чернеца в диаконы, взял его к себе для книжного
дела. Владея калиграфичеким подчерком, тот не только переписывал книги на
патриаршем дворе, но даже сочинял каноны святым, причем делал это лучше
многих других книжников того времени. Добившись милостивого доверия
патриарха, Григорий часто сопровождал его в царский дворец, где сумел
вникнуть в суть придворных интриг и неоднократно слышал имя царевича
Дмитрия. В тот период у него и созрело решение присвоить себе имя давно
погибшего царевича. И как только решение стало окончательным, он в феврале
1602г бежал за рубеж.


После скитаний по русским монастырям Отрепьев смело подался к
запорожским казакам, в отряд знаменитого в то время старшины Гересима
Евангелика. Здесь расстрига научился владеть мечом и едить верхом, набрался
воинской отваги и сноровки.


Затем он объявился в Польше, сменив доспехи воина на польскую и
латинскую грамматику, которую с прилежанием штудировал в волынском городке
Гощи. Оттуда Григорий поступил на службу к пану Вишневецкому, имевшему
большое влияние при дворе. Новый слуга в панском доме, по описаниям
Карамзина, не отличался кросотой: был среднего роста, имел широкую грудь,
рыжеватые волосы, белое круглое лицо, совсем непривлекательное, глаза
голубые, но без огня, с тусклым взором, нос у него был широким, он имел
бородавки под правым глазом и на лбу и также одну руку короче другой.
Однако, все эти физические недостатки заменялись живостью и пыпливостью
ума, красноречием, талантливостью и способностями к языкам.


Бытует легенда, что хитрец, заслужив внимание и расположение своего
нового хозяина, притворился смертельно больным, на исповеди «открыл» свою
тайну духовнику, что он — «чудесно спасшийся Дмитрий». Тот не замедлил
сообщить эту потрясающую новость пану Вишневецкому. Авантюра попала на
нужную почву. Благодетель не мог не воспользоваться возможностью угодить
будущему русскому царю, он предоставил «Дмитрию» великолепное жилище,
богатую одежду и по всей Литве и Польше разнес весть о появлении чудесно
спасешегося царевича. И кроме него нашлось достаточно охотников помочь
«Дмитрию» вернуть законный престол: активное участие в судьбе изгнянника
приняли брат Адама Вишневецкого, Константин, и его тесть сандомирский
воевода Юрий Мнишек.


Представ перед польским королем Сигизмундом III, самозванец довольно
связанно поведал о тайнах московского двора, но путанно излагал рассказ о
своем счастливом спасении. Избегая называть факты, имена, даты, он
признавал, что его спасение остается тайной для всех, даже для его матери,
до сих пор томящейся в одном из русских монастырей. Однако все же довольно
продуманной версии у него не получилось. Данная исповедь, до сих пор не
переведенная с латыни, поизводит довольно странное впечатление.


Для короля такая версия не имела большого значения. В личности
самозванца он видел своего союзника, к тому же он придерживался враждебной
точки зрения по отношению в России. По наущению иезуитов Сигизмунд решился
на поддержку «Дмитрия», под маской добрососедства он попытался раздуть
междоусобную войну, не решаясь открыто нарушить 20-летнее мирное
соглашение, подписанное им с Борисом Годуновым. Таким образом, король
признал в самозванце царевича Дмитрия, определил ему годовое содержание в
40 тысяч злотых, велел Вишневецким, Мнишеку и другим дворянам составить ему
рать и выступить против Бориса.


После королевской аудиенции по настоянию папского нунция Лжедмитрий
втайне отрекся от православия и принял католичество.


Юрий Мнишек, человек чрезвычайно жадный и честолюбивый, стал верный
союзником Лжедмитрия в реализации его планов. Для извлечения из этого
партнерства наибольшей выгоды он решил породниться с будушим русским царем.
Для этого он задумал брак с ним своей красавицы дочери Марины, которая была
не менее честолюбива и расчетлива. Таким образом, ее объявили невестой
Лжедмитрия, а их законный брак условились оформить после занятия
самозванцем престола в Москве. При этом Мнишек предъявлял будущему зятю
целый список условий, которые тот должен был бесприкословно принять. Одним
из этих условий было то, что после восцарения «царевич» обещает выслать
Марине драгоцнности из московской казны, а также уступает будущей супруге
Новгород и Псков со всеим уездами и пригородами, чтобы «она могла судить и
рядить в них самовластно». Также в грамоте, подписанной 12 июня 1604г, сам
Лжедмитрий отдавал Мнишеку в наследственное владение Смоленское и Северское
княжества, кроме некоторых уездов, уже обещанных королю Сигизмунду.


В конце августа 1604 войско самозванца выступило из Львова. На русских
окраинных землях он встретил мощную поддержку от казаков, южных дворян,
которые были недовольны засильем московских дворян, горожан. Откликаясь на
грамоты -призывы о присоединении, эти люди надеялись, что он облегчит их
положение, сбросит влась Годунова и его бояр. Многие из народа очень хотели
верить, что это и есть настоящий царь, они видели в нем «доброго царя»,
нужно только «восстановить» его на престоле «прародителей своих», и все
будет хорошо. Такая ситуация легко объяснядась: и притеснения народа, и
трудная жизнь, и голод, и прочее. Тем более, что «царевич» обещал им льготы
и облегчение в налогах. Не прочь воспользоваться случаем были многие бояре,
недовольные Годуновым.


Лжедмитрию один за другим сдавались города – Моравск, Чернигов,
Путивль, Курск и другие. Естественно, что правительство Годунова было
крайне не довольно сложившейся ситуацией, тем более что Борис не верил в
воскрешение царевича.


Таким образом, под гнетом обстоятельств 21 января состоялась битва в
Добрыничах. Она началась атакой самозванца, который действовал смело,
находясь все время среди воюющих. Царская конница была смята, и победа
самозванца казалась очевидной. Но правительсвенными войсками была применена
хитрая тактика, обратившая противника в бегство. Царские воеводы не
преследовали отступавших, посчитав Лжедмитрия убитым. Но он на ранненом
коне сумелдобраться в Севск, а оттуда ночью с остатками своих войск бежал в
Рыльск, а оттуда в Путивль. Победители жестко расправились с местными
жителями, подвергнув их мучениям и казнив. Такое поведение власти еще более
усилило народную ненависть к ней, укрепив позиции Лжедмитрия.


К февралю 1605г к его отрядам присоединяются казаки, постепенно на его
сторону перешли недовольные дворяне и бояре. Вскоре «царевич» уже
располагал 15-тысячным войском. Народная поддержка оказалась столь велика,
что он вновь оправился на Москву. Города присягали ему.


Кончина Бориса Годунова. А в Москве в это время царь Борис, прежде
деятельный и энергичный, все более отдалялся от дел. Силы его, как
физические, так и умственные, угасали с каждым днем. Подверженный
суевериям, лишенный опоры в своем ближайшем окружении, он все больше
склонялся к чернокнижею и прорицателям. Предчувствуя близкий конец,
мучительно думал о спасении в будущей жизни и искал ответы в предсказаниях
богословов и юродивых людей.


Борису Годунову исполнилось 53 года. Недуги, в частности подагра,
беспокоили его и раннее. Теперь же его физические и душевные страдания
возросли. Утром 13 апреля 1605г он с боярами занимался делами в Думе, потом
принимал знатных иноземцев, обедал с ними в Золотой палате. Встав из-за
стола после трапезы, Годунов вдруг почувствовал себя плохо – кровь пошла у
него изо рта, носа, ушей. Врачи не смогли ему помочь, он стремительно терял
память и успел только благославить сына Федора на трон. Через 2 часа после
этого он скончался, не приходя в сознание.


Федор Годунов получил неплохое образование, так как отец с самого
начала готовил его на царство. Известна даже карта России, составленная
юным Федором и изданная Гергардом в 1614г.


Присяга Федору прошла в Москве без особых затруднений. Чтобы успокоить
население, в те дни были розданы огромные суммы на помин души Бориса.
Однако несовершеннолетний сын Годунова власти не имел. Скоро Годуновы
окончательно утратили контроль над ситуацией, прежде всего, лишившись
поддержки армии, не без участия Петра Басманова.


1 июня в подмосковное село Красное прибыли посланцы Лжедмитрия Гаврила
Пушкин и Наум Плещеев. Им удалось очень быстро давно надзревавшее востание.
Жители села двинулись к столице, к ним присоединились москвичи. Стража
пыталась задержать толпу, но восставшие смяли ее, проникли в Китай-город и
заняли Красную площадь. Посланные против толпы стрельцы оказались бессильны
что-либо сделать. С Лобного места были зачитаны грамоты-послания
Лжедмитрия, в которых им были обещаны всевозможные милости всем жителям
столицы, включая и бояр, и черных людей. Возможно, что царю Борису и
удалось бы справиться с мятежом или, во всяком случае, захватить Москву
оказалось бы очень сложным делом.


Со въездом в столицу Лжедмитрий решил не спешить, стремясь обеспечить
себе свободный беспрепятственный путь, он послал с этой целью Висилия
Голицына, который должен был обеспечить ему безопасность от возможных
оказий. Первым делом посланцы самозванца арестовали патриарха Иова и с
позором отправили его в один из отдаленных монастырей. Этот человек был
опасен тем, что близко знал диакона Григория и мог опознать его в
Лжедмитрии. Царевич Федор и его мать были задушены. Прах Бориса также не
был оставлен в покое. Его труп был извлечен из Архангельского собора Кремля
и вместе с останками сына и жены похоронен на простонародном и заброшенном
кладбище за пределами города.


На этом факте трагически завершилось 20-летнее правление семьи
Годуновых. За период царствования Бориса Годунова – первого выборного царя
– в судьбах страны произошли существенные изменения: были расширены и
упрочены дворянские привилегии и укрепились крепостнические порядки в
деревне. Это дало Борису поддержку феодалов, но восстановило против него
социальные низы общества.


Восцарение и правление Лжедмитрия I


20 июня 1605г самозванец, не встретив никакого сопротивления, вошел в
Москву как законный царь. Жители встречали его хлебом, солью, признавая его
прирожденным государем. Духовенство – повсеместным колокольным звоном. Его
«опознала» также и инокиня Марфа, ставшая монахиней царица Мария Нагая,
мать убитого Дмитрия. Он, как почтительный сын прошел с непокрытой головой
около кареты царицы-матери. Вскоре после этого «признания» состоялось
венчание на царство.


Однако, как и многие из баловней судьбы, Отрепьев считал, что
свалившаяся на него удача — результат его личных качеств, а не
исключительное стечение обстоятельств. Вместо того, чтобы вникнуть в
государственные дела, понять новую свою роль, он принялся пировать.
Пришедшие с ним поляки притесняли и обижали народ.


Самознавец начал собственную политику правления. На место патриарха
Иова он назначил рязанского архирея Игнатия, «лукавого и изворотливого
грека». Пока же он мог ввести католическую веру, как обещал папскому нуцию,
он решил поддерживать связь с иезуитами и даже разредил им жить в Кремле,
завести там свою церковь и вести там богослужения по своим канонам. Кроме
этого Лжедмитрий решил привлечь на свою сторону бояр, особенно пострадавших
от Бориса: Нагие, Романовы и другие были возвращены из ссылки.


В решении государственных вопросов новый царь независимость от бояр,
которые, не уставая, дивились его уму и способности решать трудные дела
быстро. Лжедмитрий лично дважды в неделю принимал челобитные, ежедневно
бывал в Думе и всей своей деятельностью проявлял все большую
самостоятельность. Он считал, что необходимо установить более тесные
контакты с Западом, приобщиться к культуре более образованных народов и в
союзе с европейскими государствами изгнать турок из Европы.


Кроме этого царь проводил политику, направленную на упрочнение
собственного авторитета в глазах простого народа. Он лично выслушивал все
жалобы и просьбы, отменил казни, пытался облегчить положение служивых
людей, сделал суд бесплатным, начал борьбу с лихоимством, принимал меры,
направденные на смягчение холопства, дял свободу тем, кто попал в холопство
в годы голода, осовободил на 10 лет от налогов жителей Комаринской волости
на юго-западе. Но в целом новый царь продолжал крепостническую политику:
срок «урочных лет» он увеличил с 5 до 5.5-6 лет, жаловал дворян и польских
шляхтичей землями с крестьянами и т.д. Из армии по его приказу «выбили»
крестьян, холопов, посадских людей, вчерашних союзников. Он распустил и
казачье войско.


Сильное неудовольствие москвичей было вызвано принебрежительным
отношением Лжедмитрия к русским обычаям, который порой вел себя
легкомысленно, несчитаясь с установившимися при русском дворе порядками.
Так, во время царского обеда не по обычаю стала играть музыка, пелись
песни. Перед обедом царь не молился, после обеда не умывал рук и не спал.
Из дворца часто отлучася без сопровождающих.


Особенно всех горожан возмущало вольное поведение шляхов, пришедших
вместе с самозванцем. Они буйствовали в Москве, затевая драки по поводу и
без него. Народ быд готов с оружием подняться на поляков по первому зову.
Церкви не нравилась опасность усиления католического влияния. За год новый
царь опустошил всю казну, которую Годунов так заботливо копил.


Таким образом, царь довольно быстро лишился славы хорошего и доброго
государя. Восторги народа скоро сменились недоверием, неудовольствием и
скрытой ненавистью.



Заговор против Лжедмитрия и его свержение


Почти через месяц в Москву приехала невеста Лжедмитрия Марина Мнишек,
с которой прибыл ее отец и 2 тысячи поляков. Царь обвенчался с ней на
«пятницу на Николин день», что было против устава и обычаев русской
православной церкви. Женитьба на католичке, прибывшей к русскому царю с
огромной свитой спесивых шляхтичей, вызвала новую волну недовольства срели
жителей столицы. Этой ситуацией воспользовался боярский клан Шуйских для
организации заговора против самозванца.


Заговорщики в урочный час ударить в набат и объявить народу, что
поляки убивают государя. Затем людскую толпу направить для расправы над
поляками, а самим ворваться в Кремль к самозванцу будто бы для его обороны,
а на самом деле разом покончить с ним. Ночью 17 мая 1606г неожиданно
зазвонили все московские колокола. Народ хлынул на Красную площадь. Там с
мечами на конях уже были бояре, которые и послали толпу на расправу с
поляками, а Василий Шуйский со своими ближайшими соратниками направился в
Кремль. В царском дворце Лжедмитрий пытался бежать через окно, однако
неосторожно упал и сильно ударился. Заговорщики не стали медлить, – они
мечами зарубили его и уже мертвого сбросили с крыльца.


Резня продолжалась почти до полудня, за 17 мая было перебито много
шляхов, но Марина Мнишек и ее отец остались живы – бояре укрыли их от
расправы. Позже они были высланы в Ярославль.


Тело самозванца вместе с телом Басманова было выставлено на поругание
на Красной площади, а через 3 дня сожжено. Прах смешали с порохом и
выстрелили в ту сторону, откуда Лжедмитрий пришел в русскую столицу.


Московские бояре при поддержке горожан «прокричали» царем знатного
боярина Василия Ивановича Шуйского, потомка Александра Невского. Они
преследовали определенную цель: править самим при царе, не отличавшемся
большими способностями. От нового царя даже потребовали письменного
заверения в том, что он не будет ничего делать без их ведома. Однако с
приходом нового правителя страна не успокоилась. Обиды, недовольство,
стремление к «справедливости», которую разные группы понимали по-своему, и
прочее вырвались, словно джинн из бутылки, лишь только пробка крепкой
царской власти оказалась сорванной.


Василий Шуйский у власти…


Итак, Василий Шуйский пришел к вожделенной им власти. Свою присягу в
том, что ему, «не осуди истинным судом боярами своими, смерти не придать,
вотчин, дворов и животов у братьи его, у жен и детей не отнимать, если они
с ним в мысли не были.… Да и доводов ложных мне, великоленому государю, не
слушать, а сыскивать свякими сысками накрепко…чтобы в том православное
христианство неповинно не гибло; а кто на кого солжет, то, сыскав, казнить
его, смотря по вине, которую он возвел напрасно», он приносил в Успенском
соборе Кремля. Эта его так называемая крестоцеловальная грамота означала
ограничение власти царя боярами, что вело к усилению феодального гнета. В
принципе такой грамотой Шуйский расплачивался за помощь бояр в своем
восцарении, однако, она не могла не повлиять на рост народного негодования.
Кроме того, вера людей в правоту царя была подорвана еще и противоречивым
поведением Шуйского во время авантюры Лжедмитрия, когда он сначала
«опознает» «царевича», а затем объявляет его самозванцем. Приведенные
доводы необходимо также дополнить и продолжающимся процессом закрепощения
крестьян.


Летом 1606 г. на юго-западе страны на границе с Польшей начинается
движение, которое переросло в мощное восстание против власти Шуйского.
Население протестовало против его власти, свергало и убивало его воевод.


Вскоре у повстанцев появился предводитель – Иван Исаевич Болотников.
Холоп А.А. Телятевского, богатого и знатного боярина, в молодости
Болотников, во время военного похода, попал в плен к крымским татарам.
Потом продан в Турцию, где стал гребцом на галерах. Как и многие другие
невольники, он был освобожен моряками, напавшие на турок в море, и
Болотников оказывается в Венеции, затем в Венгрии, Германии. Одно время он
возглавлял 10-тысячный отряд запорожских казаков, воевавший против турок.


Восстание Болотникова – кульминация народного движения начала XVII в.,
невиданного ранее по своим масштабам. Основу его войска составили казаки,
беглые люди, городская беднота. Его называют гражданской войной, поскольку
в нее включились все сословия и социальные группы. Причем представители их
оказались обоих лагерях – повстанческом и правительственном. Вся страна
пришла в движение. Причинами гражданской войны были:


1. Обострение общественных и классовых противоречий, в первую очередь
усиление крепостного и государственного гнета.


2. Пресечение династии московских царей и загадочная смерть царевича
Дмитрия. Все это дало «идеологию» смуты, благодатную почву для самозванцев
и борьбы за власть.


3. Ослаблению царской власти, кроме того, способствовала и быстрая смерть
Бориса Годунова. Власть эта стояла над обществом и скрепляла его.


Болотников с войском идет из Путивля на Москву, по пути одержав
несколько побед под Кромами, Калугой, Серпуховым. Другое войско во главе с
Истомой Пашковым, веневским дворянином, идет, одерживая победы под Ельцом,
селом Троицким, на Мценск, Тулу, Зарайск, Коломну, тоже на Москву. В его
армию вливались дворянские отряды, недовольные правительством, в том числе
рязанский П.Ляпунова, тульский Г.Сумбулова. Болотников выдал себя за
воеводу царя Дмитрия и требовал замены Шуйского «хорошим царем Дмитрием».
Что такое хороший царь, различные участники движения понимали по-разному.
Восстание продолжалось больше года и в центральных районах к нему
присоединилось много крестьян, недовольных своей жизнью и боярами. Так,
впервые, пожалуй, в истории России крестьяне вышли на политическую сцену.


В августе 1606г Болотников нанес, ряд поражений царским воеводам, а в
октябре дворянские отряды Пашкова победили их недалеко от Коломны. В конце
октября обе повстанческие армии соединились, составив войско в несколько
десятков тысяч человек, и начали осаду Москвы. Войско расположилось в селе
Коломенском. Осада 5 недель – до начала октября, происходили сражения,
вылазки. В тот момент, поздней осенью и зимой 1606г, окончательно
произошло размежевание разнородных классовых сил в стане восставших.
Начались разногласия среди повстанцев, между их вождями Пашковым и
Болотниковым. В конце концов, дворянские отряды перешли на сторону царя, а
войско Болотникова стало более народным.


2-го декабря 1606г в решающем сражении под стенами столицы царские
войска разбили Болотникова. Многие болотниковцы погибли, многие – казнены.
Однако некоторым их них удалось спастись, и они бежали к Калуге и Туле.
Болотников, прибыв в Калугу сумел быстро мобилизовать свои проредевшие силы
и организовать оборону города. Д.И.Шуйский, брат царя, блокировал город,
провалив штурм. Но к восставшим подоспела помощь из других городов.
Кровопролитное сражение в декабре 1606г закончилось страшным разгромом
войск Шуйского. В руки повстанцев попадает артиллерия, много оружия,
припасов.


Весной 1607 г. восставшим удалось снять осаду с города и уйти в Тулу,
где Болотников объединился с предводителем других повстанцев Илейкой
Муромцем, холопом Ильей Горчаковым. 21 мая 1607г повстанцы потерпели
поражение под Каширой, и укрылись в Туле. Четыре месяца длилась осада, в
которой принимал участие сам Василий Шуйский. Потери, страшный голод,
наводнение, устроенное плотиной, выстроенной правительственными войсками
на реке Упе, ниже города, вынудили осыжденных пойти на переговоры с царем.
Им пообещали сохранить жизнь и свободу, после чего они сдались (октябрь
1607г). Однако в отношении Муромца и Болотникова слово нарушили: первый был
повешен у Даниловского монастыря в Москве, второй – сослан в Каргополь, а в
последствии ослеплен, а затем утоплен.



Список использованной литературы:


1. Н.И.Костомаров «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших
деятелей» – М.: Мысль (1993)


2. А.П.Сахаров, А.П.Новосельцев «История России с древнейших времен до
конца XVII века» – М.: АСТ (1996)


3. А.П.Павлов «Государев двор и политическая борьба при Борисе
Годунове (1584-1605) –Спб.: Наука (1992)


4. В.О.Ключевский «Русская история. Полный курс лекций» - М.:Мысль
(1996)


5. С.М.Соловьев «Чтения и рассказы по истории России» –М.: Правда
(1990)


6. Б.В.Леванов «История России XI-XX вв. Курс лекций» – М.: ЗелО
(1996)



Московский Государственный Университет Коммерции


Кафедра социально-экономической истории



Начало смутного времени в России: правление Бориса Годунова и появление
первого самозванца



Преподаватель: Долаева С.Д.


Студент: Леонова Н.В.


Группа: РГБ-11-Д







Реферат на тему: Правление Владимира I

Московский Государственный Университет

им. М. В. Ломоносова

Географический факультет



Реферат по истории

на тему:

«Правление князя Владимира I»



Выполнил: студент 1 курса

9 группы

Кудымов Владимир



Москва 1999



План реферата



1) Первые времена правления

а) Утверждение Владимира на Великокняжеском престоле

б) Языческая реформа

в) Внешняя политика

2) Крещение Руси

а) Преимущества христианства

б) Крещение князя Владимира

в) Христианизация Руси

г) Значение христианства для Руси

3) Внутрення политика и борьба с печенегами

4) Кончина князя Владимира и итоги его правления



Первые времена правления



Утверждение Владимира на Великокняжеском престоле.

Еще до своего второго похода в Болгарию Святослав принял решение о
разделе владений между сыновьями: на Киевское княжение был посажен старший,
Ярополк; среднему, Олегу, досталась Древлянская земля; младший Владимир,
сын Ольгиной ключницы Малуши был отправлен в Новгород. Владимира, еще
ребенка, сопровождал его дядя и наставник Добрыня.
И первое время после смерти Святослава никто из братьев не пытался
оспорить отцовское завещание. Черная кошка пробежала между Святославичами
после того, как Олег во время охоты убил сына могущественного воеводы
Свенельда. Отец не простил гибели сына и употребил все свое влияние, чтобы
руками Ярополка наказать своего врага. В 977 г. киевская рать совершает
поход в Древлянскую землю, который закончился победой киевлян. Юный Олег
погиб в суматохе, образовавшейся после отступления его войска (воины
торопились укрыться за стенами города Овруга и многие из них попадали в
ров; такая участь постигла и Олега). Владимир, опасавшийся, что он может
стать следующим, поспешил бежать из Новгорода "за море", т.е. в
Скандинавию. Но через три года, в 980 г., он возвращается с варяжской
дружиной и прогоняет посадников Ярополка. Затем, явно ища ссоры со старшим
братом, он сватается к Рогнеде, дочери полоцкого князя Рогволда, уже
обещанной Ярополку. Отказ, облеченный к тому же в оскорбительную форму
(Рогнеда назвала Владимира "робичичем", т.е. сыном рабыни), решил судьбу
Полоцкого княжества: "И приде Володимер на Полотеск и уби Рогволда и сына
его два и дчерь его поя жене (взял в жены)".
Но это было для Владимира лишь первой пробой сил. Из Полоцка он
двинулся уже непосредственно на Киев. И здесь он проявил себя
непревзойденным мастером политической интриги. Владимиру удается переманить
на свою сторону киевского воеводу Блуда, который убедил своего господина
без боя сдать Киев и бежать в город Родня. А когда в осажденной крепости
начался голод, Ярополк, опять-таки по настоянию Блуда, решился идти на
переговоры к Владимиру, где и был предательски убит его дружинниками.
Таким образом, Владимир сел на Киевский престол и стал единовластно
княжить во всей Руси. Как пишет Карамзин: "Владимир с помощью злодеяний и
храбрых варягов овладел государством, но скоро доказал, что он родился быть
Государем великим".
Теперь, когда Киев был у его ног, перед Владимиром встала необходимость
расплачиваться с наемниками-варягами. Но и тут он ловко вышел из положения.
Владимир всячески затягивал сбор "окупа", пока варяги не потеряв терпение,
не решили предпринять поход на Царьград. Владимир горячо поддержал их в
этом намерении, но одновременно предупредил греков о скором прибытии
непрошенных гостей с тем, чтобы им была подготовлена "достойная" встреча.
Проблема выплаты "окупа" была решена самым радикальным способом.

Языческая реформа
Итак, путь к великокняжескому престолу проложили Владимиру ветераны его
отца, ратовавшие за восстановление позиций язычества и новые походы. И
первые годы его правления оправдали чаяния дружины. Утвердившись в Киеве,
Владимир возводит рядом со своим теремом капище, посвященное главным
славянским богам - Перуну, Хорсу, Дажбогу, Стрибогу, Симарглу и Мокоши.
Изображение небесного патрона воинов было исполнено с особой пышностью:
голова Перуна была серебрянной, а усы - золотыми. Подобное же капище
построил в Новгороде дядя Владимира Добрыня, направленный туда посадником
великого князя киевского. Данная акция, именуемая в историографии
"языческой реформой", была, по сути дела, попыткой противопоставить
христианству унифицированную общегосударственную религию с иерархией богов,
возглавляемой небесным покровителем князя и дружины.
Язычество, казалось, переживало расцвет: идолам приносились человеческие
жертвы, князь и большое число горожан с одобрением воспринимали эти
кровавые ритуальные убийства, которые в предшедствующие годы, десятилетия
были почти что забыты (по крайней мере в Киеве).
Будучи ярым язычником, Владимир стал сильно теснить христиан, которых
в Киеве к тому времени было уже достаточно много, причем еще со времен
Игоря они имели свой соборный храм - Святого Ильи.
"Но сия Владимирова набожность - пишет Карамзин - не препятствовала
ему утопать в наслаждениях чувственных. Первою его супругою была Рогнеда,
мать Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода и двух дочерей; умертвив
брата, он взял в наложницы свою беременную невестку, родившую Святополка
(окаянного); от другой законной супруги, Чехини или Богемки имел сына
Вышеслава; от третьей Святослава и Мстислава; от четвертой, родом из
Болгарии, Бориса и Глеба ( по другому источнику их матерью была греческая
царевна Анна). Сверх того, ежели верить летописи, было у него 300 наложниц
в Вышегороде, 300 в Белгороде, и 200 в селе Берестове. Всякая прелестная
жена и девица страшилась его любострастного взора, он презирал святость
брачных союзов и невинности. Одним словом, Летописец называет его вторым
Соломоном в женолюбии".

Внешняя политика

Теперь обратимся ко внешней деятельности Владимира. К его княжению
относится первое столкновение Руси с западными славянскими государствами и
окончательное подчинение русскому князю племен, живших на восток от
великого водного пути. Олег наложил дань на радимичей, Святослав - на
вятичей, но или не все отрасли этих племен пришли в зависимость от русского
князя, или, что всего вероятнее, эти более отдаленные от Днепра племена
воспользовались уходом Святослава в Болгарию, малолетством, а потом
междоусобием сыновей его и перестали платить дань в Киев. Как бы то ни
было, под 981 годом встречаем у летописца известие о походе на вятичей,
которые были побеждены и обложены такою же данью, какую прежде платили
Святославу, - ясное указаяие, что после Святослава они перестали платить
дань. На следующий год вятичи снова заратились и снова были побеждены. Та
же участь постигла и радимичей в 986 году: летописец говорит, что в этом
году Владимир пошел на радимичей, а перед собой послал воеводу прозванием
Волчий Хвост; этот воевода встретил радимичей на реке Пищане и победил их;
отчего, прибавляет летописец, русь смеется над радимичами, говоря: «Пищанцы
волчья хвоста бегают». Кроме означенных походов на ближайшие славянские
племена, упоминаются еще войны с чужими народами: с ятвягами; летописец
говорит, что Владимир ходил на ятвягов, победил и взял землю их; но
последние слова вовсе не означают покорения страны: ятвягов трудно было
покорить за один раз, и потомки Владимира должны были вести постоянную,
упорную, многовековую борьбу с этими дикарями. В скандинавских сагах
встречаем известие, что один из норманских выходцев, находившийся в дружине
Владимира, приходил от имени этого князя собирать дань с жителей Эстонии;
несмотря на то что сага смешивает лица и годы, известие об эстонской дани,
как нисколько не противоречащее обстоятельствам, может быть принято; но
нельзя решить, когда русские из Новгорода впервые наложили эту дань, при
Владимире ли, т. е. при Добрыне, или прежде. Встречаем в летописях известия
о войнах Владимира с болгарами, с какими - дунайскими или волжскими -
на это разные списки летописей дают разноречивые ответы; вероятно, были
походы и к тем и к другим и после перемешаны по одинаковости народного
имени. Под 987 годом находим известие о первом походе Владимира на болгар;
в древнейших списках летописи не упомянуто, на каких именно, в других
прибавлено, что на низовых, или волжских, в своде же Татищева говорится о
дунайских и сербах. Как бы то ни было, для нас важны подробности предания
об этом походе, занесенные в летопись. Владимир пошел на болгар с дядею
своим Добрынею в лодках, а торки шли на конях берегом; из этого видно, что
русь предпочитала лодки коням и что конницу в княжеском войске составляли
пограничные степные народцы, о которых теперь в первый раз встречаем
известие и которые потом постоянно являются в зависимости или
полузависимости от русских князей. Болгары были побеждены, но Добрыня,
осмотрев пленников, сказал Владимиру: «Такие не будут нам давать дани: они
все в сапогах; пойдем искать лапотников». В этих словах предания выразился
столетний опыт. Русские князья успели наложить дань, привести в зависимость
только те племена славянские и финские, которые жили в простоте
первоначального быта, разрозненные, бедные, что выражается названием
лапотников; из народов же более образованных, составлявших более крепкие
общественные тела, богатых промышленностию, не удалось покорить ни одного:
в свежей памяти был неудачный поход Святослава в Болгарию. В предании видим
опять важное значение Добрыни, который дает совет о прекращении войны, и
Владимир слушается; оба народа дали клятву: «Тогда только мы нарушим мир,
когда камень начнет плавать, а хмель тонуть». Под 994 и 997 годами
упоминаются удачные походы на болгар: в первый раз не сказано на каких, во
второй означены именно волжские. Мы не будем отвергать известий о новом
походе на болгар дунайских, если примем в соображение известия византийцев
о помощи против болгар, которую оказал Владимир родственному двору
константинопольскому. Важно также известие о торговом договоре с болгарами
волжскими в 1006 году. Владимир по их просьбе позволил им торговать по Оке
и Волге, дав им для этого печати, русские купцы с печатями от посадников
своих также могли свободно ездить в болгарские города; но болгарским купцам
позволено было торговать только с купцами по городам, а не ездить по селам
и не торговать с тиунами, вирниками, огнищанами и смердами.

При Мечиславе начинаются первые враждебные столкновения Руси с Польшею:
под 981 годом летописец наш говорит, что Владимир ходил к ляхам и занял
города их - Перемышль, Червен и другие. Но завоеванием Червенских городов
дело не кончилось на западе; летописец упоминает в 992 году еще о походе
Владимира на хорватов, а по некоторым спискам в это время Владимир воевал с
Мечиславом (польским королем) «за многие противности его» и одержал над ним
блистательную победу за Вислою;

При сыне Мечислава Болеславе Храбром был заключен мир, скрепленный
дополнительно родственным союзом: дочь Болеслава была выдана замуж за
Святополка.



КРЕЩЕНИЕ РУСИ



Преимущества христианства

При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего
значения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятие
христианства. Религиозная реформа, круто изменившая жизнь многих людей,
была подготовлена предшедствующим развитием русских земель и вызвана к
жизни политическими причинами. Однако утверждение, что Владимир
руководствовался исключительно пониманием государственной пользы
христианства неверно. Очевидно, что без глубокого переосмысления
собственной жизни, без искреннего обращения в православие Владимир не смог
бы действовать столь последовательно и решительно, побуждая, принуждая к
крещению жителей огромной языческой державы.
Летописец говорит, что не только христиане, но магометане и иудеи
присылали своих проповедников, дабы склонить Владимира к принятию их веры.
Первыми послами были болгары, которые исповедовали магометанство, но когда
князь узнал что по корану првоверным пологается обрезание и нельзя пить
вино, он сказал:”Руси есть веселие пити”. Послы папы римского так же
потерпели неудачу. Выслушав иудеев Владимир спросил, где отечество их.
Послы же ответили:”В Иерусалиме, но Бог, разгневавшись на нас, расселил нас
по чужим землям”. На что Владимир ответил:”И вы, наказанные Богом,
осмеливаетесь учить других, мы не хотим подобно вам лишиться своего
отечества”. Наконец греческий философ, опровергнув своей речью другие веры,
рассказал в кратце князю Ветхий и Новый Завет и содержание Библии. В конце
разговора он показал картину страшного суда с изображением участи праведных
и грешников. Князь, пораженный, промолвил:”Благо добродетельным и горе
злым”.”Креститесь,-отвечал греческий мудрец,-и бубете в раю с первыми”.
Далее князь Владимир послал своих послов по разным странам, что бы те
узнали, как там все обстоит на деле. Послы, вернувшись, с презрением
отозвались о всех религих, кроме греческой. Про католицизм они сказали, что
религия их надменная, чопорная. А о греческой вере говорили:”Мы не помнили,
где мы находились-на земле или на небе”.



Крещение князя Владимира

Примерно в 987 г. Владимир со своей дружиной появляется на Балканах и в
качестве союзника союзника императора Василия II участвует в подавлении
мятежа Варды Фоки. Эти события способствуют расширению его политического
кругозора и резкому изменению отношения к христианству. Постепенно Владимир
склоняется к решению принять крещение. Но, будучи расчетливым политиком, он
видит, что в создавшейся ситуации, когда от русской дружины зависит судьба
правящей династии, от византийцев можно потребовать очень многого. Даже
того, чего не удалось добиться его предшественникам. В обмен на военную
помощь против мятежников император Василий II обешает выдать за русского
князя свою сестру Анну.

Однако, когда войска Варды Фоки были разгромлены и русская дружина
возвратилась в Киев, византийцы стали затягивать приезд порфирородной
принцессы. Нарушение договора не было следствием прихоти или произвола
императора Василия II. У князя Владимира было много языческих жен и десять
сыновей от них, которые претендовали на киевский трон. Император не желал,
чтобы его сестра пополнила гарем языческого князя. Он мог отпустить царевну
в Киев при одном непременном условии. Все предыдущие браки князя Владимира
должны были быть расторгнуты с тем, чтобы христианский брак был признан
единственно законным. Однако скандинавское семейное право оказалось
несовместимым с христианским правом Византии. С точки зрения христианской
религии, сыновья Владимира, рожденные вне христианского брака, были
незаконнорожденными и не имели никаких прав на трон. Для Владимира такая
точка зрения была неприемлема: старшие сыновья были опорой его власти.
Переговоры о брачном контракте, по-видимому, закончились провалом, после
чего Владимир разорвал союз с Василием II.
Чтобы принудить греков к соблюдению договора, Владимир собрав войско,
пошел на Херсонес. Осушив городские колодцы, он заставил сдаться город.
Заняв его, Владимир отправил послов к Василию и Константину с предложением
отдать их сестру, Анну, ему в жены, угрожая в противном случае подступить к
Константинополю. Цари ответили, что если князь крестится, то Анну за него
отдадут. Владимир согласился. Цари, упросив сестру дать согласие, послали
ее вместе со священниками к русскому царю. В это время, по преданию,
Владимир внезапно ослеп. Царевна сказала ему, если он крестится, то
вылечится от слепоты. Херсонесский епископ совершил обряд крещения и дал
ему имя Василия. По окончании крещения Владимир тотчас же вылечился от
слепоты.
Киевскому князю было лестно породниться с могущественным императорским
домом, но Владимир понимал и государственное значение этого брака.

Новинки рефератов ::

Реферат: Парижский Университет - Средние Века (Философия)


Реферат: Изготовление технологического процесса изготовления лампы накаливания общего назначения типа В 220 -25 (Схемотехника)


Реферат: Деятельность азербайджанской буржуазии в 1905 году (История)


Реферат: Ознакомительной практике на ЗСМК (Металлургия)


Реферат: Гражданско-процессуальные правоотношения (Гражданское право и процесс)


Реферат: Даосизм (Мифология)


Реферат: Мария Монтессори (Педагогика)


Реферат: Бухгалтерский учет в западных фирмах (Бухгалтерский учет)


Реферат: Архитектура Руси в 14-16 вв. (История)


Реферат: Определение содержания аскорбиновой кислоты в яблоках различных сортов (Химия)


Реферат: Мариупольский торговый порт (География)


Реферат: Экономико-статистический анализ уровня жизни населения России (Статистика)


Реферат: Транзисторы (Технология)


Реферат: Нахимов и война в Персидском Заливе (История)


Реферат: Моё отношение к Печорину (Литература)


Реферат: История г.Харькова 1917-1920 гг. (История)


Реферат: МТС - инновации в сфере мобильной связи (Менеджмент)


Реферат: Творчество Солженицына (Литература)


Реферат: Приватизация (История)


Реферат: Тифлопсихология (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист