GeoSELECT.ru



Литература : русская / Реферат: "Чайка" А.П. Чехова (Литература : русская)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: "Чайка" А.П. Чехова (Литература : русская)



Важнейшим событием в жизни Чехова оказалось сближение с
московским Художественным театром. 17 декабря 1898 г. там состоялось первое
представление “Чайки”. Спектакль прошел с большим успехом, он явился
историческим событием в жизни театра. Отныне летящая чайка сделалась
эмблемой театра.
“Чайка” (1895 - 1896) резко отличается от предыдущих пьес Чехова
своим лиризмом, символикой и ярко очерченным столкновением различных
концепций искусства, концепций жизни. В “Чайке” много любви, т. е.
показано, как заполнило это могучие чувство всех героев. Актриса Аркадина
переживает роман с писателем Тригориным, холостяком в солидных годах. Они
приблизительно одинаково понимают вещи и на одном уровне стоят каждый в
своей сфере искусства. Другая пара влюблённых - сын Аркадиной Константин
Треплев, мечтающий стать писателем, и дочь богатого помещика Нина Заречная,
мечтающая стать актрисой. Затем идут как бы ложно построенные пары
влюблённых: жена управляющего имением Шамраева влюблена в доктора Дорна,
старого холостяка; дочь Шамаевых Маша, безответно влюблена В Треплева, от
отчаянья выходит замуж за нелюбимого человека. Даже бывший статский
советник Сорин, больной старик, признаётся, что он симпатизировал Нине
Заречной. Сам Чехов острилб что в его “Чайке” “ пять пудов любви”.
Любовные перипетии в “Чайке” развиваются остро. Аркадина уязвлена
внезапным увлечением Тригорина Заречной. А он казался ей верным другом,
“последней станцией её жизни”ю Нов общем она, сама увлекающаяся, простила
ему всё.
Связь Тригорина и Заречной принесла невыносимою боль Треплевуб,
который любил Нину. Он продолжал её любить и когда она ушла к Тригорину и
родила от него ребёнка, и когда была брошена им и бедствовала. Без всякой
посторонней помощи Заречная сумела утвердить себя в жизни. После
двухлетнего перерыва Нина снова появляется в родных местах, приезжает она и
в имение Сорина. Треплев радостно встретил её, полагая, что к нему
возвращается счастьею Но она по- прежнему влюблена в Тригорина, благоговеет
перед ним. Однако узнав, что Тригорин в соседней комнате, она не ищет с ним
встречи и внезапно уезжает. Не вынося испытаний, Треплев стреляется.
Любовь, охватившая почти всех героев, Составляет главное действие
“Чайки”. Но неменьшую силу имеет и преданность её героев искусству. И это
чувство, пожалуй, оказывается выше любви, оказывается самым сильным
стимулом для поступков главных действующих лиц. У Аркадиной оба этих
каяества - женственность и талант - сливаются воедино. Тригорин,
несомненно, интересен именно как писатель. В литературе он человек
всеизвестный , в полу- шутку - в полусерьёз о нём говорят, что только с
Толстым и Золя его не сравнишь, и многие ставят его сразу после Тургенева.
Как мужчина он безвольное существо и полная посредственность. По привычке
он волочится за Аркадиной, но тут же бросает её, увидав молоденькую
Заречную. Вместе с тем он писатель, новое увлечение - своего рода новая
страница жизни, важная для творчества. Так он заносит в записную книжку
мелькнувшую у него мысль о “сюжете для небольшого рассказа”, повторяющим в
точности жизнь Нины Заречной: на берегу озера живёт молодая девушка, она
счастлива и свободна, но “ случайно пришел человек, увидел и “от нечего
делать” погубил её. Тригорин показывал Заречной на убитую Треплевым чайку.
Но Треплев убил птицуб Тригорин убивает душу Нины.
Треплев значительно моложе Тригорина, он принадлежит к другому
поколению и в своих взглядах на искусство выступает как антипод и Тригорина
, и своей матери. Он считает , что “ новые формы принято считать, что
Треплев проигрывает по всем линиям: как личность он не состоялся, любимая
от него уходит, его поиски новых форм были высмеяны как декадентские. “Я не
верую и не знаю, в чем моё призванье”, - говорит он Нине, которая по его
мнению, нашла свою дорогу. Эти слова непосредственно предшествуют
самоубийству Треплева. Получается, худо ли, хорошо ли, что правда - за
средней актрисой Аркадиной, упоённой воспоминаниями о своих успехах в
Харькове, о том, как её там принимали, как “ студенты овацию устроили”, три
корзины цветов и два венка поднесли и подарили брошь пятьдесят рублей. Она
только и помнит:” На мне был удивительный туалет…”
И Тригорин пользуется неизменным успехом. Он самодоволен и в
последний свой приезд в имение Сорина даже принес журнал с рассказом
Треплева. Но, как Треплев заметил, всё это у него показное, так сказать
похлопывание по плечу : ”Свою совесть прочел, а моей даже не разрезал”.
Тригорин снисходительно оповещает Треплева при всех:” Вам шлют поклон ваши
почитатели…” Кто эти почитатели? И дальше: ”В Петербурге и в Москве вообще
заинтересованы вами”. Кто эти вообще? А вот уже нечто важное:”… и меня
спрашивают всё про вас”. Тригорин хотел бы не выпускать из своих рук вопрос
о популярности Треплева, хотел бы сам отмерить её меру :” Спрашивают :какой
он , сколько лет, брюнет или блондин. Думают всё почему-то, что вы уже
немолоды”. Так и видятся здесь дамы из окружения Тригорина, это их
расспросы он постарался еще больше обесцветить. Тригорин буквально
водружает надгробную плиту над человеком, которого к тому же ограбил и в
личной жизни. Тригорин полагает , что и неудачное писательство Треплева -
лишнее подтверждение того, что Треплев иной участи и недостоин:” И никто не
знает вашей настоящей фамилии, т. к. вы печатаетесь под псевдонимом. Вы
таинственны, как Железная Маска”. Другой “таинственности” он в Треплеве и
не предполагает .
Если вслушаться внимательней в авто характеристики героев, в
определения, какие они дают друг другу, то можно понять, что Чехов отдаёт
некоторое предпочтение жизненной позиции Треплева. Жизнь Треплева богаче
интереснее той вялой, рутинной жизни, которую ведут остальные герои, даже
самые одухотворенные - Аркадина и Тригорин.
Стремится ли Чехов в своей пьесе обсуждать проблемы искусства,
его сущности, назначения, традиций и новаторства? Несомненно, стремиться .
Но не отвлечено, а форма характеров людей , преданных искусству. Об
искусстве, а точнее о литературе и театре, рассуждают в “Чайке” не только
двое мужчин - писателей и две женщины - актрисы, но и рассуждает, но и
медик Дорн, вторгающийся в область духовного творчества со своими
неуклюжими, но очень кстати звучащими парадоксами.
С самого начала пьеса Треплева встречается иронией. Аркадиной
кажется, что пьеса претензиона, “ это что-то декадентское “ . Играющая в
ней главную роль Заречная упрекает автора в том, что играть пьесу трудно: “
В ней нет живых лиц” , “ мало действия, одна только читка”, а в пьесе
непременно “ должна быть любовь”
Конечно , есть что-то претенциозное в заявлении Треплева, что
его спектакль освистали потому, что автор “нарушил монополию” ,т. е. создал
пьесу, не похожую на те, которые привыкли играть актёры и которые считаются
всеми нормой драматургии. Своё новаторство Треплев еще не доказал. Его
пьеса , действительно безжизненна. Однако Аркадина поняла далеко идущие
претензии Треплева:” Ему хотелось поучить нас, как надо писать и что нужно
играть”.
Но неожиданно за похороненную, казалось бы, пьесу Треплева
вступается далекий от искусства Дорн. Он подымается выше брани “
декадентский бред” , “ никаких тут новых форм нет, а просто дурной характер
“. По его мнению , Треплев выше и обывательски - мелочных советов учителя
Медведенко : описать в пьесе и сыграть на сцене, “как живет наш брат-
учитель “, Выше и Тригорина, уклонившегося от оценок в искусстве:” Каждый
пишет так, как хочет и как может”. Дорн старается поддержать Треплева:” Не
знаю, быть может, я ничего не понимаю или сошел сума, но пьеса мне
понравилась. В ней что-то есть.” Словами Дорна предполагается, что в
обыденном искусстве Аркадиной и Тригорина больших идей нет, оно не
затрагивает “ важное и вечное”.
Треплев комплиментарно говорит Заречной : “ Вы нашли свою
дорогу, вы знаете, куда идете, а я все ещё ношусь в хаосе грез и образов,
не зная, для чего и кому это нужно” Но что же такое нашла Нина? Завтра она
едет в Елец в третьем классе…с мужиками, а в Ельце услажденные её игрой
купцы будут приставать с любезностями… Это явное повторение пути Аркадиной.




Реферат на тему: "Чувства добрые я лирой пробуждал". Сочинение по Пушкину

Сочинение по литературе
Ученика 10 ”А” класса
Лебедянской общеобразовательной
школы №1
Шарыкина Антона



1.11.98г.



ЧУВСТВА ДОБРЫЕ Я ЛИРОЙ ПРОБУЖДАЛ

Милосердие состоит не столько в вещественной
помощи, сколько в
духовной поддержке ближнего.
Духовная же поддержка прежде
всего в неосуждении ближнего и
уважении к его человеческому
достоинству.

Л.Н.Толстой

Милосердие... Если спросить кого-нибудь, что это такое ? - в большинстве
случаев получишь такой ответ: это великодушие, доброта к людям, готовность
простить или хотя бы понять человека, даже если он совершил что-то очень
плохое. Термин “милосердие” несколько устаревший, непопулярный сегодня.
Нечто свойственное лишь прежним временам. “Сестра милосердия”, “Брат
милосердия” - даже словарь дает их как “устар.”.
Но изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших
проявлений нравственности: милости к поверженным и пострадавшим. Вспомним
русских писателей-гуманистов: Тургенева, Толстого, Достоевского, Короленко
и других. Какое созвездие имен! Каждый сказал о милосердии свое и по-
своему. Милость к униженным , оскорбленным, становится для русской
литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя.
Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве писателей России
росло и ширилось благодаря пушкинскому завету милости к падшим.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Как бы ни трактовать последнюю строку стихотворения А.Пушкина
“Памятник”, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. Можно
проследить, как в поэзии и прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему.
Все творчество Пушкина - высшее выражение ценностей общечеловеческих:
любви, дружбы, чести, совести, справедливости, человеческого достоинства,
милосердия.
Особенно проникнута духом милосердия повесть Пушкина “Капитанская
дочка”. Ее можно назвать повестью о милосердии. Центральная сюжетная линия
повести - история взаимоотношений Гринева и Пугачева - есть прежде всего
история милосердия. С милосердия начинается эта история, им и кончается.
Вспомним первую встречу Гринева с Пугачевым, когда Гринев приказывает
отдать Пугачеву свой заячий тулуп. Савельич изумлен. И дело не только в
том, что тулуп дорог. Подарок бессмыслен. “Зачем ему твой заячий тулуп ? Он
его пропьет, собака, в первом кабаке”. Да не полезет этот юношеский тулуп
на пугачевские “окаянные плечища!” И Савельич прав: тулуп трещит по швам,
когда Пугачев надевает его... Однако пишет Пушкин:”Бродяга был чрезвычайно
доволен моим подарком”. Тут не в тулупе дело... Тут впервые промелькнуло
между офицером Гриневым и беглым казаком Пугачевым нечто иное... В
благодарности Гринева не просто благодарность. Тут жалость, милосердие и...
уважение. Уважение к человеку и его достоинству. И человеку холодно. А
человеку не должно быть холодно. Потому что он образ Божий. И мы не должны
безразлично проходить мимо человека, которому холодно, потому что это
кощунство. Все это почувствовал Пугачев. Потому и такое теплое напутствие
Гриневу: “Спасибо ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель.
Век не забуду ваших милостей!” И завязались между героями отношения, где
высший и низший едины , где нет ни господина, ни раба, где враги - братья.
Чем можно ответить на милость, на милосердие ? Чем его измерить ? - Только
милосердием же.
И через все остальные встречи Гринева и Пугачева основной темой идет
именно тема милосердия. При занятии Белогорской крепости Пугачев, узнав
Гринева, тут же помиловал его, спас от смертной казни. “Я помиловал тебя за
твою добродетель”, за то, что ты оказал мне услугу...” - говорит Пугачев
Гриневу. Но сколь несоразмерны услуга и воздаяние: стакан вина, заячий
тулуп и... жизнь, подаренная офицеру противного войска, с которым ведется
война.
Пугачев должен был помиловать Гринева, потому что однажды Гринев
разглядел человека в Пугачеве, и не может уже забыть этого Пугачев. Все в
повести полно милосердием. Сама любовь Петра Андреевича Гринева и Марьи
Ивановны Мироновой - не любовь - страсть, не любовь - восхищение, а
христианская любовь, жаления. Любит и слезно жалеет Марью Ивановну, сироту,
у которой не осталось никого близкого во всем мире, Гринев. Любит и спасает
своего рыцаря от ужасной участи бесчестия Марья Ивановна.
Милосерден Гринев и к своему врагу (к Швабрину). Когда Гринев вырывает с
помощью Пугачева Марью Ивановну из рук Швабрина, Гринев имеет достаточно
оснований, чтобы ненавидеть изменника и насильника. Однако вот как
кончается глава “Сирота”. Напутствуемые доброй попадьей Гринев со своей
любимой отбывают из крепости. “Мы поехали. У окошка комендантского дома я
увидел стоящего Швабрина. Лицо его изображало мрачную злобу. Я не хотел
торжествовать над униженным врагом и обратил глаза в другую сторону”.
Торжествовать над уничтоженным врагом согласно христианской морали, которой
руководствуется Гринев, стыдно. Так как, пока жив человек, Бог надеется на
него, на его исправление. Следует тем более надеяться и человеку. А
устраивать “пир победителей” над поверженным противником - хамство. Потому
и отворачивается Гринев. И в этом опять милосердие целомудренной души.
Наконец на суде Швабрин оказывается главным - и, собственно,
единственным - обвинителем Гринева. Швабрин возводит на Гринева
сознательную и чудовищную клевету, грозящую последнему самым худшим.
Интересна реакция Гринева. “ Генерал велел нас вывести. Мы вышли вместе. Я
спокойно взглянул на Швабрина, но не сказал ему ни слова. Он усмехнулся
злобной усмешкою и, приподняв свои цепи, опередил меня и ускорил свои
шаги”. Где-то слова уже бессильны... И не только слова, но и любые жесты,
грозящие ли, осуждающие ли. Так глубоко может отравить зло человеческую
душу... И так важно здесь противопоставить болезни зла спокойный, трезвый
взгляд. И может быть,- Бог знает! - этот спокойный человеческий взгляд
сможет послужить опорой мятущейся, одержимой, потерявшей себя преступной
душе, поможет остановиться и не упасть в последнюю геенскую бездну
отчаяния...
Конец повести счастливый, но не слащавая подачка читателю “романтической
повести”, а логическое следствие целостной мировоззренческой позиции
автора, утверждающий, что мир, “лежащий во зле”, стоит на добре.
Господствующим принципом отношений Пушкин считал гуманность. Гармония
между человеком и природой, внутри общества, в самом человеке покоится на
его добрых чувствах, на способности к сердечности и милосердию.
Искомую им гармонию, благородную простоту, нравственный артистизм имеет
сама его личность, запечатленная в лирических стихотворениях, в прозе. В
“заветной лире”, по слову самого поэта, отлилась его “душа”. В ней, как
сказал Гоголь, чувствуется прообраз прекрасного человека, который явится на
Руси, может быть через двести лет.




Новинки рефератов ::

Реферат: Графика в Турбо Паскале (Программирование)


Реферат: Система международного права (Международное частное право)


Реферат: Анализ экономических показателей Японии 1960-1992 гг. Компьютерная подготовка в ГУУ. 2 курс. (Программирование)


Реферат: Эпоха серебряного века и Осип Мандельштам (Искусство и культура)


Реферат: Новейшая история США (История)


Реферат: Понятие организованной преступности и коррупции (Криминология)


Реферат: Эволюционные причины поведения (Биология)


Реферат: Преобразования плоскости, движение (Математика)


Реферат: Социальные ограничения: содержание, структура, функции (Социология)


Реферат: Взаимодействие общества и природы (Биология)


Реферат: Государственный долг (Деньги и кредит)


Реферат: Информационный анализ англосаксонской балансовой системы (Аудит)


Реферат: Национальная политика: проблемы, противоречия. Основные пути национально-государственного строительства (Политология)


Реферат: Буддизм (Религия)


Реферат: Электропривод летучих ножниц (Металлургия)


Реферат: Автоперевозки (Транспорт)


Реферат: Интеграционные процессы в Западной Европе (Социология)


Реферат: Учет Основных Средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Режиссура "Кадр - основа аудиовизуального языка" (Искусство и культура)


Реферат: Иск и возбуждение уголовного дела (Гражданское право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист