GeoSELECT.ru



Литература / Реферат: Муса Джалиль (Литература)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Муса Джалиль (Литература)




Песнь свою я посвятил народу.
Жизнь свою народу отдаю.


Муса Джалиль



Муса Джалиль родился в татарской деревне Мустафино бывшей
Оренбургской губернии 2 (15) февраля 1906 года в небогатой
крестьянской семье.
Отец Мусы, Мустафа, сын бедного аульного пастуха Абубакира, с
детских лет гнул спину на богатого купца. Был мальчиком на побегушках,
позднее работал приказчиком.
Огромное влияние на формирование внутреннего мира будущего
поэта оказала его мать Рахима-Апа. Спокойная, тихая, уравновешенная,
полная противоположность Мустафе-абзы, темпераментному, вспыльчивому,
легко подверженному неожиданным перепадам настроения, - она обладала
бесконечным терпением и стойкостью. Но не только нравственные основы
характера Мусы складывались под ее воздействием.
С шести лет Муса пошел учиться в сельский мектеб, где за год
овладел азами грамоты и вызубрил наизусть несколько сур из Корана. В
Оренбурге Мустафе Залилову удалось устроить сына в медресе «Хусаиния»
– мусульманское учебное заведение типа духовной семинарии.
Весной 1919 года, когда в окруженном белогвардейцами Оренбурге
возникла комсомольская организация, тринадцатилетний Муса записывается
в ряды Коммунистического Союза молодежи, рвется на фронт. Но в отряд
его не берут: маленький, щуплый, он выглядит совсем мальчишкой.
В 1920 году по инициативе Мусы в Мустафино возникает
комсомольская ячейка. Кипучий, деятельный по натуре, Муса становится
признанным вожаком сельской молодежи. Его выбирают членом волостного
комитета РКСМ, посылают делегатом на губернскую конференцию комсомола.
В 1921 году в Оренбуржье пришла жестокая засуха и голод. На
глазах Мусы умерли от голода два его братишек. Чтобы не быть семье в
тягость, Муса уходит в город и вливается в толпы голодной беспризорной
детворы, наводнившей в то страшное лето Оренбург. В эти месяцы он «ел
что попало, ночевал где придется, воровал». Позднее с помощью одного
из сотрудников красноармейской газеты «Кызыл Юлдуз» (в ней были
напечатаны его первые стихи) Муса стал курсантом Оренбургской военно-
партийной школы, а затем – студентом ТИНО (Татарского института
народного образования), созданного на базе медресе «Хусаиния».
Бурное богатое событиями время способствовало идейному раннему
созреванию будущего поэта. В начале 1917 года одиннадцатилетний Муса
пишет стихотворение, в котором говорит о первой мировой войне как о
бессмысленной бойне, ежедневно уносящей тысячи жизней, и посылает его
в редакцию татарской газеты «Вакыт» («Время»). Стихотворение, конечно,
осталось ненапечатанным. Позднее Муса вернулся к нему, обличительный
пафос и подчеркнув свое сочувствие народным массам («На войне», 1920).
До нас дошло несколько толстых общих тетрадей 1918-1921 годов
со стихами, рассказами, пьесами Мусы и сделанными им записями народных
песен, сказок и легенд. Значительная часть стихотворений этого периода
осталась ненапечатанной при жизни поэта. Но и по ним можно получить
некоторое представление об этапах творческого возмужания Джалиля. Уже
с самых первых стихов чувствуется стихийный демократизм начинающего
автора. Выходец из низов, немало хлебнувший в своей жизни и горя, и
нужды, знающий цену куску хлеба насущного, на себе испытавший
презрительно-высокомерное отношение байских сынков к нему, сыну
старьевщика, лишь из милости взятому на казенный кошт в медресе, Муса
с искренним сочувствием относится к народу. Правда он еще не умеет
облечь свою мысль в плоть художественных образов и декларирует ее
прямо, в лоб:

Жизнь моя для народа, все силы ему,
Я хочу, чтоб и песня служила ему.
За народ свой я голову, может, сложу –
Собираюсь служить до могилы ему.
(«Слово поэта свободы»)



Обращают на себя внимание сами названия юношеских стихов
Джалиля: «Красное войско», «Красный праздник», «Красному знамени».
Поэт настолько часто употребляет эпитет «красный», что некоторые
исследователи называют первые годы творчества Джалиля «красным
периодом». Для этого периода характерны императивность, сжатость и
энергия стиха. Как правило, это страстные, публицистически заостренные
декларации.


На своем пути к зрелости и мастерству Муса Джалиль прошел
несколько этапов. С некоторой долей условности их можно ограничить
следующими хронологическими рамками: ранний (1918-1923), путь к
зрелости (1924-1932), довоенный (1933-1940) и, наконец поэзия периода
Великой Отечественной войны (1941-1944).

Сам поэт не раз подчеркивал, что новый этап в его творчестве
начинается с 1924 года: «В годы рабфака в моем творчестве наметился
переворот. В 1924 году я стал писать совсем иначе».
В 1929 году поэт доработал поэму, сняв излишний мелодраматизм
некоторых сцен и эпизодов. С этого времени поэма печатается под
названием «Пройденные пути» (в русском переводе – «Минувшие годы»).
13 июля 1941 года поэт попал в формирующийся под Казанью
артиллерийский полк «конным разведчиком».
Написанное Джалилем в первые месяцы войны вошло в сборник
«Клятва артиллериста» (1942). Один из мотивов книги – верность
воинской клятве. Мысль эта в той или иной степени звучит почти в
каждом стихотворении.
Некоторое время от Джалиля еще приходили письма. А с июля 1942
года все связи с ним прервались. Наконец пришло уведомление, что Муса
пропал без вести.
В августе 1943 года гитлеровцам удалось напасть на след
подпольной группы. Муса Джалиль и несколько его товарищей были
арестованы.
Об ужасах неволи написано немало. Одним из таких неповторимых,
обжигающих своей подлинностью документов истории являются и
«Моабитские тетради» Мусы Джалиля.
Муса Джалиль погиб в тюрьме, замученный фашистами. Посмертно
ему было присвоено звание ГСС.
Все дальше уходят в прошлое события Великой Отечественной
войны. Выросло уже новое поколение, знакомое уже с минувшей войной
лишь по фильмам и книгам. Но подвиг советского народа живет. И Джалиль
навечно с нами. Его имя носят улицы, театры, клубы, пароходы. Его
именем назван город в нефтяных районах Татарии и центральный проспект
в Набережных Челнах и одна из высочайших вершин в Антарктиде.



-----------------------
[pic]







Реферат на тему: Муса Джалиль

Зеленодольский Механический Колледж



РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:


Муса Джалиль



Выполнил: Саркинсян Сергей

студент гр. 223
Преподаватель: Галимова Н. З.



2002



Залилов (Джалиль) Муса Мустафович

15. 2. 1906 - 25. 8. 1944

[pic]


Поэзия Мусы Джалиля, одухотворенная высокими человеческими идеалами,
наполненная горячей любовью к людям, нашла дорогу к миллионам сердец. Мусу
Джалиля знают и почитают не только советские люди, его знают и почитают
миллионы людей в Европе, Америке, Азии. Его стихи, его смерть-это великий
подвиг.
Известный азербайджанский поэт Самед Вургун сказал замечательные
слова о Мусе.
"Мир и мировая литература знает много поэтов, обессмертивших свои
имена неувядаемой славой, но таких, как поэт-герой Муса Джалиль,
увековечивших свое имя и бессмертными творениями и смертью, которая сама
является подвигом, не так уж много. Вот они: великий Байрон, славный поэт
Венгрии Петефи, герой Юлиус Фучик и, наконец, Муса Джалиль".
Поэтический и гражданский подвиг Джалиля подготовлен всей его
жизнью.
Залилов Муса Мустафович (Муса Джалиль) - татарский поэт, герой-
антифашист. Родился 15 (2 по ст.с.) февраля 1906 года в селе Мустафино ныне
Шарлыкского района Оренбургской области в семье крестьянина-бедняка.
Татарин. Член ВКП(б) с 1929 года. Учился в Оребургском медресе "Хусаиния",
которое после Октябрьской революции было преобразована в Татарский институт
народного образования - ТИНО. В 1919 году вступил в комсомол. Участник
Гражданской войны. Воевал с Дутовым. В этот период появились первые его
стихи, призывающие рабочую молодёжь на борьбу с врагами революции.
После гражданской войны он активно участвует в организации первых
пионерских отрядов, пишет детские стихи и пьессы. Его избирают членом Бюро
Татаро-Башкирской секции ЦК комсомола и направляют в Москву. Здесь он
поступает на филологический факультет МГУ. Его стихи, которые он писал на
родном языке, читались в переводах на университетских вечерах и
пользовались большим успехом. По окончании университета в 1931 году его
направляют в Казань, где он целиком отдаётся творческой работе и
общественной деятельности. В 1939 году его избирают председателем Союза
писателей Татарской АССР и депутатом городского Совета. Как писатель
(литературный псевдоним Муса Джалиль) он работает практически во всех
литературных жанрах: пишет песни, стихи, поэмы, пьесы, публицистику,
собирает материал для романа о комсомоле. На основе его поэм «Алтын Чэч» и
«Иль дар» композитор Н.Жиганов написал оперы (последняя из них удостоена
Сталинской премии).
В предвоенные годы Джалиль жил в Казани и работал председателем Союза
писателей Татарии. На второй день войны Муса прибыл в военкомат, просил
отправить его на фронт. В июле 1941 года был призван в Красную Армию.
Окончил шестимесячные курсы политработников и в звании старшего политрука
направлен на Волховский фронт. До июля 1942 года работал военным
корреспондентом армейской газеты "Отвага".
Грянула Великая Отечественная война. С первых же дней Муса Джалиль
идет в военкомат и требует, чтобы его призвали в ряды Красной Армии. Он
хотел скорее уйти на переднюю линию огня. Ему удалось настоять на своем. Но
сразу его на фронт не послали. Сначала Муса поехал в тихий провинциальный
Мензелинск, где учился на курсах политруков.
Поэт после приезда из Москвы (1939-1940) жил сначала на улице
Николая Ершова, дом 2, а потом на улице Горького, дом 17/9. Отсюда родные и
друзья проводили Мусу в армию. Больше он сюда не вернулся. В память о жизни
поэта в доме говорит мемориальная доска. Потом Волховский фронт. Бои и,
наконец, горький плен. Раненный в грудь, без сознания Муса Джалиль попадает
в руки врага. Горечь и позор плена тяжело переживал Джалиль. Он понимал,
что лучше бы в бою погибнуть, чем влачить жалкую жизнь в стане врага. Нет,
он не будет жалким холуем, прислужником. Годы плена стали для Мусы Джалиля
великими. Именно в эту лихую годину в нем проявились самые высокие, самые
сильные стороны человеческого характера вообще: непоколебимая вера в
победу, сила духа, неиссякаемая энергия сопротивления. Все это и позволило
Мусе Джалилю подняться до вершин бессмертия. Он сумел организовать пленных
на борьбу с фашизмом. И для этих людей начался второй фронт, фронт борьбы с
немцами в их глубоком тылу. Воевал на Ленинградском и Волховском фронтах.
Был корреспондентом армейской газеты «Отвага» 2-й ударной армии (Волховский
фронт).
1942 год. Начались суровые фронтовые будни. Джалиль все время
находился на передовой, там, где было трудно. Боевые друзья, воевавшие с
ним, вспоминают, как отважно сражался старший политрук на Волховском
фронте, будучи военным корреспондентом газеты "Отвага".
26 июня 1942 года фашисты вели непрерывный огонь по нашим позициям.
Враг бросал в атаку все новые и новые подкрепления. Силы были слишком
неравными. В тяжелых оборонительных боях войска Волховского фронта с трудом
сдерживали натиск гитлеровцев. Солдаты и командиры героически сражались за
каждый метр земли. В одной из контратак у деревни Мясной Бор Муса Джалиль
был тяжело ранен. Он лежал в кювете, который быстро заполнялся водой. В
бессознательном состоянии Муса был взят в плен, долгое время находился на
грани жизни и смерти. Его выходили военнопленные, которые хорошо знали
своего поэта. Позднее Муса Джалиль был брошен в лагерь, затем пошли тюрьмы,
фашистские застенки: Моабит, Шпандау, Плетцензее. В лагере под Радомом, в
Польше, Джалиль возглавил подпольную организацию военнопленных. Фашисты в
то время хотели создать специальные легионы из числа пленных нерусской
национальности. Легион, сформированный под Радомом, был послан на фронт, но
в районе Гомеля повернул оружие против гитлеровцев. Находясь в концлагере
Шпандау, он организовал группу, которая должна была готовить побег.
Одновременно вёл политическую работу среди пленных, выпускал листовки,
распространял свои стихи, призывающие к сопротивлению и борьбе. По доносу
провокатора он был схвачен гестаповцами и заключён в одиночную камеру
берлинской тюрьмы Моабит. Ни жестокие пытки, ни посулы свободы, жизни и
благополучия ни камера смертников не сломили его воли и преданности Родине.
Тогда он был приговорён к смерти. 25 августа 1944 года казнён на гильотине
в тюрьме Плётцензее в Берлине.
Джалиль до конца оставался советским поэтом. На обрывках бумаги
огрызком карандаша писал стихи, как он сам выразился, "на плахе под топором
палача", наполненные жаждой свободы и страстным призывом к борьбе с
фашизмом. Героизм - это существо поэзии Джалиля. Он и сам погиб как герой,
- не склонив головы, непокоренный.
Именем Джалиля названы улицы, корабль, молодой город в Татарии. В
Казани установлен памятник. На здании укома в Орске, где работал Джалиль,
установлена мемориальная доска. О Герое написаны опера, роман, десятки поэм
и стихов.
Долгое время судьба Мусы Джалиля оставалась неизвестной. Только
благодаря многолетним усилиям следопытов была установлена его трагическая
гибель. 2 февраля 1956 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за
исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-
фашистскими захватчиками, ему посмертно присвоено звание Героя Советского
Союза. Награждён орденом Ленина.
В центре Казани Мусе Джалилю установлен памятник. Его имя носили
теплоход на Волге, посёлок городского типа в Татарстане.
В тюрьме он создал 115 поэтических произведений. Его записные книжки
со стихами были сохранены товарищем по заключению бельгийским антифашистом
Андре Тиммермансом. После войны Тиммерманс передал их советскому консулу.
Стихи были возвращены на Родину. Сборник моабитских стихов впервые был
издан на татарском языке в Казани в 1953 году. В 1955 году сборник стихов
Мусы Джалиля был выпущен издательством "Молодая гвардия" под названием
"Героическая песня". Первая моабитская самодельная записная книжка размером
9,5Х7,5 см содержит 60 стихотворений. Второй моабитский блокнот - тоже
самодельная записная книжка размером 10,7х7,5 см. В ней содержится 50
стихотворений. Эти тетради хранятся в Государственном объединенном музее
Республики Татарстан. До сих пор неизвестно, сколько же было всего
тетрадей.
За толстыми стенами камеры пылко билось сердце человека-борца,
коммуниста, человека, беспредельно любящего свою Родину, свой народ. И
каждый стук его рождал новые строки, которые потом изумили весь мир:
Не преклоню колен, палач, перед тобою,
Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей,
Придет мой час - умру. Но знай: умру я стоя,
Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.

Независимо, гордо звучит каждое слово! Это настроение любого
стихотворения.
Пускай мои минуты сочтены,
Пусть ждет меня палач и
вырыта могила,
Я ко всему готов.
Но мне еще нужны
Бумага белая и черные чернила.

Джалиль спешил - надо было сказать многое. О жизни. О фронтовых
друзьях. О родине. О близких.

Песня меня научила свободе,
Песня борцом умереть мне велит...

Он писал, аккуратно занося стихи в самодельный блокнот. Получилась
небольшая тетрадь, которую легко было прятать, т.к. она помещалась в
человеческой ладони.

Пусть сердце пылает в песне,
Правда ей дорога.
Песней ласкал я друга,
Песней ломил врага.
С песней я шел сквозь пули,
С песней весну встречал,
Последнюю песню пою я
Под топором палача.
Воспевая любовь, человек большой души, поэт, утверждал всесилие ее.

Дочурка мне привиделась во сне.
Пришла, пригладила мне чуб ручонкой...

Эти строки, как и многие другие, читать без слез и душевного волнения
нельзя.
"Моабитская тетрадь" - это бессмертная книга, потрясающая читателей
силой человеческого духа. Это гимн бесстрашию и стойкости советского
человека.
В последние дни войны, а именно 23 апреля 1945 года, воины 79-го
стрелкового корпуса, наступавшие на рейхстаг, увидели большое серое здание
за высокой кирпичной оградой - тюрьму.
Когда бойцы ворвались во двор тюрьмы, там уже никого не было: ни
охраны, ни заключенных. Ветер носил по двору мусор, обрывки бумаг,
сваленные в кучу какие-то папки. И тут... один из солдат заметил клочок
бумаги. На нем по-русски было написано: "Я, поэт Муса Джалиль, заключен в
Моабитскую тюрьму, которому предъявлены политические обвинения и, наверное,
скоро буду расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись,
пусть передадут привет от меня товарищам - писателям в Москве, сообщат
семье".
Так вместе с известием о Победе на Родину пришла трагическая весть о
М. Джалиле.
Потребовалось много лет, чтобы шаг за шагом проследить путь Джалиля в
лагерях смерти, выяснить все обстоятельства его подвига, сердцем прочитать
"Моабитскую тетрадь".
Мир был потрясен правдой...
Перед казнью Джалиль беспокоился о судьбе своих стихов: "В плену, в
заточении - 1942. IХ - 1943.ХI - написал 125 стихотворений и одну поэму. Но
куда писать? - Умирают вместе со мной".
Но умирать его стихам не дали его товарищи по борьбе. Они спасли
"Моабитскую тетрадь".
Доставлена на Родину одна записная книжка со стихами в 1946 году,
другая - в 1947 году. Ее сохранил и передал бельгийский антифашист Андре
Тиммерманс.
Один раз в году, 15 февраля, в день рождения поэта-героя, подлинник
"Моабитских тетрадей" на красных подушечках в сопровождении воинского
эскорта выносят из фондов для всеобщего обозрения. В эти дни в музее
особенно многолюдно: все приходят, чтобы выразить свою любовь и уважение к
М. Джалилю, чтобы увидеть свидетельство гражданского и поэтического подвига
"Моабитской тетради".
Гордость переполняет сердце, когда видишь этот церемониал. Вот
вершина, которую может достичь человек. Имя ему - солдат.
Пройдут годы, многое изменится. Но и потом "Моабитская тетрадь" будет
волновать новые поколения, звать их к стойкости и героизму, будет учить
жить.
По крайней мере со мной и моими учениками было именно так.
Погибнуть стоя, не склонив головы, погибнуть во имя жизни других,-вот
мысли, которыми жил поэт в дни тюремного заточения. Джалиль и его
лирический герой не боятся смерти и сознают свое превосходство над ней
потому, что знают силу, которая выше, сильнее смерти. Эта сила -
бессмертие.
Умирая не умрет герой -
Мужество останется в веках.
Имя прославляй свое борьбой,
Чтоб оно не молкло на устах!

И оно не умолкло. Имя Мусы Джалиля на века останется в памяти тех,
за кого он отдал свою жизнь. В Татарской республике Мусу Джалиля знает
каждый от мала до велика.
В 1957 году за цикл стихов "Моабитская тетрадь" Мусе Джалилю посмертно
присуждена Ленинская премия.
Муса Джалиль любил Казань. Это был для него родной город. Здесь он
учился, здесь он творил свои стихи. Некоторые из них Муса Джалиль посвятил
Казани. В память о великом жителе города в 1966 году на площади 1 Мая
поставлен памятник, именем Мусы Джалиля казанцы назвали бывшую Банковскую
улицу.
Источники:

1) Агатов М.В. Об авторах ваших книг. - М.: Молодая гвардия,1975
2) Великая Отечественная война 1941-1945: События. Люди. Документы.-
Политизд.1990
3) Герои Советского Союза - наши земляки. - Кн. 1. - Казань, 1984
4) Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.1.
М.:Воениз.1987.
5) Ханин Л. «Герои Советского Союза – сыны Татарии», Казань 1969 г.
6) В. П. Россовский "Золотые Звезды Оренбуржья". Биографический
справочник. Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1989. - 512 с.
Стр. 167 – 168
7) В. Белокопытов и Н. Шевченко, Их именами названы улицы Казани.
Казань, Таткнигоиздат, 1973 год





Новинки рефератов ::

Реферат: Геноцид армян XIX - XX века (История)


Реферат: Билеты по межкультурной коммуникации (Культурология)


Реферат: Теоретические основы социально-педагогической работы с учащимися в микрорайоне (Педагогика)


Реферат: Земельные правоотношения в Республике Саха (Якутия) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Глюкоза (Химия)


Реферат: Размножение (Биология)


Реферат: Общие начала назначения наказания (Уголовное право и процесс)


Реферат: Модификация биологически активными системами синтетического полиизопрена (Химия)


Реферат: Лекции по статистике промышленности (Статистика)


Реферат: Анализ - философско-аналитическое понятие истины (Философия)


Реферат: Медицинское страхование (Страхование)


Реферат: Елизавета Петровна (Исторические личности)


Реферат: Прибор (Радиоэлектроника)


Реферат: Ураження сильнодіючими отруйними речовинами (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Полиплоидия и получение полиплоидов (Биология)


Реферат: Методика измерения перемещений при помощи лазерных интерферометров (Технология)


Реферат: Место интенсивной методики в системе обучения иностранному языку в средней школе ([Курсовая]) (Педагогика)


Реферат: Рыбные ресурсы их использование и охрана (Ботаника)


Реферат: Лекции по бухучету (Бухгалтерский учет)


Реферат: Вода. Тяжелая вода (Химия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист