GeoSELECT.ru



Литература / Реферат: Рецензия на рассказ Бунина "Сны Чанга" (Литература)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Рецензия на рассказ Бунина "Сны Чанга" (Литература)



Рецензия на рассказ И. Бунина «Сны Чанга»

И. А. Бунин является типичным представителем писателей рубежа веков.
Бунин- фаталист, его произведениям свойственны пафос трагичности и
скептицизма. Его творчество перекликается с концепцией модернистов о
трагичности человеческой страсти, и на первый план у Бунина выходит
обращение к вечным темам любви, смерти и природы.
О Бунине давно и прочно утвердилось мнение как об одном из величайших
стилистов в русской литературе. В его творчестве ярко проявились и
неуловимая художественная точность и свобода, и образная память, и знание
народного языка, и изумительная изобразительность, и словесная
чувственность. Все эти черты присущи не только поэзии, но и прозе.
В предреволюционное десятилетие на первый план в творчестве Ивана
Бунина вышла именно проза, вобравшая в себя органически присущий таланту
писателя лиризм. Это время создания таких шедевров, как рассказы
«Братья», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга». Историки литературы
считают, что эти произведения стилистически и мировоззренчески тесно
связаны между собой, составляя вместе своеобразную художественно-
философскую трилогию.
Рассказ «Сны Чанга» был написан в 1916 году. Уже само начало
произведения («Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый
из живущих на земле») навеяно буддийскими мотивами, ведь что в этих словах,
как не отсылка к цепочке рождений и смертей, в которую втянуто любое живое
существо – от муравья до человека? И вот уже читатель с первых строк
внутренне готов к перемежениям настоящего и воспоминаний в рассказе.
А сюжет произведения таков.
Во время плавания капитан одного из российских судов купил у старого
кислоглазого китайца рыжего щенка с умными черными глазами. Чанг (так звали
собаку) во время долгого путешествия становится единственным слушателем
хозяина. Капитан рассказывает о том, какой он счастливый человек, что есть
у него в Одессе квартира, любимая жена и дочка.
Затем всё в его жизни рушится, так как капитан понимает, что жена, к
которой он стремится всей душой, его не любит. Без мечты, без надежды на
будущее, без любви этот человек превращается в горького пьяницу и, в конце
концов, умирает.
Главными героями произведения являются капитан и его верный пес Чанг.
Интересно наблюдать за изменениями, происходящими с капитаном на
протяжении жизни, наблюдать за тем, как меняется его представление о
счастье. Во время плавания на корабле он говорит: «А как же великолепна
жизнь, боже мой, как великолепна!» Тогда капитан любил, он был весь в этой
любви и поэтому был счастлив. «Было когда-то две правды на свете, постоянно
сменявших друг друга: первая – та, что жизнь несказанно прекрасна, а другая
– что жизнь мыслима лишь для сумасшедших». Теперь после потери любви, после
разочарования у капитана остается только одна правда, последняя. Жизнь
кажется ему скучным зимним днем в грязном кабаке. А люди… «Нет у них ни
бога, ни совести, ни разумной цели существования, ни любви, ни дружбы, ни
честности, -нет даже простой жалости». Вот такие внутренние изменения
претерпевает наш герой.
Внутренние изменения влияют и на внешний образ. В начале рассказа мы
видим счастливого капитана, «размытого и выбритого, благоухающего свежестью
одеколона, с поднятыми по-немецки усами, с сияющим взглядом зорких светлых
глаз, во всем тугом и белоснежном». Затем он предстает перед нами грязным
пьяницей, живущим на гнусном чердаке. В качестве сравнения автором
приводится чердак его друга- художника, только что обретшего правду жизни.
У капитана грязь, холод, скудная некрасивая мебель, у художника – чистота,
тепло, уютно, старинная мебель. Все это было сделано с одной целью:
противопоставить эти две правды и показать как осознание той или иной
влияет на внешний образ человека. Обилие используемых в произведении
деталей создает необходимую для читателя эмоциональную окраску и
обстановку.
С этой же целью была создана и композиция рассказа. Она двойственна.
Четко просматриваются две параллели. Одна - сегодняшний мир, в котором нет
счастья, другая - счастливые воспоминания. Но как же происходит сообщение
между ними? Ответ прост, именно для этого и понадобился образ собаки. Чанг
является той нитью, которая соединяет реальную действительность с прошлым
через его сны. Чанг – единственный в рассказе, кто обладает именем.
Художник не просто безымянен, но и безмолвен. Женщина и вовсе явлена из
каких-то книжных туманов: дивная «в своей мраморной красоте». Чанга Бунин
наделяет чувством «безначального и бесконечного мира, что не доступен
Смерти», то есть ощущением подлинности – невыразимой третьей правды.
Капитана поглощает смерть, Чанг же не утрачивает своего китайского имени и
остается в зыбком теперь, ибо он, по Бунину, следует безропотно
«сокровеннейшим велениям Тао, как следует им какая-нибудь морская тварь…».
Попробуем разобраться в философской проблематике произведения.
В чем смысл жизни? Возможно ли человеческое счастье?
В связи с этим в рассказе появляется образ «дальних работящих людей»
(немцев). На примере их образа жизни писатель говорит о возможных путях
человеческого счастья.
Труд, чтобы жить и размножаться, не познав при этом полноты жизни.
Воплощением являются эти самые «работящие люди»;
Бесконечная любовь, которой вряд ли стоит посвящать себя, так как всегда
существует возможность измены. Воплощение – образ капитана.
Путь вечной жажды поиска, в котором, впрочем, по Бунину, тоже счастья нет.
В чем же оно? Может быть, в признательности и верности? Эту идею несет в
себе образ собаки. Через реальные неприглядные факты жизни пробивается по-
собачьи верная память, когда в душе был мир, когда капитан и собака были
счастливы.
Таким образом, рассказ «Сны Чанга» является, прежде всего, философским
произведением рубежа веков. В нем рассматриваются такие вечные темы как
любовь и счастье, говорится о зыбкости счастья, построенного только на
любви, и вечности счастья, основанного на верности и признательности. По
моему мнению, рассказ Бунина очень актуален и сегодня. Проблемы, затронутые
в произведении, нашли живой отклик в моей душе, заставили задуматься о
смысле жизни. Ведь поколение, к которому я принадлежу, живет во время
переходного периода истории, когда людям свойственно подводить итоги и
думать о будущем. И, может быть, чтение этого произведения развеет наш
внутренний подсознательный страх перед ним. Ведь есть на свете вечные
истины, неподверженные никакому влиянию и никаким переменам.





Реферат на тему: Рецензия на рассказ В. Тендрякова "Хлеб для собаки"

Рецензия на рассказ В. Тендрякова
«Хлеб для собаки»



Детство Владимира Тендрякова прошло в безрадостную эпоху
послереволюционной России и сталинских репрессий, весь ужас которых остался
в его памяти мрачным следом детских воспоминаний, составивших основу
рассказа «Хлеб для собаки». Возможно, именно эффект детских впечатлений
помог автору столь ясно и непредвзято описать события, происходившие в
небольшом пристанционном посёлке, в котором и прошли первые годы его жизни.

А происходило там то же, что и во многих других подобных посёлках:
раскулаченные «зажиточные» крестьяне, сосланные в Сибирь и не добравшиеся
до места ссылки, были брошены умирать голодной смертью в маленьком
березнячке на глазах у жителей посёлка. Взрослые старались обходить это
ужасное место стороной. А дети… «Никакие ужасы не могли заглушить нашего
зверушечьего любопытства,» - пишет автор. «Окаменевая от страха,
брезгливости, изнемогая от упрятанной панической жалости, мы наблюдали…».
Дети наблюдали за смертью «куркулей» (так там называли «живущих» в
березнячке).

Для усиления впечатления, производимого картиной, автор прибегает к
методу антитезы. Владимир Тендряков подробно описывает ужасающую сцену
смерти «куркуля», который «вставал во весь рост, обхватывал ломкими
лучистыми руками гладкий сильный ствол берёзы, прижимался к нему угловатой
щекой, открывал рот, просторно чёрный, ослепительно зубастый, собирался,
наверное, крикнуть (…) проклятие, но вылетал хрип, пузырилась пена. Обдирая
кожу на костистой щеке, «бунтарь» сползал вниз по стволу и (…) затихал
насовсем». В этом отрывке мы видим противопоставление ломких, лучистых рук
гладкому, сильному стволу берёзы. Подобный приём приводит к усилению
восприятия как отдельных фрагментов, так и всей картины.

Вслед за этим описанием следует философский вопрос начальника станции,
по долгу службы вынужденного следить за «куркулями» : «Что же вырастет из
таких детей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас? Что за
мир?…». Подобный вопрос звучит как бы от самого автора, который спустя
много лет поражается тому, как он, впечатлительный мальчик, не сошёл с ума
при виде подобной сцены. Но далее он вспоминает, что ранее уже являлся
свидетелем того, как голод заставлял «опрятных» людей идти на публичные
унижения. Это несколько «обмозолило» его душу.

Обмозолило, но не настолько, чтобы остаться равнодушным к этим
голодающим людям, будучи сытым. Да, он знал, что быть сытым – это стыдно, и
старался не показывать этого, но всё же тайком он выносил остатки своей еды
«куркулям». Так продолжалось некоторое время, но потом число попрошаек
стало расти, а прокормить более двух человек мальчик уже не мог. И тогда
случился срыв – «излечение», как его назвал сам автор. В один день у забора
его дома собралось множество голодных. Они встали на пути возвращавшегося
домой мальчика и стали просить еды. И вдруг…
«У меня потемнело в глазах. Из меня рыдающим галопом вырвался чужой
дикий голос:
-Уходите! Уходите! Сволочи! Гады! Кровопийцы! Уходите!
(…) Остальные разом потухнув, опустив руки, начали поворачиваться ко
мне спинами, расползаясь без спешки, вяло.
А я не мог остановиться и кричал рыдающе.»

Как эмоционально описан этот эпизод! Какими простыми,
распространёнными в жизненном обиходе словами, всего в нескольких фразах
Тендряков передаёт эмоциональный надрыв ребёнка, его страх и протест,
соседствующие с покорностью и безнадёжностью обречённых людей. Именно
благодаря простоте и удивительно точному выбору слов, в воображении
читателя с необычайной яркостью вырисовываются картины, о которых
повествует Владимир Тендряков.

Итак, этот десятилетний мальчик исцелился, но полностью ли? Да, он
больше не вынес бы куска хлеба стоящему под его окном умирающему от голода
«куркулю». Но была ли при том спокойна его совесть? Он не спал по ночам, он
думал: «Я дурной мальчишка, ничего не могу с собой поделать – жалею своих
врагов!»

И тут появляется собака. Вот оно – самое голодное существо в посёлке!
Володя хватается за неё, как за единственный способ не сойти с ума от ужаса
сознания того, что он ежедневно «съедает» жизни нескольких людей. Мальчик
кормит эту несчастную собаку, которая не существует ни для кого, но
понимает, что «не облезщего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою
совесть».

Можно было бы завершить рассказ на этой, сравнительно радостной, ноте.
Но нет, автор включил ещё один эпизод, усиливающий тяжёлое впечатление. «В
тот месяц застрелился начальник станции, которому по долгу службы
приходилось ходить в красной шапке вдоль вокзального скверика. Он не
догадался найти для себя несчастную собачонку, чтоб кормить каждый день,
отрывая хлеб от себя.»

Так заканчивается рассказ. Но, даже после этого, читателя ещё долго не
покидают ощущения ужаса и морального опустошения, вызванные всеми
страданиями, которые невольно, благодаря мастерству автора, он переживал
вместе с героем. Как я уже отметила, в этом рассказе поражает способность
автора передавать не только события, но и чувства.

«Глаголом жги сердца людей». Такое наставление истинному поэту звучит
в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк». И Владимиру Тендрякову это удалось.
Он сумел не только красочно изложить свои детские воспоминания, но и
пробудить сострадание и сопереживание в сердцах читателей.




Новинки рефератов ::

Реферат: Сравнительный анализ избирательных систем России, Германии, США (Политология)


Реферат: Моспи-экзаменационное исследование (Социология)


Реферат: Внутрипартийная борьба во второй половине 20-х годов (История)


Реферат: Компьютер в детском саду (Педагогика)


Реферат: Дымовые извещатели (Технология)


Реферат: Виникнення та формування українського етносу (История)


Реферат: Патрология (Религия)


Реферат: ГАЗ-Фосген (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: История творчества группы "Ария" (Музыка)


Реферат: Грегор Мендель (Биология)


Реферат: Расчет технологии работы на токарном станке (Технология)


Реферат: Таинственный фантастический и мистический мир Воланда (Литература)


Реферат: Особенности религии древних славян (Религия)


Реферат: Модернизация автомобильного двигателя МеМЗ 968ГЭ для увеличения мощности, улучшения тяговых характеристик и повышения экономичности (Транспорт)


Реферат: Саморегуляция учителем эмоционального состояния (Педагогика)


Реферат: Водоснабжение (Технология)


Реферат: Мотивация (Менеджмент)


Реферат: Анализ кредитоспособности предприятия ОАО Благкомхлебпродукт (Деньги и кредит)


Реферат: Товароведение и экспертиза серебристо-черной лисицы (Сельское хозяйство)


Реферат: Биохимическая Эволюция (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист