GeoSELECT.ru



Литература / Реферат: Самоубийство Катерины в драме Островского: Сила или слабость? (Литература)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Самоубийство Катерины в драме Островского: Сила или слабость? (Литература)



Сочинение по литературе
По драме А.Н.Островского “Гроза”
На тему: “Самоубийство Катерины: сила или слабость?”


Драма Островского “Гроза” была написана во второй половине XIX
века, вызвав в среде критиков и рецензентов заметные противоречия.
Главная героиня пьесы - Катерина, воспринималась одними критиками как
светлое явление, олицетворение добродетели в “тёмном царстве” города
Калинова, другими - как слабая, ранимая и суеверная женщина. Основной
вопрос, рассматриеваемый критиками - является ли самоубийство Катерины
в конце пьесы силой или слабостью.
Рассмотрим этот вопрос поподробнее. Для начала, нужно определить
жанровую принадлежность этого произведения. Что же это- драма, как
пишет Островский в начале, или трагедия? На первый взгляд кажется, что
разницы между этими жанрами не существует, но это не так. Трагедия-
это форма героического представления, у неё возвышенный стиль и
конфликт в ней всегда глобален, то есть выходит за рамку мыслей и
чувств одного человека, становится всеобъемлющим и актуальным для
всех. Обычный исход трагедии- смерть главного героя, которая является
не поражением, а победой и разрешением конфликта. Драма, несомненно,
во многом похожа на трагедию, но конфликт происходит лишь между
главными героями, не выходя за пределы личных интересов персонажей.
Проблема героя- его личная проблема, которая не может быть
всеобъемлющей. Очень часто завершением драмы является смерть главного
героя, как и в трагедии, но конфликт далеко не всегда разрешается
смертью.
Что же мы видим в “Грозе”? Провинциальный городок Калинов,
располагающийся на живописном берегу Волги, дворянская семья. Основной
конфликт “Грозы” заключается во взаимоотношениях Катерины с обществом
города, в котором правят самодуры. Конфликт Катерины- её личная
проблема, так как она смиряется с порядками, царящими в среде дворян.
Где-то в глубине души Катерины всё-таки есть искорка противостояния,
но её постоянно заглушает неуверенность и шаткость характера. В
результате самоубийства конфликт не решается. Значит “Гроза” всё-таки
драма.
Катерину, по старинному дворянскому обычаю, выдают замуж за
Тихона, сына купчихи Кабановой. Кабаниха постоянно наставляет Тихона
на верный путь, рассказывая ему, что и как делать. Сам же Тихон не
способен принимать серьёзные решения и во всём соглашается со своей
матушкой, никогда не нарушая её волю. Катерина страдает от этого,
потому что она вместе с Тихоном находится в подчинении у Кабанихи,
более того, она не любит своего мужа, но “жалеет” его, как она
впоследствии сказала Варваре. Сама Катерина очень набожна, она
считает, что её брак- подчинение воле божьей, но в то же время
влюбляется после обмена несколькими взглядами в Бориса, человека,
приехавшего за наследством в город, но желает сохранить в целости свою
добродетель. Зная, что измена- грех, она всё-таки встречается с
Борисом во время непродолжительного отъезда Тихона. Варвара помогает
Борису встречаться с Катериной, но неожиданно приезжает Тихон и
главная героиня терзается угрызениями совести, худеет, бледнеет, очень
пугается грозы, принимая её за выражение божьего гнева, пугается она
также слов сумасшедшей барыни о “геене огненной” и на улице при народе
падает на колени и признаётся мужу в совершённом ею поступке. Тихон
пытается обнять и успокоить жену, но Кабаниха, выслушав рассказ
Катерины, приказывает сыну побить немного супругу. Катерина ещё
сильнее падает духом. Затем выясняется, что Борис, по приказу своего
дядюшки Дикого, уезжает в Сибирь, на заработок. Катерина сбегает из
дома, встречается последний раз с Борисом, они обсуждают свои чувства
и после отъезда Бориса, немного подумав, решает покончить жизнь
самоубийством, решая, что нет выхода из её положения.
Конечно же, можно сказать, что Катерина светлое явление, “луч
света в тёмном царстве”. В каждом поступке Катерины можно найти нечто
хорошее, и если сложить всё это вместе, получится героическая персона,
полная добродетели и достойная обожания. Можно сказать, что такое было
время, что у Катерины не было выбора, но разве Катерина, не любя
Тихона, пыталась хоть как-нибудь предотвратить свадьбу? Разве она
пыталась доказать, что нельзя выходить замуж без любви? Нет, она
покорно следовала мнению необразованных людей старшего поколения.
Но заглянем всё-таки поглубже в характер героини. Вся жизнь
Катерины основана не на разуме, а на чувствах и предубеждениях. С
детства не приученная размышлять, она кидается из одной крайности в
другую. Примером этого может служить монолог с ключом. Первой мыслью
Катерины было выбросить ключ, данный Варварой: “Бросить его, бросить
далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то мне жжёт,
точно уголь”. Затем, немного порассуждав о поступке Варвары и
испугавшись быть увиденной с ключом в руках, она прячет его в карман:
“ Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в этом грех, если я
взгляну на него [Бориса] раз, хоть издали-то!” и заканчивает монолог
словами “Ах, кабы ночь поскорее!”. Одна встреча с Борисом повлекла за
собой другую, третью, и вот Катерина уже встала на порочный круг. Её
совесть просыпается только после приезда мужа.
Катерина думала, что её жизнь управляется судьбой и поэтому всегда
предоставлялась воле случая. Она не понимала, что человек должен сам
управлять своей жизнью, что он сам хозяин своим действиям.
Каждое внешнее впечатление, самое ничтожное событие, пустой
разговор потрясает весь её организм. Катерина прислушивается к словам
полоумной барыни, тогда как Варвара проносит их мимо ушей:
“Барыня. Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцев поджидаете,
кавалеров? Красота- то ваша вас радует? Не радуйтесь, все в огне
будете гореть неугасимом!
Катерина. Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит
мне что-нибудь”
Более того, услышав гром, Катерина ужасно пугается, воспринимая
это природное явление как гнев бога.
Если Катерина всё-таки любит Бориса, то сам Борис глубокого
чувства к героине не имеет. Когда Дикой отправил его в Сибирь, Борис
не согласился взять Катерину с собой, объясняя это просто: “Нельзя
мне, Катя. Не по своей воле еду”. Прощяясь с “Катей” он даже не хотел
с ней встречаться, он хотел лишь “С тем местом проститься, где они
встречались”. Кто же после этого Борис? Но Катерина не видит этого,
полагая что им положено разлучиться судьбой. И затем, наконец, следует
смерть главной героини. Что она нам доказывает? Разрешается ли
конфликт драмы? На мой взгляд, нет. Все свои проблемы, которые она
сама себе создала, Катерина хочет решить смертью, показывая слабость
своего характера и разума. Так что самоубийство Катерины, я считаю,
является слабостью.

Осипов Дмитрий 10 “Б” класс
Школа 1284
2001





Реферат на тему: Самый таинственный герой романа Л.Н. Толстого Война и Мир

Самый таинственный герой романа Л.Н. Толстого Война и Мир


В каждом из нас
есть что-то от Гитлера,
а что-то от Матери Терезы

В каждом из нас живёт хорошее и плохое. У кого-то хорошего больше, у кого-
то больше плохого. Отчего это зависит? Может быть, от воспитания, может, от
судьбы, а может от самого человека. Во всех этих вопросах трудно
разобраться, сложно понять человека, его поведение, жизненные устои и
судьбу, поэтому мне было совсем нелегко разобраться в самом, на мой взгляд,
таинственном герое романа Л.Н. Толстого “Война и Мир”. Впервые мы видим его
пьяного, в белой рубашке, на рассвете, в шумной компании Анатоля Курагина:
«Долохов был человек среднего роста, курчавый и со светлыми голубыми
глазами... Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая
поразительная черта его лица, был весь виден... В середине верхняя губа
энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах
образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок... и все вместе, а
особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло
впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица». Эти светлые
голубые глаза, этот твердый, наглый и умный взгляд мы увидим много раз: на
смотре в Браунау, и в бою под Шенграбеном; во время дуэли с Пьером, и у
зеленого карточного стола, за которым Ростов проиграет Долохову сорок три
тысячи, и у ворот дома на Старой Конюшенной, когда сорвется попытка Анатоля
увезти Наташу, и позже, в войну 1812 года, когда отряд Денисова и Долохова
спасет из французского плена Пьера, но в бою за пленных погибнет мальчик,
Петя Ростов, — тогда жестокий рот Долохова скривится, и он отдаст
приказание: всех захваченных французов расстрелять. С одной стороны Долохов
храбр и отважен, а с другой бесчеловечен и жесток.
Какой же он на самом деле? Он «был небогатый человек, без всяких связей. И
несмотря на то, что Анатоль проживал десятки тысяч, Долохов жил с ним и
успел себя поставить так, что и Анатоль и все знавшие их уважали Долохова
больше, чем Анатоля».
Ему не на что и не на кого рассчитывать — только на себя. Развлекались
втроем: Долохов, Анатоль и Пьер—«достали где-то медведя, посадили с собой в
карету и повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать. Они поймали
квартального и привязали его спина со спиной к медведю и пустили медведя в
Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем...» Чем же все это кончилось?
Долохов был офицером — и потому его разжаловали в солдаты. Пьер нигде не
служил, его нельзя было разжаловать, но наказанье его постигло легкое, —
видимо, из уважения к умирающему отцу. Анатоль был офицером — его не
разжаловали. Долохов запомнил это и Анатолю, и Пьеру.
Еще один урок он получил на войне. Встретив Жеркова, принадлежавшего
раньше к его «буйному обществу», он убедился, что Жерков «не счел нужным
узнать его» в солдатской шинели. Этого Долохов тоже не забыл — и когда
Жерков, после разговора Кутузова с разжалованным, радостно приветствовал
Долохова, тот отвечал подчеркнуто холодно.
Перед нами вырисовывается характер жестокий, эгоистичный и
мстительный, но в то же время перед нами предстает одинокий человек. Первые
же слова, которые мы услышали от Долохова, были жестоки. Пьяный Пьер
пытался повторить его «подвиг»: выпить бутылку рома, сидя на открытом
окне. Анатоль пытался удержать Пьера.
«— Пускай, пускай,—сказал Долохов улыбаясь».
Он бессердечен к людям, и его развлекает возможная смерть другого
человека (разве толстый, неповоротливый Пьер способен выпить бутылку рома
сидя на открытом окне?)
Прошел год—очень нелегкий год солдатчины, трудных походов и не менее
трудных смотров. Мы видели, как Долохов отстаивал свое достоинство перед
смотром в Браунау и как настойчиво напоминал генералу о своих заслугах в
Шенграбенском бою. Долохов чудом не погиб на льду австрийских прудов,
приехал в Москву и поселился в доме Пьера. Как раньше он не жалел Пьера,
так не жалеет и теперь: живя в его доме, он завел роман с его женой. Не
влюбился в нее, не полюбил — это бы хоть в какой-то степени его
оправдывало. Нет, Элен так же безразлична ему, как другие светские женщины,
он просто развлекается и, может быть, мстит Пьеру за историю с медведем, за
то, что Пьер богат и знатен. Пьер знает: «Долохов не остановится перед тем,
чтобы опозорить старого приятеля. Для него была бы особенная прелесть в
том, чтоб осрамить мое имя и посмеяться надо мной, именно потому, что я...
помог ему»
Он боится Долохова — могучий Пьер. Приучив себя додумывать все до конца и
быть откровенным с самим собой он честно признается себе: «Ему ничего не
значит убить человека... Он должен думать, что и я боюсь его. И
действительно, я боюсь его...» Но в душе его, преодолевая страх,
поднимается бешенство, и когда Долохов «с серьезным выражением, но с
улыбающимся в угла ртом, с бокалом обратился Пьеру»,— это бешенство
вскипает, ищет выхода. Что же делает Долохов, видя бешенство Пьера? Он
просто издевается над несчастным Пьером. Долохов предлагает унизительный
тост: «За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников»
Этого мало: он выхватил из рук Пьера листок с текстом кантаты — само по
себе это было бы вполне возможно при их приятельских отношениях, но сейчас
«что-то страшное и безобразное, мутившее его во время обеда, поднялось и
овладело» Пьером. «Не смейте брать! —крикнул он». И Все вокруг испуганы, но
Долохов смотрит «светлыми, веселыми, жестокими глазами...».
«Бледный, с трясущеюся губой, Пьер рванул лист. Вы... вы... негодяй!.. я
вас вызываю,—проговорил он и, двинув стул, встал из-за стола».
И вот — дуэль в Сокольниках. Секунданты Несвицкий и Денисов делают, как
полагается, попытку примирения. «Нет, об чем же говорить!—сказал Пьер,—все
равно... Вы мне скажите только, как куда ходить и стрелять куда?»
Долохов знает, что Пьер не умеет стрелять. Но и он тоже отвечает
секунданту: «Никаких извинений, ничего решительно».
Оба секунданта понимают, что происходит убийство. Поэтому они медлят
минуты три, когда уже все готово. Кажется, ничто не может спасти Пьера.
Понимает ли это Долохов? Чем виноват перед ним Пьер — за что он готов убить
этого человека?
«Становилось страшно», — пишет Толстой. И вот Денисов выходит к барьеру и
сердито кричит: «Г'...аз! Два! Тг'и!» Уже нельзя остановить то, что
происходит, и Денисову остается |только сердиться.
Пьер, нелепо вытянув вперед правую руку, «видимо боясь, как бы из этого
пистолета не убить самого себя», стреляет первым — и ранит Долохова.
Оба они поступают после выстрела Пьера точно так, как должны поступать
именно эти два человека, с этими
Пьера, Долохов разрушил эту семью. Войдя в дом Николая Ростова, он
попытался отнять у своего друга невесту. Соня отказала ему — Долохов не
таков, чтобы не отмстить. Он не вызывает Николая на дуэль, но обыгрывает
его в карты — сознательно, холодно и обдуманно: приглашает свою жертву
запиской в гостиницу, несколько раз спрашивает: «Или боишься со мной
играть?», предупреждает: «В Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому
советую вам быть со мной осторожнее», — и, выиграв огромную сумму, «ясно
улыбаясь и глядя в глаза Николаю», замечает: «Ты знаешь поговорку:
«Счастлив в любви, несчастлив в картах». Кузина твоя влюблена в тебя. Я
знаю».
Он не позволит безнаказанно оскорбить себя, но разве Николай хотел его
оскорбить? Наоборот—преклонялся перед ним, обожал его — так он наказан за
свое обожание.
Может быть, через несколько месяцев, помогая Анатолю увезти Наташу, Долохов
вспомнит о том, как Соня не ответила на его чувства, предпочла Николая.
Может быть, так он на свой лад отомстит Ростовым
Он страшный человек, Федор Долохов. В двадцать пять лет он хорошо знает
людей, среди которых живет, и понимает: ни честность, ни ум, ни талант не
ценятся этими людьми. Он привык не верить честности, уму и таланту. Он
циничен и может обмануть любого, даже вчерашнего лучшего друга, потому что
знает: это простят. Не простят слабости. А бесчеловечность вызовет уважение
и страх.
Но... трижды мы увидим Долохова не похожим на себя самого. Подъезжая к
дому после дуэли с Пьером, он поразит Ростова — и нас тоже: «Я ничего, но я
убил ее, убил... Она не перенесет этого. Она не перенесет...
. Кто? — спросил Ростов.
. Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать, — и Долохов
заплакал, сжимая руку Ростова».
Никто не знает другого Долохова, того, каким его знает мать: «Он слишком
благороден и чист душою... для нашего нынешнего, развращенного света... Ну,
скажите, граф, справедливо это, честно это со стороны Безухова?.. Есть ли
чувства, честь у этих людей! Зная, что он единственный сын, вызвать на
дуэль и стрелять так прямо!.. Какая низость, какая гадость! Я знаю, вы Федю
поняли, мой милый граф... Его редкие понимают. Это такая высокая, небесная
душа...»
Мать помнит: «В Петербурге эти шалости с квартальным, там что-то шутили,
ведь они вместе делали? Что ж, Безухову ничего, а Федя все на своих плечах
перенес!» Она права—так оно и было. Она права, когда говорит: «Таких, как
он, храбрецов и сынов отечества немного...» Она, как и всякая мать, отлично
видит все хорошее в своем сыне и не видит, не хочет и не может видеть его
холодной жестокости. Может быть, потому Долохов и называет мать ангелом, и
преданно любит ее, что она одна хочет видеть в нем «высокую, небесную
душу»? Но где же он настоящий — с матерью или со всеми остальными?
Еще раз в его наглых светлых глазах мелькнет человеческое — на детском
бале у Иогеля, когда эти глаза будут с нежностью следить за танцующей
Соней. Он сам расскажет Николаю Ростову, что мало кого любит, не верит
людям, презирает женщин и дорожит жизнью только потому, что еще надеется
«встретить такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и
возвысило» его.
Но нет ему счастья: Соня любит другого.
Решив отомстить Николаю, Долохов задумал выиграть у него сорок три
тысячи. «Число это было им выбрано потому, что сорок три составляло сумму
сложенных его годов с годами Сони».
Нам трудно себе представить, что этот жестокий, холодный человек способен
на такую чувствительность — складывать свои годы и Сонины. Но он способен.
И как ни неприятен нам
Долохов в сцене своего выигрыша, мы все-таки с недоумением жалеем его.
И в третий раз Долохов удивит нас перед Бородинской битвой, когда,
встретясь с Пьером, он неожиданно для нас с серьезным достоинством попросит
у него прощенья.
Только трижды мы увидим Долохова не похожим на себя самого.
Но этого довольно, чтобы понять: этот одинокий, злой человек мог бы быть
другим. У него есть идеал: прекрасные, преданные женщины—такие, как мать,
Соня; сильные, бестрепетные мужчины, забывающие перед лицом общей опасности
свою мелкую вражду — как сам он перед Бородинской битвой. Он хочет, чтобы
жизнь была прекрасна, но она не соответствует его идеалу, она жестока и
несправедлива.
И потому Долохов тоже жесток и несправедлив. Можем ли мы оправдать его?
Бесспорно, нет. Он ищет себя, этот сильный, и страстный, и деятельный
человек — но ведь Пьер и князь Андрей тоже ищут себя и находят свой путь не
в злости, и цинизме, а, наоборот, в служении добру и справедливости.
Жестокость не может быть оправдана ничем — и те редкие минуты, когда в
Долохове просыпается человеческое, только усиливают осуждение, с которым мы
смотрим на его обычное холодное самоутверждение. Есть ли надежда, что он
изменится? Нельзя ответить на этот вопрос определенно. Но так хочется
надеяться...




Новинки рефератов ::

Реферат: Связь музыки и социологии (Социология)


Реферат: Информационная служба фирмы (Менеджмент)


Реферат: Сийский заказник Архангельской области (География)


Реферат: Материалы с памятью формы (Технология)


Реферат: Брежнев, портрет лидера застоя (История)


Реферат: Создание Службы занятости в России (Социология)


Реферат: Древние города Казахстана (История)


Реферат: Алгоритмы (Программирование)


Реферат: Социально-педагогический комплекс как условие минимизации личностной тревожности ребенка (Педагогика)


Реферат: Системное автоматизированное проектирование (Компьютеры)


Реферат: Аварии и катастрофы кораблей (Технология)


Реферат: Анализ распределения и использования прибыли (Предпринимательство)


Реферат: Активизация познавательного интереса на уроках биологии (Педагогика)


Реферат: Голодомор в Україні 1932-33 годах (История)


Реферат: Неполадки при загрузке Windows и их устранение. Загрузочная дискета (Программирование)


Реферат: Активные формы работ на уроках математики (Педагогика)


Реферат: Законодательный процесс в Российской Федерации (Право)


Реферат: Культура XX века (Культурология)


Реферат: Партизанское движение в СССР в годы ВОВ (История)


Реферат: Конституционное право (Государство и право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист