GeoSELECT.ru



Литература / Реферат: Стихотворение В. Маяковского "О дряни" (восприятие, анализ, оценка) (Литература)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Стихотворение В. Маяковского "О дряни" (восприятие, анализ, оценка) (Литература)



«О дряни» В. Маяковского
(восприятие, анализ, оценка)

Раннее творчество Владимира Маяковского ознаменовалось резкой критикой
старого мира, который должна была убить, разрушить революция, а на его
месте построить новый. Однако обилие тем, проблем, персонажей в
сатирических произведениях Маяковского убеждает в том, что «ушедшее»
виновато далеко не всегда: сатирического осмеяния достойны многие явления
строящейся в Советской стране жизни. Взять хотя бы мещанство, которое не
было пережитком прошлого. Оно порождение настоящего, и потому было не
только живучим, но и процветающим в условиях новой советской жизни. Одним
из первых нанёс удар по этому явлению революционной действительности
Маяковский своим стихотворением «О дряни». Этим стихотворением начинается
одна из важнейших тем в послеоктябрьском творчестве поэта – тема борьбы с
мещанством, с обывательщиной.

Стихотворение «О дряни» написано в 1920 – 1921 годах, когда оказалось,
что не всё так гладко после революции как ожидалось. Маяковский увидел
тогда всю отвратительность мещанского быта и обрисовал его в этом
стихотворении со свойственной ему критичностью и иронией. Но стоит
заметить, что быт в стихотворении – не предмет сатирического обличения, а
форма выражения политической сущности мещанства.
Главным «героем» в стихотворении является обыватель с мещанскими
интересами, интересами мелкими и ничтожными. Мещанин («иная мразь») мечтает
о «тихоокеанских галифищах», а его жена лишь о том, в чём будет «фигурять»,
то есть в платье, но с советскими символами: «Без серпа и молота не
покажешься в свете». Весь их быт полон советской символики. Это и портрет
Маркса в красной рамке, и газета «Известия». Даже отношения между ними
стали советскими («Товарищ Надя!» – обращается муж к жене). На основе
только этих фактов, на первый взгляд, можно сделать вывод о том, что
«герой» стихотворения глубоко советский человек. Но это не так. На нём лишь
оперенье советского человека, а на самом деле он мещанин, и многие
мещанские признаки налицо: пианино, самовар. Маяковский своим чутким
сердцем почувствовал опасность таких людей, так как они скрылись за
опереньем советской символики, а на самом деле это всё те же обыватели с
мещанскими интересами. Они опасны ещё и потому, что ловко втираются в
государственный аппарат, порождая болезнь обюрокрачивания учреждений. Поэта
ужасала и мещанская атмосфера, которую несёт с собой обыватель, озабоченный
тем, чтобы «утихомирить бури революционных лон», чтобы «подёрнулась тиной
советская мешанина». Обыватель, порождённый революционной эпохой, может
только испортить и опошлить революционные представления, а значит и
коммунистические. Для усиления этой мысли В. Маяковский в конце
стихотворения рисует почти фантастическую картину: Карл Маркс оживает и
призывает свернуть шеи «канареицам», то есть мещанам. Мещанину автор
подобрал выразительный и точный образ «оголтелой канареицы», которая
серьёзно может «побить» коммунизм. Отчасти этим образом Маяковский
определяет сатирическое звучание стихотворения. Усиливает это звучание
автор многочисленными изобразительно-художественными средствами.
Во-первых, поэт употребляет слова с уменьшительно-ласкательными
суффиксами («спаленки», «потолочек»), что является одним из признаков
иронии. Во-вторых, он заменяет нейтральные слова на эмоциональные.
Например, фраза «на балу в Реввоенсовете» нелепа, так как в Реввоенсовете
не может быть бала; слово «бал» – слово старой эпохи. Маяковский также
употребляет слова убийственно резкие (мурло, зады, мразь) и сталкивает эти
просторечные слова с политическими, то есть использует слова различных
лексических групп. И, наконец, употребляя выразительную гиперболу
(«Намозолив от пятилетнего сиденья зады, крепкие как умывальники…»),
выводит изображение на грань абсурда. Строя фразы по принципу стилевого
контраста, Маяковский разоблачает стремление мещан спрятать свою сущность.
Всё это усиливает ироническое звучание стихотворения, выражая
публицистический характер сатиры В. Маяковского.
Сатира Маяковского – это острый и язвительный смех, но не надо
забывать, что это и тревожный смех. В сатирических стихах поэта чувствуется
тревога, беспокойство за общество. Именно поэтому сатира Маяковского
актуальна и в наши дни. Она пропитана особым чувством – чувством
искренности. За это мы считаем Владимира Маяковского одним из самых
талантливых людей двадцатого века и любим его!

Март 2002.
Сочинение по литературе.
Сдано на 5!!!!





Реферат на тему: Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Родина"

Чувство родины, горячая любовь к ней пронизывает всю лермонтовскую лирику.
И свойственные поэту мысли о величии России нашли своеобразное лирическое
выражение в стихотворении «Родина». Данное стихотворение было написано в
1841 году, незадолго до смерти М.Ю.Лермонтова. В стихотворениях,
принадлежащих раннему периоду творчества М.Ю.Лермонтова, патриотическое
чувство не достигает той аналитической ясности, той осознанности, которая
проявляется в стихотворении «Родина». «Родина» - одно из значительнейших
произведений русской лирики 19 века.
Стихотворение «Родина» стало одним из шедевров не только лирики
М.Ю.Лермонтова, но и всей русской поэзии. Чувство безысходности породило
трагическое мироощущение, нашедшее отражение в стихотворении «Родина».
Ничто, кажется, не дает такого умиротворения, такого ощущения покоя, даже
радости, как это общение с деревенской Россией. Именно здесь отступает
чувство одиночества. М.Ю.Лермонтов рисует Россию народную, светлую,
торжественную, величавую, но, несмотря на общий жизнеутверждающий фон, в
восприятии поэтом родной земли присутствует некий оттенок грусти. Можно
сказать, что любовь к родине у М.Ю.Лермонтов, не теряя своей
непосредственности и своего жара, впервые в русской литературе становится
основной темой, превращается в проблему, которую поэт по-своему ставит,
рассматривает и решает. Но в стихотворении «Родина» М.Ю.Лермонтов
высказывает еще более важную мысль: «Люблю отчизну я , но странною
любовью». В чем же заключалась эта странность? Почему любовь к своей родной
стране носила у поэта столь противоречивый характер? Прежде всего, с одной
стороны, для него Россия – его Родина, где он родился и вырос. Такую Россию
М.Ю.Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как
страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все
человеческие стремления, а главное, народную волю. Это двоякое понимание и
отразилось в стихотворении «Родина». Но помимо всего в стихотворении
«Родина» проявляется совершенно новая в лирическом творчестве
М.Ю.Лермонтова крестьянская тема. Фигура простого человека, разрастается в
«Родине» в собирательный образ русского крестьянства. Н.А.Добролюбов писал:
«Лермонтов же обладал, конечно, громадным талантом и, умевши рано постичь
недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого
ложного пути находится только в народе».[1] Но, по мнению, Н.А.Добролюбова
нельзя требовать от русского поэта «полнейшего выражения чистой любви к
народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь».
«Родина» М.Ю.Лермонтова – это лирическое раздумье поэта о своем отношении
к отчизне. Уже первые строки:
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
- задают стихотворению интонацию эмоционального, глубоко личного
лирического изъяснения и в тоже время как бы вопроса самому себе. В
"Родине" появляется иной, до той поры, может быть, не встречавшийся в
русской поэзии оттенок. Поэт с первых же строк говорит о "странной" любви к
отчизне. М.Ю.Лермонтов выдвигает нечто настолько по тем временам необычное,
что приходится несколько раз подчеркнуть эту необычность: "Люблю Отчизну я,
но странною любовью", "но я люблю - за что, не знаю сам", "с отрадой,
многим незнакомой". Это какая-то исключительная любовь к России, до конца
как будто не понятая и самим поэтом. Ясно, однако, что любовь эта
проявляется по отношению к России народной, крестьянской, к ее просторам и
природе. Патриотическая тема в этом стихотворении приобрела уже лирический
характер. В стихотворении Лермонтов высказывает несколько иное
патриотическое сознание. Он сразу же отличает чуждые ему формы патриотизма.
Поэт равнодушен к славе, купленной кровью, к заветным преданиям. Постепенно
поэт все больше переходит от обобщенной мысли к конкретной. Любовь поэта к
России настоящая, взыскательная, глубокая. То обстоятельство, что
непосредственная тема стихотворения - не любовь к родине как таковая, но
размышление о странности этой любви, становится «пружиной» движения
поэтической мысли, придавая стихотворению полемический и программный
смысл. «В качестве основного чувства родины, - пишет об этом стихотворении
У.Р.Фохт, - выдвигается нечто настолько по тому времени необычное, что поэт
счел необходимым в пределах небольшого стихотворения четыре раза оговорить
эту необычность: “Люблю отчизну я, но странною любовью!”, “Не победит ее
рассудок мой”, “Но я люблю – за что, не знаю сам”, “С отрадой многим
незнакомой”».[2] Именно таким образом М.Ю.Лермонтов решает, в одних только
образах, обнаружить сущность исключительной любви к России. Поэт утверждает
свою любовь к России народной, крестьянской, к мощи и простору русской
природы, отражающей душу народа, к русской земле, возделанной его трудом.
Одним из первых М.Ю.Лермонтов признается, что любит Россию не за ее
героическую историю, а за ее неповторимый облик, и в первую очередь –
природу. Именно после него символом России стала «чета белеющих берез».
Мотив «странной любви» развертывается в двух взаимосвязанных и вместе с тем
контрастирующих планах: необъяснимой холодности к тому, что составляет
общепризнанно-высокий предмет патриотичного воодушевления («слава,
купленная кровью»), противостоит столь же «непобедимая рассудком»
привязанность к иному «лику» родины – простым картинам родной природы,
русской деревни. Как в том, так и в другом случае поэт не упрощает спора
чувства с «рассудком». Ни общий контекст творчества М.Ю.Лермонтова, ни
стилистика первых строк («полный гордого доверия покой», « темной старины
заветные преданья») не позволяют увидеть здесь какого-либо снижения
ценностей патриотизма в его традиционном для долермонтовской поэзии
государственно-историческом аспекте, хотя они и « не шевелят… отрадного
мечтанья». С другой стороны, заявляя о своей любви к «проселочной»,
деревенской России, поэт рисует ее образ не только без подчеркивания особо
привлекательных, «теплых» черт («ее степей холодное молчанье», «дрожащие
огни печальных деревень» - наряду с «полным гумном» и другими отрадными
приметами сельского достатка). Такая диалектичность подхода к теме родины,
ни в какой мере не вредит определенности душевного выбора поэта, цельности
и силе его чувств.
Сложная полнота и расчлененность отношения лирического героя «Родины» к
своей стране обнаруживается и в композиции стихотворения. Родина
представляется поэтом как некое единство, к которому герой обращает свои
мысли и чувства. Чувство родины никогда не покидало М.Ю.Лермонтова, и об
этом свидетельствуют прямые высказывания лирического героя о родине и
народе в самом стихотворении. В лирическом «я» данного стихотворения трудно
обозначить простого человека, хотя герой «Родины» ездит проселочными путями
в простонародной телеге. Но зато в герое этого стихотворения как бы
бледнеют и стираются те особенности, которые отделяют его от спутника –
человека из народа. При этом образ героя вписан в образ родной земли,
введен в ее сферу. Для лирического героя этого стихотворения важна его
родина, в ней он ищет свои идеалы, и именно в ней он видит простую,
искреннюю и естественную жизнь, и герой хочет слиться с этой жизнью, хочет
стать частью огромного целого – своей Родины. Лирический герой
М.Ю.Лермонтова едет по проселочным путям с мыслью о ночлеге, засматривается
на желтые нивы, на крытые соломой избы ее деревень, долго и сочувственно
вглядывается в картину народного веселья. Именно поэтому в стихотворении
возникает образ русской деревни, дорогой автору, но бесконечно далекий от
романтических образов ранних произведений. Для М.Ю.Лермонтова родина – в
жизни народа, в его простом быту, разнообразные детали которого поэт как бы
перебирает в памяти «с отрадой» и любовью. М.Ю.Лермонтов не видит
недостатков крестьянской жизни. Поэт описывает сельскую жизнь слегка
идеализируя ее, он не описывает ни тяжелый и изнурительный крестьянский
труд, ни тяжелое положение самих крестьян. В крестьянской жизни лирического
героя данного стихотворения привлекает сплоченность и общность, то, что в
этой жизни нет места одиночеству. Стихотворение «родина» явилось одним из
лучших образцов патриотической лирики.
Но в «Родине» деревня взята в ином аспекте – как поэтическое воплощение
отчизны, ее символическое средоточие патриотического чувства автора. Вместе
с тем у автора – героя данного стихотворения, нет той «мировой скорби»,
которая лишь по-своему происхождению связана с мрачной оценкой окружающей
действительности, но по смыслу распространяется на всю действительность
эпохи. В содержании «Родины» нет ни «мировой», ни какой-либо другой скорби.
Оттенок грусти, присутствующий в восприятии родной земли, вполне сочетается
здесь с общим жизнеутверждающим и светлым фоном. Все это показывает, что
лирический герой продолжает испытывать влияние народного сознания и
народных воззрений, сохраняя свой «интеллектуальный масштаб»[3]. Это
человек, страдающий под бременем общей для русского народа беды и живущий
большими мыслями о России. Лирический герой наделен способностью страдать,
и понимать свое страдание.
У М.Ю.Лермонтова в стихотворении «Родина» две контрастные темы, из
которых первая (тема официальной России) дается в традиционных поэтических
формах: «Слава купленная кровью», «Темной старины заветные преданья». Во
второй части вместе с темой русской деревни в стих сплошным потоком
вступают прозаизмы, но только они не несут на себе уже никаких следов
происхождения из низкой действительности. Торжественная интонация возникает
в первой строке стихотворения:
Люблю отчизну я, но странною любовью! –
и идет до самого конца, захватывая прозаизмы второй части:
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз,
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
Это вещи из быта, прямо названные, охарактеризованные то логическими
определениями («спаленная жнива», «ночующий обоз»), то наиболее общими
признаками (желтая нива), то резкой, единичной деталью. Построение
стихотворения отмечено высоким искусством лирической композиции. В
стихотворении создан живой образ России, основное содержание которого –
русская природа и народная жизнь. Лирическое переживание вызвано простым
пейзажем, неброским, но по-своему живописным, способным затронуть самые
тонкие струны души. За начальными стихами, где поэт перечисляет те формы
патриотизма, которые отдалены от него некой официальностью, следует общее
изображение русской природы, большой мир России. Затем выступают частные,
приближенные к герою-наблюдателю детали пейзажа, непосредственно связанные
с народным бытом. Наконец, в финале появляется картина сельского праздника
– «пляска с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков», на которую поэт-
путешественник «смотреть до полночи готов». Развитие темы родины от
широкого плана к более узкому, напоминает «опрокинутую пирамиду»[4], и
поддерживается лексикой стихотворения. Основанию этой пирамиды
соответствуют наиболее общие суждения о родине. Следующий тематический
пласт – обобщенное изображение русской природы – еще очень широк, но уже
реализован в материальных образах, и в какой-то мере локален. Он
представляет собой большой мир России. Смысловые объемы дальнейших пластов
последовательно сокращаются, и стихотворение все заметнее и определеннее
продвигается к своей вершине, к воплощению человеческих образов. В конце
второй и в третьей строфе на смену предшествующим обобщениям появляются
частные, приближенные к герою-наблюдателю аспекты пейзажа, непосредственно
связанного с народным бытом («спаленная жнива», «проселочный путь», «в
степи ночующий обоз», полное гумно» и так далее). Здесь начинается крупный
план, малая область русского мира. И представление о герое, которого
обступает этот малый мир, к середине стихотворения становится как бы
вещественней, осязаемей. Наконец, в финале возникают образы мужиков –
обитателей «печальных деревень». Все эти лики родины горячо утверждаются
автором – скрывающимся под маской лирического героя стихотворения. В
зависимости от них он является, по мере движения стиха, и философом,
обобщающим свое отношение к России, и путешественником, созерцающим ее
природу и с любовью наблюдающим жизнь ее народа.
Следует отметить, что тематическое развитие «Родины» - от «широкого» к
«узкому», от «большого» к «малому», от философии к картинам природы и
человеческой жизни – определяется языком и метром стихотворения. Характерно
в стихотворении развитие лирической мысли от абстрактных представлений к
конкретно-бытовым образам. Стихотворение «Родина» состоит из трех строф. В
первой строфе поэт размышляет о России в целом, о России как об огромной
прекрасной стране. В связи с этим преобладают обобщающие или отвлеченные
слова: отчизна, рассудок, слава, доверие, мечтанье, старина. Слова,
относящиеся ко второй строфе, охватывают объекты более широкого масштаба:
степи, леса, реки, проселочный путь, деревни. Содержание этих словесных
символов, если брать порознь, еще слабо индивидуализировано, хотя каждый из
них и насыщен ассоциациями (образы степей, лесов, рек вызывают мысли о
просторе и могуществе). Но величие России подчеркивается еще и благодаря
возникающему в стихотворении мотиву необъятного пространства:
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям…
Объекты, представленные словарем третьей строфы, не только материальны,
но и более локальны, ограничены, они – представляют собой лишь частности
общей картины и недаром обозначены преимущественно словами единственного
числа (по сравнению со второй строфой, в которой преобладало множественное
число): обоз, нива, чета берез, изба, гумно. Метрическая мера к концу
стихотворения также изменяется: вслед за торжественно плавными,
задумчивыми, замедленными шестистопными и пятистопными ямбами первой и
второй строфы появляется четырехстопный ямб, выделяющий здесь переход к
простому и обыденному тону, которым как бы подготовляется образ пляшущих
мужиков. Стихотворение написано разностопным ямбом. Возможно, эта
особенность связана с композицией произведения. Первая строфа, посвященная
размышлениям поэта о своей «странной любви» к отечеству, звучит
торжественно и размеренно. Отчасти это происходит благодаря использованию
инверсии: «люблю отчизну я», « не победит ее рассудок мой». В этой строфе
присутствует пяти- и шестистопный ямб. Вторая строфа написана трехстопным
ямбом, и потому язык, которым поэт говорит о русской деревне, прост и
легок. Лексика стихотворения, также разнообразна: в начале стихотворения –
литературно-книжная («рассудок», «слава, купленная кровью») и в последней
части она сменяется простой разговорной речью («скакать в телеге», «дымок
жнивы», «говор пьяных мужичков»). М.Ю.Лермонтов в данном стихотворении
отказывается от романтических идеалов, сомневается в них и находит
очарование в реальности, обыкновенной жизни таких же обыкновенных, простых
людей. Стихотворение «Родина» композиционно делится на две части. Первая
часть намного короче второй, и в ней лирический герой говорит о своей любви
к родине, такой странной и непонятной. Вторая часть стихотворения посвящена
описанию той отчизны, той родной земли, которую ценит лирический герой. И
именно во второй части описано все, что так дорого и близко его сердцу:
степи, леса, реки, « огни…деревень», «дымок спаленной жнивы», чета берез,
изба, «полное гумно». Эти части стихотворения как бы противопоставляются
друг другу.
Также для усиления впечатления о мощи России используется гипербола:
разливы рек подобны морям. Кроме того, М.Ю.Лермонтов использует
аллитерацию. Сонорные согласные придают особую поэтичность звучанию строк о
России. Также поэтическое звучание придают анафора и эпифора:
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
или
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье…
Изображая деревню, М.Ю.Лермонтов использует все ту же аллитерацию,
эпитеты ( желтая нива, резные ставни, «вечером росистым», «пьяных мужичков»
и так далее), а также олицетворения: « печальных деревень», «ночующий
обоз». Благодаря олицетворению деревня сама, словно оживает, обретает душу.
Следует добавить, что простота или сложность звучания зависит также и от
употребляемых поэтом видов рифмовки. Например, в первой строфе произведения
присутствует как перекрестная, так и парная и кольцевая рифмы, а в
последней строфе мы сталкиваемся только с перекрестной рифмой. Поэт и
просто любит ее, и видит «полное гумно», чувствует «дымок спаленной жнивы»,
любит смотреть на «пляску с топаньем и свистом» (здесь аллитерация
позволяет буквально прочувствовать атмосферу народного гуляния). Также в
стихотворении появляется мотив дороги: « проселочным путем люблю скакать в
телеге…» Мотив дороги помогает создать единый образ деревни, открывая ее
панораму: «Дрожащие огни печальных деревень».
Поводом к созданию стихотворения послужило, по мнению многих критиков,
стихотворение Хомякова А.С. «Отчизна». Первым известным откликом на
произведение М.Ю.Лермонтова, еще до его опубликования, явилось письмо
В.Г.Белинского В.П.Боткину от 13 марта 1841: «Лермонтов еще в Питере. Если
будет напечатана его «Родина», - то, аллах-керим, - что за вещь –
пушкинская, то есть одна из лучших пушкинских»[5]. Однако картина,
написанная М.Ю.Лермонтовым, шире по масштабу и замыслу. Образ поэта в
«Родине» - образ глубоко любящего свою отчизну русского передового человека
того времени. Белинский назвал «Родину» пушкинским стихотворением, потому
что А.С.Пушкин первый показал, что значит подлинный реализм в поэзии, а
М.Ю.Лермонтов в «Родине» - поэт-реалист. «Родина» принадлежала к числу
произведений наиболее ценимых Л.Н.Толстым. Стихотворение М.Ю.Лермонтова
положило начало литературной традиции, утвердив в русской поэзии жанр
лирического раздумья о родине, где мысль о ней нерасторжима с образами
русской деревни и природы. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Родина» отличается
самодостаточностью, завершенностью, индивидуальной полнотой и
неизбыточностью, оно располагает к его созерцательному восприятию, что
свидетельствует о том, что данное литературное произведение обладает идейно
- художественной целостностью.

-----------------------
[1] Н.А.Добролюбов. О степени участия народности в русской литературе.
Избранные статьи.- М.: Современник, 1980. – 444 с., стр. 179.
[2] У.Р.Фохт. Лирика М.Ю.Лермонтова. Уч. Зап. Моск. обл. гос. пед. инст.им.
Н.К.Крупской, т.66,1958,стр.27
[3] Д.Е.Максимов. Поэзия Лермонтова. – М. - Л.: Наука, 1964, стр.172.
[4] Д.Е.Максимов. Поэзия Лермонтова. – М. – Л.: Наука, 1964, стр.174.
[5] В.Г.Белинский. Собрание сочинений. В 9-ти т. Письма 1829 – 1848 годов.
– М.: Художественная литература, 1982. – Т.9. - 863с. – С.455.





Новинки рефератов ::

Реферат: Наследование (Гражданское право и процесс)


Реферат: Финансовый менеджмент (Финансы)


Реферат: Эргономика в дизайне и эргономика рабочего места (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Инсоляция (Естествознание)


Реферат: Австралия и Океания (География)


Реферат: Учет материалов в производстве (Бухгалтерский учет)


Реферат: Культура России во второй половине 18 века (Культурология)


Реферат: Витамин В1 (Химия)


Реферат: Специфика воспитания детей в различных по структуре семьях (Социология)


Реферат: Лекции по квалиметрии (Менеджмент)


Реферат: Гражданское право сделки (Гражданское право и процесс)


Реферат: Антигитлеровская коалиция в годы Второй мировой войны (История)


Реферат: Аветис Айрапетович Калантар (Сельское хозяйство)


Реферат: Эффективность производства овощей (Сельское хозяйство)


Реферат: Русский музей- культурный центр XIX века (Культурология)


Реферат: Некоммерческие организации (Гражданское право и процесс)


Реферат: Маркетинговая деятельность предприятия (Маркетинг)


Реферат: Япония в 50-60е годы: японское "экономическое чудо" (История)


Реферат: Дверной блок не остекленный семифеленчитый (Технология)


Реферат: Как не стать жертвой преступления? (Безопасность жизнедеятельности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист