GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Домострой(Солянка нескольких источников) (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Домострой(Солянка нескольких источников) (Культурология)


Этика как фактор адаптации

человека в природном ландшафте
Назидательность, практичность, строгая схема взаимоотношений может
показаться покушением на "свободу" человека, но это распространенное
заблуждение - переносить на прошлое "современные" этические представления
без учета конкретной исторической обстановки и организации экономики и быта
средневековой Руси. Те же, кто "в дерзости своей страха божьего не имеет...
и правил общежития не соблюдает... без воздержания блудит... нарушая закон
и природу", - делится автор, без затей обозначая морально-этические пределы
приемлемого поведения для своего времени, - творят "бесовские песни, пляски
и скакание, игру на бубнах, трубах, сопелках, завозят медведей и птиц... а
к тому же еще чародейство и волхование, и колдовство, звездочетье и
чернокнижье, чтение отреченных книг, альманахов, воронограя, шестокрыла,
верят в громовые стрелы и топорки, в усовье и в матку, в камни и кости
волшебные и в прочие всякие козни бесовские", то естественно "в таких
обычаях-нравах и рождается в людях гордость, ненависть, злопамятство, гнев,
враждебность, обиды, ложь, воровство, проклятие, срамословие,
сквернословие, чародейство и волхование, насмешка, кощунство, обжорство и
пьянство безмерное - с рассвета и допоздна, - и всякие злые дела, и грубый
блуд и любое распутство"
Не мудрено за подобные грехи принять и кару: "Если же они не исправятся, не
покаются в недобрых делах, Бог наводит на нас по нашим грехам когда голод,
когда и мор, а то и пожары, а то и потоп, а то и пленение и смерть от руки
язычников, городам разорение, божьим церквам и всякой святыне уничтожение,
а всему имуществу расхищение и клевету друзей. Иногда и по царскому гневу
постигают тебя разорение, немилосердная казнь и позорная смерть, иногда ж
от разбойников убийство, грабеж, а от воров - покража, и от судей - и мзда,
и расход... страдания и болезни..."(гл. 8)
Даже мрачные описания предстают перед читателем подобием яркой сочной
картины реальной жизни, где сквозь розовый свет благих пожеланий встают
иные краски серых, а то и черных тонов, но вместе создавая палитру живого
участия человека в окружавшем его ландшафте. Противостоять реальным стихиям
жизни, не растерять человеколюбия, способности к труду и защите своего дома
требовали не только здоровья, физической силы, но и волевых качеств,
воспитание которых занимало не последнее место. "В церкви же... ни
прислоняться ни к стене, ни к столпу, и с посохом не стоять, не переступать
с ноги на ногу... неустанно и крепко молиться Богу со страхом и трепетом, с
воздыханием и слезами, из церкви не выходить до конца службы, прийти же к
самому началу... От ранней еды и питья и от поздней - после вечерней службы
- воздерживаться; если же есть и пить, то во славу Божью и только в
законное время" (гл. 13)"Личность, общество и природа страны - вот те три
основные силы, которые строят людское общежитие, - указывал историк
Ключевский В.О. более столетия назад. - Общежитие поддерживается двумя
средствами, общением и преемством ... Разум и воля помогают вести общие
дела, смыкаться в общества; чем больше возникает таких связей и чем более
они получают власти над волей соединяемых ими людей, тем общество прочнее.
Устаиваясь и твердея от времени, эти связи превращаются в нравы и обычаи...
Общение возможно не только между отдельными лицами, но и между целыми
чередующимися поколениями: это и есть историческое преемство... (когда)
достояние одного поколения, материальное и духовное, передается другому.
Средствами передачи является наследование и воспитание. Время закрепляет...
наследие новой нравственной связью, историческим преданием, которое,
действуя из поколение в поколение, претворяет наследуемые от отцов и дедов
заветы и блага в наследственные свойства и наклонности потомков."[6]
Рассматривая жизнь и домостроительство XVI века именно в аспекте
"преемства" поколений и взаимосвязи этого процесса с природой, географией,
средневековый автор внятно обозначает содержание дидактических и
воспитательных целей своего времени: "учить не красть, не блудить, не
лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не
посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на
кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним -
дружелюбным, к младшим и убогим - приветливым и милостивым." (гл. 25) Не
могло существовать, в силу глубокой причастности народа природному
ландшафту, и т.н. "великорусского шовинизма". "Если случится приветить
приезжих людей, торговых ли, или иноземцев, иных гостей, званных ли, Богом
ли данных... - следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину
и по достоинству каждого человека" (гл. 15) . Это в отношениях с другими
людьми. А вот что автор говорит об отношении к плодам природы и труда
человеческого: "...подобает дар божий - любую еду и питье - похвалить и с
благодарностью есть" (гл. 15) . Не забыта и практическая сторона воспитания
и обучения: "по детям смотря и по возрасту их, учить рукоделию: отец -
сыновей, мать - дочерей, кто к чему способен... Любить и хранить их, но и
страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить.
Наказывай детей в юности - упокоят тебя в старости" (гл. 19). То есть путь
к получению результативности обучения и воспитания также изложен предельно
четко: "Воспитай детей в запретах, - и найдешь в них покой и благословение"
(гл. 21).
Нравственный уклад жизни, являясь составляющей ежедневных забот,
экономических и социальных, является столь же необходимым, как и заботы о
"хлебе насущном", где достойные взаимоотношения между супругами в семье,
уверенное будущее детей, благополучное положение стариков, уважительное
отношение к власти, почитание духовных лиц, радение о соплеменниках и
единоверцах есть непременное условие "спасения", говоря современным языком,
успеха в жизни: "благоразумный отец, который торговлей кормится - в городе
или за морем, - или в деревне пашет, такой от всякой прибыли откладывает на
дочь..." (гл. 20), "любите отца своего и мать свою... и старость их чтите и
немощь и страдания всякое от всей души на себя возложите" (гл. 22),
"...следует молиться о своих прегрешениях и отпущении грехов, о здравии
царя и царицы, и чад их, и братьев его, и бояр его, и о христолюбивом
воинстве, о помощи против врагов, об освобождении плененных, и о
священниках, иноках и монахах, и об отцах духовных, и о болящих, о
заключенных в темницу, и за всех христиан" (гл. 12).
Быт как выражение

экономико-географических

представлений своего времени
Пожалуй, ни один документ средневековой Руси не отразил характер быта,
хозяйства, экономических взаимоотношений своего времени, со степенью
достоверности "Домостроя". "А в погребах и на ледниках, и в житницах, и в
сушильнях, и в клунях, и в амбарах, и в конюшнях... каждый день в любую
погоду проверить... порядок и всякий припас". (гл. 58)
И хотя драматизм эпохи не раз, судя по многочисленным летописям,
окрашивался знамениями климатического ряда, сложностью коммуникаций,
напряжением политической и военной жизни, что в целом было обозначено в
предыдущем разделе, преодоление указанных сложностей наиболее отчетливо
отражено именно в хозяйственных главах "Домостроя". В них насущность,
актуальность в решении животрепещущих задач, от стратегии ведения дел до
конкретных деталей обихода, в сопряжении с высочайшим нравственным зарядом,
что несет в себе охранительный, адаптационный пафос времени. И обойтись в
этой сложнейшей задаче без краеведческих знаний немыслимо. Ибо адаптация
предполагает прежде всего связь с вмещающим ландшафтом, где осуществляются
потоки и обмены во всей неповторимости природных феноменов и закономерности
социальных преобразований.
Несколько пространных цитат, возможно, помогут почувствовать нераздельность
быта и краеведческих знаний, где простое перечисление домашнего скарба,
чтобы "разобраться в своем хозяйстве по добытку и промыслу" (гл. 31), по-
видимому, волнует авторов "Домостроя" не менее, чем проблемы духовного
благополучия и здоровья. "По господскому указу... хранить всякое хозяйство:
платье старое и дорожное, и рабочее, и полсти, и епанчи, и кебеняки, и
шляпы, и рукавицы и медведна , и ковры, и попоны, и войлоки и седла, и
саадаки с луками и стрелами, и сабли, и топорики, и рогатины, и пищали, и
узды и оброти, кисти, лысины и похвы, и остроги, и плети, и кнутье, вожжи
моржовой кожи и ременные, и шлеи, и хомуты, и дуги, и оглобли и перины, и
мешки меховые и сумки, и мешки холщовые, и занавесы, и шатры, и пологи, и
лен, и посконь, и веревки, и канаты, и мыло, и золу... и железные обломки
всякие, и гвозди, и цепи, и замки, и топоры, и заступы... в других же
подклетях, под сенями или в амбаре расставить сани, дровни, телеги, возы,
каптаны, колымаги, колеса, одры страдные, дуги, оглобли, хомуты, рогожи,
посконные вожжи, лыка, мочала, веревки, лычные оброти, тяжи, шлеи,
попоны,... бочки и мерные коробы, и бадьи, и чаны для сычения и корыта,
желоба, извары и корцы, фляги, сита, решета" (гл. 55).
Знаками мировоззренческих представлений являются не только предметы труда,
но и элементы обряда повседневной трапезы, который был исполнен молитвой и
благочинием, строгой иерархией приема пищи, "смотря по гостям...";
соответствием церковному и сезонному календарю, "на весь год" (гл. 64)
соблюдение правил гигиены "и тарелки, и братины, и ковши, и уксусницы,
перечницы, рассольницы, солонки, поставцы, блюда, ложки, скатерти и
покрывала - все бы всегда было чисто и готово на стол". От посуды,
кулинарных ухищрений и приправ "а уксус, рассол огуречный, да лимонный и
сливовый были бы отцежены через сита..." (гл. 16), до разумного
использования пищевых отходов - все справедливо считалось важным и
многозначительным. "...а если что от стола останется - перебрать, сложить
все в чистую крепкую посуду и накрыть, и льдом обложить" (гл. 16).
Высокий для своего времени уровень технологии обработки металлов и других
материалов определенно являлся частью повседневного быта. "Когда закончится
пир, всю посуду серебряную и оловянную собрать... " (гл.17) "Ведра и
квашни, и корыта, и сита, и решета, и горшки, и корчаги..." (гл.42). Умение
работать с тканью, вышивать, шить было естественным занятием в быту каждой
семьи "рубашку сшить или вышить убрус да выткать, или шить на пяльцах
золотом и шелками... (для чего) отмерить пряжи и шелка, золотой и
серебряной ткани, и тафты, и камки" (гл.33). Понятно, что в XVI веке
ремесленному производству было еще далеко до узкой специализации нынешнего
века, а значит необходимо, чтобы "для любого рукоделья... всякое орудие на
подворье в порядке было: и плотницкое, и портновское, и кузнечное, и
сапожное... поварские принадлежности, хлебопекарные и пивоваренные: и
медное, и оловянное, и железное и деревянное, и сосуд серебряный - какое
найдется" (гл.36), а когда дома сделать дороже, чем купить - идти на рынок.
"на рынке всегда присматривать всякий запас к домашнему обиходу: или
хлебное всякое жито и любое зерно, хмель и масло, и мясное, и рыбное,
свежее и солонину или товар какой привозной, и леса запас, всякий товар,
что со всех сторон идет...(гл. 43) и бочки, и мерники, и котлы, и дубовые
клепки, и лубье, и липовые доски, и дранка, и желоба, если уж им привоз
зимой на возах, а летом на плотах и лодках" (гл. 44). А когда и свой товар
предложить: "Если же сделают больше потребного - полотен, холстов и тканей,
скатертей, полотенец, простыней или иного чего, - то продаст" (гл. 34)
Выгодно произвести обмен, умно торговаться, что оптом брать, что в розницу
- все представляется немаловажным, заслуживающим внимания: "А бобра у купца
купи целиком, или белки, или песца да и сшить отдай" (гл. 44). А если
менять или покупать невыгодно, то "у хозяина впрок припасено все: и рожь, и
пшеница, и овес, и греча, и толокно, и ячмень, и солод, горох, конопля..."
(гл. 54) При этом невозможно представить быт средневековой семьи без живого
участия женщины, тем более в организации питания "Господину же о всяких
делах домашних советоваться с женой... как челядь кормить в какой день: в
мясоед - хлеб решетный, щи... да каша с ветчиной жидкая, а иногда, сменяя
ее, и крутая с салом, и мясо... к обеду, а на ужин щи да молоко или каша, а
в постные дни... с вареньем, когда и горох, а когда и сущик... когда
печеная репа, капустные щи, толокно, а то и рассольник, ботвинья... По
воскресеньям и праздникам к обеду пироги... густые каши или овощи, или
селедочная каша, блины, кисель, и что Бог пошлет" (гл.18)
Тогда и дом "будет словно корабль торговый: отовсюду вбирает в себя все
богатства" (гл. 23).
(...) Как дети должны чтить отцов своих духовных и повиноваться им.
Необходимо изыскать отца духовного доброго, боголюбивого, благоразумного,
рассудительного, строгого, трезвого, несребролюбивого. Такого отца
духовного надлежит почитать и повиноваться ему во всем, исповедовать грехи
свои без утайки, откровенно, наставления его исполнять. Должно его
приглашать к себе часто, совещаться с ним во всяком деле, повеления его с
любовью принимать, бить челом перед ним низко. К нему приходите, дары ему
давайте от своих трудов по силе, спрашивайте его ежедневно. Если духовный
будет за кого-либо ходатайствовать, то ходатайство выслушать, виновного
пожаловать, смотря по вине, рассмотрев дело с духовным отцом.
Как детей учить и страхом спасать. Наказывай сына твоего в юности, и он
успокоит тебя в старости и принесет тебе честь. Не будь скуп на удары
дитяти, ибо от палочных ударов он не умрет, а поздоровеет; нанося удары
телу, спасаешь душу от смерти. Не улыбайся
В таком замечательном памятнике нашей культуры, как “Домострой”, вы увидите
рекомендацию: “сечь чадо, пока оно лежит поперек лавки, потому что когда
оно будет лежать вдоль лавки, уже будет поздно”.имеется специальный раздел
"Книги во весь год, что в столы еству подают. . . "
Домострой (XVI век)
Свод правил, которыми должен руководствоваться каждый гражданин.
Составленный известным деятелем из ближайшего окружения Ивана Грозного -
попом Сильвестром.
Домострой отражает сугубо русскую пед. мысль, густо окрашенную в
православные тона.
На первое место Сильвестр ставил задачу нравственного и религиозного
воспитания, которую должны иметь в виду родители, заботясь о развитии своих
детей.
На второе место выносил задачу обучения детей тому, что необходимо в
"домашнем обиходе", и лишь на треть место-обучение грамоте, книжным наукам.
Домострой является не только сочинением нравоучительного и семейно-бытового
типа, но и своеобразным кодексом социально-экономических норм гражданской
жизни русского общества. В этом произведении говориться о том, что:
. детей своих надо воспитывать во всяком наказании и страхе Божьем, и в
наказании
. поощряются телесные наказания
. детей необходимо ругать, чтобы из них выросли порядочные люди, таким
образом дети спасаются страхом.
Цитата из этого памятника красноречиво говорит о том идеале любви, который
сложился в средневековом русском обществе и, соответственно, в
древнерусской литературе: «Доброю женою блажен и муж, и число его жизни
удвоится — добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его;
хорошая жена — благая награда тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа
своего добродетельней: во-первых, исполнив божию заповедь, благословлена
Богом, а во-вторых, хвалят ее и люди». Причем при всей практической власти
жена — в послушании, смирении, молчаливости, чистоте. Вот как все прекрасно
и не просто в доме, где все, начиная с домашних богослужений и вплоть до
рецептов чудодейственной редьки, совершается не торопясь, с молитвой и
знанием дела.


Да и то правда: «...подобает дар Божий — любую еду и питье — похвалить,
и с благодарностью есть, тогда и Бог благоуханье пище придаст, превратит ее
в сладость».


Если жена порядка не знает, должен муж ее вразумлять наедине страхом
(ах, если бы мужья не делали нам замечания при гостях!), а потом простить и
нежно наставить и поучить, но... «при том ни мужу на жену не обижаться, ни
жене на мужа — жить всегда в любви и в согласии».


о необходимости телесных наказаний есть — из песни слова не выкинешь, —
но по отношению к детям и слугам, да и то обязательно не сгоряча, вникнуть
в тяжесть проступка, учесть искренность покаяния. К тому же «ни за какую
вину ни по уху, ни по лицу не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни
посохом не колоть, ничем железным и деревянным не бить. Кто в сердцах так
бьет или с кручины, многие беды от того случаются».


.


Именно после Домостроя я стала более строго вести себя в церкви — не
разговаривать, не оглядываться, приходить к началу, уходить лишь после
окончания богослужения, осторожно принимать хлеб и вино во время причастия.
И дело тут не в каких-то правилах, а в практической заботе о тех, кто
рядом. Да и помнить: ты везде и всегда ходишь перед Богом, тем более в
церкви.


.


А разве устарели советы о том, что прежде чем есть самим, надо
покормить домашних животных? Они же вам покою не дадут! «А завтракать мужу
и жене врозь не годится, разве уж если кто болен; есть же и пить всегда в
одно время».
?


«А у жены решительно никогда и никоим образом хмельного питья бы ни
было: ни вина, ни меда, ни пива, ни угощений». «Жене же тайком от мужа не
есть и не пить, захоронков еды и пития втайне от мужа своего не держать».
|Домострой | |
| | |
|[pic] | |
| | |
| | |
| | |
|(...)Как дети должны чтить отцов своих духовных и повиноваться им. Необходимо | |
|изыскать отца духовного доброго, боголюбивого, благоразумного, рассудительного, | |
|строгого, трезвого, несребролюбивого. Такого отца духовного надлежит почитать и | |
|повиноваться ему во всем, исповедовать грехи свои без утайки, откровенно, | |
|наставления его исполнять. Должно его приглашать к себе часто, совещаться с ним | |
|во всяком деле, повеления его с любовью принимать, бить челом перед ним низко. К | |
|нему приходите, дары ему давайте от своих трудов по силе, спрашивайте его | |
|ежедневно. Если духовный будет за кого-либо ходатайствовать, то ходатайство | |
|выслушать, виновного пожаловать, смотря по вине, рассмотрев дело с духовным | |
|отцом. | |
|Как детей учить и страхом спасать. Наказывай сына твоего в юности, и он успокоит | |
|тебя в старости и принесет тебе честь. Не будь скуп на удары дитяти, ибо от | |
|палочных ударов он не умрет, а поздоровеет; нанося удары телу, спасаешь душу от | |
|смерти. Не улыбайся ему, не играй с ним; ибо в малом деле посмеявшись, в большом | |
|пострадаешь. Не дай ему власти в юности и сокруши ему ребра, пока он растет, | |
|чтобы, возмужав, не перестал повиноваться тебе, ибо в таком случае будет больно и| |
|досадно твоей душе, убыточно твоему дому, будет погибель имению твоему, укоризна | |
|от соседей, пред властью поплатишься И претерпишь разные неприятности. | |
|Как научать мужу жену свою, как. угодить Богу и мужу своему, как хорошо устроить | |
|дом, завести в хозяйстве порядок, рукоделие всякое знать и самой делать. Мужья | |
|должны поучать жен своих с любовью и разумно. Жены должны спрашивать мужей своих,| |
|как Богу и мужу угодить, дом свой устроить. Они должны им во всем покоряться. Они| |
|должны иметь страх Божий и соблюдать чистоту телесную. Встав с постели, очистив | |
|себя и молитву сотворив, они должны женщинам и девкам (прислуге) задать урочную | |
|работу на день. Хозяйка сама должна знать, как мука сеется, как квашня | |
|приготовляется, как в печи валяются хлебы, простые и сдобные, как выпекаются; она| |
|должна знать приготовление калачей и пирогов, количество муки, необходимое для | |
|этого, сколько чего можно сделать из четверти, осьмины или решета, сколько будет | |
|отрубей, сколько выйдет печения; меру должно знать во всем. Сама хозяйка должна | |
|уметь изготовлять мясные и рыбные блюда, всякие пироги и блины, всякие каши и | |
|кисели, всякие пирожки. Умея сама, пусть она и слуг научит этому. В то время, | |
|когда хлеб пекут, стирают и белье, чтобы не выходило лишних дров. Хозяйка | |
|надсматривает, как стирают красные рубашки и лучшие вещи, сколько и на какое | |
|количество рубашек выходит мыла и золы, хорошо ли вымыто, выпарено, выполоскано, | |
|высушено и выкатано все. Всему этому она должна знать счет, отдавать в стирку по | |
|счету и принимать по счету. Старые вещи должны быть бережно починены, ибо они | |
|пригодятся для сироток. Когда хлебы пекут, отделит часть теста и пироги начинить | |
|в дни скоромные со скоромною начинкой, а в постные дни с кашей, горохом, маком, | |
|репой, грибами, рыжиками, капустой, с чем Бог даст, все же семье это доставит | |
|удовольствие. Такова должна быть хорошая хозяйка. Она должна знать все, что | |
|касается до пива, меда, вина, кваса, уксуса, кислых щей, что как делается. Если | |
|она все это знает, то благодаря распоряжениям мужа и ее разумом хозяйство пойдет | |
|хорошо и всего будет много. Служанкам рукодельным указать должно работу: шить | |
|рубашки, вышивать шелком и золотом. Самой необходимо надзирать, выдавать холст, | |
|тафту, золото, серебро, отвесив, отмерив и сообразив, сколько чего нужно. Малых | |
|девок учить, чему следует; замужним женщинам, которые делают черную работу, избу | |
|топят, хлебы пекут, платья моют, выдавать лен, чтобы они пряли на мужа и детей; | |
|одинокая женщина пусть прядет лен на господина, а из остатков чесания льна - на | |
|себя. Сама хозяйка никогда, разве в случае болезни, не должна быть без дела; | |
|слуги, глядя на нее, должны вести себя так же. Придет ли муж или гостья обычная, | |
|она должна всегда сидеть за работою. Слуги не должны никогда будить госпожу, а | |
|она должна будить их. Ложась спать, она должна после работы всегда совершить | |
|молитву. | |
|Как устроить дом хорошо и чисто. Согрев утром воды, перемыть, вытереть и высушить| |
|стол, блюда, ставцы; ложки и всякие сосуды. То же сделать после обеда и вечером. | |
|Ведра, лотки, квашни, корыта, сита, решета, горшки также всегда вымыть, | |
|вычистить, высушить, положить в чистое место. Все сосуды и принадлежности должны | |
|быть всегда чисты, не должны разбрасываться по скамьям, двору, хоромам; все | |
|должно быть на своем месте. Изба, стены, скамьи, пол, двери, даже в сенях и на | |
|крыльце должны быть вымыты, выкрашены, чтобы всегда было чисто. Пред нижним | |
|крыльцом сена положить для вытирания ног. Чтобы не загрязнить лестницы и сеней, | |
|положить перед дверью или рогожку, или старый войлок. В грязную погоду у нижнего | |
|крыльца сено переменить, равно как рогожку или войлок. За всем этим жена должна | |
|смотреть, всему этому она должна учить слуг и детей, добром и лихом: коли не | |
|действуют слова - побоями. Но если муж увидит, что у жены и слуг нет порядка и | |
|делается не так, как здесь написано, то должен он жену научить. Когда она делает | |
|все как следует, то заслуживает любви и жалования; если же она не живет по | |
|наставлению, сама не исполняет своих обязанностей и слуг не учит исполнять, то | |
|пусть муж накажет и постращает ее наедине, а наказав, пожалует и скажет доброе | |
|слово. Должно наказывать с любовью; не следует мужу сердиться на жену, а жене на | |
|мужа, но жить им в любви и откровенности. Со слугами и детьми поступать так же: | |
|наказать по вине и побить, потом пожаловать. | |
|Но если жена, или сын, или дочь слова и приказания не слушают, не боятся, не | |
|делают того, что муж, отец или мать повелевают, то их плетью постегать, смотря по| |
|вине; а бить их наедине, не при людях наказать. За какую-либо вину не бить по | |
|уху, по лицу, под сердце кулаком, пинком, не колоть посохом, ничем железным и | |
|деревянным не ударять. Тот, кто в сердцах так бьет, может большой вред причинить:| |
|слепоту, глухоту, повреждение руки или ноги. Должно бить плетью и разумно, и | |
|больно, и страшно, и здорово. Когда вина велика, когда ослушание или небрежение | |
|было значительное, снять рубашку и плеткою вежливенько побить, за руки держа, да | |
|побив, чтобы гнева не было, сказать ласковое слово. Да чтобы люди этого не видели| |
|и не слышали. | |
| | |
|[pic] | |
| | |
|[pic] |





Реферат на тему: Древнегреческая и Римская цивилизации

Цивилизации древнего востока. Вопросы:

1.Предпосылки возникновения древнейших цивилизаций.
2.Шумерская цивилизация.
3.Аккадская цивилизация.
4.Вавилонская цивилизация.
5. Основные этапы развития Египетской цивилизации.

1.Первая информационная революция произошла на заре становления
первобытного общества и связана она с появлением членораздельной речи.
Вторая информационная связана с изобретением письменности. Прежде, чем
говорить о цивилизациях древнего востока, нужно сказать о предпосылках
становления цивилизации вообще. Предпосылки становления цивилизации стали
складываться в эпоху Неолита (нового каменного века)- 4-3 тысячелетия до
н.э., они связаны с Неолитической революцией - переход от присваивающих
форм ведения хозяйства к производящим. В период неолита происходит 4
крупных общественных разделения труда: 1 выделение земледелия,
скотоводства, 2 выделение ремесла; 3 выделение строителей, 4 появление
вождей, жрецов, воинов. Некоторые исследователи период неолита еще называют
Неолитической цивилизацией. Ее характерные черты: 1 доместикация-
одомашнивание животных, 2 появление стационарных поселений, среди которых
наиболее известны Иерихон ( Иордания) и Чатал-Хююк ( Турция)- первые в
истории поселения городского типа , 3 утверждение соседской общины вместо
кровнородственной и общинной собственности, 4 формирование крупных
объединений племен, 5 бесписьменная цивилизация.
В конце 4- го тыс. до н.э. неолитическая цивилизация постепенно
исчерпала свой потенциал и наступила первая в истории человечества
кризисная эпоха" эпоха энеолита (медно - каменный век). Энеолит
характеризуется следующими параметрами:
1 Энеолит- это переход от каменного к бронзовому веку
2 Преобладающим материалом становится металл (медь и ее сплав с оловом
бронза).
3 Энеолит- время хаоса, неупорядоченности в обществе, кризиса в
технологии-переход к орошаемому земледелию, к новым материалам.
4 Кризис социальной жизни: разрушение уравнительной системы,
складываются ранние земледельческие общества, из которых впоследствии и
выросли цивилизации. На древнем востоке было три центра
раннеземледельческих обществ: Иордано-Палестинский, центр в Малой Азии,
северная Месопотамия и западный Иран. Кроме этого складываются также центры
в Греции, Болгарии, Молдавии, на Кавказе. Первые цивилизации вырастают из
тех земледельческих обществ, где была высокая производительность земледелия
и высокие темпы социального развития. Это происходит в 3-4 тыс. до н.э. в
Месопотамии, где складываются Шумерская, Аккадская, Вавилонская и
Ассирийская цивилизации, в Египте, в Индии и Китае все они принадлежат к
типу речных цивилизаций.

Шумерская цивилизация.
Перейдем непосредственно к рассмотрению цивилизаций древнего востока,
первой из которых была Шумерская цивилизация. Шумерская цивилизация
возникла в 4-3 тыс. до н. э. в южной части Двуречья на территории
современного Ирака. Ее история делится на 2 этапа: период Убайдской
культуры, который характеризуется началом строительства оросительной
системы, ростом населения и появлением крупных поселений, которые
превращаются в города-государства, Город-государство—это самоуправляющийся
город с прилегающей к нему территорией. Второй этап Шумерской цивилизации
связан с Урукской культурой (от города Урук). Этот период характеризуется:
появлением монументальной архитектуры, развитием земледелия, керамики,
появление первой в истории человечества письменности (пиктограммы-рисунки),
эта письменность называется клинописью и производилась на глиняных
табличках. Ей пользовались около 3 тысяч лет, но затем она была утрачена и
расшифрована Генри Роуленсоном лишь в 1835 году. Что же дала Шумерская
цивилизация человечеству?
1 Изобретение письма, который сначала заимствуют финикийцы и на ее
основе создают свою письменность, состоящую из 22 согласных букв, у
финикийцев письменность заимствуют греки, которые добавляют гласные буквы.
Латинский язык во многом питался от греческого, а многие современные
европейские языки существуют на базе латинского языка.
2 Шумеры открыли медь, т.е. можно сказать, что они открыли дверь в
Бронзовый век.
3. Первые элементы государственности. В мирное время у Шумеров правил
совет старейшин, а на время войны избирался верховный правитель - лугаль,
постепенно их власть остается и в мирное время и появляются первые правящие
династии.
4 Храмовую архитектуру, там появился особый тип храма - зиккурат, это
храм в виде ступенчатой пирамиды
Первые в истории человечества реформы. Первым реформатором стол
правитель Урукавина.
3 Аккадская цивилизация.
Аккад- город, находившийся к северу от Шумера, явившийся центром
Аккадской цивилизации. Население этой территории принадлежало к семитской
группе племен. Они усвоили Шумерскую культуру, религию, письменность.
Характерная особенность ее - создание первого крупного государства с
монархической формой правления и первым монархом-деспотом стал Саргон. Он
был талантливым полководцем и политическим деятелем, который соединил Шумер
и Аккад и создал единое государство, просуществовавшее около 200 лет. В
дальнейшем деспотия становится основной формой государственной власти на
древнем востоке. Деспотия - от греческого слова, означающего неограниченную
власть. Суть ее заключалась в том, что во главе государства стоял деспот,
обладавший неограниченной властью и выполнявший 5 основных функций:
1 Он являлся собственником всех земель
2. На период ведения войны он становился верховным главнокомандующим
3. Выполнял функции жреца
4 Он был верховным судьей
5. Являлся верховным сборщиком всех налогов.
Стабильность деспотий основывалась на вере в божественное происхождение
правителей. Власть деспота реализовывал огромный чиновничий аппарат,
который собирал налоги, наблюдал за сельскохозяйственными работами и
состоянием ирригационной системы, набирал рекрутов, а также вершили суд.
Второй особенностью Аккадской цивилизации является то, что именно здесь
была впервые предпринята попытка систематизации знаний. Тот же правитель
Саргон большое внимание уделял написанию книг. Здесь бурно развивались
математические знания. В этот период была введена система измерения
времени: в часе выделено 60 минут, в минуте- 60 секунд, введена 7-дневная
неделя.
Вавилонская цивилизация.
Вавилонская цивилизация была создана группой кочевых племен аммореев,
семитского происхождения, которые завоевали Шумер, Аккад, Ассирию и создали
крупнейшую цивилизацию древнего востока - Вавилонскую, с центром в городе
Вавилоне. Она вошла в мировую историю, как первая цивилизация, в которой
была разработана и создана законодательная система. Свод законов был
составлен и записан на огромной каменной плите во время правления царя
Хаммурапи (1792-1750 г. до н.э.). Кодекс Хаммурапи содержал 282 закона,
именно там был сформулирован принцип: » Око за око, зуб за зуб». В этом
своде законов содержались положения, которые впоследствии вошли в
библейские заповеди: «не убей», «не укради» Также Вавилонская цивилизация
является важным источником библейских легенд.
В 8 веке до н.э. при царе Тиглатпалассаре происходит усиление Ассирии-
государства на севере Междуречья, которое населял очень воинственный народ
и в 7 веке Ассирия подчиняет себе Вавилон, с этого времени
начинается этап сосуществования Ассирийско-Вавилонской цивилизации. При
Тиглатпалассаре была создана впервые в истории регулярная армия. Но,
несмотря на воинственность ассирийцев, именно здесь при правителе
Ашурбанопал появилась первая библиотека. Известнейшим правителем совместной
Ассирийско-Вавилонской цивилизацией был Навуходонасор (605-562гг до н.э.)
Именно при нем были созданы Вавилонская башня и Висячие сады.
Вывод: Месопотамская цивилизация в целом внесла: письменность,
законодательство, суды, монументальное строительство, первая систематизация
знаний.

Древне греческая цивилизация.

Содержание:
1. Античность в истории человеческого общества,
2. Границы древнегреческой цивилизации.
3. Переходной период к античной цивилизации.
4. Архаическая эпоха. «Революция железа». Роль мореплавания в жизни
античного общества.
5. Социально-политическая организация древнегреческого общества.

Античность в истории человеческого общества.

Что же такое античность? Античность это термин происходит от латинского
«antics» что означает в буквальном переводе «древний». Отсюда существует
две характеристики этого понятия:
а) в широком смысле слова античность равнозначна понятию древность.
б) и в узком смысле слова это греко-римская древность. В настоящее
время надо сказать, что у историков, философов складывается такая точка
зрения о том, что когда мы, говорим об античной цивилизации то нужно
говорить о цивилизации средиземноморского бассейна (речные цивилизации, те
которые сформировались в долинах крупных рек, Вавилонская, Шумерская,
Египетская, Китайская, Итская). И цивилизационный процесс, где-то к началу
1 века постепенно начал смещаться на север. На севере, в бассейне
средиземного моря, его населяли около двадцати крупных народов, которые
создали свои цивилизации (они относятся к типу средиземноморских, еще
известны как, талласократические или цивилизации народов моря (Финикийская,
Кеклатская)). Существовало, еще множество цивилизаций, но мы с вами
поговорим, о Древнегреческой цивилизации среди остальных она была самой
яркой и динамичной она очень много дала средневековой Европе. Все то, что
нас вами окружает связанно с этой цивилизацией, например, такие всем
знакомые слова как: фонарь, тетрадь, экономика, демократия, аллегархия все
они были придуманы и широко используемы в древнегреческом мире.
Именно в эту эпоху возникла история как рациональная форма познания, а
не сказочно-мифологизированная либо просто летописно-описательная форма.
Этим мы в первую очередь обязаны «отцам истории» - Геродоту, Фукидиду, а в
римскою эпоху - Саллюстию, Тациту. Благодаря труду многих античных
мыслителей разрабатывалась теория государства, уточнялось понятие
«политического общества» людей. В социальной жизни формировался критерий
подлинной ценности человека. В Древней Элладе сложились понятия таких
духовных ценностей, как гражданская свобода и гражданский долг,
человечность, гармоничность, ответственность. Оценивая вклад греков в
мировую науку, достаточно сказать, что почти до середины XX в, мы учили
геометрию по Евклиду, что основы механики заложены Архимедом, и астрономы-
географы эпохи эллинизма впервые вычислили размер земного шара,
предвосхитив гелиоцентрическую систему Коперника.
Наконец, художественное наследие античной Эллады имеет значение не
только историко-культурная, но и как живая, полная очарования и магического
обаяния духовная сила.
Границы древнегреческой цивилизации.

Первый вопрос, который у вас сразу же возникает это естественный
вопрос: « В какое время существовала античная цивилизация?»
Античная цивилизация существовала двенадцать столетий начиная с
восьмого века до н.э. и закончилась пятым веком н.э. Античная цивилизация
делиться на две локальных цивилизации;
а) Древнегреческую (8-1 века до н.э.)
б) Римскую (8 век до нашей эры 5 век н.э.)
Между этими локальными цивилизациями выделяется особенно яркая эпоха
эллинизма, которая охватывает период с Э23 г. до н.э. до 30 г. до н.э.
Можно так же охарактеризовать древнегреческую цивилизацию и ответить на
вопрос: Где же она наводилась?
Древнегреческая цивилизация возникла на балканском полуострове и также
она включала западное побережье малой Азии (западная часть нынешней
Турции). Балканский полуостров с трёх сторон омывается тремя морями: с
запада Ионическое, с юга Средиземное, с востока Эгейское море. Так же можно
вспомнить, если мысленно представить себе балканский полуостров, то, что он
в основном представлен гористой местностью очень мало плодородных долин и
основным видом хозяйства в основном являлось скотоводство (выращивание овец
и коз). Так же занимались земледелием (выращивали виноград (вино) и оливки
(оливковое масло)), но только в двух долинах. Надо еще отметить в связи с
удобной береговой линией было развито рыболовство и мореплавание. Что
касается полезные ископаемых то районы Ефракии и Македонии были богаты
золотыми рудниками. На юге (в районе Филопонеса) добывали железо. В районе
древней Греции добывали олово. Строительный материал, особенно ценившийся и
располагающийся на территории Греции, мрамор.
Также особенно ценился мрамор острова Паррос («паросский» белый
мрамор).
Так какой же народ создал древнегреческую цивилизацию? некоторые
наверно скажут греки. Но понятия греки и эллины это собирательные названия
огромного конгломерата племен. В то время как среди этого конгломерата
племен особенно ярко выделялись такие племена как:
архейцов (динамичный, агрессивный народ), дорийцев, фелакки.

Древнегреческая цивилизация делится на три периода:
1. Архаический (8-6 вв.)
2. Классический (5-4 вв.)
3. Эллинистический (4-1 вв.)

Что же собой представлял переход к древнегреческой цивилизации?

В исторической науке существует мнение, что древнегреческая цивилизация
сложилась не одномоментно. Что было как бы две попытки формирования
цивилизации. Первый опыт цивилизации был связан с крито-минойской культурой
или просто минойская культура. (Здесь нужно понять, что любая цивилизация
она не формируется на пустом месте ей что-то предшествует). В данном случае
древнегреческой цивилизации предшествовало несколько цивилизаций, таких
как:
ксклатская (возникла на упоминаемых в древнегреческих мифах одноимённых
островам) которая в свою очередь способствовала возникновению новой, яркой
цивилизации, так называемой минойской цивилизации (на острове Крит, она
получила своё название от имени царя Миноса который жил в городе Скноксе).
Минойская цивилизация возникла на рубеже 3-2 тыс. лет до н.э. и она
просуществовала около 500 лет. Эта цивилизация (минойская) была открыта
английским археологом Артуром Лева в районе города Кнос. Он обнаружил
неповторимые дворцовые сооружения, которые принадлежали царю Миносу. Исходя
из находок А. Лева можно представить жизнь населения того времени на
острове Крит. Минойская цивилизация во первых характеризуется рассветом
земледельческой культуры. Здесь была освоена вся пригодная для обработки
земли территория. Также важнейшую роль играло скотоводство. Наблюдался
прогресс в ремеслиничестве. Это было сильное централизованное государство,
которое возглавил царь Минос. Кроме того надо отметить тот факт что жители
занимались не только сель. хоз. работами но также и активным морским
пиратством. Царь Минос считался владыкой моря. Также минойскую цивилизацию
можно встретить под названием дворцовая цивилизация из-за монументальных
дворцов, строительство которых, по мнению ученых, было заимствовано у
египтян. Но в 15 веке до н.э. остров Крит пережил страшную катастрофу.
Существуют две версии относительно гибели цивилизации. Согласно одной из
них на одном из небольших островов, которые расположены где-то в 120 км. к
северу от Крита произошло извержение вулкана с большим выбросом пепла и
образовавшимся цунами. Существует и другая версия что цивилизация погибла в
результате нашествия агрессивные адериков которые пришли с материковой
части на остров. До настоящего времени единой точки зрения на гибель
минойской культуры не существует.
На смену минойской цивилизации в этом регионе как бы в преддверие
древнегреческой цивилизации появляется микенская цивилизация.
Севернее города Афины наводится город Микены, на месте которого и
возникла микенская цивилизация.
Отрыл микенскую цивилизацию Генрих Шлиман. Ища Трою в этом регионе, он
наткнулся на великолепные дворцовые сооружения, чем и открыл микенскую
цивилизацию или как сё еще называют архейская культура от названия племени
архейцы. Эта цивилизация очень хорошо описана в поэмах Гомера «Эллада» и
«Одиссея».
Микенскую цивилизацию можно охарактеризовать следующими чертами. Такими
как развитость дворцового строительства, но также строились грандиозные
усыпальницы, которые получили название Толлосы. В районе Микен и острова
Крит было найдено около 600 глиняных табличек. Эти таблички представляли
собой определенный вид письменности.
С конца 13 века, в течение 100 лет армейская культура была уничтожена.
Ученые также ведут споры по поводу причины исчезновения этой цивилизации.
До доминирующей гипотезе высказывается мнение, что эту цивилизацию
уничтожили племена греков дорийцев. Города были уничтожены, часть населения
переселилась на острова, а часть на западное побережье малой Азии.
В 11 - 9 века до н.э. в истории Греции обозначены как «тёмные» века.
Они получили своё название из-за того, что в современной истории нет
полного, четкого представления о том, что же происходило в эти века на
территории Греции. Все что мы знаем, составлено на анализе поэм Гомера
«Эллада» и «Одиссея», Этот период характеризуется примитивным развитием
земледелия, орудий труда, ремеслом.
Весь этот период Минойская, Микенская цивилизации все это
предшествовало появлению древнегреческой цивилизации. Это можно сравнить
как бы с первым опытом образования греческой цивилизации.
Второй опыт начался в архаическую эпоху (8 -6 века до н.э.). Собственно
это и было непосредственное строительство древнегреческой цивилизации.
Этому способствовало, во-первых, возросшая технологическая база и
экономический уровень развития общества в условиях победы железного
производства. Во-вторых, углубление общественного разделения труда. В-
третьих, формирование подлинных городских центров. В-четвертых,
формирование развитого типа рабовладения.

Архаическая эпоха. "Революция железа". Роль мореплавания в жизни
античного общества.

Возникновение древнегреческой цивилизации совпадает с началом железного
века (1 тыс. лет, до н.э.). В плане технологического производства произошло
ряд изменений. Прежде всего, определяющим моментом стал переход к
производству стали. Монополистами в добыче железа были в эти времена
племена халлибов (север малой Азии).
Только в массовом выделение производства стали можно говорить о победе
железного века над бронзовым. Появление стали позволило успешно
обрабатывать землю, более продуктивно производить вырубку лесов под сель.
хоз. земли, упрощалось создание орошающих каналов. Также
революционизировался ряд ремесел. Появилось судостроение, кузнечное,
столярное и оружейное ремесло. Появление железа и стали революционизировало
военное дело.
Период становления древнегреческой цивилизации совпадает с так
называемой великой греческой колонизацией (8-6 века до н.э.). В течение 3
столетий греки были вынуждены покидать родину, и переселятся в другие
страны. Это происходило из-за отсутствия достаточного количества земель
пригодных для земледельческой деятельности. Также сыграло свою роль снятие
социальной пере напряженности и перенаселенность. И, наконец, очень важным
стимулом для процесса колонизации являлась торговля. Колонизационное
движение осуществлялось в 3 направлениях.
Первое направление это западное. Население Греции переселялось на
остров Сицилия, на юг Италии, на юг Франции. Второе направление это южное.
Это северная Африка и Леван. Третье направление это восточное направление.
Греки довольно рано освоили переезд из Эгейского моря в Черное морс которое
они сначала назвали «негостеприимным», а затем оно получило название
«гостеприимное». Они освоили побережье, практически все побережье. Черного
моря. На юге в районе нынешней Турции они создали колонии такие трапезуй в
последствие которая стала трапезунской империей. Если продвигаться на
восток они построили город Фаси, знаменитый город Кеч который назывался
греками Пахикопейей. Далее Херсонес и Колия, Если идти по западному
побережью, то мы увидим такие колонии как Томы и Одесс.
Что же дали эти три колонизационных столетия грекам. Во-первых,
колонизация греков вывела греческий мир из состояния изоляции. В которой
она оказалась после крушения микенской культуры. Историки долгое время
считали, что греки были очень осведомлены в плане исторической географии,
что они хорошо представляли, кто живет вокруг них. Но как показывают
последние исследования греки имели очень смутное представление, до периода
колонизации, о том что представлял мир за пределами их собственных
территорий.
Во-вторых: это послужило повышению знаний греков. Например, у
финикийцев греки заимствовали письмо. В это письмо, которое состояло из
одних согласных они ввели гласные. Таким образом был создан греческий
алфавит. У финикийцев они научились изготовлять стекло. Технологию
изготовления стекла из песка греки хорошо освоили. У Египтян они научились
строительству монументальных сооружений. У лигийцев греки освоили
технологию денежной чеканки. У них появились свои денежные эталоны сначала
оболы, а потом драхмы. Колонизация сделала греческое общество более
подвижным, более восприимчивым, более динамичным. Открылся простор для
личной инициативы.
Греки создавали колонии, которые превращались в подлинные центры
торговли. Но самое главное условие и следствие всего колонизационного
движения заключается в том, что ремесло окончательно отделилось от
сельского хозяйства.
Основной результат колонизации это переход от натурального хозяйства на
стадию товарно-денежного обращения. Появляются свои денежные знаки,
появляются монетные стандарты. "Деньги делают человека" - становится
девизом архаической эпохи. В современной исторической литературе имела
место попытка ввода понятия «античный капитализм». Во главе
колонизационного движения находились древнегреческие «полисы».
Древнегреческую цивилизацию еще называют полисной цивилизацией.

Социально-политическая организация древнегреческого общества.

Основной ячейкой общества в древней Греции являлась община полисов.
Полис это город государства, это город прилегающий к нему территорией.
Архаический полис это столица «карликого» государства. В состав которого
входили не только города но и деревни. Первые полисы были очень маленькие.
Они насчитывали около тысячи человек. А уже к концу древнегреческой
цивилизации самый крупный полис составлял население около ста тысяч
человек. Главным жизненным пространством полиса являлась Агора. Агора - это
такая площадь на которой собирались народные собрания, на которой люди
прогуливались, где шел обмен информацией, где происходила торговля, где
люди назначали друг другу встречи.
Сам же полис по существу представлял собой следующею картину. Здесь
надо упомянуть то, что древняя Греция гористая местность. Обычно на самой
вершине гор строился храм. Храм тому ведущему богу того или иного полиса.
Здесь же недалеко находилась казна. У подножья находилась верхняя часть
города которая называлась Акрополь. Ниже находились различные поселения, в
которых жило население полиса.
Цивилизация древнего Рима.

Вопросы:
1. Место древнеримской цивилизации в истории, периодизация.
2. Истоки Римской цивилизации.
3. Древнейший или царский период Римской цивилизации.
4. Римская цивилизация эпохи республики.
5. Римская цивилизация эпохи империи.

1. Место древнеримской цивилизации в истории, периодизация.

По вопросу о месте Римской цивилизации или просто Рима существует две
точки зрения, одни исследователи, такие как немецкий философ Освальд
Шпенглер и английский историк Арнольд Тойнби, полагали, что Римская
цивилизация не является самостоятельным цивилизационным этапом, это всего
лишь кризисный период в развитии античной цивилизации, последняя стадия
греко-римской цивилизации. Почему они так считали? Согласно их концепции
цивилизация-это в первую очередь культура , римская культура, с их точки
зрения не достигла тех высот, на которые поднялась греческая культура, они
считали, что та цивилизация очень утилитарна, в этой цивилизации духовность
и нравственность отодвинуты на второй план, а в первую очередь развивались
прикладные науки, техника, все то, что нужно человеку в сиюминутной жизни.
Они считали, что духовная культура римлян носит подражательный характер.
Существует, также и другое мнение, которое доминирует в настоящее время в
мировой историографии, оно сводится к тому, что именно те недостатки,
которые отмечали Тойнби и Шпенглер, являются ее индивидуальностью, тем, что
дает ей полную характеристику. Что же специфическое, особенное есть в этой
цивилизации? Во-первых, установление демократической формы правления
.результате борьбы между патрициями и плебеями, во-вторых—непрерывные
войны. Именно эти два фактора и стимулировали развитие цивилизации,
определяли весь ее исторический облик. Ту систему ценностей, которую
создала эта цивилизация. На чем строилась, что входило в эту систему
ценностей, что ценил древний римлянин? Прежде всего для древнего римлянина
особенно важным было чувство патриотизма, они считали себя богоизбранным
народом и долг каждого гражданина заключался в служении отечеству, не щадя
своих сил и жизни, а это было возможно при наличии таких качеств, как
стойкость, мужество, верность долгу, дисциплина. Следующим в системе
ценностей римского гражданина было особое понимание того, какая пропасть
существует между рабом и свободным человеком, считалось позорным
быть заподозренным в рабских поступках, таких как лесть, бесчестие, ложь.
Считалось позорным быть заподозренным в рабских занятиях, ремесло,
торговля, искусство. Достоиным1фке себя римские граждане считали
следующие занятия: участие в политической жизни, в войнах, занятие
земледелием, а также занятие историографией-написанием исторических
сочинений. Далее, в системе ценностей римлян особое отношение к иностранцам
и ко всему иностранному, а именно они считали, что все иностранной имеет
цену только тогда, когда оно работает на Рим.
Введем периодизацию, определим хронологические рамки существования
Римской цивилизации, она уникальна тем, что период ее существования мы
можем назвать не только с точностью о столетия и даже до года, но и даже с
точностью до дней. Условно, днем основания Рима и всей Римской цивилизации
считается 21 апреля 753 года до н. э., финал наступил тогда, когда был
свергнут последний Римский император Ромул Августул , варварским вождем
Адаакром., это произошло 23 августа 476 г н.э. Таким образом Римская
цивилизация просуществовала 12 веков, которые разбиваются на три периода
царский 8-6 вв. до н.э., период римской республики 4-1 вв. до н.э., период
римской империи 1 в. до н.э.- 5 в. н. э. Этот последний период делится на
два этапа: принципата 30 г. до н.э-.284 г н.э. и доминиата- 284- 476г н.э.
2. Истоки Римской цивилизации.

Отвечая на вопрос об истоках Римской цивилизации, необходимо ответить
на вопрос о ее территориальном расположении. Итак, колыбель Римской
цивилизации город Рим возник на юго-западе Европы, на Аппенинском
полуострове, который греки называли Италией, по названию одного из племен,
населявших эту территорию. Что же собой представляет Аппенинский
полуостров? Береговая линия его менее изрезана, чем у Балканского
полуострова, следовательно, здесь гораздо меньше оснований и возможностей
заниматься судоходством, мореплаванием так, как это было у греков. Здесь
больше плодородных земель, чем в той же Греции, но практически отсутствуют
полезные ископаемые, и их отсутствие стало одной из причин того, почему
местные племена начинают захватнические войны. Две основные реки.
Протекающие по Аппенинскому полуострову- это По, отделяющая полуостров от
остальной Европы, и Тибр. Какие племена создали Римскую цивилизацию? Это
был целый комплекс племен. Первоначально на этой территории жили: Сарды, на
острове Сардиния, Корсы, на Корсике, Италы, Секакны. Примерно во 2-1
тысячелетии до н.э происходит массовое переселение племен, с одной стороны-
с востока, а с другой- со стороны Илирика, нынешней территории Югославии. В
результате этих передвижений местные племена частично были истреблены, а
частично ассимилированы. В последствии ,к моменту возникновения
Римской цивилизации, наблюдалась следующая этническая картина: на севере
находились Венеты, отсюда и название города- Венеция, а также Ятыги,
срединную часть Аппенинского полуострова населяли Италики и Латины, от
названия которых и пошло название--латинский язык» и название области
-Лаци, именно на этой территории и возник город Рим. Рим возник на левом
берегу Тибра. Каким образом это произошло? В районе Тибра расселялось три
племени, мимо них проходила дорога на солеварни, в результате вдоль этой
дороги, особенно между Капитолийским и Палатинским холмами оседают люди,
связанные с этой дорогой, и на месте этих поселений и возникает Рим. Он
возник на стыке расселения трех племенных объединений: кроме местных племен
: венетов, ятыгов, этрусков, латинов, италликов, Римскую цивилизацию
создавали греческие колонисты создавшие свои колонии на южном и даже
среднем побережье Италии, они внесли очень большой вклад в становлении
цивилизации : они научили римлян занятию сельским хозяйством, познакомили с
религией. Тем не менее, считается, что наибольший вклад в становление
Римской цивилизации внесли племена этрусков, хотя это и спорный вопрос.
Вопрос о появлении этрусков в Италии до конца не разрешен, но предполагают,
что они пришли с востока, это предположение основано на том, что этрусский
алфавит очень схож с финикийским. Этруски были прекрасными металлургами и
гончарами, особо известна их посуда, также они были прекрасными мореходами
и занимались пиратством. У этрусков римляне позаимствовали многие традиции:
отмечать те или иные события каким-то триумфом, также гадание на
внутренностях животных, жертвоприношения. И третьим народом оказавшим
огромное влияние на становление Римской цивилизации были карфагеняне, они
основали свои колонии на острове Сицилия. Карфаген- государство в Тунисе,
основанное финикийцами. Таким образом, можно сделать вывод: достаточно
благоприятные природные условия и влияние более развитых культур
способствовали развитию Римской цивилизации.

3. Древнейший или царский период Римской цивилизации.

Возникновение Рима является отправной точкой Римской цивилизации, он
возник на территории области, получившей название Лаци, на стыке расселения
трех племенных объединений, которые назывались трибы. В каждой трибе было
по 10 курий, в каждой курии по 10 родов, таким образом, население,
создавшее Рим состояло всего из 300 родов, они стали гражданами Рима и
составили римский патрициат. Вся дальнейшая история Рима - это борьба не
граждан, тех, кто не входил в 300 родов - плебеев за гражданские права.
Государственное устройство архаического Рима имело следующие формы, во
главе стоял царь, который выполнял функции жреца, военноначальника,
законодателя, судьи, высшим органом власти являлся сенат- совет старейшин,
в который входили по одному

представителю от каждого рода, другим высшим органом власти было народное
собрание или собрание курий - куриатные комиссии. Основной социально-
экономической ячейкой римского общества была семья, которая представляла из
себя ячейку в миниатюре: во главе стоял мужчина, отец, которому подчинялись
жена, дети. Римская семья в основном занималась земледелием, также в жизни
римлян огромное значение играло участие в военных походах, которые обычно
начинались в марте и заканчивались в октябре. Как уже упоминалось, кроме
патрициата в Риме была и другая прослойка - плебеи, это были те, кто пришел
в Рим после его основания или жители покоренных территорий. Они не были
рабами, это были свободные люди, но они не входили в состав родов, курий и
триб, а потому не принимали участия в народном собрании, не имели никаких
политических прав. Прав на землю они также не имели, поэтому для получения
земли они поступали на службу к патрициям и арендовали их земли. Также
плебеи занимались торговлей, ремеслом. Многие из них богатели.
В 7 веке до н.э. правители Этрусского города Тарквиния подчиняют Рим и
правят там до 510 г. до н.э. Наиболее известной фигурой того времени был
реформатор Сервий Туллий. Его реформа была первым этапом борьбы плебеев с
патрициями. Он разделил город на округа: 4 городских и 17 сельских,
произвел перепись населения Рима, все мужское население делилось на 6
разрядов уже не по родовому, признаку, а в зависимости от имущественного
положения. Самые богатые составляли первый разряд; нижний разряд назывался
-пролес, это были неимущие, у которых ничего, кроме детей, не было. Римская
армия тоже стала строиться в зависимости от нового деления на разряды.
Каждый разряд выставлял воинские подразделения- центурии. Кроме того,
плебеи отныне были включены в состав граждан. Это отразилось на
общественной жизни Рима. Прежние собрания по гуриям потеряли свое значение,
они были заменены народными собраниями

Новинки рефератов ::

Реферат: Показатели здоровья населения (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Формирование орфографических навыков в 4 классе (правописание слов с непроверяемыми гласными в корне) (Педагогика)


Реферат: Автоматизация технологического процесса по розливу минеральной воды (Технология)


Реферат: Синтез речи (Программирование)


Реферат: Договоры по оказанию услуг. Договор аренды (Право)


Реферат: Государственный кредит (Финансы)


Реферат: Диагностика психологической готовности к школе (Педагогика)


Реферат: Сравнительный Анализ Конструкций и Характеристик Датчиков Давления (Радиоэлектроника)


Реферат: Социальная защита населения в г. Тюмень (Социология)


Реферат: Глобальные проблемы современности и экологии (Экологическое право)


Реферат: Сталь и чугун (Химия)


Реферат: Кладка перемычек (Строительство)


Реферат: Транспортное страхование (Страхование)


Реферат: Вода (Химия)


Реферат: Виртуальная реальность - ее плюсы и минусы (Программирование)


Реферат: Ответы на вопросы к экзамену по мировой экономике (Международные отношения)


Реферат: Классификация счетов по экономическому содержанию (Бухгалтерский учет)


Реферат: Жизнь и творческий путь Суйменкула Чокморова (Искусство и культура)


Реферат: Еще раз об "Антихристе" Ф.Ницше (Философия)


Реферат: Бандитизм (Государство и право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист