GeoSELECT.ru



Литература / Реферат: Тема Родины в творчестве А. Блока (Литература)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Тема Родины в творчестве А. Блока (Литература)



ТЕМА РОДИНЫ
В ТВОРЧЕСТВЕ А. БЛОКА

В годы политической и общественной реакции после поражения
первой русской революции, когда буржуазная литература переживала
время застоя и упадка, когда подавляющее большинство буржуазных
писателей, вчерашних союзников революции, отшатнулось от борьбы за
свободу и изменило благородным традициям передовой общественной
мысли и литературы, - в это тяжёлое время Александр Блок занимал
особую и в высшей степени достойную позицию.
Разочаровавшись в своих прежних исканиях, он настойчиво ищет
новые пути.
Из мира бесплотной мечты фантазии он окончательно переходит в
мир действительности, который одновременно и влечет, и страшит его.
Блок очень тяжело переживал поражение революции, но не утратил
чувство будущего: временное торжество реакции он правильно оценил
как «случайную победу» палачей народа и предупредил наступление ещё
более грозных и величественных событий. Главной темой Блока – и в
художественном творчестве, и в публицистике - становится Россия.
Внимание его сосредоточено на судьбе народа, на волновавшем его
вопросе о взаимоотношениях интеллигенции и народа. Он утверждал,
что только с народом «все пути», что народ является единственным
источником всякой «жизненной силы», в том числе и творческой силы
художника, поэта.
В лирическом предисловии к сборнику «Земля в снегу» Блок
прочерчивает восходящий путь своей поэзии, неумолимую логику
выпущенных своих трёх книг: «Стихи о Прекрасной Даме» - ранняя
утренняя заря… «Печальная радость» - первые жгучие и горестные
восторги, первые страницы книги бытия … И вот «Земля в снегу», плод
горестных восторгов, чаша «горького вина, когда безумец потеряет
дорогу, - уж не вы ли укажете ему путь? Не принимаю – идите своими
путями. Я сам знаю страны света, звуки сердца, лесные тропинки,
глухие овраги, огни в избах моей родины, очи моей спутницы. Но не
победит и Судьба, ибо в конце пути, исполненного падений,
противоречий, горестных восторгов и ненужной тоски, расстилается одна
вечная и бескрайняя равнина - изначальная родина, может быть, сама
Россия…»
Так в лирических образах блоковской прозы возникает тема его
стихов – «тема о России».
Блок находится в центре перелома, общеевропейского кризиса, в
конечном счете, приведшего к первой мировой войне и
межреволюционной реакции в России. Россия, «вырвавшись из одной
революции, жадно смотрит в глаза другой…»
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы-
Кровавый отсвет в лицах есть.
Тема родины, России захватывает Блока всецело. Ощущение отчизны
как живого существа сливается со сверх чувством жгучей любви.
Личная трагедия одиночества поднимается до уровня трагедии народа.
«В поэтическом ощущении мира нет разрыва
между личным и общим»,- говорит поэт.
От своих предшественников Блок отличается тем, что к судьбе
России он подходит не как мыслитель, не отвлечённой идеей, а как
поэт – с интимной любовью. Написаны они в угарное время увлечений,
но несут на себе печать объективизма, кризисного спокойствия и
эстетизм правды. Пропитаны они и современными ужасами, но остались
в сфере и атмосфере идейного равновесия и умного такта.
Утончённое мастерство совпадает в стихах о России со всем
богатством творческого опыта и достигает истинной классичности.
Любовь, муки, мудрость, вся сложность чувств современного мира
соединены в них с величественной, в веках теряющейся духовной
генеалогией. Образ родины в русской литературе обычно ассоциировался
с образом матери. Блок связывает его с образом молодой красавицы,
невесты, жены, тем самым придавая ему глубоко интимный характер «Твои
мне слёзы ветровые -как слёзы первые любви», и в то же время – с
вечной и нетленной красотой Прекрасной Дамы, Мировой Души, мировой
гармонии. В блоковском образе родины - полной сил и страсти женщин,
надёлённой «разбойной красотой»,- интимно личное неотделимо от
вселенского, чувственное – от духовного, национальное – от
общечеловеческого, природное – от культурных традиций, высокое – от
будничного. В свете романтического идеала родина предстаёт не
только поэтический, одухотворённой, прекрасной, нетленной, но и нищей -
с серыми избами, расхлябанными дорогами, острожной тоской, глухой
песней ямщика. Чувство живой нетленной красоты помогает Блоку
верить в её будущее, в то, что она преодолеет все тяготы и
препятствия на своём трудном пути. Он надеется, что тяжёлый путь во
мгле, «в тоске безбрежной», бесстрашно будет пройден: «Домчимся.
Озарим кострами степную даль». Разум и духовность сразятся со
всем, что делает жизнь грязной, пошлой, беспросветной. «Но узнаю
тебя, начало высоких и мятежных дней!» Только в неуспокоенности и
движении к добру видит автор смысл существования: «Не может сердце
жить покоем…» Блок часто подчёркивает, что дела победы – кровь.
Кровь сопутствует свету. «Закат в крови» Звучит призыв к действию.
И вечный бой! Покой нам только снится.
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнёт ковыль…
У Гоголя Россия – тройка, несущаяся вдаль, у Блока она
«cтепная кобылица» и та же тройка. В записях к стихотворению «Я
пригвождён к трактирной стойке…» Блок пишет об этом образе:
«Слышите ли Вы задыхающийся гон тройки? Это Россия летит неведомо
куда – в сине-голубую пропасть… Видите ли Вы её звездные очи – с
мольбой, обращённой к ним: «Полюби меня, полюби красоту мою!….» Кто
же проберётся навстречу летящей тройке тропами тайными и мудрыми,
кротким словом остановит взмыленных коней, смелой рукой опрокинет
коней, смелой рукой опрокинет демонского ямщика….»
Стихотворение «Россия» (1908 г.) звучит как признание в любви
нищей, но прекрасной Родине, Чистота и неподдельность народной силы
питают надеждой:
И невозможное возможно,
Дорога долгая легла….
Все стихи зрелого Блока написаны от лица сына « страшных лет
России», обладающего отчётливой исторической памятью и обострённым
предчувствием будущего.
Из низких нищих деревень
Не счесть, не смерить оком,
И светит в потемневший день
Костёр в лугу далёком.
Стихи наполнены верой в высокую миссию поэта, сознанием
сложной противоречивости жизни и др.
Имя Блока воспринималось читателями как символ современности.
Его поэтическая искренность, отразившаяся и в личности, и в
творчестве, воплотила представление целого поколения о Родине, о
предреволюционном десятилетии и о себе.

[pic]




Реферат на тему: Тема Родины в творчестве С.А.Есенина

Министерство образования РФ
Управление образования Советского района г. Красноярска



Средняя школа № 91
Махотина Екатерина, 11А



РЕФЕРАТ

«ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С.А.ЕСЕНИНА»



Красноярск, 2001

Сергей Александрович Есенин вошёл в литературу как выдающийся поэт –
лирик. Его творчество, тесно связанное с традициями «золотого» века и
испытавшее сильнейшее воздействие модернистских течений века «серебряного»,
стало знаменательной вехой в истории русской поэзии.
Поэтический мир раннего Есенина (1910 - 1913) – явление достаточно
сложное и многообразное. Более 60 стихотворений и поэм, созданных в этот
период, свидетельствуют о ярко выраженной любви поэта ко всему
многоцветному и многоголосному миру, окружающему его. Природа, поэтический
мир лирического героя, становятся основными объектами изображения в ранней
лирике Есенина, но тема родины уже начинает неосознанно проникать в его
творчество.
Поэтическая концепция мира и человека, представленная в
дореволюционной лирике, отразила органическое слияние в мировоззрении поэта
двух начал – христианского и крестьянского.
Главная тема поэзии Есенина – тема родины. «Моя лирика жива одной
большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём
творчестве»,- писал поэт. Образ Руси в дореволюционной лирике многолик и
противоречив.
Родина – это и прекрасная «голубая» Русь, поэтическая страна,
затерявшаяся в глубине синих озёр, пропитанная ароматами полевых трав и
цветов. Говоря об образе природы, неразрывно связанным с ностальгической
темой в произведениях Есенина, мы невольно вспоминаем о природе Пушкина. С.
Есенин унаследовал пушкинскую поэтическую культуру в реалистическом
описании родной природы. Однако его пейзажная лирика по сути своей
отличается от пушкинской. В ней намного сильнее влияние традиционного
фольклора и языческой мифологии:
Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальной ночи,
Сутемень колдовская счастье мне пророчит.
Есенин ощущает себя частью природы, её учеником и собеседником:
Позабыв людское горе,
Сплю на вырубках сучья.
Я молюсь на алы зори,
Причащаюсь у ручья.
Поэтому у Есенина нет чисто пейзажных стихов. У него природа существует
вровень с человеком, может быть, даже выше его.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире стражник –
Пройдёт, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Любовь к родной природе, к родным рязанским полям, к «стране березового
ситца» перерастает в поэзии Есенина в огромную поэму любви к России.
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.
Мне кажется, так о России до него не писал никто. В стихах Русь живая,
способная тосковать, страдать, испытывать боль, здесь Есенин – сын России,
сострадающий своей стране.
Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.
Есенин понимает, что уход от природы, отрыв от родины, от своих корней
трагичен. Однако трагизм судьбы Есенина в том и состоит, что, понимая
пагубность этого отрыва, он не смог противостоять ему.
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
К Есенину приходит пушкинское ощущение вечного течения жизни, неизбежности
смерти как непреложного закона жизни.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Я думаю, что творческое наследие Есенина очень близко нашим сегодняшним
представлениям о мире, где человек – только частица живой природы, не
противостоящая, а зависящая от неё.
Так же у Есенина родина – это и нищая многострадальная Россия, «чёрная,
потом пропахшая выть», «пустырь».
Родина – это и смиренная крестьянская страна, где «мирные пахари»
и «добрые молодцы» готовы к любым испытаниям «без печали, без жалоб и
слёз».
Родина – это Русь молитвенная «покойный уголок», где благодатный,
райский дух, где «хаты – в ризах образа», «по церквям твой короткий спас».
Где березы – «большие свечки», ели – «монашки», а ветер – «схимник».
Лирический герой – богомолец («Гой, ты Русь моя родная…» ), пастух или
«странник убогий», славящий господа. Кроткий, как сама природа, он
воспринимает мир как Божью благодать:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою!»
Родина – это и Русь мятежная, разбойная, чёрная(«В том краю, где
жёлтая крапива…»). По её дорогам бредут «люди в кандалах», «убийцы или
воры», и лирический герой ощущает себя одним из них
Родина – это «новый Назарет», преображенная страна, которой
предстоит через муки и крест обрести себя. Предчувствие этого, предсказание
будущей революции и гражданской войны звучи в стихотворении «Тучи с
ожереба»:
Тучи с ожерёба
Ржут, как сто кобыл.
Плещут надо мною
Пламя красных крыл.

Небо словно вымя,
Звёзды как сосцы.
Пухнет божье имя
В животе овцы.

Верю: завтра рано,
Чуть забрезжит свет,
Новый под туманом
Вспыхнет Назарет.

Новое восславят
Рождество поля,
И, как пёс пролает
За горой заря.

Только знаю: будет
Страшный вопль и крик,
Отрекутся люди
Славить новый лик.

Скрежетом булата
Вздыбят пасть земли…
И со щёк заката
Спрыгнут скулы – дни.

Побегут, как лани,
В степь иных сторон,
Где вздымает длани
Новый Симеон.
Поэт зовёт свою Русь, «царевну сонную», приобщиться к «весёлой вере»,
которой теперь привержен и он («Не в моего ты бога верила…»).
В послеоктябрьской лирике Есенина совместно с центральной темой
родины, стаёт тема революции. В «маленьких поэмах», созданных в 1916- 1918
годы, Россия объявлялась богоизбранной, духовной страной.
Для изображения революционной России, поэт использует, с одной
стороны, библейские фразы, сюжеты, цитаты, символику. С другой стороны, в
стихах о революции появляются маршевые, чеканные ритмы, отражающие дух
времени, поступь эпохи:
Небо как колокол,
Месяц – язык,
Мать моя – родина,
Я – большевик.
Роковой 1919 год становится переломным в сознании поэта и его творчестве.
Гражданская война, голод, разруха, страшные реалии послереволюционных
будней порождают чувство неуверенности, сомнения, состояние идейной
смятенности. В стихотворениях 1919 года начинают звучать трагические мотивы
(«Я последний поэт деревни»). Есенин полон самых мрачных предчувствий:
Кобыльи корабли
1
Если волк на звезду завыл,
Значит, небо тучами изглодано.
Рваные животы кобыл,
Чёрные паруса воронов.

Не просунет когтей лазурь
Из пургового кашля-смрада;
Облетает под ржанье бурь
Черепов златохвойный сад.

Слышите ль? Слышите звонкий стук?
Это грабли зари по пущам.
Вёслами отрубленных рук
Вы гребётесь в страну грядущего.

Плывите, плывите в высь!
Лейте с радуги крик вороний!
Скоро белое дерево сронит
Головы моей желтый лист.

Исповедь содержания, тончайший психологизм, аналитическое
самоуглубление делают цикл «Москва кабацкая» (1924) не только отражением
одной из самых страшных и горьких страниц жизни поэта, но и серьёзным
творческим достижением Есенина.
1924 – 1925 годы - наиболее плодотворные в творчестве Есенина. В это время
поэт создаёт такие известные произведения, как «Возвращение на родину»,
«Русь советская», «Стансы», замечательный поэтический цикл «Персидские
мотивы», «зимний цикл» стихотворений 1825 года, поэмы «Анна Снегина» и
«Черный человек».
В стихотворениях этого периода поэт пытается преодолеть идейные
противоречия, обратиться к злободневным темам времени, принять «коммуной
вздыбленную» Россию. Он делает попытку создать произведения, созвучные
настроениям эпохи («Ленин», «Баллада о двадцати шести»), он хочет чётко
определить своё место в жизни:
Я не знаю, что будет со мною,
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и всё же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.
Но трагический расклад оказался непреодолимым. Советская
действительность – чужой для поэта мир, и даже родная деревня отвергает
его: поющая «агитки Бедного Демьяна», читающая, «как Библию, пузатый
«Капитал», она видит в Есенине лишь угрюмого пилигрима. Поэтому грусть о
собственной невостребованной жизни, об уходящей в прошлое родине становится
одной из основных тем этого периода («Русь уходящая», «Неуютная жидкая
лунность…», «Отговорила роща золотая…» и другие). Особенно ярко тема тоски
по патриархальной России рассматривается в стихотворении «Сорокоуст»:
4
Черт бы взял тебя, скверный гость!
Наша песня с тобой не сживётся.
Жаль, что в детстве тебя не пришлось
Утопить, как ведро в колодце.
Хорошо им стоять и смотреть,
Красить рты в жестяных поцелуях, -
Только мне, как псаломщику, петь
Над родимой страной аллилуйя.
Оттого-то в сентябрьскую склень
На сухой и холодный суглинок,
Головой размозжась о плетень,
Облилась кровью ягод рябина.
Оттого-то вросла тужиль
В переборы тальянки звонкой.
И соломой пропахший мужик
Захлебнулся лихой самогонкой.
Есенинский цикл «Персидские мотивы», куда входят такие
произведения, как «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Руки милой – пара лебедей» и
другие, открывает нам чувство любви, вдохновенное и светлое, которое
составляет в нём основной предмет изображения. Есенина интересуют различные
оттенки и варианты любовного чувства: ревность, грусть, любовное томление,
измена, любовные ласки. Его героини – Шаганэ, Гелия, Лала – прекрасны, каи
их удивительная родина Персия, страна грёз, страна – сказка, восточный
шафрановый рай с опаловыми небесами.
Однако параллельно с Персией в стихотворениях Есенина возникает
образ и другой страны – «рязанских раздолий», русских равнин «под шуршащим
пологом тумана», «волнистой реки» при луне. Ностальгическая тема вплетается
в любовную, и любовь к далёкой милой родине оказывается сильней блаженства
в раю персидском.
Творчество Сергея Есенина, своеобразно отразившее существенные
стороны жизни, быта, национального уклада и национального духа России,
является памятником своей эпохи.







Новинки рефератов ::

Реферат: Методическая разработка по курсовой работе: «Воспитание культуры поведения у дошкольников» (Педагогика)


Реферат: Педагогическая деятельность современного инженера (Педагогика)


Реферат: Крошово-кредитна система (Деньги и кредит)


Реферат: Банковская конкуренция (Банковское дело)


Реферат: Введение в психоанализ (Психология)


Реферат: Военные действия вооруженных сил СССР в предвоенные 1936-1940 годы (История)


Реферат: О социологии (Социология)


Реферат: Опорные конспекты по курсу "Основы Политологии" (Политология)


Реферат: Князь Ярослав Мудрый (Исторические личности)


Реферат: Конституционное право Украины (Право)


Реферат: Основы предпринимательства (Предпринимательство)


Реферат: Авторское музыкальное самодеятельное творчество: история и современность (Музыка)


Реферат: Расы и их происхождение (Биология)


Реферат: Отчёт по производственному занятию по посещении Минского Мото Вело Завода (Транспорт)


Реферат: Криминологическая характеристика женской преступности (Право)


Реферат: Питание и пища (Биология)


Реферат: Шпаргалки растениеводство (Предпринимательство)


Реферат: Предвидение Петра 1 (История)


Реферат: Алкилирование енаминов, бета-дикетонов и енаминокетонов (Химия)


Реферат: Затухание ЭМВ при распространении в средах с конечной проводимостью (Радиоэлектроника)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист