GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социальные институты в России (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социальные институты в России (Социология)




Содержание



Введение 2
1. Сущность и типология социальных институтов 3
2. Эволюция социальных институтов 5
3. Трансформация социальных институтов в России 7
3.1. Институт семьи 7
3.2. Образование 9
3.4. Экономическая система 10
3.5. Политическая система 12
Заключение 15
Литература 17



Введение

Социальная практика показывает, что для человеческого общества
жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать
их обязательными для членов определенного общества или определенной
социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям,
вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение
наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования
группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве
материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать
производственные отношения; потребность социализировать подрастающее
поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет
закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых
людей.
Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение
насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы
ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных
отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться
неукоснительного выполнения этих правил поведения.
Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных
институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества
видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают
совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые
образцы поведения, идеи и стимулы.
Понятие "институт" - одно из центральных в социологии, поэтому
изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач,
стоящих перед социологами.



1. Сущность и типология социальных институтов

В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные
социальные единицы. Это могут быть учебные или научные организации и
учреждения, любые крупные целевые организации. Среди социологов нет полного
согласия в понимании этого термина. Некоторые ученые применяют его только к
крупномасштабным организациям (например, к комитетам, объединениям и т.п.),
используя для малых организаций термин "группа" или "ассоциация". Такое
понимание позволяет различать понятия "институт", "группа" и "ассоциация"
исключительно по признаку размера социального объекта и делает непонятными
базовые особенности институтов, групп и ассоциаций.
На самом деле, между понятиями "институт" и "группа" имеется
существенное внутреннее различие. Если группа - это совокупность
взаимодействующих индивидов, то институт является системой социальных
связей и совокупностью социальных норм, существующих в определенной области
человеческой деятельности, т.е. реализуемых на практике. Представляется,
что можно дать следующее формальное определение социального института:
социальный институт - это организованная система связей и социальных норм,
которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры,
удовлетворяющие основным потребностям общества.
В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые
идеи и цели, под общественными процедурами - стандартизованные образцы
поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей -
сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение
осуществляется и удерживается в определенных рамках. Например, институт
семьи включает в себя:
- совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям,
семейная жизнь);
- общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом
развитии, семейные правила и обязательства);
- переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка,
подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых
осуществляется семейная жизнь.
Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или
иную социальную потребность. Если такая потребность становится
незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается
бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в силу инерции
социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань
традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается.
Итак, социальные институты - специфические, относительно
самостоятельные механизмы социальной регуляции, которые осуществляют
контроль за поведением индивидов посредством применения специальных мер и
способов внушения, убеждения и воспитания, разнообразных форм принуждения и
давления, различных способов выражения признания и одобрения. Благодаря
институтам формы поведения приводятся в соответствие с принятыми образцами,
нормами и стандартами. Социальные институты различаются по функционально-
целевому назначению, предмету регуляции, строению и способу воздействия
(официальные и неофициальные, формальные и неформальные институты). Однако
их внутренняя структура однотипна по составу исходных элементов:
- любой социальный институт предполагает наличие устойчивых признаков
объектов социальной регуляции, которые определяются объективным положением
индивида в системе общественных отношений и фиксируется в социальном
статусе.
- социальный статус проявляется в динамической форме, его
поведенческим воплощением служит социальная роль.
- взаимообусловленность людей в рамках конкретного социального
института формализована, благодаря наличию норм.
Типы социальных институтов.
Экономические институты - их назначение в том, что они обеспечивают
распределение индивидов в системе общественной организации труда и в
системе отношений собственности; контролируют процесс распределения,
регулируют денежное и товарное обращение.
Политические институты - основная функция - установление, исполнение и
поддержание власти, доминирующей в обществе социальной группы. Обеспечивают
воспроизводство идеологических ценностей, стабилизируют социальные
структуры.
Социокультурные и воспитательные институты - освоение и последующее
воспроизводство социокультурных ценностей.
Нормативно-ориентирующие институты - механизмы морально-этической
ориентации и регуляции поведения индивидов, придание поведению и мотивации
нравственную ориентацию, этическую основу.
Нормативно-санкционирующие институты - осуществляют регуляцию
социального поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в
юридических и нормативных актах.
Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты
(основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных норм, их
официальном или неофициальном закреплении) -временные способы социальной
регуляции.



2. Эволюция социальных институтов

Процесс институционализации, т.е. образования социального института,
состоит из нескольких последовательных этапов:
- возникновение потребности, удовлетворение которой требует
совместных организованных действий;
- формирование общих целей;
- появление социальных норм и правил в ходе стихийного
социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и
ошибок;
- появление процедур, связанных с нормами и правилами;
- институционализация норм и правил, процедур, т.е. их
принятие, практическое применение;
- установление системы санкций для поддержания норм и правил,
дифференцированность их применения в отдельных случаях;
- создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без
исключения членов института.
Зарождение и гибель социального института хорошо просматриваются на
примере института дворянских дуэлей чести. Дуэли были институ
ционализированным методом выяснения отношений между дворянами в период с
XVI до XVIII в. Этот институт чести возник в силу потребности в охране
чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного
социального слоя. Постепенно система процедур и норм развивалась и
спонтанные ссоры и скандалы превращались в высокоформализованные бои и
поединки со специализированными ролями (главный распорядитель, секунданты,
медики, обслуживающий персонал). Этот институт поддерживал идеологию
незапятнанной дворянской чести, принятую в основном в привилегированных
слоях общества. Институт дуэлей предусматривал достаточно жесткие нормы
защиты кодекса чести: дворянин, получивший вызов на дуэль, должен был или
принять вызов, или уйти из общественной жизни с позорным клеймом трусливого
малодушия. Но с развитием капиталистических отношений изменялись этические
нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты
дворянской чести с оружием в руках. Примером упадка института дуэлей может
служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошин
с расстояния 20 м. Так этот институт постепенно прекратил свое
существование.
Вместе с тем есть важные, в высшей степени необходимые институты,
вызванные к жизни непреходящими потребностями. Социологи считают, что таких
институтов в развитых обществах всего пять: это институты семейные,
политические, экономические, образовательные и религиозные. Кроме того,
поскольку ценности и процедуры научной жизни стали очень важными и
высокостандартизированными, к важнейшим можно было бы причислить и институт
науки. Вместе с тем многие виды деятельности, включая социальную
деятельность и медицину, тоже начинают определяться жестко установленными
образцами и нормами поведения, обладают системой социальных статусов и
ролей и по этой причине могут быть отнесены к институтам.



3. Трансформация социальных институтов в России


3.1. Институт семьи

Двадцатое столетие для русского, как и для других народов мира,
принесло крупные демографические перемены, коснулись они и брачно-семейных
отношений. Если еще в начале века преобладали многочисленные крестьянские
семьи, то уже к середине, в результате больших миграционных перемещений
сельских жителей в города, на первое место выходят более малочисленные
городские семьи. Сегодня уже около 90% всех семей в России проживают в
городах. Это малые нуклеарные семьи, по размерам близкие европейским
семьям, лишь чуть более 10% из них насчитывают 5 и более членов семьи.
Сельские семьи тоже резко сократились и стали близкими к городским -
средний размер - 3 человека и всего чуть более 12% составляют семьи из 5
человек и более[1].
Модернизация семьи на этом не закончилась. Ключевые изменения в семье
происходят под влиянием "перестройки" общества. Изменяются почти все
основополагающие функции семьи: ее образ жизни, внутрисемейные и ролевые
взаимоотношения, семейная мораль, репродуктивные установки и т.д.
Интересно, что несмотря на значительные перемены, сегодня большинство
россиян - 88%, проживают в семье. Иными словами, каждый десятый человек в
стране проживает вне семьи. В основном это либо молодые люди, которые
служат в армии или учатся, либо - пожилые одинокие люди. По мировым
стандартам это считается нормальным. В большинстве развитых стран доля
одиноких в общей численности населения составляет от 11 до 14%. Доля семей
с одним несовершеннолетним ребенком составляет более 50% (в США - чуть
больше 40%). Около 32% приходится на семьи с двумя детьми и лишь 6% имеют 3-
х и более детей. Поскольку есть немало семей, которые не родили вообще ни
одного ребенка, в среднем на семью приходится чуть более одного ребенка[2].
Это дает основание полагать, что естественная убыль населения сохранится и
в перспективе, даже несмотря на то, что в наиболее активные детородные
возраста начинают вступать дети тех матерей, которые принадлежат к
поколению 50-х годов рождения - времени относительно высокой рождаемости.
Это, однако, не будет означать повышения числа рождений, т.к. почти все
социально-демографические группы населения ориентированы на 1-2- детную
семью, что дает основание прогнозировать в ближайшее десятилетие
естественную убыль населения.
Демографические перемены коснулись не только состава семьи, но и
внутрисемейных отношений, особенно в молодых семьях. По-иному идет процесс
формирования брачно-семейных отношений, заключения и прекращение браков,
появление детей в семье. В новой социально-экономической ситуации меняются
и критерии брачно-семейного выбора. Это, прежде всего, выражается в
снижении брачности, которая за последние годы снизилась на треть (с 9,7
чел. На 1000 населения до 7 чел. в 1998 г.). при этом в городах число
заключенных браков значительно выше, чем в селе (10,5 чел. в 1990 г. и 7,7
чел. в 1998 на 1000 населения - в городах; соответственно 8,1 чел. и 5,3
чел. на 1000 населения - в селе)[3]. Эта ситуация связана с несколькими
причинами. Одна из них - экономическая. Молодые люди в нестабильной
социально-экономической обстановке отказываются от создания семьи, или
откладывают браки из-за нежелания брать на себя ответственность за семью.
Влияние на снижение брачности оказало также существенное изменение в
половозрастной структуре населения. С одной стороны резко сократилось число
женщин в возрасте 15-30 лет, с другой стороны женщины оказались в
невыгодном для себя положении - их сверстников было меньше.
В определенной мере на снижение брачности повлияло и новое отношение к
браку "по западному образцу". Молодые люди предпочитают свободные добрачные
отношения, а брак откладывают на неопределенное время. Сегодня средний
возраст вступления в первый брак в стране составляет 24,3 года для мужчин и
22 года для женщин. При этом мужчинам в сельской местности сложнее
жениться, т.к. сельские невесты предпочитают по окончанию школы переезжать
в города, а женщинам сложнее найти жениха в городах, т.к. вместе с
переехавшими сюда сельскими невестами, их здесь больше. Это и обусловило
более высокую долю мужчин, состоящих в браке, в городах, а в сельской
местности более высокую долю во всех возрастных группах женщин, состоящих в
браке.
На модель формирования семьи влияет не только снижение брачности, но и
сдвиги в устойчивости брака. На фоне снижения брачности происходит
значительный рост разводимости. Если в 80-х годах число разводов на 1000
населения составляло 3,2 человека, то в 1990 - уже 3,4, а в 1999 - 4,6
человек[4]. По числу разводов мы опережаем все европейские страны и
уступаем лишь США, где этот показатель еще выше.



3.2. Образование

В сфере образования реформы стартовали задолго до 1992 г. Начало им
положил в декабре 1989 г. Всесоюзный съезд работников народного
образования, где были определены основные принципы реформирования
образования. Это демократизация, многовариантность и многоукладность
образования, открытость инновациям, регионализация образовательных систем,
учет национальных особенностей в многонациональной стране, разнообразие и
дифференциация образования, гуманизация его содержания, непрерывность
обучения, развивающий его характер, деятельностный характер образования.
Эти принципы, сформулированные "изнутри" системы образования,
нацеливали на изменения задач и методов обучения, но практически не
касались организационно-экономического механизма средней и высшей школы.
Для их реализации необходимо было расширить права, экономические
возможности и хозяйственную самостоятельность образовательных учреждений и
соответственно сузить права и возможности всех уровней управленческой
надстройки над ними.
Нормативной базой преобразований в данной сфере на начальном этапе
стали Указ Президента РФ "О первоочередных мерах по развитию образования в
РСФСР" от 11 июля 1991 г. № 1 и закон "Об образовании" от 10 июля 1992 г.
(затем его новая редакция от 13 января 1996 г.).
После того как закон "Об образовании" от 10 июля 1992 г. разрешил
создание негосударственных образовательных учреждений, установил порядок их
лицензирования и государственной аккредитации, они стали достаточно активно
развиваться. Важно подчеркнуть, что в отличие от промышленности,
строительства или торговли негосударственный сектор в образовании возник не
путем приватизации государственных школ и вузов, а благодаря созданию новых
- дополнивших, а не заместивших государственные.



3.4. Экономическая система

Ход экономической реформы во многом зависит от поддержки населением
нового политического и экономического курса и от прореформистского
общественного консенсуса. По мере реализации нового курса стало ясно, что
высокая социальная цена реформ способна не только поставить под угрозу саму
общественную трансформацию, но даже повернуть ее вспять. Поэтому одно из
важнейших условий реализации экономических преобразований - разработка
эффективной системы социальных гарантий населения. Задача социально-
экономической политики на современном этапе становления рыночных отношений
состоит в том, чтобы социальная цена не была непомерно высокой для широких
слоев населения. В последнее время в большинстве стран особое внимание
уделяется выработке новой концепции социальной политики, адекватной
рыночным условиям хозяйствования и позволяющей смягчить негативные
последствия проводимых реформ. Особое внимание в проведении такой политики
уделяется системообразующей роли государства, без активного вмешательства
которого процесс реформирования чреват весьма негативными социальными
последствиями.
Развитие системы социальной защиты в Российской Федерации в период до
середины 1998 г., то есть до начала нового финансово-экономического
кризиса, было ориентировано, главным образом, на смягчение негативных
социально-экономических последствий экономического спада, высокой инфляции
и безработицы. В частности, на это были направлены такие нововведения, как
система социальных внебюджетных фондов, механизмы индексации социальных
выплат, развитие сети учреждений социальной поддержки незащищенных
категорий граждан.
Одним из важных следствий этих усилий явилось то, что доля расходов на
социальные нужды в совокупных государственных расходах возросла почти в два
с половиной раза - приблизительно с 25 до более 60%[5]. При этом в
отдельные периоды наблюдался рост социальных расходов и в реальном
выражении, и в процентах к валовому внутреннему продукту (ВВП). В
частности, в течение 1992-1995 гг. доля расходов на социальные нужды в
совокупных расходах государства возросла на треть - с 27,5 до 40% ВВП, в
основном за счет ресурсов внебюджетных фондов и территориальных бюджетов.
Однако наращивание доли социальных расходов не смогло предотвратить
кризиса в социальной сфере, поскольку эффективность социальных программ
была крайне низкой. Сложившаяся в России система социальной помощи похожа
на решето, с помощью которого государство пытается переносить воду от
богатых к бедным. Финансирование социальной сферы организовано настолько
нерационально, что значительная часть ресурсов теряется по дороге, так и не
достигая людей, которые действительно нуждаются в социальной защите.
Категориальный принцип, на котором построена традиционная российская
система социальных трансфертов, привел к тому, что основная часть реальных
выплат направлялась в относительно благополучные семьи, имеющие доходы,
превышающие прожиточный минимум. Согласно оценкам Всемирного банка,
эффективность программ социальной помощи в России, рассчитанная как
удельный вес средств, поступающих беднейшим семьям, в суммарных социальных
трансфертах, составляет всего 19%. Аналогичный показатель в большинстве
развитых стран колеблется в пределах 30-50%. При этом около 20% бедных
домохозяйств и около 30% беднейших домохозяйств в России вообще не получают
никакой помощи. Действующая система социальных выплат и льгот не учитывает
изменений, произошедших в распределении доходов и собственности. Для
обеспеченного населения социальные выплаты и льготы практически не имеют
экономического смысла, а для нуждающихся - не гарантируют необходимой
социальной защиты.
При этом многие льготы и выплаты вводятся в нарушение принципов
федерального устройства. Многие федеральные законы декларируют право
граждан на различные виды социальных выплат, финансирование которых
возлагается на бюджеты субъектов федерации и местного управления. В силу
сложного экономического положения большинство этих выплат фактически не
производятся и по существу являются нереальными обязательствами.



3.5. Политическая система

Эффективность действий государства сдерживается ассиметричностью
воздействия различных общественных групп. Так, сторонники либерально-
консервативных взглядов традиционно критикуют расширение роли государства
из-за чрезмерного влияния бюрократии, защищающей свои узкогрупповые
интересы, тогда как социал-демократы, подчеркивают "слишком" высокий
политический вес крупного капитала.
Существующие издержки лоббирования требуют весомой материальной
поддержки, при этом в выигрыше оказываются наиболее высоко организованные
группы предпринимателей и крупные профсоюзы. Одновременно, высокие издержки
организации общенациональных теле- и радиоканалов препятствуют реальному
равенству доступа различных политических сил и социальных групп к средствам
массовой информации.
Таким образом, наличие издержек распространения информации и
трансакционных издержек организации групп политического давления во многом
объясняет наличие существующих несовершенств современного демократического
процесса. Так, американским социологом Робертом Далем современная
представительная система описывается как "полиархия", или власть многих
групп, в отличии от демократии, которая является целью или идеалом.
Однако современная, привычная нам модель демократии в будущем может
значительно измениться. Ожидаемые изменения связываются с развитием новых
средств электронной коммуникации и повышением среднего уровня образования.
Согласно анализу М.Олсона типичный рациональный индивид, входящий в
большую социально-экономическую группу не будет добровольно жертвовать ради
достижения ее политических целей, не имея каких-либо особых стимулов. Во-
первых, он знает, что его усилия не окажут заметного воздействия, а во-
вторых, он разделит выгоду, достигнутую за счет других (эффект
безбилетника). Исключение составляют участие в голосовании и подписание
петиций, т.е. случаев, когда издержки оказываются ниже некого критического
порога. По-видимому, принципиальное снижение издержек, связанное с
развитием электронных коммуникаций, позволяет перейти этот барьер и создаст
предпосылки расширенного участия "рядовых" избирателей в политической
жизни.
Благодаря снижению издержек на получение и передачу информации группа
людей, имеющих возможность принимать участие выработке и принятии
политически значимых решений значительно увеличивается - потенциально до
уровня всего политически активного населения. В результате создаются
предпосылки постепенного уменьшения остро ощущаемого неравенства
политических возможной граждан формально демократических государств,
предопределяемое неравенством в распределении собственности и доходах.
Важным сопутствующим фактором является стремительное увеличение
среднего уровня образования избирателей в большинстве стран мира,
наблюдаемое на протяжении всего ХХ века. За жизнь одного поколения доля
населения получающего высшее образования выросла на порядок, достигнув в
наиболее развитых государствах нескольких десятков процентов выпускников
школ. Для ряда государств в долгосрочной перспективе актуальным станет
вопрос перехода ко всеобщему высшему образованию, к которому приближается,
например, Япония.
Если наличие всеобщего обязательного среднего образования стало
предпосылкой работоспособности выборной системы, основанной на всеобщем
избирательном праве, то расширение группы лиц, имеющих высшее образование
позволяет говорить о возможном увеличении числа вопросов, принимаемых на
уровне прямого голосования. Появляются предпосылки расширения числа
вопросов, принимаемых путем референдумов (особенно на региональном и
муниципальном уровне) с минимизацией популистских эффектов так называемой
"плебисцитной демократии".
Существующая модель демократии как показывают события новейшей
истории, в том числе и современной России, действительно крайне
несовершенна. Остро ощущаемая невозможность для рядовых избирателей
оказывать влияние на курс проводимой государством, федеральными и местными
властями политики, вызывает высокий уровень напряженности в обществе. В
тоже время уже современный уровень развития коммуникаций Интернета
позволяет рассчитывать на перспективность ведения разработки
соответствующих программных продуктов - "электронных интерфейсов"
демократии участия.


Заключение

Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые
продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах
пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные
способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые
образцы, шаблоны пове-дения, которые постепенно через повторение и оценку
превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время
эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мне-нием,
принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система
санкций. Так, обычай назначать свидание, будучи элементом института
ухаживания, развивался как средство выбора партнера. Банки - элемент
института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении,
займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный
институт. Время от времени члены . общества или социальной группы могут
собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим
практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и
развиваются.
Исходя из этого институционализация представляет собой процесс
определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей,
приведение их в систему, которая способна действовать в направлении
удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация -
это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое
поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Так,
прединституциональная фаза общественного движения характерна спонтанными
протестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Появляются на
короткий срок, а затем смещаются лидеры движения; их появление зависит в
основном от энергичных призывов. Каждый день возможна новая авантюра,
каждое собрание характеризуется непредсказуемой последовательностью
эмоциональных событий, в условиях которых человек не может представить
себе, что он будет делать дальше.
При появлении институциональных моментов в общественном движении
начинается формирование определенных правил и норм поведения, разделяемых
большинством его последователей. Назначается место сбора или митинга,
определяется четкий регламент выступлений; каждому участнику даются
инструкции, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Эти нормы и
правила постепенно принимаются и становятся само собой разумеющимися.
Одновременно начинает складываться система социальных статусов и ролей.
Появляются устойчивые лидеры, которые оформляются официально, согласно
принятому порядку (например, выбираются или назначаются). Кроме того,
каждый участник движения обладает определенным статусом и выполняет
соответствующую роль: он может быть членом организационного актива,
находиться в составе групп поддержки лидера, быть агитатором или идеологом
и т.д. Возбуждение постепенно ослабляется под воздействием определенных
норм, и поведение каждого участника становится стандартизованным и
предсказуемым. Появляются предпосылки для организованных совместных
действий. В итоге общественное движение в большей или меньшей степени
институционализируется.
Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности,
основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также
развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная
деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или
ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с
потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты,
таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.


Литература

Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.:
Наука, 1994 - 256 с
Андреев Ю.П., Коршевская Н.М., Костина Н.Б. Социальные институты:
содержание, функции, контроль. Свердловск, 1989.
Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина.
М„ 1989.
Герасимова И.А., Щербакова Е.М., Верхунова М.С. Формирование семейной
структуры населения России: региональный аспект // Семья в России. - 1996.
- № 2.
Борисов В.А. Демографические проблемы семьи // Семья в России. - 1997.
- № 3.
Королев Ю.А. Российская семья: правовые проблемы // Семья в России. -
1998. - № 1.
Клюшкин Г.М. Пути совершенствования финансового нормирования
социальных расходов. // Финансы, № 11, 1999 год



-----------------------
[1] Герасимова И.А., Щербакова Е.М., Верхунова М.С. Формирование семейной
структуры населения России: региональный аспект // Семья в России. - 1994.
- N 2. - С.34
[2] Герасимова И.А., Щербакова Е.М., Верхунова М.С. Формирование семейной
структуры населения России: региональный аспект // Семья в России. - 1994.
- N 2. - С.36
[3] Борисов В.А. Демографические проблемы семьи // Семья в России. - 1994.
- N 2. - С.222
[4] Королев Ю.А. Российская семья: правовые проблемы // Семья в России. -
1996. - N 1. - С.46.
[5] Клюшкин Г.М. Пути совершенствования финансового нормирования социальных
расходов. // Финансы, № 11, 1999 год, с. 46





Реферат на тему: Социальные институты и их типы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербургский государственный институт

сервиса и экономики

Новгородский филиал



Реферат
Тема: «Социальные институты и их типы»
по курсу: ______________________________



Студент:2-го курса, з. о.

специальности 2305



Проверил:

_____________________________



Великий Новгород

2001
Содержание
1 Введение 3
2 Социальные институты 4
2.1. Определение понятия социального института. 4
2.2. Типология социальных институтов 7
2.3. Функции и дисфункции социальных институтов 9
2.4. Институт как нормативная система 12
2.5. Динамика социальных институтов 14
Заключение 16
Список литературы 17

1 Введение

Термин «социология» ввел в 30-е годы 19 века Огюст Конт, которого и
считают отцом – основателем новой научной дисциплины. По его
представлениям, социология должна была объединить все знания об обществе
как едином организме и дать им подлинно научную основу.
Как наука, социология была введена в 1989 году в связи с повышением
интереса к социальным процессам. Например, процесс становления гражданского
общества связан с утверждением прав и свобод человека, его духовной и
экономической независимости гражданина. Расширение пределов свобод и прав
человека, существенное увеличение возможности выбора пробуждали интерес
человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных
процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования
приобретенных прав и свобод.
Свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили
в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей от
умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах,
настроений и ожиданий людей. Отраслью знаний, помогающей глубже и
конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с
целью рационального использования свободы, самоорганизации человека
становится социология. Социология изучает общество, социальные отношения, и
социальные общности, их деятельность. Философия также изучает личность и
социальные общности как объекты и субъекты деятельности, но делает это на
высоком уровне обобщения. Социология осмысливает общество, общественную
жизнь не как предельную общую абстрактность, а как реальность.
Социология, как определенный тип знаний об обществе выходит из недр
социальной философии, перенимает философскую культуру. Одновременно
социология стремится к преодолению ограниченности, которую обнаруживает
философия при анализе социальных явлений. Социология ставит целью помочь
людям разобраться в сложных проблемах жизни. Люди, создающие общество,
несомненно, имеют возможность изменить его, преобразовать на основе
полученных знаний. В этом случае им на помощь приходит социология.

2 Социальные институты


2.1. Определение понятия социального института.

Социология уделяет большое внимание изучению социальных институтов
общества. В социологии имеется множество определений социального института.
Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах
американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857 – 1929). Хотя его
книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положения
не устарели до сих пор.
Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится
значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент
социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество
индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в
отдельных сферах общественной жизни[1].
Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную
совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов,
которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия,
образование, экономика, управление.
Если суммировать всё множество подходов разных учёных к пониманию
социальный институт, то их можно разделить на следующие. Социальный
институт представляет собой:
ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;
совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
формальную и неформальную организацию;
совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу
общественных отношений;
обособленный комплекс социальных действий.
Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов,
регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья,
производство, государство, образование, религия), социологи углубили
представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.
Приспосабливаясь к среде, общество в течение истории вырабатывает
инструменты, пригодные для решения множества задач и удовлетворения
важнейших потребностей. Эти инструменты и называются социальными
институтами. Типичные для данного общества институты отражают культурный
облик этого общества. Институты разных обществ отличаются друг от друга.
Например, институт брака у разных народов содержит своеобразные обряды и
церемонии, опирается на принятые в каждом обществе нормы и правила
поведения. В одних странах институт брака допускает, например,
многоженство, что в других странах категорически запрещено согласно их
институту брака.
Внутри совокупности социальных институтов можно выделить подгруппу
культурных институтов как вид частных социальных институтов. К примеру,
когда говорят, что пресса, радио и телевидение представляют собой
«четвертую власть», по существу их понимают как культурный институт.
Коммуникационные институты являются теми органами, через которые общество
посредством социальных структур производит и распространяет информацию,
выраженную в символах. Они являются главным источником знаний о накопленном
опыте. Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи,
школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино.
Совокупность всех технических устройств, включая здания, работников и фонды
библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной
системы культуры.
Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы
большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают
к помощи института брака и семьи, а заболев – к институтам здравоохранения
и т.д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как
государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и т.д.
Институты одновременно выступают и инструментами социального
контроля, т.к. благодаря своему нормативному характеру заставляют людей
подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому
институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.
Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные социологи
придерживаются различных определений социального института, то они по-
разному понимают его внутреннее строение, т.е. функционально
взаимосвязанную систему опорных элементов. Несмотря на многообразие точек
зрения, все они по существу верны , поскольку представляют разное видение
одного и того же. По мнению С.С. Фролова, правильнее говорить не об
элементах, входящих в структуру института, а об институциональных
признаках, т.е. общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять:
установки и образцы поведения (привязанность, лояльность, ответственность и
уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве);
символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест,
иконы и др.);
унитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для
государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и
библиотеки для образования, храмы для религии);
устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила);
идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода
торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или
католицизм в религии).

2.2. Типология социальных институтов

Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные.
Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие
образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их
классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются
временем своего взаимодействия и продолжительностью существования
(постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых
санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или
отсутствием формальных правил и процедур.
Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных
подходов, подразумевая главные институты:
1. экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность;
2. политический - институт власти;
3. семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и
социализацию детей;
4. военный – институт, организующий законное наследие;
5. религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.
Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных
институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение -
удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в
целом.
Пять основных потребностей и институтов:
1. потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
2. потребность в безопасности и социальном порядке (политические
институты, государство);
3. потребность в средствах существования (экономические институты,
производство);
4. потребность в получении знаний, в социализации подрастающего
поколения, подготовка кадров (институты образования в широком
смысле, т.е. включая науку и культуру);
5. потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт
религии).
Институты возникли в глубокой древности. Социологи определяют
производству не менее 2 млн. лет, если отправной точкой считать первое
орудие труда, созданное человеком, Семье антропологи отводят второе место и
полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор
семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей:
полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная,
неполная семья и т.д. Государство существует примерно столько же, сколько и
образование, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах
(фетишизм, тотемизм, анимизм) появилось примерно 30-40 тыс. лет назад, хотя
некоторые археологи, учитывая возраст древнейших настенных рисунков (15
тыс. лет) и миниатюрных скульптур, отображающих зарождение культа Матери-
Земли (25 тыс. лет), считают её возраст несколько меньшим.
Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные,
которые называются также социальными практиками или обычаями. У каждого
главного института существуют свои системы наработанных практик, методов,
процедур. Например, экономические институты не могут обойтись без таких
механизмов , как конвертация валюты, защита частной собственности,
профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг,
рынок и т.д. Также внутри института семьи и брака, находятся и институты
материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования
социального статуса родителей и т.д. Скажем, обычай назначать свидание
является элементом социальной практики ухаживания. В отличие от основного
института неосновной институт выполняет специализированную задачу,
обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную
потребность.

2.3. Функции и дисфункции социальных институтов

Функцию социального института можно определить как совокупность
решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.
Первой и важнейшей функцией социальных институтов является
удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без
чего общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать,
если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, приобретать
средства проживания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и
передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.
Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая
практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и
освоение социальных ролей). Её можно назвать универсальной.
Наряду с универсальными существуют и специфические функции, т.е.
такие функции, которые присущи одним и не присущи другим институтам,
например, воспроизводство новых поколений (институт семьи), добывание
средств существования (производство), наведение и поддержание порядка в
обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и
образование), отправление ритуалов (религия).
Если институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое действие
называют дисфункцией. К примеру, функция института образования - готовить
всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей
задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то необходимых
специалистов общество не получит. Школы и вузы выпускают в жизнь
дилетантов. Функция превращается, таким образом, в дисфункцию.
Деятельность социального института считается функциональной, если она
способствует сохранению стабильности и интересам общества. Она может
расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а
на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов
может вести к социальной дезорганизации общества.
К примеру, к концу 60-х годов СССР готовил специалистов с высшим
образованием на душу населения больше, чем любая страна в мире. Уровень
подготовки и система образования были, возможно, самым высоким на планете.
В штате США дискутировался вопрос о вызове, брошенном миру советской
системой образования. Американцы срочно разработали систему практических
мероприятий с целью догнать и перегнать в этой области Советский Союз. Шли
годы. И сегодня наши школьники и студенты – одни из самых образованных. Но
в целом советская, а затем российская система образования в период с 70-х
по 90-е годы развивались слишком медленно. Возник серьезный разрыв между
теоретической подготовкой студентов и практическими навыками молодых
специалистов. На предприятиях с передовой технологией вузовских знаний не
хватало, а там, где трудились на устаревшем оборудовании, знаний было
излишне много.
В конце 80-х годов, с началом перестройки российское общество
повернулось к рыночным отношениям. При этом оказалось, что марксистское
обществоведение не способно обеспечить молодежь необходимыми знаниями в
области рыночной экономики, менеджмента, современной социологии, психологии
и философии. Пришлось срочно перестраивать учебные планы, перенимать знания
технологии обучения. Народное хозяйство недополучило сотни тысяч
необходимых специалистов, обладающих современными знаниями. Это повлекло за
собой колоссальный ущерб в экономической области. К нему надо добавить
ущерб социальный и нравственный. Ведь поколение людей воспитанных на старых
традициях, занимает ключевые позиции в обществе, следовательно, направляет
страну не всегда так, как требуют новые реалии. Урон же от неправильной
внешней и внутренней политики, непродуманных государственных решений вообще
не поддается исчислению.
Функции и дисфункции бывают явными, то есть официально заявленными,
всеми осознанными и очевидными для всех, и латентными, то есть скрытыми, не
заявленными. Явные функции институтов являются необходимыми. Они
формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и
ролей. Латентные функции выражаются в непредусмотренных результатах
деятельности институтов или лиц, представляющих их. Так, демократическое
государство, установившееся в России в начале 90-х годов, через парламент,
правительство и президента стремились улучшить жизнь народа, создать в
обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону.
Таковы были явные цели и задачи. На самом же деле в стране вырос уровень
преступности, а уровень жизни населения упал. Таковы результаты латентных
функций институтов власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели
добиться люди в рамках того или иного института, а латентные – о том, что
из этого получилось.

2.4. Институт как нормативная система

Вся совокупность социальных институтов образует некую целостность,
которую называют институциональной структурой общества.
Нормативная система является не хаотичной суммой разрозненных
элементов, а подвижной целостностью, все части которой связаны друг с
другом и выполняют определенные функции позволяющие менять элементы в
зависимости от изменившейся ситуации, перестраивать содержание оставшихся и
вносить другие изменения, позволяющие сохранять устойчивость на протяжении
столетий и тысячелетий.
Нормативные системы существуют в обществе и культуре. Великие
цивилизации прошлого и настоящего, будь то древнегреческая,
древнеегипетская, византийская, китайская, французская или русская,
сохраняли свою устойчивость на протяжении очень долгого времени, именно
благодаря прочности своей нормативной системы. Благодаря ей сохранилось
духовное единство нации, этическое самосознание и способность народа к
постоянному творческому поиску.
В начале 20 века Т. Веблен определил социальный институт как
совокупность общественных обычаев и социальных норм, в которых воплощены
образ мысли и образ жизни людей и которые передаются из поколения в
поколение. Многие современные социологи трактуют социальный институт как
сложную конфигурацию обычаев, традиций, верований, установок, правил-
регуляторов, и законов, которые имеют определенную цель и выполняют
определенные функции.
Обычаи представляют собой образцы поведения, сохранившиеся на
протяжении веков и указывающие, как следует вести себя в повседневной
жизни. Обычаи являются настолько привычной частью жизни, что их редко
замечают.
Некоторые обычаи, например, встречи выпускников какого-нибудь
учебного заведения, празднование юбилея или дня рождения, встреча Нового
года, повторяются, время от времени; с другими обычаями приходится
сталкиваться на дню по несколько раз, например, приветствие при встрече,
пожелание здоровья, выражение благодарности, извинения и т.д. Редко
повторяющиеся обычаи называют обычаями и традициями, а повседневные –
привычками.
Усвоение культурных обычаев начинается с двухлетнего возраста и может
продолжаться всю жизнь.
Нравы – это строго соблюдаемые и не нарушаемые обычаи. Нравы
воспринимаются окружающими очень серьезно. Они сопровождаются оценкой
правильности и неправильности. Поведение, нарушающее нравы, именуются
аморальным, безнравственным и осуждается обществом.
Условности – этот термин употребляется в двух значениях. Будучи
разновидностью нравов и обычаев, условности тоже возникли в далеком
прошлом. Они не регулировались никакими административными постановлениями и
не и не касались важных сфер человеческого поведения, в отличие от обычаев
и нравов. Их сфера – область вежливого обхождения. Условности касаются
манеры выражения, форм одежды, обстановки, украшений.
Этикет – кодекс вежливого поведения. который часто путают с манерами.
Манеры выражают отношение или установку по отношению к другим людям. Можно
хорошо знать книжный этикет и в тоже время иметь дурные манеры. Существуют
хорошие и дурные манеры, но дурного этикета – нет.
Традиции – можно уподобить тенденциозно изложенной истории. Писаные
традиции передают истинную историю в легендарном виде. Таковы легенды,
предания, сказания и прочие. Когда говорят о каких-то национальных
традициях, например, о традиции гостеприимства или о традиции
демократичного общества, то подразумевают целый ряд исторических явлений,
представляющихся типичными и осознаваемых как общественная ценность

2.5. Динамика социальных институтов

Под динамикой социальных институтов понимают три взаимосвязанных
процесса:
1) жизненный цикл института от момента появления до его исчезновения;
2) функционирование зрелого института, т.е. выполнение явных и
латентных функций, появление и продолжение дисфункций;
3) эволюция института – изменение вида, формы и содержания в
историческом времени, возникновение новых и отмирание старых
функций.
В жизненном цикле института как социальной организации выделяют
несколько стадий, которые качественно отличаются друг от друга.
1. – зарождение организации.
2. период эффективности, когда институт достигает полной зрелости.
3. период формализации (правила перестают быть средством, регулирующим
деятельность, и становятся самоцелью).
4. период дезорганизации, когда институт прежнюю гибкость и
жизнеспособность. После этого институт ликвидируется или
реорганизуется в новый.
Помимо жизненного цикла института и его исторической эволюции, в
понятие «динамика институтов» необходимо включать взаимодействие
институтов, принимающие самые разные формы, в том числе две основные -
сотрудничество и конкуренцию. Если институт производства успешно
справляется со своей функцией, экономика процветает, доходы населения
растут, то из государственного бюджета больше, чем прежде, поступает
средств на развитие других институтов: образования, науки, культуры,
социальной помощи и др.
Поскольку образование, культура и наука остаются самыми престижными и
одновременно самыми бедными институтами общества, то представители других
институтов борются между собой за право диктовать им свою волю. Политики,
фонды, благотворительные организации, партии выступают в роли спонсоров,
промышленные корпорации подбирают себе кадры чуть ли не со школьной скамьи,
проводя рекламные кампании и организуя профессиональную ориентацию
школьников и студентов. В итоге институт образования становится ареной
состязаний между другими институтами общества.
Институциональная конкуренция может существовать в рамках одной и той
же сферы общества, между родственными институтами. Например, в культуре
подчас идет непримиримая борьба. Институт телевидения отбирает аудиторию
как минимум у трех институтов культуры – кино, театра и чтения.
Телевидение, киностудия и театр представляют собой разновидность социальной
организации, а чтение – социальной практики. У первых есть свои органы
управления, статьи финансирования, кафедры и вузы, газеты и журналы, а
чтение – это коллективная привычка образованных людей получать информацию,
сопереживая событиям и анализируя информацию. Хотя они все разные, между
ними могут существовать отношения не только взаимодополнения, но и взаимной
конкуренции.

Заключение

Социальный институт предстает перед нами гигантской социальной
системой, существующий исторически длительное время, удовлетворяющий
фундаментальные потребности общества, обладающей решительной силой и
моральным авторитетом, охватывающей большую совокупность явлений,
выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций,
социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агенств и т.д.)
которые, в свою очередь, имеют персонал, аппарат управления, особые
процедуры приема, закрепления и увольнения, многочисленные механизмы
социального контроля и т.п. Социальный институт – это приспособительное
устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших
потребностей и регулируемое сводом социальных норм.
Развитие социальных институтов осуществляется путем возникновения
новых социальных институтов и благодаря совершенствованию сложившихся
институтов. Это означает, что система социальных институтов, существующих в
обществе, постоянно находятся в изменении и самообновлении.

Список литературы

1. Социология. Учебное пособие. Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева и
др. – М., 1996.
2. Социология. Учебное пособие. Под ред. проф. В.И. Добронькова. – М.,
1999.
3. Добронькова В.И., Кравченко А.И. Социологические институты и процессы. -
М., 2000.
-----------------------
[1] Энциклопедический социологический словарь / Под общ. Ред. Г.В. Осипова
М., 1995 С.227





Новинки рефератов ::

Реферат: Русское искусство 18 века (Искусство и культура)


Реферат: Борис Годунов (Искусство и культура)


Реферат: Автоматизированные информационные технологии в учете денежных средств (Аудит)


Реферат: Алкоголизм, табакокурение и наркомания. Подверженность молодежи к алкоголизму (Социология)


Реферат: Шпоры по Гражданскому праву (часть 1 и 2) (Право)


Реферат: Создание санатория в форме унитарного предприятия (Предпринимательство)


Реферат: Социальное страхование (Страхование)


Реферат: Международное частное право (Международное частное право)


Реферат: Технологія вирощування рису (Сельское хозяйство)


Реферат: Список экзаменационных вопросов и билетов по налоговой системе за осенний семестр 2000 года (Налоги)


Реферат: Педагогический коллектив и его развитие и особенности управления образовательными учреждениями, аттестация педагогических кадров (Педагогика)


Реферат: Коммуникации предприятия (Контрольная) (Технология)


Реферат: Основные обязанности осужденных (Право)


Реферат: Земледелие с основами почвоведения (Ботаника)


Реферат: Видеоадаптеры (Программирование)


Реферат: Развитие элементарных математических представлений у детей 4-5 лет в свете современных рекомендаций (Педагогика)


Реферат: Безопасность движения (Транспорт)


Реферат: Способы наглядного представления статических данных (Социология)


Реферат: Договор долевого участия в строительстве (Гражданское право и процесс)


Реферат: Институт мировых судей (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист