GeoSELECT.ru



Логика / Реферат: Основные законы правильного мышления (Логика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Основные законы правильного мышления (Логика)



ВВЕДЕНИЕ

К какой бы исторической эпохе ни принадлежал человек, он нуждается в
истине. И первобытные люди, и наши современники, познавая окружающий мир,
стремятся ее получить. Обладание истинным знанием одним людям приносит
радость и удовлетворение, другим, наоборот, - горе: сильных истина зовет на
подвиг, у слабых парализует волю, приводит их к пессимизму и растерянности.
Но, несмотря ни на что, все люди стремятся к истине, получению новой
информации о мире в котором они живут. Обладание истиной продвигает всех
нас вперед на нелегком пути познания.


Существует мнение, что человек может правильно мыслить и не зная
точных правил и законов логики, пользуясь ими лишь на интуитивном уровне.
Логическое мышление не является врожденным, поэтому его можно и нужно
развивать различными способами (методами). Систематическое изучение науки
логики – один из наиболее эффективных способов развития логического
абстрактного мышления.


Специфическим приемом развития мышления является решение логических
задач.



1.Понятие логического закона.
Закон мышления - это необходимая, существенная, устойчивая связь
между мыслями. Наиболее простые и необходимые связи между мыслями
выражаются формально-логическими законами тождества, непротиворечия,
исключенного третьего, достаточного основания. Эти законы в логике играют
особо важную роль, являются наиболее общими, лежат в основе различных
логических операций с понятиями, суждениями и используются в ходе
умозаключений и доказательств. Первые три закона были выявлены и
сформулированы Аристотелем. Закон достаточного основания сформулирован
Лейбницем. Законы логики являются отражением в сознании человека
определенных отношений между предметами объективного мира.
Формально-логические законы не могут быть отменены или заменены
другими. Они имеют обще человеческий характер: они едины для всех люде
различных рас, наций, классов, профессий. Эти законы сложились в результате
много вековой практики человеческого познания при отражении таких обычных
свойств вещей, как их устойчивость, определенность, несовместимость в одном
и том же предмете одновременного наличия и отсутствия одних и тех же
признаков. Законы логики – это законы правильного мышления, а не законы
самих вещей или явлений мира.
Кроме этих четырех формально-логических законов, отражающих важные
свойства правильного мышления, - определенность, непротиворечивость,
четкость мышления выбор «или – или» в определенных «жестких» ситуациях, -
существует много других формально-логических законов, которым должно
подчиняться правильное мышление в процессе оперирования правильными
отдельными формами мышления (понятиями, суждениями, умозаключениями).
Законы логики функционируют в мышлении в качестве принципов
правильного рассуждения в ходе доказательства истинных суждений и теорий и
опровержения не правильных теорий.
В математической логики несколько иной подход. Там законы, выраженные
в виде формул, вступают как тождественно-истинные высказывания. Это
означает, что формулы, в которых выражены логические законы, истинны при
любых значениях их переменных. Среди тождественно-истинных формул особо
выделяются такие, которые содержат одну переменную.

2.Закон тождества

Этот закон формулируется так: «В процессе определенного рассуждения
всякое понятие и суждение должны быть тождественны сами себе».
В математической логики законы тождества выражаются такими формулами:
а=а (в логике высказанной) и
А=А (в логике классов, в которой классы отождествляются с объектами
понятий).
Тождество есть равенство, сходство предметов в каком-либо отношении. В
мышлении закон тождества выступает в качестве нормативного правила
(принципа). Он означает, что нельзя в процессе рассуждения подменять одну
мысль другой, одно понятие – другим. Нельзя тождественные мысли выдавать за
различные, а различные – за тождественные.
Нарушение закона тождества приводит к двусмысленностям, что можно
видеть, например, в следующих рассуждениях: « Ноздрев был в некотором
отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не
обходилось без истории» (Н.В. Гоголь). «стремись уплатить свой долг, и ты
достигнешь двоякой цели, ибо тем самым его исполнишь» (Козьма Прутков).
Игра слов в этих примерах построена на употреблении омонимов.
В мышлении нарушение закона тождества проявляется тогда, когда человек
выступает не по обсуждаемой теме, произвольно подменяет один предмет
обсуждения другим, употребляет термины и понятия в другом смысле, чем
принято, не предупреждая об этом. Например, идеалистом иногда считают
человека, верящего в идеалы, живущего ради высокой цели, а материалистом –
человека меркантильного, стремящегося к наживе, к личному обогащению и т.д.
Из-за нарушения закона тождества возникает и другая ошибка, называемая
подменой тезиса. В ходе доказательства или опровержения выдвинутый тезис
часто умышленно или неосознанно подменяется другим. В научных дискуссиях
это проявляется в приписывании оппоненту того, чего он не говорил. Такие
примеры ведения дискуссий недопустимы.
Отождествление широко используется в следственной практик, например,
при опознании предметов, людей, отождествлений почерков, документов,
подписей на документе, отождествление отпечатков пальцев.


3.Законы не противоречия

Если предмет А обладает определенным свойством, то в суждениях об А
люди должны утверждать это свойство, а не отрицать его. Если же человек,
утверждая что-либо, отрицает то же самое или утверждает что-то
несовместимое с первым, налицо логическое противоречие. Формально-
логические противоречия – это противоречия путаного, неправильного
рассуждения. Такие противоречия затрудняют познание мира.
Древнегреческий философ и ученый Аристотель считал «…Невозможно, чтобы
одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же
в одном и том же отношении»[1]. Эта формулировка указывает на необходимость
для человека не допускать в своем мышлении и речи формально-противоречивые
высказывания, в противном случае его мышление будет неисправимым.
Мысль противоречива, если мы об одном и том же предмете в одно и то же
время и в одном и том же отношении нечто утверждаем и то же самое отрицаем.
Например: «Кама – приток Волги» и «Кама не является притоком Волги». Или:
«Лев Толстой – автор романа «Воскресенье» и «Лев Толстой не является
автором романа «Воскресенье№».
Противоречия не будет, если мы говорим о разных предметах или об одном
и том же предмете, взятом в разное время или в разном отношении.
Противоречия не будет, если мы скажем: «Осенью дождь полезен для грибов» и
«Осенью дождь не полезен для уборки урожая». Суждения «Этот букет роз
свежий» и «Этот букет роз не является свежим» также не противоречат друг
другу, ибо предметы мысли в этих суждениях берутся в разных отношениях или
в разное время.
Чаще всего встречаются определение формально-логического противоречия
как конъюнкции суждения и его отрицания (а и не-а). Но логическое
противоречие может быть выражено и без отрицания: оно имеет место между
несовместимыми утвердительными суждениями1. Закон непротиворечия не
действует в логике «размытых» множеств, ибо в ней к «размытым» множествам и
«размытым» алгоритмам можно одновременно применять утверждение и отрицание
(например: «Этот мужчина пожилой» и «Этот мужчина еще не является пожилым»,
ибо понятие «пожилой мужчина» является «нечетким» понятием, не имеющем
четко очерченного объема).
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что формально-логическое
противоречие возникает тогда, когда пытаются считать истинными два или
несколько утвердительных суждений, не совместимых между собой. Не менее
распространенной в мышлении является форма логического противоречия, когда
одновременно утверждается и отрицается одно и то же суждение, то есть
допускается конъюнкция а и не-а. Таким образом, в традиционной формальной
логике противоречием считается утверждение двух противоположных (как
контрактных, так и контрадикаторных) суждений об одном и том же предмете,
взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении. В исчислении
высказываний классической двузначной логики закон непротиворечия
записывается следующей формулой:
_____
а^а
Закон непротиворечия читается так: «Два противоположных суждения не
могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении».
И так, первичным выступает диалектическое противоречие, объективно
возникающее в процессе познания, и именно оно служит движущей силой
познания, а вторичным является способ фиксации диалектического противоречия
виде конъюкции двух суждений а и не-а, то есть в форме формально-
логического противоречия.
Разрешение обнаруженного диалектического противоречия способствует
продвижению познания. Одним из примеров антиномий1 является формулировка
познавательной задачи в первом томе «Капитала» К. Маркса, где он пишет: «…
Капитал не может возникнуть из обращения и так же не может возникнуть вне
обращения. Он должен возникнуть в обращении и в то же время не в
обращении»2.
4.Закон исключения третьего
Онтологическим аналогом этого закона является то, что в предмете
указанный признак присутствует или его нет, поэтому и в мышлении мы
отражаем это обстоятельство в виде закона исключения третьего.
В книге «Метафизика» Аристотель сформулировал закон исключения
третьего так: «Равным образом не может быть ничего промежуточного между
двумя членами противоречия, а относительно чего-то одного необходимо что бы
то ни было одно либо утверждать, либо отрицать»3.
В двузначной традиционной логике закон исключения третьего
формулируется так: «Из двух противоречащих суждений одно истинно, другое
ложно, а третьего не дано». Противоречащими (контрадикторными) называются
такие два суждения, в одном из которых что-либо утверждается о предмете, а
в другом то же самое об этом предмете отрицается, поэтому они не могут быть
оба одновременно истинными и оба ложными; одно из них истинно, а другое
обязательно ложно. Такие суждения называются отрицающими друг друга. Так,
из двух суждений: «Джеймс Фенимор Купер является автором серии романов о
Кожаном Чулке, создававшихся на протяжении почти 20 лет» и «Джеймс Фенимор
Купер не является автором серии романов о Кожаном Чулке, создававшихся на
протяжении почти 20 лет» первое истинно, второе ложно, и третьего –
промежуточного - суждения не может быть.
Различие в областях определения (т.е применения) этих законов в том,
что по отношению противных (контрарных) суждений, которые оба не могут быть
истинными, но оба могут быть ложными, распространяется действие лишь закона
непротиворечия и не распространяется действие закона исключения третьего.
Итак, сфера действия содержательного закона непротиворечия шире, чем сфера
действия содержательного закона исключения третьего. Действительно, истинно
одно из двух суждений: «Все дома в данной деревне электрифицированы» или
«Некоторые дома в данной деревне не являются электрифицированными» и
третьего не дано.
Закон исключения третьего и в содержательном, и в формализованном виде
охватывает один и тот же круг суждений – противоречащие, то есть отрицающие
друг друга.
Содержательные аристотелевсткие законы непротиворечия и исключения
третьего невыводимы один из другого, так как области определения суждений,
для которых они применимы, различные.
В мышлении закон исключения третьего предполагает четкий выбор
одной из двух взаимоисключающих альтернатив. Для корректного ведения
дискуссии выполнение этого требования обязательно.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


К сожалению на сегодняшний день не все научные достижения ставятся на
службу человеку. Однако хочется верить, что наступит время, когда добытое
с таким трудом истинное знание будет использовано только на благо человеку.
Люди хотят знать не только законы природы и сущность общественных
явлений, но и тайны человеческого мозга. Еще в 17 веке английский философ
Ф. Бэкон говорил, что знание и могущество человека совпадают. Однако
тернист путь к истине.
Чтобы расширить возможности познания, человек создал микроскоп и
телескоп, радио и телевидение, ЭВМ и космическую ракету, которые позволяют
ему глубже и полнее познавать свойства природных и социальных явлений.
Изобретены различные методы познания, расширяющие возможности разума
человека: моделирование и математические методы, в том числе методы теории
вероятности, физический и биологический эксперименты и другие.
Чтобы эффективно пользоваться всеми этими методами и изобретениями,
мышление человека должно быть безупречным, логически правильным. Законы
развития есть у природы, общества и, конечно же, у самого мышления. Человек
с древних времен стремился познать законы правильного мышления, то есть
логические законы. Наука логика помогает познанию этих законов.



-----------------------
[1] Аристотель. Метафизика // соч.: в 4-х т. М.,1976. Т. 1. С. 125.
1 Следует различать два аспекта: отношение противоречия между
высказываниями (или суждениями) и противоречие как синоним тождественно-
ложной формулы. Если два суждения (a и b) или несколько суждений не могут
быть истинными одновременно, то эти суждения называются несовместимыми, или
противоречащими.
1 Впервые антиномии мышления достаточно четко изложил И.Кант.
2 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.С. 176.
3 Аристотель. Метафизика // Соч.: в 4-х т. М., 1976. Т. 1. С. 141.





Реферат на тему: Основные понятия логики

0)Какие проблемы диалектические логики,выдвинутые Аристотелем вы знаете? -
Проблему отражения реальных противоречий в понятиях, проблемусоотношения
отдельного и общего,вещи и понятия о ней и т.д.
1)Какие существенные отношения между двумя общими понятиями? - Сравнимые и
несравнимые.
2)Какие немецкие философы внесли свой вклад в развитие логики? -
И.Кант(1724-1804).Г.Гегель(1770-1831).
3)Дать определение возникновения и образования понятий 1.Воникновение
понятий-это объективная закономерность становления и развития человеческого
мышления.2.Образование понятия - не простой зеркальной акт отражения
предметов действительности,а сложнейший процесс.он предполагает активность
субъекта,включает в себя мно жество логических приемов.Важнейшими из них
выступают анализ и синтез,сравнение,абстрагирование и обобщение.
4)Что такое анализ и синтез? - Анализ-это мысленное разложение предмета на
его признаки.Синтез- мысленное соединение прзнаков предмета в одно целое.
5)Что такое сравнение?- Это мысленное сопоставление одного предмета с
другим,выявление признаков сходства и различия в том или ином отношениии.
6)Что такое абстрагирование.?- Абстрагирование-это мысленное упрощение
предмета путем выделения внем одних признаков и отвлечения от других.
7)Дать определение обобщения?- Мысленное объединение однородных
предметов,их группировка на основе тех или иных общих признаков.
8)Укажите основные функции.которые выполняют понятия?- Понятия выполняют
две основные функции:1-это позновательная функция.Вторая тесно связана с
предыдущей-коммуникативная,тоесть функция средства общения.
9)Дайте определения содержания и объема понятия?- содержание-это мыслимые в
понятии оющие и существенные признаки предметов.Объем понятия-это
охватываемые им предметы мысли.
10)Что такое классы и элементы логики?- Классом в логике называются
предметы входящие в объем понятия.Элементом называется отдельный
предмет,принадлежащий к классу предметов.
11)Что собой представляют классы предметов?- 1-Универсальный класс включает
всю совокупность предметов исследуемой области.2-Единичный класс-класс
состоящий из одного предмета.3- Пустой(нулевой) класс-такой ,который не
содержит ни одного предмета.
12)Дайте определение слова?- Слово-материальный носитель понятия,языковое
средство закрепления мысли,ее хранения,а также передачи другим людям.
13)Что такое конкретные и абстрактные понятия?- Конкретные- понятия,в
которых находят свое отражение сами предметы и явления,обладающие
относительной самостоятельностью существования. Абстрактные- этл понятия в
которых мыслятся свойства предметов или отношение между предметами,не
существующие самостоятельно,без этих предметов.
14)Дайте определение положительных и отрицательных понятий?- Положительными
понятиями называются те понятия,в которых отражается наличие у предметов
мысли и каких либо качеств.Отрицательные- понятия,которые характеризуются
отсутствием у предметов мысли каких-либо качеств,свойств.
15)Дайте определения пустым и непустым понятиям?- Пустые и непустые понятия
различаются в зависимости от того относятся ли они к существующим и
несуществующим реально к предметам. Непустые понятия имеют объем,в который
входят,по крайней мере,один реальный предмет.
16)Как подразделяются понятия по их содержанию?- По содержанию между
понятиями могут быть два основных вида отношений- сравнимость и
несравнимость.
17)Что такое сравнимые и несравнимые понятия?- Сравнимы- это понятия,так
или иначе имеющие в своем содержании общие существенные признаки.Несравнимы
е - понятия не имеющие сколько-нибудь существенных в том или ином отношении
общих признаков.
18)Что такое совместимые понятия?- Совместимые -это такие понятия.объемы
которых полностью или хотя-бы частично совпадают.
19)Дайте определение равнозначных понятий?- Равнозначными(равнообъемными)
-называются понятия объемы которых совпадают полностью,хотя их содержание
может в той или иной степени различаться.
20)В чем заключается отношение подчинения между понятиями?- Оно
заключается в отношении понятия ,из которого оно входит в объем другого,но
не исчерпывает его,а оставляет лишь часть.
21)В чем заключаются отношения перекрещивания между понятиями?- Они
заключаются в отношении существующих между понятиями объемах,которые
совмещаюся лищь частично.
22)В каких отнощениях могут находится несоместимые понятия?- Они могут
находится в следующих отношениях: 1-соподчинение (координация).2-
противоречие(контрадикторность).3-противоположность(контрарность).
23)Что тако описание предмета?- Описание -это перечисление ряда признаков
предмета ,как существенных,так и несущественных,часто внешних,позволяющих
выделить его среди других.
24)Назовите отличительные черты определения?- Они состоят в том,что в нем
указываются такие общие и существенные признаки предметов,каждый из которых
в отдельности необходим,а все вместе достаточны для выделения предмета
среди других исходных предметов.
25)Какие бывают виды определения?- Оно бывает реальные и наминальные.
26)Что такое реальное и номинальное определение?- Реальное-это определение
самого предмета,отраженного в соответствующем понятии.Номинальное-смысл
самого слова-имени,предмета.
27)Дайте определение деления?- Деление-это раскрытие объема понятия.
28)Какова структура деления?- В структуре деления
различают:делимое,основание деления и члены деления.
29)Какие существуют виды деления?- 1-деление по наличию и отутствию
признака,служащего основанием деления.2-деление по видоизменению
признака,положенного в основание этой операции.3-смешанное деление,когда
используются оба вида деления одновременно.
30)Назовите правила деления?- 1-деление должно быть соразмерным 2-деление
должно производится по одному основанию 3- члены деления должны исключать
друг друга 4- деление должно быть последовательным и непрерывным.
31)Что такое доюросовестное заблуждение?- Это искажение истинности не по
умыслу а по ошибке из-за незнания достаточной компитентности.
32)Назовите основные компоненты суждения?- это субъект и предикат суждения
33)Как можно разделить суждения по степени сложности?- Они делятся на
простые и сложные суждения.
34)Что называется сложным суждением?- Это суждения состоящие из двух или
более простых суждений,тем или иным способом связанных между собой.
35)Что такое качество суждений?- Под ним разумеется не фактическое
содержание суждения,а его самая общая логическая форма- утвердительная или
отрмцательная.
36)Дайте определение утвердительному и отрицательному суждению?- 1
Вутвердительных суждениях раскрываются наличие какой-либо связи между
субъектом и предикатом.2-В отрицательных суждениях наоборот,раскрывается
отсутствие той или иной связи между субъектом и предикатом.
37)Укажите разновидности отрицательных суждений?- Суждения с положительным
предикатом;формула;s не есть p.Суждение с отрицательныи предикатом.
38)Дайте определение общих и частных суждений?- Общими называются
сужденияЮв которых что-либо утверждается обо всей группе предметов,и при
том в разделительном смысле. Частные суждения- те,в которых что-либо
высказывается о части какой-то группы предметов.
39)Что такое определенные частные суждения?- В определенном частном
суждении слово "некоторые" употребляется в значении "только некоторые".
40)Что такое неопределенные частные суждения?- Неопределенном частном
суждении слово некоторые употребляются в значении (некоторые,может быть и
все."по крайней мере некоторые").
41)Дайте определение единичным суждениям?- Единичные суждения -это такие,в
которых нечто высказывается об отдельном предмете мысли.
42)Проклассифицируйте суждения по их колличеству и качеству? -Возможны
четыре вида таких суждений:
общеутвердительные.частноутвердительные.общеотрицательные и
частноотрицательные.
43)Дайте определение общеутвердительным суждениям?- Это суждения по
колличеству,т.е. по характеру субъекта,общие,а по качеству,т.е. по
характеру связки утвердительные.
44)Дайте определение частноутвердительного суждения?- Это частные по
количеству,утвердительные по качеству.
45)Дайте определение общеотрицательным суждениям?- Это лбщие по колличеству
отрицательные по качеству суждения.
46)Дайте определение частноотрицательному суждению?- Это частные по
количеству отрицательные по качеству.
47)Укажите закономерности харакиеризующие распределенность терминов в
суждениях?- Субъект распределен в общих и не распределен в частных
суждениях.Предикат распределен в отрицательных и не распределен в
утвердительных суждениях.
48)Раскройте суть реляционных суждений?- это отношение или суждениея об
отношениях чего-либо к чему-то,раскрывают наличие или отсутствие у предмета
мысли того или иного отношения к другому предмету.
49)Что такое экзистенциональные суждения?- Это существование или суждения о
существовании чего-либо,это такие суждения ,в которых раскрываются наличие
или отсутствие самого предмета мысли.
Что такое дедуктивные умозаключения?- Это те умозаключения у которых между
посылками и заключением имеется отношение логического следствия.
50)Дайте определение превращения?- Это вид непосредственного умозаключения
при котором изменяетсякачество посылки без изменения его количества при
этом предикат заключения является отрицанием предиката посылки.
51)Что такое непосредственные умозаключения?- Это дедуктивные умозаключения
делаемые из одной посылки.
52)Дайте определение обращения?- Это непосредственное умозаключение в
котором в заключении субъектом является предикат,а предикатом- субъект
исходного суждени,т.е. происходит перемена мест субъекта и предиката при
сохранении качества суждения.
53)Дайте определение категорического силлогизма?- Это умозаключение в
котором из двух категорических высказываний выводится новое категорическое
высказывание.
54)Дайте определение большой и меньшей посылок?- Меньшим термином
называется субъект заключения,Большитм термином именуется предикат
заключения.
55)Что такое фигуры категорического силлогизма?- Фигуры силлогизма-это
формы силлогизма различаемые по положению среднего термина в посылках.
56)Дайте определение модусов фигур категорического силлогизма?- Модусами
силлогизма называются разновидности фигур,отличающиеся характером посылок и
заключения (всего возможно 64 модуса).Силлогизмы как и все умозаключения
делятся на правильные и неправильные.
57)Что такое энтимема?- Это заключение в котром ни одна из посылок явно
не выражается.
58)Дайте определение доказательства в логике?- Под доказательством в логике
понимается процелура установления истинности некоторого утверждения путем
проведения других утверждений,истинность которых уже известна и из которых
снеобходимостью вытекает первое.
59)Назовите составные части доказательства?- Это -тезис,основание и
логическая связь.
60)Что такое тезис?- Это утверждение,котрое нужно доказать.
61) Дайте определение основанию (аргументам)?- Это те положения с помощью
которых доказывается тезис.
62)Сформулируйте задачу доказательства?- Это исчерпывающе утвердить
обоснованность доказываемого тезиса.
63)назовите виды доказательств?- Все доказательства подразделяются на
прямые и косвенные.
64)Что такое прямое доказательство?- Задача этого доказательства состоит в
том,чтобы подыскать такие убедительные аргументы из которых по логическим
правилам получается тезис.
65)Дайте определение косвенного доказательства?- Оно устанавливает
справедливость тезиса тем,что вскрывает ошибочность противоположного ему
допущения (антитезиса).
66)Укажите основной прием косвенного доказательства?- Косвенное
доказательство использует отрицание доказываемого положения оно является
доказательством от противного.
67)Что такое опровержение?- Это рассуждение,направленное против выдвинутого
положения и имеюшее своей целью установление его ошибочности или не
доказанности.
68)Какой существует наиболее прием опровержения?- Это прием выведения из
опровергаемого утверждения следствий,противоречвщих истине.
69)Что такое доказательство?- Доказательство -это логическая дедуктивная
связь принятых аргументов и выводимого из них тезиса.
70)Дайте определение формальной ошибки?- Это умозаключение не опирающееся
на логический закон и заключение не вытекающее из принятых посылок.
71)Что такое подмена тезиса и каковы ее последствия?- Это неосознанное или
умышленное замещение тезиса в ходе доказательства каким-то другим
утверждением.
72)Что такое круг в дакозательстве? - Круг в доказательстве-это
справедливость,доказываемого положения обосновывается посредством этого хе
положения,высказанного возможно в несколько иной форме.
73)Какая наиболее частая ощибка совершается в отнощении аргументов?- Это
попытка обосновать тезис с помощью ложных аргументов.
74)Какова сущность метода формализации?- Она состоит в построении модели в
которой содержательныи рассуждением соответствует чисто формальные
образования.
75)Когда имеет место полная формализация теорий?- Она имеет место
тогда,когда совершенно отвлекаются от содержательного смысла исходных
понятий и положений теорий и перечисляют все правила логического вывода,
используемые в доказательствах.
76)Дайте определение формализованного доказательства?- Это доказательство
записаное на специальном искусственном фдрмализованном языке.Он имеет точно
установленную структуру и простит -правила,благодаря чему процесс
доказательства сводиться к элементарным операциям со знаками (это идеальное
и неоспоримое доказательство).
77)Что такое гипотеза?- .Это научно обоснованное предположение о причинвх
или взаимосвязях каких-либо явлений или событий природы,общества и
мышления.
78)Укажите виды научных гипотез?- Общая гипотеза,частная гипотеза,единичная
гипотеза.
79)Дайте определение общей гирлтезе?- Это научно обоснованное предположение
о причинах ,законах и взаимосвязях природных и общественных явлений,а также
закономернностях психической деятельности человека.
80)Дайте определение частной гипотезе?- Это наусно обоснованное
предположение о причинах ,происхождении и о взаимосвязях части
объектов,выделенных из класса ,рассматриваемых объектов
природы,общественной жизки или психологической жизни человека.
81)Дайте определение единичной гипотезе?- Это научно обоснованное
предположение о причинах происхождении и взаимосвязях единичных
фактов,конкретных событий или явлений.
82)Как называется предположения,выдвигаемые чаще всего в начале
иссследования явления и не ставящее еще задачу выяснения его причин или
закономерностей-Это рабочие гипотезы.
83)Как называются гипотезы ,выдвигаемые в судебном расследовании?- Версии.
84)Как называются версии,объединяющие некоторые обстоятельства или моменты
престкпления?- Это частные версии.
85)Дайте определение единичным версиям?- Это версии которые объясняют
отдельные ,индивидуальные факты.
86)Как называются гипотезы по разному объясняющие одно и тоже явление?- Дни
называются конкурирующие гипотезы.
87)Назовите первый этап построения гипотезы?- Это выделение группы
фактов,которые не укладываются в прежнии теории или гипотезы и должны быть
объяснены новой гипотезой.
88)Назовите второй этап построения гипотезы?- Это формулировка гипотезы или
гипотез т.е.предложения которое объясняют данные факты.
89)Назовите третий этап построения гипотезы?- Это выведение из данной
гипотезы всех вытекающих из нее следствий.
90)Четвертый этап построения гипотезы?- Это сопоставлениевыведенных из
гипотез следствий и имеющимися наблюдениями,результатами экспериментов с
научными законами.
91)Назовите пятый этап построения гипотезы?- Это превращение гипотезы в
достоверные знания или в научную теорию,если подтверждаются все выделенные
из гипотезы следствия и не возникает противоречия с раннее известными
законами науки.
92)Какой способ подтверждения гипотез является основным?- Способ выведения
следствий и их верификация.
93)Перечислите законы правильного мышления?- Четыре
закона;тождество,непротиворечия,исключенного третьего,достаточного
основания.
94)Каковы наиболее общие формы мышления?- Это понятия
суждений,умозаключений,доказательств.
95)Какая важнейшая особенность основных законов мышления?- Эта особенность
состоит в том ,что законы носят здесь универсальнвй характер,т.е.лежат в
основе функционирования всего мышления в целом.
96)Назовите два типа основных законов мышления?- Их два типа - формально-
логические законы и законы диалектической логики,находящиеся в определенном
соотношении с собой.
97)Что представляет собой фундамент материалистической диалектики?- Это
наиболее глубокое и всестороннее ученгие о развитии - составляющие основные
законы;закон взаимного перехода количественных и качественных
изменений,закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания
отрицания.
98)Как назавается необходимая,существенная,устойчивая,повторяющаяся между
мыслями?- Она называется закон мышления.
99)Что такое логический критерий истинности?- это вспомагательный и
производный,вытекающий из практики и сам опирающийся на нее как на
окончательный критерий истинности.
100)Сформулируйте закон тождества?- Это мыслб о качественно определенном
предмете,если она соответствует ему,не может быть
определенной,однозначной,тождественной себе.
101)В чем заключается аргумент к публике?- Это обоснование истинности или
ложности тезиса,объективными доводами пытающиеся опереться на
мнения,чувства и настроения слущателей.
102)В чем заключается аргумент к личности?- Это когда противнику
приписывают такие недостатки,реальные или только мнимые,которые
апедставляют его в смешном свете,бросают тень на его умственные
способности,подрывают доверие к его рассуждениям.
103) В чем заключается аргумент к человеку ?- Это в поддержку своей позиции
приводятся основания,выдвигаемые противной стороной в споре ил вытекающие
из принимаемых ею положений.
104)Вчем заключается аргумент к тщеславию?- Это расточение в споре
неумеренных похвал в надежде,что тронутый комплиментами он станет мягче и
покладистей.
105)В чем заключается аргумент к физической силе(палки)?- Это угроза
неприятными последствиями и в частности угроза применения насилия или
прямое употребление каких-то средств принуждения.
106)В чем заключается аргумент к жалости?- Возбуждение в другой стороне
жалости и сочувствия.
107)Сформулируйте принцип достаточного основания?- Г.Лейбниц "Все
существующее имеет достаточные основания для своего существования",в силу
чего ни одно явление не может считаться действитедьным,ни одно утверждение
истинным или справедливым без указания его основания.
108)Как называются исходные положения принемаемые без доказательства? -
Аксиомы(Постулаты),доказываемые на их основе положения - Теоремами.
109)Что такое подчинение? - Это отношение между такими суждениями,у которых
качество одно и то же,а каличество различно.
110)Дайте определения индукция как метода научного познания? - Называется
такое умозаключение,в котором общее заключение о всех элементах класса
делается на основании рассмотрения каждого элемента этого класса.
111)Что такое сравнимые суждения? - Суждения которые имеют одинаковые
термины-и субьект,и предикат ,но могут различатся по количеству и
качеству.Это суждения - "Одинаковой материи",т.е.сопостовимы по истенности
и ложности.
112)Дайте определение Аналогии? - Умозаключение о пренадлежности предмету
определеенного свойства и отношения на основе сходства в признаках с
другим предметом.
113)Что такое аргументы и каким образом гарантируется истенность тезиса? -
Аргументы это основание или предпосылки, из которых по правилам логики
вытекает тезис.
114)Назовите основные группы сложные суждений? -
Коньюктивные,Дизьюктивные,Импликативные,Эквивалентные.
115)Сформулируйте условия совместимости? - Это обоснованное утверждение
находящиееся в согласии с фактическим материалом но основе которого и для
которого оно выдвинуто,это утверждение должно соответствовать имеющимся в
рассматриеваемой области законам,принципам,теориям.
116)Назовите две основные причины возникновения логики? - 2 причины:1-
Необходимость исследования природы сомого мышления как формы познания.2-Это
развитие ораторского искусства,в том числе судебного.
117)Что такое причина? - Явление или совакупность явлений,которые
непосредственно обусловливают,порождают другое явление(следствие).
118)Что такое предскезание факта и чем оно отличается от обьяснения? - Это
выведение из уже известного закона-общего утверждения закона утверждения о
факте.Отличие предсказания от обьяснения заключается в том что в
предскозании реч идет о неизвестном еще факте.
119)Каков механизм образования регресивного сорита? - Он получается из
регресивного полсиллогизма путем выбрасывания заключений предшествующих
силогизмов и меньших посылок последующех.
120)Что такое несовместимые суждения? - Это логические отношения
противоположности и противоречия.
121)Что является логической формой конкретной мысли? - Это строение этой
мысли,т.е. способ связи ее основных частей.
122)Как называется непосредственное наблюдение тех явлений о которых
говорится в проверяемом утверждениях? - Называется Прямое подтверждение.
123)Каков принцип простоты? - Это использование при обьяснении изучаемых
явлении как можно меньше незавсимых допущений,причем допущения должны быть
ка можно более простыми.
124)Дайте определение языка? - Это средство повседневного общения
людей,форма общения в практической и научной деятельности.
125)Дайте определение формальной ошибки? - Это происходит тогда когда
умозаключение не опирается на логический закон и заключение не вытекает из
принятых посылок.
126)Укажите первое требование к аргументам? - Аргументы должны быть
истинными высказываниями.
127)Что означает термин противоречие? - (Контрадикторность ) - отношение
между суждениями,которые не могут быть одновременно истенными и не могут
быть одновременно ложными.(Контрарность) - это понятия,каждое из которых
выражает наличие у предметов каких-либо признаков,но эти признаки носят
противоположный характер.
128)Что такое теоретическое обьяснение? - Это рассуждение,посылки которого
содержат информацию,достаточную для выведения из нее рассматриваемого факта
или события.
129)Какие виды логических исчеслений вы знаете? - Исчесление высказываний и
исчесление предикатов.
130)Сущьность и роль именной функции? -Выражение,которое при замене
переменных постоянными превращается в обозначение предмета.
131)Дайте определение разделительного и условно-разделительного
умозаключения? - Разделительное это такое умозаключение,в котором одна или
несколько посылок - разделительные (дизьюктивные) суждения.2) Это такое
умоз.в котором одна посылка состоит из двух или более условных суждений,а
другая является разделительным суждением.
132)Что относится к непрямым косвенным выводам? - К ним
относятся:рассуждение по правилу введения импликации;сведенье"к
абсурду";рассуждение "от противного " (противоречащего).
133)Что такое эквивалентность суждений? - Это отношение между суждениями, у
которых субьект и предикат выражены одними итеми же или равнозначными
понятиями, причем и количество и качество одни и те же.
134)В чем суть некоректных приемов? - Суть этих приемов заключается в
разнообразии обманных действий,сознательное применение которых в споре
недопеустимо.
135)Дайте определение понимания? - Это оценка на основе какого либо
образца, стандарта или правела.
136)Какие существуют тактические приемы помогающие выиграть спор? -
Корректные и некорректные, лояльные и не.
137)Обьясните значение понятия практика? - Под практикой понимают всю
общественную и производственную деятельность людей в определенных
исторических условиях.
138)Что представляет собой процесс выведения следствий? - Это процесс
получения заключенияиз посылок по правилам дедуктивных умозаключений.
139)Дайте определение дискусии? - Одна из важнейших форм коммуникации,метод
решения спорных проблем и своеобразный способ познания.
140)На какие две группы можно разделить многообразные способы обоснования?
- На эмперические и деолектические.
141)Дайте определение истинности? - Истина это утверждение соответствующая
действительности.
142)Что такое смысл или концепт имени? - Это способ каким имя обозначает
предмет, т.е. информацию содержащуюся в имени.
143)Что такое материалестическая диолектика? - Это наука о наиболее общих
законах развития природы общества и мышления.
144)Что означает термин иодальность суждений? - В модальных суждениях
уточняеться характер связи между субьектом и предикатом или характер связи
между простыми суждениями входящими в состав сложных.
145)Как называется искусство ведения спора? - Эристика.
146)Когда имеет место полная формализация теории? - Она имеет место тогда,
когда совершенно отвлекаются от содержательного смысла исходных понятий и
положений теории и перечисляют все правила логического вывода используемых
в доказательствах.
147)Что представляет собой фундамент материалистической диалектики? - Это
наиболее глубоко и всестороннего учения о развитии - составляют основные
законы:закон взаимного перехода количественных и качественных изменений,
закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания.
148)Как исследует мышление логика? - Логика изучает мышление как средство
познания обьективного мира те его формы в которых происходит отрожение мира
в процессе познания.
149)Каково 3 требование квыдвигаемым аргументам? - В своей совокупности они
должны быть такими, чтобы из них с необходимостью вытекал тезис.
150)Сформулируйте закон исключенного третьего? - "Не может быть ничего
промежуточного между двумя членами противоречия, а относительно чего-то
одного необходимо что бы то ни было одно либо утверждать, либо отрицать".
151)Что такое ощющение? - Субьективный образ обьективного мира, превращение
энергии внешнего раздражения в факт сознания.
152)Раскройте суть реляционных суждений? - Реляционные суждения или
суждения об отношении чго-либо к чему-то раскрывают наличее или отсутствие
у предмета мысли того или иного отношения к другому предмету.
153)Назовите обучающие функции игры? - Развитие ощеучебных умений и
навыков, таких, как память,внимание, восприятие информации различнои
модальности;развитие навыков владения родным и иностранным языком.
154)Что такое трелемма? - Трилемма это умозаключение которая в
разделительной посылкесодержит три члена. Они бывают двух видов:
Конструктивные и деструктивные;обе формы дилеммы в свою очередь могут
простыми и сложными.
155)Как называется паралагизм являющийся следствием не высокой логической
культуры? - Неумышленная ошибка.
156)Что означает эпистемическая модальность? - Эпистемическая и
познавательная модальность означает характер или степень достоверности
знания (доказуема и недоказуема, опровержима).Существуют две разновидности
эпис. мод.
а)суждения основанные на вере ,б)суждение основанные на знании.
157)Каков механизм образования прогрессивного сорита? - Он получается из
прогресивного полисиллогизма путем вебрасывания заключений предшедствующих
силлогизмов и большах посылок последующих.
158)Что такое софизм? - Это преднамеренное, но тчательно замаскированное
нарушение требований логоки.
159)Каков смысл алитической модальности? - Алитическая или истенная
модальность выражает характер связи между субьектом и предикатом.
160)Дайте определение чисто условного умозаключения? - Это такое
определенное умозаключение, в котором обе посылки являются условными
суждениями.
161)Что такое предикаторы и какие они бывают? - Это слова или
словосочетания обозначающие свойства предметов или отношения между
предметами .Они юывают одноместными (обознач.свойства) и многоместными
(обозн.значение).
162)Что такое эпихейрема? - Это сложносокращенный силлогизм, обе посылки
которого представляют собой сокращенные простые категорические силлогизмы
(энтимемы) .
163)Назовите виды доказотельств? - Прямые и косвенные.
164)Что такое знак? - Это материальный объект, используемый в процессе
познания или общения в качестве представитея какого-либо обьекта.
165)Что выражает аксиологическая модальность? - Она выражает отношение
человека к ценностям духовным и материальным.
166)Что такое тактика спора? - Поиск и отбор аргументов или довадов,
наиболее убедительных с точки зрения обсуждаемой темы и данной аудитории,а
так же реакция на контраргументы другой стороны в процессе спора.
167)Дайте определение авторитарности? - Это особый крайний, так сказать
вырожденный случай предпосылочности, когда функцию сомого исследования и
размышления пытаются почти полностью переломить на авторитет.
168)Что такое риторический спор? - Это спор в котором важно лишь одержать
победу над другой стороной, а не приблизится к истине или добру.
169)В чем веражается релаксационная функция игры? - В снятии эмоционального
напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при энтенсивном
обучении.
170)Назовите воспитательную функцию игры? - Психотренинг и психокоррекция
поведения в игровых моделях жизненных ситуаций.
171)Назовите психо-технические функции игры? - Формирование навыков
подготовки своего физиологического состояния для более эффективной
деятельности, перестройка психики для усвоения больших обьемов информации.




Новинки рефератов ::

Реферат: Генетические алгоритмы (Программирование)


Реферат: История художественного литья (Искусство и культура)


Реферат: Современная физическая картина мира (Физика)


Реферат: Изучение эмпатии у родителей младших школьников (Педагогика)


Реферат: Современные цивилизации (Социология)


Реферат: Геометрический материал на уроках математики (наглядность) (Педагогика)


Реферат: Организация работы грузовой станции (Транспорт)


Реферат: Шпора (Право)


Реферат: Башкирия во второй мировой войне (История)


Реферат: Глобальная международная компьютерная сеть Internet (Программирование)


Реферат: Уровень компьютерной грамотности среди московской молодежи (Социология)


Реферат: Акцентуация характера в подростковом возрасте (Психология)


Реферат: Техпроцесс изготовления зубчатого колеса (Технология)


Реферат: Нобелевские премии по медицине и физиологии (Биология)


Реферат: Основні напрями в сучасній зарубіжній кримінології (Криминология)


Реферат: Норма права (Теория государства и права)


Реферат: Криминологическая характеристика и предупреждение негативных социальных явлений, связанных с преступностью (Криминология)


Реферат: Экзаменационные билеты по информатике (Программирование)


Реферат: Жизнь и деятельность Карла Линнея (Исторические личности)


Реферат: Стили педагогического общения. Их виды и психологическая характеристика (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист