GeoSELECT.ru



Логика / Реферат: Теория и гипотеза (Логика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Теория и гипотеза (Логика)




Теория



Сущность теории


Теория - это высшая, самая развитая организация научных знаний, которая
дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности
и представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строится таким
образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую
природу, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся
из них по логическим правилам. Например, классическая механика может быть
представлена как система, в фундаменте которой находится закон сохранения
импульса («Вектор импульса изолированной системы тел с течением времени не
изменяется»), тогда как другие законы, в том числе известные каждому
студенту законы динамики Ньютона, являются его конкретизациями. Строгое
построение геометрической теории, предложенной древнегреческим математиком
Евклидом, привело к системе высказываний (теорем), которые последовательно
выведены из немногих определений основных понятий и истин, принятых без
доказательств (аксиом).
Как и эссенциальные факты, положения теории отображают определенные
существенные связи действительности. Но, в противоположность фактам, они
представляют их в обобщенном виде. Каждое положение теории является истиной
для множества обстоятельств, в которых проявляется эта связь. Поэтому оно
выражается с помощью общего высказывания, в то время как факт - с помощью
единичного.
На ранних этапах развития науки устанавливаются эмпирические
(феноменологические) обобщения, которые отображают связи чувственно
воспринимаемых свойств вещей и явлений. К таким обобщениям относится,
например, закон Бойля-Мариотта, в соответствии с которым для любого газа
произведение его объема на давление есть величина постоянная (pv - const).
Этот закон сформулирован, видимо, следующим образом. Сначала на основе
статистической обработки табличных данных, которыми экспериментально
зафиксирована зависимость между давлением и объемом некоторых газов,
получен соответствующий факт, а затем он распространен на весь класс газов.
Закон Бойля-Мариотта, однако, имеет крайне ограниченный характер,
поскольку не учитывает поведения газов при высоких давлениях. Более общие
выводы потребовали введения допущений о так называемых идеализированных
предметах, которые не поддаются изучению опытными методами, а требуют
мысленного освоения. Так, было допущено, что, во-первых, газ представляет
собой набор идеально упругих и бесконечно малых соударяющихся частиц; во-
вторых, что сосуд переменного объема, в который заключены эти частицы,
также является идеальным. Благодаря таким допущениям познание поднялось с
эмпирического на теоретический уровень, где математическая зависимость не
только подтверждается в отдельных случаях, но, фиксируя «чистые», свободные
от случайностей и привнесений ситуации, приобретают единый, необходимый и
всеобщий характер. На этом уровне научное познание получает возможность
отвечать на вопросы не только о том, «что есть» или «что будет», но и о
том, «почему это есть» и «почему оно будет». Подчеркнем еще раз, что это
вопросы, специфические для теоретического познания.
Развитие закона Бойля-Мариотта иллюстрирует то, что научные обобщения,
как и их системы - научные теории, могут находиться в отношениях
субординации между собой, если одни из них подчиняются другим или вообще
ими поглощаются.
Обобщая факты и опираясь на них, теория, между тем, согласуется с
господствующим мировоззрением, картиной мира, которые направляют ее
возникновение и развитие. Известны случаи, когда теория или ее отдельные
положения отклоняются не в связи с противоречиями фактическому материалу, а
по причинам мировоззренческого, философского характера. Так случилось с
известными физиками Э. Махом, В. Оствальдом и др., которые не признали в
свое время атомной теории. «Предвзятость этих ученых против атомной теории,
- писал А. Эйнштейн, - можно бесспорно отнести за счет их позитивистской
философии. Это - интересный пример того, как философская предвзятость
мешает правильной интерпретации фактов даже ученым со смелым мышлением и
тонкой интуицией».


Типы теорий


Теории разделяют по различным основаниям. Исходя из особенностей
предметных областей, выделяют математические, физические, биологические,
социальные и прочие теории.
С логической точки зрения можно выделить дедуктивные и недедуктивные
теории. Основу дедуктивной теории составляет понятие логического
следования. Как известно, из высказывания А логически следует высказывание
B тогда и только тогда, когда истинность А гарантирует истинность В, или
всякий раз, когда истинно А, истинно также и В.
Для построения фундамента дедуктивной теории важно отобрать положения
соответствующей ветви знания (аксиомы), которые бы, во-первых, не
противоречили одно другому. В противном случае, соответственно с законами
логики, в пределах теории можно получить любое положение и она теряет свою
познавательную ценность. Во-вторых, из множества аксиом должно следовать
максимальное количество истинных положений данной ветви знания (система
аксиом, из которой выводятся все истинные положения области знания,
называется полной). В-третьих, аксиомы должны быть независимы друг от
друга, т.е. не должны находиться между собой в отношении логического
следования. В противном случае система аксиом окажется избыточной.
Дедуктивный способ построения теории используется прежде всего в
математике, логике, математическом естествознании. Но нужно иметь в виду
ограниченность применения дедуктивного метода в науке. Напомним о том, что
К. Гёдель доказал теорему о неполноте формализованных систем. В
соответствии с этой теоремой ни одна дедуктивная теория содержательно
богатой области знаний (например, арифметика) не может быть полной. Это
означает, что существуют такие истинные положения этой области, которые не
следуют из множества первоначально взятых аксиом. Поэтому надежды на
возможности дедуктивных теорий не должны быть слишком большими.
Недедуктивные теории характерны для опытных наук. Здесь «господствуют»
вероятностные формы выводов - аналогия, редукция, индукция. Недедуктивным
путем идет большинство естественных наук, а также науки гуманитарного и
обществоведческого циклов. Теории в этих науках опираются на изучение
действительности, используя наблюдения, эксперименты, реконструируя ход
событий по отображению в памятниках культуры.
Недедуктивный характер теорий в опытных науках не означает полного
исключения из них дедуктивных методов. Без них невозможна ни одна наука.
Объяснение тех или иных явлений, видение новых фактов направляется ранее
добытыми знаниями и связано и использованием дедуктивных процедур. Также и
дедуктивные науки не обходятся, в частности, без аналогии или индукции,
особенно на этапах своего становления. Многие свойства чисел, например,
были открыты путем наблюдений задолго до того, как были засвидетельствованы
строгими доказательствами. Поэтому, видимо, прав Д. Пойа, формулируя
афоризм, что «когда вы убедитесь, что теорема верна, вы начинаете ее
доказывать».
С точки зрения глубины проникновения в сущность изучаемых явлений большой
интерес вызывает деление теорий на феноменологические и эссенциальные.
Глубина познания в феноменологических теориях не выходит за рамки сферы
явлений и поэтому характеризуется использованием близких к опыту понятий.
Эссенциальные теории идут значительно дальше и отображают внутренние
механизмы изучаемых процессов. В эссенциальных теориях широко применяются
абстрактные понятия, которые характеризуют ненаблюдаемые объекты.
Феноменологические теории, как правило, возникают на начальных стадиях
развития науки и с течением времени поглощаются эссенциальными.
В последнее время среди исследователей в различных областях знаний
особого внимания заслуживает разделение эссенциальных теорий на теории
простых и сложных систем. К простым системам относятся такие, что
отличаются однородностью, линейностью и устойчивостью протекающих
процессов. Знания об эволюции простой системы позволяют иметь всю
информацию и по любому моментальному состоянию однозначно предсказать ее
будущее и восстанавливать прошлое. Классическим примером простой теории
служит механика Ньютона.
Но большинство систем окружающего мира имеют неоднородный, нелинейный,
неустойчивый и необратимый характер. Их поведение во многом зависит от
случайных факторов и поэтому характеризуются неопределенностью и
непредсказуемостью. Владея теорией сложной системы, можно делать
достоверные предсказания, как правило, на коротких временных интервалах, и
по прохождению некоторого времени предсказания не совпадают с ходом
событий. К наиболее сложным системам относится человеческое общество, и
именно здесь предсказание связано с особым риском.
Можно выделить теории завершенные и незавершенные. Завершенная теория
представляет собой окончательную знаковую модель некоторого целостного
фрагмента реальности с точно установленными границами. Положения
завершенной теории - научные законы как достоверные высказывания о сущности
познаваемых процессов. Незавершенная теория является вариационной, во
многом гипотетической знаковой моделью. Границы развития такой теории пока
что неизвестны, они носят открытый характер в том смысле, что отсутствуют
представления о предметах, к которым она неприменима. О ее обобщениях
нельзя утверждать как о достоверно установленных законах. Примерами
завершенных теорий могут служить геометрия Евклида, механика Ньютона.
Сегодня точно известна сфера применения евклидовой геометрии - трехмерное
пространство. Но до открытия неевклидовых геометрий она существовала в виде
модели, которая варьировалась в связи с попытками доказательства
знаменитого пятого постулата. То же происходило и с механикой Ньютона до
начала XX столетия, пока не была уточнена область ее применения - множество
макротел. Рожденная XX столетием квантовая теория на сегодняшний день не
является завершенной, о чем свидетельствуют многие модели, которые
конкурируют между собой в рамках ее развития.


Единство теории и факта


В развитой науке теория и факт - соотносимые понятия. Наличие одного из
них немыслимо без наличия другого, одно из этих понятий имеет своей
предпосылкой другое. «Не существует эмпирического метода без чисто
умозрительных понятий и систем чистого мышления, при более близком изучении
которых не обнаруживался бы эмпирический материал, на котором они
строятся», - писал А. Эйнштейн.
В факте воплощается некая теоретическая конструкция. В качестве его для
теории выступает не все богатство связей, которые можно наблюдать и
преобразовывать в повседневной деятельности, а их ограниченный комплекс,
выделенный соответственно фиксируемым в теории отношениям. Земля вращается
вокруг Солнца, солнечные процессы воздействовали и воздействуют на все, что
совершается на Земле. Благодаря им возникли и существуют материки и океаны,
горы и долины, био- и ноосфера. Но небесную механику как теорию в данном
случае интересует не все. Для нее фактом является, например, то, что
материальная точка одной массы движется вокруг материальной точки другой
массы с некоторой скоростью на определенном расстоянии.
Ни одна практическая задача не решается математическими средствами до
того времени, пока она не будет сведена к соответствующей математической
задаче и не преобразуется, таким образом, в факт, соотнесенный с некоторой
математической теорией. Сведение сопровождается абстрагированием от многих
заключенных в условиях задачи обстоятельств, которые с точки зрения этой
теории носят несущественный, привнесенный характер. Об аналогичных
процессах в гуманитарной сфере точно сказал А. Блок: «Есть факты
неоспоримые, но сами по себе не имеющие никакого значения, например: Бэкон
Веруламский - взяточник, Спиноза - стекольщик, Гаршин - переплетчик,
Горький - социал-демократ». Такого рода несущественности Гегель назвал
дурной единичностью, в отличие от которой единичность факта - форма
необходимости.
Таким образом, факт - это не просто «кусочек бытия», а результат сложной
мыслительной процедуры, при которой со всей эмпирической данности
выделяются характеристики, соотносимые с некоторой теорией. То, что не
является фактом в одной теоретической системе, может оказаться им в другой.
При переходе от одной теоретической системы к другой, с одного уровня
знаний на другой меняется и совокупность характеристик научного факта.


Познавательные функции теории


По отношению к фактам теория выполняет ряд познавательных функций,
важнейшими из которых являются объяснительная, систематизирующая,
предсказательная и методологическая. Объяснить факт - это значит подчинить
его некоторому теоретическому обобщению, которое носит достоверный или
вероятный характер. В качестве такого обобщения может выступать научный
закон, если факт соотносится с завершенной теорией, или высказывание,
фиксирующее некоторое отношение на модели при использовании незавершенной
теории. Подчинение факта теории имеет форму дедуктивного вывода, в котором
роль объясняемого высказывания о факте (экспланандума) выполняет его
заключение, а объясняющего теоретического положения (эксплананса) - его
большая посылка. Меньшая посылка фиксирует обстоятельства, при которых
имеет место отображаемое в факте положение дел и при которых имеет силу
теоретическое обобщение. Так, если социологу нужно объяснение того, что в
данной социальной группе происходят сплачивающие процессы, то он может
использовать обобщающее положение, утверждающее, что при возрастании
внешней опасности в социальных группах происходят сплачивающие процессы.
Объяснение принимает форму силлогизма:

Если возрастает внешняя опасность, то в социальных группах
происходят сплачивающие процессы.
Для данной социальной группы возрастает внешняя опасность.
В данной социальной группе происходят сплачивающие процессы.

Объяснительная функция теории тесно связана с другими, в частности с
систематизирующей функцией. Как и при объяснении, в процессе систематизации
факт подводится под теоретическое положение, которое его объясняет, и он
включается в более широкий, теоретический контекст знаний. Тем самым
происходит установление связей факта с другими фактами и, таким образом,
факты приобретают определенную целостность. Обосновывается их
достоверность, они приобретают безупречно доказательную силу. Становление и
развитие теоретических знаний стимулировалось прежде всего их способностью
предсказывать возможные, в частности, будущие состояния, отсутствующие в
нынешней практике людей. В способности к дальним и точным прогнозам
реализуется предсказательная функция теории, и, как заметил известный
австрийский физик Л. Больцман, нет ничего более практичного, чем хорошая
теория.
Предсказательная мощь теории зависит в основном от двух взаимосвязанных
факторов: во-первых, от глубины и полноты отображения сущности изучаемых
предметов; очевидно, чем глубже и полнее такое отображение, тем надежней
опирающиеся на теорию прогнозы. Во-вторых, теоретическое предсказание
находится в обратной зависимости от сложности и нестабильности исследуемого
процесса, и чем сложнее и неустойчивее этот процесс, тем рискованнее
прогноз. К относительно простым системам причисляются, как известно,
системы, изучаемые небесной механикой. Уже первоначальные обобщения
астрономических таблиц, сделанные древними китайцами более 2000 лет до
н.э., позволили им с большой точностью предсказывать солнечные затмения.
Геоцентрическая система Птолемея была более мощной в своих предсказаниях и
позволяла предвидеть также расположения планет на небосклоне, моменты
равноденствий и др. Пользуясь ею, прокладывали пути своих каравелл Диаш и
Колумб, Васко да Гама и Америго Веспуччи. Но ее беспомощность во многих
предсказаниях, как, например, при определениях длительности года, в конце
концов привела к созданию гелиоцентрической теории Коперника, где
трудности, с которыми столкнулась тогдашняя астрономия, оказались снятыми.
Сложнее дело с неустойчивыми процессами. Классическим и простым примером
неустойчивой системы может служить маятник в его верхнем положении. Можно
предсказать, что в конце концов он займет нижнее положение и превратится в
стабильную систему, но поскольку альтернативы его движения влево и вправо
являются равновероятными и зависят от случайных причин, то предсказать
направление движения весьма трудно. Вероятность предсказания увеличивается
с улучшением знаний о сущности процесса, т.е. с повышением уровня
теоретического владения предметом познания.
Наконец, теория выполняет методологическую функцию, т.е. выступает в
качестве опоры и средства дальнейшего исследования. Наиболее эффективный
научный метод есть истинная теория, направленная на практическое
применение, на разрешение определенного множества задач и проблем.
Квантовая теория есть не только отображение закономерностей материальных
процессов атомного масштаба, но и действенный метод дальнейшего познания
микромира. Генетика - не только теория строения живых систем, но и
важнейший метод познания глубинных основ жизни.
Таким образом, теория и метод - внутренне связанные феномены. Но между
ними имеется существенная разница. Они соотносятся с разными областями:
теория фиксирует знания о познаваемом объекте (предметные знания), а метод
- знания о познавательной деятельности (методологические знания),
направленной на получение новых предметных знаний. Поэтому сама по себе
теория не есть еще метод. Превращение теории в метод означает изменение в
ее структуре и приобретение новых качеств, в результате чего достаточно
точно определяются способы ее практического применения. Теория остается в
структуре метода в качестве базисного знания, под которое по особым
правилам в определенном порядке должно подводиться разнообразие частных
случаев, чтобы получились новые результаты - факты или более конкретные
законы теории.


Противоречивость теории и фактов


История науки свидетельствует о том, что всякая теория носит ограниченный
характер. Рано или поздно наступает момент, когда она вступает в
столкновение с фактами, по отношению к которым она уже не может выполнять
свои познавательные функции. Классическим примером может служить
противоречие между ньютоновской механикой и поведением микрообъектов,
которые были открыты на рубеже XIX-XX столетия.
Правомерен вопрос: если факт конструируется в соответствии с некоторой
теорией, а теория является его обобщением, то как возможно противоречие
между ними? Представляется, что ответ этот вопрос может быть найден на
следующем пути. Возможности теории не настолько ограничены, чтобы быть, как
сказал известный методолог И. Лакатос, «тюрьмой понятий». Развивающаяся
теория всегда является «открытой» системой, имеет внутренний источник и
резерв для расширения своих рубежей, для вовлечения в свою сферу
«чужеродных тел». Полиморфность языка теории позволяет исследователю
привлекать новые данные, которые не укладываются в господствующие
теоретические представления.
Теория, не выполняющая своих познавательных функций по отношению к новым
фактам, ставится под сомнение, но не в смысле ее полной непригодности и
абсолютной ошибочности. Устанавливаются границы ее развития и применимости,
отчетливо обозначаются рамки, внутри которых она сохраняет свою
объяснительную, предсказательную, систематизирующую и методологическую
функцию. Например, геометрия Евклида не потеряла своей ценности по
отношению к трехмерному пространству, хотя были изобретены неевклидовы
геометрии, для которых евклидова - лишь частный случай. В сфере
макрообъектов хорошо служит людям старая ньютоновская механика. Не
существует более точной экономической теории, которая с таким успехом
описывала бы эпоху «дикого» капитализма, как теория К. Маркса, и мы
являемся живыми свидетелями ее применимости в постперестроечное время.
Теории такого типа отличаются завершенным характером и дальше развиваются
только экстенсивно, за счет рассмотрения в принципе уже известных,
однородных или подобных по качеству объектов.
В то же время новые факты требуют своего собственного теоретического
осмысления (в соответствии с их стимулирующей функцией). Отсутствие
соответствующей теории означает кризисное состояние науки. Поиски, которые
начинаются в связи с этим, означают, что наука вступает в интенсивный
период своего развития, для которого характерны соответствующие формы
развития знаний - проблема и задача.


Задача и проблема


Под научной задачей будем понимать решаемый наукой вопрос,
характеризующийся достаточностью средств для своего разрешения. Если же
средств для разрешения недостаточно, то он называется научной проблемой.
Как и в структуре вопроса, в структуре задачи или проблемы прежде всего
выделяются: а) неизвестное (искомое), б) известное (условие и предпосылки
задачи или проблемы). Неизвестное тесно связана с известным. Последнее, во-
первых, указывает на те признаки, которыми должно обладать неизвестное и,
стало быть, в определенной мере раскрывает содержание неизвестного, а во-
вторых, фиксирует область неизвестного - класс предметов, среди которых
находится неизвестное, т.е. сообщает нечто о его объеме. Таким образом,
неизвестное в задаче или проблеме не является абсолютно неизвестным. Оно
представляет собой нечто такое, о чем мы кое-что знаем, и эти знания
выступают ориентиром и средством дальнейшего поиска.
Противоречия между теорией и фактами - главный источник появления проблем
и задач в науке. Источник, но еще не сама проблема или задача. Наличие
этого противоречия можно охарактеризовать как предпроблемное состояние
научных знаний. Проблема, а затем задача возникают при появлении
потребности в устранении противоречия.
Противоречие между теорией и фактами проявляет себя при использовании
теории как метода, средства достижения некоторых познавательных целей -
объяснения, предсказания, систематизация фактов. Удовлетворяя этому
требованию, включающиеся в теорию знания могут оказаться средствами:
а) достаточными и необходимыми для достижения познавательной цели;
б) достаточными, но ненеобходимыми;
в) не достаточными, но необходимыми;
г) не достаточными и не необходимыми;
д) внутренне противоречивыми.
Очевидно, что случаи а) и б) соотносятся с определением задачи, а в) и г)
- с определением проблемы. Случай г), как увидим, характеризует наличие
мнимых проблем науки. Рассмотрим эти случаи в указанной последовательности.
а) Знания как средства, достаточные и необходимые для достижения
познавательной цели. Этот случай характерен для хорошо сформулированных
задач. Здесь результат оптимально детерминирован наличными знаниями. Он уже
заключен в данных задачи и может быть получен на их основе дедуктивным
путем. В качестве элементарной иллюстрации можно взять задачу на сборку
механизма по соответствующей схеме (чертежу) при наличии полного набора
деталей. По принципу достаточности и необходимости составляются учебные
задачи в учебниках и учебных пособиях. Не редки подобные ситуации и в
научных исследованиях, особенно на их завершающих этапах.
б) Знания как средства, достаточные и ненеобходимые для достижения
познавательной цели. Эта ситуация описывается задачами с избыточными
условиями. Избыточность некоторой системы означает превышение объема
информации или меры сложности структур системы по сравнению с минимальными
значениями, необходимыми для достижения цели. Избыточные условия осложняют
вычленение данных, необходимых для нахождения правильного ответа, хотя он
неявно заключен в самой формулировке задачи и выводится из нее в
соответствии с определенными правилами преобразований. Хорошими моделями
задач этого типа являются многие загадки и головоломки. Они составляются
так, что в условия вводятся элементы, способные замаскировать правильные
ходы по нахождению ответа. Такие модели уже давно используются психологами
при сравнении мыслительных способностей людей.
Иллюстрацией задачи с избыточными условиями может служить следующий факт
из истории космонавтики. Известно, что идея реактивного принципа
перемещения в космическом пространстве у К.Э. Циолковского возникла в 1883
году, но прошло более 10 лет упорного труда, прежде чем для осуществления
перемещения в космосе была предложена ракета, о которой люди знали уже в
древности. Дело в том, что вопрос о перемещении космических кораблей долгое
время связывался с предвзятым мнением (т.е. с избыточным условием), что
ракета является транспортным средством только в воздушном пространстве.
Такой подход не давал возможности найти путь к правильному решению задачи.
Успех провинциального учителя был обусловлен тем, что он отбросил это
избыточное условие и взглянул на ракету как на средство передвижения
вообще.
Следует различать две разновидности избыточности: во-первых, «шум», т.е.
информацию, совместимую с условиями задачи и независимую от них; во-вторых,
информацию, совместимую с ними и зависимую от них. Первый случай является
особенно характерным на начальном этапе проникновения в сущность вещей и
процессов, на уровне их эмпирических описаний. Фиксация наиболее
существенных абстракций в условиях задачи позволяет отсеять случайное,
второстепенное, поверхностно-ограниченное и, таким образом, оптимизировать
задачу. Формулирование правил выделения абстракций такого рода - насущная
задача диалектической логики как теории познания сущности явлений. Во
втором случае в качестве избыточных средств могут выступать тавтологии,
эквивалентные выражения, следствия данных задачи и т.д. В устранении этой
избыточности большую роль играют правила формальной логики (частично об
этом речь шла в первом параграфе данной главы).
Анализ историко-научного материала убеждает в том, что устранение
избыточности нельзя рассматривать как нетворческую, механическую процедуру.
Одним из величайших достижений математической мысли является, например,
доказательство невозможности «квадратуры круга». Средства для такого
доказательства появились на том этапе развития математики, когда были
открыты трансцендентные числа и начала разрабатываться их теория. Но на них
нужно было обратить внимание, распознать и выделить в накопленном багаже
математических знаний, что и сделал немецкий математик Ф. Линдеман в 1882
году.
в) Знания как средства, не достаточные, но необходимые для достижения
познавательной цели. В этом случае мы имеем дело с действительными и хорошо
сформулированными проблемами. Их условия непротиворечивы, независимы и
одновременно неполны. Неполнота условий имеет своим следствием то, что
исследователь оказывается как бы на распутье, не может принять
обоснованного решения, ответ на проблему колеблется между некоторыми
альтернативами. Средства позволяют получить лишь частичный результат
-гипотезу, подлежащую дальнейшему исследованию.
Полнота условий проблемы и, следовательно, ее разрешимость достигается в
процессе синтетической деятельности в неопределенной среде, путем введения
различного рода ограничений и уточнений. Стремление разрешить проблему без
принятия такого рода мер ведет, как правило, к бесплодным дискуссиям, к
напрасной трате времени и средств. Подходящей моделью такого рода ситуаций
служит известная задача Льюиса Кэрролла «Обезьяна и груз»:

«Через блок, прикрепленный к крыше здания, переброшен канат, на одном
конце каната висит обезьяна, к другому привязан груз, вес которого в
точности равен весу обезьяны. Допустим, что обезьяна взбирается вверх по
канату. Что произойдет с грузом?»

Заданные условия здесь недостаточны для того, чтобы в полной мере
обосновать какое-либо однозначное решение. Ответ зависит от дополнительных
ограничений, используемых при его нахождении. Если не обращать внимание на
трение каната о блок, массу каната и блока, то обезьяна и груз будут
двигаться вверх с одинаковыми ускорениями. Их скорости в любой момент будут
равные, и за равные промежутки времени они пройдут равные расстояния. К
иному результату приведет учет массы блока, также трения и массы каната.
Именно с этим были связаны разногласия и неоднократно возникавшие на
страницах популярных изданий по физике споры относительно того, какое
решение считать правильным.
Чем больше не хватает средств для нахождения исчерпывающего ответа, тем
шире пространство возможностей решения проблемы, тем шире сама проблема и
неопределенней конечная цель. Многие из таких проблем не по силе отдельным
исследователям и определяют границы целых наук.
Формулировка всякой действительной проблемы содержит в себе подсказку,
где нужно искать средства, которых недостает. Они не находятся в сфере в
абсолютно неизвестного и обозначены в проблеме некоторым образом, наделены
некоторыми признаками. Например, для физиков долгое время остается загадкой
природа шаровой молнии. Вопрос «Какова природа шаровой молнии?»
подсказывает, что отыскиваемое должно быть подчиненным понятию причины,
неявно зафиксированному в предпосылке данного вопроса.
г) Знания как средства, не достаточные и не необходимые для достижения
познавательной цели. Эта ситуация характерна для плохо сформулированных,
диффузных проблем. В них, с одной стороны, имеется избыточная, но не
противоречивая информация, а с другой - требуются усилия по отысканию
данных, сужающих проблему к пределам, позволяющим применить аналитические
методы решения.
Использование недостаточных и ненеобходимых средств таит в себе
интересные следствия. Деятельность по достижению в условиях
недостаточности, как правило, стимулирует интеллектуальную активность
исследователя. В своем стремлении найти недостающие средства он испытывает
на пригодность имеющиеся у него возможности, находит новые, в том числе
такие, что являются избыточными и противоречащими по отношению к намеченной
цели. Но последние могут дать только побочный результат. По своей сущности
они не детерминированы поставленной целью и потому рассогласованы с ней.
Стремясь к цели, субъект познания, образно говоря, «не ведает, что творит».
Такого рода результаты древние греки назвали поризмами, и их в творческой
деятельности бывает не меньше, чем запланированных результатов.
д) Знания как средства, внутренне противоречивые. Противоречивость можно
рассматривать как разновидность избыточности. Ее появление допустимо
трактовать как итог присоединения к целестремительной системе некоторого
рода ограничений, исключающих достижение цели. Можно, например, построить
квадрат, равновеликий данному кругу, но если исходить из ограничивающего
условия, что в качестве средств построения должны использоваться лишь
циркуль и линейка, то цель окажется недостижимой. Противоречивость средств
ведет к возникновению мнимых проблем в науке. История науки и техники знает
немало примеров такого рода. Классический из них - проблема вечного
двигателя. Его идея противоречила фундаментальным принципам естествознания.
Поэтому данная проблема не имела решения. Доказательство невозможности
решения, которое считается наиболее трудным с методологической точки
зрения, влечет за собой переформулировку некорректно поставленного вопроса,
но уже без противоречия. В частности, вопрос «Как построить вечный
двигатель?» был в итоге заменен на вопрос «Возможно ли построить вечный
двигатель?».
Поризм - постоянный спутник подобного рода ситуаций. Многие из
незапланированных результатов в науке и технике появились как продукт
«великих ошибок», что сопутствуют процессу познания и преобразованию
человеком окружающего мира. Алхимики усовершенствовали технику химического
эксперимента, а их напрасные поиски «философского камня» привели к открытию
фосфора, изобретению технологии производства фарфора и т.д. История поисков
вечного движения тесно переплетена с историей установления основных законов
динамики и термодинамики.


Гипотеза


После того, как проблема или задача поставлена, начинается поиск ее
разрешения. На этом этапе развития научных знаний центральное место
принадлежит гипотезе.
Гипотеза - предполагаемое решение некоторой проблемы. Заведомо истинный,
как и заведомо ложный ответ на нее не может выступать в качестве гипотезы.
Ее логическое значение находится где-то между истинностью и ложностью и
может вычисляться в соответствии с законами теории вероятностей.
Главное условие, которому должна удовлетворять гипотеза в науке - ее
обоснованность. Этим свойством гипотеза должна обладать не в смысле своей
доказанности. Доказанная гипотеза - это уже достоверный фрагмент некоторой
теории.
Основания, на которые опирается гипотеза, являются положениями
необходимыми, но не достаточными для ее принятия. Это то, что называется
известным в проблеме, ее предпосылками. Между ними и гипотезой имеет место
отношение следования: по законам дедукции из гипотезы выводятся предпосылки
проблемы, но не наоборот. Если же в качестве посылок взять предпосылки
проблемы, а в качестве заключения - гипотезу (естественная ситуация в
процессе развития научных знаний), то логическая связь между ними выступит
в форме некоторого варианта редукции.
Характерно, что в случае задачи мы имеем дело с «вырожденным» случаем
гипотезы - одним полным, строго детерминированным ответом. В случае
проблемы с необходимостью выявляется более одной гипотезы, более одного
полного ответа, каждый из которых не является строго детерминированным.
Необходимым условием связи между проблемой и гипотезой является единый
понятийно-терминологический аппарат - требование, значение которого часто
недооценивается. Паранаучные соображения, как правило, игнорируют это
требование, и поэтому ошибаются даже выдающиеся ученые. Когда Галилей
столкнулся с непредвиденным поведением воды, которая не пошла за поршнем из
глубокого колодца, то это не вынудило его отказаться от мысли, что «природа
боится пустоты». Связанный концепцией здравого смысла и соответствующим ему
разговорным языком, он незначительно изменил ее, посчитав, что природа
боится пустоты не беспредельно и может поднять воду только на определенную
высоту. Меру этой боязни он определил в 18 флорентийских локтей. И.П.
Павлов для объяснения «непроизвольных движений» животных обратился к
понятиям воли, цели, желания, своеволия - понятиям, с которыми боролся всю
свою сознательную жизнь.
Когда Наполеон, получив экземпляр «Изложения системы мира» Лапласа,
сказал автору: «Ньютон в своей книге говорит о боге, в Вашей же книге я не
встретил имени бога ни разу», - Лаплас, глубоко верующий человек, ответил:
«Я не имел нужды в этой гипотезе, гражданин первый консул»1. Такую реакцию
великого ученого нетрудно понять, если учесть последовательность,
обусловленную преданностью той понятийно-языковой системе, которая была им
принята.
Всякая гипотеза имеет тенденцию превращения в достоверное знание. Это
превращение сопровождается дальнейшим обоснованием гипотезы, которое идет
теперь не со стороны проблемы, а со стороны внешнего материала, с которым
она соотносится. Этот новый этап обоснования называется проверкой гипотезы.
Проверка- достаточно сложная процедура и может сопровождаться различными
подходами - доказательством, опровержением, подтверждением, оспариванием.
Например, в 1846 году И.Г. Галле доказал гипотезу, выдвинутую У.Ж.Ж.
Леверье о местонахождении и траектории новой планеты, которая потом была
названа Нептуном. Доказательство состояло в том, что И.Г. Галле просто
выявил ее в процессе визуального наблюдения там, куда указал И.Ж.Ж.
Леверье.
В 1774 году Дж. Пристли, выделив кислород («дефло-гистированный воздух»)
и установив, что этот газ поддерживает горение, оспорил флогистоновую
гипотезу. Кислородная гипотеза горения нашла дальнейшее подтверждение (и
достаточно сильное) в работах А.Л. Лавуазье 1785 года.
Очень часто ученым приходится безвозвратно отказываться от гипотезы в
связи с ее опровержением. Такая судьба оказалась у гипотезы истечения
Ньютона, в соответствии с которой считалось, что скорость распространения
света в стекле, воде т.д. является более высокой, чем в воздухе, у гипотезы
вечного двигателя в связи с открытием законов сохранения и др.
В борьбе конкурирующих гипотез большую роль играют так называемые
решающие эксперименты. Они проводятся тогда, когда из этих гипотез удается
дедуцировать следствия, противоречащие друг другу, но которые можно
сопоставить с данными эксперимента. Подтверждение следствий одной гипотезы
будет свидетельствовать об опровержении следствий другой. Последнее
означает, что и гипотеза, из которой получены такие следствия, также должна
быть признана ложной. Гипотеза, альтернативная ей, хотя и не признается
пока истинной, но приобретает большую вероятность.
Достижение многих целей невозможно без разрешения комплексов проблем и
задач. Рассматривая эти комплексы, мы с необходимостью выходим на одно из
важнейших, но слабо изученных понятий методологии науки - понятие научно-
исследовательской программы.
Научно-исследовательскую программу можно представить как иерархию задач и
проблем по достижению творческого результата. Не исключается, что в
качестве такового может выступать некоторая общечеловеческая ценность,
например, истина или творчество само по себе. Это делает научно-
исследовательскую программу иерархической системой, обладающей нежесткими,
даже расплывчатыми характеристиками. Принципиально нежесткими должны быть
программы, направленные на исследование самоорганизующихся систем.
Тем не менее в структуре научно-исследовательской программы, жесткая она
или же нет, правомерно выделять хотя бы некоторые промежуточные и конечные
цели, соотношение которых со средствами означает постановку соответствующих
задач или проблем. В зависимости от характера последних нужно различать
программы реализуемые и нереализуемые, реализуемые актуально и
потенциально, оптимальные и неоптимальные. В отличие от нереализуемой
программы реализуемая в своей структуре содержит разрешимые задачи и
проблемы. Программу, реализуемую актуально, можно представить как
совокупность субординированных разрешимых задач. В ней разрешение задачи Zk
по достижению конечной цели упреждается решением задачи Zk-1 по достижению
промежуточной, точнее, предконечной цели; Zk-1 предваряется решение Zk-2 и
т.д. Структура потенциально реализуемых программ отличается наличием не
только актуально разрешимых задач, но и проблем. Оптимальной является
актуально реализуемая программа, у которой условия каждой задачи не
являются избыточными, т.е. они необходимы.
Таким образом, формы развивающихся знаний находятся между собой в
неразрывной связи и взаимообусловленности. В то же время в процессе
научного исследования каждая из них соответствует строго определенному
этапу. Ориентация в этих формах, знание методологических требований -
необходимое качество каждого исследователя.





Реферат на тему: Требования к оформлению кадровых документов



СОДЕРЖАНИЕ



ПОНяТИЕ И ВИДЫ КАДРОВЫХ ДОКУМЕНТОВ 3


Трудовые контракты 5


Приказы по личному составу 8


Трудовые книжки 11


Личные карточки 13


Личные дела 15


Литература 21



Понятие и виды кадровых документов

Совокупность документов, в которых зафиксированы этапы трудовой
деятельности сотрудников, называется документацией по кадрам (личному
составу, персоналу). К таким документам относятся:
> трудовые контракты (договоры), заключенные предприятием с работником;
> приказы по личному составу (о приеме, увольнении, переводе
сотрудника);
> трудовые книжки;
> личные карточки формы Т-2;
> личные дела;
> лицевые счета по заработной плате.
Прием на постоянную работу должен сопровождаться составлением
документов по следующей схеме:
| | |Трудовой контракт (договор) с работником | | |
| | | | | |
| | |Приказ о приеме на работу | | |
| | | | | |
|Запись в трудовой | |Личная карточка | |Лицевой счет по |
|книжке | |ф.Т-2и/или личное дело | |заработной плате |

Одним из основных документов, регулирующих правоотношения предприятия
с работником, является трудовой контракт (договор). После подписания
контракта издается приказ о приеме сотрудника.
На оснований приказа о приеме оформляется личная карточка формы Т-2
(или заводится личное дело), делается запись в трудовой книжке.
Копии приказа о приеме поступают в личное дело и в бухгалтерию, где
поступившему работнику присваивается табельный номер и на него заводится
лицевой счет по зарплате.
Увольнение работника производиться по следующей схеме:
| | |Заявление работника об увольнении | | |
| | | | | |
| | |Приказ об увольнении | | |
| | | | | |
|Запись в трудовой книжке | |Запись в личной карточке |
| | |ф.Т-2и/или личном деле |

Заявление об увольнении, работник пишет за две недели до
предполагаемого срока увольнения с работы и предоставляет его на
согласование руководителю (статья 31 КЗОТ РФ). Руководитель фирмы издает
приказ по личному составу об увольнении, в соответствии с которым делается
запись в трудовой книжке и в личной карточке ф.Т-2. Копии приказов
поступают в личное дело работника и в бухгалтерию, где на основании приказа
производится полный расчет с работником.
При переводе работника на другую должность в рамках фирмы порядок
оформления документов осуществляется по следующей схеме:
| | |Приказ по л/с о переводе на другую | | |
| | |должность | | |
| | | | | |
|Запись в трудовой | |Запись в личной карточке| |Запись в лицевом |
|книжке | |ф.Т-2 и/или личном деле | |счете по заработной|
| | | | |плате |

Руководитель фирмы издает приказ по личному составу о переводе
сотрудника на другую должность, на основании которого делается
соответствующая запись с указанием новой должности в трудовой книжке и в
личной карточке ф. Т-2. Копии приказа направляются в личное дело и в
бухгалтерию и, в случае изменения оклада, производится соответствующее
изменение в лицевом счете по заработной плате.

Трудовые контракты

Трудовой контракт (договор) — документ, фиксирующий согласие сторон об
установлении трудовых правоотношений и регулирующий их. Сторонами трудового
контракта, являются предприятие (работодатель) и работник (контрактант).
В соответствии со статьей 18 КЗОТ, РФ трудовой контракт должен
заключаться в письменной форме. Письменная форма контракта повышает
гарантии сторон в реализации достигнутых договоренностей по важнейшим
условиям труда.
При заключении контракта, рекомендуется указывать следующие основные
условия:
> место работы (наименование предприятия, куда принимается работник, его
адрес);
> конкретную работу в соответствии с квалификацией по определенной
профессии или должности, которую должен выполнять работник;
> дату начала работы и ее окончания, если заключается срочный трудовой
контракт;
> оплату труда;
> обязанности, предприятия по обеспечению охраны труда.
Контракт может содержать и дополнительные условия, конкретизирующие
обязательства сторон. К их числу можно отнести:
> испытательный срок;
> совмещение профессий (должностей);
> повышение квалификации;
> дополнительный отпуск и др.
Контрактная форма найма, организации и оплаты труда распространяется
на следующие категории работающих:
> на постоянных работников;
> на временных работников;
> работающих на основном месте работы;
> работающих но совместительству.
В трудовом контракте определяются обязанности работника в соответствии
с той профессией или должностью, на которую он принят, или делается ссылка
на соответствующую должностную инструкцию, разработанную и утвержденную
руководством предприятия.
Согласно КЗОТу РФ (статья 17) трудовой контракт может заключаться на
неопределенный срок, на определенный срок не более 5 лет, на время
выполнения определенной работы.
В трудовом контракте указывается размер должностного оклада работника,
различные надбавки и доплаты стимулирующего и компенсационного характера:
за высокую квалификацию; за профессиональное мастерство; за личный трудовой
вклад и др.
По соглашению сторон эти надбавки могут быть конкретизированы и в
отдельных случаях могут быть увеличены или уменьшены по сравнению с общей
нормой, предусмотренной в организации.
Наряду с доплатами стороны могут договориться об иных видах поощрений,
например, о дополнительном отпуске, повышенном вознаграждении по итогам
работы за год и т. п.
При заключении трудового контракта не могут устанавливаться по
согласованию сторон следующие условия:
> основания увольнения работника;
> дисциплинарные взыскания, не предусмотренные законодательством;
> введение для работников полной материальной ответственности, кроме
случаев, предусмотренных статьей 121 КЗОТ РФ.
Контракт составляется в двух экземплярах, подписывается руководителем
и работником, заверяется печатью. Один экземпляр контракта хранится на
предприятии, второй — у работника.
Трудовые контракты могут включаться в состав личных дел работников
предприятия. В этом случае их срок хранения соответствует сроку хранения
личных дел (75 лет). Если личные дела не заводятся, контракты формируются в
отдельное дело по алфавиту фамилий работников. Трудовые контракты хранятся
75 лет - "В", если отсутствуют по каким-либо причинам приказы по личному
составу, и - 5 лет после увольнения работника при наличии приказов.

Приказы по личному составу

Приказами по личному составу оформляются прием, увольнение и перевод
сотрудников предприятия. Заключение трудового контракта с работниками не
исключает издание приказа по личному составу о его зачислении на работу
(статья 18 КЗОТ РФ).
Приказы по личному составу группируются в отдельное дело и имеют
самостоятельную нумерацию с добавлением индекса "л/с" (№ 1 л/с, №2 л/с...).
Оформляются приказы по личному составу на бланках предприятия для
внутренних документов.
Реквизит "заголовок к тексту" приказа по личному составу может быть
оформлен следующим образом: "О приеме на работу Зотова А.В.", "Об
увольнении Гудкова Л.И.", "Об изменении штатов АО" (если приказ касается
приема и увольнения сразу нескольких сотрудников).
Текст приказа делится на констатирующую и распорядительную части. В
первой части приказа могут быть указаны причины его издания/например, факты
нарушения трудовой дисциплины. По усмотрению руководителя констатирующая
часть приказа может не указываться.
Вторая, распорядительная часть приказа, начинается словами:
"НАЗНАЧИТЬ", "УВОЛИТЬ", "ПЕРЕВЕСТИ", которые печатаются от границы левого
поля. После них, следующей строкой указывается фамилия работника
(прописными буквами), имя и отчество (без сокращений), должность, срок
увольнения, назначения или перевода; статья КЗОТ РФ (в случае увольнения).
При приеме на работу указывается оклад работника, вид приема (постоянная
или временная работа), с испытательным сроком или без него и т. п.
Приказы по личному составу могут составляться на нескольких
сотрудников вне зависимости от того, принимаются они на работу или
увольняются. Такие приказы состоят из нескольких пунктов, каждый из которых
касается отдельного сотрудника.
Тексты приказов по личному составу, как правило, однотипны и могут
быть представлены в формализованном виде.
Аналогично можно составить приказ об увольнении, для этого необходимо
изменить:
> в реквизите "заголовок" фразу "О приеме" на "Об увольнении...";
> графу "вид приема" на "причину увольнения";
> графу "дата приема" на "дату увольнения".
В графе "основание" указываются документы, послужившие причиной
увольнения (заявление, докладная или объяснительная записка) или статья
КЗОТ РФ, соответствующая причине увольнения.
Приказы о переводе на другую должность внутри предприятия также могут
быть представлены в формализованном виде. В этом случае следует указать
новую должность и оклад, новое структурное подразделение и вид перевода.
Если перевод временный, необходимо указать его срок.
Приказы по личному составу визируются юрисконсультом, заместителем
директора по кадрам или другим должностным лицом, в обязанности которого
входит работа с персоналом фирмы.
Приказы по личному составу объявляются работнику под расписку (статья
18 КЗОТ РФ). Отметка об ознакомлении с приказом проставляется ниже
реквизитов "подпись" и "виза" самим работником и содержит следующее: "С
приказом ознакомлен", подпись работника и дату ознакомления. Особенно
необходима эта отметка на приказах об увольнении, т. к. при возникновении
трудовых споров работник вправе обратиться в суд в месячный срок со дня
ознакомления с приказом (статья 211 КЗОТ РФ).
Приказы по личному составу хранятся 75 лет (статья 19 б "Перечня
документов с указанием сроков хранения").
В процессе деятельности организации могут издаваться другие приказы по
работе с кадрами: о поощрениях, взысканиях, отпусках, и т.п., срок хранения
которых не превышает 3 года (статья 19б). Такие приказы имеют индекс (№1 к,
№2 к...) и формируются в самостоятельное дело.
Чтобы сократить количество деловых "бумаг", издаваемых по стандартным
ситуациям, разработаны бланки, содержащие сразу несколько документов.
Например, при оформлении отпуска заполняется бланк отпускной записки на 1
листе, включающий заявление, распоряжение и расчет заработной платы. Приказ
о предоставлении отпуска в этом случае не составляется, т.к. записка об
отпуске содержит распоряжение руководителя, и следовательно, имеет силу
приказа.

Трудовые книжки

Трудовые книжки на работников ведутся на всех предприятиях,
организациях независимо от формы собственности.
Трудовая книжка относится к числу основных документов, подтверждающих
общий, непрерывный, и специальный стаж работы (статья 39 КЗОТ РФ). Законом
запрещается иметь несколько трудовых книжек.
При приеме на работу трудовую книжку представляют лицу, ведущему
документацию по личному составу.
На работника, поступающего на работу впервые, заводится трудовая
книжка, которая заполняется в его присутствии не позднее недельного срока
после приема на работу. Записи в трудовой книжке производятся на основании
паспорта и документов, подтверждающих образование и профессию.
На титульном листе трудовой книжки указывается фамилия, имя и отчество
работника полностью без сокращений. Дата рождения в трудовой книжке должна
содержать число, месяц и год.
Сведения об образовании (среднее, среднее специальное или высшее) и
специальности или профессии указываются на основании документов:
аттестатов; дипломов; сертификатов; справок, если образование незаконченное
высшее.
На титульном листе обязательно ставится подпись лица, выдавшего
трудовую книжку, и печать предприятия, где она была впервые заполнена;
Запись на последующих страницах трудовой книжки начинается простановки
штампа предприятия или написания от руки наименования предприятия,
например, АО "ЭВРИС".
Если предприятие изменило свое название, то делается запись о дельной
строкой, например АО "ГЭЗ" с 01.01.95 переименовано в ЗА "ГЭЗ и Со".
В графе 1 проставляется порядковый номер записи,
В графе 2 — дата приема (09.10.1998),
В графе 3 — указание действия и должность (принята на должность
менеджера; уволена по собственному желанию; переведена на должность
начальника отдела),
В графе 4 — основание (приказ от 07.10.98 № 17 л/с).
Все записи производятся в точном соответствии с приказом о приеме,
переводе или увольнении аккуратно, без зачеркиваний и помарок). Если все же
возникает необходимость исправлений, то они оговариваются и заверяются
подписью должностного лица и печатью.

Личные карточки

Основным документом по учету персонала предприятия является личная
карточка формы Т-2, которая заводится на всех работников предприятия,
принятых на постоянную или временную работу.
Все записи в карточке делаются на основании документов,
предоставленных работником. На основании паспорта, в разделе I "Общие
сведения" указываются фамилия, имя, отчество, год и месяц рождения, номер,
серия паспорта, когда и кем выдан, домашний адрес. Данные об общем и
непрерывном стаже работы, а также о перемещениях сотрудника указывают на
основании записей в трудовой книжке. Для заполнения раздела II "Сведения о
воинском учете" данные берутся из военного билета работника.

В новом варианте личной карточки исключены устаревшие позиции
(национальность, партийность, членство в ВЛКСМ и профсоюзе).
В обязательном порядке проставляется дата заполнения личной карточки и
личная подпись работника.
На оборотной стороне карточки содержатся разделы III "Назначения и
перемещения", IV "Отпуска", V "Дополнительные сведения" и "Дата и причина
увольнения". Наиболее важными являются сведения раздела III и "Дата и
причина увольнения".
Записи в этих разделах должны содержать ссылки на даты и номера
приказов о назначении, перемещении или увольнении работника. Эти сведения
должны заполняться с особой аккуратностью, т.к. они нередко служат
основанием для подтверждения трудового стажа работника. В конце каждой
записи в разделе "Назначения и перемещения" должна стоять подпись
работника, на которого заведена карточка.
В разделе "Дополнительные сведения" записываются данные о повышении
квалификации, знании иностранного языка, второй специальности, инвалидности
и т. п.
Заполняются личные карточки рукописным или машинописным способом
лицом, ответственным за работу с персоналом фирмы или секретарем-
референтом. Все записи должны быть без сокращений. Личная карточка
заводится на работника в одном экземпляре, хранится в сейфе в отдельной
картотеке, составленной по алфавиту фамилий, работников.
Карточки уволенных сотрудников формируют в самостоятельное дело по
алфавиту (по трем первым буквам фамилии). Перед сдачей дела в архив все
карточки должны быть пронумерованы, на них составлена внутренняя. Срок
хранения личных карточек ф.Т-2 — 75 лет - "В" (статья 504 "Перечня
документов с указанием сроков хранения").

Личные дела


Личное дело (досье) представляет собой совокупность документов,
содержащих сведения о работнике. Личные дела могут заводиться па всех
работников предприятия, но чаще всего — на руководителей и ведущих
специалистов (при этом на остальных сотрудников оформляют личные карточки
ф.Т-2).
Предприятие вправе само решить вопрос о том, какие документы, личные
карточки или личные дела, заводить на сотрудников.
В состав личного дела должны входить следующие документы:
> внутренняя опись документов, имеющихся в личном деле;
> анкета или личный листок по учету кадров;
> автобиография или резюме;
> копии документов об образовании;
> копии документов об утверждении в должности;
> характеристики или рекомендательные письма;
> трудовой контракт (договор);
> копии приказов о назначении, перемещении, увольнении;
> дополнение к личному листку по учету кадров;
> справки и др. документы, относящиеся к данному работнику.
"Внутренняя опись документов, имеющихся в личном деде" содержит
сведения о порядковых номерах документов дела, их индексах, заголовках,
датах. Листы личного дела и его внутренней описи нумеруются отдельно.
Внутренняя опись подписывается се составителем с указанием должности,
расшифровки подписи и даты составления.
"Личный листок по учету кадров" содержит биографические сведения о
работнике, его образовании, выполняемой работе с начала трудовой
деятельности, семейном положении и др.
Личный листок заполняется от руки самим работником при поступлении на
работу. При его заполнении используются следующие документы:
> паспорт;
> трудовая книжка;
> военный билет;
> документ об образовании (диплом, удостоверение, сертификат,
свидетельство, аттестат), документы Высшей Аттестационной комиссии
(ВАК) о присуждении ученой степени и о присвоении ученого звания
(диплом и аттестат);
> документы об имеющихся изобретениях;
В графе "Образование" личного листка применяют формулировки:
"начальное", "неполное среднее", "среднее", "среднее специальное",
"незаконченное высшее", "высшее" — в зависимости от того, какой документ об
образовании имеется у работника.
В графу "Выполняемая работа с начала трудовой деятельности" сведения о
работе берутся из трудовой книжки. В этой графе фиксируется обучение в
учебном заведении, предшествующее трудовой деятельности.
В графе "Семейное положение" используются следующие формулировки:
"женат" ("замужем"), "развсден(а)", "вдовец (вдова)", "холост"
("незамужем"), после чего перечисляются все члены семьи с указанием степени
родства ("отец", "мать", "жена", "муж", "сын", "дочь"). При этом
указываются, фамилия, имя, отчество, год рождения каждого члена семьи.
В практике оформления приема на работу часто используется "Анкета" —
документ аналогичный "Личному листку по учету кадров". В отличие от личного
листка, анкета подписывается не только самим лицом, поступающим на работу,
но и сотрудником, ответственным за персонал фирмы.
В некоторых: коммерческих предприятиях поступающий на работу
предоставляет "Автобиографию" или "Резюме".
При формировании личного дела в него помещают копии документов об
образовании (аттестат, диплом, сертификат и др.). Копии можно снимать
только с подлинников этих документов.
Копии документов об утверждении в должности помещаются в личные дела
руководителей фирмы. Это может быть копия протокола заседания Совета
директоров или учредителей фирмы либо копия протокола собрания акционеров,
избравшего или утвердившего своим решением назначение должностного лица.
В том случае, если при приеме на работу или при утверждении в
должности представлялись характеристики или рекомендательные письма, они
также подшиваются в личное дело работника.
Трудовые контракты (договоры), заключенные с работником, могут входить
в состав документов личного дела или храниться отдельно. В личное дело
помещается полностью оформленный, подписанный директором и работником,
заверенный печатью экземпляр контракта.
"Дополнение к личному листку по учету кадров" - это документ,
предназначенный для фиксирования изменений в трудовой и личной жизни
сотрудника, произошедших после заполнения им личного листка по учету кадров
(или анкеты). Этот документ включает: фамилию, имя, отчество работника и
два раздела для внесения изменений дополнений, оформленные в виде таблицы.
В первом разделе фиксируются сведения о работе, о перемещениях по службе со
ссылкой на приказы по личному составу.
Во второй раздел заносятся сведения об изменениях в профессиональной и
л

Новинки рефератов ::

Реферат: Лаврентий Берия - представитель советской элиты (Государство и право)


Реферат: М.М.Богословский и его методология по изучению истории России (Государство и право)


Реферат: Битва под Курском (История)


Реферат: Архитектура аппаратно-программных средств распределенной обработки информации для интранет-технологии (Программирование)


Реферат: Театр марионеток (Искусство и культура)


Реферат: Мотивация труда банковских работников (Банковское дело)


Реферат: PENTIUM Processor. Технический обзор (Компьютеры)


Реферат: Язык рекламы (Психология)


Реферат: Електрообладнання автомобиля (Электрооборудование автомобиля) (Технология)


Реферат: Социологические воззрения Н.Я. Данилевского (Социология)


Реферат: Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи (Педагогика)


Реферат: ЛЮДИ, КОТОРЫЕ СМЕЮТСЯ, И ЛЮДИ, НАД КОТОРЫМИ СМЕЮТСЯ (Психология)


Реферат: Роль различных веществ в питании человека (Химия)


Реферат: История России 1991-96 (История)


Реферат: РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ (Бухгалтерский учет)


Реферат: Физическое воспитание в семье (Физкультура)


Реферат: Значение игры для всестороннего развития ребёнка (Педагогика)


Реферат: Пражская весна (История)


Реферат: Финансовые аспекты страховой медицины (Страхование)


Реферат: билеты (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист