GeoSELECT.ru



Литература / Реферат: "Необъятные силы" и трагическая участь Печорина (Литература)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: "Необъятные силы" и трагическая участь Печорина (Литература)



"Необъятные силы" и трагическая участь Печорина.

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто иль темно,

Меж тем под бременем познанья и сомненья

В бездействии состарится оно.
М. Ю. Лермонтов

Роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" написан в эпоху,
которую современники называли "безвременьем". Михаил Лермонтов поставил
перед собой задачу – описать целое поколение, понять его мысли.
Герой романа – человек трагической судьбы, который заключает в себе
"силы необъятные". Печорин постоянно ищет применения своим способностям.
Ему достаточно лишь захотеть, все в его силах, но поиски напрасны. Он
обречен особенностями своего психического склада на трагическое
одиночество. С самого начала романа герой душевно одинок. Неудачей
закончилась его попытка обрести естественное, простое счастье в любви
горянки Бэлы. Он смог влюбить ее в себя, но вместе с тем признается Максиму
Максимычу: "Любовь дикарки немногим любви знатной барыни; невежество и
простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой".
Печорин обречен на непонимание окружающих. Его внутреннего мира не
смог постичь и добросердечный Максим Максимыч, который не видел глубины
страданий Печорина после смерти Бэлы: "…его лицо ничего не выражало
особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя". Он просто
не привык передавать свои страдания так, чтобы их видели другие. И только
по оброненному замечанию, что "Печорин был долго нездоров, исхудал", мы
догадываемся о подлинной силе переживаний героя. Поэтому мы не можем
осуждать Печорина при последней встрече его со штабс-капитаном. Просто он
служил Григорию живым напоминанием о горьком прошлом. Его поведение не
является признаком духовной пустоты.
Особое внимание привлекают глаза Печорина, "которые не смеялись,
когда он смеялся… Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной
грусти". Прочитав роман до конца, мы убеждаемся о подлинности последних
слов данного высказывания. Печорин способен к искренним чувствам. Читая
главу "Княжна Мэри", мы на каждой странице слышим имя его возлюбленной,
женщины, которая поняла Григория Александровича и которую он, в конце
концов, потерял. Это Вера. Любовь Печорина оказывается трагичной и для него
самого, и для тех, кто его любит. Судьбы Бэлы, княжны Мэри и Веры
подтверждают это.
В своем отношении к Грушницкому Печорин благороден. Во время дуэли
он прилагает все усилия, чтобы вызвать в противнике раскаяние, пробудить в
нем совесть. Но старания напрасны. Грушницкий стреляет первым. Перед дуэлью
Печорин заключил сделку со своей совестью: "Я решил предоставить все выгоды
Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра
великодушия… Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба
меня помиловала". И Печорин не щадит Грушницкого. Но победа не доставила
ему радости.
Первое мнение о Печорине может быть ошибочно: "Он же просто эгоист!"
Белинский защищал Печорина от таких обвинений: "Вы говорите, что он –
эгоист? Но разве он не презирает и ненавидит себя за это? Разве сердце его
не жаждет любви чистой и бескорыстной?" На самом деле герой романа
устраивает испытания для других, он спрашивает себя: "А можем ли мы быть
друзьями?"
Печорин – человек противоречивый, неоднозначный. Роман нам
показывает незаурядный ум, проницательность молодого человека и его
чересчур тщательный выбор "попутчиков". Но ведь настоящий человек не бывает
исключительно хорошим. Печорин как бы поднес зеркало ко всему своему
поколению. Может, и нам стоит посмотреть в это зеркало. Печориных много и
среди нас.

Написал Кудерский Сергей, 10-й "А" класс, сш №51 г. Минска




Реферат на тему: "Необыкновенная история" И.А.Гончаров
РЕФЕРАТ

“Необыкновенная история”
И.А.Гончарова
ученика 10 класса 577 школы
Коренивского Сергея



СОДЕРЖАНИЕ:
1) О И.А.Гончарове
2
2) “Обыкновенная история”
3
3) Список используемой литературы 8



О И.А.Гончарове

“Обыкновенная история”, опубликованная в 1847 году в “Современнике”,


была первым художественным произведением И.А.Гончарова , появив-


шимся в печати.


Над “Обыкновенной историей” писатель работал в течении трех лет.


В статье автобиографического характера “Необыкновенная история”(1875-


1878) он писал : “ Роман задуман был в 1844 году, писался в 1845, и в 1846


мне оставалось дописать несколько глав “. Гончаров несколько вечеров


сряду читал Белинскому свою “Нобыкновенную историю”.Белинский был


в восторге от нового таланта, выступавшего так блистательно. До того,


как отдать свое произведение “на суд” Белинскому, Гончаров несколько


раз читал его в дружеском литературном кружке Майковых. Прежде чем


появиться в печати, роман претерпел много исправлений и переделок.


Вспоминая позднее 40-е годы, мрачную пору николаевского царствова


ния когда огромную роль в борьбе с феодально-крепостнической реак-


цией играла передовая русская литература, Гончаров писал : ”Крепостное


право,телесное наказание,гнет начальства, ложь предрассудков обществен-


ной и семейной жизни, грубость, дикость нравов в массе - вот что стояло


на очереди в борьбе и на что были устремлены главные силы русской ин-


теллигенции тридцатых и сороковых годов”.


“Обыкновенная история” показала, что Гончаров был чутким к интере-


сам своего времени писателем. В произведении нашли отражение измене


ния и сдвиги,которые происходили в жизни крепостнической России 1830-


1840 гг.Призывая к борьбе с “всероссийским застоем”, к труду на благо от-


чизны , Гончаров страстно искал вокруг себя те силы, тех людей которые


могли бы осуществить стоящие перед русской жизнью задачи.


“Обыкновенная история”


Сущность псевдоромантического миросозерцания, присущего значитель-


ной части идеалистически настроенной , оторванной от действительности


дворянской интеллигенции 30-х годов, вскрыта Гончаровым в образе ос-


новного героя романа - Александра Адуева. Почву, на которой вырас-


тало это явление, художник видел в дворянско - поместном , крепостни


ческом строе жизни , в барском помещичьем воспитании .


Романтическое восприятие жизни, возвышенные отвлеченные мечты


о славе и подвигах , о необыкновенном, поэтические порывы - кто не про


ходил в какой - то мере через все это в молодости , в “эпоху юношеских


волнений”. Но заслуга Гончарова как художника в том, что он показал, как


извращают и уродуют эти юношеские мечты и иллюзии барски - крепост


ническое воспитание .


Молодой Адуев о горе и о бедах знает только “по слуху” - “жизнь от пе-


лен улыбается ему”. Праздность , незнание жизни “преждевременно” разви


ли в Адуеве “сердечные склонности” и чрезмерную мечтательность. Перед


нами один из тех “романтических ленивцев”, барчуков ,которые привыкли


беспечно жить за счет труда других. Цель и счастье жизни молодой Адуев


видит не в труде и творчестве (трудиться казалось ему странным), а в “воз-


вышенном существовании”. В имении Адуевых царят “тишина.. неподвиж-


ность... благодатный застой”. Но в имении он не находит поприща для се


бя. И Адуев уезжает “искать счастья” ,”делать карьеру и фортуну - в Петер-


бург”. Вся фальшь житейских понятий Адуева начинает раскрываться в ро-


мане уже в первых столкновениях избалованного ленью и барством пле-


мянника - мечтателя с практическим и умным дядюшкой, Петром Иваны-


чем Адуевым.В борьбе дяди с племянником отразилась и тогдашняя,толь-


ко что начинавшаяся ломка старых понятий и нравов - сентиментальнос-


ти , карикатурного преувеличения чувства дружбы и любви, поэзия празд


ности , семейная и домашняя ложь напускных, в сущности небывалых


чувств , пустая трата времени на визиты, на ненужное гостеприимство и


т.д. Словом, вся праздная мечтательная и аффектационная сторона ста-


рых правов с обычными погрывами иности - к высокому,великому,изящ-


ному, к эффектам, с жаждой высказать это в трескучей прозе, всего более


в стихах.


Адуев-старший на каждом шагу безжалостно высмеивает напускную,


беспочвенную мечтательность Адуева-младшего.“Твоя глупая восторжен-


ность никуда не годиться “, ”с твоими идеалами хорошо сидеть в деревне”,


“забудь эти священные да небесные чувства, а приглядывайся к делу”. Но

молодой герой не поддается нравоучениям. “А разве любовь не дело? “ -

отвечает он дядюшке. Характерно , что после первой неудачи в любви

Адуев-младший жалуется “на скуку жизни, пустоту души”. Страница ро-

мана, посвященные, описанию любовных похождений героя, - разоблаче-

ние эгоистического,собственнического отношения к женщине,несмотря на

все романтические позы, которые принимает герой перед избранницами

своего сердца.

Восемь лет возился с Александром дядюшка. В конце концов племянник


его становится деловым человеком, его ждет блестящая карьера и выгод-


ный брак по расчету. От былых “небесных” и “вогзвышенных” чувств и


мечтаний не осталось и следа. Эволюция характера Александра Адуева,


показанная в “Обыкновенной истории”, являлась “обыкновенной” для час-


ти дворянской молодежи того времени. Осудив романтика Александра


Адуева, Гончаров противопоставил ему в романе другое, бесспорно по


ряду черт более положительное, но отнюдь не идеальное лицо - Петра Ива-


новича Адуева. Писатель, не бывший сторонником революционного преоб-


разования феодально-крепостнической России, верил в прогресс, основан-


ный на деятельности просвещенных, энергичных и гуманных людей. Одна-


ко в произведении нашли отражение не столько эти взгляды писателя, коль-


косуществовавшие в реальной действительности противоречия,которые нес


ли с собой шедшие на смену “всероссийскому застою” буржуазно - капита-


листические отношения. Отвергая романтизм адуевского толка, писатель


вместе с тем чувствовал неполноценность философии и практики буржуаз-


ного “здравого смысла”, эгоизм и бесчеловечность буржуазной морали аду-


евых-старших. Петр Иваныч умен, деловит и по-своему “порядочный чело-


век”. Но он в высшей степени “безразличен к человеку, к его нуждам, инте-


ресам”.”Смотрят, что у человека в кармане да в петлице фрака, а до осталь-


ного и дела нет”,-говорит о Петре Иваныче и ему подобных его жена Лиза-


вета Александровна о своем супруге :”....что было главной целью его тру-



дов? Трудился ли он для общей человеческой цели, исполняя заданный ему


судьбою урок, или только для мелочных причин, чтобы приобресть между


людьми чиновное и денежное значение, для того ли, наконец, чтобы его не


гнули в дугу нужда, обстоятельства? Бог его знает. О высоких целях он раз-


говаривать не любил, называл это бредом , а говорил сухо и просто, что на-


до дело делать”.


Александр и Петр Иваныч Адуевы противопоставлены не только как про-


винциальный дворянин- романтик. и делец-буржуа, но и как два психоло-


гически противоположные типа. “Один восторжен до сумабродства, дру-


гой - ледян до ожесточения”, - говорит Лизавета Александровна о племян-


нике и муже.


Гончаров стремился найти идеал, то есть нормальный тип человека не в



Адуеве-старшем и не в Адуеве-младшем, а чем-то ином, третьем, в гармо-


нии “ума” и “сердца”. Ясный намек на это содержится уже в образе Лизаве-


ты Александровны Адуевой, несмотря на то, что “век” ее “заел” , по спра-


ведливому замечанию Белинского, Петр Иваныч.

К числу этих замечательных образов следует отнести не только Лизавету

Александровну, но и Наденьку.

Дочь несколькими шагами - впереди матери. Она без спросу полюбила


Адуева и почти не скрывает этого от матери или молчит только для прили-


чия, считая за собою право распоряжаться по-своему своим внутренним ми


ром и самим Адуевым , которым, изучив его хорошо,овладела и командует.


Это ее послушный раб, нежный, бесхарактерно-добрый,что-то обещающий,


но мелко самолюбивый , простой, обыкновенный юноша,каких везде - куча.


И она приняла бы его, вышла бы замуж - и все пошло бы обычным ходом.


Но явиласчь фигура графа, сознательно-умная, ловкая, с блеском. Наденька


увидала , что Адуев не выдерживает сравнения с ним ни в уме, ни в характе-


ре, ни в воспитании. Наденька в своем быту не приобрела сознания ни о ка-


ких идеалах мужского достоинства, силы и какой силы? Ее достало разгля-


деть только, что она видела тысячу раз во всез других юношах., с которыми


танцевала , немного кокетничала. Она на минуту прислушалась к его стихам.


Она ждала , что сила, талант кроются там. Но оказалось, что он только пи-



шет сносные стихи, но о них ни кто не знает , да еще дуется про
себя на


графа за то,что этот прост, умен и держит себя с достоинством. Она переш-


ла на сторону последнего: в этом пока и состоял сознательный шаг русской


девушки - безмолвная эмансипация, протест против беспомощного для нее


авторитета матери.


Но тут и кончилась эта эмансипация . Она сознала, но в действие
своего


сознания не обратила, остановилась в неведении, так как и самый момент


эпохи был моментом неведения.

“Обыкновенная история” сразу же поставила Гончарова в первый ряд

прогрессивных писателей-реалистов. В “Обыкновенной истории” в полной


мере сказался сильный и оригинальный талант Гончарова, призванного ма-

стера русского реалистического романа.



Список используемой литературы:
1) Собрание сочинений И.А.Гончарова
2) Собрание сочинений В.Г.Белинского
3) “Творчество И.А.Гончарова” А.Рыбасов




Новинки рефератов ::

Реферат: Пирамида Хеопса (История)


Реферат: Гадание (Культурология)


Реферат: Разработка гидропривода технологического оборудования (Технология)


Реферат: Особенности административной, дисциплинарной и гражданско-правовой ответственности в медицинской практике (Государство и право)


Реферат: Опека и попечительство в гражданском праве РФ (Гражданское право и процесс)


Реферат: Договора ОСВ 1 и ОСВ2. Проблемы ратификации (Политология)


Реферат: Образование США и их экономическое развитие в 19 веке (История)


Реферат: Московское княжество (История)


Реферат: Бухгалтерский учет денежных средств на примере ООО "Мото-Мир" (Бухгалтерский учет)


Реферат: Голосование избирателей: выборы, референдум (Право)


Реферат: КСЕ (Естествознание)


Реферат: Неизвестные страницы Холодной войны (История)


Реферат: Бухгалтерский учет в торговле в Украине (Бухгалтерский учет)


Реферат: Христианство и культура Киевской Руси (Культурология)


Реферат: Обществоведение в 20 веке (Социология)


Реферат: Дети из неблагополучных семей (Психология)


Реферат: Селекция (Биология)


Реферат: Волоконно-оптическая система передачи (Программирование)


Реферат: Стратификация и классовая структура (Социология)


Реферат: Формирование грамматических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист