GeoSELECT.ru



Теория государства и права / Реферат: Право и система права (Теория государства и права)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Право и система права (Теория государства и права)



Институт Экономики Управления и Политологии


г. Москва


Теория государства и права



Реферат



Тема: «Право и система права»



Преподаватель: Губанов Андрей Васильевич



группа Ю-12Д
17.03.99


Содержание


1. Вступление


2. Понятие и признаки права


3. Право в трактовке Джона Локка


4. Система права: понятие и признаки


5. Заключение


6. Литература



1. Вступление


Право возникает одновременно с государством на основе ранее сложившихся
обычаев. Каждый народ создает свою систему права для регулирования вновь
сложившихся отношений между отдельными индивидами, социальными группами,
классами и т. д. Для различных режимов создаётся соответствующая правовая
база. При переходе к иной обшественно-экономической формации, как правило,
меняется и право, но в ряде случаев право может лишь незначительно
измениться.



2. Понятие и признаки права

Право - одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе,
действия и поведение людей, функционирование объединений и гос. органов.
Право характеризуется общеобязательностью его правил, их определенностью,
применением единого масштаба и меры к ситуациям и отношениям, имеющим
одинаковые правовые признаки, поддержкой и охраной авторитетом и силой
государства. Право закрепляется в официальных документах государства;
устанавливая всеобщую форму отношений, оно определяет меру свободы людей,
их объединений, государственных органов во взаимоотношениях между ними и
гарантии этой свободы. Право направлено на обеспечение устойчивости,
организованности, оптимальных условий функционирования общественного
организма.
Специфика и роль права в жизни общества и его субъектов обусловлены
тесной связью с государством и характером этой связи. Именно здесь отличие
права от других нормативных систем, регулирующих общественную жизнь: норм
морали, религии, традиционных поведенческих стереотипов и т. д. Только
государство в состоянии обеспечить через механизм власти, управления,
правосудия, разработку и реализацию единых, общеобязательных, четко
определенных типовых масштабов для взаимоотношений и поведения в обществе,
нарушение которых является «невыгодным», т.к. влечет установленные для этих
случаев государственные меры воздействия. В то же время, право не только
поддерживается и обеспечивается государством, но, в свою очередь,
поддерживает и обеспечивает его. Право выражает ценностные ориентации для
гос. политики и подкрепляющего её общественного мнения; непосредственно
регулирует деятельность гос. органов и определяет условия деятельности
политических объединений; противостоит попыткам произвола и беззакония. Для
концепции правового государства характерно признание связанности любых его
органов, как и государства в целом, предписаниями права, пока они не
изменены в установленном порядке.
Право - исторически обусловленное социальное явление. Его обособление
от других нормативных систем, регулирующих общественную жизнь, связано с
качественным усложнением производства, политической и духовной жизни
общества в классовую эпоху, с обособлением личности как участника
общественных отношений, с резюмирующим эти тенденции формированием
государства, для которого необходим механизм общеобязательного социального
регулирования. Развитие права происходило и происходит в конкретно-
исторических условиях; оно шло от санкционирования государством
закономерностей общения и деятельности, которые выражались в обычаях,
устойчиво повторяющихся ситуациях производства, обмена, быта и т.п. Особое
место в становлении права занимали религиозные нормы, которые в древности
являлись одновременно и всеобщими нормами. Позднее осуществился переход к
правотворчеству: формулированию законодательной, исполнительной и судебной
властью законов, подзаконных актов и прецедентов.
Однако правотворческая деятельность состоит не в «изобретении» неких
«правил игры», содержание которых определяется произвольно. Нормы права
имеют объективную базу в виде закономерностей общественных отношений,
тенденций их развития. В ходе правотворчества эти тенденции и
закономерности улавливаются, открываются, и именно на их основе
формулируются общеобязательные правила поведения. Люди же, уполномоченные
разрабатывать нормы права, могут ошибаться в оценке объективных
потребностей общества или даже пытаться бороться с ними. Но, как показывает
исторический опыт, нормы права, «перескакивающие» существующие в обществе
условия и возможности, либо нацеленные на торможение прогрессивных
тенденция социального развития, долго не живут. Хотя это не исключает
значительного ущерба, который они могут причинить обществу и его членам.
Продолжая рассмотрение объективных корней права, следует указать на
обусловленность его, С одной стороны, экономическим строем, а с другой -
уровнем, характером, традициями и тенденциями его культуры. Право выражает
сложное взаимодействие этих детерминантов во всей их противоречивости, а
нередко и конфликтности. При этом надо учитывать и интенсификацию некоторых
из них, влияющую на целеполагание и содержание правотворчества. Например,
после второй мировой войны одной из основных идей развития правовых
государств, возникших на территории бывшего «третьего рейха», была
денацификация, устранение последствий гитлеровского режима; одна из
основных идей современного правотворчества в Российском государстве -
демократизация всех сфер общественной жизни и
т. д.
Право не только исторически обусловленная, но и динамическая система.
Смена социально-экономических формаций, изменения социальной структуры
общества, идеологии и психологии составляющих его классов, социальных слоёв
и групп, политическая борьба - всё это обусловливало и обуславливает
качественные изменения содержания права, его институтов и норм. И вместе с
тем можно констатировать идущую от античности тенденцию все более
последовательного отражения в теории права, его принципах, нормах и
институтах идеи справедливости, сбалансированного соотношения свободы и
ответственности. По замечанию Энгельса, говорить оправе вообще нельзя, не
затрагивая вопроса о соотношении необходимости и свободы. Это высказывание
полностью соотноситься с классическими суждениями Гоббса об основном смысле
права: «Не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе»,
категорическим императивом Канта, предусматривающим поступать так, «чтобы
свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого,
сообразной со всеобщем законом», мнением Гегеля отмечавшим, что заповедь
права гласит: «Будь лицом и уважай других в качестве лиц».
Право, будучи формой реализации государственной политики, призванной в
идеале стимулировать и поддерживать прогрессивные процессы общественного
развития, отнюдь не является вместе с тем безгласной служанкой политики.
Право - носитель ведущих социальных ценностей общества; оно закрепляет, в
частности, основные моральные ценности, беря их под правовую защиту.
Самостоятельной ценностью является принцип законности, само существование
которого обусловлено наличием правовой регулятивной системы. Поэтому право
содержит ориентиры для политики, построения и реализации её дерева целей,
выбора средств. Право устанавливает и границы одобряемой или допускаемой
обществом политической деятельности. Отсюда между правом и политикой могут
возникать не только отношения инструментального взаимодействия, но и
конфликтные отношения. Достаточно распространены, в частности, ситуации,
когда политические силы идут на обход норм права или их нарушение,
противопоставляя законность целесообразности, или, наконец, стремятся
внести в действующее право изменения во имя сиюминутных политических
интересов. Во всех этих случаях, однако, тактический успех превращается в
стратегическое политическое поражение, т.к. нарушение законности рано или
поздно влечёт утрату поддержки обществом.
Регулятивных эффект права зависит от разрешения органически
свойственного ему диалектического противоречия, выражающего необходимость
«обеспечить функционирование общества как единого организма в условиях
существования классов». Это противоречие проявляется и разрешается, вновь
проявляется и вновь разрешается в ходе борьбы и компромиссов социально
политических сил общества, заинтересованных вместе с тем в выработке
определенной равнодействующей для осуществления общих дел, вытекающих из
самой природы всякого общества. Право, таким образом, в обществе с
различными или даже противоположными классовыми интересами выступает не
только как инструмент господства определенного класса, но и как система
поддержания общих условий существования людей и общества, его устойчивости
и упорядоченности по отношению к дестабилизирующим воздействиям, тормозящим
развитие. В процессе развития общества «возникает потребность охватить
общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства,
распределения и обмена продуктов и позаботится о том, чтобы отдельный
человек подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило,
вначале выражающееся в обычае, становиться затем законом. Вместе с законом
необходимо возникают и органы, которым поручают его соблюдение...».
Сказанное позволяет выделить в праве ядро общечеловеческих ценностей,
интегрированных в общей и правовой культуры человечества и составляющих его
народов; национальные системы права, «семьи» родственных национальных
систем права.
Регулирующая роль права дифференцируется и конкретизируется
применительно к основным сторонам общественной жизни. Право регулирует
отношения собственности, труда и обмена его продуктами; определяют их
структуру, задачи и порядок функционирования государственного механизма,
отношения между органами государства и личностью. Право устанавливает права
и обязанности членов общества и гарантии их осуществления; определяет меры
борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения,
профилактику и порядок разрешения конфликтов; воздействует на некоторые
виды межличностных отношений, сущность которых прямо связана с интересами
общества как целостности, например, отношения в сфере семьи и воспитания
детей.
Таким образом, система права строиться по предмету регулирования,
группам общественных отношений. Вместе с тем используется и комплексный
подход, когда к регулированию определенной группы общественных отношений
привлекаются нормы и институты нескольких отраслей права в определенной
координации и субординации.
В систему права входят и правоприменительная практика, правосознание
общества,. Сквозные системообразующие идеи – руководящие принципы права
формируются в теории права, его доктрине, в программах деятельности
законодательной, исполнительной и судебной власти.
Внутренняя система права взаимодействует с международным правом:
системой норм и институтов, регулирующих отношения между государствами,
статус лиц и их объединений в международном общении. Эти нормы и институты
вырабатываются путем соглашений между государствами с участием
международных организаций.

3. Право в трактовке Джона Локка

Джон Локк (1632-1704) изложил свое политико-юридическое учение в труде
“Два трактата о государственном правлении”.
Локк полностью разделял идеи естественного права, общественного
договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности,
сбалансированности властей, законности восстания против тирана. Дж. Локк
развил эти идеи, видоизменил, дополнил новыми и интегрировал в целостное
политико-правовое учение - доктрину раннебуржуазного либерализма.
Эта доктрина начиналась с вопроса о возникновении государства. По Дж.
Локку, до возникновения государства люди пребывали в естественном
состоянии. В предгосударственном общежитии “нет войны всех против всех”.
Господствует равенство ,”при котором всякая власть и всякое право являются
взаимными, никто не имеет больше другого”. Однако, в естественном состоянии
отсутствуют органы, кот. могли бы беспристрастно решать споры между людьми,
осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных
законов. Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует
обычную размеренную жизнь. В целях надежного обеспечения естественных прав,
равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются
образовать политическое общество, учредить государство. Локк особенно
акцентирует момент согласия : “ Всякое мирное образование государства имело
в своей основе согласие народа”.
На закон и законность Локк возлагал очень большие надежды. В
установленном людьми общем законе, признанном ими и допущенном по их общему
согласию в качестве меры добра и зла для разрешения всех коллизий, он
усматривал первый конституирующий государство признак. Закон в подлинном
смысле - отнюдь нелюбое предписание, исходящее от гражданского общества в
целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона
имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение,
соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если
такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться
законом. Кроме того закону должны быть присущи стабильность и
долговременность действия.
Ратуя за режим законности, он натаивал на следующем положении: кто бы
конкретно ни обладал верховной властью в государстве, ему вменяется “
управлять согласно установленным постоянным законом, провозглашенным
народом и известным ему, а не путем импровизированных указов”. Законы тогда
способствуют достижению “главной и великой цели” государства, когда их все
знают и все выполняют. В государстве абсолютно никто, никакой орган не
может быть изъят из подчинения его законам. Высокий престиж закона
проистекает из того, что он, по Локку, решающий инструмент сохранения и
расширения свободы личности, который также гарантирует индивида от
произвола и деспотической воли других лиц. “Там, где нет законов, там нет и
свободы.”
Как все иные политические установления, как само государство,
позитивные законы создаются по воле и решению большинства. Локк поясняет,
что все совершаемое каким-либо сообществом делается исключительно с
одобрения входящих в него лиц. Всякое такое образование должно двигаться в
одном направлении, и необходимо, чтобы оно “двигалось туда, куда влечет его
большая сила, которую составляет согласие большинства”.
Поддерживание режима свободы, реализация “главной и великой цели”
политического сообщества непременно требуют, по Локку, чтобы публично-
властные правомочия государства были четко разграничены и поделены между
разными его органами. Правомочие принимать законы (законодательная власть)
полагается только представительному учреждению всей нации - парламенту.
Компетенция претворять законы в жизнь (исполнительная власть) подобает
монарху, кабинету министров. Их дело ведать также отношениями с
иностранными государствами. Имея в виду не допускать узурпации кем-либо
всей полноты государственной власти, предотвратить возможность
деспотического использования этой власти, он наметил принципы связи и
взаимодействия “отдельных ее частей”. Соответствующие типы публично-
властной деятельности располагаются им в иерархическом порядке. Первой
место отводится власти законодательной как верховной (но не абсолютной) в
стране. Иные власти должны подчиняться ей. Вместе с тем они не являются
пассивными придатками законодательной власти и оказывают на нее (в
частности, власть исполнительная) довольно активное влияние.


4. Правовая система: понятие
и признаки

Правовая система . - это совокупность
взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых сретств,
регулирующих общественные отношения, а также
элементов, характеризующих ,уровень правового развития той или иной
страны. Правовая система-это вся "правовая действительность" данного
государства. В этом широком понятии выделяются активные элементы,
тесно связанные между собой. Это:
-собственно право как система обязательных норм, выраженных
в законе, иных, признаваемых государством источниках
-правовая идеология -- активная сторона правосознания
-судебная(юридическая) практика

Понятие "правовая система" имеет существенное значение для
характеристики права той или иной конкретной страны. Обычно в этом
случае говорится о "национальной правовой системе",
например, Великобритании, Германии, и т.д.
Различия между правом разных стран значительно уменьшаются, если
исходить не из содержания конкретных норм, а из их более постоянных
элементов, использованных для создания, толкования, оценки норм. Сами
нормы могут быть бесконечно разнообразны, но способы их выработки,
систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых
не так уж много. Поэтому возникла группировка правовых систем в
"семьи".
Категория "правовая семья" служит для обозначения группы
правовых систем, имеющих сходные юридические признаки,
позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Это сходство
является результатом их конкретно-исторического и логического развития.
Одна из самых популярных - классификация правовых семей,
данная Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев:
идеологии, включающую религию, философию, экономические и
социальные структуры, и юридической техники, включающие в
качестве основной составляющей источники права.
Р.Давид выдвинул идею трихотомии - выделения трех основных
семей: романо-германской, англо-саксонской, и социалистической.
К ним примыкает остальной юридический мир, который получил
название "религиозные и традиционные системы".
Другая классификация была предложена К.Цвайгертом и
Г.Котцем в книге "Введение в правовые сравнения в частном
праве", вышедшей в 1971 году. В основу этой классификации
положен критерий "правового стиля".
"Стиль права" по мнению авторов, складывается из пяти
факторов: происхождение и эволюция правовых систем, своеобразие
юридического мышления, специфические правовые институты, природа источников
права и способы их толкования, идеологические факторы.
На основе этого различаются следующие "правовые круги":
романский, германский, скандинавский, англо - американский,
социалистический, право ислама, индуистское право. По существу,
получен тот же результат, что и у Р.Давида.
При этом, во всех случаях, не учитывается марксистско -
ленинская типология права, в основе которой лежит критерий
общественно-экономической формации (рабовладельческое право,
феодальное право, буржуазное право, социалистическое право).
А.Х.Саидов полает, что только единство глобальной марксистско -
ленинской типологии и внутритиповой классификации правовых
систем, дает возможность составить целостное представление о правовой
карте мира. Он выделяет внутри буржуазного типа права восемь правовых
семей: романо - германскую, скандинавскую, латино-американскую,
правовую семью "общего права", и дальневосточную правовую семью.
Они рассматриваются наряду с семьей социалистического права. В
пределах социалистической правовой семьи, теперь уже в историческом
аспекте, существовали относительно самостоятельные группы: советская
правовая система,
правовые системы соц. стран Европы, правовые системы соц. стран Азии,
и правовая система республики Куба.
Таким образом, существует несколько точек на классификацию
правовых систем настоящего и недалекого прошлого.
Теперь рассмотрим более подробно основные правовые семьи.



5. Заключение

Право определяет структуру самого государства, работу всех его основных
органов, регулирует наиболее устойчивые отношения, определяет статус и
положение гражданина. Право тесно переплетается с режимом, формой
правления. В обыденном сознании право отождествляется с законом.
Государство не может существовать без регулятора, каковым является право.

Выступая как необходимая форма государственной политики, а в
цивилизованном обществе как основная ее форма (политика через закон, его
исполнение и на основе закона), право одновременно является показателем
положения личности в обществе, гарантированности ее прав, инструментом их
охраны и реализации. Право в его подлинном смысле рассматривает человека,
его благо как цель, а не как средство функционирования общества.
Право может создаваться «под форму правления», для легитимизации той или
иной власти. Чаще всего право складывается на основе национального
менталитета, эволюционируя в процессе развития государства.



6. Литература



«Основы права» под ред. В. В. Лазарева
М. 1996г.


«Основы государства и права» под ред. О. Е. Кутафина
Юрист 1996г.

А. И. Демидов, А. А. Федосеев
«Основы политологии» М. 1995г.

«Политология» под ред. Радугина А. А.
М. 1997г.

«Философские концепции государства и права»
М. 1991г.




Реферат на тему: Право: понятие, признаки, виды, функции, принципы

Негосударственное обрАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АКАДЕМИЯ «КОНТИНЕНТ»



Факультет юриспруденция.



По предмету: Теория государства и права.

По теме:
«Право: понятие, признаки, виды, функции, принципы».



Выполнил:
студент группы Ю-11-И
Куликов Д.Н.



Москва

2001 год

ПЛАН

Введение.
Глава I Понятие, признаки и функции права.
Глава II Источники права.
Глава III Принципы и отрасли права.
Заключение.
Список используемой литературы.


Введение.

В далеком историческом прошлом имели место споры о понятии права и
государства, об их соотношении, они продолжаются и в настоящем. Современные
исследователи выделяют несколько подходов и определений права. Один из этих
подходов – позитивистский, другой непозитивистский.
Первые идеи о государстве и праве были выдвинуты ещё в эпоху
рабовладения. Первоначальные наиболее полные, системные знания о
государстве и праве были изложены в работах величайших мыслителей Древней
Греции – Платона и Аристотеля.
В учении Платона об идеальном государстве и праве лежит принцип
разделения труда. Разумность закона, по Платону, предполагает его
необходимое соответствие справедливости и праву, в социологическом аспекте
право понимание опирается на его учение. Платон рассматривает
справедливость, право и закон как социально-политические явления, как
элементы упорядоченной жизни. Платон под правом понимает справедливость и
разумность, рассматривает право как Божественный разум, он считал, что
право и закон – это не одно и то же, законы должны соответствовать праву.
Аристотель в своём учении проводит различия между естественным и
условным правом. Естественное право имеет одинаковое значение, не зависит
от признания или не признания людьми. Условное право существует благодаря
законодателям, Аристотель выступал против сведения всего права к праву
условному, установленному людьми. Разумность закона, по Аристотелю,
означает его правильность. Закон должен быть нейтральным, что означает его
возвышение над всеми людьми. Применение силы закона должно происходить в
рамках справедливости.
Тема «права» актуальна в наше время, так как является основой
практической юриспруденции, знание теории права развивает юридическое
мышление. Право является системой норм, санкционированной государством,
обязательной для исполнения всеми членами общества, оно закрепляет
отношение собственности, регламентирует порядок деятельности
представительных органов, органов государственного управления, определяет
меры борьбы с преступлениями и правонарушениями.
Право выполняет определяющую роль в формировании политико-правовой
культуры и политико-правового сознания.
Существует несколько подходов к изучению предмета права:
. государство – творец права, но очевидно, что это не всегда так,
государство должно открывать право действительности;
. либеральная концепция: право – продукт жизнедеятельности общества,
результат конфликта интересов людей. Основа права складывается в процессе
отношений людей, а государство лишь санкционирует правила или стереотипы
поведения в той или иной ситуации. Тогда государство, в случае нарушения
может принуждать нарушителя к совершению некоторых действий.
Всякое право предполагает соглашение. Например, при конфликте между
двумя людьми, но если они не договорятся, то начнут действовать каждый в
своих интересах, то это будет произвол по отношению друг к другу. Произвол
может быть не только по отношению друг к другу, но и со стороны чиновников.
Реализация права обычно происходит добровольно, но если граждане начинают
его нарушать, за этим следует юридическая ответственность.

Методы науки – способы изучения предмета науки, обозначают определённые
подходы и выражают общественные позиции. При изучении государства и права
используют общенаучные и частнонаучные методы. На основе общенаучных
методов изучаются общие закономерности государства и права в целом. На
основе частнонаучных методов исследуются отдельные стороны государства и
права в целом.

Существует несколько подходов к пониманию методологии права:

. Изучение методов исследования
. Совокупность методов применяемых в действительности
. Методология – как средство получения нового знания
Объект права – это реализация права. Реализация права - претворение
предписаний правовых норм в поведение субъектов права, реализующих свои
потребности и интересы в различных областях общественной жизни.
По характеру правореализуюших действий, обусловленных содержанием правовой
нормы, выделяют четыре формы реализации права:
Соблюдение - выполнение предписаний запрета (реализация запрещающей нормы);

Исполнение - исполнение соответствующей обязанности, активная деятельность
субъекта (реализация обязывающей нормы) ;
Использование - использование предоставленного права, полностью зависит от
волеизъявления субъекта права (реализация управомочивающей нормы) ;
Применение - властная организующая деятельность государства в лице его
органов, имеющая цель обеспечить адресатам правовых норм реализацию
принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за
данным процессом.
Субъект права - лицо, за которым право признает известные полномочия,
запретности, обязанности, таким образом способное вступать в юридические
правоотношения.
Теперь непосредственно рассмотрим понятие права, его признаки и
функции.
ГЛАВА I.

Понятие, признаки и функции права.
В данной главе я хотел бы рассмотреть понятия, признаки и функции
права. Юристы, безусловно, могут иметь противоречивые представления
относительно природы права. Но это различие мнений не является препятствием
для его существования и развития.
Право - единая система норм (правил), обязательная для всех членов
общества. Право, в узком значении — система общеобязательных социальных
норм, установленных или санкционированных государством; в более широком
смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина,
закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством. В государственно-
организованном обществе право закрепляет отношения собственности, механизм
хозяйственных связей, выступает как регулятор меры и форм распределения
труда и его продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое
право); регламентирует формирование, порядок деятельности представительных
органов, органов государственного управления (конституционное право,
административное право), определяет меры борьбы с посягательствами на
существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов
(уголовное право, процессуальное право), воздействует на многие формы
межличностных отношений (семейное право).
Существует несколько теорий о происхождении права.
Теологическая теория (некое первосущество создав человека, предписало ему
какой-то набор правил, например у христиан – 10 заповедей).
Намботивистическая теория (Ганс Хельбр – основоположник) – предполагает,
что существует некая основная норма, которая дана каждому человеку для его
ощущения, социально активные люди и формируют, согласно своим ощущениям,
конституционное право (второй уровень норм), затем избранные народом
законодатели, на их основе формируют текущее законодательство, а судьи и
администраторы приспосабливают его к реальности.
Теория естественного (возрожденного) права. Возникла в XVIII веке. Её
развитием занимались: Руссо, Локк и другие. Они полагали, что каждый
человек рождается с некоторым набором естественных и неотчуждаемых прав
(все равны), затем в результате каких-то конфликтов возникла необходимость
в механизме реализации этих прав (так как не все согласны, что “мои права
кончаются там, где начинается свобода другого”). Согласно этой теории
существующее в обществе право делится на две части: позитивное право
(которое выражено в законах, поддерживается государственным авторитетом,
каждая страна имеет своё право, это право должно соответствовать
справедливости) и естественное право (вечно, неизменно, выше позитивного
права, одинаково для всех народов). «Джон Локк отвергает теорию врожденных
идей, в частности факты истории и географии, учение врожденности
фундаментальных принципов морали и религии (включая идею Бога). Локк
показывает, что всеобщего согласия людей по поводу «первых принципов» (даже
основных законов логики) никогда не бывает, самоочевидность же некоторых
истин (например, истин арифметики) еще не свидетельствует об их
врожденности. В основе всякого знания, по Локку, лежат два вида
чувственного опыта: внешний и внутренний. Внешние предметы, воздействуя на
органы чувств, порождают «простые идеи»; душа при этом пассивна, это
«чистая доска», на которой опыт пишет свои письмена в виде ощущений или
чувственных образов вещей и их качеств. Внутренний же опыт основан на
рефлексии над собственной деятельностью души. Для соблюдения этих прав нам
и пришлось отдать их часть государству»[1].
Марксистская теория. Право – воля господствующего класса, облеченная в
форму закона и опирающаяся на принуждение со стороны государства.
Первоначально теория происхождения и понятия права строилась на концепции,
в которой право рассматривалось или как общественное отношение или как
правовое отношение. Государство видит совокупность отношений, которые и
оформляют в виде закона. Эта точка зрения была раскритикована в 38 году, и
право стало пониматься, как система правил поведения отражающих
господствующий способ производства и социально-экономическую формацию,
установленных или санкционированных государством. Это чисто нормативная
точка зрения.

Социологическая (Гарвардская) школа права - одно из направлений науки права
ХХ в. «Социологи исходили из того, что право формируется из общественной
практики, но свое юридическое закрепление находит в судебных решениях.
Сторонники социологической школы права считали, что действующие правовые
акты не всегда адекватны экономическим и социальным условиям»[2]. Основные
положения данной теории состоят в том, что всё право в обществе состоит из
двух частей: книжное «мёртвое» право, записанное в конституции; и
действующее «живое» право, в виде решений судебных органов, с которыми люди
сталкиваются в своей деятельности. В этой связи социологи придавали большое
значение свободе судейского усмотрения, т. е. меньшей связанности суда
правовыми нормами для защиты интересов личности. Крупнейший представитель
социологической школы права — американский ученый Р. Паунд. Широкое
распространение получила в США. Другое название – Гарвардская школа.



Существенные признаки права.


Одним из определяющих признаков, свойств права является нормативность.
Нормативность права носит всеобщий характер, то есть общие правила обращены
к населению всей страны, всему обществу, ставшие типичными. Нормативность
права носит общеобязательный характер, что выделяет право из других норм
социального поведения. Право обязательно санкционируется (или
устанавливается) государством. Также можно выделить следующие признаки
права: гарантированную возможность государственного принуждения, формальную
определённость, системность, публичность (соответствие в целом моральным
взглядам общества).
Функции права.
Под функцией права понимаются основные направления воздействия норм
права на общественные отношения, поведение, сознание людей.
Право прежде всего выполняет регулятивную и охранительную функции.
Регулятивная функция состоит в упорядочении общественных отношений, которые
представляются в виде прав, обязанностей, ответственности, задач. Важнейшим
средством регулирования общественных отношений является договор 1.
Регулятивная функция права воплощена в Конституции РФ. Охранительная
функция заключается в установлении мер ответственности за превышение прав
или неисполнение обязанностей. Охранительная функция воплощена в УК РФ.
Политическая функция - право является регулятором, организующим
политическую систему общества, устанавливает правила взаимоотношений между
ветвями власти и государственными организациями.
Воспитательная функция – формирует политико-правовую культуру и политико-
правовое сознание, воспитывает граждан в целях соблюдения закона.
Теоретическая функция – выражается в её способности описывать и объяснять
существенную юридическую практику, правовые системы, реальные явления и
процессы.
Методологическая функция – оказывает прямое влияние на процесс исследования
путей и способов познания предмета права.
Идеологическая функция – воплощена в Марксистской теории, в которой право
рассматривалось как общественное отношение или как правовое отношение.
Есть еще одна точка зрения на функции права. По мнению американского
юриста Лоуренса Фридмэна, основная функция права состоит в социальном
контроле поведения людей в обществе. Правовая система рассматривается как
часть системы социального контроля.
Другая функция – урегулирование спорных вопросов, конфликтов.
Следующая – перераспределение между людьми товаров и услуг 2. Функция
социального охранения состоит в том, что право можно рассматривать как
мускулы и скелет общества. Закон защищает право каждого человека 1.
Таким образом, право- это совокупность общеобязательных норм,
санкционированных государством, и опирающихся в своей реализации на
принуждение со стороны государства.



Глава II.

Источники права.

Источники права - внешние формы выражения правотворческой
деятельности государства. Следует отметить, что указы президента о
присвоении различных почетных званий деятелям науки, искусства не
являются источниками права.

Источники права:
Источник права - совокупность (система) правовых актов, содержащих
соответствующие нормы.
Одним из древнейших источников права является обычай – многократно
повторяющееся поведение в обществе, он складывается исторически. Но сам
обычай становится правовым обычаем в случае санкционирования и
использования судом.
Другой источник права судебный или административный прецедент.
Судебный прецедент – решение, вынесенное судом по конкретному делу,
обоснование которого считается правилом, обязательным для других судов при
решении аналогичных дел. Он может базироваться на обычае или деловом
обыкновении или целесообразности.
Следующим источником права можно назвать нормативный договор
(международный договор, решение, конвенции), но приоритет регулируется
государством. У нас наибольшей юридической силой обладает международный
договор, а также нормативно-правовой акт (самый распространенный) –
юридические нормы установленные государством и зафиксированные в письменной
форме, например- закон, нередко термин «закон» истолковывается широко: под
ним подразумевают совокупность всех правовых актов, в уголовно-
процессуальном праве закон- это принимаемый высшим представительным (
законодательным) органом акт, содержащий правовые нормы, предназначенные
для регламентации деятельности, осуществляемой в связи с производством по
уголовным делам.1

Источники права классифицируются:

V по юридической важности (законы, подзаконные акты)
V по органам, принимающим нормативный акт (подзаконные, исполнительные)
V по форме акта (закон, указ, постановление, рекомендация)
V по схеме действия (общефедеральные, республиканские, отраслевые,
ведомственные)
Все эти источники различаются по юридической силе, которая
определяется, каким органом издана. В соответствии с ч.1 ст. 15 Конституции
РФ: Конституция имеет высшую юридическую силу, на территории России нормы
конституции являются нормами прямого действия, применяются на всей
территории РФ. Все законы и иные правовые акты не должны противоречить
конституции. На втором месте по юридической силе стоит конституционный
закон. На третьем – текущее законодательство.
Таким образом, источники права – это факторы, на основе которых
формируется право, и осуществляется правовое регулирование отношений.
Глава III.
Принципы и отрасли права.
Опыт развития права в России и зарубежных странах показывает, что
организация и деятельность права определяются различными принципами. Дадим
определение принципа права.
Принципы права - это основания, на которых базируется право.
Рассмотрим основные принципы права.
В теории права существуют три вида принципов права: общеправовые,
межотраслевые, отраслевые.
Общеправовые - это принципы, действующие в рамках всей системы права,
они записаны в конституции.
Межотраслевые - действуют в нескольких отраслях права, как правило, в
смежных.
Отраслевые - принципы, действующие в одной отрасли права, например,
принцип презумпции невиновности в конституционном праве, в соответствии с
которым каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным,
пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и
установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Общеправовые принципы:
1. Законность – конституционный принцип точного и неуклонного соблюдения
закона всеми гражданами, должностными лицами, госслужащими и
государством. Она имеет несколько уровней:
V граждане и их объединения
V законность в деятельности государства (нужно отличать законность от
директивности, которая может противоречить закону)
Принцип законности (законы должны быть правомерны):
1. Одинаковое понимание законов
2. Необходимость наличия и соблюдения процессуальных норм обеспечивающих
защиту законных прав субъекта
3. Обеспечение правосудия
Правопорядок – часть общественного порядка, сформировавшегося на
основе соблюдения принципов законности. Оно зависит от государства,
деятельности органов и должностных лиц

2. Равенство граждан перед законом – граждане, независимо от пола, расы,
национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного
положения, места жительства, отношения к религии, убеждений равны перед
законом. Все граждане, занимающие одинаковое процессуальное положение,
пользуются одной и той же совокупностью прав и обязанностей. Для того,
чтобы возможность использования прав была реальной, закон устанавливает
дополнительные гарантии лицам, которые по разным причинам не могут
защищать свои права и интересы, таким образом закон устанавливает
обязательное участие защитника по делам несовершеннолетних, немых.
глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических и
психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту.
3. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - закреплен в
Конституции РФ, имеет два аспекта: во-первых, честь, достоинство, права и
свободы человека провозглашаются высшими ценностями, во- вторых, все
государственные органы, общественные организации и должностные лица
обязаны проявлять уважение к человеку, защищать его права и свободы.
4. Справедливость ( максимальная индивидуализация ответственности и
наказания) .Например, ст. 50 Конституции РФ: « Никто не может быть
повторно осужден за одно и то же преступление».
5. Гуманизм (человечность наказания преступника). Например, ст. 21
Конституции РФ: « Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому
жестокому обращению или унижающему человеческое достоинство обращению или
наказанию ». Принцип гуманизма предполагает установление в праве и
применения принудительных мер, необходимых для защиты личности, общества
и государства от преступных посягательств.
6. Социальная направленность права (защитная). Например, ст. 37 Конституции
РФ: право на безопасные условия труда, достойную оплату труда в случае
нетрудоспособности, инвалидности.
Следует подчеркнуть, что та или иная классификация принципов права
выполняет определенную роль. Склонность к той или иной классификации
принципов права определяется задачами права.
Система права - это подразделение совокупности правовых норм на
отрасли права (конституционное, уголовное и т. д.) и институты права в
зависимости от предмета (характер и сложность регулируемых общественных
отношений) и метода регулирования.

Элементы системы права:
Юридическая норма - это первичная клетка системы, общеобязательное
правило поведения, исходящее от государства, выраженное в законах, иных
признаваемых государством источниках и выступающее в качестве критерия
правомерно - дозволенного, запрещенного, предписанного поведения субъектов
права.
Отрасль права - это относительно самостоятельное подразделение системы
права, систематизированная совокупность правовых норм, регулирующих
качественно своеобразный вид общественных отношений своим специфическим
методом (так, нормы права, регулирующие финансовые отношения, составляют
отрасль финансового права).
Подотрасль права - это обособившаяся часть отрасли права, объединяющая
нормы и институты права, регулирующие специальные виды однородных по
содержанию общественных отношений (пример: подотрасль семейного права –
наследственное право).
В зависимости от предмета и метода правового регулирования обычно
выделяются следующие отрасли российского права: Государственное
(конституционное) право, предмет которого общественные отношения в сфере
государственного управления, принципов его организации и организации
экономической и политической жизни общества, основные права и обязанности
граждан и отношения, складывающиеся между администрацией и физическими
лицами. Сюда относятся: Конституция и конституционные нормы. Нормы могут
быть декларациями или иными нормативными актами. Административное право –
отношение физических лиц, юридических лиц с органами государственной власти
или управления. Так как здесь нет равенства, то существует возможность
обжалования. Уголовное право, которое дает понятие о преступлении и всех
отношений с ним связанных: системой наказания и так далее. Оно так же
содержит полный и исчерпывающий перечень неправомерных действий называемых
преступлениями. Его применение только в судебном порядке. Трудовое право:
оплата труда, правила внутреннего трудового распорядка, юридическая
ответственность в рамках трудовых правоотношений и т.п. Данная отрасль
права регулирует общественно- трудовые отношения работников с
работодателями (администрацией). Гражданское право, регламентирующее личные
имущественные права граждан. Дает понятия физического и юридического лица,
устанавливает права и обязанности в области структур обязательств, а также
наследственные и авторские права. Основной нормативный акт – Гражданский
кодекс и некоторые нормативные акты, регулирующие эти же отношения, но
только до тех пор, пока не противоречат кодексу. Коммерческое право:
обязательское право, финансовое право, налоговое право и таможенное право.
Семейное право – регламентирующее правоотношения между супругами,
родителями и детьми. Процессуальные отрасли: уголовно-процессуальное и
гражданско-процессуальное право, арбитражный суд. Экологическое право –
отрасль Российского права, регулирующая общественные отношения в сфере
взаимодействия общества и природы. Муниципальное право – отрасль права,
регулирующая отношения, связанные с формированием и деятельностью органов
местного самоуправления, которые не входят в систему органов
государственной власти. Международное право: совокупность юридических
принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими
участниками (субъектами) международного общения. Современное международное
право содержит общепризнанные и обязательные для всех государств, принципы
и нормы поведения субъектов международного общения, которые создаются путем
соглашений между самими субъектами, как, например, принципы ненападения,
мирного разрешения споров, разоружения, уважения прав человека, запрещения
пропаганды войны, соблюдения международных договоров. Основные принципы
международного права закреплены в Уставе ООН. Международное право оказывает
воздействие практически на все сферы современной жизни. Применение
международного права - важная сторона деятельности всех тех, кто, так или
иначе, связан с международными отношениями. Однако, и те юристы, которые
напрямую не занимаются международными отношениями, периодически
сталкиваются по роду деятельности с нормативными актами международного
права и должны правильно ориентироваться при принятии решений по такого
рода делам. Это относится и к следственным работникам при расследовании
хозяйственных преступлений международных корпораций, фирм, занимающихся
внешнеэкономической деятельностью или оперативным подразделениям, ведущим
борьбу с терроризмом и международной преступностью, и к нотариусам,
удостоверяющим юридические действия, касающиеся иностранных граждан,
находящихся на территории России, и т.д. Финансовое право – отрасль права,
регулирующая отношения, которые складываются в сфере финансовой
деятельности процесса распределения и перераспределения национального
дохода.
В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные
взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права.

Правовой институт - это обособленная, выделившаяся группа юридических норм,
являющаяся специфической частью отрасли права и его первичное
самостоятельное подразделение, регулирующая качественно однородные
общественные отношения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теория государства и права – составная часть обществоведения, идейная
основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и
реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного
порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.


Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее
важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества,
еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним
каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них, употребляется
в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда является
справедливым и добрым», - таково естественное право. В другом смысле право
– это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково
цивильное право».

По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось
и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей,
теорий и суждений, однако изначальные основы, заложенные римскими юристами,
особенно в такой отрасли права, как гражданское (цивильное), хотя и в
«модернизированном» виде, но сохранилось.

Споры о понятии права, равно, как и о соотношении государства и права,
права и закона имели место не только в далеком историческом прошлом. Они
продолжались и в XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем.
Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют в
основном два подхода и два разных определения права.

Один из этих подходов, именуемый позитивистским1, ориентируется не
только на неразрывную связь государства и права, но и на то, что
государство является единственным, исключительным источником права. Право
при этом определяется не иначе, как «система общеобразовательных, формально-
определенных, государственно-принудительных норм, выражающих возведенную в
закон государственную волю господствующего класса и выступающего в качестве
классового регулятора общественных отношений»1.

При таком подходе право полностью или почти полностью отождествляется с
законом, а точнее – с нормативно-правовыми актами, исходящими от
государства и обеспечиваемыми государством.

Другой подход к праву – непозитивистский, не связывает столь жестко,
как первый, понятие права с понятием государства. Право при этом
рассматривается как «претендующий на всеобщность и общеобязательность
социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в
целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры
свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях,
традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических, корпоративных,
государственных и международных нормах правового идеала, основанного на
принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения окружающей
природной среды»2.

При таком подходе к праву последнее не отождествляется с законом и
подзаконными актами. Закон считается правовым лишь в том случае, если он
несет в себе идеи добра, справедливости, гуманизма, если в его содержание
«заложен» правовой идеал.

В этом заключается одна из главных причин того, что данный подход,
несмотря на свою явную привлекательность, в реальной жизни, на практике
является менее распространенным и применяемым, чем первый, позитивистский
подход.

Используя последний и неразрывно связывая государство с правом, и,
наоборот, теоретически и практически исходят из того, что право в реальной
жизни не иначе, как в виде общеобязательных правил поведения (норм),
которые непосредственно издаются либо санкционируются (утверждаются)
государством. За нарушение их к нарушителю применяются различные меры
государственного воздействия.

Разные подходы к праву, разные взгляды на сущность и функции
государства обусловлены многообразием взглядов на исторические судьбы права
и государства. Общее мнение одно – право и государство развиваются.

Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они
относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые
акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них
требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно
воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех
его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм
права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности,
устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.

Право выступает познавательно-теоретической наукой, так как формирует
основы правовой культуры. Я стремился изложить в моей курсовой работе
материал, в такой системе и последовательности, что бы создать цельное
представление как об учебной дисциплине «теории государства и права», так и
о науке.

Знание теории права является базой для развития юридического мышления,
включает правовой анализ событий, способность общения с представителями
различных профессий, кроме того, теория права расширяет общеполитический
кругозор, помогает разобраться в современной политической обстановке внутри
страны и на международной арене.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Современная универсальная Российская энциклопедия, М, 2000.
2. Бессонов Ю.Н. Механизм правового регулирования. Правовая норма.
Хабаровск, 1997.
3. Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М, 1978.
4. Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. Теория государства и
права, М, 1976.
5. Емельянов С.А. Право: определение понятия. М, 1992.
6. Хропанюк В.И. ТГП, М, 1993.
7. Нерсиянец В.С. Гражданское общество и правовое государство, журнал
Государство и право.
8. Конституция Российской Федерации.

9. Лазарева В.В. Общая ТГП, М, 1996.

10. Комарова С.А. Основы ГП. Учебное пособие, М, 1996.

11. Гуценко К.Ф. Уголовный процесс, Зерцало, ТЕИС, М, 1996.

12. Советский энциклопедический словарь. Под общей редакцией Прохорова
А.М. Советская энциклопедия, М, 1986.

13. Шкатулла В.И. Основы права, Academ A, М, 1997.

14. Фридмэн Л. Введение в американское право, М, 1992.

15. Библиотека www.vsu.ru:8101/dept/hist/pub_hist/scriptum.html

16. Библиотека http://students.informica.ru/library


-----------------------
[1] Современная универсальная Российская энциклопедия, М., 2000.
1 Современная универсальная Российская энциклопедия, М., 2000 .
1‘ 2 Основы права, под ред. В.И. Шкатулла, М, Academ A, 1997

1 Введение в американское право, Л. Фридмэн, М., 1992
1 Уголовный процесс, под ред. Гуценко К.Ф., М.: Зерцало, ТЕИС.,1996.
1Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978.
1 Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. М., 1976
2 Емельянов С.А. Право: определение понятия. М. 1992. С.3-4





Новинки рефератов ::

Реферат: Происхождение жизни: абиогенез и панспермия. Гиперцикл. Геохимический подход к проблеме (Биология)


Реферат: Открытые и закрытые акционерные общества (Гражданское право и процесс)


Реферат: Аномалии и девиантное поведение в обществе (Психология)


Реферат: Алиментные обязательства в брачных и семейных правоотношениях (Право)


Реферат: Передача информации из ультразвуковой медицинской диагностической установки ALOCA SSD650 (Программирование)


Реферат: Выбор и обоснование признаков, характеризующих состояние отдельных узлов и автомобиля в целом и датчиков для их контроля при автоматизированном диагностировании (Транспорт)


Реферат: Структура управления организацией, ориентированная на решение стратегических проблем (Предпринимательство)


Реферат: Николай II (История)


Реферат: Борьба с иноземными завоевателями (История)


Реферат: Если вы заблудились в тайге (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Основы социальной информатики (Социология)


Реферат: Преобразования фигур (Математика)


Реферат: Демонология украинского народа (Культурология)


Реферат: Система криптозащиты в стандарте DES. Система взаимодействия периферийных устройств (Компьютеры)


Реферат: Авиценна - великий медик (Исторические личности)


Реферат: Microsoft Word 97 Новые возможности (Программирование)


Реферат: Ангола после обретения независимости (Доклад) (Политология)


Реферат: Логика контрольная (Логика)


Реферат: Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) (Административное право)


Реферат: Внимание (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист