GeoSELECT.ru



Международное публичное право / Реферат: История международного права и его науки классического периода (Международное публичное право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: История международного права и его науки классического периода (Международное публичное право)


Московская Государственная Юридическая Академия



Московский заочный факультет
Отделение "Целевая подготовка"



Кафедра международного права
Контрольная работа
Вариант № 3



Москва 2004 г.
Тема 3. История международного права и его науки классического периода.
Задание 1.
Вклад Венского (1814-1815 гг.) мирного конгресса в становление
института межгосударственных организаций, запрещение работорговли,
подразделение на классы дипломатических представителей и утверждение
правила альтерната.

Существенное влияние на международное право классического периода
оказал Венский конгресс 1814-1815 гг. Одним из итогов конгресса явилось
утверждение Декларации держав о прекращении торговли неграми 8 февраля 1815
г. как «противной законам и человеколюбия, и общей нравственности», и как
ответ на «общее мнение всех образованных народов». В ней отмечалось, что
представители государств, собравшиеся на конгресс, выражают «усердное
желание, чтобы был положен конец источнику бедствий, столь долго
опустошавших Африку, обычно постыдному для Европы и оскорбительному для
человечества». Однако в ней не было точно указано время, которая каждая
держава «почтит приличнейшим для окончательного торга неграми, и,
следовательно, определение срока, к коему сия ненавистная торговля должна
быть прекращена повсюду, остается предметом переговоров между дворами».
Дальнейшее закрепление признания рабства как международного преступления
относится уже ко второй половине 19 в. (Генеральный акт о Конго, Берлинская
конференция в 1885 г., Генеральный акт, подписанный на Брюссельской
конференции в 1890 г.), а первые универсальные международные соглашения об
искоренении рабства появились только в 20 в. Среди них Конвенция о рабстве
1926 г. и принятая ООН в 1948 г. Всеобщая декларация прав человека, ст. 4
которой гласит, что «никто не должен содержаться в рабстве или в
подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их
видах». Кроме того, в 1956 г. Женевская конференция представителей 43
государств одобрила Дополнительную конвенцию об упразднении рабства.
Первый международный договор права внешних сношений был принят на
Венском конгрессе. В приложении к Заключительному акту Венского конгресса,
с целью «предупредить затруднения и неприятности, кои часто встречались и
могли бы впредь возникнуть от требований разных Дипломатических Агентов на
председание», Венском протоколе от 7 марта 1815 г. (ст. 1) было введено
единое деление дипломатических агентов на три класса: «1-ый - Послов и
Папских Легатов или Нунциев; 2-й - Посланников, Министров и иных
Уполномоченных при Государях; 3-й - Поверенных в делах, кои уполномочены
при Министрах, управляющих делами иностранными». Ст. 2 протокола гласит,
что «одни Послы и папские Легаты или Нунции почитаются представителями
своих Государей». Дополнения к протоколу были внесены Аахенским протоколом
21 ноября 1818 г. Дальнейшая частичная кодификация посольского права
впервые была предпринята в региональном масштабе только в 1928 г. в
Латинской Америке. 20 февраля 1928 г. 20 латиноамериканских стран и США
подписали Гаванскую конвенцию о дипломатических чиновниках, которая
действует в отношении этих стран до сих пор. Кроме того, в настоящее время
действуют: Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.
(устанавливает, в том числе, классы глав представительств, их старшинство),
Конвенция о специальных миссиях 1969 г., Венская конвенция о
представительстве государств в их отношениях с международными организациями
универсального характера 1975 г., Венская конвенция о консульских сношениях
1963 г. (регулирует, в том числе, классы глав консульских учреждений),
Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г. и Конвенция о привилегиях
и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г.
Начинает развиваться альтернат, как правило оформления текстов
международных договоров.
Кроме того, подтверждая постановления 24 марта 1815 г. о свободной
навигации по международным рекам, Венский заключительный акт предоставил
окончательную выработку соответствующих правил международным речным
комиссиям. (Можно отметить, что специалисты в области права международных
организаций считают, что первой межправительственной организацией в ее
классическом понимании была Центральная комиссия по судоходству на Рейне,
созданная в 1831 г.).
Венский конгресс также способствовал возникновению статуса постоянного
нейтралитета Швейцарии. Постоянный нейтралитет этой страны был провозглашен
посредством принятой Венским конгрессом 20 марта 1815 г. Декларации о делах
Гельветического Союза. В ноябре 1815 г. представители Австрии,
Великобритании, Франции, России, Пруссии и Португалии подписали соглашение
о постоянном нейтралитете Швейцарии. Великие державы признавали, что
Швейцария не должна участвовать в войнах на все будущие времена и дали
гарантию поддержки данного статуса. Одновременно гарантировалась
неприкосновенность швейцарской территории. Венский конгресс положил, таким
образом, начало постоянному нейтралитету как международно-правовому
институту.
Одним из итогов конгресса стал договор между Россией, Австрией и
Пруссией о создании Священного союза (Акт Священного Союза, заключенный в
Париже 26 сентября 1815 г.). Вскоре к этому договору присоединились многие
государства. Посредством создания Союза, господствовавший с середины 17 в.
принцип политического равновесия был дополнен принципом легитимизма,
который был призван признать легитимной интервенцию и поддерживать в
неприкосновенности ту перестройку европейских границ, которая в 1815 г.
была произведена на Венском конгрессе. Таким образом, Венский конгресс
затронул многие вопросы образования новых государств – было провозглашено
Нидерландское королевство, германские государства и часть австрийских
владение вошли в Германский союз. Раскол между странами-членами Союза
привел к его краху с началом Крымской войны. Завершивший эту войну
Парижский конгресс на смену системе Священного Союза выдвинул систему
«европейского концерта», т.е. систему согласованного решения международных
вопросов кругом европейских великих держав.

Задание 2.
Решения Парижского мирного конгресса и становление институтов
нейтрализации и демилитаризации, гуманизации правил ведения морской войны и
принципа свободы торгового судоходства по международных рекам и в
Черноморских проливах.

Немаловажную роль в развитии ряда институтов международного права
сыграл Парижский конгресс 1856 г. Он открылся в Париже 25 февраля 1856 г. и
состоял первоначально из представителей Франции, Австрии, Англии, России,
Сардинии и Турции.
На Парижском конгрессе 1856 г. были введены основные начала морского
международного права. Основные положения Парижской декларации о морской
войне от 16 апреля 1856 г. заключались в следующем: официально отменено
каперство (это международный деликт, выражающийся в умышленных действиях по
захвату, разграблению и уничтожению судами, принадлежащим частным лицам, с
разрешения правительства, коммерческих неприятельских судов или судов
нейтральных стран, осуществляющих морские перевозки грузов и (или)
пассажиров в пользу какой-либо воюющей стороны); нейтральный флаг покрывает
неприятельский груз, за исключением военной контрабанды; нейтральный груз,
за исключением военной контрабанды, не подлежит захвату под неприятельским
флагом; блокада, чтобы быть обязательной, должна быть действительной, т.е.
поддержанной достаточной силой для действительного воспрепятствования
доступу к неприятельскому берегу. С установлением запрета на каперство
связаны положения 7 Гаагской конвенции 1907 г. об обращении торговых судов
в суда военные, а также не вступившей в силу Декларации о морской войне
1909 г.
Парижский конгресс также определил, что к Дунаю и его устью будут
применяться правила, установленные Венским конгрессом 1814-1815 гг. для
судоходства по международным рекам, без уплаты за осуществление плавания и
без пошлины с перевозимых судами товаров: «не будет взымаемо никакой платы
собственно за само судоходство по реке и никакой пошлины с товаров,
составляющих груз судов» (ст. 15). В упомянутых правилах шла речь о
судоходстве по рекам, которые протекают по территории разных государств или
служат им границей – «Судоходство по всему течению таких рек, начиная с тех
пунктов, где они становятся судоходными, до самых устий, будет совершенно
свободно для торговли и не может быть никому воспрещено. Но всякий, однако
же, обязан соображаться с правилами, кои будут установлены для порядка в
сем судоходстве, оные будут повсюду единообразны и, сколь возможно,
благоприятны для торговли всех наций». При этом подчеркивалось, что
«собирание пошлин будет повсюду единообразно». Важно отметить, что
судоходство по Дунаю контролировалось преимущественно неприбрежными
государствами. Современный режим этой реки определяется Конвенцией о режиме
судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г. Согласно ст. 1 указанной
Конвенции «Навигация на Дунае должна быть свободной и открытой для граждан,
торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении
портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства..».
Прибрежные государства вправе ограничить или запретить проход военных судов
неприбрежных государств.
Парижский конгресс объявил нейтрализованным Черное море (ст. 10-14
Мирного трактата от 30 марта 1856 г.). Нейтрализация – это особый,
договорно установленный правовой режим определенных территорий,
пространственных сфер и космических тел, в соответствии с которым там
запрещаются ведение военных действий и использование их в качестве базы для
ведения войны. Специальный раздел трактата говорил о режиме Черноморских
проливов и предусматривал возобновление Лондонской конвенции от 13 июля
1841 г., установившей международную регламентацию проливов и подтвердившей
«древнее правило» Оттоманской империи, согласно которому проливы
объявлялись в мирное время закрытыми для прохода военных кораблей всех
держав – «открытый для торгового мореплавания всех народов, вход в порты и
воды оного формально и навсегда запрещается военным судам как прибрежным,
так и все прочих Держав..». Нейтрализация была ликвидирована после франко-
прусской войны 1870 г. В настоящее время судоходство в Черноморских
проливах регулируется Конвенцией о режиме черноморских проливов от 20 июля
1936 г., согласно которой проливы открыты для свободного прохода торговых
судов без какой-либо дискриминации флагов, осуществляется санитарный
контроль, обязательная платная лоцманская проводка, уплата некоторых
сборов. Если Турция участвует в войне, то суда противника лишаются права на
проход, если не участвует, военные корабли любых воюющих государств права
на проход не имеют. Введен особый порядок прохода для военных кораблей.
Кроме того, была предусмотрена демилитаризация Аландских островов,
которая в настоящее время регулируется Соглашением СССР и Финляндией об
Аландских островах от 11 октября 1940 г. Демилитаризация означает особый,
договорно установленный правовой режим определенных территорий и районов,
пространственных сфер и космических тел, в соответствии с которым в них
запрещаются все виды и формы военной деятельности, такие, например, как
размещение вооруженных сил и вооружений, создание военных баз, установок и
сооружений, испытание, размещение и хранение оружия массового уничтожения и
его носителей, любого другого оружия, проведение военных маневров и учений,
а также любая иная деятельность военного характера.

Задание 3.
Историческое значение Гаагский конференций мира 1899 г. и 1907 г. в
деле гуманизации средств и методов ведения войны, а также нормативного
закрепления принципов мирного разрешения международных столкновений.

Заметный вклад в развитие международного права внесли Гаагские
конференции мира. Первая конференция собралась в Гааге 18 мая 1899 г., в
ней приняли участие 26 государств. Она получила название «мирной»,
поскольку это был форум, который изначально мыслился инициатору его
проведения – России, как международная конференция по ограничению гонки
вооружений. И хотя никаких конкретных решений принято не было, все же
стороны согласились, что «ограничение военных издержек, тяготеющих над
миром, весьма желательно в интересах увеличения материального
благосостояния человечества и поднятия его нравственного уровня», поэтому,
по существу, эта конференция явилась первым опытом постановки вопроса о
разоружении на базе многосторонней дипломатии.
В первом пункте программы конференции (1899 г.), предложенной русским
правительством в январе 1899 г., предусматривалось «заключение
международного соглашения на подлежащей установлению срок, устанавливающего
неувеличение существующих размеров состава мирного времени сухопутных и
морских сил». На тот же срок предлагалось заморозить и существующий уровень
военных бюджетов. Против предложений России резко выступила Германия,
против также были США, Франция, Великобритания, поэтому, как было отмечено,
никаких соглашений в области разоружения выработано не было.
Участники Конференции подписали 17 июля 1899 г. Декларацию о
неупотреблении снарядов, имеющим единственным назначением распространять
удушающие или вредоносные газы (в настоящее время действует Протокол о
запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных
газов и бактериологических средств от 17 июня 1925 г.), и Декларацию о
неупотреблении легко разворачивающихся или сплющивающихся пуль, которая
является и ныне действующей. Кроме того, были приняты Декларации о
запрещении сроком на пять лет «метания снарядов и взрывчатых веществ с
воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов». Таким
образом, был придан мощный импульс и определены основные направления
развития так называемого гаагского права, которое наряду с женевским правом
составляет основу современного международного права, применяемого в период
вооруженных конфликтов (всего сегодня это около 20 специальных соглашений).
К важнейшим документам, действующим в этой сфере сегодня можно также
отнести Конвенцию о запрещении или ограничении применения конкретных видов
обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения
или имеющими неизбирательное действие от 10 апреля 1980 г.
Таким образом, было бы неверно считать, что конференция 1899 г.
оказалась бесплодной в политико-правовом плане. Ее историческое значение
состоит в том, что она приняла ряд документов, ознаменовавших новый важный
этап в деле кодификации и прогрессивного развития права вооруженных
конфликтов.
Опыт конференции 1899 г. был учтен при проведении следующей, Второй
конференции мира 1906-1907 годов, созванной по инициативе России и США. На
этот раз участники сосредоточили свое внимание лишь на юридических вопросах
права войны. На этой конференции был сделан важный шаг по пути кодификации
и прогрессивного развития права вооруженных конфликтов, в связи с принятием
свыше десятка международно-правовых актов, регламентирующих действия
государства в условиях войны.
На второй Гаагской конференции мира (1906-1907 гг.) были приняты 10
новых конвенций и пересмотрены три акта 1899 г. Принятые документы
охватывали следующий круг вопросов: 1) мирное разрешение международных
споров; 2) ограничение в применении силы при взыскании по договорным
долговым обязательствам; 3) порядок открытия военных действий; 4) законы и
обычаи сухопутной войны; 5) законы и обычаи морской войны; 6) запрещение
использовать яды, оружие, снаряды и вещества, способные причинить излишние
страдания; 7) правила нейтралитета в сухопутной и морской войне. Гаагские
конвенции являются действующими международно-правовыми актами (за
исключением 12 конвенции об учреждении международного призового суда),
признанными большинством государств мира.
Принятие 5 (18) октября 1907 г. Конвенции о мирном разрешении
международных столкновений фактически положило начало процессу нормативного
наполнения принципа мирного разрешения международных споров, являющегося
одним из основополагающих принципов современного международного права. В
соответствии с этой конвенцией в была учреждена Постоянная палата
третейского суда, компетентная для всех случаев третейского
разбирательства, если только сторонами не будет заключено соглашение об
установлении особого суда. Она послужила прототипом для последующих
международных судебных органов – Постоянной палаты международного
правосудия Лиги Наций и Международного суда ООН (Статут Международного Суда
от 26 июня 1945 г.).
Большое значение имела Конвенция об ограничении в применении силы при
взыскании по договорным долговым обязательствам. Суть конвенции следует из
ст. 1: «Договаривающиеся Державы согласились не прибегать к вооруженной
силе для истребования договорных долгов, взыскиваемых Правительством одной
страны с Правительства другой страны, как причитающихся ее подданным».
Правда, конвенция содержала довольно существенное ограничение,
заключавшееся в том, что отказ от вооруженных действий «не может иметь
применения, когда Государство-должник отвергает или оставляет без ответа
предложение о третейском разбирательстве или, в случае принятия такового,
делает невозможным установление третейской записи, или после третейского
разбирательства, уклоняется от исполнения поставленного решения».
В настоящее время в ст. 33 главы 6 «Мирное разрешение споров» Устава
ООН сказано, что «стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого
могла бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны
прежде всего стараться разрешить спор путем переговоров, обследования,
посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения
к региональным органам или соглашениям или иным мирным средствам по своему
выбору..».
3 Гаагская конвенция о порядке открытия военных действий постановила,
что военные действия «не должны начинаться без предварительного и
недвусмысленного предупреждения». Однако последнее, по мнению ее
участников, могло быть и мотивированным, и носить характер ультиматума.
Посредством этой оговорки были существенно ограничены гуманные
постановления остальных конвенций. В конвенции были признаны важнейшие
принципы законов и обычаев сухопутной войны: разграничение комбатантов и
некомбатантов; право населения на вооруженное сопротивление; подробная
регламентация прав военнопленных; запрещение использовать яды, оружие,
снаряды и вещества, способные причинить излишние страдания; запрет
истреблять и захватывать неприятельскую собственность, если это
«настоятельно не вызывается военной необходимостью»; запрет убивать
сдавшихся и «объявлять, что никому не будет дано пощады»; требование к
командирам принимать все возможные меры к охране памятников старины и
культуры, а также медицинских учреждений; запрет отдавать на разграбление
города и местности, даже взятые приступом; была запрещена конфискация
частной собственности и грабежей, но допускалось взимание налогов, пошлин и
других денежных сборов «по возможности сообразно с существующими правилами»
и пр. События двух мировых войн показали, что действенность в том числе
этой конвенции не была достаточно значительной, хотя она, несомненно,
ограничивала в ряде случаев произвол сторон, что, конечно, не относится к
действиям гитлеровской Германии и ее союзников. В продолжение этой
конвенции были приняты, в частности, Конвенция об обращении с
военнопленными от 12 августа 1949 г. и Дополнительные протоколы 1 и 2 1977
г. (в части международно-правовой защиты военнопленных); Конвенция о защите
культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. и
Четвертая Женевская конвенция 1949 г. (в части международно-правовой защиты
гражданского населения и культурных ценностей).
Еще одна конвенция была посвящена правам и обязанностям нейтральных
держав в сухопутной войне. Воюющим сторонам запрещалось проводить через нее
свои войска, создавать и пользоваться сооружениями, предназначенными для
вооруженных действий. В свою очередь, нейтральные государства были обязаны
соблюдать равное отношение ко всем участникам конфликта. При этом отражение
нейтральной державой, даже силой, покушений на ее нейтралитет не
рассматривалось как враждебное действие.
В Гааге было принято 8 конвенций, посвященных войне на море. Они
регламентировали следующий круг вопросов: об обращении торговых судов в
военные; о начале военных действий и положении неприятельских торговых
судов; о постановке мин и бомбардировках; о применении к морской войне
начал Женевской конвенции; о больных и раненых; о праве захвата; об
учреждении Мировой призовой палаты (не действует в настоящее время); о
правах и обязанностях нейтральных держав в морской войне. Гаагские
конвенции были дополнены на Лондонской морской конференции 1908-1909 гг. и
вошли в принятую там Декларацию о праве морской войны, которая определила
юридические нормы морской блокады, военной контрабанды и порядок оказания
услуг воюющим со стороны нейтральных держав, а также более частные моменты
– о порядке перемены флага, определении принадлежности груза нейтральной
или неприятельской стороны, о конвоях и вознаграждении за убытки. Важно
отметить, что значительная часть этих постановлений оказалась
сформулирована столь удачно, что они сохранили силу на протяжении почти
всего текущего столетия. Несмотря на то, что Декларацию о праве морской
войны подписали многие государства, она так и не вступила в силу, поскольку
не получила достаточного для этого количества ратификаций.
Конвенции, принятые на Гаагской конференции мира 1907 г., явились
результатом первой в истории международного права крупной кодификации
правил ведения войны и мирного разрешения международных споров. Многие из
этих правил до Гаагских конференций мира имели обычно-правовой характер.
Документы Гаагских конференций мира явились вехой в формировании
международного гуманитарного права.

Задача.
Если считать верным утверждение, что 19 век «дал человечеству
цивилизацию и культуру» (Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М.,
БЕК, 1996, с. 50), то следует также признать бесспорным мнение о том, что
«элементом этой культуры и цивилизации является международное право» (там
же). Важнейший вклад в развитие этой правовой системы внесли, в частности,
Венский и Парижский мирный конгрессы, оформившие своими решениями окончание
наполеоновский войн и так называемом «Крымской кампании». Был дан импульс
развитию ряда отраслей международного права, включая регулирование
торгового судоходства по международным рекам и проливам, нейтрализацию и
демилитаризацию некоторых пространственных сфер, защиту прав человека,
создание международных союзов, деятельность в области внешних сношений.
Как конкретно решения вышеназванных форумов повлияли на развитие
некоторых специальных принципов и норм современного международного права.

Принцип уважения прав и основных свобод человека, а также специальный
принцип запрещения всех форм и видов дискриминации прямо связан с принятием
на Венском конгрессе 8 февраля 1815 г. Декларации держав о прекращении
торговли неграми. Декларация не указала точную дату прекращения торговли, и
констатировала, что «определение срока, к коему сия ненавистная торговля
должна быть прекращена повсюду, остается предметом переговоров между
дворами», однако она явилась одним из первых актов официально осудивших и
заложившим некоторые предпосылки фактической отмены рабства.
Становление принципа мирного урегулирования споров, а также принципа
запрещения применения силы или угрозы силой тесно связано с такими
международно-правовыми актами, как Гаагские: Конвенция о международном
регулировании споров и Конвенция об ограничении применения силы при
взыскании по долговым обязательствам. Принятие 5 (18) октября 1907 г.
Конвенции о мирном разрешении международных столкновений фактически
положило начало процессу нормативного наполнения принципа мирного
разрешения международных споров, являющегося одним из основополагающих
принципов современного международного права. В качестве универсальной нормы
этот принцип существует лишь с 1945 г., с включения в Устав ООН, но как
многосторонняя норма он применялся уже после указанной Гаагской конвенции.
Кроме того, в становлении этих принципов определенное значение сыграла
Конвенция об ограничении в применении силы при взыскании по договорным
долговым обязательствам, которая установила, что: «Договаривающиеся Державы
согласились не прибегать к вооруженной силе для истребования договорных
долгов, взыскиваемых Правительством одной страны с Правительства другой
страны, как причитающихся ее подданным». Однако, довольно существенное
ограничение, включенное в Конвенцию, заключавшееся в том, что отказ от
вооруженных действий «не может иметь применения, когда Государство-должник
отвергает или оставляет без ответа предложение о третейском разбирательстве
или, в случае принятия такового, делает невозможным установление третейской
записи, или после третейского разбирательства, уклоняется от исполнения
поставленного решения», не способствовало укреплению рассматриваемых
принципов.
Первым опытом постановки вопроса о разоружении, и следовательно,
формирования принципа всеобщего и полного разоружения, явилась Первая
Гаагская Конференция, которая изначально мыслилась инициатору ее проведения
– России, как международная конференция по ограничению гонки вооружений. И
хотя никаких конкретных решений принято не было, все же стороны
согласились, что «ограничения военных издержек, тяготеющих над миром,
весьма желательно в интересах увеличения материального благосостояния
человечества и поднятия его нравственного уровня», что, вероятно, закрепило
основы указанного принципа. Кроме того, ряд подписанных Деклараций
(например, Декларация о неупотреблении снарядов, имеющим единственным
назначением распространять удушающие или вредоносные газы, Декларация о
неупотреблении легко разворачивающихся или сплющивающихся пуль), заложили
основы норм, призванных регулировать вооружение и сократить и остановить
гонку вооружений.
Парижский конгресс ввел в международное право понятия институтов
нейтрализации и демилитаризации. Конгресс объявил нейтрализованным Черное
море, и несмотря на то, что нейтрализация в дальнейшем была ликвидирована,
институт нейтрализации принадлежит к праву территорий и других пространств
и установлен в качестве правового режима для ряда территорий. То же
касается и института демилитаризации, за исключением того, что Аландские
острова демилитаризованы и в настоящее время.
Венский и Парижский Конгрессы и Гаагские Конференции рассмотрели ряд
вопросов морского права, в основном касавшихся обеспечения свободы действий
военных флотов (отмена каперства, свобода военного мореплавания на Черном
море, на Дунае и др.) и постановили ряд норм, касающихся частичной
регламентации деятельности военных флотов во время морской войны (права и
обязанности нейтральных держав во время морской войны, ограничение права
захвата на море, ограничение использования минного оружия и пр.)
Парижский конгресс и Гаагские конференции мира внесли существенный
вклад в международное право в период вооруженных конфликтов, преобразовав
ряд международных обычаев ведения войны в договорные нормы и
непосредственным образом повлияв на формирование таких специальных
принципов данной отрасли права, как принцип ограничения воюющих в выборе
средств и методов ведения войны; принцип запрещения использовать оружие,
которое увеличивает страдания людей, делает их смерть неизбежной или имеет
неизбирательное действие; принцип защиты жертв войны и пр. К числу
соглашений, оказавших влияние на формирование этих принципов, относятся,
Декларация о морской войне 1856 г., Декларация о неупотреблении легко
разворачивающихся и сплющивающихся пуль 1899 г., Гаагская конвенция о
постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин,
Гаагская конвенция об открытии военных действий, о законах и обычаях
сухопутной войны и пр.



Список литературы


1. Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права. М., 1990.
с. 118-127
2. Левин Д.Б. История международного права. М., 1962. с. 61-67
3. Международное право. Учебник для вузов. Отв. Редактор проф.
Игнатенко Е.В. и проф. Тиунов О.И. М., 2003.
4. Международное право в документах: Учебное пособие. М., 2003.
5. Международное публичное право. Учебник. Под редакцией д.ю.н. проф.
Бекяшева К.А. М., 2003.
6. Международные договоры и акты нового времени. Проф. Коровин Е.А. Под
общей редакцией проф. Магеровского Д.А. М., 1924. с. 11-30.
7. Российская юридическая энциклопедия. Гл. редактор Сухарев А.Я. М.,
1999.
8. Российский ежегодник международного права. Статья Егорова С.А.
«Первая Гаагская конференция мира: история и современность». М.,
1997. с. 117-127.







Реферат на тему: Источники международного экономического права

Московский государственный университет коммерции



Кафедра гражданского права
и процесса



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Международное право»
по теме:
Понятие и основные источники
международного экономического права



Выполнена студентом

Факультета «Коммерция и право»,
По специальности «Юриспруденция»,
Группы 23з/о
Хруновым А.Е.


Преподаватель:
профессор Кольцов Б.И.



Москва 2000

П Л А Н

1. В В Е Д Е Н И Е 2
2. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА 3
3. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА 4
2.1 Международные договоры 4
2.2 Решения (рекомендации, постановления) международных организаций 6
2.3 Решения межгосударственных экономических конференций и международные
обычаи 8
4. З А К Л Ю Ч Е Н И Е 10



1. В В Е Д Е Н И Е


Понимание сущности и значения международного права необходимо сегодня
достаточно широкому кругу лиц, поскольку международное право оказывает
воздействие практически на все сферы современной жизни. Применение
международного права - важная сторона деятельности всех тех, кто так или
иначе связан с международными отношениями. Однако, и те юристы, которые
напрямую не занимаются международными отношениями, периодически
сталкиваются по роду деятельности с нормативными актами международного
права и должны правильно ориентироваться при принятии решений по такого
рода делам. Это относится и к следственным работникам при расследовании
хозяйственный преступлений международных корпораций, фирм, занимающихся
внешнеэкономической деятельностью или оперативным подразделениям, ведущим
борьбу с терроризмом и международной преступностью, и к нотариусам,
удостоверяющим юридические действия, касающиеся иностранных граждан,
находящихся на территории России, и т.д.
Окончание второго тысячелетия современной эры в истории человечества
совпадает с началом нового этапа развития международного права. Рассуждения
о пользе международного права или сомнения в его необходимости сменяются
всеобщим признанием этой правовой системы в качестве объективной
реальности, которая существует и развивается независимо от субъективной
воли людей.
Генеральная Ассамблея ООН приняла в 1989 году резолюцию 44/23
"Десятилетие международного права Организации Объединенных Наций". В ней
отмечается вклад ООН в содействие "более широкому принятию и уважению
принципов международного права" и в поощрение "прогрессивного развития
международного права и его кодификации". Признается, что на данном этапе
необходимо укреплять главенство права в международных отношениях, для чего
требуется содействовать его преподаванию, изучению, распространению и более
широкому признанию. Период 1990-1999 годов провозглашен ООН Десятилетием
международного права, в течении которого должно произойти дальнейшее
повышение роли международно-правового регулирования в международных
отношениях.
Выбранная мною тема контрольной работы – "источники международного
экономического права" - интересна тем, что позволяет наглядно понять и
проследить формирование принципов, традиций и обычаев экономического
сотрудничества между народами, имеющими различные обычаи, традиции,
религии, государственное устройство и т.п.

2. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА


В начале своей работы я хотел бы определить понятие МЭП.
Согласно учебнику К.А. Бекяшева, «международное экономическое право –
отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют
межгосударственные экономические отношения».
В другом источнике МЭП определяется так. «Международное экономическое
право можно определить как отрасль международного публичного права, которая
представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих
экономические отношения между государствами и другими субъектами
международного права»[1].
Оба этих определения практически совпадают, определяя международное
экономическое право как часть международного права, регулирующего лишь
отношения первого уровня – межгосударственные экономические отношения.
Государства устанавливают правовые основы для осуществления международных
экономических связей, их общий режим. Основная масса международных
экономических связей осуществляется на втором уровне: физическими и
юридическими лицами, поэтому регулирование этих отношений имеет
первостепенное значение. Они регулируются национальным правом каждого
государства.
В отношении предмета МЭП можно сказать, что это различные
многосторонние и двусторонние экономические торговые договора, коммерческие
отношения в сферах производственной, научно-технической, валютно-
финансовой, транспорта, связи, туризма, интеллектуальной собственности и
т.п.
В современной западной литературе выдвигаются две основные концепции
МЭП. Первая из них классическая, согласно которой МЭП – отрасль
международного публичного права и предметом её является экономические
отношения субъектов международного права. Также существует другая концепция
(например, В. Фридман), согласно которой источником норм МЭП является как
международное право, так и внутригосударственное, а МЭП распространяет свое
действие на всех субъектов права, участвующих в коммерческих отношениях,
выходящих за пределы одного государства.
Глобализация экономики – важный фактор её развития, порождающий немало
проблем. Далеко не все государства могут в полной мере воспользоваться
благами этого процесса. Прежде всего это развивающиеся страны. Поэтому
существует ещё одно мнение, связанное с правами таких стран. Это так
называемая концепция «международного права развития», которая делает акцент
на особых правах развития наиболее бедных стран.


3. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА


Источниками МЭП являются те же документы, что вообще во всём остальном
международном публичном праве. Это могут быть либо формальные источники
права – т.е. те формы, в которых находят своё выражение нормы права. Либо
под источником международного права можно понимать результаты процесса
нормообразования.
Нормами международного права являются договорные и обычные формы,
находящие своё выражение в договорах и обычаях.
В прочитанной мною литературе по МЭП широко распространена точка
зрения, что существуют следующие источники:
«а) международные конвенции, как общие, так и специальные,
устанавливающие правила, определённо признанные спорящими государствами;
б) международный обычай, как доказательство всеобщей практики,
признанной в качестве правовой нормы;
в) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями».[2]
Характеристика для МЭП, еще находящегося в стадии становления в виде
особой отрасли права, является обилие рекомендательных норм, имеющих своим
источником решения международных организаций и конференций. Особенностью
таких норм является то, что они не императивны. Они не только
"рекомендуют", но и сообщают правомерность, в частности, таким действиям
(бездействию), которые были бы неправомерны при отсутствии рекомендательной
нормы. Например, Конференция ООН по торговле и развитию 1964 года приняла
известные Женевские принципы, в которых, в частности, содержалась
рекомендация о предоставлении развивающимся странам в изъятие из принципа
наиболее благоприятствуемой нации преференциальных таможенных льгот (скидок
с таможенного тарифа). Такие льготы были бы неправомерны при отсутствии
соответствующей рекомендательной нормы.


2.1 Международные договоры


Постепенно в современном мире центр тяжести смещается в сторону
многостороннего экономического сотрудничества. С точки зрения выработки
норм МЭП особо важное значение имеет заключение многосторонних договоров.
Именно многосторонние договоры составляют сердцевину МЭП.
Примерами универсальных международных экономических договоров являются
Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 года, а также получившие
широкое распространение многосторонние соглашения по сырьевым товарам.
Однако, несмотря на значение многосторонних связей, в своей подавляющей
части сотрудничество в экономической сфере осуществляется на основе
двусторонних договоров.
Среди международных договоров, регулирующих двусторонние экономические
отношения, следует выделить договоры общего, рамочного политического
характера, в частности договоры о дружбе и взаимной помощи. Наряду с
основными политическими обязательствами сторон в них закрепляются
обязательства по расширению экономического сотрудничества, по содействию
заключению коммерческих сделок и т.п.
В 1994 году был принят пакет Марракешских соглашений, связанных с
модификацией ГАТТ. Этим пакетом была учреждена так называемая ВТО –
Всемирная торговая организация. Это общая организационная структура во
взаимных торговых отношениях. Сферой её деятельности являются различные
торговые соглашения и связанные с ними документы юридического характера,
например, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1994).[3]
ВТО выполняет следующие функции (ст. 3):
- содействие выполнению, администрированию, реализации положений и
достижению целей многосторонних торговых соглашений;
- является механизмом для реализации указанных соглашений;
- выступает как организация, обеспечивающая проведение переговоров
между её членами относительно их торговых взаимоотношений;
- регламентирует правила и процедуры урегулирования споров;
- администрирует механизм пересмотра торговой политики;
- взаимодействует с МВФ и МБРР.
ВТО возглавляется генеральным директором и финансируется на взносы её
членов.
По статусу ВТО является юридическим лицом и наделяется такими
полномочиями, которые могут быть необходимы для осуществления её
функций.[4]
Самое важное и существенное значение для формирования норм
международного экономического права имеют некоторые специальные виды
международных договоров.
Имеются ввиду торговые договоры, которые могут именоваться также
договорами о торговле и мореплавании и т.п. Основное в них – это
закрепление, как правило, определенного вида торгово-экономического режима
во взаимных отношениях государств и их физических и юридических лиц.
Например, режим наибольшего благоприятствования, национальный режим,
преференциальный, недискриминации, взаимной выгоды.
В торговле и в других видах экономического сотрудничества тесно связаны
их валютно-платежное и финансовое обеспечение на основе соглашений о
международных валютных расчетах и кредитах. Обычной является практика
объединения торговых и валютно-финансовых условий в соглашениях, именуемых
соглашениями либо о товарообороте и платежах. Но могут заключаться и
специальные платежные соглашения, обусловливающие расчеты в определенных
национальных свободно конвертируемых, ограниченно конвертируемых или
неконвертируемых валютах.
Обычной практикой в клиринговых соглашениях стало предусматривание
взаимозачётов поступлений и расходов во встречных торговых, экономических
операциях. Клиринговые соглашения используются обычно государствами,
применяющими неконвертируемую валюту. Поставки погашаются товарами и
услугами или переводом сальдо в свободно конвертируемой валюте.
Кредитные соглашения могут существовать в чистом виде – предоставление
одним государством другому займа в денежной, товарной или смешанной форме с
обязательством погашения займа.
У государства может возникнуть необходимость прибегнуть к
количественным экспортным и импортным ограничениям. В этом случае
используются так называемые соглашения о товарообороте, проще говоря
–взаимных поставках товаров. В таких соглашениях стороны договариваются об
определенных встречных контингентах (квотах) экспортных и импортных
поставок товаров в физических или стоимостных показателях.
К сожалению, я не могу перечислить все возможные виды двусторонних
соглашений – их существует великое множество. Число их всевозможных
разновидностей настолько обширно, как и само международное право.



2.2 Решения (рекомендации, постановления) международных организаций


Значительное число рекомендаций по вопросам экономического
сотрудничества принимается органами ООН, а также организациями, входящими в
систему ООН (ЮНКТАД, ЮНИДО и др.). Решения этих организаций и их органов не
носят юридически обязательного характера, но имеют рекомендательную силу.
Генеральная Ассамблея ООН приняла такие основополагающие акты, как
Хартия экономических прав и обязанностей государств, Декларация о Новом
международном экономическом порядке и программа действия по установлению
Нового международного экономического порядка (1974 г.). В этих документах
провозглашаются недискриминационные, взаимовыгодные основы экономического
сотрудничества.
Довольно интересен принятый 12 декабря 1974 года Генеральной Ассамблеей
ООН следующий документ – «Хартия экономических прав и обязанностей
государств».
В этом документе определены основные принципы международного
экономического сотрудничества.
«… следующими принципами:
а) суверенитет, территориальная целостность и политическая
независимость государств;
б) суверенное равенство всех государств;
в) ненападение;
г) невмешательство;
д) взаимная и равная выгода;
е) мирное сосуществование;
ж) равноправие и самоопределение народов;
з) мирное урегулирование споров;

к) добросовестное выполнение международных обязательств…»[5]
Как видно, международное экономическое сотрудничество базируется на тех
же принципах, что и международное право целиком, основные принципы которого
зафиксированы в уставе ООН. Общеизвестно, что принципы, зафиксированные в
этом документе, носят характер jus cogens, то есть являются обязательствами
высшего порядка и не могут быть отменены государствами ни индивидуально, ни
по взаимному соглашению.
В этом документе признаётся право любого государства «выбирать свою
экономическую систему, а также свою политическую, социальную и культурную
систему»[6] независимо от воли и желания других государств в соответствии с
волей своего народа. Таким образом, уже в этой статье отражены два принципа
международного права: самоопределение народов и неприменение силы или
угрозы силой.
В Хартии закрепляется право государств на контроль иностранных
инвестиций в свою экономику согласно своим законам и в соответствии со
своими национальными целями.
В части 2 пп. б) ст. 2 регулируются права и отношения с
транснациональными корпорациями, в которых можно найти отражение принципов
невмешательства во внутренние дела и сотрудничества.
Принцип сотрудничества также применён в ст. 3 в отношении разработки
природных ресурсов.
В Хартии закрепляется юридическое равноправие государств. Любое
государство имеет право «полностью и эффективно участвовать в международном
процессе принятия решений» для урегулирования возникших валютных,
финансовых и экономических споров и разногласий (ст. 10).
Не обделены вниманием вопросы использования земных недр и сохранения
окружающей среды. Согласно ст. 29 дно морей и океанов, их недра, а также
ресурсы являются общим наследием человечества. За защиту, сохранение и
улучшение окружающей среды для нынешнего и будущего поколений несут
ответственность все государства. Все государства при разработке своих недр
должны стремиться к сохранению природы и окружающей среды, способствуя
благоприятному развитию развивающихся стран. Экологическое сотрудничество
государств может выражаться в выработке международных норм и правил в
области окружающей среды (ст. 30).
Важными документами Генеральной Ассамблеи ООН являются также резолюции
"О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях"
(1984) и "О международной экономической безопасности"(1985г.).
Постановления ряда региональных экономических учреждений, прежде всего
Европейских Сообществ, могут иметь не только рекомендательною, но и
обязательную юридическую силу.



2.3 Решения межгосударственных экономических конференций и международные
обычаи


Решения таких конференций, особенно основные, оформленные в виде
заключительных актов конференций, теоретически рассматриваются как особый
вид многосторонних договоров. Поэтому они могут обладать рекомендательной и
обязательной юридической силой.
Среди документов международных конференций, имеющих существенное
значение для формирования международного экономического права, особо важным
являются содержащиеся в Заключительном акте Женевской конференции ООН по
торговле и развитию 1964 года Принципы, определяющие международные торговые
отношения и торговую политику, способствующие развитию, раздел
"Сотрудничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды"
Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе
1975 года, а также раздел "Экономическое сотрудничество" в Парижской хартии
для новой Европы принятой на встрече в верхах в рамках СБСЕ в 1990 году.



Ещё одним источником МЭП, который скорее является традиционным – это
исторический обычай. Обычаи играют важную роль как вообще в международном
праве, так и в МЭП. Международные обычаи формируются веками, тысячелетиями
истории человеческих отношений.
Международный обычай формируется на основе практики государств. Путём
признания в качестве правовой нормы обычай приобретает статус международной
нормы. Такая норма и находит своё выражение в форме международного обычая.
В отличие от договорных норм, обычай не оформляют каким-либо единым
актом в письменном виде. Поэтому для установления существования обычая
используют вспомогательные средства: судебные решения и доктрины, решения
международных организаций и односторонние акты и действия государств.
К таким судебным решениям, являющимися вспомогательным средством,
относятся решения Международного Суда ООН, других международных судебных и
арбитражных органов.
В своей практике Международный Суд ООН не ограничивался констатацией
существования обычаев, но давал им более иди менее четкие формулировки.
С другой стороны, нельзя не согласиться с точкой зрения об ограниченной
роли обычая в области регулирования международных экономических отношений,
так как поддержание стандартов, которых государства придерживаются в своих
взаимоотношениях, – это не та проблема, к которой можно подойти через
обычное право.
Показательно, что даже такие, казались бы, давно укоренившиеся основные
принципы международного права, как уважение государственного суверенитета,
равноправие государств, обязательное соблюдение международных договоров и
др., государства до сего времени снова и снова стремятся закрепить в своих
как двусторонних, так и многосторонних документах.


4. З А К Л Ю Ч Е Н И Е


В заключении хотелось бы отметить то, что международное экономическое
право представляет собой широкую тему для практического изучения и
теоретических исследований. Вообще, такая трудоёмкая работа, как анализ
международных документов и составление собственного о них мнения приносит
осязаемые плоды, т.к. эти документы являются плодом человеческой мысли
«разношёрстных» людей. Это квинтэссенция их жизненного и исторического
опыта, а также сложившейся международной практики.
В те годы, когда создавалась Организация Объединенных Наций, мировое
хозяйство четко укладывалось в прокрустово ложе национальных границ.
Сложное переплетение связей юридических и физических лиц, имеющих разную
национальную принадлежность и гражданство, регулировалось в основном
государственной властью в рамках национальных правовых систем, которые, как
известно, значительно отличались друг от друга.
Несогласованность национальных законодательств разных стран неизбежно
порождала серьёзные коллизии и проблемы.
Разногласия в этих сферах снимались в лучшем случае двусторонними
договорами и правилами, принятыми в то время в практике государств. Как
считает Т. Н. Нешатаева, «можно смело утверждать, что до второй мировой
войны универсальное международное регулирование международных экономических
отношений не получило серьёзного распространения». В качестве подтверждения
следует указать на крайне незначительное число универсальных конвенций по
экономическим вопросам и отсутствие в уставах международных организаций (в
первую очередь в уставе Лиги Наций) серьёзной проработки вопросов
компетенции организации в сфере экономики.
Между тем необходимость в международно-правовом регулировании
мирохозяйственных связей становилась всё более насущной. Движение
капиталов, товаров и услуг приобрели всеобщий интернациональный характер.
Толчком к этому послужили достижения научно-технического прогресса в
области транспорта, энергетики, связи и т.п. Также интернациональный
характер приобрели экономические проблемы и кризисы. Разбалансирование
одной из национальных экономик неизбежно порождало задержку в
поступательном развитии мирохозяйственных связей. Вторая мировая война со
всей очевидностью продемонстрировала тесную взаимозависимость мирового
рынка и национальных экономик. Одним из трагических результатов этой войны
явился развал европейского регионального рынка.
Проработка конкретных программ по созданию универсальной международной
организации в сфере экономики велась в связи с созданием ООН. В результате
принятия компромиссного решения в Устав ООН вошли положения о международном
экономическом сотрудничестве (п. 3 ст. 1), координируемом одним из главных
органов ООН – Экономическим и Социальным Советом (ст. 62).
Конечно, в объеме одной контрольной работы сложно охватить все сферы
экономического сотрудничества, регулируемые международным правом. Так, как
помимо общих понятий о принципах международного экономического права, его
субъектах и источниках, существует большое количество международных
нормативных актов, регулирующих международно-правовое сотрудничество в
отдельных областях международных экономических отношениях, а также,
регулирующих международно-правовое сотрудничество на региональном уровне.
При рассмотрении этой области международного экономического права можно
привести большое количество примеров о развитии межгосударственного
сотрудничества в валютно-финансовой сфере и роль Международного банка
реконструкции и развития (МБРР) и Международного валютного фонда (МВФ) при
решении глобальных вопросов в этой сфере.
Все вышесказанное можно отнести и к межгосударственному сотрудничеству
в области транспорта и к экономическому сотрудничеству в рамках ОНН на
региональном уровне, ведущемуся прежде всего в рамках экономических
комиссий, образованных Экономическим и Социальным Советом.
Затронув одну отрасль международного права - международное
экономическое право - мы наглядно убедились, что эта отрасль представляет
собой самостоятельную систему, можно сказать подсистему в рамках целостной,
единой системы международного права, которая в настоящее время является
одной из самой бурно развивающейся отраслью международного права.

7. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Богуславский М.М. Международное экономическое право. – М., 1986 г.
2. Вельяминов Г.М. Правовое урегулирование международной торговли. – М.,
1972г.
3. Вельяминов Г.М. Основы международного экономического права. – М.,
1994.
4. Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. –
М.: Междунар. отношения, 1999.
5. Юридичний словник. – К.: УРЭ. – 1983.
6. Действующее международное право. В 3-х томах. Ю.М. Колосов и Э.С.
Кривчикова. Том 3. 1997.
7. Нешатаева Т. Н. Международные организации и право. Новые тенденции в
международно-правовом регулировании. — М.: Дело, 1999.
8. Международное публичное право. Учебник. / Под ред. К. А. Бекяшева. —
1999.
-----------------------
[1] Стр. 417. Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И.
Кузнецов.
[2] Ст. 38 Статута Международного Суда ООН.
[3] Ст. 2. Марракешское соглашение о создании ВТО 15 апреля 1994 г.
[4] Ст. 8. Марракешское соглашение о создании ВТО 15 апреля 1994 г.

[5] Глава 1. Хартия экономических прав и обязанностей государств.
[6] Глава 2. Ст. 1. Хартия экономических прав и обязанностей государств.





Новинки рефератов ::

Реферат: Основные принципы просесса инсталляции приложений в ОС Windows (Программирование)


Реферат: Коллективный договор (Право)


Реферат: Свинцовые аккумуляторы (Химия)


Реферат: Выборочные ответы к государственному экзамену факультета ВМС специальности 2201 (Программирование)


Реферат: Владимир Сергеевич Соловьев (Исторические личности)


Реферат: Общие сведения о Канаде 1990-2001гг (История)


Реферат: Деление без восстановления остатка со сдвигом остатка (Программирование)


Реферат: Роль, место и задачи по координации действий территориальных и функциональных органов ГО и ЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций (Военная кафедра)


Реферат: Социальная мобильность (Социология)


Реферат: Биореакторы (ферментаторы) (Биология)


Реферат: Семейная политика российского государства (Социология)


Реферат: Культура России X-XIIвв. (Культурология)


Реферат: Базы данных в INTERNET (Компьютеры)


Реферат: Педагогическая диагностика (Педагогика)


Реферат: Краткая биография В.А.Жуковского (Литература)


Реферат: Функциональные стили речи (Литература)


Реферат: Гражданское общество и право по Гегелю (Гражданское право и процесс)


Реферат: Призыв к единению в "Слово о полку Игореве" (Литература)


Реферат: Планирование труда и заработной платы (Бухгалтерский учет)


Реферат: Лекция (предмет, проблемы) (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист