GeoSELECT.ru



Международное публичное право / Реферат: Понятие международного гуманитарного права (Международное публичное право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Понятие международного гуманитарного права (Международное публичное право)



НОВЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НАТАЛЬИ НЕСТЕРОВОЙ
ЮРИДИЧЕКАЯ АКАДЕМИЯ



КУРСОВАЯ РАБОТА


по дисциплине

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО


на тему:
“ Понятие международного гуманитарного права”



Студента группы К2П1-1,
Гурьева В.В.



Москва 2001 год
ПЛАН
Стр.
Введение…………….…..……………..…………………………………………..…3

Вооруженный конфликт…………………………………………………………….4

Действие во времени……………………….………………………………………..4


Методы и средства ведения военных действий………………………………...….6


Защита жертв войны………………………………………………….……………...6


Режим военной оккупации……………………………………………………...…10

Нейтралитет…………..…………………………………………………………….12

Международное гуманитарное право в конфликтах

немеждународного характера……………………………………………...………15



Список литературы………………………………...………………….…..……….18



Введение


Международное гуманитарное право — отрасль международного права,
призванная ограничить бедствия войны путем определения недопустимых методов
и средств ведения военных действий и защиты жертв войны. Правила ведения
военных действий, которые часто называют по-старому «законы и обычаи
войны», представляют собой совокупность принципов и норм, устанавливающих
ограничения в использовании военных методов и средств.
Международный Суд ООН указал два основных принципа международного
гуманитарного права:
• защита мирного населения и гражданских объектов, различие между
комбатантами и некомбатантами;
• запрещение Причинения излишних страданий комбатантам.
Основным источником международного гуманитарного права является
обычай; нормы, сформировавшиеся в обычном порядке, кодифицированы в
Гаагских конвенциях 1899—1907 гг., а также Женевских конвенциях 1949 г.
Нормы международного гуманитарного права формируются главным образом
не на основе практики государств в ходе вооруженных конфликтов, а на базе
договорной практики государств и резолюций международных организаций.
Процесс начинается принятием конвенции, реже — резолюций международной
организации. За этим следует признание государствами и организациями
соответствующих правил нормами международного обычного права.
Сферой действия международного гуманитарного права является область
межгосударственных отношений. Оно распространяется на любые вооруженные
конфликты между государствами, независимо от характера или происхождения
конфликта или от причин, выдвигаемых сторонами, находящимися в конфликте.


Вооруженный конфликт



Вооруженный конфликт может иметь как международный, так и
немеждународный характер. Второй Дополнительный протокол к Женевским
конвенциям указывает следующие характерные черты конфликта немеждународного
характера:
• его пределы ограничены территорией государства;
• участниками являются вооруженные силы государства и
антиправительственные силы либо иные организованные вооруженные группы.
Не относятся к конфликтам немеждународного характера и не подпадают
под действие Протокола беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия
или иные акты аналогичного характера.
Любой вооруженный конфликт, не выходящий за пределы государства,
считается его внутренним делом. Государство вправе устанавливать нормы,
регулирующие его отношения с восставшими гражданами, включая нормы,
устанавливающие преступность восстания.
Существуют территориальные аспекты действия гуманитарного права.
Различают:
• театр войны — все виды территории (сухопутная, воздушная, водная)
воюющих, на которой они вправе вести военные действия;
• театр военных действий — сухопутные, воздушные и водные пространства,
на которых военные действия фактически ведутся.

Действие во времени


Военные действия не должны начинаться без предварительного и
недвусмысленного предупреждения, имеющего форму мотивированного объявления
войны или ультиматума с условным объявлением войны. В наше время
вооруженные конфликты происходят без официального признания состояния
войны. Из числа последних конфликтов можно указать на англо-аргентинский
вооруженный конфликт 1982 г, по поводу Фолклендских островов и агрессию
Ирака против Кувейта в 1990г.
Правовые последствия объявления войны сводятся в основном к
следующему:
• прекращаются мирные отношения, прерываются дипломатические и
консульские отношения; дипломатический и консульский персонал отзывается;
• политические, экономические и иные договоры, рассчитанные на мирные
отношения, прекращаются или приостанавливаются; многосторонние соглашения
общего характера приостанавливают действие на период войны; начинается
применение договоров, специально заключенных на случай войны;
• устанавливается особый режим для граждан противника. Они могут покинуть
территорию воюющего государства в том случае, если их выезд не противоречит
интересам этого государства. К ним может быть применен специальный режим
вплоть до интернирования или принудительного поселения в определенном
месте;
• имущество, принадлежащее вражескому государству, конфискуется, за
исключением имущества дипломатических и консульских представительств.
Имущество неприятельских граждан сохраняет свой статус.
Прекращение войны было принято оформлять заключением мирного договора,
который решал возникшие в результате конфликта проблемы и восстанавливал
нормальные отношения между бывшими противниками. Мирному договору обычно
предшествовали соглашения о перемирии. Они могут заключаться в целях
частичного или общего приостановления военных действий. Такие соглашения
решают военные вопросы и не затрагивают отношений между государствами.
Формой прекращения военных действий может быть капитуляция одной из
сторон. Капитуляция не прекращает состояния войны. После нее необходимо
мирное урегулирование.
Новое явление представляют решения Совета Безопасности как инструменты
мирного урегулирования. После прекращения агрессии Ирака против Кувейта
решения Совета заменили не только соглашения о перемирии, но и сам мирный
договор, включая вопросы ответственности Ирака за агрессию.
Прекращение состояния войны восстанавливает мирные правоотношения
между бывшими противниками в полном объеме. Оно имеет значение и для
третьих стран. Прекращается действие норм, относящихся к нейтральным
государствам.


Методы и средства ведения военных действий


В этой области действует два принципа:
• право воюющих на выбор средств нанесения вреда неприятелю не является
неограниченным;
• причинение излишних страданий недопустимо.
Бомбардировки играют все более важную роль среди методов ведения
войны. Они должны быть направлены на военные, а не на гражданские объекты и
не должны быть «неизбирательными». Запрещена бомбардировка незащищенных
городов, зданий и иных обитаемых мест. При бомбардировке должны быть
приняты меры с тем, чтобы по возможности щадить здания, используемые в
научных целях, для искусства, благотворительной деятельности и
здравоохранения, если они не используются в военных целях. Такой же защитой
пользуются и военные госпитали.
Установки и сооружения, содержащие опасные силы, не должны становиться
объектом нападения даже в тех случаях, когда такие объекты являются
военными объектами.

Защита жертв войны

Основными актами международного гуманитарного права в области защиты
жертв войны являются четыре Женевские конвенции 1949 г., а также два
дополнительных протокола к ним 1977 г.
Одна из специфических черт международного гуманитарного права состоит
в том, что в его развитии и реализации важная роль принадлежит общественным
организациям и прежде всего Движению Красного Креста и Красного Полумесяца.
Практически в каждой стране действуют национальные общества этого движения.
На международном уровне они объединены в Лигу обществ Красного Креста и
Красного Полумесяца. Высшим органом Движения является Международная
конференция Красного Креста и Красного Полумесяца.
Международный Комитет Красного Креста (МККК) в рамках Движения
обладает собственным статусом и официально признан Женевскими конвенциями.
Состоит он из швейцарских граждан. МККК осуществляет наблюдение за
соблюдением международного гуманитарного права, оказывает помощь жертвам
вооруженных конфликтов, содействует распространению знаний о международном
гуманитарном праве и вносит предложения о его развитии.
Свои выводы о соблюдении Женевских конвенций МККК конфиденциально
сообщает соответствующему государству. В исключительных случаях он
выступает с публичными заявлениями, как это имело место в связи с
предполагавшимся применением Ираком отравляющих веществ. Эмблемой МККК
является красный крест на белом фоне (обратное расположение цветов
государственного флага Швейцарии).
Защита раненых и больных распространяется на всех раненых и больных,
военных или гражданских, которые нуждаются в немедленной медицинской
помощи. Такие лица должны быть уважаемы и защищаемы.
Воюющие стороны обязаны принимать немедленные меры для поиска и сбора
раненых и больных. В случае необходимости для этого устанавливается
перемирие. К раненым воинам противника следует относиться с уважением,
оказывать им необходимую медицинскую помощь. Запрещены медицинские
эксперименты над ними. Мертвых подбирают и достойно хоронят. Информация о
захоронениях сообщается МККК. Захоронения должны поддерживаться в порядке,
к ним обеспечивается доступ родных.
Медицинский персонал находится под защитой международного
гуманитарного права, воюющие должны относиться к нему с уважением и
обеспечить защиту. Медперсонал может быть задержан противником. В таком
случае он должен продолжать выполнение своих функций, предпочтительно в
отношении собственных граждан.
Защите подлежат постоянные медицинские учреждения и подвижные
медицинские формирования. Они должны иметь отличительные знаки. Защита
прекращается лишь в случае их использования в целях причинения вреда
противнику. Медперсонал вправе иметь личное оружие для самообороны и защиты
пациентов. При захвате противником раненых и больных они пользуются правами
военнопленных.
Некоторая специфика защиты раненых и больных приобретает в случае
морской войны. Соответствующие нормы в этом случае распространяются также
на потерпевших кораблекрушение. Особое значение при этом имеют поиск и
спасение. Они должны предприниматься немедленно после сражения самими
боевыми кораблями.
Госпитальные суда окрашиваются в белый цвет и несут наряду с
национальным также краснокрестный флаг. Название и описание судна
сообщается противнику. После этого оно не может подвергаться нападению или
захвату. Медперсонал и команда судна не подлежат пленению.
Статус военнопленных предоставляется законным участникам военных
сражений, именуемым комбатантами. Ранее к этой категории принадлежал лишь
боевой состав регулярной армии. Ныне понятие комбатантов расширено и к ним
отнесены лица из состава:
• регулярных вооруженных сил;
• полицейских сил;
• движения сопротивления;
• члены военных или добровольческих отрядов, входящих в состав
перечисленных сил.
Отнесены к комбатантам также лица, входящие в гражданские
вспомогательные силы, приданные войскам, включая:
• прокуроров;
• судей;
• священников и др.
Лицо из состава вооруженных сил не может претендовать на статус
военнопленного в случае захвата его во время занятия шпионажем. Такое лицо
подлежит суду военного трибунала.

Не имеют статуса комбатанта и не могут рассчитывать на режим
военнопленных наемники. Наемник — это лицо, завербованное для использования
в вооруженном конфликте, фактически принимающее участие в военных действиях
в целях получения материального вознаграждения. При этом оно не должно быть
гражданином страны, находящейся в конфликте, и не проживать постоянно на ее
территории. Оно не входит в состав вооруженных сил стороны в конфликте.
Отличаются от наемников лица, участвующие в конфликте не по материальным, а
по иным соображениям (политическое сочувствие, общность идеологии,
религии).
Наемничество представляет собой серьезную опасность, особенно для
небольших развивающихся государств. В 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН
приняла Конвенцию о запрещении вербовки, использования, финансирования и
обучения наемников. Конвенция признала наемничество серьезным
преступлением, затрагивающим интересы всех государств, и обязала участников
либо предавать виновных суду, либо выдавать. Наемничеству посвящена ст. 359
УК РФ.
С момента пленения ответственность за военнопленных несет захватившее
их государство, а не отдельные командиры. С военнопленными надлежит
обращаться гуманно. Любое незаконное действие или бездействие, повлекшее
смерть или причинившее серьезный ущерб здоровью пленного, является
преступлением.
Лагеря пленных должны располагаться в достаточно безопасном месте на
суше. Рядовые пленные могут привлекаться к работе с учетом их физического
состояния. Офицеры участвуют лишь в руководстве такими работами.
Пленные подчинены законам и положениям, действующим в армии пленившего
их государства.
После прекращения военных действий пленные подлежат скорейшей
репатриации.
Интернирование. Иностранные граждане могут быть интернированы
воюющими, только если интересы безопасности делают это абсолютно
необходимым. Во время войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., после
оккупации Кувейта Ираком, граждане западных государств содержались в
качестве «гостей» в важных с военной точки зрения местах в целях
предотвращения атаки на них. Такого рода тактика «живого щита» во всех
случаях противоправна.
Зоны безопасности. Международное гуманитарное право поощряет создание
зон безопасности и госпитальных зон по согласию воюющих сторон в целях
обеспечения безопасности мирного населения. Такие соглашения заключаются
через посредничество МККК.

В целях сохранения жизни людей или спасения культурных ценностей
возможно объявление «не защищаемой местности» (обычно это город или
заповедник, ограниченные участки территории, расположенные вблизи от линии
фронта). Они могут стать объектом оккупации противника без боя. По
соглашению воюющих сторон могут устанавливаться и демилитаризованные зоны.

Режим военной оккупации



В ходе вооруженного конфликта одна из воюющих сторон может обрести
контроль над частью или всей территорией другой, т.е. оккупировать ее.
Оккупация не наделяет оккупанта суверенными правами. Он не вправе
аннексировать или передать другому государству эту территорию. Ее судьба
решается лишь при окончательном мирном урегулировании. Не следует также
забывать, что согласно Уставу ООН завоевание не является законным методом
приобретения территории. После оккупации Кувейта Ирак пытался аннексировать
его территорию, объявив ее своей 19-й провинцией. Эта аннексия не была
признана ни одним государством. Во имя обеспечения на оккупированной
территории необходимого порядка сам факт оккупации (даже незаконной)
возлагает на население некоторые обязанности в отношении оккупанта, а
последний несет ответственность за уважение прав населения.
Существуют разные виды оккупации. Международное гуманитарное право
распространяет свое действие прежде всего на военную оккупацию, т.е. на
временное занятие территории войсками противника в ходе вооруженного
конфликта.
Другим видом оккупации, также имеющим связь с вооруженным конфликтом,
является послевоенная оккупация как средство обеспечения выполнения
государством, несущим ответственность за агрессию, своих обязательств.
Еще один вид оккупации — занятие воюющей стороной территории
нейтрального государства. И в этом случае применяется международное
гуманитарное право.
Оккупация начинается с установления фактического контроля над
территорией, с созданием оккупационной администрации, и прекращается с
момента утраты фактического контроля над территорией.
Прекращение оккупации не ликвидирует связанные с ней юридические
отношения. Особенно часто возникают вопросы, связанные с возмещением
причиненного оккупацией ущерба и уголовной юстиции. Так, после прекращения
иракской оккупации в 1991 г. Кувейт предъявил требования о возмещении
ущерба. Для обеспечения этих требований Совет Безопасности разрешил
ограниченный экспорт иракской нефти, главным образом для целей
удовлетворения индивидуальных претензий. После освобождения территории
Кувейта существенной проблемой с точки зрения уважения прав человека стала
массовая внесудебная расправа с членами палестинской общины, обвиняемыми в
пособничестве врагу.
Управление оккупированной территорией осуществляется оккупационной
администрацией с учетом соответствующих норм международного гуманитарного
права, по возможности сохраняя действие местных законов.
В пределах возможного оккупационные власти обязаны уважать основные
права человека, а также права, определенные международными нормами по
гуманитарным вопросам.
Население не может принуждаться к деятельности, имеющей военное
значение. Допускается привлечение лиц старше 18 лет к принудительному
труду, если это необходимо для оккупационных войск, коммунальных служб, для
обеспечения населения едой, медицинским обслуживанием, жильем, одеждой.
Работающие должны получать справедливую оплату и не могут быть
депортированы, т.е. вывезены за рубеж.
Лица из милицейских и добровольческих отрядов, включая организованное
движение сопротивления, действующих на оккупированной территории, имеют
право на статус военнопленных. Правомерность партизанской борьбы была
признана еще четвертой Гаагской конвенцией 1907 г.
Организованное сопротивление, не имеющее соответствующей связи с
вооруженными силами, например боевые группы, действующие в городах,
находится в ином положении. Его участники могут привлекаться к уголовной
ответственности. К смертной казни они могут быть приговорены лишь за
шпионаж, за серьезное повреждение военных объектов (диверсия) и за убийство
при условии, что такая мера наказания была предусмотрена правом
государства, которому принадлежит оккупированная территория. Запрещены
коллективные наказания и взятие заложников.

Нейтралитет


Нейтралитет — один из древнейших институтов права войны. Однако в
современном международном праве он обрел ряд новых черт. Как институт
международного гуманитарного права он рассматривается прежде всего в
качестве инструмента, призванного защитить население государства от
бедствий, связанных с вооруженным конфликтом.
На основе внутреннего законодательства Швейцария, Австрия и Мальта
являются постоянно нейтральными государствами, признанными в качестве
таковых другими странами. О своем нейтралитете объявили Молдавия и
Туркменистан.
Во время войны обязанность нейтрального государства состоит в
воздержании от оказания активной помощи любому из воюющих и в соблюдении
единых стандартов в отношениях с ними. Нейтральное государство не обязано
прекращать торговлю с воюющими странами, в том числе и военными
материалами. В случае введения ограничений на торговлю, они должны в равной
мере относиться ко всем воюющим. Нейтральное государство не вправе иметь на
своей территории вербовочные пункты воюющих сторон, но не обязано запрещать
своим гражданам добровольно вступать в их вооруженные силы.
При необходимой самообороне военные действия нейтрального государства
не рассматриваются как враждебный акт.
В случае войны на море встают две основные проблемы в связи с
нейтралитетом:
• права воюющих государств в отношении морской торговли нейтрального
государства;
• права нейтрального государства в отношении судов воюющих сторон,
находящихся в пределах его юрисдикции.
В вооруженных конфликтах на море применяется морская блокада, т.е.
изоляция портов или береговой линии противника. Блокада должна быть
эффективной, способной реально воспрепятствовать проходу судов. Нейтральные
суда при приближении к зоне блокады могут быть досмотрены, а в случае
нарушения блокады захвачены. В годы мировых войн блокада была заменена
режимом морской изоляции. После 1945 г. были случаи объявления блокады, но
ни один из них не отвечал соответствующим требованиям. Так, во время войны
с Пакистаном Индия в 1971 г. объявила блокаду портов противника. Однако
число выделенных для этого кораблей было весьма далеко от требований
эффективной блокады. Широкомасштабная блокада была организована в 1962 г.
США в отношении Кубы с целью не допустить доставку советских ракет. Блокада
была предпринята в мирное время и не может быть признана правомерной,
поскольку представляла нарушение принципа неприменения силы.
Блокада применяется в качестве международной экономической санкции. В
1990 г. Совет Безопасности ООН уполномочил применение военно-морских сил
для прекращения экспорта нефти из Ирака.

На морскую акваторию распространяется режим, общий для всей территории
государства. Если речь идет о территориальном море нейтрального
государства, то оно не может быть театром военных действий. В случае захода
преследуемого военного корабля противника в воды нейтрального государства
преследование приостанавливается.
Специальных конвенций о ведении военных действий в воздушном
пространстве нет. Воюющие обязаны уважать неприкосновенность воздушного
пространства нейтрального государства. В случае входа самолета воюющего
государства в воздушное пространство нейтрального государства последнее
обязано принять имеющиеся в его распоряжении меры для удаления его или
принуждения его к посадке с последующим интернированием находящихся на его
борту лиц. Интернирование применяется и в случае вынужденной посадки. Даже
подобранный нейтральным кораблем в открытом море экипаж потерпевшего аварию
самолета подлежит интернированию.
Нейтральное государство не вправе поставлять авиационную технику
воюющим государствам, однако оно не обязано запрещать такие поставки
частным фирмам.
Контроль воюющих государств в отношении гражданской авиации
нейтральных государств аналогичен тому, который осуществляется в отношении
нейтральных морских судов. Гражданскому самолету может быть предложено
приземлиться для проверки. Самолет может быть конфискован, если он занят
деятельностью, не совместимой с нейтралитетом.
Находящиеся на территории воюющего государства граждане нейтрального
государства в соответствии с международным гуманитарным правом не могут
претендовать на особые привилегии по сравнению с местными гражданами.
Следует, однако, учитывать, что возможность их дипломатической защиты со
стороны нейтрального государства имеет существенное значение.


Международное гуманитарное право в конфликтах немеждународного
характера



Рост числа конфликтов немеждународного характера и отличающая их
жестокость придают особое значение распространению на них определенных
гуманитарных норм. Основные общепризнанные нормы относительно конфликтов
немеждународного характера содержатся в ст. 3, общей для всех Женевских
конвенций 1949 г.
Статья 3 содержит минимальные требования. Лица, которые не принимают
участия в военных действиях, в том числе и прекратившие участие, должны
пользоваться гуманным обращением. В этих целях запрещены посягательства на
жизнь и физическую неприкосновенность, взятие заложников, посягательство на
человеческое достоинство, внесудебное осуждение или наказание. В статье
указано, что применение ее положений не затрагивает юридического статуса
сторон в конфликте, и потому участники вооруженного мятежа после захвата
могут быть преданы суду.
Не международным конфликтам посвящен второй Дополнительный протокол
1977 г. к Женевским конвенциям. Он подчеркивает необходимость уважения прав
человека и в немеждународных вооруженных конфликтах.
Во внутренние конфликты вовлекается значительное число подростков.
Второй Дополнительный протокол предусматривает запрещение привлечения детей
до 15 лет к участию в вооруженных конфликтах. Как известно, в Чечне это
положение не соблюдалось. Если, тем не менее, подросток все же принимал
участие и был задержан, ему предоставляются необходимые гарантии, включая
возможность продолжить образование.
Принудительное перемещение населения может иметь место только по
соображениям его безопасности. Учреждения и памятники культуры должны
щадиться; это относится и к религиозным объектам. Во внутренних конфликтах
такие учреждения и объекты зачастую подвергаются массовому разрушению.
Что же касается методов и средств ведения военных действий, то здесь,
очевидно, следует руководствоваться соответствующими нормами, относящимися
к международным конфликтам. Применение правительством Ирака в 1980 г.
химического оружия против курдских селений вызвало широкий протест в мире.
Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца могут
оказывать гуманитарную помощь жертвам конфликта. Поощряется участие
гражданских лиц в сборе раненых и больных и в оказании им помощи. Если
население страдает из-за отсутствия необходимого снабжения, то, с согласия
государства, в таком снабжении может оказываться иностранная помощь на
одинаковых для всего населения началах.
Стороны в конфликте обязаны принимать все необходимые меры к розыску и
спасению раненых, которым обеспечивается гуманное обращение, включая
медицинскую помощь. Медицинский персонал, служители церкви подлежат
уважению и защите. Медицинские учреждения и транспорт не могут быть
объектом нападения (вспомним захват дудаевцами больницы в Буденновске и
превращение больных в заложников). Покровительство прекращается в случае
использования медицинского учреждения или транспорта в военных целях. Для
обозначения медицинского учреждения используются те же знаки, что и в
международном конфликте.
В конфликте немеждународного характера употребление термина
«военнопленный» неверно юридически и политически. Здесь речь идет о
«задержанных», которые статусом военнопленного не обладают. Тем не менее
они имеют определенные права. Общие условия содержания и работы, которая
может носить принудительный характер, должны в принципе соответствовать
тем, которыми пользуется местное население.
Условия содержания мест заключения в общем аналогичны тем, что
предусмотрены для лагерей военнопленных и интернированных в международных
конфликтах: удаление от места боев, медицинская помощь. Допускается
переписка, которая может быть ограничена. В момент окончания задержания
принимаются меры к обеспечению безопасности освобождаемых.
Мирное население подвергается особому риску во внутренних конфликтах.
Дополнительный протокол уделяет этому внимание. Согласно Протоколу
население не должно подвергаться нападению, запрещены действия, а также
угрозы, преследующие цель запугивания населения. Недопустимы также
нападения на объекты, необходимые для жизни мирных граждан, включая запасы
продовольствия, места его производства, источники воды. Оговаривается
недопустимость нападения на объекты, содержащие опасные силы, например,
плотины, ядерные электростанции, очевидно, и нефтепромыслы.



Список литературы


1. Лукашук И.И., Шинкарецкая Г.Г. Международное право. Элементарный курс.
– М.: Юрист, 2000. – 216с.
2. Ушаков Н.А. Международное право. Учебник. – М.: Юрист, 2000. – 304с.







Реферат на тему: Понятие международного договора
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



АСПИРАНТУРА



Тема реферата: Понятие международного договора



Научная специальность: 12.00.10



Исполнил (впишите свое Имя)



Москва 2004



СОДЕРЖАНИЕ

Введение....................................................................
..............................................2
Глава I. Международный договор – его формы и юридическая значимость
в правовой системе
России.............................................................
.......6
§ 1. Международные договора и их
классификация.........................6
§ 2. Понятие формы международных
договоров.............................10
§ 3. Юридическая значимость международных договоров в
правовой системе
России........................................................
....12
Глава II. Основная форма применения международных договоров

России.................................................................
...................................14
§ 1. Заключение, толкование и применение письменной формы
международных
договоров.....................................................
....14
§ 2. Недействительность письменных форм международных

договоров........................................................
..............................23
§ 3. Прекращение и приостановление письменных форм
международных договоров
........................................................25
Заключение: выводы и рекомендации
.............................................................
Библиография
.................................................................
...................................



ВВЕДЕНИЕ

Государства с древнейших времен определяли свои права и обязанности
путем заключения договоров на основе традиций и обычаев своих народов.
Документы Древнего мира свидетельствуют о нравственной вседозволенности в
межгосударственных отношениях того времени. В частности, в древнейших
нормативно-правовых и договорных актах Древней Месопотамии и Армянского
нагорья, Египта и Древнего Китая, древнеиндийских Законах Ману, в договорах
между Хайаским (армянским) царем (XIV в до н.э.) и царем Хеттской державы и
др. [1.9, 1.11, 1.13] относительно мирных договоров говорилось, что они
должны заключаться с равными или более сильными царями, а на слабого – надо
нападать. Одновременно отмечалось, что “враг – это ваш сосед...” поэтому
войны в истории были повседневным явлением. Только в результате длительной
истории применения договоров в качестве регулятора международных отношений
выработались определенные международно-правовые нормы, устанавливающие
порядок заключения, применения, толкования и прекращения действия
договоров.
Следует отметить, что длительное время единственным источником права
международных договоров являлись обычаи и традиции народов мира. Первый акт
в области права международных договоров был принят в 1928 году на
Конференции американских государств, который действовал лишь в Латинской
Америке - это Гаванская конвенция о договорах 1928 года [2.9 и др.]
В 1968-1969 годах в Вене состоялась конференция, созванная в целях
кодификации и прогрессивного развития права международных договоров.
Результатом конференции явилась Венская конвенция о праве международных
договоров (далее - Венская конвенция 1969 г.), которая вступила в силу в
1980 году (СССР в свое время присоединился к данной Конвенции в 1986 году).
Между тем характерной особенностью XX - начала XXI столетия является то,
что в международных отношениях активное участие в качестве субъектов
международного права принимают межгосударственные организации. Это, в свою
очередь, способствует увеличению числа договоров с участием вышеназванных
организаций. Особенности, присущие межгосударственным организациям как
субъектам международного права, оказали влияние и на договоры с их
участием, что обусловило необходимость принятия специального акта, который
определял бы правила, касающиеся таких договоров. В 1986 году в Вене на
международной конференции была принята Конвенция о праве договоров между
государствами и международными организациями или между международными
организациями (далее - Венская конвенция 1986 г.).
В 1978 году была принята Венская конвенция о правопреемстве государств
в отношении договоров, кодифицировавшая соответствующие обычные
международно-правовые нормы. Эта Конвенция вступила в силу 6 ноября 1996 г.
Кроме норм права международных договоров определенное значение имеют
нормы национального права, устанавливающие внутригосударственный порядок
заключения и обеспечения выполнения международных договоров. Такие нормы
содержатся, как правило, в конституциях либо в специальных законах. В
частности, в РФ действует ФЗ “О международных договорах РФ” [1.3 и др.].
Однако следует заметить, что при появлении глобальных проблем, имеющих
жизненное значение для судеб цивилизации, стало очевидным, что ни одно
государство не в состоянии решить их в одиночку. Только международное
сотрудничество с учетом интересов всех при полной свободе выбора участников
международного сообщества решать эти проблемы и идти по пути прогресса.
В этих условиях международный договор должен стать основным
инструментом правового регулирования международных отношений. Вот почему
сегодня уделяется так много внимания вопросам реализации конкретных форм
международных договоров, что определяет актуальность данной темы.
Цель данной работы состоит в том, что она предусматривает описание форм
и правовых основ международного договора. В соответствии с этой целью
выделены следующие основные задачи данной работы:
. анализ форм и юридической значимости международных договоров России;
. исследование основной формы применения международных договоров России.
Методологическая основа научного реферата основывается на международном
праве - праве международных договоров, философии, истории и других науках.
Теоретическая и практическая ценность работы заключается в
результатах полученных при решении ее основных задач.
При этом, в качестве теоретической базы были исследованы не только
нормативно-правовые акты, но и работы таких ученых, как М.П.Дружков,
В.Н.Евинов, Л.В.Ефремов, Г.В.Игнатенко, Р.А.Каламкарян, Ю.М.Колосов,
И.И.Лукашук, С.Ю.Марочик, В.Я.Суворова, О.И.Туков, А.Н. Талалаев,
Н.А.Ушаков, В.М.Шуршалов и др. [2.1-2.17 и др.].
Структура научного реферата состоит из введения, двух глав,
включающих шесть подглав, а также заключения и библиография.
Во введении раскрывается актуальность темы, цель и основные задачи
настоящей работы, указывается методологическая и теоретическая основа
исследований.
В первой главе “Международный договор – его формы и юридическая
значимость в правовой системе России” рассматриваются международные
договора и их классификация, понятие их норм и юридическая значимость в
правовой системе России.
Во второй главе “Основная форма применения международных договоров
России” раскрывается содержание заключения, толкование, применение,
прекращение и приостановление письменных форм международных договоров.
Завершается работа заключением и библиографией.
ГЛАВА I. Международный договор - его формы, юридическая значимость в
правовой системе России

§ 1. Международные договора и их классификация

Под международным договором, как следует из Венской конвенции 1969
года [1.5] и Венской конвенции 1986 года [1.6], понимается регулируемое
международным правом соглашение, заключенное государствами и другими
субъектами международного права в письменной форме, независимо от того,
содержится ли такое соглашение в одном, двух или более связанных между
собой документах, а также независимо от конкретного наименования, которое
может носить разные названия [2.1, 2.6 и др.].
Хотя в Конвенциях говорится лишь о договорах в письменной форме, это
не означает, что государства не могут заключать договоры в устной форме и
распространять на них действия.
Договорами в международно-правовом смысле выступают только соглашения
между субъектами международного права. К таким договорам не относятся
соглашения, заключаемые международными транснациональными компаниями с
какими-либо государствами.
В свою очередь большинство юристов определяют международный договор как
соглашение. «Термин «договор», - писал американец Д. Филд в своем проекте
Кодекса международного права, - означает письменное соглашение между двумя
или более нациями для установления или отмены акта, создающего,
прекращающего или другим образом затрагивающего международное право или
отношение»1.
Л.Камаровский определял международные договоры как «соглашения между
народами, имеющими своим предметом установление, регулирование или
прекращение какой-либо юридической связи или международного отношения»2. По
мнению В.Уляницкого, «международный договор – это соглашение двух или
нескольких государств относительно государственных верховных прав, с целью
установления, определения, изменения или прекращения политического или
юридического отношения между ними»3.
Ф. Лист писал, что «международно-правовой договор есть соглашение воль,
состоявшееся между двумя или несколькими государствами относительно
государственных верховных прав»4.
Представляет интерес определение немецкого юриста Ф. Бербера,
понимающего международный договор как соглашение не только между
государствами, но и вообще субъектами международного права: «Международный
договор есть сознательное и добровольное объединение согласующихся
волеизъявлений по меньшей мере двух субъектов международного права, которое
направлено на возникновение, изменение и отмену правовых отношений»5.
Наиболее полным из всех вышеперечисленных определений международного
договора является определение, данное английским юристом Дж. Фицморисом в
его первом докладе, представленном в Комиссию международного права на VIII
сессии в 1956 году: «Договор есть международное соглашение, воплощенное в
единый формальный акт (независимо от его названия, титула или обозначения),
заключенное между сторонами, две или все из которых являются субъектами
международного права, обладающими международной правосубъектностью и
правоспособностью заключения международных договоров, имеющее целью
создавать права и обязанности или устанавливать отношения, регулируемые
международным правом»6.
В целом, приведенные определения международного договора содержат
положения о том, что международный договор есть соглашение или
согласованное волеизъявление государств и других субъектов международного
права.
С учетом вышесказанного целесообразно использовать определение
международного договора, вытекающее из статьи 2 Венской конвенции о праве
международных договоров от 23 мая 1969 года7 и Венской конвенции о праве
договоров между государствами и международными организациями от 21 марта
1986 года: под международным договором понимается регулируемое
международным правом соглашение, заключенное государствами и другими
субъектами международного права в письменной форме, независимо от того,
содержится ли такое соглашение в одном, двух или более связанных между
собой документах, а также независимо от конкретного наименования. Этому
соответствует предусматриваемое в ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995
года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» определение
международного договора [1.3-1.4, 2.4].
В данном определении указывается юридическая сущность международного
договора, которую «составляет соглашение, являющееся результатом
согласования государственных воль договаривающихся сторон»8.
Объектом международного договора является все то, по поводу чего
государства заключают договор, то есть вступают в договорные отношения. В
качестве объекта могут выступать материальные и нематериальные блага,
действия и воздержание от действий. Международное право не содержит каких-
либо ограничений относительно выбора объекта для международных договоров.
Любой объект международного права может быть объектом международного
договора. Как правило, объект договора отражается в наименовании договора.
Сами государства определяют, что должно быть объектом международного
договора. Как следует из международной практики, любой вопрос, как
относящийся к международным делам, так и входящий во внутренние дела
государства, может стать объектом международного договора. Но государства
воздерживаются от того, чтобы объектом международного договора становились
вопросы, составляющие исключительно внутреннюю компетенцию государства.
Целью договора является то, что субъекты международного права стремятся
осуществить или достигнуть путем заключения договора. Объект определяется в
названии либо в контексте договора, а цель - в преамбуле либо в первых
статьях договора.
Сторонами в договоре являются субъекты международного права,
обладающие договорной правоспособностью.
"Каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры", -
говорится в ст. 6 Венской конвенции о праве международных договоров [1.5 и
др.].
Государства, в силу своего суверенитета, обладают полной
(универсальной) правоспособностью. В соответствии с принципом суверенного
равенства, уважения прав, присущих суверенитету, они имеют право быть или
не быть участниками двусторонних или многосторонних договоров, включая
право быть или не быть участниками союзных договоров (Заключительный акт
СБСЕ).
Главным при решении вопроса об участии государства в конкретном
международном договоре является его заинтересованность в отношении объекта
и цели договора. Договоры, которые касаются кодификации и прогрессивного
развития международного права, а также договоры, объект и цели которых
представляют интерес для международного сообщества в целом (общие
договоры), должны быть открытыми для всеобщего участия. В этом положении
Декларации о всеобщем участии в Венской конвенции о праве международных
договоров выражена сущность принципа универсальности общих международных
договоров.
Договорная практика последних десятилетий подтверждает стремление
государств следовать этому принципу.
Решение вопроса об участии в договоре принимает само государство в
зависимости от его заинтересованности. Это его право. Вместе с тем
эффективность некоторых международных договоров напрямую зависит от числа
их участников. Серьезную озабоченность вызывает отказ ряда государств от
присоединения к Договору о нераспространении ядерного оружия.
В федеративных государствах возникает вопрос о договорной
правоспособности как самих федераций, так и их составных частей. Он
актуален и для Российской Федерации и ее субъектов. Конституция Российской
Федерации 1993 года [1.1-1.2] определяет место международных договоров в
системе российского права, органы, имеющие право заключать подобные
договоры, порядок ратификации международных договоров. Федеральный закон РФ
от 16 июня 1995 г. “О международных договорах Российской Федерации” [1.3],
положения которого в основном соответствуют Венской конвенции о праве
международных договоров 1969 года, подробно регулирует такие вопросы как
порядок заключения, выполнения, прекращения и приостановления действия
международных договоров, а также порядок регистрации в международных
органах, хранения подлинников международных договоров и официальной
публикации. Данный закон имеет и международное значение.
Классификация международных договоров. Договоры могут
классифицироваться по кругу участников. По этому основанию они
подразделяются на двусторонние и многосторонние. В свою очередь,
многосторонние договоры подразделяются на договоры универсальные (общие) и
договоры с ограниченным числом участников. К универсальным договорам
относятся договоры, в которых участвуют или могут участвовать все субъекты
международного права. Иными словами, объект таких договоров представляет
интерес для всех субъектов международного права. Договоры с ограниченным
числом участников, которые называются региональными или партикулярными, это
такие договоры, число участников которых ограничено.
Договоры могут классифицироваться и по объекту регулирования. С этой
точки зрения договоры подразделяются на договоры по политическим,
экономическим, правовым вопросам, по вопросам транспорта, связи и т.д [2.1,
2.6-2.11].
Договоры могут быть закрытыми либо открытыми. К закрытым договорам
относятся, как правило, уставы организаций, двусторонние договоры. Участие
в таких договорах для третьих государств предполагает согласие их
участников. В открытых договорах может участвовать любое государство, и
такое участие не зависит от согласия сторон договора. Открытым договором
является, например, Венская конвенция о праве договоров между государствами
и международными организациями 1986 года [2.8-2.10].
Федеральный закон «О международных договорах РФ» предусматривает
классификацию договоров на межгосударственные договоры, заключаемые от
имени России, межправительственные, заключаемые от имени Правительства РФ,
и межведомственные, заключаемые ведомствами России в пределах своих
полномочий. Несмотря на такую классификацию, все эти договоры являются
договорами России и, независимо от того, какой государственный орган
заключил договор, он создает права и налагает обязанности на Россию в
целом.


§ 2. Понятие формы международных договоров
Форма международных договоров бывает письменной и устной. Из
определения понятия международного договора следует, что под действие
Венских конвенций 1969 и 1986 годов подпадают договоры в письменной форме.
Однако, государства могут заключать договоры и в устной форме. Договоры в
устной форме получили наименование “джентльменских соглашений”. Они имеют
такую же юридическую силу, что и договоры в письменной форме [2.11 и др.].
Также следует отметить, что в современной договорной практике нет серьезных
препятствий к тому, чтобы международный договор мог содержаться в
телеграмме, телексе, факсе, электронном сообщении либо мог быть заключен с
помощью обмена такими сообщениями. Приведем лишь один пример из
относительно недавней практики межгосударственных отношений. Так, в
сентябре 1998 года состоялось подписание совместного коммюнике об
электронной коммерции президентом США и ирландским премьер-министром
посредством электронной цифровой подписи. И хотя данное коммюнике не
являлось международным договором, тем не менее в будущем вполне можно
предвидеть появление «электронных» международных договоров.

Под структурой договора понимаются составные части договора. К ним
относятся название договора, преамбула, основная и заключительная части,
подписи сторон.
Преамбула является важной частью договора, в ней обычно указываются
стороны (участники) договора, лица, уполномоченные на заключение договора,
полномочия этих лиц. Зачастую в преамбуле излагаются цели и причины,
побудившие стороны к заключению договора.
Основная часть письменной формы договора делится на статьи, некоторые
могут быть сгруппированы в разделы, главы или части. В некоторых договорах
статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования.
В заключительной части письменной формы договора излагаются такие
положения, как условия вступления в силу и прекращения договора, язык, на
котором составлен текст договора, и т.д [2.12, 2.14-2.15].
К договору могут быть приложены различного рода приложения: протоколы,
письма, ноты сторон, содержащие соответствующие уточнения, пояснения и т.
д. По соглашению сторон, предусмотренному в самом тексте договора,
приложения могут составлять нераздельную часть основного договора и иметь
одинаковую юридическую силу.
Текст договора содержится, как правило, в одном документе. Однако в
том случае, когда договор заключается путем обмена нотами или письмами, то
его текст содержится в двух или более связанных между собой документах (в
данном случае в нотах или письмах, которыми обменялись договаривающиеся
стороны).
Договоры могут иметь самые различные наименования (например,
конвенция, коммюнике, соглашение, собственно договор, хартия, устав, пакт,
декларация, протокол, акт и т.д.) либо быть без названия [2.1 и др.].
Договаривающиеся стороны сами определяют, на каких языках составляется
текст договора. Двусторонний договор составляется, как правило, на языках
обеих договаривающихся сторон, но они могут выбрать какой-либо другой язык
или другие языки. Так, Портсмутский мирный договор 1905 года между Россией
и Японией был исполнен на английском и французском языках. Иногда помимо
двух языков договаривающихся сторон текст договора составляется и на
третьем (нейтральном) языке. Как правило, этот текст берется в качестве
основы толкования договора. Обязательного “языка договора” современное
международное право не знает [2.2 и др.].
Тексты многостороннего договора на разных языках являются аутентичными
и имеют одинаковую юридическую силу [2.5 и др.].
В средние века все договоры обычно писались на латинском языке. С XVII
века латинский язык был вытеснен французским; в начале XX века английский
язык наравне с французским становится языком дипломатии[1]. Впрочем, от
обычая заключения международных договоров на каком-либо одном общепринятом
языке в XX веке отказались.
После Великой Октябрьской социалистической революции русский язык
официально признан международным. Особенно после второй мировой войны
русский язык получает широкое применение на дипломатической арене. Так,
Устав Организации Объединенных Наций составлен на русском, французском,
английском, китайском и испанском языках. Договоры Российской Федерации с
иностранными государствами обычно заключаются на русском языке и языке
контрагента.


§ 3. Юридическая значимость международных договоров в правовой
системе России

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и
нормы международного права и международные договоры Российской Федерации
являются частью ее правовой системы. В литературе высказывается критическое
мнение относительно включения в правовую систему страны всех общепризнанных
принципов и норм международного права на том основании, что многие из них
предназначены для регулирования только межгосударственных отношений.
Действительно, эти принципы и нормы, как и международное право в целом,
предназначены для регулирования межгосударственных отношений. Однако,
будучи включенными в национальную правовую систему, они обретают новое
юридическое качество. В частности, Конституция РФ обязала все органы
государственной власти следовать этим принципам и нормам, создав
конституционную гарантию соблюдения общепризнанных принципов и норм10.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции нормы международных договоров имеют
преимущественную силу перед законами в том случае, если они содержат иные
правила поведения. При этом выражение «иные правила» подразумевает любые
несоответствия правил закона и договора. В соответствии с подп. «а» п. 1
ст. 15 Федерального закона «О международных договорах РФ», такие
международные договоры подлежат обязательной ратификации.
В определении Конституционного Суда от 3 июля 1997 года11 по запросу
Московского областного суда устанавливается, что международный договор
обладает преимуществом по отношению ко всякой норме внутреннего права, а не
только по отношению к закону.
Важное юридическое значение для определения места международных
договоров в российской правовой системе имеет норма ст. 22 Федерального
закона «О международных договорах РФ», согласно которой если международный
договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений
Конституции, то решение о согласии на его обязательность для России
возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих
поправок в Конституцию или пересмотра ее положений. Тем самым гарантируется
юридический статус Конституции как нормативного акта, обладающего высшей
юридической силой.
Из этого можно заключить, что в российской правовой системе
международный договор, устанавливающий не соответствующее закону правило
поведения, можно поместить между федеральными и федеральными
конституционными законами12.
Международный договор, устанавливающий иные правила, не отменяет
действия российского закона. Его преимущественная сила может проявляться
только на стадии правоприменения.
Во второй, заключительной главе, рассмотрим основную - письменную форму
заключения, толкования, применения и прекращения международных договоров.



ГЛАВА II. Основная форма применения международных договоров России

§ 1. Заключение, толкование и применение письменной формы
международных договоров России

Заключение международного договора - это сложный процесс, состоящий из
ряда последовательных стадий. Его юридическая сущность в большинстве
случаев состоит, как отмечает Г.И. Тункин, в согласовании «воли государств,
результатом которого является соглашение, воплощающееся в нормах
договора»13.
Венская конвенция о праве договоров 1969 года определила три стадии
заключения договоров (ст. 9-11): принятие текста договора, установление
аутентичности текста договора и выражение согласия договаривающихся сторон
на обязательность договора.
Заключению договора предшествует договорная инициатива, то есть
предложение какого-либо государства или же группы государств или
международной организации заключить определенный договор с одновременным
представлением проекта текста договора.
Согласно ст. 11 Федерального закона «О международных договорах РФ»
решения о проведении переговоров и о подписании международных договоров
России принимаются: в отношении договоров, заключаемых от имени Российской
Федерации, - Президентом РФ, а в отношении договоров, заключаемых от имени
Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства РФ,
и договоров, заключаемых от имени Правительства РФ, - Правительством РФ.
Правительством РФ принимаются решения о проведении переговоров о заключении
международных договоров РФ межведомственного характера. Решения о
подписании международных договоров межведомственного характера принимаются
федеральным министром, руководителем иного федерального органа
исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые
такими договорами, по согласованию с Министерством иностранных дел РФ.
Уполномоченные стороны и их полномочия в международных договорах.
Согласно Венской конвенции 1969 года (ст. 7) следующие лица в силу их
функций и без необходимости предъявления полномочий считаются
представляющими свое государство: а) главы государств, главы правительств и
министры иностранных дел - в целях совершения всех актов, относящихся к
заключению договора; б) главы дипломатических представительств - в целях
принятия текста договора между аккредитующим государством и государством,
при котором они аккредитованы; в) представители, уполномоченные
государствами представлять их на международной конференции или в
международной организации, или в одном из ее органов, - в целях принятия
текста договора на такой конференции, в такой организации или в таком
органе. Этому соответствуют положения ст. 12 Федерального закона «О
международных договорах РФ».
Полномочия на ведение переговоров и на подписание международных
договоров РФ предоставляются: в отношении договоров, заключаемых от имени
Российской Федерации, - Президентом РФ; в отношении договоров, заключаемых
от имени Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению
Правительства РФ, а также договоров, заключаемых от имени Правительства РФ,
- Правительством РФ; в отношении договоров межведомственного характера -
федеральным министром, руководителем иного федерального органа
исполнительной власти. Министерство иностранных дел РФ выдает специальный
документ, подтверждающий право лица вести переговоры и подписывать договор,
либо, применительно к межведомственным договорам, это делает руководитель
ведомства14.
Принятие текста договора. Подготовка текста договора осуществляется
путем переговоров через обычные дипломатические каналы, на международных
конференциях и в международных организациях. Текст принимается по согласию
всех участвующих в его составлении, а на международной конференции -
большинством в две трети присутствующих и участвующих в голосовании, если
тем же большинством голосов они не установили иное. В международных
организациях тексты договоров принимаются в соответствии с правилами таких
организаций (статьи 9 Венских конвенций 1969 и 1986гг.). Принятие текста не
налагает на участников юридических обязательств.
Установление аутентичности текста договора. После того как текст
договора согласован и принят, становится необходимым каким-то образом
зафиксировать, что данный текст является окончательным и не подлежит
изменениям со стороны уполномоченных. Процедура, посредством которой
принятый текст договора объявляется окончательным, называется установлением
аутентичности текста. Как указывается в ст. 10 Венской конвенции 1969 года,
текст договора становится аутентичным и окончательным путем процедуры, о
которой условились участвующие в переговорах государства, либо путем
подписания ad referundum, парафирования самого текста или же
заключительного акта конференции, содержащего этот текст. Подписание ad
referundum (условное подписание) означает, что такое подписание нуждается в
последующем подтверждении соответствующим государством или соответствующей
международной организацией. Парафирование предполагает подписание, как
правило, инициалами уполномоченных лиц первой или последней страницы либо
каждой страницы текста договора.
Выражение согласия договаривающихся сторон на обязательность договора.
Последней стадией заключения международного договора является выражение
субъектами международного права согласия на его обязательность. Государство
может участвовать через своих представителей в процессе выработки текста
договора, в установлении аутентичности текста, подписывать заключительный
акт конференции или проголосовать за резолюцию международной организации,
которыми принимается текст договора, но оно не будет связано его
положениями, пока не выразит свое согласие на обязательность для него
договора. Федеральный закон «О международных договорах РФ» в ст. 6
перечисляет шесть наиболее употребляемых способов выражения такого
согласия, при реализации которых договор вступает в силу, приобретает
юридическую обязательность: подписание; обмен документами, образующими
договор; ратификация; утверждение; принятие; присоединение к договору. Как
сказано в статье, могут быть и другие способы, о которых условятся стороны.
Однако в российской практике до настоящего времени случаев использования
таких способов не встречалось15.
Из перечисленных в Законе способов наиболее расп

Новинки рефератов ::

Реферат: Алкоголь и его отрицательное воздействие на организм (Спорт)


Реферат: Первые эмансипированные женщины (История)


Реферат: Влияние эксплуатационных факторов. Безопасность (Транспорт)


Реферат: Анализ финансовых возможностей предприятия ОАО «АВТОВАЗ» для организации маркетинговой деятельности (Предпринимательство)


Реферат: ТНК INTEL в цифрах и фактах (Программирование)


Реферат: Вторая Камчатская экспедиция (История)


Реферат: Институт гражданского общества (Право)


Реферат: Молитва "Отче наш" (Религия)


Реферат: Норманнская теория происхождения государства у славян и ее роль в российской истории (История)


Реферат: Жизнь Н.В. Гоголя в Петербурге (Литература : русская)


Реферат: Оптимизация состава машинно-тракторного парка в сельскохозяйственных предприятиях на примере ОАО "Эфко-Победа" Алексеевского района Белгородской области (Сельское хозяйство)


Реферат: Основні положення законодавства України про працю та охорону праці, основні принципи державної політики в галузі охорони праці (Трудовое право)


Реферат: Значение игры для всестороннего развития ребёнка (Педагогика)


Реферат: Полное и коммандитное товарищество (Право)


Реферат: Обеспечение национальной безопасности РК в контексте интеграционных связей стран СНГ (с 1991-2001г.г.) (Международное публичное право)


Реферат: Драконы острова Комодо (Зоология)


Реферат: Исследование точности численного интегрирования (Программирование)


Реферат: Египетский бог Анубис (Религия)


Реферат: Культурно-историческое значение принятия православия на Руси (История)


Реферат: Отчет по производственной практике в газете "Тольяттинское обозрение" (Менеджмент)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист