|
Реферат: Антонио Доменико Виральдини (1705-1741) (Музыка)
РЕФЕРАТ ПО ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ
Антонио Доменико ВИРАЛЬДИНИ
( 1705 – 1741 )
Автор: Иван Дергач Дата создания: 15 марта 2001 г. Дата сдачи: 20 марта 2001 г. Преподаватель: Михайленко Н.М.
Ростов-на-Дону 2001 П Л А Н
Жизнь и творчество
1705 - 1725 г. 1725 - 1737 г. 1737 – 1741 г. легенды
Список использованной литературы
Жизнь и творчество
1705 - 1725 г. ВИРАЛЬДИНИ Антонио Доменико — итальянский композитор. Родился 4 ноября 1705 г. в Венеции. Большое влияние на музыкальное развитие ВИРАЛЬДИНИ оказал его отец Маурицио ВИРАЛЬДИНИ, обучивший сына игре на музыкальных инструментах и давший первые уроки композиции. В возрасте 4 лет ВИРАЛЬДИНИ играл на клавесине, с 5—6 лет начал сочинять (первые сочинения охотно исполнялись в Венеции на концертах домашнего музицирования). Клавесинист- виртуоз, ВИРАЛЬДИНИ выступал также как скрипач, органист и дирижер, блестяще импровизировал, поражая феноменальным музыкальным слухом. С 6 лет подменяет отца на службах соборе Святого Марка – главном кафедральном соборе Венеции. В возрасте 10 лет выступил как дирижер До- минорной Мессы своего учителя Карло Тортора. Год спустя закончил свою первую кантату «Роза ветров», изрядно переработав музыкальный материал своих детских сочинений. ВИРАЛЬДИНИ некоторое время брал уроки композиции у Дж. Б. Мускардини. Тогда же юный композитор дирижировал в Виареджио премьерой своей кантаты «Воскрешение Лазаря». В 1717 г. там же была исполнена серенада ВИРАЛЬДИНИ «Альба Мария», еще через год - опера “Геракл”. Большинство серенад и дивертисментов ВИРАЛЬДИНИ появилось в Венеции. Они были рассчитаны на музицирование как на открытом воздухе, так и в помещении и могли исполняться то оркестром, то ансамблем (в них применялись различные составы — смешанные, духовые, струнные). Почти вся церковная музыка ВИРАЛЬДИНИ — мессы, литании, оффертории, мотеты и т. п., — также написана в Венеции. К 19 годам ВИРАЛЬДИНИ был автором 36 произведений различных жанров: среди них кантата «Центурия», несколько симфоний, концертов, ансамблево- оркестровых сюит, стильных церковных композиций, арий и других сочинений. В 1725 ВИРАЛЬДИНИ переезжает в Милан на службу при Герцогском дворе.
1725 - 1737 г.
В 1725 году, будучи в Милане на службе Герцога, ВИРАЛЬДИНИ принимает духовный сан и становится аббатом. Исходя из своего нового положения он вынужден создавать произведения духовного жанра. В то же время ВИРАЛЬДИНИ позволяет себе писать произведения светского и духовно-светского жанров, в том числе на заказ. Параллельно ВИРАЛЬДИНИ, несмотря на недовольство католического духовенства, писал оперы по заказу местных театров. Большой популярностью у публики пользовались: «Падение Вавилона», «Крах Горгоны», «Искушение Ассура» и знаменитая «Даная», написанная специально для сопрано Анны Джирони. В этот период из под пера композитора выходят такие сочинения, как известная кантата «Четыре эпохи» (1731 г.), опера-оратория «Ликующая Руфь» для двойного состава исполнителей (1735 г.) и другие произведения. Созидательный процесс протекал у ВИРАЛЬДИНИ непринуждённо и стремительно. Композитор нередко обходился без предварительных эскизов. Иногда в крупных партитурах он фиксировал сначала главные мысли, а детали вносил позднее, не отказываясь от переделок. Его вдохновенное творчество опиралось на ремесло в лучшем смысле этого слова, а мастерство постоянно обогащалось поисками новых приёмов, композиции. Современное музыковедение относит ВИРАЛЬДИНИ к редким композиторам, выразившим в своём творчестве философское переосмысление идей Любви и Смерти. С 1726 г. Виральдини поручают возглавить в Милане музыкальный приют для мальчиков «Il Conservatorio Ospedale del Pace» (пример Вивальди оказался заразительным, и подобные «детские музыкальные студии» возникали в то время по всей Италии как грибы). В основе музыкального обучения в приюте стояли хоровые дисциплины. Инструментальные специализации вводились параллельно с хоровыми занятиями. Среди выпускников приюта можно назвать таких знаменитостей, как композитор Винченцо де Пьемонте, скрипач-виртуоз Джанни Гуарески и многие другие.
1737 – 1741 г.
В 1737 г. решением духовных властей закрывается приют «Il Conservatorio Ospedale del Pace». ВИРАЛЬДИНИ переезжает в Вену. Работа над «Орфеем», последней, оставшейся незавершенной оперой Мастера, относится к последнему году жизни ВИРАЛЬДИНИ. Эта произведение — одно из глубочайших по мысли и выражению новаторских идей ВИРАЛЬДИНИ. Трагический пафос и трогательная скорбь переданы в нём с одинаковой проникновенностью. Музыка ВИРАЛЬДИНИ не нашла должного понимания в венских музыкальных кругах. Невостребованность композитора приводит к преждевременной его кончине 28 ноября 1741 от сердечного приступа ВИРАЛЬДИНИ был похоронен на кладбище для бедняков. Местонахождение могилы неизвестно – кладбище было ликвидировано в XIX веке. Творчество ВИРАЛЬДИНИ, всеобъемлющее по охвату жанров и по широте музыкально-стилистических связей. Гармонически ясное и яркое по выразительности искусство ВИРАЛЬДИНИ, представителя венецианской ренессансной школы, родственно просветительскому классицизму с его культом разума, идеалом благородной простоты и оптимизмом. Многогранная музыка ВИРАЛЬДИНИ нередко с потрясающей силой передаёт скорбно-лирические или мрачные трагические настроения, однако в ней преобладают светлые тона. Красота музыки ВИРАЛЬДИНИ, изящной и совершенной по форме, отражает полноту ощущения жизни, воплощает мечту о счастье.
легенды Вокруг имени ВИРАЛЬДИНИ сложилось немало легенд. Одна из них гласит: в 1735 в партитуре оперы-оратории «Ликующая Руфь» композитор якобы зашифровал рецепт вечной молодости. Судьба произведения оказалась трагичной. Опера- оратория была запрещена к постановке, что только усилило интерес к ней. Но, к сожалению, болезненный интерес этот был не к прекрасной музыке гениального композитора, а к нелепой легенде. Неоднократно партитура похищалась, переписывалась охотниками за «тайными знаниями». Таким образом, возникали стихийные редакции этого шедевра с многочисленными искажениями музыкального материала. До наших дней дошли только несколько разрозненных фрагментов партитуры, по которым невозможно судить о масштабности этого произведения.
Список использованной литературы
Танкелевич Г. Е. “Композиторы венецианской школы” Москва 1979 г.
Орлов-Сокольский А. И. «Антонио Доменико Виральдини. Жизнь и творчество», Киев «Музiчна Украина», 1982 г.
Винников П. Д. «Биографии музыкантов : Виральдини» Издательство “Ростов-Дон.” 1999 г.
Реферат на тему: Арам Хачатурян
АРАМ ИЛЬИЧ ХАЧАТУРЯН (1903-1978) Арам Ильич Хачатурян – художник яркой, своеобразной индивидуальности. Темпераментная, жизнерадостная, привлекающая свежестью гармонии и оркестровых красок музыка его пронизана интонациями и ритмами народных песен и танцев Востока. Именно народное искусство явилось источником глубоко своеобразного творчества этого выдающегося композитора. В своих произведениях он также опирался на традиции мировой, и в первую очередь русской музыки. Творчество Хачатуряна разнообразно по содержанию и по жанрам. Композитор писал балеты, симфонические произведения, сонаты и концерты для различных инструментов, песни, романсы и хоры, музыку для театра и кино. Среди лучших его произведений – балеты «Гаянэ» и «Спартак», вторая симфония, фортепианный и скрипичный концерты, музыка к драме Лермонтова «Маскарад». БИОГРАФИЯ Детство и юность. Арам Ильич Хачатурян родился 6 июня 1903 года в Тбилиси в семье переплетчика. Его мать любила петь народные армянские песни, и эти напевы глубоко запечатлелись в душе ребенка. Незабываемое впечатление оставило искусство народных певцов-ашугов, в исполнении которых звучали песни Азербайджана, Грузии, Армении. Под впечатлением услышанных народных мелодий мальчик забирался на чердак дома и часами выстукивал полюбившиеся ему ритмы на медном тазе. «Эта первоначальная моя «музыкальная деятельность» - рассказывал Хачатурян, - доставляла мне неописуемое наслаждение, родителей же приводила в отчаянье…» Материальное положение семьи было настолько стесненным, что о музыкальном образовании Арам не мог и мечтать. Поэтому появление в доме плохонького, приобретенного за гроши пианино стало для мальчика большим событием. Сначала одним пальцем, а затем с примитивным аккомпанементом он стал подбирать по слуху мелодии народных песен и танцев. «Тогда я совсем осмелел, - вспоминал Хачатурян, - и начал варьировать знакомые мотивы, сочинять новые. Помню, какую радость доставляли мне эти – пусть наивные, смешные, неуклюжие, - но все же первые попытки композиции». Когда Араму исполнилось десять лет, он поступил в коммерческое училище. Самостоятельно научившись играть на духовых инструментах, он участвовал в любительском духовом оркестре. В шестнадцать лет Хачатурян впервые попал в оперный театр, где услышал оперу «Абесалом и Этери» - классику грузинской музыки Захария Палиашвили. Впечатление было столь сильным, что мечта учиться музыке стала неотступной. Наконец в 1921 году в судьбе юноши наступил перелом. В Тбилиси приехал его старший брат Сурен Хачатурян, режиссер Московского Художественного театра. Заметив влечение Арама к музыке, Сурен Ильич взял его с собой в Москву. Годы учения. В возрасте 19 лет юноша сдал экзамен в Московский музыкальный техникум имени Гнесиных. У него не было даже элементарной подготовки. Выручили отличный слух, музыкальность, прекрасная память. Елена Фабиановна и Михаил Фабианович Гнесины, опытные педагоги, сразу же распознали в юноше природное дарование. И вот начались годы учения – большего, настойчивого труда, сомнений, успехов, разочарований. Вначале Хачатурян учился играть на виолончели и фортепиано. Но скоро становится ясно, что основное его призвание – композиция. В лице Михаила Фабиановича он нашел чуткого педагога, сумевшего быстро развить его природные способности. Уже в техникуме начинающий композитор написал «Танец» для скрипки с фортепиано и «Поэму» для фортепиано. Эти произведения были изданы с успехом. С 1929 по 1934 годы Хачатурян учится в Московской консерватории. По классу сочинения он занимается у М.Ф. Гнесина, а позднее у Н.Я. Мясковского. Теперь все свое внимание он отдает творчеству. В эти годы он пишет «Токкату» для фортепиано, трио для кларнета, скрипки и фортепиано, «Танцевальную сюиту» для симфонического оркестра. Уже здесь проявились черты, ставшие типичными для более зрелых его произведений. Прежде всего, это певучие мелодии народного характера, сочные, свежие гармонии, праздничная оркестровка. Самобытность и оригинальность таланта Хачатуряна теперь начинает признаваться не только музыкантами. Известность его быстро растет и среди широких масс слушателей. В качестве дипломной работы молодой композитор представил первую симфонию, посвященную Советской Армении. Хачатурян блестяще оканчивает консерваторию. Его имя занесено на Доску почета. В дальнейшем он совершенствует свое мастерство, занимаясь в аспирантуре. Начало самостоятельного пути. После окончания консерватории композитор много и упорно работает над своими новыми сочинениями. Он обращается к различным жанрам. Среди созданного на протяжении 30-х годов наиболее удачными оказались балет «Счастье», фортепианный и особенно скрипичный концерты. Заслуженную популярность завоевала музыка Хачатуряна к драматическим спектаклям («Валенсианская вдова», «Маскарад») и кинофильмам («Пэпо», «Зангезур»). Активно включается Хачатурян и в общественно- музыкальную жизнь страны, выполняет ответственную работу в Союзе композиторов. Фортепианный концерт закончен композитором в 1936 году. Его первым исполнителем был выдающийся советский пианист Лев Оборин, которому он и посвящен. Концерт имел большой успех. В нем проявилась склонность композитора к виртуозному блестящему стилю. Еще ярче стали краски гармонии, острее и выпуклее ритмы, выразительнее мелодия. В 1940 году Хачатурян создает одно из своих наиболее значительных произведений – скрипичный концерт. Здесь творческий облик композитора раскрылся во всей своей полноте. Концерт посвящен его первому исполнителю – известному советскому скрипачу Давиду Ойстраху. Весну и лето 1939 года Хачатурян проводит в Армении, где усиленно работает над балетом «Счастье». В новом для себя жанре балета он воплощает тему – жизнь народа Советской Армении, радость и счастье людей, завоеванные в труде и борьбе. Спустя два года Хачатурян пишет музыку для спектакля «Маскарад» (по драме Лермонтова) в театре имени Вахтангова. Годы войны. Наступила Великая Отечественная война. В военные годы Хачатурян создает песни «Капитан Гастелло», «Слава нашей Отчизне», марш для духового оркестра «Героям Отечественной войны» и другие. Из произведений крупных жанров появляются балет «Гаянэ» и вторая симфония. Премьера балета «Гаянэ» состоялась в 1942 году в Перми, куда был эвакуирован Ленинградский театр оперы и балета имени С.М. Кирова. Спектакль прошел с огромным успехом. Сюжет «Гаянэ» развивается драматически напряженно. Герои балета – колхозники и бойцы Красной Армии. Их счастье неотделимо от благополучия всего народа. За балет «Гаянэ» композитору в 1943 году была присуждена Государственная премия СССР, которую он внес в фонд Вооруженных Сил Советского Союза. Вторая симфония получила название «Симфонии с колоколом». Она передает переживания советских людей в годы войны. В четырех частях симфонии отражены страдания, скорбь по погибшим, воспоминания о счастье и радости, предчувствие грядущей победы. В 1944 году Хачатурян пишет Государственный гимн Армянской ССР. Послевоенный период. В послевоенные годы музыкальная деятельность композитора значительно расширяется. Начиная с 1950 года – он профессор по классу композиции в Московской консерватории и Институте имени Гнесиных. Хачатурян-педагог главное внимание уделял развитию творческой индивидуальности будущих композиторов, национальной природы их дарования. Из его класса вышли такие известные композиторы, как А. Эшпай, Р. Бойко, Э. Оганесян, М. Таривердиев и другие. В 1950 году началась дирижерская деятельность композитора. Первый концерт, где дебютировал Хачатурян-дирижер, состоялся в Москве в Доме ученых. Под управлением автора прозвучали сцены из балета «Гаянэ» и финал скрипичного концерта. Композитор посещает с концертами многие города Советского Союза. С большим успехом его выступления проходят и за рубежом. Но сочинение по-прежнему остается главной целью его жизни. Появляется целый ряд его песен о дружбе народов, о мире. Много музыки Хачатурян пишет для кинофильмов («Русский вопрос», «Сталинградская битва», «Владимир Ильич Ленин», «У них есть родина» и другие), для драматических спектаклей («Лермонтов» Б. Лавренева, «Макбет» и «Король Лир» У. Шекспира). В 1946 году Хачатурян заканчивает концерт для виолончели с оркестром и посвящает его первому исполнителю Святославу Кнушевицкому, выдающемуся советскому виолончелисту. К 30-летию Октября создана «Симфония-поэма» (симфония № 3). Капитальное произведение послевоенного периода – балет «Спартак», законченный в 1954 году. Впервые он был поставлен на сцене Ленинградского театра имени С.М. Кирова в 1956 году, а в Большом театре в Москве – двумя годами позже. Хачатуряна привлек образ человека, возглавившего беспримерное в истории Древнего мира восстание рабов. В героическом сопротивлении угнетенных, композитор увидел много общего с борьбой народов за свою независимость. Позднее творчество. На протяжении 60-70 годов сочинены три концерта- рапсодии (для скрипки, для виолончели и для фортепиано – с оркестром). Композитор вновь возвращается к жанрам камерной инструментальной музыки: он сочиняет сольные «Сонату-фонтазию» для виолончели, «Сонату-монолог» для скрипки и «Сонату-песню» для альта. С первых же послевоенных лет получила особый размах общественно- музыкальная деятельность Хачатуряна. Совместно с другими советскими музыкантами композитор побывал во многих странах мира. Свои концертные выступления он сочетал с беседами, докладами о советской музыкальной культуре, что служило еще большему укреплению дружественных связей между Советским Союзом и другими странами. Композитору было присвоено почетное звание народного артиста СССР. Арам Ильич Хачатурян умер 1 мая 1978 года. -----------------------
А.И. Хачатурян
Реферат
ученика 6 «А» класса
средней школы № 12
Гусева Александра.
| |