GeoSELECT.ru



Международные отношения / Реферат: Внешняя торговля России 90-е гг. (Международные отношения)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Внешняя торговля России 90-е гг. (Международные отношения)


ПЛАН:

Введение.
1. Внешнеторговая деятельность.
2. Этапы реформирования системы государственного регулирования
внешнеторговой деятельности.
Заключение.
Список использованной литературы.

Введение

Внешнеторговая политика Российской Федерации находится в стадии
формирования( постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база(
Формирование осуществляется в сложных условиях рыночной реформы перехода к
открытой экономике( экономического кризиса и распада сложившихся
экономических связей(
Как известно( в течение многих десятилетий в нашей стране
господствовала монополия внешнеэкономической деятельности( то есть
исключительное право государства на осуществление всех видов
внешнеэкономических связей( Государство осуществляло свою монополию через
специально созданные органы( Внешняя торговля проводилась через
Министерство внешней торговли (позднее ( Министерство внешнеэкономических
связей) и его отраслевые экспортно-импортные объединения; международные
расчеты ( через Внешэкономбанк СССР(
Постепенное реформирование внешнеэкономической деятельности начинается
с 1986г. Были расширены права государственных внешнеторговых организаций(
наряду с ними на внешний рынок были допущены отраслевые( республиканские и
региональные организации( С конца 80-х годов начали получать право
непосредственного выхода на внешний рынок производители экспортной
продукции(
Решительный перелом в регулировании внешнеэкономической деятельности
связан с Указом Президента России от 15 ноября 1991 г( “О либерализации
внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР”( В соответствии с
этим указом право на осуществление внешнеэкономической деятельности
получили все субъекты хозяйственной деятельности( независимо от форм
собственности( без специальной регистрации(
Таким образом( в регулировании внешней торговли и внешнеэкономической
деятельности в целом остается большое количество нерешенных проблем(

1. Внешнеторговая деятельность.

Роль внешнеэкономического комплекса в экономике страны в 1993-1997гг.
постоянно возрастала.
Рост объемов внешней торговли, и прежде всего экспорта, явился одним из
важнейших факторов замедления падения ВВП.
Внешнеторговый оборот России (без учета неорганизованной
торговли) возрос с 95,2 млрд. долларов в 1993г. до 126,6 млрд. долларов в
1997г., или на 33%, в том числе оборот со странами дольнего зарубежья
возрос за этот период на 39% – до 98,8 млрд. долларов, со странами ближнего
зарубежья (СНГ) – на 15% и составил 27,8 млрд. долларов.
Положительное сальдо торгового баланса по сравнению с 1993г. выросло
более чем на 43% и достигло 33,2 млрд. долларов, причем практически целиком
за счет стран дальнего зарубежья.
Во внешнеторговом обороте России в 1997г. на страны дальнего зарубежья
приходилось 75%, в 1997г. – 78%, на страны СНГ – 25% и 22% соответственно.
Среди стран дальнего зарубежья крупнейшими торговыми партнерами России
в 1997г. были:
- Германия (12,6 млрд. долларов)
- США (7,2 млрд. долларов)
- Италия (5,2 млрд. долларов)
- Нидерланды (4,8 млрд. долларов)
- Финляндия (4,4 млрд. долларов)
- Япония (4,4 млрд. долларов)
- Китай (4,3 млрд. долларов)
- Великобритания (4,2 млрд. долларов)
Из стран СНГ:
- Украина (13,6 млрд. долларов)
- Казахстан (5,1 млрд. долларов)
- Беларусь (5,0 млрд. долларов).1
Экспорт России вырос за этот период с 59,2 млрд. долларов до 79,9 млрд.
долларов, или на 35%, при этом в дальнее зарубежье он возрос с 44,3 млрд.
долларов до 65,7 млрд. долларов (+48,2%), в ближнее – сократился с 14,9
млрд. долларов до 14,2 млрд. долларов (-4,3%). В результате этого доля
стран дальнего зарубежья в общем объеме экспорта России возросла с 74,9% в
1993г. до 82,2% в 1997г., а стран СНГ – сократилась с 25,1% до 17,8%.
Анализ географии экспортных поставок свидетельствует об ориентации
российских участников ВЭД в основном на промышленно развитые страны. В
течении последних лет существенных изменений в географическом распределении
экспорта по регионам дальнего зарубежья не наблюдалось. Товарная структура
экспорта продолжала носить сырьевую направленность с преобладанием в ней
энергоносителей. Вместе с тем доля необработанных сырьевых материалов в
этот период несколько снизилась за счет опережающего роста экспорта
металлопродукции, удобрений, нефтепродуктов, продукции органической и
неорганической химии, бумаги и др. Доля экспорта энергоносителей в страны
дальнего зарубежья сократилась за этот период с 46 до 41%.
Рост экспорта в страны дальнего зарубежья был обусловлен не только
увеличением его физического объема, но и в значительной степени повышением
мировых цен на топливно-сырьевые товары. В результате действия этих двух
факторов экспорт нефти увеличился на 24%, аммиака – в 1,7 раза, минеральных
удобрений – в 2,2 раза, каучука – в 2,6 раза, целлюлозы и бумаги – в 4,3%
раза, алюминия и ферросплавов – в 1,8-3,0 раза.
Экспорт продукции российского машиностроения в 1997г. был выше уровня
1993г. на 12,7% и составил 8,1 млрд. долларов. Однако, несмотря на рост
стоимостного объема, его доля в общем экспорте России сократилась с 12,1% в
1993г. до 10,2% в 1997г. Продолжается спад объема экспорта машин
оборудования гражданского назначения в страны дальнего зарубежья при
одновременном его росте в страны СНГ, где их доля составила в 1997г. около
20%.
Объем российского импорта в 1997г. возрос по сравнению с 1993г. с 36,61
млрд. долларов до 46,7 млрд. долларов (+29,5%), в том числе из дальнего
зарубежья – с 26,8 млрд. долларов (+23,7%), из ближнего – с 9,2 млрд.
долларов до 33,2 млрд. долларов (+46,2%).1
В 1993-1997гг. отмечались определенные изменения в географии
российского импорта. Доля стран дальнего зарубежья снизилась – с 73,3 до
71% при увеличении доли стран СНГ с 25,7% до 29%. Произошло также
перераспределение объемов импорта между государствами дальнего зарубежья.
На структуру импорта оказало влияние дальнейшее снижение производства
внутри страны. В частности, этим фактором обусловлен значительный объем
импорта продовольствия (около 30%). Повышению эффективности импортных
операций и росту их объемов способствовала стабилизация курса рубля по
отношению к доллару.
В 1993-1997гг. в несколько раз увеличились закупки основных продуктов
питания – мяса, птицы, животного и растительного масла, фруктов, чая, кофе.
Продолжалось увеличение импорта алкогольных и безалкогольных напитков,
достигшего в 1997г. почти 2млрд. долларов, что составило свыше 4% общего
российского импорта. Одновременно по сравнению с 1993г. резко сократился
импорт зерна, особенно из стран дальнего зарубежья (в 8 раз), а также
одежды и обуви (в 3 раза).
Импорт машин и оборудования из стран дальнего зарубежья возрос за этот
период в 1,7 раза при некотором его снижении из государств СНГ. Доля машин
и оборудования в импорте России в 1997г. составила 34%. Увеличение импорта
машин и оборудования по сравнению с 1996г. на 31,4% – до 17,9 млрд.
долларов подтверждает положительные изменения в структуре импорта: после
спада импорта машинно-технической продукции в 1993г. ее закупки начиная с
1994г. стали увеличиваться, что обусловлено необходимостью обеспечения
современным технологическим оборудованием жизненно важных отраслей
национальной экономики, завершения ввода в эксплуатацию ряда объектов
сельского хозяйства, сооружаемых на базе импортного оборудования и
технологий, реализация принятых программ технического перевооружения
различных отраслей.

2. Этапы реформирования системы государственного регулирования
внешнеторговой деятельности.

Одной из приоритетных задач экономических преобразований в России стала
либерализация внешней торговли, которая была призвана способствовать
равноправной интеграции российской экономики в мировое хозяйство. Это
предполагало в свою очередь формирование базирующегося на рыночных
принципах механизма государственного регулирования внешнеторговых потоков,
снятие неоправданных ограничений в этой сфере.
Задачи первого этапа экономических реформ были определены в принятой в
1993г. среднесрочной Программе Правительства Российской Федерации –
«Развитие реформ и стабилизация российской экономики», рассчитанной на 1993-
1995гг. В целях улучшения положения России в системе международного
разделения труда, проблемы неплатежеспособности страны задачами
среднесрочного характера в сфере регулирования внешнеэкономической
деятельности были определены:
- сокращение и отказ от количественных ограничений во внешней торговле,
использование экономических методов регулирования, переход к единому
курсу рубля:
- сближение структуры внутренних и мировых цен, последовательное снижение
ставок экспортного тарифа с отменой его к началу 1996г., введение
унифицированного импортного тарифа;
- поддержка экспорта и расширение рынков сбыта российской продукции.
Вместе с тем реформирование внешнеэкономических связей в 1993-1996гг.
проводилось с учетом результатов, достигнутых в предшествующий период.
Система регулирования внешнеторговых операций стала формироваться в
конце 1991г. – начале 1992г. Основную роль при этом играли методы
нетарифного регулирования: квотирование и лицензирование экспортных
поставок, а также регистрационный режим в отношении экспортеров
стратегически важных сырьевых товаров. Под лицензионным контролем
находилась подавляющая часть экспорта России (в 1992-1993гг.–порядка 75-
80%), причем по основному его объему лицензии выдавались в пределах
установленных государством квот.
С 1992г. стал действовать экспортный таможенный тариф. В первые два
года его действия вывозные пошлины охватывали около ѕ российского экспорта.
Обложению пошлинами подлежал экспорт топливно-сырьевых товаров,
продовольствия, промышленных полуфабрикатов, а также некоторых видов
готовой промышленной продукции.
Ввоз товаров в Россию начиная с 1992г. свободен от квотирования, тогда
как лицензированию подлежит ввоз ограниченного круга изделий – в их число
входят химические средства защиты растений, лекарства, промышленные отходы,
а также товары, включенные в перечень, по которому разрешения выдаются в
порядке, определяемом Правительством и Президентом (вооружение, боеприпасы,
ядерные материалы и технологии, драгоценные металлы и камни, наркотические,
психотропные вещества и яды, продукция, имеющая двойное назначение).
Поэтому регулирование импортных поставок осуществлялось преимущественно
тарифными и налоговыми мерами.
В 1993-1994гг. имела место частичная либерализация экспортного режима:
список квотируемых товаров постепенно сокращался, уменьшался также перечень
товаров, облагаемых экспортными пошлинами, а их ставки снижались. В
отношении импорта товаров экономические меры регулирования дополнялись
обязательной сертификацией на предмет их безопасности и соответствия
российским стандартам.
В течение второй половине 1994г. и в начале 1995г., по существу, был
отменен прежний порядок регулирования российского экспорта на основе квот и
лицензий. С этого времени в перечень товаров, подпадающих под лицензионный
режим, стали входить:
- продукция, вывоз которой регламентируется квотами, установленными
«извне», т.е. на базе подписанных Россией международных обязательств;
- товары, по которым сохранен особый порядок экспорта.
Отмена количественных ограничений и особого режима экспорта основных
валютоемких товаров не могла компенсироваться регистрацией экспортных
контрактов, которая была введена во второй половине 1994г. в отношении
отдельных товаров, ранее подпадавших под лицензионный контроль.
С 1994г. действует система валютного контроля при экспорте товаров,
разработанная ГТК России и Центробанком.
В случае непоступления или несвоевременного поступления экспортной
валютной выручки обоснованность данного факта оценивает специальная
комиссия, созданная под эгидой МВЭС.
Важнейшие сдвиги в области государственного регулирования
внешнеторговой деятельности произошли в 1995г. Наиболее значимыми
мероприятиями явились либерализация нефтяного экспорта, отмена института
спецэкспортеров СВСТ, ограничение области применения мер нетарифного
регулирования, отмена в целях обеспечения экономической эффективности и
повышения доходов федерального бюджета льгот по таможенным пошлинам,
введение новых ставок ввозных таможенных пошлин по основным товарным
группам.
Форсированная либерализация внешнеторгового режима вызвала
необходимость создания достаточно сложной и громоздкой системы учета и
контроля, разработанной по разным ведомствам (ГТК, ВЭК, Центробанк, МВЭС,
Госналогслужба, Налоговая полиция и др.).
Однако, как свидетельствуют данные оперативного контроля, манипуляции с
количеством и качеством и как следствие стоимостью товара позволяли
экспортерам образовывать до 30% неучтенной валютной выручки.
Для преодоления указанных недостатков в конце 1995г. было принято
решение ввести единую систему обязательной экспертной оценки количества,
качества и цены экспортируемых товаров. В соответствии с постановлением
Правительства РФ от 21 марта 1996г. № 298 эта система сохраняется, но она,
во-первых, не будет носить обязательного характера, а, во-вторых, будет
распространяться на ограниченный перечень товаров.
Прогрессирующее сужение сферы тарифного регулирования экспорта
завершается полной отменой этого инструмента. Вывозные таможенные пошлины
отменены с 1 апреля 1996г. практически по всем товарам, за исключением
нефти и газового конденсата. При этом отмена экспортных пошлин
сопровождается увеличением внутренних налогов и сборов.



Заключение.

Не вызывает сомнения, что роль и место внешних экономических связей
должны измениться, тем более что возможности для дальнейшего экстенсивного
роста экспорта уже практически исчерпаны. ВЭС должны во все возрастающей
степени влиять на развитие рыночных связей внутри страны. В этом контексте
развитие промышленного экспорта, прежде всего наукоемкой продукции, должно
помочь раздвинуть рамки внутреннего спроса, сделать экономический рост
неинфляционным, дать импульс инвестициям и производству во многих секторах
национальной экономики.
Соответственно приоритетное значение приобретает решение задачи
создания внутренних и внешних условий для эффективной интеграции России в
мировое хозяйство, реализации ее конкурентных преимуществ.
Прошло время для опережающих темпов либерализации внешнеэкономических
связей. На первый план выходят такие направления, как обеспечение
необходимого уровня защиты внутреннего производства, содействие развитию
экспорта наукоемкой продукции и услуг, защита интересов российских
участников ВЭД на внешнем рынке. В этом контексте особое значение
приобретают присоединение России к ВТО на выгодных для себя условиях,
активизация торгово-политической работы, направленной на обеспечение
рынков сбыта для российской наукоемкой продукции и услуг, в том числе и
нетрадиционных рынков. Необходимо также предусмотреть определенное
ужесточение системы государственного регулирования ВЭС, не входя при этом в
противоречие с принятой в мире практикой и с общим курсом на либерализацию.
Ее суть заключается в том, что иностранный капитал, воспользовавшись
кризисным состоянием отечественного производства, а также открытостью
российскими предпринимательскими структурами настоящий торгово-финансово-
сбытовой комплекс (иногда даже с элементами производства), который прежде
всего благодаря огромным прибылям занял практически центральное место на
потребительском рынке страны, и в первую очередь на наиболее
привлекательных его сегментах (в крупнейших городах и морских портах).
Благодаря своей финансовой мощи, обеспеченной во многом в ущерб российским
производителям, и хорошей структурированности этот комплекс мобилизует на
российском рынке значительную часть свободных капиталов, отвлекая их от
других сфер приложения, а за счет контроля за соответствующей
инфраструктурой создает препятствия на пути реализации отечественной
продукции.
Необходимо в максимально сжатые сроки отладить и механизм применения
традиционных мер антидемпинговых и компенсационных пошлин, а также защитных
мер. Весьма важно также в короткий срок упорядочить ввоз необлагаемых
практически никакими налогами товаров, поставляемых в рамках так называемой
неорганизованной торговли.
В то же время не исключено, что в условиях структурного кризиса
отечественного производства могут понадобиться и более кардинальные
решения, предусматривающие введения на период структурных преобразований
целого ряда административных ограничений, направленных на защиту внутренних
производителей и создающих для сбыта их продукции льготные условия.
Следует отметить, что специфика нового этапа реформ в части ВЭС нашла
отражение в среднесрочной программе правительства, которая в этой сфере
исходит прежде всего из необходимости решения триединой задачи: развития
экспорта и совершенствования его структуры; защиты внутреннего рынка и
отечественных производителей, главным образом с помощью экономических
методов; продолжения курса на интеграцию российской экономики в мировое
хозяйство и обеспечения для этого благоприятных внешних условий.
Среди основных мер, предусмотренных в области ВЭС (некоторые уже
приняты), необходимо выделить принятые Федеральной программы развития
экспорта и развитие системы кредитования и страхования экспорта, разработку
процедуры введения защитных мер, отвечающих правилам и нормам ВТО, снижение
экспортных контрактов и валютного контроля и введения на этой базе единой
государственной системы внешнеторгового и валютного контроля и учета.
Вместе с тем уже сейчас становится ясно, что вышеперечисленные пункты
программы отнюдь не обеспечивают реализацию всего комплекса задач, стоящих
перед ВЭС на сегодняшнем этапе. Они лишь намечают основные пути начала
движения. Конкретные механизмы пока лишь обозначаются. В случае же их
оптимальной отработки внешнеэкономическая сфера может стать реальным,
весомым фактором структурной перестройки российской экономики,
восстановления и роста ее производственного потенциала.

Список использованной литературы:


1. Международные экономические отношения( Под ред( Б(П(Супруновича( (М(:
“ГФА”( 1995(
2. Основы внешнеэкономических знаний( Отв( ред( И(П(Фаминский( (М(:
“Международные отношения”( 1994(
3. Россия: внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку( Под( ред(
И(П(Фаминского( (М(: “МО”(1993(
4. Об итогах внешнеэкономической деятельности России в 1993-1996 гг( //
Внешняя торговля( (1996( (№9(
5. Об итогах внешнеэкономической деятельности России в 1993-1996 гг( //
Внешняя торговля( (1996( (№10-11(
6. “Закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности(”//
Российская газета( (1995( ( 24 октября(
7. Пашкова И., Шорохов Г. Создание системы содействия экспорту в России.
// Внешняя торговля.–1997. –№1-3
8. Экспорт и импорт России по странам за 1995г. // Внешняя торговля. –1996.
–№7-8


1 По данным: Внешняя Торговля((1997( (№9-12(

1 По данным: Внешняя торговля –1997г.–№ 1-3





Реферат на тему: Возникновение исмаилизма в Иране

ПЛАН

1. Введение
-Общественные отношения в Иране в 10-12 вв

2. Подготовка восстания
-Молодые годы Хасана ибн Саббаха
-Учение “Дават -и джадид”

3. Восстание исмаилитов. Образование исмаилитского государства

4. Развитие исмаилитского государства

5. Гибель исмаилитского государства

6. Заключение
Введение

Исмаилитское движение будет рассмотренно мной на широком историческом
фоне развитого феодального общества, каким был Иран в период государства
Сельджуков. Необыкновенно быстрое развитие феодальных отношений в 70 - 90 -
х годах 11 в. обострило до крайности внутренние противоречия в этом
государстве. Повсеместное распространение икта ( условное земельное
пожалование от араб. ката - “отрезать, отнимать”) привело к усилению
феодальной эксплуатации иранского крестьянства. Класс феодалов вырос
численно, главным образом за счет тюрских элементов. Эксплуатация иранских
крестьян тюрскими феодалами сопровождалось грабежами, оскорблениями,
насилиями.
Развитие феодальных отношений вело к тому, что, во - первых, общинные
земли отнимались и переходили в собственность государства и феодалов ( с 10
в. в качестве икта) и, во - вторых, свободная крестьянская община (если она
сохранялась) превращалась в феодально зависимую. В городах Ирана те же
тюркские феодалы творили безнаказанно любые бесчинства в отношении
трудового населения: ремесленников, работных людей, мелких торговцев и их
семей. Одна часть иранской знати, приспособившаяся к завоевателям -
сельджукам, принимало активное участие в эксплуатации своих соплеменников.
Другая, потерявшая ведущие должности и свои земельные владения, была в
тайной оппозиции к Сельджукам. Ненависть к феодалам, тюрским и иранским,
зрела в сердцах людей. Нужна была искра, чтобы поджечь пламя восстания.

Молодые годы Хасана ибн Саббаха

В Иране давно велась пропаганда исмаилизма - одного из течений
шиизма, который являлся официальным вероучением в Фатимидском халифате.
Однако пропаганда, которую вели фатимидские даи, не имела боевого,
политичечкого напрвления и адресовалась лишь феодалам и людям науки.
Исмаилитская пропаганда качественно изменилась при появлении Хасана
ибн Саббаха.
Он выдвинул конкретные лозунги для антисельджукской и антифеодальной
борьбы, явился вождем и организатором народного восстания.
Первоначально Хасан ибн Саббах исповедовал веру своих отцов шиитов -
дюжинников, но затем оказался под влиянием воздействием исмаилитов Рейя.
Молодые годы Хасана ибн Саббаха, когда формировался его характер и
вырабатывались религиозные и политические взгляды, связаны с Рейем.
Рей, большой торговый город с многочисленными базарами и значительным
ремесленным населением, издавно был одним из крупных центров исмаилизма.
О сближении Хасана ибн Саббаха с исмаилитами Рейя подробно рассказано
от его лица в “Саргузашт - и Саййид- на”.
Первым пропагандистом исмаилизма, которого встретил на своем пути
юный Хасан ибн Саббах, был ремесленник - чеканщик. Последний все более
настойчиво опровергал и убивал в Хасане ибн Саббахе веру его отцов. Свое
дело он сделал.
Его вторым наставником стал шорник Бу Наджим, который сумел дать
ответ на все, даже наиболее трудные для понимания вопросы Хасана ибн
Саббаха.
Вскоре Хасан ибн Саббах заявил о своем стремлении принять исмаилизм.
Настойчивые просьбы юноши убедили Мумина, и он принял присягу, чем и было
оформлено вступление последнего в ряды исмаилитов.
В 469/1076/77г. после своего назначения заместителем Абд ал - Мелик
ибн Атташа Хасан ибн Саббах принял твердое решение отправиться в Египет.
Мелик посылал Хасана ибн Саббаха в Египет, вероятно с целью завершения
образования или знакомства с наиболее авторитетными исмаилитами.
Когда умер Мустанир, удалось без особого труда посадить на престол
Мустали. Когда произошло назначение Мустали и обострилась борьба придворных
группировок, точно установить трудно. Решение Мустанира в пользу младшего
сына вызвало недовольства среди исмаилитов. Был нарушен теоритически
незыблемый принцип о переходе имамата от отца только к старшему сыну.
У фатимидских исмаилитов раскол на низаритов (признававших имамат
Низара) и мусталитов ( признававших имамат Мустали) произошел, только после
смерти Мустансира.
С точки зрения Строевой Л.В. , пребывание в Каире дало Хасану ибн
Саббаху очень многое. Он смог познакомится с Каиром и политической
обстановкой в столице. Он узнал о прогрессирующем падении мощи Фатимидского
халифата. Самым главным для Хасана ибн Саббаха была возможность убедиться в
том, что исмаилитам Ирана не придется рассчитывать на помощь Фатимидского
халифата, и, наконец, борьба группировок при дворе Мустансира,
поддерживавших Мустали или Низара, предопредилила позднее, после раскола
1094 г., признание Хасаном ибн Саббахом имамата Низара.

Учение Хасана ибн Саббаха “Дават- и джадид”

С 1081 г. после возвращения Хасана из Египта начинается новый
период его деятельности. Ему было уже около 27 лет. Свыше 10-тия он был
связан с исмаилитами побывал в Сирии и Египте, тысячи км проехал по суше.
Кончился период накопления политических и религиозных знаний. Начиналась
пора активной политической и пропагандистской деятельности.
Уже в это время о его деятельности и связях с исмаилитами было
известно сельджукскими властям, и они его разыскивали. Ему пришлось
скрываться а Исфахане.
Политическая цель Хасана ибн Саббаха была сформулирована им очень
четко: уничтожить политическую власть Сельджуков, “перевернуть вверх дном”
все государство, освободить от их господства население Ирана и его
территорию. Такова была первоочередная задача исмаилитов.
Политические и социальные лозунги выявляются и из религиозного учения
Хасана ибн Саббаха, которое позднее получило название “Дават-и джадид”.
Учение Хасана ибн Саббаха каких-либо новых религиозных положений не
содержало и реформой фатимидского исмаилизма не являлось. В “Дават-и
джадид” нет и намека на бати и ее важнейшую часть- хакаик, включавшую
космогонию, философию эманаций, сопоставление макро- и микрокосма,
пророческие циклы и т.д. Сам Хасан не мог не знать фатимидского учения во
всей его полноте. Отличие “Дават-и джадид” от старого фатимидского
исмаилизма состоит в том, что из этого (сложнейшего в своей философской
части) учения Хасан ибн Саббах взял только учение об имаме, простое по
своей сущности, вполне доступное любому неподготовленному слушателю и
стороннику.
В той ожесточенной вооруженной борьбе, которую вели исмаилиты в
Иране, помощи от Фатимидов они не ждали и не искали. Фатимиды, со своей
стороны, в борьбу в Иране не вмешивались.
Захват Аламута (1090) положил начало существованию в Иране
самостоятельного государства, не подчиненного ни Сельджукам, ни Фатимидам.
Назначаемые Хасаном ибн Саббахом даи приняли “Дават-и джадид” и
пропагандировали его.
Учение давало убежденность в том, что только исмаилиты идут
правильным путем, внушала им уверенность в своем превосходстве на врагом,
что способствовало укреплению единства.

Образование исмаилитского государства

На следующий год после захвата Аламута, в 484/1091/92 г. исмаилиты
подняли восстание в Кухистане, закончившееся их победой.
Неожиданная смерть султана Мелик-шаха вызвала резкое изменение
политической обстановки в государстве Сельджуков. Началась острая борьба за
престол между его сыновьями и братьями.
В течении правления султана Баркйарука (1093-1105) феодальные усобици
охватили всю страну. Мятежи тюрских феодалов происходили в районах
Исфахана, Хамадана, Рейя, Себзевара, Мерва, Серахса, Балха, а также в
Хорезме. В столице и во всей стране отсутствовала твердая власть.
В течении этих 12 лет создались благоприятные условия для укрепления
исмаилитов в уже занятых ими районах.
В Рудбаре исмаилиты захватили крепость Ламасар. Таким образом, вся
долина Аламута оказалась под властью исмаилитов.
В 493/1099/100 г. исмаилиты без боя овладели крепостью Гирд-кух,
расположенной близ г. Дамгана. Султан Баркйарук,занятый в это время борьбой
со своим братом Мухаммедом, не предпринял военнных действий против
исмаилитов в этом районе.
Утвержение исмаилитов в Рудбаре, Кухистане и Дамгане и продолжавшиеся
феодальные усобицы среди сыновей Мелишаха явились причиной активизации
исмаилитов в столице. Исмаилитам не удалось захватить Исфахан, но, несмотря
на поражение и гибель Ахмеда ибн Абд ал-Мелик ибн Атташа, большая часть из
них благополучно добралась до исмаилитских крепостей, расположенных в
других районах Ирана.
Хасан ибн Саббах направил своих даи в Сирию. Он стремился к
расширению исмаилитской пропаганды и увеличению размаха восстания. Борьба
исмаилитов с феодалами как в Иране, так и в Сирии имела одинаковые формы,
единые цели и методы. В начале 11 в. исмаилиты потерпели поражение в Сирии,
но их борьба на этом не кончилась. Успех пришел позднее.
Политическая цель, поставленная Хасаном ибн Саббахом и исмаилитами,
была достигнута. Ими было создано совершенно независимое от Сельджуков
самостоятельное государство. Хасан ибн Саббах, организатор всей
исмаилитской пропаганды в 80-90-е годы 11 в., вождь народных восстаний и
антисельджукской борьбы в90-х годах 11 -20-х годах 12в., являяся главой
государства и обладал неограниченной политической и духовной властью. Его
учение являлось официальной религией исмаилитского государства.
Основная масса населения исмаилитского государства приняла учение
Хасана ибн Саббаха, усвоив из него, вероятно, то, что ему больше всего было
понятно и близко.
Без сомнения, население исмаилитского государства должно было
выполнять работы по строительству новых крепостей, заготовке продовольствия
на случай осады, рытью колодцев и каналов, строительству ирригационных
сооружений, возведению жилых зданий в крепостях и т. д. Однако в подобного
рода работах были заинтересованы все исмаилиты, и результат их труда шел на
общее благо, укрепление и развитие исмаилитского государства.
В это время в исмаилитском государстве еще не было резкой
имущественной дифференциации между правителями, представителями государства
и простым народом. Суровый, аскетический образ жизни, установленный Хасаном
ибн Саббахом для всех без исключения, соответствовал извечным мечтам
крестянских масс об уничтожении разницы между богатыми и бедными, об
имущественном равенстве. Эти пока одинаковые для всех условия материальной
жизни связывались, в представление народных масс, с учением Хасана иьн
Саббаха бо имаме, который принесет людям благоденствие и полную социальную
справедливость, т.е. жизнь без эксплуатации. Следствием этого являлась
приверженность исмаилитов учению “Дават-и джадид”.
Для исмаилитского государства характерны отказ от наследственной
монархии (единственной формы государственной власти, практиковавшейся в
феодальных владениях); уничтожение предположительно института икта и
связанной с ним совокупности феодальных налогов, поборов и повинностей,
существовавших в сельджукском государстве; черты аскетизма и стремление к
общему равентсву; обязательная для всех суровая дисциплина.

Развитие исмаилитского государства

С 20-х годов 12в. общее ослабление и дробление сельджукских владений
создавали благоприятную обстановку для развития государства.
С 20-х по 60-е годы внешняя политика государства исмаилитов
развивалась по следующим основным напрвлениям: расширение территории
государства путем завоевания феодальных крепостей и строительства новых
укреплений; открытая вооруженная борьба с войсками феодалов; индивидуальный
террор против классовых, политических и религиозных врагов исмаилитского
государства.
Свыше 8-ми столетий, со времен первого крестового похода, исмаилитов
Ирана и Сирии называли сектой убийц. Крестоносцы видели в них неуловимых,
таинственных убийц, умевших любым путем настичь намеченную жертву. Все
убитые относятся к военной и чиновной знати, как тюркской, так и
персидской, высшему мусульманскому духовенству, а также к руководителям
суннитов разных толков и умеренным шиитам. Неизменным оставался и классовый
состав фидаев, добровольно жертвовавших собой убийц, которые были выходцами
из крестьян или ремесленников.
Внутреннее положение исмаилитского государства характеризуется
установлением наследственной монархии Кийа Бузург Умида и его потомков,
которая сохранится до конца существования этого государства; выдвижением
Кийев на важнейшие военные и административные должности; проникновением в
правящии круги исмаилитов тюркских феодалов; появлением имущественной
дифференциацией в исмаилитском обществе, вызвавшей глубокое недовольствие
среди рядовых исмаилитов.
Вскоре после смерти Хасана ибн Саббаха правителем Аламутского
государства стал Кийа Бузуг Умид (1124- 1138).
Расширение территорий исмаилитского государства на севере Ирана
увеличивало его население и укрепляло экономическую базу.
В исмаилитском государстве наблюдался относительно высокий уровень
развития производительных сил. Удаленные друг от друга владения т отдельные
крепости, составлявшие исмаилитское государство, включали
сельскохозяйственные районы, пригодные для разведения всех видов
сельскохозяйственных культур, пастбища, обеспечивавшие кормами
многочисленный скот; города с развитым ремеслом, продукция которого шла на
экспорт и на местное потребление.
Развитое скотоводство обеспечивало продукты питания: мысо, сыр,
молоко, масло, а также шерсть для изготовления одежды. О значении
скотоводства в экономике говорит и то, что профессия пастуха не считалась
зазорной даже для самого главы государства. Правитель Аламута Ала ад-дин в
своей юности пас баранов.
Обилие дождей и наличие горных рек в Рудбаре создают благоприятные
условия для развития богарного и поливного земледелия. Источники упоминают
о толчеях для риса, построенных в Ламасаре, садах и огородах, разбитых у
подножия этой крепости.
Принадлежавшие исмаилитам крепости, располагавшиеся на важнейших
торговых путях, обеспечивали денежные доходы от сбора торговых пошлин, от
охраны и грабежей караванов.
Появление внутри имаилитского государства феодальных элементов,
сохранивших свою собственность, приверженность правоверному исламу и
глубоко враждебных уравнительным стремлениям, вызвало протест народных
низов. В начале 60-х годов 12 в. эти противоречия проявлялись в виде острой
классовой борьбы, социального “взрыва” народного гнева. Социальный протест
получил выражение в религиозной форме- единственно возможной в феодальную
эпоху. Он нашел выражение в учении о “Дне Кийамата”, которое провозгласил 4-
тый правитель Аламута- Хасан ибн Мухаммед ибн Кийа Бузург Умид.
Провозглашение Кийамата рассматривалась исследователями только как
религиозная реформа исмаилизма. Однако првозглашение Кийамата являлось в
плане социально-политическом требованием социального и имущественного
равенства для исмаилитов; призывом к убийствам, побиванию камнями,
непримиримой борьбе со “своими” феодаоами. В плане религиозном
провоглашение Кийамата означало отмену шариата и появление отличного от
исмаилизма вероучения- низаризма.

Гибель исмаилитского государства

К началу 13 в. в исмаилитском государстве резко обострились
внутренние противоречия. Шла напряженная борьба между двумя группировками.
Одна из них- феодальная- стремилась порвать с низаризмом и возвратиться в
лоно ислама, установить контакт с феодалами близких и дальних владений,
свободно распряжаться своими богатствами и приумножать их. К уравнительным
стремлениям рядовых исмаилитов лица, принадлежащие к этой группе,
относились резко враждебно. Удельный вес этой группы в исмаилитском
государстве все возрастал.
Вторая группировка- демократическая- стояла по всем вопросам на
диаметрально противоположных позициях. Она сохраняла приверженность
низаризму, была враждебна окружающим исмаилитское государство феодалам,
непримирима к “своим” феодалам, пддерживала имущественное равенство,
воевала с монголами. Борьба этих группировок явилась одгой из важнейших
причин гибели исмаилитского государства.
Обе группы пытались заручиться поддержкой правителя Аламута или его
наследника.
С приходом к власти Джелаль ад-дина Хасана (1210-1221) и
поддерживавшей его феодальной группировки была немедленно изменена вся
внешняя и внутренняя политика исмаилитского государства, проводившияся
свыше столетия.
Новый курс, взятый Джелаль ад-дином Хасаном, включал полный разрыв с
низаризмом и провозглашение суннитского ислама, прекращение всякой борьбы
исмаилитов с феодальными государствами и установление дружественных и
родственных связей с их правителями. При вторжении монголов в государство
хорезмшахов Джелаль ад-дин Хасан немедленно выразил полную покорность
Чингизхану.
С момента вступления на престол Джелаль ад- дина Хасана суннизм стал
официальной религией исмаилитского государства.
Временная победа феодальной группировки в начале 13 в. привела к
тому, что правитель Аламута Джелаль ад- дин Хасан Ноу-Мусульман отрекся от
исмаилизма, возвратился в лоно ислама, сжег часть книг аламутской
библиотеки. В своей внешней политике он, не отличаясь от других феодальных
правителей того времени, принимал активное участие в их усобице. Но
демократические стремления рядовых исмаилитов были еще сильны. Им удалось,
приведя к власти Ала ад-дина, изменить на диаметрально противоположный
политический курс его предшественника. Снова был восстановлен низаризм; во
внутренней политике усилились репрессии против “своих” феодалов.
Вторжение монголов не затронуло исмаилитских владений, которые в
экономическом смысле процветали. Демократическме правители Аламутского
государства стремились поддержать последнего хорезмшаха в его борьбе с
монголами. Их контакты выражали своеобразную форму антимонгольской борьбы в
Иране.
В 50-х годах 13 в., при вступлении в Иран монгольских войск Хулагу-
хана, над владениями исмаилитов нависла грозная опастность. К этому времени
в правящих кругах исмаилитов ведущую роль сумела занять феодальная
группировка, ненавидевшая низаризм как ересь и жаждавшая капитуляции перед
монголами. Героическое сопротивление рядовых исмаилитов монголам оказалось
бессильным вследствии предательства имаилитских вождей. Они сдали
Меймундиз. После недолгой борьбы жители Аламута получили право выхода из
крепости. Один год сопротивлялись Ламасар и 20 лет - Гирд-кух.

Заключение

Причинами гибели исмаилитского государства явились не только
предательская политика его правящих кругов, не только численное
превосходство монгольских войск и их лучшая техническая оснащенность.
Главная причина заключается в другом. В период фелдализма социальные идеалы
народных восстаний были обращены к невозратному пршлому, эти идеалы
являлись нереальными мечтами о возвращении к обществу доклассовому с его
имущественным равенством и отсутствием эксплуатации человека человеком.
Исмаилитское общество и государство возникло и укреплялось в
окружении развитого феодального общества, и их собственное развитие не
имело другого пути, кроме пути феодального. В этом их историческая
трагедия и историческая обреченность.


ЛИТЕРАТУРА:

1. Л.В. Строева “ Государство исмаилитов в Иране в 11-13вв.”, Наука, М.,
1978

2. Мец А. “Мусульманский ренессанс”, М., 1966

3. Петрушевский И.П. “Ислам в Иране в 7-15 В.”, Л., 1966







Новинки рефератов ::

Реферат: Ртуть и ее соединения (Химия)


Реферат: Биологическая роль аминокислот (Химия)


Реферат: Вопросы к дисциплине: Стандартизация и проектирование программных средств (СППС) (Программирование)


Реферат: Хищение в уголовном праве (Уголовное право и процесс)


Реферат: Ангола после обретения независимости (Доклад) (Политология)


Реферат: Изучение состава кадров на промышленном предприятии (Статистика)


Реферат: Страны НИС (новые индустриальные страны) (География)


Реферат: Управленческое обследование внешних и внутренних сторон организации (Менеджмент)


Реферат: Психологическая готовность ребенка к школе (Педагогика)


Реферат: Ильин И.А. (Исторические личности)


Реферат: Графика в Турбо Паскале (Компьютеры)


Реферат: Молодежь и время (Социология)


Реферат: Понятие субъекта федерации Российской Федерации (Государство и право)


Реферат: Производство никеля (Металлургия)


Реферат: Проектирование цеха ремонта поршневых компрессоров (Технология)


Реферат: Инкотермс 2000 переведенный не официально (Гражданское право и процесс)


Реферат: Расчёт баланса (Бухгалтерский учет)


Реферат: Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости (Бухгалтерский учет)


Реферат: Рахманинов Сергей Васильевич 1873 - 1943 (Музыка)


Реферат: Оценка вероятности безотказной работы по критериям остаточного ресурса (Математика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист