GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Бихевиоризм (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Бихевиоризм (Психология)


Санкт-Петербургский
Государственный электротехнический университет



Кафедра философии



Доклад на тему:

“ Что такое бихевиоризм?”



Выполнил: Белошенко К.С.
Группа: 9375
Факультет: КТИ



Санкт-Петербург 2001год



Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) — психологическое направление,
начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского
психолога Дж. Уотсона „Психология с точки зрения бихевиориста“. В качестве
предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а
объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими–либо
внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения
постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные
реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические
реакции и элементарные „эмоции“) и приобретенные (привычки, мышление, речь,
сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании
(обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными
стимулами, с новыми (условными) стимулами. В частности, в исследованиях
Уотсона показано, что, если сочетать безусловные стимулы, вызывающие у
младенца эмоцию страха (резкий звук, потеря опоры), с другими,
первоначально нейтральными (например, показ белого кролика), то через
некоторое время реакция страха может вызваться уже одним только показом
кролика. Но в дальнейшем было показано, что само обусловливание
представляет собой достаточно сложный процесс, имеющий психологическое
содержание. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате
бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм.
В схеме S – R появились „промежуточные переменные“ (образ, цель,
потребность). Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала
концепция оперантного бихевиоризма Б. Скиннера, разработанная в 30–х гг.
XX в., где было модифицировано понятие реакции. В целом, бихевиоризм оказал
большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного
обучения.



Б. Скиннер
Что такое бихевиоризм? Введение
[pic]
Б. Скиннер (1904-1990) — американский психолог, представитель бихевиоризма,
профессор психологии Гарвардского университета, внес значительный вклад в
теорию и методики обучения, разработал филосою "науки человеческого
поведения", служащую основой социального бихевиоризма. Основные
произведения: "The behavior of organism" (1938), "Science and human
behavior" (1956), "Reflektions on bahaviorism ans society" 1978

Публикуемый фрагмент представляет собой перевод введения из книги Б.
Скиннера "Что такое бихевиоризм?", в котором приводятся основные аргументы
против бихевиоризма, с которыми полемизирует Скиннер.

Перевод с нем. © Головин Н. А. 1999, по изданию: Skinner B. Was ist
Behaviorismus? Reinbek bei Hamburg: Rohwolt, 1978. S. 9-11.
[pic]

Бихевиоризм — это не просто наука о поведении людей, а теория этой науки.
Некоторые вопросы, которые он поднимает, звучат следующим образом: возможна
ли вообще такая наука? Способна ли она представлять все аспекты поведения
людей? Какие методы она может использовать? Являются ли ее законы такими же
строгими, как законы физики или биологии? Выходит ли она за пределы чистого
управления поведением, и если да, то какую роль она играет в человеческом
общежитии? Особое значение имеет ее влияние на более ранние формы обращения
с тем же самым субъектом. Человеческое поведение — наиболее общая
характеристика мира, в котором мы живем. Поэтому мы можем исходить из того,
что на эту тему говорится больше, нежели на любую другую тему. Что во всем
этом заслуживает того, чтобы за это держаться?
На некоторые из этих вопросов однажды будут даны ответы благодаря успешным
или безуспешным результатам научных или технических исследований. Но эти
вопросы ставят проблемы, на которые уже сегодня крайне необходимо дать хотя
бы предварительный ответ. Многие интеллигентные люди считают, что хотя уже
некоторые ответы были, но в совокупности они уже не кажутся такими
перспективными, как раньше.
Первым учёным, определённо считавшим себя бихевиористом, был Джон Уотсон,
который в 1913 г. опубликовал своего рода манифест под названием
"Психология глазами бихевиориста" ("Psychology as the Behaviorist Views
it"). Уже само название произведения говорит о том, что Уотсон отнюдь не
собирался создавать новую науку, а лишь придерживался мнения, что
психология, начиная с того момента, должна была заниматься изучением
поведения. Стратегически это было, пожалуй, ошибкой, поскольку большинство
психологов того времени придерживались точки зрения, что они должны
исследовать душевные процессы в мире сознания. По этой причине они,
естественно, не были готовы согласиться с Уотсоном. Учёные, стоявшие у
истоков бихевиоризма, тратили массу времени на борьбу с интроспективной
методикой исследования духовной жизни, из-за чего центральное значение
основного предмета их исследования было отодвинуто на второй план.
Сам Уотсон сделал несколько важных наблюдений относительно инстинктивного
поведения. Фактически он был одним из первых современных этологов. Однако
изучение способности организма к обучению произвели на него такое
впечатление, что он несколько преувеличил способности новорожденных
младенцев к обучению. Впоследствии он сам признал это преувеличением, но с
тех пор этот факт всегда приводят в пример, чтобы показать якобы
необъективность Уотсона. Новая форма науки, разработанная им, появилась в
некотором смысле преждевременно, ибо он имел в распоряжении весьма немного
научно достоверных фактов из области поведения, прежде всего человеческого.
Для каждой новой формы науки всегда возникает проблема, состоящая в том,
что поначалу она располагает слишком малым количеством фактов. Для научной
развивающейся и претенциозной программы Уотсона, которая касалась такой
широкой области, как человеческое поведение, это обстоятельство было весьма
существенным недостатком. Ему требовалось больше фактического материала,
чем он мог найти. Поэтому неудивительно, что многое из того, что он говорил
и писал, кажется наивным или слишком упрощённым.
Научный материал бихевиоризма, который имел в своем распоряжении Уотсон,
касался условных и безусловных рефлексов. Но его понятие безусловного
рефлекса было подчинено принципу причинности, который соответствовал схеме
действия и противодействия и слишком сильно соответствовал
распространенному в 19 веке представлению о механизме. Это представление
господствовало и в работах русского физиолога И. П. Павлова, опубликованных
примерно в то же время. Психология "стимула и реакции", развивавшаяся на
протяжении последующих 3-4-х десятилетий, также не изменила этого
представления.
Из всех результатов, достигнутых им, наибольшее значение придавалось тем,
которые легче всего можно было повторить на опыте. Большей частью они
основались на наблюдении за животными: за собаками Павлова и белыми крысами
зоопсихологов. Считалось, что поведение человека не отличается от поведения
животных особым своеобразием и подчиняется тем же законам. Для
подтверждения своего утверждение о том, что психология представляет собой
точную науку, и чтобы собрать дальнейший материал для своей книги, Уотсон
опирался на результаты анатомии и психологии. Подобным путем продвигался и
Павлов, утверждая, что его эксперименты над поведением фактически являются
"исследованием физиологических процессов в коре больших полушарий". И все
же оба ученых были не в состоянии осуществить прямое наблюдение процессов в
нервной системе, посредством которых можно было бы объяснить поведение
человека. В результате они были вынуждены давать поспешные интерпретации
сложных поведенческих актов. Так, Уотсон утверждал, что мышление — язык,
предшествующий всякой речи; а для Павлова речь была просто "второй
сигнальной системой". Уотсон мало, а то и вовсе ничего не мог сказать по
поводу субъективных намерений человека, целеполагания и творчества. Он
подчеркивал большие технические возможности науки о поведении, однако его
примеры не были так уж несовместимы с манипулятивным контролем за
поведением.
Прошло более 60 лет со времени опубликования Уотсоном своего манифеста, за
это время кое-что успело произойти. Научный анализ поведения достиг
большого прогресса, а недостатки теории Уотсона с моей точки зрения имеют
лишь исторический интерес. Критика бихевиоризма, наоборот, едва ли
претерпела изменения. Все недоразумения, которые я перечислил, все еще
постоянно встречаются в сочинениях философов, теологов, представителей
социальных наук, историков, литераторов и психологов. Неопределенность,
имевшая место в начале истории бихевиористского движения, едва ли может
послужить достаточным объяснением для недоразумениям такого рода.
Несомненно, что некоторые трудности возникают из того факта, что предметом
исследования бихевиоризма выступает человеческое поведение, которое тонко
реагирует на внешние влияния. Если мы сами наблюдаем за собой, то способ,
каким мы это делаем, часто приводит к определенным результатам, зачастую
непростым по последствиям. Далее, бихевиористское наблюдение влечет за
собой определенные яркие изменения. Некоторые понятия. Которые
структурируют традиционные формы наблюдения, глубоко укоренились в нашем
языке. Они на протяжении столетий господствовали как в повседневной речи,
так и в языке науки. Все же было бы несправедливым обвинять критиков
бихевиоризма в том, что они неспособны освободиться от исторических
предрассудков. Так как должны быть иные причины тому, что бихевиоризм как
теория науки о поведении все еще связан с сильными недоразумениями.
Мне кажется. тому есть следующее объяснение: эту науку неправильно понимают
как таковую. Есть целый ряд наук о поведении. Как я покажу прежде,
некоторые из них определяют свою предметную область, не касаясь при этом
главных тем бихевиоризма. Вышеприведенная критика могла бы лучше всего
относиться к особой дисциплине, которую можно было назвать
экспериментальной наукой о поведении. Она изучает поведение отдельных
организмом в тщательно оберегаемой окружающей среде и на основе этого
исследования определяет отношения между определенным поведением и его
окружением. К сожалению, эта форма анализа поведения получила очень
скромную известность. Ее важнейшие представители, а их сотни, очень редко
поддаются стремлению объяснить свой путь публике, интересующейся наукой. В
результате лишь немногие посвящены в фундаментальное научное знание,
которое я считаю наиболее ключевым для бихевиоризма.
Бихевиоризм, который я представляю в этой книге, является теорией особой
формы науки о поведении. Читателю должно быть понятно, что не каждый
бихевиорист согласится со всем тем, что я собираюсь сказать. Уотсон тоже
говорил о бихевиоризме, но он был бихевиористом своего времени. Сегодня
никто из теоретиков не может монополизировать этот термин. Поэтому
следующие рассуждения в известной мере являются — и как бихевиорист я
должен сказать: с необходимостью — моим личным мнением. Всё же я полагаю,
что при этом речь идет о связном и непротиворечивом изображении, которое
даёт удовлетворительный ответ на вышеизложенную критику.
Помимо этого я убеждён в значении бихевиоризма. Насущные проблемы, с
которыми сегодня сталкивается мир, противостоит мир сегодня, могут быть
решены только в том случае, если мы будем постоянно увеличивать своё
понимание человеческого поведения. Я не без оснований полагаю, что можно
отказаться от традиционных теорий, которые сохранились через века. Именно
они в значительной степени ответственны за наше сегодняшнее положение.
Бихевиоризм в состоянии предложить многообещающую альтернативу. Я написал
эту книгу с тем, чтобы раскрыть его позицию.



Представители


Иван Петрович Павлов (1849 - 1936)
Российский физиолог, разработавший учение об условных рефлексах и высшей
нервной деятельности, оказавшее огромное влияние на становление
американского бихевиоризма. Также известен своими работами в области
темперамента.

Берхус Фредерик Скиннер (1904 - 1990)
Американский психолог, один из наиболее известных представителей
бихевиоризма. Разрабатывал концепцию инструментального (оперантного)
научения. Автор теории программированного обучения.

Эдвард Толмен (1886 - 1959)
Американский психолог, один из представителей методологического
бихевиоризма. Известен своими исследованиями целевых и когнитивных
детерминант поведения, в частности, когнитивных карт.

Джон Уотсон (1878 - 1958)
Американский психолог, основатель бихевиоризма. Известен своей критикой
субъективного метода в психологии. Разработал основы классической
психологии поведения, не предполагавшей явлений сознания как научного
факта.


Ссылки

http://www.soc.pu.ru:8101/persons/golovin/r_skinner2.html
http://psi.webzone.ru/st/126100.htm
http://vysokov.virtualave.net/galery/behaviorism.html





Реферат на тему: Бихевиоризм

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



РЕФЕРАТ


По предмету: Концепция современного естествознания
На тему: Бихевиоризм



Выполнила: студентка 2-го курса ЗО


Соколова Люцина Владимировна

Преподаватель: Дубовая Е.В.



Москва
2003 г.
План:

1. Исторический обзор бихевиоризма
2. Психология и естественные науки
3. Б.Ф.Скиннер
4. Необихевиоризм Б.Ф. Скиннера
- Научения по Б.Ф. Скиннеру
- Цели и ценности
5. Бихевиоризм и агрессия.
6. Личность с точки зрения бихевиористского направления.
7. Заключение
8. Литература



1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР БИХЕВИОРИЗМА



Влиятельным направлением в психологии, которому приписывается
«революционное» значение, стал в начале ХХ века бихевиоризм (от английского
слова behaviour–поведение), программу которого провозгласил американский
исследователь Джон Уотсон (1878–1958). Бихевиоризм складывался, как
направление с явно выраженным естественнонаучным уклоном, и его основатели
пытались найти формы объективного подхода к психической жизни. Согласно
бихевиористам, такие понятия, как «осознание», «переживание», «страдание» и
т.п. не могут считаться научными; все они – продукт человеческого
самонаблюдения, т.е. субъективны; наука же, с их точки зрения, не может
оперировать представлениями о том, что не может быть зафиксировано
объективными средствами. Один из крупнейших бихевиористов. Б.Ф. Скиннер (р.
1904), называл подобные понятия «объяснительными фикциями» и лишал их права
на существование в науке.
Что же может быть предметом изучения? Ответ бихевиористов: поведение,
активность. «Поток сознания мы заменяем потоком активности», – объявил Д.
Уотсон.
Активность – внешняя и внутренняя – описывалась через понятие
«реакция», к которой относились те изменения в организме, которые могли
быть зафиксированы объективными методами – сюда относятся и движения, и,
например, секреторная деятельность.
В качестве описательной и объяснительной Д. Уотсон предложил схему S—R,
в соответствии, с которой воздействие, т.е. стимул (S) порождает некоторое
поведение организма, т.е. реакцию (R), и, что важно, в представлениях
классического бихевиоризма, характер реакции определяется только стимулом.
С этим представлением была связана и научная программа Уотсона – научиться
управлять поведением. В самом деле, если реакция определяется стимулом, то
достаточно подобрать нужные стимулы, чтобы получить нужное поведение.
Следовательно, нужно проводить эксперименты, направленные на выявление
закономерностей, по которым формируются стимул-реактивные связи,
организовать тщательный контроль ситуаций, регистрацию поведенческих
проявлений в ответ на воздействие стимула.



2. ПСИХОЛОГИЯ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ


Связь психологии с естественными науками вполне очевидна. Наиболее
явная связь – с биологическими науками. В античности душа понималась как
некое жизненное начало или сущность живого, и Аристотель соотносил виды
души с разрядами живых существ. Если рассматривать формирование собственно
научной психологии, то здесь необходимо отметить несколько аспектов в
отношениях психологии с биологическими дисциплинами.
Во-первых, это заимствование некоторых общебиологических теоретических
положений для обоснования закономерностей развития психики – ряд
психологических теорий апеллировал к ним совершенно непосредственно.
Значительную роль в этом плане сыграла эволюционная теория Ч. Дарвина
(который, кстати, и сам разрабатывал некоторые психологические проблемы). В
первую очередь это касается идеи приспособления к меняющимся условиям
среды, что дает ключ к пониманию эволюции форм психической жизни и их
адаптивной роли. Идеи Дарвина оказали влияние на многих психологов –
специалистов, как в области психологии животных, так и психологии человека.
Одна из принципиальных проблем психологии – проблем психологии – проблема
развития психики в филогенезе - обсуждается, как правило, с апелляцией к
Дарвину. Эта проблема разрабатывается одной из психологических дисциплин –
эволюционной биопсихологией.



3. Б.Ф.Скиннер


Беррес Фредерик Скиннер родился в 1904 году в Саскуэханне, штат
Пенсильвания. Атмосфера в его семье была теплой и непринужденной, учение
уважалось, дисциплина была строгой, а награды давались, когда их
заслуживали. На протяжении всего детства Скиннер проводил много времени,
конструируя роликовые самокаты, управляемые повозки, карусели, духовые
ружья и тому подобные устройства. Ему также нравились занятия в школе, он
вспоминал нескольких прекрасных учителей, которые дали ему хорошие знания.
Скиннер получил степень бакалавра гуманитарных наук по английской
литературе в 1926 году в Гамильтоновском колледже, небольшой гуманитарной
школе в штате Нью-Йорк. Он вспоминал, однако, что никогда по-настоящему не
приспособился к студенческой жизни. Он был разочарован отсутствием
интеллектуальных запросов у однокашников-студентов и к тому же совершенно
раздосадован некоторыми требованиями курса обучения (например, ежедневным
богослужением). По иронии судьбы Скиннер не посещал ни одного
психологического курса, будучи студентом. После колледжа Скиннер вернулся в
родительский дом и попытался стать писателем. Хотя он и был воодушевлен
письмом поэта Роберта Фроста, его желание быть писателем не привело ни к
чему хорошему: "Я бесцельно читал, строил модели кораблей, играл на рояле,
слушал только что изобретенное радио, строчил юмористические заметки в
местную газету, но больше ничего не писал и подумывал о визите к
психиатру".


4. НЕОБИХЕВИОРИЗМ Б.Ф. Скиннера

Необихевиоризм опирается на тот же самый принцип, что и концепция
Уотсона, а именно: психология не имеет права заниматься чувствами или
влечениями или какими-либо другими субъективными состояниями[1]; он
отклоняет любую попытку говорить о «природе» человека, либо конструировать
модель личности, либо подвергать анализу различные страсти, мотивирующие
человеческое поведение. Всякий анализ поведения с точки зрения намерений,
целей и задач Скиннер квалифицирует как донаучный и как совершенно
бесполезную трату времени. Психология должна заниматься изучением того,
какие механизмы стимулируют человеческое поведение и как они могут быть
использованы с целью достижения максимального результата. «Психология»
Скиннера – это наука манипулирования поведением; ее цель – обнаружение
механизмов «стимулирования», которые помогают обеспечивать необходимое
«заказчику» поведение.



НАУЧЕНИЕ ПО Б.Ф. Скиннеру


Через научение мы получаем знания, овладеваем языком, формируем
отношения, ценности, страхи, личностные черты и самооценку. Если личность
является результатом научения, то, видимо, нам важно знать, что такое
научение и как оно происходит.
Личность, с точки зрения научения, - это тот опыт, который человек
приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей
поведения. Научающе-бихевиоральное направление занимается открытыми
(доступными непосредственному наблюдению) действиями человека, как
производными от его жизненного опыта. В отличие от Фрейда и многих других
персонологов, теоретики бихевиорально-научающего направления не считают
нужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми в
"разуме". Напротив, они принципиально рассматривают внешнее окружение как
ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не
внутренние психические явления, формирует человека.
Работы Скиннера наиболее убедительно доказывают, что воздействие
окружающей среды определяет наше поведение. В отличие от других психологов,
Скиннер утверждал, что почти всецело поведение непосредственно обусловлено
возможностью подкрепления из окружающей среды.


Цели и ценности



Эксперименты Скиннера не занимаются выяснением целей воспитания.
Подопытному животному или человеку в эксперименте создаются такие условия,
что они ведут себя вполне определенным образом. Создается впечатление, что
Скиннер, говоря о культуре, все еще имеет в виду свою лабораторию, в
которой психолог действует без учета ценностных суждений и не испытывает
трудностей, ибо цель эксперимента для него не имеет значения.
Это можно объяснить, по меньшей мере, тем, что Скиннер просто не в
ладах с проблемой целей, смыслов и ценностей. Подобное рассуждение движется
в порочном кругу: мы удивляемся оригинальности, ибо единственное, что мы в
состоянии зафиксировать, - так это то, что мы удивляемся.
Скиннер считает, что человек формируется под влиянием социума и что в
«природе» человека нет ничего, что могло бы решительно помешать становлению
мирного и справедливого общественного строя. Таким образом, система
Скиннера оказалась привлекательной для всех психологов, которые относятся к
либералам и находят в этой системе аргументы для защиты своего
политического оптимизма. Однако Скиннер привлекает не только этим, но и
тем, что ему удалось, умело вмонтировать в традиционно либеральные идеи
элементы ярого негативизма. В век кибернетики индивид все чаще становится
объектом манипулирования. Его труд, потребление и свободное время – все
находится под воздействием рекламы, идеологии и всего того, что Скиннер
называет положительным стимулированием. Кроме того, теория Скиннера звучит
очень убедительно, так как она (почти) точно «попадает» в отчужденного
человека кибернетического общества.



5. БИХЕОВИОРИЗМ И АГРЕССИЯ



Знание бихевиористской методологии очень важно для изучения проблемы
агрессии, поскольку в США большинство ученых, хоть как-то причастных к
проблеме агрессии, являются приверженцами бихевиоризма. Агрессивность, как
и другие формы поведения, является благоприобретенной и определяется тем,
что человек стремится добиться максимального преимущества.
Выдающиеся бихевиористы А.Басс и Л.Беркович демонстрируют гораздо
больше понимания эмоциональных состояний человека, чем Скиннер, хотя в
целом они поддерживают главный принцип Скиннера, гласящий, что объектом
научного наблюдения является действие, а не действующий человек. Поэтому
они не придают серьезного значения фундаментальным открытиям Фрейда, т.е.
не учитывают того, что поведение определяют психические силы, что эти силы
в основном находятся на бессознательном уровне и, наконец, что осознание
(«прозрение») как раз и является тем фактором, который преобразует
энергетический потенциал и определяет направленность этих сил.
Бихевиористы претендуют на «научность» своего метода на том основании,
что они занимаются теми видами поведения, которые доступны визуальному
наблюдению. Однако они не понимают, что невозможно адекватно описать
«поведение» в отрыве от действующей личности.
Основной бихевиористский тезис, согласно которому наблюдаемое поведение
представляет собой надежную с научной точки зрения величину, совершенно
ошибочен. На самом деле поведение различно в зависимости от различия
мотивирующих его импульсов, а они-то часто скрыты от наблюдателя.



6. ЛИЧНОСТЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ


БИХЕВИОРИСТСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ.


Скиннеровский радикальный бихевиоризм делал упор на интенсивный анализ
характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожденных
способностей.
В поведенческом анализе человек рассматривается как организм, который
обладает приобретенным набором поведенческих реакций... [Он] - не
порождающий фактор; он локус, точка, в которой множество генетических
условий и обстоятельств окружения соединяются в совместном действии. Как
таковой, он остается, несомненно, уникальным. Никто другой (если у него нет
идентичного близнеца) не обладает его генетическими данными, и
безоговорочно никто другой не имеет такого же личного прошлого, которое
присуще только ему. Следовательно, никто другой не ведет себя таким же
образом.
Следовательно, по Скиннеру, изучение личности включает в себя
нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением
организма и результатами, подкрепляющими его. В соответствии с этой точкой
зрения, индивидуальные различия между людьми следует понимать в терминах
интеракций поведение-окружение во времени. Изучать же предполагаемые
свойства и воздействия каких-то гипотетических структур внутри человека -
только терять время.


7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.



Научающе-бихевиоральный подход к личности, поддержанный Б.Ф.
Скиннером, касается открытых действий людей в соответствии с их жизненным
опытом. Скиннер утверждал, что поведение детерминировано, предсказуемо и
контролируется окружением. Он категорически отвергал идею о внутренних
"автономных" факторах в качестве причины действий человека и пренебрегал
физиолого-генетическим объяснением поведения.
Скиннер признавал два основных типа поведения: респондентное поведение, как
ответ на знакомый стимул, и оперантное поведение, определяемое и
контролируемое результатом, следующим за ним. Работа Скиннера сосредоточена
почти полностью на оперантном поведении. При оперантном научении организм
действует на окружение, производя результат, который влияет на вероятность
того, что поведение повторится. Оперантная реакция, за которой следует
позитивный результат, стремится повториться, в то время как оперантная
реакция, за которой следует негативный результат, стремится не повторяться.
По Скиннеру, поведение наилучшим образом можно понять в терминах реакций на
окружение.



Литература:

1. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Учебник под
редакцией академика РАН М.Ф. Жукова.– 1997.
2. Американская социологическая мысль: Тексты/ под редакцией В.И.
Добренькова. – М.: Изд-во МГУ,1994.
3. Рорти Р. Философия и зеркало природы. –1997.



-----------------------






Новинки рефератов ::

Реферат: Нормирование труда управленческого персонала (Предпринимательство)


Реферат: Социально-культурное творчество – эффективное средство социализации личности (Педагогика)


Реферат: "Освобожден народ, но счастлив ли народ ?" по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" (Литература)


Реферат: История возникновения театра в России (Искусство и культура)


Реферат: Соборные мечети Башкортостана (Искусство и культура)


Реферат: Реформы Петра Великого (История)


Реферат: База данных для учета оплаты за междугородние разговоры (Компьютеры)


Реферат: Даосизм в Китае (Философия)


Реферат: Шанс Атлантиде (История)


Реферат: Физика за 9 класс (Физика)


Реферат: Следственные действия (Уголовное право и процесс)


Реферат: Развитие России в конце 19 века (История)


Реферат: Лизинг. оценка инвестиционной привлекательности (Менеджмент)


Реферат: Структура коммерческого банка (Банковское дело)


Реферат: Основы предпринимательства: Ответственность предпринимателей (Предпринимательство)


Реферат: Диплом по гражданскому праву (Гражданское право и процесс)


Реферат: Защита информации в локальных сетях (Программирование)


Реферат: Оповещение о чрезвычайных ситуациях. Сигналы оповещения ГО и действие населения по ним (Социология)


Реферат: Формирование познавательного интереса у первоклассников с задержкой психического развития на фоне церебрального паралича на уроках обучения грамоте (Педагогика)


Реферат: Косметика и все о ее пользе (Физкультура)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист