GeoSELECT.ru



Международные отношения / Реферат: Интеграционные процессы в мировой экономике (Международные отношения)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Интеграционные процессы в мировой экономике (Международные отношения)



Интернационализация производства и пути ее осуществления.


Интернационализация производства – это международное обобществление
производства. Сначала процесс обобществления производства развивался внутри
отдельных государств. Он представлял не что иное, как развитие
общественного характера труда, т. е. развитие совместной производственной
деятельности многих людей, работавших на одном или на разных предприятиях.

Обобществление производства не ограничивается рамками отдельных стран,
выходит за их пределы и приобретает международный характер. В отличии от
внутригосударственного обобществление производства международном масштабе
представляет собой развитие общественного характера труда на международном
уровне, т.е. становление совместной производственной деятельности двух или
множества стран, слияние ранее разрозненных производственных процессов
различных стран в один международный взаимосвязанный процесс.
Обобществление производства – это сложный процесс, выражающий
отношение людей как к силам природы, так и связи между людьми в процессе
производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Чтобы понять всю глубину процесса международного обобществления
производства, необходимо, конечно, изучать обе стороны обобществления – и
со стороны производительных сил, и со стороны собственнических отношений.
Остановимся лишь на характеристике процесса вещественного содержания
международного обобществления производства, или интернационализации
производительных сил.
Следует отметить, что исследование процесса обобществления
производительных сил на внутреннем или международном уровнях – это не
изучение технического или технологического процесса. Хотя развитие
материально-вещественного содержания обобществления производства и связано
с развитием техники и технологии, но оно вовсе не технический, не
технологический, а социальный процесс. Социальный, поскольку в этом
процессе участвуют люди, происходит развитие отношений людей, развитие их
совместной деятельности в производстве, развитие их общественного характера
труда.
Какими же путями идет процесс международного обобществления
производства? История развития всех стран показывает, что хозяйственная
связь между производителями всегда осуществляется по двум основным
направлениям.
Во-первых, рост общественного характера труда происходит путем
совершенствования отдельных производственных единиц. По мере развития
производительных сил индивидуальные производственные единицы, основанные на
использовании труда собственников, уступают место кооперации. Размеры
которой постоянно возрастают. Вместе с тем умножается и число людей, тесно
связанных между собой совместной деятельностью в пределах увеличивающихся
производственных предприятий.
Во-вторых, усиление общественного характера производства происходит
под воздействием разделения труда, которое обеспечивает становление связей
между производителями, способствует формированию их совместной трудовой
деятельности в масштабах общества, сплачивает многочисленных производителей
в одно целое.
Кооперация и разделение труда как направления развития общественного
характера производства не только не исключают, а, напротив, предполагают
друг друга. В каждой стране кооперация в своем развитии проходит несколько
ступеней. Все ее виды, помимо простой, основаны на развитии разделения
труда внутри предприятия. Чем более дробным и специализированным становится
труд на предприятиях, тем больше растут масштабы обобществления труда в
рамках предприятий, тем больше становятся сами предприятия. С другой
стороны, развитие кооперации от мануфактуры до многозаводских предприятий
придает разделению труда более массовый и прочный характер, расширяет
локальные границы разделения труда в рамках общества сначала до уровня
национального, а затем и интернационального.
Кооперация и разделение труда являются основными направлениями
обобществления производства и на международной арене. Но в международном
масштабе в настоящее время разделение труда – один из наиболее важных путей
интернационализации производства. Первенствующая роль МРТ определяется
прежде всего тем обстоятельством, что разные ступени кооперации как
специфические пути международного обобществления производства так или иначе
связаны с ним. Например, формирование международных капиталистических
корпораций очень часто предполагает предварительное обособленное
существование разнородных предприятий, наладивших прочные экономические
отношения.
В отечественной экономической литературе иногда выдвигается и третье
направление развития международного обобществления производства. Так,
касаясь организационных особенностей процесса международного регионального
обобществления производства, С.И. Нижняя пишет, что будто бы «он
реализуется в общественном разделении труда, кооперации труда и
концентрации производства». Разделение труда и кооперация труда
действительно являются направлениями международного обобществления
производства. В практике развития международного экономического
сотрудничества существуют два направления развития совместной
производственной деятельности любых стран – международная производственная
кооперация труда и международное разделение труда.
Что касается концентрации производства, то она не представляет собой
самостоятельного направления обобществления производства. Коротко говоря,
концентрация производства это расширение производства на основе накопления.
Это увеличение масштабов производства в рамках отдельных предприятий. Но
увеличение размеров предприятия, в частности, рост выпуска продукции на нем
может произойти как за счет повышения доли оборудования и численности
рабочей силы, так и посредством применения более совершенных машин и роста
производительности труда занятых рабочих. Но все эти изменения происходят в
рамках предприятия, т.е. в пределах производственной кооперации.
Следовательно, концентрация производства не является самостоятельным
направлением обобществления производства, а лишь обслуживает развитие
кооперации.

Формальный и реальный этапы интернационализации производства.

Интернационализация производства весьма многоплановое явление. В
отдельные периоды своего развития это экономическое явление может носить
совершенно специфические качественные свойства и иметь разные масштабы.
Так, на одном отрезке времени международное обобществление производства
имеет формальный характер, а на другом – реальный, в одно время оно
осуществляется в полном международном масштабе, в другое - в региональном.
С учетом этих замечаний и надо рассматривать историю участия всех стран в
международном экономическом сотрудничестве и развитие процесса
интернационализации производства.
Как известно, страны вступают в международное разделение труда,
достигнув самого разного уровня развития производительных сил. Если не
касаться ранних периодов, а взять только послевоенную эпоху, то и в это
время по многим показателям страны мирового сообщества занимали очень
разные экономические позиции. Но при дифференцированном уровне развития
производительных сил в странах в одних и тех же отраслях существуют
предприятия разных параметров. Они производят одну и ту же продукцию с
неодинаковыми затратами материальных и трудовых ресурсов. Например, в одной
стране один рабочий за один день производит одну автомашину, а, в другой
стране один рабочий за один день производит две автомашины. В результате
участия в МРТ заметно отличающихся по уровню развития производительных сил
отдельных стран постепенно складывается специфическая структура мирового
хозяйства, особенность которого заключается в том, что любая его отрасль
представляет сумму неравнозначных национальных предприятий. Это и означает,
что развитие процесса обобществления производства разных стран носит
формальный характер.
Формальное международное обобществление производства, или формальная
интернационализация производства, - это такое международное обобществление,
когда страны участвуют в международном разделении труда, когда они трудятся
друг на друга, но затраты на производство одних и тех же товаров в
отдельных странах неодинаковые, а иногда и очень разные. Это происходит в
том случае, когда границы между ними закрыты для свободного передвижения
товаров, рабочей силы и капиталов. Иными словами, формальная
интернационализация производства происходит в результате установления между
странами постоянных экономических связей, но при сохранении между ними
различных барьеров – таможенных и прочих.
Следует сказать, что все страны мира в течении долгих лет развивали
экономическое сотрудничество на основе формального международного
обобществления производства. В этот период многие страны мира стали
переходить от формального к новому периоду международного обобществления
производства, который получил название интеграционного этапа. Необходимость
этого шага была подготовлена всем ходом экономического развития. Дело в
том, что формальная интернационализация производства не всегда носит
достаточно эффективный характер, а между тем вопросы экономической выгоды
при вступлении стран в процесс международного разделения труда являются
решающими. Так, в поисках повышения эффективности национального
производства несколько стран Западной Европы организовали Европейское
экономическое сообщество (ЕЭС). В январе 1957 г. ФРГ, Франция, Италия,
Бельгия, Нидерланды, Люксембург подписали Римский договор, согласно
которому между ними снижались постепенно таможенные пошлины на ввоз товаров
и предусматривалось создание условий для перелива капиталов и рабочей силы.
Ныне в группировку Европейского Союза входят 15 стран – Англия, Ирландия,
Франция, Германия, Италия, Испания, Португалия, Бельгия, Нидерланды,
Люксембург, Греция, Дания, Австрия, Швеция и Финляндия.
Курс на интеграцию был порожден рядом актуальных экономических
проблем, которые не могли быть решены странами ни в одиночку. Ни на основе
старой системы международного разделения труда. Если же выделить наиболее
важный императивный фактор, побудивший страны Западной Европы объединить
свои усилия, то следует сказать, что экономическая интеграция
рассматривалась ими в качестве средства преодоления противоречия между
необходимостью эффективного развития экономики каждой страны, участвующей
во взаимном международном разделении труда, и ограниченными возможностями,
которыми располагали отдельные страны региона для реализации этой
неотложной экономической задачи.
Что же представляет собой экономическая интеграция? Почему именно с
ней отдельные страны связывают возможность повышения эффективности
национального производства? При выяснении сущности интеграции, видимо,
целесообразно напомнить, что латинское слово integratio в переводе на
русский язык буквально означает объединение разрозненных частей в нечто
общее, единое, целое. Это слово употребляется в разных сферах жизни –
политике, биологии, математике и, конечно, в экономике. Но всюду под
интеграцией понимают, по существу, всякого рода объединения. Что касается
экономики, то здесь речь идет о дальнейшем развитии общественного характера
международного развития производства, т.е. об объединении общественных и
научных потенциалов нескольких стран с целью решения не отдельных каких-
либо временных задач экономического или социального порядка, а о выводе
стран на принципиально новые производственно-технические и социально-
экономические рубежи, о таком движении вперед, какое поднимает их
экономическое сотрудничество на более высокий уровень развития. Так, в
результате курса стран Западной Европы на интеграцию должно произойти
постепенное тесное сближение их национальных хозяйств, осуществится
совместное международное производство. Развитие же совместной
производственной деятельности означает дальнейший рост интернационализации
производства. Она происходила и до 1957 г., но тогда носила формальный
характер. Теперь же интернационализация производства западноевропейских
стран приобрела реальное значение.
Реальная интернационализация производительных сил каких-либо стран
путем участия во взаимном разделении труда – это такое международное
обобществление производства, когда страны объединяют свои усилия с целью
повышения эффективности производства всех участников этого процесса.
Конечно, рост эффективности народного хозяйства может быть достигнут и
каждой страной в отдельности, но чаще на незначительном уровне. При
переходе же на интеграционный этап развития международного разделения труда
речь идет о том, что этот шаг будет содействовать повышению эффективности
производства каждой страны на примерно усредненный высокий уровень в
масштабах определенного регионального сообщества государств.
Содействие повышению эффективности общественного производства в
отдельных странах и во всем интегрирующимся сообществе в результате
целенаправленного развития международного разделения труда может быть
обеспечено только в том случае, если эти страны согласованно будут
создавать наиболее совершенные по техническим и экономическим параметрам
предприятия во всех сферах экономики. При этом в одних и тех же отраслях
национальной экономики интегрирующихся стран одинаковые по технико-
экономическим параметрам предприятия должны тратить на производство
однородных товаров примерно одно и тоже количество необходимых ресурсов.
Или если страны имеют разные отрасли и производят различные товары, то они
должны расходовать на их изготовление меньше живого и овеществленного
труда, чем тратили до вступления в интеграционный этап. В условиях
капитализма конкуренция побуждает предпринимателей разных стран наращивать
техническую мощь своих предприятий в борьбе за рынки сбыта со своими
соперниками и обеспечивать по крайней мере хотя бы среднюю норму прибыли.
Хозяйствующие субъекты, которые в данный период времени затрачивают на
выпуск продукции наименьшее количество разных факторов производства, во
всех странах мира принято называть предприятиями оптимальных размеров. Их
могут создавать как крупные экономические державы, так и малые страны. И
для первых, и для вторых они являются основным путем экономии ресурсов
посредством участия страны в международном разделении труда. Разумеется,
слово «оптимальный» – не синоним словосочетания «самое крупное
предприятие». Оптимальными следует считать те из них, которые являются
наиболее производительными в данный период времени.
Систематический обмен товарами, производимыми предприятиями
оптимальных размеров, создает у стран уверенность в целесообразности
увеличения их числа для совершенствования всей структуры национальных
хозяйств. В каждой отрасли, участвующей в период интеграции в системе
международного разделения труда, должны создаваться материальные условия
для закрытия неэффективных производственных звеньев и концентрации
производства на предприятиях оптимальных размеров. Эта политика
обеспечивает сбережение материальных и трудовых ресурсов в рамках отдельных
отраслей, а сумма этих величин дает экономию в масштабах всей страны.
Короче говоря, в стране возникает оптимальная структура национальной
экономики.
Многочисленные поиски критерия оптимальности народного хозяйства
привели экономистов разных стран к выводу, что искомым показателем является
такая структура экономики, которая создает наилучшие условия для
экономического роста. Иными словами, оптимальная структура национальной
экономики страны представляет собой такую совокупность отраслей, в каждой
из которых решающую роль играют предприятия оптимальных размеров. По идее
эти хозяйствующие субъекты должны производить основную массу продукции
данной отрасли. И независимо от того, предназначена ли она для внутреннего
или для внешнего потребления, эта продукция будет производится при
наименьших затратах капитальных, материальных и трудовых ресурсов. Развитию
во всех интегрирующихся странах предприятий оптимальных размеров может
способствовать экономическая политика их правительств. Они должны исходить
из принципа: чем больше в экономике каждой сотрудничающей страны
оптимизации, тем больше во всем обществе интеграции. Создать
конкурентоспособные предприятия – это конечная задача оптимизации
производства и всей структурной политики интегрирующихся стран.
Реальная интернационализация производства стихийно осуществляться не
может. Жизнь убедительно показала, что для того, чтобы между любыми
странами происходило реальное обобществление производства, необходимо
сознательно реализовать процесс развития международного регионального
разделения труда и международной производственной кооперации,
руководствуясь при этом определенными экономическими ориентирами. Поэтому
самая важная основополагающая особенность интеграционного этапа развития
экономического сотрудничества европейских стран состояла в том, что оно
обязательно предполагало политическое решение сторон о переводе взаимного
разделения труда на новый уровень и широкого развития международной
производственной кооперации. Без политических акций такой переход был бы
невозможен. Чтобы МРТ действительно поднялось на интеграционную ступень,
необходимо решение правительства заинтересованных стран, участвующих в этом
процессе, о преодолении всех экономических преград на этом пути –
производственных, торговых, валютных, таможенных и др. Нельзя добиться
реального обобществления производства в международном масштабе, если не
будет принято политическое решение о таможенной политике заинтересованных
стран, о размерах производства той или иной продукции в каждой
интегрирующейся стране, если не будут затронуты вопросы о квотах экспорта,
о ценах на продукцию и другие экономические проблемы. Короче говоря,
переход международного регионального разделения труда на интеграционный
этап обязательно предполагает сознательное совместное регулирование
правительствами заинтересованных стран многих внешнеэкономических акций и
изменение национальных процессов воспроизводства в соответствии с этими
акциями.
Исходя из того, что курс на интеграцию предполагал развитие реального
обобществления производства, можно дать и определение самой интеграции.
Экономическая интеграция представляет собой обобществление производства на
международном уровне посредством сознательного регулирования
правительствами участвующих в ней стран взаимного разделения труда и
международной производственной кооперации. Такого рода обобществление
находит свое выражение в повышении эффективности производства каждой страны
до примерно усредненного уровня в масштабах регионального сообщества
государств и формировании оптимальной структуры их национальной экономики.
В проблеме интеграции интерес представляет и вопрос об отношении
интегрирующихся стран к третьим странам. Если рассматривать экономическую
интеграцию стран Западной Европы, то она задумывалась именно как
региональное обобществление производства. Тем не менее очень часто в
экономической литературе и особенно в периодической печати бытует
утверждение, что эта интеграция не изолируется от стран с иным социальным
строем, не отгораживается от них непреодолимыми барьерами. Конечно, полной
изоляции интегрирующихся партнеров от третьих стран не было. Например, с
западноевропейскими странами достаточно тесно сотрудничают другие
государства мира. Но все же обычные экономические связи нельзя
отождествлять с интеграцией, так как у любой интеграции есть какая-то
экономическая грань, отгораживающая ее участников от третьих стран.
Принципиальная разница между участниками экономической интеграции и
неинтегрирующимися, но сотрудничающими с ними государствами состоит в том,
что первые ставят задачу повышения эффективности функционирующих
предприятий до высокого уровня как на всей территории, так и во всем
интегрирующемся содружестве, в то время как вторые заботятся о своих
индивидуальных интересах и не являются союзными или договорными партнерами
по повышению эффективности во всей группе сотрудничающих государств.
Аутсайдеры не берут на себя никаких обязательств по перестройке всей
структуры своей экономики, по доведению затрат ресурсов до определенного
установленного уровня и других экономических показателей, которые являются
признаком интегрирующегося коллектива государств. Вот почему, хотя страны
Западной Европы и не представляют изолированной организации, но, вступив на
путь интеграции, они должны действовать обособленно в определенном смысле
слова. Предполагается, что эти государства будут сотрудничать не просто на
основе развития международного разделения труда и международной
производственной кооперации, но на базе развития этих кардинальных путей
обобществления международного производства в направлении скорейшего
повышения производительности труда, роста эффективности производства во
всех странах сообщества. Изоляции от мира не было, но определенное
экономическое обособление налицо.

Виды международной экономической интеграции.

Региональная интеграция, или реальная интернационализация,
производства в своем развитии проходит ряд ступеней – зону свободной
торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и политический
союз. У всех этих ступеней, или видов, интеграции есть общая характерная
особенность. Она состоит в том, что между странами, вступившими в тот или
иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры.
Вследствие этого в пределах интеграционного объединения складывается единое
рыночное пространство, где развертывается свободная конкуренция. Под
действием рыночных регуляторов – цен, процентов и т.д. – на этом едином
пространстве возникает более эффективная территориальная и отраслевая
структура производства. Благодаря этому все страны выигрывают на повышении
производительности труда, а так же на экономии расходов на таможенный
контроль за внешнеэкономическими связями. В то же время каждая ступень, или
вид, интеграции имеет специфические черты.
В условиях Зоны свободной торговли страны добровольно отказываются от
защиты своих национальных рынков только в отношениях со своими партнерами
по данному объединению, а по отношению к третьим странам они выступают не
коллективно, а индивидуально, т.е. сохраняют свой экономический
суверенитет. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли
устанавливает собственные тарифы. Такой вид интеграции применяется странами
ЕАСТ, НАФТА и другими интеграционными группировками.
Специфическим видом региональной интеграции выступает Таможенный союз.
В рамках этого интеграционного объединения внешнеторговые связи его членов
с третьими странами определяются коллективно. Так, участники Союза возводят
совместно единый тарифный барьер против третьих стран. Это дает возможность
более надежно защитить формирующееся единое региональное рыночное
пространство и выступать на международной арене в качестве сплоченного
торгового блока. Но при этом участники данного интеграционного объединения
теряют часть своего внешнеэкономического суверенитета. Подобный вариант
интеграции первоначально осуществлялся в рамках Европейского Союза
западноевропейских стран.
Третьей ступенью развития интеграционных объединений является общий
рынок. Здесь все характеристики Таможенного союза сохраняют свое значение.
Кроме того, в рамках Общего рынка устраняются ограничения на перемещение
различных факторов производства, что усиливает экономическую
взаимозависимость стран – членов данного вида интеграционного объединения.
Общий рынок ЕС был в основном создан в конце 60-х годов. Но свободы
передвижения через границы государств товаров, услуг, капиталов и рабочей
силы оказалось мало для формирования единого зрелого рыночного
пространства. По мнению европейских экспертов, для этого надо осуществить
следующие мероприятия:
- выровнять уровни налогов
- устранить бюджетные субсидии отдельным предприятиям и тем более
целым отраслям
- преодолеть различия в национальных трудовых и хозяйственных
законодательствах
- унифицировать национальные технические и санитарные стандарты
- скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и
системы социальной защиты
Осуществление этих мероприятий и дальнейшая координация
национальной налоговой, антиинфляционной, валютной, промышленной,
сельскохозяйственной и социальной политики участников данного
интеграционного объединения приведет к созданию зрелого единого внутреннего
рынка стран ЕС. Эту ступень интеграции принято называть Экономическим
союзом. Практика ЕС показала, что Экономический союз, который
предполагалось построить к концу 70-х гг, не удалось создать до сих пор. С
целью ускорения формирования этого союза страны ЕС в декабре 1991 г в
городе Маастрихте приняли решение ускорить выполнение указанных выше
мероприятий, а так же с 1 января 1999 г ввести единую европейскую валюту,
создать к этому времени единый Европейский банк, ввести единые паспорта,
дипломы и другие официальные документы.
Формирование Экономического союза идет значительно медленнее, чем
Таможенного союза или Общего рынка. Но оно идет. По мере развития
Экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени
региональной интеграции – Политического союза. Этот вид региональной
интеграции предполагает превращение зрелого единого рыночного пространства
в целостный хозяйственно-политический организм. При переходе от
Экономического союза к Политическому взаимные внешнеэкономические связи
участвующих в нем стран переходят во внутригосударственные экономические
отношения и проблема международных экономических отношений в рамках данного
региона перестает существовать.
Институциональная структура возможного политического союза пока
недостаточно ясна. Вероятно, она будет иметь много разновидностей в
зависимости от исторических и социопсихологических условий того или иного
региона. Однако в самых общих чертах речь идет о возникновении нового
многонационального субъекта мирохозяйственных и международных политических
отношений, который выступит с единой экономической и внешнеполитической
позиции, выражающей интересы и политическую волю всех участников этого
союза. Фактически готовится создание нового огромного государства.
Развитие интеграционных процессов намечается и на постсоветском
пространстве. Здесь существуют объективные условия для укрепления
хозяйственных связей государств СНГ, для развития между ними экономической
интеграции. Назовем лишь некоторые из этих условий. Во-первых, на Россию
все еще приходится значительная внешнеэкономических связей бывших советских
республик. Во-вторых, прошедшие годы показали, что их быстрая
переориентация на Запад невозможна. В-третьих, между странами СНГ
сохранилась производственно-технологическая, культурная, языковая общность,
единая система образования, информационная система, научно-
исследовательская сфера. С другой стороны, существует немало факторов,
препятствующих развитию интеграции. В частности, в странах Содружества
имеют место различия в степени проведения реформ, что создает качественно
разнородную экономическую среду. Имеет место и политическая
разнонаправленность отдельных бывших советских республик. И все же,
несмотря на это. Интеграционные программы разрабатываются в нескольких
странах СНГ, и не исключено, что в недалеком будущем этот процесс наберет
полную силу и завершится созданием их Экономического союза.

Субординация категорий МРТ, МКП, интернационализация и интеграция.

В экономической литературе часто можно встретить утверждение, что
«экономическая интеграция основана на интернационализации хозяйственной
жизни». Но из тезиса, высказанного в такой форме, мало что можно уяснить.
Чтобы понять закономерности развития МЭО, необходимо сопоставить содержание
таких категорий, как международное разделение труда, международная
кооперация производства, интернационализация производства и экономическая
интеграция.
Начнем с международного разделения труда. МРТ – это система или способ
организации производства, при которой страны специализируются на
изготовлении определенных товаров и обмениваются ими. Результатом
международного разделения труда является развитие общественного характера
производства в международном масштабе, международного обобществления
производства, т.е. интернационализации производства. При этом
интернационализация может идти между двумя – тремя – пятью или всеми
странами мировой экономики.
Что касается международной кооперации производства, то она, как
отмечалось выше, представляет собой такую форму организации производства, в
которой люди совместно трудятся в одном и том же или разных процессах
производства, связанных между собой. По мере развития МКП усиливается
общественный характер производства в международном масштабе через развитие
самих международных предприятий – фирм, компаний, международных и
транснациональных корпораций, т.е. усугубляется интернационализация
производства.
Как видим, интернационализация производства есть закономерный
результат развития МРТ и МКП. При этом интернационализация производства
может иметь формальный и реальный характер. Формальная интернационализация
представляет собой такое международное обобществление производства, когда
экономические связи между странами устанавливаются на основе международного
разделения труда или международной кооперации производства, не
обусловленных при этом какими-либо параметрами по развитию производственных
предприятий. В этом случае страны трудятся друг на друга, но результаты в
аналогичных отраслях разные.
В противоположность формальной реальная интернационализация
предполагает выравнивание экономических параметров стран – участниц МЭО. В
настоящее время реальная интернационализация осуществилась только в
региональном масштабе в виде интеграции группы стран. Интеграция
представляет более высокий уровень международного обобществления
производства, чем формальная интернационализация. Интеграцию может по
экономическим показателям превзойти только реальная интернационализация. Но
реальной интернационализации в мире пока не существует. Ее производственные
предпосылки создаются развитием таких сообществ, как ЕС, ЕАСТ, НАФТА, общие
рынки в Латинской Америке, в Африке и других местах. Но это лишь
производственные предпосылки. Слияние всех этих сообществ в единую мировую
экономику дело весьма отдаленного будущего, так как оно может произойти
лишь при формировании единых социально-экономических систем во всех странах
мира и при принятии ими соответствующего политического решения.



Литература: К.А. Семёнов «Международные экономические отношения» Москва
1998 г.



Центросоюз Российской Федерации
Белгородский Университет Потребительской Кооперации

Ставропольский Кооперативный Институт


Реферат


на тему: «Интеграционные процессы в мировой экономике»
по предмету: Международные экономические отношения



г. Ставрополь г.

|Содержание: |№ страницы |
|1. Интернационализация производства и пути ее |1 |
|осуществления | |
|2. Формальный и реальный этапы интернационализации |3 |
|производства | |
|3. Виды международной экономической интеграции |9 |
|4. Субординация категорий МРТ, МКП, интернационализация |12 |
|и интеграция | |





Реферат на тему: Интеграционные процессы в развивающемся мире

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ



Кафедра
Мировой экономики



КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: Интеграционные процессы в развивающемся мире



Подготовила:
Русанова М.А.
Группа 141 - АМ

Руководитель:
Тимофеева Т.Ю.



Владивосток
2002
Оглавление

Введение

Глава I. Международные экономические отношения
в условиях рыночного хозяйства

1.1.Теоретические основы МЭИ
1.2.Объективные предпосылки МЭИ.
1.3. Глобализация отношений в мире и МЭИ.
1.4.Этапы, сферы и механизмы МЭИ

Глава II. Развивающиеся страны в мировой экономике

2.1. Социально-экономическая дифференциация развивающихся стран
2.2. Появление НИС
2.3. Региональные различия
2.4. Основные направления и особенности латиноамериканской интеграции.
2.4.1. Латиноамериканская интеграция
2.4.2. Современное состояние ЛАСТ и КАРИФТА
3. Взаимодействие государств Латинской Америки с третьими странами и
другими интеграционными группировками
2.5.Специфика региональных и субрегиональных объединений в Африке.
2.5.1.Зона свободной торговли в Африке


Глава III. Сравнительная характеристика трех развивающихся стран

3.1. Египет
3.1.1. Зона свободной торговли между США и Египтом
3.2. Бразилия
3.2.1. Интеграционная политика Бразилии
3.3. Гонконг
3.4. Сравнительный анализ

Заключение

Литературы



Введение.

Международная экономическая интеграция — характерная особенность
современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала
мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения
конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных
группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio — восполнение
или integer — целый. Международная экономическая интеграция — это процесс
срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе
устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее
распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем
станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных
интеграционных объединений.
Для сегодняшних международных экономических отношений присущи новые
количественные и качественные характеристики. Основные формы
мирохозяйственных связей, международная торговля, движение капиталов,
миграция населения и трудовых ресурсов, транснациональная деятельность,
акции международных организаций, наконец, интеграционные процессы в мире —
достигли невиданных ранее масштабов. Изменились их место и роль в развитии
современного общества. Возрастающее значение международной производственной
и научно-технической специализации. Не случайна поэтому и принципиально
иная роль в МЭО внутрифирменного сотрудничества в рамках ТНК, на которые
приходится подавляющая часть международного кооперационного обмена,
создающего устойчивые предпосылки неуклонного расширения международного
рынка.
Вместе с тем это реальный фактор развития интеграционного типа
мирохозяйственных отношений. Все это предопределяет и сдвиги в
географической, страновой структуре международной торговли: центр тяжести в
ней перемещается на взаимные отношения между экономически развитыми
странами и группами стран. Тем самым подготавливаются благоприятствующие
условия для международной экономической интеграции участников с более или
менее близкими уровнями развития в определенных регионах мира.
Приметой времени становится резкое увеличение динамичности и масштабов
миграции населения, трудовых ресурсов, ведущей к международному перемещению
такого важного фактора производства, как труд. В этот процесс вовлечены
десятки миллионов людей. Диверсифицировались регионы приложения ресурсов
иммигрантов, их качественный, квалифицированный состав. В свою очередь
интеграционный вариант развития облегчает передвижение рабочей силы, снимая
официальные границы и отменяя многие формальности. И в этой части МЭИ
создает известные преимущества.



ГЛАВА I. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ОТНОШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА


1.1. Теоретические основы МЭИ
Классики экономической теории (Смит, Рикардо, Милль) были сторонниками
свободной торговли (фритредерства). В их подходе к внешней торговле лежал
классический принцип выгоды страны от специализации производства и обмена
товарами на базе международного разделения труда. Этот подход и лежит в
основе теории международной экономической интеграции, хотя в ней и
существуют разные направления.
Эти направления отличаются, прежде всего, разными оценками
интеграционного механизма. Так, сторонники раннего неолиберализма (В.Репке,
М.Аллэ) представляли полную интеграцию как единое рыночное пространство в
масштабе нескольких стран, где действуют стихийные рыночные силы независимо
от политики государств и национальных и международных законодательных
актов. Представители позднего неолиберализма (Б.Баласса) большое внимание
уделяли эволюции интеграции, базирующейся на развитии экономических и
политических процессов в разных странах.
Сторонники корпорационализма (С. Рольф, У. Ростоу) считали, что
интегрирование международной экономики способны обеспечить не рыночный
механизм и государственное регулирование, а международные корпорации,
функционирование которых способствует рациональному и сбалансированному
развитию мирохозяйственных связей.
Представителями структурализма (Г. Мюрдаль) экономическая интеграция
рассматривалась как процесс структурных преобразований в экономике стран с
центрами развития интеграции — крупными фирмами и целыми отраслями
промышленности. Результатом этих преобразований, по их мнению, становится
качественно новое интегрированное пространство с более совершенным
хозяйственным механизмом.
Неокейнсианцы (Р.Купер) считали, что для использования многообразных
выгод широкого международного экономического взаимодействия с сохранением в
то же время максимальной для каждой страны степени свободы необходимо
согласование внутренней и внешней политики интегрирующихся сторон с целью
достижения оптимального сочетания двух возможных вариантов развития
экономической интеграции: а) объединение государств с последующей утратой
ими суверенитета и взаимным согласованием экономической политики; б)
интеграция с максимальным сохранением национальной автономии.
Теоретики дирижизма (Я. Тинберген, Р. Санвальд, И. Штолер), отрицая
решающую роль в интеграционных процессах рыночного механизма, полагали, что
функционирование международных интегрированных структур возможно на основе
разработки их участниками общей экономической политики и согласованного
социального законодательства с целью создания оптимальной структуры
международного хозяйства, устраняющей искусственные преграды и сознательно
вводящей желательные элементы координации и унификации.
Существенный вклад в теорию международной экономической интеграции
внесли российские ученые — М.М. Максимова, Н.П. Шмелев, Ю.В. Шишков и др.


1.2. Объективные предпосылки МЭИ.
Результатом международного разделения труда, развития внешней торговли
и МЭО в целом является усиление взаимосвязи и взаимозависимости
национальных экономик, когда нормальное развитие невозможно без внешнего
фактора. Это не требует каких-либо доказательств. Данное явление принято
называть интернационализацией хозяйственной жизни: национальная экономика
достаточно устойчивая, все больше работает на внешний мир и, в свою
очередь, зависит от МЭО.
В своем развитии интернационализация хозяйственной жизни прошла ряд
этапов. Первоначально она затрагивала сферу обращения и была связана с
возникновением международной торговли, превращением ее в мировую. Это
период конца XVIII — начала XX в., совпавший с развитием капитализма.
В конце XIX в. набирает силу международное движение капиталов,
выходящее в настоящее время на первое место в системе МЭО. Оно оказывает
интенсифицирующее воздействие на мировую торговлю товарами и услугами — это
важная и реальная предпосылка перемещения центра тяжести МЭО в сферу
производства и научно-исследовательской деятельности, а последнее знаменует
переход к качественно новому этапу мирохозяйственных отношений, т.е.
международной экономической интеграции.
МЭИ означает взаимоприспособление национальных экономик, внедрение их
в единый воспроизводственный процесс. Это предполагает известную
территориальную, экономическую, структурную, технологическую близость
стран—участниц международной интеграции и объясняет ее региональный
характер.

1.3. Глобализация отношений в мире и МЭИ.
На современном этапе происходят глубокие изменения во всей системе
международных отношений. Существенной их чертой становится глобализация.
Обществоведы по разному трактуют суть этого явления. Согласие преобладающей
точке зрения, ни одно действие, ни один процесс в обществе (экономическое,
политическое, юридическое, социальное и т.д.) нельзя рассматривать
ограниченно только как таковое. Взаимосвязь, взаимозависимость отдельных
акций и процессов усиливаются, необходимы учет и оценка обратного эффекта,
всех последствий как в близких, так и в более отдаленных сферах. Это
означает, что коммерческая трансакция в области мирохозяйственных связей
неизбежно затрагивает внутреннюю экономику, производство, социальные
отношения, демографию, экологию, политику и т.п. При этом степень такого
охвата различна, как не одинаков и обратный эффект. Из такого подхода
вытекает, что простая и даже комплексная, но лишь экономическая оценка
данной трансакции недостаточна. Необходим учет ее последствий хотя бы в
названных сферах.
Тогда решение о трансакции потребует корректировки, и возможно,
окажется нецелесообразным. Несколько иная, ограничительная трактовка
глобализации, которая кажется пока более или менее приемлемой,
рассматривает взаимовлияния и обратные эффекты только в пределах
определенной сферы, в данном случае экономики, хотя обязательна во всех ее
секторах (внутренняя, внешняя, НИОКР, внедрение, производство, обращение,
потребление). Понятно, что процесс глобализации даже в таком понимании, а
тем более в широком, вносит новые серьезные моменты в МЭИ, в оценку ее роли
и места в современном мире. Глобализация и в узком смысле понятия — это не
однозначный процесс. В мирохозяйственных связях, МЭО он проявляется, в
постепенном втягивании в эту сферу отдельных их видов: внешней торговли,
движения капиталов, перемещения трудовых ресурсов и других факторов
производства, производственного, научного, технико-технологического,
инжинирингового и информационного сотрудничества.
МЭИ означает продвижение всех этих блоков, их более тесное
переплетение в международных масштабах. В то же время МЭИ приобретает
основополагающее значение по отношению к другим сферам. Масштабное,
устойчивое и постоянное международное деловое сотрудничество предопределяет
заинтересованное, взаимовыгодное, открытое человеческое общение, усиливает
необходимость преодоления национальной замкнутости и эгоизма. Создаются
дополнительные предпосылки прозрачности государственных границ,
особенно в части формально-бюрократических и фискальных процедур.
Настоятельной потребностью становится формирование единого экономического,
правового, информационного пространства для свободной и эффективной
предпринимательской деятельности всех субъектов хозяйствования. Тем самым
имеются все основания утверждать, что МЭИ вполне вписывается в процесс
глобализации, составляя его важное ядро. Однако МЭИ, означающее
взаимоприспособление национальных экономик, встраивание их в единый
воспроизводственный процесс, не может не затрагивать и не видоизменять
другие сферы международных отношений: развивается практика
межгосударственных (многосторонних и двусторонних) соглашений, создаются
надгосударственные структуры и органы согласованной международной системы
регулирования, применяются специальные механизмы, инструменты.
Изменяется также понимание места и роли МЭИ при расширительной
трактовке процесса глобализации, предполагающей учет и оценку взаимовлияний
и обратных эффектов всех сфер общественной, международной жизни. В этом
случае МЭИ становится действенным методом данного процесса, способствующим
решению вечной, всемирно-исторической задачи — возможно полного
удовлетворения духовных и материальных потребностей мирового сообщества.


1.4. Этапы, сферы и механизмы МЭИ
Интеграция - это особый этап в процессе интернационализации хозяйственной
жизни, который ведет к созданию нового качества - целостности обособленного
хозяйственного комплекса нескольких государств (однородный, внутренне
слитый хозяйственный механизм).
Признаки интеграции:
взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;
на этой основе происходят глубокие структурные изменения в экономике стран-
участниц;
необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов;
возникновение межгосударственных (наднациональных или надгосударственных)
структур (институциональные структуры).
Условия интеграции:
1. развитая инфраструктура;
2. наличие политических решений правительства (создание условий для
интеграции - политическая и экономическая база);

Уровни интеграции:
1. макроэкономический (государственный уровень);
2. микроэкономический (межфирменный - ТНК).
Преимущества интеграции:
1. Увеличение размеров рынка - эффект от масштабов производства (для
стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе
необходимость определения оптимального размера предприятия.
2. Возрастает конкуренция между странами.
3. Обеспечение лучших условий торговли.
4. Расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры.
5. Распространение передовой технологии.
Отрицательные последствия:
1. Для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов
производства), идет перераспределение в пользу более сильных
партнеров.
2. Олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, что приводит к повышению
цен.
3. Эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной
концентрации.
Переходу к интеграционному этапу мирохозяйственных связей предшествует
ряд стадий МЭИ, обусловленных количественными и качественными показателями
их развития. Это не только масштабы международной торговли — экономической
деятельности, но и охватываемые сферы, степень и устойчивость
взаимодействия национальных экономик.
В современной теории МЭИ различают пять ступеней или последовательных
этапов развития интеграционных процессов:
o зона свободной торговли;
o таможенный союз;
o единый или общий рынок;
o экономический союз;
o экономический и валютный союз.
Строго говоря, в настоящее время лишь одна международная
интеграционная группа стран прошла реально все из указанных этапов — ЕС.
Другие интеграционные группировки, а их несколько, пока прошли в своем
развитии первый и частично второй этапы.
• Первой логической и хронологической ступенью является зона
свободной торговли (ЗСТ). В современном понимании это преференциальная
зона, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и
количественных ограничений международная торговля товарами. Как правило,
конкретные соглашения о соответствующих зонах предусматривают создание ЗСТ
промышленными товарами в течение ряда лет путем постепенной взаимной отмены
таможенных пошлин и других нетарифных ограничений. По отношению к
сельскохозяйственным товарам либерализация носит ограниченный характер,
охватывает лишь некоторые позиции по таможенной номенклатуре. Такой подход
реализовывался при становлении ЕЭС, актуален он и в настоящее время в
Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) и в Общем рынке
стран Южного конуса (МЕРКОСУР). Соглашения о создании ЗСТ, как правило,
основаны на принципе взаимного моратория на повышение пошлин Standstill.
Это означает, что партнеры не могут в одностороннем порядке повышать
таможенные пошлины либо возводить новые торговые барьеры. Случаи, при
которых стороны могут увеличить уровень таможенного обложения или применить
специальные защитные меры, условия, срок и действия, сфера распространения
защитных мер, а также величина пошлин предусматриваются в соглашениях о
ЗСТ.
К положительным чертам таких соглашений следует отнести более
стабильный и предсказуемый характер торговой политики стран—участниц.
Функционирование ЗСТ позволяет странам более четко выполнять принятые на
себя обязательства в рамках "Уругвайского раунда", совершенствовать всю
систему внешнеэкономической деятельности, более гибко приспосабливаться к
международной практике. Вместе с тем следует отметить, что взаимодействие
стран—участниц ЗСТ, регулирование деятельности в соответствующей области
происходит без создания постоянно действующих наднациональных систем
управления или принятия специальных общих решений. Все решения, как
правило, принимаются высшими должностными лицами стран-участниц по
политическим проблемам и руководителями министерств и ведомств
(внешнеторговых, финансовых и др.) — по экономическим. Эти решения уже на
данной стадии должны носить обязательный характер, обеспечивая
скоординированность шагов и обязательность сторон. С правовой точки зрения
международные договоренности обретают преференциальное по отношению к
внутренним законодательным актам положение.
Что касается сфер сотрудничества в рамках ЗСТ, то на начальном этапе
это, естественно, внешняя торговля.
При создании ЗСТ выявился и целый ряд негативных моментов, замедляющих
процесс сближения, но не имеющих разрушительного характера.
Создание ЗСТ приводит к усилению конкуренции на внутреннем рынке, что
не всегда благоприятно воздействует на качество и технический уровень
изделий отечественной промышленности. Либерализация импорта создает
серьезную угрозу для национальных производителей товаров, увеличивает
опасность банкротств тех из них, которые не выдерживают соперничества с
более конкурентоспособными и качественными импортными товарами. Без
поддержки их со стороны государства велика опасность того, что иностранные
производители вытеснят отечественных со своего же внутреннего рынка,
несмотря на применяемые средства защиты. Следует, однако, отметить, что
возникает опасность закрепления иностранных компаний в промышленных
структурах "страны пребывания".
• Следующей ступенью международной экономической интеграции является
таможенный союз (ТС) — соглашение двух или более государств об упразднении
таможенных пошлин в торговле, форма коллективного протекционизма. В
соответствии со ст. XIV ГАТТ таможенный союз предполагает снижение
таможенных пошлин внутри ТС и создание единого внешнего таможенного тарифа.
Следует отметить, что в ряде изданий и публикаций определения ЗСТ и ТС
даются недостаточно корректно. Главное различие состоит в том, что в первом
случае предусматривается постепенное снижение таможенных пошлин, устранение
нетарифных барьеров и т.д. В конечном итоге ЗСТ призвана обеспечить
беспошлинную торговлю между странами-участницами. В ТС существует
беспошлинная торговля между странами членами и общий таможенный тариф по
отношению к странам, не входящим в союз. Современная трактовка § 4 ст. XXIV
ГАТТ гласит, что "ст. XXIV не предусматривает никакого руководящего начала
в том, что касается определения различия между понятиями ЗСТ и ТС".
Своеобразные правила игры устанавливаются самими членами ЗСТ, которые
продолжают следовать своей собственной внешнеторговой политике, а страны-
члены ТС ее координируют в первую очередь в части таможенно-тарифных правил
и процедур. ТС представляет собой более совершенную, чем ЗСТ,
интеграционную структуру. В рамках ТС происходят серьезные изменения в
структуре производства и потребления стран-участниц. Во-первых, проводя
единую внешнеторговую политику по отношению к таможенным тарифам, различные
внешние преференции, протекционизм и т.п., страны регулируют товарные
потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен. Это в свою
очередь дает толчок в переориентировке ресурсов, в потреблении и
производстве. По мнению некоторых западных специалистов интеграции, внутри
ТС производство "рационализируется в соответствии с теорией сравнительных
преимуществ".
Возможны два варианта развития событий: устанавливаемый на внешних
границах ТС внешний тариф на какой-либо товар может быть выше
средневзвешенного тарифа, существовавшего до возникновения данной
интеграционной структуры, или ниже. Если внешний тариф выше, то
странам—членам ТС приходится отказываться от более дешевого внешнего
источника снабжения в пользу внутрисоюзных ресурсов, более дорогих. Такие
меры могут применяться исходя из самых различных соображений, например, из
стратегических посылок: страны сообща решают приступить к интенсивной
разработке новых материалов, энергоносителей и т.д. с тем, чтобы уйти от
внешней зависимости. Принятие таких мер заставляет разработчиков технологий
идти на проведение совместных исследований, переориентирует потоки
ресурсов, товаров, полуфабрикатов. Производство внутри ТС вынуждено
изыскивать дополнительные резервы и т.д.
Если внешний тариф устанавливается ниже, чем средневзвешенный тариф
стран-участниц ТС, то с учетом результирующих цен происходит переориентация
их внешней торговли на рынки третьих стран. Такие меры могут быть
предприняты для усиления конкуренции внутренних и внешних производителей,
если необходимо "подтолкнуть" собственного производителя к выпуску более
конкурентоспособной продукции. Таким образом, регулирование внешнеторгового
тарифа определенным образом влияет на развитие интеграционных процессов
внутри ТС. Опыт показывает, что регулирование внешнего тарифа в целом
благоприятно действует на развитие внутреннего рынка товаров и услуг.
Происходит снижение или замедление роста цен, усиливается конкуренция между
товаропроизводителями и поставщиками импортных товаров в рамках ТС. Большое
значение для ТС имеет наличие в составе союза одной-двух крупных держав.
Тогда проблемы ресурсов чисто технически решаются проще, нежели в рамках
ТС, объединяющих страны, бедные ресурсами. "Игра" с таможенным тарифом
позволяет создавать более приемлемые условия для привлечения иностранных
инвестиций, что также оказывает непосредственное воздействие на
экономический рост. Функционирование ТС требует изменений в подходе к
управлению интеграционными процессами. Как уже указывалось выше,
деятельность в рамках ЗСТ не обусловливает создание постоянно действующих
органов. Для ТС уже возникает необходимость в регулирующих институтах.
Во-первых, переход к единым таможенным пошлинам и совместному
осуществлению координационных мер требует существенного пересмотра подходов
к развитию многих отраслей национальной экономики в каждой стране. Во-
вторых, необходима координация развития отдельных отраслей на
макроэкономическом уровне, что ведет к появлению новых различных проблем в
других сферах деятельности. В-третьих, возникает потребность в переговорах
по согласованию не только таможенно-тарифной политики, но и координации или
приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам. В этой
связи встает вопрос о создании наднациональных органов, которые будут
разрабатывать, координировать, контролировать деятельность отдельных сфер
внешней торговли и производства. Реальные ТС вряд ли могут обойтись без
этого.
Необходимо отметить также следующее. Функционирование ТС отнюдь не
предполагает унификацию таможенно-тарифной политики для всего спектра
производимых и потребляемых товаров. В сферу интеграционной деятельности на
этом этапе постепенно попадают самые различные отрасли и секторы экономики.
Это вполне объяснимо, так как главную роль получает движение на
микроуровне, обеспечивающее производственную интеграцию. Интеграция
происходит и в валютно-финансовой области, но валютно-финансовое
сотрудничество, особенно на первых порах, не является авангардным. Оно
скорее играет роль обслуживающего фактора. Как правило, в рамках ТС
создаваемые финансовые институты, банки, страховые компании играют
второстепенную роль.
Как показывает практика, вне сферы ТС и его общей таможенно-тарифной
политики остаются такие крупные направления, как оборонная
промышленность, отдельные отрасли энергетики и др.
• Качественно более высокой ступенью интеграции является единый рынок
(ЕР). К настоящему времени этот этап интеграционного развития реализован в
Европейском Союзе, на основе опыта которого могут быть сделаны практические
выводы и оценки. Не исключено, что в перспективе, по мере продвижения
вперед других подобных интеграционных структур, возникнут новые ситуации,
присущие этим группировкам, которые будут иметь определенные отличия от
практики ЕС. Перерастание ТС в единый рынок обусловливается как чисто
экономическими факторами, так и политическими. Несмотря на исчезновение в
определенной мере тарифных препятствий по обмену, существуют и нетарифные:
различия в технических нормах, законодательная защита национальных марок
товаров и т.д. Именно при создании ТС, например, в Европе, не предвиделось
возникновения подобных трудностей. В период особенно слабого роста вставал
вопрос о национальных интересах и т.д. Эксперты подчеркивают, что создание
"действительно единого" внутреннего рынка требует гармонизации большого
количества законодательств и норм, касающихся многих сфер деятельности.
Опыт показывает, что согласование широкого круга вопросов является
весьма сложным делом и добиться консенсуса удается не всегда. Для
достижения успеха необходимы новые подходы и методы в управлении,
значительное усиление наднациональных интересов.
Для создания ЕР необходимо реализовать 6-7 обязательных крупных задач,
что невозможно осуществить в рамках ТС. Однако именно ТС, во-первых,
упраздняя таможенные пошлины между государствами-членами и, во-вторых,
разрабатывая единую торговую политику по отношению к третьим странам,
создает предпосылки перехода к ЕР. Третья задача — разработка общей
политики развития отдельных отраслей и секторов экономики. Выбор их должен
осуществляться исходя из того, насколько это важно для последующего
закрепления интеграции, каков будет социальный резонанс после принятия
соответствующих мер, как это отразится на нуждах и потребностях конкретного
потребителя. Не случайно в ЕС при переходе к ЕР в качестве избранных сфер
были определены сельское хозяйство и транспорт. Четвертая задача — создание
условий для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации,
дополняющих беспрепятственное перемещение товаров.
Необходимо обозначить и следующую пятую задачу, решаемую при создании
ЕР: формирование общих фондов содействия социальному и региональному
развитию, что подразумевает "поворот" непосредственно к интересам и нуждам
потребителя, ориентацию на удовлетворение "потребностей на местах",
позволяющую реально ощутить преимущества интеграционных процессов. Эти
экономические шаги обусловливают согласование серьезных мер по гармонизации
и унификации национальных законов. При этом особое место отводится введению
системы мер, предотвращающих нарушения норм, регулирующих конкуренцию.
Естественно, тем самым предопределялась необходимость формирования
специальных, в том числе наднациональных, органов управления и контроля. В
ЕС это — Европарламент, Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский
Совет. Другие интеграционные группировки, вероятно, будут иметь иные органы
управления и контроля. Задачи, которые, как свидетельствует опыт ЕС,
предстоит решать интеграционным группировкам, потребуют создания и
использования соответствующего инструментария.
• Строительство ЕР должно завершиться созданием подлинно единого
экономического, правового и информационного пространства и дать импульс для
перехода интеграционной группировки к качественно новой ступени —
экономическому союзу (ЭС). Функционирование ЭС в настоящее время в
схематичном виде выглядит следующим образом. Основные направления политики
стран-членов и Союза определяются совместно в виде решений Совета Министров
стран-членов, который также следит за ходом экономического развития каждой
страны и Союза в целом. При несоответствии экономической политики какой-
либо из стран основным направлениям ЕС или в случае, если ее проведение
препятствует нормальному функционированию ЭС, Совет Министров принимает
необходимые меры. Так, например, страны-члены должны избегать чрезмерного
дефици

Новинки рефератов ::

Реферат: Реклама торгового техникума/школы, переведённая на английский язык (контрольная работа "The Technical School Today") (Иностранные языки)


Реферат: Государство: происхождение и сущность (Политология)


Реферат: Кредитование физических лиц. Российский и зарубежный опыт (Деньги и кредит)


Реферат: А все-таки, "Свидетели Иеговы" - кто они на самом деле? (Религия)


Реферат: Биологическое и социальное в человеке (Психология)


Реферат: Социальное страхование (Страхование)


Реферат: Контрольна з зовнішньоекономічної діяльності2 (Международные отношения)


Реферат: Анализ эксплуатационного обслуживания ВЦ средней производительности (Компьютеры)


Реферат: Европейское средневековье (по курсу "Россия в мировой истории") ([Учебно-методическое пособие]) (История)


Реферат: Акмеизм (Литература : русская)


Реферат: Социальный институт - семья по Смелзеру (Социология)


Реферат: Политическая история Полоцкого княжества 12 века (История)


Реферат: Контрольная (Международное частное право)


Реферат: Силос (Сельское хозяйство)


Реферат: Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий положительное отношение подростков к спиртным напиткам (Педагогика)


Реферат: Оперативная память (Программирование)


Реферат: Налоговая система Швеции (Право)


Реферат: Boris Godunov (реферат, английский) (История)


Реферат: Май 9 число (Журналистика)


Реферат: Лекции по вычислительной математике (Компьютеры)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист