GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Международный коммерческий арбитражный суд (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Международный коммерческий арбитражный суд (Право)



ВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ГУМАНИТАРНЫХ НАУК, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА


Юридический факультет


КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА



МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД



Курсовая работа



Хайруллина Гульшат
Ришатовна
студентка 4 курса, очного

отделения, (прием С - 98)


Научный руководитель –
доцент
Комаров А.К.



Уфа 2002

СОДЕРЖАНИЕ



Стр.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие Международного коммерческого арбитражного суда….5
Глава 2. Юрисдикция МКАС…………………………………………………7
§ 1. Порядок подачи искового заявления…………………………………..9
Глава 3. Формирование состава арбитража…………………………………10
Глава 4. Арбитражное разбирательство……………………………………..14
§ 1. Расходы по арбитражному разбирательству…………………………..15
Заключение…………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………19



ВВЕДЕНИЕ

Развитие третейской формы разбирательства споров, возникающих в сфере
предпринимательской деятельности, стало необходимым следствием рыночных
преобразований. Традиционная для нашей страны процедура разбирательства
так называемых хозяйственных споров, сложившаяся в системе государственного
арбитража, была приспособлена к потребностям планово-регулируемой
экономики. Она основывалась на приоритетной защите интересов государства.
В сегодняшней России положение медленно, но верно меняется в сторону
увеличения роли третейских судов, и Международный коммерческий арбитражный
суд при ТПП РФ является тем органом, который помогает российским
предпринимателям и не только российским разрешать споры, возникающие из
внешнеторговых контрактов, без привлечения государственных органов судебной
власти.
МКАС в своей работе основывается на Законе РФ от 7 июля 1993 года «О
международном коммерческом арбитраже»1, Положении о Международном
коммерческом арбитражном суде при ТПП РФ 1993 года,2 а также на Регламенте,
который вступил в силу 1 мая 1995 года. Регламент отразил не только
основные представления об арбитраже, но и многолетний опыт, арбитражную
практику. Впервые регламент изменил характер списка арбитров, сделав его
факультативным. Спорящим сторонам предоставлена возможность избирать
арбитров не только из списка. Новшеством является и то, что из 150 арбитров
одну треть составляют зарубежные специалисты.
Так как МКАС относится к наиболее старым и авторитетным судебным
органам, о нем имеется достаточно литературы и не только российских ученых,
раскрывающей его работу. В данной работе я в основном руководствовалась
научной статьей А.Комарова в журнале «Закон» «Рассмотрение споров
Международным коммерческим арбитражным судом при ТПП РФ», книгой Г.К.
Дмитриевой «Международный коммерческий арбитраж».



ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МКАС.

Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ (МКАС) относится
к числу наиболее известных и авторитетных арбитражных органов во всем мире.
Такое положение объясняется как продолжительной активной деятельностью
этого арбитражного института и значительным количеством рассматриваемых им
международных коммерческих споров, так и традиционно высоким
профессионализмом их разрешения.
Уже в 1932 году при Всесоюзной торговой палате был создан специальный
орган для разрешения споров в области внешнеторговой деятельности –
Внешнеторговая арбитражная комиссия (ВТАК). В 1988 году ВТАК получила новое
название - арбитражный суд. После прекращения деятельности Торгово-
промышленной палаты СССР Арбитражный суд перешел под эгиду ТПП РФ и в 1993
году получил свое нынешнее наименование – МКАС. 1
По числу рассматриваемых ежегодно споров МКАС находится в ряду
мировых лидеров, оставляя позади себя такие признанные центры
международного коммерческого арбитража как Международный арбитражный суд
при международной торговой палате (Париж), Арбитражный институт при
торговой палате Стокгольма.
На протяжении последних лет в МКАС поступает около четырехсот
пятидесяти исков ежегодно. В настоящее время в делах, находящихся в
производстве МКАС, участвуют предприятия, организации и отдельные лица из
почти пятидесяти стран мира. Иностранные лица участвуют в арбитражном
разбирательстве как в качестве истцов так и ответчиков.
Благоприятные условия для дальнейшего развития деятельности МКАС были
созданы в результате принятия 7 июля 1993г. Закона «О международном
коммерческом арбитраже».1 Помимо создания необходимой правовой базы
регулирования данного способа разрешения споров в области международного
экономического сотрудничества Закон утвердил также Положение о МКАС,
подтвердив его статус как преемника Арбитражного суда при ТПП СССР. 2
Это означает, что МКАС, в частности, вправе разрешать споры на
основании соглашений сторон о передаче их споров в Арбитражный суд при ТПП
СССР.
Принятие Закона послужило также поводом к обновлению и правил
арбитражного рассмотрения дел, применявшихся в деятельности МКАС. С 1 мая
1995 года действует Регламент МКАС.3



ГЛАВА 2. ЮРИСДИКЦИЯ МКАС.

Одной из наиболее характерных черт определения подведомственности
споров МКАС является то, что он рассматривает споры когда имеется
письменное соглашение между сторонами о передаче на разрешение МКАС уже
возникшего или могущего возникнуть спора. Наиболее распространенный случай
такого соглашения – арбитражная оговорка, включаемая сторонами в контракт.
Хотя на практике встречаются случаи, когда спорящие стороны согласовывают
арбитражный порядок рассмотрения после того, когда у них уже возник спор.
По своему субъективному составу споры, подведомственные МКАС, включают
в себя две категории споров, а именно:
- споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений,
возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов
международных экономических связей, если коммерческое
предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а
также
- споры предприятий с иностранными инвестициями и международных
объединений и организаций, созданных на территории РФ, между
собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими
субъектами права РФ.
Положение о МКАС конкретизирует гражданско-правовые отношения, споры из
которых могут быть предметом разбирательства. Это, в частности, отношения
по:
- купле-продаже (поставке) товаров, выполнению работ, оказанию услуг,
обмену товарами и (или) услугами, перевозке грузов и пассажиров,
торговому представительству и посредничеству, аренде (лизингу), научно-
техническому обмену, сооружению промышленных и других объектов,
инвестициям, страхованию, совместному предпринимательству.1
Помимо добровольной передачи споров на разрешение МКАС основанием
юрисдикции МКАС могут быть также и международные договоры. В данном случае
имеются в виду межгосударственные договоры, устанавливающие обязательную
компетенцию определенных арбитражных органов. В настоящее время РФ является
участницей Конвенции 1972 года о разрешении арбитражным путем гражданско-
правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-
технического сотрудничества (Московская конвенция), предусматривающей
обязательную подсудность хозяйственных споров между организациями стран –
участниц Конвенции арбитражным органам при торговой палате в стране
ответчика или по договоренности сторон в третьей стране – участнице
Конвенции.2
Вопрос о наличии или отсутствии компетенции МКАС по конкретному
делу разрешается составом арбитража, созданным для рассмотрения дела по
существу. Таким образом, если между сторонами возникают разногласия по
данному вопросу, они должны доказать свои утверждения соответствующим
образом в ходе арбитражного процесса. Следует подчеркнуть, что совершение
ответчиком, который заявил, что он возражает против компетенции МКАС
рассматривать данный спор, определенных действий, предусмотренных
Регламентом, например, назначение арбитра, не будут рассматриваться как его
согласие с компетенцией МКАС.
Кроме того, в случае принятия МКАС решения о том, что являющийся
предметом спора договор ничтожен, не влечет за собой в силу закона
недействительность арбитражной оговорки, являющейся частью этого договора,
и не лишает, таким образом, МКАС компетенции решать вопросы, охватываемые
арбитражной оговоркой. Это положение следует из того, что по закону
арбитражная оговорка, являющаяся частью договора, трактуется как
соглашения, не зависящее от других условий договора, иными словами,
признается ее автономность от основного договора.


§1 ПОРЯДОК ПОДАЧИ ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ.

Исковое заявление, подаваемое в МКАС, должно отвечать определенным
требованиям, предусмотренным Регламентом. Датой подачи искового заявления
считается день его вручения МКАС, а при отправке искового заявления по
почте – дата штемпеля почтового ведомства места отправления.
К особенностям содержания искового заявления в арбитражном процессе
следует отнести необходимость обоснования компетенции данного арбитражного
органа, а также указание арбитра и запасного арбитра, избранных истцом, или
наличие просьбы о том, чтобы арбитр и запасной арбитр были назначены
Председателем МКАС.
Необходимость обоснования компетенции МКАС представляется особенно
важной в тех случаях, когда арбитражная оговорка недостаточно точно
определяет орган, компетентный рассматривать споры, либо содержит лишь
общую договоренность о рассмотрении споров в арбитражном порядке. Если в
таком случае не будет установлено, что стороны имели при этом в виду именно
МКАС, то арбитраж признает себя некомпетентным рассматривать данный спор.1



ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ СОСТАВА АРБИТРАЖА.
Характерной чертой арбитражного разбирательства является
предоставляемая сторонам возможность самим сформировать суд, который будет
рассматривать спор. Образование арбитражного состава является чрезвычайно
важным этапом арбитражного процесса.
Арбитрами могут быть лица, обладающие необходимыми специальными
знаниями в области разрешения споров, отнесенных к компетенции МКАС.
Выполняя свои функции, арбитры должны действовать беспристрастно и быть
независимыми. Следует подчеркнуть, что арбитры не являются представителями
сторон, даже если они были назначены спорящими сторонами.
В целях обеспечения указанного статуса арбитров Регламентом
предусмотрено, что лицо, принимающее на себя функции арбитра, должно
сообщить в МКАС о любых обстоятельствах, которые могут вызвать обоснованные
сомнения относительно его беспристрастности или независимости в связи со
спором, в разрешении которого предполагается его участие.
В целях оказания помощи сторонам, участвующим в арбитражном
разбирательстве в МКАС, в выборе лиц, обладающих необходимыми качествами
для выполнения функций арбитров, Торгово-промышленной палатой РФ сроком на
5 лет утверждается список арбитров, в котором указываются имя и фамилия
арбитра, его образование и место работы, ученая степень и звание,
специальность.
Следует подчеркнуть, что указанный список не является обязательным
для сторон и носит факультативный характер: функции арбитров могут также
выполнять лица, назначенные сторонами из числа лиц, не включенных в список
арбитров, если, конечно, они обладают необходимыми для арбитра качествами.
Возглавляет МКАС председатель, имеющий двух заместителей. Они
избираются сроком на пять лет общим собранием входящих в список арбитров
(§3 Регламента). Регламентом (§4) предусмотрено создание нового органа –
Президиума МКАС, избираемого также общим собранием арбитров, внесенных в
список. Президиум призван главным образом анализировать деятельность Суда и
определять пути ее дальнейшего совершенствования.
Всю текущую организационно-техническую работу ведет Секретариат, во
главе которого стоит Ответственный секретарь, подчиненный Председателю
Суда. Ответственный Секретарь назначается ТПП по представлению Председателя
Суда.
Регламентом предусмотрен порядок формирования состава арбитража по
каждому конкретному спору (§ 20). Как правило, спор рассматривается тремя
арбитрами. Из них два избираются сторонами, а третий – председатель состава
– двумя арбитрами. Арбитр может быть назначен Председателем Суда – по
просьбе стороны или в случае несоблюдения установленных Регламентом сроков
формирования состава арбитража. Во всех случаях Председатель осуществляет
назначение из списка арбитров. Стороны могут согласовать рассмотрение спора
одним арбитром (§ 21).
И истец, и ответчик обязаны по новому Регламенту избрать запасного
арбитра. В соответствующих случаях запасного арбитра назначает
Председатель Суда. Это может быть необходимым в случае, когда арбитр
окажется не в состоянии исполнять свои обязанности (§ 25). Предусмотрены
также возможность и порядок избрания запасного председателя состава
арбитража.
Обеспечивается сохранение коммерческой тайны сторон. С этой целью
слушание дел проводится при закрытых дверях (§ 27). Установлено, кроме
того, что арбитры, докладчики и сотрудники Секретариата обязаны не
разглашать ставшую им известной информацию о спорах, разрешаемых МКАС,
разглашение которой может нанести ущерб интересам сторон (§ 8). Истец, а
возможно, и ответчик заинтересованы в том, чтобы решение по спору было
вынесено как можно скорее. К этому же стремится и МКАС. Достижение этой
цели во многом зависит от самих сторон, от соблюдения ими установленных
Регламентом правил. Ответчики нередко используют все возможности для того,
чтобы решение было вынесено как можно позднее. Может понадобиться
проведение экспертизы, приглашение свидетелей, на что часто затрачивается
несколько месяцев. Регламент поэтому не устанавливает определенного срока
для вынесения решения. И вместе с тем установлено, что Суд принимает меры к
тому, чтобы разбирательство дела, по возможности, было завершено в срок не
более шести месяцев со дня образования арбитража.
Законодательство о МКА содержит ряд императивных положений, призванных
обеспечить справедливое и беспристрастное рассмотрение спора и вынесение
квалифицированного окончательного решения. Для того, чтобы обеспечить такое
решение, арбитры, рассматривающие спор, должны быть не только независимы,
но и нейтральными. При назначении в качестве арбитра для рассмотрения
конкретного спора они должны сообщить обо всех известных им
обстоятельствах, которые могут помешать рассматривать им данный спор
справедливо и беспристрастно, не отдавая предпочтение какой-либо стороне
арбитражного разбирательства и обеспечивая равные возможности для сторон.
При наличии какого-либо обоснованного сомнения относительно
беспристрастности или независимости арбитрам может быть заявлен отвод.
Обстоятельствами, которые могут послужить препятствием для арбитра в
рассмотрении конкретного спора, являются: наличие родственных связей со
стороны арбитражного разбирательства; наличие трудовых отношений с одной из
сторон арбитражного разбирательства; получение финансовой помощи от одной
из сторон арбитража; зависимость одной стороны от другой. Кроме того,
арбитром не может быть назначен несовершеннолетний. Лицо, призванное
недееспособным или находящееся под опекой.
Согласно регламентам постоянно действующих арбитражных институтов в
случае смерти арбитра, тяжелой болезни, стойкой неспособности выполнять
свои обязанности, отказ от должности арбитражный институт обладает
полномочиями на отвод или замену данного арбитра. Кроме того, после
предоставления стороне, избиравшей арбитра, срока для назначения другого
арбитра и в том случае. Если она в течение этого срока не изберет новой
кандидатуры в качестве арбитра, арбитражный институт вправе назначить
самостоятельно другого арбитра.1
Основной целью такой системы избрания и назначения состава арбитража
является обеспечение эффективности арбитражного разбирательства, прежде
всего в части независимости арбитров и исключения издержек, которые могут
возникнуть в случае назначения стороной в споре лица, которое стало бы
действовать в качестве ее адвоката, а другая сторона могла бы заявить ему
отвод, а также в случае, если стороны просто пытаются затянуть время, не
выдвигая новой кандидатуры арбитра.
Отвод может быть заявлен также и в случае, если арбитр не обладает
квалификацией, обусловленной соглашением сторон. Письменное заявление
стороны об отводе, содержащее его мотивы, должно быть сделано не позднее 15
дней после того, как сторона узнала о сформировании состава арбитража, или
после того, как сторона узнала об обстоятельствах, которые могут служить
основанием для отвода. Заявление об отводе, сделанное позднее указанного
срока, рассматривается только в том случае, если причина задержки заявления
об отводе будет признана уважительной.
Вопрос об отводе решается другими членами состава арбитража. Если не
будет достигнуто соглашение между ними или если отвод заявлен против двух
арбитров или единоличного арбитра, вопрос об отводе решается Президиумом
МКАС.



ГЛАВА 4. АРБИТРАЖНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО.

В процессе ведения разбирательства арбитраж в первую очередь применяет
положения Регламента МКАС. При решении вопросов, не урегулированных ни
Регламентом, ни соглашением сторон, арбитраж, основываясь на российском
законодательстве о международном коммерческом арбитраже, ведет
разбирательство таким образом, который он сам считает надлежащим, соблюдая
при этом равное отношение к сторонам и предоставляя каждой стороне
необходимые возможности для защиты своих интересов.
Для изложения сторонами своих позиций на основе представляемых
доказательств и для проведения устных прений осуществляется устное слушание
дела. Слушание проводится при закрытых дверях. Лица, не являющиеся
участниками арбитражного разбирательства, могут присутствовать на слушании
с разрешения состава арбитража и с согласия сторон.
Слушание дела в МКАС ведется на русском языке. С согласия сторон
слушание может быть проведено и на другом языке. Если сторона не владеет
языком, на котором проводится слушание, МКАС по просьбе стороны и за ее
счет обеспечивает ее услугами переводчика.
Стороны могут договориться о разбирательстве спора только на основе
письменных материалов, без проведения устного слушания. Состав арбитража
может, однако, назначить устное слушание, если представленные материалы
окажутся недостаточными для разрешения спора по существу.
Любая сторона до окончания устного слушания дела может без
необоснованной задержки изменить или дополнить исковые требования или
возражения по иску. В случае если состав арбитража признает необоснованной
задержку, допущенной стороной в изменении исковых требований, он может
возложить на нее возмещение дополнительных расходов МКАС и издержек другой
стороны, вызванных этой задержкой. Кроме того, арбитраж может признать
нецелесообразным разрешить такое изменение исковых требований с учетом
допущенной задержки.
На стороны возлагается обязанность доказать те обстоятельства, на
которые они ссылаются как на основание своих требований или возражений.
Вместе с тем, арбитраж может потребовать представления сторонами и других
доказательств. Он вправе также по своему усмотрению назначить проведение
экспертизы и испрашивать представление доказательств третьими лицами, а
также вызывать и заслушивать свидетелей.
Оценка доказательств осуществляется арбитрами по их внутреннему
убеждению. Непредставление стороной надлежащих доказательств не
препятствует арбитражному суду продолжить разбирательство и вынести решение
на основе имеющихся у него доказательств.
Все документы, касающиеся начала и осуществления арбитражного
разбирательства, за исключением письменных доказательств, представляются на
языке контракта, или на языке, на котором стороны вели между собой
переписку, или на русском языке. МКАС по своему усмотрению или по просьбе
одной из сторон может потребовать от другой стороны перевода на русский
язык представленных ею документов либо обеспечить такой перевод за ее
счет. Письменные доказательства представляются в оригинале или в виде
заверенной копии. Состав арбитража вправе потребовать перевода этих
доказательств на другой язык в случаях, когда это необходимо в интересах
рассмотрения дела.

§ 1 РАСХОДЫ ПО АРБИТРАЖНОМУ РАЗБИРАТЕЛЬСТВУ.
При подаче искового заявления в МКАС истец обязан уплатить
регистрационный сбор (500 долл. США). На практике это означает, что вместе
с исковыми материалами в МКАС должен быть предъявлен документ,
подтверждающий уплату регистрационного сбора. До уплаты регистрационного
сбора иск не считается заявленным.
По каждому поданному иску истец обязан уплатить авансом также
арбитражный сбор. Размер аванса рассчитывается в зависимости от размера
исковой суммы, при этом процентная ставка регрессирует по мере увеличения
исковой суммы.
В сумму аванса засчитывается регистрационный сбор, уплаченный истцом
при подаче искового заявления. До уплаты аванса арбитражного сбора
арбитражное разбирательство по данному иску не ведется и дело остается без
движения. В частности, исковые материалы не отправляются ответчику.
Размер арбитражных сборов, порядок их уплаты и распределения, а также
порядок других расходов по арбитражному разбирательству устанавливаются
Положением об арбитражных расходах и сборах, являющемся неотъемлемой частью
Регламента МКАС.
Издержки сторон. Сторона, в пользу которой состоялось решение,
может потребовать возложение на другую сторону возмещения понесенных
ею разумных издержек, возникших в связи с арбитражным
разбирательством, в частности, расходов, связанных с защитой своих
интересов через юридических представителей (§ 9 Положения). Надо иметь
в виду, что услуги адвокатов могут оказаться весьма дорогостоящими. Но
адвокаты высокой квалификации заслуживает высокой оплаты: от того, как
он представит интересы стороны, во многом зависит исход дела.
И, наконец, ещё одно замечание. С учетом обстоятельств
конкретного дела МКАС может взыскать в пользу одной стороны сумму
излишних расходов, понесённых ею вследствие нецелесообразных или
недобросовестных действий другой стороны (§ 10 Положения).1



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Произошедшие в начале 90-х годов изменения условий деятельности
международного арбитража в России коснулись не только его правовой основы.
Отказ государства от монополии на внешнеэкономическую деятельность пробудил
активность многочисленных предприятий всех форм собственности к
самостоятельной внешнеэкономической деятельности. Увеличение числа
участников международного коммерческого оборота в России объективно привело
к повышению количества споров: в середине 90-х годов в производстве на
разных стадиях процесса находилось около двух тысяч дел. В настоящее время
ситуация стала более стабильной. Повысился профессионализм российских
предпринимателей.
Ныне объективные тенденции указывают на настоятельную потребность в
расширении практики третейского разбирательства коммерческих споров как
внутри страны, так и за рубежом. Уже никто не ставит под сомнение тот факт,
что международный арбитраж представляет собой наиболее политически и
процессуально нейтральный способ разрешения конфликтов между хозяйствующими
субъектами разных стран. Правовая реформа, осуществляемая в России, должна
принести позитивные результаты в расширении использования в деловой
практике альтернативных способов разрешения коммерческих споров, и в первую
очередь путем третейского разбирательства, как наиболее развитого из них на
сегодняшний день. Необходимой предпосылкой для проведения этой линии должно
стать то, что степени свободы предпринимательской деятельности, которая
существует теперь в экономической системе России, должна соответствовать и
степень свободы, предоставляемой предпринимателям в выборе правовых средств
защиты своих интересов.
Для развития международного коммерческого арбитража большую роль
сыграло законодательное сокращение оснований для государственных судов
вмешиваться в ход арбитражного разбирательства. Конечно в этом может
состоять и проблема коммерческого арбитража.

Законодательством многих стран предусмотрена значительная автономия
воли сторон при заключении арбитражного соглашения, выборе места
арбитражного разбирательства, назначении арбитров и выборе права,
подлежащего применению к существу основного соглашения. Не осталась в
стороне и Российская Федерация, так как МКАС в полной мере отвечает всем
этим международным требованиям о коммерческом арбитраже.



Список использованных источников.

Нормативные акты.

«О международном коммерческом арбитраже». Федеральный закон от 7 июля
1993г. // Ведомости Съезда народных депутатов Верховного Совета РФ. – 1993,
№ 32, ст.1240.

Литература.

Ерпылева Н.Ю. Международный коммерческий арбитраж: современные
проблемы теории и практики// Гражданский и арбитражный процесс. – 2002. - №
1.
Комаров А.С. Рассмотрение споров МКАС при ТПП РФ// Закон. – 1996. - №
7.
Международное частное право. Сборник документов/ Сост. К.А. Бекяшев,
А.Г. Ходаков. - М.: Издательство БЕК, 1997.
Позняков В.С. Международный коммерческий арбитраж в РФ. – М.:
Международный центр финансово-экономического развития, 2001.
Федоров А.Г. Международный коммерческий арбитраж. – М.: Издат. Дом
«Дашков и Ко», 2000.



1 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. №32. Ст. 1240.
2 Международное частное право. Сборник документов. / Сост. К.А. Бекяшев,
А.Г. Ходаков. – М.: Изд-во БЕК, 1997.
1 Позняков В.С. Международный коммерческий арбитраж в РФ. – М.:
Международный центр финансово-экономического развития, 2001, С. 12.
1 Постановление Верховного Совета РФ от 7 июля 1993г. «О введении в
действие Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже»». – Ведомости
Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, № 32, ст. 1240.
2 Международное частное право. Сборник документов. М.: Издательство БЕК,
1997. – С. 112.
3 Там же. С. – 125.
1 Ерпылева Н.Ю. Международный коммерческий арбитраж: современные проблемы
теории и практики// Гражданский и арбитражный процесс. – 2002. - № 1. – С.
42.
2 Международное частное право. Сборник документов. М.: Издательство БЕК,
1997, - С.92.
1 Комаров А.С. Рассмотрение споров МКАС при ТПП РФ// Закон. – 1996. - № 7.
– С. 58.
1 Федоров А.Г. Международный коммерческий арбитраж. – М.: Издат. Дом
«Дашков и Ко», 2000. – С. 45.
1 Комаров А.С. Указ. соч. – С.???????????†????
60.





Реферат на тему: Местное самоуправление в РФ

Местное самоуправление в Российской Федерации

ПЛАН

1. Местное самоуправление. Понятие, конституционное закрепление
2. Правовые, территориальные, организационные основы местного
самоуправления
Литература

1. Местное самоуправление. Понятие, конституционное закрепление

С принятием всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституции
Российской Федерации начался поворотный этап в становлении и развитии
местного самоуправления в России.
Надо сказать, что работе над соответствующими статьями Конституции
Российской Федерации, посвященными конституционным основам местного
самоуправления, значительное внимание уделялось на Конституционном
совещании, созванном в 1993 году Президентом Российской Федерации. На
заседаниях групп совещания и прежде всего в группе, образованной из
представителей местного самоуправления, обсуждались и согласовывались
предложения, содержащиеся как в президентском проекте Конституции, так и в
проекте, рассматривавшемся на шестом Съезде народных депутатов. Кроме того,
в группах анализировались и многочисленные предложения по проблемам
местного самоуправления, внесенные политическими партиями, органами
государственной власти, ассоциациями муниципальных образований, научными
коллективами, отдельными авторами.
Впервые в конституционной практике российского государства (Глава 8,
ст. 12 главы 1 "Основы конституционного строя" Конституции Российской
Федерации 1993 г.) нашло свое закрепление положение о том, что местное
самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно и органы местного
самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Конечно,
самостоятельность местного самоуправления носит относительный характер,
поскольку государство устанавливает юридические рамки такой
самостоятельности, законодательно определяет пределы полномочий местного
самоуправления, его место во взаимоотношениях государства-общества-
личности. Точно также нельзя говорить об абсолютной обособленности и тем
более оторванности органов местного самоуправления от органов
государственной власти. Органы местного самоуправления решают вопросы
местного значения на основе и в соответствии с законами и иными нормативно-
правовыми актами, принимаемыми федеральными органами государственной
власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Более того, согласно п. 2 ст. 132 Конституции, органы местного
самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными
полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и
финансовых средств. В этом случае реализация переданных полномочий
подконтрольна государства.
Таким образом, органы местного самоуправления представляют собой
специфический уровень власти, на котором могут решаться местные проблемы
способами, характерными для осуществления государственно-властных
полномочий.
Есть ли власть органов местного самоуправления в государстве - власть
государственная, хотя и со своей спецификой, обусловленной характером
органов, их концепцией, невключением их в общий "строй" государственных
органов, или же это особый вид политической публичной власти?
Представляется, что и в данном случае речь все же идет о власти по своей
социально-правовой природе государственной, хотя в силу специфически-
конкретного принципа разделения властей выделенной в относительно
самостоятельный уровень власти. Об этом, в частности, свидетельствует
содержание Европейской хартии о местном самоуправлении (№ 122, Страсбург,
15 октября 1985г.). Под местным самоуправлением Европейская хартия понимает
(ст.3) право и реальную способность органов местного самоуправления
регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею,
действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного
населения. Основные полномочия органов местного самоуправления, согласно
Европейской хартии, устанавливаются конституцией или законом, что не
исключает предоставления этим органам, в соответствии с законом, отдельных
конкретных полномочий. В установленных законом пределах, органы местного
самоуправления "обладают полной свободой действий для осуществления
собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их
компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти."
В Федеральном законе "Об принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации" от 12 августа 1995г. местное самоуправление
характеризуется как признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской
Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения
по решению непосредственно или через органы местного самоуправления
вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических
и иных местных традиций. Как выражение власти народа местное
самоуправление, согласно ст.2 Закона, составляет одну из основ
конституционного строя Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 132 органы местного самоуправления самостоятельно
управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют
местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану
общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Ряд авторов выделяет четыре основные группы вопросов местного
значения:
а) управление объектами, находящимися на данной территории и имеющими
для нее общехозяйственное значение (местные средства сообщения,
муниципальные дороги, муниципальный жилой фонд, коммунальное хозяйство,
благоустройство территории и др.);
б) управление объектами общесоциального назначения (социально-
культурные учреждения, муниципальное здравоохранение, муниципальные
образовательные учреждения и т.п.);
в) местное планирование социально-экономического развития территории
(планировка и застройка населенных пунктов, планирование жилищного
строительства, занятости населения, развитие социально-культурного и
бытового обслуживания, коммуникаций и др.);
г) обеспечение и защита некоторых прав и свобод человека и гражданина,
охрана общественного порядка, окружающей Среды).
Предложения классификация включает лишь основные вопросы. Полный
перечень конкретных вопросов местного значения применительно к особенностям
отдельных территорий, на которых осуществляется местное самоуправление,
должен закрепляться в законодательных актах субъектов Российской Федерации
и уставах муниципальных образований. Причем в последних значительно более
подробнее, чем в законах, перечисляются вопросы местного значения,
устанавливается действенный механизм их решения. В законах же субъектов
Российской Федерации важно закрепить критерии отнесения вопросов к
компетенции органов местного самоуправления, принципы разграничения
предметов ведения органов государственной власти и органов местного
самоуправления в совпадающих сферах их деятельности на территории
муниципального образования.
К вопросам местного значения отнесены: владение, пользование и
распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, разработка,
принятие, исполнение и контроль местного бюджета - установление местных
налогов и сборов; комплексное социально-экономическое развитие территории
муниципального образования; содержание и использование муниципальных
жилищного фонда и нежилых помещений; организация, содержание и развитие
муниципальных учреждений дошкольного, основного школьного и
профессионального образования, муниципальных учреждений здравоохранения,
обеспечение санитарного благополучия населения; охрана общественного
порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны
общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
регулирование, планировка и застройка территорий муниципальных образований;
контроль за использованием земель муниципального образования; регулирование
использования водных объектов местного значения, месторождений
общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительных
подземных сооружений местного значения; организация, содержание и развитие
муниципальных энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации;
муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения и
другие.
Объем и характер вопросов местного значения, закрепляемых в уставах
муниципальных образований предопределяются особенностями территорий, в
границах которых осуществляется местное самоуправление.

2. Правовые, территориальные, организационные основы местного
самоуправления

Термин “основы местного самоуправления” является новым для российского
государствоведения. Это понятие введено в Федеральном законе “Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ“ в связи с
необходимостью установления основополагающих начал деятельности населения
по осуществлению местного самоуправления. Основы местного самоуправления
призваны обеспечить самостоятельность деятельности населения по управлению
местными делами, независимость и невмешательство со стороны органов
государственной власти, создать условия для эффективного решения вопросов,
возникающих на местном уровне.
Основополагающие начала деятельности населения по осуществлению
местного самоуправления закрепляются в Конституции РФ, федеральных законах,
законах субъектов РФ, иных нормативных актах. Особое место занимает
Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в
РФ “, в статье 7 которого введено понятие “законодательных основ местного
самоуправления”; кроме того, в названном законе используются понятия
“территориальные основы местного самоуправления” и “финансово -
экономические основы местного самоуправления”. Термин “организационные
основы местного самоуправления” в федеральном законе не используется.
Основы местного самоуправления определяются как совокупность правовых
норм, содержащихся в Конституции РФ, федеральных законах и закрепляющих
наиболее важные, общие для всех субъектов РФ, муниципальных образований
территориальные, правовые, финансово - экономические основы деятельности
населения по решению задач местного значения. Однако здесь следует обратить
на несколько моментов:
Во - первых, в данном определении предполагается, что принципы могут
быть установлены только на федеральном уровне. Это вытекает из статьи 72
Конституции РФ, в соответствии с которой вопросы местного самоуправления
относятся к совместному ведению Федерации и субъектов Российской Федерации.
Во - вторых, основы местного самоуправления могут определяется только
законами.
Правовая основа местного самоуправления представляет собой
взаимосвязанную систему нормативных правовых актов и правовых норм,
регулирующих вопросы организации и деятельности местного самоуправления и
его предназначения, как института, в общей системе управления.
Система нормативных правовых актов и норм о местном самоуправлении
имеет следующую внутреннюю структуру.
Во-первых, нормативные правовые акты и правовые нормы подразделены на
три группы.
Первую группу составляют нормативные правовые акты федерального
значения. К ним относятся: Конституция Российской Федерации, федеральные
законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты
(например, постановления Государственной Думы Российской Федерации, имеющие
нормативный характер, постановления Конституционного суда Российской
Федерации и т. д.).
Вторую группу составляют нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации. К ним относятся конституции, уставы, законы, а также
нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти и
должностных лиц субъектов Российской Федерации.
Третью группу составляют нормативные правовые акты, принимаемые в
системе местного самоуправления. К ним относятся решения, принятые на
местном референдуме, сходе граждан, решения представительных и
исполнительных органов местного самоуправления, должностных лиц местного
самоуправления. Например, уставы муниципальных образований, положения о
бюджетном устройстве и бюджетном процессе, положения о структуре органов
местного самоуправления, о порядке управления муниципальной собственностью
являются нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу
местного самоуправления.
Во-вторых, нормативные правовые акты подразделяются по юридической
силе на законы и подзаконные акты. Законы обладают высшей юридической силой
по отношению к подзаконным актам. Подзаконные акты не должны вступать в
противоречие с законами. Если подзаконный нормативный акт противоречит
закону, то он не действует в части противоречащей закону и должен быть
приведен в соответствие с законом.
Законы издаются Федеральным собранием Российской Федерации,
законодательными органами субъектов Российской Федерации.
Главное место в системе законов занимает Конституция Российской
Федерации, на основе которой принимаются федеральные законы, законы
субъектов Российской Федерации, а также подзаконные акты всех уровней
органов государственной власти и местного самоуправления.
Это означает, что нормативные правовые и иные акты, принимаемые
Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации,
иными федеральными органами должны соответствовать Конституции Российской
Федерации и действующим Федеральным законам.
Такое же соотношение закона и подзаконного акта должно соблюдаться и в
субъектах Российской Федерации.
Кроме того, все законы и подзаконные акты субъектов Российской
Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации,
Федеральным законам, а также нормативным правовым актам, принимаемым
Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Безусловно, что при этом акты Президента и Правительства не входят в
противоречие с Конституцией Российской Федерации и Федеральными Законами.
Соблюдение принципа соподчинения нормативных правовых актов,
регулирующих отношения в системе местного самоуправления является одним из
главных условий, обеспечивающих нормальное управление процессом становления
и развития института местного самоуправления. Нормативные акты о местном
самоуправлении должны составлять единый согласованный механизм, слаженно
действующий в масштабе всего государства.
Согласно статье 7 Федерального Закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление
осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
указанным Законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами
субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Далее Закон устанавливает норму подчиненности нормативных актов
субъектов Российской Федерации нормативным актам Федерального уровня. Часть
2 статьи 7 Закона гласит: «Законодательное регулирование субъектами
Российской Федерации вопросов местного самоуправления осуществляется в
соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Законом».
В части 3 этой же статьи Закон вводит норму о согласованности
остальных законов, устанавливающих нормы муниципального права с
Конституцией Российской Федерации и базовым Федеральным Законом «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Это
означает, что все принимаемые нормативные акты не должны противоречить не
только Конституции Российской Федерации, но и названному Федеральному
закону. Следовательно, и Конституция РФ и названный федеральный закон
являются фундаментом, на котором строится вся правотворческая деятельность
всех органов государственной власти в области местного самоуправления.
В случае противоречия норм муниципального права, содержащихся в
законах, положениям Конституции Российской Федерации, Федеральному Закону
«Об общих принципах...» применяются положения Конституции Российской
Федерации и указанного специального, базового федерального закона.
Такой подход способствует созданию единого правового поля в системе
местного самоуправления.
В-третьих, нормативные правовые акты подразделяются на специальные,
полностью посвященные регулированию всех или отдельных отношений в системе
местного самоуправления, и содержащие отдельные нормы, касающиеся местного
самоуправления.
Специальными законами являются, например, Федеральный Закон «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
Федеральный Закон «О финансовых основах местного самоуправления в
Российской Федерации», Федеральный Закон «Об обеспечении конституционных
прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы
местного самоуправления», Федеральный Закон «Об основах муниципальной
службы в Российской Федерации», законы субъектов Российской Федерации о
местном самоуправлении, о выборах в органы местного самоуправления, о
местном референдуме, о территориальном общественном самоуправлении, о
собраниях (сходах) граждан, о выборах должностных лиц местного
самоуправления, о порядке формирования муниципальной собственности и
другие.
Нормы, регулирующие отдельные виды отношений в системе местного
самоуправления содержатся, например, в Конституции Российской Федерации, в
ряде федеральных законов, конституциях и уставах субъектов Российской
Федерации, а также в отдельных законах субъектов Российской Федерации, не
имеющих специального для местного самоуправления предназначения.
К таким законам можно отнести Закон Российской Федерации «Об основах
налоговой системы в Российской Федерации», Закон РСФСР «Об основах
бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», Закон Российской
Федерации «О недрах», Закон Российской Федерации «Об образовании» и другие,
налоговый и бюджетный кодексы.
Территориальная основа местного самоуправления.
В п.1 ст.131 Конституции говорится о том, что местное самоуправление
осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с
учетом исторических и иных местных традиций, то есть вводится как основной
поселенческий принцип территориальной организации самоуправления. Хотя он
не исключает осуществления самоуправления в границах иных территорий. Какие
территории относятся к иным территориям, в Конституции не расшифровывается.
Означает ли это, что границы самоуправления могут не совпадать с границами
ныне существующих административно-территориальных единиц - районов,
сельсоветов. И кто должен принимать решение об установлении границ
территории самоуправления?
Представляется крайне важным в процессе формирования системы местного
самоуправления как можно бережнее отнестись к существующему административно-
территориальному делению на районы и сельсоветы и осуществлять
самоуправлением в пределах границ данных административно-территориальных
единиц. В этом случае, конечно. возникают проблемы во взаимоотношениях
муниципальных образований сельских поселений, формируемых ими органов с
муниципальными образованиями районов, сельсоветов. Не будет ли это
противоречить Конституции? Ведь получается, что территория района включает
территории сельских поселений. Возникает опасность возврата к принципу
"демократического централизма" в организации самоуправления, появлению
"вышестоящих" и "нижестоящих" органов самоуправления. Представляется, что
избежать этого можно путем добровольного объединения территорий
муниципальных образований сельских поселений, закрепления границ
объединившихся муниципальных образований в законодательных актах субъектов
Российской Федерации, четкого разграничения предметов ведения муниципальных
образований, их органов.

Для этого необходимо, чтобы муниципальное образование непосредственно или
через выборные представительные органы приняли решение об объединении своих
территорий, сохранении (образовании или ликвидации) муниципальных
образований района, сельсовета, создании объединенных органов
самоуправления, взаимном делегировании полномочий по решению вопросов
местного значения. Процесс этот должен строго регулироваться
законодательством субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении и
административно-территориальном устройстве региона. Однако для
окончательного решения вопроса об изменении границ, определении территории
муниципального образования одного выявленного мнения населения
недостаточно. Решение вопросов административно-территориального деления
находится в компетенции представительного органа власти субъекта Российской
Федерации, который в соответствии со ст. 131 Конституции обязан учитывать
мнение населения. При этом вынесенное им решение может и не совпадать
полностью с мнением населения, особенно в тех случаях, когда в силу каких-
либо причин жители предлагают без достаточных оснований изменить границы
существующих муниципальных образований или определить территории местного
самоуправления, не совпадающие с территориями административно-
территориальных единиц.
Особо пристального внимания требует территориальная организация
самоуправления в крупных городах. Чтобы избежать эффекта "матрешки",
улучшить управляемость единым городским хозяйством, самоуправление должно
осуществляться населением города, представляющим собой единое муниципальное
образование. В городах, где существуют внутригородские территории (районы,
округа), могут быть образованы структурные территориальные подразделения
исполнительного органа городского самоуправления.
Организационная основа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации народ
осуществляет свою власть непосредственно через органы государственной
власти и органы местного самоуправления. То есть закрепляется две основные
группы форм реализации народом своего суверенного полновластия: формы
непосредственного народовластия и формы опосредованного народовластия через
системы органов власти. В последнем случае речь идет о системе органов
государственной власти и системе органов местного самоуправления.
Федеральный закон “Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ“ уточняет положения Конституции РФ. Так, в
соответствии с частью 1 статьи 3 названного Федерального закона граждане
Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в
городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в
соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем
референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через
выборные и другие органы местного самоуправления.
Эта норма позволяет выделить несколько групп форм, посредством которых
осуществляется местное самоуправление в России: формы непосредственной
демократии, формы опосредованного участия населения в местное
самоуправление через систему органов местного самоуправления. По мнению
ряда авторов следует выделять отдельную группу форм, которую составляют
организационные формы участия населения в местном самоуправлении,
центральное место в которой занимает территориальное общественное
самоуправление.
Несмотря на то, что органы территориального общественного
самоуправления представляют собой фактически опосредованное участие
населения представляется более правильным подход, в соответствии с которым
территориальное общественное самоуправление рассматривается как одна из
форм непосредственного участия населения в местном самоуправлении. Это
вытекает из логики Федерального закона.
Совокупность организационных форм осуществления местного
самоуправления в рамках муниципального образования образует систему
местного самоуправления. Под системой местного самоуправления понимается
совокупность форм прямого волеизъявления граждан, органов местного
самоуправления, территориального общественного самоуправления, других
организационно - правовых форм осуществления местного самоуправления, через
которые население муниципального образования реализует признаваемую и
гарантируемую Конституцией РФ власть, решает, исходя из своих собственных
интересов, исторических и иных местных традиций вопросы местного значения.
Единство системы местного самоуправления проявляется в разграничении
предметов ведения и полномочий между формами ее осуществления. Оно
проявляется также и в том, что все организационные формы этой системы
действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и
взаимозависимости. В рамках этой взаимосвязи и взаимозависимости одни формы
единой системы являются производными от других или связаны между собой
отношениями руководства, подотчетности и ответственности и
подконтрольности. Между всеми организационно - правовыми формами местного
самоуправления существует тесная организационно - правовая связь. С
понятием “организационные формы местного самоуправления” тесно связано
понятие “организационные основы местного самоуправления”. Понятие
“организационные основы местного самоуправления” характеризует:
1 Структуру органов местного самоуправления;
2 Порядок, формы и принципы деятельности органов местного
самоуправления;
3 Организацию муниципальной службы.
Организационные формы местного самоуправления как институт
муниципального права представляют собой совокупность муниципально -
правовых норм, закрепляющих структуру органов местного самоуправления,
порядок, формы и принципы их деятельности, а также регулирующих организацию
муниципальной службы.
Приведенный подход характеризует только одну группу форм участия
населения в местном самоуправлении, связанных с системой органов местного
самоуправления. Несмотря на то, что, как уже отмечалось выше, в Федеральном
законе отсутствует термин “организационные основы местного самоуправления“,
представляется неправильным определение организационных основ местного
самоуправления только через систему органов местного самоуправления.
Деятельность органов местного самоуправления безусловно связана с
особенностями правового статуса тех, кто в них работает- выборных
должностных лиц и муниципальных служащих. Не умаляя значение муниципальной
службы представляется не совсем оправданным выделение в качестве элемента
организационных основ только муниципальной службы, забывая о деятельности
на выборных должностях. Кроме того, муниципальная служба есть суть
деятельности муниципальных органов.
Поэтому организационные основы местного самоуправления можно
определить как совокупность норм, регулирующих реализацию права граждан на
местное самоуправление через формы непосредственного народовластия, органы
местного самоуправления и иные выборные органы.
Финансовая основа местного самоуправления.
Финансово-экономической основой местного самоуправления служит
муниципальная собственность - как экономическая база местного
самоуправления, а также местный бюджет и внебюджетные средства.
Муниципальная собственность не является разновидностью
государственной, но эти две формы однотипны по своему содержанию и целевому
назначению. Обе они являются публичными формами собственности, т.е.
социально-экономическими отношениями, возникающими при удовлетворении
публичных интересов населения определенных видов поселений или народа
России в целом. Юридический статус этих форм публичной собственности также
во многом однозначен.
Формирование института муниципальной собственности в России началось с
момента вступления в силу Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» от
24.12.1990г., который действовал до введения Гражданского кодекса
Российской Федерации. Отделение муниципальной собственности в России
началось с момента вступления в силу Закона РСФСР «О местном самоуправлении
в РСФСР» от 06.07.1991 г. В нем впервые выделена муниципальная
собственность как один из видов собственности, на право которой не
допускалось какое-либо государственное ограничение (п.3 ст. 2). Закон
включил в имущество муниципальной собственности финансовые средства местных
бюджетов, внебюджетные и валютные фонды, различные объекты жилищно-
коммунального хозяйства, инженерно-энергетические установки, хозяйственные
комплексы и нежилые помещения, жилищный фонд и объекты социально-
культурного назначения. В муниципальной собственности могли находиться
земельные участки, месторождения полезных ископаемых, водоемы, ценные
бумаги и т. д. Закон в отличие от предшествующих ему аналогичных актов
закрепил конкретные полномочия представительных органов и местной
администрации каждого уровня местного самоуправления в решении вопросов
местного значения.
Существенное значение для формирования муниципальной собственности
имело постановление Верховного Совета РФ «О разграничении государственной
собственности в Российской Федерации на федеральную собственность,
государственную собственность республик в составе Российской Федерации,
краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и
Санкт-Петербурга и муниципальную собственность от 27.12.1991 г.»
Постановление закрепило порядок передачи объектов федеральной собственности
в государственную собственность субъектов Федерации и муниципальную.
Правовое регулирование муниципальной собственности в РФ
осуществляется целым рядом нормативных актов. К ним относятся:
Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах
организации местного управления в РФ» (ст. 29), Гражданский кодекс РФ (ст.
125, 215), Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления
в Российской Федерации», а также нормативные акты субъектов РФ.
Конституция Российской Федерации, принятый на ее основе Закон об общих
принципах организации местного самоуправления, последующее законодательство
федерального и регионального уровней развили социально-экономическое и
юридическое содержание понятия муниципальной собственности. В Законе
всесторонне разработана и закреплена юридическая связь муниципальной
собственности с главными ее материальными объектами и финансами, ценными
бумагами и др. финансовыми эквивалентами (ст. 28-42) . Закон признает
муниципальную собственность обязательным компонентом муниципального
образования (ст.1). В ст.28 (ч.1) и 29 (ч.1) перечисляются основные объекты
муниципальной собственности и источники ее формирования. Так, в
соответствии с ч.1 ст. 29 в состав муниципальной собственности включаются :
средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество
органов местного самоуправления, земли и др. природные ресурсы, предприятия
и организации, банки и др. финансово-кредитные организации, жилищный фонд и
нежилые помещения, учреждения образования, здравоохранения, культуры и
спорта, др. движимое и недвижимое имущество. Такое законодательное
закрепление позволило углубить содержание института муниципальной
собственности в Гражданском кодексе Российской Федерации. Эта собственность
определяется как имущество, принадлежащее на праве собственности городским
и сельским поселениям (ст.215 ГК).
Все законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении
закрепили нормы о муниципальной собственности. В большинстве из них
определено понятие муниципальной собственности, ее состав, порядок
формирования и управления.
В большинстве субъектов Российской Федерации предусмотрен примерно
такой же состав муниципальной собственности, что и в ст. 29 Закона «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации». Но в законах многих субъектов РФ состав муниципальной
собственности дополняется такими, например, объектами, как унитарные
предприятия, в том числе транспорта, торговли, общественного питания,
бытового обслуживания, ремонтно-строительные, жилищно-эксплуатационные, по
оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, по утилизации и
переработке мусора; ценные бумаги (Московская область); пакеты акций в
хозяйственных обществах (Иркутская, Пермская области); объекты инженерной
инфраструктуры (Р

Новинки рефератов ::

Реферат: Композиция фотографии (Технология)


Реферат: Национальный банк Украины и его функции (Деньги и кредит)


Реферат: Различия между растительной и животной клеткой (11 класс) (Шпаргалка) (Биология)


Реферат: William Shakespeare (Иностранные языки)


Реферат: История герба Харькова (История)


Реферат: Чернышевский (Педагогика)


Реферат: Конфигурация аппаратных средств (Информатика)


Реферат: Болезнь Боткина - Острый вирусный гепатит (Биология)


Реферат: Телефонный справочник (Программирование)


Реферат: Иван IV – первый царь Всея Руси (Исторические личности)


Реферат: Разделение властей по Конституции Украины. Система сдержек и противовесов (Право)


Реферат: Налогообложение прибыли и доходов иностранных представительств на территории РФ (Налоги)


Реферат: Прохождение государственной службы в субъектах Российской Федерации (на примере Орловской области) (Государство и право)


Реферат: Использование компьютера в учебно-воспитательном процессе (Педагогика)


Реферат: Моё отношение к Печорину (Литература)


Реферат: Колыбель Иркутского града (Спасская церковь) (Культурология)


Реферат: "Космическая философия" К.Э. Циолковского (Философия)


Реферат: Шуман, Роберт Александр (Музыка)


Реферат: Химия (Химия)


Реферат: Характер экзистенциализма в романе А.Камю "Чума" (Литература : зарубежная)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист