GeoSELECT.ru



Менеджмент / Реферат: Инновационный менеджмент (учебник) (Менеджмент)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Инновационный менеджмент (учебник) (Менеджмент)


ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

УЧЕБНИК

под редакцией Действительного члена международной Академии информатизации,
доктора экономических наук, профессора Ильенковой С. Д.



Москва 1997
Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой, – М.: Юнити,
1997 г. –

Базовый профессиональный курс управления инновационной деятельностью,
охватывает проблемы оформления инновационных проектов, анализа спроса на
научно-техническую продукцию, оценки эффективности инноваций.
Для студентов, аспирантов, преподавателей ВУЗов, руководителей научно-
исследовательских организаций и менеджеров.

Рецензенты: кафедры экономики предприятия и основ предпринимательства
МГУ им. М. В. Ломоносова (зав. кафедрой доц. Иващенко Н. П.); доктор
экономических наук, профессор Кашин В. Н.

Авторы: Ильенкова С. Д.; Гохберг Л. М.; Ягудин С. Ю.; Кузнецов В. И.;
Бандурин А. В.; Ильенкова Н. Д.; Пудич В. С.; Смирнов С. А.

Введение

Появление в учебных планах российских вузов дисциплины "инновационный
менеджмент" продиктовано требованиями жизни. Инновационные процессы, их
воплощение в новых ... и технике является основой экономического развития.
Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление
инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих
единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется
реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления
инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во
времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях
или местах применения). Инновационный процесс имеет циклический характер.
Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации
и управления экономикой.
Современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют
проведения анализа закономерностей их развития. Для этого необходимы
специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими
аспектами нововведений – инновационные менеджеры.
Инновационные менеджеры должны обладать научно-техническим и экономико-
психологическим потенциалом, им нужны инженерно-экономические знания.
Инновационные менеджеры способствуют продвижению инновационного
процесса, стараются прогнозировать возможные катаклизмы и пути их
преодоления.
Для рыночной экономики характерна конкуренция самостоятельных фирм,
заинтересованных в обновлении продукции, наличие рынка нововведений,
конкурирующих друг с другом. Поэтому существует рыночный отбор
нововведений, в котором участвуют инновационные менеджеры.
Инновационные менеджеры могут действовать в различных организационных
структурах (академии наук, вузы, научные общества, исследовательские
организации, конструкторские бюро и др.),выполняя функции создания
творческих коллективов, поиска и распространения новшеств, формирование
портфеля заказов на научные исследования и разработки. Они управляют
научными коллективами, занимаются координацией научных исследований и
должны обладать качествами традиционного менеджера и ученого исследователя,
а также быть квалифицированными экономистами, способными оценить
эффективность нововведений.
Новый сложный этап реформирования экономики России требует подготовки
специалистов по инновационному менеджменту, владеющих методами управления
научными коллективами, исследованиями и разработками и способных работать
на рынке нововведений.
В современных условиях существуют проблемы финансирования
инновационной деятельности, проводятся конкурсы грантов. Участие в конкурсе
может принести успех при условии правильного оформления конкурсных
документов.
Отечественная школа инновационного менеджмента уже имеет несомненные
достижения, чему в определенной степени способствовало учебное пособие,
подготовленное коллективом ученых ГАУ (менеджмент организации. Под ред.
д.э.н. проф. Румянцевой З. П., д.э.н. проф. Соломатина Н. А., 1995 г.).
Предлагаемый вниманию читателей учебник "Инновационный менеджмент"
соответствует требованиям подготовки специалистов в области менеджмента.
Его цель – обобщить достижение мировой и отечественной науки и практики
управления инновационными процессами, оказать помощь студентам, аспирантам,
молодым ученым, руководителям научно-исследовательских организаций и других
структур экономики России в освоении инновационного менеджмента.
В учебнике нашли отражение проблемы, связанные с инновациями
материального и нематериального характера, а также организационного;
показаны особенности управления исследовательскими проектами; изложены
вопросы управления созданием и освоением новой техники и технологии;
изложена методика анализа спроса на научно-техническую продукцию;
рассмотрены направления оценки эффективности инноваций и инновационной
деятельности.
В написании учебника участвовали ученые кафедры менеджмента и
статистики фирм Московского Государственного Университета экономики,
статистики и информатики (МЭСИ); центра исследований и статистики науки
Комитета по науке и технологиям РФ, Новомосковского института Российского
химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева, Финансовой
академии при Правительстве России.
Авторы заранее благодарны всем, кто сочтет целесообразным дать свои
предложения и замечания по совершенствованию учебника.

Глава I. Основные понятия инновационного менеджмента


1.1. Понятие инновации и инновационного процесса

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как
превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный,
воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в
нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках
экономических исследований НТП.
Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике
России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий:
"инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное
решение" и т. п. Для уточнения понятия "инновации" познакомим читателей с
различными взглядами на ее сущность.
В литературе насчитываются сотни определений. Например, по признаку
содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические,
экономические, организационные, управленческие и др.
Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и
локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и
подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. Различные авторы, в
основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э.,
Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в
зависимости от объекта и предмета своего исследования.
Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором
изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон
считает, что инновация -- это совокупность технических, производственных и
коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и
улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что
инновация – это такой общественный - технический - экономический процесс,
который через практическое использование идей и изобретений приводит к
созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если
она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на
рынке может привести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как
новую научно-организационную комбинацию производственных факторов,
мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений
– новый момент динамизации экономического развития.
В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют
понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в
Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций.
Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций –
рекомендации международных организаций в области статистики науки и
инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной
экономики. В соответствии с этими стандартами инновация – конечный
результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового
или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или
усовершенствованного технологического процесса, используемого в
практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Таким образом, инновация является следствием инновационной
деятельности.
Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое
содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной
деятельности является функция изменения.
Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:
1. Использование новой техники, новых технологических процессов или
нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа).
2. Внедрение продукции с новыми свойствами.
3. Использование нового сырья.
4. Изменения в организации производства и его материально-технического
обеспечения.
5. Появление новых рынков сбыта.
Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в 30-е
годы он уже ввел понятие инновация, трактуя его как изменение с целью
внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых
производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в
промышленности.
В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой
концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет
отчетливо выраженные стадии.
Инновации свойственны как динамический, так и статический аспекты. В
последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-
производственного цикла (НПЦ), эти результаты имеют самостоятельный круг
проблем.
Термины "инновация" и "инновационный процесс" не однозначны, хотя и
близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и
распространением инноваций.
Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как
жизненный цикл изделия и экономическая эффективность.
Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав
новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.
Обращаем внимание на то, что научно-технические разработки и
нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного
цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические
инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением
нового знания с целью их практического применения, научно-технические же
инновации (НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий,
изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью
их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов
потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая
новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по
отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения
которого необходимы определенные усилия. НТИ характеризует конечный
результат научно-производственного цикла (НПЦ), который выступает в
качестве особого товара – научно-технической продукции – и является
материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и
разработок в производстве с целью коммерческой реализации для
удовлетворения конкретных потребностей.
Из сказанного следует, что инновацию - результат нужно рассматривать с
учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три
свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость,
коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно
сказывается на инновационном процессе.
Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую
необходимость, осознанную через потребности рынка. Следует обратить
внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и
разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции,
средства и предметы труда, технологии и организации производства и
"коммерциализацию", превращающую их в источник дохода.
Следовательно, научно-технические инновации должны: а) обладать
новизной; б) удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль
производителю.
Распространение нововведений, как и их создание является составной
частью инновационного процесса (ИП).
Различают три логических формы инновационного процесса: простой
внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный)
и расширенный. Простой ИП предполагает создание и использование новшества
внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает
непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном
инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая
форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и
производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный
инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых
производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что
способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских
свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса
действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель)
и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является
технологическим процессом, его производитель и потребитель могут
совмещаться в одном хозяйственном субъекте.
По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две
его органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия
нововведения. Первое, в основном, включает последовательные этапы научных
исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного
производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой
фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются
предпосылки такой реализации.
На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между
производителями нововведения (НВ), а также между производителями и
потребителями.
В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные
характеристики как производителей, так и потребителей. Непрерывность
нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и
широту диффузии НВ в рыночной экономике.
Диффузия инновации – процесс, посредством которого нововведение
передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во
времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п.,
являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными
словами диффузия – это распространение уже однажды освоенной и
использованной инновации в новых условиях или местах применения.
Распространение инновации – это информационный процесс, форма и
скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов,
особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их
способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Это
обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной
экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и
разную способность к их усвоению.
В реальных инновационных процессах скорость процесса диффузии НВ
определяется различными факторами: а) формой принятия решения; б) способом
передачи информации; в) свойствами социальной системы, а также свойствами
самого НВ. Свойствами НВ являются: относительные преимущества по сравнению
с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и
технологической структурой, сложность, накопленный опыт внедрения и др.
Одним из важных факторов распространения любой инновации является ее
взаимодействие с соответствующим социально-экономическим окружением,
существенным элементом которого являются конкурирующие технологии. Согласно
теории нововведений Шумпетера диффузия НВ является процессом кумулятивного
увеличения числа имитаторов, внедряющих НВ вслед за новатором в ожидании
более высокой прибыли.
Субъекты инновационного процесса делятся на следующие группы:
новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие. Все группы,
кроме первой, относятся к имитаторам. Шумпетер считал ожидание
сверхприбылей главной движущей силой принятия НВ. Однако на ранних стадиях
диффузии НВ никто из хозяйствующих субъектов не имеет достаточной
информации об относительных преимуществах конкурирующих НВ. Но
хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одну из альтернативных новых
технологий под угрозой вытеснения с рынка.
Нужно исходить из того, что внедрение НВ является трудным и
болезненным процессом для любой организации.
Во всех случаях одним из важных критериев принятия решений каждым
субъектом является сравнение альтернативных технологий и решения, принятые
предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно,
так как это связано с конкурентным положением фирм на рынке. Поэтому каждая
фирма может быть знакома с опытом ограниченной выборки фирм, меньшей, чем
все множество реципиентов. Это обуславливает неопределенность процессов
принятия решений и диффузии НВ в рыночной экономике. Другая причина
неопределенности связана с самыми новыми технологиями .На ранних стадиях
диффузии их потенциальная прибыльность остается неопределенной.
Неопределенность может быть устранена с накоплением опыта внедрения и
использования НВ. Однако со снижением неопределенности и риска применения
новой технологии исчерпывается потенциал ее рыночного проникновения и
снижается ее прибыльность. Возможность извлечения дополнительной прибыли от
использования любого нововведения - временна и снижается с приближением
предела его распространения.
Следовательно, диффузия нововведения зависит как от стратегии
имитаторов, так и от количества пионерских реципиентов. Предприниматели
открывают новые технологические возможности, но их реализация зависит от
выбора имитатора. Вероятность доминирования на рынке будет большей для
технологии с большим числом пионерских организаций. Разумеется, результат
конкуренции технологий определяется выбором всех агентов на рынке, но
влияние более ранних реципиентов будет большим по сравнению с выполнением
последующих.
Вместе с тем трудно оценить относительные преимущества НВ в ранней
фазе их диффузии, особенно если речь идет о радикальных нововведениях. В
такой ситуации значительную роль в деле будущего технологического развития
играет выбор последователей. Дело в том, что каждый выбор позволяет
повысить конкурентоспособность соответствующей технологии и увеличивает
шанс последней на ее принятие последующими хозяйствующими субъектами,
которые будут учитывать ранее сделанные выборы. После накопления
достаточного опыта, когда альтернативные технологии освоены многими
хозяйствующими субъектами, и их относительные преимущества известны с
высокой достоверностью, последующие реципиенты принимают решения,
основываясь на ожидаемой прибыльности альтернативных технологий. В
результате, конечное разделение рынка новыми альтернативными технологиями
определяется стратегиями имитаторов.
Для быстрого распространения инновации нужна развитая инфраструктура.
Инновационный процесс имеет циклический характер, что демонстрирует
хронологический порядок появления новшеств в различных областях техники.
Можно отметить, что инновация – это такой технико-экономический цикл, в
котором использование результатов сферы исследований и разработок
непосредственно вызывает технические и экономические изменения, которые
оказывают обратное воздействие на деятельность этой сферы. (Это
подтверждают различные концепции длинных волн Н. Д. Кондратьева, И. Е.
Варги, И. Шумпетера и др.).
По мере развития деятельность, представляющая ИП, распадается на
отдельные, различающиеся между собой участки и материализуется в виде
функциональных организационных единиц, обособившихся в результате
разделения труда. Экономическое и технологическое воздействие ИП лишь
частично воплощается в новых продуктах или технологиях. Значительно больше
оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического
потенциала как предпосылки возникновения новой техники, то есть повышается
технологический уровень инновационной системы и ее составных элементов,
повышается тем самым восприимчивость к инновациям.
В общем виде ИП можно представить в развернутом виде так:

ФИ - ПИ - Р - Пр - С - ОС - ПП - М - Сб,

где
ФИ – фундаментальное (теоретическое) исследование;
ПИ – прикладные исследования;
Р – разработка;
Пр – проектирование;
С – строительство;
ОС – освоение;
ПП – промышленное производство;
М – маркетинг;
Сб – сбыт.

Схема 1. Модель инновационного процесса

Анализ этой формулы требует абстрагирования от факторов обратной связи
между различными ее элементами, учета длительности цикла ФИ - ОС, который
может продолжаться свыше 10 лет; относительно самостоятельна и каждая из
фаз (ФИ - ПИ; Пр - С) и т. д.
Начальной стадией инновационного процесса является ФИ (теоретическое
исследование), что связано с понятием научная деятельность. Разумеется,
каждый отдельный элемент цикла (ФИ, ПИ, Р, Пр, С, ОС и П) насыщен научной
деятельностью, связанной с ФИ.
Что же представляет собой научная работа, от развития которой зависит
появление новшеств? Научная работа – исследовательская деятельность,
направленная на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных
сведений и информации. Любая научная работа должна обладать новизной,
оригинальностью, доказательностью.
Характерно, что количество новых сведений и информации убывает от ФИ к
ПП. Исследовательская деятельность все больше заменяется навыками, опытом и
стандартными приемами.
Рассматривая ФИ с точки зрения конечного результата, необходимо
выделить исследовательскую деятельность, направленную на получение и
переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации только
в области теории вопроса.
Теоретическое (ФИ) исследование не связано непосредственно с решением
конкретных прикладных задач. Однако именно оно является фундаментом
инновационного процесса. Вместе с тем, необходимость теоретических
исследований может быть обусловлена потребностями практики и синтезом
предыдущих знаний о предмете.
Фундаментальные исследования, как правило, воплощаются в прикладных
исследованиях, но происходит это не сразу. Развитие может осуществляться по
схеме 2:



Схема 2. Развитие ФИ

Только некоторые фундаментальные исследования воплощаются в ПИ - Р -
ПР и т. д. Примерно 90% тем фундаментальных исследований могут иметь
отрицательный результат. И из оставшихся 10 % с положительным результатом
не все применяются на практике. Цель ФИ - познание и развитие
процесса(теории вопроса).
Иную целенаправленность имеют прикладные исследования (ПИ). Это –
"овеществление знаний", их преломление в процессе производства, передача
нового продукта, технологической схемы и т. д.
В результате разработок создаются конструкции новых машин и
оборудования, что плавно переходит в фазы. Проектирование (Пр),
строительство (С), освоение (ОС) и промышленное производство (ПП). Фазы (М
- Сб) связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного
процесса.
Таким образом, инновационный менеджер имеет дело с различными стадиями
инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую
деятельность.
Инновационный менеджмент – совокупность принципов, методов и форм
управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми
этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.
Для него, как и для любой другой области менеджмента, характерны:
- постановка цели и выбор стратегии
- четыре цикла.
Сказанное наглядно представлено на схеме 3.



1. Планирование: составление плана реализации стратегии.
2. Определение условий и организация: определение потребности в
ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла,
постановка задач перед сотрудниками, организация работы.
3. Исполнение: осуществление исследований и разработок,
реализация плана.
4. Руководство: контроль и анализ, корректировка действий,
накопление опыта. Оценка эффективности инновационных
проектов; инновационных управленческих решений; применения
новшеств.

1.2. Научно-техническая и инновационная деятельность

Научно-техническая и инновационная деятельность является необходимым
условием развития инновационных процессов и управление этой областью
является одной из задач инновационного менеджера.
Научно-техническая деятельность связана с рождением, развитием,
распространением и применением научно-технических знаний. Она включает:
научные исследования и разработки; научно-техническое образование и
подготовку кадров; научно-технические услуги.
Научные исследования и разработки представляют собой творческую
деятельность. Их целью является увеличение объема знаний о человеке,
природе, обществе, поиск новых путей применения этих знаний.
Научные исследования и разработки охватывают: фундаментальные
исследования, прикладные исследования, разработки.
Фундаментальные исследования – экспериментальные или теоретические
исследования, направленные на получение новых знаний. Их результатом могут
быть теории, гипотезы, методы и т.п. Они могут завершаться рекомендациями о
проведении прикладных исследований, научными докладами, публикациями.
В отличие от фундаментальных исследований, прикладные исследования
имеют целью решение конкретных практических задач. Они представляют собой
оригинальные работы, направленные на получение новых знаний, поиск путей
использования результатов фундаментальных исследований; новых методов
решения тех или иных проблем.
Разработки – это работы, направленные на создание новых продуктов или
устройств, новых материалов, внедрение новых процессов, систем и услуг или
усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие. Они могут быть
связаны с разработкой: определенной конструкции инженерного объекта или
технической системы (конструкторские работы); идей и вариантов нового
объекта, в том числе нетехнического, на уровне чертежа или другой системы
знаковых средств (проектные работы); технологических процессов, то есть
способов объединения физических, химических, технологических и других
процессов с трудовыми в целостную систему, производящую определенный
полезный продукт (технологические работы); созданием опытных образцов
(оригинальных моделей, обладающих принципиальными особенностями
создаваемого новшества); проведением испытаний для получения технических и
других данных и накопления опыта . (это находит отражение в технической
документации по применению нововведений).
Таким образом, научные исследования и разработки включают:
- конструкторские работы;
- проектные работы;
- технологические работы;
- создание опытных образцов;
- проведение испытаний.
Для изучения рынка новшеств инновационный менеджер должен учитывать,
что статистическая информация о научных исследованиях и разработках дается
не только по видам работ, но и по секторам науки, социально-экономическим
целям и отраслям науки.
Рассмотрим теперь понятие научно-технической услуги.
Научно-технические услуги охватывают деятельность, связанную с
научными исследованиями и разработками и способствующую распространению и
применению научно-технических знаний. Научно-техническими услугами могут
заниматься:
- научные организации в качестве неосновной деятельности;
- самостоятельные организации, созданные для этих целей ( институты
научно-технической информации, библиотеки, архивы и др.).
К научно-техническим услугам относятся: предоставление научно-
технической информации; перевод, редактирование и издание научно-
технической литературы; изыскания (геологические, гидрологические,
топографические и др.); разведка полезных ископаемых; сбор данных о
социально-экономических явлениях; испытания; контроль качества;
консультирование клиентов по подготовка и реализации конкретных проектов
(кроме научных исследований и разработок, обычных инженерных услуг);
патентно-лицензионная деятельность.
Научные исследования и разработки отличаются от других видов
деятельности наличием в них значительного элемента новизны.
Объектами управления в инновационном менеджменте является процесс
внедрения инноваций, деятельность органов управления и финансирования
научных исследований и разработок.
Инновационная деятельность – понятие более широкое. Она включает
научно-техническую деятельность, организационную, финансовую и коммерческую
и является важнейшей составляющей продвижения новшеств потребителям.
Научные исследования и разработки, являясь источником новых идей ,
осуществляются на различных этапах инновационного процесса.
В исследованиях инноваций выделяют следующие виды инновационной
деятельности:
- инструментальная подготовка и организация производства (приобретение
производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а
также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля
качества изготовления нового продукта или применения нового
технологического процесса);
- пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие
модификации продукта и технологического процесса, переподготовку
персонала для применения новых технологий и оборудования, а также
пробное производство, если предполагается доработка конструкции;
- маркетинг новых продуктов (виды деятельности, связанные с выходом
нового продукта на рынок, то есть предварительное исследование
рынка, адаптация продукта к различным рынкам, рекламная кампания);
- приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме
патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций,
моделей и услуг технологического содержания;
- приобретение овеществленной технологии (машин и оборудования, по
своему технологическому содержанию связанных с внедрением
продуктовых или процессных инноваций);
- производственное проектирование (подготовка планов и чертежей,
предусмотренных для определения производственных процедур,
технических спецификаций, эксплуатационных характеристик).
Источниками финансирования науки и инноваций в России являются
собственные средства организаций (предприятий), выполняющих научные
исследования и разработки или осуществляющих инновации; средства бюджета, в
том числе федерального (для научных исследований и разработок), бюджетов
субъектов федерации и местных бюджетов, получаемые организацией
непосредственно или по договорам с заказчиком; средства внебюджетных фондов
(фонда стабилизации экономики, фонда регионального развития, отраслевых и
межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ, российского фонда технологического развития и др.);
иностранные источники (средства, получаемые от юридических и физических
лиц, находящихся вне политических границ государства, а также от
международных организаций).
Выше было сказано, что инновация является результатом инновационной
деятельности.
Перейдем к более подробному изложению сущности инноваций и
инновационной деятельности.

Резюме

Инновационным процессом называется подготовка и осуществление
инновационных изменений.
ИП состоят из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное
целое.
Результатом ИП является инновация как реализованное использованное
изменение.
Большое значение для осуществления инновационных процессов имеет
диффузия, то есть распространение во времени уже однажды освоенной и
использованной инновации в новых условиях или местах применения.
ИП имеет циклический характер.

Вопросы для повторения

1. Дайте определение инновации.
2. На какие группы делятся субъекты инновационного процесса?
3. Дайте определение научной работы.
4. Расскажите о циклах инновационного менеджмента.
5. Что понимают под научными исследованиями и разработками?

ГЛАВА II. ВИДЫ ИННОВАЦИЙ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОГО
МЕНЕДЖМЕНТА


2.2. Виды инноваций и их классификация

Управление инновационной деятельностью может быть успешным при условии
длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и
использования. Прежде всего, необходимо различать инновации и
несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах
(например, эстетические изменения, то есть цвет и т.п.); незначительные
технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными
конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на
параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов
и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения
производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже
известных на рынке продуктов, с цель. Удовлетворения текущего спроса и
увеличения доходов предприятия.
Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с
рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются
на продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых
полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.
Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые
технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых
организационных структур в составе предприятия (фирмы).
По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в
мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы
предприятий).
Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:
1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и
использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
2. Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии,
информация и др.);
3. Инновации системной структуры предприятия (управленческой,
производственной, технологической).
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
- радикальные (базовые);
- улучшающие;
- модификационные (частные).
Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени
охвата стадий жизненного цикла.
Российскими учеными из научно-исследовательского института системных
исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с
учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации:
- технологические;
- производственные;
- экономические;
- торговые;
- социальные;
- в области управления.
Достаточно полную классификация инноваций предложил А. И. Пригожин:
1. По распространенности:
- единичные
- диффузные.
Диффузия - это распространение уже однажды освоенного новшества в
новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии
происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в
масштабе всей экономики.
2. По месту в производственном цикле:
- сырьевые
- обеспечивающие (связывающие)
- продуктовые
3. По преемственности:
- замещающие
- отменяющие
- возвратные
- открывающие
- ретровведения
4. По охвату:
- локальные
- системные
- стратегические
5. По инновационному потенциалу и степени новизны:
- радикальные
- комбинаторные
- совершенствующие
Два последних направления классификации, учитывающие масштаб и новизну
инноваций, интенсивность инновационного изменения в наибольшей степени
выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют
значение для экономической оценки их последствий и обоснования
управленческих решений.
Оригинальное инновационное наблюдение было сделано Н. Д. Кондратьевым
в 20-х годах, который обнаружил существование так называемых "больших
циклов" или, как их называют за рубежом, "длинных волн". Н. Д. Кондратьев
указал на наличие взаимосвязи длинных волн с техническим развитием
производства, привлекая к анализу данные о научно-технических открытиях,
показывая волнообразный характер их динамики. Он исследовал динамику
нововведений, отличая их от открытий и изобретений. Динамика нововведений
исследуется в разрезе фаз большого цикла. В исследованиях Н. Д. Кондратьева
впервые просматриваются основы так называемого кластерного подхода. Н. Д.
Кондратьев показал, что нововведения распределяются по времени
неравномерно, появляясь группами, то есть говоря современным языком,
кластерами. Рекомендации Н. Д. Кондратьева могут быть использованы при
выработке инновационной стратегии.

2.2. Организационные структуры инновационного менеджмента

Организационные структуры инновационного менеджмента - организации,
занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и
разработками.
Научная организация – организация (учреждение, предприятие, фирма),
для которой научные исследования и разработки являются основным видом
деятельности. Научные исследования и разработки могут быть основной
деятельностью для подразделений, находящихся в составе организации
(учреждения, предприятия, фирмы). Наличие таких подразделений не зависит от
принадлежности организации в той или иной отрасли экономики, организационно-
правовой формы собственности.
В соответствии с рекомендациями Руководства Фраскати в России
действует следующая классификация научных организаций по секторам науки и
типам организаций, объединенных по организационным признакам, характеру и
специализации выполняемых работ:

Секторы науки (деятельности)

|Сектор |Содержание |
|Государственный |Организации министерств и ведомств, которые |
| |обеспечивают управление государством и |
| |удовлетворение потребностей общества в целом |
| |(государственное управление, оборона, общественный |
| |порядок; здравоохранение, культура, досуг, |
| |социальное обеспечение и т. п.), включая федеральные|
| |и местные органы. |
| |Бесприбыльные (некоммерческие) организации, |
| |полностью или в основном финансируемые и |
| |контролируемые правительством, за исключением |
| |организаций, относящихся к высшему образованию. Эти |
| |организации в первую очередь обслуживают |
| |правительство и не ставят своей задачей получение |
| |прибыли, а в основном вовлечены в исследовательскую |
| |деятельность, касающуюся общественных и |
| |административных функций. |
|Предпринимательский |Все организации и предприятия, чья основная |
| |деятельность связана с производством продукции или |
| |услуг в цепях продажи (отличных от услуг сектора |
| |высшего образования), в том числе находящиеся в |
| |собственности государства. |
| |Частные бесприбыльные (некоммерческие) организации, |
| |в |
| |основном обслуживающие вышеназванные организации. |
|Высшее образование |Университеты и другие высшие учебные заведения, |
| |независимо от источников финансирования или |
| |правового статуса. |
| |Научно-исследовательские институты, |
| |экспериментальные станции, клиники, находящиеся под |
| |непосредственным контролем или управлением или |
| |ассоциированные с высшими учебными заведениями. |
| |Организации, непосредственно обслуживающие высшее |
| |образование (организации системы Госкомитета по |
| |высшему образованию). |
|Частный бесприбыльный|Частные организации, не ставящие своей целью |
|(некоммерческий) |получение прибыли (профессиональные общества, союзы,|
| |ассоциации, общественные, благотворительные |
| |организации, фонды); кроме фондов, более чем |
| |наполовину финансируемых государством, которые |
| |относятся к государственному сектору. |
| |Частные индивидуальные организации. |

Среди организационных структур инновационного менеджмента особая роль
принадлежит малым фирмам.
Для рыночной экономики характерно распространение рыночных отношений
на все хозяйственные сферы. Поэтому инновация рассматривается как товар.
Американская практика организации поисковых исследований породила
своеобразную форму предпринимательства – рисковый (венчурный) бизнес.
Венчурный бизнес представлен самостоятельными небольшими фирмами,
специализирующимися на исследованиях , разработках, производстве новой
продукции. Их создают ученые-исследователи, инженеры, новаторы. Он широко
распространен в США, Западной Европе, Японии.
Небольшой коллектив гораздо мобильнее может воспринимать и
генерировать новые идеи.
Малый исследовательский бизнес сформировался в 60-х годах.
Мелкие и средние исследовательские фирмы создавались, например, вблизи
крупных университетских центров. Они совместно арендовали участки земли,
использовали лабораторную и информационную технику университета. Так, в США
вблизи Стэнфордского университета сосредоточено свыше 3 тысяч средних и
мелких электронных фирм с общим числом занятых 190-200 тысяч человек.
Каждая из них ориентируется на разработку и освоение одного-двух видов
новой продукции, а в целом покрывает 20% мировых потребностей в
компьютерных и электронных компонентах определенных видов.
В зарубежной практике к малому и среднему предпринимательству относят
фирмы с числом работающих до 500 человек. Интересны примеры специфических,
внутриотраслевых и внутрифирменных подходов к выработке критериев
разграниченных предприятий. Так, в американской компании "Мак-Гроу-Хилл" к
малым предприятиям относятся предприятия с числом работающих до 50 человек,
к средним – до 99, крупным – от 100 и более.
На заводе по производству автомобильных шин компании "Гудьир"
организационно-производственная структура состоит из 164 отдельных рабочих
групп (производственных центров) с числом работающих от 5 до 27 человек.
В перерабатывающей промышленности Японии 750 тысяч заводов, из них 70%
– это маленькие предприятия, где работают от 1 до 9 человек; 10% –
предприятия с численностью работающих от 10 до 20 человек.
Знаменитые автомобили "Тойота" и "Хонда" на больших японских заводах
просто собираются, десятки тысяч средних и малых предприятий изготавливают
для них отдельные детали и узлы. Например, на заводе, который поставляет
пластмассовые детали для фирмы "Хонда", работают 9 человек, площадь завода
всего лишь 300 кв. метров. Пресс-формы для этих деталей изготавливает один
человек, имеющий на своем дворе в подсобном помещении два станка. Этот
человек является хозяином своего предприятия и работает на нем. Но он
выпускает такие пресс-формы, которые отвечают самым высоким требованиям
фирмы "Хонда". Это возможно потому, что материал для их производства, очень
высокого качества, поступает из Швеции, где его выпускают более крупные
заводы.
Наименьшими предприятиями в Японии считают те, которые имеют основные
фонды в размере, равном среднему или низкому уровню годовой заработной
платы одного работающего, то есть практически каждая семья может открыть
свой бизнес.
Японские компании отчисляют значительную долю от объема продаж (в
передовых отраслях 8-10%) на исследования и разработки, понимая, что
наибольшую прибыль приносят товары, изготовленные с применением передовой
технологии.
Венчурные фирмы работают на этапах роста и насыщения изобретательской
активности и еще сохраняющейся, но уже падающей активности научных
изысканий.
Венчурные фирмы, как правило. Неприбыльны, так как не занимаются
организацией производства продукции, а передают свои разработки другим
фирмам - эксплерентам, патиентам, коммутантам.
Венчурные фирмы могут быть дочерними у более крупных фирм. Количество
сотрудников небольшое.
Функции инновационного менеджера выполняются либо традиционным
менеджером, либо специалистом, приглашенным со стороны. Например, из
консалтинговой фирмы.
Создание венчурных фирм предполагает наличие следующих компонентов:
- идеи инновации – нового изделия, технологии;
- общественной потребности и предпринимателя, готового на основе
предложенной идеи организовать новую фирму;
- рискового капитала для финансирования подобных фирм.
Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах – путем
приобретения акций новых фирм либо посредством предоставления кредита
различного вида, обычно с правом конверсии в акции.
Венчурный капитал представляет собой вложение средств не только
крупных компаний, но и банков, государства, страховых, пенсионных и других
фондов, в сферы с повышенной степенью риска, в новый расширяющийся или
претерпевающий резкие изменения бизнес.
В отличие от других форм инвестирования, данная форма обладает рядом
специфических черт, а именно:
1. Долевое участие инвестора в капитале компании в прямой или
опосредованной форме.
2. Предоставление средств на длительный срок.
3. Активная роль инвестора в управлении финансируемой фирмой.
В США, стране с высоким уровнем развития рискового капитала, его
основными сферами приложения являются начальные этапы развития бизнеса
(подготовительный и стартовый периоды), на которые приходится 39,2%
венчурных инвестиций.
Рассмотрим виды венчурных предприятий:
1. Собственно рисковый бизнес
2. Внутренние рисковые проекты крупных корпораций.
В свою очередь собственно рисковый бизнес делится на два основных вида
хозяйствующих субъектов:
Первый вид – независимые малые инновационные фирмы.
Второй вид – предоставляющие им капитал финансовые учреждения.
Малые инновационные фирмы основывают ученые, инженеры, изобретатели,
стремящиеся с расчетом на материальную выгоду воплотить в жизнь новейшие
достижения науки и техники. Первоначальным капиталом таких фирм могут
служить личные сбережения основателя, но их обычно не хватает для
реализации имеющихся идей. В таких ситуациях приходится обращаться в одну
или несколько специализированных финансовых компаний , готовых предоставить
рисковый капитал. Подобных компаний в середине 80-х годов, например, в США
существовало более 500.
Специфика рискового предпринимательства заключается прежде всего в
том, что средства предоставляются на безвозвратной, беспроцентной основе,
не требуется и обычного при кредитовании обеспечения. Переданные в
распоряжение венчурной фирмы ресурсы не подлежат изъятию в течение всего
срока действия договора. Возврат вложенных средств и реализация прибыли
происходит в момент выхода ценных бумаг фирмы на открытый рынок.
Величина прибыли определяется разностью между курсовой стоимостью
принадлежащей рисковому инвестору доли акций фирмы-новатора и суммой
вложенных им в проект средств. Эта доля оговаривается в заключенном
контракте и может доходить до 80%. По существу, финансовое учреждение
становится совладельцем фирмы-новатора, а предоставленные средства -
взносом в уставный фонд предприятия, частью собственных средств последнего.
Для российской экономики привлекательно венчурное предпринимательство.
Успехи рискового предпринимательства в разработке научно-технических
новшеств заставили отдельные крупные промышленные предприятия Военно-
промышленного комплекса (ВПК) Российской Федерации, как и за рубежом, пойти
на внутренние рисковые проекты или внутренние венчуры. Они представляют
собой небольшое подразделение, организуемое для разработки и производства
новых типов наукоемкой продукции и наделяемое значительной автономией в
рамках крупных корпораций. Отбор и финансирование предложений, поступающих
от сотрудников корпорации или независимых изобретателей, ведутся
специализированными службами. В случае одобрения проекта автор идеи
возглавляет внутренний венчур. Такое подразделение функционирует при
минимальном административно-хозяйственном вмешательстве со стороны
руководства.
В течение обусловленного срока внутренний венчур должен провести
разработку новшества и подготовить новый продукт или изделие к запуску в
массовое производство. Как правило, это производство нетрадиционного для
данной фирмы изделия.
Внутренний рисковый проект должен служить и изысканию новых рынков.
Если проект окажется успешным, подразделение может быть реорганизовано для
массового выпуска данного изделия в рамках той же фирмы, продано другой или
передано другим подразделениям.
Своеобразной промежуточной формой между чисто рисковым бизнесом и
внутренними рисковыми проектами является организация совместных предприятий
нового типа, представляющих собой объединение мелкой наукоемкой фирмы и
крупной компании. В рамках такого объединения мелкая фирма ведет разработку
нового изделия, а крупная компания оказывает финансовую поддержку,
предоставляет исследовательское оборудование, обеспечивает каналы сбыта,
организует сервис и послепродажное обслуживание клиентов.
Главным стимулом для венчурных вложений является их высокая доходность
в случае удачи. Средний уровень доходности американских венчурных фирм
составляет около 20% в год, что примерно в 3 раза выше, чем в целом по
экономике США.
Для уменьшения риска разрабатываются типовые схемы финансирования. За
этот срок фирма-эксплерент должна добиться успеха, если ему суждено быть.
Например, финансирование рассчитано на 48 месяцев. Капиталовложения делятся
на пять временных отрезков, исходя из двух правил:
1. Каждое новое вложение осуществляется только в том случае, если
предыдущее себя оправдало. Это означает, что эксплерент существенно
продвинулся в создании или коммерсализации продукта.
2. Каждое новое вложение больше предыдущего и осуществляется на более
выгодных для эксплерента условиях.
Эксплеренты – фирмы, специализирующиеся на создании новых или
радикальных преобразований старых сегментов рынка. Они занимаются
продвижением новшеств на рынок.
Научно-технические разработки имеют приоритетное значение. Однако,
инновационный бизнес не является занятием чистой наукой или
изобретательством.
На Западе инновационные фирмы возглавляют инженер, являющийся автором
технической стороны проекта, и менеджер, имеющий организационный и
коммерческий опыт. Механизм такого союза формируется из-за скептического
отношения крупных компаний к рискованным проектам. Не получив возможности
реализовать новшество на своем предприятии, менеджер увлекается новой
идеей, оставляет прежнее место работы. После этого он пытается реализовать
эти идеи как независимый предприниматель.
Фирмы-эксплеренты получили название "пионерских". Они работают в
"окрестностях" этапа максимума цикла изобретательской активности и с самого
начала выпуска продукции.
Венчурные фирмы и фирмы-эксплеренты создали условия для научно-
технических сдвигов в современной западной экономике.
Фирмы-эксплеренты, как и венчурные, невелики по размерам.
Малое научно-техническое предпринимательство получает развитие и в
России. Инновационные процессы в России требуют всесторонней поддержки, так
как главной особенностью современного этапа развития науки, экономики,
производства является инновационная направленность.
На территории Российской Федерации существуют около 15 тысяч структур,
поддерживающих малый бизнес. Большинство из них создано или работает при
содействии бывшего Госкомвуза (вошедшего в Министерство общего и
профессионального образования РФ).
Высшая школа имеет около 800 малых фирм, объединенных в технопарки.
Целью технопарков является стимулирование малого инновационного
предпринимательства.
Кроме технопарков, существуют бизнес-инкубаторы, имеющие целью
реализацию любого, сулящего прибыль проекта. Бизнес-инкубаторы обычно
патронирует банк, готовый инвестировать в некоторые проекты инкубатора
рисковый капитал.
Перед фирмой-эксплерентом (пионером) возникает проблема объема
производства, когда привлекательная для рынка новинка уже создана. Для
этого эксплеренты заключают альянс с крупной фирмой. Эксплерент не может
самостоятельно тиражировать зарекомендовавшие себя новшества. Промедление
же с тиражированием грозит появлением копий или аналогов. Союз же с мощной
фирмой (даже при условии поглощения и подчинения) позволяет добиться
выгодных условий и даже сохранения известной автономии. Выбор такого
партнера зависит от специфики потребителя.
При ориентации не узкий сегмент рынка – это будут фирмы-патиенты.
Фирмы-патиенты работают на узкий сегмент рынка и удовлетворяют
потребности, сформированные под действием моды, рекламы и других средств.
Они действуют на этапах роста выпуска продукции и одновременно на стадии
падения изобретательской активности. Требования к качеству и объемам
продукции у этих фирм связаны с проблемами завоевания рынков. Возникает
необходимость принимать решения о проведении или прекращении разработок, о
целесообразности продажи и покупки лицензий и т.п. Эти фирмы прибыльны. В
то же время существует вероятность принятия неверного решения, ведущего к
кризису. В таких фирмах целесообразна должность постоянного инновационного
менеджера, призванного обезопасить их деятельность.
Главная цель инновационного менеджера – снизить риск в
жизнедеятельности фирмы и создать комфортные условия работы для
сотрудников.
В сфере крупного стандартного бизнеса действуют фирмы-виоленты.
Фирмы-виоленты – фирмы с "силовой" стратегией. Они обладают крупным
капиталом, высоким уровнем освоения технологии. Виоленты занимаются
крупносерийными и массовым выпуском продукции для широкого круга
потребителей, предъявляющих «средние запросы» к качеству и удовлетворяются
средним уровнем цен. Виоленты работают в «окрестностях» максимума выпуска
продукции. Их научно-техническая политика требует принятия решений о сроках
постановки продукции на производство (в том числе, о приобретении
лицензий); о снятии продукции с производства; об инвестициях и расширении
производства; о замене парка машин и оборудования.
Как и фирмы-патиенты, виоленты прибыльны. Прибыльность – непременное
условие деятельности фирм. Они должны иметь должность инновационного
менеджера и быть очень осторожны в изменении своей политики.
Средним и мелким бизнесом, ориентированным на удовлетворение местно-
национальных потребностей, занимаются фирмы-коммутанты.
Фирмы-коммутанты действуют на этапе падения цикла выпуска продукции.
Их научно-техническая политика требует принятия решений о своевременной
постановке продукции на производство, о степени технологической особенности
изделий, выпускаемых виолентами, о целесообразных изменениях в них согласно
требованиям специфических потребителей.
Инновационный менеджер такой фирмы должен хорошо разбираться в
специфике покупателя товара, сложившейся ситуации на рынке, точно,
оперативно и достоверно предвосхищать возможные кризисы. Организационная
схема управления фирмами зависит от их особенностей.
Напомним, что организационная схема управления – распределение прав и
ответственности.
Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в главе, посвященной
управлению персоналом в научно-исследовательских организациях.

Резюме

Необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в
продуктах.
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются
на продуктовые и процессные. По типу новизны для рынка инновации делятся на
: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного
предприятия (группы предприятий).
В зависимости от сфер деятельности выделяют инновации:
технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в
области управления.
Организационными структурами инновационного менеджмента являются
научные организации, венчурные фирмы, фирмы-эксплеренты.
Фирмы-эксплеренты вступают в партнерские отношения с фирмами-
виолентами; фирмами-патиентами; фирмами-коммутантами.



Вопросы для повторения

В чем различие инноваций и несущественных видоизменений в продуктах и
технологических процессах?
Чем отличаются продуктовые инновации от процессовых?
Как распределяются инновации по типу новизны для рынка?
Какие инновации могут быть на входе в предприятие?
Назовите инновации системной структуры предприятия.
Назовите инновации на выходе с предприятия.
Какие направления классификации инноваций в большей мере отражают
новизну и инновационные изменения?
В чем состоит сущность циклов Н.Д. Кондратьева?
Дайте классификацию научных организаций по секторам науки и типам
организаций.
Какова роль венчурных и эксплерентных фирм в инновационном процессе?

Глава III. Финансово-промышленная группа (ФПГ) как новая организационная
структура


3.1. Значение ФПГ и принципы их организации

Примером наиболее ярких организационных структур в экономике России
являются финансово-промышленные группы (ФПГ).
Создание ФПГ связано с необходимостью структурной перестройки
экономики и поддержки тех областей национальной экономики, которые могут
способствовать экономическому росту. Эта новая организационная структура
объединяет промышленные предприятия, банки, торговые организации.
Характерной особенностью финансово-промышленных групп является то, что они
функционируют как самостоятельные саморазвивающиеся организации.
Рассмотрим принципы формирования финансово-промышленных групп.
Пусть имеется некая технология производства продукции, осуществление
которой требует выполнения многих операций (сбор, переработка первичного
сырья, изготовление конечной продукции). Есть владелец технологии. Для
обеспечения конечного результата нужно внедрить технологию в производство.
Возникает задача формирования группы предприятий, связанны

Новинки рефератов ::

Реферат: Учет основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Мусульманский тип культуры (Культурология)


Реферат: Netscape Navigator для Windows95. Обзор возможностей (Программирование)


Реферат: Счётные множества (Математика)


Реферат: Обзор регионального рынка бухгалтерских программ (Бухгалтерский учет)


Реферат: Кондиционирование воздуха, вентиляция, отопление увлажнение (Технология)


Реферат: Бухгалтерский учет (Контрольная) (Бухгалтерский учет)


Реферат: Организация внеклассного мероприятия по черчению и технологии (Педагогика)


Реферат: Развитие образования в России (Педагогика)


Реферат: Биография Иммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества (Философия)


Реферат: Значение игры для всестороннего развития ребёнка (Педагогика)


Реферат: Древняя Индия (История)


Реферат: Отчет по практике в Банке АСАКА (Банковское дело)


Реферат: Луи Пастер и значение его трудов для человечества (Биология)


Реферат: Гражданское право (Гражданское право и процесс)


Реферат: Шукшин - "деревенский" писатель (Литература : русская)


Реферат: Первооткрыватели российской истории (История)


Реферат: Акцентуация характера в подростковом возрасте (Психология)


Реферат: Гражданское право (Гражданское право и процесс)


Реферат: Дистанционное обучение в вузе (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист