GeoSELECT.ru



Менеджмент / Реферат: Обратимые и необратимые процессы (Менеджмент)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Обратимые и необратимые процессы (Менеджмент)



МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА



«ОБРАТИМЫЕ И НЕОБРАТИМЫЕ ПРОЦЕССЫ»
Курсовая работа



Дисциплина: Теория организации
Студент группы Э-2737 Рудаков М.Ю.
Направление: Менеджмент
Специальность: Менеджмент
Руководитель: кандидат технических наук,
доцент, Угринович В.И.



Дата защиты:
Оценка:



Курган 1999

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
|I. |ПОНЯТИЕ ОБРАТИМОГО И НЕОБРАТИМОГО ПРОЦЕССА |4 |
|II. |ОБРАТИМЫЕ И НЕОБРАТИМЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЭКОНОМИКЕ |7 |
|III. |НАПРАВЛЕННОСТЬ ЭВОЛЮЦИИ СИСТЕМ |12 |
|IV. |ДИНАМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ СИСТЕМ |16 |


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных характеристик любой самоорганизующейся системы, ее
эволюции, является необратимость, выражающаяся в саморазвитии систем и их
определенной направленности. Эти процессы могут быть обратимыми и
необратимыми. В целом процесс будет необратим, если он является процессом
перехода с одной стадии на другую. Этому условию удовлетворяет
самоорганизация – процесс развития мира, функционирующего на принципах
«рынка природы».
Вся природа участвует в этом рынке, изобретает новые формы
организации, новые способы действия, а механизм рынка по определенным
правилам отбирает те формы организации, которые наиболее соответствуют
равновесию систем. Одно из важнейших свойств рынка – способность
формировать такую петлю обратной связи, которая определяет стремление к
равенству рынка. Рынок в экономическом смысле – это частный случай «рынка
природы», который является естественным средством сопоставления различных
форм организации общества. Он не является изобретением человека, ему
присущи все динамические процессы, протекающие в самоорганизующихся
системах.

ПОНЯТИЕ ОБРАТИМОГО И НЕОБРАТИМОГО ПРОЦЕССА

Научно целесообразным представляется установить разграничение
динамических процессов на эволюционные (иначе неповторимые, или
необратимые) и волнообразные (повторимые, или обратимые). Под
эволюционными, или необратимыми, процессами мы понимаем те изменения,
которые при отсутствии резких посторонних пертурбационных воздействий
протекают в определенном и в одном и том же направлении. Как например,
можно указать на постоянную тенденцию роста населения, увеличение общего
объема производства и др.
Замечу, что, называя некоторые динамические процессы эволюционными,
неповторимыми или необратимыми, а другие обратимыми, я совершенно не имею
здесь в виду известного противопоставления идиографической и
номографической точек зрения. Все построения находятся в плоскости общей
теории и не имеют ничего общего с идиографией. Идиографическая точка зрения
исключает возможность установления закономерностей. Но когда говорится об
эволюционном, или неповторимом, процессе, то не отрицается возможности
установления общей закономерности этого процесса. Процесс этот неповторяем
лишь в том смысле, что он, имея определенное направление, не может иметь
двух или более звеньев, стоящих на одном и том же уровне или находящихся в
одном и том же состоянии. Но это не значит, что не может быть найдена
формула, выражающая закон перехода его от одного звена к другому. Примером
такой формулы могла бы служить известная формула развертывающегося ряда 1,
2, 4, 8, ..., 2n или какая-либо другая. Это не значит также, что процесс
этот, сам по себе неповторимый в данном месте и времени, не может с
номографической точки зрения повториться в другом месте или в другое время.
Под волнообразными (повторимыми, или обратимыми) процессами
понимаются те процессы изменений, которые в каждый данный момент имеют свое
направление и, следовательно, постоянно меняют его, при которых явление,
находясь в данный момент в данном состоянии и затем меняя его, рано или
поздно может вновь вернуться к исходному состоянию. Примером таких
процессов могут служить процессы изменения товарных цен, процента, на
капитал, процента безработных и т. д. Действительно, указанные элементы
экономической жизни могут изменяться в различных направлениях. Если
рассматривать их изменения как непрерывные, то процесс этих изменений можно
изобразить в виде кривой, направление которой в различные моменты будет
различно. Рассматривая такую кривую, легко видеть, что, отправляясь от
точки, стоящей на определенной высоте, через некоторое время она может
пройти через точку, стоящую на той же высоте. Правда, это будет не та же
точка в строгом смысле слова: вторая точка, стоящая на том же уровне, что и
первая, будет, однако, отвечать другому моменту времени и, конечно, другой
комбинации общих экономических условий в производстве, распределении,
спросе, предложении и т. д. Для того чтобы вторая точка в полном смысле
совпала с первой, необходимо было бы, чтобы все процессы изменений
экономической действительности были обратимы, чтобы они все могли так же
развиваться вперед, как и развертываться назад,— иначе говоря, чтобы к ним
была неприложима категория времени. Совершенно очевидно, что такой
абсолютной обратимости в экономической жизни нет, что в ней есть по крайней
мере некоторые заведомо необратимые процессы. И поскольку все процессы ее
взаимно связаны между собой, поскольку надо брать каждый отдельный процесс
по связи с другими, и в том числе необратимыми, постольку в каждый новый
момент времени том или ином отношении будет новая комбинацию условий,
постольку надо признать, что все процессы экономической жизни необратимы.
Но в таком случае необходимо было бы на тех же основаниях признать, что
необратимы и все процессы изменений природы. Однако предыдущие замечания
позволяют отвергнуть лишь мысль об абсолютной и всеобщей обратимости.
Действительно, как бы то ни было, нельзя отрицать существенного различия
между теми процессами, при которых явления без вмешательства
пертурбационных факторов, хотя бы и в другой момент времени и при иных
общих условиях, могут оказаться на прежнем уровне, и теми процессами, при
которых явления не могут оказаться на том же уровне.
Если первую серию процессов надо брать как таковую, отвлекаясь от
второй серии процессов, то первая серия их может быть названа обратимыми
процессами. Говоря об отвлечении от второй серии, не утверждается, что в
действительности те и другие процессы протекают раздельно и независимо.
Признается лишь их принципиальное различие и подчеркивается разделение в
порядке научного анализа. Чтобы подчеркнуть эту мысль, было бы правильно
поэтому говорить не об абсолютно, а об относительно обратимых процессах в
экономической жизни. Итак, в относительном смысле мы можем говорить об
обратимых процессах изменений элементов экономической жизни.
Идеи необратимых и обратимых процессов, так же как и идеи статики и
динамики, принадлежат, в сущности говоря, естествознанию в узком смысле
слова, физике и химии , идеи эти имеют в них очень большое значение.

ОБРАТИМЫЕ И НЕОБРАТИМЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЭКОНОМИКЕ

Возникает вопрос: правомерно ли перенесение этих идей в экономику, и
переносятся ли здесь только термины или и самые понятия? На первый вопрос
при вдумчивом отношении едва ли можно дать иной ответ, кроме
положительного. Перенесение той или иной идеи из одной науки в другую не
может оспариваться, если оно научно плодотворно. Раз оно плодотворно,
значит, оно и правомерно, так как никакого иного критерия для решения этого
вопроса нет и быть не может. Факты такого перенесения имеются, и они
подтверждают высказанную мысль. И притом особенно многочисленны случаи
перенесения идей из области общественной жизни и обществоведения в область
естественных наук. Вспомним об идеях и терминах: закон, сила, принцип
экономии, ценность и др. Известно что эти заимствования, если не всегда, то
в большинстве случаев, были научно плодотворны. Поэтому едва ли кто будет
возражать против их правомерности. И если в экономике еще со времен Милля
пошли на заимствование идей статики и динамики, то непонятно, почему нельзя
было бы расширить и сферу применения идей обратимых и необратимых
процессов.
Чтобы правильно ответить на второй вопрос, необходимо помнить, что
заимствование терминов из других наук почти всегда сопровождается большей
или меньшей модификацией понятий: или их расширением, или уточнением, или
радикальным изменением. В данном случае перенесены не только термины, но и
понятия, расширяя их, но не лишая обычного общего смысла. Действительно,
согласно сказанному выше также нельзя говорить об абсолютно обратимых
процессах в природе, как и в экономической жизни. Там и здесь речь идет
лишь об относительно обратимых процессах. Далее, там и здесь обратимый
процесс в чистом виде, хоть бы и в относительном смысле, фактически дан
лишь в большей или в меньшей степени приближения. Там и здесь, наконец, с
идеей необратимых и обратимых процессов связано представление о возможности
или невозможности повторения раз бывшего состояния тел, элементов или их
системы. И все различие в том и другом случае принципиально сводится лишь к
тому, что в физике и химии мы имеем дело с состоянием одного и того же
субъекта в вещном смысле, чего нет в экономике. Если мы говорим, что
качание маятника — процесс обратимый, то речь идет в каждом случае об одном
и том же в вещном смысле маятнике, хотя, строго говоря, это и не совсем
точно. Такого тождества вещного субстрата, о состоянии которого идет речь,
нет в экономике. Если мы говорим, что изменение цен есть процесс
относительно обратимый, то мы утверждаем только, что уровень цен, равный в
известный момент А, через известный промежуток времени может оказаться тем
же или приблизительно тем же. Мы знаем, что во второй момент по этой цене
покупаются экономически те же, но вещно иные товары, что эта цена
выплачивается персонально иным лицам, и т. д. Однако это отсутствие
тождества вещного субстрата, о состоянии которого идет речь, не может
служить достаточным аргументом против применимости понятий обратимых и
необратимых процессов в экономике. Если здесь нет тождества вещных
субстратов, то есть тождество экономических явлений цены, процента и т. д.
И так же, как различие физических и химических наук не мешает
распространять понятие обратимых и необратимых процессов на обе изучаемые
ими категории явлений, различие объекта физико-химических и экономических
наук не может служить препятствием для расширения этого понятия до
применения его к явлениям социально-экономическим. Иначе говоря, понятие
обратимых и необратимых процессов в экономике можно рассматривать как
частный случай более общего понятия о них.
Возьмем теперь экономическую действительность товарно-
капиталистического общества и ее элементы и посмотрим, каким из указанных
процессов изменений какие ее элементы подвержены? Почти все экономические
элементы, взятые в отдельности, а следовательно, и в целом, подвержены как
качественным, так и количественным изменениям. Но в то время как для одних
элементов, например для организации хозяйства, техники производства,
потребностей и др., качественные изменения будут иметь столь же большое
значение, как и количественные изменения, для других элементов, как цена,
учетный процент, рента и т. д., основное значение будут иметь
количественные изменения. Значение качественных изменений здесь выступает
преимущественно лишь тогда, когда меняется сама природа этих элементов,
например когда цена из вольной становится установленной или из рыночной —
монопольной.
Выясняя далее отношение экономических элементов и их совокупности к
необратимым и обратимым процессам, необходимо иметь в виду следующее.
Взятая в целом экономическая действительность представляет из себя как бы
целый поток непрерывных и многообразных качественных и количественных
изменений. Так как в ней имеются хотя бы некоторые элементы, описывающие
кривую необратимого процесса изменении, то и в целом процесс экономического
развития представляется процессом необратимым. Можно утверждать, что
процесс развития всякого данного народного хозяйства, протекая во времени,
никогда не бывает более одного раза на одном и том же уровне, или на одной
и той же стадии. Народнохозяйственный процесс в целом представляется
необратимым процессом перехода с одной ступени или стадии на другую.
Поэтому и проблема изменений народного хозяйства в целом есть прежде всего
проблема ступеней его развития. Но раз в целом народнохозяйственный процесс
развития есть процесс необратимый, то, значит, непрерывно и необратимо
меняются общие народнохозяйственные условия для хода изменений и каждого
отдельного элемента народного хозяйства. Поэтому в абсолютном смысле ни
один элемент народного хозяйства, рассматриваемый по связи со всей
совокупностью хозяйственных условий, не может обнаруживать обратимого
процесса.
Однако нетрудно видеть и понять, что характер изменений отдельных
элементов, как таковых, или элементарные процессы изменений экономической
среды настолько различны, что представляется научно целесообразным разбить
элементы во всяком случае на две группы. Если рассматриваемые по связи со
всей совокупностью народнохозяйственных условий в абсолютном смысле все
элементы проходят необратимый процесс, то рассматриваемые аналитически в
отдельности, они не могут быть все отнесены к числу способных лишь к
необратимым изменениям. Если отвлечься от мысли о необратимости
народнохозяйственного процесса в целом, то легко видеть, что целая группа
экономических элементов, прежде всего ценностных, как, например, товарные
цены, процент на капитал, заработная плата и др., и натуральных, как
процент безработных, количество банкротств и т. д., обнаруживают
волнообразные, обратимые процессы изменений.
Изменения других элементов, как количества населения, размеров
производства, объема товарооборота, запасов капиталов, уровня потребностей,
уровня техники и др., имеют сложное строение, они во всяком случае состоят
из, двух компонентов. Первый компонент — это их общий рост и развитие,
второй — скорость или темп этого роста и развития. При ближайшем
рассмотрении имеющегося фактического материала оказывается, что тенденция
общего роста и развития их представляет из себя — по крайней мере в
доступный нашему анализу период времени — необратимый процесс, который
может оборваться или сделать, зигзаг лишь под влиянием пертурбационных
факторов и катаклизмов космического или социального характера. Наоборот,
темп этого роста и развития описывает волнообразную кривую и является сам
по себе процессом обратимым.
Это различие природы изменений отдельных элементов хозяйственной
жизни бесспорно и вместе с тем оно настолько существенно, что только при
учете его можно понять характер динамики экономической жизни.
Действительно, наличие элементов, подверженных необратимым тенденциям,
вполне объясняет, почему народнохозяйственный процесс в целом необратим,
неповторим и дает картину непрерывной эволюции. С другой стороны,
констатирование элементов и их компонентов, подверженных волнообразным,
обратимым изменениям. дает возможность понять колебания, которым подвержено
народное хозяйство в целом в процессе его эволюции. Народнохозяйственный
процесс эволюции в конкретном виде, конечно, един. Но отказаться от
предложенного разграничения элементарных процессов изменения и
классификации элементов в связи с их отношением к этим процессам значило бы
отказаться от научного анализа конкретной действительности.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЭВОЛЮЦИИ СИСТЕМ

Наиболее существенной характеристикой эволюции любой системы является
необратимость, выражающаяся в определенной направленности ее изменений.
Такие изменения неизбежно предполагает учет фактора времени в
соответствующей теории. Классическая наука, опиравшаяся на представление об
изолированных или замкнутых системах, исследовала лишь обратимые процессы и
поэтому абстрагировалась от изменений систем с течением времени. Это
обстоятельство находит свое выражение в симметричности не только
классической, но и квантовой механики по отношению ко времени. Иначе
говоря, эти уравнения могут быть с одинаковым успехом применены для
описания процессов, происходящих как в настоящий момент времени, так и в
прошлый и будущий.
Однако такие представления чрезмерно абстрагированы от реальных
процессов, протекающих даже в неживой природе. Поэтому уже в рамках
классической термодинамики понятие времени стали связывать с необратимыми
процессами. Но последние радикально отличаются от тех процессов, с которыми
мы знакомы в реальной жизни. Согласно второму началу термодинамики, в
закрытых системах наблюдается постоянное возрастание энтропии,
характеризующей меру беспорядка системы. Другими словами, если в неживой
природе и происходит эволюция, то она направлена в сторону дезорганизации и
разрушения системы и поэтому носит чисто негативный, энтропийный характер.
Между тем эволюционная теория Дарвина убедительно доказывает, что развитие
живых организмов осуществляется в направлении их лучшей адаптации к
окружающей среде, совершенствования их организации, усложнения структуры и
функций. Весь социальный опыт также свидетельствует, что человеческое
общество несмотря на временные возвраты и зигзаги, в целом характеризуется
прогрессивными изменениями, особенно в развитии материально-технического
производства, что выражается, например, в смене старых технологических
укладов новыми.
В экономической науке представление о статике и динамике процессов в
явном виде сформулировал Д.С. Милль. Это представлении было заимствовано из
ньютоновской механики и потому опиралось на идею обратимых и равновесных
процессов. По-видимому, впервые четкое различие между обратимыми и
необратимыми процессами в экономике было проведено Н. Кондратьевым.
Необратимость и неповторимость экономических процессов не означают
отрицания их подчиненности некоторым общим закономерностям, как считали
сторонники влиятельного тогда неокантианского направления в социальной
философии. Неповторимость или необратимость означает лишь невозможность
изменения направленности процессов в каждый данный момент времени, что
характерно для обратимых процессов. Именно к такого рода обратимым
экономическим процессам относятся сезонные колебания конъюнктуры, колебания
длительностью примерно в 7-11 лет, известные как «промышленно-
капиталистические циклы» и, наконец, открытые Н. Кондратьевым и названные
его именем большие колебания конъюнктуры, охватывающие 50-60 лет. Сам
Кондратьев занимался преимущественно исследованием обратимых процессов, но
при этом отдавал себе отчет в том, что они составляют лишь часть сложного и
в целом необратимого процесса экономического развития.
Сложность конкретной экономической действительности вынуждает нас
упрощать действительность, абстрагироваться от множества ее взаимосвязей и
особенностей. С этой точки зрения любая экономическая теория дает лишь
относительно верное отображение соответствующего фрагмента экономической
действительности. Как справедливо подчеркивает Ю.Ольсевич, «всякая
хозяйственная система многомерна, поэтому возможны разные точки зрения на
нее». Но это не исключает возможности построения общих, интегральных
теорий, в которых отображаются развитие и взаимосвязь исторически
существовавших форм экономической жизнедеятельности людей.
Именно к таким теориям относятся выдвигаемые в последние годы теории
экономической эволюции, хотя во многих из них внимание почему-то
концентрируется только на развитии материальных основ производства, замене
одних технологических укладов другими. Не подлежит сомнению, что
технологическая эволюция играет решающую роль в развитии общества, но было
бы неправильным ставить знак равенства между технологической и
экономической эволюцией в целом, как это делает В. Маевский. «Процесс
экономической эволюции на макроуровне, - пишет он, - состоит в переходе от
одного технологического уклада к другому, который сопровождается ростом
масштабов производства, производительности труда, усложнением хозяйственных
связей и отношений». Конечно, технический прогресс, приводящий к замене
одного технологического уклада другим, способствует развитию всех составных
элементов системы общественно-материального производства и поэтому
представляет собой важнейшее и необходимое условие экономической эволюции.
Но последняя не исчерпывается переходом от одного технологического уклада к
другому хотя бы потому, что производство не может существовать ради самого
себя. Оно должно всегда ориентироваться на потребление, на удовлетворение
растущих запросов людей. Чтобы говорить о возможностях и перспективах
экономического развития, как указывал С. Булгаков, необходимо прежде всего
установить, является ли человек функцией экономики, хозяйства или же само
хозяйство есть функция человека. Аналогичных позиций придерживались многие
представители отечественной социологической, экономической и политической
мысли, выступавшие с критикой экономического детерминизма.
Возможно, что в качестве базы анализа экономической эволюции должна
быть взята именно целостная система организации экономической деятельности
общества. Но интегративная общая теория может быть построена лишь на основе
исследования эволюции отдельных конкретно-исторических форм организации
экономической деятельности.
ДИНАМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ СИСТЕМ
Сохранение динамического равновесия с помощью механизма отрицательной
обратной связи характеризует многие системы самого различного конкретного
содержания. В технических системах (автоматы, регуляторы, роботы)
управляющие органы, получив информацию об отклонении системы, корректируют
ее поведение и возвращает ее в заданное положение. Еще до рождения
кибернетики биологи были знакомы с явлением гомеостаза, заключающегося в
поддержании устойчивого равновесия между жизненно важными параметрами
живого организма. Именно биологи впервые высказали мысль, что на свободном
рынке цены в конечном итоге регулируются отрицательной обратной связью».
Эту идею развил Ф. Хайек, который указывал, что равновесие на рынке
сводится «к взаимоприспособлению индивидуальных планов, и осуществляется по
принципу, который бы вслед за естественными науками... стали называть
«отрицательной обратной связью».
Думается, принцип отрицательной обратной связи вполне применим и к
более сложным экономическим процессам, которые Н. Кондратьев называет
обратимыми. Колебания экономической конъюнктуры, включающие периодические
изменения таких параметров системы, как цены, процент на капитал,
заработная плата и другие, на протяжении ряда лет носят циклический
характер. В зависимости от периода колебаний различают краткосрочные,
средние и длинные циклы колебаний конъюнктуры. Обосновывая существование
длинных волн в экономике, Н. Кондратьев особо подчеркивал, что обратимые
процессы и свойственные им волнообразные изменения составляют лишь часть
совокупного процесса эволюции экономической системы. Изменение же других
параметров, как численность населения, запасы капитала, размеры
производства, уровень потребностей, уровень техники и технологий,
представляет собой необратимый процесс.
Принцип отрицательной обратной связи, как нетрудно заметить,
показывает лишь, как поддерживается спонтанно возникающий порядок в
системе, но не позволяет раскрыть механизм возникновения такого порядка, а
также перехода от одного типа порядка или стадии развития к другой. Для
этого нужно обратиться к принципу положительной обратной связи, согласно
которому прогрессивные изменения, возникающие в системе, не подавляются, а
напротив, накапливаются и усиливаются. Всякая система подвержена
флуктуациям, или случайным отклонениям от равновесия, но, если она
находится в неустойчивом состоянии, благодаря взаимодействию с окружающей
средой эти колебания усиливаются и в конце концов приводят к ликвидации
прежнего порядка и структуры. Но этот деструктивный аспект дополняется
затем конструктивным, состоящим в том, что в результате взаимодействия
элементы старой системы приходят к согласованному, коллективному поведению,
вследствие чего в системе возникают кооперативные процессы и спонтанно
формируются новый порядок и новое равновесие.
Возникновение кооперативных процессов, как и формирование и развитие
новых структур, непосредственно связано с действием случайных факторов.
Мысль о том, что без случайного невозможно появление нового, высказанная в
форме догадки еще античными философами Демокритом и Лукрецием Каром, нашла
блестящее подтверждение в синергетике. Действительно, началом любого
развития служат случайные изменения, которые постепенно приводят к
неустойчивости системы. В результате взаимодействия большого числа
случайных факторов в открытых неравновесных системах происходит их взаимное
согласование и возникают кооперативные процессы, сопровождающиеся
коллективным поведением элементов вновь образующейся структуры. По какому
пути пойдет дальнейшая эволюция, какая альтернатива будет выбрана системой,
во многом также зависит от случайных факторов. Именно с ними в существенной
мере связано появление нового в развитии систем, в частности, социально-
экономических. Рынок является открытой системой, в которой происходит
непрерывное взаимодействие между производителями и продавцами, с одной
стороны, и потребителями и покупателям, с другой. Хотя на первый взгляд на
рынке господствует случайность, ибо цели и интересы его участников не
только не согласуются друг с другом, но часто прямо противоположны, тем не
менее в целом возникает спонтанный порядок, основанный на коррекции и
согласовании разных целей и интересов. Механизм такого согласования впервые
раскрыли сторонники маржинального анализа, или теории предельной
полезности. Они исходят из того бесспорного факта, что при покупке и
продаже товаров каждый человек непосредственно руководствуется прежде всего
их субъективной ценностью или полезностью, а не их абстрактной стоимостью.
Каждый участник рынка руководствуется, таким образом, своей индивидуальной
шкалой ценностей и упорядочивает продукты по степени важности и полезности.
В процессе рыночного обмена происходит согласование и коррекция таких
индивидуальных шкал, а это в конечном счете и приводит к возникновению
спонтанного порядка, выражающегося в равновесии между спросом и
предложением. На этой основе устанавливается та «естественная», по
терминологии А. Смита, цена, которую Е. Бем-Баверк определяет как
«равнодействующую сталкивающихся на рынке субъективных оценок товара и той
вещи, в которой выражается его цена».
В. Маевский справедливо подчеркивает, что существующие модели общего
равновесия, как и теории стационарного экономического роста, абстрагируются
от свойства сильной неустойчивости, неравномерности, нелинейности поведения
системы отраслей, входящих в I подразделение. Во-первых, несмотря на
правильность, это утверждение нуждается в экспликации и уточнении,
поскольку неустойчивость, неравномерность и нелинейность присущи любым
развивающимся системам. Поэтому для спецификации поведения производственных
систем I подразделения следовало бы указать их отличительные особенности.
Во-вторых, весьма сомнительно, что процесс «автокаталитического характера»
при смене технологических укладов может обретать свойство неустойчивости.
Автокаталитические процессы способствуют ускорений самоорганизации, а
потому не могут приводить к неустойчивости. В-третьих, устойчивость и
неустойчивость составляют моменты эволюции, в ходе которой они меняются
местами: неустойчивость старой системы приводит к возникновению новой
устойчивой системы, последняя со временем становится неустойчивой и т.п.
Из приведенного примера ясно, что попытка непосредственного
применения аналогий, заимствованных из физики и химии, наталкивается на
серьезные трудности. В. Маевский справедливо критикует А. Богданова за
попытку измерять стоимость расходами энергии на производство. Но почему-то
он забывает об этом, когда говорит об экономической эволюции как увеличении
отрицательной энтропии, автокатализе в смене технологических укладов и
экономической генетике, исследующей наследственность и изменчивость в
границах вещественного саморазвития экономической системы. Без должной
экстликации все эти понятия оказываются не более, чем метафорами. Ведь чем
выше находится система на лестнице эволюции, тем сложнее процессы ее
самоорганизации. Принципиальный характер здесь имеют различия
самоорганизации и соответственно эволюции, наблюдающиеся, с одной стороны,
в неживой и живой природе, а с другой - в живой природе и обществе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, все процессы самоорганизации имеют четкую
направленность, что является их важной характеристикой. В том числе и рынок
в экономическом его понимании. А это значит, что необходимо дальше изучать
эти процессы, их обратимость и необратимость. Первые же шаги в этом вопросе
сделал Н. Д. Кондратьев. Именно он первым дал определение обратимых и
необратимых процессов в экономике.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Богданов А.А. Тектология. М.: Экономика, 1989
2. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: 1992
3. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1989
4. «К релятивистской экономической теории». Ольсевич Ю. «Вопросы
экономики», 1995, № 6
5. «Самоорганизация как основа экономических систем». Рузавин Г. «Вопросы
экономики», 1996, №3
6. «Экономическая эволюция и экономическая генетика». Маевский В. «Вопросы
Экономики», 1994, №5





Реферат на тему: Общая теория менеджмента
Содержание


Содержание 1


Лекция 1. Организации, менеджеры и успешное управление 3


Суть управленческой деятельности 5

Управленческие функции: определение управления 7

Лекция 2. Эволюция управленческой мысли 17

2.1 Эволюция управления как науки 19
ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ. 20
2.1.1 ПОДХОДЫ НА ОСНОВЕ ВЫДЕЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ 20
2.1.2 Наука управления или количественный подход 27
2.1.3 Процессный подход 27
2.1.4 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД 31
2.1.5 СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД 34

Лекция 3. Внутренняя среда организации 34

3.1 СПОСОБНОСТИ. 37
3.2 ОТНОШЕНИЕ. ТОЧКА ЗРЕНИЯ. 38

Лекция 4. Внешняя среда в бизнесе 40

4.1 ВЗАИМОСВЯЗАННОСТЬ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ 40
4.2 ПОДВИЖНОСТЬ СРЕДЫ 41
4.3 НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ 41

Лекция 5. Коммуникации в организациях 42

5.2 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОММУНИКАЦИЯХ 42
5.2 ПРЕГРАДЫ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ВОСПРИЯТИЕМ. 48
5.3 НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ПРЕГРАДЫ. 49
5.4 ПЛОХАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. 50
5.5 ИСКАЖЕНИЕ СООБЩЕНИЙ. 51
5.6 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ. 52
5.7 НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ. 53
5.8 УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ. 54
5.9 СИСТЕМЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. 54

Лекция 6. Принятие решений 56

6.1 ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМЫ. 60
6.2 ФОРМУЛИРОВКА ОГРАНИЧЕНИЙ И КРИТЕРИЕВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ. 61
6.3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВ. 62
6.4 ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. 63

Лекция 7. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ 63

7.1 МЕТОДЫ ПЛАТЕЖНОЙ МАТРИЦЫ И ДЕРЕВА РЕШЕНИЙ. 66
7.2 АНАЛИЗ ВРЕМЕННЫХ РЯДОВ. 68

Лекция 8. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 70


Лекция 9. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА 79

9.1 ПОЛИТИКА 80
9.2 ПРОЦЕДУРА 81
9.3 БЮДЖЕТ 81
ОЦЕНКА СТРАТЕГИИ 82

Лекция 10. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ 84


Лекция 11. Построение организаций 89

11.1 ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ. 90
11.2 ДЕПАРТАМЕНТАЛИЗАЦИЯ 92
11.3 ПРОДУКТОВАЯ СТРУКТУРА. 94

Лекция 12. МОТИВАЦИЯ 100

12.1 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ 100
12.2 СЛОЖНОСТЬ МОТИВАЦИИ ЧЕРЕЗ ПОТРЕБНОСТИ. 102
12.3 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ 107

Лекция 13. КОНТРОЛЬ 110

13.1 ПРОЦЕСС КОНТРОЛЯ 113
13.2 ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ. 115

Лекция 14. Групповая динамика 118


ТЕМА I. ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ

Лекция 1. Организации, менеджеры и успешное управление

Такая область как управление развилась в ответ на необходимость
объяснить, «почему» и «вследствие чего» преуспевают или рушатся
организации. Ученые в области управления путем исследований и практики в
области управления методом проб и ошибок неустанно ищут ответ на вопрос:
«Чем определяется успех организации?» ответ на этот вопрос ведет к ответу
на более прагматичный вопрос: «Что может сделать руководитель, чтобы
обеспечить успех организации?».
Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной,
обуславливающей существование менеджмента. Поэтому начнем изучение
менеджмента, усвоив сначала, что такое организация и почему ею нужно
управлять.
Некая группа должна соответствовать нескольким обязательным
требованиям, чтобы считаться организацией. К ним относятся:
1. Наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой
группы;
2. Наличие по крайней мере одной цели (т.е. желаемого конечного
состояния или результата), которую принимают как общую все члены
данной группы;
3. Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы
достичь значимой для всех цели.
Соединив в одну эти существенные характеристики, мы получаем важные
определения:
«Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно
координируется для достижения общей цели или целей» (Честер Барнард – один
из классиков менеджмента 30-40-х годов).
Для большей точности скажем, что приведенное выше определение
справедливо не просто для организации, а для формальной организации.
Существуют также неформальные организации, группы, которые возникают
спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно
регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных
организациях, за исключением, быть может очень маленьких.
Формальное управление редко имеет дело с организациями, имеющими
только одну цель. Предмет курса – это управление сложными организациями.
Сложные организации имеют набор взаимосвязанных целей.
Все сложные организации имеют общие для них характеристики.
1. Ресурсы. Цели всякой организации включают преобразование ресурсов для
достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, это
люди, капитал, материалы, технология и информация.
2. Зависимость от внешней среды. Организации полностью зависят от внешней
среды как в отношении своих ресурсов, так и в отношении своих
потребителей, пользователей их результатами, которых они стремятся
достичь. Термин внешняя среда включает экономические условия,
потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательство,
конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, общественные
взгляды, технику и технологию и другие составляющие. Эти взаимосвязанные
факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри организации.
Большое значение имеет тот факт, что когда организация и зависит
полностью от внешней среды, среда эта, как правило, находится вне
пределов влияния менеджеров.
3. Горизонтальное разделение труда. Вероятно, самой очевидной
характеристикой организации является разделение труда. Разделение всей
работы на составляющие компоненты обычно называется горизонтальным
разделением труда, что позволяет организации производить гораздо больше
продукции, чем если бы то же самое количество людей работало
самостоятельно.
4. Подразделения. Сложные организации осуществляют четкое горизонтальное
разделение за счет образования подразделений, выполняющих специфические
конкретные задания и добивающихся конкретных специфических целей. Такие
подразделения часто называют отделами или службами. Как и целая
организация, частью которой они являются, подразделения представляют
собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и
координируется для достижения общей цели.
5. Вертикальное разделение труда. Поскольку работа в организации
разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу
группы для того, чтобы она была успешной.
Горизонтальное и вертикальное разделение труда – две внутренние
организационные формы разделения труда в организации. Вертикальное –
отделяет работу по координированию действий от самих действий.
Деятельность по координированию работы других людей и составляет
сущность управления
6. Необходимость управления. Управление является существенно важной
деятельностью для организации. Во всех организациях, за исключением самых
маленьких, управление занимает так много времени, что становится все
труднее осуществлять его мимоходом. Работа по управлению, для того, чтобы
организация могла действовать успешно, должна быть четко отделена от
неуправленческой работы, т.е. организации должны назначать руководителей
и определять круг их обязанностей и ответственность.


Суть управленческой деятельности

Управленческая работа по сути своей очень сильно отличается от
неуправленческой: работа начальника цеха имеет гораздо больше общего с
работой президента компании, чем с работой людей, которые находятся под его
управлением. «Станочники, овладев техникой приготовления какой-то детали на
своем станке, могут потом в течение недель заниматься этой операцией,
торговцы большую часть жизни проводят, продавая один и тот же вид
продукции. Руководитель же не вправе ожидать такой однородности в своей
работе. Скорее, характерным для него будет кратковременность, разнообразие
и фрагментарность осуществляемой деятельности». (Генри Минцберг. Природа
управленческого труда.1973).
Роли руководителя. Касаясь содержания работы менеджера, Минцберг
находит еще одну общую черту управленческой работы – роли руководителя.
Роль, по его определению, является «набором определенных поведенческих
правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности».
Минцберг выделяет десять ролей, которые принимают на себя руководители в
различные периоды и в разной степени. Он классифицирует их в рамках трех
крупных категорий: межличностные, информационные и роли по принятию решений
(см. рисунок). Роли не могут быть независимы одна от другой. Наоборот, они
взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Менеджеры
непрерывно меняют роли сталкиваясь с ежедневными проблемами и
неопределенными ситуациями. Однако в зависимости от организационного
уровня менеджера один тип ролей может преобладать над другим по своему
значению.



Управленческие функции: определение управления

Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и
контроля, необходимый для формирования и достижения целей организации.
Питер Ф.Друкер – ведущий теоретик в области управления и организации: «
Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную
толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу».
Функции управления взаимодействуют между собой, формируя единый
процесс, т.е. непрерывную цепь взаимосвязанных действий.
Уровни управления
Хотя все руководители играют определенные роли и выполняют определенные
функции, это не значит, что большое число руководителей в крупной компании
заняты выполнением одной и той же работы. Одна из форм разделения
управленческого труда носит горизонтальный характер: расстановка конкретных
руководителей во главе отдельных подразделений. Как и в случае
горизонтального разделения труда для выполнения производственных работ,
горизонтально разделенная управленческая работа должна быть
скоординирована, чтобы организация могла добиваться успеха в своей
деятельности. Вертикальное развертывание разделения труда в результате
образует уровни управления (армия). Обычно в организации можно определить,
на каком уровне находится один руководитель по сравнению с другими. Это
осуществляется через название должности.
Вне зависимости от того, сколько уровней управления существует,
руководителей традиционно делят на три категории. Социолог Талкотт Парсонс
рассматривает эти категории с точки зрения функции, выполняемой
руководителем в организации. Согласно определению Парсонса, лица на
техническом уровне в основном занимаются ежедневными операциями и
действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в
производстве продукции или оказании услуг. Лица, находящиеся на
управленческом уровне, в основном заняты управлением и координацией внутри
организации. Руководители на институциональном уровне (уровень социальных
структур – государство, бизнес, религия, корпорация и т.п., выполняющих
определенные общественные функции) заняты в основном разработкой
долгосрочных планов, формированием целей, адаптацией организации к
различного рода переменам, управлением отношениями между организацией и
внешней средой и т.п.
Более общеупотребимый способ описания уровней управления состоит в
выделении руководителей низового звена или операционных управляющих,
руководителей среднего звена и руководителей высшего звена.
Два способа представления уровней управления. (Пирамида – на каждом
последующем уровне управления людей меньше, чем на предыдущем).
Более глубокое горизонтальное разделение менеджеров предполагает их
специализацию по ключевым сферам деятельности, образующим подсистемы
предприятия.
Руководители низового звена
Младшие начальники, которых также называют руководителями первого
(низового) звена или операционными руководителями – это организационный
уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками.
Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для
непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности
выполнения этих заданий. Это – мастер, мастер смены, заведующий отделом.
Большая часть руководителей вообще – это руководители низового звена.
Руководители среднего звена
Работа младших начальников координируется и контролируется
руководителями среднего звена. Типичными должностями руководителей среднего
звена управления являются: декан, управляющий сбытом по региону или по
стране и директор филиала. Руководитель среднего звена часто возглавляет
крупное подразделение или отдел в организации. Характер его работы в
большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем
организации в целом.
В основном, однако, руководители среднего звена являются буфером между
руководителями высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для
решений, принимаемых руководителями высшего звена и передают эти решения
обычно после трансформации их в технологически удобной форме, в виде
спецификаций и конкретных заданий низовым линейным руководителям. Хотя
существуют вариации, большая часть общения у руководителей среднего звена
проходит в форме бесед с другими руководителями среднего и низового
звеньев. Одно исследование по вопросам работы руководителя среднего звена
на производственном предприятии показало, что они проводят около 89%
времени в устном взаимодействии. В другом исследовании указывается, что
руководитель среднего звена проводит только 34% своего времени в
одиночестве, там также подчеркивается, что большая часть времени
затрачивается этими руководителями на устное общение.
Руководители высшего звена
Высший организационный уровень — руководство высшего звена — гораздо
малочисленнее других. Даже в самых крупных организациях руководителей
высшего звена их всего несколько человек. Типичные должности руководителей
высшего звена в бизнесе — это председатель Совета, президент, вице-
президент корпорации и казначей корпорации. В армии их можно сопоставить с
генералами, в среде государственных деятелей — с министрами, а в
университете — с канцлерами (ректорами) колледжей.
Руководители высшего звена отвечают за принятие важнейших решений для
организации в целом или для основной части организации. Сильные
руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь
облик компании. Например, атмосфера, в которой действует федеральное
правительство, да и вся страна, обычно претерпевает значительные изменения
при новом президенте. Вспомните о контрастах между правлениями
администрации Кеннеди, Джонсона, Никсона, Форда, Картера и Рейгана. Влияние
руководителя высшего звена в компании может быть блестяще проиллюстрировано
на примере драматических изменений, которые претерпела компания «Крайслер»
под руководством Ли Якокки (Ли Якокка. Карьера менеджера: Пер. с англ. М.:
Прогресс, 1990). Поэтому успешно действующие руководители высшего звена в
больших организациях ценятся очень высоко, и их труд оплачивается очень
хорошо.
Но велики и тяготы такого поста: человек на этой должности, как
правило, очень одинок.
После тщательного изучения деятельности пяти руководителей высшего
звена Минцберг пришел к такому выводу: «Количество работы, которую
приходится выполнять руководителю или которую он считает необходимым
выполнять в течение дня, — огромно, а темп, с которой она должна быть
выполнена, очень напряженный. Основная причина тому - работа руководителя
высшего звена не имеет четкого завершения. В отличие от агента по сбыту,
который должен сделать определенное количество телефонных звонков, или
рабочего на производстве, который должен выполнить норму выработки, на
предприятии в целом не существует такого момента, если не считать полной
остановки этого предприятия, когда работу можно считать законченной.
Поэтому и руководитель высшего звена не может быть уверен, что он (или она)
успешно завершили свою деятельность. Поскольку организация продолжает
действовать и внешняя среда продолжает меняться, всегда существует риск
неудачи. Хирург может закончить операцию и считать свою задачу выполненной,
но руководитель высшего звена всегда чувствует, что нужно делать что-то
еще, больше, дальше. Рабочая неделя продолжительностью 60 — 80 часов для
него не редкость.
Ниже приводится пример того, как расходуется это время.
Незапланированные встречи 10%
Поездки, осмотры 3%
Работа с бумагами 22%
Запланированные заседания, встречи 88%
Разговоры по телефону 6%
Менеджер в сравнении с предпринимателем
Термин предприниматель был введен французским экономистом Ришаром
Кантиллоном, жившим в начале XVIII века. И с тех пор это слово означает
человека, который берет на себя риск, связанный с организацией нового
предприятия или с разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида
услуг, предлагаемых обществу. Очень важно понимать, что слова
«предприниматель» и «менеджер» не являются синонимами.
Сотни тысяч людей, которые каждый год начинают новый бизнес, тоже
относятся к классу предпринимателей, хотя их именам никогда не суждено
попасть в учебники истории. Эти люди играют ключевую роль в экономике.
Малый бизнес предпринимательского характера играет важнейшую роль в
экономике США. (В настоящее время в США действует свыше 20 млн. предприятий
(без сельскохозяйственных), из них 19,6% относятся к категории малых,
имеющих численность менее 500 чел. Их доля в валовом национальном продукте
составляет около 40%, а в численности занятых — более половины). По данным
Несбитта, 10,8 млн. предприятий из 11 млн. их общего числа в Америке, — это
малый бизнес. В нем занято 60% всей рабочей силы. Более того, за период с
1972 по 1979 гг. на 25% возросло количество супер-малых предприятий
индивидуально-трудовой деятельности.
С другой стороны, поскольку все предприниматели активно участвуют в
формировании целей предприятия или организации и управляют этой
организацией в начале ее деятельности, всех их можно считать менеджерами.
Некоторые оказываются весьма успешными в своей управленческой деятельности
не только в самом начале развития предприятия, но и в течение долгого
периода работы предприятия. Основатель компании «Ай Би Эм» Томас Уотсон
разработал и внедрил многочисленные приемы в практику управления, которые
позволили превратить «IBM» в бесспорного лидера компьютерной
промышленности. Хотя Рей Крок купил имя «МакДоналдса», а не основал свою
собственную новую компанию, его предпринимательская акция по переводу на
индустриальную основу приготовление гамбургеров произвела настоящую
революцию в бизнесе быстрого обслуживания в сфере общественного питания.
Этот и многие другие инновационные приемы в управлении, внедренные в те
времена, когда Крок стоял во главе компании «МакДоналдс», привели компанию
к успеху, о котором мы знаем по настоящее время. Фредерик Смит также четко
продемонстрировал управленческий талант, реализуя идею, которая привела к
успеху «Федерал Экспресс».
Зачастую, однако, такие характеристики, как личный риск, реакция на
финансовые возможности и желание долго и упорно работать, не считаясь с
отдыхом, т.е. все то, что традиционно считается чертами хорошего
предпринимателя, вовсе не обязательно свидетельствуют о возможности того же
самого человека эффективно управлять организацией по мере того, как она
становится больше. Некоторые предприниматели могут просто не иметь
способности или склонности эффективно выполнять управленческие функции,
такие как планирование, организация, мотивация и контроль. Автор одного
исследования, в котором сравниваются характеристики успешного
предпринимателя и успешного менеджера, приходит к следующему выводу:
«Успешные иерархи (руководители) в бизнесе были способны внести
организованность в неструктурированную ситуацию и увидеть суть своей
организации. Такие руководители способны принимать решения. У
предпринимателей, однако, такая линия поведения не прослеживалась,- (кроме
того) успешный руководитель в бизнесе проявлял положительное отношение к
власти. А предприниматель по своему характеру, кратко говоря, не желает
признавать и подчиняться власти, проявляет неспособность работать под
руководством и, как следствие, стремится избежать такой ситуации».
Следовательно, нет ничего странного в том, что выдающийся
предприниматель становится не особенно эффективным менеджером. Организация,
которую создал предприниматель, в результате может даже распасться. В
исследованиях, проведенных по государственной линии, указывается, что на
практике большинство новых предприятий в бизнесе распадается, и основной
причиной их краха является плохое руководство, а не плохие идеи.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Организации, действующие в условиях
неустойчивости среды, просто не могут дожидаться изменений и затем на них
реагировать. Их руководители должны думать и действовать как
предприниматели. Предприимчивый менеджер активно ищет возможности и
намерение рискует, добиваясь изменений и совершенствования.
Крупные предпринимательские действия, которые сопряжены со значительным
риском для организации, требуют решений, которые выносятся на высший
уровень управления. Но решения эти обычно опираются на информацию и на
мысли, высказанные руководителями среднего звена. Если менеджеры среднего
звена не могут или не хотят рисковать в связи с возникновением новых идей,
— предпринимательская способность организации серьезно ограничивается.
Руководители на всех уровнях, даже младшие начальники, должны искать
возможности совершенствования работы и повышения эффективности своей
организации. Мастер, который разрабатывает и внедряет более эффективный
способ проведения конкретной операции, по духу своему такой же
предприниматель, как и руководитель предприятия, который решает вложить 10
млн. долл. в разработку новой продукции.
Быть предпринимателем нелегко, будь это собственное дело или работа в
структуре сложившейся компании. Как организации, так и общество стремятся
сопротивляться переменам, какими бы полезными они ни были.
Любое управление должно быть направлено на успех. Организация считается
добившейся успеха, если она достигла своей цели. Для того, чтобы оставаться
сильными и чтобы выжить большинству организаций приходится периодически
менять свои цели, выбирая их соответственно изменяющимся потребностям
внешнего мира. Поэтому почти все организации, существующие ради бизнеса,
периодически разрабатывают новые виды продукции или услуг для своих
потребителей.
Чтобы быть успешной в течение долгого времени, чтобы выжить и достичь
своих целей организация должна быть как эффективной, так и результативной.
По словам Питера Друкера, результативность является следствием того, что
«делаются нужные, правильные вещи» (doing the right things). А
эффективность является следствием того, что «правильно создаются эти самые
веши» (doing things right). И первое и второе одинаково важно. Все
компании, добившиеся значительных успехов, делали «правильные вещи», выбрав
цель, которая соответствовала какой-то важной потребности, существующей в
мире. В случае с «Федерал Экспресс» это была быстрая и надежная доставка
бандеролей. «Эппл» обеспечил производство недорогого, «дружественного»
пользователю компьютера. Кроме того, эти организации делали «свои вещи
правильно». Руководство «Федерал Экспресс» определило, как эффективно
доставлять бандероли. «МакДоналдс» определили способы приготовления
гамбургеров так, чтобы обеспечить невысокую себестоимость и устойчиво
высокое качество. «Ар Си Эй» же, наоборот, сделала правильную вещь, решив
создавать компьютеры, потому что спрос на них очевидно и резко возрастал.
Однако, в основном из-за невозможности привлечь высококвалифицированных
специалистов и найти свою нишу на рынке, «Ар Си Эй» не была достаточно
эффективной в конкуренции против «IBM».
Результативность, в том смысле, что «делаются правильные вещи»,
является чем-то неосязаемым, что трудно определить, особенно если
организация внутренне неэффективна. Но эффективность обычно можно измерить
и выразить количественно, потому что можно определить денежную оценку
входов и выходов, т.е. стоимость потребляемых ресурсов и выпускаемых
продуктов. Относительная эффективность организации называется
производительностью.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ - это отношение количества единиц на выходе к количеству
единиц на входе. Чем более эффективна организация, тем выше ее
производительность.
Ресторан, который готовит гамбургеры по себестоимости 60 центов и продает
их по цене 1 долл. за штуку, имеет производительность выше чем ресторан,
который готовит такие же гамбургеры по себестоимости 80 центов и продает их
по цене 1 долл. за штуку. Точно; так же и больница со стоимостью койко-дня
100 долл. является более производительной, чем больница, которая оказывает
медицинскую помощь такого же уровня и качества при стоимости койко-дня 125
долл. Отдел маркетинга, который увеличивает объем реализации товара и
повышает прибыль, не затрачивая при этом дополнительных средств, повышает
этим самым свою производительность. Точно так же, как и сборочная бригада,
когда она увеличивает выпуск продукции за час работы и при: этом делает это
без дефектов. Если же при увеличении объема выпускаемой продукции она имеет
более низкое качество, мы говорим о снижении производительности. То же
самое справедливо, если количество дефектов будет высоким. Таким образом,
ключевой составляющей производительности является качество.
Производительность на всех уровнях организации является критически
важным фактором для того, чтобы организация могла выжить и добиться успеха
в условиях конкуренции. Потенциальный потребитель, у которого есть свобода
выбора, естественно предпочтет продукцию более производительной организации
просто потому, что она имеет более высокую ценность. Больший объем продаж
дает более производительной организации больше денег для того, чтобы
вложить их в ресурсы, включая лучшие заводы, лучшее оборудование, лучшую
технологию, что может и в дальнейшем способствовать повышению
производительности. И если разрыв становится большим, то менее
производительные организации в конечном итоге потерпят крах.
Менеджеры решают:
1. какими должны быть цели в области производительности организаций;
2. какие методы получения продукции будут использованы в организации;
3. какие формы стимулирования будут применяться в организации, для
того, чтобы заинтересовать рабочих в повышении производительности.
Управленческие решения представляют собой лишь идеи, мысли. А цель
управления – это выполнение реальной работы реальными людьми. Успешным
решением считается такое, которое реализуется практически – превращается в
действие результативно и эффективно.
Пять причин неудач в карьере руководителей
Изучая в течение пяти лет опыт 2500 руководителей, Сьюзен Доннелл
выявила пять причин, в соответствие с которыми некоторые руководители
взбираются по лестнице своей карьеры в организации только для того, чтобы
потом упасть.
1 Их толкает вверх потребность получать более высокое жалованье.
Руководители-неудачники имеют большое желание получать высокое жалование и
иметь личный комфорт. Их целью является не достижения их подразделений, а
то, что нужно сделать для получения более высокой зарплаты.
2. Их слишком волнуют символы их положения. Рабочий стол, кабинет,
машина и дом руководителя, который не добивается успеха, обычно забиты
атрибутами и символами их статуса. Если руководитель во что бы то ни стало
стремится обзавестись этими символами, это – дурной знак.
3.Их волнуют прежде всего собственные персоны. «Плохой руководитель
заботится о себе хороший — о своих людях». Когда есть возможность воздать
должное работе подчиненного или присвоить заслугу самому, неуспешный
руководитель быстро присваивает все лавры себе.
4. Они самоизолируются. Плохой руководитель рано - или поздно
изолирует себя от других. Он занят своей персоной и любит проводить
время в одиночестве, постепенно теряя всякое общение с окружающими и
подчиненными. Когда руководитель изолируется от повседневной текущей
информации, это — обычно плохой знак. Они скрывают мысли и чувства.
Подчиненные хотят и должны знать, что думает и чувствует их
руководитель. Один из самых верных способов отвернуть от себя людей,
это сказать им: «У меня по этому поводу никаких мыслей нет. Делайте,
как сами считаете, может быть что-нибудь и вы идет». Неуспешные
руководители также пытаются скрывать свои эмоции. Они стараются
спрятать свой гнев и свои страхи
НЕОБХОДИМОСТЬ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА. Поскольку все организации имеют
много общих характеристик, можно разработать модели и диаграммы факторов,
влияющих на успех организации. Однако обобщенная концепция, при всей ее
полезности и правомерности, слишком уж неточна, чтобы применяться
безоговорочно. Различие между организациями, которые обычно называют
ситуационными переменными, распадаются на две основные категории:
внутренние и внешние переменные.
Внутренние переменные являются характе

Новинки рефератов ::

Реферат: Метод Симпсона (Математика)


Реферат: Электролитная обработка полосы (Металлургия)


Реферат: Виды и роль эмоций в жизни человека (Психология)


Реферат: Блок усиления мощности нелинейного локатора (Радиоэлектроника)


Реферат: Конструирование и технология производства ЭВА (Технология)


Реферат: Особенности сельскохозяйственной проблематики в современный период. Структура, типология аграрной прессы; формы и методы пропаганды (Сельское хозяйство)


Реферат: Консолидирование бухгалтерского учета (Бухгалтерский учет)


Реферат: Автоматизация рабочего места менеджера по учету товара (Программирование)


Реферат: Страховой менеджмент (Страхование)


Реферат: Патриарх Никон и церковная реформа (Религия)


Реферат: Защита организмов от радиации (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Программирование элементов разветвляющейся структуры (Компьютеры)


Реферат: Учет основных средств и анализ их использования на АО "УралАЗ" (Аудит)


Реферат: Группа как саморазвивающаяся система (Психология)


Реферат: Олимпийские игры 1900 года (Физкультура)


Реферат: Скоростно-силовая подготовка (Физкультура)


Реферат: Васнецов Виктор Михайлович (Искусство и культура)


Реферат: Великий год России. Исторические портреты женщин Отечественной войны 1812 г. (История)


Реферат: АПК Республики Беларусь (Право)


Реферат: Анализ производства и реализации продукции (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист