GeoSELECT.ru



Мифология / Реферат: Религии Древнего Востока (Мифология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Религии Древнего Востока (Мифология)



Содержание:
1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Религия и религиоведение…………………………………………………4
1. Основные функции религии……………………………………………..4
2. История изучения религии………………………………………………6
3. Восток: общество и религия……………………………………………….6
1. Возникновение и ранние формы религии………………………………8
2. Религиозные системы древних обществ Ближнего Востока………….8
4. Монотеистические религии………………………………………………..9
1. Иудаизм…………………………………………………………………...9
2. Христианство……………………………………………………………10
3. Ислам (Коран, символ веры, обряды и праздники)…………………..11
4. Ислам в России………………………………………………………….15
5. СМИ и Ислам……………………………………………………………17
5. Религии Древней Индии………………………………………………….17
1. Брахманизм……………………………………………………………...18
2. Джайнизм………………………………………………………………..19
3. Буддизм………………………………………………………………….20
6. Религия в Древнем Китае………………………………………………...21
1. Конфуций и конфуцианство…………………………………………...22
2. Даосизм………………………………………………………………….22
3. Китайский буддизм и религиозный синкретизм……………………..23
7. Буддизм и синтоизм в Японии…………………………………………..24
1. Ламаизм…………………………………………………………………25
8. Заключение……………………………………………………………….25
9. Список литературы………………………………………………………27



1. Введение.

Комплекс неполноценности, вызванный в своё время, особенно в XIX веке,
наглядным сравнением отсталой Азии с передовой Европой, ныне остался в
далёком прошлом. Традиционная структура Востока, опирающаяся на
установившиеся веками нормы великих цивилизаций, в свою очередь
санкционированные и освещённые религиями, снова выходит на передний план
и даже укрепляется в новых условиях. Заимствовав кое-что из западного
стандарта, и отвергнув этот стандарт в целом, современный Восток вернулся
“на круги своя” и именно с этих привычных традиционных позиций стремится
к развитию. Пусть не к такому, как на Западе. Можно довольствоваться
намного меньшим, лишь бы при этом не утерять своего, - таково, примерно,
кредо многих стран современного Востока. И роль религии при этом
первостепенна.
Дело в том, что мощные пласты тысячелетних религиозных традиций
продолжают действовать, и видимо, будут ещё долго оказывать серьезное
влияние на самосознание, образ жизни и политику большинства стран
Востока. И в первую очередь всё это относится к миру ислама.
Возрождение религии как нормы общественного сознания и
самоидентификации народов – особенно из числа тех, кто вчера ещё был
жёстко придавлен имперской идеологией, – не только очевидный рост, но и
угрожающий соседям процесс. Активизация религий во всём современном мире
не случайно связана, прежде всего с оживлением исламского
фундаментализма, причём очень часто в его крайне экстремистской форме.
Это обусловлено, прежде всего тем, что из всех известных мировых религий
ислам – наиболее сильная и агрессивная. Иными словами, всё опять-таки
восходит к внутренней сущности религии, к её потенциальности, мощности и
агрессивности.


2. Религия и религиоведение.

Что такое религия? Как и когда она возникла? В чём её смысл и
сущность? На протяжении многих веков лучшие умы человечества стремились
найти рациональное объяснение причин возникновения столь специфической,
иллюзорно-мистической, иррациональной формы мышления. За это время
сложилась, оформилась специальная отрасль знания – религиоведение, не
имеющее ничего общего с теологией. Цель религиоведения – серьёзный анализ
всей совокупности проблем происхождения, сущности и функций религии, её
места в обществе, истории, культуре, её объективной роли на протяжении
тысячелетий и в современном мире. Иными словами, её цель – познать и понять
религию как форму общественного сознания, как социальный феномен.
Укрепляясь в сознании людей, фиксируясь в памяти поколений, становясь
частью культурного потенциала народа, страны или даже многих стран, система
религиозных верований – религия – приобрела тем самым определённые
социально-политические и культурно-этические функции.

2.1 Основные функции религии.

Наиболее характерной для религии является компенсирующая функция.
Выступая в роли всё объясняющего покровителя и утешителя, посредника между
слабостью человека и всесилием природных стихий, религиозная концепция уже
в самой её ранней и примитивной модификации была призвана предохранить от
злого воздействия непознанных внешних сил и в то же время научить, как
избежать такого воздействия, защититься от него, задобрить злые силы.
Религия компенсировала бессилие человека, ограниченность его знаний,
несовершенство социального устройства. Суть функции: в религии люди, и
особенно религиозно активные слои населения (отшельники, аскеты, монахи,
суфии и т.п.) искали путь к спасению от несовершенства земного
существования, к избавлению от страданий, к бессмертию, слиянию с
Абсолютом, к вечной жизни на небесах и т.п.
Компенсирующая функция религии тесно связана с другой её функцией –
интегрирующей. Социальная значимость её особенно важна. Объединяя людей в
рамках санкционированного ею мировоззрения, любая религиозная концепция
освещает сложившиеся нормы и существующие порядки и тем содействует
социальной, идейной и политической интеграции. Суть функции: преданность
той или иной системе религиозных норм.
Третьей важной функцией религии является регулирующе-контролирующая.
Религия приспосабливает к своим потребностям (либо создаёт заново)
соответствующие её нормам системы духовных и этических ценностей, ритуалы и
церемонии, праздники и обряды, стереотипы поведения и т.д. В этой функции
религия вплотную смыкается с культурной традицией, осуществляя над ней
верховный идеологический контроль, регулируя её принципы и практику. Даже
тогда, когда другие функции ослабевают и отступают под давлением
современной науки, эта функция позволяет той или иной религиозной доктрине
цепко держать, используя инерцию традиций, многие стороны жизни людей,
особенно на Востоке.
Наряду с перечисленными, религия имеет и ряд других функций, важных
для понимания её роли в обществе. Одна из них – её можно условно назвать
экзистенциальной – касается философского аспекта религиозной концепции, то
есть стремления религиозных теоретиков объяснить место человека в этом
мире, его существование в мире ином, а также связанные с этим проблемы
жизни и смерти, бытия и небытия.
Ещё одна политическая функция служит делу освещения власти,
обожествления правителя и его верховных прерогатив.



2.2 История изучения религии.

Первые попытки понять сущность религии и причины её возникновения
относятся к античной древности. Ещё в середине I тысячелетия до Н.Э.
греческие философы, одними из первых обратили внимание на то, что
религиозные представления не имманентно присущи человеку, что люди выдумали
своих богов. Древние философы полагали, что это было сделано, чтобы внушить
людям страх, заставить их выполнять законы. Страх перед грозными явлениями
природы, как считал Демокрит, лежит в основе религии.
Одним из первых потряс слепую веру в церковные догмы на рубеже XVII
века Ф. Бекон, сравнивший ум человека с кривым зеркалом, искажающим
реальность, и тем давший толчок, к прямой критике религии. Соотечественник
Бекона – англичанин Т. Гоббс заявил, что именно страх перед невидимой
силой, воображаемой на основании выдумок, допущенных государством,
называется религией. Невежество и страх породили религию.
Ещё резче обрушился на религию голландский философ Б. Спиноза. Истоки
религии Спиноза видел в неуверенности человека в своих силах, в постоянных
колебаниях его между надеждой и страхом.
Идеи XVII века подготовили почву для расцвета в XVIII веке ещё более
разоблачительной критики религии. П. Гальбах считал религию вымыслом,
созданным человеческим воображением. П.С. Марешаль сравнил религию с
наркотиком, с опиумом, обратив при этом внимание на силу религиозной
традиции.

3. Восток: общество и религия.

В современном мире Восток играет всё более заметную роль. Почти все
страны традиционного Востока в наши дни переживают мучительный процесс
внутренней трансформации. В ходе этого процесса на передний план энергично
выдвигается национально-культурная традиция, защитно-охранительные функции
которой опираются на религию как символ национального сопротивления. В этом
смысле значимость и актуальность изучения религий и культурных традиций
Востока вне сомнений.
В своё время, несколько столетий назад, страны Востока – в первую
очередь Южного (Индия), Юго-Восточного и тем более Дальнего (Китай) –
представлялись европейцам царствами сказочной роскоши, редких и ценных
продуктов. Позже, когда эти страны были открыты и изучены, на передний план
вышли представления об отсталости и закостенелости Востока. Пытаясь
объяснить это явление, первые европейские востоковеды начали энергично
изучать страны Востока, их историю, культуру, религию, социальный строй,
политические институты, семейные связи, нравы, обычаи и т.п.
Именно религия и санкционируемая ею традиция во многом определяет
облик той или иной цивилизации. В жизни общества, в истории и культуре
народа она играла высокую роль: и христианство, и ислам, и индо-буддизм, и
конфуцианство – все эти доктрины вкупе с местными религиями типа даосизма,
синтоизма, джайнизма настолько чётко определили лицо цивилизации, что могут
считаться её “визитной карточкой”. Особенно это относится к религиям и
цивилизациям Востока.
И это не только потому, что восточных религий и цивилизаций много, а
западная лишь одна (христианство). Здесь существеннее другое: в современном
мире, столь остро ощущающем процесс развития и стремление развивающихся
стран уравняться с развитыми, страны Запада уверенно задают тон в сфере
технического прогресса.
Итак, современный Восток более религиозен и традиционен, нежели
Запад, причём не только вследствие меньшей развитости, но также и потому,
что национально-религиозная традиция для него – защитный панцирь,
позволяющий сохранить своё национальное “Я”, своё этническое лицо, свои
нравы и обычаи.

3.1 Возникновение и ранние формы религии.

Истоки первых религиозных представлений предков современного человека
тесно связаны с возникновением у них ранних форм духовной жизни. Возможно,
что ещё до завершения процесса “разумности” тысячелетиями накопленная
практика охоты или погребения покойников уже формировала у членов
первобытного стада нормы поведения.
Во-первых, практика захоронений. Пещерный “разумный” человек хоронил
своих близких в специальных погребениях, покойники проходили через обряд
определённой подготовки их к загробной жизни: тело их покрывали слоем
красной охры, рядом клали предметы обихода, украшения, утварь и т.п. Это
означает, что хоронивший своих умерших коллектив уже имел зачаточные
представления о загробном существовании.
Во-вторых, практика магических изображений в пещерной живописи.
Подавляющее большинство известных науке пещерных рисунков – это сцены
охоты, изображения людей и животных, либо людей, ряженных в животных.
Тотемизм возник из веры той или иной группы людей в их родство с
определённым видом животных или растений. Постепенно он превратился в
основную форму религиозных представлений возникающего рода. Члены родовой
группы верили в то, что они произошли от предков, сочетавших в себе
признаки людей и их тотема.
Анимизм – вера в существование духов, одухотворение сил природы,
животных, растений и неодушевлённых предметов, приписывание им разума и
сверхъестественного могущества.

3.2 Религиозные системы древних обществ Ближнего Востока.

Первые в истории человечества очаги цивилизации и государственности
появились на Ближнем Востоке. Сложившиеся, в первую очередь в пойме
Двуречья, ранние надобщинные политические структуры являли собой на рубеже
IV-III тысячелетия до Н.Э. небольшие административные образования типа
городов-государств. Храм каждого из городов-государств посвящался
конкретному божеству.
Религиозная система Древнего Египта. В Египте не было традиции
автономного существования городов-государств. Правитель – Фараон был
обоготворён, считался сыном бога солнца и почитался как символ
благосостояния и процветания страны. Пирамиды – символ древнего Египта,
символ степени обожествления его фараонов.

4. Монотеистические религии: Иудаизм.

Все три монотеистические религиозные системы, известные истории
мировой культуры, тесно связаны друг с другом, вытекают одна из другой.
Первая и древнейшая из них – иудаизм, религия древних евреев.
История древних евреев и процесс формирования их религии известны в
основном по материалам Библии, точнее, по её древней части – Ветхого
Завета. В начале II тысячелетия до Н.Э. евреи были политеистами, то есть
верили в различных богов и духов, в существование души. В каждой более или
менее крупной этнической общности был свой главный бог, к которому
апеллировали в первую очередь. Яхве был одним из такого рода божеств –
покровителем и божественным предком одного и колен иудейского народа. Позже
культ Яхве стал выходить на первое место, оттесняя других. Яхве хранит свой
народ и открывает ему все пути.
Итак, квинтэссенция Ветхого Завета – в идее богоизбранничества. Бог
един для всех – великий Яхве. Но всемогущий Яхве из всех народов выделил
один – еврейский.
Иудаизм не только резко выступал против многобожия и суеверий, но и
был религией, не терпящей существования наряду с великим и единым Богом
никаких других богов и духов. Отличительная черта иудаизма выражалась в его
исключительной вере во всемогущество Яхве.
Иудаизм евреев диаспоры. Разгром храма (7-ой год) и разрушение
Иерусалима (133-й) положили конец существованию древнееврейского
государства и вместе с ним – древнему иудаизму. В диаспоре возникла иная
религиозная организация – синагогальная. Синагога – молитвенный дом, своего
рода религиозный и общественный центр еврейской общины, где раввины и иные
знатоки Торы толкуют священные тексты и молятся Яхве.
В иудаизме евреев диаспоры большое внимание уделялось ритуалам
обрезания, омовений, постов, строгому соблюдению обрядов и праздников.
Правоверный еврей должен потреблять только кошерное мясо (не свинину). В
дни пасхальных праздников полагалось есть мацу – пресные лепёшки без
дрожжей и соли. Евреи отмечали праздник судного дня, иам-кинур (осенью).
Иудаизм сыграл определённую роль в истории культуры, в частности
восточных культур. Через христианство и ислам принципы монотеизма стали
широко распространятся на Востоке. Страны и народы Востока, особенно
Ближнего, тесно связанного с иудаизмом общими корнями и культурно-
генетической близостью. Иудаизм оказывал непосредственное влияние с помощью
евреев диаспоры. Иудаизм получил распространение у части горцев Кавказа, в
Средней Азии, в Эфиопии.
С течением времени он всё более замыкался в рамках своих общин и
обособился от окружавших его религий. Существуя главным образом в
христианской или исламской среде, иудаизм практически оказывался лишь
наиболее ранним вариантом господствующей религии.

4.2 Христианство в странах Востока.

Христианство – наиболее распространённая и одна из самых развитых
религиозных систем мира. Это, прежде всего, религия Запада. Но христианство
тесно связано с Востоком и его культурой. Оно многими корнями уходит в
культуру древнего Востока, откуда оно черпало свой богатый мифопоэтический
и ритуально-догматический потенциал.
Как религия появилась сравнительно поздно, в условиях уже развитого
общества с острыми социальными, экономическими и политическими
противоречиями.
Основная идея христианства – идея греха и спасения человека. Люди
грешны перед Богом, и именно это уравнивает их всех.
Кроме русской, остальные православные церкви, оказавшиеся в сфере
господства исламского мира, не получили широкого влияния. Под их духовным
воздействием находились лишь греки, часть южных славян, румыны.
Коптская монофизитская церковь сложилась в Египте – настаивала на
единой божественной сущности Христа. Армяно-григорианская близка к греко-
византийскому православию, викториане – последователи епископа
константинопольского Нестория – своеобразные предтечи православия. Римско-
католическая церковь связана с Востоком сравнительно поздним временем и
сводится к миссионерскому движению (Азия, Африка, Океания).
В целом христианство в лице различных церквей и сект является, не
едва ли наиболее распространённой мировой религией, доминирующеый в Европе
и Америке, имеющей весомые позиции в Америке и Океании, а также в ряде
регионов Азии. Однако именно в Азии, то есть на Востоке, христианство
распространено слабее всего.

4.3 Ислам.

Ислам – третья и последняя из развитых монотеистических религий. Она
также возникла на Ближнем Востоке, своими корнями уходила в ту же почву,
питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях, что и
христианство и иудаизм. Эта религиозная система сложилась на базе двух её
предшественников. Священной книгой мусульман является Коран.
Ислам сыграл огромную роль в истории и культуре не только арабов, его
первых адептов, но и всех народов ближневосточного региона, а также
иранцев, тюрков, индийцев, индонезийцев, многих народов средней Азии,
Кавказа, Поволжья, Балкан, части населения Африки. Ислам возник в среде
арабов, коренных жителей Аравии.
Краеугольным камнем религиозной теории мусульман, основным кредо
ислама является широко известная фраза: “Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед
пророк его”. Здесь только один Аллах – Бог единственный и безликий, высший
и всемогущий, творец всего сущего и его верховный судья. Роль Мухаммеда в
возникновении ислама трудно переоценить. Именно он был основателем новой
религии, определил её основные параметры, сформулировал суть её принципов и
придал ей её неповторимую специфику.

Коран.

Основные идеи и принципы вероучения Мухаммеда зафиксированы в Коране
– священной книге мусульман. Основное содержание также тесно связано с
Библией, как и сам ислам близок к иудео-христианству. Текст Корана
отрывочен и нередко противоречив, хотя в пределах отдельной главы
чувствуется стремление сохранить единство темпа и сюжета. Противоречия в
тексте легко объяснить: изрекая истины в экстатическом или близком к нему
состоянии, пророк не мог быть строго логичным. Коран состоит из 114 разных
по характеру и объёму глав. Если исключить первую из них, небольшую
молитву, то все остальные 113 сур (глав) расположены в нём в порядке
убывающего объёма, так что последние из них состоят всего из нескольких
строк. В этих главах можно найти рассуждения о порядке развода, рассуждения
о мироздании, о взаимоотношениях с миром сверхъестественных сил. Много
места уделяет Коран основам мусульманского права, встречаются в нём и
мифологические сюжеты. Словом Коран, как и Библия – своего рода
божественная энциклопедия, “книга книг”, свод знаний, заповедей и
инструкций. Около четверти текста Корана посвящено описаниям жизни и
деятельности различных пророков.

Символ веры ислама.

Коран и Сунна (предание) были доступны не каждому. До широких масс
простого народа, неграмотных крестьян заповеди ислама доходили лишь в
устной форме проповедей и в виде священных заповедей.
Основных обязанностей мусульманина ислам насчитывает пять:
исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж.
Принцип исповедания – центральный в исламе. Чтобы стать
мусульманином, достаточно соблюсти именно его, то есть торжественно
произнести фразу о том, что нет Бога кроме Аллаха и Махаммед пророк его.
Молитва – обязательный каждодневный пятикратный ритуал, от которого
могут быть освобождены лишь больные, немощные и малые дети. Молитву
полагается совершать на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и
перед сном. Чаще всего её совершают индивидуально. Молитву совершают в
одежде, в чистом месте, на специальном коврике и обратившись в сторону
Мекки. Мусульманин во время молитвы Аллаха ни о чём не просит.
Пост. Один главный и обязательный пост, но зато он длится целый месяц
(рамазан, рамадан). На протяжении всего месяца, кроме детей и больных, с
рассвета до заката солнца не имеют права ни есть, ни пить, ни тем более
развлекаться и курить. После заката и перед восходом, - едят и пьют весьма
умеренно.
Милостыня. Каждый имущий обязан раз в году делиться своими доходами,
выделяя часть их в качестве милостыни в пользу бедных. Милостыня собиралась
специальными сборщиками, её не редко раздавали в дни праздников натурой.
Хадж – пятый и последний из обязательных столпов веры. Каждый
здоровый мусульманин раз в жизни может посетить святые места в Мекке и
поклониться Каабе. Кроме того, каждый паломник приносит жертву.

Исламские обряды и праздники.

Один из основных обрядов – суннат (обрезание). Мальчиков примерно в
семилетнем возрасте подвергали этой операции. В исламе обряд обрезания 7-
летних мальчиков служит своего рода религиозным символом принадлежности и
считается обязательным. Этот обряд символизирует взросление ребёнка,
переход его в новое, “взрослое” состояние. Вытерпеть боль – дело чести
мальчика. После обрезания мальчик более уже не возвращался на женскую
половину дома: его отделяют от сестёр и приобщают к мужчинам дома (семьи).
Ещё один важный семейный обряд – свадьба. Молодых венчает один из
служителей ислама.
Торжественно, со специальными ритуальными обрядами, отмечается в
семье мусульманина и рождение ребёнка, особенно сына. И, наконец, последний
из серии обрядов – похороны. Этот обряд совершается обычно в день смерти и
исполняется с участием духовных лиц.
Все семейные обряды мусульман сопровождаются праздниками. Один из
всеобщих религиозных праздников – ураза-бойрам, праздник разговенья.
Длится 3 дня.
Другой большой мусульманский праздник приходится на 7-ой день после
окончания поста. Это – курбан-байрам, великий праздник жертвоприношения.
Снова режут скот в честь Аллаха и во имя райского будущего. Этот праздник
тянется не менее 4-х дней.
Ещё один праздник, связанный с памятью пророка – раджаб-байрам,
праздник в честь великого вознесения Мухаммеда. Другой праздник приходится
на 27-й день месяца рамазана, то есть на конец поста. В честь него –
обильные пиршества не устраиваются – всё-таки ещё пост. Мусульмане в этот
день усиленно молятся, обращаясь к Аллаху и читая Коран.

4.4 Ислам в России.

Российская Федерация – государство с безусловно преобладающим русским
этносом, с соответствующей культурно-конфессиональной доминантной. Ислам,
несмотря на глубокие исторические корни, многовековое присутствие на
нынешней территории России, на инкорпорированность в российскую
субцивилизацию, является религией меньшинства. Это, в конечном счёте, и
определяет место мусульман в конфессиональном и этнополитическом ландшафте
российского общества.
С другой стороны, положение ислама в российской культурной традиции,
а мусульман в российском обществе неординарно и “весьма значимо”.
В Российской империи, а затем в Советском Союзе сложились три
обширных, устойчивых мусульманских ареала: собственно российские мусульмане
– татары, башкиры, частично исламизированные древние народы Поволжья, в
силу ряда причин подвергшихся более или менее жёсткой ассимиляции;
мусульмане Северного Кавказа, которые, несмотря на постоянную с момента
вхождения в состав Российской империи борьбу за политическую независимость
и этнокультурную самобытность, постепенно включались в российское общество;
мусульмане Средней Азии, позже других вошедшие в состав империи и
сохранившие этнокультурную и конфессиональную самостоятельность, образ
жизни и традиционные экономические уклады, что в конечном счёте позволяет
рассматривать их в качестве своего рода “ассоциированного члена”
российского, а затем советского общества. Отношение к мусульманам было
лучше и терпимее, чем отношение к исламу. Неоднозначно отношение самих
мусульман к России: одни согласны с тем, что совместное проживание в одном
государстве оказалось продуктивным, другие настаивают на чуждости ислама
российской традиции, считая оптимальным их раздельное существование, что на
практике может быть реализовано лишь в форме выхода мусульман из состава
России.
В России проживает от 11 до 22 млн. мусульман, принадлежащих к более
чем 40 этносам.
Крупнейшими мусульманскими этносами России являются:
Татары – свыше 5 млн. (3,8% общей численности населения и второе место
после русских);
Башкиры – свыше 1 млн.;
Чеченцы – около 1 млн.;
Аварцы – свыше 0,5 млн.;
Кабардинцы – свыше 360 тыс.;
Даргинцы – около 300 тыс.;
Ингуши – свыше 170 тыс.
Кроме того, в России проживают свыше 1 млн. азербайджанцев, до 1 млн.
казаков, а также десятки тысяч узбеков, киргизов, таджиков.
Все они с полным основанием могут быть отнесены к верующим. Да и
критерии того, кого следует считать верующим, до сих пор не обрели строгих
научных определений. Тем не менее, есть основание считать, что подавляющее
большинство представителей мусульманских этносов всё-таки может быть
отнесено к носителям исламской конфессионально-культурной традиции.
В условиях, когда христианская Россия оказалась перед проблемой
сохранения в системе международных отношений статуса великой державы,
вполне допустима ситуация, при которой стабильность и развитие её отношений
с мусульманским миром может стать одним из существенных факторов
поддержания её авторитета и независимого от Запада политического курса.
В свою очередь, мусульманские государства заинтересованы в
существовании сильной России, способной хоть как-то ограничивать военно-
политическое господство Запада.

4.5 СМИ и Ислам.

Данные о положении дел в мусульманской общине можно почерпнуть из
обычных, Российских средств массовой информации. Наиболее интересные и
пространные посвящённые исламу печатаются в “Независимой газете”, которая с
1997 года издаёт специальное приложение “НР-религии” с отдельной
мусульманской страницей. Обращаются к исламу либеральные “Известия”,
“Сегодня”, “Московский комсомолец”, еженедельник “Московские новости”,
“Завтра”, “Советская Россия”, “Аль-кодс” и др.


5. Религии Древней Индии.

И всё же даже по сравнению с мусульманским Ближним Востоком Индия –
подлинное царство религии. Религиозные системы Индии – если сравнить их с
ближневосточно-средиземноморскими монотеистическими – в ряде аспектов,
особенно в связи с проблемами онтогенеза, изначального единства макро- и
микромира, природы и человека и т.п. представляются более глубокими и
философски насыщенными. В них разум явно господствовал над свойственной
монотеизму слепой верой во всемогущество великого Бога.
Важная особенность индийских религий – их интровертивность, то есть
явственная обращённость вовнутрь, акцент на индивидуальный поиск, на
стремление и возможности личности найти собственный путь к цели, спасения и
освобождения для себя.
Интровертивность религиозной культуры оказала огромное влияние на
психологию и социальное поведение индийцев, склонных интересоваться
туманными абстракциями и погружаться в глубокий самоанализ.

Боги Ригведы (Пантеон Вед)

Ригведа – самхита из 1028 гимнов, собранных в 10 разделах-мандалах.
Каким же богам молились, приносили жертвы жители древней Индии? Старейшим
из них был Дьяус – бог неба, отец богов. Центральной и наиболее популярной
фигурой ведического пантеона был их первенец Индра – бог тепла и света,
дождя и бури. Очень известным и почитаемым ведическим богом был Агни – бог
огня. Он считался покровителем семьи и дома, дарителем счастья и здорового
потомства, был всеми любим.
Важное место занимал Сама – бог опьяняющего напитка, необходимого для
церемонии жертвоприношения. Менее известным и почитаемыми были жёны богов.
Лишь немногие играли самостоятельную роль в пантеоне.

5.1 Брахманизм.

Брахманизм как система религиозно-философских взглядов и ритуально-
культовой практики – прямой наследник ведической культуры. Однако
брахманизм – явление уже новой эпохи. Появились сословия – варны брахманов
(жрецов), кшатриев (воинов), вайшья (земледельцев, торговцев) и шудра
(рабов). Сословие жрецов занимало ведущие позиции: жрецы-брахманы приносили
жертвы богам, совершали обряды, держали в своих руках монополию на
грамотность, священные тексты, знания.
Усилиями жрецов-брахманов были составлены так называемые брахманы –
прозаические тексты.
Итак, брахманы-жрецы, появившиеся идеи верховного Брахмана-Абсолюта –
всё это привело к формированию брахманизма – религии древних брахманов.
Формирование этой религии сопровождалось резким повышением статуса
самих брахманов. Брахманы за совершавшиеся ими обряды жертвоприношения
получали плату: считалось, что без этого жертва бесполезна. Согласно
брахманам – комментариям, существовали 4 формы платы: золотом, быками,
лошадьми и одеждой.

5.2 Джайнизм.

Джайнизм сыграл не малую роль в истории, культуре Индии.
Возникновение этого учения связывается с именем Махавиры Джины, жившего в
VI веке до Н.Э. В начале последователи Джины были лишь аскеты, которые
отказались от всего материального ради великой цели спасения, освобождения
от кармы. Все члены ранней общины джайнов – миряне, жрецы, аскеты-монахи,
мужчины и женщины – подчинялись некоторым общим законам, соблюдали
определённые нормы поведения и запреты.
Учения джайнов исходили из того, что дух, душа человека выше его
материальной оболочки. Достичь спасения и полного освобождения душа может,
если она освободится от всего материального. Мир состоит из двух вечных
несоздаваемых категорий: дживы (душа) и адживы (неживое, материальное
начало).
Доктрина джайнов интровертивна, то есть ориентирована на
индивидуальный поиск спасения для каждого в отдельности.



5.3 Буддизм в Индии.

Буддизм как религиозная система несравненно значительнее джайнизма.
Появление его легенда связывает с именем Гаутамы Шакьямуни, известному миру
под именем Будды, просветленного.
Учение Будды. Жизнь есть страдание. Рождение и старение, болезнь и
смерть и т.д. – всё это страдание. Оно происходит от жажды бытия,
созидания, власти, вечной жизни. Уничтожить эту ненасытную жажду,
отказаться от желаний – вот путь к уничтожению страданий. Будда разработал
подробный восьмиступенный путь, метод постижения истины и приближения к
нирване.
Буддизм Махаены в первые века нашей эры довольно быстро
распространился в Средней Азии, проник в Китай, через него – в Корею и
Японию, даже во Вьетнаме. В некоторых из этих стран буддизм стал играть
очень важную роль, в других превратился в государственную религию. В индии
же к концу I тысячелетия, буддизм и вовсе практически престал играть сколь-
нибудь заметную роль в её истории и культуре, в жизни её народа. На смену
ему пришел индуизм.

Индуизм.

В процессе соперничества буддизма с брахманизмом, как результат
продолжения возник индуизм. На высшем уровне религиозной системы индуизма
учёные брахманы, аскеты, монахи, йоги сохраняли и развивали тайный смысл их
доктрин. Народный индуизм воспринял и сохранил древние представления о
карме с её этической основой, о святости вед. В упрощённом и переработанном
для нужд широких народных масс индуизма на передний план вышли новые
божества, новые ипостаси древних богов.

Важнейшими из богов индуизма считаются трое – Брахма, Шиву, Вишну. Они
как бы поделили между собой основные присущие верховному богу функции –
созидательную, разрушительную и охранительную.
Жрецами индуизма, носителями основ его религиозной культуры,
ритуального обряда были члены брахманских каст. Как в системе индуизма, так
и в социально-политической структуре Индии, брахманы по-прежнему занимали
видное место. Из их числа цари выбирали себе советников и чиновников.
Брахманы были домашними жрецами в богатых семьях.
Во время обрядов домашний жрец-брахман выполняет все необходимые
ритуальные действия прямо в доме.
Свадебный обряд наиболее торжественен: молодые обходят вокруг
жертвенного огня, в который бросают различные продукты, и только после
этого брак считается заключённым. Обряд похорон тоже отличается
особенностями. В Индии нет кладбищ – только священные места.

6. Религия в Древнем Китае.

Если Индия – царство религий, то Китай являет собой цивилизацию иного
типа. Истинный китаец выше всего ценил как раз материальную оболочку, то
есть свою жизнь. Величайшими и общепризнанными пророками здесь считались
прежде всего те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятой нормой,
жить ради жизни.
В Китае тоже есть высшее божественное начало – Небо. Но китайское Небо
– это не Яхве, не Иисус, не Аллах, не Будда. Это высшая верховная
всеобщность, строгая и безразличная к человеку. Её нельзя любить, с ней
нельзя слиться, ей невозможно подрожать. В системе китайской мысли
существовали, кроме Неба, и Будда, и Дао.
Жрецов Древний Китай не знал. Обязанности первосвященника в ритуалах
исполнял сам правитель, а функции ассистировавших ему жрецов выполняли
служившие правителю чиновники. Эти жрецы-чиновники в первую очередь были
чиновниками гос.аппарата, помощниками правителя. Жреческие функции они
обычно выполняли в дни обрядов и жертвоприношений.
6.1 Конфуций и конфуцианство.

Конфуций (551-479гг. до Н.Э.) родился и жил в эпоху больших
социальных и политических потрясений, когда Китай находился в состоянии
тяжёлого внутреннего кризиса. Выступив с критикой своего века и высоко
ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создал
свой идеал совершенного человека – цзюнь-цзы. Высокоморальный цзюнь-цзы
должен был обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами:
гуманностью и чувством долга. Истинный цзунь-цзы безразличен к еде,
богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде.
“Благородный человек” Конфуция – умозрительный социальный идеал,
назидательный комплекс добродетелей. Общество должно состоять из двух
основных категорий: верхов и низов – тех, кто думает и управляет, и тех,
кто трудится и повинуется. Такой социальный порядок Конфуций и второй
основоположник конфуцианства – Мэн-цзы считали вечным и неизменным.
Успехам конфуцианства в немалой степени способствовало и то, что это
учение базировалось на слегка изменённых древних традициях, на привычных
нормах этики и культа.
Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало
большим, нежели просто религия. Конфуцианство – это также и политика, и
административная система, и верховный регулятор экономических и социальных
процессов – основа всего китайского образа жизни. В течение двух с лишним
тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их
убеждения, психологию, поведение, мышление, речь.

6.2 Даосизм.

Даосизм возник в Китае практически одновременно с учением Конфуция в
виде самостоятельной философской доктрины. Основателем философии даосов
считается древнекитайский философ Лао-цзы. В центре доктрины – учение о
великом Дао, всеобщем законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всём,
всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него.
Познать Дао, следовать ему, слиться с ним – в этом смысл, цель и счастье
жизни.

6.3 Китайский буддизм.

Буддизм проник в Китай из Индии. Распространяясь и укрепляясь,
буддизм подвергался значительной китаизации. Уже в IV веке китайские
буддисты, пытались доказать, что Будда – воплощение Дао. Дао-ань – первый
известный китайский патриарх буддизма. Он ввёл для китайских буддистов-
монахов фамильный знак Ши. Вторым после Дао-аня авторитетом китайских
буддистов был Хуэй-юань. Китаизация буддизма в его деятельности проявилась
в установлении культа Будды Запада-Амитабы. Буддизм просуществовал в Китае
почти 2 тысячелетия. Он оказал огромное воздействие на традиционную
китайскую культуру (искусство, литература, архитектура).

Религиозный синкретизм в Китае.

Система синкретизма складывалась, прежде всего, на нижнем уровне, в
рамках народных верований и обычаев. Среди необразованного крестьянства и
малограмотных горожан она господствовала практически абсолютно. Средний
китаец обычно не видел разницы между тремя религиями. На верхнем уровне
тоже наблюдалось некоторое сближение и взаимовлияние доктрин.
Система в целом вобрала в себя все основные особенности духовной
китайской культуры. Так, незначительная роль мистики и метафизика в религии
и философии Китая обусловили то, что в китайской традиции не было
существенной грани между богом, героем и обычным человеком, особенно после
его смерти. Любой покойник мог быть обожествлён, стать божеством или
героем, патроном или бессмертным.
Система богов, ритуалов и культов в рамках гигантской культуры
религиозного синкретизма была сложной и многоярусной. К числу богов
относились основатели 3-х религий: Конфуций, Лао-цзы и Будда.

7. Буддизм и синтоизм в Японии.

Проникнув в Японию в середине VI века, учение Будды оказалось оружием
в острой политической борьбе знатных родов за власть. Уже к концу VI века
эта борьба была выиграна теми, кто сделал ставку на буддизм. Буддизм
распространился в Японии в форме Махаяны и немало сделал там для
становления и упрощения развитой культуры и государственности. Уже с VIII
века влияние буддизма стало определяющим и в политической жизни страны.
Быстро росло количество буддийских храмов: в 623 году их стало 46. В Японии
нашли свою вторую родину многие школы-секты буддизма.
Сложный процесс культурного синтеза местных племён с пришельцами
заложили основы собственно японской культуры, религиозно-культовый аспект,
который получил наименование синтоизма. Синто (“путь духов”) – обозначение
мира сверхъестественного, богов и духов. Истоки синтоизма восходят к
глубокой древности и включают в себя все присущие первобытным народам формы
верований и культов – тотемизм, анимизм, магию, культ мёртвых, культ
вождей.
Древние синтоисткие мифы сохранили свой, собственно японский вариант
представлений о сотворении мира. Так, первоначально существовали два бога:
бог и богиня. Синтоистский храм делится на 2 части: внутреннюю и закрытую,
где обычно хранится символ ками (синтай) и наружный зал для молений.


7.1 Ламаизм.

В позднем средневековье, в районе Тибета, возникла своеобразная форма
мировой религии – ламаизм. Доктриальной основой ламаизма (от тиб. “лама” –
высший, то есть адепт учения, монах) является буддизм. Новая модификация
буддизма – ламаизм – впитала в себя немало от первоисточника. Ламаизм
явился своего рода синтезом едва ли не всех основных его направлений.
Учение Дарани – тантризм, сыграл существенную роль в становлении ламаизма,
так как едва ли не вся специфика ламаизма, многие его культы и обряды
возникли в первую очередь на основе буддийского тантризма. Основы теории
ламаизма были заложены Цзонхавой. Ламаизм отодвинул на задний план нирвану,
как высшую цель спасения, заменив её космологией. Вершина её будда будд
Адибудда, владыка всех миров.

8. Заключение.

Религия санкционировала и освещала политическую власть,
способствовала обожествлению правителя, превращению его в божественный
символ, связующее единство данной общности. Кроме того, тесно связанная с
консервативной традицией и закрепившая её механизм, освещавшая её нормы
религия всегда стояла также на страже незыблемости социальной культуры.
Другими словами, по отношению к государству и обществу религия была
центрирующей основой. Известно, что разные религиозные системы далеко не в
одинаковой степени укрепляли традиционную социальную структуру или
существующую политическую власть. Там, где религиозная система слабо
поддерживала государство, власть и вместе с ней общество гибли легче, как
это видно на примере древних ближневосточных империй, будь то персидская,
ассирийская или какая-либо иная. Там же, где она функционировала нормально,
оптимально, результат был иным. Так, в Китае религиозная система энергично
освещала политическую структуру, что способствовало её сохранению на
протяжении тысячелетий в почти неизменённом виде. В Индии же религия была
индифферентна к государству – и государства там легко возникали и гибли,
были непрочными и нестабильными. Зато по отношению к социальной структуре
религия действовала активно и эффективно, и это привело к тому, что,
несмотря на частую и лёгкую смену политической власти, структура с её
кастами в качестве ведущей силы сохранилась в Индии в почти неизменном виде
до наших дней.
Таким образом, религия на Востоке всегда делала ставку на
стабильность, консервацию существующей нормы, сохранение социально-
политического статуса-кво. Во многом обусловленная именно религией
внутренняя стабильность мешала развитию Востока, заставляя его веками
топтаться на месте. Вторжение европейского капитала и колониальные захваты
дали толчок разложению старой структуры и медленному, крайне болезненному
созданию новой. Болезненному потому, что внутренние восточные общества
оказались недостаточно подготовленными к кардинальной трансформации такого
рода.



Список литературы.

1. Васильев Л.С. “История религий Востока: религиозно-культурные
традиции и искусство”. М: 2000 г.
2. Ерасов Б.С. “Культура, религия и цивилизация на Востоке”, 1992г.
3. Еремеев Д.Е. “Ислам: образ жизни и стиль мышления”, 1990г.
4. А. Малашенко “Исламское возрождение в современной России”. М:1998г.
5. Наумкин В.В. Россия и ислам // Современный ислам: культура и
политика. М: 1994г.





Реферат на тему: Религии Индии

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение……………………………………………………………...2
2. Ведизм и арии………………………………………………………..2
3. Брахманизм…………………………………………………………..3
4. Небрахманские культы……………………………………………5
5. Мифология буддизма………………………………………………7
6. Джайнизм……………………………………………………………..8
7. Индуизм……………………………………………………………….9
8. Заключение…………………………………………………………10
9. Список использованной литературы…………………………11



ВВЕДЕНИЕ
Трудно себе представить страну с более богатой мифологией, чем Индия,
и вряд ли можно найти в иной мифологии сочетание глубоких философских
абстракций и практических приложений мифа, таких, как йога, аскеза,
наставления в практике повседневной жизни.
В рамках своего реферата я попытаюсь сделать беглый обзор богатства и
разнообразия духовных поисков народов, населяющих Индостан. Одной из причин
является то, что речь идёт не о веках, а о тысячелетиях развития
религиозной мысли. Древнейшие археологические находки, по которым можно
судить о верованиях тогдашних обитателей субконтинента, относятся к
3тысячелетию до н.э. Датирующиеся примерно 2000годом до н.э. изделия из
Хараппа и Мохенджо-Даро (долина Инда) изображают быков и коров – символов
мощи и плодородия; есть там изображения мужских и женских фигур с бычьими
головами и хвостами; сцены борьбы людей с быками, прыжков через спины
животных и т.п. Некоторые стилизованные изображения быка очень напоминают
появившегося значительно позже в пантеоне индийских богов Шиву – рогатого
бога с тремя лицами, сидящего на низком троне с ногами, сложенными в
йоговской позе «лотоса».
Некоторые изображения вызывают ассоциации с мессопотамской
мифологией: мужчина, борющийся с двумя тиграми (Гильгамеш); рогатый бог с
ногами быка (Энкиду). К тому же периоду относятся первые изображения
свастики – древнего религиозного символа.

ВЕДИЗМ И АРИИ


Миграция ариев шла в Индию тремя волнами. Первая, судя по всему,
вызвала падение цивилизации долины Инда, а потомки третьей волны создали
''РИГВЕДУ'' и три другие веды. Древние арии, как и их европейские сородичи
– славяне, германцы и древние греки, - были язычниками, обожествляющими
явления природы, животных, растения. У ариев был широко распространён
ритуал священных жертвоприношений. Высшей, наиболее ценной для богов
жертвой считался человек, а далее по нисходящей следовали: конь, бык,
баран, козёл … . Жертвоприношения сопровождались произнесением магических
формул-заклинаний и завершались обильным пиршеством с жертвенным мясом и
опьяняющим напитком – сомой. Руководили ритуальными церемониями жрецы,
каждый из которых имел определённый ранг. Именно жрецы сочинили священные
тексты гимнов ариев, сложившихся уже к 1 тысячелетию до н.э. в четыре веды.
Считается, что их окончательная редакция произошла около 600г. до н.э.
Важнейшая из них – «Ригведа», состоящая из 1028 гимнов. В «Ригведе» можно
встретить многих персонажей Авесты, однако, их роли, внешние черты порой
меняются до неузнаваемости. Например, Индра, который в иранском пантеоне
является второстепенным демоном, в Авесте становится богом-творцом. Кроме
того, создатели вед внесли в них элементы культуры коренного населения. Три
другие веды это:


САМВЕДА, состоящая из 1549 гимнов, в которых варьируются основные темы
«Ригведы»;


ЯДЖУРВЕДА, существующая в нескольких вариантах и частично повторяющая
«Ригведу», а частично состоящая из формул-заклинаний;


АТХАРВЕДА, наиболее поздняя из вед. Она состоит из 731 заклинания и
делится на 20 частей.


БРАХМАНИЗМ


В поздний ведический период арии заняли обширные территории
полуострова Индостан – до океана на востоке и до гор Виндхья на западе. С
развитием городов и сельского хозяйства продолжалось разделение общества на
четыре слоя: жрецов, воинов, торговцев-крестьян, слуг. Высший статус имели
жрецы, и самым страшным грехом считалось убить брамина. В 800-600годах до
н.э. сложились священные тексты – брахманы. Они включают в себя толкования
вед, разъясняют имволическое значение отдельных элементов религиозных
обрядов. Термином «брахман» стали обозначаться и священные тексты, и жрецы,
имевшие исключительное право и одновременно обязанность толковать эти
тексты. В дальнейшем четыре веды и книги брахманизма начали считать
откровениями – сведениями, полученными непосредственно от богов.
Мифология брахманизма в основном приняла всех божеств ведийского
пантеона, однако в ней боги уже не олицетворялись с явлениями природы, с
которыми их поначалу связывали. Одновременно повышался статус самих
брахманов: «Есть два вида богов – те, что являются богами и те, что поют
славящие их гимны. Между ними следует разделить жертву: богам – жертвенные
дары, а человеческим богам – учённым брахманам – награду». Брахманы за
совершавшиеся ими обряды жертвоприношения получали соответствующую плату –
золотом, быками, лошадьми и одеждой.
В текстах брахманов делался сильный акцент на тесную связь между
долголетием и бессмертием, с одной стороны, количеством и качеством
принесённых жертв – с другой стороны.
Появившиеся затем отшельники создали свои священные книги – араньяки
(«лесные книги»), ставшие основой упанишад – философских книг Древней
Индии. Упанишады рассказывали о происхождении мира, о жизни и смерти, о
том, как связан человек с богом, о загадочной загробной жизни. Согласно
упанишадам, высшей объективной реальностью является БРАХМАН, но это не бог-
творец, каким он предстаёт у некоторых современных авторов. Брахман не
поддаётся словесному описанию и олицетворяет творческое начало, в котором
всё возникает, существует и прекращает существование. С ним неразрывен
АТМАН – символ субъективного психического начала, индивидуального бытия,
души.
Наряду со столь замысловатыми концепциями, брахманизм дал и свой
вариант классической для мифологии темы – сотворение мира.
ПРАДЖАПАТИ – второстепенный персонаж «Ригведы», стал главным в
брахманизме. В соответствии с древнейшим вариантом мифа, первозданные воды
мирового океана, разогревшись, сотворили золотое яйцо, в котором и был
заключён зародыш Праджапати. Он рос и, принося себя в жертву, создавал из
своих волос, кожи, мяса, костей и жира пять элементов мира – земля, вода,
воздух, огонь, эфир – и пять ступеней жертвенного алтаря. Люди, приносящие
жертвы, заново воссоздают Праджапати. В иных вариантах Праджапати,
принявший вид черепахи, порождает все живые существа. В виде кабана он
выносит землю из океана, в виде рыбы предостерегает первого человека – МАНУ
о грядущем всемирном потопе и спасает его. Существуют варианты, в которых
Праджапати создаёт иных богов силой собственной мысли и аскезы.
Так или иначе, породив богов и людей, он породил и смерть. Часть его
смертна (волосы, кожа, мясо, кости и жир), часть его нетленна (мысль,
голос, дыхание, глаза, уши). Увидев смерть, он сам её испугался, убежал от
неё и, только принеся в жертву, сумел заполучить бессмертие. Остальные боги
также боялись смерти и тоже приносили жертвы, но благодаря совету
Праджапати им удалось избежать смерти. Для простых людей Праджапати был
слишком заумным божеством, и его популярность не соответствовала рангу
высшего божества. Вишну и Рудра были гораздо понятней, и постепенно они
стали выполнять функции богов из канонического пантеона и из древних
неарийских верований. Обновился и сам образ Вишну.
ВИШНУ БРАМИНОВ – это прежде всего бог солнца и жертвы. Поскольку мир
существует лишь благодаря солнцу и жертве, главной заботой Вишну стало
поддержание существования Вселенной. Миф одной из упанишад рассказывает,
как боги на жертвенной церемонии решили, что сильнейший из них должен стать
первым из богов. Таковым оказался Вишну, однако он возгордился и стоял,
высокомерно опираясь на свой лук. Боги, не смея напасть на него сами,
решили обратиться за помощью к муравьям, пообещав им, что взамен за
оказанную услугу муравьи во веки веков смогут находить пищу и воду даже в
пустыне. Муравьи согласились на сделку и перегрызли тетиву лука Вишну,
которая лопаясь, отсекла голову бога, ставшую солнцем на небе. Остальные
боги бросились к телу. Индра добежал первым и, прильнув к телу, принял от
него всё содержащееся в теле Вишну могущество.
РУДРА БРАМИНОВ приобрёл ещё более высокий ранг, чем Вишну, но теперь
его чаще стали называть ШИВА. Внешность Шивы мало отличается от
описываемого в ведах облика Рудры, однако подчёркивается его
многогранность, вездесущность и всеведение. Будучи всепроникающим, Рудра-
Шива одновременно находиться и ручейках, и в песнях, в островах и озёрах, в
корнях деревьев и в порогах домов, в листьях, звуках, в молодой траве, в
морской пене, песке. Ему принадлежат все существа, в водах земных, и для
него же текут реки небесные. Нет для него далёких и близких расстояний, нет
для него слишком большой глубины или высоты.
Постепенно начинают приобретать большее значение божества, близкие и
понятные простонародью, - женские божества плодородия, змеи, демоны. Растёт
влияние Сурьи, продолжают занимать высокое положение Индра и Агни.
Главной темой мифов становиться борьба между богами и демонами,
символизирующая единство противоречий, сосуществование добра и зла. Демонов
нельзя однозначно назвать отрицательными персонажами. Они, как и боги,
являются потомками Праджапати и столь же мудры и сильны. Однако они
злонамерены, занимаются магией, колдовством, не гнушатся лжи, ненавидят
богов и людей. Тем не менее они приносят жертвы, хотя в гордыне своей
приносят их самим себе. Побеждаемые, они вновь идут в бой, мешают богам,
уничтожают алтари и храмы. Очень помогает демонам их умение
перевоплощаться.


НЕБРАХМАНСКИЕ КУЛЬТЫ

В «Ригведе» с осуждением говориться о последователях других
верований, тех, что почитают фаллос, и тех, чьи боги живут в корнях
деревьев. В поздние тексты брахманов постепенно стали проникать элементы
народных неарийских культов. Новые, а точнее, хорошо забытые старые мотивы
появляются в сутрах, являющихся чем-то вроде справочников по проведению
официальных и домашних ритуалов, в период между 600-200 годами до н.э. Эти
верования поначалу распространялись среди высших слоёв, не имеющих связи со
жрецами, постепенно проникая в слои торговцев и крестьян. Укрепляется культ
Сурьи, Васудевы и Баладевы, богов небраминских, инородных верований. Из
почитания деревьев и растений возник культ.
ЯКШ –божества плодородия, растений, воды. Слово ''якши'' явно
неарийского происхождения когда-то означало ''нечто чудесное'', как
правило, в отношении великих богов. Затем оно стало переводиться как
''обжора'', поскольку у якш очень большие животы. Особенной популярностью
эти божества пользовались у воинов, считавших их своими покровителями.
Власть самых слабых якш простиралась в радиусе тени, отбрасываемой деревом,
в котором они жили. Первоначально они почитались в виде священного дерева
или рощи, но со временем появились статуи, в которых угадывалось их
древесное происхождение. Якши бывают как злые, так и добрые, они могут
вызывать у людей и страх, и уважение. Они могут быть жестокими и
кровожадными, нести болезни, убивать детей. Однако чаще их считают добрыми
божествами, особо покровительствующими растениям.
К ним же принадлежит лотос – символ земли, возникающий из вод.
Понятно, что перечислить их все невозможно, но вездесущих, главных якш
насчитывают до семи. Власть над ними осуществляет КУБЕРА – бог богатства,
приносящий удачу и изобилие. На изображениях он держит миску, полную воды,
и мешок с деньгами. Здесь же стоит кувшин с нектаром жизни – сомой,
охраняемый ядовитыми змеями. Смертный, которому удастся попробовать это
любимое лакомство Куберы, получит вечную молодость, слепой восстановит
зрение. У Куберы есть ещё два сокровища – раковина и лотос. Принадлежащий
ему город полон прекрасных садов и дворцов, где растут деревья с
драгоценностями вместо листьев и с прекрасными девушками вместо плодов.
С культом якш связана идея реинкарнации. В награду за достойно
прожитую жизнь человек после смерти может превратиться в якши, а когда
исчерпаются его заслуги, он вновь родится в образе человека. Культ якши до
сих пор соблюдается в некоторых регионах Индии.
С незапамятных времён был популярен и культ НАГОВ – змей. Культ змей
тесно связан с культами деревьев, вод, якши, земли, богинь плодородия. Змеи
символизируют силы земли, в особенности влажной, плодородной. Они приносят
людям богатство, здоровье, удачу. Змеи быстро передвигаются на своих
невидимых ногах, бывают самых разнообразных расцветок и способны менять
свою форму. Иногда они появляются в виде людей со змеиным ''капюшоном'',
иногда – в виде людей со змеиным хвостом. Наги женского пола отличаются
несравненной красотой и соблазнительностью.
Их можно встретить в корнях деревьев. Однако чаще они живут в земле и
воде – в норах, пещерах, подземельях, на дне фонтанов, озёр, прудов, рек,
морей. Питаются змеи воздухом и лунным светом, но принимают от людей в дар
молоко. Их называют ''стражами воды'', из воды они могут извлекать напиток
бессмертия, поэтому их часто изображают с чашей живой воды. Обладатели
чудесного напитка могут исцелять, и их яд действует в качестве противоядия
от травы растительного происхождения. Они лечат бесплодие. Если замужняя
женщина увидит во сне змею или воду – значит, что она зачала ребёнка. Их
почитают в виде фаллических символов и приносят в жертву во время свадеб.
Змеи владеют искусством музицирования, и им приписывается изобретение
живописи. Подземные дворцы змей построены из драгоценных камней. Эти камни
они носят в своих капюшонах, бдительно хранят их, а при случае подбирают
потерянные людьми драгоценности. Поделиться драгоценностями они согласны
только с тем, кто этого заслужил.
Змеи тесно связаны с царством смерти, и иногда говорят, что они носят
в себе души мёртвых. Змеи, вообще, интересуются всем, что связано с людьми,
а иногда даже появляются в человеческом облике, сбросив свою кожу. Бывало,
что женщины, влюбившись в мужчину-змея, сжигали его змеиную кожу.
Как правило, доброжелательные к людям, змеи легко впадают в гнев, и
тогда даже их взгляд может оказаться ядовитым. Периодическое сбрасывание
змеями кожи связывали с идеей реинкарнации.
ШРИ – древняя доарийская богиня плодородия, популярность которой была
чрезвычайно высока и пережила несколько эпох. Имя её связано со всеми
аспектами везения: прибыль, богатство, благосостояние, удача, красота,
слава, власть. В период брахманизма её начали ассоциировать с иной и
похожей на неё богиней ЛАКШМИ. В буквальном переводе её имя означает ''знак
удачи'', но позже с нею стали связывать богатство, обилие, плодородие.
Временами Шри и Лакшми рассматривались как похожие, но отдельные богини, но
чаще их трактовали как два обличья одной богини. Шри-Лакшми следует считать
одной из наиболее важных богинь.
Родилась она из мысли Брахмы, утомлённого сотворением живых существ.
Боги позавидовали её красоте и богатству и хотели убить Шри, однако она
при заступничестве самого Брахмы сумела сохранить красоту, богатство и
власть. Красота её неописуема. Она воплощает женственность и доброту. У неё
большие округлые груди, стройная талия, широкий таз. Обычно её изображают с
цветком лотоса в руке, стоящей среди зарослей лотосов либо на раскрытом
бутоне этого цветка. Иногда она сидит или стоит на лотосе, растущем из
кувшина, напоненного водой – источника богатства. Популярно также
изображение богини, сидящей на лотосе, растущем в озере, покрытом лотосами,
а сверху два или четыре слона поливают её водой из кувшинов, которые держат
в своих хоботах. Шри опекает крестьян и их скот, покровительствует она и
торговцам.
Иногда Шри-Лакшми приобретает черты всемогущего божества,
воплощающего в себе космический порядок, истину, огненную энергию жизни,
героизм, власть монарха. Говорят, что она вселяется в добрых монархов,
становясь их супругой. Часто её черты объединяют с чертами других богинь
плодородия и обилия – арийскими и ещё более древними, а в особенности с
Кубером, иногда считающимся её супругом.
Кроме вышеупомянутых богов в народном пантеоне было бесчисленное
количество малых богов и божков, некоторые из которых позже повысили свой
ранг и вошли в пантеон индуизма.

МИФОЛОГИЯ БУДДИЗМА

Эпоха, предваряющая возникновение новых религий – буддизма и
джайнизма, была беспокойной, вселяла в людей неуверенность. Распадались
крупные монархии, а княжества и малые республики вели между собой
бесконечные междоусобные войны. В это время появились многочисленные секты
странствующих проповедников, главной целью которых было достижение
внутреннего спокойствия и освобождения от страданий, которые несёт жизнь.
Главными их покровителями были торговцы и землевладельцы. Эти учителя
пользовались и мифами веды, и упанишидами, и народными верованиями, делая
акцент, однако, на этических принципах.
Одним из таких вновь появившихся учений стал буддизм, включивший в
себя множество древних идей и выдвинувший идеи новые. Создание его
приписывают исторической личности – принцу Гаутаме, прозванному БУДДОЙ –
''просвещённым'' (примерно 560-480г.г. до н.э.). Будда нашёл способ
исключить из жизни страдания, победить страсти, достичь полного
самоконтроля. Он же основал монашеский орден. В 3 веке до н.э. буддизм стал
официальной религией почти на всей территории Индии и сохранил свои позиции
примерно до 8 века. Потеряв своё значение в Индии, буддизм распространился
в других странах Азии и входит ныне в число трёх наиболее популярных
вероисповеданий.
Хотя Гаутама почти наверняка является исторической фигурой, его
канонизированная биография носит

Новинки рефератов ::

Реферат: Оркестр (Музыка)


Реферат: Газоразрядные мониторы (Программирование)


Реферат: История Тобольско-Тюменской епархии 17-18 вв. (История)


Реферат: Комиссия Евросоюза (Право)


Реферат: Новейшая история США (История)


Реферат: Формы государства (Теория государства и права)


Реферат: Игра – как вид деятельности у детей дошкольного возраста (Педагогика)


Реферат: Возникновение и развитие науки химии (Химия)


Реферат: Эффективная работа с Microsoft PowerPoint (Компьютеры)


Реферат: Роман В. Пикуля "Богатство" (Литература : русская)


Реферат: Николай Второй (История)


Реферат: Формирование интереса к урокам математики (Педагогика)


Реферат: Бизнес–план ОАО Строительный трест №12 (Строительство)


Реферат: Новые конструкции станций метрополитена на линиях мелкого заложения (Архитектура)


Реферат: Первая русская революция (История)


Реферат: Налоги в системе финансовой поддержки малых предприятий (Налоги)


Реферат: Комнатные растения целители (Ботаника)


Реферат: Образование Русского централизованного государства в XV-XVI вв. (Право)


Реферат: Контрольная (Экологическое право)


Реферат: Реформа Столыпина (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист