GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Активизации учения школьников (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Активизации учения школьников (Педагогика)


Содержание

| | |№ стр. |
| |Введение |2 |
|1. |Анализ и общая часть. |4 |
| | | |
|1.1. |Учение, как самоуправляющий процесс активизации |4 |
| |деятельности. | |
| | | |
|1.2. |Дидактические основы активизации учения школьников. |6 |
| | | |
| |Анализ методов и условий активизации познавательной | |
|1.3. |деятельности на уроках биологии. |9 |
| | | |
| |Влияние использования методов активизации | |
| |познавательного процесса на результат. | |
|1.4. | |17 |
| |Противоречия, возникшие в процессе реализации | |
| |проекта. | |
|1.5. | |18 |
|2. |Проектная часть. |18 |
|3. |Заключение. |20 |
| |План внедрения на 2000-2002 г.г. |20 |
|4. |Список литературы. |22 |



Введение

Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее
актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация
принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и
развитие носят деятельностный характер и от качества учения как
деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и
качества учебного процесса является активизация учения школьников. Ее
особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-
преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного
материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной
деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с
активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило,
вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых
явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков
знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных
учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.
Уже долгое время одна из важнейших проблем дидактики: каким образом
активизировать учащихся на уроке? Переломным по значению стало исследование
М.Н. Кашина, выполненное в середине 1950-х г.г., в котором автор выступил с
критикой в адрес традиционного обучения. Особенно остро встал вопрос о
пассивности учащихся в учебной работе. Опираясь на результаты почти 300-
часового хронометража, М.Н. Кашин показал, что самостоятельная работа
учащихся занимала лишь 10% времени, причем и эта работа состоял в основном
из простого чтения учебника и выполнения тренировочных упражнений. Вдобавок
к этому обнаружился курьезный факт: чем старше учащиеся, тем меньше
использовалась их самостоятельная работа. Этот вопрос остается актуальным и
в современной школе.
Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует
научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации
школьников.
На протяжении межатестационного периода я разрабатывала методическую
тему «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.

Цели и задачи, поставленные мной:

1. Изучить методическую литературу.
2. Выявить возможности активизации обучения в курсе «Биология».
3. Изучить методы и формы обучения, которые будут способствовать
повышению эффективности учебного процесса.
4. Создать систему проверки и оценки знаний, умений и навыков
учащихся.


Цель аналитического отчета:

Показать результаты моей работы за межатестационный период.

Задачи аналитического отчета:

1. Показать мою работу по активации познавательной деятельности у
учащихся.
2. Проанализировать результаты работы за межатестационный период.
3. Проанализировать условия, обеспечивающие получение положительных
результатов.
4. Выявить противоречия, возникшие в межатестационный период.
5. Проектирование путей решения этих противоречий в следующий
межатестационный период.
6. Показать проектировочную деятельность на следующий
межатестационный период.
7. Дать самоанализ эффективности собственной деятельности.


1. Анализ и общая часть.

1. Учение, как самоуправляющий процесс активизации деятельности.

Выявленная современной психологией главная функция психики – функция
непосредственного управления конкретными процессами человеческой
деятельности, лежит в основе построения структуры любой деятельности, в том
числе и познавательной.
Советский философ М.С. Коган выделяет пять блоков:
1. Вырабтка мотивации – субъект должен иметь внутреннюю
мотивацию.
2. Конкретная ориентация выражается в целеполагании и
разработке плана, программы, технологии действия.
3. Психика должна обеспечить владение субъектом
исполнительскими механизмами, умение оперировать ими.
4. Блок оценки результативности действий, благодаря которым
становится возможной обратная связь.


Сущность каждого из блоков структуры самоуправления процессом учения:

1. Мотивационный компонент (потребности, интересы, мотивы).
Обеспечивает включение школьников в процесс активного учения и
поддерживает эту активность на протяжении всех этапов учебного
познания.
2. Ориентационный компонент – принятие учеником цели учебно-
познавательной деятельности, планирование и
прогнозирование.
3. Содержательно-операционный.
Состоит из системы ведущих знаний (представления, факты, понятия,
законы, теории) и способов учения. (Инструменты получения и
переработки информации и применение знаний на практике).
4. Ценностно-волевой компонент включает в себя внимание,
волю.
5. Оценочный компонент – получение обратной информации о
ходе совершения действия на основе сличения результатов
деятельности с выполняемой задачей.
Наличие этого компонента в составе процесса учения и взаимосвязь
всех компонентов между собой обеспечивают самоуправление процессом
обучения.

Познавательная деятельность в целом складывается из внутренних
взаимосвязанных действий, логическая последовательность которых и
определяет ее структуру.

Типы познавательного действия (Шимова Т.И. 1982г.)


Действия, подводящие к осознанию необходимости нового познания:

А) предварительные практические действия (таблицы, схемы, опыты,
примеры), подводящие к осознанию недостаточности известных теоретических
знаний, объяснения новых фактов, явлений, процессов.
Б) действия по осознанию практической и теоретической значимости
изучаемого вопроса.
В) действия, по анализу и сопоставлению фактов, явлений.
Г) выдвижение гипотез и привлечение имеющихся у школьников теоретических
знаний для их обоснования.

1. Действия по созданию фактической базы для дальнейших теоретических
обобщений.
А) актуализация известных фактов.
В) накопление новых фактов.

2. Действия по обобщению фактического материала.
А) первичные обобщения на основе сравнения (сопоставления и
противопоставления фактов).
Б) новые обобщения, основанные на предшествующих обобщениях (обобщения
второго и т.д. порядка). Этот ряд обобщений приводит к итоговым
обобщениям урока, темы. Обобщения должны включать стержневую идею курса.

3. Действия по соотнесению обобщений с многообразием конкретной
действительности.
А) нахождение новых случаев проявлений общего в конкретном.
Б) применение обобщений к объяснению внешне противоречивых фактов,
явлений.
В) использование обобщений в измененных ситуациях.

2. Дидактические основы активизации учения школьников.

Особое значение для успешной реализации принципа активности в
обучении имеют самостоятельные работы творческого характера. Разновидности:
программированные задания, тесты.
Активация учения школьников не как усиление деятельности, а как
мобилизация учителем с помощью специальных средств интеллектуальных,
нравственно-волевых и физических сил учеников на достижение конкретных
целей обучения и воспитания.
Физиологической основой познавательной активности является
рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение
на этапе включения ученика в активную познавательную деятельность имеет
ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию
организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский
рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение
исследовательского рефлекса - необходимое условие познавательной
деятельности.

Уровни познавательной активности (Шаламова Т.И. 1982г.)

Первый уровень – воспроизводящая активность.
Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и
воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот
уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у
учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»
Второй уровень – интерпретирующая активность.
Характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого
содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами,
овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая
проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при
затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Третий уровень – творческий.
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко
в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый
способ.
Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств
ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие
познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается
возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что ученик знал,
что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением.
Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым
условием и показателем реализации любого принципа обучения.

Принцип связи обучения с жизнью, является содержательной основой для
активизации учения школьников, может преодолеть отрыв обучения от жизни,
осуществляемым только в случае организации активного учения школьников.
Принцип научности создает основу для активной деятельности учащихся
не только по осмыслению и заполнению освещаемого содержания, но и для его
теоретического толкования. В то же время проникновение в сущность изучаемых
явлений неразрывно связано с качественной познавательной деятельностью
школьников.
Принцип сознательности и прочности усвоения знаний может быть
реализован только в процессе активного учения.
Принцип наглядности, выражая, в основном, единство конкретного и
абстрактного, теснейшим образом связанный с сознательностью усвоения
знаний, реализуется при активном мышлении учащихся, особенно на этапе
перехода от конкретного к абстрактному, и наоборот, от абстрактного к
конкретному.
Принцип индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективного
характера обучения предполагает включение каждого ученика в процесс
учения. При этом уровень активности будет зависеть от учета реальных
учебных возможностей школьников.
Таким образом, принцип активности в обучении находится в
диалектическом единстве со всеми принципами в их системе.

В качестве средств активизации учения школьников выступают: учебное
содержание, формы, методы и приемы обучения.
Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность в
познавательной деятельности, а их активность, направленную на овладение
ведущими знаниями и способами деятельности.
Активизация учения есть прежде всего организация действий учащихся,
направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем.
Проблема – это всегда знание о незнании, т.е. осознание
недостаточности знаний для удовлетворения возникшей познавательной
потребности.

Признаки, характеризующие самостоятельную работу:

- наличие цели самостоятельной работы,
- наличие конкретного задания,
- четкое определение формы выражения результата
самостоятельной работы,
- определение формы проверки результата самостоятельной
работы,
- обязательность выполнения работы каждым учеником, получившим
задание.

Основные требования к содержательно-логической (внутренней) стороне
самостоятельной работы:

1. Содержание заданий должно строго соответствовать конкретным
дидактическим целям обучения и воспитания;
2. содержание и методический аппарат заданий должны обеспечить учебно-
познавательную деятельность всех степеней познавательной
самостоятельности;
3. в работах должны использоваться все возможности для введения
вариативных заданий, которые обеспечивают максимально успешное
протекание самостоятельных работ каждого ученика.

Задача учителя – не только сообщать знания (преподавание), но и
управлять процессом их усвоения, воспитывать и способствовать развитию
ученика, формировать у него необходимые личностные качества.
Задача ученика – учить и путем самовоспитания совершенствоваться,
развивая у себя ценные черты характера и личности.
Н.А. Менчинская различает в управлении процессом учения две формы,
которые отличаются степенью активности учащихся.
Первая из них предполагает жесткую регламентацию деятельности
учащихся, подается ему в готовом виде. Сюда относится обучение на основе
алгоритмов.
Другая форма управления – направление учащихся не решение поисковых
задач, постановки перед ними задач проблемного типа.
Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы
учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем
самым необходимую учебную мотивацию.

3. Анализ методов активизации познавательной деятельности.

Степень активности школьников является реакцией, методы и приемы
работы учителя являются показателем его педагогического мастерства.
Активными методами обучения следует называть те, которые максимально
повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к
старательному учению.
В школьной практике и в методической литературе традиционно принято
делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция,
беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других
наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические
работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным,
пассивным.
На уроках биологии я применяю активные методы, учитывая содержание
материала, дидактические цели урока и возрастные особенности учащихся.

Словесные методы.
1. Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений,
добиваюсь, на своих уроках, чтобы дети могли свободно высказывать свое
мнение и внимательно слушать мнение выступающих (задания в приложении №1).
2. Метод самостоятельной работы с учеником. В старших классах с
целью лучшего выявления логической структуры нового материала даю задание
самостоятельно составить план рассказа учителя или план-конспект с
выполнением установки: минимум текста – максимум информации.
В ходе обсуждения поправляем, исправляем, уточняем, дополняем,
убираем все лишнее, несущественное.
Используя этот план-конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят
содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать,
составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение учебника,
отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной
литературой помогают формированию у учащихся теоретического и образно-
предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы.
Для закрепления навыка работы с литературой я даю ученикам различные
посильные задания.
Например, в 7-м классе при изучении темы: «Кишечнополостные».
Даю задания: сделать сообщение о представителе кишечно-полостных;
(представителей выбирают по желанию). Ученикам нужно рассказать об
особенностях данного животного, его образе жизни, уметь показать связь
строения со средой обитания.
Сообщение формируется на альбомных листах, титульный лист
оформляется рисунком животного.
В классе ученик должен постараться не прочитать, а пересказать свое
сообщение. Для этого вначале составляются тезисы, а в более старших классах
– план ответа.
При таком виде работы ученики учатся анализировать и обобщать
материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, учащиеся в
последствии не стесняются высказывать свои мысли и суждения.
3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.
Организую самостоятельную работу следующим образом: даю классу
конкретное учебное задание. Пытаюсь довести его до сознания каждого
учащегося.
Здесь есть свои требования:
1) текст нужно воспринимать зрительно (на слух
задания воспринимаются неточно, детали быстро
забываются, учащиеся вынуждены часто
переспрашивать)
2) нужно как можно меньше времени тратить на
запись текста задания.
Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники
заданий для учащихся.
К сожалению, тетради по курсу «Человек и его здоровье» появились
совсем недавно. Пользоваться я ими при своей работе начала лишь с этого
года. (В прошлом году у меня не было 9-х классов). В виду того, что в
течение прошлого года только один класс приобрел тетради на печатной
основе, я имею возможность сравнивать результаты по первым темам. У
учащихся в «экспериментальном» классе заметно возрос интерес к предмету,
выросли показатели.
К сожалению, я вынуждена, как и многие учителя, пользоваться пока
самодельными раздаточными дидактическими материалами.
Их условно делят на три типа (Г.М. Муртазин, 1989 г.):
1. Дидактические материалы для самостоятельной работы
учащихся с целью восприятия и осмысления новых знаний без
предварительного объяснения их учителем.
1) Карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу
или план.
2) Карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в
словесные ответы.
3) Карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения
демонстрационных наглядных пособий.
2. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с
целью закрепления и применения знаний и умений.
1) Карточка с вопросами для размышлений.
2) Карточка с расчетной задачей.
3) Карточка с заданием выполнить рисунок.
3. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с
целью контроля знаний и умений.
1) Карточка с немым рисунком.
Использую в нескольких вариантах. Для всего класса – 2-4 варианта. И как
индивидуальные задания. Может проводиться с целью повторения и закрепления
знаний.
2) Тестовые задания.
Их применяю также и в индивидуальном порядке и для класса в целом.
В последнее время более эффективными являются текстовые задания,
хотя и у них есть свой недостаток. Иногда учащиеся пытаются просто угадать
ответ. Для того, чтобы избежать таких случаев, работаю над разными формами
тестов.
4) Метод проблемного изложения.
На уроках использую проблемный подход в обучении учащихся. Основой данного
метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают
знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений,
выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод
способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности,
анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных
связей.
Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для
выбора целесообразного решения.
Данный метод включает в себя:
1) выдвижение проблемного вопроса,
2) создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого,
3) создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных
точек зрения по одному и тому же вопросу,
4) демонстрацию опыта или сообщение о нем – основу для создания проблемной
ситуации; решение задач познавательного характера (задания см. в
приложении). Роль учителя при использовании данного метода сводится к
созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной
деятельностью учащихся.
5) Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач. Все
учащиеся по заданиям самостоятельно решают расчетные или логические
(требующие вычислений, размышлений и умозаключений) задачи по аналогии
или творческого характера.
Задачи начинают применять уже в 6-м классе. И более сложные,
творческого характера в старших классах.
Но в каждой параллели задачи дифференцирую – более сложные, творческого
характера – сильным ученикам.
А аналогичные – слабым. При этом у самих учеников на этом не акцентирую
внимание. Каждый ученик получает задание по своим возможностям и
способностям. При этом не снижается интерес к обучению.

Наглядные методы.

1. Частично-поисковый.
При применении этого метода я руковожу работой класса. Организую
работу детей таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для
этого демонстрирую опыт до объяснения нового материала; сообщаю лишь цель.
А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.
2. Метод опорных сигналов.
Опорные конспекты применяю и в виде схем, т.е. такими, как они
должны быть по В.Ф. Шаталову. А также в виде рисунков, таблиц, схем (см.
приложение).

Практические методы.

1. Частично-поисковый лабораторный метод.
Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний
путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента.
До лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые
результаты.
В своей работе также использую методы устного изложения – рассказ и
лекции.
При подготовке лекций планирую последовательность изложения
материала, подбираю точные факты, яркие сравнения, высказывания
авторитетных ученых, учителей, общественных деятелей.
На своих уроках использую приемы управления познавательной
деятельностью учащихся:

1) Активизирующие деятельность учащихся на этом этапе восприятия и
сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:
а) прием новизны – включение в содержание учебного материала
интересных сведений, фактов, исторических данных;
б) прием семантизации – в основе лежит возбуждение интереса
благодаря раскрытию смыслового значения слов;
в) прием динамичности – создание установки на изучение процессов и
явлений в динамике и развитии;
г) прием значимости – создание установки на необходимость изучения
материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической
ценностью;

2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения
изучаемого материала.
а) эвристический прием – задаются трудные вопросы и с помощью
наводящих вопросов приводят к ответу.
б) эвристический прием – обсуждение спорных вопросов, что позволяет
развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.
в) исследовательский прием – учащиеся на основе проведенных
наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач
должны сформулировать вывод.

3) Приемы активизации познавательной деятельности на этапе
воспроизведения полученных знаний.
а) прием натурализации – выполнение заданий с использованием
натуральных объектов, гербариев, коллекций, влажных препаратов;
б) прием схематизации – перечисляются организмы, необходимо в виде
схемы показать взаимосвязь между ними;
в) прием символизации.
На уроках в 6-7-х классах в целях активизации познавательной
деятельности применяю загадки, ребусы, кроссворды. В 6-7-х классах при
изучении биологии растений использую игровые моменты, в основном в конце
урока. В этом возрасте дети очень любят играть и стимул игры позволяет
активизировать их деятельность при изучении нового материала.
В старших классах использую групповой метод. При этом делю класс на
группы по 3-4 человека. Каждая группа получает свое задание и выполняет
его. В основном этот метод применяю на уроках биологии 10-11 класса при
изучении темы «Экология».
Ребятам (группам) выдаются карточки-задания, с экологическими
задачами и они, посовещавшись, должны решить задачу.
В конце изучения темы провожу семинарские занятия и тематический
зачет. Но эти формы приемлемы в старших классах, и подразумевают хорошую
подготовку учащихся, изучение ими рекомендованной литературы, участие в
дискуссии.
В более младших классах (6-8-х) провожу обобщающие уроки в виде
игры.
Первые свои обобщающие уроки игры в виде соревнований между
командами проводила в 6-м классе при повторении тем: «Лист», Стебель» и
«Цветок». Делила класс на 4 части: 3 команды и болельщики.
Для команд готовила три стола, для болельщиков – в конце класса –
стулья. Разрабатывала задания – по строению, функции, работе с микроскопом,
познавательные задачи. Для болельщиков разрабатывала отдельные задания.
При своей работе использовали различные варианты оценки работы
учеников на этом уроке. И пришла к выводу, что для того, чтобы высокая
познавательная активность сохранилась на этом уроке, нужно:
1) компетентное и независимое жюри (учитель и ученики-консультанты
из другого класса).
2) задания в команде распределять самой по аилам, иначе слабым
ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным – простые.
3) оценивать деятельность команды и индивидуально каждого ученика.
4) «ликвидировать» болельщиков. Если многочисленный класс – создать
не 3, а 4 или 5 команд, но вовлечь всех ребят в активную деятельность.
5) давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом
могут проявлять себя ученики тихие, незаметные на фоне более активных.

В прошлом году в 8б классе я проводила обобщающий урок в виде игры.
Тема «Птицы».
Я считаю, что урок удался благодаря выше перечисленным положениям.
Консультанты были из 8в класса. Девочки кроме того, что сами изучили
эту тему на уроке, готовились дополнительно. Перед уроком
проконсультировала их я.
Консультанты были настолько хорошо подготовлены, что помощь учителя
им требовалась в очень редких случаях. Т.е. при подготовке к этому уроку
активизировалась деятельность не только участников, но и жюри. Участники
были поделены на команды по желанию, что стимулировало их творческую
деятельность при выполнении домашнего задания. Благодаря общему настрою,
подготовке, урок состоялся. Результаты в этом классе оказались выше, чем в
контрольном (за контрольный класс я взяла из параллели равный по силе).
(См. приложение).

Активизацию познавательной деятельности провожу также на внеклассных
мероприятиях.
Для 6а класса проводила игру: «Путешествие в страну комнатных
растений».
При этом ребята выступали в роли цветоводов и жителей разных стран.
«Путешествие» сопровождалось «перемещением» по карте и демонстрацией
цветов.
Цель: показать взаимосвязь строения со средой обитания,
приспособление растений к разным условиям, активизировать деятельность
учащихся специальными домашними заданиями.



1.4. Влияние использования методов активизации познавательного процесса на
результат.

За пять лет работы над данной темой достигнуты следующие результаты:
1) Повысилась успеваемость учащихся (см. приложение).
2)Составила список литературы по активизации познавательной
деятельности, содержащейся в учительской библиотеке.
3) Составила список литературы, статей, опубликованных по этой
тематике в журнале «Биология в школе» с 19990 года.
4) Закончила курсы «экологический менеджмент», «Наша окружающая
среда» (1-8 кл.)
5) Участвовала в двух семинарах по экологии для учителей-экологов и
директоров школ города, которые проводились в нашей школе.
6) Ежегодно учащиеся принимают участие в городских олимпиадах по
биологии.
В 1996-1997 уч.г. II место по биологии среди учащихся 8 классов
занял Томилов Роман.
В 1999-2000 уч.г. III место по биологии среди учащихся 11 классов
заняла Киселева Света.
7) Ежегодно учащиеся 9-11 классов пишут и защищают рефераты по
биологии и экологии. В 1997-98 учебном году ученица 9а класса Куликова Аня
заняла 4 место в городе.
8) Ежегодно учащиеся принимают участие в слетах экологов, проводимых
на станции юннатов и на станции туристов «Полюс».
В 1998-1999 году команда учеников 9-11 классов заняла I место в
экологических состязаниях на слете «Зеленая волна»
9) Каждый год выпускники 11 классов поступают в медучилище, НТГПИ на
ХБФ, мединститут. По окончании прошлого учебного года 4 человека поступили
в медучилище, 2 человека на ХБФ и одна ученица поступила в мединститут г.
Екатеринбурга.


1.5. Противоречия, возникшие в процессе реализации проекта.

1) При групповой и коллективной работе не охватываются более слабые
ученики. Они предпочитают «отсиживаться». А более активные берут инициативу
в свои руки. Это ярко проявляется при групповой работе. Т.к. даже в
однородной по силам группе существует свой лидер.
2) При тестовых работах, применяю открытые и закрытые тестовые
задания. В открытых заданиях ученик сам вписывает ответ, а в закрытых он
выбирает ответ из нескольких предложенных вариантов, среди которых
правильный один. Закрытые тесты более разнообразны и я чаще использую
именно их. Но тестовые задания лучше проводятся в старших классах при
изучении или повторении больших тем. Более младшим школьникам сложнее
сконцентрировать знания большой темы. Поэтому для них я выбираю небольшие и
посильные тестовые задания.
3) При преподавании ориентируюсь на сильного ученика, в результате
реализуется больше намеченного. Уроки получаются более интересными. Но при
этом из поля зрения выпадают слабые ученики.

2. Проектная часть.

1. В следующем межатестационном периоде планирую продолжить
разработку методической темы «Активизация познавательной деятельности
учащихся на уроках биологии». Одним из направлений будет: индивидуализация
учебной работы.
Цель организовать работу так, чтобы она активизировала каждого
отдельного учащегося.
Принцип индивидуального подхода предполагает учет таких особенностей
учащихся, которые влияют на его учебную деятельность и от которых зависят
результаты учения. Это могут быть различные физические и психические
качества и состояния личности, особенности всех познавательных процессов и
памяти, свойства нервной системы, черты характера и воли, мотивация,
способности, одаренность, постоянные или временные дефекты органов чувств и
всего организма. Кроме того на учебную деятельность ученика оказывают
влияние различные социальные факторы (статус ученика в классном коллективе,
домашние и различные другие влияния).
В книге «Индивидуализация и дифференциация обучения» Инге Унт
рекомендует учитывать такие особенности:
1) от которых больше всего зависит качество процесса учения
(например, способности); 2) вариабельность которых в отношении средних
показателей учащихся одного возраста особенно велика, при незначительной
вариабельности для всех учащихся подходит и одинаковая работа; 3) в
отношении которых целью воспитания является формирование различий между
учащимися и которые станут основой для формирования индивидуальности
учащегося (например, интересы).

Особенности, которые нужно учитывать:
1) Уровень умственного развития учащегося.
2) Скорость усвоения (количество заданий, необходимых для
возникновения обобщения, экономность мышления).

Метод диагностики:
1) Обучающий эксперимент.
2) Метод тестирования.
3) Наблюдение, беседа, сочинения, анкеты (для изучения познавательных
интересов).

За следующий межаттестационный период я планирую:
1) Изучить методы диагностики индивидуальных особенностей учащихся.
2) Провести диагностику среди учащихся.
3) В связи с индивидуальными особенностями разработать индивидуальные
задания и распечатать их.
4) Продолжить работу с тетрадями на печатной основе.


2. Второе направление моей работы – это разработка регионального
курса «Наша окружающая среда».
Этот курс охватывает школьников с первого класса и до старших
классов. Он рассчитан на 30 учебных часов в год.

Главная особенность предлагаемого курса – осознанное понимание
любого явления путем эксперимента.
Примерно 60% учебного времени рекомендуется отводить на практические
занятия.

Основная задача курса – развитие познавательных способностей
ребенка, понимания и осознанного отношения к окружающей среде, умения
оценить свой маленький, но реальный вклад в ее сохранение, осмыслить
взаимную зависимость людей и окружающей среды, определяющую качество жизни.
Все это важно и необходимо для формирования фундамента экологической
этики любого человека.
По данному курсу с 1 по 6 класс имеются методические пособия,
программы и тетради с печатной основой для учеников.
Для 7 класса пока имеется только программа.

На последующие пять лет я планирую:
1) Составить тематическое и поурочное планирование.
2) Собрать материал для проведения практической части.
3) Подобрать дидактический материал.

3. Заключение.

План внедрения на 2000-2002 г.

Первое направление:

1)Изучить методическую литературу по теме «индивидуализация учебной
деятельности».
2)Изучить методику проведения диагностики индивидуальных
особенностей личности.
3)Составить индивидуальные задания для 7-х классов.

Второе направление.

1) Продолжить работу по освоению курса «Наша окружающая среда».
2) Разработать поурочное планирование для 6-х классов.
3) Начать работу над созданием материальной базы курса.
4) Разработать экскурсии для курса 6-го класса.
5) Подобрать дидактический материал.
Продолжить работу: 1) с учащимися по защите рефератов.
2) составление приложений к экзаменационным билетам по биологии для
9-х классов.
3) разработать внеклассные мероприятия с экологическим направлением.
4) готовить учащихся к участию в олимпиадах и слетах.
5) активно участвовать вместе с учащимися в неделе биологии.

Цель моей работы на ближайшие пять лет:

- разнообразить и индивидуализировать методы и приемы активизации
познавательной деятельности;
- повысить успеваемость, биологическую и экологическую грамотность;
- формировать ответственное отношение к природе.



Список литературы.

1. Анастасова Л.Н. Самостоятельные работы учащихся по общей
биологии. –М.: 1989.
2. Дмитров Г.Н. Познавательные задачи по ботанике и их решения.
–Арктоус, 1996.
3. Леонтьева О.М. Биология. 6 класс. Пособие для учителя. –М.:
1998.
4. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. –М.:
Просвещение, 1989.
5. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. –М.:
Просвещение, 1981.
6. Константинов В.М., Михеев А.В. Позвоночные животные и наблюдения
за ними в природе. –М.: Академия, 1999.
7. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. –М.: Педагогика,
1980.
8. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. –М.:
Педагогика, 1990.
9. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. –М.: Педагогика,
1982.





Реферат на тему: Активизация познавательного интереса на уроках биологии


Содержание
1. Создание проблемной ситуации при изучении учебного предмета биологии.
2. Приемы развития познавательного интереса на этапе восприятия знаний.
3. Приемы развития познавательного интереса на этапе осмысления
изучаемого материала.
4. Приемы развития познавательного интереса на этапе закрепления
изучаемого материала.
5. Использование биологических задач при развитии познавательного
интереса к биологии.
6. Познавательные игры, как средство развития познавательного интереса.
7. Заключение.



Создание проблемной ситуации при изучении учебного материала.
В методике организации учения школьников большое значение имеет
проблемное обучение. К.Д.Ушинский считал, что в обучении серьезное внимание
надо обращать на возбуждение самостоятельной мысли ребенка, на побуждение
его к поискам истины. «Самостоятельность головы учащегося, -подчеркивал
великий педагог, - единственное прочное основание всякого плодотворного
учения». Наиболее существенными элементами его являются:
- создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи;
- возбуждение самостоятельной мыслительной деятельности учащихся,
направленной на поиск решения познавательной задачи и овладение новыми
знаниями;
- расширение, углубление и уточнение новых знаний в процессе
тренировочно-творческих упражнений;
- осознание и овладение учащимися приемами умственной деятельности
по приобретению новых знаний, как в процессе решения поисковой задачи, так
и в системе тренировочно-творческих упражнений.
Возникающие и побуждающие к познавательной деятельности проблемы
служат не только средством активизации мышления, но нередко определяют
развитие склонностей и способностей человека.
Однако проблемную ситуацию создает не всякий вопрос, задача или
противоречие. Если на тот или иной вопрос или задачу у ученика имеется
готовый ответ, здесь не требуется по существу никаких мыслительных усилий,
кроме припоминания и воспроизведения уже известных знаний. Познавательная
же проблема характеризуется тем, что выводит ученика за пределы имеющихся у
него знаний. При этом в ней есть что-то неизвестное, требующее поиска,
мыслительной деятельности.
Наличие познавательной задачи является лишь одной из черт
проблемной ситуации. Дело в том, что учащихся не трудно вывести за пределы
имеющихся у них знаний и поставить перед ними познавательные вопросы,
однако их мышление может остаться «невключенным». Чтобы «включить»
познавательную деятельность учащихся и направить ее на решение возникшей
проблемы, в ней должно быть что-то известно, заданы какие-то отправные
данные для размышления, для творческого поиска. Важно, чтобы проблемная
ситуация содержала в себе некоторый психологический элемент, заключающийся
в новизне и яркости фактов, в необычности познавательной задачи и т.д. с
тем, чтобы возбуждать у школьников интерес и стремление к познавательному
поиску.
В зависимости от содержания учебного материала, психолого-
возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания
проблемной ситуации. Рассмотрим их:
1. Способ аналогий.
В этом случае мы опираемся на имеющийся у учащихся житейский опыт
или же актуализируем ранее полученные знания для решения новых задач
2. Индуктивный, аналитика-синтетический способ.
Учащиеся самостоятельно исследуют явления и факты и делают
необходимые научные выводы. Так, при изучении темы «Лишайники» учащиеся из
рассказа учителя узнают, что долгое время ученые принимали лишайники за
обычное растение и относили их к мхам. Лишь в 1867г. русским ученым А.С.
Фаминцыну и О.В. Баронецкому удалось выделить зеленые клетки из лишайника
ксанории и установить, что они не только могут жить вне тела лишайника, но
и размножаться делением и спорами. Следовательно, зеленые клетки лишайника
- самостоятельные растения, водоросли. Формулируется проблемная задача: что
же такое лишайники? К какой группе растений их нужно было отнести?
3. Отыскание причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление,
на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала.
Приведем примеры таких заданий:
Более трехсот лет назад ученый Ван Гельмонт поставил опыт: поместил
в горшок 80 кг земли и посадил в неё ветку ивы, предварительно взвесив её.
Ива росла 5 лет, не получая никакого питания, а только поливалась водой, не
содержащей солей. Взвесив иву через 5 лет, ученый обнаружил, что вес ивы
увеличился на 65 кг, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50г. Почему
произошло такое явление?
Амёб поместили в две колбы: одну с родниковой водой, а другую с
кипячёной. В одной из колб через некоторое время амёбы погибли. Как вы
объясните, почему в одной из колб погибли амёбы?
4. Выдвижение проблемного вопроса.
Этот прием используется тогда, когда для решения проблемы и
овладения новыми знаниями нужно творчески применить какой-то ранее
изученный принцип или закономерность.
Примеры заданий:
• Почему у зародыша птицы закладываются жаберные щели, если
газообмен идет через скорлупу яйца, а не через них?
• Почему при стирке белья, пилке дров больше всего работают руки, а
устает спина?
• Почему врачу важно знать, кем является человек - правшой или
левшой?
5. Сообщение парадоксального факта, выдвижение гипотез,
предположений.
Факт первый. В прошлом веке на одном из островов Атлантического
океана вспыхнула эпидемия кори, которую завез человек, заразившейся в
Европе. Из 7 тысяч населения остались здоровыми только 98 самых старых
людей, которые переболели корью 65 лет назад.
Факт второй. В 1967 году молодой хирург из Кейптауна Кристиан
Барнард впервые сделал пересадку сердца от одного человека другому.
Операция была выполнена стерильно, с высоким мастерством. Однако надёжного
приживления не произошло, спасти жизнь больного не удалось.
Как ни парадоксально, но эти два факта связаны между собой. Как?
• Уничтожение в лесу хищных птиц сначала привело к увеличению
численности других птиц, а затем их число резко сократилось. Объясните
причины данного явления.
6. Создание проблемной ситуации на основе высказывания учёного.
• Известный географ и путешественник А.Гумбольдт утверждал, что
«человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему так считает
ученый?
7. Сообщение противоположных точек зрения на один и тот же факт.
Проблемное обучение может быть связано с подчеркиванием
противоречивых положений, заключенных в содержании учебного материала, и их
объяснении учащимися:
• Рассудите спор:
Известно, что даже при небольшой мышечной работе артериальное
давление возрастает.
1-й ученик: «Это происходит потому, что работающие мышцы выделяют в
кровь вещества, влияющие на просвет сосудов».
2-й ученик: «Когда мозг посылает к мышцам сигналы, заставляющие их
работать, он одновременно посылает сигналы к сосудам, меняющим кровяное
давление».
Кто прав в споре?
8. По мере развития учащихся может применяться и такой способ
проблемного обучения, когда учащимся предлагается самим найти в излагаемом
учителем материале познавательную проблему, четко сформулировать ее и
аргументировать ее решение.
Проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на
уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и
добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями.
Однако применение проблемного обучения имеет свои пределы и
ограничения. Неприменимо проблемное обучение на уроках, на которых
изучается материал описательного характера. Сдерживает его применение и
трудоемкость процесса. Иногда сообщающим методом можно изложить материал
гораздо быстрее, чем проблемным способом. К факторам, ограничивающим
применение проблемного обучения, относится также то, что в большинстве
школьных учебников не учитывается необходимость использования проблемного
обучения. Изложение материала в них ориентировано на репродуктивную
деятельность учащихся. То же самое относится к большинству поурочных
методических разработок. В них больше излагается фактический материал и
слабо раскрываются те разнообразные способы, которыми должен пользоваться
учитель при его изложении. Все это показывает, что практические работники
школ нуждаются не только в более глубоком осмыслении теоретической сущности
и методики проблемного обучения, но и в действенной методической помощи,
связанной с его применением в процессе учебных занятий.
ВЫВОД: Используя проблемные ситуации, создается осознанное
затруднение учащегося, преодоление которого требует творческого поиска,
заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от
правильно найденного решения, что способствует развитию активных
познавательных интересов к предмету.

Приемы развития познавательного интереса на этапе восприятия знаний
Приёмами, способствующими развитию познавательного интереса на
этапе восприятия знаний и активизирующие деятельность учащихся, являются:
1) Прием новизны, предполагающий включение в содержание учебного
материала интересных фактов, сведений и др. При этом учитель должен
постоянно заботиться о том, чтобы не сводить свое изложение к простому
пересказу учебника, а делать его живым, увлекательным и глубоким по
содержанию, обогащающим и расширяющим имеющиеся у школьников знания.
Приведем примеры таких заданий:
В 1560 году французский посланник при лиссабонском дворе Жан Нико
приобрёл семена табака у прибывшего из Америки купца и подарил их
королевскому дворцу в Португалии и французской королеве Екатерине Медичи.
К.Линней, описывая позже растение табака, дал ему имя «никотино табакум».
Родовая часть названия в честь Нико, а видовая «табакум» - от острова
Тобаго в Карибском море, где был распространен этот вид. В России был
введен строгий запрет на курение, нарушителей его били кнутами и ссылали.
Только Петр I снял ограничения и наказания.
Один гектар леса в течение года очищает 18 миллионов кубометров
воздуха! Сколько цветков посещают пчёлы? Пчела посещает в среднем 12
цветков в минуту, 720 цветков в час, 7200 цветков за 10 часов своего
рабочего дня. Даже сравнительно слабая семья пчёл может отправить в поле до
10 тысяч рабочих пчёл. Если принять условие, что все они будут собирать
только нектар, то посетят они не менее 72 миллионов цветков в день.
Показателем эмоционального интереса в этом случае является особое
эмоциональное воздействие, наступившая тишина, которая свидетельствует о
поглощенности от только что услышанного. Сведения о количестве посещенных
пчёлами цветов вызывает не только удивление, но и восхищение.
2) Прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса
благодаря раскрытию смыслового значения слова, названия.
•Мать и мачеха. Русский народ дал этому цветку меткое название.
Возьмите в руки листок растения. Нежный пушок, которым покрыты листья с
нижней стороны, ласково прикасается к вашей руке, словно мать приголубила.
А дотронешься до верхней стороны листа - холодно, мачеха.
• Более 250 лет назад голландский ученый Авраам Трамбле дал
название увиденному им маленькому полипу - Гидра. Это название получил за
сходство с чудовищной Пернейской гидрой, с которой сражался Геракл. Как вы
думаете, почему животное получило такое название?
Раскрытие смыслового значения слова, названия помогает учащимся
понять смысл, заложенный в него, способствует установлению межпредметных
связей, развитию воображения, смекалки, фантазии. Удивление, желание узнать
больше об изучаемом объекте с помощью дополнительной литературы -
характерные показатели познавательного интереса в данном случае. 3) Прием
значимости изучаемого материала, при котором создаётся установка на
необходимость изучения материала в связи с его биологической, хозяйственной
ценностью, практической значимостью для учащихся.
Леса называют «зелеными лёгкими» планеты. Ученые подсчитали, что
при нынешних темпах вырубки к 2001 году леса будут уничтожены на 40%, а
через 100 лет будут вырублены полностью. Вырубка лесов влечет за собой
исчезновение сотен тысяч животных и растений, изменение климата и многие
другие бедствия. Но не рубить лес нельзя, он нужен для многих целей. Какой
выход предлагаете вы из сложившейся ситуации?
Почему врачи рекомендуют потреблять большие дозы витаминов для
профилактики и лечения простудных заболеваний?
Почему важно знать содержание белков, жиров и углеводов в различных
пищевых продуктах и количество энергии, образующееся в организме при их
использовании?
Данный прием заставляет учащихся почувствовать не только значимость
материала, но и причастность к явлению. Стимуляция познавательных интересов
с использованием приема значимости материала актуальна как для младших
подростков, так и для старших школьников.
Однако занимательность и яркость изложения должны быть не
самоцелью, а всецело подчинены возбуждению мыслительной активности
учащихся.
ВЫВОД: Подобный подход к изложению нового материала укрепляет у
учащихся интерес к учению, повышает любознательность и пытливость в
осмыслении изучаемых вопросов. На уроке создается своеобразная
психологическая «ситуация ожидания» (установка), когда учащиеся
положительно настраивают себя на восприятие новых знаний и стремятся к
глубокому усвоению изучаемого материала. Манера учителя детализировать и
конкретизировать материал учебника побуждает школьников глубже вдумываться
в усваиваемые знания, рождает множество вопросов.

Приемы развития познавательного интереса на этапе осмысления
изучаемого материала.
Основными приемами развития познавательного интереса, используемые
на этапе осмысления изучаемого материала, являются:
1) Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации и
др.:
На уроках в IX классах мы используем следующие вопросы:
• В фантастическом романе «Человек-амфибия» юноше Ихтиандру
пересажены жабры, которыми он дышит в воде. Какую физиологическую проблему,
возникшую после этой пересадки и не позволяющую выжить человеку-амфибии в
воде, не учёл автор романа?
• Щенка кормили только молоком. Будет ли у него выделяться слюна,
если ему покажут кусок мяса? Ответ поясните.
В результате использования проблемных вопросов в ходе изучения
учебного материала мы установили, что они способствуют появлению у
школьников удивления, озадаченности, интеллектуальной активности,
эмоциональной приподнятости, стремления к узнаванию, более глубокому
ознакомлению с предметом - состояний, свойственных познавательному
интересу.
2) Исследовательский прием.
На основе проведенных учащимися опытов, наблюдений и анализов
литературных данных учащимся предлагается самостоятельно решить
познавательную задачу, сформулировать вывод:
• Неподалеку от водоёма, населенного многими видами животных, в том
числе и земноводными, находится завод, не имеющий на трубах очистительных
фильтров. В водоёме стала наблюдаться массовая гибель земноводных. Анализ
проб воды не показал наличия каких-либо вредных веществ для живых
организмов. Почему погибли земноводные?
3). Эвристический прием.
Учитель, опираясь в своем вопросе на имеющиеся у учащихся знания,
помогает им с помощью наводящих вопросов найти правильный ответ.
• Предположим, что вы съели бутерброд с ветчиной. В каких отделах
пищеварительной системы и с помощью каких веществ будут перевариваться его
составные части?
• Назовите основные отличительные черты кольчатых червей по
сравнению с другими типами червей.
• Почему их появление на Земле стало ещё одним эволюционным шагом к
прогрессу.
4) Прием научного спора.
На уроке учитель создает ситуацию спора, особое внимание уделяя
умениям учащихся доказывать и обосновывать свои суждения.
• Будьте судьей в споре:
1-й ученик: «Раковина является хорошим защитным приспособлением для
моллюска, а поэтому, несмотря на древность своего происхождения, они
являются одним из самых многочисленных типов беспозвоночных животных».
2-й ученик: «Несмотря на наличие раковин, как защитных
приспособлений, численность моллюсков в водоёмах заметно снижается.» 19
видов этих животных занесены в «Красную книгу».
3-й ученик: «Я считаю, что причиной сокращения числа моллюсков
является употребление в пищу многими животными и человеком».
4-й ученик: «Я думаю, что такое защитное приспособление как прочная
раковина оказывается несовершенным перед ядовитыми химическими веществами,
попадающими в водоём».
- Кто прав в споре?
Столкновение различных точек зрения, в которых нужно разобраться,
чтобы затем занять собственную позицию, стимулирует активный поиск
доказательств, аргументов для отстаивания своей точки зрения. Это - стимул
для преодоления трудностей, для интенсивной мыслительной деятельности, для
напряжения ума, для исследовательской активности.
ВЫВОД: Постановка на уроке перед учащимися проблемных вопросов,
самостоятельное решение познавательных задач, формирование у школьников
умения доказывать и обосновывать свои суждения все это способствует
активизации мыслительной, исследовательской деятельности, что обусловливает
развитие познавательного интереса к биологии.

Приемы развития познавательного интереса на этапе закрепления
изучаемого материала.
Учебная работа по закреплению и более глубокому осмыслению знаний
заключается в том, что после изложения нового материала и формулирования
выводов и обобщений (понятий) учитель ведет учащихся к новым фактам и
примерам, но уже в плане более широкого подкрепления сделанных обобщений,
их более глубокого уяснения и выработки умения применять изучаемый материал
на практике. Закрепление материала в известной мере связано с тем явлением,
которое в психологии называется переносом знаний. Суть его заключается в
том, что в процессе учебной работы учащимся приходится усвоенные
мыслительные операции, умения и навыки как бы переносить, то есть применять
в других условиях. Этот процесс, с одной стороны, облегчает учение, ибо он
дает возможность использовать полученные знания, умения и навыки при
усвоении нового материала, а с другой - вносит трудности, так как всякий
перенос знаний осуществляется не механически, а требует внесения
определенных корректив в усвоенные понятия, умения и навыки, некоторой
ломки сложившегося стереотипа, то есть умственного и физического
напряжения.

Н.А. Мечинсткая указывала на то, что учащиеся сравнительно быстро
забывают формулировки правил, выводов и теоретических обобщений, гораздо
прочнее в их памяти удерживаются логические доказательства, а также
обобщения, которые сделаны на основе ярких примеров и фактов и закреплены в
процессе практических упражнений. Только разумно поставленная система
тренировочных упражнений, требующих от учащихся разнообразного подхода к
усвоению учебного материала и высокого умственного напряжения, позволяет
добиваться глубоких и прочных знаний.
На этапе осмысления и закрепления полученных знаний используются
следующие приемы, активизирующие познавательный интерес к учебному
предмету:
1) Использование натуральных объектов в заданиях для учащихся.
Перед уроком учащиеся получают раздаточный материал, с
использованием которого на уроке выполняют следующие задания:
• Рассмотрите растения засушливых районов Ставрополья и найдите
признаки приспособленности к недостатку влаги.
• Розданы микропрепараты крови лягушки и человека (без надписи).
Задание: различить и ответить на вопрос: с чем связано именно такое
строение эритроцитов крови человека?
2) Прием моделирования.
В качестве примера можно привести следующее задание:
• Учащиеся получают набор (в пакете) организмов, обитающих на
определенной территории. Задание: смоделируйте, используя набор, все
возможные пищевые цепи.
3) Составление схем, таблиц:
Развитию познавательного интереса способствует использование на
уроках биологии заданий по построению схем, работе с таблицами:


Заполните таблицу:
Лягушка - земноводное животное.
Укажите, какие особенности лягушки указывают на то, что она
земноводное животное.
|Черты приспособленности к |Черты приспособленности к |
|водной среде |наземной среде |
| | |

На основании изученного материала составьте таблицу:
Основные признаки классов.
|Признаки |Класс |Класс |
| |двудольчатые |однодольчатые |
| | | |

4) Использование символов для выполнения заданий
При выполнении учебных заданий учащимся могут быть
предложены идеографические знаки, характеризующие тот или иной объект
изучения.
В Ы В О Д: Процесс овладения новыми знаниями не сводится к обычному
заучиванию правил, выводов и обобщений. Он основывается на улучшении
самостоятельной работы школьников, на глубоком логическом анализе того
фактического материала, который лежит в основе формирования научных
понятий. На основе полученных результатов были сделаны выводы о том, что
использование указанных приемов стимулируют стремление учащихся к
самостоятельному выполнению заданий, характеризуются сосредоточенностью
произвольного задания, отвлечений учащихся на уроках стало меньше.
Использование натура

Новинки рефератов ::

Реферат: Защита прав субъектов финансовых правоотношений (Право)


Реферат: Проект организации бухгалтерского учета в условиях внутрихозяйственного коммерческого расчета (Бухгалтерский учет)


Реферат: Лизинг (Гражданское право и процесс)


Реферат: Определение производительности грузового автомобиля (Транспорт)


Реферат: Бухгалтерский учет нематериальных активов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Автоматизация проектирования цифровых СБИС на базе матриц Вайнбергера и транзисторных матриц (Радиоэлектроника)


Реферат: Материалы для полов (Технология)


Реферат: Биография Ахматовой (Литература : русская)


Реферат: Балерина Павлова (Культурология)


Реферат: Взаимосвязь плановой экономики и тоталитарного общества (Ф. Хайек. Путь к рабству) (Политология)


Реферат: Билеты и ответы по Информатике за 11-й класс (Программирование)


Реферат: Анализ себестоимости продукции плодоводства в СХПК «Кочетовский» Мичуринского района Тамбовской области (Ботаника)


Реферат: Волоконно-оптические линии связи (Радиоэлектроника)


Реферат: Отчеты аудиторов при проверке финансовой отчетности (Бухгалтерский учет)


Реферат: Общество с ограниченной ответственностью как один из главных субъектов современного имущественного оборота (Гражданское право и процесс)


Реферат: Движение "Талибан" (Политология)


Реферат: Вредные частицы (Биология)


Реферат: Автоматизированное рабочее место (Программирование)


Реферат: Современные концепции маркетинговой деятельности (Маркетинг)


Реферат: Договор морской перевозки грузов (Международное частное право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист