GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Воспитание самостоятельности у учащихся вспомогательной школы в процессе профессионально-трудового обучения /на материале обучения швейному делу/ (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Воспитание самостоятельности у учащихся вспомогательной школы в процессе профессионально-трудового обучения /на материале обучения швейному делу/ (Педагогика)


МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Дефектологический факультет



Дипломная работа



Воспитание самостоятельности у учащихся вспомогательной школы в процессе
профессионально-трудового обучения /на материале обучения швейному делу/



Слушателя ФПС отделения
олтгофренопедагогики
Варес И. М.
Научный руководитель
старший преподаватель
Тушева Е. С.



Москва 1997 год
Оглавление

Введение 3


Глава 1. Проблема и задачи исследования. 3


Глава 2. Состояние профессионально-трудового обучения учащихся
вспомогательной школы 3

п.1. Общая характеристика постановки обучения швейному делу во
вспомогательной школе 3
п.2. Уровень подготовленности учащихся вспомогательной школы к
самостоятельному выполнению трудовых заданий 3

Глава 3. Исследование эффективности некоторых приемов воспитания у учащихся
самостоятельности при выполнении трудовых заданий 3

п.1. Задачи и методика исследования 3
п.2. Результаты экспериментального обучения 3

Заключение 3


Литература 3


Введение

Основной задачей вспомогательной школы является подготовка умственно
отсталых детей к трудовой деятельности. На данном этапе в школе еще
неудовлетворительно справляются с этой задачей. Предприятия, на которые
направляются окончившие школу дети, предъявляют к последним серьезные
претензии, подчеркивая, что воспитанники вспомогательной школы не
подготовлены в достаточной мере к самостоятельному труду. Выяснение
причин слабой подготовки учащихся вспомогательной школы к практической
деятельности и определение эффективных путей формирования у воспитанников
этих школ умения работать самостоятельно является одной из самых актуальных
задач олигофренопедагогики, положительное решение которой имеет важное
теоретическое и практическое значение.
В данной работе на основании длительного изучения состояния
профессионально-трудового обучения по швейному делу во вспомогательной
школе и проведение экспериментальных исследований делается попытка выяснить
причины недостаточной подготовки учащихся к самостоятельному труду и
определить методику работы учителей профессионально-трудового обучения, в
наибольшей мере способствующей формированию у детей умения самостоятельно
выполнять трудовое задание.
Данная работа состоит из введения, трех глав и приложения.
В первой главе рассматривается проблема воспитания у детей
самостоятельности в процессе профессионально-трудового обучения и
определяются задачи исследования.
Во второй главе анализируется состояние трудового обучения учащихся
во вспомогательной школе на современном этапе с точки зрения воспитания у
них умения выполнять самостоятельные задания; рассматривается и
определяется уровень самостоятельности учеников выпускного класса в ходе
выполнения ими трудового задания.

В третьей главе обосновывается эффективность предложенных методов и
приемов обучения швейному делу учащихся вспомогательной школы на первом
году (4 класс) профессионально-трудового обучения, которое направлено на
воспитание навыков самостоятельности выполнения задания.


Глава 1. Проблема и задачи исследования.

Обучение и воспитание подрастающего поколения должно быть тесно
связано с жизнью, с производительным трудом. Мы добиваемся того, чтобы
труд, как создатель всех культурных и материальных благ, превратился в
первейшую жизненную потребность.
Трудовое воспитание детей и подростков в той или иной мере
осуществляется в современной школе на протяжении всей истории. Но до
последнего времени оно не было поставлено на должную высоту. Педагогическая
наука должна всесторонне разрабатывать такую систему трудового обучения
школьников, которая обеспечивает успех в подготовке подрастающего поколения
к трудовой деятельности. В связи с этим педагогические работники направляют
свои силы на научное обоснование содержания и выработку наиболее
эффективных методов трудового обучения. При этом большое внимание уделяется
такому важному вопросу как развитие самостоятельности и активности
учащихся.
Современные школы успешно решают задачи трудового обучения, дают
учащимся широкий круг знаний, осуществляют производственное обучение.
Лучший опыт их работы обобщается педагогической наукой и распространяется
на другие школы.
Изучение и умелое использование передового опыта при подготовке
молодежи к трудовой деятельности в массовой школе имеет весьма важное
значение и для организации системы трудового обучения в спецшколах. Но в
отношении учащихся вспомогательной школы, имеющих нарушения в умственном и
физическом развитии, требуется применять особые и более специфические
методы воспитания и обучения.
Перед современной вспомогательной школой стоит задача подготовить
учащихся к трудовой деятельности, к общественно - полезному
производительному труду. Воспитанники этой школы обязательно должны
овладеть определенной специальностью, т. е. должны быть подготовлены к
работе на производстве.
Во вспомогательной школе обучаются дети с грубыми нарушениями
интеллектуальной и познавательной видами деятельности. Резкое умственное
недоразвитие является основной причиной того, что вспомогательная школа
дает самые элементарные знания по общеобразовательным предметам, примерно
в пределах начальной массовой школы.
Общеобразовательное обучение во вспомогательной школе не может
обеспечить непосредственного включения учащихся в производство. Оно служит
скорее целям коррекции недостатков общего развития аномального ребенка.
Однако, несмотря на узость и элементарность общеобразовательного
обучения, оно может и должно отвечать целям подготовки учащихся к труду.
Главным средством подготовки умственно отсталых детей к производственному
труду является система обучения и воспитания, которая практикуется в
отечественной вспомогательной школе.
Система трудового обучения во вспомогательной школе складывается из
таких разделов:
. ручной труд / 1 - 3 классы /;
. профессионально-трудовое обучение /4-9 классы/ .
На уроках ручного труда учащиеся 1-3 классов знакомятся с основными
свойствами бумаги, картона, ткани и др. материалов, приобретают навыки их
элементарной обработки, а также простейшие навыки выращивания растений и
ухода за ними.
В процессе профессионально-трудового обучения в 4-9 классе учащиеся,
обучаясь по специальной программе, получают определенную специальность. Во
время обучения во вспомогательной школе учащиеся приобщаются к
производительному труду в учебно-производственных мастерских школы, а также
во время прохождения производственной практики на предприятии.
Программы профессионально-трудового обучения / швейное дело,
столярное дело, слесарное дело, обувное / построены по операционно-
предметной системе, т. е. обучение учащихся различным производственным
операциям / умениям и навыкам / осуществляется в процессе изготовления ими
полезных вещей.
Одним из условий успешного включения умственно отсталых учащихся в
трудовую деятельность является выбор доступных для них элементарных видов
труда. Однако, как показывает опыт, этого еще недостаточно. Одним из
решающих условий включения выпускников вспомогательной школы в
производственный труд является воспитание у них достаточной
самостоятельности в выполнении трудовых заданий.
Воспитание у учащихся умения самостоятельно выполнять трудовые
задания является одной из самых главных задач вспомогательной школы. Между
тем, как показывают специальные исследования, проведенные в области
обучения швейному делу, уровень самостоятельности при выполнении заданий по
труду учащимися является весьма низким. Объясняется это прежде всего тем,
что этот вопрос не нашел еще дидактического и методического решения.
В основном огромное внимание уделяется воспитанию у учащихся
определенного отношения к труду, формирование профессионально- трудовых
навыков и умений. Но гораздо меньше внимания уделялось формированию
самостоятельности у детей при выполнении трудовых заданий.
Проблема воспитания у умственно отсталых школьников навыков
самостоятельной работы рассматривается в различной методической литературе,
применительно к задачам различных предметов / М.Ф. Гнездилов, Н.Ф. Кузьмина-
Сыромятникова, А.А. Поставская /, а также в отдельных работах, посвященных
дидактическим вопросам обучения во вспомогательной школе / А.Н. Граборов,
Г.Н. Дульнев /.
Имеются так же специальные исследования, в которых рассматриваются
вопросы воспитания у учащихся самостоятельности в процессе преподавания
некоторых общеобразовательных дисциплин. Однако очень мало освещается
вопрос воспитания у школьников вспомогательной школы самостоятельности в
процессе трудового обучения.
Опыт учителей вспомогательных школ, а так же результаты исследований
показывают, что самостоятельное выполнение практических заданий для
умственно отсталых детей представляет большую трудность. Наблюдение уроков
швейного дела дает основание говорить о некоторых серьезных недостатках в
профессионально-трудовом обучении детей вспомогательных школ. Как правило,
учителя забывают о необходимости воспитания у учащихся навыков
самостоятельности в работе, часто спешат к ним на помощь, не дают
возможности им самим разобраться в задании и самостоятельно выйти из
затруднительной ситуации. Часто из виду выпускается главное, именно то, что
учащимся нужно показать как выполняется та или иная трудная операция и
вместе с ним выполнить ее и научить их самостоятельно проделывать комплекс
операций по изготовлению изделий.
Приходится констатировать, что пока еще выпускники вспомогательных
школ в подавляющем большинстве оказываются не полностью подготовлены к
трудовой деятельности, главным образом потому что они не умеют
самостоятельно работать, не могут сразу включаться в производственный
процесс, долгое время не могут выполнять самостоятельно трудовые операции,
не проявляют инициативы, активности.
Проблема воспитания у учащихся самостоятельности в процессе
профессионально-трудового обучения является общедидактической и
методической проблемой олигофренопедагогики. Кроме того, эта проблема
непосредственно связана
с проблемой развития (навыков) познавательных процессов учащихся в трудовом
обучении. Наконец, воспитание самостоятельности у учащихся связано с общей
проблемой воспитания личности, в частности воспитания у них таких качеств,
как трудолюбие, настойчивость, уверенность в своих силах.
В настоящее время делается попытка определить наиболее
целесообразные педагогические пути воспитания у учащихся вспомогательной
школы самостоятельности во время выполнения трудового задания.
Программа профессионально-трудового обучения предлагает формирование
у учащихся определенной системы производственных, операционных навыков по
швейному делу. Важным и необходимым условием, обеспечивающим
самостоятельность учащихся в выполнении заданий по труду, является знание
ими технологических особенностей материалов, оборудования, машин; владение
комплексом производственных навыков.
В этом плане вспомогательная школа достигла удовлетворительного
выполнения программных требований, хотя и не всегда одинаково в отношении
некоторых учащихся. Однако, наблюдения показывают, что многие из этих
учащихся хотя и усваивают технологические знания, хорошо овладевают
комплексом производственных навыков, испытывают большие трудности в
применении этих знаний, умений и навыков на практике.
Таким образом, ни приобретение производственных навыков, ни усвоение
технологических сведений, сами по себе еще не обеспечивают
самостоятельность в работе учащихся.
Отсутствие у учащихся самостоятельности в выполнении задания по
труду, возникает в силу того, что они не умеют целенаправленно
использовать в работе свои навыки и знания. Это выражается в неумении
пользоваться инструкциями / устными и письменными /, чертежами, образцами и
моделями, в неумении планировать свою работу, выполнять ее в определенной
последовательности.
Таким образом, наше исследование направленно на поиск и обоснование
конкретных педагогических путей решения проблемы воспитания у учащихся
вспомогательной школы самостоятельности в выполнении трудовых заданий.
В предлагаемой работе проводится:
1. Анализ литературных источников, посвященных вопросу о самостоятельной
работе учащихся в процессе выполнения трудовых заданий.
2. Изучение состояния профессионально-трудового обучения по швейному делу
путем:
c) наблюдения на уроках;
d) проведения специальных контрольных работ для определения степени
самостоятельности у учащихся спец. школы.
5. Обучающий эксперимент, т. е. эксперимент, ставящий своей целью
воспитание у учащихся самостоятельности во время выполнения
практических заданий по швейному делу.

Глава 2. Состояние профессионально-трудового обучения учащихся
вспомогательной школы


п.1. Общая характеристика постановки обучения швейному делу во
вспомогательной школе

Изучение постановки профессионально-трудового обучения во
вспомогательной школе показывает, что за последние годы произошли
значительные перемены. Производственные мастерские, в которых учащиеся
обучаются швейному делу, имеют достаточное оснащение. Многие школы
организовывают производственную практику учащихся непосредственно на
производстве.
Однако в целом имеется большое количество недостатков. Наиболее
серьезным недостатком является то, что в процессе трудового обучения мало
внимания уделяется такому важному вопросу, как воспитание у учащихся умения
самостоятельно выполнять трудовые задания. Результаты исследования
показали, что большинство из выпускников не могут сразу включиться в
производственный процесс, долгое время не проявляют нужной
самостоятельности при выполнении трудовых заданий, чувствуют себя не очень
уверенно в новом коллективе.
В чем же кроется причина?
Были проведены специальные исследования уровня знаний и умений учащихся
выпускного класса. Данные исследования показали, что учащиеся этого класса
владеют швейной машиной в пределах требований производства, знают
технологию обработки деталей программных изделий, большинство из них умеют
пользоваться измерительными инструментами /сантиметровой лентой, линейкой
/.
Наряду с этим оказалось, что многие учащиеся не умеют определять
лицевую и изнаночную сторону ткани, особенно гладкокрашенной, совсем не
разбираются в свойствах ткани, с большим трудом выполняют задания по
инструкции. Но особенно большие трудности для учащихся вспомогательной
школы представляет определение последовательности изготовления изделий. Еще
большую сложность для них представляет описание процесса выполнения
задания. Учащиеся подчас не могут разобраться в чертеже данного изделия, не
знают контурные срезы изделия. Такие пробелы в знаниях выпускников
ограничивают их возможности выполнять трудовые задания самостоятельно.
Чтобы правильно осветить поставленный в данной работе вопрос, в
частности выяснить причины неумения воспитанников вспомогательной школы
работать самостоятельно, мы предварительно изучили программные требования и
способы, которыми пользуется учитель на уроке для достижения его цели.
Программой по швейному делу предусмотрено все необходимое для
подготовки учащихся к работе на производстве с точки зрения трудовых умений
и навыков. Есть указания и на то, что учащиеся должны разбираться в
чертеже, уметь планировать последовательность технологического процесса при
изготовлении изделия, что обеспечивает сознательное, а значит и
самостоятельное выполнение соответствующих операций. В объяснительной
записке к программе сказано, что учащиеся должны не только научиться
выполнять определенные задания, но и уметь объяснить как они выполняются.
Далее говорится о том, что необходимо научить учащихся самостоятельно
выполнять несложные работы и т. д.
Таким образом, в целом, программой предусмотрено воспитание у
учащихся умения самостоятельно работать. Но воспитание этого умения, в
наибольшей мере зависит от учителя, от того какими методами и приемами он
пользуется. От способов объяснения учителем процесса выполнения задания
зависит осознанность выполнения учащимися этого задания, что в свою
очередь является одним из условий воспитания самостоятельности у учащихся
в процессе профессионально-трудового обучения.
Весьма важным фактором в воспитании у учащихся самостоятельности в
труде является также привитие им навыков планирования предстоящей работы,
главным образом в отношении установления последовательности выполнения
отдельных операций по изготовлению изделия.

п.2. Уровень подготовленности учащихся вспомогательной школы к
самостоятельному выполнению трудовых заданий

Как уже отмечалось выше, для самостоятельного выполнения трудового
задания по швейному делу выпускники вспомогательной школы, кроме умения
выполнять ручные и машинные швы должны:
. разбираться в чертежах и рисунках программного изделия;
. знать контурные срезы изделий и их названия;
. уметь определять лицевую и изнаночную сторону /изделия/ ткани;
. определять последовательность выполнения задания;
. выполнять задания по инструкции /письменной и устной/ и по образцу.
Чтобы выяснить, в какой мере учащиеся вспомогательной школы владеют
перечисленными знаниями и умениями, были проведены контрольные работы по
швейному делу выпускного класса. Анализ контрольных работ свидетельствует о
том, что воспитанники вспомогательной школы получают недостаточную
подготовку по швейному делу. Учащиеся выпускного класса часто не
разбираются в элементарных вопросах, касающихся их будущей профессии. Они
не умеют читать чертежей щвейной промышленности, плохо понимают рисунок
готового изделия и т. д. У них плохо сформированы навыки и умения
самостоятельной работы.
Одной из главных причин неудовлетворительной подготовки учащихся к
самостоятельному выполнению практических заданий по труду является
несовершенство комплекса приемов и методов, которыми пользуются в своей
работе учителя профессионально-трудового обучения. Например, наблюдаемые
нами учителя швейного дела, объясняя учащимся процесс выполнения
предстоящих изделий, не проводили в достаточной степени анализа этого
процесса; не показывали готовые изделия-образцы, их рисунки или чертежи; не
приучали учащихся выполнять задания по образцу и рисунку; не привлекали их
к организации планирования предстоящей работы, а также не учат работать по
готовому плану, данному учителем.
Такая организация работы по выполнению учащимися вспомогательной
школы конкретных практических заданий не способствует воспитанию у детей
самостоятельности в труде.
Профессионально-трудовое обучение требует серьезного улучшения.
Необходимо в частности уделять значительно больше внимания вопросу методики
формирования у учащихся умения самостоятельно работать.

Глава 3. Исследование эффективности некоторых приемов воспитания у учащихся
самостоятельности при выполнении трудовых заданий


п.1. Задачи и методика исследования


1. Задачи экспериментального обучения

Результаты исследования уровня знаний, умений и навыков учащихся
вспомогательной школы говорят о том, что в практике вспомогательных школ
при подготовке учащихся к трудовой деятельности слабо обеспечивается одно
из главных требований, а именно воспитание у детей умения работать
самостоятельно.
И одной из главных причин неудовлетворительной подготовки учащихся к
самостоятельному выполнению практических заданий по труду является
несовершенство комплекса приемов и методов, которыми пользуются в своей
работе учителя профессионально-трудового обучения. Задачей данного
исследования и являлось отыскание наиболее эффективных приемов воспитания у
учащихся вспомогательной школы самостоятельности при выполнении трудовых
заданий.
Главной отправной точкой при решении поставленной проблемы было
положение о том, что профессиональное обучение должно строиться таким
образом, чтобы обеспечивались наиболее благоприятные условия для активной
сознательной, а не механической работы детей при выполнении ими
практических заданий по труду, чтобы учащиеся обдумывали и осмысливали
процесс изготовления вещи или ее детали. Сознательно выполняя практические
задания по труду, дети приучаются работать самостоятельно.

При исследовании были выдвинуты для решения следующие вопросы:
. В какой мере воспитанию самостоятельности у детей способствует обучение
их умению давать словесный отчет о проделанной работе и рассказывать о
способе выполнения предстоящей.
. Как помогает воспитанию самостоятельности у учащихся умение планировать
работу.
. Обеспечивается ли самостоятельность в работе учащихся показом
образца или рисунка.

2. Организация экспериментального обучения

Экспериментальное обучение проводилось в 1995/96 учебном году в
школе-интернате N99 г. Москвы. Экспериментом были охвачены учащиеся
первого года обучения - всего 10 человек - ученики четвертого класса в
возрасте 12-13 лет.
В качестве контрольной группы была взята группа учащихся того же
интерната и в том же количественном составе, того же возраста, года
обучения и класса.
Во время эксперимента обучение проводилось по программе швейного дела
первого года обучения учащихся вспомогательной школы с целью определения
гипотетических положений о приемах обучения и уточнения доступности
материала. Экспериментальное обучение осуществлялось по разработанным нами
конспектам уроков. Кроме того, для эксперимента были подготовлены образцы
готовых изделий, технологические карты, а также рисунки и чертежи. Каждый
ученик был обеспечен всеми необходимыми инструментами / ножницы, линейки,
карандаши, сантиметровые ленты / и материалами для практических работ.
Существенное различие в обучении учащихся контрольной и экспериментальной
групп заключалось в методической стороне проведения уроков.
Для проверки результатов эксперимента учащимся обоих классов давались
специальные практические задания в конце прохождения разделов и тем
программы. Учащимся также предлагались письменные работы, в которых они
описывали последовательность выполнения того или иного задания. Выполнение
практических заданий, письменные и устные ответы учащихся тщательно
анализировались.


3. Содержание экспериментального обучения

При определении и построении системы обучения в экспериментальном
классе нами были положены в основу, с одной стороны, важнейшие требования
производства, которые в конечном счете определяют всю методику обучения:
необходимость уметь определить последовательность обработки изделия,
выполнить задание, руководствуясь словесной инструкцией / устной и
письменной /, образом, рисунком или чертежом, уметь организовать свою
работу. С другой стороны, учитывали характерологические черты личности
аномального ребенка: нарушение и снижение регулирующей роли слова в его
деятельности, затруднения в установлении причинных зависимостей, слабость
активных процессов памяти.
Следовательно, система экспериментального обучения строилась с учетом
требований и производства и особенностей учащихся вспомогательных школ.
При экспериментальном обучении, которое проводилось в одном классе на
протяжении всего учебного года, было предусмотрено:
. Воспитать у учащихся умения давать словесный отчет о проделанной работе
после выполнения задания и рассказывать о способе выполнения предстоящей
работы.
. Привить учащимся навыки составления плана выполнения предстоящего задания
/устно, письменно /.
. Научить их умению выполнять задания по образцу / готовому изделию / и
рисунку.
Остановимся на некоторых из указанных пунктах.

Обучение учащихся умению давать словесный отчет о проделанной и рассказать
о предстоящей работе

Требуя от учащихся описания трудовых операций, мы приучали их
сознательно подходить к выполнению заданий. Вначале дети должны были
научиться рассказывать о способе выполнения задания непосредственно после
его окончания - в конце урока / как закрепление того, что они делали на
уроке / или в начале следующего урока / как повторение предыдущего
задания/.
Вот как учили детей выполнять стачной шов. На первом уроке перед
объяснением способа выполнения стачного шва им сообщали, как называется шов
/название записывалось на доске/, где он применяется /демострировались
изделия с этим швом /, показывали и объясняли способ выполнения шва. После
предварительной работы им разрешалось приступить к выполнению задания.
Наши вопросы и ответы учеников выглядели примерно так:
- Какой шов вы сегодня выполняли ?
- Стачной.
- Вспомните, где применяется стачной шов?
- Им сшивают отдельные части юбки, блузки и т. д.
- Какой ширины нужно было сделать шов?
- Один сантиметр.
- Что надо было сделать перед тем, как начать шить?
- Определить лицо и изнанку ткани.
- Какие стежки применялись при выполнении этого шва?
- Стежки “вперед иголку” при сметывании и “назад иголку” при сшивании.
- Как вы выполняли стачной шов?
- Сложили два кусочка ткани, отметили 1см, наметили карандашом линию, на
этой линии стежками “вперед иголку”, затем сшили стежками “назад иголку”,
вынули наметку, расправили шов.
На следующем уроке перед выполнением этого же шва от учащихся
требовалось по той же схеме рассказать о способе выполнения предстоящего
задания, т.е. выполнения того же стачного шва.
Далее ставилась задача научить их рассказывать о способе выполнения
предстоящего задания, знакомого или лишь частично, т.е. когда была известна
технология выполнения отдельных операций, но незнаком порядок изготовления
всего задания. После этого их учили словесно описывать процесс выполнения
нового задания.

Обучение учащихся давать словесный отчет о проделанной работе и
рассказывать о предстоящей проходило по следующим этапам:

1. Внимание учащихся направлялось на осознание ими цели задания - что они
будут делать и для чего.
2. Учащихся учили умению производить анализ готового изделия, т.е.
описывать его внешний вид.
3. От них требовали словесного отчета о способе выполнения задания.
4. Учили умению рассказывать о том, как они будут выполнять предстоящее,
частично знакомое задание.
5. Учили умению рассказывать о способе выполнения предстоящего нового
задания.

Составление плана после выполнения задания

После объяснения способа выполнения стачного шва ученикам было
предложено рассказать о том, как они думают выполнять это задание, с чего
начнут, как будут переходить от одной операции к другой и т.д. Только после
того, как они дали подробные ответы на поставленные нами вопросы, им было
предложено приступить к непосредственному выполнению шва.
Сразу же после окончания работы ученикам было предложено составить
план выполнения законченного задания. Составлялся план так: ученики
коллективно называли порядок изготовления шва, учитель записывал на доске
устанавливаемую ими последовательность операций, соответственно нумеруя их.

В результате получился такой план:
1. Определить лицевую и изнаночную стороны ткани.
2. Сложить кусочки ткани лицевыми сторонами во внутрь один к другому.
3. Отметить ширину шва 1 сантиметр.
4. Сметать кусочки ткани стежками “вперед иголку”.
5. Прошить по наметке стежками “назад иголку”.
6. Вынуть наметку.
Этот план, составленный коллективно, ученики переписали в свои
тетради по труду.

п.2. Результаты экспериментального обучения


1. Умение учащихся давать словесный отчет

Детям предлагалось рассказать о процессе выполнения швов / стачного,
вывернутого, подручного /. C этой целью им было предложено вспомнить и
назвать швы, которые они изучали раньше.
Полученные результаты говорят в пользу учащихся экспериментальной
группы. Если в контрольной группе вспомнили и назвали стачной шов всего
лишь- 3 - ученицы, подрубочный-6 -учениц и вывернутый -8- учениц, то в
экспериментальной группе соответственно - 8, 9, 10 учениц. Эти данные
показывают, что большинство учащихся контрольной группы забыли названия тех
швов, которые изучались в начале темы, и лучше всего запомнили название
того шва, который изучали в конце раздела. Зато учащиеся экспериментальной
группы приблизительно в одинаковой степени запомнили названия всех швов.
Это дает основание утверждать, что воспитание у учащихся умения давать
словесный отчет о проделанной работе способствует запоминанию детьми
программного материала, а значит, способствует воспитанию у них умения быть
самостоятельными при выполнении трудовых операций.

2. Проявление самостоятельности при выполнении учащимися заданий

Мы предлагали учащимся контрольной и экспериментальной групп
одинаковые задания. Оно заключалось в том, что за определенное время надо
выполнить разные стежки / всего 8 видов /. При этом названия стежков были
написаны на доске; каждому из учеников были розданы их образцы, выполненные
на кусочках ткани.
Показательным в процессе выполнения задания было то, что учащиеся
экспериментальной группы начинали шить почти все стежки без помощи учителя.
При этом они пользовались образцами, рассматривая, анализируя их и т.д.
Чтобы стежки имели хороший вид, были выполнены по ровной линии, учащиеся
самостоятельно и по собственной инициативе делали пометки / выдергивали
нитки, проводили линии карандашом /.
Иная картина наблюдалась в контрольной группе. Здесь три ученицы не
обратились за помощью к учителю, а все остальные спрашивали, как начинать
стежки, как переходить от одного к другому. Ни один из них ничего не
предпринял, чтобы стежки были выполнены по ровной линии. Они не
рассматривали розданных им образцов, не осознали по-настоящему сути
задания, поэтому не смогли выполнить его самостоятельно.

Вывод: в результате обучения учащихся вспомогательной школы по нашей
методики у последних воспитывались самостоятельность и умение работать
аккуратно, с чувством надлежащей ответственности.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило нашу мысль о том
, что обучение учащихся умению составлять план, руководствоваться
инструкциями способствует развитию у них самостоятельности.

Заключение


На основании проведенного исследования мы пришли к выводу, что
положительных результатов в деле воспитания у учащихся умения
самостоятельно выполнять трудовые задания можно достичь при соблюдении
следующих основных требований.
1. Трудовое обучение не должно ограничиваться формированием у учащихся
только рабочих двигательных навыков . Оно, кроме того, должно быть
направлено на воспитание у учащихся умений решать умственные задачи,
связанные с практическим выполнением трудовых заданий / планирование,
выполнение заданий при помощи различных инструкций, образца, рисунка и
т.д. /. Это в свою очередь способствует коррекции умственного развития
учащихся вспомогательных школ вообще.
2. Проблема воспитания у учащихся самостоятельности должна решаться при
строгом соблюдении правила: от простого к сложному, от более известного к
менее известному, от конкретного к абстрактному. Так, при обучении
швейному делу следует осуществлять постепенный переход от простейших к
более сложным операциям, а также к инструкциям, планам, образам и т.
3. Профессионально-трудовое обучение можно и необходимо использовать для
развития речи воспитанников вспомогательной школы /словесный отчет -
устный и письменный - о проделанной работе, рассказ о выполнении
предстоящего задания и т.д./, что в свою очередь будет способствовать
умственному развитию детей.
Как показал наш опыт, наиболее эффективным является такой путь
воспитания самостоятельности у учащихся вспомогательной школы на первом
году обучения /4 класс/, когда формирование у детей умения давать словесный
отчет, составлять план работы, выполнять задания по образцу, рисунку и
письменной инструкции проходит по нескольким этапам: сначала обучение
проводится на материале, знакомом учащимся, затем - на частично знакомом и
только после этого - на новом материале.

Литература

Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. В. В.
Воронковой. - М.: Школа-пресс, 1994.
Выгодский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и
речь. - М.: Из-во АПН РСФСР, 1959.
Гнатюк А. А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к
профессиональному труду. // Дефектология. 1986. N6.
Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе.
- М.: Просвещение, 1981.
Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. -
М.: Просвещение, 1969.
Кузьмина-Сыромятникова Н. Ф. Основные вопросы обучения арифметике.-
Книга для учителей вспомогательных школ. Учпедгиз, 1955.
Крылов А. М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации
инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе.//
Дефектология. 1993. N5.
Мирский С. Л. Особенности профессионального обучения во
вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1966.
Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во
вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1988.
Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы
в трудовом обучении. - М.: Педагогика, 1990.
Мирский С. Л. Коррекционная направленность трудового обучения во
вспомогательных школах. // Дефектология. 1986. N1.
Поставская В. А. Воспитание самостоятельности на уроках
естествознания. Учпедгиз. 1953.
Федосов С. Г. Трудовое обучение в 9 классе вспомогательной школы с
учетом технологии базового предприятия. //Дефектология. 1987. N4.
Шинкоренко В. А. О развитии элементов конструктивной деятельности у
учащихся вспомогательной школы на уроках труда. // Дефектология. 1982. N2.




Реферат на тему: Воспитание сопереживания у дошкольников в процессе ознакомления с животным миром
Устинова
Ольга

Волгоград


Содержание.


Введение………………………………………………………………………………………………………..2
1. Роль природы в эстетическом воспитании………………………………………………..4
2. Понятие экологического воспитания………………………………………………………8
3. Отношение к природе в дошкольном возрасте………………………………………….12
4. Ознакомление детей с жизнью животных в природных
условиях…………………………………………………………………………………………………17
5. методика совершенствования работы по воспитанию дошкольников
средствами природы………………………………………………………………………………..21
6. пример проведения занятия: роль окраски в жизни животных,
или «кто какого
цвета?»…………………………………………………………………………..26
заключение………………………………………………………………………………………………….29
список литературы………………………………………………………………………….30



введение.

Трудно представить себе воспитание детей без привлечения в помощники
воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты. Природа
- не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа - источник
творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не
только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в
эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это
эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику
красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.
Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на
человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время
неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека.
Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства».
Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека, писал:
«Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Многоголосое
звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских
композиторов С.В.Рахманинова, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского и
других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах
И.И.Левитан, И.И.Шишкин, И.Грабарь, М.Сарьян, С.Герасимов и другие.
Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа -
источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом
художественного освоения ее. Поэтому великие художники - всегда
первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.
Уровень экономического развития общества, общественные отношения
людей отложили значительный отпечаток на восприятие природы. В отдельные
эпохи это восприятие выражало эстетический интерес людей к природе или,
наоборот, прекрасное воспринималось искаженно.
В античный период древние греки рассматривали прекрасное как
гармонию, разлитую в природе. Естественный порядок в природе считался
всеобщим эстетическим свойством ее.
Религиозное средневековье из-за фантастической веры в бога не хотело
видеть красоты в природе. И только позже, в эпоху Возрождения, вновь люди
полюбили формы и краски природы и стали создавать гимны в честь ее красоты.
В империалистическую эпоху ненависть к человеку, чисто эгоистические
интересы соединяются с безразличием и ненавистью к природе.
Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс.
Изменение в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но
особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в
детском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных
изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему.
Характерная особенность этого процесса – диалектический переход
количественных изменений в качественные преобразования физических,
психических и духовных характеристик личности.
В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное
развитие личности ребенка, формируется его отношение к окружающему миру.
Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа
личности, её нужно организовать и разумно направить.
Из многих проявлений красоты природы люди воспринимают то, что
соответствует их миропониманию и настроению. Облик природы, если ее не
изменяет человек, остается практически постоянным. Однако меняется
общественно-историческая практика людей, поэтому люди в объективную красоту
природы вносят свой общественно-исторический смысл.
В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно
быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка,
совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к
природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное
значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного
воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических
чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует
физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.



1. Роль природы в эстетическом воспитании.

Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения
единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается
лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого,
человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях
с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует
постоянного общения с природой.
Если семья живет в селе или в небольшом городке, то общение с
природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в
большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же, и здесь
есть небо и солнце, и звезды. Нужно научить ребенка видеть их. Ведь
смотреть - еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что
отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается
внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть.
Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и
оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать
звездное небо или луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут
видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор.
Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно,
в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать.
Наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение нескольких
минут, освежает душу. Так же нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу.
Редко встречаются города, где нет реки, пруда или озера. Вода не так
разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. А ведь есть
города и селения, расположенные на берегах морей.
В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает,
наблюдает и красоте которых радуется.
В самом промышленном городе есть деревья во дворах, бульвары, скверы,
парки. И здесь нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники:
замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать как набухают и
распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и
созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево,
которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и
зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к дружественному
существу - навещает его, замечает новые побеги, помогает ему.
Покажите ребенку особенности поведения воробьев, галок, голубей,
научите описывать их оперение, глаза, форму тела и лапок, расскажите
ребенку об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т.п. Устройте
кормушку на окне, и пусть ребенок подкармливает птиц зимой. Прекрасно, если
он сможет узнать двух-трех птиц. Ведь животное становится ближе, когда мы
видим своеобразие его поведения, его гнев, страх или радость, его отношение
к другим птицам, к нам самим.
Само собой разумеется, что ребенок должен научиться «видеть»
окружающих домашних животных. Не следует переоценивать «заразности»
животных.
Главная задача в эстетическом развитии средствами природы - это
пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение
к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.
Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и
формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических
впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа
занимает значительное место, способствует формированию и развитию
эстетических чувств и вкусов.
Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в
это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии,
целесообразности, единству, которые царят в ней».
Эстетические чувства тесно связаны с нравственными. Любовь к Родине -
это сложное моральное чувство, которое органически соединено с
эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.
Наиболее эффективная последовательность работы:
-непосредственное восприятие природы,
-организованное наблюдение над природой во время прогулок и
экскурсий.
-сочетание метода наблюдения с методом активных действий во время
работы на опытном участке.
В настоящее время, когда с такой осторожностью поставлен вопрос об
охране окружающей среды, эстетическое воспитание средствами природы должно
знать подобающее место в системе эстетического воспитания.
Многое в связи с этим зависит от воспитателя, от его знаний, от его
увлеченности.
В работе по эстетическому воспитанию средствами природы с детьми
дошкольного возраста воспитатель должен хорошо знать особенности этого
возраста.
У детей этого возраста наблюдается большое стремление к
самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами.
Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по
отношению к природе может быть различным: одни из них могут разорять
гнезда, стрелять из рогаток в птиц, а другие - разводить рыб, ухаживать за
голубями.
Воспитание - это организация деятельности ребенка, в которой важную
роль играет организация отношений. Что же значит организовать деятельность
ребенка? Понятие деятельности - сложное понятие: всякая деятельность
побуждается потребностью, имеет мотив (более или менее осознанную
побудительную причину) и цель - то, ради чего совершается действие.
Таким образом, организовывая деятельность ребенка, т.е. воспитывая
его, нужно дать ему опору в соответствующей потребности, побудить к нужной
мотивации и привлечь к определенной цели. Потребности, мотивы и цели -
основа наших отношений и наших чувств.
Только организовав потребности, мотивы и цели деятельности своего
ребенка соответственной той задаче, какую вы ставите в воспитании, можно
воспитать желаемое качество его личности. А организовать возможно опять же
лишь в деятельности.
Задача педагога состоит в том, чтобы направить появившийся интерес в
правильное русло, убедить ребят, что, истребляя природные богатства, они
наносят урон не только красоте родного края, но и себе (моральный,
эстетический). «Охотиться» можно и с фотоаппаратом, и с кинокамерой. Такой
вид «охоты» обогатит эстетический, эмоциональный мир ребенка, разовьет в
нем наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному.
В работе по эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не
только направленность интересов, но и особенности этого восприятия
(эстетического): воспринимая явление окружающей действительности, человек
руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и
эстетическими принципами.
Эстетическое восприятие - это способность создавать или
воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием
реальных предметов и художественных произведений.
Содержание и богатство чувств, вызванных непосредственным общением с
природой, находятся в прямой зависимости от характера восприятия. В
соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности,
обусловленные запасом представлений и объемом жизненного опыта детей.
Старшие дошкольники, как правило, не могут верно оценивать картину
виденного в целом. У них еще отсутствует способность объединять,
синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления.
Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но
если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского
сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен
направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю
жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.
В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его
надо воспитывать».
Да, доброта по сей день становится в ряд с такими качествами, как
мужество и храбрость. А ведь для доброты требуется немалое мужество и
храбрость. Для доброго дела часто нужно наступить «на горло собственной
песне», и это требует гораздо большего мужества, чем «наступить на горло»
чужой песне.
Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому.
Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого,
сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить
также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги.
Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности,
побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности
разнообразны - можно завести аквариум или «звериную лечебницу».
Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость, не
сразу проникаются сочувствием к своим маленьким питомцам. Но внимательная
забота о них самого ребенка и сочувствие других обязательно приводили к
тому, что в сердце ребенка просыпались тепло и жалость к беззащитному
существу.
Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых
чувств, обязательных для каждого человека.
Домашние животные - большая помощь в воспитании личных положительных
качеств ребенка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с
этими животными. Лишь тогда сформируются доброта, ответственность, чувство
долга и т.п.
Мы отвечаем за живое - и за животное и за растение - перед природой,
перед обществом, перед собственной совестью.



2. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной
педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. В
основе общения дошкольника с природой лежит отношение старшего к младшему
(появляется потребность ласкать, заботиться о растениях и животных).
Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром
противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребенка как
в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием
дошкольника правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно
формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы
отношения к ней. Осознанно правильное отношение вырабатывается при условии
тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и
животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и дома.
Экологическое воспитание дошкольника — это и есть познание живого,
которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка
на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Наверное, сейчас уже никого не нужно убеждать в том, что решение
экологических проблем невозможно без самым серьезным образом
организованного экологического образования и воспитания людей, поскольку
действенность любых мер, принимаемых по защите природы, в конечном счете,
определяется поведением людей, которые взаимодействуют с ней, их отношением
к природе. А основы этого отношения закладываются еще в детстве, поэтому
дошкольный и младший школьный возраст должны стать объектом пристального
внимания психологов и педагогов, занимающихся проблемами экологического
образования и воспитания.
С психолого-педагогической точки зрения, важнейшее значение имеет
определение типа отношения ребенка к природе, поскольку в типе
зафиксированы главные характеристики этого отношения, которые дают ключ к
построению наиболее адекватной стратегии педагогической деятельности с
ребенком.
Исследования, проведенные в рамках экологической психологии,
позволили разработать собственно психологическую типологию субъективного
отношения к природе, которая. базируется на двух его основных параметрах:
модальности и интенсивности.
Модальность это качественно-содержательная характеристика
субъективного отношения, в отличие от других его параметров, позволяющих
провести лишь формально-количественный анализ. Модальность субъективного
отношения к природе определяется двумя факторами. Во-первых, в какой роли:
объекта или же субъекта субъективно для личности выступают в процессе
взаимодействия природные объекты, иными словами, "с кем" разворачивается
взаимодействие.
Исследования показали, что если природные объекты наделяются личностью
способностью выполнять функции субъекта, то по отношению к ним формируется
так называемая субъектная установка и они начинают восприниматься ею уже не
как объекты, а как субъекты (со всеми вытекающими из этого последствиями).
Это явление в экологической психологии обозначается термином
субъектификация .
Во-вторых, модальность отношения к природе определяется характером
преобладающих целей взаимодействия личности с ней: прагматическим (когда
природа служит средством удовлетворения прагматических потребностей
человека: пищевых, производственных и т.д.) или непрагматическим (когда не
ставится цели получить такого рода "полезный продукт"), иными словами,
"зачем" разворачивается это взаимодействие.
Таким образом, модальность субъективного отношения к природе может
быть охарактеризована, во-первых, по оси "объектная субъектная", а во-
вторых, по оси "прагматическая непрагматическая". Соответственно выделяются
четыре типа модальности: 1) объектно-прагматический, 2) объектно-
непрагматический, 3) субъектно-прагматический, 4) субъектно-
непрагматический.
Второй важнейшей характеристикой субъективного отношения является
параметр интенсивности, являющийся показателем того, в каких сферах и в
какой степени проявляется данное отношение.
В соответствии со сферами, областями проявления субъективного
отношения к природе можно выделить четыре компонента интенсивности .
Перцептивно-аффективный компонент интенсивности отношения к природе
характеризует уровень эстетического и этического освоения природных
объектов, отзывчивости на их витальные (от лат. vitalis жизненный)
проявления. Общим для всех трех аспектов является то, что тот или иной
перцептивный факт получает эмоциональную оценку, аффективно окрашивается,
перцептивные и аффективные процессы протекают в неразрывном единстве.
Когнитивный компонент характеризует уровень готовности и стремлении
получать, искать и перерабатывать информацию об объектах природы.
Практический компонент характеризует уровень готовности и стремления к
практическому взаимодействию с объектами природы.
Поступочный компонент характеризует уровень активности личности,
направленной на изменение ее окружения в соответствии со своим субъективным
отношением к природе. Эта активность может быть направлена как на сами
природные объекты, так и на людей, взаимодействующих с ними.
Таким образом, собственно психологическая типологии субъективного
отношения базируется на двух основаниях: каково качественное содержание
данного отношения модальность и как оно проявляется при взаимодействии
человека с природой интенсивность.
Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе
является осознание ими себя как части живой природы. Дошкольнику легче
установить сходства, чем найти отличия. Именно они ведут к сравнению с
собой. Например: животному (растению) больно, как и мне, оно двигается,
питается, дышит — как и я.
Многочисленные, интересные наблюдения в природе помогли мне
сформировать у детей отношение сочувствия к представителям растительного и
животного мира. Благодаря занятиям по экологии дети научились
анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения,
выявлять самое важное, научились ухаживать за растениями и животными. Я
познакомила детей с различными произведениями искусства, т.к. для
осуществления экологического воспитания большое значение имеет эстетическое
восприятие природы детьми. А так как дети становились старше, то немного и
постепенно вносила в наблюдения изменения, чтобы заставлять детей больше
думать и анализировать. Например: предлагала детям разобраться в ситуациях
и ответить на вопрос: “Как бы вы поступили?”
1. Саша и Олег построили из песка “улицу” и решили ее озеленить. “Как это
сделать?” — спросил Саша. “Нарвем веточек — вот и будут кусты и деревья”, —
ответил Олег.
Предложений детей было много: не надо озеленять; придумать новую игру;
просто представить, что озеленили. Но остановились на предложении Жени —
собрать сухие веточки, а на них повесить “носики” клена — вот и будут
деревья.
2. На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют
ассортимент “продуктов”, обрывая растения: листочки ивы — “кильки”, стручки
желтой акации — “бобы”, головки ромашки пахучей — “конфетки” и т.д.
В этой ситуации все дети единогласно сказали, что у нас таких девочек
нет, а нужно для этого собрать семена клена, маленькие камушки, сережки
тополя, семена липы.
Очень интересные рассуждения были по поводу вот такой ситуации. Сережа
прикрывая что-то в ладошке, заглядывая туда, нежно улыбается. Таня подходит
к нему и говорит: “Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!” Из ладошки
падает на асфальт маленькая гусеница, чья-то нога безжалостно топчет ее.
Сначала послышались бойкие высказывания: так ей и надо, она вредная;
гусениц давить надо; и вдруг Юля сказала: “Но ведь она живая, ей тоже
хочется жить!” Ребята замерли, но к единому мнению прийти не смогли. А как
бы вы поступили, товарищи взрослые, чтобы вы сказали? Поразмышляйте на
досуге.
Дети осенью пойдут в школу, а запас знаний по экологии у них очень
большой и интересный, а самое главное — прочный. Итогом нашей работы был
“День земли”. Все дети добросовестно трудились на территории детского сада.
Лодырей не было. Все хотели выполнить работу как можно лучше. Жалко мне
расставаться с детьми, но думаю, что полученные в саду знания они пронесут
с собой через всю жизнь, и хочется им сказать:
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений
и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких
качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты,
заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его
основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.



3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
Особенности субъективного отношения к природе у дошкольников в очень
большой степени определяются особенностями мышления, свойственными данному
возрасту. Еще в 20-х - 30-х годах ХХ века Ж.Пиаже установил, что основной
чертой познавательной деятельности дошкольника является эгоцентризм,
который приводит к тому, что ребенок четко не дифференцирует свое "Я" и
окружающий мир, субъективное и объективное, переносит на реальные связи
между явлениями мира собственные внутренние побуждения. Своеобразные
представления дошкольника о мире являются следствием поверхностных
обобщений, которые делает ребенок в процессе взаимодействия со своим
окружением; неправомерность этих обобщений обусловлена ограниченностью его
практики.
Несформированность познавательной сферы приводит к антропоморфизму в
отношении к природе. Поскольку в жизненном опыте ребенка причинно-
следственные связи между ним и окружающими его людьми предшествуют всем
остальным, то совершенно естественным для него является объяснение любых
причинно-следственных отношений в окружающей его природе по аналогии с
отношениями, существующими между людьми: "Месяца нет на небе, потому что он
ушел в гости".
Свойственный дошкольнику антропоморфический способ осмысления мира с
неизбежностью приводит не только к тому, что он, в сущности, считает
различные природные объекты субъектами, способными думать, чувствовать,
иметь свои цели и желания, но и к неразличимости для него границы между
"человеческим" и "не-человеческим".
Поскольку все природное включается дошкольником в сферу
"человеческого", то у него формируется "субъектная установка" по отношению
к природным объектам, он и относится к ним

Новинки рефератов ::

Реферат: Роль М. В. Ломоносова в развитии медицины и фармации (Исторические личности)


Реферат: Общая характеристика процесса научения (Биология)


Реферат: Концепция разделения властей: теория и опыт, история и современность (Гражданское право и процесс)


Реферат: Биография Marilyn Manson (Музыка)


Реферат: Учет и анализ оплаты труда (на примере ООО "Меравит") (Бухгалтерский учет)


Реферат: Электродинамика (Физика)


Реферат: Базы данных в INTERNET (Программирование)


Реферат: Социальное оббеспечение и работа с трудными детьми (Социология)


Реферат: Организация работы закусочной на 75 мест (Технология)


Реферат: Рынок труда и социальная сфера: уровень жизни, распределение доходов, занятость (Социология)


Реферат: Микеланджело (Искусство и культура)


Реферат: Разработка ресурсосберегающих технологий и режимов на городском электрическом транспорте (Транспорт)


Реферат: История (Психология)


Реферат: Сэмюэл Финли Бриз Морзе (Физика)


Реферат: Расторжение брака (Гражданское право и процесс)


Реферат: Краткая классификация двигателей внутреннего сгорания (ДВС) строительных и дорожных машин (Транспорт)


Реферат: Бухгалтерский учет финансовых вложений на предприятии (Бухгалтерский учет)


Реферат: Значение художественной литературы в становлении личности школьников (Педагогика)


Реферат: Профессиональная Терминология (Масс-медиа и реклама)


Реферат: Роль микроэлементов в обменных процессах растений и на накоплении ими биологически активных веществ (Реферат (обзор литературы) () WinWord 97) (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист