GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Дидактические принципы Я.А.Коменского (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Дидактические принципы Я.А.Коменского (Педагогика)




Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева



Кафедра научных основ образования



Реферат


на тему : Дидактические принципы Я.А.Коменского



Выполнил :
студент 301 группы
ф-та Истории и права
Костин Е. М.

Проверил : Грачёв С. В.



Саранск 2002



План :



Введение



1.Биография Яна Амоса Коменского


2.Дидактические принципы Яна Амоса Коменского


а.) Принцип сознательности и активности


б.) Принцип наглядности


в.) Принцип постепенности и систематичности знаний


г.) Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками


Заключение


Список используемой литературы


Введение


Гениальный сын чешского народа, педагог-классик, основоположник
педагогической науки, великий мыслитель, патриот, демократ-гуманист Ян
Амос Коменский принадлежит к числу тех исторических личностей, которые
своими творениями и беззаветным служением народу снискали неувядаемую
славу и любовь. В своём реферате я раскрл дидактические принципы
крупнейшего педагога, выдающегося общественного деятеля XVII века Яна Амоса
Коменского. Ведь многие, из них вошли в практику современной школы.
Коменского называют отцом педагогики, учителем народов. Он создал
педагогические и философские труды, пронизанные духом гуманизма,
демократизма, любовью и уважением к людям, уважением к труду. Коменский
проповедовал идею ликвидации сословных привилегий и угнетения человека
человеком, пламенную любовь к родине оптимистическую веру в будущее,
равноправие великих и малых народов и уважение к национальным правам всех
народов. Он был борцом за прекращение и уничтожение всех войн и
восстановлением всеобщего мира на земле.
Великая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он
с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей
отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая все то
ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и
практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день
сохраняет свою совремменость и необходимость.



1. Биография Яна Амоса Коменского

Сначало немного истории, так как это поможет нам понять как происходило
формирование взглядов этого выдающегося деятеля педагогической науки. Ян
Амос Коменский родился в 1592 году в местечке Нивнице, находящегося
недалеко от моравского города Угерский Брод. Его отец Мартин был имел
собственную мельницу, он был довольно образованным человеком, хорошо знал
Библию и, как активный член секты «Чешские братья» проводил большую
просветительскую работу среди народа.
В 1604 г. на Яна обрушилось первое несчастье: эпидемическое
заболевание унесло его отца, мать и двух братьев. У Коменского осталась
единственная сестра - Маргарита. Сиротам назначили опекунов, но Ян уже не
мог продолжать начатую учебу, и лишь изредка посещал школу. В 1604 г.
Коменского взяла к себе в г. Стражнице его тетка со стороны отца. Она
отдала его в местную школу «братьев» и там он учился один год. Но в 1605 г.
Стражнице захватили венгерские войска и почти полность сожгли его.
Коменский вынужден был вернуться в Нивнице.
В 1609 г. он поступает в латинскую школу г. Пшерова, которую закончил
с отличием. Так как он пошел в эту школу уже в достаточно зрелом возрасте
(ему было уже 16 лет), то он смог серьезно и самостоятельно оценить ее
достоинства и недостатки.
И хотя латинские школы считались предовыми, но и они были проникнуты
схоластически-догматическим духом. Впоследствии годы, проведенные в этой
школе, Коменский во многом считал потерянным временем. Он на себе испытал
полную непригодность системы воспитания и обучения, и у него уже тогда
зародилась мысль о необходимости улучшить дело народного образования. В
дальнейшем эта идея стала девизом его жизни.
После латинской школы Коменский прошел трудовую подготовку в области
различных ремесел в одной из школ секты «Чешские братья» которая готовила в
проповедники учеников, проявлявших особые способности. Коменский был
отправлен общиной учиться в Германию для получения высшего образования.
В 1611 г. Коменский поступает на богословский факультет Грборнского
университета. В университете господствовало протестантско-кальвинистское
направление, которое в идейном отношении стояло близко к секте «Чешские
братья». В это время время богословский факультет Пражского университета
тоже готовил протестантское духовенство, но господствовашие здесь гусисты-
утрактивисты враждеюно относились к «Чешским братьям».
Года, проведенные в Герборнском университете (1611-1613), имели
большое значение в идейном развитии Коменского. Здесь формируются его
общественно-политические и философские воззрения, здесь он получает широкое
образование, знакомиться с педагогическими взглядами разных времен и
народов. Коменский приобретает известность как талантливый студент и
становится исследователем во многих отраслях знания. Большую часть в его
творческих успехах сыграли его учителя - профессора Альстред и Пискатор.
Альстред и Пискатр были последователями хилизма, который признавал
тысячилетнее Царствие Христа на земле, когда будут утвержлденыравенство
всех и счастье каждогот человека, идеальное благоденствие и добро.
Коменский примкнул к этому направлению в студенческие годы.
Роль Альстреда в формировании филосовских воззрений Коменского очень
велика. Альстред являлся автором целого ряда филосовских трудов, и проявлял
критичексое отношению к догматическому толкованию учителя. Он придерживался
прогрессивных взглядов на значение науки. Альстред считал, что изучение
природы должно служить на благо человека, и происходить с помощью
наблюдения и опытов. Совокупность многих опытов создает индукцию,
являющуюся матерью науки. Эти передовые для своего времени идеи оказали
сильное влияние на взгляды Коменского.
В университетские годы Коменский знакомится с философской
литературой, изучает Платона, Аристотеля, Цицерона и других великих
античных философов. В 1613 году он пишет записи к одному из диспутов и
называет их «Спорные вопросы, собранные в саду философии». Основным
вопросом в этих записях является вопрос об источниках и путях познания.
Этот вопрос он ставит и в работе «Берет ли всякое познание исток из
ощущения», которая была опубликована в 1914 г.
Можно сказать, что пагсофические идеи Коменского своими истоками
восходят к периоду учебы в Герборнском университете. За время учебы здесь
он написал отдельные главы к запланированной в объеме двадцати восьми
томов работы «Зрелище вселенной»; провел плодотворную деятельность в
области изучения родного языка – «Сокровища чешского языка», и под
руководством Альстреда он познакомился с трудами педагогического характера.

В феврале 1613 года Коменский заканчивает Герборнский университет и
едет в Амстердам, а через невколько месяцев зачисляется в знаменитый
Гейдельбергский университет. Об этом периоде учебы сохранилось мало
сведений.
Весной 1614 г. Коменский возвращается на родину. Он назначается
руководителем Пшеровской братской школы.С этого времени в жизни коменского
начинается новая эра. Он с большим увлечением работрает в любимой школе и
очень много делает для того, чтобы облегчить обучение. Он пишет такие
работы как «Правила более легкой грамматики» и «Письма к небу».
В пшеровский период своей деятельности Коменский знакомится с
философскими и педагогическими произведениями немецкого ученого Иоганна
Андреэ, который произвел на него впечатление как чрезвычайно образованный,
прогрессивный педагог и мыслитель своего времени. Особенно большое влияние
на Коменского оказали дидактические воззрения Андреэ, к которым в
дальнейшем Коменский неоднократно обращается в своих трудах.
В 1618 г. община «Чешские братья» назначила Коменского пастрырем-
проповедником в г. Фульнек в Северной Моравии, где он одновременно
руководил и братской школой.

В этом году он женится на падчерице бургомистра города Пшерова
Магдалиной Визовской, которая стала Коменскому большим другом и помощником.

Известно, что Коменский много сделал для повышения уровня и
благосостояния населения Фульнека, особенно бедняков и осуществил большие
изменения в Фульнекской школе. Фульнекс модно считать наиболее значительным
в развитии педагогического учения Коменского.

После того как Габсбурги в 1620 г. победили в битве у Белой горы и
казнили многих патриотов, а потом добрались до Фульнека, Коменскому как
активному протестанту оказалось небезопасно оставаться здесь. С этого
момента начинается тяжелый период скитаний и жизни в нелегальных условиях.
Беда за бедой настигала Коменского. В 1621 г. в Фульнеке католики сожгли
дом Коменского с его многочисленной библиотекой и ценными рукописями. А в
1622 г. занесенная испанскими войсками чума унесла жизни его жены Магдалины
и обоих детей.
Однако же душевная травма, вызванная этим горем не смогла сломить
волю великого патриота и своим личным примером он вселял в таких же
многострадальных соотечественников дух бодрости и непримиримости.
Коменский покидает Моравию и скрывается в маленьком г. Брандисе, где
пишет роман-трактат философско-социального направления «Лабиринт света и
рай сердца».В этой работе он критикует феодальные отношения и феодальное
общество.
В 1624 г. в Брандисе Коменский познакомился с дочерью епископа Марией-
Доротеей и женился на ней. До брака Доротея принимала участие в тайной
работе общины братьев, а связав свою судьбу с Коменским, стала одним из
активных деятелей этого движения.
Весной 1625 г. Коменского отправляют в Польшу для выяснения
возможности прибежища чехам в этой стране. По возвращении Коменский ведет
пропаганду об освобождении отечества.
Летом 1626 г. Коменский с женой и тестем укрываются в Северо-
Восточной Чехии, в Биле-Тржемешне в замке чешского помещика Иржи
Садовского. Здесь он пишет дидактическую работу на чешском языке, которая
определила круг основных вопросов дидактики и их решение в «Великой
дидактике».
31 июля 1627 г. император Фердинанд II провозгласил католичство
официальной религией. В указе протестантам предлагалось поменять религию
или покинуть Чехию. Многим патриотам пришлось оставить родину и перебраться
в Польшу.

8 февраля 1628 г. Коменский поселился в польском городе Лешно,
который издавна служил убежищем для «Чешских братьев». В Польше в общей
сумме Коменский проводит 28 лет.
Сразу после переезда Коменский стал преподавать в гимназии «братьев»
естествоведческие предметы, а в 1635 г. его избирают на должность ректора
гимназии.
В эти годы Коменский проводит большую работу по усовершенствованию
“Великой дидактики”, которую завершает в 1632 году.
Паралельно с работой над «Великой дидактикой» Коменский пишет учебник
латинского языка «Открытая дверь языков и всех наук», который произвел
переворот в системе преподавания этого важного предмета.
В 1633-1638 гг. Коменский продолжает работу над «Великой дидактикой»
и решает издать ее на латинском языке, чтобы она была доступна для всех
народов. Но сначала он отправляет рукопись своему другу Иоахиму Гюбнеру,
попросив его высказать свое мнение об этой работе. Получив отрицательный
отзыв Коменский долгое время воздерживался от издания «Великой дидактики».
Только спустя 20 лет она была опубликована в Амстердаме в полном собрании
дидактических сочинений. Эта классическая работа Коменского -
основополагающий труд научной педагогики и она перевдена пости на все языки
мира.
Помимо этого в Лешно Коменский пишет работы по естествознанию и
начинает планировать «Пансофию». Интересно отметить тот факт, что об этой
разработке узнал один английский меценат, крупный коммерсант и к тому же
образованный человек Самуэл Гартлиб и обратился к Коменскому с письмом, в
котором послал некоторую сумму денег и просил его написать «Пансофию» и
заранее прислать ему план этой работы. Коменский составил план “Пансофии” и
выслал его в Лондон.
Гартлибу очень понравился замысел «Пансофии», и он без ведома автора
издал этот план в Лондоне в 1637 г. под названием «Введение к опытам
Коменского». Вторично эта книга была напечатана через два года под
названием «Предвестник пансофии».
Эта работа Коменского получила широкий отклик как среди выдающихся
мыслителей Европы того времени, так и среди государственных деятелей.
В Лешно Коменский также создает философско-психологическую работу
«Кузнец счастья, или Искусство советовать самому себе», пишет учебник
«Геометрия», научную работу «Восход и заход главных звезд от восьмого
небесного собрания», учебную книгу «Краткая космография», «Первейшую
философию», «Гражданскую или политическую историю». Также он написал
сочинение богословско-религиозного характера «Путь покоя», в котором он
защищает протестантско--христианские позиции «Чешских братьев».
Прославленного педагога и мыслителя Коменского в 1638 г. приглашают в
Швецию для преобразования школьной системы. Коменский отказался от этого
приглашения, так как был в то время занят работой над «Пансофией». Гартлиб,
пользующийся большим влиянием в английском парламенте, ставит вопрос о
приглашении Коменского в Англию для осуществления идеи пансофии.
В соответствии с идеями Коменского Гартлиб ставил вопрос об
учреждении в Англии международной колллегшии наук, которая смогла бы
обобщить и свести воедино все достижения из различных областей науки и
знания. Коменски получил согласие от синода и направился в Англию.
В сентябре 1641 г. Коменский прибыл в Лондон и поселился в семье
Гартлиба. Но в момент прибытия страна была охвачена огнем гражданской
войны. В такой политической ситуации парламенту было не до образования и
культуры. Поэтому план Коменкого и Гартлиба не осуществился.
Несмотря на это, в период пребывания в Англии Коменский сумел
написать труд пансофического характера «Путь света», в которй развивает
идею всеобщей гармонии и мира между народами и ставит вопрос о создании
международного языка и об учреждении всемирного совета.
Политическая обстановка в Англии не способствовала осуществлению идей
Коменского в ближайшие годы, и он решил вернуться в Лешно. Однако в это
время известный коммерсант Людвиг ван Геер приглашает его в Швецию для
работы. Под влиянием государственного канцлера Швеции Оксенштирие, который
пытался убедить его в неосуществимости идеи «Пансофии», Коменский прекратил
работу над ней и занялся вопросами методики преподавания латинского языка,
хотя и считал эту работу второстепенной.
В 1646 г. Коменский представил в Стокгольме высшему жюри университета
еще не законченные дидактико-методические труды и в их числе – «Новейший
метод преподавания языков».
В этой работе изложена методика преподавания латинского языка,
основанная и построенная на индуктивном методе. Сперва - пример, затем -
правило; предмет и параллельно - слово; свободное и осмысленное усвоение, а
не мучительное зазубривание - таковы основные начала этого метода.
В соответствии с указаниями жюри Коменский приступил к подготовке к
печати и других трудов. А весной 1647 г. Коменский снова приступил к работе
над «Пансофией».
В 1648 г. скончался главный епископ «Чешских братьев» и синод
пригласил на эту должность Коменского. Он вернулся в Лешно, где ему суждено
было стать последним руководителем общины.
В период второго пребывания в Лешно Коменский отредактировал работу
Ласицкого «История братьев» и написал работу «Свет во мраке», которая была
издана в 1657 году.
В октябре 1648 г. Весгфальским миром закончилась Тридцатилетняя
война. По положению договора вера подданых определялась той верой, которую
исповедует их господин, что давало равные права кальвинистам, лютералами
католикам, но только феодалам. Чехия по этому договору оказалась под
господством Ггабсбургов, и поэтому католизм по-прежнему оставался
государственной религией. Чешские изгнанники, бежавшие в Польшу, навсегда
лишились возможности вернуться на родину.
В марте 1650 г. был проведен конгресс представителей общин «Чешских
братьев», который принял постановление сохранить свою церковь и незыблемо
соблюдать свой прежний устав.
В 1650 г. Коменского пригласил к себе покровитель Венгрии граф
Сигизмунд Ракочи, который предложил ему консультировать руководство школой
в г. Шарош-Патаке, а также осуществить свой пансофический план. Коменский
охотно принял приглашение, поскольку в Венгрии «Чешским братьям» оказывали
покровительство и помощь. В октябре 1650 г. Коменский с женой и детьми
поселился в Шарош-Патаке.
Венгерский период (четыре года) был одним из самых прлодотворных
периодов в жизни Коменского.
Практическая работа в в гимназии в значительной степени обусловила
теоретическую разработку им различных вопросов педагогики. Коменскому не
удалось полностью перестроить гимназию в соответствии с идеями, изложенными
в «Пансофической школе», но он сумел открыть три по-новому организованных
класса, обучение в которых велось по учебникам самого Коменского и в духе
его дидактической концепции.
Из трудов этого времени особенно большое значение имеет бессмертная
книга «Мир чувственных вещей в картинках», которая быстро распространилась
по всей Европе как замечательный учебник для изучения латинского языка.
Этот учебник важен тем, что в нем последовательно реализован принцип
наглядности. Эта книга оставалась признанным учебником почти до конца XIX
века. Еще с десяток трудов педагогическо-дидактического характера написаны
Коменским за годы пребывания в Шарош-Патаке.
В 1654 г. Коменского вызывают в Лешно, где он продолжает свою
деятельность, но в Лешно он проводит очень мало времени, так как в 1655 г.
между Польшей и Швецией началась война. «Чешские братья» считали победу
Швеции предпосылкой для освобождения Чехии и сочуствовали шведам.
Это, а также то, что Коменский написал панегирик в честь короля
Швеции Карла Густава, вызвало недовольство правящих кругов Польши «Чешскими
братьями». Когда польские войска взяли г. Лешно, они предали город огню, и
разоренные чехи вынуждены были бежать не только из Лешно, но и из Польши.
Во время пожара сгорела большая часть рукописей Коменского и все его
проповеди, а сам он бежал в Силези и поселился в г. Фарнкфурте. Но вскоре
он получил приглашение от сына своего друга Людвига ван Геера переехать в
Амстердам, и в 1656 г. он вновь переезжает. Амстердамский сенат выделил
чешским беженцам 2 млн. флоринов, а Коменского пригласил на должность
профессора и назначил ему ежегодно 800 флоринов, чтобы он мог спокойно жить
и продолжать работу над пансофическими трудами. Коменский из скромности
отказался от должности профессора, но с горячей благодарностью принял
помощь сената.
Амстердамский период жизни Коменского имеет всемирно-историческое
значение в развитии педагогической мысли. Здесь в 1657 г. по постановлению
амтсердамского сената и при материальной поддержке ван Геера было
осуществлено издание Полного собрания дидактических сочинений, который
содержит два тома и включает в себя почти все труды великого чешского
педагога.
С начала 60-х годов Коменский почти прекратил работу над вопросами
дидактики и последние 10 лет своей жизни посвятил практической деятельности
по освобождению своей родины и разработке проблем мира и сотрудничества
между народами. В эти годы он создает сочинение, которое называет “Всеобщий
совет людским поколениям и в первую очередь - ученым, служителям религии,
европейским властям об упорядочении дел человеческих. Коменский начал
писать некоторые работы, вошедшие в это сочинение, еще в 1645 году, но не
успел, и завещал их привести в порядок своему сыну. Многие рукописи были
утеряны, и найдены только в 1934 г.
«Общий совет об исправлении дел человеческих» полностью впервые был
опубликован в 1966 г. Чехословацкой академией наук. «Общий совет» - зеркало
общественно-политического мировоззрения Коменского.
В 1667 г. он публикует работу «Ангел мира», в которой призывает
человечество к миру и решению спорных вопросов государства на основе доброй
воли, а не путем использования оружия и насилия.
Уставший от трудов и борьбы, лишенный родины, измученный Коменский
пишет сочинение «Единственно необходимое», в котором мыслитель подводит
итоги своей жизни. С глубокой горечью пишет Коменский: «Вся моя жизнь
протекала не на родине, а в непрерывных скитаниях, мое пристанище постоянно
менялось, нигде не находил я себе прочного приюта».
Последним сочиненим Коменского было «Продолжение братского
завещания», которое является автобиографией Коменского.
Коменский скончался 15 ноября 1670 года, похоронен в Наардане, вблизи
Амстредама, во французкой церкви.



2. Дидактические принципы Яна Амоса Коменского

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его
теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей («Материнская
школа», «Великая дидактика», «Новейший метод языков», «Пансофическая школа»
и др.) рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы. В дидактическом
учении Коменского одно из важных мест занимает вопрос об общих принципах
обучения, которые обычно называют дидактическими принципами. Принципы
обучения подразумевает те положения общеметодического характера, на которые
опирается обучение и учение вообще. В педагогической литературе различают
дидактические (общие) принципы обучения и методические (частные) принципы
обучения.
Коменский впервые в истории дидактики не только указал на
необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность
этих принципов:
1) принцип сознательности и активности;
2) принцип наглядности;
3) принцип постепенности и систематичности знаний;
4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.

а.) Принцип сознательности и активности

Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не
пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и
основательно усваивают знания и навыки. Там, где отстутствует
сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует
формализм.
Коменский разоблачил господствовавший на протяжении многих столетий
догматизм и покзал, как схоластическая школа убивала в молодежи всякую
творческую способность и закрывала ей путь к прогрессу.
Коменский считает главным условием успешного обучения постижение
сущности предметов и явлений, их понимание учащимися: «Правильно обучать
юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов,
фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать
вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли
ручейки (знания)».
Коменский также считает основынм свойством сознательного знания не
только понимание, но и использование знаний на практике: «Ты облегчишь
ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его не учил, покажешь ему, какую
это принести повседневную пользу в общежитии».
Коменский дает целый ряд указаний о том, как осуществить сознательное
обучение. Самым главным из них является требование: «При образовании
юношества все нужно делать как можно более отчетливо, так, чтобы не только
учащий, но и учащийся понимал без всякого затруднения, где он находится и
что он делает».
Сознательность в обучении неразрывно связана с активностью учащегося,
с его творчеством. Коменский пишет: «Никакая повивальная бабка не в силах
вывести на свет плод, если не будет живого и сильного движения и напряжения
самого плода». Исходя из этого, одним из самых главных врагов обучения
Коменскийй считал бездеятельность и лень учащегося. В своем труде «Об
изгнании из школ косности» Коменский раскрывает причины лени и дает ряд
указаний о том, как ее ускоренить.
Коменский считает, что «косность есть отвращение к труду в соединении
с леностью. С нею связаны:
1) беглость от работы и уклонение от задаваемых работ;
2) вялое, холодное, поверхностное и безучастное исполнение их;
3) медлительность и прекращение уже начатых работ».
Лень учащихся, по Коменскому, выражается в том, что они «не думают,
как бы приобрести самим себе свет иситинного и полного просвещения, и еще
менее того принимают на себя труд, потребный для достижения такого
просвещения». Коменский считал, что изгонять лень нужно трудом.
Воспитание активности и самостоятельности Коменский считает важнейшей
задачей: «Чтобы все делалось посредством теории, практики и применения, и
притом так, чтобы каждый ученик изучал сам, собственными чувствами,
пробовал все произносить и делать и начинал все применять. У своих учеников
я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в
применении, как единственную основу для достижения прочного знания,
добродетели, и наконец, блаженства».



б.) Принцип наглядности

Принцип наглядности обучения предполагает прежде всего усвоение
учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и
явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает
золотым правилом обучения.
К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда,
когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран
она имела довольно широкое распространение. В средние века, в эпоху
господства схоластики и догматизма, идея наглядности была предана забвению
и ее прекратили использовать в педагогической практике. Коменский первым
ввел использование наглядности как общепедагогического принципа.
В основе учения Коменского о наглядности лежит сенсуалистически-
материалистическая гносеология. Для обоснования наглядности Коменский много
раз приводил одну фразу: «Ничего не может быть в сознании, что заранее не
было дано в ощущении».
Коменский определял наглядность и ее значение следующим образом:
1) «Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей
вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное
доказательство».
2) «Поэтому школы должны предоствлять все собственным чувствам
учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали
все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким
образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций...»
3) То, что нужно знать о вещах, должно быть «преподаваемо посредством
самих вещей, т.е. должно, насколько возможно, выставлять для созерцания,
осязания, слушания, обоняния и т.п. сами вещи, либо заменяющие их
изображения».
4) «Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела,
тот поймет и запомнит все вернее, чем если он прочтет обширнейшие
объяснения, не видав всего этого человеческими глазами.»
То есть отсюда видно, что Коменский наглядность считал не только
принципом обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществления
наглядности Коменский считал необходимиым использовать:
1) реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;
2) когда это невозможно, модели и копию предмета;
3) картинки как изображение предмета или явления.
Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько мы
сумели внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и насколько
нам удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса
обучения.
Для осуществления правильного наблюдения Коменский категорически
требует: «Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно
предоствлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия
зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом,
доступное осязание - путем осязания. Если какие-нибудь предметы сразу можно
воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими
чувствами».

в.) Принцип постепенности и систематичности знаний

Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний
Коменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип требует
овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической и
методической последовательности.
Последовательность и систематичность в превую очередь касаются
следующих вопросов: каким образом распределять материал, чтобы не нарушить
логику науки; с чего начинать обучение и в какой последовательности
построить его; как установить связь между новым и уже изученным материалом;
какие связи и переходы следует установить между отдельными этапами обучения
и т.п.
Какое содержание вкладывает Коменский в свое основное положение –
«Обучение должно вестись последовательно»
Первое требование Коменского состоит в том, чтобы был установлен
точный порядок обучения во времени, поскольку «порядок -- душа всего».
Второе требование касается соответствия обучения уровню знаний
учащихся и чтобы «вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно
разделена на классы».
Третье требование касается того, чтобы «все изучалось последовательно
с начала и до завершения».
Четвертое требование – «подкреплять все основания разума - это значит
всему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать, каким образом
что-либо происходит, но также показывать, почему оно не может быть иначе.
Ведь знать что-нибудь - это значит называть вещь в причинной связи».
Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактичеких правил
для реализации этих требований.
1. Занятия должны быть распределены таким образом, чтобы на каждый
год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи,
которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.
2. Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей,
точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.
3. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до
конца не будет усвоен учащимися.
4. «Все занятия должны бать распределены таким образом, чтобы новый
материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим».
5. Обучение «должно идти от более общего к более частному», «от более
легкого - к более трудному», «от известного - к неизвестному», «от более
близкого к более отдаленному» и т.д.
«Эту последовательность, - говорит Коменский, - необходимо соблюдать
всюду; повсюду ум должен переходить от исторического познания вещей к
разумному пониманию, затем к употреблению каждой вещи. Этими путями
просвещение ума ведет к своим целям подобно машин с собственным движением».


г.) Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками

Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически
проводимые упражнения и повторения.
Принцип повторения и упражнения также стар, как и само обучение. Еще
древний китайский философ Конфуций строил систему обучения на принципе
повторения и упражнения. В средние века они стали универсальными методами
обучения.
Однако понимание упражнения изменялось в различные времена и эпохи в
связи с изменением целей и содержания обучения. Во времена Коменского в
школах господствовавшее положение занимали формализм и зубрежка.
Коменский в понятия упражнения и повторения вложил новое содержание,
он поставил перед ними новую задачу - глубокое усвоение знаний, основанное
на сознательности и активности учащихся. По его мнению, упражнение должно
служить не механическому запоминанию слов, а пониманию предметов и явлений,
их сознательному усвоению использованию в практической деятельности.
Поэтому Коменский не случайно называет упражнения то практикой, то
использованием, то хресисом, то автохресисом и др. «Так как только
упражнение делает людей сведущими во всех вещах, искусившимися во всем и
поэтому годными ко всему, мы требуем, чтобы во всех классах учащиеся
упражнялись на практике: в чтении, письме, в повторении и спорах, в
переводах прямых и обратных, в диспутах и декламации и т.д. Упражнения
такого рода мы разделяем на упражнения: а) чувств, б) ума, в) памяти, г)
упражнения в истории, д) в стиле, е) в языке, ж) в голосе, з) в правах
и к) в благочестии».
Коменский связывает упражнения с памятью и пишет: «Упражнения памяти
должны практиковаться беспрерывно». Но вместе с тем Коменский выступает
против механического запоминания в пользу логического и указывает:
«Основательно внедряется в ум только то, что хорошо понятно и тщательно
закреплено памятью».
Также большое внимание Коменский требует уделять физическому
воспитанию учащихся.
Придавая большое значение упражнениям и повторениям, Коменский
выдвигает ряд указаний и правил для осуществления этого принципа в
обучении:
«Обучение нельзя довести до основательности без возможно более частых
и особенно искусно поставленных повторений и упражнений».
В одной и той же школе должен быть «один и тот же порядок и метод во
всех упражнениях».
«Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо
понятно».
На каждом уроке после объяснения материала учитель должен предложить
«встать одному из учеников, который все сказанное учителем должен повторить
в том же порядке, как будто он сам уже был учителем других, объяснить
правила теми же примерами. Если он в чем-то ошибается его нужно исправлять.
Затем нужно предложить втсать другому и сделать то же самое...»
По мнению Коменского, такое упражнение принесет особую пользу, ибо:
«I. Учитель всегда будет вызывать к себе внимание со стороны
учеников»
«II. Преподаватель определеннее убедится в том, что все изложенное им
правильно усвоено всеми. Если недостаточно усвоено он будет иметь
возможность тотчас исправить ошибки».
«III. Когда столько раз повторяется одно и тоже, то даже наиболее
отстающие поймут изложенное нстолько, чтобы идти наравне с остальными».
«IV. Благодаря этому столько раз проведенному повторению все ученики
усвоят себе этот урок лучше, чем при самом долгом домашнем корпении над
ним».
«V. Когда таким образом ученик постоянно будет допускаться, так
сказать, к исполнению учительских обязанностей, то в умы вселится некоторая
бодрость и увлечение этим учением и выработается смелость с одушевлением
говорить о любом высоком предмете перед собранием людей, а это будет
особенно полезно в жизни».
Коменский разработал такие требования для принципа обучения и
повторения:
1. «Правила должны поддерживать и закреплять практику»
2. «Ученики должны делать не то, что им нравится, но то, что им
предписывают законы и учителя».
3. «Упражнения ума будут происходить на специальных уроках,
проводимых по нашему методу».
«Каждая задача прежде иллюстрируется и объясняется, причем от учеников
требуется показать, поняли ли они ее и как поняли. Хорошо также в конце
недели устраивать повторения».
Из эти положений видно, что Коменский упражнение и повторение
полностью подчиняет задаче сознательного и прочного усвоения знаний
учащимися. С этой точки зрения многие предложенные им правила не только
являются крупным достижением современному Коменскому дидактики, но и поныне
сохраняют свое теоретическое и практическое значение.



Заключение


Может быть прозвучит несколько помпезно, но Ян Амос Коменский оказал
огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его
учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во
многих странах, в том числе и в России в 17 - 18 веках, являлись лучшими
учебными книгами для первоначального обучения в течении 150 лет и послужили
образцами для разработки учебников другими прогрессивными педагогами.
Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшим много
глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации
учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные
четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система,
учет знаний учащихся, продолжительность учебного дня т т. д.). Рекомендации
его по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются в школах
различных стран.
В развитии педагогики Коменский, как отметил Лейбниц, сыграл такую же
роль, как Декарт в и Бэкон в развитии философии, как Коперник в развитии
астрономии.



Список используемой литературы :


1. Лордкипанидзе Д.О. «Ян Амос Коменский», изд 2-е,М, Педагогика, 1970

2. Нипков К.Э. «Ян Коменский сегодня»
“Глаголь”, СПб 1995

3. Пискунов А. И. «Хрестоматия по истории зарубежной педагогики». - М.:
Просвещение, 1981.

4. Коменский Я. А. «Великая дидактика». - Избр. пед. соч. М., Учпедгиз,
1955.

5. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. «История педагогики».
- М.: Просвещение, 1982.

6. «Коменский Я. А. Избранные педаго-гические сочинения». Т.2. -М.:
Педагогика, 1982.

7. Кларин В. М., Джуринский А. Н.
«Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо,
И. Г. Песталоцци». -М.: Педагогика, 1988.







Реферат на тему: Дидактические свойства глобальной информационно-коммуникационной сети Интернет

Белорусский Государственный Университет
Биологический факультет



Дидактические свойства глобальной информационно-коммуникационной сети
Интернет



Исследовательский проект

студента 2-го курса
Бабицкого Мирослава



Минск 2003
Содержание:

Введение………………………………………………………………… 3

Понятие сети Интернет. Краткая история возникновения Интернет… 4

Услуги Интернет, используемые в образовании………………………. 7

Основные дидактические свойства и их использование в учебном
процессе………………………………………………………………….. 9
Электронная почта………………………………………………………………….. 9
Электронные конференции…………………………………………………………11
Телеконференции и видеотелефон..………………………………………………12
Электронные библиотеки…………………………………………………………..13

Основные формы использования Интернет в школе и во внеклассной
работе…………………………………………………………………… 17
Интернет-уроки...…………………………………………………………………. 18
Виртуальная школа……………………………………………………………….. 19

Реализация дистанционного обучения через Интернет……………... 21

Заключение…………………………………………………………….. 23

Использованная литература…………………………………………… 24



Введение.

Применение услуг, предоставляемых глобальной информационно-коммуникационной
сетью Интернет в педагогическом процессе несомненно можно назвать
инновационной технологией. Но для того, чтобы правильно применять весь
спектр открывшихся с появлением во многих школах доступа к сети
возможностей, необходимо правильно представлять себе дидактические
свойства, достоинства и ограничения новой технологии. На современном этапе
в нашей стране практическое применение как компьютерных и сетевых
технологий вообще, так и возможностей Интернет находится в зачаточном
состоянии. Причин тому, на мой взгляд, несколько.
Во-первых, это общая компьютерная безграмотность педагогов, особенно
старшего поколения. Преодолеть её достаточно сложно, ввиду необходимости
длительного «общения с компьютером», играющего важную роль на начальных
этапах усвоения основ компьютерной грамотности. В связи с высокой ценой
компьютера, средний педагог такой возможности лишён. Не на руку в решении
этой и других проблем играет неполная, односторонняя компьютерная
грамотность молодого поколения школьников, сводящаяся зачастую лишь к
умению включить компьютер, запустить на нём любимую игру или в лучшем
случае набрать и распечатать текст.
Во-вторых, это репутация Интернет в среде педагогов и родителей, как
источника рефератов, сочинений, самостоятельных работ, к которым сам ученик
не прикладывает труда. Кроме того, ресурсы порнографической, антигуманной
и связанной с насилием тематики имеются в свободном доступе, сводя на нет
усилия педагогов и родителей по ограничению контакта с подобной информацией
в жизни. Интернет-преступность так же не призрак: действия, угрожающие
длительным лишением свободы вполне может совершить и школьник со своего
домашнего компьютера.
Неразрешимых проблем в информациооно-коммуникационной сфере не бывает.
Целью данной работы является показать пути преодоления вышеназванных
трудностей и способы рационального использования возможностей Интернет в и
за рамками урока средней школы. Задачами работы являются систематизация и
обзор основных дидактических свойств Интернет, а так же применений сети в
работе учителя. Попутно будет дана основная необходимая информация и
терминология, связанная с использованием Интернет, новая для большинства
педагогов средней школы.

Понятие сети Интернет. Краткая история возникновения Интернет.

Знание основ функционирования Интернет и его истории необходимо для
правильного понимания возможной роли этого средства в учебном процессе.
Создание локальных сетей характерно для отдельных предприятий или отдельных
подразделений предприятий. Если предприятие (или отрасль) занимает обширную
территорию, то отдельные локальные сети могут объединяться в глобальные
сети. В этом случае локальные сети связывают между собой с помощью любых
традиционных каналов связи (кабельных, спутниковых, радиорелейных и т. п.).
При соблюдении специальных условий для этой цели могут быть использованы
даже телефонные канаты, хотя они в наименьшей степени удовлетворяют
требованиям цифровой связи. Интернет - это межсеть, то есть в узком смысле
слова Интернет - это объединение сетей. Однако в последние годы у этого
слова появился и более широкий смысл: Всемирная компьютерная сеть. Интернет
можно рассматривать в физическом смысле как миллионы компьютеров, связанных
друг с другом всевозможными линиями связи, однако такой «физический» взгляд
на Интернет слишком узок. Лучше рассматривать Интернет как некое
информационное пространство.
Интернет - это не совокупность прямых соединений между компьютерами. Так,
например, если два компьютера, находящиеся на разных континентах,
обмениваются данными в Интернете, это совсем не значит, что между ними
действует одно прямое соединение. Данные, которые они посылают друг другу,
разбиваются на пакеты, и даже в одном сеансе связи разные пакеты одного
сообщения могут пройти разными маршрутами. Какими бы маршрутами ни
двигались пакеты данных, они все равно достигнут пункта назначения и будут
собраны вместе в цепь или документ. При этом данные, отправленные позже,
могут приходить раньше, но это не помешают правильно собрать документ,
поскольку каждый пакет имеет свою маркировку.
Таким образом, Интернет представляет собой как бы «пространство», внутри
которого осуществляется непрерывная циркуляция данных. В этом смысле его
можно сравнить с теле- и радиоэфиром, хотя есть очевидная разница хотя бы в
том, что в эфире никакая информация храниться не может, а в Интернете она
перемещается между компьютерами, составляющими умы сети, и может храниться
на их жестких дисках заданное время.

С тех пор как в 1945 году в августовском выпуске «Атлантического
ежемесячника» было опубликовано эссе Ванневара Буша «Как мы и могли
подумать», идея (но не соответствующая технология) электронных ссылок между
документами витала в умах ученых, занимавшихся информатикой, библиотекарей
и даже писателей. Писатели предвидели ссылки между различными идеями
задолго до выхода статьи Буша. Не являются ли сноски всего лишь
примитивными гиперссылками на другие документы, только сделанными из бумаги
и чернил? Не являются ли характерные для Эзры Паунда короткие ссылки и
заимствования из других авторов более утонченной версией того же самого
явления? «Пустырь» Т. С. Эллиота, «Ныо Гэмпшир» поэма изящных заметок»
Роберта Фроста и «Бледный огонь» Владимира Набокова представляют собой
другие попытки использования в литературе того, что легко можно определить
как гипертекст в бумажной среде. Милорад Павич, популярный ныне писатель
может считаться родоначальником целой формации гипертекстовой литературы:
не один труд литературоведов посвящён исследованию хитросплетений его
скрытых ссылок. Можно сделать вывод, что идея об использовании чего-либо,
подобного гипертексту, носилась в воздухе уже довольно давно.
Однако именно Буш связал эту мысль с электронной технологией. Он предвидел,
что новые технологии, родившиеся в результате военных разработок во время
войны, смогут изменить наше мышление. Хотя описание Мемекса с его странными
устройствами записи и чтения выглядит таким же архаичным, как и косвенно
выраженные социальные взгляды автора (все ученые у него мужского пола, все
секретари и канцелярские работники — женского), фундаментальная мысль Буша
об организации и использовании человеком информации в ходе мыслительного
процесса стала основой того, что сегодня известно нам как WWW и гипертекст.
Ранние эксперименты но передаче и приему информации с помощью компьютеров
начались еще в 50-х годах и имели лабораторный характер. В США решение о
создании первой глобальной сети национального масштаба было принято в 1958
г. Оно стало реакцией на запуск в СССР первого искусственного спутника
Земли.
Поводом для создания глобальной компьютерной сети стала разработка
Пентагоном глобальной системы раннего оповещения о пусках ракет. Центр
управления пусками был введен в действие в 1964 г., и, собственно, с этого
времени можно говорить о работе первой глобальной компьютерной сети, хотя и
ведомственной. С середины 60-х годов к ней стали подключаться авиационные,
метеорологические и другие военные и гражданские службы.
Основным недостатком централизованной сети была низкая устойчивость,
связанная с тем, что при выходе из строя какого-
либо из узлов полностью выходил из строя и весь сектор, находившийся за
ним, а при выходе из строя центра управления выходила из строя вся сеть. Во
времена ядерною противостояния сверхдержав этот недостаток был критичным.
Полигоном для испытаний новых принципов стали крупнейшие университетские и
научные центры США, между которыми были проложены линии компьютерной связи.
Первая вневедомственная национальная компьютерная сеть получила название
ARPANET. Ее внедрение состоялось в 1969 г. Основным назначением её стал
обмен электронной почтой и файлами с научной и проектно-конструкторской
документацией. Второй датой рождения Интернета принято считать 1983 г. В
этом году произошли революционные изменения в программном обеспечении
компьютерной связи. Проблема устойчивости глобальной сети была решена
внедрением протокола TCP/IP, лежащего в основе всемирной сети по нынешний
день. Так в 1983 г. образовалась глобальная сеть NSFNET. В середине 80-х к
ней начали активно подключаться академические и научные сети других стран,
например академическая сеть Великобритании JANET (Joined Academic Network).
Годы, когда глобальной сетью руководил Национальный научный фонд США, вошли
и историю как эпоха решительной борьбы с попытками коммерциализации сети.
Сеть финансировалась па правительственные средства Национальный научный
фонд распределял их между узлами и материально наказывал тех, кто пытался
иметь от сети побочные доходы. В то же время, развитие сети после внедрения
протокола TCP/IP значительно ускорилось, и он уже не успевал отслеживать
деятельность каждого узла, а с подключением иностранных секторов его роль
стала чисто символической. Во второй половине 80-х годов произошло деление
всемирной сети на домены по принципу принадлежности. Домен gov
финансировался на средства правительства, домен sci — на средства научных
кругов, домен edu - на средства системы образования, а домен com
(коммерческий) не финансировался никем, то есть его узлы должны были
развиваться за счет собственных ресурсов. Национальные сети других
государств стали рассматриваться как отдельные домены, например uk — домен
Великобритании, su — домен Советского Союза, ru — домен России. Когда во
второй половине 80-х годов сложилась и заработала система доменных имен
(DNS, Domain Name System), Национальный научный фонд США утратил контроль
за развитием сети. Тогда и появилось понятие Интернет как
саморазвивающейся децентрализованной иерархической структуры.

Услуги Интернет, используемые в образовании.

Интернет несёт в себе громадный потенциал образовательных услуг. Основные
услуги Интернет можно разбить на три большие группы:

- вещательные;

- интерактивные;

- поисковые.
Разновидностью вещательных услуг являются электронные газеты и журналы. Для
данного вида услуг характерно внимание к двустороннему общению с читателем,
идущее ещё от традиционных печатных изданий. Вещательные услуги до
некоторой степени используют интерактивность, но она не является их ведущей
чертой. Есть целый класс услуг Интернет, основанных именно на диалоговом
или ином типе общения. Диалоговый характер общения является одним из важных
способов стимулирования обучения.
Электронные библиотеки - современные сложные информационные системы -
рассматриваются как размещенные на разных компьютерах распределенные
хранилища знаний. Они предоставляют особый вид вещательных услуг. Чаще
всего бесплатно предоставляется доступ к каталогам электронных библиотек.
Впрочем существует несколько проектов, пытающихся дать возможность
бесплатного доступа ко многим классическим произведениям. На современном
этапе развития Интернет электронные библиотеки представляют собой область
исследований и разработок, направленных на развитие теории и практики сбора
данных, их моделирования, управления данными и их распространения по сетям
передачи данных. Бурное развитие Интернета и мультимедийных технологий в
последние годы привели к возникновению методик создания электронных
информационных коллекций и стали технической основой библиотек будущего.
К интерактивным услугам относят электронную почту, различные электронные и
видеоконференции, а к поисковым – большое разнообразие поисковых роботов,
каталогизаторов и рубрикаторов сети.
Базой для реализации услуг Интернет являются службы Интернет. World Wide
Web (WWW) – Всемирная Паутина, первоначально созданная в 1992 как база
данных. WWW является лишь одной из важных служб Internet, которую нельзя
отождествлять с самим Internet. WWW- гипертекстовая мультимедийная система,
используемая для универсального доступа к документам, она может оперировать
с графикой, звуком, видео, со всеми типами данных, представляемых в
компьютерах. За основу данного ресурса приняты гипертексты, выделенные
элементы документов, имеющие ссылки друг на друга. Например, если в
оглавлении книги вместо номеров страниц поставить ссылки на соответствующие
части текста и обеспечить быстрый переход по ссылкам, то такую книгу удобно
читать. Для работы с Всемирной паутиной используется специальный протокол –
HTTP – Hyper Text Transfer Protocol – протокол передачи гипертекста.
Гипертекстовые документы создаются с помощью специального языка HTML –
Hypertext Markup Language – языка разметки гипертекста. Документ,
составленный на языке разметки гипертекста HTML и доступный для просмотра
во Всемирной Паутине, называется Web – страницей. Для того, чтобы
перемещаться по паутине, необходим web – браузер.
Email, электронная почта, по праву считается самой старой службой Internet,
начавшая функционировать в начале 70-х годов. Электронная почта – средство
обмена информацией, подготовленной в электронном виде, между
пользователями, подключёнными к компьютерной сети. Сообщение передаётся по
лабиринту связанных между собой компьютерных систем, пока не дойдёт до
места назначения. Пересылка электронной почты осуществляется по протоколу
SMTP – Simple Mail Transfer Protocol – простой протокол пересылки почты или
POP3 – Post Office Protocol 3 – протокол почтового офиса, PPP – протокол
передачи от пункта к пункту. Для просмотра электронной почты используется
Outlook Express. Создаются папки исходящих и входящих писем.
Кроме вышеназванных двух служб Internet используются такие службы, как
Telnet – терминальное управление удалённым компьютером, Usenet –
телеконференции, Mailing Lists – списки рассылки и т.д.



Основные дидактические свойства и их использование в учебном процессе.

Базовыми дидактическими свойствами Интернет являются:
- высокая скорость передачи информации;
- двусторонний характер телекоммуникации, обеспечивающий интерактивность;
- возможность работы с гипертекстом и мультимедиа;
- обеспечение дружественного интерфейса при работе со сложно
структурированной информаций.
Реализация этих свойств возможна при использовании определённых услуг и
сервисов сети, подробно речь о которых пойдёт ниже.

Электронная почта.

Электронная почта (ЭП, E-mail) относится к средствам дистанционного
доступа. Это один из режимов (услуг), предоставляемых компьютерными
сетями. ЭП позволяет пользователям (преподавателям, обучающимся)
обмениваться текстовыми и графическими сообщениями. Для реализации режима
ЭП рабочее место пользователей должно быть оснащено аппаратно-программными
средствами: компьютером, принтером, модемом, монитором, клавиатурой,
манипулятором мышь и соответствующим программным обеспечением. Следует
обратить внимание на то, что время доставки сообщения состоит из времени,
которое требуется для пересылки сообщения с компьютера отправителя на
компьютер получателя, и времени, через которое получатель обратится при
необходимости, к своему "почтовому ящику" и прочтет или распечатает
пришедшее сообщение. Это позволяет пользователям работать асинхронно,
т.е. в удобное для себя время в «нереальном» (продолженном, off-line)
масштабе времени. Расстояние между пользователями не играет роли и может
колебаться от нескольких метров до нескольких тысяч километров, в
зависимости от используемых линий связи: спутниковых, кабельных,
радиорелейных и т.д. Более тщательный анализ позволяет обратить внимание
на тот факт, что компьютерные сети включают в себя дидактические
свойства, присущие собственно компьютеру и плюс те, что добавляют к ним
собственно телекоммуникации. В обобщенной форме их можно отразить в
следующих возможностях ЭП:
- передача сообщений, подготавливаемых непосредственно с помощью
клавиатуры компьютера или заранее хранящейся в памяти в виде файлов или
компьютерных программ;
- хранение в памяти компьютера учебной информации с возможностью распечатки
ее на принтере;
- демонстрация текстов и графики на экране дисплея;
- подготовка и редактирование текстовых сообщений, как принимаемых, так и
отсылаемых;
- использование и пересылка компьютерных обучающих программ.
С дидактической точки зрения, с помощью электронной почты можно
организовать так называемые "виртуальные учебные классы". Например, в
Интернете с помощью использования режима «списки рассылки» (mailing
lists), при котором установленное на сервере программное обеспечение дает
возможность совместного общения групп пользователей. Число разных списков
рассылки (дискуссионных групп) может быть очень большим и ограничивается
возможностями аппаратуры и разрешенным лицензией количеством списков
рассылки для данного лист-сервера. В созданной учебной группе
объясняются правила и способы подписки и она приступает к работе. Каждое
сообщение, посланное в дискуссионную группу любым ее участником,
автоматически рассылается лист-сервером всем участникам. Одним из
участников является преподаватель.
Таким образом, ЭП может быть использована для невербального общения
участников учебного процесса. Кроме того, ЭП можно использовать для
пересылки файлов, баз данных, документов. Важное свойство, привлекательное
для СДО то, что в процессе применения почты абоненты не обязательно должны
находиться на месте в момент связи, т.е. реализуется асинхронный обмен
информацией. Чтобы использовать электронную почту достаточно овладеть
простым текстовым редактором и несколькими командами для отправки, приема и
манипуляции с информацией. Так что при реализации обмена возникает больше
психолого-педагогических проблем, чем технических. Дело в том, что
человеческое общение сводится не только к речи, в данном случае письменной
речи. Устная речь, как известно, составляет 7% из множества сторон общения
: мимика, жесты и т.д. Конечно, для компенсации эмоционального
человеческого общения можно использовать при переписке «смайлики» для
передачи эмоций, например, для радости и грусти соответственно :-) и
:-( . Но это не решает в полной мере проблемы, и здесь остается много
работы для психологов. Тем не менее, как показал опыт, психологические
аспекты, перехода к письменной речи в E-mail похожи на те, которые
наблюдаются при переходе от работы с помощью ручки и бумаги к пишущей
машинке. К тому же письменная речь воспитывает такие положительные моменты
как точность и краткость выражения мысли, аккуратность и т.п.
Преподавателем электронная почта может использоваться при подготовке к
занятиям, для консультации с коллегами и поиска материала в Интернет
через FTP серверы. Обучающиеся при дистанционном обучении могут
использовать режим электронной почты для получения необходимой учебной
информации из Интернет, для консультации с преподавателем, для
взаимообучения при обмене информацией друг с другом.
Кроме того, применение ЭП можно с успехом использовать при проведении
семинара не только по классической схеме, а также по схеме семинар-
взаимообучение, семинар-дискуссия.
Целесообразно также использование ЭП для проведения электронной лекции,
когда обучающимся с помощью электронной почты пересылаются текст лекции
в электронном виде, выдержки из рекомендованной литературы и т.п., а затем
проводятся консультации по электронной почте.
Таким образом, ЭП может найти широкое распространение в образовательном
процессе на различных в различных ипостасях.

Электронные конференции.

Электронные конференции (ЭК), или, как их часто называют, компьютерными
конференциями, позволяют получать на мониторе компьютера
пользователя, как минимум, тексты сообщений, передаваемых участниками
"конференции", находящимися на различных расстояниях друг от друга.
Аппаратное оснащение рабочих мест такое же, как в режиме ЭП. Программное
обеспечение зависит от режима использования ЭК.
Таким образом, ЭК объединяет заинтересованный круг пользователей в составе
учебной группы, которые могут быть разделены в пространстве и во времени.
Особенностью режима ЭК является то, что сообщение, посланное абонентом в
ЭК, попадает ко всем абонентам, подключенным к данной конференции, и
каждый пользователь получает все приходящие в нее сообщения. Удобство
состоит в том, что такой способ общения полезен и крайне дешев, поскольку
для пользования им каждому участнику достаточно иметь лишь почтовый ящик.
Применение режима при организации учебных занятий требует модерирования
преподавателем конференции. Работа возможна в режиме реального времени,
например, при использование системы IRC (Internet Relay Chat) и
произвольного во времени доступа (по необходимости и возможности).
Сеть предоставляет все эти описанные возможности, и они могут с успехом
использоваться в образовательном процессе. Например, в режиме (USENET
newsgroups), на сервере устанавливается программное обеспечение,
обслуживающее группы новостей. В отличие от списков рассылки, основанных на
применении электронной почты, группы новостей работают в режиме реального
времени, требуя от пользователей онлайнового подключения. Работа с ними
аналогична спискам рассылки, т.е. участники читают сообщения, посланные в
группу другими участниками, посылают туда же свои ответы, обсуждают
проблемы и т. д., но все происходит "сейчас и сразу", не требуется времени
для рассылки писем. Разница заключается в том, что в случае со списком
рассылки пользователь шлет серверу письмо, тот его рассылает участникам,
они читают, шлют ответы, которые, в свою очередь, снова рассылают всем, и
т.д. Сервер же новостей никому ничего не рассылает, но показывает в
реальном времени всем желающим сообщения в дискуссионной группе и принимает
новые сообщения от желающих высказаться.
Дидактические свойства определяются возможностью обмена текстово-
графической информацией между участниками образовательного процесса.

Телеконференции и видеотелефон.

Эти средства обеспечивают возможность двухсторонней связи между
преподавателем и обучающимися. При этом происходит одновременная
двухсторонняя передача видеоизображения, звука и графических иллюстраций.
Все это можно наблюдать одновременно в трех окнах на экране каждого
монитора абонен

Новинки рефератов ::

Реферат: Военное дело в Древнем Риме (История)


Реферат: Бизнес-план “Фаст-фото” (Менеджмент)


Реферат: Влияние инфляции на бух учет в отечественной и зарубежной практике (Бухгалтерский учет)


Реферат: Биография Неелова (Исторические личности)


Реферат: Современное состояние энергетики (Предпринимательство)


Реферат: История развития секретарского дела (Делопроизводство)


Реферат: Знание первобытных людей (Культурология)


Реферат: Иудаизм как религия (Религия)


Реферат: Психология суицида (Педагогика)


Реферат: Галилео Галилей (Физика)


Реферат: Договоры по оказанию услуг. Договор аренды (Право)


Реферат: Прокат металла (Металлургия)


Реферат: Общая гидродинамика (Физика)


Реферат: Первоначальные навыки хорового пения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки (Педагогика)


Реферат: Права профсоюзов (Трудовое право)


Реферат: Сети NETGEAR (Программирование)


Реферат: Определение технического состояния рабочей тормозной системы и стояночной тормозной системы автомобиля «ГАЗ 2410» (Транспорт)


Реферат: Органы государственной власти (Право)


Реферат: Антенный усилитель с подъёмом АЧХ (Радиоэлектроника)


Реферат: Cтрахование ответственности (Страхование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист