GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи (Педагогика)




Детский сад №9

Лужского отдела образования
Тупикова Ирина Владимировна
Учитель-логопед



РЕФЕРАТ



«Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у
дошкольников с общим недоразвитием речи».



1999 год


План реферата.


1. Профилактика дислексии — актуальная проблема в современных
условиях…………………..стр 3-4.
2. Обоснование избранной темы, роль и значение профилактики нарушений
чтения………..стр 5-9.
3. Основные направления и новые аспекты работы в современных условиях.
стр 10-12.
4. Раскрытие динамики и состояние практики по данной проблеме, на основе
анализа личного опыта:
а) какие трудности пришлось преодолеть и каким путём;
б) что было и что изменилось в работе на протяжении времени опробации;
в) как эти изменения отразились на количественных и качественных
результатах. Чем определились достижения……………….………...стр 13-18.
5. Оценка пути совершенствования работы, план дальнейшей работы по
теме…….………стр 18-20.



1) Профилактика дислексии — актуальная проблема в современных условиях.
Предупреждение нарушения чтения — одна из важнейших задач дошкольного
логопеда.
В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием
речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим
недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с
недостаточными предпосылками для обучения чтению. На сегодняшний день
очень возросли требования к поступающим в первый класс детям.
Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом,
который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую
школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи,
испытывает большие трудности в обучении чтению. Не во всех школах
города дети могут продолжить занятия у логопеда, так как нет широкой
сети школьной логопедической помощи. Поэтому задача профилактики
дислексии чрезвычайна, важна и необходима в наши дни.
Исследования изобразительно-графических способностей детей
подготовительной группы с общим недоразвитием речи (1998/99 уч. год),
из методики раннего выявления дислексии А.Н. Корнева (1991г.),
подтвердили правильность выбора данной темы. Детям предлагался тест-
рисунок: «дом, дерево, человек», без каких-либо дополнительных
указаний. После подведения итогов выяснилось, что 70% детей данной
группы составляют группу риска по дислексии. В рисунках отсутствовало
большинство существенных деталей. 30% детей показали незрелость
изобразительных способностей.
Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно
повышают шансы на успех в дальнейшем обучении чтению. Как показали
исследования А.Н. Корнева (1995 г.), при выявлении дислексии в
возрасте 6-7 лет и проведении профилактики, чтение может быть доведено
до уровня нормы у 82% детей. При выявлении в 1-2-м классах — это
происходит в 46% случаев.
Понятно, что ни один ребёнок не может научиться сразу, вдруг,
абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию
первоначального обучения грамоте, на которой у них бывает большее или
меньшее количество ошибок. Но не о таких ошибках – закономерных,
естественных – идёт речь, когда имеют в виду патологию.



2) Анализ ошибок и трудностей, с которыми сталкиваются дети с общим
недоразвитием речи, при обучении чтению и показывает роль и значение
профилактики дислексии.
Нарушение чтения у детей чаще всего возникает вследствие недоразвития
всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-
грамматического. При глубоких степенях общего недоразвития речи
(первый и второй уровни) дети оказываются не в состоянии овладеть
чтением и письмом в условиях массовой школы. Дети менее глубоким
недоразвитием речи (третий уровень) В первом классе, как правило,
овладевают элементарными навыками чтения и письма, но при этом делают
большое количество специфических ошибок, обусловленных отклонениями в
развитии фонетической стороны речи, словарного запаса и
грамматического строя. Для таких детей необходимы систематические, в
течение ряда лет, занятия по формированию их устной речи и по
подготовке к обучению грамоте, а также совершенствование навыков
звукового анализа.
Нарушения чтения у детей распространяются как на способы овладевания
чтением, так и на темы чтения, и на понимание прочитанного.
Дети с недоразвитием речи вместо плавного слогового чтения часто
пользуются побуквенным угадывающим чтением. При этом они делают много
самых разнообразных ошибок.
Нередко, стремясь объединить отдельно названные буквы в процессе
чтения слов, дети произносят бессмысленный набор звуков, в силу чего
слово теряет своё значение. Бывает и так, что, назвав первые две-три
буквы читаемого слова, дети стараются угадать, что они должны
прочесть. Это приводит к замене читаемого слова другим, сходным по
буквенному составу, но отличающимся по значению. Дети с недоразвитием
речи могут прочесть слово правильно и тут же, прочитывая его вторично,
сделать ошибку, воспринять его как совершенно новое, неизвестное им.
К числу наиболее специфических ошибок можно отнести замену одних букв
другими. В основном заменяются буквы, соответствующие звуки которых
либо совсем не произносятся детьми, либо произносятся неправильно.
Однако заменяются и буквы, которые обозначают правильно произносимые
звуки. В этом случае ошибки могут иметь неустойчивый характер, при
одних обстоятельствах буквы заменяются, при других — читаются
правильно. Наряду с буквами заменяются целые слоги.
Дети с недоразвитием речи делают при чтении и такие ошибки, которые
характерны для детей с нормальным речевым развитием. Но количество
этих ошибок у первых будет значительно большим, чем у вторых. Сюда
можно отнести ошибки на пропуски или добавления букв, перестановки,
неправильное окончание слов.
Степень сформированности навыка чтения у детей может быть различной,
но во всех случаях наблюдаются указанные выше характерные ошибки.
Чтение детей с недоразвитием речи характеризуется также замедленным
темпом, так как они часто застревают на чтении отдельных слов, часто
возвращаются к повторному чтению отдельных букв, отдельных частей
слова или целого слова, для того чтобы правильно соотнести букву с
соответствующим звуком или осмыслить читаемое.
Затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным
овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных
звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечёт за
собой неумение воссоздать правильную и точную звуковую форму слова в
условиях зрительно воспринимаемых графических знаков.
Специальные исследования Р.Е. Левиной (1968 г.), Т.Б. Филичевой, Н.А.
Чевелёвой, Г.Н. Чиркиной (1989 г.) показали, что существует связь
между различием звуков и запоминанием их графического обозначения.
Недостаточное различение акустически сходных звуков приводит к
трудностям при запоминании начертания букв, усвоении их как график.
Если на первых порах обучения решающую роль играет узнавание буквы и
связанного с ней звука, то в дальнейшем навык чтения превращается в
зрительное узнавание звукового анализа образа слогов, целых слов, а
иногда и фраз. Ребёнок соотносит буквы с этими образами и благодаря
этому понимает читаемое.
Если у ребёнка нет чётких представлений о том, из каких звуко-
буквенных элементов состоит слово, то у него с трудом формируются
обобщённые звуко-слоговые образцы. Вследствии этого он не может
объединять звуки в слоги по аналогии с уже усвоенными более лёгкими
слогами и узнавать их.
Чем более бедны представления детей о звуковом составе слова, тем
сильнее обнаруживаются недостатки чтения, так как проявляется
зависимость между узнаванием слога или слова и различением звуков,
входящих в их состав.
Отсутствие чёткого звукового образа слова затрудняет формирование
чёткого зрительного образа этого слова в процессе чтения,
Для правильного зрительного восприятия и узнавания слога или слова при
чтении необходимо, чтобы звуковой состав их был достаточно чёток и
чтобы ребёнок умел их правильно произносить.
Р.Е. Левина подчёркивает, что преодоление трудностей слияния в
значительной мере зависит от развития устной речи ребёнка; чем лучше
владеют дети устной речью, тем легче произвести слияние звуков
читаемого слова. У детей легко создаются в процессе обучения звуковые
образцы слов в их обобщённом звуко-буквенном обозначении. В тех
случаях, когда это по каким-либо причинам не происходит, ребёнок
отстаёт в обучении чтению, задерживаясь долго на побуквенном чтении,
испытывает «муки слияния», не умеет переходить от букв и их названий к
звукам живой речи. Подобная картина наблюдается у детей с общим
недоразвитием речи.
Несомненно, что у описываемых детей нарушения чтения связаны с
недостаточностью представлений о звуко-буквенном составе слова.
Возникший у ребёнка в процессе такого чтения звуковой образ слога или
слова не сразу узнаётся. Так возникает чтение по догадке с частой
заменой одного слова другим. Этим объясняются и такие ошибки в чтении,
как многократное повторение отдельных букв или слогов, пропуски,
перестановки, замены и т.д., что приводит нередко к искажению
прочитанного, к неправильному пониманию и обуславливает резко
замедленный темп чтения.
Степень сформированности навыка чтения может быть выражена различно.
Она связана в первую очередь с проявлениями фонетико-фонематического
недоразвития речи у детей, с состоянием анализа звукового состава
слова.
Что касается детей с общим недоразвитием речи, то у них наблюдается
неконтекстное восприятие фразы. Сущность его заключается в том, что
дети при чтении воспринимают слова во фразе изолировано. Они не
учитывают характерных лексико-граматических связей слов, а если и
учитывают, то не всегда имеют достаточную речевую подготовленность к
их восприятию. Они часто не могут сгруппировать слова по принципу
лексической и грамматической сочетаемости. Это приводит к тому, что
чтение нередко превращается в угадывание, что способствует замене
суффиксов, окончаний, приставок. Недостатки в овладении техники чтения
влияют на понимание прочитанного. Эти две стороны процесса чтения
неразрывно связаны между собой и взаимно обуславливают друг друга.
Понимание взаимосвязи между нарушением чтения и общим недоразвитием
речи открывает пути к его предупреждению до того, как ребёнок
поступает в школу.
Как показывают данные ряда авторов А.Н. Корнева (1995 г.), В.И.
Гордиловой, М.З. Кудрявцевой (1995 г.), Г.А. Глинна (1996 г.), Т.А.
Ткаченко (1999 г.) в среднем у дошкольников с общим недоразвитием речи
готовность к звуковому анализу почти в два раза хуже, чем у нормально
говорящих детей. Общее недоразвитие речи проявляется в значительном
отклонении от нормы в формировании фонематических представлений,
лежащих в основе, звукового анализа.
Важными условиями предупреждения дислексии являются — раннее
распознавание и единая система коррекционного воздействия.

3) Преодоление общего недоразвития речи и профилактика нарушения чтения
должны осуществляться комплексно.
Основные направления логопедической работы:
1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков,
звуков речи. Различные высоты, силы, тембра голоса на материале
звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию.
Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного
звукового анализа.
2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего необходимо устранить все
недостатки в произношении фонем (искажения, замены, отсутствия
звука).
3. Развите навыков звукового анализа и синтеза
Выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков.
Различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные.
Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделять любые звуки
из состава слова. Уметь объединять звуки в слоги, слоги в слова.
Уметь определять последовательность звуков в слове и количество
слогов. Придумывать слова на заданный звук или слог.
4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения
пользоваться им. Обучение детей разным способом словообразования с
помощью различных приставок (например: ушёл, пришёл, зашёл, перешёл)
или с помощью одной приставки от разных глагольных основ (например:
пришёл, прилетел, прибежал). Другой вид работы — подбор однокоренных
слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.
5. Развитие грамматических навыков.
Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и
употреблением предлогов, составление предложений по картинкам,
сериям картинок, распространение и сокращение предложений.
6. Развитие связной речи.
Ведётся работа по обучению составлению описательных рассказов и
совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.
В устной речи детей наиболее заметно выступают недостатки
произношения звуков, неотчётливое, смазанное произношение слов и
искажение их слоговой структуры. Недостатки словарного запаса и
грамматического строя обычно меньше заметны, так как дети стараются
пользоваться только хорошо знакомыми словами выражениями.
Естественно, что при обучении чтению возникнет много ошибок,
обусловленных недостатками произношения и неумение анализировать
звуковой состав слова – замены, пропуски, перестановки букв и слогов,
а иногда и грубое искажение прочитанного.
Поэтому в первую очередь ставится задача упорядочить фонетическую
сторону речи. Развить произношение и звуковой анализ и синтез.
Работа ведётся с использованием современных методик: Т.А. Ткаченко
(1997/99 г.), Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина (1993 г.), Г.А. Глинна (1996
г.), Л.П. Успенской, М.Б. Успенский (1996 г.), В.И. Городилова, М.З.
Кудрявцева (1995 г.), Г.А. Ванюжена (1993 г.).
Используя в работе методики данных авторов, устранение недостатков
устной речи и пропедевтика чтения ведётся аналитико-синтетическим
звуковым методом.
В первую очередь специальными логопедическими приёмами исправляется
произношение звуков или уточняется артикуляция имеющихся звуков. При
устранении недостатков звукопроизношения следует соблюдать строгую
последовательность в работе над звуками одной фонетической группы, с
тем, чтобы постепенно выработать у детей прочные дифференцировки между
сходными звуками. Последовательность учитывает постепенный переход от
более лёгких по артикуляции звуков к более сложным.
Параллельно с постановкой звуков ведётся работа по развитию звукового
анализа и синтеза.
Независимо от того, с детьми какого уровня общего недоразвития речи
(III – II) ведётся работа, возникают следующие задачи:
а) направить внимание учащихся на звуковую сторону речи;
б) научить различать звуки на слух, развивать слуховое восприятие;
в) отработать и уточнить артикуляцию сохранных звуков, т.е. тех
звуков, которые изолированно произносящихся правильно, но в речи
обычно звучат недостаточно отчётливо, смазанно;
г) ввести речь те звуки, которые будут вновь поставлены;
д) отдифференцировать и закрепить в речи те звуки, которые сменивались
между собой, научить правильно пользоваться соответствующими буквами;
е) закрепить тот уровень звукового анализа и синтеза, с которым дети
пришли на логопедические занятия, а затем постепенно подвести их к
усвоению более сложных форм звукового анализа и синтеза.
Сознательное усвоение акустико-артикуляционного образа каждого звука и
развивающиеся навыки звукового анализа и синтеза позволяет детям не
только отчётливо произносить целые слова, выделять из них число и
последовательность звуков, но и правильно прочитывать их.



4) В группах с общим недоразвитием речи обучение рассчитано на два года,
поэтому звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии
предлагаю разделить, исходя из анализа личного опыта, на два этапа:
1. Первый год обучения. Безбуквенный период. Проводится звуковой
анализ и синтез сочетаний, слогов и слов.
2. Второй год обучения. Буквенный период. Проводится звуко-буквенный
анализ и синтез слогов и слов. Анализ текстов и предложений.
На безбуквенном этапе обучения необходимо развивать у дошкольников
интерес к занятиям и формировать осознанное овладение фонетической
системой языка. Пробудить познавательный интерес помогают различные
игры и игровые приёмы.
Дидактическая игра — средство обучения, поэтому она может быть
использована на занятиях учителем-логопедом. В то же время игра —
основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра
имеет две цели: одна из них, обучающая, которую преследует взрослый, а
другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, что бы эти
две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного
материала.
Поэтому на безбуквенном этапе обучения дети пользуются пособием
изготовленным для звукового анализа слова. (Приложение №)
На занятиях по формированию фонетической стороны речи постепенно
вводится следующий наглядно-игровой материал:
Изучая гласные звуки, вводится образ — «девочка»; изучая согласные
звуки, вводится образ — «мальчик». Затем проводится анализ обратных
слогов, которые составляются из двух картинок: «девочка» и «мальчик».
Когда этот материал будет усвоен, переходим к анализу прямого слога.
Сочетание согласного с гласным (СГ) обозначается одной картиной:
«мальчики девочка стоят парой».
а) Тесная взаимосвязь характеризует сочетание согласного и гласного
(СГ). Так, артикуляция гласного готовится в самом начале произнесения
слога (СГ): МА, ПА, КА т. д. Артикуляция гласного влияет на
артикуляцию согласного. Эта взаимообусловленность обеспечивает прочное
сочетание звуков в прямых открытых слогах (типа СГ). Звуки в таких
слогах артикуляторно не отделяются один от другого, вот почему ребёнку
трудно первоначально отделить согласный в сочетании СГ. Например,
разбирая слово лампа, часто вместо первого звука [м] дети называют
целое сочетание СГ [ма], т.к. воспринимают этот комплекс звуков как
единое целое, ведь артикуляторная пауза между звуками не возникает,
что обусловлено тесной взаимосвязью, согласного с гласным. Детей нужно
специально обучать выделению звуков из сочетания СГ. Сформировать это
умение — значит решить одну из главных задач подготовки детей к
обучению грамоте.
Таким образом, в безбуквенный период обучения дети знакомятся с
основными единицами чтения: сочетанием СГ (карточка с изображением
«мальчика и девочки») и звуком вне сочетания (карточки «мальчик» и
«девочка» по отдельности). Данными единицами чтения они будут
пользоваться на протяжении всего периода обучения. К концу года дети
могут составлять из карточек односложные слова (типа: дом, мак, дуб) и
выполнять полный звуковой анализ и синтез.
На буквенном этапе обучения, соответственно вводятся буквы и
совершенствуется звуковой анализ и синтез слов. Изготовленное пособие
используется на занятиях, только дополняется фишками, которые будут
служить «рубашками» для «девочек» и «мальчиков». Мягкие и твёрдые
согласные будут различаться по цвету. В школах города используют два
цвета для обозначения твёрдости и мягкости согласных звуков, поэтому и
в данном пособии фишки — «рубашки» двух цветов: Чёрный цвет – твёрдые
согласные, синий цвет – мягкие согласные. Звонкость и глухость
согласного будет обозначаться наличием лил отсутствием на фишке -
«рубашке» «колокольчика». Тактильное ощущение вибрации голосовых
связок переходит в зрительный образ «колокольчик».
Данное пособие используется на каждом занятии по обучению грамоте, что
позволяет совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов.
Дети изучают буквы, составляют слоги и односложные слова. Читают слоги
и слова из пройденных букв. Использование на занятии данного пособия,
позволяет составлять и анализировать слова любой звуко-слоговой
структуры, что решает задачу опережающего обучения.
Данный приём позволяет широко раскрыть все возможности звукового
аналитико-синтетического метода профилактики дислексии.
б) При обучении грамоте в подготовительной группе были внесены
изменения в последовательность изучения букв. Это повысило
эффективность работы по пропедевтике чтения.
В начале изучаются первые пять гласных букв: А,У,О,Ы,Э. Затем
изучаются согласные буквы: К,Т,П,М,Н,С. При изучении каждой согласной
буквы, сразу же идёт чтение прямых слогов. Например: КА,КО,КУ,КЫ,КЭ;
МА,МО,МУ,МЫ,МЭ и т.п.
На данном этапе следует использовать методику Н.А. Зайцева (1998 г.).
Читая таблицы слогов, дети воспринимают прямой слог, как единицу
чтения, и в тоже время знают, что прямой слог состоит из двух звуков.
Тренируясь в технике чтения слогов, дети не теряют способность к
звуковому анализу. Перейдя к работе над словом, необходимо
использовать «кубики зайцева» и читать, осуществляя синтез слова, по
единицам чтения. Составив тоже слово по описанному выше пособию, легко
произвести звуковой анализ.
Затем изучаются другие пять гласных букв (я,ё,ю,и,е) и остальные
согласные. Продолжается работа с таблицами и кубиками, а так же
постоянно ведётся звуковой анализ слов.
Следует отметить, что на буквенном этапе обучения у детей возникают
трудности запоминания и воспроизведения букв. Данные затруднения легче
преодолеть, если дать дошкольнику образ буквы, то есть предмет похожий
на букву. Например: О - обруч или колесо, П – перекладина или ворота,
Н – носилки и т. д. (Приложение№). Символы, наглядные образы помогают
детям запомнить начертания и пространственное расположение буквы.
Конечно, наряду с данным способом запоминания используются и другие,
такие как: конструирование букв, выкладывание из палочек, печатание,
раскрашивание, штрихование букв. Изучая новые буквы и анализируя
звуковой состав слов, проводится работа и с предложением.
1. Составляется предложение по специально подобранной картинке или по
опорным словам. Даётся правило: Первое слово в предложении пишется с
большой буквы в конце предложения ставится точка. Чертится схема
предложения.

.
2. определяется количество и порядок слов в предложении. Все слова в
предложении пишутся отдельно.


.

.
3. Слова в предложении делятся на слоги.


.


.



.

4. Выполняется полный звуковой анализ слов.

. гласный звук;

. согласный, твёрдый, глухой звук;

. согласный, твёрдый, звонкий звук;

. согласный, мягкий, глухой звук;


. согласный, мягкий, звонкий звук.


5. Разбирается предложение по вопросам, устанавливаются связи слов в нём
по смыслу и выделяются на слух окончания некоторых слов (например,
существительного и прилагательного).
6. Повторяется, всё предложения и записывается, предварительно вспомнив
правила правописания уже знакомые детям.
7. Прочитывается записанное предложение. После знакомства с предложением,
переходим к работе над текстом. На занятиях по развитию связной речи,
дети знакомятся с рассказом, учатся пересказывать, составляют рассказы
по сюжетным картинкам и знают, что рассказ состоит из предложений.
Этот вид работы включает в себя: чтение в слух текста из четырёх-пяти
предложений с паузами после каждого из них; счет предложений в
рассказе. Затем проводится разбор и чтение доступных текстов,
составленных из пройденных букв.
Например.



Читаем текст, написанный на плакате. Красным цветом выделены первые
буквы предложений и точки. Указкой показываем начало и конец
предложений. Определяем количество предложений в рассказе. Читаем
текст, соблюдая паузы после каждого предложения. После, дети
самостоятельно читают и определяют количество предложений в тексте.
При таком порядке работы дети многократно повторяют материал,
анализируя в нём то одно, то другое. Это позволяет закрепить знания не
механически, а осознанно, на основе осмысления различных заданий.
Чтобы обеспечить системный подход к проведению занятий, необходимо
следовать календарно-тематическому планированию. (Приложение№)
в) Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, является
основным в предупреждении дислексии. Применяя его на практике,
значительно улучшаются результаты коррекции фонетической стороны речи
(См. приложение: Динамика развития фонетической стороны речи).
Исследуя звукопроизношения и фонематическое восприятие, был отмечен
значительный рост звукового анализа и синтеза. Это позволило создать
базу для полной и значительной коррекции речевых дефектов с
последующим выпуском детей в массовую школу.



5) На основании выше изложенного, следует отметить, что в коррекционных
группах с общим недоразвитием речи созданы все условия для преодоления
речевых дефектов и подготовки детей к школьному обучению.
Необходимо продолжить и расширить работу по совершенствованию
звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте, потому что
велика вероятность проявления дислексии у детей с общим недоразвитием
речи.
Массовые школы города продолжают набор детей шестилетнего возраста в
первые классы, и эта тенденция закрепляется.
Среди детей логопедических групп есть такие, которые обучались один
год, вместо положенных двух лет по программе коррекции общего
недоразвития речи. Исходя из этого, а так же, учитывая, что ранняя
диагностика дает лучшие результаты, считаю возможным набирать в группы
общего недоразвития речи детей четырехлетнего возраста. Для того,
чтобы к шести годам достичь того уровня развития, который достигался
раньше к семи годам. Такой подход позволит провести коррекционное
обучение в полном объеме.
У детей будет сформирована полноценная речь, что даст возможность не
только преодолеть речевую патологию, но и подготовить их к школе. В
шесть лет, после полного курса коррекционного обучения, дети будут
лучше подготовлены к усвоению школьной программы, чем их сверстники.
В первый год обучения следует особо обратить внимание на развитие
фонематического восприятия.
В процессе логопедической работы у детей должно, прежде всего,
сформироваться умение контролировать своё произношение, а также умение
исправлять ошибки в своей речи и сравнивать речь окружающих с собой.
Работу по развитию фонематического восприятия, для первого года
обучения в группах с общим недоразвитием речи, условно можно разделит
на шесть этапов:
1) Узнавание неречевых звуков;
2) Различие одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте,
силе и тембру голоса;
3) Различение слов, близких по звуковому составу;
4) Дифференциация слогов;
5) Дифференциация фонем;
6) Развитие навыков элементарного звукового анализа.
На второй год обучения вводится система специальных упражнений,
(описанная выше), и направленная на пропедевтику чтения. У детей
продолжает развиваться умение не только правильно произносить, но и
различать все фонемы родного языка.
Развитие звукового анализа и синтеза слов, постепенно формирует навык
послогового чтения. Дети осмысленно читают лёгкие тексты, отвечают на
вопросы по прочитанному, учатся пересказывать.
По окончании обучения, дети выпускаются в массовую школу со
значительным улучшением или полной коррекцией речевой патологии, а
также умеют читать и подготовлены к усвоению школьной программы.



ЛИТЕРАТУРА



1) Л.С. Волкова Логопедия М.,1989
2) Р.Е. Левина Основы теории и практики логопедии М., 1968.
3) Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина Основы логопедии М.,1989
4) Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б. Филичева Преодоление общего
недоразвития речи М., 1990
5) А.Н. Корнев Дислексия и дисграфия у детей С Петербург 1995
6) Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных
классов М., 1991
7) Т.А. Ткаченко если дошкольник плохо говорит С Петербург, 1997
8) Т.А. Ткаченко В первый класс без дефектов речи С Петербург 1999-
9) В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева Чтение и письмо М., 1995
10) Т.Б. Филичева Г.В. Чиркина Подготовка к школе детей с общим
недоразвитием речи в условиях специального детского сада М.,1993ю
-----------------------



ШАЛУН
Вот кот. Он уронил бидон. Молоко потекло.


Кот лакал молок






Реферат на тему: Знакомство детей старшего дошкольного возраста с экзотическими плодовыми комнатными растениями (7 занятий)
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с экзотическими плодовыми
комнатными растениями.



Список литературы
используемой при подготовке материала по теме
«Экзотические комнатные плодовые растения»:


1. Киселев Г.Е. Комнатное садоводство / ред. Таирова В.Н., 1956.
2. Комнатные растения / под ред. Головкина Б.Н., Москва, «Лесная
промышленность», 1989.
3. Сааков С.Г. Оранжерейные и комнатные растения, АНССР, Ботанический
институт им. В.Л. Комарова, Ленинград, 1983.
4. Скляровский Л.Я. Целебные свойства пищевых растений,
Россельхозиздат, Москва, 1972.
5. Хессотон Д.Г. все о конмнатных расстениях, Москва, «Кдладезь»,
1996.



Программное содержание к серии занятий по ознакомлению детей с
экзотическими комнатными плодовыми деревьями.

1. Познакомить детей с тем, что все растения появляются из семян; семена
находятся в плодах; многие плоды мы употребляем в пищу: овощи, фрукты,
ягоды, грибы.
2. Познакомить детей с экзотическими комнатными плодовыми растениями:
. лимонное дерево
. апельсиновое дерево
. гранат
. финиковая пальма
. ананас
. кофейное дерево
а) родина
б) польза и их использование
в) уход за растениями
3. Расширять и обогащать словарь детей: семена, плоды, кислый, горький,
кисло-сладкий.
4. Прививать любовь и желание вырастить дома экзотические растения и
ухаживать за ними.



Занятие 1


Ребята, сегодня мы с вами поговорим о растениях, о том, как они
растут. Каждый день мы ходим по улицам, гуляем в парке, выезжаем на дачу, в
лес и везде нас окружают разные растения. В поле мы радуемся красоте цветов
и разнообразию трав, лес дарит нам тень и прохладу деревьев и кустарников,
в огороде собираем урожай овощей, а в саду — фруктов. И все это растет на
планете Земля.
— Как вы думаете, из чего появляются растения? (Из семян, семечек).
— А где же у растения находятся семена? (В плоде).
Выслушиваю ответы детей, обобщаю:
— Правильно, в плоде, но не у всех. У овощей, которые растут на
грядке, плод находится в земле, а семена образуются после цветения в ботве
(в зелени). Вспомните, о каких овощах мы говорили?
Ответы детей: (морковь, репа, редька, редис, свекла)
— А у помидора, огурца, кабачка, патиссона где находятся семена? (в
плоде)
Уточняю ответы:
— Сначала растение зацветает, а потом появляется плодик, а в нем
семена.
— Какие фрукты вы помните?
Дети перечисляют.
— Молодцы, у всех этих семена находятся тоже в плодах. Много на свете
ягод, вспомните, какие вы знаете?
После ответов детей спрошу:
—А что такое ягода? (плод) Как вы думаете, где у ягод находятся
семена? (в плоде, ягоде) А вы знаете, что арбуз — это тоже большая ягода?
Предложу детям поиграть в игру «Загадай — мы отгадаем»



Занятие 2


Начну занятие со слов:
— Сегодня мы с вами поговорим о комнатных растениях. Какие комнатные
растения есть у нас в группе? Чем они отличаются по внешнему виду?
Выслушиваю ответы детей, обобщаю:
— Правильно, есть растения древовидные и травянистые. Эти комнатные
растения живут в комнате у них нет плодов. А какие растения дают плоды?
Какие фрукты вы знаете? Где растут фрукты? (в саду). А могут ли они расти в
комнате? Как вы думаете, почему не могут? Есть ли такие плодовые растения,
которые растут и на улице, и в комнате?
После ответов детей, обобщаю:
— Вы верно сказали, что фрукты дают плоды, и растут они на высоких
деревьях. Поэтому они не могут расти в помещении.
А сейчас я загадаю вам загадку:
Очень я люблю его,
Он кислей всего-всего!
Желтый они, продолговатый,
Очень-очень ароматный!
Вы правильно отгадали, конечно это лимон.
А растет ли у кого-нибудь дома лимон? (Алеша, Сережа)
Из чего вы его вырастили? (из семечка)
Верно. Я сейчас расскажу вам о лимоне. Лимон — вечнозеленое небольшое
дерево с колючими ветками, листья у него продолговатые.
А где растет лимон в природе? В какой стране?
Родина лимона Юго-восточная Азия, растет он в горах. В нашей стране
выращивают лимоны на Кавказе. У меня дома тоже растет деревце лимона, но
оно почему-то плохо растет, и листочки опадают. Может я плохо за ним
ухаживаю? Что нужно делать, чтобы оно было зеленым и хорошо росло?
Выслушиваю ответы детей, обобщаю:
— Поливать лимон необходимо каждый день, умеренно; листья иногда надо
опрыскивать; лимон любит свет и требует солнечного освещения. Спасибо,
ребята, теперь я буду правильно ухаживать за лимоном.
Читаю стихотворение:
Лимон — люблю его,
Он кислей всего-всего!
Ешь по ломтику из блюдца.
И нельзя не улыбнуться!
— А почему нельзя не улыбнуться? (потому, что он кислый) Разве его
нельзя есть?
После ответов детей обобщаю:
— Конечно, можно. Нарезанный ломтиками лимон подают к чаю, кофе,
кладут к мясным, рыбным блюдам. Соком лимона поливаю некоторые мясные
блюда, добавляют в соусы. Лимоны применяют при изготовлении кондитерских
изделий и напитков. Кто знает, что такое цедра? Правильно, это кожура
лимона или апельсина. Ее тоже используют при изготовлении блюд. Вспомните,
ребята, как еще ваши мамы и папы используют лимон?
Выслушиваю ответы, обобщаю:
— Несколькими каплями лимонного сока можно вычистить лезвие ножа или
ложку. Иногда лимонным соком выводят пятна от чая или ржавчины на одежде,
чистят изделия из темной кожи.
Как вы думаете, лимон может помочь нам при лечении от болезней?
Обобщаю ответы, дополняю:
— Лимонный сок употребляют при высокой температуре от жажды.
Разведенный лимонный сок применяют при полоскании, когда болит горло, а при
ангинах пьют неразбавленный сок. При авитаминозе (нехватке витаминов)
лимонный сок тоже употребляют. А если кому-то не нравятся веснушки, соком
лимона протирают кожу. Летом во время жары можно освежить лицо, протерев
кожу ломтиком лимона.
Лимон очень полезен. Посоветуйте маме купить лимон и есть их надо
целый год. Можно посадить лимон дома, как посадили мы в группе, ухаживать
за ним, и он порадует вас плодами.



Занятие 3


Прочитаю детям стихотворение:
Апельсин — круглый бок,
Он похож на колобок.
Он румяный, сочный, сладкий,
И растет он не на грядке.
Спрошу у детей:
— Где растет апельсин? (на дереве)
Правильно, значит, как можно сказать: апельсин фрукт или овощ?
Ответы детей.
Покажу детям деревце апельсина, прошу:
— Ребята, вы знаете, как называется это растение? (апельсиновое
дерево) Откуда оно появилось у нас в группе? (мы вырастили из семечка)
Наш апельсин — маленькое молодое деревце, растет в группе, а в
природе апельсины — это высокие вечнозеленые деревья с блестящими листьями.
Они имеют шаровидную крону, цветут белыми душистыми цветами, из которых
образуются плоды, которые вы все любите.
На планете Земля апельсины растут очень давно, более 4 тысяч лет.
Родина апельсинов — Китай. Поэтом их так и называют: апельсин — китайское
яблоко. В нашей стране апельсины появились 200 лет назад.
А вы знаете, как надо ухаживать в группе за этим растением?
Дополняю высказывания детей:
— Верно, апельсин любит свет, умеренный полив, иногда летом листья
надо опрыскивать.
Ребята, кто знает, чем полезен апельсин?
Обобщаю ответы детей:
— Из апельсинов готовят джемы, цукаты, их используют кондитеры при
выпечке пирогов и тортов. Апельсиновое масло, получаемое из кожуры,
используют для изготовления фруктовых напитков. Апельсиновый сок — один из
самых полезных фруктовых соков. Как вы думаете, применяем ли мы апельсин во
время болезней?
После ответов детей обобщаю:
— В апельсиновом соке много витаминов, его используют при авитаминозе
— нехватке витаминов.
Апельсиновый сок очень хорошо утоляет жажду, используют его при
высокой температуре. Очень полезен апельсин для улучшения аппетита; вы в
детском саду каждое утро пьете соки, чтобы у вас был хороший аппетит. А еще
апельсин может убивать некоторые микробы; применяют его также, когда
порежут, например, палец, руку. Таким образом, апельсиновый сок используют
при многих болезнях.
Вспомните, ребята, не собирают ли ваши мамы, бабушки апельсиновые
корочки?
А вы знаете для чего?
Выслушиваю ответы детей, обобщаю:
— Можно использовать ароматические свойства кожуры апельсинов для
предохранения одежды от моли.



Занятие 4.

— Посмотрите, дети, на наш гранат.
Правда, он похож на молоденькое деревце? А почему? (Листья у него
мелкие, гладкие, блестящие. Ствол высокий, стройный).
Он изменился с тех пор, как появился в нашей группе? А как? (Подрос).
А почему, как вы думаете? (Мы за ним ухаживаем).
Кто может рассказать, как за ним надо ухаживать?
Обобщаю ответы детей:
— Гранат любит солнышко, его надо держать на освещенном окне, любит
обильный полив весной и осенью, летом листья нужно опрыскивать.
Ребята, гранат — дикое растение или его специально выращивают?
После ответов детей обобщаю:
— Гранат — древнее растение, в нашей стране растет в диком виде в
Крыму, в Средней Азии, в Закавказье.
Вы любите гранаты?
А знаете ли вы о пользе гранатов?
Выслушиваю ответы детей, обобщаю:
— Плоды граната едят в свежем виде, получают из них сок,
приготавливают сироп и освежающие напитки.
Очень давно жил врач Гиппократ. Он знал целебные качества граната и
лечил его соком людей от разных болезней: назначал сок граната при болезнях
желудка, кожицу плодов — при дизентерии и даже лечения ран, головных болях.
Сок граната применяют при заболевании горла, отвар цветов пьют при поносах,
из цветов делают припарки на опухоли. Свежие плоды граната вместе с кожурой
иногда употребляют при простудных заболеваниях. Соком и порошком из кожуры
плодов лечат ожоги.
Кто знает, где еще можно применять гранатовое дерево?
Гранаты используют для окраски тканей, как краситель, который
получают из цветков.
Как много интересного мы сегодня с вами узнали об этом растении —
комнатный гранат. Мы будем продолжать ухаживать за ним и посмотрим, когда
же на нашем дереве также появятся маленькие плоды-гранатики.


Занятие 5.

Кто знает, что это за растение? (Покажу финиковую пальму). Как оно
называется? Вы видели его раньше у нас в группе?
Это растение вырастил Сережа с мамой дома и принес в д/сад. Сейчас
Сережа нам расскажет все о нем (Рассказ Сережи).
Дополняю рассказ:
— Финиковая пальма — высокое стройное растение с длинными крупными
листьями. Эта пальма в диком виде не встречается. Ее выращивают в жарких
странах, в нашей стране финиковая пальма не растет.
Разводят финиковые пальмы очень давно. Люди, которые живут в жарких
странах, до сих пор считают финики главным продуктом питания, заменяющим
даже хлеб.
А почему финик называют деревом?
Что растет на финиковой пальме? (Финики).
Что это такое? (Плоды)
Что общего у финиковой пальмы с деревьями апельсина и лимона? (Растут
в жарких странах).
А вы знаете, что нужно делать, чтобы финиковая пальма могла расти в
горшочке? (Надо за ней ухаживать). А как? Может быть, Сережа, расскажешь
нам, как ты ухаживаешь за ней дома?
Рассказ мальчика.
— Дети, вы уже знаете, что каждое растение приносит пользу людям. А
кто может рассказать, какую же пользу приносит нам финиковая пальма?
Выслушиваю ответы детей и дополняю их ответы рассказом:
— Да, мы встречаем финики в комнате. Обычно употребляют в пищу
подсушенные финики, едят их также в вареном виде, а люди в тех странах, где
они растут, — в жареном виде, иногда с яйцами птиц. Также из фиников делают
джемы, желе, напитки. Сок, получаемый из стволов финиковой пальмы,
используют для приготовления разных напитков. Финики очень полезны при
заболевании сердца и желудка.
Мы с вами познакомились с необычным растением, которое тоже может
расти в комнате. Сережа обещал оставить финиковую пальму в группе, и мы
будем за ней ухаживать и наблюдать.
Занятие 6.

Загадаю загадку:
Расскажите мне сейчас,
Что такое ананас?
Это овощ или фрукт?
Ананасом что зовут?
Выслушиваю ответы детей, обобщаю:
— Конечно, ребята, ананас — это фрукт. Посмотрите внимательно, на что
похож ананас? На дерево? Или ананас травянистое растение? Почему?
Есть у нас в группе еще растения, похожие на него?
Дополняю ответы детей:
— Растет ананас не на дереве, это растение травянистое, с длинными
листьями, растущими розеткой.
Кто знает, где растут ананасы? В каких странах? Там жарко или
холодно?
Уточняю ответы детей:
В диком виде ананас растет в Бразилии, это его родина. Поэтому он
любит, чтобы в группе было тепло, яркий свет.
Вспомните, ребята, как мы с вами пересаживали ананас из маленького
горшочка в кашпо. Что мы делали?
Правильно, сначала мы на дно положили несколько камушков. Для чего?
Обобщаю:
Да, чтобы корни растения лучше дышали, а влага не задерживалась в
горшке. А потом мы посадили растение в землю.
Кто расскажет, как надо ухаживать за ананасом?
После ответов детей, обобщаю:
Правильно, надо каждый день поливать понемногу, беречь от сквозняков,
летом опрыскивать листья.
А вы знаете, что можно срезать верхнюю часть ананаса с листьями и
посадить? Кто из вас ел ананасы? А как его едят?
Выслушиваю ответы детей, обобщаю:
— Плода ананаса едят в свежем виде, делают консервы и сок, он
улучшает пищеварение. Используют его также при болезни желудка, печени,
сердца, почек и малокровии; а также соком из листьев ананаса лечат
заболевания «грязных рук».
В конце занятия предложу детям рассказать дома о том, что они узнали
сегодня на занятии, посоветую: будете есть дома ананас, не выбрасывайте
верхушку с листьями, а посадите ее в горшок , поливайте и понаблюдайте, что
с ней будет дальше происходить, рассказать нам в группе, зарисовать.



Занятие 7.

Во время завтрака спрошу у детей, что они сейчас пьют? (Кофе с
молоком). Нравиться ли им кофе? Чем он им нравиться? (Вкусный, сладкий).
— У него есть запах? Какой? Дома вы пьете кофе? А ваши родители пьют
кофе? А какой? Тоже с молоком?
На занятии дети сидят полукругом.
Говорю, что у нас сегодня будет очень интересное занятие. Приготовлю
зерна кофе в закрытой баночке, предложу детям закрыть глаза и дам им
понюхать кофейные зерна. Спрошу детей, как они думают, что это такое?
Предложу открыть глаза и высыплю на блюдце зерна кофе, его плоды.
Уточняю ответы детей:
— Кофе — название растения и его плодов, а также напитка, который
приготавливают из них.
Затем ставлю на столик кофейное деревце и спрашиваю детей, на что это
дерево (растение) похоже? (На маленькое деревце). Почему? (Есть ствол,
ветки, веточки и листья).
Уточняю, что это деревце — кофейное дерево.
— А на нем есть плоды? А почему? (Оно маленькое, еще не цветет, плоды
(зерна) появятся, когда будут цветы, они отцветут и созреют плоды).
Говорю детям, что это комнатное растение кофе, а в природе оно
гораздо выше и при определенных условиях погоды местности, где оно растет,
будет цвести и появятся у него плоды.
Спрошу: А вы знаете, где растут кофейные деревья?
Уточняю, что в нашей местности такие деревья не растут, а родиной
кофейного дерева является провинция Каффа в Эфиопии, где это дерево
встречается в диком виде, там очень жаркий климат, много солнца. Более 1000
лет людям известен напиток кофе.
Считают, что первое знакомство с кое в России состоялось в 1665 году,
более 300 лет назад, когда его привезли к нам.
Ребята, вы когда-нибудь видели, как выгляди кофейное дерево? Это
вечнозеленое невысокое дерево с темно-зелеными листьями и белыми цветками,
издающими прекрасный запах.
Помните вы, как надо ухаживать за кофейным деревцем в группе?
Обобщаю ответы детей:
— Правильно, кофейное деревце надо поставить на хорошо освещенное
окно, потому что оно любит яркий солнечный свет, поливать надо обильно, не
любит сквозняков и прохлады.
Рассказать вам, как добывают кофе из плодов кофейного дерева?
Кофейные деревья высаживают плантациями — целые сады кофейных
деревьев. Плоды кофейного дерева собирают вручную. Промытые плоды сушат на
солнце две недели. Затем в специальных обдирочных машинах отделяют сухую
плодовую мякоть от внутренних твердых зерен, плоды кладут в теплое место.
После этого промывают в проточной воде. Зерна сушат на воздухе, полируют на
специальных вращающихся барабанах. Так получаются сырые зерна кофе.
Кофейные зерна обжаривают, кофе готов!
Зерна можно хранить много лет в плотно закрывающихся банках или
коробках, чтобы не выветривался его запах, например в таких, какую принесла
сегодня я.
Говорю детям, что когда надо приготовить напиток, кофейные зерна
мелют. (Покажу как).
— А вы видели готовый молотый кофе? Как он продается? (в банках). Это
уже готовый молотый кофе, его можно заваривать кипятком и пить. (Покажу
банку).
Кофе можно пить с молоком, сливками, как пьем мы с вами в группе
каждое утро.
Как вы думаете, почему взрослые пьют кофе по утрам?
Уточняю ответы детей:
— Правильно, люди любят кофе за его приятный аромат, вкус и он
поднимает настроение, бодрит. А можно ли кофе принимать как лекарство?
Дополняю ответы детей:
— Кофе усиливает работу сердца, сырые зерна принимают при лечении
головных болей, коклюше, лихорадке. Назначают пить кофе для улучшения
пищеварения, нервных заболеваниях, при упадке сил (появляются чувства
бодрости, исчезает усталость, сонливость, улучшается память).
А где еще применяется кофе? Верно, его добавляют, когда пекут
кондитерские изделия (торты, вафли, конфеты).
В конце занятия скажу:
— Сегодня вы узнали много интересного про самый распространенный
напиток — кофе; в каждом доме взрослые по утрам пьют кофе и на работу идут
в хорошем настроении, и вам тоже по утрам дают на завтрак кофейный напиток
с молоком, чтобы вы были бодрыми весь день, хорошо занимались.
А можно ли пить кофе на ночь? Почему нет?
Предложу детям спросить у родителей, как еще можно применять кофе в
хозяйстве и потом рассказать нам.




Новинки рефератов ::

Реферат: Развитие личностных качеств руководителей как средство повышения эффективности управления педагогическим коллективом (Педагогика)


Реферат: Металлические материалы (Металлургия)


Реферат: Конституционное право Украины (Право)


Реферат: Духовная культура (Искусство и культура)


Реферат: Эволюционная теория Дарвина (Биология)


Реферат: Россия во второй половине восемнадцатого века (История)


Реферат: Концепции современного естествознания (Естествознание)


Реферат: Высшее образование в Германии (Право)


Реферат: Междоусобные войны второй четверти XV в. (История)


Реферат: Воздействие алкоголя на организм человека (Физкультура)


Реферат: Компетенция Международного Суда ООН (Международное частное право)


Реферат: Религия древних Греков (Мифология)


Реферат: Нефть, ее свойства (Химия)


Реферат: Алкоголизм, табакокурение, наркомания (Психология)


Реферат: Несчастные случаи (Трудовое право)


Реферат: Гайдн Франц Йозеф (Культурология)


Реферат: Основы социальной информатики (Социология)


Реферат: Power Point (Программирование)


Реферат: Программирование с помощью Delphi (Программирование)


Реферат: Перикл - лидер Афинской демократии (Философия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист