GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Знакомство детей старшего дошкольного возраста с экзотическими плодовыми комнатными растениями (7 занятий) (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Знакомство детей старшего дошкольного возраста с экзотическими плодовыми комнатными растениями (7 занятий) (Педагогика)


Знакомство детей старшего дошкольного возраста с экзотическими плодовыми
комнатными растениями.



Список литературы
используемой при подготовке материала по теме
«Экзотические комнатные плодовые растения»:


1. Киселев Г.Е. Комнатное садоводство / ред. Таирова В.Н., 1956.
2. Комнатные растения / под ред. Головкина Б.Н., Москва, «Лесная
промышленность», 1989.
3. Сааков С.Г. Оранжерейные и комнатные растения, АНССР, Ботанический
институт им. В.Л. Комарова, Ленинград, 1983.
4. Скляровский Л.Я. Целебные свойства пищевых растений,
Россельхозиздат, Москва, 1972.
5. Хессотон Д.Г. все о конмнатных расстениях, Москва, «Кдладезь»,
1996.



Программное содержание к серии занятий по ознакомлению детей с
экзотическими комнатными плодовыми деревьями.

1. Познакомить детей с тем, что все растения появляются из семян; семена
находятся в плодах; многие плоды мы употребляем в пищу: овощи, фрукты,
ягоды, грибы.
2. Познакомить детей с экзотическими комнатными плодовыми растениями:
. лимонное дерево
. апельсиновое дерево
. гранат
. финиковая пальма
. ананас
. кофейное дерево
а) родина
б) польза и их использование
в) уход за растениями
3. Расширять и обогащать словарь детей: семена, плоды, кислый, горький,
кисло-сладкий.
4. Прививать любовь и желание вырастить дома экзотические растения и
ухаживать за ними.



Занятие 1


Ребята, сегодня мы с вами поговорим о растениях, о том, как они
растут. Каждый день мы ходим по улицам, гуляем в парке, выезжаем на дачу, в
лес и везде нас окружают разные растения. В поле мы радуемся красоте цветов
и разнообразию трав, лес дарит нам тень и прохладу деревьев и кустарников,
в огороде собираем урожай овощей, а в саду — фруктов. И все это растет на
планете Земля.
— Как вы думаете, из чего появляются растения? (Из семян, семечек).
— А где же у растения находятся семена? (В плоде).
Выслушиваю ответы детей, обобщаю:
— Правильно, в плоде, но не у всех. У овощей, которые растут на
грядке, плод находится в земле, а семена образуются после цветения в ботве
(в зелени). Вспомните, о каких овощах мы говорили?
Ответы детей: (морковь, репа, редька, редис, свекла)
— А у помидора, огурца, кабачка, патиссона где находятся семена? (в
плоде)
Уточняю ответы:
— Сначала растение зацветает, а потом появляется плодик, а в нем
семена.
— Какие фрукты вы помните?
Дети перечисляют.
— Молодцы, у всех этих семена находятся тоже в плодах. Много на свете
ягод, вспомните, какие вы знаете?
После ответов детей спрошу:
—А что такое ягода? (плод) Как вы думаете, где у ягод находятся
семена? (в плоде, ягоде) А вы знаете, что арбуз — это тоже большая ягода?
Предложу детям поиграть в игру «Загадай — мы отгадаем»



Занятие 2


Начну занятие со слов:
— Сегодня мы с вами поговорим о комнатных растениях. Какие комнатные
растения есть у нас в группе? Чем они отличаются по внешнему виду?
Выслушиваю ответы детей, обобщаю:
— Правильно, есть растения древовидные и травянистые. Эти комнатные
растения живут в комнате у них нет плодов. А какие растения дают плоды?
Какие фрукты вы знаете? Где растут фрукты? (в саду). А могут ли они расти в
комнате? Как вы думаете, почему не могут? Есть ли такие плодовые растения,
которые растут и на улице, и в комнате?
После ответов детей, обобщаю:
— Вы верно сказали, что фрукты дают плоды, и растут они на высоких
деревьях. Поэтому они не могут расти в помещении.
А сейчас я загадаю вам загадку:
Очень я люблю его,
Он кислей всего-всего!
Желтый они, продолговатый,
Очень-очень ароматный!
Вы правильно отгадали, конечно это лимон.
А растет ли у кого-нибудь дома лимон? (Алеша, Сережа)
Из чего вы его вырастили? (из семечка)
Верно. Я сейчас расскажу вам о лимоне. Лимон — вечнозеленое небольшое
дерево с колючими ветками, листья у него продолговатые.
А где растет лимон в природе? В какой стране?
Родина лимона Юго-восточная Азия, растет он в горах. В нашей стране
выращивают лимоны на Кавказе. У меня дома тоже растет деревце лимона, но
оно почему-то плохо растет, и листочки опадают. Может я плохо за ним
ухаживаю? Что нужно делать, чтобы оно было зеленым и хорошо росло?
Выслушиваю ответы детей, обобщаю:
— Поливать лимон необходимо каждый день, умеренно; листья иногда надо
опрыскивать; лимон любит свет и требует солнечного освещения. Спасибо,
ребята, теперь я буду правильно ухаживать за лимоном.
Читаю стихотворение:
Лимон — люблю его,
Он кислей всего-всего!
Ешь по ломтику из блюдца.
И нельзя не улыбнуться!
— А почему нельзя не улыбнуться? (потому, что он кислый) Разве его
нельзя есть?
После ответов детей обобщаю:
— Конечно, можно. Нарезанный ломтиками лимон подают к чаю, кофе,
кладут к мясным, рыбным блюдам. Соком лимона поливаю некоторые мясные
блюда, добавляют в соусы. Лимоны применяют при изготовлении кондитерских
изделий и напитков. Кто знает, что такое цедра? Правильно, это кожура
лимона или апельсина. Ее тоже используют при изготовлении блюд. Вспомните,
ребята, как еще ваши мамы и папы используют лимон?
Выслушиваю ответы, обобщаю:
— Несколькими каплями лимонного сока можно вычистить лезвие ножа или
ложку. Иногда лимонным соком выводят пятна от чая или ржавчины на одежде,
чистят изделия из темной кожи.
Как вы думаете, лимон может помочь нам при лечении от болезней?
Обобщаю ответы, дополняю:
— Лимонный сок употребляют при высокой температуре от жажды.
Разведенный лимонный сок применяют при полоскании, когда болит горло, а при
ангинах пьют неразбавленный сок. При авитаминозе (нехватке витаминов)
лимонный сок тоже употребляют. А если кому-то не нравятся веснушки, соком
лимона протирают кожу. Летом во время жары можно освежить лицо, протерев
кожу ломтиком лимона.
Лимон очень полезен. Посоветуйте маме купить лимон и есть их надо
целый год. Можно посадить лимон дома, как посадили мы в группе, ухаживать
за ним, и он порадует вас плодами.



Занятие 3


Прочитаю детям стихотворение:
Апельсин — круглый бок,
Он похож на колобок.
Он румяный, сочный, сладкий,
И растет он не на грядке.
Спрошу у детей:
— Где растет апельсин? (на дереве)
Правильно, значит, как можно сказать: апельсин фрукт или овощ?
Ответы детей.
Покажу детям деревце апельсина, прошу:
— Ребята, вы знаете, как называется это растение? (апельсиновое
дерево) Откуда оно появилось у нас в группе? (мы вырастили из семечка)
Наш апельсин — маленькое молодое деревце, растет в группе, а в
природе апельсины — это высокие вечнозеленые деревья с блестящими листьями.
Они имеют шаровидную крону, цветут белыми душистыми цветами, из которых
образуются плоды, которые вы все любите.
На планете Земля апельсины растут очень давно, более 4 тысяч лет.
Родина апельсинов — Китай. Поэтом их так и называют: апельсин — китайское
яблоко. В нашей стране апельсины появились 200 лет назад.
А вы знаете, как надо ухаживать в группе за этим растением?
Дополняю высказывания детей:
— Верно, апельсин любит свет, умеренный полив, иногда летом листья
надо опрыскивать.
Ребята, кто знает, чем полезен апельсин?
Обобщаю ответы детей:
— Из апельсинов готовят джемы, цукаты, их используют кондитеры при
выпечке пирогов и тортов. Апельсиновое масло, получаемое из кожуры,
используют для изготовления фруктовых напитков. Апельсиновый сок — один из
самых полезных фруктовых соков. Как вы думаете, применяем ли мы апельсин во
время болезней?
После ответов детей обобщаю:
— В апельсиновом соке много витаминов, его используют при авитаминозе
— нехватке витаминов.
Апельсиновый сок очень хорошо утоляет жажду, используют его при
высокой температуре. Очень полезен апельсин для улучшения аппетита; вы в
детском саду каждое утро пьете соки, чтобы у вас был хороший аппетит. А еще
апельсин может убивать некоторые микробы; применяют его также, когда
порежут, например, палец, руку. Таким образом, апельсиновый сок используют
при многих болезнях.
Вспомните, ребята, не собирают ли ваши мамы, бабушки апельсиновые
корочки?
А вы знаете для чего?
Выслушиваю ответы детей, обобщаю:
— Можно использовать ароматические свойства кожуры апельсинов для
предохранения одежды от моли.



Занятие 4.

— Посмотрите, дети, на наш гранат.
Правда, он похож на молоденькое деревце? А почему? (Листья у него
мелкие, гладкие, блестящие. Ствол высокий, стройный).
Он изменился с тех пор, как появился в нашей группе? А как? (Подрос).
А почему, как вы думаете? (Мы за ним ухаживаем).
Кто может рассказать, как за ним надо ухаживать?
Обобщаю ответы детей:
— Гранат любит солнышко, его надо держать на освещенном окне, любит
обильный полив весной и осенью, летом листья нужно опрыскивать.
Ребята, гранат — дикое растение или его специально выращивают?
После ответов детей обобщаю:
— Гранат — древнее растение, в нашей стране растет в диком виде в
Крыму, в Средней Азии, в Закавказье.
Вы любите гранаты?
А знаете ли вы о пользе гранатов?
Выслушиваю ответы детей, обобщаю:
— Плоды граната едят в свежем виде, получают из них сок,
приготавливают сироп и освежающие напитки.
Очень давно жил врач Гиппократ. Он знал целебные качества граната и
лечил его соком людей от разных болезней: назначал сок граната при болезнях
желудка, кожицу плодов — при дизентерии и даже лечения ран, головных болях.
Сок граната применяют при заболевании горла, отвар цветов пьют при поносах,
из цветов делают припарки на опухоли. Свежие плоды граната вместе с кожурой
иногда употребляют при простудных заболеваниях. Соком и порошком из кожуры
плодов лечат ожоги.
Кто знает, где еще можно применять гранатовое дерево?
Гранаты используют для окраски тканей, как краситель, который
получают из цветков.
Как много интересного мы сегодня с вами узнали об этом растении —
комнатный гранат. Мы будем продолжать ухаживать за ним и посмотрим, когда
же на нашем дереве также появятся маленькие плоды-гранатики.


Занятие 5.

Кто знает, что это за растение? (Покажу финиковую пальму). Как оно
называется? Вы видели его раньше у нас в группе?
Это растение вырастил Сережа с мамой дома и принес в д/сад. Сейчас
Сережа нам расскажет все о нем (Рассказ Сережи).
Дополняю рассказ:
— Финиковая пальма — высокое стройное растение с длинными крупными
листьями. Эта пальма в диком виде не встречается. Ее выращивают в жарких
странах, в нашей стране финиковая пальма не растет.
Разводят финиковые пальмы очень давно. Люди, которые живут в жарких
странах, до сих пор считают финики главным продуктом питания, заменяющим
даже хлеб.
А почему финик называют деревом?
Что растет на финиковой пальме? (Финики).
Что это такое? (Плоды)
Что общего у финиковой пальмы с деревьями апельсина и лимона? (Растут
в жарких странах).
А вы знаете, что нужно делать, чтобы финиковая пальма могла расти в
горшочке? (Надо за ней ухаживать). А как? Может быть, Сережа, расскажешь
нам, как ты ухаживаешь за ней дома?
Рассказ мальчика.
— Дети, вы уже знаете, что каждое растение приносит пользу людям. А
кто может рассказать, какую же пользу приносит нам финиковая пальма?
Выслушиваю ответы детей и дополняю их ответы рассказом:
— Да, мы встречаем финики в комнате. Обычно употребляют в пищу
подсушенные финики, едят их также в вареном виде, а люди в тех странах, где
они растут, — в жареном виде, иногда с яйцами птиц. Также из фиников делают
джемы, желе, напитки. Сок, получаемый из стволов финиковой пальмы,
используют для приготовления разных напитков. Финики очень полезны при
заболевании сердца и желудка.
Мы с вами познакомились с необычным растением, которое тоже может
расти в комнате. Сережа обещал оставить финиковую пальму в группе, и мы
будем за ней ухаживать и наблюдать.
Занятие 6.

Загадаю загадку:
Расскажите мне сейчас,
Что такое ананас?
Это овощ или фрукт?
Ананасом что зовут?
Выслушиваю ответы детей, обобщаю:
— Конечно, ребята, ананас — это фрукт. Посмотрите внимательно, на что
похож ананас? На дерево? Или ананас травянистое растение? Почему?
Есть у нас в группе еще растения, похожие на него?
Дополняю ответы детей:
— Растет ананас не на дереве, это растение травянистое, с длинными
листьями, растущими розеткой.
Кто знает, где растут ананасы? В каких странах? Там жарко или
холодно?
Уточняю ответы детей:
В диком виде ананас растет в Бразилии, это его родина. Поэтому он
любит, чтобы в группе было тепло, яркий свет.
Вспомните, ребята, как мы с вами пересаживали ананас из маленького
горшочка в кашпо. Что мы делали?
Правильно, сначала мы на дно положили несколько камушков. Для чего?
Обобщаю:
Да, чтобы корни растения лучше дышали, а влага не задерживалась в
горшке. А потом мы посадили растение в землю.
Кто расскажет, как надо ухаживать за ананасом?
После ответов детей, обобщаю:
Правильно, надо каждый день поливать понемногу, беречь от сквозняков,
летом опрыскивать листья.
А вы знаете, что можно срезать верхнюю часть ананаса с листьями и
посадить? Кто из вас ел ананасы? А как его едят?
Выслушиваю ответы детей, обобщаю:
— Плода ананаса едят в свежем виде, делают консервы и сок, он
улучшает пищеварение. Используют его также при болезни желудка, печени,
сердца, почек и малокровии; а также соком из листьев ананаса лечат
заболевания «грязных рук».
В конце занятия предложу детям рассказать дома о том, что они узнали
сегодня на занятии, посоветую: будете есть дома ананас, не выбрасывайте
верхушку с листьями, а посадите ее в горшок , поливайте и понаблюдайте, что
с ней будет дальше происходить, рассказать нам в группе, зарисовать.



Занятие 7.

Во время завтрака спрошу у детей, что они сейчас пьют? (Кофе с
молоком). Нравиться ли им кофе? Чем он им нравиться? (Вкусный, сладкий).
— У него есть запах? Какой? Дома вы пьете кофе? А ваши родители пьют
кофе? А какой? Тоже с молоком?
На занятии дети сидят полукругом.
Говорю, что у нас сегодня будет очень интересное занятие. Приготовлю
зерна кофе в закрытой баночке, предложу детям закрыть глаза и дам им
понюхать кофейные зерна. Спрошу детей, как они думают, что это такое?
Предложу открыть глаза и высыплю на блюдце зерна кофе, его плоды.
Уточняю ответы детей:
— Кофе — название растения и его плодов, а также напитка, который
приготавливают из них.
Затем ставлю на столик кофейное деревце и спрашиваю детей, на что это
дерево (растение) похоже? (На маленькое деревце). Почему? (Есть ствол,
ветки, веточки и листья).
Уточняю, что это деревце — кофейное дерево.
— А на нем есть плоды? А почему? (Оно маленькое, еще не цветет, плоды
(зерна) появятся, когда будут цветы, они отцветут и созреют плоды).
Говорю детям, что это комнатное растение кофе, а в природе оно
гораздо выше и при определенных условиях погоды местности, где оно растет,
будет цвести и появятся у него плоды.
Спрошу: А вы знаете, где растут кофейные деревья?
Уточняю, что в нашей местности такие деревья не растут, а родиной
кофейного дерева является провинция Каффа в Эфиопии, где это дерево
встречается в диком виде, там очень жаркий климат, много солнца. Более 1000
лет людям известен напиток кофе.
Считают, что первое знакомство с кое в России состоялось в 1665 году,
более 300 лет назад, когда его привезли к нам.
Ребята, вы когда-нибудь видели, как выгляди кофейное дерево? Это
вечнозеленое невысокое дерево с темно-зелеными листьями и белыми цветками,
издающими прекрасный запах.
Помните вы, как надо ухаживать за кофейным деревцем в группе?
Обобщаю ответы детей:
— Правильно, кофейное деревце надо поставить на хорошо освещенное
окно, потому что оно любит яркий солнечный свет, поливать надо обильно, не
любит сквозняков и прохлады.
Рассказать вам, как добывают кофе из плодов кофейного дерева?
Кофейные деревья высаживают плантациями — целые сады кофейных
деревьев. Плоды кофейного дерева собирают вручную. Промытые плоды сушат на
солнце две недели. Затем в специальных обдирочных машинах отделяют сухую
плодовую мякоть от внутренних твердых зерен, плоды кладут в теплое место.
После этого промывают в проточной воде. Зерна сушат на воздухе, полируют на
специальных вращающихся барабанах. Так получаются сырые зерна кофе.
Кофейные зерна обжаривают, кофе готов!
Зерна можно хранить много лет в плотно закрывающихся банках или
коробках, чтобы не выветривался его запах, например в таких, какую принесла
сегодня я.
Говорю детям, что когда надо приготовить напиток, кофейные зерна
мелют. (Покажу как).
— А вы видели готовый молотый кофе? Как он продается? (в банках). Это
уже готовый молотый кофе, его можно заваривать кипятком и пить. (Покажу
банку).
Кофе можно пить с молоком, сливками, как пьем мы с вами в группе
каждое утро.
Как вы думаете, почему взрослые пьют кофе по утрам?
Уточняю ответы детей:
— Правильно, люди любят кофе за его приятный аромат, вкус и он
поднимает настроение, бодрит. А можно ли кофе принимать как лекарство?
Дополняю ответы детей:
— Кофе усиливает работу сердца, сырые зерна принимают при лечении
головных болей, коклюше, лихорадке. Назначают пить кофе для улучшения
пищеварения, нервных заболеваниях, при упадке сил (появляются чувства
бодрости, исчезает усталость, сонливость, улучшается память).
А где еще применяется кофе? Верно, его добавляют, когда пекут
кондитерские изделия (торты, вафли, конфеты).
В конце занятия скажу:
— Сегодня вы узнали много интересного про самый распространенный
напиток — кофе; в каждом доме взрослые по утрам пьют кофе и на работу идут
в хорошем настроении, и вам тоже по утрам дают на завтрак кофейный напиток
с молоком, чтобы вы были бодрыми весь день, хорошо занимались.
А можно ли пить кофе на ночь? Почему нет?
Предложу детям спросить у родителей, как еще можно применять кофе в
хозяйстве и потом рассказать нам.




Реферат на тему: Значение игры для всестороннего развития ребёнка

Межшкольный учебный комбинат № 1
« Перово »



Экзаменационный реферат по курсу: «Основы дошкольного
воспитания»
Тема: «Значение игры для всестороннего развития ребёнка»



Ученика 11 «А» школы № 810
Скоркина Сергея
Преподаватель: Фёдорова Елена Александровна



План
1 Вступление
2 Сюжетно-ролевые игры.
1 Своеобразие сюжетно-ролевых игр.
2 Средства изображения в игре.
3 Руководство сюжетно-ролевой игрой.
3 Игры-драматизации и руководство ими.
4 Строительные игры.
1 Своеобразие строительных игр. Их воспитательное влияние.
2 Строительные игры с природными материалами и руководство ими.
3 Руководство строительными играми.
4 Хранение строительного материала и пользование им.
5 Дидактические игры.
1 Своеобразие дидактических игр.
2 Педагогическая ценность дидактических игр
3 Руководство дидактическими играми.
6 Настольные игры-пособия.
7 Подвижные игры с правилами.



Вступление.
Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое
место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.
Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве
воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие
игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто
копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в
создаваемых образах, игровых действиях. Разновидностью сюжетно-ролевых игр
являются строительные игры.
В практике воспитания используются и игры с правилами, создаваемые для
детей взрослыми. К играм с правилами относятся дидактические, подвижные,
игры-забавы. В основе их лежит четко определённое программное содержание,
дидактические задачи, целенаправленность обучения. Самодеятельность детей
при этом не исключается, но она в большей мере сочетается с руководством
воспитателя. При овладении опытом игры, развитие способности к
самоорганизации дети проводят и эти игры самостоятельно.


Своеобразие сюжетно-ролевых игр.
Ролевая, или так называемая творческая игра детей дошкольного возраста в
развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли
(функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых
условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для
этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов,
замещающих действительные предметы деятельности взрослых.
Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что
они воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и
своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей,
понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием
или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.
Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок
как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в
правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается
по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным,
потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через
игровые действия.
Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами
изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий
мир человеческих стремлений и героических поступков.
В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого
воспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль
принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры,
образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с
вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща
только ей.
В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический,
жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются
успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури,
пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.
В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует
явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым
содержанием, оставляя след на долгие годы.


Средства изображения в игре.
В сюжетно-ролевой игре средством изображения являются роль и игровые
действия. По своему характеру они чаще всего бывают подражательными,
близкими к реальным.
Большое место в развитие игры принадлежит сюжетно-образным игрушкам,
которые являются как бы вспомогательными и вместе с тем необходимыми
средствами изображения. Дети полнее отображают те или иные явления, входят
в роль, если предоставлять возможность использовать реальные предметы:
зонты, сумки, одежду посуду, условные знаки и т.п., а так же картины,
фотографии, иллюстрации, усиливающие ситуацию игры. Например, отделы
магазина обозначаются соответствующими изображениями, которые являются как
бы вывесками (фрукты, овощи, игрушки, одежда и др.). В качестве
изобразительных средств используются и театральные костюмы.
Однако сама фантазия, выдумка, способность вообразить, домыслить часто
восполняют отсутствие реальных предметов и средств изображения.


Руководство сюжетно-ролевой игрой
Руководство этим видом игр требует большого мастерства и
педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая её,
сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей,
непосредственность переживаний, веру в правду игры.
Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание
жизни детей: расширяет их представление о труде и быте взрослых, о
взаимоотношениях людей и тем самым конкретизирует содержание той или иной
игровой роли. Все эти способы не прямо воздействуют на игру, а направлены
на все более глубокое раскрытие тех источников, из которых дети черпают её
содержание, на обогащение их духовного мира.
Однако в расширении знаний и представлений у дошкольников необходимо
соблюдать меру. Переизбыток впечатлений может привести к поверхностному
отражению в играх несущественного, случайного, к их неустойчивости,
недостаточной организованности.
Воспитатель не должен спешить, пробуждая детей к быстрому воспроизведению в
игре того, что они усвоили во время бесед, экскурсий, рассказов и т.д.
Отражение окружающей жизни в игре не представляет собой прямого
воспроизведения усвоенного содержания: оно некоторое время как бы
отстаивается в сознание и чувствах детей.
Педагогическое руководство в процессе игры имеет свои особенности: оно
способствует развитию её замысла, расширению содержания, уточнению игровых
действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Воспитатель должен
стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными
отношением детей и вне игры. Руководство игрой ни в коем случае не должно
быть навязчивым, вызывать у дошкольников протест, выход из игры. Уместны
наводящие вопросы, советы, рекомендации.
Педагог оказывает воспитывающее воздействие через роли, выполняемые
детьми. Например, он спрашивает ребенка, выполняющего роль заведующего в
игре в магазин, где касса, кто кассир, почему нет тех или иных предметов,
удобно ли покупателю выбрать то, что он хочет купить, кто будет завёртывать
покупки, подсказывает, что покупатели благодарят продавца, а продавец
вежливо приглашает приходить в магазин за покупками.
Наиболее эффективным способом руководства является участие самого
педагога в игре. Через выполняемую им роль, игровые действия он
воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в неё всех
детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает у них уверенность в своих
силах, вызывает чувство симпатии к ним со стороны других детей.
По окончании игры воспитатель отмечает дружные действия детей, старших
привлекают к обсуждению игры, подчеркивает положительные отношения её
участников. Всё это способствует развитию интереса у детей к последующим
играм.
Педагог должен проанализировать проведённую игру, оценить её
воспитательное воздействие на детей и обдумать способы дальнейшего
руководства сюжетно-ролевыми играми детей своей группы, воспитания у них
коллективных начал.


Игры-драматизации и руководство ими.
В играх- драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены
сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и
т.п. Они сходны с сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других условное
воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д., а также
имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заклычается в
том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли,
воспроизводят события в точной последовательности.
Чаще всего основой игр - драматизаций являются сказки. В сказках образы
героев очерчены наиболее ярко, они превлекают детей динамичностью и ясной
мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и
дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми
народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играх
драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым
создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.
С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание
произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную
обусловленность.
Для развёртывания игр - драматизаций необходимы: возбуждение и развитие
интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения,
наличие костюов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен
стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные
его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа:
гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т.п. К изготовлению костюмов
хорошо привлекать самих детей.
Руководство воспитателя заключается в том, что он прежде всего
подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых
детям нетрудно усвоить и превратить в игру - драматизацию.
С дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный
язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия -
всё это способствует быстрому её усвоению. При повторном рассказывании
сказки дети дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в
игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно
выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.
В игре - драматизации не надо показывать ребёнку те или иные
выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.
Большое значение в развитии игры-драматизации , в усвоении характерных
черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его
умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении
или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы,
некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них
желание играть. Раз за разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в
помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре
драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и
педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.
Старшие дошкольники при распределении ролей учитывают интересы, желания
друг друга, а иногда применяют считалку. Но и тут необходимо некоторое
влияние воспитателя: надо вызвать дружелюбное отношение у сверстников к
робким детям, подсказать, какие роли им можно поручить.
Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель
использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям ,
уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к
игре.


Своеобразие строительных игр.
Их воспитательное влияние.
Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием
которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных
с ними действиях.
Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и
рассматривается как её разновидность. У них один источник - окружающая
жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и
многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие
предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел,
индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно-ролевых и
строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе
общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.
Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре
прежде всего отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения
между людьми, а в строительной основным является ознакомление с
соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её
использованием.
Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой
и строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-
ролевой игры и вызываются ею. Она как бы задаёт цель строительной игры.
Например, дети задумали играть в моряков - у них возникла необходимость
строить пароход; игра в магазин неизбежно требует его постройки т.д. Однако
строительная игра может возникать и как самостоятельная, и уже на её основе
развивается та или иная сюжетно-ролевая. Например дети строят театр, а
потом играют в артистов.
В старших группах дети в течение длительного времени возводят довольно
сложные постройки, практически постигая простейшие законы физики.
Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в
идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами
строительства, в развитие их конструктивного мышления, обогащение речи,
упрощение положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие
определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та
или иная умственная задача, решение которой требует предварительного
обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности
должно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительной
задачи способствует развития конструктивного мышления.
В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать,
сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и
воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на
последовательности действий. Под его руководством школьники овладевают
точным словарём, выражающим название геометрических тел, пространственных
отношений: высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий,
широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т.п.
Строительные игры имеют важное значение для физического воспитания
дошкольников. В них проявляется разнообразная двигательная активность
ребёнка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие
мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети
прилагают доступные им физические усилия, проявляют выносливость.
Для строительных игр созданы специальные наборы материалов, включающие
разнообразные геометрические тела (кубы, бруски, призмы, цилиндры, конусы,
полушарья), дополнительные (пластины, доски, арки, кольца, трубы и т.д.)
и вспомогательные материалы для украшения построек.
В строительных играх используются и обычные, чаще всего сюжетно-образные
игрушки, широко применяются и природные материалы: глина, песок, снег,
камешки, шишки, тростник и др.


Руководство строительными играми.
Воспитательное и развивающее воздействие строительных игр достигается лишь
тогда, когда целенаправленное обучающее и направляющее руководство
воспитателя правильно сочетается с самодеятельностью и активностью детей.
При этом воспитатель осуществляет следующие задачи:
а) расширение представлений детей и направление их внимания на труд
строителей, используемую ими технику;
б) обучение способам строительства, воспитание и развитие
самостоятельности и активности мышления, конструктивно- творческих
способностей;
в) формирование трудолюбия, развитие правильных взаимоотношений детей,
объединение их в дружный коллектив.
Руководство воспитателя заключается в создании игровой среды - отборе
строительного материала. Детям даются кубики, кирпичики, призмы, позднее -
соединяющие доски, пластины. По размерам кубики и кирпичи должны быть
такими, чтобы малыши могли охватить их рукой. Когда разовьётся координация
движений рук, можно давать и более крупные кубы и кирпичи для построек на
полу, на участке. Предпочтение стоит отдавать устойчивому строительному
материалу из дерева. Пластмассовый строительный материал очень лёгок,
скользит в руках, малоустойчив в постройках, а поэтому они быстрее
разрушаются, что вызывает огорчение детей.
Материала должно быть достаточно для того, чтобы могли играть все
желающие. В играх детей 2-3 лет нет замысла или сюжета. Малышей привлекает
сам материал. Они разбирают кубики и кирпичики, переносят, перекладывают
их, громоздят один на другой, разрушают стихийно возникшие постройки. Дети
как бы осваивают материал. Воспитатель должен уметь выждать сравнительно
короткий период такого первичного освоения, но не задерживать его. Нужно
предупреждать неорганизованное, не соответствующее его назначению
пользование строительным материалом, когда некоторые дети бросают кубики,
кирпичики, колотят ими и т.п.
Игре со строительным материалом необходимо придать содержательный
характер. Окружающий детей мир ещё сложен для них. Поэтому малышам 2-3 лет
воспитатель предлагает доступный им мир игрушек. Обстраивание игрушек и
составляет содержание строительных игр у младших детей. Детей побуждают
строить для кукол стульчики, кроватки, для петушка и лошадки - дворики,
заборчики и организуют на этой основе игры.
У маленьких детей ещё нет опыта строительства, они не могут сами
строить. Воспитатель подсказывает им замысел работы. Например, показывает
знакомую игрушку - маленькую куколку, говорит, что она устала и спрашивает,
что нужно построить из кубиков для куколки, чтобы она могла отдохнуть
(стульчик, кроватку). Из трёх кубиков он тут же делает стульчик. Ребёнку
воспитатель даёт коробку- ящичек, в котором находятся игрушки - кукла,
маленький медвежонок и строительный материал - кубики, кирпичики в
достаточном количестве, чтобы построить два-три стульчика, кроватку. Дети
рассматривают игрушки и материал. После этого воспитатель предлагает
строить вместе с ним, показывая последовательность приёмов и действий, учит
детей не спешить, ставить кубики аккуратно, поощряет старание детей и
выражает радость при их успехах.
Педагог обращает внимание на окружающие предметы и постройки: скамеечки
в саду, заборчики, игровые домики на участке, лесенки, побуждает отражать
виденное в строительных играх.
Для детей 3-4 лет предусматривается дальнейшие развитие интереса к
строительным играм, использование созданных построек в сюжетно
ролевых играх, воспитание умения строить не только по предложенному
образцу, но и по намеченной самими теме, обучение более сложным приёмам
работы.
Под руководством воспитателя ребёнок 4-5 лет способен отражать в
строительной игре впечатления об окружающем. У них есть уже и необходимый
опыт в его наиболее простых формах, умение играть небольшими коллективами,
умение распределять между собой строительный материал, позволяющий
производить более сложные постройки.
Дети 4-5 лет ещё не могут самостоятельно отразить в строительной игре
то, что они видели. Воспитатель, используя образец постройки объясняет, что
каждое здание имеет основание - фундамент, на котором возводятся стены.
Вместе с детьми отбирает нужный материал, и они под руководством педагога
должны укладывать фундамент. Далее возводятся стены, делаются окна и т.д.
Сооружая постройку совместно с воспитателем, дошкольники осваивают общие
основы строительства не только зданий, но и мостов, машин, пароходов и т.д.
По мере овладения основами строительства он учит их выбирать тему,
определять последовательность возведения постройки: с чего начинать, как
продолжать, чем закончить её.
Детей побуждают оценивать сделанное, намечать варианты его использования
в сюжетно-ролевой игре, предлагать необходимые изменения и дополнения.
Таким образом, в процессе руководства строительными играми детей этого
возраста расширяются их представления об окружающем, которые они
используют в игре. Целесообразно обучать детей строительным приемам путем
использования образца и совместной с воспитателем постройки, упражнений в
повторных знакомых строительных играх. Педагог должен тактично помогать
детям в самостоятельном выборе сюжетов строительных игр.
Для детей 5-6 лет программа предусматривает обучение предварительному
планированию строительных игр, постановке цели игры, применение
конструктивно-строительных умений не только по наглядному образцу, но и по
рисункам, фотографиям различных сооружений.
Руководство играми старших детей в большей мере направленно на
сочетание интеллектуальной и практической деятельности. Воспитатель учит их
обдумывать предстоящие игровые действия, сравнивать одно с другим,
развивает сообразительность, поощряет догадку, побуждает претворять в жизнь
принятое решение.
Для старших дошкольников рекомендуются разнообразные строительные
материалы. Следует показать им, как пользоваться тем или иным из них, как
соединять отдельные части, блоки, как делать постройки подвижными,
прочными, красивыми.
Развитие содержания игры определяется богатством, ясностью,
отчётливостью впечатлений детей от окружающей жизни. Показывая им сложные
постройки (жилые дома, вокзалы, театры, пристани и т.д.), воспитатель
обращает внимание детей на общий вид зданий, раскрывает соответствен
архитектурных особенностей их назначению, учит выделять отдельные части,
указывает на симметрию, контрасты. Дошкольников обучают также "читать"
изображения (фотографии, рисунки), т.е. выделять в них общее, основное,
части и т.д.
Зрительный анализ помогает детям глубже запечатлеть особенности
рассматриваемого сооружения, составить о нём представления, затем
использовать его как основу в строительной игре.
Для старших детей большое значение приобретает слово. Так, источником
замысла и содержания строительной игры иногда является рассказ воспитателя.
Он сообщает ребёнку о цели игры, последовательности игровых действий,
поддерживает интересные предложения, критические замечания, это развивает у
ребёнка самостоятельность мысли и поиска.
Со старшими детьми возможно обсуждение хода строительной игры, качества
действий её участников, так как они стремятся хорошо выполнять необходимые
действия , получают удовольствие от заслуженной похвалы и способны учесть
критические замечания.
Многие строительные игры направлены на удовлетворение познавательных
интересов дошкольников. Стремление к точности приводит к некоторому
снижению игровой условности. Ребёнок хочет, чтобы игровая постройка была
похожа на настоящую. Сходство с изображаемым реальным сооружением,
относительная масштабность, декоративность, художественная выразительность
являются для него критериями правильности конструирования.
Интересы ребёнка 5-6 лет, его возможности предъявляют к руководству
строите льнами играми большие требования. Воспитатель должен иметь
необходимые знания, проявлять интерес к технике, изобретательству. Из
большого разнообразия зданий, сооружений, видов строительства он отбирает
немногое, то, что доступно детям и оказывает обучающее и воспитательное
воздействие.
В обучении конструированию большое значение имеет перевод плоскостного
изображения (фотографии, рисунка) в объёмную постройку, что предъявляет к
ребёнку значительные требования и содействует развитию аналитической
деятельности. Педагог приучает ребёнка анализировать итоги игры, в том
числе и строительства, входящего в её состав. Это дисциплинирует ум, учит
детей соотносить цель и процесс строительства с результатом.
Таким образом, важным условием обучающего и воспитывающего воздействия
строительных игр является руководство ими при сохранении творческой
самодеятельности детей, развитие их интереса к технике, использование
наглядных пособий (иллюстраций, фотографий, простых технических рисунков),
обучение способам перевода плоского изображения в объёмную постройку.



Хранение строительного материала и пользование им.
Воспитатель уделяет большое внимание хранению строительного материала,
использованию его ребёнком, участию его в уборке материала после игры.
Крупный строительный материал хранится в определённом, постоянном месте
комнаты. Детали складываются аккуратно, устойчиво, иначе, рассыпавшись при
случайном толчке, они могут ушибить ребёнка. Ребёнок 3-4 лет должен брать
материал и укладывать его после игры только с помощью воспитателя и под его
контролем. Старшие дошкольники должны хорошо знать порядок хранения
крупного строительного материала и укладывать его самостоятельно.
Материал среднего размера хранится на открытых полках и стелажах так,
чтобы ребёнок мог взять его для игры сам. Мелкий строительный материал для
малыша лучше всего хранить в неглубоких ящичках, чтобы можно было видеть
все детали и легко доставать их. У детей 5-6-лет мелкий материал хранится в
более глубоких деревянных ящиках, куда его аккуратно складывают несколькими
рядами.
Воспитетель знакомит ребёнка с порядком хранения строительного материала
, учит аккуратно обращатся с ним, самостоятельно использовать его в играх.
Дошкольник не сразу усваивает все требования. Педагог приучает его
соблюдать необходимый порядок, поощряет при правильном выполнении его
требований, проверяет, как он сложил материал после игры помогает ему.
Старшие дети усваивают его указания быстро, но не всегда выполняют их.
Воспитатель разъясняет недопустимость нарушения правил хранения и
использования, нстойчиво требует наведения должного порядка.


Строительные игры с природным материалом и руководство ими.
Для строительных игр в детском саду широко используются не только
строительные, но и природные материалы: снег, вода, песок, камешки, ветки,
шишки, тростник и т.п.
Песок насыпается в специальный ящик с бортиками, на которые дети ставят
игрушки. Малышам для игр даются обычно маленькие формочки и маленькие
салочки, игрушки с подставкой, которую можно воткнуть в песок.
Место на участке, где хранится песок, огораживается, чтобы он не
рассыпался; ящики-песочницы на ночь и на то время, когда дети не играют
закрываются сетками, чтобы песок не загрязнялся и вместе с тем
проветривался.
Старшие дети сооружают из песка горки, туннели, русла рек, строят
плотины, водопады, крепости. Такими играми дети более охотно занимаются в
естественных условиях: на пляже, на берегу реки, озера. Здесь есть
возможность использовать большое пространство.
И грая со снегом, младшие дети разгребают его лопатками, насыпают горки.
Старшие дошкольники строят из снега дома, крепости, пароходы, лодки, мосты,
украшают участок скульптурами из льда и снега. Воспитатель учит их строить
постройки из снега разными способами (из накатанных снежных комов, из
снежных кирпичей), побуждает к проявлению инициативы, выдумки. Поощряя игры
со снегом, он следит, чтобы дети достаточно двигались, не мёрзли, и вместе
с тем предупреждает чрезмерную двигательную активность, чтобы они не
перегревались.
Воспитатель учит детей выкладывать узоры из камешков на дорожке,
площадке. Для узоров может быть дан образец, предложен сюжет, условие
расположения камешков. Такие игры полезны для развития и уточнения
пространственных ориентировок. Старшие дети под руководством воспитателей
делают из шишек человечков, зверюшек, сооружают для них постройки из веток,
тростника.
Таким образом строительные игры при правильном руководстве ими являются
важным средством воспитания и обучения. Они развивают у детей способность
творческого отображения явлений окружающей жизни, интерес к технике,
конструктивное мышление, художественный вкус, формирует дружеские
взаимоотношения.


Своеобразие дидактических игр.
Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее
характерной для маленьких детей. Истоки её в народной педагогике, которая
создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, с
движениями. В потешках, игровых песенках, в играх "Ладушки", "Сорока-
белобока", в играх с пальчиками мать привлекает внимание ребёнка к
окружающим предметам, называет их.
В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части),
характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание,
игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной
форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении
детей дошкольного возраста.
Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры,
направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей.
В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она
возникает и ка игровая задача самого ребёнка. Важное значение дидактической
игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность
мышления и речи у детей.
Например, в игре "Раскроем тайну волшебных колпачков" (старшая группа)
воспитатель ставит задачу учить детей рассказывать о предмете, развивать
связанную речь. Игровая задача - узнать, что под колпачком. В случае
правильного решения ребёнок получает поощрительный значок. Педагог в
качестве участника игры поднимает первый колпачок и, рассказывая под
находящейся под ним игрушке ( например, матрёшке), даёт образец её
описания. Если играющий ребёнок затрудняется дать такое описание или
указывает мало признаков, воспитатель говорит: "А колпачок, который поднял
Вова, сказал, что Вова ещё мало рассказал о том, что колпачок прятал."
Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: "Узнаем, что в
чудесном мешочке", "Кто в каком домике живёт" и т.п. Интерес к ней,
стремление выполнить её активизируется игровыми действиями. Чем они
разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем
успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра
приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение
игровым действиям осуществляется через пробный ход в игре, показ самого
действия, раскрыттановится содержательной. Обучение игровым действиям
осуществляется через пробный ход в игре, показ самого действия,
раскрыттановится содержательной. Обучение игровым действиям осуществляется
через пробный ход в игре, показ самого действия, раскрыттановится
содержательной. ем познавательного содержания и игровой задачи, возрастными
особенностями детей.
В играх младших детей игровые действия одинаковы для всех участников.
При распределении детей на группы или при наличие ролей игровые действия
различны.
Различен и объём игровых действий. В младших группах - это чаще всего
одно-два повторяющихся действия, в старших уже пять-шесть. В играх
спортивного характера игровые действия старших дошкольников с самого начала
расчленены во времени и осуществляются последовательно. Позднее, овладев
ими, дети действуют целенаправленно, чётко, быстро, согласованно и в уже
отобранном темпе решают игровую задачу.
Одним из элементов дидактической игры являются правила. Они определяются
задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер
и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей,
взаимоотношения между ними и воспитателем. С помощью правил он формирует у
детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение
сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоцианально-волевое усилие.
В результате этого развивается способность управлять своими действиями,
соотносить их с действиями других играющих.
Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер.
Обучающее правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать:
они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ
выполнения; организующие определяют порядок, последовательность и
взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том, чего и
почему нельзя делать.
Воспитатель должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими
игру, применять лишь необходимые из них. Введение многих правил, выполнение
их детьми по принуждению приводит к отрицательным результатам. Чрезмерное
дисциплинирование снижает у них интерес к игре и даже разрушает её, а
иногда вызывает хитрые уловки, чтобы избежать выполнения правил.
Бывает, что нет необходимости напоминать о правиле или вводить
дополнительное. Достаточно лишь немного изменить игровые действия и тем
самым выправить нарушение.
Правила игры, устанавливаемые воспитателем, постепенно усваиваются
детьми. Ориентируясь на них, они оценивают правильность своих действий и
действия товарищей, взаимоотношения в игре.
Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей в
усвоении знаний, в развитие умственной деятельности , взаимоотношений, а не
просто выигрыш, полученный любым путём.
Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и
отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность,
снижает воспитательное воздействие.


Педагогическая ценность дидактических игр.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение
которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения
осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они
содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию
представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей
разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных
умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только
формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему
развитию ребёнка, служила формированию его способностей.
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания,
развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия,
которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение,
быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.


Руководство дидактическими играми.
Успешное руководство дидактическими играми прежде всего предусматривает
отбор и продумывания их программного содержания, чёткое определение задач,
определение места и роли в целостном воспитательном процессе,
взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть
направлено на развитие и поощрение познавательной активности,
самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов
решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между
участниками, готовность прийти на помощь товарищам.
Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами
должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать
на составляющие части (разборные игрушки), вновь составить и т.д. Но
поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия,
воспитателю необходимо постепенно переводить игру детей на более высокую
ступень.
Например, дидактическая задача "научить детей различать кольца по
величине" реализуется через игровое задание "собери башенку правильно". У
детей возникает желание узнать, как правильно. Показ способа действий
содержит в себе одновременно развитие игрового действия и новое игровое
правило. Выбирая колечко за колечком и надевая на стержень, воспитатель
даёт наглядный образец игрового действия. Он проводит рукой по надетым
колечкам и обращает внимание детей на то, что башенка становится красивой,
ровной, что собрана она правильно. Тем самым педагог наглядно показывает
новое игровое действие - проверить правильность собирания башенки-
предлагает детям самим это сделать.
Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой
деятельности у более старших детей (от 4-х до 6-ти лет) достигается тем,
что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит
подсказывать игровые действия. Игровая деятельность дошкольников становится
более осознанной, она в большей мере направлена на достижения результата, а
не на сам процесс. Но и для старших дошкольников руководство игрой должно
быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоцианальное
настроение, непренуждённость, чтобы они переживали радость от участия в ней
и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.
Воспитатель намечает последовательность игр, усложняющихся по
содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам
Отдельные, изолированные игры могут быть очень интересными, но, используя
их вне системы, нельзя достигнуть общего обучающего и развивающего
результата. Поэтому следует чётко определять взаимодействие обучения на
занятиях и в дидактической игре.
Для детей раннего возраста дидактическая игра является наиболее
подходящей формой обучения. Однако уже на втором, а особенно на третьем
году жизни малышей привлекают многие предметы и явления окружающей
действительности, происходит интенсивное усвоение родного языка.
Удовлетворение познавательных интересов детей третьего года жизни, развитие
их речи требуют сочетание дидактических игр с целенаправленным обучением
на занятиях, осуществляемым в соответствии с определённой программой
знаний, умений, навыков. На занятиях более успешно, чем в игре, формируются
и способы учения: произвольное внимание, умение наблюдать, смотреть и
видеть, слушать и слышать указания воспитателя и выполнять их.
Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное
сочетание наглядности, слова воснитателя и действия самих детей с
игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т.д. К наглядности
относятся: 1) предметы, которыми играют дети и которые составляют
материальный центр игры; 2) картинки, изображающие предметы и действия с
ними, отчётливо выделяющие назначение, основные ризнаки предметов, свойства
материалов; 3) наглядный показ пояснение словами игровых действий и
выполнения игровых правил.
Созданы специальные типы дидактических игр: с парными картинками, типа
картинного лото, домино с тематическими сериями картинок и др. Начальный
показ игровых действий воспитателем, пробный ход, поощрительно-контрольные
значки, жетончики, фишки- всё это также входит в фонд наглядных средств,
которые используются для организации игр и руководства ими.
При помощи словесных пояснений, указаний, воспитатель направляет
внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт.
Речь его способствует обогащению словаря дошкольников, овладению
разнообразными формами обучения, способствует совершенствованию игровых
действий.
Руководя играми, воспитатель использует разнообразные средства
воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве участника игры,
он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу,
сопереживает с ними радость игры. Иногда педагог рассказывает о каком- либо
событии, создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживает его по
ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий
режиссёр, сохраняя и уберегая её самодеятельный характер, руководит
развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведёт
их к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскую
деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, а косвенно: выражает
удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы и т.п.
Надо помнить, с одной стороны, об опасности, чрезмерно усиливая
обучающие моменты, ослабить игровое начало, придать дидактической игре
характер занятия, а, с другой, увлёкшись занимательностью, уйти от задачи
обучения.
Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей,
большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем
усвоения правил, их эмоцианальными переживаниями, степенью увлечённости. В
период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала
игры темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра
развйртывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры
эмоцианальный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется. Не следует
допускать излишней медлительности и ненужного убыстрения темпа
игры.убыстренный темп вызывает иногда растерянность детей, неуверенность,
несвоевременное выполнение игровых действий, нарушение правил. Дошкольники
не успевают втянуться в игру, перевозбуждаются. Замедленный темп игры
возникает тогда, когда даются чересчур

Новинки рефератов ::

Реферат: Лекции по анатомии ЦНС (Биология)


Реферат: Ответственность по таможенному праву (Таможенная система)


Реферат: История российской государственности (История)


Реферат: Исаковский (Литература : русская)


Реферат: Понятие и виды преступлений (Уголовное право и процесс)


Реферат: Государственная Дума РФ и ее полномочия (Политология)


Реферат: Бухгалтерский учет на предприятии (Бухгалтерский учет)


Реферат: Роль, место и задачи по координации действий территориальных и функциональных органов ГО и ЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций (Военная кафедра)


Реферат: Особенности выбора таможенных режимов при перемещении товаров через таможенную границу (Право)


Реферат: Структура арбитражных судов (Арбитражный процесс)


Реферат: Биография Эммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества (Исторические личности)


Реферат: Договор хранения (Гражданское право и процесс)


Реферат: Учреждения дополнительного образования как составная часть системы развития познавательной активности младшего школьника (Педагогика)


Реферат: Все о клетке (Биология)


Реферат: Менеджер и его функции (Менеджмент)


Реферат: Порядок проведения инвентаризации (Бухгалтерский учет)


Реферат: Копчение (Технология)


Реферат: East Timor Independence (Международные отношения)


Реферат: Два письма из Евгения Онегина (Литература : русская)


Реферат: Внутренняя политика и экономика послевоенной Японии (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист