GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Педагогическая характеристика коллектива (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Педагогическая характеристика коллектива (Педагогика)




Московская академия экономики и права

Рязанский филиал


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


по курсу “ПЕДАГОГИКА”

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОЛЛЕКТИВА



Рязань 2000 г.


ПЛАН



1. Понятие о воспитательном коллективе. Основные стадии его развития.
2. Структура воспитательного коллектива в школе.
3. Важнейшие средства и методические основы воспитания ученического
коллектива.



Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как
мощный педагогический инструмент.
Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в
коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших
закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности,
следует иметь в виду два следующих положения.
Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является
формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских
черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии,
что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в
социальном и духовном отношениях коллективе.
Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть
ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно
обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива,
который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и
выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство
нравственных и художественно- эстетических отношений. Поэтому в процессе
педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный
воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего
развития личности. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую
эффективность воспитания.

Слово “коллектив” происходит от латинского colligo, что в переводе на
русский означает “объединяю”, а латинское collectivus- собирательный. Таким
образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на
существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом
людском объединении можно выделить отношения деловые и отношения личные.
Деловые отношения основываются на совместной деятельности по решению
социально- значимых задач, на соблюдении установленных в том или ином
объединении организационных зависимостей, правил и порядков. Личные же
отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и
охватывают главным образом сферу узколичной деятельности.
Личные отношения могут существовать параллельно с деловыми
отношениями. Деловые отношения также не исключают личных симпатий.
Главным признаком коллектива является налаженность, прочность и
действенность деловых отношений и ответственных зависимостей между
учащимися. Круговая порука и всепрощение, в основе которых чаще всего лежат
личные, узкогрупповые симпатии и антипатии, считаются антиподом коллектива
и коллективизма.
Детально определял сущность коллектива А.С.Макаренко. “Нельзя
представить себе коллектив, - писал он, - если взять попросту сумму
отдельных лиц. Коллектив- это социальный живой организм, который потому и
организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность,
соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и
коллектива, а есть просто толпа или сборище”. (Макаренко А.С. Сочинения. Т.
V. С. 229).
Таким образом, воспитательный коллектив- это такое объединение
учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируется здоровыми социальными
устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а
межличностные отношения характеризуются высокой организованностью,
ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством
духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность
каждой личности.
Создать такой коллектив сразу невозможно, для этого требуется
длительное время. В связи с этим обычно выделяют три стадии в развитии
коллектива. Критерием этого развития считается отношение коллектива к
предъявляемым педагогическим требованиям.
Первая стадия в развитии коллектива характеризуется тем, что в
качестве сплачивающего средства выступают требования педагога к учащимся.
“Требование, высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на
первых порах в каждом коллективе.
Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли
первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется
группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддерживать
дисциплину.
И наконец, третья стадия развития этого требования, когда требует
коллектив. Это- тот результат, который вознаграждает вас за нервный труд
первого периода. Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в
известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной,
организованной работой” (Макаренко А.С. Т.V. С. 151, 152.).

В школе обычно все учащиеся объединяются в единый общешкольный
коллектив. Организация и действенное функционирование общешкольного
ученического коллектива имеет весьма важное педагогическое значение.
В общешкольный коллектив входят первичные коллективы (классы). Для
выполнения работ на непродолжительное время могут создаваться временные
коллективы (различные кружки, коллективы художественной самодеятельности и
т.д.).
В структуре воспитательного коллектива большую роль играют органы
ученического самоуправления (ученический комитет, старосты в классах и
т.д.).
Эти органы в ученических коллективах принято считать формальными.
Кроме этих формальных структур в коллективах существуют еще структуры
неформальные, которые официально не избираются и не назначаются, но реально
влияют на коллективную деятельность и общественное мнение.
Если формальные структуры коллектива базируются на деловых, социальных
отношениях, то в основе неформальных групп лежат отношения психологические-
личная симпатия и антипатия, узкогрупповые интересы и стремления.
А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и другие педагоги подчеркивали, что в
органы самоуправления коллектива должны входить авторитетные и уважаемые
школьники. Появление так называемого неформального лидера возможно только в
тех случаях, когда это педагогическое условие не соблюдается.

Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на
двух вещах: во- первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и
содержательную совместную деятельность и, во- вторых, необходимо
организовывать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она
сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив.
В качестве важнейших средств воспитания ученического коллектива
выступают: учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая,
общественная и культурно- массовая деятельность учащихся.
В процессе организации деятельности нужно применять специальную
методику, направленную на создание и воспитание сплоченного коллектива.
Педагогическую основу этой методики составляют:

умелое предъявление требований к учащимся;
воспитание ученического актива;
организация увлекательных перспектив в учебной, трудовой, художественно-
эстетической и спортивно- оздоровительной деятельности;
формирование здорового общественного мнения;
создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.

Успешность протекания в коллективе воспитательной работы во многом
зависит от первоначальных вкладов в его организацию. Создание коллектива
нужно начинать с умелого предъявления педагогических требований к
воспитанникам. Правильное предъявление педагогических требований в самом
начале воспитательной работы со школьниками организует их поведение,
способствует улучшению их работы и таким образом вносит в жизнь и
деятельность коллектива элементы сплоченности и единства стремлений. Так
закладываются основы для дальнейшего развития и воспитания коллектива.
Для того, чтобы педагогические требования поддерживались всеми
учащимися, необходимо стремиться к тому, чтобы их поддерживала более
сознательная часть учащихся. Поэтому в воспитательной работе с коллективом
большое значение имеет воспитание ученического актива, развитие его
самостоятельности и принципиальности.
Развитие коллектива во многом зависит от содержательности и динамики
его деятельности. А.С.Макаренко сформулировал закон движения коллектива,
суть которого состоит в том, что коллектив должен постоянно двигаться
вперед, добиваться все новых и новых успехов и оказывать все более сильное
влияние на развитие и личностное формирование своих членов. Остановка в
развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Вот почему в системе
коллективного воспитания большое значение имеет организация перспективных
устремлений учащихся, постановка перед ними постоянно усложняющихся целей и
увлекательных перспектив.
В условиях школы перед учащимися может выдвигаться большое
разнообразие перспектив. Прежде всего они должны охватывать учебную работу
учащихся. В качестве перспектив в системе учебной работы могут выступать
подготовка и проведение предметных вечеров, олимпиад и т.д.
Большое значение имеет положение о том, что перспективы в школе должны
носить не только празднично- красочный, но главным образом деловой
характер.
Существенным фактором развития зрелости коллектива является
формирование здорового общественного мнения. Благодаря здоровому
общественному мнению в коллективе реализуется положение А.С.Макаренко о
педагогике “параллельного действия”. Суть его заключается в том, что при
наличии принципиальных и здоровых отношений между учащимися всякое
воздействие на коллектив оказывает воспитательное влияние на отдельных его
членов и, наоборот, воздействие на отдельного ученика влияет на весь
коллектив. Иначе говоря, достигается такая зрелость коллектива, когда он по-
настоящему выступает как субъект воспитания, когда исчезает всякая почва
для круговой поруки и замыкания в узкогрупповых интересах. Коллектив
начинает функционировать как хорошо организованная и социально-здоровая
ячейка нашего общества.
В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции.
“Ничто так не скрепляет коллектив, -говорил А.С.Макаренко,- как традиции.
Воспитать традиции, сохранить их- чрезвычайно важная задача в
воспитательной работе. Школа, в которой нет традиций... не может быть
хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал...- это школы, которые
накопили традиции”(А.С.Макаренко. Сочинения. Т.V. С.121). Большое значение
в воспитании придавал традициям и В.А.Сухомлинский.
Для воспитания коллектива нужны как тожественно- праздничные традиции,
так и будничные, побуждающие учащихся к трудовой деятельности, улучшению
дисциплины и культуры поведения.
Традиции развивают коллектив, повышают содержательность его жизни,
расширяют границы деятельности трудящихся, что оказывает на них большое
воспитательное влияние, укрепляет их сплоченность, поддерживает чувство
гордости за свой коллектив.

При правильной и целенаправленной организации воспитательной работы с
коллективом, всемерном развитии его самодеятельности, внутришкольной
демократии и здорового общественного мнения в нем формируется определенный
стиль и тон жизни, которые способствуют эффективному формированию чувства
коллективизма у трудящихся. Наиболее существенными психологическими и
нравственными чертами этого стиля и тона являются: оптимизм и бодрость
коллективной жизни и деятельности; развитое чувство собственного
достоинства и гордости за свой коллектив; чувства товарищества, дружбы,
ответственной зависимости и высокая активность всех учащихся в решении
совместно поставленных задач; чувство защищенности каждого члена
коллектива. Если такой стиль и тон складываются, тогда в полной мере
проявляются такие важные воспитательные функции коллектива, как:
организаторская, когда коллектив становится подлинным субъектом
воспитания и управления своей деятельностью,
нравственно- воспитательная и личностно- развивающая, когда коллектив
способствует формированию правильных взаимоотношений, гуманизма, чуткости и
культуры поведения учащихся,
стимулирующая, когда коллектив выступает как возбудитель активности и
самодеятельности всех членов в повышении содержательности и здоровой
целенаправленности своей жизни.



ЛИТЕРАТУРА



1.Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.,1992.


2.Подласый И.П. Педагогика./Учебное пособие для студентов пед. учеб.
заведений.- М., 1996.


3.Харламов И.Ф. Педагогика. М.1997.







Реферат на тему: Педагогические взгляды Н.И. Пирогова
Коломенский педагогический институт



Реферат



студента 332 группы
технологического факультета
Лазарева Виктора Николаевича
по философии и истории образования
на тему:


Педагогические взгляды Н. И. Пирогова



1998 год

План реферата

1. Введение.

2. Жизнь и деятельность Н. И. Пирогова.

3. “Вопросы жизни”.

4. Основные положения педагогической системы Н. И. Пирогова.

5. Значение педагогического наследия Н. И. Пирогова.

6. Заключение.

7. Библиографический список.



Введение

Имя Николая Ивановича Пирогова составляет гордость и славу
Отечественной педагогической науки , народного образования. Своей
выдающейся деятельностью как в области медицины, так и народного
образования Н. И. Пирогов заслужил признательность широких масс и
педагогической общественности. Его педагогические идеи являются
источником научного творчества и практической деятельности. Они близки
нам и сегодня актуальностью поставленных проблем, таких, как единство
школы и жизни, педагогической науки и практики; воспитывающее обучение,
“гармоническое развитие всех врожденных сил народа ”, воспитание
человека - гражданина, полезного своей стране.
В данном реферате я постараюсь по возможности подробно раскрыть
смысл педагогической деятельности замечательного русского педагога,
просветителя и организатора народного образования Н. И. Пирогова,
творческое наследие которого вошло в сокровищницу отечественной
педагогики.



Жизнь и деятельность Н. И. Пирогова

Николай Иванович Пирогов (1810-1881) родился в Москве , в семье
казначейского чиновника. По окончании Московского университета
(медицинский факультет) он подготовлялся в Дерпте (г. Тарту) к
профессуре и после защиты диссертации на степень доктора медицинских
наук в течении двух лет занимался в Германии усовершенствованием своих
знаний. В возрасте 26 лет он стал профессором хирургии сначала в
Дерптском университете, а затем в Медико-хирургической академии в
Петербурге.
В 1854 году во время осады Севастополя Пирогов по его личной
просьбе был направлен на фронт во главе с организованной им общиной
“сестер милосердия”.
В 1856 году появилась статья Пирогова “Вопросы жизни”,
освещавшая важные вопросы воспитания. Она обратила на себя внимание
общественности передовыми идеями об общечеловеческом воспитании, сделала
имя автора широко известным.
В 1856 году Пирогов был назначен попечителем Одесского учебного
округа. Александр II отрицательно относился к Пирогову, считая его
“красным” (хотя он был только либералом), но, назначая его на этот пост,
хотел создать видимость заботы царского правительства о народном
образовании. В течении двухлетнего управления Одесским учебным округом
Пирогов стремился поднять значение педагогических советов гимназии,
внушал директорам и учителям учебных заведений мысль о необходимости
гуманного отношения к детям, подготовил открытие университета в Одессе.
Либеральная деятельность его в качестве попечителя учебного округа
вызвала у одесского генерал-губернатора подозрение в свободомыслии и
подрыве авторитета властей. Пирогов был переведен в Киев на должность
попечителя Киевского учебного округа . Здесь продолжал улучшать работу
школ, рекомендовал учителям посещать уроки друг друга, поощрял
методические искания учителей ввел в практику гимназий внеклассные
литературные беседы, способствовал открытию в Киеве одной из первых в
России воскресных школ для взрослых.
Когда в 1861 году Порогов был уволен с должности попечителя,
прогрессивная общественность Киева устроила ему торжественные проводы.
Правительство сделало вид, что оно намерено использовать опыт
Пирогова как педагога, и назначило его руководителем молодых людей,
подготовлявшихся за границей к профессуре, но в 1866 году лишило его и
этой должности. Великий хирург, крупнейший ученый, видный общественный
деятель и педагог, Пирогов должен был удалиться, еще полный сил, в свое
небольшое имение на Украине, где скончался в 1881 году./Константинов Н.
А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. -М.:
Просвещение, 1982. - C.200-201/.


“Вопросы жизни”

Рассмотрение педагогических взглядов Н. И. Пирогова следует
начать со статьи “Вопросы жизни” опубликованной им в 1856 году. Это была
первая педагогическая работа Пирогова. Благодаря ей имя Пирогова стало
широко известным и обратило на себя внимание общественности передовыми
идеями об общечеловеческом воспитании.
В статье “Вопросы жизни” (впрочем, как и в других своих
педагогических сочинениях ) Н. И. Пирогов резко выступил против
сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, которую
стремилось ввести царское правительство за счет снижения уровня общего
образования молодежи. Он противопоставил официальному курсу образования
идею общечеловеческого воспитания, которое должно подготовить к
общественной жизни высоконравственного человека с широким умственным
кругозором. /Н. А. Константинов Е. Н. Медынский М. Ф. Шабаева История
педагогики. -М.: Просвещение, 1982.-С. 201 /.
Свою статью Пирогов начинает с исторической справки о поисках
выдающимися мыслителями древней Греции ответов на вопросы о назначении
человека в общественной жизни, о смысле человеческой жизни. Из этой
справки выясняется, что речь идет о вопросах общественной жизни, о жизни
человека в обществе, об его взаимоотношениях с другими людьми, о
неизбежности для каждого из нас разрешения вопроса о нашем личном
отношении к общественным потребностям и обязанностям.
“В чем состоит цель нашей жизни? каково наше значение? к чему мы
призваны? чего должны искать мы?”./ Пирогов Н. И. Вопросы жизни cоч., т.
I, Киев 1910. -C. 37-72/. Таковы первые вопросы жизни, выдвигаемые
Пироговым в его статье. В самостоятельном решении этих вопросов
заинтересованы и общество с его господствующим направлением, и каждая
отдельная личность. С этим трудно не согласиться. Я считаю, что для
своего времени в преддверии серьезной реформы феодально-
крепостнического государства, такая постановка вопроса была более чем
уместна. Более того, я думаю, что она уместна и по сей день, когда
страну охватил жесткий экономический кризис.
Казалось бы, рассуждает далее Пирогов, что на поставленные
вопросы о цели и назначении нашей жизни члены христианского общества
получат ответы в процессе воспитания в семье и в школе , и таким образом
подготовлены к осуществлению христианской морали в общественной и личной
жизни. Но в действительности такого господства христианской морали не
наблюдается. В противоположность христианским основам воспитания ,
полученным в школе, во всех проявлениях общественной жизни господствует
“резко выраженное материальное, почти торговое стремление”./Красновский
А. А. Педагогические идеи Н. И. Пирогова. - М.: Учпедгиз, 1949. -C. 33-
34/ .
Что же остается делать при таких обстоятельствах? - вот
естественно возникающий вопрос. Остается глубже взглянуть в существо
окружающей жизни. С исключительным мастерством излагает Пирогов
“философию” восьми мелких общественных групп.
“ Взглядов, которым следуют эти толпы, наберется до десяти, а
может быть, и более.
Вот, например, первый взгляд - очень простой и привлекательный.
Не размышляйте, не толкуйте о том, что необъяснимо. Это по малой мере
лишь потеря одного времени. Можно, думая, потерять и аппетит, и сон.
Время же нужно для трудов и наслаждений. Аппетит - для наслаждений и
трудов. Сон - опять для трудов и наслаждений. Труды и наслаждение - для
счастья.
Вот второй взгляд - высокий. Учитесь, читайте , размышляйте и
извлекайте из всего самое полезное. Когда ум ваш просветлеет, вы
узнаете, кто вы и что вы. Вы поймете все, что кажется необъяснимым для
черни. Поумнев, поверьте, вы будете действовать как нельзя лучше. Тогда
предоставьте только выбор вашему уму, и вы никогда не сделаете промаха.
Вот третий взгляд - старообрядческий . Соблюдайте самым точным
образом все обряды и поверья. Читайте только благочестивые книги, но в
смысл не вникайте. Это главное для спокойствия души. Затем, не
размышляя, живите так, как живется.
Вот четвертый взгляд - практический. Трудясь, исполняйте ваши
служебные обязанности, собирая копейку на черный день. В сомнительных
случаях, если одна обязанность противоречит другой, избирайте то , что
вам выгоднее или по крайней мере что для вас менее вредно. Впрочем ,
предоставляйте каждому спасаться на свой лад. Об убеждениях, точно так
же как и о вкусах, не спорьте и не хлопочите. С полным карманом можно
жить и без убеждений.
И прочее, и прочее, и прочее. /Пирогов Н. И. Избранные
педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1985. -C. 32-34/.
Своим изложением “философии” жизни восьми мелких общественных
групп Пирогов сформулировал господствовавшие в русском так называемом
образованном обществе язвы и пороки, служившие предметом изображения и в
нашей могучей, исключительной по своим моральным тенденциям
художественной литературе XIX в.
Разоблачая пошлость, господствующую в привилегированном
обществе, Пирогов вместе с тем показал бессилие школы и воспитания его
времени в деле преобразования общества на каких бы то ни было разумных
началах. А если так, то возникал следующий серьезный вопрос о смысле и
назначении всей системы воспитания и образования. Очевидно, школа и
воспитание ни в какой мере не вели к усовершенствованию общественной
жизни на нравственных основах.
“Существует, -пишет Пирогов только три возможности вывести
человечество из ложного и опасного положения:
Или согласить нравственно-религиозные основы воспитания с
настоящим направлением общества.
Или переменить направление общества.
Или, наконец, приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе,
неминуемой и роковой, доставив нам все способы и всю энергию
выдерживать неравный бой”.
Пойти первым путем, рассуждает далее Пирогов, это значило бы
“искажать то, что нам осталось на земле Святого, Чистого и Великого...”
“Изменить направление общества есть дело промысла и времени”. Остается
третий путь, .т . е “приготовить нас воспитанием к внутренней
борьбе..., доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный
бой” . Приготовить нас с юных лет к этой борьбе, значит именно “сделать
нас людьми, т. е. тем, чего не достигнет ни одна ваша реальная школа в
мире, заботясь сделать из нас, с самого нашего детства, негоциантов,
солдат, моряков, духовных пастырей или юристов”.
В этом рассуждении выясняется основная общественно-
педагогическая позиция Пирогова. /Красновский А. А. Педагогические идеи
Н. И. Пирогова .- М.: Учпедгиз, 1949. -С. 37-38/.
Подводя итог под вышесказанным, можно сделать, что наивысшая
общественно-историческая заслуга Пирогова заключалась уже в том, что он
раскрыл и назвал своим именем “торговое ” направление жизни, показал его
противоречие со всем, что еще осталось в жизни “святого” , раскрыл
разлагающее влияние “меркантильного направления” на подрастающее
поколение и поставил на очередь дня вопрос о том, что же можно сделать
путем воспитания, чтобы преодолеть развращающее влияние “торгового
направления” в общественной жизни.
Еще раз позволю себе заметить, что данные высказывания Пирогова
(в частности о дурном влиянии торгового направления в обществе) крайне
точно характеризуют сегодняшнее положение общества, особенно положение
молодежи.



Основные положения педагогической системы Н. И. Пирогова

Изучение педагогических сочинений, биографических и
автобиографических данных, оставленных нам Пироговым , показывает, что на
протяжении всей своей жизни он непреклонно осуществлял одну основную идею:
боролся с сословно-крепостническим строем в системе образования и стремился
к тому, чтобы поставить образование и воспитание подрастающих поколений на
службу назревавшим потребностям нашей страны во всех областях культуры в
пореформенное время.
Пирогов вел борьбу с сословными и национальными привилегиями прежде
всего в деле народного образования и распространения культуры и науки в
нашей стране.
Таким образом , педагогические позиции Пирогова теснейшим образом
сплетались с политическими стремлениями демократического либерализма,
отличавшего его и от представителей бюрократов-реакционеров и
консерваторов, и от представителей революционной демократии ( в
политическом смысле Пирогов не был революционером). /Красновский А.А.
Педагогические идеи Н. И. Пирогова .- М.: Учпедгиз, 1949.-С. 92-93/.
В чем же заключается ценность педагогической системы Пирогова? Я
считаю, что наибольший интерес и ценность представляется система
образования выдвинутый им. Принцип этой системы заключается в переходе из
одной ступени в следующую, высшую и в то же время в законченности
образования в каждой ступени.
В качестве первой ступени образования идет элементарная начальная
двухгодичная школа. Программа занятий в этой школе рассчитана на развитие у
учащихся первоначальных основ мышления и наблюдательности путем обучения
родному языку, счету и, в частности, развитие наблюдательности путем
наглядного обучения в духе Песталоцци. Кстати, Пирогов придавал огромное
значение наглядному обучению и считал, наиболее важно применять принцип
наглядности в как можно раннем возрасте. Приведу по этому поводу цитату из
статьи Пирогова “О наглядном обучении”. В этой статье Пирогов говорит о
способе преподавания естественных наук. “Вообще, главная обязанность
педагога заключается преимущественно в том , что бы науку излагать не
столько для самой науки, сколько для развития, посредством науки той или
другой умственной умственной или душевной способности. Естественное и
должно именно служить к развитию наблюдательной способности у ребенка,
начинающего знакомиться с окружающей его природой. Надобно приучить с
ранних лет и его глаз, и его осязание к отчетливому отыскиванию различных
признаков, характеризующих естественные тела; дайте ему в руки
минерал, растение, животное и спрашивайте его, что он видит и что он
находит особенного; заставьте его найти и описать различие между тем и
другим телом, и задача ваша будет разрешена, цель будет вполне достигнута.”
/Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1985.
-C. 143-144/.
По традициям того времени, в программу начальной школы , как и в
программу следующих за ней высших ступеней, Пирогов вносит и основания так
называемого закона божия, т. е. изучения священной истории ветхого и нового
завета.
Пирогимназии составляют в системе образования, защищаемого
Пироговым, вторую ступень образования, опять-таки предназначенную для всех
сословий и классов. Пирогимназии , по плану Пирогова, разделяются на два
типа - реальная и классическая, каждая с 4-летним курсом обучения.
Классическая пирогимназия в проекте Пирогова имеет в учебном плане
почти те же предметы, что и реальная. Но за счет количества часов,
отводимых на предметы реальных знаний , в классической пирогимназии
отводится внимание основательному изучению латинского и греческого языков и
одного, а не двух новых языков. В классические пирогимназии открыт доступ
опять-таки для всех желающих, имеющих образование в объеме элементарной
начальной школы. А кроме того, и окончившие реальную пирогимназию могли
поступать без экзамена в III класс классической пирогимназии.
Над двумя типами пирогимназий организуется гимназия опять-таки двух
типов - реальная и классическая.
Образование в реальных гимназиях Пирогов предназначает для
удовлетворения практических потребностей производственно-технической жизни.
Окончившие такие реальные гимназии, по плану Пирогова , получат выход либо
непосредственно на поприще практической деятельности, либо в высшие, но
специальные учебные заведения, а не в университет. /Красновский А.А.
Педагогические идеи Н. И. Пирогова .- М.: Учпедгиз, 1949.-С. 115-117/.
Придавая исключительное значение в воспитании учащихся науке и
научному образованию, Пирогов учитывал роль и других специально
воспитательных воздействий на учащихся. И почти в каждой статье его мы
находим глубокие, оригинальные мысли, советы и практические указания в этом
направлении.
Главное в воспитательной работе, чему Пирогов придает решающее
значение, это намерения, жизненные цели и задачи, какие ставят себе
воспитатели в семье и в школе, согласованность семьи ,школы, общества и
государства в этих целеустремлениях.
Пирогов дал ряд ценнейших соображений по методике воспитательной
работы. Избранные им вопросы и характер их разрешения вводят учителей в
наиболее важные и решающие стороны воспитательной работы в школе.
На место разрозненных, неорганизованных воздействий н учащихся со
стороны администрации школ (директора и инспектора) и надзирателей Пирогов
выдвинул в качестве основной воспитательной силы коллективную работу
учителей или, как он их называет, наставников, объединенных в
педагогических советах средних учебных заведений. Таким образом
единоличное, часто случайное и произвольное действие учителей получало не
только единство, но и естественно большую разносторонность и глубину
влияний на учащихся.
Постановления педагогических советов приобретали в глазах учащихся
больший авторитет большую силу. “Опыт доказывает, - пишет Пирогов, - что
заключения и определения педагогического совета несравненно более
пользуются доверием между учащимися, чем решения одного лица, будет ли оно
второстепенным в заведении, как учителя или надзиратели, - или главное, как
директор”.
Пирогов был озабочен развитием у учителей внимательного, чуткого
отношения к учащимся. Он требовал от учителей “при обсуждении каждого
поступка” учащегося не формально юридического отношения, а “хорошо вникнуть
в те обстоятельства”, которыми вызывается поведение ученика. В этих целях
Пирогов предлагал воспитателям завести у себя карманные журналы, в которых
бы они отмечали, с надлежащей подробностью и только для себя, все
замеченные ими поступки учеников, их образ мыслей и т. п.
Требованиями такого рода Пирогов ставил перед учителями сложнейшую и
труднейшую, но в то же время самую основную задачу в искусстве воспитания -
изучать своих учеников и индивидуализировать воспитательные воздействия на
учащихся. /Красновский А.А. Педагогические идеи Н. И. Пирогова .- М.:
Учпедгиз, 1949.-С. 124-131/.



Значение педагогического наследия Пирогова

Чтобы судить об исторических заслугах Пирогова, нам следует помнить
слова В. И. Ленина: “Исторические заслуги судятся не по тому , чего не дали
исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а по тому ,
что они дали нового сравнительно с своими предшественниками ”. Никто не
сомневается в том, что Пирогов оставил богатейший и значительный вклад в
сокровищницу нашей национальной культуры. Общепризнан гений Пирогова как
ученого, новатора, трудами которого , начиная с его ранней молодости ,
пользовались не только его ученики, но и его учителя во всех культурных
странах мира.
На протяжении всей своей жизни , Пирогов непрестанно прилагал все
усилия к тому, чтобы создать для высшей и средней школы такие условия,
которые всемерно воздействовали бы росту науки и культуры и устраняли бы
все, что мешало развитию самостоятельной русской науки.
Он искренне стремился к осуществлению в нашей стране всеобщего
обучения, он защищал право на полноценное образование не только русских
людей, но и самых угнетенных наций населявших Россию.
Наряду с большими принципиальными педагогическими вопросами Пирогов
в своих литературных трудах и в практической деятельности на посту
попечителя учебного округа постоянно ставил и разрешал методические
вопросы, развивал и поддерживал деятельность учителей и школ по
развертыванию кабинетов, лабораторий и других учебно-вспомогательных
средств для усовершенствования преподавания и обучения. /Красновский А.А.
Педагогические идеи Н. И. Пирогова .- М.: Учпедгиз, 1949.-С. 175-182/.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.
1. Пирогов внес значительные улучшения в работу педагогических
советов гимназий, расширил содержание обсуждаемых вопросов, ввел в систему
доклады и обмен мнениями по дидактическим вопросам, всячески поощрял
методические изыскания учителей, рекомендовал взаимное посещение уроков.
2. Основными дидактическими принципами Пирогов считал осмысленность
обучения, активность и наглядность.
3.Требуя, чтобы учителя и руководители прогимназий и гимназий хорошо
изучали учащихся и их успеваемость, Пирогов предлагал перевод из класса в
класс производить по результатам годовой успеваемости учащихся . Он
отрицательно относился к переводным экзаменам , отмечая наличие в них
значительного элемента случайности и формализма.
К преподаванию в высшей школе Пирогов предлагал привлечь крупных ученых,
рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами, проводить
семинары, просеминары и практические занятия и всячески развивать у
студентов навыки углубленной самостоятельной работы. /Константинов Н.
А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. -М.:
Просвещение, 1982. - C.202-203/.



Заключение

Своей оживленной, глубоко плодотворной административно-
педагогической и научно- литературной деятельностью Пирогов привлек
внимание всех передовых , прогрессивных сил нашей страны и поднял
педагогические проблемы на уровень важнейших вопросов нашей культурной
жизни.
По справедливости и единодушному признанию Пирогов вошел в
историю русской культуры не только как выдающийся гениальный ученый
анатом и талантливейший врач-хирург, но и как классик оригинальной
передовой русской педагогической мысли. И можно быть уверенным в том,
что подлинные заслуги Пирогова перед культурой нашей страны и глубоко
плодотворная значимость его педагогических идей и педагогической
деятельности будут еще долго находить высокую оценку и вызывать глубокое
уважение со стороны всех людей.



РЕЦЕНЗИЯ
на реферат студента 332 группы технологического факультета
Смирнова Алексея Владимировича
по философии и истории образования на тему:
“Педагогические взгляды Н. И. Пирогова ”

На мой взгляд данный реферат является довольно успешной попыткой
раскрыть суть педагогических взглядов Н. И. Пирогова. Прочитав реферат
можно с уверенностью сказать что Смирнов А. В. серьезно отнесся к раскрытию
данной ему темы. Не смотря на то что в реферате главный акцент делается на
раскрываемую тему, Смирнов А. В. довольно подробно и интересно описывает
биографию Н.И. Пирогова и историческое значение его педагогических идей.
В третьем пункте реферата Смирнов А. В. анализирует одну из самых
первых и самых известных работ Пирогова “Вопросы жизни”. Анализируя эту
статью (как впрочем и другие работы Пирогова) Смирнов А. В. делает
несколько своих выводов, что говорит о тщательном и углубленном изучении
данной темы.
По тексту реферата Смирнов А. В. делает ссылки на литературные
источники, список которых приведен в конце реферата. Это так же
свидетельствует о тщательной работе над темой.
Естественно, в рамках данного реферата невозможно дать полный анализ
педагогическим взглядам Пирогова, но я считаю что тема реферата раскрыта в
достаточной степени подробно, чтобы получить положительную оценку.


Рецензент



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1985.

Красновский А. А. Педагогические идеи Н. И. Пирогова. - М.: Учпедгиз, 1949.


3. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики.
-М.: Просвещение, 1982.

4. Егоров С. Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. - М.:
Просвещение, 1986.







Новинки рефератов ::

Реферат: Профессиональная преступность (Криминология)


Реферат: Билеты по Истории. 1курс 1семестр и 2курс 1семестр (Кишинев) (История)


Реферат: Современные концепции маркетинговой деятельности (Маркетинг)


Реферат: Основы предпринимательства: Ответственность предпринимателей (Предпринимательство)


Реферат: Законодательство по ценным бумагам (Гражданское право и процесс)


Реферат: Пространство и время в географии (Философия)


Реферат: Прибыль предприятия и её роль в современных условиях (Бухгалтерский учет)


Реферат: Богослужение и таинства: Литургическая реформа: Дебаты (Религия)


Реферат: Изменения в международной обстановке после окончания второй мировой войны (1946-1953) (Политология)


Реферат: Стратегическое планирование (Маркетинг)


Реферат: Функции общения (Социология)


Реферат: Органическая социология Спенсера (Социология)


Реферат: Концепция естествознания (Естествознание)


Реферат: Проблема искусственного интеллекта (Компьютеры)


Реферат: Тоталитарный политический режим (Политология)


Реферат: Реляционное исчисление (Программирование)


Реферат: Астана (История)


Реферат: Социальная структура личности (Социология)


Реферат: Схемы установок для выпаривания и конструкции выпарных аппаратов (Технология)


Реферат: Развитие авиации ( Космонавтика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист