GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Информатика (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Информатика (Педагогика)



Марийский государственный педагогический
институт им. Н.К. Крупской.



кафедра алгебры и геометрии


Методика
изложения темы
“Введение в информатику”.
творческая работа



| |Выполнила: |
| |выпускница ФМФ |
| |Голомидова Т.В. |
| |Научный руководитель: |
| |старший преподаватель |
| |кафедры алгебры и геометрии |
| |Гусарова Г.П. |



г. Йошкар-Ола, 1998

Тема “Введение в информатику” представляет, по-моему, особый интерес,
т.к. именно на первых уроках мы должны заинтересовать школьников новым
учебным предметом. Методическая система обучения информатике претерпевает в
настоящее время существенные изменения. Если вначале курс учебной
информатики был ориентирован на изучение алгоритмов, программирования и
информационных технологий, то теперь важнейшим моментом становится
формирование мировоззрения, основанного на системно-информационном подходе.
Требуется создание развернутой методики, центральной проблемой которой
является формирование системно-информационной картины мира. Именно тема
“Введение в информатику” позволяет как нельзя лучше рассказать об
информации, как об одном основополагающем понятии современной научной
картины мира, т.е. сформировать основы научного мировоззрения, что
относится к первой педагогической функции образовательной области
информатики.
В обязательный минимум содержания образования по информатике по темам
“Информация и информационные процессы” и ”Представление информации” входит:
n Понятие информации. Информационная деятельность человека. Информационные
процессы: получение, передача, преобразование и использование информации.
Единство информационных процессов в живой природе, обществе и технике.
n Язык как способ представления информации. Кодирование. Двоичная система
счисления. Количество и единицы измерения информации. Хранение и передача
информации и ее носители.

Я рассмотрела три учебника: Каймина, Кушнеренко и Ершова. На мой
взгляд, ни один учебник не содержит обязательный минимум. Самый ранний -
это учебник Ершова, в нем очень хорошо рассматривается роль ЭВМ в
современном обществе, но думаю, при изложении этой темы данный учебник
можно не использовать. У Каймина под тему “Введение в информатику” отведена
целая глава, для рассмотрения порекомендовала бы первые три параграфа:
Информация и мы; Информация и ее виды; Количество информации. Этот учебник
используется и в методике “Пермская версия, которую подробнее рассмотрим
чуть позже. У Кушнеренко мне понравилось то, что в (1 “Информация” есть
пункт “Вещество, энергия, информация - важнейшие сущности нашего мира”,
кроме того: информация и информационные процессы; информация в истории
общества; двоичное кодирование информации, бит, байт; единицы измерения
информации и т.д. в этом учебнике все перечисленное дается довольно кратко.
В журнале “Информатика и образование” приводится базовый курс основ
информатики и ВТ “Пермская версия”, мне понравилась методика, поэтому
предлагаю ознакомиться подробнее.
Программа предназначена для 8-9 классов общеобразовательных средних
школ. В итог первого года обучения по этой программе входит знание о роли
информации в окружающем мире и компьютерной информации. Построение курса
исходит из трех принципов, которые основываются на трех понятиях :
информация - ЭВМ - алгоритм. Видим, что понятие информации - стержень всего
курса. До появления ЭВМ информационная деятельность была сугубо
человеческой функцией. Поэтому отправным методическим моментом к изучению
информатики должен стать разбор информационной функции человека. Отсюда
знакомство с устройством и работой компьютера должно исходить из следующих
позиций: по своему назначению ЭВМ - это универсальный инструмент для работы
информацией; по принципу своего устройства ЭВМ - это модель информационной
функции человека. Дан тематический план по программе из расчета 34 часа в
год (1 урок в неделю, по стандарту 2 урока в неделю).

Фрагмент плана:
|№ |Тема |Содержание (8 класс) |Количество часов |
|1 |Введение в предмет|Место информатики в научном | |
| |ОИВТ |мировоззрении. Основные темы |1 |
| | |курса ОИВТ. История развития | |
| | |ВТ. | |
|2 |Человек и |Сущность информационной | |
| |информация |функции человека. Обмен |1-2 |
| | |информацией, хранение и | |
| | |обработка информации | |
| | |человеком. | |
|3 |Как измерить |Субъективный и объективный | |
| |информацию |подходы к измерению |1-2 |
| | |информации. Единицы количества| |
| | |информации. Скорость передачи | |
| | |информации. | |

По-моему, 3-5 часов на тему “Введение в информатику” вполне хватит.
Содержание урока по первой теме: Место информатики в системе научного
мировоззрения. Кибернетическая точка зрения на информацию как научную
абстракцию. Традиционный взгляд на информацию. Информатика как наука о
способах представления, хранения и переработки информации. ЭВМ как
инструмент информационной деятельности человека. Краткая история
возникновения и развития ВТ. Основные объекты изучения ОИВТ.
На первом занятии важно показать какое место занимает информация в
жизни людей, что в наш век информационного бума успех сопутствует тому, кто
владеет информацией. Нужно подбирать яркие примеры. Можно рассказать об
информационных системах и какую важную роль для функционирования систем
играет управление, а суть управления заключается в том, что на основе
информации вырабатывается управляющее воздействие. Очень может помочь
лекция Г.П. Гусаровой “Общая характеристика образовательной области
(Информатика(” и книга Вершинина О.Е. “За страницами учебника информатики”.
Урок проводится в форме лекции-беседы.
Тема 2. На первом уроке следует провести беседу на тему “Информация
вокруг нас”. Нужно обсудить примеры информационной деятельности человека в
быту, в учебе, на производстве, обратить внимание на инструментальные
средства, которыми пользуется человек в этой деятельности.
На втором уроке идет формальное обсуждение темы “Человек и
информация” по предлагаемой методической схеме .
Информация - фундаментальное понятие, поэтому определить его
исчерпывающим образом через какие-то более простые понятия невозможно.
Каждый вариант определения информации обладает некоторой неполнотой.
Предлагается одна из возможных методических схем раскрытия понятия
информации. Изложение ведется в тезисной форме. Учителю следует
проиллюстрировать этот материал примерами.
Информация - предмет интеллектуальной деятельности человека, продукт
этой деятельности. Иначе говоря, с позиции конкретного человека, информация
- это его знания.
Знания можно разделить на две категории: знание фактов и знание
правил. Вот некоторые примеры знания фактов: я знаю, что
. Москва - столица России;
. сумма углов треугольника равна 180 градусам.
Примеры знания правил: я знаю как
. добраться от Перми до Москвы;
. перемножить две простые дроби.
Какие действия человек выполняет с информацией ? Их три: обмен,
хранение, обработка.
Обмен содержит два момента: прием информации и передача информации.
Следует пояснить, в каких формах могут происходить прием и передача
информации. Точно также нужно подробнее рассказать про хранение и обработку
информации.
Эти и другие положения иллюстрируются схемой, приведенной на рис.1.
Удобно подготовить эту схему на плакате и рассказывать материал, ссылаясь
на нее. При объяснении схему следует иллюстрировать примерами. При
опросе ученики могут пояснять отдельные узлы и связи схемы. Учитель должен
ясно понимать, что любое схематическое описание какой-либо стороны
человеческой деятельности является неполным, модельным. Однако наиболее
существенные моменты информационной функции человека эта схема отражает.
В дальнейшем данная схема послужит отправной точкой для раскрытия
принципов организации и функционирования ЭВМ.
Тема 3. На первом уроке обсуждается субъективный подход к определению
информационности сообщения. Количественная мера информации. Алфавитный
подход.
Второй урок посвящен таким вопросам как передача информации,
скорость передачи информации. Обсуждение пройденного материала в форме
ответов на контрольные вопросы и выполнения заданий.
Примерное изложение темы “Как измерить информацию?”
Уже было сказано, что в окружающем нас мире есть три глобальные
субстанции: вещество, энергия, информация. Всем известны меры, которые
применяются для измерения количества вещества и энергии. Интерес
представляет определение единицы измерения количества вещества. К
определению меры информации может быть два подхода: субъективный и
объективный. Субъективный подход связан с данным выше определением
информации по отношению к человеку: как знаний человека. Информация может
быть разных видов и имеет вполне определенные свойства, которые приводятся
почти во всех учебниках информатики.
В теории информации существует следующее определение: сообщение,
уменьшающее неопределенность знаний в два раза несет один бит информации.
Бит - название единицы информации.
Сообщение о том, что произошло одно из двух равновесных событий,
несет 1 бит информации. Например, играя в “орлянку” , каждый раз после
падения монеты на пол мы получаем 1 бит информации (орел или решка).
Если N- общее количество равновероятных событий, то сообщение о том,
что произошло одно из них, несет Х бит информации. Значение Х определяется
из уравнения
2Х= N, Х=log2N.
В технических устройствах хранение, передача и обработка информации
производятся и использованием алфавитов, содержащих два различных знака. С
математической точки зрения эти знаки можно отождествить с 0 и 1. Слово бит
происходит от сокращения английского слова binary digit - двоичный знак.
Алфавит из двух символов называют двоичным. Тут можно рассказать о двоичном
кодировании информации.

Эта методика предназначена для преподавания в классах, где у детей
достаточно высокий уровень знаний. Может быть стоит дополнить эту методику
двоичным кодированием. Хотя следует оговориться, что если полностью давать
уроки по методике “Пермская версия”, а не только тему “Введение в
информатику”, то в этой методике двоичная арифметика дается в теме “Как
работает компьютер” на втором году обучения.
После каждой темы приведены контрольные вопросы и задания, что тоже
очень удобно.

В классах, где у учеников знания послабее, в классах выравнивания
лучше ограничиться общими сведениями, закрепляя их на примерах.
Для одаренных учащихся можно выбрать по какой-нибудь теме доклад.
При изложении материала в основном используют метод беседы;
обобщения, абстрагирования, конкретизации; сравнения и аналогии.
Учителя информатики по-разному подходят к изложению темы “Введение в
информатику”. Остановимся на опыте работы учителя информатики высшей
категории средней школы №11 Кондратьевой Ольги Григорьевны. На изучение
данной темы отводится 2 часа. Учитель ставит перед собой целью ввести
понятие информатики как науки и информации, как одного из основных понятий
этой науки. Выделяет три базовых понятия информатики: информация - алгоритм
- компьютер; и приводит схему:



ИНФОРМАТИКА


информатика
компьютер
алгоритм


Большое внимание уделяется свойствам и видам информации. На примерах
раскрывается ее значимость.
В кабинете информатики средней школы №9 развитие понятия информации,
пути ее передачи очень подробно и наглядно представлены на стендах, которые
удачно дополняют оформление кабинета.
Приведу вопросы, на которые должны смочь ответить учащиеся, если
выберут среди выпускных экзаменов информатику.
Билеты выпускного экзамена по информатике (базовый курс):
Билет №7. Вопрос1. Информационные процессы в природе, обществе, технике.
Информационная деятельность человека.
Билет №8. Вопрос1. Информация и управление. Замкнутые и разомкнутые системы
управления, назначение обратной связи.
Билет №18. Вопрос2. Решение задачи на определение объема информации,
преобразование единиц измерения количества информации.
Билет №19. Вопрос1. Передача информации. Организация и структура
телекоммуникационных компьютерных сетей.

Для школ, где после базового курса (8-9 класс) изучение информатики
продолжается в 10-11 классах в билетах добавляются следующие вопросы:
Билет №12. Вопрос2. Информация. Вероятностный подход к измерению количества
информации.
Билет №19. Вопрос2. Информатизация общества. Основные этапы развития
вычислительной техники.

В заключение еще раз обращаю внимание учителей на то, что после
изучения данной темы учащиеся должны быть подготовленными к работе с
информацией, должны понимать огромное значение информации в жизни людей.
Литература.
1. Ершов А.П., Монахов В.М. и др. Основы информатики и вычислительной
техники: Проб. учеб. пособие для сред. учеб. заведений. В 2-х ч. Ч. 1.
-М.: Просвещение, 1985. - 96 с.
2. Каймин В.А., Щеголев А.Г., Ерохина Е.А., Федюшин Д.О. Основы информатики
и вычислительной техники. -М.: Просвещение, 1989.
3. Кушниренко А.Г., Лебедев Г.В., Сворень Р.А. Основы информатики и
вычислительной техники: Проб. учеб. для сред. учеб. заведений. - М.:
Просвещение, 1990. - 224 с.
4. Вершинин О.Е. За страницами учебника информатики: Кн. Для учащихся 10-11
кл. сред. шк. - М.: Просвещение, 1991. -352 с.
5. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Базовый курс ОИВТ: “Пермская версия” (часть1)
//ИНФО. - № 5. -1994. -С.3-8.
6. Семакин И.Г. Базовый курс ОИВТ: “Пермская версия” (часть2) //ИНФО. - №
5. -1994. -С.9-19.
7. Обязательный минимум содержания образования по информатике. //ИНФО. - №
6. -1997. -С.3-4.
8. Билеты выпускного экзамена по информатике. //ИНФО. - № 1. -1998. -С.13-
16.





Реферат на тему: Использование кабинета для внеклассной работы по иностранному языку

Министерство Образования РФ
Социально-гуманитарный колледж им. И. П. Выучейского



Выпускная квалификационная работа

Использование кабинета для внеклассной работы
по иностранному языку



Выполнила Краснощекова Ольга Юрьевна

Специальность 0303 Иностранный язык
Курс 3, группа 36
Руководитель
Козицина О. Ю.



Нарьян-Мар
2004
Содержание.
Введение.
3
Глава 1. Использование кабинета в обучении иностранному языку.
§1. Роль учебного кабинета в обучении иностранному языку.
7
§2. Оформление кабинета.
9
§3. Использование средств обучения в кабинете иностранного языка. 14
Глава 2. Внеклассная работа по иностранному языку.
§1. Цель и психолого-педагогические аспекты внеклассной работы по
иностранному языку.
22
§2. Принципы организации внеклассной работы по иностранному языку. 25
§3. Формы внеклассной воспитательной работы по иностранному языку. 28
Глава 3. Самостоятельная работа учащихся и работа под руководством учителя
в кабинете иностранного языка во внеурочное время на основе опыта учителей.

37
Заключение.
46
Список литературы.
50
Приложения.



Введение.


С развитием науки, техники, промышленности, а также с развитием
международных отношений общество встало на более высокую ступень
общественного развития. В любой из этих сфер деятельности язык играет
немаловажную роль. С движущимся прогрессом люди становятся грамотнее, они
больше не задумываются о значении иностранного языка. Они уверены, если не
сейчас, то через год или два он будет им необходим как собственный. Даже
сегодня многие знают, помимо своего родного языка, два, а то и больше
иностранных языков. Это говорит о том, что люди стремятся изучать
иностранные языки. А это значит, что иностранные языки востребованы
обществом.
Главная задача учителя – это заинтересовать школьников изучением
данного предмета.
А можно ли у школьников вызвать к занятиям настолько больший интерес,
что они, встречая учителя, многократно обращаются к нему с одним и тем же
вопросом: «Когда же у нас будет занятие?». И ждут его, предвкушая это
занятие как своеобразный праздник. Такие моменты, когда учитель сумел
вызвать окрыленность и подлинный интерес учащихся к предмету, являются для
него поистине счастливыми. Из них и складывается радость педагогического
труда. Благодаря такому общему подъему дети начинают смотреть на учителя
открыто и влюблено, ожидая, не подарит ли он им еще мгновения
занимательности и увлеченности. Удивление, острый интерес учащихся, радость
на их лицах можно наблюдать на уроках отдельных учителей в процессе
обучения иностранным языкам. Наряду с этим широкие возможности создания
атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и
коллективной практической деятельности учащихся таят различные виды
внеклассной работы по иностранным языкам. Внеклассные занятия не являются
обязательными и в тоже время в них могут заниматься все желающие.
Основные задачи, которые ставит учитель при внеклассной работе,
следующие: углублять и расширять знания и практические навыки учащихся;
развивать логическое мышление и смекалку; выявлять более одаренных и
способных детей, способствовать их дальнейшему развитию, вырабатывать
интерес к иностранным языкам; вовлекать детей в занимательные занятия, а
этим укреплять дисциплину, воспитывать целеустремленность, организованность
и коллективизм.
Внеклассная работа по иностранному языку имеет больше
общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не
только углубляет и расширяет знания по иностранному языку, но и
способствует также расширению культурологического кругозора школьников,
развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие,
повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.. внеклассные
мероприятия имеют огромное значение для усвоения школьниками учебного
материала и овладение дополнительными знаниями по иностранному языку с
использованием доступных и интересных методов.
При организации и проведении внеклассной работы от учителя требуется
тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов учащихся, учет их
возрастных и психологических особенностей, их интересов.
Обучение иностранному языку является более эффективным, если во
внеклассном мероприятии задействованы не только знания и навыки учащихся,
но средства обучения, находящиеся в кабинете иностранного языка и
используемые на уроках.
Кабинет является необходимым условием организации современного учебно-
воспитательного процесса при обучении иностранным языкам. Ведь от правильно
оборудованного в значительной степени зависят результаты труда учителя и
учащихся. Хорошо оснащенный кабинет помогает учащимся совершенствовать
навыки и умения по иностранному языку, оказывать воспитательное воздействие
и расширять кругозор. Такой кабинет позволяет работать учителю с высокой
отдачей и с чувством удовлетворенности.
Значение кабинета в большей мере возрастает в том случае, если в нем
создана иноязычная обстановка. При обучении это означает одновременно и
умение коммуникативной направленности внеклассной работы, и более широкое
применение технических средств обучения (ТСО) , лингафонного оборудования и
наглядных пособий.
Однако учителя по разному представляют кабинет, по разному организуют
учебный процесс и внеклассные занятия, добиваясь в итоге разного уровня
выполнения программы.
Таким образом, проблемой данного исследования следует считать вопросы:
Как правильно должен быть спланирован кабинет иностранного языка в
современной школе и как правильно он должен использоваться во внеурочное
время.
Целями исследования данной работы являются:
a) Составить общую картину кабинета, которую можно будет взять за
образец при организации собственного кабинета иностранного
языка;
b) Представить виды внеклассных работ, используемых в кабинете
иностранного языка.
Исходя из цели исследования, задача будет следующей: сравнить,
проанализировать эффективность труда учителей с разным уровнем
профессионального мастерства и попытаться определить общие требования
использования кабинета во внеурочное время.
В данной работе использованы статьи учителей: Курцман Н.А., Дашкова
Н.И., Решетникова З.Б., а также использованы учебные пособия по педагогике.



Глава 1. Использование кабинета в обучении иностранному языку.

§1. Роль учебного кабинета в обучении иностранному языку.

Под процессом обучения Харламов И.Ф. понимает «обогащение личности
научными знаниями, развитием интеллектуальных и творческих способностей, а
также формирование мировоззрения и нравственно-эстетической культуры».
Понятие предполагает результаты, которых добивается личность в своем
развитии в процессе учебно-воспитательной работы. Кабинет в этом случае
создает одно из необходимых условия для обучения языку как самостоятельно,
так и под руководством учителя.
Познавательный интерес, прежде всего, требует включение в овладение
знаниями различных органов восприятия. К. Д. Ушинский писал, что знание
будет тем прочнее и понятнее, чем большим количеством различных органов
чувств они воспринимаются. Так при восприятии на слух в кабинете может быть
установлена специальная лингафонная аппаратура. Тем самым она позволяет
осуществить:
- парные переговоры одновременно 20 учащихся;
- прослушивание ответов учащихся, контролируемое преподавателем, всем
классом или группой учащихся
- одновременную подачу команды всем учащимся, отключением их от любого вида
работы.
Языковая лаборатория играет важную роль в создании условий для
активизации психологической деятельности учащихся, преодоления личностно-
психологического барьера в общении учеников с учителем, учеников друг с
другом. Этому способствует вся система обучения в языковой лаборатории:
работа учащихся в парах, где они должны не только заботиться о собственных
успехах, но и чувствовать ответственность за успехи товарища. Также
языковая лаборатория дает возможность каждому ученику постоянно ощущать
результаты своего труда, а это, в свою очередь, вызывает положительную
мотивацию деятельности. У учащихся появляется интерес ко всему, что
происходит на уроке, к самому процессу овладения языком. Этому способствует
и созданная языковая атмосфера при использовании наглядного материала,
размещенного на стендах в классе так, чтобы удобно было им пользоваться в
процессе работы и легко найти в нужный момент таблицы, иллюстрирующие
грамматические правила, информацию о странах изучаемого языка, о выдающихся
личностях этих стран.
К. Д. Ушинский писал, что наглядное обучение повышает внимание
учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний. При использовании
на уроках дополнительного материала, который входит в оформление или
содержание кабинета, можно достичь поставленных целей при обучении языку.
Об этом свидетельствуют статья В. Г. Бибикова, рассказывающая о
дополнительных материалах, а именно о журналах и газетах, которые содержат
актуальную информацию о событиях в англоговорящих странах и оказывающих
гораздо большую пользу в развитии умений и навыков устной речи учащихся,
чем некоторые тексты из книг для чтения, которыми большинство учителей
ограничиваются.
Перерабатывая такого рода информацию, учащиеся получают уверенность в
своих знаниях английского языка, осознают возможность использования их на
практике, что является стимулом для преодоления нередко наблюдающегося в
старших классах, снижения интереса к изучения иностранных языков.
Статья подтверждает продуктивность использования дополнительного
материала и оборудования, находящегося в кабинете, поэтому в
общеобразовательной школе при ограниченном количестве часов и большой
наполняемости групп важно, чтобы все уроки иностранного языка проводились в
условиях кабинета, оснащенного соответствующим оборудованием и средствами
обучения.
§2. Оформление кабинета.

Почти во всех школах нашей страны существуют кабинеты иностранного языка.
Они оснащены всеми необходимыми для преподавания средствами обучения в
соответствии с требованиями: книгами, мебелью, лингафонным устройством,
звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой: телевизором,
кинопроектором, видеомагнитофоном и так далее.
Кабинет иностранного языка является учебным центром организации
обучения и внеклассной работы учащихся по данному предмету. В нем
проводятся уроки, организуются работы кружков, различные мероприятия в
рамках внеклассной работы. При оформлении кабинета иностранного языка или
языковой лаборатории учитываются эстетические, гигиенические, экономические
требования, а также требования научной организации труда учителей и
учащихся.
Создать современный кабинет иностранного языка не просто. Учитель
должен подробно ознакомиться с литературой по кабинетной системе, с
передовым опытом работы учителей по созданию учебных кабинетов, затрачивая
при этом много энергии в проявлении инициативы. Опыт и советы других
учителей помогут при организации своего учебного кабинета.
Работу в кабинете следует начинать с оформления его внешнего вида: с
покраски стен и побелки потолка. В кабинете можно использовать оттенки
любых светлых тонов (желтого, голубого, серого), при условии, что самым
светлым оттенком (белым) покрасить потолок, а самым темным – пол. Стены
должны быть светлее пола, но темнее потолка. Шторы лучше сделать на
подкладке, как советует методист А. А. Белов, из черного или темно-синего
сатина или другого материала, чтобы сохранить акустику или же сделать
изоляцию света для просмотра видео- или диафильма. Материал целесообразно
подбирать без рисунка или с простым рисунком в расцветке, соответствующий
интерьер. А где размещать наглядные материалы и как оптимально использовать
стены?
Классная доска, как неотъемлемая часть, должна располагаться на
передней стене кабинета. А на свободной части стены можно размещать
справочные таблицы, а над доской алфавит. Боковая стена служит для
размещения тематических и юбилейных стендов. Площадь экспозиции должна быть
сокращена до минимума, необходимого для нескольких уроков. Здесь помещаются
пособия, касающиеся изучения отдельных программных тем, материалам по
странам и карта страны изучаемого языка, а также рекомендации для
выполнения самостоятельной работы учащихся. У задней стены лучше размещать
секционные шкафы для хранения книжного фонда, дидактического раздаточного
материала по классам и темам, различные аудиовизуальные пособия. Кстати,
размещение информационных таблиц здесь, то есть у задней стены, не
целесообразно. Они чаще просто не воспринимаются учащимися. Информацию
лучше размещать у доски, но она не должна быть постоянной, иначе она тоже
не будет восприниматься.
Тематическое оформление играет немаловажную роль. Оно включает в себя:
стенд о стране изучаемого языка (символы, карта. Например, стенд «Страна
изучаемого языка»). У нас в стране рекомендуется также установить
передвижные легкие стенды для съемных наглядных журналов, необходимых ля
проведения урока. На отдельном столе должна лежать справочная литература
(словари, грамматические справочные) для использования её учащимися в
учебно-речевой деятельности во время урока.
Пользуясь опытом методиста А. П. Селаньевой, можно составить каталог,
в который будут включены наглядные и дидактические материалы, что позволяет
в короткий срок подготовить все нужное к уроку, к серии уроков по теме.
Также следует уделять особое внимание на рабочее место учащихся. Оно
должно быть таким, чтобы учащимся было удобно выполнять задания, данные
учителем, чтобы они могли, использую соответствующий оборудование,
подготовить себя к речевым высказываниям на иностранном языке, оформлять
монологическую и диалогическую речь; научиться чтению и письму. Вместе с
тем правильное оформление рабочего места поможет учащимся интенсифицировать
их учебную деятельность, увеличить время активной работы над языком.
Оформление рабочего места подразумевает следующие элементы:
1. наличие грамматических справочников;
2. наличие разговорных формул;
3. наличие списка фразеологизмов и пословиц.
Элементы постоянного оформления рабочего места выполняются на
ватмане или картоне, которые помещаются в прозрачную полиэтиленовую пленку.
Но такое оформление рабочих мест используется не во всех школах. Обычно
дети сами делают себе схемы, таблицы с правилами и используют их по
назначению учителя.
Если кабинет оснащен лингафонным устройством, то рабочее место
ученика должно быть оборудовано телефонно-микрофонной гарнитурой,
регулятором громкости. При этом важно выбрать рациональное место хранения
телефонно-микрофонной гарнитуры. Некоторые модели лингафонных устройств
предусматривают крепление и хранение гарнитуры на специальной стойке, на
которой указан номер рабочего места. Стойка с указанием номера рабочего
места облегчает контроль за работой учащихся. Что касается размещения парт
в кабинете, их принято размещать в три ряда (смотри приложение). Но
методист З. Б. Решетникова предлагает новую расстановку, виде буквы «П»,
что помогает создать на уроках атмосферу общения, а пространство в середине
использовать для подвижных игр, физических пауз, ролевых игр (смотри в
приложении).
На основе вышеизложенного можно сформировать основные научно-педагогические
требования к организации кабинета иностранного языка:
1) кабинет оснащается учебно-методическими комплексами и другими
средствами обучения;
2) оснащается комплексом аппаратуры;
3) оснащается комплексом учебно-методических пособий для учителя и
учащихся;
4) оснащается картотеками;
5) необходимо иметь библиотечку, видеотеку;
6) необходимо иметь в кабинете инструкцию по технике безопасности при
работе с аппаратурой.
Большое значение в создании кабинета должен играть актив, в состав
которого входят:
- директор школы;
- учителя-предметники;
- родительский актив;
- учащиеся,
где каждый учащийся имеет постоянное поручение (то есть, они оформителя,
экскурсоводы, лаборанты). Например, лаборанты заранее до начала урока
готовят аппаратуру к показу фильма, обучают других учащихся правилам работы
с ней. Они также помогают готовить к уроку наглядные пособия, проводят
систематизацию всех пособий, имеющихся в кабинете. Чтобы сохранить кабинет
в рабочем виде учитель должен обязательно задействовать учащихся в его
создании и использовании. При этом они будут чувствовать ответственность за
его состояние, будут бережно и с любовью относиться ко всему, что в нем
есть. Это является воспитательным фактором и играет большую роль в процессе
обучения.

§3. Использование средств обучения в кабинете иностранного языка.

Важную роль в процессе обучения играют средства обучения. Средства
обучения – необходимое условие успешного изучения того или иного предмета.
С их помощью осуществляется организация обучения, воспитание и всестороннее
развитие личности. Тиражируемые средства обучения, предназначенные для
обучения иностранного языка, включают:
. экранные пособия;
. печатные пособия;
. звуковые пособия;
. экранно-звуковые пособия.
Средства обучения используются на всех этапах обучения (начальном, среднем,
старшем). При выборе средств обучения следует принимать во внимание: цели и
задачи обучения иностранному языка; уровень усвоения материала; условия, в
которых протекает учебный процесс. За последнее время в общеобразовательных
школах все больше стали внедряться современные технические средства (ТСО)
(магнитофон, видеомагнитофон, компьютеры). На задний план из учебного
процесса стали уходить диафильмы, слайдфильмы, графопроекторы.
Не смотря на развитие технических средств, немало школ в
недостаточном количестве используют их в своей работе. Значительные
недостатки заключаются в эксплуатации лингафонного оборудования, что
приводит к снижению качества обучения иностранному языку. Чтобы избежать
этого, необходимо рационально использовать и другие дополнительные пособия;
знать когда лучше использовать магнитофон, а когда наглядные пособия. А
самое главное – знать место их использования на уроке. Так для организации
беседы по темам, знакомым учащимся из повседневной жизни, часто достаточно
лишь определить круг вопросов, подлежащих обсуждению, наметить план беседы.
Использование специальных средств обучения в данном случае может и не
понадобиться. Для организации беседы по темам, требующих каких-либо
дополнительных сведений (эпизоды, факты, события), целесообразно привлекать
различные учебно-наглядные пособия, сообщающие учащимся информацию для
обмена мнениями, поддержания беседы. В ряде случаев важно не только
сообщить дополнительные сведения, но и дать звучащий образец ответа,
который помогает оформить высказывание виде тройного, логически
построенного рассказа. Незаменимы в этом случае звуковые пособия с
материалом для аудирования: магнитофоны, кинофильмы. По мнению Г. A
Давиденко, главная задача кинофрагментов - это совершенствование навыков и
умений учащихся в аудировании и говорении. Он предлагает разные задания к
просмотренным кинофильмам, в зависимости от языковой и речевой подготовки
учащихся. В одних группах он предлагает учащимся ответить на поставленные
учителем вопросы по содержанию фильма, в других – поставить вопросы и
ответить на них, в третьих – пересказать содержание фильма, а в четвертых –
инсценировать его.
Необходимо отметить о роли телевизора и его эксплуатации в кабинете.
Об эксплуатации телевизора.
o Не рекомендуется смотреть телевизор в полной темноте, ибо это утомляет
зрение;
o Нельзя не устанавливать телевизор вблизи отопительной системы,
водопроводных и газовых кранов;
o На работу цветного телевизора отрицательное воздействие оказывает
магнитные системы радиоприемника и других электроприборов. Поэтому их
лучше устанавливать от приборов , имеющих магнитные системы, от
радиаторов и труб отопления.
Телевизор, также, как магнитофон, видеомагнитофон позволяет управлять
процессом обучения - просматривать необходимые фрагменты, делать паузы,
покручивать пленку с изображением. Видеозапись, прежде всего, используется
для создания в учебном процессе динамической наглядности в обучении
иностранному языку и оперативной аудиовизуальной опоры активизации
иноязычного речевого общения на учебных занятиях. Для реализации задачи в
овладении учащимися устной речью необходимо формировать речевые умения,
посредством активной тренировки каждого. В организации такой деятельности
большую помощь учителю оказывает целенаправленное систематическое
использование лингафонного оборудования. Лингафонное оборудование может
находиться в одном помещении с кабинетом иностранного языка (при недостатке
полезной пощади в школе), или занимать отдельную классную комнату.
Лингафонное рабочее место каждого учащегося можно подключить к пульту
управления за которым работает учитель, звуковоспроизводящему устройству
или к рабочему месту другого ученика. С помощью направленной подачи звука
через наушники и усилитель обеспечивается возможность самостоятельной
работы учащихся.
В настоящее время ситуация значительно изменилась. Лингафонное
оборудование во многих школах устарело или вышло из строя, что имеет
отрицательное значение для процесса обучения.
Все это позволяет говорить о том, что в настоящее время понятие
«языковая лаборатория» вновь входит в наш обиход, приобретая при этом новое
содержание. В наше время самым современным средством, по мнению многих
учителей, является компьютер с выходом в Интернет.
По мнению Р. С. Ржевского, установленный в классе Интернет делает
процесс обучения более привлекательным. Учащиеся получают неограниченный
доступ к интересным страноведческим материалам, которые выгодно отличаются
от статичных устаревших текстов в учебнике. Если традиционный материал
статичен, то в компьютере он подается с помощью аудио и видео. Упражнения
подходят для самостоятельной работы учащихся, так как в виде помощи им
предлагаются таблицы. Компьютер помогает исправлять ошибки, так что
учащиеся не боятся их совершать. Он их не подгоняет, а терпеливо ждет.
Из опыта работы, например, учителя Е.А. Куликовой: «Благодаря
электронной почте учащиеся могут общаться со своими сверстниками в любых
странах. Они расширяют свой словарный запас, улучшается орфография.
Наиболее положительным в использовании Интернета является его
информативность, а так же самостоятельность в выборе материала…».
Да, компьютер - современное средство обучения. Только вот не в
каждой школе есть компьютерный класс, а многие дети даже не знают как
пользоваться компьютером. Чтобы изучать иностранный язык при помощи
компьютера, для начала надо изучить информатику. По этому компьютер в
кабинете иностранного языка на сегодняшний день может считаться роскошью,
но в будущем, возможно, войдет в использование в кабинет иностранного языка
как лингафонное оборудование.
При обучении иностранному языку большую роль играет использование
различных наглядных пособий: рисунков, картин, схем, таблиц, фотографии,
которые вносят разнообразие в учебный процесс, делая его более интересным.
Известно, что хорошо продуманная схема позволяет легче и быстрее увидеть
суть изучаемого предмета, одномоментно получить синтетическое представление
о нем, охватить все элементы в их целостности. «Схема, - писал Л.Н.
Гумилев, - целенаправленное обобщение материала. Схема – это скелет работы,
без которого она превращается в медузу…». Они призваны облегчить учащимся
процесс овладения иностранным языком, сиять различного рода сложностями.
Принцип построения таких опорных схем прост, по мнению Р.М. Карповой.
Каждая геометрическая фигура у нее обозначает определенную часть речи и
имеет свой постоянный цвет. Например, красный треугольник с начальной
буквой в центре обозначает глагол, слегка вытянутый треугольник –
инфинитив. Модальный глагол обозначается при помощи заштрихованного
треугольника и так далее. Остальное изображается рисунками или наклеиваются
картинки из старых журналов. Все эти опоры после предъявления объясняются
учащимся. С ними проводится определенная работа.
А учитель М.И. Шамушкина использует специальные карманы, которые
крепятся к доске с помощью шурупов. Карманы предназначены для хранения и
использования в нужный момент визуальных средств обучении (в том числе
комплексов учебно-наглядных пособий), грамматических таблиц в картинках и
так далее. Один из карманов используется для работы с календарем
знаменательных дат, второй – для демонстрации на уроке визуальных средств
при ознакомлении учащихся с новыми лексическими единицами для организации
диалогической и монологической речи учащихся, и для создания учебных
ситуаций. Такое размещение карманов на доске целесообразно потому, что
позволяет во время урока быстро менять картины для создания различных
ситуаций. Справа от доски находится стенд- календарь в картинках, на
котором изображены времена года, месяцы и дни недели. Такой календарь
вызывает живой интерес у школьников и способствует запоминанию названий
месяцев, дней недели и так далее. На этом стенде размещены конкретные формы
вопросов и основы ответов. Таким образом, дежурный использует эти клише для
ответов на вопросы учителя. Но это не механическое использование форм во
время ответов, а только помощь, так как правее от вопросов нарисованы
цветные шарики с днями недели, но расположены они не по порядку.
Также целесообразно размещать страноведческий материал на стендах, так
как он способствует расширению кругозора (карты, с отмеченными столицами,
крупные промышленные центры, так далее). Рядом с картой можно поместить
герб и флаг страны и дать краткую информацию о этой стране. Также можно
поместить открытки и фотографии с изображением типичных для этой страны
праздников и обычаев. Желательно отвести специальное место для рассказов о
выдающихся деятелях страны, о художниках, поэтах, писателях. Стенды
периодически нужно обновлять. Такой стенд помогает учителю и учащимся при
изучении многих тем на разных этапах обучения.
Также хорошим помощником в использовании наглядных пособий является
магнитная доска. Она удобна для создания учебной ситуации с использованием
различных картинок. При изучении ситуации картинки можно быстро поменять на
другие, заранее приготовленные учителем.
Таким образом, планируя урок, учитель может выбирать то или иное
средство обучения, имеющее сходные дидактические функции, учитывая
возрастные особенности учащихся, оснащенность кабинета, наличие ТСО и
многие другие факторы.
Например, на начальном этапе обучения для семантизации учебного
материала желательно использовать картинки. Печатные пособия следует
предпочесть экранным средствам обучения и в том случае, если на данном
уроке или на других уроках в тот день учащиеся уже работали с фильмами и
другими экранно-звуковыми средствами обучения.
В приобретении учебно-наглядных пособий и книжного фонда большую
помощь школам оказывают специальные организации.
Но учителя иностранного языка должны хорошо знать, какие пособия
планируют выписать в ближайшее время, проявлять оперативность и
заинтересованность в приобретении учебно-наглядных пособий по своему
предмету.


Глава 2. Внеклассная работа по иностранному языку.

§1. Цель и психолого-педагогические аспекты внеклассной работы
по иностранному языку.

Современная школа имеет большой опыт проведения просветительно-
воспитательной работы по иностранному языку, которая составляет часть
единого учебно-воспитательного процесса. Внеклассную работу по ИЯ[1]1 можно
определить как систему неоднородных по смыслу, назначением и методикой
проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за
пределы обязательных учебных программ.
Внеклассная работа по ИЯ решает такие задачи:
1) усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на
уроках ИЯ;
2) расширение мировоззрения учеников;
3) развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных
вкусов;
4) воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны,
язык которой изучается.
Важным фактором успешного выполнения этих задач есть учет психолого-
педагогических особенностей обучения ИЯ на разных уровнях. Знание свойств
личности того или другого возраста дает возможность правильно определить
содержание и форму внеклассной деятельности по ИЯ.
На среднем уровне (7-9 классы) подростки проявляют большую социальную
активность, направленную на усвоение определенных образцов поведения и
ценностей, стремятся к восприятию нового, интересного, их память
развивается в направлении интеллектуализации, запоминание приобретает
целенаправленный характер, речь становится более управляемым и развитой.
Подростки требуют искреннего и серьезного отношения к своим интересам, не
любят ограничения своей самостоятельности со стороны взрослых.
На старшем уровне (10-11 классы) ученики стремятся к всестороннему
развитию своей личности, углубленного усвоения знаний. В этом возрасте
формируется научное мировоззрение, возрастает социальная активность,
увеличивается интерес к проблемам человеческих взаимоотношений, увлечения
становятся разносторонними, а самооценка своих способностей снижается.
Большое значение для юношей приобретает общение со своими сверстниками.
Общение для них - неотъемлемая часть их жизни, канал информации и вид
деятельности, е процессе которой происходит формирование индивидуального
стиля поведения старшеклассников.
Следует обратить внимание на то, что в процессе организации
внеклассной работы по ИЯ необходимо учитывать как психологические
особенности личности, так и психологические особенности коллектива: уровень
его развития, степень организационного, психологического интеллектуального
и эмоционального единства, направленность деятельности коллектива на
отношения между его членами, эмоциональное состояние класса во время
выполнения задач по внеклассной работе.
Знание психологических особенностей учеников - необходимая предпосылка
успешного выбора соответствующих форм внеклассной работы, определение
содержания этих форм, организации и проведение внеклассного мероприятия.

Хотя цели и задачи учебной и внеклассной работы полностью совпадают, в
содержании, организации и формах проведения последней наблюдаются
существенные различия. Основными отличиями внеклассной работы от учебной
являются:
1. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной
работе в отличие от обязательности учебной деятельности. Учащиеся
решают для себя вопрос об участии в тех или иных видах внеклассной работы
прежде всего в соответствии со своими интересами, желаниями

узнать что-то новое, заняться языком дополнительно с какими-то
определенными целями.
Этот ведущий принцип организации внеклассной работы обязывает учителя
своевременно обнаружить заинтересованность учеников внеклассной работой и
языком, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное время и тем
самым пробудить в них интерес к ней. Этот принцип определяет содержание и
форму внеклассной работы — она должна постоянно поддерживать, углублять и
развивать интерес к иностранному языку.
2. Внеурочный характер занятий, который выражается, во-первых,
в отсутствии строго урочной регламентации, касающийся времени, места, формы
их проведения. Местом проведения работы может быть парк, зал музея,
школьный сад и т. д. Во-вторых, в отсутствии строгого учета

знаний, навыков и умений, оценок в баллах. Проверка
результатов внеклассной работы осуществляется в форме отчетных вечеров,
концертов, сборов, выпуска стенгазет на иностранном языке и т. д.
3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в
выполнении внеурочных поручений. В отличие от учебной работы, где
помощь учителя играет ведущую роль, во внеклассной работе
учащиеся проявляют больше самостоятельности, изобретательности,

творчества как в выполнении, так и в организации внеурочных мероприятий, в
выборе форм работы, отвечающих интересам отдельных возрастных групп
учащихся, их склонностям.

§2. Принципы организации внеклассной работы по иностранному языку.

Принципы внеклассной работы по ИЯ - исходные положения,
которые определяют требования к ее содержанию, методов и организационных
форм. Они отвечают целям и задачам всей внеклассной работы по ИЯ в школе и
иллюстрируют суть педагогической деятельности учителя - организатора
внеклассной работы.
Основными организационными принципами внеклассной работы по ИЯ
являются принципы добровольности и массовости, принцип учета и развития
индивидуальных особенностей и интересов учеников, принцип связи внеклассной
работы с уроками (В.И.Шепелева).[2]
Принцип добровольности состоит в том, что ученики включаются в
внеклассную работу по собственному желанию. Этот принцип имеет свою
особенность: ученик, который сам определил свое участие в том или другом
виде внеклассной деятельности, берет на себя добровольное обязательство
продолжать изучение ИЯ, что будет требовать от него дополнительных усилий.
Принцип массовости предусматривает активное участие в внеклассных
мероприятиях наибольшего количества учеников с разным уровнем владения
иностранным языком. Принцип учета и развития индивидуальных особенностей и
интересов учеников предусматривает учет в контексте деятельности учеников
их собственного опыта, интересов, желаний, наклонностей, мировоззрения,
эмоционально-чувственной сферы и статуса личности в коллективе. Принцип
связи внеклассной работы с уроками прежде всего состоит в том, чтобы
обеспечить единство практических, развивающих и воспитательных целей
внеклассных занятий и уроков. Он также предусматривает связь учебных
материалов, которые используются во внеклассной работе, с материалом
действующих учебно-методических комплексов по ИЯ.
Внеклассная работа базируется на владении учениками привычками и
умениями, приобретенными на уроках ИЯ, поэтому очень важным есть то, чтобы
ученики наиболее полно использовали эти привычки и умения во время
внеклассного мероприятия. Вместе с тем внеклассная работа может
положительно влиять на учебную деятельность учеников по иностранному языку.
Г.И.Мокроусова и Н. Ю. Кузовлева дополняют вышеупомянутые принципы
принципами комплексности, увлеченности и развития инициативы и
самодеятельности. Принцип комплексности может обеспечить единство и
взаимосвязь морального, эстетичного, трудового и физического воспитания.
Внеклассная работа по ИЯ должна воспитывать искреннего гражданина, который
с уважением относится к своей стране и стране, язык которой он изучает.
Этот гражданин должен быть честным, порядочным, понимать людей, с которыми
общается, уважать и понимать ИЯ. На внеклассных мероприятиях необходимо
прививать ученикам любовь к прекрасному, учить исполнять песни, слушать и
понимать музыку, хорошо оформлять альбомы, стенгазеты, изготовлять костюмы
и разный реквизит к спектаклям.
Принцип увлеченности связан с выбором конкретных интересных приемов,
которые оказывают содействие эффективному достижению поставленных задач, а
также с содержанием учебных материалов, которое может быть новым,
необыкновенным, захватывающим, большей частью страноведческого характера.
Принцип развития инициативы и самодеятельности предусматривает
стимулирование и развитие у школьников самодеятельности и инициативы в
работе. Именно во внеклассной работе учитель может дать ученикам
возможность самостоятельно использовать свои знания и умения, разрешить
делать все, что касается подготовки и проведения внеклассного мероприятия,
умело и незаметно руководя этим процессом. Самодеятельность - это основа
творчества, а именно творческое удовлетворение в работе всегда оказывает
содействие желанию работать лучше, знать иностранный язык совершеннее.
Инициатива может стать жизненной позицией каждого ученика. Учителю
необходимо побудить своих учеников к тому, чтобы они сами выбрали тематику
и формы внеклассного общения.
Все вышеназванные принципы дополняют друг друга и в комплексе
обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и вместе с
тем разностороннее влияние на развитие личности.

§3. Формы внеклассной воспитательной работы по иностранному языку

В методической литературе и в практике школы традиционно различают три
формы внеклассной работы: индивидуальные, групповые и массовые. В основу
такого распределения возложен признак количественного охвата участников.
Подчеркивая нечеткость понятия "массовости", В.И. Шепелева предлагает
различать формы внеклассной работы по ИЯ по организационно-структурным
признакам. Соответственно она относит групповые формы к организационно-
структурным формам, а индивидуальные и массовые - к неструктурным.
Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учениками,
которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о
значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни,
отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют
наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды и т.п.
Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически.
Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную
структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими
интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки: разговорные,
вокальные, драматические, переводчиков, филателистов, внеклассного чтения и
т.п. Некоторые методисты рекомендуют организовывать для учеников всех
классов разговорные и хоровые кружки, для учеников старших классов
-литературно-переводческие и страноведческие. Положительно зарекомендовали
себя комбинированные кружки, где объединяются разные виды деятельности,
например, разучивание песен и подготовка инсценировок, внеклассное чтение и
просмотр диафильмов с дальнейшим обсуждением просмотренного. Занятия в
кружках, как правило, проводятся регулярно.
Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной
структуры. К ним относят такие мероприятия как вечера художественной
самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера и
т.п. Эти мероприятия проводятся эпизодически.
По смыслу можно выделить такие формы внеклассной работы по ИЯ:
1) соревновательные,
2) средства массовой информации,
3) культурно-массовые,
4) политико-массовые.
Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия.
Мероприятия соревновательного характера, конкурс, игра, олимпиада,
викторина и прочие. Средства массовой информации - стенгазета, объявление,
бюллетень, устный журнал, дайджест, выставка-викторина и т.п.. Мероприятия
культурно-массового характера, вечер-праздник, посвященный народным
традициям родной страны или страны, язык которой изучается; вечер-портрет,
посвященный жизни и деятельности известных писателей, поэтов, композиторов,
актеров и т.п.; вечер-встреча с интересными людьми; вечера-хроники в связи
со знаменательными событиями, Мероприятия политико-массового характера:
форум, фестиваль, пресс-конференция, ярмарка солидарности, телемост и
прочие.
В педагогической литературе есть понятие «объединяющие формы
внеклассной работы» (Т.М.Калечиц, З.О. Кейлина). К объединяющим формам
относят детские и юношеские клубы по интересам, школьные музеи, библиотеки,
киностудии, кинотеатры и клубы веселых и находчивых.
Клубы являются эффективной формой внеклассной работы по ИЯ, так как
они объединяют учеников разного возраста и разных интересов, создают
широкое пространство для общения, действуют на основах самоуправления и
становятся центрами внеклассной работы в школах. Клубы имеют свои названия,
эмблемы, положения и уставы. Особой популярностью среди школьников
пользуются клубы веселых и находчивых (КВН), которые предусматривают
проведение интересных конкурсов, исполнение песен, стихов, разгадывание
загадок, кроссвордов, ребусов со зрительной опорой в виде плакатов, картин,
диафильмов. Каждая команда, которая принимает участие в КВН, имеет свой
девиз, эмблему, песню и форму. Как "домашнее задание" участники клуба
готовят инсценировку произведений известных зарубежных писателей и
драматургов.
Целесообразно выделить такую форму внеклассной работы как Неделя
иностранного языка в школе. Эта форма по своему характеру является
массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента
учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает
комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в
определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного
подхода к воспитанию учеников.
Неделя иностранного языка в школе как комплексная форма должна
оказывать содействие целенаправленной организации и систематизации всей
внеклассной работы по ИЯ в школе, активизации работы кружков, для которых
Неделя становится своеобразным творческим отчетом, формированию творческих
отношений между учениками, учителями и родителями, которые взаимодействуют
в процессе подготовки и проведение Недели. Неделя иностранного языка
проводят в определенный период учебного года по предварительно составленной
программе, которая определяет цели, содержание и форму любого из его
компонентов. Тематика мероприятий в рамках Недели должна быть интересной,
познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечать
возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки. Процесс
подготовки и проведение Недели ИЯ проходит в три этапа.
I этап (подготовительный) начинается составлением программы Недели. На
этом этапе создается оргкомитет, в состав которого избираются учителя
иностранного языка, завуч, представители ученической и родительской массы.
Члены оргкомитета определяют исполнителей программы, организуют
изготовления костюмов, реквизита, оформление помещений, выставок,
объявлений, приглашений, а также подготовку необходимых фономатериалов,
диафильмов, кинофильмов, слайдов. Непосредственно подготовку учеников к
выступлениям проводят учителя ИЯ, работая индивидуально с каждым учеником
или с группами учеников в кружках. Во время репетиций ученики
усовершенствуют свое произношение, учатся вести себя на сцене и т.п.
II этап - это проведение Недели иностранного языка. Обязательным
условием проведения Недели есть создание атмосферы праздничности,
непринужденности. Ученики должны ощущать удовлетворение и радость от своего
участия в празднике.
Образец плана проведения Недели иностранного языка в школе

|День недели |Содержание работы |Ответственный |
|Понедельник |Объявление по школьном |VIII – IX классы |
| |радио об открытии | |
| |Недели. Открытие | |
| |выставки стенгазет. | |
|Вторник |Викторина, посвященная |VIII классы |
| |обычаям и традициям | |
| |страны, язык которой | |
| |изучается. | |
|Среда |Ролевая игра "Телемост"|IX классы |
| |(между столицами родной| |
| |страны и страны, язык | |
| |которой изучается). | |
|Четверг |Литературно-музыкальный|X – XI классы |
| |вечер | |
|Пятница |Итоги Недели. |Оргкомитет |

III этап посвящен итогам Недели. Желательно выпустить информационный
бюллетень и сообщить о том, как прошла Неделя, каких успехов достигли ее
участники, кто из учеников наиболее отметился.
Как отдельную форму внеклассной работы по иностранному языку можно выделить
переписку учеников. Она имеет не только большое воспитательное, но и
практическое значение, поскольку оказывает содействие развитию речи
учеников. Переписка дает возможность ученикам практически использовать
иностранный язык как средство общения и получать дополнительную информацию
к темам программы. Чтобы переписка оказывала содействие развитию не только
письменной, но и устной речи учеников, на заседаниях кружка или секции
клуба заслушивается информация на иностранном языке, о которой идется в
письме, устраиваются выставки писем, во время которых комментируется их
содержание. Организующим центром этой работы является «Школьный почтамт»,
который помогает учащимся в переписке, предоставляет ИЯ информацию о том,
как правильно оформить письма (написать адрес, дату и т.п.), предлагает
адреса зарубежных друзей, которые желают состоять в переписке, обеспечивает
конвертами, марками, консультирует по поводу употребления языкового
материала, характерного для эпистолярной формы общения.
Как показывает практика, виды внеклассной работы, которые обеспечивают
оптимальные результаты, должны иметь такие характеристики:
1. информативность и содержательность, которые оказывают содействие
реализации практических и общеобразовательных целей внеклассной работы;
2. коммуникативная направленность: все в

Новинки рефератов ::

Реферат: Виды сварки (Технология)


Реферат: Этническая общность и национализм (Политология)


Реферат: Колледжи и университеты США (Искусство и культура)


Реферат: Психолого-педагогические и организационные основы функционирования самодеятельного хорового коллектива (Музыка)


Реферат: Перши президенти незалежної України (політичні портрети) (Исторические личности)


Реферат: Договор займа, кредитный договор (Гражданское право и процесс)


Реферат: Перспективы развития петербургского порта (Строительство)


Реферат: Реформы Петра I и судьба России (История)


Реферат: Сравнение деловых культур России и США (Психология)


Реферат: Изобретение книгопечатания (История)


Реферат: Динамика экосистем, понятие сукцессии (Биология)


Реферат: Краткосрочное кредитование с.х. предприятий (Финансы)


Реферат: Математические модели электромеханических систем в пространстве состояний (Математика)


Реферат: Радиоактивность (Химия)


Реферат: Истоки предпринимательской деятельности (История)


Реферат: Международная лицензионная торговля (Маркетинг)


Реферат: Гражданское право в системе права – соотношение частного и публичного (Гражданское право и процесс)


Реферат: Шпаргалки по английскому языку (Иностранные языки)


Реферат: Базовые виды спорта (Физкультура)


Реферат: Логопедия (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист