GeoSELECT.ru



Литература / Реферат: "Преступление и наказание" - роман-предупреждение (Литература)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: "Преступление и наказание" - роман-предупреждение (Литература)



Министерство среднего образования Российской Федерации

Средняя школа №6



“Преступление и наказание” - роман-предупреждение



Доклад
по литературе
ученика 10 “А” класса

Сеина Сергея



Курчатов 1994 г.



“ ... весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и
невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Появились какие-
то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей ...
Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и
сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и
непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали
непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных
убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и
сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал,
что в нем одном и заключается истина, и мучался, глядя на других, бил себя
в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли
согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого
оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе ... Все
и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше " - такой Достоевский
изображает сложную трагическую картину, напоминающую об апокалипсисе
(Библейском предсказании о конце света, обрыве истории человечества). Он
видел, как ломка, разрушая вековые устои общества, освобождала человеческую
индивидуальность от культурных традиций, преданий и авторитетов, от
исторической памяти. Личность теряла само ориентацию и попадала в слепую
зависимость от “самоновейшей” науки, от “последних слов” идейной жизни
общества. Человек, втянутый в идейную борьбу, вступал в крайне болезненные
отношения с миром. Он оказывался беззащитным перед соблазном власти
”недоконченных” идей, сомнительных общественных теорий, которые носились в
обществе России в прошлом, и будут носиться в будущем. Человек легко
становиться их рабом, исступленным их служителем, а идеи обретают в его
душе деспотическую силу и овладевают его жизнью и судьбой.
Роман ”Преступление и наказание” отразил тревогу Достоевского за
будущее человечества. Его страшили все усиливающаяся власть денег, падение
нравственного ориентира, обилие преступлений, с которыми ему приходилось
сталкиваться на каждом шагу. И он настойчиво искал выход из кричащих
противоречий буржуазного общества. Писатель попытался решить вопрос о
пагубности анархического бунта, о возможности изменить существующий
миропорядок без революционных потрясений, путем перевоспитания человека
через проповеди религиозного смирения и очищающего страдания. Он поставил и
попытался решить также глобальные вопросы бытия, как жизнь и бессмертие,
добро и зло в окружающем мире, вера и безверие, отношение общества к
личности. В романах и повестях Достоевского, в его публицистических
выступлениях и литературно-критических статьях отразилась тревога писателя
за судьбу человечества, стремление предостеречь его от пагубных последствий
учений, иных радетелей всемирного счастья, призывающих пожертвовать во имя
торжества абстрактных “теорий” миллионами жизней. Все эти идеи будут
говорить, что они и только они спасут мир и только они знают истину, но мир
не может быть спасен насильно. Задача не в простом соединении всех частей
человечества и всех дел человечества в одно общее дело. Можно себе
представить, что люди работают вместе над какой-нибудь великой задачей и к
ней сводят и ей подчиняют все свои частные деятельности; но если эта задача
им навязана, если она для них есть нечто роковое и неотступное, если они
соединены слепым инстинктом или внешним принуждением, то хотя бы такое
единство распространялось на все человечество, это не будет истинным
всечеловечеством, а только огромным “муравейником”. Против такого
муравейника со всей силой восставал Достоевский, видя в нем прямую
противоположность своему общественному идеалу. Его идеал требует не только
единения всех людей и всех дел человеческих, но главное - человеческого их
единения. Достоевский видел, что человечество не может уйти с этого пути,
пути насилия над личностью. И он предвидит апокалипсис, история
подтверждает его правоту. Сколько всевозможных идей пленяли ум
человечества: бонапартизм, большевизм, фашизм. И что самое важное - эти
идеи не умирают, а находят новую почву для процветания. На каждом витке
истории появляются новые идеи, и они углубляют раскол в обществе. Этот
раскол привел человечество к “холодной войне”, когда уже жизнь всего
человечества находиться в руках одного человека. Люди, которых пленяли
идеи, рукоплескали Сталину, Гитлеру и другим диктаторам. Неокрепшим разумом
руководило “белое братство”. По своему принципу, по идеи, ненужных и лишних
людей убивал Чикатило. Многие герои Достоевского существуют,
видоизмененными в нашем обществе. И поэтому нужно во чтобы то ни стало
избавиться о любых форм насилия. Все эти прообразы героев Достоевского в
нашей жизни дают возможность назвать его произведения, не только
“Преступление и наказание”- произведениями-предупреждениями.



Литература:

1. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. - М. : Художественная
литература, 1990
2. Лебедев Ю.В. Литература. Учебное пособие для учащихся 10 классов средней
школы. В 2-х частях. Часть 2.- М. : Просвещение, 1992
3. Соловьев В. Три речи в память Достоевского. Вторая речь. - М. :
Художественная литература, 1990
4. Якушин Н. Великий русский писатель. - М. : Художественная литература,
1990




Реферат на тему: "Прощание с Матёрой" В. Распутина

Сочинение-рецензия (В. Распутин «Прощание с Матёрой»)
В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но
судьба Матеры – ведущая тема этого произведения.
В ней легко прочитывается судьба родной деревни Распутина – Аталанки, в
годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления.
Матера – это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали это
место русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом
острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми
Матера. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо
вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. Но уходит Матера,
уходит душа этого мира.
Надумали построить на реке мощную электростанцию. Остров попал в зону
затопления. Всю деревню надо переселять в новый поселок на берегу Ангара.
Но эта перспектива не радовала стариков. Душа бабки Дарьи обливалась
кровью, ведь в Матере не только она выросла. Это – родина ее предков, а
сама Дарья считала себя хранительницей традиций своего народа. Она искренне
верит, что «нам Матеру на подержание только дали… чтобы обихаживали мы ее с
пользой и кормились».
Но для чужих этот остров всего лишь территория, зона затопления. Прежде
всего, новоявленные строители попытались снести на острове кладбище. Дарья
приходит к выводу, что в людях и обществе стало утрачиваться чувство
совестливости. «Народу стало много боле, - размышляет она, - а совесть,
поди-ка та же…,наша совесть постарела, старуха стала, никто на нее не
смотрит… Че про совесть ежели этакое твориться!»
Утрату совести герои Распутина связывают впрямую с отрывом человека от
земли, от своих корней, от вековых традиций. К сожалению. Остались верными
Матере лишь старики и старухи. Молодежь живет будущим и спокойно расстается
со своей малой родиною.
Но писатель заставляет задуматься, будет ли человек, покинувший свою
родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым, и, сжигая мосты,
покидая Матеру, не теряет ли он свою душу, свою нравственную опору?
Павлу, старшему сыну Дарьи, тяжелей всего. Он разрывается на два дома:
нужно обустраивать жизнь в новом поселке, но еще не вывезена мать. Душой
Павел на острове. Ему трудно расстаться с материнской избой, с землей
предков. Но и восстать против переселения Павел не в силах.
Итог плачевен… С карты Сибири исчезло целое селение, а вместе с ним –
традиции и обычаи, которые на протяжении столетий формировали душу
человека, его неповторимый характер.
Что же теперь будет с Павлом, который мечется между деревней и поселком,
между островом и материком, между нравственным долгом и мелочной суетой и
так и остается в финале повести в лодке посреди Ангары, не пристав ни к
одному из берегов? Что будет с тем гармоническим миром, который для каждого
человека становится святым местом на земле. Что будет с Россией? Надежду на
то, что Россия все-таки не утратит своих корней, Распутин связывает с
бабкой Дарьей. Она несет в себе те духовные ценности, которые утрачиваются
с надвигающейся городской цивилизацией: память, верность роду, преданность
своей земле. Берегла она Матеру, доставшуюся ей от предков, и хотела
передать в руки потомков. Но приходит последняя для Матеры весна, и
передавать родную землю некому.
Распутин не против перемен, он не пытается в своей повести протестовать
против всего нового, прогрессивного, а заставляет задуматься о таких
преобразованиях в жизни, которые бы не истребили человеческого в человеке.
В силах людей сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа, быть на
ней не временным жильцом, а вечным ее хранителем, чтобы потом не испытывать
перед потомками горечь и стыд за утерю чего-то родного, близкого твоему
сердцу.






Новинки рефератов ::

Реферат: Отношения Совета Европы и Азербайджана в рамках международного права (Международное публичное право)


Реферат: Учет оплаты труда в строительстве (Бухгалтерский учет)


Реферат: Бухгалтерский учет и аудит реализации готовой продукции (Бухгалтерский учет)


Реферат: Пограничные конфликты озера Хасан (История)


Реферат: Организация аудиторской проверки (Бухгалтерский учет)


Реферат: Проблемы пользования нелицензионными товарами (Программирование)


Реферат: Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов (Психология)


Реферат: Порядок прохождения военной службы офицерским составом и статус военнослужащих (Военная кафедра)


Реферат: Возможности пакета MultiVision v.4.5. на уроках химии (Программирование)


Реферат: Культура та побут населення України (Естествознание)


Реферат: Ртуть (Химия)


Реферат: Древние Японские искусство и культура (Культурология)


Реферат: Виды решений суда по уголовным делам (Уголовное право и процесс)


Реферат: Гражданское законодательство об ответственности за причинение вреда (Гражданское право и процесс)


Реферат: Использование социальной психологии в PR деятельности (Социология)


Реферат: Глюкоза и сахароза (Химия)


Реферат: Військо запорізьке (История)


Реферат: Культура речи и эффективность общения (Литература)


Реферат: Рынок коммерческой недвижимости (Финансы)


Реферат: Биография У. Черчилля (Исторические личности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист