GeoSELECT.ru



История / Реферат: Быт и верования восточных славян (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Быт и верования восточных славян (История)


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СТАЛИ И СПЛАВОВ

(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)



Домашнее задание по истории
"Быт и верования древних славян"



студентки 1 курса факультета МТРиЭ
группы СМ-00-1, С5-00-1
Потапчук Елены Анатольевны
Научный руководитель
Доцент Хомякова Светлана Ивановна



Москва, 2000.
План.



1. Происхождение восточных славян.
2. Хозяйство
3. Культура древних славян
а) Велесова книга
б) Мир в представлении древних славян.
в) Боги и обряды.
г) Пантеон богов
д) Отражение верований в быте древних славян.



происхождение восточных славян


Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной
Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам,
которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии. Археологи
считают, что славянские племена можно проследить по данным раскопок с
середины второго тысячелетия до н.э. Предков славян (в научной
литературе их называют праславяне) предположительно находят среди
племен, населявших бассейн Одры, Вислы и Днепра; в бассейне Дуная и на
Балканах славянские племена появились лишь в начале н.э. Возможно, что
о предках славян говорит Геродот, когда описывает земледельческие
племена среднего Поднепровья.
Он называет их "сколотами" или "борисфенитами" (Борисфен —
название Днепра у античных авторов), отмечая, что греки ошибочно
причисляют их к скифам, хотя скифы совершенно не знали земледелия.
Предполагаемая максимальная территория расселения предков славян
на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на
востоке — до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса
лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении
Харькова. На этой территории обитало несколько сот славянских племен.
В VI в. из единой славянской общности выделяется
восточнославянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский
народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение
крупных племенных союзов восточных славян. Летопись сохранила предание
о княжении в Среднем Поднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры
Лыбеди и об основании Киева. Такие же княжения были и в других
племенных союзах, включающих в себя 100-200 отдельных племен.
Многие славяне, единоплеменные с ляхами, обитавшими на берегах
Вислы, поселились на Днепре в Киевской губернии и назывались полянами
от своих чистых полей. Это имя исчезло в древней России, но сделалось
общим именем ляхов, основателей польского государства. От этого же
племени славян были два брата, Радим и Вятко, главами радимичей и
вятичей: первый избрал себе жилище на берегах Сожа, в Могилевской
губернии, а второй на Оке, в Калужской, Тульской или Орловской.
Древляне, названные так от своей лесной земли, обитали в Волынской
губернии; дулебы и бужане по реке Бугу, впадающему в Вислу; лутичи и
тивирцы по Днестру до самого моря и Дуная, уже имея города в земле
своей; белые хорваты в окрестностях гор Карпатских; северяне, соседи
полян, на берегах Десны, Семи и Суды, в Черниговской и Полтавской
губернии; в Минской и Витебской, между Припетью и Двиною Западною,
дреговичи; в Витебской, Псковской, Тверской и Смоленской, в верховьях
Двины, Днепра и Волги, кривичи; а на Двине, где впадает в нее река
Полота, единоплеменные с ними полочане; на берегах же озера Ильменя
собственно так называемые славяне, которые после Рождества Христова
основали Новгород.
Наиболее развитыми и культурными среди восточнославянских
объединений были поляне. К северу от них проходила своеобразная
граница, за которой племена жили "зверинским образом"1. По данным
летописца «земля полян также носила название "Русь". Одно из
объяснений происхождения термина "Русь", выдвигаемых историками,
связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на
территории которого жили поляне.
К тому же времени относится и начало Киева. Нестор в летописи
рассказывает об этом так: «Братья Кий, Щек и Хорив, с сестрою Лыбедью,
жили между полянами на трех горах, из коих две слывут, по имени двух
меньших братьев, Щековицею и Хоривицею; а старший жил там, где ныне (в
Несторово время) Зборичев взвоз. Они были мужи знающие и разумные;
ловили зверей в тогдашних густых лесах днепровских, построили город и
назвали оный именем старшего брата, т. е. Киевым. Некоторые считают
Кия перевозчиком, ибо в старину был на сем месте перевоз и назывался
Киевым; но Кий начальствовал в роде своем: ходил, как сказывают, в
Константинополь, и приял великую честь от царя греческого; на
возвратном пути, увидев берега Дуная, полюбил их, срубил городок и
хотел обитать в нем, но жители дунайские не дали ему там утвердиться и
доныне именуют сие место городищем К.иевцом. Он скончался в Киеве,
вместе с двумя братьями и сестрою».
Кроме народов славянских, по сказанию Нестора, жили тогда в
России и многие иноплеменные: меря вокруг Ростова и на озере Клещине
или Переславском; мурома на Оке, где река впадает в Волгу; черемиса,
мещера, мордва на юго-восток от мери; ливь в Ливонии, чудь в Эстонии и
на восток к Ладожскому озеру; нарова там, где Нарва; ямь, или емь в
Финляндии, весь на Белоозере; Пермь в губернии сего имени; югра, или
нынешние березовские остяки, на Оби и Сосве; печора на реке Печоре.
Данные летописца о размещении славянских племенных союзов
подтверждаются археологическими материалами. В частности, данные о
различных формах женских украшений (височные кольца), полученные в
результате археологических раскопок, совпадают с указаниями летописи о
размещении славянских племенных союзов.

Хозяйство

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это
подтверждается археологическими раскопками, при которых были
обнаружены семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур
(репа, капуста, морковь, свекла, редька). Выращивались также и
технические культуры (лен, конопля).1 Южные земли славян обгоняли в
своем развитии северные, что объяснялось различиями в природно-
климатических условиях, плодородии почвы. Южные славянские племена
имели более древние земледельческие традиции, а также имели давние
связи с рабовладельческими государствами Северного Причерноморья.
У славянских племен существовали две основные системы земледелия.
На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой
земледелия была подсечно-огневая.
Следует сказать, что граница тайги в начале 1 тыс. н.э. была
гораздо южнее современной. Остатком древней тайги является знаменитая
Беловежская Пуща. В первый год при подсечно-огневой системе на
освояемом участке деревья подрубали, и они высыхали. На следующий год
срубленные деревья и пни сжигали, и в золу сеяли зерно. Удобренный
золой участок два-три года давал довольно высокий урожай, потом земля
истощалась, и приходилось осваивать новый участок. Основными орудиями
труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона-суковатка.
Убирали урожай при помощи серпов и размалывали зерно каменными
зернотерками и жерновами.
В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. При
наличии большого количества плодородных земель участки засевали в
течение нескольких лет, а после истощения почвы переходили
("перекладывались") на новые участки. В качестве основных орудий
использовали рало, а впоследствии деревянный плуг с железным лемехом.
Плужное земледелие было более эффективным и давало более высокие и
стабильные урожаи.
С земледелием тесно было связано скотоводство. Славяне разводили
свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах
использовали волов, в лесной полосе — лошадей. Важное место в
хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество
(сбор меда диких пчел). Мед, воск, меха были основными предметами
внешней торговли.
Набор сельскохозяйственных культур отличался от более позднего:
рожь занимала в нем еще небольшое место, преобладала пшеница. Совсем
не было овса, но были просо, гречиха, ячмень.
Разводили славяне крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей.
Важная роль скотоводства видна из того, что в древнерусском языке
слово «скот» означало также деньги.
Лесные и речные промыслы также были распространены у славян. Охота
давала в большей степени пушнину, чем продовольствие. Мед получали при
помощи бортничества. Это был не простой сбор меда диких пчел, но и
уход за дуплами («бортями») и даже их создание. Развитию рыболовства
способствовало то обстоятельство, что славянские поселения обычно
располагались по берегам рек.
Большую роль в экономике восточных славян, как во всех обществах,
стоящих на стадии разложения родоплеменного строя, играла военная
добыча: племенные вожди совершали набеги на Византию, добывая там
рабов и предметы роскоши. Часть добычи князья распределяли между
своими соплеменниками, что, естественно, повышало их престиж не только
как предводителей походов, но и как щедрых благотворителей.
Одновременно вокруг князей складываются дружины — группы постоянных
боевых соратников, друзей (слово «дружина» происходит от слова «друг»)
князя, своего рода профессиональных воинов и советников князя.
Появление дружины не означало на первых порах ликвидации всеобщего
вооружения народа, ополчения, но создавало предпосылки для этого
процесса. Выделение дружины — существенный этап в создании классового
общества и в превращении власти князя из родоплеменной в
государственную.
Рост количества кладов римских монет и серебра, найденных на землях
восточных славян, свидетельствует о развитии у них торговли. Предметом
экспорта было зерно. О славянском экспорте хлеба во II—IV вв. говорит
заимствование славянскими племенами римской хлебной меры —
квадрантала, получившего название четверик (26, 26л) и существовавшем
в русской системе мер и весов до 1924 г. О масштабах производства
зерна у славян свидетельствуют найденные археологами следы ям-
хранилищ, вмещавших до 5 т зерна.
По археологическим данным мы можем судить в какой-то степени о
быте древних славян. Их располагавшиеся по берегам рек поселения
группировались в своего рода гнезда из 3—4 поселков. Если между этими
поселками расстояние не превышало 5 км, то между «гнездами» оно
достигало не менее 30, а то и 100 км. В каждом поселке жило несколько
семей; иногда они исчислялись десятками. Дома были небольшие, типа
полуземлянок: пол на метр-полтора ниже уровня земли, деревянные стены,
глинобитная или каменная печь, топящаяся по-черному, крыша, обмазанная
глиной и порой доходящая концами кровли до самой земли. Площадь такой
полу•землянки была обычно невелика: 10—20 м2.
Несколько поселков, вероятно, составляли древнеславянскую общину —
вервь. Прочность общинных институтов была настолько велика, что даже
повышение производительности труда и общего уровня жизни далеко не
сразу привели к имущественной, а тем более социальной дифференциации
внутри верви. Так, в поселении X в. (т. е. когда уже существовало
Древнерусское государство) — городище Новотроицком — не обнаружено
следов более и менее богатых хозяйств. Даже скот был, видимо, еще в
общинном владении: дома стояли очень тесно, порой соприкасаясь
крышами, и не оставалось места для индивидуальных хлевов или загонов
скота. Прочность общины на первых порах тормозила, несмотря на
сравнительно высокий уровень развития производительных сил, расслоение
общины и выделение из нее более богатых семей.
Приблизительно в VII - VIII вв. ремесло окончательно отделяется от
земледелия. Выделяются специалисты—кузнецы, литейщики, мастера золотых
и серебряных дел, позднее гончары. Ремесленники обычно
концентрировались в племенных центрах — градах или на городищах —
погостах, которые из военных укреплений постепенно превращаются в
центры ремесла и торговли — города. Одновременно города становятся
оборонительными центрами и резиденциями носителей власти.
Города, как правило, возникали при слиянии двух рек, так как такое
расположение обеспечивало более надежную защиту. Центральная часть
города, окруженная валом и крепостной стеной, называлась кремлем или
детинцем. Как правило, со всех сторон кремль был окружен водой, так
как реки, при слиянии которых строился город, соединялись рвом,
наполненным водой. К кремлю примыкали слободы — поселения
ремесленников. Эта часть города называлась посадом.
Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших торговых
путях. Одним из таких торговых путей был путь "из варяг в греки".
Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками и далее через
систему волоков суда достигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили
до Черного моря и далее до Византии. Окончательно этот путь сложился к
IX в.
Другим торговым путем, одним из древнейших на территории Восточной
Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами
Востока.

КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН.


Древние славяне были люди ведической культуры, поэтому
древнеславянскую религию правильней было бы именовать не язычеством, а
ведизмом. Слово "веды" - созвучно современоому русскому "ведать",
"знать". Это мирная религия высококультурного народа, родственная
другим религиям ведического корня - Древней Индии и Ирана, Древней
Греции.

Велесова книга.


Основными памятниками культуры славянской древности являются священные
песни, сказания, мифы, хотя большинство ученных считают, что тексты
древнеславянских священных песен, мифов погибли христианизации Руси. В
отечественной исторической науке даже то немногое, что осталось -
Велесову книгу, предпочтительно написанную новгородскими жрецами не
позже IX в., считают подделкой. 1
До сих пор ведутся споры о сущности упоминаемых в летописях
славянских богов. И тем не менее высказано мнение, что древнейший
пласт славянских мифов сохранился лучше греческих, индийских или
библейских. Причина тому - особый путь развития славянской культуры.
Мифические сказания других народов искажались при записи и обработке
уже в древнейшее время. Славянский фольклор - это живая устная
традиция, в меньшей степени претерпевшая изменения под влиянием
письменной культуры.
Сокровища славянского фольклора - народные песни, сказки, былины,
духовные стихи - начинают интенсивно собирать и записывать только в
первой половине XIX в.
Велесова книга- памятник сложный и емкий. Она разрешает давний спор
о происхождении славян. Она описывает судьбы различных племен,
участвовавших в славянском этногенезе. Древнейшее событие,
представленное в ней, - исход индоевропейских племен из Семиречья,
области близ озера Балхаш, и сегодня носящей такое название из-за семи
рек, впадающих в него. По данным археологов, миграция индоевропейских
племен из средней Азии происходила в последней трети II тысячелетия до
н.э. на обширнейшей территории от Балкан до Енисея (эллины-дорийцы) и
Северного Китая (массагеты и саки). Велесова книга описывает события
мифической и древнейшей истории славян конца II тысячелетия до н.э. -
конца I тысячелетия н.э.
По Велесовой книге у древних славян существовала архаическая Троица
- Триглав: Сварог (Сварожич) - небесный бог, Перун - громовержец,
Велес (Волос) - бог разрушитель Вселенной, хотя различные жреческие
школы славян неодинаково понимали тайну Троицы.1
С широким распространением материнских культов связано почитание
женских предков. В эпоху патриархата материнские культы
трансформируются в женские ипостаси богов и приобретают некую единую
функцию - становятся покровительницами дома, очага, огня, территории,
страны, человека, семьи, любви в виде хозяек, бабушек, матерей. Однако
в целом женские культы, в какой бы модификации они не встречались,
всегда тяготеют к одному из двух своих проявлений: они олицетворяют
мир любви либо небесной (славянская Лёле), либо земной (славянская
Мать сыра земля).
Уровень духовной зрелости древних славян, их философские воззрения
можно реконструировать по их космогоническим мифам.[1] С именем
Сварога связан древний космогонический миф славян о сотворении Земли
Прародителем нашим - Родом - Родником Вселенной.


Мир в представлении древних славян.


Мир тогдашних язычников состоял из четырех частей: земли, двух небес
и подземно-водной зоны.
У многих народов земля изображалась как округлая плоскость,
окруженная водой. Вода конкретизировалась или как море, или же в виде
двух рек, омывающих землю, что, может быть, архаичнее и локальнее —
где бы человек ни был, он всегда находился между каких-либо двух рек
или речек, ограничивающих его ближайшее сухопутное пространство. Судя
по фольклору, славянские представления о море не имели законченного
вида. Море где-то на краю земли. Оно может быть на севере, где на
стеклянных горах находится хрустальный дворец Кощея Бессмертного,
сверкающий всеми цветами радуги. Это — отражение позднейшего
знакомства с Ледовитым океаном и северным сиянием. Море может быть
обычным, без этих арктических признаков. Здесь ловят рыбу, плавают на
кораблях, здесь находится девичье царство (сарматов) с каменными
городами; отсюда, от морских берегов Змей Горыныч, олицетворение
степняков, направляется в свои налеты на святую Русь. Это — реальное
историческое черноморско-азовское море, издавна известное славянам и
даже носившее временами название "Русского моря". До этого моря от
лесостепной окраины славянской прародины или (что то же самое) от
южной окраины славянских царств можно доскакать "скорою ездою", как
говаривали в 16 в., всего лишь за три дня.
Для язычников был очень важен аграрный аспект земли: земля -
почва, рождающая урожай, "Мать - сыра - земля", почва, насыщенная
влагой, питающей корни растений, "матушка-земля", с которой связан
целый ряд обрядов и заклинаний. Здесь почти неощутима грань с
воображаемым подземным сказочным миром. Богиней плодоносящей земли-
почвы, "матерью урожай" была Макошь, введенная в 980 г. в пантеон
важнейших русских божеств, как богиня плодородия.
Небо, в прямой зависимости от системы хозяйства, по-разному
воспринималось первобытными людьми: охотники палеолита, представлявшие
мир как бы плоским, одноярусным, не интересовались небом, не
изображали солнца, занимаясь лишь плоскостью своей тундры и животными,
на которых они охотились. Охотники мезолита, разобщенные на небольшие
группы, затерянные в бесконечной тайге, поневоле обратились к нему, к
звездам, помогавшим им ориентироваться в лесной пуще во время
длительного преследования оленей. Было сделано важное астрономическое
наблюдение: оказалось, что среди бесчисленного количества медленно
движущихся по небу звезд есть неподвижная Полярная звезда, всегда
указывающая Север.
Небо, в прямой зависимости от системы хозяйства, по-разному
воспринималось первобытными людьми. Представления земледельцев о небе
и его роли в природе и в человеческой жизни существенно отличались от
воззрений охотников. Если охотникам нужно было знать звезды и ветры,
то земледельцев интересовали тучи ("тучные", содействующие плодородию
дождевые облака) и солнце. Непознанность процесса испарения земной
воды, образования облаков и тумана ("росы") привела к своеобразному
представлению о постоянных запасах воды где-то высоко над землей, на
небе. Эта небесная влага иногда, в непредсказуемое время, может
принять вид туч и пролиться на землю в виде дождя, "утучнить" ее и
содействовать росту трав и урожаю. Отсюда один шаг до представлений о
хозяине небесной воды, распоряжающемся дождями, грозовыми ливнями и
молниями. В дополнение к двум архаичным рожаницам появился
могущественный Род, повелитель неба и всей Вселенной, великий
жизнедавец вдувающий жизнь во все живое посредством дождевых капель.
Солнце тоже было ценимо земледельцами, как источник света и
тепла и условие произрастания всего в природе, но здесь был исключен
элемент случайности, элемент капризов божественной воли — солнце было
воплощением закономерности. Весь годичный цикл языческих обрядов был
построен на четырех солнечных фазах и подчинен 12 солнечным месяцам.
Солнце в изобразительном искусстве всех веков было для земледельцев
символом добра, знаком света, разгоняющего тьму. Древние славяне, как
и многие другие народы, принимали геоцентрическую модель мира.
В представлениях славян-язычников о подземно-подводном ярусе
мира тоже много общечеловеческого, много отголосков той отдаленнейшей
эпохи, когда после таяния гигантского ледника континенты были
затоплены морями и озерами, быстро менявшими свои очертания,
стремительными реками, пробивавшими горные кряжи, необъятными болотами
в низких долинах. Фольклор еще не изучен с точки зрения того, какой
резкий перелом должен был произойти в человеческом сознании при таком
быстром перевороте в природе, в облике и сущности мира.
Важной частью представлений о подземном мире является
общечеловеческая концепция подземного океана, в который опускается
солнце на закате, плывет ночью и выплывает на другом конце земли
утром. Ночное продвижение солнца осуществлялось водоплавающими птицами
(утками, лебедями), а иногда действующей фигурой был подземный ящер,
заглатывавший солнце вечером на западе и вырыгивавший его утром на
востоке. Днем солнце по небу над землей влекли кони пли мощные птицы
вроде лебедей.


Боги и обряды.


В древнеславянских космогонических мифах, так же как и в мифах
других древних народов, всегда переплетены предания о происхождении
богов (теогония) и людей (антропогония), мир которых вторичен по
отношению к рождающим силам космоса, но тесно с ним взаимодействует.
Сын Сварога - Перун, второе лицо славянской Троицы (Триглава), бог
войны и грозы, оживлял явленное, следил за миропорядком, вращая
солнечное золотое колесо. После христианизации Руси культ Перуна был
заменен Ильей Пророком, а в фольклорной традиции - Ильей Муромцем и
Егорием Храбрым. Третья ипостась - Велес (позже Свентовит) -
первоначально был богом света у западных славян.
Велесова книга говорит о великой тайне триединства Сварога - Перуна
- Свентовита, сила которого пронизывала все уровни жизни, множила миры
богов и людей властью любви. Священное знание древних славян обладало,
таким образом, некоторыми чертами монотеизма1, но при этом имело много
общего и с первобытными формами религии ( тотемизмом2, фетишизмом3,
анимизмом4 и магий).
Ведическое мировоззрение славян обнаруживает в себе черты древнего
диалектического натурфилософского учения. Мир описывался системой
основных содержательных двоичных противопоставлений, определявших
пространственные, временные, социальные и другие характеристики.
Чернобог и Белобог - два славянских божества-антагониста,
олицетворявших в своей борьбе силы света Яви и тьмы Нави. Явь, "белый
свет" - Это текущее, то, что сотворено всеобщим справедливым законом
Правью, и что в сою очередь творит человеческую жизнь силою любви.
Все, что до нее, после нее и отход от нее, - это Навь, сила темная,
пассивная, нетворческая, сохраняющая и прячущая достигнутое, символ
"того света". Дарует жизнь, плодородие, долголетие божество Род,
воплощениями смерти были Марена, Навь. Символы жизни и смерти - живая
вода и мертвая вода.
Противоставление белый - черный воплощено в пантеоне - Белобог и
Чернобог, гаданиях, приметах. Белый соотносится с положительным
началом, черный - с отрицательным.
Важная черта образа жизни и мысли древних славян - представление о
неразрывном единстве-родстве живущих с предками праотцами и богами как
условии гармонии миров: земного и небесного. Хрупкость такого
равновесия ощущалась людьми и олицетворялась или в битве Правды и
Кривды.
Для мировоззрения древних славян был характерен антропотекозмизм,
т.е. нерасчлененность сфер человеческого, божественного и природного,
понимание мира как никем не созданного, мира - как вечно живого огня,
мерно потухающего и мерно загорающего.
Непрерывная борьба и поочередная победа светлых и темных сил природы
наиболее зримо запечатлены в представлениях славян о круговороте
времен года. Его исходной точкой было наступление Нового года -
рождение нового солнца в конце декабря. Это празднование получило у
славян греко-римское название - коляда (от лат. Calendae - первый день
нового месяца). Полную победу нового громовника над зимой - "смертью"
в день весеннего равноденствия справляли обрядом похорон Марены.5 Был
также обычай ходить с маем ( символ весны ), маленькой елкой,
разукрашенной лентами, бумагой, яйцами. Божество солнца, провожаемого
на зиму, называли Купала, Ярило и Кострома. Во время праздника
соломенное чучело этих божеств или сжигали, или топили в воде.
Архаичные народные праздники вроде новогодних гаданий, разгульной
масленицы, "русальной недели" сопровождались заклинательными
магическими обрядами и были своего рода молениями богам об общем
благополучии, урожае, избавлении от грозы и града. Так существовал
обычай в Ильин день закладывать выкормленного всем селом быка в честь
могучего Перуна. Для новогоднего гадания об урожае использовались
особые сосуды - чары. На них часто изображали 12 различных рисунков,
составлявших замкнутый круг, - символ 12 месяцев. При раскопках
найдены и идентифицированы такие сосуды, использовавшиеся для обрядов
сева-жатвы, весенне-летних водных обрядов, проводившихся в священных
рощах, у родников и связанных с богиней-девой, покровительницей
плодородия1.
К моменту принятия христианства славянская религия не успела
выработать строгих форм культа, и жрецы еще не выделились в особое
сословие. Жертвы родовым и небесным богам приносили представители
родовых союзов, а о контактах с низшими демонами земли, об избавлении
людей от их вредного влиянья и о получении от них разных услуг
заботились "вольнопрактикующие" волхвы. Место жертвоприношения
(капище) не превратилось в храм даже тогда, когда на нем стали ставить
изображения богов - идолов.
К концу языческого периода в связи с развитием дружинного войска
погребальные обряды стали сложными. Со знатными русами сжигали их
оружие, доспехи, коней,жен.
Обряд погребения всегда занимал особое место среди обрядов
славян.. На протяжении длительного периода сильно колебалось
соотношение двух основных видов погребального обряда - трупоположения
и сожжения. Первобытное погребение скорченных трупов, которым
искусственно придавалось положение эмбриона в чреве, было связано с
верой во второе рождение после смерти. Поэтому умершего и хоронили
подготовленным к этому второму рождению. Праславяне еще в бронзовом
веке поднялись на новую ступень и отказались от скорченности. Вскоре
появился совершенно новый обряд погребения, порожденный новыми
воззрениями о душе человека, которая не воплощается вновь в каком-либо
другом существе (звере, человеке, птице...), а перемещается в
воздушное пространство неба. Культ предков раздвоился: с одной
стороны, невесомая, незримая душа приобщалась к небесным силам, столь
важным для тех земледельцев, у которых не было искусственного
орошения, а все зависело от небесной воды. С другой стороны,
благожелательных предков, "дедов", необходимо было связать с землей,
рождающей урожай. Это достигалось посредством закапывания сожженного
праха в землю и постройки над погребением модели дома, "домовины".
Много времени спустя, в 9 - 10 вв. н. э., когда уже сформировалась
Киевская держава, среди некоторой части русской знати в третий раз
появился обряд простого захоронения без сожжения, что произошло, по
всей вероятности, под влиянием возобновившихся связей с христианской
Византией. Но как только началась многолетняя война с империей,
великокняжеское окружение подчеркнуто вернулось к кремации. Курганы
эпохи Святослава, преследовавшего христиан, были грандиозными
сооружениями на высоких берегах рек, погребальные костры которых
должны были быть видимы в радиусе около 40 км, т. е. на пространство
четырех - пяти тысяч квадратных километров!
Большое значение получил культ предков. В старинных русских
памятниках сосредоточением этого культа является со значением
охранителя родичей Род со своими Рожаницами, т.е. дед с бабушками, -
намек на господствовавшее некогда между славянами многоженство. Тот же
обоготворенный предок чествовался под именем Чура, в церковно-
славянской форме Щура; эта форма доселе уцелела в сложном слове
пращур. Значение этого деда-родоначальника как охранителя родичей
доселе сохранилось в заклинании от нечистой силы или нежданной
опасности: "Чур меня!", т.е. "храни меня, дед!" Охраняя родичей от
всякого лиха, Чур оберегал и их родовое достояние. Предание,
оставившее следы в языке, придает Чуру значение оберегателя родовых
полей и границ. Нарушение межи, надлежащей границы, законной меры мы и
теперь выражаем словом "чересчур"; значит, чур - мера, граница.
Этим значением чура можно объяснить одну черту погребального обряда у
русских славян, как его описывает Начальная летопись. Покойника,
совершив над ним тризну, сжигали, кости его собирали в малую посудину
и ставили на столбу на распутиях, где скрещивались пути, т.е. сходятся
межи разных владений. Придорожные столбы, на которых стояли сосуды с
прахом предков, - это межевые знаки, охранявшие границы родового поля
или дедовской усадьбы. Отсюда суеверный страх, овладевающий русским
человеком на перекрестках: здесь на нейтральной почве родич чувствовал
себя на чужбине, не дома, за пределами родного поля, вне сферы мощи
своих охранительных Чуров. Все это, по-видимому, говорит о первобытной
широте, цельности родового союза. И, однако, в народных преданиях и
поверьях этот Чур-дед, хранитель рода, является еще с именем дедушки
домового, т.е. хранителя не целого рода, а отдельного двора.1


Пантеон богов


При воцарении в Киеве Владимира Красно Солнышко (980-1015) была
проведена своего рода языческая реформа. Стремясь поднять народные
верования до уровня государственной религии, рядом со своими теремами,
на холме, князь приказал поставить деревянные кумиры шести богов:
Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Даждьбога,
Стрибога, Семаргла и Мороши. Согласно древним легендам Владимир
установил даже человеческие жертвоприношения этим богам, что должно
было придавать их культу трагический, но в то же время и очень
торжественных характер. Культ главного бога дружинной знати - Перуна
был введен в Новгороде Добрыней, воспитателем Владимира. Вокруг идола
Перуна горело восемь негасимых костров, а память об этом вечном огне
сохранилась у местного населения вплоть до XVII в.
В пантеоне Владимира, языческие божества были расставлены в порядке
их старшества и каждому из них были условно противопоставлены античные
боги и христианские святые.

ПЕРУН. Глава княжеского пантеона, русский Зевс-громовержец,
выдвинувшийся на первое место в условиях военных походов на Балканы в
4в. и в процессе создания государственности Киевской Руси
9-10вв. как покровитель воинов, оружия, войн. После христианизации
уподоблен пророку Илье.
СТРИБОГ - Род - Святовит - Сварог ("Небесный"). Древнее
первенствующее божество неба и Вселенной, "бог-отец". Уподобен
христианскому богу-творцу Савоафу. В греческой мифологии ему
приблизительно соответствует Уран.
ДАЖЬБОГ - Солнце - сын Сварогов. Древнее божество Природы,
солнечности, "белого света", податель благ. Полностью соответствует
античному Аполлону и противопоставлялся христианскому богу-сыну.
Дажьбог и Стрибог оба были небесными богами.
МАКОШЬ. Древняя богиня земли и плодородия. Дополнением к ней
служат "вилы" - русалки, обеспечивающие орошение нив росою. Может быть
приравнена к греческой Деметре ("Земле-матери") и христианской матери
божьей. Часто изображалась с турьим "рогом изобилия".
СЕМАРГЛ. Божество семян, ростков и корней растений. Охранитель
побегов и зеленей. В более широком смысле - символ "вооружённого
добра". Посредник между верховным божеством неба и землёй, его
посланец. Имел прямое отношение к Макоши, как божество растительности,
связанной с почвой.
ХОРС. Божество солнечного светила. Представлял собою некое
неотделимое дополнение к образу Дажьбога-Солнца. С именем Хорса
связаны ритуальные "хороводы" и русское наречие "хорошо" - "солнечно".
Отношение Хорса к Дажьбогу можно определить аналогией с Гелиосом и
Аполлоном у греков.1

В итоге появляются как бы три разряда богов: на первом месте
стоит общегосударственный княжеский бог Перун, воспринимаемый не
только как бог грозы, но и как бог оружия, воинов и князей. Второй
разряд составляют древние божества неба, земли и "белого света" -
Стрибог, Макошь и Дажьбог. В третий разряд попадают божества
дополнительного характера: Хорс дополняет Дажьбога, и Семаргл -
Макошь.


Отражение верований в быте древних славян.


Культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая,
находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей,
традиций. Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и
безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям,
к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию
окружающего мира, своему представлению о прекрасном.
Язычникам были известны многие виды искусств. Они занимались
живописью, скульптурой, музыкой, развивали ремёсла. Здесь важную роль
в изучении культуры и быта играют археологические исследования.
Раскопки на территориях древних городов показывают всё разнообразие
быта в городской жизни. Множество найденных кладов и вскрытые
могильники донесли до нас предметы домашней утвари и ювелирные
украшения. Обилие женских украшений в найденных кладах, сделало
доступным изучение ремёсел. На диадемах, кольцах, серьгах древние
ювелиры отразили свои представления о мире, с помощью витиеватого
растительного орнамента они могли рассказать о "Кащеевой смерти", о
смене времён года, о жизни языческих богов... Неведомые звери,
русалки, грифоны и семарглы занимали воображение тогдашних художников.
Большое значение язычники придавали одежде. Она несла не только
функциональную нагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда украшалась
изображениями берегинь, рожаницами, символами солнца, земли и отражала
многояростность мира. Верхний ярус, небо сопоставлялось с головным
убором, земле соответствовала обувь и т. д.
К сожалению, почти вся языческая архитектура была деревянной и
для нас почти утрачена, но в сохранившихся ранних каменных
христианских храмах можно увидеть в отделке и орнаменте языческие
мотивы. Это типично для периода двоеверия, когда художник мог
изобразить рядом христианского святого и яыческого божества, свести
вместе в витиеватом орнаменте крест и древние славянские символы.
Большим разнообразием отличались языческие обряды и празднества.
В результате многовековых наблюдений славянами был создан свой
календарь, в котором особенно ярко выделялись следующие праздники,
связанные с земледельным циклом:
1. Праздник первых ростков - 2 мая.
2. Моления о дожде - с 20 по 30 мая.
3. Ярилин день - 4 июня.
4. Моления о дожде - с 11 по 20 июня.
5. Праздник Купала - 24 июня.
6. Моления о дожде - с 4 по 6 июля.
7. Отбор жертв для праздника Перуна - 12 июля.
8. Моления о дожде - с 15 по 18 июля.
9. Праздник Перуна - 20 июля.
10. Начало жатвы - 24 июля. Моления о прекращении дождей.
11. "Зажинки", окончание жатвы - 7 августа.1
Годичный цикл древнерусских празднеств складывался из разных
элементов, восходящих к индоевропейскому единству первых земледельцев.
Одним из элементов были солнечные фазы, вторым был цикл молний и
дождей, третьим был цикл празднеств урожая, четвёртым элементом были
дни поминования предков, пятым могли быть коляды, праздники в первых
числах каждого месяца.
Многочисленные праздники, коляды, игрища, святки скрашивали быт
древнего славянина. Многие их этих обрядов живы в народе и по сей
день, особенно в северных областях России, именно там христианство
приживалось дольше и труднее, на севере особенно сильны языческие
традиции, что привлекает повышенное внимание со стороны этнографов.



Список литературы.

1. Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга - М.,1992
2. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах, - М.1987, том 1
3. Сквозь века - М., 1986.
4. Орлов С.А., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России.-
М.1999
5. Карамзин Н. М. Предания веков. Москва, 1988
6. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987.
7. А. Мельникова. Клады земли русской. Наука и жизнь, №9, 1979
8. Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. История России с древнейших времён до
конца 17 века. М., 1996.



-----------------------
1 Карамзин Н.М. Предания веков - М. 1988
1 Орлов С.А., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России.
- М.1999
1 Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга - М.,1992.
1 Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга - М.,1992.
[1] Космогонические мифы - (от космос - мир, вселенная, гонея - рождение)
описывают пространственно-временные параметры Вселенной, в которых
протекает существование человека

1 Монотеизм - (от греч. Monos - один, единственный и theos - бог ) -
система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге
(единобожие)
2 Тотем - обожествляемое животное (иногда явление природы, растение,
предмет), считающееся родоначальником
племени.
3 Фетишизм - культ неодушевленных предметов
4 Анимизм - религиозное представление о независимом существовании духа,
души у каждого человека, животного, растения (в первобытных религиях -
также у каждой вещи.)
5 Марена ( в славянской мифологии ) - богиня, связанная с воплощением
смерти, с сезонными ритуалами умирания и воскрешения природы.
1 Сквозь века - М., 1986.
1 Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах, - М.1987, том 1
1 Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987.

1 Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987.






Реферат на тему: Быт и верования древних славян


ЭПИ МГИСиС



Реферат на тему:
«Быт и верования древних славян»



Выполнила


студентка гр. ДЭМ-00-2

Шевчук А.Ю.

проверила
к.и.н. Филиппова О.Д.



Электросталь 2000г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
Глава 1 …………………………………………………………………………
Быт славян……………………………………………………………………..
1. Занятия славян…..………………………………………………………
2. Община…………………………………………………………………..
3. Город……………………………………………………………………..
4. Общественный строй……………………………………………………
Глава 2. ……………………………………………………………………….
Славянское язычество………………………………………………………..
1. История развития верований…...………………………………………
2. Боги древних славян..…………..………………………………………
3. Служители языческих богов…...………………………………………
4. Древнеславянские праздники………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………...



Введение

Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до
Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на
севере до Среднего Поднепровья на юге. В VI-IX вв. славяне объединялись в
общности, носившие уже не только родовой, но и территориально-политический
характер. Название таких общностей происходило либо от названий местности
(поляне, бужане), либо от легендарных прародителей (радимичи, вятичи).
На образование крупных племенных объединений славян указывает
содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с
братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в среднем Поднепровье. По имени
старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями город. Летописец
отмечал, что такие же княжения были и у других племен. Историки считают,
что эти события произошли в конце V — VI вв. н.э.
В "Повести временных лет" названы полтора десятка объединений восточных
славян. Вернее было бы назвать эти объединения племенными союзами. Эти
союзы включали в себя 120—150 отдельных племен, имена которых были уже
утрачены. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из большого
количества родов и занимало значительную территорию (40-60 км в
поперечнике). Данные летописи о расселении славян были блестяще
подтверждены археологическими раскопками в XIX в.
Первым среди восточнославянских объединений летописец назвал полян,
живших в лесостепи по среднему течению Днепра. К северу от них между
устьями рек Десны и Роси жили северяне (Чернигов). К западу от полян на
правобережье Днепра "седеша в лесах" древляне. К северу от древлян между
реками Припятью и Западной Двиной расселились дреговичи (от слова "дрягва"
— болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки
Полота—притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и
волыняне, как считают некоторые историки, — потомки дулебов. Междуречье
Прута и Днепра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По
рекам Оке и Москве располагались вятичи; на запад от них жили кривичи, по
р.Сожь и ее притокам—радимичи. Северную часть западных склонов Карпат
занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене.
Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племенных
объединений восточного славянства. В центре их повествования—земля полян.
Земля полян, как указывали летописцы, носила также название "Русь". Вопрос
о происхождении этого названия до конца не выяснен.
Верования восточных славян были связаны с преимущественно аграрным,
сельскохозяйственным характером производства в VI—IX вв. и родоплеменным
характером общества, разделенного по принципу родства и соседства.



Глава 1


Быт славян


1.1 Занятия славян

Основным занятием восточных славян было земледелие. Человек в те
времена отожествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых
культур "жито", сохранившееся до наших дней. Южные земли славян обгоняли в
своем развитии северные. Это объяснялось и более плодородными почвами на
юге, и древними земледельческими традициями, шедшими еще от скифской поры,
давними связями с рабовладельческими государствами Северного Причерноморья.
С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы
земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных лесов (остатком
которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была
подсечно-огневая.
Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, борона-суковатка и
заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами.
Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами,
В южных районах ведущей системой земледелия был "перелог". Там
плодородных земель было много, и участки земли засевали в течение двух-трех
и более лет. С истощением почвы переходили на новые участки. В качестве
основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с
железным лемехом, т.е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.
С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне
разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота
использовали на юге волов, в лесной полосе - лошадей. Из других занятий
славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество, имевшие большой
удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен,
конопля).
1.2 Община
Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал
огромных затрат труда. Работы, которые надо было осуществлять в строго
определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу
входило также следить за правильным распределением и использованием земли.
Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община -
мир, вервь (от слова "веревка", которой измеряли землю при разделах).
К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой
общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло
прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни.
Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили
несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные.
Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность
каждого общинника. В общем пользовании находились земля, луга, леса,
водоемы, промысловые угодья и т.п. Пахотная земля и покосы подлежали
разделу между семьями.
Постепенно складывались феодальные отношения. В результате передачи
князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их
власть. Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их
дружинниками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников превращалась
старая родоплеменная знать, подчинявшая себе общинников.
Общины, не попавшие под власть феодалов, позднее обязаны были платить
подати государству.
Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов носили натуральный
характер. И те, и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних
ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью без рынка феодальное
хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным
обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться
города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные
пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.

1.3 Город

Город, как правило, возникал на холме, на месте слияния двух рек, так
как это обеспечивало надежную защиту от нападения врагов. Центральная часть
города, защищенная валом, вокруг которой возводилась крепостная стена,
носила название кремля, крома или детинца. Там находились дворцы князей,
дворы крупнейших феодалов, храмы, позднее и монастыри. С двух сторон кремль
защищала естественная водная преграда. Со стороны основания кремлевского
треугольника выкапывали ров с водой. За рвом под защитой крепостных стен
располагался торг. К кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная
часть города называлась посад, а отдельные ее районы, населенные
ремесленниками определенной специальности, - слободами.
В большинстве случаев города строились на торговых путях. Одним из
важнейших путей того времени был великий водный торговый путь "из варяг в
греки", связывавшей Северную и Южную Европу. Он возник в конце IX в. Из
Балтийского (Варяжского) моря по р.Неве караваны купцов попадали в
Ладожское озеро (Нево), оттуда по р.Волхов в озеро Ильмень и далее по
р.Ловать до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на
днепровских порогах переходили "волоковыми путями". Западным берегом
Черного моря доходили до Константинополя (Царьграда). От Царьграда возможно
было дойти до Рима, а от Рима — в море Варяжское. Наиболее развитые земли
славянского мира Новгород и Киев контролировали северный и южный участки
Великого торгового пути. Другим торговым путем, одним из древнейших на
территории Восточной Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь
со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась также по
сухопутным дорогам.
К моменту возникновения Древнерусского государства на его территории
было уже несколько больших городов. Точные даты их основания неизвестны, но
многие из них существовали ко времени первого упоминания в летописи уже
значительное число лет. Среди них Киев (летописное свидетельство о его
основании восходит к концу V — VI вв.), Новгород, Чернигов, Переяславль
Южный, Смоленск, Суздаль, Муром и др. По подсчетам историков, уже в IXв. на
Руси было не менее 24 крупных городов, имевших крепостные укрепления.



1.4 Общественный строй

Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной
знати. Их окружала бывшая родовая верхушка— "нарочитые люди",
"лучшие мужи". Важнейшие вопросы жизни решались на народных
собраниях—вечевых сходах. Существовало ополчение ("полк", "тысяча",
разделенная на "сотни"). Во главе их стояли тысяцкие, сотские.
При переходе к классовому обществу возникла особая военная
организация—дружина. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы
и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и
обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали
с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались "полюдье".
Сбор дани обычно проходил в ноябре-апреле и продолжался до весеннего
вскрытия рек, когда князья возвращались в Киев. Единицей обложения данью
были дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая
крестьянским двором (рало, плуг).
Как и все народы, находившиеся на стадии разложения
первобытнообщинного строя, славяне были язычниками. Языческая культура
восточных славян была богатой и разнообразной. В ее недрах накапливались
первые знания наших предков о природе и человеке. Зачатки астрономических,
медицинских, биологических, технических, географических знаний заключались
в языческих представлениях. Они лежали в основе всей жизнедеятельности
людей, ими определялись циклы работ, формы строительства жилья, обычаи,
обряды и т.д.



Глава 2


Верования славян


2.1 Этапы развития славянского язычества
В XII в. были составлены интересные заметки о развитии языческих
верований у древних славян: «Слово о том, как языческие народы поклонялись
идолам и приносили им жертвы». Его автор разделил историю славянских
верований на три периода. Сначала славяне приносили жертвы упырям и
берегиням. Затем они начали «трапезу ставити» Роду и рожаницам. Наконец, в
поздний период язычества они стали молиться Перуну.
Упыри и берегини — это злые и добрые местные боги. Упыри — это вампиры,
оборотни, русалки, лешие. Обычно это бывшие люди, умершие не своей смертью,
не погребенные и мстящие за это живым. С ними можно бороться, зная
охранительные обряды. Особенно часто упыри населяли отдаленные,
малопосещаемые места: леса и реки. В деревнях их искали в колодцах.
Христианские священники долго еще обвиняли крестьян, что они «жрут
(молятся) бесам и болотам и колодезям». Берегини были добрыми божествами.
До наших дней дошло, например, представление о домовом.
Культ Рода и рожаниц, божеств плодородия, связан с развитием родового
строя и сельского хозяйства у славян. В Роде одновременно олицетворялись
силы плодородия земли и единство поколений людей. Ведь плодородие земли, по
верованиям славян, обеспечивают предки, и если земля не плодоносит, то
жертву надо приносить именно им. Языческое представление о единстве мира
проявлялось и в том, что способность человека производить потомство
считалась стимулирующей творческие силы природы. Поэтому весенние праздники
в честь Рода и рожаниц сопровождались всеобщим пьянством («не в закон, но в
упои») и непристойностями. На этой стадии развития языческих верований
появляются попытки изобразить богов в человекоподобном виде. Показательно,
что уже после принятия христианства крестьянки молились рожаницам наравне с
христианской Богородицей.
Клятва оружием, Перуном и Белесом известна уже из рассказа о договоре
911 г. между киевским князем Олегом (882— 912) и византийцами. С именем
князя Владимира (980—1015) связана попытка утвердить языческую религию в
качестве государственной идеологии. Придя к власти в Киеве, он водрузил
рядом со своими теремами на холме деревянные идолы шести богов: Перуна,
Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши.


2.2 Боги древних славян

o Сварог был у славян богом Неба, отцом всего сущего. Сварог - отец ряда
богов (Перун, Даждьбог, Семаргл); бог огненной стихии, творец. Сварог
связан с небесным огнем и небесной сферой. Имя бога проиходит от
ведического "svargas" - небо; так же в этом слове представлен и корень
"var" - горение, жар. Легенда рассказывает, что Сварог подарил людям
первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо. Кроме
того, он установил законы, которые могли бы соблюдать люди. "Дид божий"
Сварог, по древнему преданию, предается покою, предоставляя управление
своим богам-детям и внукам - Сварожичам.
o Славянским громовержцем был Перун. Его культ является одним из древнейших
и восходит еще к 3 тысячелетию до н. э., когда воинственные
иноевропейцы(арии) на боевых колесницах, обладавшие бронзовым оружием,
подчиняли себе соседние племена.
Перун был в большей степени богом-воином, чем воплощение
оплодотворяющих землю весенних гроз, поэтому неудивительно, что вплоть до X
в. - времени военных походов киевлян - его культ не занимал центрального
места, а в некоторых областях славянского мира был вообще неизвестен.
Перуна называли "княжьим богом", поскольку он был покровителем князей,
символизировал их власть. Такой бог был чужд большинству общинных славян-
земледельцев.

Возвышение культа Перуна, превращение его в верховного языческого бога
начинается с военными походами киевлян - они побеждают хазар, воюют на
равных с Византией, подчиняют себе многие славянские племена.
Перун, по легенде, в левой руке носит колчан стрел, а в правой лук,
пущенная им стрела поражает противника и производит пожары. Его палица
(молот), как знак карающего божественного орудия, стала символом власти, ее
функции перенесли на царский скипетр, жреческий и судейский жезлы.
Есть версия, что Георгий Победоносец, поражающий змея - никто иной как
Перун, "затесавшийся" в святцы, прикрывшись христианским именем.
o Богом плодородия, связанным с Навью (нижним миром), был Велес (Волос).
Имя Велеса восходит к древнейшему корню "вел" со значением "мертвый". Но
поскольку с миром мертвых связывались представления о магической силе,
обладатель которой подчиняет себе людей, то этот же корень означает
могущество и встречается в словах "власть", "велеть", "владеть",
"великий". Велес - одновременно бог мудрости и поэзии (вещий певец Боян в
"Слове о полку Игореве" назван внуком "внуком Велеса"). Велес - сын
небесной Коровы и первобога Рода, один из самых древних индоарийских
богов, сначала как покровитель охотников, затем скотоводства и богатства.
Это он благословляет путешественника и помогает ему в дороге. Именно
Велес открывает тайны ремесла и медицины.
Славяне почитали Велеса как бога богатства. В древности часто
расплачивались домашними животными, слово "скот" имело значение
"деньги","имущество" и так же было показателем богатства. В Древней Руси
Велес был и покровителем купцов, которые в своих договорах часто клялись
его именем.
Культ Велеса был очень широко распространен на Руси.
o Несколько столетий одним их почитаемых на Руси богов был Даждьбог - бог
солнечного света, тепла, и плодородия вообще. Имя его происходит не от
слова "дождь" (как иногда ошибочно думают), оно означает - "дающий Бог",
"податель всех благ". Часто употребляемая фраза "дай бог" служит
отражением древнего имени Даждьбога. Символами этого бога были золото и
серебро. Культ Даждьбога особенно расцвел на Руси в XI-XII вв., в эпоху
государственной раздробленности, сосуществуя с христианством. Русские
люди почитали Даждьбога как своего защитника, называя себя его внуками.
Даждьбог был богом солнечного света, но отнюдь не самого светила.
o Ярила - сын (иили ипостась) Велеса, он бог весеннего солнца, погибающий
и возрождающийся. Ярила был у древних славян так же богом плодородия,
размножения и физической любви. Именно эта сторона любви, которую поэты
называют "страстью кипучей", и находилась в "ведении" славянского бога
Ярилы. Его представляли себе юным, красивым мужчиной, пылким влюбленным
женихом. У Ярилы просили хорошего урожая, когда появлялись первые всходы
яровых. Ярила так же - Вешний Коровий бог, бог-воин, "побеждающий" Мороза
весной и "сшибающий с Зимы рога". Сохранился в христианских святцах как
Никола Вешний.
o Хорс воплощает в себе движущееся по небу светило (Имя "хорс", имеющее
индоиранские корни, означает "солнце", "круг"). Это очень древнее
существо, представлявшееся просто золотым диском. В большинстве сочинений
Хорс соседствует с небесными богами: Перуном, соотносимым с громом и
молнией, и с Даждьбогом. Хорc - божество солнечного светила, но не
солнечного света и тепла, он представлял собою некое дополнение к образу
Даждьбога-солнца, подателя земных благ. С культом Хорса был связан
ритуальный весенний танец - ХОРовод (движение по кругу), обычай печь на
Масленицу блины, напоминающие по форме солнечный диск, и катать зажженные
колеса, так же симвользирующие светило.
o Семаргл - бог огня и огненых стихий, посредник между людьми и небесными
богами. Был спутником богов солнца и плодородия. Семаргл представлялся в
облике собаки – защитника посевов: реальные псы оберегали поля от диких
косуль и коз. Семаргл, как и Хорс, божество скифского происхождения - их
культ пришел от восточных кочевников, поэтому оба этих бога почитались
только в Южной Руси, граничившей со Степью.
o По одной из версий, Стрибог является верховным царем ветров - "Слово о
полку Игореве" называет ветры "Стрибожьими внуками". Его почитали и как
истребителя всяческих злодеяний, разрушителя злоумышлений.
По функциям, как отмечает Б.А. Рыбаков, Стрибог близок к греческому
Зевсу. С громом и молниею тесно связываются ветры, внуки Стрибога, они
придают стремительность стрелам (лучам) солнца, которыми оно оплодотворяет
все способное к развитию и преследует темную силу смерти." Этим
подчеркивается функция Стрибога, как посредника между Вышним и Нижним
мирами.
o Во многом схожа с Велесом, Марена - богиня Зимы, мира мертвых и
плодородия земли. Следы ее культа у славян прослеживались вплоть до
недавнего времени: Марой или Мареной в деревнях называли соломенное
чучело - олицетворение зимней стужи, которое на масленицу разрывали и
разбрасывали по полям, чтобы те дали богатый урожай. Это символично тому,
как происходит в природе: из мертвой смерти (зимы) и живородится жизнь
(весна).
o К древнейшему земледельческому культу Матери-земли восходит
общеславянское почитание Макоши - богини земли, урожая, женской судьбы,
великой матери всего живого. Макошь-Земля - олицетворяет собой женское
начало природы. Макошь как богиня плодородия тесно с русалками,
орошающими поля, с водой вообще - Макоши поклонялись у родников, в
качестве жертвы девушки кидали ей пряжу в колодцы. Макошь была также
богиней женских работ, чудесной пряхой. Она так же прядет нити судьбы,
вместе с помощницами Долей и Недолей определяя судьбу людей и богов. Она
дает выход из самых безнадежных положений, если человек не отчаялся, если
идет из последних сил, если не изменил себе и мечте. И тогда Макошь
посылает человеку богиню счастья и удачи - Сречу. Но если человек
опустился, разуверился и махнул на все рукой - мол, "Кривая вывезет", то
его ждет горькое разочарование. Макошь отвернет свой лик. И отверженного
поведут по жизни чудовищные старухи - Лихо Одноглазое, Кривая, Нелегкая,
Неделя, Несреча - туда, где ужи причитают над могилами Карна с Желею.
o Лада - богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. Ее культ
прослеживался (в частности, у поляков) вплоть до XV века; в древности он
был распространен у всех славян, а так же балтов. К богине обращались с
мольбами поздней весной и в течение лета, п

Новинки рефератов ::

Реферат: Перспективы развития аэрокосмической отрасли Украины ( Космонавтика)


Реферат: Добрива (Естествознание)


Реферат: Методы умягчения воды (Химия)


Реферат: Тайвань (География)


Реферат: Рязанский Кремль (Педагогика)


Реферат: Русские народные художественные промысла (Искусство и культура)


Реферат: Конституция Речи Посполитой 1791 г. (История)


Реферат: Становление системы социальной защиты государственных служащих (Социология)


Реферат: Ответы к экзамену по специальности Информатик-технолог (Программирование)


Реферат: Природные душистые вещества и современная химия (Химия)


Реферат: Политическое и культурное развитие Ольвийского полиса (История)


Реферат: Валютный риск в деятельности банковской системы (Валютные отношения)


Реферат: Анализ производственно-хозяйственной деятельности АОА "Институт ЮЖНИИГИПРОГАЗ" за 1997 год (Предпринимательство)


Реферат: Кое-что о цвето-звуковых ассоциациях (Психология)


Реферат: Общая собственность: понятия и виды (Гражданское право и процесс)


Реферат: Великие озера (География)


Реферат: Ущелье Ала-Арча в Кыргызстане (География)


Реферат: Налоговое планирование (Бухгалтерский учет)


Реферат: Астрология и причины ее популярности (Культурология)


Реферат: Влияние цитокинина на рост и развитие проростков пшеницы в зависимости от условий минерального питания (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист