GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социальные институты и их типы (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социальные институты и их типы (Социология)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербургский государственный институт

сервиса и экономики

Новгородский филиал



Реферат
Тема: «Социальные институты и их типы»
по курсу: ______________________________



Студент:2-го курса, з. о.

специальности 2305



Проверил:

_____________________________



Великий Новгород

2001
Содержание
1 Введение 3
2 Социальные институты 4
2.1. Определение понятия социального института. 4
2.2. Типология социальных институтов 7
2.3. Функции и дисфункции социальных институтов 9
2.4. Институт как нормативная система 12
2.5. Динамика социальных институтов 14
Заключение 16
Список литературы 17

1 Введение

Термин «социология» ввел в 30-е годы 19 века Огюст Конт, которого и
считают отцом – основателем новой научной дисциплины. По его
представлениям, социология должна была объединить все знания об обществе
как едином организме и дать им подлинно научную основу.
Как наука, социология была введена в 1989 году в связи с повышением
интереса к социальным процессам. Например, процесс становления гражданского
общества связан с утверждением прав и свобод человека, его духовной и
экономической независимости гражданина. Расширение пределов свобод и прав
человека, существенное увеличение возможности выбора пробуждали интерес
человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных
процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования
приобретенных прав и свобод.
Свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили
в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей от
умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах,
настроений и ожиданий людей. Отраслью знаний, помогающей глубже и
конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с
целью рационального использования свободы, самоорганизации человека
становится социология. Социология изучает общество, социальные отношения, и
социальные общности, их деятельность. Философия также изучает личность и
социальные общности как объекты и субъекты деятельности, но делает это на
высоком уровне обобщения. Социология осмысливает общество, общественную
жизнь не как предельную общую абстрактность, а как реальность.
Социология, как определенный тип знаний об обществе выходит из недр
социальной философии, перенимает философскую культуру. Одновременно
социология стремится к преодолению ограниченности, которую обнаруживает
философия при анализе социальных явлений. Социология ставит целью помочь
людям разобраться в сложных проблемах жизни. Люди, создающие общество,
несомненно, имеют возможность изменить его, преобразовать на основе
полученных знаний. В этом случае им на помощь приходит социология.

2 Социальные институты


2.1. Определение понятия социального института.

Социология уделяет большое внимание изучению социальных институтов
общества. В социологии имеется множество определений социального института.
Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах
американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857 – 1929). Хотя его
книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положения
не устарели до сих пор.
Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится
значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент
социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество
индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в
отдельных сферах общественной жизни[1].
Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную
совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов,
которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия,
образование, экономика, управление.
Если суммировать всё множество подходов разных учёных к пониманию
социальный институт, то их можно разделить на следующие. Социальный
институт представляет собой:
ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;
совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
формальную и неформальную организацию;
совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу
общественных отношений;
обособленный комплекс социальных действий.
Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов,
регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья,
производство, государство, образование, религия), социологи углубили
представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.
Приспосабливаясь к среде, общество в течение истории вырабатывает
инструменты, пригодные для решения множества задач и удовлетворения
важнейших потребностей. Эти инструменты и называются социальными
институтами. Типичные для данного общества институты отражают культурный
облик этого общества. Институты разных обществ отличаются друг от друга.
Например, институт брака у разных народов содержит своеобразные обряды и
церемонии, опирается на принятые в каждом обществе нормы и правила
поведения. В одних странах институт брака допускает, например,
многоженство, что в других странах категорически запрещено согласно их
институту брака.
Внутри совокупности социальных институтов можно выделить подгруппу
культурных институтов как вид частных социальных институтов. К примеру,
когда говорят, что пресса, радио и телевидение представляют собой
«четвертую власть», по существу их понимают как культурный институт.
Коммуникационные институты являются теми органами, через которые общество
посредством социальных структур производит и распространяет информацию,
выраженную в символах. Они являются главным источником знаний о накопленном
опыте. Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи,
школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино.
Совокупность всех технических устройств, включая здания, работников и фонды
библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной
системы культуры.
Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы
большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают
к помощи института брака и семьи, а заболев – к институтам здравоохранения
и т.д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как
государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и т.д.
Институты одновременно выступают и инструментами социального
контроля, т.к. благодаря своему нормативному характеру заставляют людей
подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому
институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.
Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные социологи
придерживаются различных определений социального института, то они по-
разному понимают его внутреннее строение, т.е. функционально
взаимосвязанную систему опорных элементов. Несмотря на многообразие точек
зрения, все они по существу верны , поскольку представляют разное видение
одного и того же. По мнению С.С. Фролова, правильнее говорить не об
элементах, входящих в структуру института, а об институциональных
признаках, т.е. общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять:
установки и образцы поведения (привязанность, лояльность, ответственность и
уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве);
символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест,
иконы и др.);
унитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для
государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и
библиотеки для образования, храмы для религии);
устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила);
идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода
торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или
католицизм в религии).

2.2. Типология социальных институтов

Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные.
Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие
образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их
классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются
временем своего взаимодействия и продолжительностью существования
(постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых
санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или
отсутствием формальных правил и процедур.
Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных
подходов, подразумевая главные институты:
1. экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность;
2. политический - институт власти;
3. семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и
социализацию детей;
4. военный – институт, организующий законное наследие;
5. религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.
Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных
институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение -
удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в
целом.
Пять основных потребностей и институтов:
1. потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
2. потребность в безопасности и социальном порядке (политические
институты, государство);
3. потребность в средствах существования (экономические институты,
производство);
4. потребность в получении знаний, в социализации подрастающего
поколения, подготовка кадров (институты образования в широком
смысле, т.е. включая науку и культуру);
5. потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт
религии).
Институты возникли в глубокой древности. Социологи определяют
производству не менее 2 млн. лет, если отправной точкой считать первое
орудие труда, созданное человеком, Семье антропологи отводят второе место и
полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор
семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей:
полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная,
неполная семья и т.д. Государство существует примерно столько же, сколько и
образование, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах
(фетишизм, тотемизм, анимизм) появилось примерно 30-40 тыс. лет назад, хотя
некоторые археологи, учитывая возраст древнейших настенных рисунков (15
тыс. лет) и миниатюрных скульптур, отображающих зарождение культа Матери-
Земли (25 тыс. лет), считают её возраст несколько меньшим.
Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные,
которые называются также социальными практиками или обычаями. У каждого
главного института существуют свои системы наработанных практик, методов,
процедур. Например, экономические институты не могут обойтись без таких
механизмов , как конвертация валюты, защита частной собственности,
профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг,
рынок и т.д. Также внутри института семьи и брака, находятся и институты
материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования
социального статуса родителей и т.д. Скажем, обычай назначать свидание
является элементом социальной практики ухаживания. В отличие от основного
института неосновной институт выполняет специализированную задачу,
обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную
потребность.

2.3. Функции и дисфункции социальных институтов

Функцию социального института можно определить как совокупность
решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.
Первой и важнейшей функцией социальных институтов является
удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без
чего общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать,
если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, приобретать
средства проживания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и
передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.
Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая
практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и
освоение социальных ролей). Её можно назвать универсальной.
Наряду с универсальными существуют и специфические функции, т.е.
такие функции, которые присущи одним и не присущи другим институтам,
например, воспроизводство новых поколений (институт семьи), добывание
средств существования (производство), наведение и поддержание порядка в
обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и
образование), отправление ритуалов (религия).
Если институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое действие
называют дисфункцией. К примеру, функция института образования - готовить
всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей
задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то необходимых
специалистов общество не получит. Школы и вузы выпускают в жизнь
дилетантов. Функция превращается, таким образом, в дисфункцию.
Деятельность социального института считается функциональной, если она
способствует сохранению стабильности и интересам общества. Она может
расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а
на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов
может вести к социальной дезорганизации общества.
К примеру, к концу 60-х годов СССР готовил специалистов с высшим
образованием на душу населения больше, чем любая страна в мире. Уровень
подготовки и система образования были, возможно, самым высоким на планете.
В штате США дискутировался вопрос о вызове, брошенном миру советской
системой образования. Американцы срочно разработали систему практических
мероприятий с целью догнать и перегнать в этой области Советский Союз. Шли
годы. И сегодня наши школьники и студенты – одни из самых образованных. Но
в целом советская, а затем российская система образования в период с 70-х
по 90-е годы развивались слишком медленно. Возник серьезный разрыв между
теоретической подготовкой студентов и практическими навыками молодых
специалистов. На предприятиях с передовой технологией вузовских знаний не
хватало, а там, где трудились на устаревшем оборудовании, знаний было
излишне много.
В конце 80-х годов, с началом перестройки российское общество
повернулось к рыночным отношениям. При этом оказалось, что марксистское
обществоведение не способно обеспечить молодежь необходимыми знаниями в
области рыночной экономики, менеджмента, современной социологии, психологии
и философии. Пришлось срочно перестраивать учебные планы, перенимать знания
технологии обучения. Народное хозяйство недополучило сотни тысяч
необходимых специалистов, обладающих современными знаниями. Это повлекло за
собой колоссальный ущерб в экономической области. К нему надо добавить
ущерб социальный и нравственный. Ведь поколение людей воспитанных на старых
традициях, занимает ключевые позиции в обществе, следовательно, направляет
страну не всегда так, как требуют новые реалии. Урон же от неправильной
внешней и внутренней политики, непродуманных государственных решений вообще
не поддается исчислению.
Функции и дисфункции бывают явными, то есть официально заявленными,
всеми осознанными и очевидными для всех, и латентными, то есть скрытыми, не
заявленными. Явные функции институтов являются необходимыми. Они
формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и
ролей. Латентные функции выражаются в непредусмотренных результатах
деятельности институтов или лиц, представляющих их. Так, демократическое
государство, установившееся в России в начале 90-х годов, через парламент,
правительство и президента стремились улучшить жизнь народа, создать в
обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону.
Таковы были явные цели и задачи. На самом же деле в стране вырос уровень
преступности, а уровень жизни населения упал. Таковы результаты латентных
функций институтов власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели
добиться люди в рамках того или иного института, а латентные – о том, что
из этого получилось.

2.4. Институт как нормативная система

Вся совокупность социальных институтов образует некую целостность,
которую называют институциональной структурой общества.
Нормативная система является не хаотичной суммой разрозненных
элементов, а подвижной целостностью, все части которой связаны друг с
другом и выполняют определенные функции позволяющие менять элементы в
зависимости от изменившейся ситуации, перестраивать содержание оставшихся и
вносить другие изменения, позволяющие сохранять устойчивость на протяжении
столетий и тысячелетий.
Нормативные системы существуют в обществе и культуре. Великие
цивилизации прошлого и настоящего, будь то древнегреческая,
древнеегипетская, византийская, китайская, французская или русская,
сохраняли свою устойчивость на протяжении очень долгого времени, именно
благодаря прочности своей нормативной системы. Благодаря ей сохранилось
духовное единство нации, этическое самосознание и способность народа к
постоянному творческому поиску.
В начале 20 века Т. Веблен определил социальный институт как
совокупность общественных обычаев и социальных норм, в которых воплощены
образ мысли и образ жизни людей и которые передаются из поколения в
поколение. Многие современные социологи трактуют социальный институт как
сложную конфигурацию обычаев, традиций, верований, установок, правил-
регуляторов, и законов, которые имеют определенную цель и выполняют
определенные функции.
Обычаи представляют собой образцы поведения, сохранившиеся на
протяжении веков и указывающие, как следует вести себя в повседневной
жизни. Обычаи являются настолько привычной частью жизни, что их редко
замечают.
Некоторые обычаи, например, встречи выпускников какого-нибудь
учебного заведения, празднование юбилея или дня рождения, встреча Нового
года, повторяются, время от времени; с другими обычаями приходится
сталкиваться на дню по несколько раз, например, приветствие при встрече,
пожелание здоровья, выражение благодарности, извинения и т.д. Редко
повторяющиеся обычаи называют обычаями и традициями, а повседневные –
привычками.
Усвоение культурных обычаев начинается с двухлетнего возраста и может
продолжаться всю жизнь.
Нравы – это строго соблюдаемые и не нарушаемые обычаи. Нравы
воспринимаются окружающими очень серьезно. Они сопровождаются оценкой
правильности и неправильности. Поведение, нарушающее нравы, именуются
аморальным, безнравственным и осуждается обществом.
Условности – этот термин употребляется в двух значениях. Будучи
разновидностью нравов и обычаев, условности тоже возникли в далеком
прошлом. Они не регулировались никакими административными постановлениями и
не и не касались важных сфер человеческого поведения, в отличие от обычаев
и нравов. Их сфера – область вежливого обхождения. Условности касаются
манеры выражения, форм одежды, обстановки, украшений.
Этикет – кодекс вежливого поведения. который часто путают с манерами.
Манеры выражают отношение или установку по отношению к другим людям. Можно
хорошо знать книжный этикет и в тоже время иметь дурные манеры. Существуют
хорошие и дурные манеры, но дурного этикета – нет.
Традиции – можно уподобить тенденциозно изложенной истории. Писаные
традиции передают истинную историю в легендарном виде. Таковы легенды,
предания, сказания и прочие. Когда говорят о каких-то национальных
традициях, например, о традиции гостеприимства или о традиции
демократичного общества, то подразумевают целый ряд исторических явлений,
представляющихся типичными и осознаваемых как общественная ценность

2.5. Динамика социальных институтов

Под динамикой социальных институтов понимают три взаимосвязанных
процесса:
1) жизненный цикл института от момента появления до его исчезновения;
2) функционирование зрелого института, т.е. выполнение явных и
латентных функций, появление и продолжение дисфункций;
3) эволюция института – изменение вида, формы и содержания в
историческом времени, возникновение новых и отмирание старых
функций.
В жизненном цикле института как социальной организации выделяют
несколько стадий, которые качественно отличаются друг от друга.
1. – зарождение организации.
2. период эффективности, когда институт достигает полной зрелости.
3. период формализации (правила перестают быть средством, регулирующим
деятельность, и становятся самоцелью).
4. период дезорганизации, когда институт прежнюю гибкость и
жизнеспособность. После этого институт ликвидируется или
реорганизуется в новый.
Помимо жизненного цикла института и его исторической эволюции, в
понятие «динамика институтов» необходимо включать взаимодействие
институтов, принимающие самые разные формы, в том числе две основные -
сотрудничество и конкуренцию. Если институт производства успешно
справляется со своей функцией, экономика процветает, доходы населения
растут, то из государственного бюджета больше, чем прежде, поступает
средств на развитие других институтов: образования, науки, культуры,
социальной помощи и др.
Поскольку образование, культура и наука остаются самыми престижными и
одновременно самыми бедными институтами общества, то представители других
институтов борются между собой за право диктовать им свою волю. Политики,
фонды, благотворительные организации, партии выступают в роли спонсоров,
промышленные корпорации подбирают себе кадры чуть ли не со школьной скамьи,
проводя рекламные кампании и организуя профессиональную ориентацию
школьников и студентов. В итоге институт образования становится ареной
состязаний между другими институтами общества.
Институциональная конкуренция может существовать в рамках одной и той
же сферы общества, между родственными институтами. Например, в культуре
подчас идет непримиримая борьба. Институт телевидения отбирает аудиторию
как минимум у трех институтов культуры – кино, театра и чтения.
Телевидение, киностудия и театр представляют собой разновидность социальной
организации, а чтение – социальной практики. У первых есть свои органы
управления, статьи финансирования, кафедры и вузы, газеты и журналы, а
чтение – это коллективная привычка образованных людей получать информацию,
сопереживая событиям и анализируя информацию. Хотя они все разные, между
ними могут существовать отношения не только взаимодополнения, но и взаимной
конкуренции.

Заключение

Социальный институт предстает перед нами гигантской социальной
системой, существующий исторически длительное время, удовлетворяющий
фундаментальные потребности общества, обладающей решительной силой и
моральным авторитетом, охватывающей большую совокупность явлений,
выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций,
социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агенств и т.д.)
которые, в свою очередь, имеют персонал, аппарат управления, особые
процедуры приема, закрепления и увольнения, многочисленные механизмы
социального контроля и т.п. Социальный институт – это приспособительное
устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших
потребностей и регулируемое сводом социальных норм.
Развитие социальных институтов осуществляется путем возникновения
новых социальных институтов и благодаря совершенствованию сложившихся
институтов. Это означает, что система социальных институтов, существующих в
обществе, постоянно находятся в изменении и самообновлении.

Список литературы

1. Социология. Учебное пособие. Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева и
др. – М., 1996.
2. Социология. Учебное пособие. Под ред. проф. В.И. Добронькова. – М.,
1999.
3. Добронькова В.И., Кравченко А.И. Социологические институты и процессы. -
М., 2000.
-----------------------
[1] Энциклопедический социологический словарь / Под общ. Ред. Г.В. Осипова
М., 1995 С.227





Реферат на тему: Социальные институты и организации

План:

1. Понятие "социальный институт".
2. Виды и функции социальных институтов.
3. Семья как важнейший социальный институт.

1. Понятие "социальный институт".

Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) --
это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной
деятельности людей. Термин "социальный институт" употребляется в самых
разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования,
здравоохранения, институт государства и т. д. Первое, чаще всего
употребляемое значение термина "социальный институт" связано с
характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации
общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и
стандартизации называется институционализацией.
Процесс институционализации включает в себя ряд моментов: 1) Одним из
необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая
социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную
деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных
потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в
воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения
между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает
подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности
для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать
свое существование и т.д. Возникновение определенных общественных
потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми
необходимыми моментами институционализации. 2) Социальный институт
образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений
конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и
другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их
взаимодействий. Социальные институты носят надиндивидуальный характер,
обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный
институт представляет собой самостоятельное общественное образование,
которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные
институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы,
характризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и
определенной изменчивостью их функций.
Что же это за системы? Каковы их основные элементы? Прежде всего, это
система ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения
людей и других элементов социокультурного процесса Эта система гарантирует
сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные
стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает
конфликты,
возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние
равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и
общества в целом. Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще
не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он
работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности,
были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму
социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных
элементов, формирования на их основе системы потребностей личности,
ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом
институционализации. 3) Третьим важнейшим элементом институционализации
является организационное оформление социального института. Внешне
социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений,
снабженных определенными материальными средствами и выполняющими
определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит
из определенной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала,
чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы,
министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей
деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями,
финансами и т. д.).
Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей
деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели,
набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На
основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального
института. Социальные институты - это организованные объединения людей
выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие
совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных
ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.


2 Виды и функции социальных институтов.

Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную
функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие
социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной
системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений
стремились как-то классифицировать их, представить в виде определенной
упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию
представила так называемая "институциональная школа". Представители
институциональной школы в социологии (СЛипсет; Д.Ландберг и др.) выделили
четыре основных функции социальных институтов:
1) Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту
функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты,
такие, как государство.
2) Социализация -- передача индивидам установленных в данном обществе
образцов поведения и способов деятельности - институты семьи, образования,
религии и др. 3) Производство и распределение. Обеспечиваются зкономическо-
социальными институтами управления и контроля - органы власти. 4) Функции
управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и
предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и
правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные
институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.
Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными
качествами: 1) Экономическо-социальные институты -собственность, обмен,
деньги, банки, хозяйственные объединения различном типа - обеспечивают всю
совокупность производства и распределения общественного богатства соединяя,
вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.
2) Политические институты - государство, партии, профсоюзы и другого рода
общественные организации, преследующие политические цели, направленные на
установление и поддержание определенной формы политической власти. Их
совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические
институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение
идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-
классовые структуры. 3) Социокультурные и воспитательные институты ставят
целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных
ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также
социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов
поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм. 4) Нормативно-
ориентирующие - механизмы морально-этической ориентации и регуляции
поведения индивидов. Их цель - придать поведению и мотивации нравственную
аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе
императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику
поведения. 5) Нормативно-санкционирующие - общественно-социальную регуляцию
поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических
и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной
силой государства и системой соответствующих санкций. 6) Церемониально-
символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты
основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по
договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы
регулируют повседневные
контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они
определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы
передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент
собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.
Нарушение нормативного взаимодействия с социальной, средой, в качестве
которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией
социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и
функционирования конкретного социального института является удовлетворение
той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания
общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может
возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят
адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных
институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С
содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей
деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального
престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в "символическую",
ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную на
достижение рациональной цели.
Одним из явных выражений дисфункции социального института является
персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно,
функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый
человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим
статусом, играет определенные роли. Персонализация социального института
означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными
потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в
зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.
Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни
стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности,
стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения
существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного
рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция
некоторых экономических институтов является причиной существования так
называемой "теневой экономики", выливается в спекуляцию, взяточничество,
кражи и т.п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого
социального института или же созданием нового социального института,
удовлетворяющего данную общественную потребность.
Исследователи выделяют две формы существования социальных институтов:
простую и сложную. Простые социальные институты - организованные
объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые
функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения
членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными
ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не
выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы
сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального
института.

3. Семья как важнейший социальный институт.

Классическим примером простого социального института является институт
семьи. А.Г.Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном
родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной
ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак.
Брак - зто исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной
и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их
половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и
обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему
отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но
и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует
рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то
есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих
функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи,
взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм,
подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и
негативных санкций.
Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность
которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи.
Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными
среди них являются следующие: 1) вступление в первый брак - образование
семьи; 2) начало деторождения - рождение первого ребенка; 3) окончание
деторождения - рождение последнего ребенка; 4) "пустое гнездо" - вступление
в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение
существования семьи - смерть одного из супругов. На каждом этапе семья
обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.
В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов
семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и
полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной
пары - мужа и жены, полигамная - как правило, мух имеет право иметь
несколько жен. В зависимости от структуры родственных связей выделяются
простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья
представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если
некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или
сложная, семья, включающая в себя два или более поколений.
Семья как социальный институт возникла с формированием общества.
Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-
нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного
партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми
руководствуются жена и муж, родители и дети и т. д., а также санкции за их
невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в
данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и
женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую
жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права
и обязанности.
На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и
женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и
родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы
поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С
возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой
характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не
только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне
социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение,
но и государственные органы.
Основная, первая функция семьи, как следует из определения
А.Г.Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство
населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в
личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд
других важных социальных функций:
а) воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание
культурного воспроизводства общества;
б) хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества,
уход за детьми и престарелыми членами семьи;
в) экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для
других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных
членов общества;
г) сфера первичного социального контроля - моральная регламентация
поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также
регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами,
родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;
д) духовного общения - развитие личностей членов семьи, духовное
взаимообогащение;
е) социально-статусная - предоставление определенного социального статуса
членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
ж) досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение
интересов;
з) эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной
поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая
терапия.
Для понимания семьи как социального института большое значение имеет
анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных
ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями
индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на
супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь,
брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший,
младший) и т. д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда
условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид
должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в
семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы
диктует ему то или иное поведение. Для того, чтобы сформулировать образ
своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других
в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы
семьи, вообще или в частности, главного распорядителя материального
достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность
той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми
качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому
статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных
условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также
имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная
с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без
особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как
этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл
роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое
положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его
роли.
Ролевые отношении в семье, образующиеся при выполнении определенных
функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом.
Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как: 1)
конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у
одного или нескольких членов семьи; 2) межролевой конфликт, при котором
противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из
разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных
семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и
родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли; 3)
внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя
противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают
чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль
женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье
(хозяйки, воспитательницы детей, ухода за членами семьи и т. д.) с
современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении
семьи материальными средствами.
Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в
социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего
статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна
способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди
предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим
освоением роли, связанные с такими осо-бенностями личностей супругов, как
недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к
исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например,
девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные
заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не
подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т.
д.
В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как
социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных
отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов,
в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при
которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж
был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал
экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых
подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддистской
культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности,
экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее
участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер
функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для
общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту
самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны,
усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое
поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.



Литература
1. Андреев Ю.П. Категория // Философские науки.1984.
№ 1.
2. Аникевич А. Г. Политическая власть: Вопросы методологии исследования,
Красноярск. 1986. Власть: Очерки современной политической философии
Запада. М., 1989.
3. Воучел Э.Ф. Семья и родство //Американская социология. М., 1972. С. 163
-- 173.
4. Земски М. Семья и личность. М., 1986.
5. Коэн Дж. Структура социологической теории. М., 1985.
6. Лейман И.И. Наука как социальный институт. Л., !971.
7. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и
методики. М., 1983.
8. Титмонас А. К вопросу о предпосылках институционализации науки
//Социологические проблемы науки. М., 1974.
9. Троц М. Социология образования //Американская социология. М., 1972. С.
174 -- 187.
10. Харчев Г.Г. Брак и семья в СССР. М., 1974.
11. Харчев А.Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М.,
1978.






Новинки рефератов ::

Реферат: Художественные стилевые направления в искусстве (Искусство и культура)


Реферат: Классификация политических режимов (Теория государства и права)


Реферат: Инновационный менеджмент (Менеджмент)


Реферат: Идеология власти средневекового Востока - общее и особенное (История)


Реферат: Понятие и виды политического режима (Политология)


Реферат: Проблемное обучение (Педагогика)


Реферат: Порівняльна характеристика система освіти України та Південної Кореї (Педагогика)


Реферат: КНИГА О НАМАЗЕ (Религия)


Реферат: Учреждения лишения свободы по новому уголовно-исполнительному законодательству (Уголовное право и процесс)


Реферат: Описание графического формата TGA (Компьютеры)


Реферат: Президент России и его правовой статус (Государство и право)


Реферат: Автоматизация расчета начислений заработной платы в строительном управлении N 151 (Программирование)


Реферат: Гражданский правой договор (Гражданское право и процесс)


Реферат: Рынок ценных бумаг (Финансы)


Реферат: Обучение общим методам решения задач (Педагогика)


Реферат: Учет основных средств и нематериальных активов в зарубежных странах (Англия, США) (Бухгалтерский учет)


Реферат: Автоматизация работы пользователя в среде MS Office (Программирование)


Реферат: Правовые основы взаимоотношений представительного и исполнительного органов местного самоуправления (Право)


Реферат: Большевики, упавшие с неба (Политология)


Реферат: Быт и культура народов Древнего Египта (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист